На каком языке говорили адам и ева. Единый праязык человечества: научная гипотеза или ветхозаветная легенда о «вавилонском смешении языков

11. БЫЛ ЛИ У ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЕДИНЫЙ ПРАЯЗЫК?

Очень многие лингвисты, основываясь на своих теоретических схемах, уверяют: да, такой язык был! Концепция единого праязыка человечества, пытающаяся подкрепить данными лингвистики ветхозаветную легенду о «вавилонском смешении языков», в последнее время стала популярной.

Однако очевидно, что данный вопрос выходит за рамки одной лингвистики. Он не может быть удовлетворительно решён без привлечения данных других наук. Другими словами, прежде чем утвердительно ответить на вопрос о существовании праязыка всех людей, необходимо понять, что представляло собой древнейшее человечество. Отвечало ли оно когда-нибудь тем условиям, в которых только и возможно существование общего для всех языка?

Человек разумный, Homo sapiens, сформировался как вид около 200 тыс. лет назад. Палеоантропологи обнаружили древнейшие известные на сегодня останки человека современного вида в Эфиопии (Homo sapiens idaltu). Их возраст определяется в 165–190 тыс. лет. По-видимому, довольно долгое время Homo sapiens если и выходил за пределы африканского континента, то редко и случайно. Его выселившиеся «колонии» долго не протягивали. Да и в Африке популяция Homo sapiens оставалась локальной и немногочисленной. Здесь он ещё не мог до конца вытеснить других представителей рода Homo («человек родезийский», относимый к виду Homo erectus, вымер всего 30 тыс. лет назад).

Если и могли все люди Земли разговаривать на одном языке, то это было только на самой заре человеческой истории, когда их было немного и они жили на строго ограниченной территории. Но, по-видимому, уже африканский период жизни Homo sapiens не вполне отвечал этим условиям. Маленькие общины охотников и собирателей, разбросанные на площади в несколько миллионов кв. км (Восточная Африка больше всей Европы), - как они могли в течение десятков тысяч лет сохранять один язык? Для этого нужно допустить, что язык человека тоща эволюционировал на порядки медленнее, чем в историческое время. А это возможно только при крайней примитивности вербальной коммуникации или даже её полном отсутствии. То есть придётся считать раннего Homo sapiens идиотом, не способным к членораздельной речи. Есть ли для этого основания? Никаких.

Около 70 тыс. лет назад, по современным данным, группа Homo sapiens, давшая начало всем неафриканцам, прошла из Африки в Азию. Популяция людей, совершившая эту миграцию, возможно, говорила на одном языке. Однако через несколько тысяч лет она неминуемо должна была распасться на несколько народов, чему способствовало её расселение. Уже 40 тыс. лет назад человек разумный обнаруживается на огромном пространстве Евразии: от Палестины до Индонезии, от Испании до Алтая. Древние Homo sapiens могли пройти из Африки не через Синайский перешеек, а переплыв узкий Баб-эль-Мандебский пролив, отделяющий Африку от Аравии. Ну а если они использовали оба этих пути, то очевидно, что первые Homo sapiens, вышедшие из Африки, уже говорили на разных языках.

Первые гипотезы единого праязыка датировали его распад на праязыки современных макросемей примерно 15 000 лет назад. В результате исходный праязык оказывался неправдоподобно молодым в сравнении с возрастом человечества. Это, правда, совпадало с принятой датой окончания последнего ледникового периода, но никоим образом не стыковалось с данными о намного более раннем расселении Homo sapiens по Земле.

Первая волна критики на праязыковую теорию обрушилась со стороны специалистов по австралийским «аборигенам». Если люди, как всегда предполагалось, впервые заселили Австралию около 30–25 тыс. лет назад (теперь считается, что намного раньше), а впоследствии оказались в изоляции, то как их языки могут восходить к единому праязыку, разделившемуся намного позже этого времени?

С.А. Старостин отвечает: у современных языков австралийских «аборигенов» был свой праязык! Старостин даже называет время его распада: VI–V тысячелетия до н. э. «Современные австралийские языки, - говорит он, - являются результатом экспансии какой-то одной более поздней ветки. Даже если там были распространены до этого разные языки и языковые семьи, то всё это “затёрто” более поздней волной эмиграции». Кроме того, как мы покажем в дальнейшем, представление об «одномоментном» заселении древней Австралии и последующей длительной изоляции этого континента от остального мира нуждается в пересмотре. Подлинная картина была сложнее. Впрочем, Старостин, похоже, тоже упрощает сё, так как большинство лингвистов насчитывает в Австралии до 28 языковых семей.

Приходится признать недостаточность палеолингвистических методов для воссоздания картины прошлого человечества. «Любимый мой пример - это китайский… - говорит Старостин. - Протокитайский язык, который реконструируется на основании сравнения современных диалектов, это язык самой глубокой эпохи Хань, II–I века до н. э. Глубже современные диалекты не дают никакого основания идти… А при этом мы имеем письменные памятники гораздо более раннего времени, начиная с XIV–X веков до н. э., имеем и классическую философию, и литературу. Всё это гораздо более раннее, то есть типичный пример того, как более поздняя экспансия, политическая в данном случае, неоднократно “затирала” предшествующие языковые слои… Возьмем романогерманскую, собственно романскую историю. Все современные романские языки восходят к вульгарной латыни, к языку V–VI веков н. э. А мы же знаем историю латыни гораздо более глубокую… В случае с латынью мы знаем, что раньше были оскские, умбрские, венетский, родственные латыни, и тогда от них не осталось ни следа, и более того, все современные потомки латыни восходят к довольно позднему состоянию латыни».

Итак, любой праязык тоже обязан иметь свою предысторию, своих предшественников, которые тоже были живыми разговорными языками. Они непременно имели «потомков». У них было своё разросшееся «древо языков», впоследствии засохшее. Праязык предстаёт в этом случае не более чем единственной выжившей веточкой этого «древа». Праязык не мог существовать в неизменном виде десятки тысяч лет. Кроме того, не следует забывать и о том, что праязыковая реконструкция - это гипотеза, сама ещё нуждающаяся в доказательствах. Если она даёт удовлетворительные результаты для ближайших 5–6 тыс. лет, то для более отдалённого времени она, похоже, перестаёт действовать.

Критики единодушно считают, что праязыковые модели отражают языковую реальность только на уровне семей и не ранее V тысячелетия до н. э. Все попытки проследить с помощью методов праязыковой реконструкции отдалённое родство языковых семей не отвечают требованиям строгого научного анализа. Это заметно и по результатам, которые часто выглядят фантастическими. Например, фонетика, включающая… одни согласные звуки! Вот мнение одного из реконструкторов «бореального праязыка» (якобы общего предка индоевропейской, алтайской, уральской и ряда мелких языковых семей): «Частей речи как таковых в бореальном праязыке не было, морфология в её современном понимании отсутствовала, единственным видом словообразования было корнесложение». Но ведь на таком примитивном уровне не находится ни один из известных языков Земли!

Всё это, конечно, не означает, что поисков в этом направлении не нужно вести. Все подобные попытки, до поры неудачные, способны расширить наше знание о прошлом человечества. Любая наука двигается методом проб и ошибок. Но всё-таки если и был единый праязык всего человечества, то он, конечно, должен был предшествовать самому древнейшему разделению людей - расовому.

Очень интересно, однако, что отсутствие у человечества, по крайней мере последние 70 тыс. лет, единого языка вовсе не исключает того, что все нынешние языки могут происходить от одного языка! Это же разные вещи - исторически единый язык человечества и единый предок современных языков! Иными словами: утверждать, что все известные языки произошли от одного праязыка, - вовсе не то же самое, что утверждать, будто все люди Земли в далёком прошлом говорили па этом праязыке! Вспомним о «затирании» ранних языков более поздними.

Но сама гипотеза об общем праязыке, по-видимому, в свою очередь основана на логической неточности. Из того факта, что древнейшие прослеживаемые истоки всех известиях языков простираются пе дальше 20 000 лет назад, совсем не следует, что все эти истоки восходят к одному-единственному праязыку. Правдоподобнее допустить, что они всё-таки исходят из разных праязыков.

Верна или не верна теория общего праязыка, по если верна датировка всех современных языков как возникших не позднее 20 000 лет назад, то из этого следует неожиданный вывод. Если главный признак этноса - язык, то, строго говоря, коренных, или автохтонных, народов почти нигде на Земле быть не может! Ведь люди заселили все пригодные для обитания уголки Земли (за исключением океанских островов и приполярных областей) не позднее 30 000 лет назад! Правда, в одном из последних интервью Старостин датировал распад «общечеловеческого» праязыка уже не 15, а 50 тыс. лет назад…

Но и с антропологической точки зрения «коренные» и «чистокровные» народы встречаются па Земле только как редкое исключение из правил. Вспомним: коренной народ - это предыдущий завоеватель! Ведь даже первое заселение любой территории не могло быть одномоментным. Оно неизбежно состояло из нескольких волн миграций, в ходе которых последующие пришельцы всегда теснили ранее пришедших и смешивались с ними.

Вот мы и дошли до истоков рода человеческого. Мы поставили ряд теоретических вопросов, без чего наши дальнейшие экскурсы в историю оказались бы бесполезными, и рассмотрели несколько практических вопросов истории миграций. Теперь начнём раскручивать историческую спираль в обратную сторону - к нашему времени.


| |

Что представляла собой речь апостолов, когда на них сошел Святой Дух и они заговорили «языками»? Были ли это многие иностранные языки или некий общий праязык, который, по Библии, утратили строители вавилонской башни? Какие знания (или предположения) есть у лингвистической науке о едином праязыке? Мнение Якова Георгиевича ТЕСТЕЛЬЦА, профессора Института лингвистики РГГУ. Сошествие Святого Духа. Маэста, алтарь сиенского кафедрального собора, оборотная сторона, Дуччо ди Буонинсенья, 1308-1311гг.

— Рассказ из второй главы «Деяний Апостолов» традиционно сопоставляется с рассказом одиннадцатой главы книги Бытия о строительстве вавилонской башни, в результате которой Бог сделал так, чтобы люди заговорили на разных языках и «один не понимал речи другого». Исследователи предполагают, что под башней имелось в виду храмовое здание типа огромного зиккурата, посвященного вавилонскому богу Мардуку.

Смысл противопоставления ясен: Дух побеждает последствия древней языческой горды-ни, преодолевает чуждость и разделение: люди, говорящие на разных языках, вновь чу-десным образом понимают друг друга.

Список, который приводит автор «Деяний», включает народы, говорившие на языках нескольких семей. Например, парфяне и мидийцы говорили на диалектах древнеперсидского языка, относящегося к индоевропейской семье - той самой, к другим ветвям которой относились латинский и греческий. Жители Месопотамии, иудеи и арабы говорили на семитских языках; язык египтян, предок коптского, был отдаленно родственен семитским и представлял собой особую ветвь афразийской макросемьи. Эламиты говорили на эламском языке, родственные связи которого до сих пор не выяснены.

Профессиональные лингвисты вовсе не рассматривают языковое разнообразие как бедствие или наказание, - точно так же как биологам было бы странно жаловаться на разно-образие видов. Наоборот, лингвисты торопятся, пока еще возможно, изучить и описать исчезающие языки. Языки, хотя они живут гораздо дольше людей, тоже умирают, и эпоха глобализации сопровождается их массовым исчезновением. Из приблизительно 5000 языков, на которых говорит сейчас население Земли, по неутешительным прогнозам, через 50 лет останется не больше половины. Подавляющее большинство языков мира - это языки небольших народов, бесписьменные, они не обладают высоким престижем и используются только в быту. Люди, говорящие на этих языках, обычно не ценят их и даже рассматривают как помеху в получении образования и в карьере. Однако исчезновение любого языка, даже такого, на котором говорит всего несколько сотен человек, - катастрофа, такая же, как исчезновение любого вида животных или растений, занесенных в «Красную книгу».

Каждый человеческий язык, неважно, говорит ли на нем миллиард человек или всего не-сколько десятков, - это поразительно сложная и эффективно функционирующая система, содержащая уникальную информацию о мышлении и культуре того народа, который на нем говорит. И даже в самых, казалось бы, хорошо изученных языках до сих пор обнаруживаются загадки и неразрешенные проблемы, ставящие в тупик исследователей.

Вопреки распространенному предрассудку, не существует никаких «примитивных» языков - бесписьменные языки австралийских аборигенов, африканских пигмеев или индейцев амазонской сельвы так же бесконечно сложны и интересны, как и языки народов, создавших великую письменную культуру. Язык, на котором люди перестали общаться, утрачивается навсегда - от него остается только то немногое, что успевают зафиксировать языковеды: словарь, очерк фонетики и грамматики, записанные тексты. О том, что такое языковое разнообразие и как оно изучается, можно узнать, например, из замечательной популярной книги чл.-корр. РАН Владимира Плунгяна «Почему языки такие разные?» (2-ое издание в 2001 г.).

Разнообразие языков Земли - одна из величайших мировых загадок, и у лингвистов нет общепринятого объяснения, отчего оно вообще возникло. Могло быть так, что все люди на протяжении всей истории человечества говорили бы на одном языке, - по крайней мере в том, что касается основной лексики, фонетики и грамматики, и в таком случае мы считали бы, что все его основные характеристики генетически запрограммированы. Согласно мнению наиболее известного современного лингвиста, американца Ноама Хомского, основы структуры человеческого языка действительно заложены генетически. (С популярным изложением этой теории можно ознакомиться по книге американского лингвиста Марка Бейкера «Атомы языка», изданной по-русски в 2003 г.)

Важнейший факт состоит в том, что по каким-то не вполне понятным причинам все языки со временем очень медленно, но неуклонно изменяются, и поэтому люди, первона-чально говорившие на одном языке - славяне, германцы, тюрки, полинезийцы… - утратив возможность постоянного контакта друг с другом в результате переселений, постепенно накапливают языковые различия, и в конце концов их языки становятся взаимно непонятными.

В некоторых местах Земли наблюдается уникальное языковое разнообразие, когда в каж-дой деревне говорят на своем диалекте или языке. Например, в небольшом Дагестане говорят фактически на 50 языках, что невероятно много даже по сравнению с другими частями многоязычного Кавказа, а на острове Новая Гвинея - на 800 языках.

Языковое разнообразие, вероятно, появилось вскоре после возникновения языка. Нет еди-ного мнения специалистов по поводу того, когда возник человеческий язык, но это произошло явно не позже так называемой верхнепалеолитической революции около 50 000 лет назад, когда, по мнению многих антропологов, одновременно с несколькими технологическими прорывами окончательно устанавливаются так называемые культурные универсалии - изобразительное искусство, музыка, религия, погребальные практики, фольклор, юмор, игры, кулинария.

Существовал ли первоначально единый язык? Специалисты по дальнему родству склоняются к идее моноцентризма, то есть к тому, что по крайней мере большинство известных языков восходят к одному языку-предку, - хотя доказать эту гипотезу при современном уровне сравнительно-исторического языкознания невозможно. Однако этот общий язык-предок не обязательно совпадал с первым языком человечества, так как мог возникнуть значительно позже, если от остальных языков не сохранилось потомков. Сравнительно-историческое языкознания сейчас может реконструировать элементы исторически не засвидетельствованных языков, отстоящих от нас на 4-6 тыс. лет (праиндоевропейский, прасемитский, прауральский и др.). Возможна, хотя и более гипотетична реконструкция праязыков так называемых макросемей, отстоящих от нас на 10-15 тыс. лет. Однако эти хронологические уровни очень далеки от уровня языка-предка всех существующих языков - реконструировать язык на глубине 20, 30 или 40 тысяч лет лингвисты пока не могут, поэтому моноцентризм остается всего лишь гипотезой.

Наука не занимается чудесами, она предпочитает иметь дело с повторяющимися и воспроизводимыми явлениями. Поэтому не у лингвистов надо искать ответ на вопрос, что именно произошло в тот день в Иерусалиме, - например, получили ли апостолы дар мно-гоязычия или, наоборот, их слушатели - дар понимания чужого языка?

Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами – эта гипотеза отражена в религиях разных народов.

Древние индийские Веды рисуют этот процесс так: главный бог дал имена другим богам, а имена вещам дали святые мудрецы при помощи главного бога.

Иудеи и христиане считают, что язык был создан под руководством Бога. Вот как это излагается в Библии: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Бытие, глава 2).

Мусульмане придерживаются той же точки зрения. Коран говорит, что Адам был сотворен Аллахом из праха и «звучащей глины». Вдохнув в Адама жизнь, Аллах «научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами» (2:29).

Однако единый язык Адама, согласно мифам, просуществовал недолго. Люди задумали построить Вавилонскую башню, которая бы доставала до небес, и Бог покарал их за гордыню разнообразием языков: «На всей земле был один язык и одно наречие… И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем лее, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие, 11, 5–9).


Вавилонская башня

Впрочем, позже для проповеди христианства Бог дал апостолам возможность понимать все языки. Вот что говорится в Деяниях апостолов: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим…» (Деяния апостолов, 2, 1-14).

Так что то, что было отнято мистическим образом, вполне мистическим образом может быть и возвращено. Правда, эти мифы мало соотносятся с сегодняшней наукой, но ведь мы с вами и не будем брать их за первооснову.

Практически у всех народов мира, даже живших весьма уединенно, существуют мифы про всемирный потоп и вавилонскую башню. Доктор Д. Фрезер в своей работе «Фольклор в Ветхом Завете» собрал множество преданий разных народов о том, как произошло смешении языков.

Жители островов Адмиралтейства (Папуа – Новая Гвинея) рассказывают, что в древнее время «племя или род лохи насчитывало 130 человек и имело своим предводителем некоего Муикиу, который однажды сказал народу: „Построим дом вышиной до неба“. Лохи начали строить, но, когда дом почти был уже возведен, к ним явился… какой-то человек, который запретил им строительство. Муикиу сказал: „…Если бы никто не стал мне поперек пути, то у нас были бы дома высокие, как небо, а теперь твоя воля будет исполнена; и дома наши будут низкие“. И с этими словами он достал воды и окропил ею своих людей. Тогда смешался их язык; они перестали понимать друг друга, и рассеялись по разным странам. Таким образом каждая земля имеет свой язык».

В Мексике индейцы рассказывают, что «люди, желая увидеть восход и закат солнца… вздумали построить высокую башню, которая вершиной достигла бы неба. Поискав строительные материалы… они стали быстро сооружать башню. Когда они возвели башню… высоко и им казалось, что она уже доходит до неба, властитель высот разгневался и обратился к небожителям с такими словами: „Видали вы, какую высокую и величественную башню соорудили, чтобы подняться сюда!.. Пойдем, расстроим их замысел…“ В одно мгновение со всех четырех сторон света собрались небожители и молниями обратили в прах здание, возведенное руками людей. После этого (люди), объятые ужасом, расстались друг с другом и разбрелись в разные стороны всей земли».

В Бирме существует такая легенда: «Во дни Пандан-мана люди решили построить пагоду вышиной до самого неба… Когда верхушка пагоды была уже наполовину пути к небу, Бог спустился на землю и смешал язык людей, так что они не могли понимать друг друга. После этого люди рассеялись».

Упомянем еще раз историка Геродота, который лично бывал в Вавилоне и даже поднимался на знаменитую башню. Вот как он описывал ее: «Храмовый участок – четырехугольный, каждая его сторона длиной в 2 стадии. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в 1 стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня, в общем, восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол».

Археологическая экспедиция под руководством Р. Кольдевея, с 1899 по 1917 год проводившая раскопки в Вавилоне, сумела отыскать остатки башни, чем подтвердила правдивость легенды, во всяком случае в части, повествующей о строительстве. Там же были найдены клинописные таблички, не только изображающие башню, но и подробно ее описывающие. Согласно им, башня стояла на равнине Сахн, окруженная стеной, к которой примыкали различные культовые здания.

Вот как описывают саму башню советские историки А. Нейхардт и И. Шишова: «Башня высотой в 90 метров состояла из семи ступеней-ярусов. Каждый уступ был выкрашен в особый цвет и представлял собой храм, посвященный отдельному божеству. Первый, нижний, уступ был черным, второй – красным, третий – белым. Последний, седьмой, был выложен снаружи бирюзовыми глазурованными плитками и украшен золотыми рогами, издалека сиявшими путникам, направлявшимся в Вавилон».

Башня многократно перестраивалась и разрушалась, а окончательно была разрушена к V веку до н. э.

Самые древние филологи

Уже в Древнем Египте люди задумывались над тем, какой язык самый древний, то есть ставили проблему происхождения языка. Вот что пишет отец истории Геродот: «Когда Псамметих (663–610 до н. э.) вступил на престол, он стал собирать сведения о том, какие люди самые древние… Царь велел отдать двоих новорожденных младенцев (от простых родителей) пастуху на воспитание среди стада (коз). По приказу царя никто не должен был произносить в их присутствии ни одного слова. Младенцев поместили в отдельной пустой хижине, куда в определенное время пастух приводил коз и, напоив детей молоком, делал все прочее, что необходимо. Так поступал Псамметих и отдавал такие приказания, желая услышать, какое первое слово сорвется с уст младенцев после невнятного детского лепета. Повеление царя было исполнено. Так пастух действовал по приказу царя в течение двух лет. Однажды, когда он открыл дверь и вошел в хижину, оба младенца пали к его ногам, протягивая ручонки, произносили слово „бекос“… Когда же сам Псамметих также услышал это слово, то велел расспросить, какой народ и что именно называет словом „бекос“, и узнал, что так фригийцы называют хлеб. Отсюда египтяне заключили, что фригийцы еще древнее их самих… Эллины же передают при этом, что еще много вздорных рассказов… будто Псамметих велел вырезать нескольким женщинам языки и затем отдал им младенцев на воспитание» (Геродот. История).

Способ изучать корни языка казался, таким образом, весьма простым и неоднократно повторялся в истории. В I веке н. э. Квинтилиан, римский учитель риторики, писал, что «по сделанному опыту воспитывать детей в пустынях немыми кормилицами доказано, что дети сии, хотя произносили некоторые слова, но говорить связно не могли».

В XIII веке эксперимент повторил германский император Фридрих II (но тут все закончилось печально, и дети умерли), а в XVI веке Джеймс IV Шотландский (дети заговорили на древнееврейском – не иначе это был заговор). Властитель империи Моголов в Индии хан Джелаладдин Акбар тоже ставил аналогичный эксперимент, и у него дети стали общаться при помощи жестов, что, стоит признать, наверное, было ближе всего к истинному положению вещей.

Действительно серьезные научные разработки теории о происхождении языка начались в Древней Греции. Этот вопрос весьма интересовал философов, и даже возникли две научные школы – «фюсей» и «тесей».

Сторонники фюсея (????? – греч. – по природе), к которым принадлежал, в частности, Гераклит Эфесский (535–475 до н. э.), считали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Название – лишь тень или отражение вещи, и потому тот, кто именует вещи, должен открыть уже созданное природой правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.

Сторонники тесея (????? – греч. – по установлению) считали, что имена происходят по соглашению, договоренности между людьми. К этой школе относились Демокрит из Абдер (470/460 – первая половина IV век до н. э.) и Аристотель из Стагиры (384–322 годы до н. э.). Доказывая свою правоту, они указывали на многие несоответствия между вещью и ее названием: слова имеют по нескольку значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими словами. Чтобы доказать произвольность имен, один из них, философ Дион Крон, даже называл своих рабов союзами и частицами (например, у него был раб по имени «Но ведь»). Впрочем, сторонники фюсей легко нашли на это ответ, утверждая, что есть имена правильные и данные ошибочно.

Представители философской школы стоиков, в частности Хрисипп из Соли (280–206), тоже считали, что имена возникли от природы (но не от рождения, как считали сторонники фюсеи). По их мнению, одни из первых слов были звукоподражательными, а другие звучали так, как названные ими предметы воздействуют на чувства. Например, слово мед (mel) звучит приятно, так как мед вкусен, а крест (crux) – жестко, потому что на нем распинали людей. Записи самих стоиков до нас не дошли, эти мысли цитировал в своих работах блаженный Августин (354–430), и потому слова не на греческом, а на латыни. Но стоит заметить, что это, похоже, работает для любого языка, в том числе и для русского.

Много позже теорию стоиков возродил немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646–1716). Он разделил звуки на сильные, шумные (звук «р», например) и мягкие, тихие (звук «л»).

Уже в следующем веке французский писатель-энциклопедист Шарль де Бросс (1709–1777), наблюдая за поведением детей, обнаружил, что первоначально лишенные смысла их восклицания переходят в междометия, и выдвинул теорию, что первобытный человек прошел ту же стадию. То есть первыми словами человека были междометия.

Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715–1780) полагал, что язык возник из потребности людей в чьей-то помощи. Согласитесь, беспомощному ребенку надо сказать матери гораздо больше, чем мать должна сказать ему.

Кондильяк считал, что первоначально языков было столько же, сколько и людей. Он выделял три вида слов: а) случайные; б) естественные (природные крики для выражения радости, страха и т. д.); в) избранные самими людьми.

Еще один француз (похоже, их эта тема весьма занимала), писатель и философ Жан Жак Руссо (1712–1778), писал, что «первые жесты были продиктованы потребностями, а первые звуки голоса – исторгнуты страстями… Естественное действие первых потребностей состояло в отчуждении людей, а не в их сближении. Именно отчуждение способствовало быстрому и равномерному заселению земли.

(…) источник происхождения людей (…) в душевных потребностях, в страстях. Все страсти сближают людей, тогда как необходимость сохранения жизни вынуждает их избегать друг друга. Не голод, не жажда, а любовь, ненависть, жалость и гнев исторгли у них первые звуки. Плоды не прячутся от наших рук; ими можно питаться в безмолвии; молча преследует человек добычу, которой он хочет насытиться. Но чтобы взволновать юное сердце, чтобы остановить несправедливо нападающего, природа диктует человеку звуки, крики, жалобы. Это самые древние из слов, и вот почему первые языки были напевными и страстными, прежде чем стали простыми и рассудочными».

Автор теории о происхождении человека от обезьяны Чарльз Дарвин (1809–1882) считал, что звукоподражательная и междометная теории весьма верны и открывают как раз два основных источника происхождения языка. Дарвин указывал в качестве доказательства на большие способности к подражанию у обезьян, а также полагал, что у первобытного человека во время ухаживаний возникали «музыкальные кадансы», выражающие различные эмоции – любовь, ревность, вызов сопернику.

Английский философ Томас Гоббс (1588–1679) выдвинул любопытную теорию социального происхождения языка. Он утверждал, что разобщенность людей – их естественное состояние. Семьи или племена в доисторические времена жили сами по себе, мало общаясь с другими племенами, фактически ведя войну всех против всех. Но с развитием технологий и для того, чтобы легче было справляться с опасностями, людям пришлось объединяться в некие прагосударства, заключая между собой договоры. Здесь уже, чтобы понять друг друга, понадобился общий язык, который и был создан.

Жан Жак Руссо, соглашаясь с этой теорией, добавлял любопытный нюанс: чем более ограниченными были знания людей, тем обширнее был их словарный запас. Каждый предмет, каждое дерево при ограниченном знании имели собственное имя, и лишь позже появились имена общие (то есть не дуб А и дуб B и т. д., а дуб как общее имя для подобного типа дерева). Здесь явно есть рациональное зерно: обратите внимание, нынешняя молодежь уже зовет иронично дубом любое большое и толстое дерево. Словарный запас продолжает сокращаться?

Еще одна теория происхождения языка, жестовая, произрастала частично из междометной и теории социального договора. Ее выдвигали Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832–1920). Они полагали, что язык образуется произвольно и бессознательно, но сначала в человеческом общении преобладают жесты, пантомима. Эту «пантомиму» теоретики разделяли на три вида: рефлекторные, указательные и изобразительные движения. Рефлекторными движениями, по их мнению, первобытный человек выражал чувства, и позже им соответствовали междометия. Указательным и изобразительным жестами выражались представления о предметах и их очертаниях. Позже этим жестам соответствовали корни слов. Также в теории было указано, что первыми появившимися словами были глаголы: пошел, взял и т. д. Существительные появились немного позже.

Немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт (1767–1835) выдвинул гипотезу спонтанного скачка. Он утверждал, что язык возник сразу же с богатым словарем и языковой системой: «Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым… Язык невозможно было бы придумать, если бы его тип не был уже заложен в человеческом рассудке. Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Каким бы естественным ни казалось предположение о постепенном образовании языков, они могли возникнуть лишь сразу. Человек является человеком только благодаря языку, а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком. Первое слово уже предполагает существование всего языка».

Учитывая внезапное развитие человека, эта теория имеет полное право на существование. Тем более, она была создана задолго до того, как ученые вычислили уже упоминавшееся мной непонятное ускорение в развитии.

Существовал ли единый праязык?

Следует сказать, что теорию о едином праязыке поддерживают не только креационисты, а есть даже целое направление в языкознании (лингвистическая универсология), основной идеей которого считается единство языков мира. Филолог И. Сусов пишет: «Не будет ошибочным и утверждение, что существует только один человеческий язык под всеми широтами, единый по своему существу. Именно эта идея лежит в основе опытов по общей лингвистике». Исследователи считают, что на земле существует от 2800 до 8000 языков, причем порой очень сложно провести границу между диалектом и отдельным языком.

Генеалогическая классификация языков в основных своих чертах сводится к перечню языковых семей и макросемей.

1. Индоевропейские языки.

2. Афразийские языки (старое название: семито-хамитские). В эту семью входят языки семитские (аккадский; хананейские, включая сюда эблаитский, финикийский, моавитский, древнееврейский и продолжающий его иврит, угаритский; арамейские, к которым относится ассирийский; арабский, южноаравийские, эфиосемитские); древнеегипетский и продолживший его коптский; берберо-ливийские (ливийско-гуанчские); чадские; кушитские и омотские.

3. Картвельские (южнокавказские) языки: грузинский, мегрельский, лазский (чанский), сванский.

4. Финно-угорские и самодийские языки, объединяемые в уральскую макросемью.

5. Тюркские языки.

6. Монгольские языки.

7. Тунгусо-маньчжурские языки.

8. Японский и рюкюский.

9. Дравидийские языки.

10. Чукотско-камчатские языки.

11. Северокавказские языки (абхазско-адыгейские и нахско-дагестанские).

12. Хурритский язык.

13. Урартский язык.

14. Хаттский язык.

15. Этрусский язык.

16. Баскский язык.

17. Шумерский язык.

18. Бурушаски.

19. Енисейские языки. Предполагается наличие генетической связи между языками ряда только что названных групп и изолированных языков, начиная с северокавказских.

20. Китайско-тибетские языки (тибето-бирманская ветвь и китайский язык).

21. Возможно, близкие к ним языки на-дене в Америке.

22. Близкие к китайско-тибетским языки мяо-яо.

23. Тайские языки.

24. Австронезийские языки.

25. Кадайские языки.

26. Аустроазиатские (австроазиатские) языки.

27. Папуасские языки и многие языки Новой Гвинеи.

28. Австралийские языки.

29. Конго-сахарские языки (нигеро-кордофанские, нило-сахарские, койсанские).

30. Условно выделяемая группа палеоазиатских (палеосибирских) языков.

31. Тайский язык.

32. Эскимосско-алеутские языки.

33. Алгонкин-ритванские языки.

34. Салишские языки.

35. Чимакуа-вакаш языки.

36. Пенути языки.

37. Чинук-цимшиан языки.

38. Хокальтекские языки.

39. Ючи-сиу языки.

40. Ирокуа-каддо языки.

41. Язык керес.

42. Язык юки.

43. Галф языки.

44. Ряд вымерших неклассифицированных языков юго-востока США.

45. Юто-ацтекские языки.

46. Отомангские языки.

48. Аравакские языки.

49. Же языки.

50. Карибские языки.

51. Куика-тимоте языки.

52. Такана-пано языки.

53. Тупи-гуарани языки.

54. Салива языки.

55. Гуайтака языки.

56. Варау языки.

57. Уарпе языки.

58. Карири языки.

59. Мура языки.

60. Алакалуфские языки.

61. Намбиквара языки.

62. Боротуке языки.

63. Самуко языки.

64. Маской языки.

65. Уаньям языки.

66. Чапакура языки.

67. Юракаре языки.

68. Мосетене языки.

69. Агуано языки.

70. Муниче языки.

71. Каупана языки.

72. Пуинаве языки.

73. Гуахибо языки.

74. Тинигуа языки.

75. Шириана языки.

76. Канела языки.

77. Сабела языки.

78. Омурано языки.

79. Пеба-ягуа языки.

80. Хиваро языки.

81. Арауа языки.

82. Дуле-вилела языки.

83. Чикито языки.

84. Юнко-пуруа языки.

85. Мокоа языки.

86. Чибча языки.

87. Кечумара языки.

88. Арауканские языки.

89. Макро-гуайкуру языки.

90. Чон языки.

91. Катукина языки.

92. Тукано языки.

93. Большое число изолированных и неклассифицированных языков Южной Америки.

Сравнительно-исторический метод слишком часто для отдельного формирования показывает преемственность языков. Каждый из нас наверняка не раз с удивлением обнаруживал, что некоторые слова в разных языках звучат подозрительно похоже, причем зачастую ясно, что речи о заимствовании идти не может. Примеров можно привести множество, но мы, чтобы не углубляться, вспомним вышеприведенное слово «мед», которое очень похоже звучит и на латыни, и на греческом, и на русском.

Американский лингвист Джозеф Гринберг предположил, что далекие связи между языками могут быть выявлены с помощью применения метода, который он назвал «массовым сравнением лексики». Языки сравниваются с использованием ограниченного списка слов (включая служебные слова и аффиксы) путем подсчета в них родственных (похожих) слов. Он использовал свой метод для классификации африканских языков.

Другой ученый, Сергей Старостин, отыскал наличие общих корней у ностратической, афразийской и синокавказской макросемей. Он также предложил несколько корней из так называемого «борейского языка» – гипотетического предка разных языковых семей в северном полушарии. Но говорить о реконструкции протоборейского языка пока, пожалуй, еще рано.

Как уже было сказано, предки индейцев пришли из Азии в Америку 15–20 тыс. лет назад. Американские лингвисты подвергли компьютерной обработке все языки Земли, сравнивая их с индейскими. Компьютер выдал однозначный ответ: все языки без исключения имеют общий лексический базис. Восстановлением этой общей палеолексики все более активно занимается глобальная компаративистика (а ее описанием – всемирная этимология).

Аргументы в пользу существования прамирового языка основываются на антропологии, направлении миграций людей и предположении о способности доисторических людей говорить. Если этот язык и существовал, то на нем говорили около 200 тыс. лет назад. Необязательно, что этот язык является первым языком вообще, он лишь предок всех нынешних языков. Рядом с ним могли существовать другие языки, которые затем вымерли. До сих пор, например, обсуждается гипотеза о том, могли ли говорить неандертальцы. Если могли, их язык один из тех, которые исчезли.

Словарь обезьяньего языка

Ученые уже начали составлять словарь обезьяньего языка. Потребность в передаче информации и координации деятельности отдельных особей у обезьян удовлетворяется при помощи мимики и вокализации. Особенно знамениты своей непрерывной и шумной болтовней капуцины и мартышки.

Американский ученый Р. Уокер расшифровал звуки, издаваемые ночной обезьяной мирикиной. И насчитал до 50 различных звуков, обозначающих то или иное состояние особи.

Ощущение опасности – «буук».

Предупреждение об опасности – «вуух».

Любопытство без опасения – «ююх».

Любопытство с опаской – «хьюх», «вью».

Дружелюбное приветствие – «чррр».

Воодушевление – щебетание, напоминающее птичье.

Недовольство – «эк», «кэк».

«Не приставай» – «ук».

«Дай мне это» – «эхе».

«Я хочу пойти с тобой» – «эх, эх, эх».

«Я люблю тебя» – «уух, уух». Но обезьяны могут передавать друг другу и более сложную информацию.

В Национальном парке Найроби павианы находятся под охраной и привыкли к людям, разъезжающим на автомобилях. Но однажды один ученый в силу каких-то причин застрелил двух павианов прямо из машины. Несколько его собратьев, видимо, стали свидетелями убийства, хотя ученый их не заметил. Эта весть быстро распространилась по колонии обезьян, и павианы перестали подпускать к себе людей в машинах. Причем пеших они по-прежнему не боялись. Такой бойкот средств автотранспорта продолжался восемь месяцев.

Из этой истории понятно, что обезьяны на том, что мы вряд ли посчитаем языком, могут передавать друг другу довольно сложную информацию.

Так что какой язык был прародителем нашей изысканной на данный момент лексики, мы можем только догадываться.

Известный арабист Вашкевич считает, что все языки произошли от русско-арабской семантической плазмы

Проникая в тайну слов, раскрывая происхождение языка и письменности, человек может раскрывать непонятные смыслы и символы как в смежных областях, так и в том, что, казалось бы, отстоит очень далеко от изучаемых дисциплин. Так, попытку (во многом успешную) раскрыть через язык и слово многие тайны цивилизации предпринял в своих многочисленных трудах известный российский арабист, кандидат филологических наук Николай Вашкевич.

Разгадывая смысл и этимологию слов в русском и арабском языках, ученый приходит к твердому убеждению, что общечеловеческого языка. Более того, автор идет еще дальше, в желании получить некий универсальный код в изучении языков. Так, если весь физический мир состоит из разных комбинаций химических элементов, благодаря своим характеристикам, выстроившимся в периодической таблице Менделеева, то и мир семантики ждет своего первооткрывателя, который сумеет открыть некую семантическую таблицу, поскольку, по утверждению Вашкевича, языки и культуры — вещи, неразрывно связанные, — тоже имеют номера, как и химические элементы.

Водород и гелий в переодической таблице Д.И. Менделеева

«Точно так же, как химические элементы организованы в периодическую систему, так и семантические языковые элементы организованы в периодическую систему языковых элементов, — пишет Николай Вашкевич. — Началом таблицы химических элементов является первый период, в котором находятся лишь два элемента: водород с атомным весом 1 и гелий с атомным весом 4. Точно так же началом семантической таблицы является ее первый период, в котором находятся всего лишь два элемента: элемент с № 1 (русский язык) и элемент с № 4 (арабский язык). Правильнее называть этот период не первым, а нулевым или цокольным.

Другие этносы, подобно химическим элементам, расположены в других клетках периодической таблицы. В целом человеческий язык организован подобно орешку. Внутри находится бинарное ядро, окруженное скорлупкой. Левое и правое отражение ядра по нормали (под прямым углом) на скорлупу дают соответственно левый и правый язык (русский + арабский = РА), каждый из которых является зеркальным и точным отображением своей половинки ядра. Все остальные языки представляют собой отражение того же семантического ядра, но под разными углами и, следовательно, с разной степенью искажения исходного образа. Отраженные на скорлупе этнические языки находятся в постоянном конкурентном взаимодействии, стремясь к экспансии, одни языки вытесняют другие, испытывая взаимное влияние в виде перетекания лексики из одного языка в другой сообразно положению, занимаемому языками по отношению друг к другу.

Пример взаимосвязи русских и арабских слов, согласно теории Вашкевича

Семантическая плазма имеет формулу РА, физическая — ВГ (Водород + Гелий). Кстати сказать, от формулы ВГ происходит арабское слово «вуггун» — «огонь», где «ун» — показатель неопределенности. От арабского — русское «огонь», мн. ч. — «огни», а уже от этой последней формы — санскритское имя бога огня, Агни. Таким образом, санскрит содержит след русской грамматики, русское слово содержит след арабской грамматики, арабское слово передает русскую аббревиатуру названий составляющих плазму Солнца элементов.

Агни — индийское божество огня ( nandanmenon.com )

Структура и роль семантического ядра подобна структуре и роли Солнца. Благодаря физическому свету Солнца мы различаем вещи материального мира. В определенном смысле можно утверждать, что Солнце пишет белым по черному. Точно так же и языковая плазма, составляющее ядро общечеловеческого семантического ядра, образуется соединением при определенных условиях русского и арабского языков (РА). Подобно Солнцу, семантическая плазма источает свет, но нефизический. Благодаря этому нефизическому свету мы можем различать вещи духовного мира, например, понимать смыслы темных слов, причины поступков, намерения людей и даже этносов, скрытый психический склад тех или иных этносов, как это было показано выше.

Солнце семантическое, в отличие от Солнца физического, пишет черным по белому, поскольку зеленый цвет (цвет Аравии) в совокупности с красным (цвет Руси) дает черный. Именно в этом — остававшийся до сих пор неразгаданным смысл рисунка Малевича «Черный квадрат». На самом деле черное и белое являют собой психический образ следа черного карандаша по белой бумаге. Все знания в готовом виде содержатся в сфере подсознательного, будучи записанными виртуально черным по белому. Можно утверждать, без риска ошибиться, что древнеегипетские жрецы дали маху, когда имя «РА» относили к Солнцу, а не к семантической плазме».

Чёрный квадрат. 1929 год. К. Малевич ( megabook.ru )

Таким образом, согласно теории Вашкевича, языки происходят вовсе не от единого праязыка, как утверждают лингвисты, а от семантической плазмы, образованной . А слова всех других языков восходят к основам — т. е. к этим двум языкам: «Непонятное в русском мотивируется через арабский и наоборот. Все непонятное в других языках объясняется либо через русский, либо через арабский».

На основе своих предпосылок ученый делает важнейший вывод: «Язык формирует не только народы и их культуры, но (даже!) морфологию тела носителей. Более того, все уровни бытия, от социального до химического, управляются одним периодическим законом, закодированным в языке.

Этимология (наука об этимонах — сокрытых значениях слов) позволяет вскрывать не только мотивированность слов, но и мотивы поведения человека, животного, насекомого, процессов, происходящих в организме, в клетке и даже в неживой природе…».

в

Может ли русский язык быть прародителем санскрита?
Выдающийся русский учёный-этнолог, кандидат исторических наук, член Русского Географического общества Светлана Жарникова продолжает приводить неопровержимые доказательства родства северных диалектов русского языка и древнейшего языка человечества - санскрита. Однако на этот раз Светлана Васильевна идёт дальше и делает смелое предположение, которое, оказавшись верным, перевернёт не только всю лингвистику, но и всю историческую науку. Это предположение о том, что не санксрит был родоначальником русского языка, а наоборот древний северно-русский язык лёг в основу санскрита. Не станем скрывать, предположение это делали и другие независимые исследователи. Но Светлана Жарникова наиболее авторитетный и статусный учёный из всех, кто осмеливался высказать эту крамольную в наше время мысль.

В середине III тысячелетия до н.э. по официальной хронологии неожиданно начинается расцвет протоиндийской цивилизации. Древнейшая протоиндийская цивилизация появляется с уже вполне сложившейся письменностью, с городами, поделенными на кварталы. Надписи на печатях из стеатита и обожженной глины могут дать ответ на вопрос, на каком языке изъяснялись создатели протоиндийской цивилизации. Первую попытку дешифровки протоиндийских надписей предпринял Л.А. Уоддел, который решил прочесть протоиндийские тексты по-шумерски. Попытка, разумеется, не была увенчана успехом. В 1931 году индиец Пран Натх сделал попытку прочитать протоиндийские тексты на санскрите. Этой же методикой пользуется в своих работах по протоиндийскому письму и Рей. В работах Э. Эраса, П. Мериджи, С. Шанкарананды сделаны попытки дешифровать протоиндийские тексты, опираясь на косвенные данные, главным образом, на изобразительный характер графем. Поиски языка, близкого к протоиндийскому языку, производились путем кропотливого перебора родственных, как казалось исследователям, языков, например, мунда, дравидский. Мною был применён комбинаторнй, иконографический и структурно-дистрибутивный методы дешифровки, в результате чего был создан силлабарий протоиндийской письменности. Вставляю его в пост. Оказывается, протоиндийский язык очень близок славянским языкам.








Прочтение надписей на протоиндийском языке (внешний вид печатей см. по: Corpus of Indus seals and Inscriptions. V. 1. – Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1987. - рp. 1- 40, 169).

(