Музыкант старый медвежатник. Маленькие рассказы: Музыкант

Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.
Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.
Предлоги выражают различные отношения:

  1. пространственные;
  2. временные;
  3. причинные.
Непроизводные и производные предлоги

Предлоги делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги : без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.

Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.

  1. Предлоги:
    • напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию;
    • вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение ночи, сказать в заключение , в силу обстоятельств;
    • благодаря дождю, несмотря на болезнь.
  2. Самостоятельные части речи:
    • Наречие:
      живу напротив , идти впереди , стоять возле , вымыть внутри , осмотрел кругом , наклеить вдоль , не было вблизи , жить согласно , оглянулся вокруг , иметь в виду
    • Имя существительное:
      положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу .
    • Деепричастие:
      благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.

Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.

Примечание.
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на, в заключение и др.).

Морфологический разбор предлога

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак:
Неизменяемость
III. Синтаксическая роль.

Союз

Союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).

Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др., а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы делятся на три группы:

  1. Соединительные : и; да (в значении и); не только... но и; как... так и;
  2. Противительные : а; но; да (в значении но); однако же; зато;
  3. Разделительные : или; или... или; либо; то... то; не то... не то.

Части некоторых союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения.

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

  1. Причинные : потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;
  2. Целевые : чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;
  3. Временные : когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;
  4. Условные : если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;
  5. Сравнительные : как; будто; словно; как будто; точно и др.;
  6. Изъяснительные : что; чтобы; как и др.;
  7. Уступительные : несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Морфологический разбор союза

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Сочинительный или подчинительный;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Частица

Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.

Формообразующие частицы

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами.

Отрицательные частицы

К отрицательным относятся частицы не и ни .
Частица не может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.

Значение частицы не

  1. Отрицательное значение.
    • всего предложения: Не спешите с ответом. Не бывать этому.
    • отдельного слова: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.
  2. Положительное значение.
    • Товарищ не мог не помочь мне.

Отрицательная частица ни может иметь, кроме отрицательного, другие значения.

Значение частицы ни

  1. Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
    Ни с места! Вокруг ни души.
  2. Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет .
    Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.
  3. Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
    Что ни (=всё ) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду ) посмотришь, везде поля и поля.

Модальные частицы

К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.

Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:

  1. Вопрос : ли, разве, неужели
  2. Указание : вот (а вот), вон (а вон)
  3. Уточнение : именно, как раз
  4. Выделение, ограничение : только, лишь, исключительно, почти
Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:
  1. Восклицание : что за, как
  2. Сомнение : вряд ли, едва ли
  3. Усиление : даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки
  4. Смягчение, требование : -ка

Морфологический разбор частицы

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Разряд;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Междометие

Междометие - особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.

Здравствуй, молодой литературовед! Хорошо, что ты решил читать сказку "Музыкант" Виталий Бианки в ней ты найдешь народную мудрость, которой назидаются поколениями. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Конечно же идея превосходства добра над злом не нова, конечно же о ней написано множество книг, но каждый раз убеждаться в этом все равно приятно. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Как очаровательно и проникновенно передавалась описание природы, мифических существ и быта народом из поколения в поколение. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Сказка "Музыкант" Виталий Бианки читать бесплатно онлайн безусловно необходимо не самостоятельно деткам, а в присутствии или под руководством их родителей.

С тарый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.

В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился:

«Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» - да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, - медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..»

Колхозник спросил старика:

Ну что, убил медведя?

Нет, - ответил старик.

Что ж так?

Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.


«

Главный герой рассказа В.Бианки «Музыкант» — старый охотник. У него есть увлечение – игра на скрипке. И хоть играл старик не очень хорошо, он не оставлял этого занятия, потому что любил музыку и был доволен тем, как он играет.

Однажды его знакомый сообщил, что в лесу видел медведя и посоветовал охотнику взяться за ружье. Старик отложил скрипку и с ружьем отправился в лес. После долгих поисков он решил отдохнуть на пенёчке. В лесу было тихо, и его внимание привлек странный звук, периодически раздававшийся с опушки. Охотник крадучись пошел на звук.

На опушке он увидел занятную картину: возле дерева, разбитого грозой в щепки, сидел тот самый медведь, которого он так долго выслеживал. Медведь занимался весьма необычным делом – он дергал лапой одну очень длинную щепку, и та начинала гудеть, подобно диковинному музыкальному инструменту. А медведь очень внимательно слушал звук, издаваемый щепкой, пока тот не стихал полностью. Потом о снова дергал щепку и снова слушал ее необычное звучание.

Вечером старый охотник, сидя возле своего дома, не играл на скрипке свои обычные мелодии, а дергал потихоньку одну и ту же струну и прислушивался к ее затихающему звону. Проходящий мимо знакомый поинтересовался у охотника, убил ли тот медведя? Охотник ответил, что не стал стрелять в такого же музыканта, как и он сам.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Музыкант» состоит в том, что человек, искренне любящий природу и мир, в котором он живет, никогда не будет понапрасну губить лесных обитателей, если те не несут угрозы окружающим. Рассказ В.Бианки «Музыкант» учит бережно относиться к лесным жителям и не охотиться на них без особой в том нужды.

В рассказе «Музыкант» мне понравился старый охотник, который увидел в лесном хозяине, медведе, родственную душу музыканта и не стал его убивать. У главного героя рассказа, всю жизнь занимавшегося охотой, тем не менее сохранилась добрая душа, не позволившая причинить зло медведю-музыканту.

Какие пословицы подходят к рассказу «Музыкант»?

Не храбрись, идя на медведя, а храбрись при медведе.
Под хорошую музыку и медведи пляшут.
Добрым быть — добрым и слыть.

Цели :

Обучающие:

  • Формирование навыка правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения.
  • Учить составлять план.

Познавательные:

  • Познакомить с творчеством В.В.Бианки и его рассказом «Музыкант».

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать любовь к животным.

Оборудование : учебник, портрет В.В.Бианки, выставка книг писателя.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания: стр. 141, вопрос 4.
  3. Подготовительная работа: ознакомительная беседа с биографией и творчеством писателя; словарная работа.
  4. Первичное чтение рассказа В.В.Бианки «Музыкант» (читает учитель).
  5. Проверка общего понимания содержания детьми и эмоционального восприятия произведения (2-3 вопроса).
  6. Чтение текста по частям детьми; смысловой и языковой анализ каждой части.
  7. Физкультминутка.
  8. Составление плана.
  9. Обобщающая беседа по всему произведению.
  10. Чтение текста целиком детьми.
  11. Подведение итогов урока.
  12. Задание на дом.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

Стр.141 вопрос 4.

3. Подготовительная работа.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним детским писателем – Виталием Валентиновичем Бианки. По профессии В.В.Бианки – потомственный биолог, т.е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В.В. Бианки родился в 1894 году. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Автор с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. Его творчество сложилось из многих произведений. Ребята, а какие вы читали рассказы и сказки В.Бианки? (Ответы учащихся). Правильно, молодцы. Еще В.В.Бианки написал такое большое произведение, как «Лесная газета». А сегодня мы будем читать рассказ В.В.Бианки – «Музыкант», который расскажет нам о старом медвежатнике, т.е. человек, который занимается охотой на медведя.

4. Первичное чтение.

5. Проверка общего понимания содержания.

Учитель. Вы прослушали внимательно рассказ, а теперь ответьте на вопросы:

  1. Понравился ли вам рассказ? (ответы детей ).
  2. Кто является главным героем произведения? (старый медвежатник и медведь ).

6. Чтение текста по частям.

Дети читают рассказ по частям. После каждой части идет анализ.

Учитель . Итак, ребята, чем занимался старый медвежатник? (Он пиликал на скрипке).

Как вы понимаете – «пиликал на скрипке»? (Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; плохо играешь).

Где сидел старый медвежатник? (на завалинке).

Как вы понимаете - «завалинка»? Найдите объяснение этого слова на стр. 215. (Завалинка – это земляная насыпь с внешней стороны дома).

Кто проходил мимо старика? (знакомый колхозник).

Объясните значение слова « колхозник». (ответы детей).

Найдите в тексте слова, которые сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.).

Дети читают вторую часть.

Учитель . Что сделал старик после совета колхозника? (Отложил скрипку, расспросил, взял ружье и пошел в лес.).

Чем занимался старик в лесу? (искал медведя).

Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его.)

Что сделал старик после долгих поисков? (Он сел отдохнуть.)

Дети читают третью часть.

Учитель. Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»).

Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)

Найдите в тексте слова, которые говорят нам о том, как звучал звук, который услышал старик? (звонко, ласково).

Откуда слышался звук? (Звук слышался с опушки.)

Как вы понимаете слово – «опушка»? (Ответы детей). Опушка – это край леса.

Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)

Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.)

Учитель. Когда снова произошла встреча колхозника и старого медвежатника? (вечером).

Как старик вспоминал встречу в лесу? (Он дергал струну и она пела «Дзенн».)

Почему старик не убил медведя? (Он такой же музыкант, как и сам старик.)

7. Физкультминутка.

8. Составление плана. Запись на доске и в тетрадях .

Учитель. А сейчас составим план рассказа: разобьем его на части и озаглавим каждую из них. Для этого еще раз прочитаем текст. Дети читают текст по смысловым частям.

Учитель. Как можно озаглавить эту часть? (Разговор с колхозником. Старый медвежатник и колхозник.)

Учитель. Дети, кто подобрал название этой части рассказа? (Охота на медведя.)

А какой строчкой из текста можно озаглавить эту часть? (В лесу старик долго искал медведя.)

Учитель. Как мы назовем третью часть рассказа? (Медведь – музыкант.)

Учитель. Дети, как можно озаглавить последнюю часть? (Рассказ старика о медведе.)

А можно назвать «Лесной музыкант»? (Да.)

Итак, ребята, сколько частей у нас получилось? (четыре).

Как мы их озаглавили?

  1. Старый медвежатник и колхозник.
  2. В лесу старик долго искал медведя.
  3. Игра медведя на разбитом грозою дереве.
  4. Лесной музыкант

9. Обобщающая беседа.

Учитель. Ребята, вот мы с вами прочитали рассказ В.В.Бианки «Музыкант». Так что же хотел нам сказать писатель? (Что нельзя убивать животных.)

А почему нельзя убивать животных, а надо их беречь? (Потому что они похожи на людей, животные даже могут создавать музыку.)

Дети, об этом надо помнить всегда, и когда вы вырастите, то не причиняйте животным вреда, а охраняйте их.

10. Чтение текста целиком.

11. Подведение итога урока.

12. Домашнее задание.

Учитель. К следующему уроку надо будет подготовить пересказ по плану, который вы записали.

Карельская народная сказка для детей в пересказе Э. Паперной с рисунками иллюстрациями С.Рудакова. Сказка как веселый и хитрый Матти победил медведя.

Медведь музыкант

Жили старик со старухой. Бы-ло у них два сы-на. Старшего звали Тойво-неулыба. Хороший он был, работящий, только уж очень хму-рый. Никогда не засмеется, никогда не запоет, одно знает - трубку курит, пыхтит. Рыбу на озере ловит - молчит, сосну в лесу рубит - молчит, лыжи мастерит - молчит.
Вот он какой был, Тойво-неулыба!

А младше-го звали Матти-весельчак. Хороший он был парень - песни поет, разго-варивает - весело смеется.
Умел он и на гусельках-кантеле играть. Как начнет струны пощипывать, как заиграет плясовую - никто на месте не устоит, сами собой ноги в пляс идут.
Вот он какой был, Матти-весельчак!

Поехал раз Тойво-неулыба в лес по дрова. Отвел сани в сторонку, закурил трубочку, выбрал сосну хорошую и давай рубить. Пошел по лесу стук да треск. А возле той сосны медвежья берлога была.
Проснулся хозяин-медведь:

Это кто стучит, мне спать не дает?
Вылез из берлоги, глядит: парень работает, сосну рубит, щепки из-под топора во все стороны летят. Ух, рассердился медведь!
- Ты зачем в моем лесу стучишь, спать мне не даешь? Тьфу, тьфу - табаком лесной воздух портишь! Вон!

Да как хватит парня лапой. У того только куртка затрещала. Выронил Тойво топор, покатился по снегу, перекувырнулся да прямо в сани и свалился. Испугалась лошадь, дернула, и понеслись сани по суг-ро-бам, по пням, по по-лям, да и вы-вез-ли Той-во из ле-су. Вот оно как было!

Приехал Тойво-неулыба домой - ни дров, ни топора, куртка разорвана и сам еле жив. Ну да что поделаешь! А дрова-то нужны, печку топить нечем.

Вот поехал в лес Матти-весельчак. Взял топор да кантеле. Едет - играет и песню поет. Приезжает Матти в лес и видит: стоит сосна, с одного боку надрублена, а рядом на снегу топор лежит. Эге, да здесь Тойво рубил! Отвел сани в сторонку, поднял топор, собрался сосну рубить, да раздумал.
- Дай-ка сначала на кантеле поиграю - веселей работа пойдет!

Вот он какой был, Матти-весельчак! Сел на пенек да и заиграл. Пошел по лесу звон. Проснулся хозяин-медведь:
- Кто это звенит, мне уши щекочет?

Вылез из берлоги, видит: парень на кантеле играет, шапка на затылке, щеки румяные, глаза веселые, а сам песню поет. Запросились у медведя ноги в пляс. Заплясал медведь, затопал, заревел:
- Ух, ух, ух, ух!

Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит:

Эй, парень, научи меня на кантеле играть. Вот бы медвежата мои заплясали!
- Можно, - говорит Матти-весельчак, - отчего не научить!

Сунул медведю кантеле в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам, ох как худо играет!
- Нет, - говорит Матти, - плохо ты играешь. Надо тебе лапы тоньше сделать.
Повел он медведя к толстой ели, расщепил ее топором и в щель клин вставил:
- Ну-ка, хозяин, сунь лапы да держи, пока я не скажу. Сунул медведь лапы в щель, а Матти топором по клину как стукнет! Вылетел клин - медведю лапы-то и прищемило. Заревел медведь, а Мат-ти смеется:
- Терпи, терпи, пока лапы тоньше не станут. Без муки нет науки!
- Не хочу играть! - ревет медведь. - Ну тебя с кантеле твоим, отпусти ты меня домой!
- А будешь людей пугать? Будешь из лесу гнать?
- Не буду, ревет медведь, только отпусти!

Загнал Матти клин в щель, вытащил медведь лапы и скорей в берлогу свою забрался. А Матти-весельчак нагрузил полные сани сосновых дров, взял в руки кантеле и поехал из лесу. Едет и песню поет.
Вот он какой, Матти-весельчак! Стали с тех пор люди без опаски в лес за дровами ездить.