Народное освободительное движение под предводительством степана разина. Восстание под предводительством степана разина

Скоротечный Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного состояния страны. Вершиной его выражения стало движение под предводительством донского казака С. Т. Разина. С этого времени в роли предводителей крупных движений выступали представители донского казачества.

Донская вольница издавна привлекала беглых из южных и центральных уездов Российского государства. Правительство, нуждаясь в услугах донских казаков, избегало конфликтов с ними и мирилось с неписаным законом: "С Дона выдачи нет", т. е. беглых крестьян не возвращали их владельцам. Мирилось правительство и с правом донских казаков на внешние сношения с ближайшими соседями - крымцами и калмыками. Правительство вынуждено было мириться и с походами казаков за "зипунами", усложнявшими отношения России с крымцами и Османской империей.

Таким образом, казаки отличались от крестьян и по роду занятий, и тем, что они не несли повинности в пользу помещика и государства, а, наоборот, получали от последнего жалованье, и, наконец, тем, что они были воинами.

Во второй половине XVII в. возможностей для похода "за зипунами" стало значительно меньше: после ухода казаков из Азова, которым они владели пять лет (1637 - 1642), османы так его укрепили, что практически лишили их выхода в Азовское и Черное моря.

Потерпев неудачу в попытке прорваться в Азовское море через османский заслон в Азове, Разин в мае 1667 г. во главе отряда в тысячу человек отправился на Волгу, где сначала нападал на караваны судов, а затем в июне, миновав Астрахань, вышел в море, поднялся по реке Яик в Яицкий городок и овладел им. Перезимовав там, разинцы, захватив с собой артиллерию, двинулись на стругах к западным берегам Каспийского моря, где совершали успешные набеги на владения иранского шаха.

Зиму 1668 - 1669 гг. разинцы провели на Свином острове близ Гиляна. Здесь они разгромили флот, снаряженный против них иранским шахом, но должны были покинуть остров и держать путь к родным берегам. В августе 1669 г. Разин с казаками высадился в Астрахани.

Появление разинцев в Астрахани произвело на ее жителей неизгладимое впечатление. Сам Разин предстал удачливым атаманом, прибывшим с богатой добычей. Рядовые казаки щеголяли по городу в бархатной, шелковой одежде, струги были оснащены витыми из шелка канатами и шелковыми парусами. Разин щедро раздавал населению золотые монеты.

4 сентября 1669 г. Разин отправился на Дон, где был встречен с триумфом. Здесь он занялся подготовкой нового похода, на этот раз не за зипунами, а против "изменников бояр". Путь его должен был проходить тоже по Волге, но не на юг, а на север. В походе Разина в 1670 г. наряду с казаками, русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др.

Во время пребывания в Царицыне разинцы одержали две важные победы, поднявшие их престиж: сначала над стрельцами, направленными правительством из Москвы, а затем над стрельцами, двигавшимися под начальством кн. Семена Львова из Астрахани. Астраханские стрельцы перешли к Разину.

Разин продолжал двигаться к Астрахани и 22 июня начал приступ. Мощные стены кремля с расставленными на них 400 пушками могли оказаться неприступными, но астраханцы открыли ворота. Лишь небольшая группа начальных людей во главе с воеводой кн. Иваном Прозоровским, укрывшись в соборе, оказала сопротивление, но была перебита.

Из Астрахани огромное войско Разина вновь прибыло в Царицын, где было решено двигаться вверх по Волге. Саратов и Самара добровольно перешли на сторону восставших. Разин обратился к населению Поволжья с "прелестными письмами", в которых призывал примкнуть к восстанию и "выводить" изменников, т. е. бояр, дворян, воевод и приказных. 4 сентября Разин подступил к Симбирску и почти месяц упорно его осаждал.

Разбушевавшиеся пьяные толпы разинцев вели разгульную жизнь, сопровождавшуюся обильным пролитием крови: лишали жизни воевод, служилых людей по отечеству, приказных людей, стрелецких голов, а также стрельцов, не пожелавших примкнуть к движению. Милосердие не проявляли и правительственные войска - они предавали смерти всех, кто остался в живых на поле сражения; такая же участь постигала почти всех разинцев, оказавшихся в плену: их без суда вешали, рубили саблями. Обоюдная жестокость, проявление звериных инстинктов, надругательства над женами и дочерьми подрывали нравственные устои общества, нарушали главную христианскую заповедь - не убий. Примером свирепой расправы над побежденными может служить сожжение на костре старицы Алены.

Походы Разина за зипунами, ограбление им населения побережья Каспийского моря, бесспорно, носили разбойный характер и к социальному протесту отношения не имели. Это было движение казачьей вольницы. На следующем этапе, быть может и не очень четко, но все же прослеживается социальный аспект движения, хотя не исчез и разбойный его характер: разинцы грабили дворян, воевод и начальных людей, купеческие и казенные караваны, следовавшие по Волге, казну монастырей, помещичьи усадьбы и даже крестьянские дворы. Грабежи наносили огромный ущерб хозяйству страны, противостояние уносило десятки тысяч человеческих жизней.

Ради чего все это происходило, какие цели преследовали участвовавшие в движении крестьяне и народы Среднего Поволжья? Они, конечно же, имели основания для выступлений - в стране усиливался крепостной гнет, власть помещика и правительственной администрации. Но на поставленный выше вопрос должного ответа сохранившиеся документы не дают, как не отвечают на него ни Разин, ни его соратники.

Напуганное правительство объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства. 28 августа 1670 г. царь напутствовал 60 тыс. служилых людей по отечеству, державших путь в Среднее Поволжье.

Между тем ратные люди во главе с воеводой кн. Иваном Милославским засели в Симбирском кремле и выдержали четыре штурма повстанцев. 3 октября к Симбирску из Казани подошли правительственные войска под начальством Юрия Барятинского и после нанесенного Разину поражения соединились с ратными людьми Милославского. Разин ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен домовитыми казаками и выдан правительству.

Конечной целью похода Разина было овладение Москвой, где разинцы намеревались побить бояр, дворян и детей боярских. А что дальше? Судя по практическим действиям, Разин и его соратники считали идеальным установление казачьего уклада жизни. Но это была утопия, ибо кто должен был обрабатывать пашню, обеспечивать казаков хлебным и денежным жалованьем, кто должен был компенсировать доход, получаемый казаками от походов за зипунами? Те же крестьяне. Поэтому движение Разина могло завершиться не сменой общественных отношений, а сменой лиц в привилегированном слое общества, его составе.

Восстание потерпело неудачу. Тому причиной была стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы. Толпы плохо вооруженных людей не могли противостоять правительственным войскам, прошедшим военную подготовку.

Движение носило царистский характер - в глазах восставших "хороший" царь ассоциировался с именем не царя Алексея Михайловича, а его сына Алексея, умершего незадолго до того. Это не помешало им иметь в своей флотилии два струга: в одном из них, обитом красным бархатом, будто бы находился царевич Алексей Алексеевич, а в другом, обитом черным бархатом, - пребывавший в ссылке бывший патриарх Никон.

4 июня 1671 г. Разин был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади. Церковь предала его анафеме. Правительство торжествовало победу. В то же время имя удачливого атамана Разина превратилось в легенду - народная память сохранила о нем множество песен и былин.

Скоротечный Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного состояния страны. Вершиной его выражения стало движение под предводительством донского казака С. Т. Разина. С этого времени в роли предводителей крупных движений выступали представители донского казачества.

Донская вольница издавна привлекала беглых из южных и центральных уездов Российского государства. Правительство, нуждаясь в услугах донских казаков, избегало конфликтов с ними и мирилось с неписаным законом: "С Дона выдачи нет", т.е. беглых крестьян не возвращали их владельцам. Мирилось правительство и с правом донских казаков на внешние сношения с ближайшими соседями - крымцами и калмыками. Правительство вынуждено было мириться и с походами казаков за "зипунами", усложнявшими отношения России с крымцами и Османской империей.

Таким образом, казаки отличались от крестьян и по роду занятий, и тем, что они не несли повинности в пользу помещика и государства, а, наоборот, получали от последнего жалованье, и, наконец, тем, что они были воинами.

Во второй половине XVII в. возможностей для похода "за зипунами" стало значительно меньше: после ухода казаков из Азова, которым они владели пять лет (1637-1642), османы так его укрепили, что практически лишили их выхода в Азовское и Черное моря.

Потерпев неудачу в попытке прорваться в Азовское море через османский заслон в Азове, Разин в мае 1667 г. во главе отряда в тысячу человек отправился на Волгу, где сначала нападал на караваны судов, а затем в июне, миновав Астрахань, вышел в море, поднялся по р. Яик в Яицкий городок и овладел им. Перезимовав там, разницы, захватив с собой артиллерию, двинулись на стругах к западным берегам Каспийского моря, где совершали успешные набеги на владения иранского шаха.

Зиму 1668-1669 гг. разинцы провели на Свином острове близ Гиляна. Здесь они разгромили флот, снаряженный против них иранским шахом, но должны были покинуть остров и держать путь к родным берегам. В августе 1669 г. Разин с казаками высадился в Астрахани.

Появление разинцев в Астрахани произвело па ее жителей неизгладимое впечатление. Сам Разин предстал удачливым атаманом, прибывшим с богатой добычей. Рядовые казаки щеголяли по городу в бархатной, шелковой одежде, струги были оснащены витыми из шелка канатами и шелковыми парусами. Разин щедро раздавал населению золотые монеты.

4 сентября 1669 г. Разин отправился на Дон, где был встречен с триумфом. Здесь он занялся подготовкой нового похода, на этот раз не за зипунами, а против "изменников бояр". Путь сто должен был проходить тоже по Волге, но не на юг, а па север. В походе Разина в 1670 г. наряду с казаками, русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др.

Во время пребывания в Царицыне разницы одержали две важные победы, поднявшие их престиж: сначала над стрельцами, направленными правительством из Москвы, а затем над стрельцами, двигавшимися под начальством князя Семена Львова из Астрахани. Астраханские стрельцы перешли к Разину.

Разин продолжал двигаться к Астрахани и 22 июня начал приступ. Мощные стены кремля с расставленными на них 400 пушками могли оказаться неприступными, но астраханцы открыли ворота. Лишь небольшая группа начальных людей во главе с воеводой князем Иваном Прозоровским, укрывшись в соборе, оказала сопротивление, по была перебита.

Из Астрахани огромное войско Разина вновь прибыло в Парицын, где было решено двигаться вверх по Волге. Саратов и Самара добровольно перешли на сторону восставших. Разин обратился к населению Поволжья с "прелестными письмами", в которых призывал примкнуть к восстанию и "выводить" изменников, т.е. бояр, дворян, воевод и приказных. 4 сентября Разин подступил к Симбирску и почти месяц упорно его осаждал.

Разбушевавшиеся пьяные толпы разипцев вели разгульную жизнь, сопровождавшуюся обильным пролитием крови: лишали жизни воевод, служилых людей по отечеству, приказных людей, стрелецких голов, а также стрельцов, не пожелавших примкнуть к движению. Милосердие не проявляли и правительственные войска - они предавали смерти всех, кто остался в живых на поле сражения; такая же участь постигала почти всех разинцев, оказавшихся в плену: их без суда вешали, рубили саблями. Обоюдная жестокость, проявление звериных инстинктов, надругательства над женами и дочерьми подрывали нравственные устои общества, нарушали главную христианскую заповедь - не убий. Примером свирепой расправы над побежденными может служить сожжение на костре старицы Алены.

Походы Разина за зипунами, ограбление им населения побережья Каспийского моря, бесспорно, носили разбойный характер и к социальному протесту отношения не имели. Это было движение казачьей вольницы. На следующем этапе, быть может, и не очень четко, но все же прослеживается социальный аспект движения, хотя не исчез и разбойный его характер: разинцы грабили дворян, воевод и начальных людей, купеческие и казенные караваны, следовавшие по Волге, казну монастырей, помещичьи усадьбы и даже крестьянские дворы. Грабежи наносили огромный ущерб хозяйству страны, противостояние уносило десятки тысяч человеческих жизней.

Ради чего все это происходило, какие цели преследовали участвовавшие в движении крестьяне и народы Среднего Поволжья? Они, конечно же, имели основания для выступлений - в стране усиливался крепостной гнет, власть помещика и правительственной администрации. Но на поставленный выше вопрос должного ответа сохранившиеся документы не дают, как не отвечают на него ни Разин, ни его соратники.

Напуганное правительство объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства. 28 августа 1670 г. царь напутствовал 60 тыс. служилых людей по отечеству, державших путь в Среднее Поволжье.

Между тем ратные люди во главе с воеводой князем Иваном Милославским засели в Симбирском кремле и выдержали четыре штурма повстанцев. 3 октября к Симбирску из Казани подошли правительственные войска под начальством Юрия Барятинского и после нанесенного Разину поражения соединились с ратными людьми Милославского. Разин ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен домовитыми казаками и выдан правительству.

Конечной целью похода Разина было овладение Москвой, где разинцы намеревались побить бояр, дворян и детей боярских. А что дальше? Судя по практическим действиям, Разин и его соратники считали идеальным установление казачьего уклада жизни. Но это была утопия, ибо кто должен был обрабатывать пашню, обеспечивать казаков хлебным и денежным жалованьем, кто должен был компенсировать доход, получаемый казаками от походов за зипунами? Те же крестьяне. Поэтому движение Разина могло завершиться не сменой общественных отношений, а сменой лиц в привилегированном слое общества, его составе.

Восстание потерпело неудачу. Тому причиной была стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы. Толпы плохо вооруженных людей не могли противостоять правительственным войскам, прошедшим военную подготовку.

Движение носило царистский характер - в глазах восставших "хороший" царь ассоциировался с именем не царя Алексея Михайловича, а его сына Алексея, умершего незадолго до того. Это не помешало им иметь в своей флотилии два струга: в одном из них, обитом красным бархатом, будто бы находился царевич Алексей Алексеевич, а в другом, обитом черным бархатом, - пребывавший в ссылке бывший патриарх Никон.

4 июня 1671 г. Разин был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади. Церковь предала его анафеме. Правительство торжествовало победу. В то же время имя удачливого атамана Разина превратилось в легенду - народная память сохранила о нем множество песен и былин.

17. Церковные реформы середины XVII века и «дело Никона». Церковный раскол и его социальное содержание.

Еще в ходе разработки реформы вокруг Никона сформировался круг наиболее активных ее сторонников. Большое влияние на дело будущей реформы приобрел известный на Востоке авантюрист Арсений Грек. Богословское образование он получил в униатской коллегии св. Афанасия. По прибытии в Грецию он был рукоположен в священники и стал добиваться епископского сана. После ряда неудач Арсений Грек соглашается на обрезание и принимает ислам. Переехав в Валахию, он снова переходит в униатство. Когда Арсений появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе, сделав в 1652 году главой греко-латинской школы и справщиком Печатного Двора. Примечательно, что после того, как Арсений закончил «исправление» русских богослужебных книг, он вновь был отправлен в заключение на Соловки. Еще одним приближенным Никона стал киевский монах, выпускник иезуитской коллегии Епифаний Славинецкий. Одним из любимых занятий «изящного дидаскала» было изобретение новых слов. Ими он старался наполнить и свои сочинения, и богослужебные книги. Однако, главным вдохновителем начинающейся реформы выступил восточный патриарх Афанасий Пателарий. В своих многочисленных письмах он убеждал Никона, что русская церковь, став самостоятельной и независимой от греков, потеряла благочестие. Современные историки установили, что Афанасий был явный протеже Ватикана. Он три раза был свергнут с Константинопольского престола и трижды при помощи денег и интриг возвращал себе этот пост. На востоке Афаначий Пателарий был хорошо известен как «добрый католик, пользующийся расположением Пропаганды».

Опираясь на таких помощников и вдохновителей, пользуясь царской дружбой, Никон приступил к церковной реформе решительно и смело.

Начал он с укрепления собственной власти. Еще будучи простым монахом, он не мог ужиться ни в одном монастыре. Хорошо известен период его пребывания в Анзерском скиту Соловецкого архипелага. Там он прослыл своевольным и грубым иноком. Настоятель скита преподобный Елеазар Анзерский прозорливо предсказал будущую судьбу Никона: «О какого смутителя и мятежника Россия в себе питает. Сей смутит тоя пределы и многих трясений и бед наполнит». Разгневавшись на святого, Никон покинул Соловки. Высокое самомнение и гордость имели печальные последствия для будущего патриарха. Не обладая развитыми духовными дарованиями, он быстро стал жертвой духовного заболевания известного в святоотеческой литературе как «прелесть». В одном из своих писем к царю он сообщал что Бог даровал ему невидимый золотой венец: «Я увидел венец царский золотой на воздухе… С этого времени я начал ожидать себе посещения». «Видения» преследовали Никона до конца жизни.

Став патриархом, Никон еще больше уверовал в свою исключительность и ожесточился. По свидетельствам современников, Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем». С первых дней своей архипастырской карьеры Никон стал употреблять анафемы, избиения, пытки и заключения в тюрьму. По мнению Н. Каптерева в «поступках Никона совсем отсутствовал дух истинного христианского архипастырства». Помимо прочего, новый патриарх отличался любостяжанием. По величине дохода Никон мог поспорить с самим самодержцем. Ежегодно патриаршая казна увеличивалась на сумму 700 000 рублей. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, всячески унижал и преследовал остальное духовенство. Историк В.О. Ключевский назвал Никона церковным диктатором.

Реформа, предпринятая патриархом, затронула все стороны церковной жизни. Основными ее направлениями стали «исправление» книг, отмена древних форм богопочитания, литургические и канонические нововведения. Реформа началась с так называемой, «книжной справы». Огромный опыт, накопленный Церковью в деле издания и исправления богослужебных книг, в ходе этой «справы» не был использован. Собранные в русских и греческих монастырях тысячи древних рукописей оказались невостребованными. Вместо этого, по указанию Арсения Грека, были приобретены книги западной, преимущественно униатской печати. Одна из главных книг «справы» греческий Евхологион венецианского издания известна многим исследователям и до революции хранилась в Московской синодальной библиотеке. Почувствовав, к чему идет дело, православные работники Печатного двора стали потихоньку разбегаться. Ученые иноки Иосиф и Савватий наотрез отказались от дальнейшей работы. Столкнувшись с церковным неприятием своих замыслов, Арсений Грек и Епифаний Славинецкий решились на фальсификацию. В предисловиях новых книг они сообщили, что тексты «исправлены по образцам старым и харатейным славянским и греческим». Итогом «справы» стала настоящая порча русских богослужебных книг. Они изобиловали вставками из католических молитвенников, богословскими погрешностями и грамматическими ошибками. Более того, «исправленные» издания не только противоречили древним книгам, но и не имели никакого согласования между собой. Профессор А. Дмитриевский, досконально изучивший «книжную справу» патриарха Никона, заявляет: «Все эти издания в текстуальном отношении весьма сильно разняться друг от друга, причем разности между изданиями мы наблюдаем не только в несколько строк, но иногда в страницу, две и больше».

За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. Наиболее знаковыми из них были следующие:

¾ вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от византийской православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие имеющее латинское происхождение;

¾ в старых книгах, в согласии с грамматикой славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус»; в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус»;

¾ в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца;

¾ в старых книгах в Символе Веры (8-й член) читается: «И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго»; после исправлений слово «Истиннаго» было исключено;

¾ вместо сугубой, т.е. двойной аллилуии, которую творила русская Церковь с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуия;

¾ вместо монодического знаменного церковного пения по личному желанию царя Алексея Михайловича был введен многоголосный польский партес.

¾ католиков, имеющих обливательное лжекрещение, стали принимать в лоно Церкви без крещения.

Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной Церкви, принятых при Крещении Руси.

Церковная реформа патриарха Никона подорвала незыблемость православных форм богопочитания, девальвировала дотоле непререкаемый авторитет христианской древности, дискредитировала историю русского православия, открыла дорогу к дальнейшей церковной модернизации и секуляризации религиозного сознания. Сойдя с твердой почвы православного исповедания, господствующая церковь впоследствии продолжила дрейф в сторону западной догматики и обрядности.

Введение новых обрядов и богослужения по исправленным книгам многие восприняли как введение новой религиозной веры, отличной от прежней, «истинно православной». Возникло движение сторонников старой веры - раскол, родоначальниками которого были провинциальные ревнители благочестия. Они стали идеологами этого движения, состав участников которого был неоднородным. Среди них было много малообеспеченных служителей церкви. Выступая за «старую веру», они выражали недовольство усилением гнета со стороны церковных властей. Большинство же сторонников «старой веры» составляли посадские люди и крестьяне, недовольные укреплением феодально-крепостнического режима и ухудшением своего положения, что они связывали с нововведениями, в том числе и в религиозно-церковной сфере. Реформу Никона не приняли и отдельные светские феодалы, архиереи и монахи. Уход Никона породил у сторонников «старой веры» надежды на отказ от нововведений и возвращение к прежним церковным чинам и обрядам. Сыски раскольников, проведенные царскими властями, показали, что уже в конце 50-начале 60-х годов XVII в. в некоторых местностях это движение приобрело массовый характер. При этом среди сысканных раскольников наряду со сторонниками «старой веры» оказалось немало последователей учения монаха Капитона, то есть людей, отрицавших необходимость профессионального духовенства и церковных властей. В этих условиях руководителем православной церкви России стала царская власть, которая после 1658 г. сосредоточилась на решении двух основных задач - закреплении результатов церковной реформы и преодолении кризиса в церковном управлении, вызванного оставлением Никоном патриаршей кафедры. Этому призваны были содействовать сыски раскольников, возвращение из ссылки протопопа Аввакума, Даниила и других священнослужителей, идеологов раскола, и попытки правительства склонить их к примирению с официальной церковью (Иван Неронов примирился с ней еще в 1656 г.). Решение этих задач растянулось почти на восемь лет, в основном из-за противодействия Никона.

Новым патриархом церковный собор избрал архимандрита Троице-Сергиева монастыря Иоасафа. По требованию восточных патриархов созванный собор осудил старые обряды и отменил постановление Стоглавого собора 1551 г. об этих обрядах, как необоснованные. Верующие, которые придерживались старых обрядов и защищали их, были осуждены как еретики; было предписано отлучать их от церкви, а светской власти - судить их гражданским судом как противников церкви. Решения собора о старых обрядах способствовали оформлению и закреплению раскола русской православной церкви на официальную, господствовавшую в обществе, церковь и старообрядческую. Последняя в тех условиях была враждебной не только официальной церкви, но и тесно связанному с ней государству.

В 1650-1660-х годах возникло движение сторонников «старой веры» и раскола в русской православной церкви.

Большим спросом пользовались занимательные художественные повествования, истерические сочинения, в том числе с критикой церковных порядков.

Борясь со стремлением к светскому образованию, церковники настаивали на том, что только путем изучения священного писания и богословской литературы верующие могут достичь истинного просвещения, очищения души от грехов и душевного спасения-главной цели земной жизни человека. Западное влияние они расценивали как источник проникновения в Россию вредных иноземных обычаев, нововведений и враждебных православию взглядов католицизма, лютеранства и кальвинизма. Поэтому они были сторонниками национальной замкнутости России и противниками ее сближения с западными государствами.

Последовательным выразителем и проводником политики враждебности и нетерпимости к старообрядчеству и иным церковным противникам, иноверию, иноземцам, их вере и обычаям, к светским знаниям был Иоаким - патриарх с 1674 по 1690 г. Противниками стремления к светским знаниям, сближения с Западом и распространения иноземной культуры и обычаев были также вожди раскола, в их числе протопоп Аввакум, и сложившиеся в последней трети XVII в. старообрядческие религиозные общины.

Царская власть активно поддержала церковь в борьбе с расколом и иноверием и использовала при этом всю мощь государственного аппарата. Она выступила также инициатором новых мер, направленных на совершенствование церковной организации и дальнейшую ее централизацию.

Раскол последней трети XVII в. - это сложное социально-религиозное движение. В нем участвовали сторонники «старой веры» (они составляли большинство участников движения), члены различных сект и еретических течений, не признававшие официальную церковь, враждебные ей и государству, тесно связанному с этой церковью. Враждебность раскола официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождениями религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны идеологии данного движения, его социальный состав и характер. Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты. К первым можно отнести идеализацию и защиту старины, замкнутости и пропаганду принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения души. Эти идеи наложили отпечаток на движение раскола, породив в нем консервативно-религиозные устремления и практику «огненных крещений» (самосожжений). К прогрессивным сторонам идеологии раскола следует отнести освящение, то есть религиозное обоснование различных форм сопротивления власти официальной церкви и феодально-крепостнического государства, борьбу за демократизацию церкви.

Сложность и противоречивость движения раскола проявились в восстании в Соловецком монастыре 1668-1676 гг., которое началось как выступление сторонников «старой веры». Аристократическая верхушка «старцев» выступала против церковной реформы Никона, рядовая масса монахов - сверх того - за демократизацию церкви, а «бельцы», то есть послушники и монастырские работники,- против феодального гнета, и в частности против крепостнических порядков в самом монастыре.

Для подавления движения были использованы различные средства, в том числе идеологические, в частности, были опубликованы антираскольничьи полемические сочинения («Жезл правления» Симеона Полоцкого в 1667 г., «Увет духовный» патриарха Иоакима» в 1682 г. и др.), а для повышения «учительности» церковных служб начался выпуск книг, содержавших проповеди (например, «Обед душевный» и «Вечеря душевная» Симеона Полоцкого).

Но главными были насильственные средства борьбы с расколом, которые по требованию церковного руководства применяла светская власть. Полоса репрессий началась со ссылки идеологов раскола, отказавшихся от примирения с официальной церковью на церковном соборе в апреле 1666 г.; из них протопопы Аввакум и Лазарь, дьякон Федор и бывший монах Епифаний были сосланы и содержались в тюрьме Пустозерска. За ссылками последовала массовая казнь оставшихся в живых участников Соловецкого восстания (казнили более 50 человек). На столь суровом наказании настоял патриарх Иоаким. Жестокие кары, включая казни, чаще практиковались при Федоре Алексеевиче (1676-1682 гг.). Это вызвало новое выступление раскольников в дни Московского восстания 1682 г. Неудача «мятежа» сторонников старой веры» повлекла за собой казнь их вождей. Ненависть господствовавшего класса и официальной церкви к расколу и раскольникам получила выражение в законодательстве. Согласно указу 1684 г., раскольников надлежало пытать и далее, если они не покорятся официальной церкви, казнить. Тех из раскольников, кто, желая спастись, покорится церкви, а потом вновь вернется к расколу, надлежало «казнить смертию без испытания». Это положило начало массовым гонениям.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Социально-политическое развитие

России в ХVII в.

Народные движения

1.1. Городские восстания. В ХУ11 в. произошел ряд народных выступлений, вызванных как общей закрепостительной политикой государства, ухудшением материального положения масс, укреплением самодержавия, так и конкретными историческими факторами.

1.1.1. Предпосылки Соляного бунта 1648 г.:

- Рост налогов и неудача налоговой реформы правительства Б. Морозова . Желая увеличить поступления в казну, дядька царя Алексея Михайловича в 1646 г. отменил ряд прямых налогов и ввел косвенный - увеличил цены на товар первой необходимости - соль. Однако результат оказался крайне неожиданным: хотя без соли, игравшей роль консерванта, приходилось туго, народ резко сократил ее потребление. Правительство, вынужденное восстановить старые цены на соль, стало собирать недоимки по отмененным налогам за два года.

- Взяточничество и произвол властей как в центре, так и на местах, которые особенно усилились с приходом к власти молодого царя Алексея Михайловича (1645-1676), фактически перепоручившего управление страной своим родственникам.

- Нежелание Б. Морозова учитывать интересы основной массы служилых людей . Дворянство, например, настаивало на отмене урочных лет, организации сыска беглых крестьян, но встречало в столице московскую волокиту, т.е. нежелание властей удовлетворить их насущные требования.

- Рост численности населения белых слобод за счет перетекания туда тяглецов из черных слобод, готовых потерять личную свободу ради спасения от налогового бремени, приводил к тому, что налоги, сумма которого оставалась прежней и раскладывалась между оставшимися, увеличивались. Кроме того, посадские люди не хотели терпеть конкуренцию белых слобожан, а также крестьян, занимавшихся торгово-ремесленной деятельностью.

1.1.2. Соляной бунт. Поводом к восстанию послужил разгон стрельцами 1 июня 1648 г. толпы москвичей, пытавшихся подать царю, возвращавшемуся с богомолья, челобитнуюграмоту . Вскоре толпа ворвалась в Кремль, а стрельцы, долгое время не получавшие жалования и также недовольные политикой правительства Б. Морозова, отказались выполнять приказы. Оказавшись один на один со стихийно сложившейся коалицией из служилых, посадских людей и стрельцов, растерявшаяся власть вынуждена была пожертвовать теми своими представителями, которые оказались наиболее ненавистны народу. На растерзание толпе отдали главу Земского приказа Л. Плещеева и окольничего, возглавившего Пушкарский приказ П. Траханиотова. Б. Морозова царю удалось спасти.

Главная же уступка заключалась в созыве Земского собора, на котором принято решение о разработке нового свода законов, утвержденного в 1649 г.. Соборное Уложение , удовлетворило некоторые требования сил, принимавших участие в восстании. В этом заключалась одна из его особенностей, т.к. обычно народные выступления приводили к разрухе и усилению правительственной реакции.

1.1.3 Другие выступления . До и после Соляного бунта восстания вспыхивали в более, чем 30 городах страны: в том же 1648 г. в Устюге, Курске, Воронеже, в 1650 г. - хлебные бунты в Новгороде и Пскове. В 1662 г. вспыхнул Медный бунт , вызванный денежной реформой правительства. Затянувшаяся русско-польская война опустошила казну и власть пошла на чрезвычайные меры - выпуск медных денег, имевших хождение наряду с серебряными. Это привело к девальвации, от которой особенно пострадали люди, получавшие денежное жалование, а также ремесленники и мелкие торговцы. В итоге, выступление было подавлено, но правительство пошло на изъятие медных денег из обращения.

Восстание под руководством С. Разина.

1.2.1. Общая характеристика и состав движения. Наиболее мощным народным выступлением эпохи стало восстание под руководством С. Разина 1667-1671 гг.

В советской историографии его называли антифеодальной крестьянской войной, всячески идеализируя при этом народного заступника С. Разина.

В движении участвовали, в основном, казаки. Примкнувшие же к ним крестьяне защищали интересы не своего сословия, а свои собственные. Они не боролись против феодальных отношений как таковых. Оторвавшись от производительного труда, крестьяне-участники восстания - хотели стать казаками, либо, в случае удачи, служилыми людьми. О каком-либо изменении общественного строя или государственного устройства не было и речи. Не случайно в своих прелестных письмах С. Разин заявлял, что главная его цель - постоять за великого государя и истреблять бояр-изменников.

Это движение можно охарактеризовать как казацко-крестьянское восстание, осложненное чертами русского бунта.

1.2.2. Предпосылки восстания:

- Оформление крепостного права и усиление налогового бремени, приведшее к резкому ухудшению положения крестьянства и посадских людей и бегству их на окраины за пределы, контролируемые государством.

- Обострение обстановки на Дону в связи с ростом т.н. голутвенного казачества - голытьбы, пополняемой за счет беглых людей. И если зажиточные (домовитые ) казаки, находившиеся на службе государству, получали денежное и хлебное жалование, то вновь прибывшим прокормиться становилось все труднее. Кроме того, домовитые владели рыбными промыслами, получали большую часть добычи во время дувана (т.е. ее дележа). Пахать на Дону запрещалось, с захватом турками г. Азова оказался закрытым выход в море, лишь походы на крымское и турецкое побережье за зипунами приносили казакам хотя и опасную, но немалую добычу.

- Общее ухудшение ситуации в стране, вызванное долгой русско-польской войной, денежной реформой и их последствиями.

- Церковная реформа патриарха Никона , повлекшая за собой идейный раскол и глубокий духовный кризис русского общества.

- Стремление власти взять под контроль казацкую вольницу , ограничить ее и интегрировать в государственную систему, что также создавало поле напряженности и способствовало взрыву казацкого возмущения.

1.2.3. Личность руководителя . Во главе казачьей голытьбы оказался Степан Разин, выходец из верхов казачества. Руководящая роль Разина обусловливалась следующими факторами: его старшего брата - Ивана, не выполнившего приказа царского воеводы во время военных действий с Польшей, казнили. Это потрясло будущего вожака восстания, начавшего воспринимать общие беды народа через призму личной трагедии. Казацкая старшина не считала его до конца своим и тем самым выталкивала из своих рядов, заставляла самоутверждаться среди голутвенного казачества.

В ходе самого движения росла слава Разина как удачливого и отважного атамана, заговоренного от пуль и сабли, несущего волю и справедливость народу. Своей удалью и безграничностью во всем - в щедрости к простым людям и насилии над врагами - он соответствовал чаяниям народа, его представлениям о справедливости и власти. Эта героизация человека, в жизни далекого от своего идеального образа, позволила ему остаться в народной памяти.

Основные этапы.

Первый этап. В мае 1667 г. С. Разин привел казаков с Дона на Волгу. Миновав Астрахань и ограбив по дороге караван судов, разинцы вышли в Каспийское море. Затем, после зимовки в Яицком городке , казаки совершили удачные набеги на владения иранского шаха. Их возвращение в августе 1669 г. на Дон с богатой добычей произвело большое впечатление и укрепило славу Разина как удачливого атамана. К нему приходили тысячи новых людей, он начал их готовить к новому походу, но уже не за зипунами, а против бояр.

Второй этап. В апреле 1670 г. разинцы подошли к Царицыну, и, не встретив сопротивления, захватили город. Затем, благодаря помощи местного населения и стрельцов, они взяли хорошо укрепленную Астрахань. Власти надеялись, что Разин повторит свой предыдущий маршрут и пойдет на Каспий, но он, оставив в городе своего атамана В. Уса, двинулся вверх по Волге и без боя захватил Саратов и Самару. Везде он вводил казачье устройство, жестоко расправлялся с боярами, дворянами и приказными людьми. К Разину примыкали беглые люди, восстание охватило огромную территорию Поволжья. Сознавая нависшую угрозу, власть мобилизовала все свои силы. Сам Алексей Михайлович благословил 60 тыс. армию служилых людей и стрельцов на подавление восстания. В итоге царские войска нанесли поражение 20 тыс. отряду Разина у Симбирска в октябре 1670 г. Сам атаман получил серьезное ранение и, надеясь продолжить борьбу, бежал на Дон. Но после поражения он уже не пользовался прежним влиянием, а вскоре был схвачен домовитыми казаками и выдан властям. В июне 1671 г. Разина после жестоких пыток, которые он мужественно выдержал, казнили на Красной площади. А в ноябре правительственные войска взяли Астрахань - последний оплот восстания.

Наиболее острым проявлением социального недовольства в XVII столетии стало движение, возглавляемое Степаном Разиным. В историографии в настоящий момент не существует единого мнения о характере этого выступления. Для историков досоветского периода оно трактовалось как антигосударственное движение, бунт. В советской историографии прочно закрепилось понятие «крестьянская война». В постсоветской историографии все более утверждается определение «социальное движение». Все большее внимание начинает уделяться вопросам государственной политики в отношении восставших, эволюции государственного механизма, важной задачей которого становилась борьба с бунтами, сохранение государственной и социальной стабильности.

Значимой социальной силой этого движения выступало донское казачество. Дон традиционно привлекал беглых крестьян, так как существовало правило «с Дону выдачи нет». Это был неписаный казачий закон, с которым русское правительство до поры до времени вынуждено было мириться, так как нуждалось в услугах казаков в налаживании военного дела и обороне границ государства. Привлекателен Дон был еще и потому, что здесь отсутствовали помещики и воеводы, важнейшие вопросы решались «на кругах» – общих сходах, существовала выборность должностных лиц – атаманов и их помощников есаулов.

Между тем, если изначально казачество являлось олицетворением равенства, то в XVII в. оно все более становилось неоднородным. Были «домовитые» казаки, имевшие немалую собственность, наряду с ними постоянно увеличивались по численности «голутвенные» казаки, составлявшие низы казачьего общества. Поскольку иметь пашню и сеять хлеб казакам запрещалось под страхом смертной казни, законным источником их существования было государево жалование. Перебои с его поступлением ощущались постоянно, в силу чего казачество не брезговало и разбойничьими «походами за зипунами». До 60-х годов XVII столетия они совершали набеги во владения враждебных России Крымского ханства и Турции. Эти походы не вызывали нареканий со стороны правительства России, так как были направлены против ее извечных врагов-соперников. Во второй половине XVII в. возможностей для таких походов становилось все меньше. После того, как казаки в 1642 г. оставили Азов, турки его укрепили и тем самым лишили казаков выхода в Черное и Азовское моря. Оставалась другая дорога – вниз по Дону, по Волге в Каспийское море, и далее в богатейшие владения Персии. Для этого было необходимо преодолеть мощную русскую крепость, расположенную в устье Волги – Астрахань. Проблемы были в том, что Россия имела дружественные отношения с Персией, считала это государство выгодным торговым партнером и вовсе не желала ухудшения отношений из-за грабительских набегов казаков. Астрахань становилась мощным заслоном для их продвижения в Каспий.

Все это ухудшало положение казачества, и особенно «голутвенного», для которого «походы за зипунами» были чуть ли не единственным средством к выживанию. Они становились ядром недовольства. К ним примыкали те, кто в свое время бежал на Дон, но не был принят в казаки, так как казачий круг не принимал теперь всех, не желая делиться с ними тем жалованием, что шло от государства. Еще одной силой будущих антиправительственных выступлений были нерусские народы Поволжья (башкиры, татары, мордва, чуваши), испытывавшие двойной гнет от своих феодалов и русской администрации.

Предпосылкой будущих событий стало движение Василия Уса в 1666 г. Отряд под предводительством этого атамана состоял из нескольких сот человек и выступил с Дона, желая поступить на службу к царю. Казаки дошли до Тулы и отправили в Москву послов. Правительство отказалось от их услуг и повелело вернуться на Дон. Кроме того, было принято решение переписать всех этих казаков и вернуть беглых, входивших в их ряды. Против усовцев выступили царские войска. Атаман и его люди ушли на Дон, не выполнив требования правительства о выдаче беглых. Вскоре Ус стал одним из соратников другого атамана – Степана Разина.

В 1667 г. окончилась война России с Польшей. На Дон хлынули новые партии беглых, начинался голод, социальная обстановка накалялась. Казаки пробирались на Дон и Каспий грабить торговые суда, но их громили русские правительственные силы. Постепенно бразды правления сосредоточил в своих руках атаман Разин. В мае 1667 г. его отряд отправился на Волгу, где нападал на караваны судов, вышел в Каспийское море, а затем по реке Яик поднялся к Яицкому городку и овладел им. Здесь разинцы перезимовали, запаслись артиллерией и направились во владения иранского шаха (Персию). Набеги были успешны. Зиму 1668–1669 гг. разинцы провели на Свином острове близ Гиляна. Летом 1669 г. иранский шах снарядил против разинцев флот, который был наголову разбит ими. Казаки захватили небывалую добычу и направились к Астрахани, где высадились в августе 1669 г.

Перед правительством вновь стал вопрос, как бороться с антигосударственными выступлениями. Одним из методов быстрого реагирования государственных сил становился сбор информации о настроениях восставших, целях и масштабах выступления. Уже в марте 1667 г. из донесений царицынского воеводы государю было известно, что число «воровских казаков» достигает двух тысяч. Заранее было известно и о планах нападения Разина на Яицкий городок. Из информации, собранной правительственным лагерем, было видно, что на этапе 1667 – лета 1669 г. цель казаков была исключительно грабительская: «в войске де им пить и есть стало нечего, а государева денежного и хлебного жалования присылают им скудно, и они де пошли на Волгу реку покормиться». До июня 1667 г. основные действия правительственных сил сводились к разведывательным целям; затем стали предприниматься и карательные походы (не всегда успешные). Взятие Яицкого городка казаками заставило царя сменить основного воеводу на данном направлении – астраханского. Осенью 1667 г. правительство, надеясь отговорить казаков «отстать от воровства», направило к Разину своих представителей с «милостивой грамотой», обещающей простить и забыть разинцам прежние вины, если те повинятся и вернутся на Дон. В это время Разин со своими людьми шел походом на Каспий, грамота была вручена по их возвращении в августе 1669 г. Разин изобразил притворную покорность, согласился вернуть плененных им русских и отправить к царю шестерых человек с повинной. Добиться возвращения плененных персов и украденных товаров не удалось. После того, как местные воеводы взяли с казаков обещание впредь служить царю и сдать суда и артиллерию, они пропустили разинцев на Волгу и Дон.

Между тем С. Разин занялся подготовкой нового похода. До сих пор походы казаков носили в основном характер разбойных действий, теперь же начинался этап, связанный с выражением социального протеста. Новый поход был направлен против бояр. В 1670 г. к Разину все более активно примыкают русские крестьяне и народы Поволжья. Путь 7-тысячного отряда весной 1670 г. лежал на Царицын. Разин без труда взял его, учинив расправу над местными воеводами, приказными, военачальниками, богатыми купцами. Их имущество было поделено восставшими. Далее разинцы двинулись к Черному Яру, гарнизон которого восстал, и перешел на их сторону.

После этой победы открылся путь на Астрахань. Когда Разин подошел к городу, там вспыхнуло восстание местных жителей, стрельцов и солдат гарнизона. Сопротивление оказала лишь небольшая группа во главе с воеводой князем Иваном Прозоровским, которые вскоре были перебиты. Из Астрахани войско восставших вновь двинулось к Царицыну и далее вверх по Волге. На их сторону добровольно перешли Саратов и Самара. К населению Поволжья Разин направлял грамоты с призывами примкнуть к восстанию, расправиться с боярами и дворянами, воеводами и приказными. Эти послания (прелестные письма) сыграли немаловажную роль в расширении состава участников движения. В начале сентября 1670 г. разинцы начали осаду Симбирска, продлившуюся почти месяц.

События в Поволжье все более беспокоили центральное правительство. Уже в конце августа в Среднее Поволжье было направлено 60-тысячное войско. В Симбирске в это время верные правительству люди, во главе с воеводой князем Иваном Милославским, расположившись в укрепленном местном кремле, отбили четыре яростных штурма повстанцев. В начале октября из Казани подошли правительственные силы под командованием Юрия Барятинского. Они нанесли Разину поражение и соединились с силами Милославского. Разинцы ушли на Дон. Здесь сам Разин был схвачен «домовитыми» казаками и выдан правительству. Своей конечной цели – взятия Москвы, расправы со столичными боярами и дворянами Разин так и не добился. 4 июня 1671 г. он был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади.

Восстание потерпело неудачу. Причины следующие: слабая организация в среде восставших, невозможность их продолжительной и успешной борьбы с хорошо обученными и вооруженными правительственными силами, а также отсутствие четких представлений о целях борьбы. Восставшие отнюдь не являлись противниками монархии, так, во флотилии разинцев имелся струг, обитый красным бархатом, в котором, якобы, находился царевич Алексей Алексеевич – умерший незадолго до восстания сын царя Алексея Михайловича. Опору Разина составляло казачество, для которого идеалом был казачий уклад жизни. Казаки желали изменить власть и существующие порядки, к своей борьбе они привлекли многочисленное крестьянство. Но жизнь казаков была связана либо с государевой службой, либо с походами «за зипунами». Даже если бы Разину удалось добиться своих целей, пресловутого казачьего равенства все равно не было бы установлено. Жалование казаков должно было обеспечиваться трудом крестьян, разница их в положении была неизбежна. Она же служила причиной дальнейших социальных конфликтов.

Весной 1682 г., в царствование преемника Алексея Михайловича на престоле царя Федора Алексеевича, донские казаки попытались повторить движение Разина, в своем отряде они даже имели его знамена. Движение охватило уезды, соседние с Войском Донским. Но уже в мае 1682 г. власти приняли быстрые и решительные меры, казнили наиболее активных участников движения. Подобные же попытки предпринимались на Дону и в 1682–1683 гг.

Непрерывное усиление крепостной зависимости и рост и повинностей на протяжении первой половины XVIII века вызывали ожесточенное сопротивление крестьян. Главной его формой было бегство. Беглые уходили в казачьи области, на Урал, в Сибирь, на Украину, в северные леса. Нередко они создавали "разбойные шайки", которые не только грабили на дорогах, но и громили помещичьи усадьбы, уничтожали и документы на владение землей и крепостными. Не раз крестьяне открыто восставали, захватывали помещичье имущество, избивали и даже убивали своих господ, сопротивлялись усмирявшим их войскам. Часто повстанцы требовали перевести их в разряд дворцовых или государственных крестьян.

Участились волнения работных людей, стремившихся вернуться с заводов в родные деревни, и, с другой стороны, добивавшихся улучшения условий труда и повышения жалования. Частая повторяемость народных выступлений, ожесточенность повстанцев свидетельствовали о неблагополучии в стране, о надвигающейся опасности. О том же говорило и распространение самозванчества. Претенденты на трон объявляли себя то сыном царя Ивана, то царевичем Алексеем, то Петром II. Особенно много было "Петров III" - шесть до 1773 г. Это объяснялось тем, что Петр III облегчил положение старообрядцев, пытался перевести монастырских крестьян в государственные, а также тем, что он был свергнут дворянами. (Крестьяне верили, что император пострадал за заботу о простом народе). Однако лишь одному из многочисленных самозванцев удалось всерьез потрясти империю. В 1773 г. очередной "Петр III" объявился в Яицком (Уральском) казачьем войске. Им объявил себя донской казак Емельян Иванович Пугачев.

Восстание Е. Пугачева стало крупнейшим в российской истории. В отечественной историографии советского периода его именовали Крестьянской войной. Под Крестьянской войной понималось крупное выступление крестьянства и других низших слоев населения, охватывающее значительную территорию, приводящее фактически к расколу страны на часть, контролируемую правительством, и часть, контролируемую повстанцами, угрожающее самому существованию феодально-крепостнического строя.

В ходе Крестьянской войны создаются повстанческие армии, ведущие длительную борьбу с правительственными войсками. В последние годы термин "Крестьянская война" употребляется сравнительно редко, исследователи предпочитают писать о казацко-крестьянском восстании под руководством Е.И. Пугачева. Однако большинство специалистов сходится на том, что из всех крестьянских выступлений в России именно восстание Пугачева может с наибольшим основанием претендовать на название "Крестьянская война".

Причины восстания, войны были:

  • а) Недовольство яицкого казачества мероприятиями правительства, направленными на ликвидацию его привилегий. В 1771 г. казаки потеряли автономию, лишились права на традиционные промыслы (рыболовство, добыча соли). Кроме того, нарастала рознь между богатой казацкой "старшъ ной " и остальным "войском".
  • б) Усиление личной зависимости крестьян от помещиков, рост государственных налогов и владельческих повинностей, вызванные начавшимся процессом развития рыночных отношений и крепостническим законодательством 60-х гг.
  • в) Тяжелые условия жизни и труда работных людей, а также приписных крестьян на заводах Урала.
  • г) Негибкая национальная политика правительства в районе Среднего Поволжья.
  • д) Социально-психологическая атмосфера в стране, накалившаяся под влиянием надежд крестьянства на то, что вслед за освобождением дворян от обязательной службы государству начнется и их раскрепощение. Эти чаяния порождали слухи, что "манифест о вольности крестьянской" был уже подготовлен царем, но "злые дворяне" решили его скрыть и совершили покушение на жизнь императора. Однако он чудом спасся и только ждет момента, чтобы объявиться перед народом и повести его на борьбу за Правду и возвращение трона. В этой атмосфере и появлялись самозванцы, выдававшие себя за Петра III.
  • е) Ухудшение экономической обстановки в стране в связи с русско-турецкой войной.

В 1772 г. на Яике произошло возмущение с целью смещения атамана и ряда старшин. Казаки оказали сопротивление карательным войскам. После подавления мятежа зачинщиков сослали в Сибирь, а войсковой круг уничтожили. Обстановка на Яике накалилась до предела. Поэтому казаки восторженно встретили "императора" Пугачева, обещавшего жаловать их "реками, морями и травами, денежным жалованьем, свинцом и порохом и всею вольностью". 18 сентября 1773 г. с отрядом в 200 казаков Пугачев выступил к столице войска - Яицкому городку. Направленные против него воинские команды почти в полном составе перешли на сторону повстанцев. И все же, имея около 500 человек, Пугачев не решился на штурм укрепленной крепости с гарнизоном в 1000 человек. Обойдя ее, он двинулся вверх по Яику, захватывая лежавшие на пути небольшие крепости, гарнизоны которых вливались в его войско. Над дворянами и офицерами устраивались кровавые расправы. 5 октября 1773 г. Пугачев подошел к Оренбургу - хорошо укрепленному губернскому городу с гарнизоном в 3,5 тыс. человек при 70 пушках. У повстанцев было 3 тыс. человек и 20 пушек. Штурм города оказался неудачным, пугачевцы приступили к осаде. Губернатор И.А. Рейнсдорп не рискнул атаковать мятежников, не надеясь на своих солдат.

На помощь Оренбургу были направлены отряд генерала В.А. Кара численностью в 1,5 тыс. человек и 1200 башкир во главе с Салаватом Юлаевым. Однако повстанцы разгромили Кара, а С. Юлаев перешел на сторону самозванца. Присоединились к Пугачеву и 1200 солдат, казаков и калмыков из отряда полковника Чернышева (сам полковник попал в плен и был повешен). Лишь бригадиру Корфу удалось благополучно провести в Оренбург 2,5 тыс. солдат. К Пугачеву, устроившему свою ставку в Берде в пяти верстах от Оренбурга, непрерывно шли подкрепления: калмыки, башкиры, горнозаводские рабочие Урала, приписные крестьяне. Численность его войск превысила 20 тыс. человек. Правда, большинство их было вооружено лишь холодным оружием, а то и рогатинами. Уровень боевой подготовки этой разнородной толпы также был низок. Однако Пугачев стремился придать своей армии подобие организации. Он учредил "Военную коллегию", окружил себя гвардией. Своим сподвижникам он присваивал чины и титулы. Уральские мастеровые Иван Белобородов и Афанасий Соколов (Хлопуша) стали полковниками, а казак Чика-Зарубин превратился в "графа Чернышева".

Расширение восстания серьезно обеспокоило правительство. Командующим войсками, направляемыми против Пугачева, назначается генерал-аншеф А.И. Бибиков. Под его началом было 16 тысяч солдат и 40 пушек. В начале 1774 г. войска Бибикова начали наступление. В марте Пугачев потерпел поражение под Татищевой крепостью, а подполковник Михельсон разгромил войска Чики-Зарубина под Уфой. Главная армия Пугачева была практически уничтожена: около 2 тыс. повстанцев были убиты, свыше 4 тыс. ранены или взяты в плен. Правительство объявило о подавлении мятежа.

Однако Пугачев, у которого осталось не более 400 человек, не сложил оружия, а ушел в Башкирию. Теперь основной опорой движения стали башкиры и горнозаводские рабочие. В то же время многие казаки отошли от Пугачева по мере его удаления от их родных мест.

Несмотря на неудачи в столкновениях с правительственными войсками, ряды повстанцев росли. В июле Пугачев привел под Казань 20-тысячное войско. После взятия Казани Пугачев намеревался двинуться на Москву. 12 июля восставшим удалось занять город, но овладеть казанским кремлем они не сумели. Вечером на помощь осажденным пришли преследовавшие Пугачева войска Михельсона. В ожесточенном сражении Пугачев вновь был разгромлен. Из 20 тыс. его сторонников 2 тыс. были убиты, 10 тыс. попали в плен, около 6 тыс. разбежались. С уцелевшими двумя тысячами Пугачев переправился на правый берег Волги и повернул на юг, надеясь взбунтовать Дон.

"Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием", - писал А.С. Пушкин. Перейдя Волгу, Пугачев оказался в районах помещичьего землевладения, где его поддержала масса крепостных. Именно теперь восстание приобрело характер подлинной крестьянской войны. По всему Поволжью запылали дворянские усадьбы. Подойдя к Саратову, Пугачев вновь имел 20 тыс. человек.

В столице начиналась паника. В Московской губернии объявили сбор ополчения против самозванца. Императрица заявила, что намерена сама встать во главе войск, направляющихся против Пугачева. На смену умершему Бибикову назначили генерал-аншефа П.И.Панина, предоставив ему самые широкие полномочия. Из армии был вызван А.В. Суворов.

Между тем, повстанческие войска далеко уже не обладали такой мощью, как год назад. Они состояли теперь из не знающих военного дела крестьян. К тому же отряды их действовали все более разрозненно. Разделавшись с барином, мужик считал задачу выполненной и торопился хозяйничать на земле. Поэтому состав армии Пугачева все время менялся. По ее следам неотступно шли правительственные войска. В августе Пугачев осадил Царицын, но был настигнут и разбит Михельсоном, потеряв 2 тыс. человек убитыми и 6 тыс. пленными. С остатками своих приверженцев Пугачев переправился за Волгу, решив вернуться на Яик. Однако, сопровождавшие его яицкие казаки, понимая неизбежность разгрома, выдали его властям.

Препровожденный Суворовым в Москву, Пугачев течение двух месяцев подвергался допросам и пыткам, а 10 января 1775 г. был казнен вместе с четырьмя соратниками на Болотной площади в Москве. Восстание было подавлено. Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева окончилась поражением восставших. Она страдала всеми слабостями, неизбежно присущими крестьянским восстаниям: неясностью целей, стихийностью, раздробленностью движения, отсутствием по-настоящему организованных, дисциплинированных и обученных военных сил.

Стихийность сказывалась прежде всего в отсутствии продуманной программы. Не говоря уже о рядовых повстанцах, даже руководители, не исключая самого Пугачева, не представляли себе четко и определенно того строя, который будет установлен, если они одержат победу.

Но, несмотря на наивный монархизм крестьян, ясна антикрепостническая направленность Крестьянской войны. Лозунги восставших гораздо четче, чем в предыдущих крестьянских войнах и восстаниях.

Руководители восстания не имели единого плана действий, что наглядно сказалось во время второго наступления правительственных войск в январе-марте 1774 года. Отряды повстанцев были разбросаны на огромной территории и действовали зачастую совершенно самостоятельно, изолированно друг от друга. Поэтому, несмотря на проявленный героизм, они были по отдельности разбиты правительственными войсками.

Однако это не умаляет огромного прогрессивного значения восстания. Крестьянская война 1773-1775 годов нанесла серьезный удар по феодально-крепостническому строю, она подрывала его основы, расшатала вековые устои и способствовала развитию прогрессивных идей у русской интеллигенции. Что привело в последствии к освобождению крестьян в 1861г.

Крестьянская война, в принципе, могла победить, но не могла создать новый справедливый строй, о котором мечтали ее участники. Ведь иначе, чем в виде невозможной в масштабе страны казачьей вольницы, повстанцы его не представляли.

Победа Пугачева означала бы истребление единственного образованного слоя дворянства. Это нанесло бы непоправимый урон культуре, подорвало бы государственную систему России, создало бы угрозу ее территориальной целостности. С другой стороны, Крестьянская война вынудила помещиков и правительство, расправившись с повстанцами, умерить степень эксплуатации. Так, на уральских заводах была значительно повышена оплата труда. А ведь безудержный рост повинностей мог бы привести к массовому разорению крестьянского хозяйства, а следом за ним - к всеобщему краху экономики страны.

Ожесточенность и массовость восстания ясно показали правящим кругам, что ситуация в стране требует перемен. Следствием крестьянской войны стали новые реформы. Так, народное возмущение привело к укреплению того строя, против которого направлялось.

Память о "пугачевщине" прочно вошла в сознание и низов, и правящих слоев. Пугачевщины стремились избежать декабристы в 1825 году. О ней же вспоминали сподвижники Александра II, принимая в 1861 году историческое решение об отмене крепостного права.