Предлог
- служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.
Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.
Предлоги выражают различные отношения:
- пространственные;
- временные;
- причинные.
Предлоги делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги
: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
Производные предлоги
образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.
Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.
- Предлоги:
- напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию;
- вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение ночи, сказать в заключение , в силу обстоятельств;
- благодаря дождю, несмотря на болезнь.
- Самостоятельные части речи:
- Наречие:
живу напротив , идти впереди , стоять возле , вымыть внутри , осмотрел кругом , наклеить вдоль , не было вблизи , жить согласно , оглянулся вокруг , иметь в виду - Имя существительное:
положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу . - Деепричастие:
благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.
- Наречие:
Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.
Примечание.
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми
(в, на, к, от, до, из, вопреки, после
и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными
(несмотря на, в заключение
и др.).
I.
Часть речи. Общее значение.
II.
Морфологический признак:
Неизменяемость
III.
Синтаксическая роль.
Союз
Союз
- служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).
Подчинительные
союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми:
а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто
и др., а союзы, состоящие из нескольких слов, составными:
в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что
и др.
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы делятся на три группы:
- Соединительные : и; да (в значении и); не только... но и; как... так и;
- Противительные : а; но; да (в значении но); однако же; зато;
- Разделительные : или; или... или; либо; то... то; не то... не то.
Части некоторых союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения.
Подчинительные союзы
Подчинительные союзы делятся на следующие группы:
- Причинные : потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;
- Целевые : чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;
- Временные : когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;
- Условные : если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;
- Сравнительные : как; будто; словно; как будто; точно и др.;
- Изъяснительные : что; чтобы; как и др.;
- Уступительные : несмотря на то что; хотя; как ни и др.
Морфологический разбор союза
I.
Часть речи. Общее значение.
II.
Морфологические признаки:
1)
Сочинительный или подчинительный;
2)
Неизменяемое слово.
III.
Синтаксическая роль.
Частица
Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.
Формообразующие частицы
К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
Частица бы (б)
может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами.
Отрицательные частицы
К отрицательным относятся частицы не
и ни
.
Частица не
может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.
Значение частицы не
- Отрицательное значение.
- всего предложения: Не спешите с ответом. Не бывать этому.
- отдельного слова: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.
- Положительное значение.
- Товарищ не мог не помочь мне.
Отрицательная частица ни может иметь, кроме отрицательного, другие значения.
Значение частицы ни
- Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
Ни с места! Вокруг ни души. - Усиление отрицания в предложениях с частицей ни
и со словом нет
.
Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика. - Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
Что ни (=всё ) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду ) посмотришь, везде поля и поля.
Модальные частицы
К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.
Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:
- Вопрос : ли, разве, неужели
- Указание : вот (а вот), вон (а вон)
- Уточнение : именно, как раз
- Выделение, ограничение : только, лишь, исключительно, почти
- Восклицание : что за, как
- Сомнение : вряд ли, едва ли
- Усиление : даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки
- Смягчение, требование : -ка
Морфологический разбор частицы
I.
Часть речи. Общее значение.
II.
Морфологические признаки:
1)
Разряд;
2)
Неизменяемое слово.
III.
Синтаксическая роль.
Междометие
Междометие
- особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.
Здравствуй, молодой литературовед! Хорошо, что ты решил читать сказку "Музыкант" Виталий Бианки в ней ты найдешь народную мудрость, которой назидаются поколениями. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Конечно же идея превосходства добра над злом не нова, конечно же о ней написано множество книг, но каждый раз убеждаться в этом все равно приятно. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Как очаровательно и проникновенно передавалась описание природы, мифических существ и быта народом из поколения в поколение. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Сказка "Музыкант" Виталий Бианки читать бесплатно онлайн безусловно необходимо не самостоятельно деткам, а в присутствии или под руководством их родителей.
С тарый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн!..»
Старик удивился:
«Кто же это в лесу на струне играет?»
А из лесу опять: «Дзенн!..» - да так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна запела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.
Замолк звук, - медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..»
Колхозник спросил старика:
Ну что, убил медведя?
Нет, - ответил старик.
Что ж так?
Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
« |
Главный герой рассказа В.Бианки «Музыкант» — старый охотник. У него есть увлечение – игра на скрипке. И хоть играл старик не очень хорошо, он не оставлял этого занятия, потому что любил музыку и был доволен тем, как он играет.
Однажды его знакомый сообщил, что в лесу видел медведя и посоветовал охотнику взяться за ружье. Старик отложил скрипку и с ружьем отправился в лес. После долгих поисков он решил отдохнуть на пенёчке. В лесу было тихо, и его внимание привлек странный звук, периодически раздававшийся с опушки. Охотник крадучись пошел на звук.
На опушке он увидел занятную картину: возле дерева, разбитого грозой в щепки, сидел тот самый медведь, которого он так долго выслеживал. Медведь занимался весьма необычным делом – он дергал лапой одну очень длинную щепку, и та начинала гудеть, подобно диковинному музыкальному инструменту. А медведь очень внимательно слушал звук, издаваемый щепкой, пока тот не стихал полностью. Потом о снова дергал щепку и снова слушал ее необычное звучание.
Вечером старый охотник, сидя возле своего дома, не играл на скрипке свои обычные мелодии, а дергал потихоньку одну и ту же струну и прислушивался к ее затихающему звону. Проходящий мимо знакомый поинтересовался у охотника, убил ли тот медведя? Охотник ответил, что не стал стрелять в такого же музыканта, как и он сам.
Таково краткое содержание рассказа.
Главный смысл рассказа «Музыкант» состоит в том, что человек, искренне любящий природу и мир, в котором он живет, никогда не будет понапрасну губить лесных обитателей, если те не несут угрозы окружающим. Рассказ В.Бианки «Музыкант» учит бережно относиться к лесным жителям и не охотиться на них без особой в том нужды.
В рассказе «Музыкант» мне понравился старый охотник, который увидел в лесном хозяине, медведе, родственную душу музыканта и не стал его убивать. У главного героя рассказа, всю жизнь занимавшегося охотой, тем не менее сохранилась добрая душа, не позволившая причинить зло медведю-музыканту.
Какие пословицы подходят к рассказу «Музыкант»?
Не храбрись, идя на медведя, а храбрись при медведе.
Под хорошую музыку и медведи пляшут.
Добрым быть — добрым и слыть.
Цели :
Обучающие:
- Формирование навыка правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения.
- Учить составлять план.
Познавательные:
- Познакомить с творчеством В.В.Бианки и его рассказом «Музыкант».
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать любовь к животным.
Оборудование : учебник, портрет В.В.Бианки, выставка книг писателя.
План урока:
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания: стр. 141, вопрос 4.
- Подготовительная работа: ознакомительная беседа с биографией и творчеством писателя; словарная работа.
- Первичное чтение рассказа В.В.Бианки «Музыкант» (читает учитель).
- Проверка общего понимания содержания детьми и эмоционального восприятия произведения (2-3 вопроса).
- Чтение текста по частям детьми; смысловой и языковой анализ каждой части.
- Физкультминутка.
- Составление плана.
- Обобщающая беседа по всему произведению.
- Чтение текста целиком детьми.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Стр.141 вопрос 4.
3. Подготовительная работа.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним детским писателем – Виталием Валентиновичем Бианки. По профессии В.В.Бианки – потомственный биолог, т.е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В.В. Бианки родился в 1894 году. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Автор с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. Его творчество сложилось из многих произведений. Ребята, а какие вы читали рассказы и сказки В.Бианки? (Ответы учащихся). Правильно, молодцы. Еще В.В.Бианки написал такое большое произведение, как «Лесная газета». А сегодня мы будем читать рассказ В.В.Бианки – «Музыкант», который расскажет нам о старом медвежатнике, т.е. человек, который занимается охотой на медведя.
4. Первичное чтение.
5. Проверка общего понимания содержания.
Учитель. Вы прослушали внимательно рассказ, а теперь ответьте на вопросы:
- Понравился ли вам рассказ? (ответы детей ).
- Кто является главным героем произведения? (старый медвежатник и медведь ).
6. Чтение текста по частям.
Дети читают рассказ по частям. После каждой части идет анализ.
Учитель . Итак, ребята, чем занимался старый медвежатник? (Он пиликал на скрипке).
Как вы понимаете – «пиликал на скрипке»? (Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; плохо играешь).
Где сидел старый медвежатник? (на завалинке).
Как вы понимаете - «завалинка»? Найдите объяснение этого слова на стр. 215. (Завалинка – это земляная насыпь с внешней стороны дома).
Кто проходил мимо старика? (знакомый колхозник).
Объясните значение слова « колхозник». (ответы детей).
Найдите в тексте слова, которые сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.).
Дети читают вторую часть.
Учитель . Что сделал старик после совета колхозника? (Отложил скрипку, расспросил, взял ружье и пошел в лес.).
Чем занимался старик в лесу? (искал медведя).
Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его.)
Что сделал старик после долгих поисков? (Он сел отдохнуть.)
Дети читают третью часть.
Учитель. Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»).
Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)
Найдите в тексте слова, которые говорят нам о том, как звучал звук, который услышал старик? (звонко, ласково).
Откуда слышался звук? (Звук слышался с опушки.)
Как вы понимаете слово – «опушка»? (Ответы детей). Опушка – это край леса.
Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)
Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.)
Учитель. Когда снова произошла встреча колхозника и старого медвежатника? (вечером).
Как старик вспоминал встречу в лесу? (Он дергал струну и она пела «Дзенн».)
Почему старик не убил медведя? (Он такой же музыкант, как и сам старик.)
7. Физкультминутка.
8. Составление плана. Запись на доске и в тетрадях .
Учитель. А сейчас составим план рассказа: разобьем его на части и озаглавим каждую из них. Для этого еще раз прочитаем текст. Дети читают текст по смысловым частям.
Учитель. Как можно озаглавить эту часть? (Разговор с колхозником. Старый медвежатник и колхозник.)
Учитель. Дети, кто подобрал название этой части рассказа? (Охота на медведя.)
А какой строчкой из текста можно озаглавить эту часть? (В лесу старик долго искал медведя.)
Учитель. Как мы назовем третью часть рассказа? (Медведь – музыкант.)
Учитель. Дети, как можно озаглавить последнюю часть? (Рассказ старика о медведе.)
А можно назвать «Лесной музыкант»? (Да.)
Итак, ребята, сколько частей у нас получилось? (четыре).
Как мы их озаглавили?
- Старый медвежатник и колхозник.
- В лесу старик долго искал медведя.
- Игра медведя на разбитом грозою дереве.
- Лесной музыкант
9. Обобщающая беседа.
Учитель. Ребята, вот мы с вами прочитали рассказ В.В.Бианки «Музыкант». Так что же хотел нам сказать писатель? (Что нельзя убивать животных.)
А почему нельзя убивать животных, а надо их беречь? (Потому что они похожи на людей, животные даже могут создавать музыку.)
Дети, об этом надо помнить всегда, и когда вы вырастите, то не причиняйте животным вреда, а охраняйте их.
10. Чтение текста целиком.
11. Подведение итога урока.
12. Домашнее задание.
Учитель. К следующему уроку надо будет подготовить пересказ по плану, который вы записали.
Карельская народная сказка для детей в пересказе Э. Паперной с рисунками иллюстрациями С.Рудакова. Сказка как веселый и хитрый Матти победил медведя.
Медведь музыкант
Жили старик со старухой. Бы-ло у них два сы-на. Старшего звали Тойво-неулыба. Хороший он был, работящий, только уж очень хму-рый. Никогда не засмеется, никогда не запоет, одно знает - трубку курит, пыхтит. Рыбу на озере ловит - молчит, сосну в лесу рубит - молчит, лыжи мастерит - молчит.
Вот он какой был, Тойво-неулыба!
А младше-го звали Матти-весельчак. Хороший он был парень - песни поет, разго-варивает - весело смеется.
Умел он и на гусельках-кантеле играть. Как начнет струны пощипывать, как заиграет плясовую - никто на месте не устоит, сами собой ноги в пляс идут.
Вот он какой был, Матти-весельчак!
Поехал раз Тойво-неулыба в лес по дрова. Отвел сани в сторонку, закурил трубочку, выбрал сосну хорошую и давай рубить. Пошел по лесу стук да треск. А возле той сосны медвежья берлога была.
Проснулся хозяин-медведь:
Это кто стучит, мне спать не дает?
Вылез из берлоги, глядит: парень работает, сосну рубит, щепки из-под топора во все стороны летят. Ух, рассердился медведь!
- Ты зачем в моем лесу стучишь, спать мне не даешь? Тьфу, тьфу - табаком лесной воздух портишь! Вон!
Да как хватит парня лапой. У того только куртка затрещала. Выронил Тойво топор, покатился по снегу, перекувырнулся да прямо в сани и свалился. Испугалась лошадь, дернула, и понеслись сани по суг-ро-бам, по пням, по по-лям, да и вы-вез-ли Той-во из ле-су. Вот оно как было!
Приехал Тойво-неулыба домой - ни дров, ни топора, куртка разорвана и сам еле жив. Ну да что поделаешь! А дрова-то нужны, печку топить нечем.
Вот поехал в лес Матти-весельчак. Взял топор да кантеле. Едет - играет и песню поет. Приезжает Матти в лес и видит: стоит сосна, с одного боку надрублена, а рядом на снегу топор лежит. Эге, да здесь Тойво рубил! Отвел сани в сторонку, поднял топор, собрался сосну рубить, да раздумал.
- Дай-ка сначала на кантеле поиграю - веселей работа пойдет!
Вот он какой был, Матти-весельчак! Сел на пенек да и заиграл. Пошел по лесу звон. Проснулся хозяин-медведь:
- Кто это звенит, мне уши щекочет?
Вылез из берлоги, видит: парень на кантеле играет, шапка на затылке, щеки румяные, глаза веселые, а сам песню поет. Запросились у медведя ноги в пляс. Заплясал медведь, затопал, заревел:
- Ух, ух, ух, ух!
Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит:
Эй, парень, научи меня на кантеле играть. Вот бы медвежата мои заплясали!
- Можно, - говорит Матти-весельчак, - отчего не научить!
Сунул медведю кантеле в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам, ох как худо играет!
- Нет, - говорит Матти, - плохо ты играешь. Надо тебе лапы тоньше сделать.
Повел он медведя к толстой ели, расщепил ее топором и в щель клин вставил:
- Ну-ка, хозяин, сунь лапы да держи, пока я не скажу. Сунул медведь лапы в щель, а Матти топором по клину как стукнет! Вылетел клин - медведю лапы-то и прищемило. Заревел медведь, а Мат-ти смеется:
- Терпи, терпи, пока лапы тоньше не станут. Без муки нет науки!
- Не хочу играть! - ревет медведь. - Ну тебя с кантеле твоим, отпусти ты меня домой!
- А будешь людей пугать? Будешь из лесу гнать?
- Не буду, ревет медведь, только отпусти!
Загнал Матти клин в щель, вытащил медведь лапы и скорей в берлогу свою забрался. А Матти-весельчак нагрузил полные сани сосновых дров, взял в руки кантеле и поехал из лесу. Едет и песню поет.
Вот он какой, Матти-весельчак! Стали с тех пор люди без опаски в лес за дровами ездить.