Общая характеристика психологической профессии. Профессия психолог

Деятельность и личность человека изучают философия, история, педагогика, этика и другие науки. Психология за­нимается исследованием особенностей деятельности и лич­ности, то есть специфики функционирования и проявления психических процессов, состояний, свойств, знаний, навыков, умений, опыта при решении практических задач. Она изуча­ет также индивидуальные психологические качества, особые черты, общую структуру и своеобразие личности специалис­та. Методологическая основа такого изучения - общенауч­ные положения о человеческой деятельности, сознании и лич­ности. Под деятельностью понимают целенаправленный процесс преобразования действительности, создания и утвер­ждения материальных и духовных ценностей. Особенности деятельности определяются, как уже отмечалось, содержа­нием ее целей, предметом, на который она направлена, сред­ствами, с помощью которых она осуществляется, обстанов­кой, результатами.

В психологической структуре деятельности выделяют цель, мотивы, способы, приемы решения тех или иных за­дач, планирование, принятие решений, напряжение воли, интеллектуальных сил, контроль за процессом получения ожидаемых результатов, оценку сделанного.

Функционирование и проявление психических процессов, состояний, свойств, опыта в деятельности человека обуслов­ливаются не только решаемыми задачами, обстановкой, но и индивидуальными особенностями самой личности. Чело­веческая деятельность отвечает потребностям личности, она мотивирована и управляется психическим отражением на­личествующих объективных условий и представлением будущего, в частности - представлением о том результа­те, на достижение которого она направлена, то есть созна­тельной целью; она имеет, наконец, свою адекватную регу­ляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность; словом, это деятельность утверждающего свою жизнь це­лостного субъекта .

Процесс деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи). Далее идет выработка плана, установок, решений, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает, к осуществлению предметных действий, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход процесса и полу­чаемые результаты с поставленной целью, вносит коррек­тивы.

Личность - человек как субъект отношений и сознатель­ной деятельности, наделенный творческими способностями. Главное в личности-отношение к миру и самому себе, те качества и свойства, которые обусловливают ее социальное поведение.

Формирование личности определяется общественным строем, воспитанием и самовоспитанием, взаимоотношени­ями с другими людьми, деятельностью.

Осуществляемая в стране демократизация, главной це­лью которой является решительное обновление всех сторон жизнедеятельности общества, предполагает глубокое позна­ние и всесторонний учет особенностей личности и сознания человека, развитие его инициативы, творческого потенциа­ла, гражданской и политической активности.

В оценке методов изучения личности в настоящее время преобладает историко-эволюционный подход, который зада­ет общую стратегию для освещения вопросов о соотношении биологического и социального в личности, мотивации ее развития, механизмов регуляции социального поведения личности, характера и способностей .

Психологическое раскрытие связей «личность-профес­сия» в известной мере может способствовать конкретизации понимания личности, определению целей и задач подготовки специалистов.

Любая профессия - разновидность общественно необхо­димой, постоянно выполняемой деятельности на основе при­обретения знаний, навыков, умений, развития личных качеств человека. Профессиональная деятельность специалистов с высшим образованием - это деятельность интеллигентов в различных областях общественного труда.

В пределах каждой профессии существуют специально­сти со сравнительно узким характером профессиональной деятельности. Некоторые виды деятельности объединяют несколько специальностей: руководитель производства, директор школы и т.д. Благодаря широкой системе профес­сионального образования и повышения квалификации в рам­ках одной профессии обеспечивается достаточно широкий выбор специальностей. Например, профессия учителя охва­тывает специализацию преподавателей математики, биоло­гии, истории, химии и др.

При рассмотрении взаимосвязи личности и профессии необходимо учитывать идейно-политическую и професси­ональную направленность специалиста, его отношение, интерес и любовь к профессии; черты мировоззрения и личностные установки; систему целей и мотивов, способ­ствующих выполнению обязанностей; духовные, интел­лектуальные, нравственные и эстетические потребности, направление развития способностей, склонностей, идеалов; совокупность знаний, навыков, умений, необходимых для работы; внимательность, наблюдательность, особенности памяти, воображения, мышления, речи; общее развитие, эрудицию, культуру, интеллигентность; профессионально важные черты характера, способности, уровень развития познавательных психологических процессов.

Поэтому изучать взаимосвязь личности и профессии - значит: а) выявлять требования, предъявляемые к челове­ку профессией; б) исследовать уровни эффективности дея­тельности специалиста и приходить к определенным вы­водам об особенностях профессионально важных качеств; в) анализировать особенности личности как гражданина своей страны, вскрывать истоки развития тех или иных его общечеловеческих качеств и черт, целей и мотивов профес­сиональной деятельности.

Любая профессия ставит перед человеком определенные требования, поэтому прежде чем формировать студента как личность, необходимо создать модель специалиста. Разуме­ется, модель инженера будет отличаться от модели педагога или врача, но принцип построения и структура таких моде­лей специалистов разных профессий могли бы быть общими . Имея модель специалиста с определенной системой ха­рактерных для него свойств, знаний, навыков, умений, можно приступить к разработке методов выявления профессиональ­ных требований к специалисту, а после этого построить систе­му количественной оценки степени соответствия предъяв­ляемых требований и качеств специалиста.

Встает вопрос и о квалификации специалистов с высшим образованием. Понятие квалификации отражает качествен­ную сторону их подготовки. Через это понятие учебный про­цесс непосредственно связан с психологией и педагогикой, оно служит основой для формулирования профессиональных и других требований к личности, анализа его деятельности. Квалификация определяется местом специалиста в обще­ственном производстве, степенью сложности и характером его труда, а также совокупностью личных возможностей и способностей выполнять свои обязанности. Эта совокупность выражается главным образом в профессионально важных знаниях, умениях, навыках, психических процессах и каче­ствах личности.

Из сказанного вытекает необходимость взаимодействия ряда наук в решении вопроса о квалификации специалиста, в изучении современных требований к его личности и дея­тельности. Здесь помимо психологии высшей школы долж­ны внести свой вклад и другие науки:

физиология и биология (при изучении особенностей выс­шей нервной деятельности студента, специалиста, их адап­тации, физических качеств, нагрузок и т.п.);

психология личности (изучает направленность личнос­ти, ее способности, темперамент и характер);

возрастная психология (изучает особенности психики студентов, обусловленные возрастом);

философия (позволяет решать вопросы отношения созна­ния, личности к внешней среде);

этика (раскрывает нормы поведения специалиста, его моральные качества);

социальная психология (изучает особенности студенческо­го и кафедрального коллектива и др.);

эргономика (обеспечивает рациональное оборудование рабочего места и т.д.).

Например, этика должна помочь высшей школе учесть новые явления и процессы во взаимоотношениях и общежи­тии людей, эргономика-раскрыть наиболее благоприят­ные условия деятельности специалиста, психология труда - изучить факторы и закономерности психической деятель­ности специалиста во время практической работы, его ин­дивидуально-психологические характеристики, профессио­нально важные качества, которые нужно сформировать в вузе.

Психологическое своеобразие разных видов деятельно­сти специалистов обусловливает необходимость профессиографического 1 раскрытия требований к их личности. Раз­работка профессиограмм способствует формированию у педагогических коллективов вузов четких и единых пред­ставлений о том, что должен дать тот или иной вуз «на вы­ходе», научно продуманному составлению учебных планов. Важно при этом выявлять типичные трудности, с которы­ми сталкиваются выпускники вузов, и порождающие их причины.

В книге Е.С. Романовой «99 популярных профессий» (СПб., 2003) представлены 99 профессиограмм наиболее по­пулярных среди современных школьников профессий. Сре­ди них атташе, бармен, ведущий на радио или телевиде­нии, защитник окружающей среды, имиджмейкер, певец, политолог, психолог, фотомодель, эколог и др. Исследова­ние было осуществлено на основе анкетирования выпуск­ников общеобразовательных школ и индивидуальных бе­сед с ними.

Любая профессиограмма состоит из разделов, описанных ниже.

1. Классификационная карточка профессии.

В краткой форме здесь изложены наиболее важные с пси­хологической точки зрения признаки профессии: ее наиме­нование; доминирующий способ мышления; область базо­вых знаний; профессиональная область; межличностное взаимодействие; доминирующий интерес; дополнительный интерес; условия работы.

В качестве примера привели квалификационную карточ­ку профессии учителя.

Наименование профессии - учитель.

Доминирующий способ - адаптация-формализация.мышления

Область базовых знаний - гуманитарные, естественные

№ 1 и их уровень науки или математика, статистика

(зависит от специально­сти), уровень 3,

высокий (тео­ретический).

Область базовых знаний - педагогика и психология, уровень 2,

№ 2 и их уровень средний (практическое использование знаний).

Профессиональная область - педагогика.

Межличностное взаимо- - частое по типу «вместе».

действие

Доминирующий интерес - социальный.

Дополнительный интерес - артистический.

Условия работы - в помещении, мобильные.

2. Доминирующие виды деятельности.

В профессиограмме «Учитель» они следующие:

Обучение различным наукам;

Объяснение нового материала доступными для учащих­ся данного возраста и с учетом их индивидуальных особен­ностей средствами;

Контроль за усвоением материала;

Проведение воспитательной работы с детьми;

помощь в раскрытии творческого потенциала, способ­ностей и возможностей учащихся;

Выявление интересов и склонностей учащихся для адек­ватного подбора программ и методов обучения;

Изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;

Построение программы обучения на основе знания об­щих возрастных закономерностей развития детей;

Участие в формировании личности учащегося;

Развитие у обучаемых стремления к освоению новых знаний;

Организация внеклассных групповых мероприятий, проведение дискуссий, диспутов, собраний;

Объяснение текущих социальных событий и явлений;

__________________

1 Профессиография - описание профессии или специальности, на основании которого составляется профессиограмма, то есть пе­речень психологических, физиологических и профессиональных требований к специалисту.

Участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;

Составление тематических и урочных планов;

Оформление документации (журналов, отчетов).

3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности.

Сюда можно отнести как способности, так и личностные качества человека:

Способности - преподавательские; организаторские, ораторские, вербальные (умение говорить ясно, четко, выра­зительно), коммуникативные (навыки общения и взаимодей­ствия с людьми), хорошо развитая память, высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно), психическая и эмоци­ональная уравновешенность, проявление эмпатии (способ­ности к сопереживанию).

Личностные качества, интересы и склонности-склон­ность к работе с детьми; умение заинтересовать своим за­мыслом, повести за собой; высокая степень личной ответ­ственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к самопознанию, саморазви­тию; оригинальность, находчивость, разносторонность ин­тересов; тактичность; целеустремленность; артистизм; тре­бовательность к себе и другим; наблюдательность (анализ тенденций в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.

В эту группу качеств входят: неорганизованность; пси­хическая и эмоциональная неуравновешенность; агрессив­ность; ригидность мышления (неспособность изменять спо­собы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды); эгоистичность; отсутствие организатор­ских способностей.

5. Области применения профессиональных знаний.
В пределах рассматриваемой профессиограммы:

Образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);

Социальные организации (детские дома, приюты, ин­тернаты, детские центры творчества и досуга);

Правоохранительные органы (детские приемники-распределители, колонии);

Городские и муниципальные учебно-методические цен­тры и др.

6. История профессии.

Педагогика, как, наверное, известно многим, в переводе с греческого означает «детовождение», то есть воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Как сложившаяся наука педагогика занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержа­ние образования и методику обучения.

Начала педагогики были заложены уже в древние вре­мена в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за. детьми и наблюдению за их поведением, а педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. Особый интерес вызывают афинская и спартанская системы воспитания.

Афинская система воспитания предполагала начало обу­чения детей с 7 лет, когда педагог (так называли черного раба) вел ребенка в школу, где сначала тот учился чтению и счету, затем наступала очередь литературного и эстети­ческого воспитания. Большая роль отводилась и физи­ческому воспитанию (бегу, прыжкам, плаванию, метанию копья и диска).

Спартанская школа основное внимание уделяла воспи­танию силы духа, физической выносливости, закаливанию характера.

Образование в эпоху Средневековья носило в основном религиозный характер.

Большой вклад в развитие отечественной педагогию; внесли Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и мно гие другие.

7. Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальным и артистическим).

В профессиограмме «Учитель» указаны следующие профессии: воспитатель детского сада, прокурор, адвокат, кос метолог, арбитр (судья), детская медсестра.

8. Учебные заведения, обучающие данной профессии.

Профессию учителя можно получить в высших учебных педагогических заведениях учитель средних и старши классов) и в средних специальных учебных заведениях (учитель младших классов).

Итак, мы дали профессиографическое описание требований к личности учителя.

Систематические психологические исследования работ лучших специалистов позволят определить, какие общее разовательные, методологические и специальные знани. практические умения и навыки им необходимы для успег ной деятельности в той или иной сфере. Психология доляа выяснить, какие познавательные задачи чаще всего прих дится решать специалистам с высшим образованием, к чему надо готовить студентов.

Для конкретизации целей формирования личности специалиста необходимо составлять психограммы 1 профессий, так как различные специальности предъявляют своеобразные требования к практической деятельности и личное выпускника вуза.

Требования к специалисту с высшим образованием

Общее и специальное образование выполняет не только культурную и техническую функции, но и является одним из важнейших факторов, обеспечивающих высокую жизне­способность и жизнестойкость человека. Развитие интел­лекта и личности, способности к обучению, постоянному самообразованию является огромной силой, сохраняющей творческий потенциал и повышающей социальную ценность человека.

Людям разных профессий, успешно справляющихся со своими многочисленными обязанностями, присущи не толь­ко некоторые общие, но и специфические черты и качества. Определить их - значит, наметить конкретные цели фор­мирования личности студента. Общие качества, необходи­мые любому современному специалисту, - это гуманизм, чувство человеческого достоинства, дисциплинированность, мужество, выдержка, самообладание, уверенность в своих силаху решительность, организованность, настойчивость, инициативность; разнообразные способности- умствен­ные, физические, организаторские, технические, педагоги­ческие. Сюда же можно отнести творческое мышление, глу­бину и гибкость ума, критичность, самостоятельность в суждениях и т.п.

Современный специалист должен обладать основатель: ной теоретической подготовкой, творческим мышлением, навыкамиуправленческой и организаторской работы, знать методы использования электронно-вычислительной техни­ки применительно к профилю своей деятельности; иностран­ные языки. Его, человека высокой общей культуры, должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний, способность принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.

Студенты вузов-это потенциальные организаторы про­изводства, бизнеса. Многим из них придется решать вопро­сы организации совместной и индивидуальной работы, мо­рально и материально заинтересовывать людей, поощрятьизобретательство и рационализаторство. Все это не менее важно, чем производственная деятельность.

В современных условиях необходимыми в социальном облике специалиста высшей квалификации являются его качества организатора-управленца. Поэтому каждый студент должен овладеть за время обучения в вузе и навыками организаторской, воспитательной деятельности.

Важнейшую психологическую функцию выполняет мьшление, которое тесно связано с другими познавательными процессами-восприятием, вниманием, памятью, представлением, воображением, речью. Творческое мышление по-особому выражает единство этих процессов, опирается н них, особенно на воображение, и зависит от личностных свойств, опыта человека, его отношения к действительности. Высокий уровень творческого мышления специалиста - важная психологическая предпосылка наиболее рационального и эффективного выполнения им профессиональных обязанностей.

Для преобразования общества необходим поиск новых способов действий, видоизменение ранее усвоенных приемов, учет при принятии решений особенностей конкретной ситуации, а это становится возможным, только если специалист стремится к оптимальным результатам, устойчив к негативным впечатлениям и эмоциям, сохраняет самоконтроль. Нравственные и физические нагрузки, связанные с деятельностью в современных условиях, предопределяют еще большую зависимость результатов работы специалиста от его ответственности, чувства долга, установок на самостоятельность уровня знаний, его навыков и умений. Именно благодаря настойчивым мотивам и личностным установкам, всесторонней профессиональной компетенции и готовности к труду специалист может творчески принимать решения и осуществлять практические действия .

1 Психограмма-характеристика особенностей, навыков, умений и качеств личности, необходимых специалистам для успешного выполнения своих обязанностей.

Продуктивность творческого мышления специалк повышается, если он, уяснив задачу и оценив обстано: создает модель, своего рода внутренний план практичес действий. При этом он несколько отвлекается от внешних условий своего труда, второстепенных сведений, регулируя свои интеллектуальные процессы.

Перевод наглядно воспринятых данных и сведений в представляемые и воображаемые позволяет анализировать их значимость, производить в уме различные их преобразо­вания. Проникая в сущность задачи, можно строить вообра­жаемую картину предстоящих действий, определять раци­ональные способы достижения цели.

Важными характеристиками творческого мышления специалиста являются быстрота, гибкость, мобильность позна­вательных процессов (восприятия, памяти, воображения и др.) и умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и т.п.). Именно за счет них спе­циалисту удается избегать шаблонных путей достижения цели, механического перенесения прежнего опыта в новые ситуации.

Выявление специфических черты качеств, необходимых специалисту, существенно зависит от психологического ана­лиза требований к представителям отдельных профессий, который дает информацию и об особых (для данной специ­альности) требованиях к личности и деятельности выпуск­ника вуза.

Выделение психологических особенностей, которые от­личают одну специальность от другой, позволяет конкрет­но определить частные цели воспитания и обучения студен­тов вуза, наметить конкретные пути формирования у них в процессе учебы необходимых знаний, умений, навыков и профессионально важных психических особенностей.

Каждая профессия синтезирует ряд видов деятельности. Именно поэтому крайне необходимо определить психологи­ческий профиль выпускников тех или иных вузов. Напри­мер, всем выпускникам должны быть присущи чувство от­ветственности, мобильная память, творческое мышление, внимательность. Но в различных профессиях перечислен­ные качества своеобразно и по-разному влияют на резуль­таты труда. Незная этого, нельзя добиться глубокой целеу­стремленности в педагогическом процессе.

Психологическая характеристика профессии меняется в зависимости от изменений условий и задач труда. Ее опре­деление должно предшествовать любым изменениям в учеб­ных планах и программах. Следует подчеркнуть, что анализ будущей деятельности выпускников вузов является не­обходимой предпосылкой правильного решения проблемы воспитания и обучения. Этот анализ может быть выполнен на основе ряда наук, но основную роль играет психология. Результатом такого анализа должны быть профессиограмма той или иной профессии и соответствующие требования к специалисту, его знаниям, умениям, навыкам, убеждени­ям, моральным и волевым качествам.

Адекватность личности специалиста таким требованиям получает выражение в форме определенных свойств и черт: находящихся в динамическом соотношении с соответству­ющими социальными и производственными потребностями общества. Необходимость данного подхода к конкретизацш цели формирования личности специалиста с высшим образованием связана с ускорением всех социально-экономических процессов в наше время, с возрастающей ролью научного предвидения во всех сферах общественного развития особенно в области трудовой деятельности.

Таким образом, в психологии высшей школы правильно составленная профессиограмма определенного специалиста-залог успеха.

В ходе исследований определена следующая схема профессиограммы выпускника вуза, будущего специалиста:

1) общая характеристика специализации (социально-политическое и практическое значение, ее место в общественно-трудовой деятельности; связь с другими специализациями, варианты возможных должностей внутри специализации, типичные места работы);

2) основные черты будущей работы (характерные внешние условия и средства деятельности; рабочая зона, основные операции и приемы работы; новые формы работы в данной специальности; эргономические и гигиенические условия, основные трудности и неудобства; влияние работы на психику человека и основные требования к его психосенсорной сфере и психомоторике; интеллектуальные эмоционально-волевые особенности деятельности; характерные черты профессиональных групп, коллектива);

3)характеристика направленности специалиста (профессиональная направленность, отношение, интерес и любовь к профессии; основные черты мировоззрения и личностных установок; система целей и мотивов, способствующих вы­полнению служебных обязанностей; структура и содержа­ние духовных, интеллектуальных, нравственных и эстети­ческих потребностей, направление развития интересов, склонностей, идеалов);

4) общеобразовательная подготовка и общее умственное развитие (совокупность знаний, навыков, умений, привычек, необходимых для работы; внимательность, наблюдатель­ность, особенности памяти, воображения и мышления; ин­теллектуальные способности);

5) специальные качества и способности (черты характе­ра, необходимые в работе; способность к деятельности по специальности; должный уровень развития познавательных психических процессов: быстрота переработки информации и т.п.).

Углубленный психологический анализ даст возможность наметить структуру и особенности необходимых качеств для любой специальности.

Составление профессиограмм полностью не решает воп­роса о конкретизации целей формирования личности студен­та, но дает определенный ориентир в решении того, какой учебно-воспитательный материал и в каком объеме должен стать основой подготовки студентов того или иного вуза.

Новым методологическим принципом в целевой подго­товке специалистов, в отличие от традиционной, является в настоящее время и сам подход к обучению: для студента уже на младших курсах формулируется (по рекомендации предприятия-заказчика) конкретная перспективная зада­ча, опережающая уровень развития предприятия на не­сколько лет. Решая ее, студент работает более напряженно, интенсивно и целенаправленно, у него возникает внутрен­няя убежденность в необходимости освоения научных кур­сов для достижения намеченной цели, а не только для сдачи экзамена.

Подготовка по рассматриваемой программе практически индивидуальная: при выполнении целевого задания рабо­той студента руководят преподаватель базовой кафедры и инженер предприятия. Поскольку стоимость подготовки одного специалиста по новой системе обучения существенно выше, она возможна только на кооперативных и хозрасчетных началах сотруд­ничества вузов с промышленными предприятиями.

Таким образом, конкретное определение каждым вузом целей и задач формирования личности специалиста требу­ет научно обоснованного подхода к социальным функциям воспитания и образования, использования положений пси­хологии высшей школы и других наук о профессиональной деятельности человека.

Особенности развития личности студента

Термин студент -латинского происхождения, в перево­де на русский язык он означает «усердно работающий, зани­мающийся», то есть овладевающий знаниями. Студент-это представитель специфической социальной категории людей, готовящихся к производственной деятельности.

Студенчество составляет особую группу, которая попол­няет ряды интеллигенции. Главное направление в жизни студентов - учеба, развитие своего интеллекта, духовный и нравственный рост, овладение профессией. Личность сту­дента - это личность молодого человека, готовящегося к высококвалифицированйому выполнению функций специ­алиста в той или иной области трудовой деятельности. В хо­де обучения у студента должны быть сформированы необ­ходимые для этого качества, знания, навыки, умения.

Как человека определенного возраста и как личность сту дента можно характеризовать с нескольких сторон:

1) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенному классу, национальности, группе.

Социальная сторона проявляется в личности студент; благодаря включенности его в социальную студенческу» группу, выполнению им функций учащегося в вузе;

2) с психологической, представляющей собой единство психических процессов, состояний, образований и свойств личности.

Главное здесь-психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых, как уже отмечалось, зависят протекание психических процессов, возникновение и проявление психических состояний, харак­терных для каждого конкретного студента;

3) с биологической, которая включает тип высшей нерв­ной деятельности, строение анализаторов, безусловные реф­лексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.п. В основном предопреде­ленные наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяющиеся под влиянием условий жизни и воспитания.

Изучение указанных выше характеристик раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и лично­стные особенности.

Так, если подходить к студенту как к человеку опреде­ленного возраста, то для него будут характерны наимень­шие величины латентного периода реакций на простые, ком­бинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и дру­гих навыков. В юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т д.

Если же изучать студента как личность, то возраст 18- 20 лет-это период наиболее активного развития нравствен­ных и эстетических качеств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комп­лексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, общественно-политических, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало экономической актив­ности, под которой демографы понимают включение чело­века в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ори­ентации, а также интенсивное формирование тех или иных способностей в евязи с профессионализацией выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления ха­рактера и интеллекта человека. Это время спортивных ре­кордов, начало художественных, технических и научных достижений .

Развитие творческих способностей, интеллектуальных и физических сил сопровождается и расцветом внешней при­влекательности, но создает иллюзию, что так будет продол­жаться «вечно», что лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Становление личности студента в вузе подчиняется об­щим законам диалектики- это диалектический процесс создания предпосылок к развитию, процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутрен­нее, процесс самодвижения, самоизменения. Имеет место иногда противоречие между стремлением овладеть профес­сией, успешно закончить обучение и переживаниями, вызы­ваемыми объемом задач и сложностью обязанностей, то есть противоречие между отношением к цели деятельности и от­ношением к ее процессу. Противоречия, являющиеся при­чиной изменения личности, - это внутренние противоре­чия.

Степень осознания личностью своих внутренних проти­воречий может быть различной, а иной раз противоречия и не осознаются, как, например, в случае противоречия между неосознаваемой установкой и непосредственной оценкой объекта или явления на основе их восприятия.

Осознание противоречий в свете общественно значимых целей, высоких идеалов и профессиональных требований- предпосылка такого разрешения студентами противоречий, которое способствует развитию их личности как будущих профессионалов. В противном случае противоречия могут привести к регрессии в развитии личности студента. Это важно учитывать в учебно-воспитательной работе и посто­янно заботиться о нравственном воспитании, положитель­ной мотивации творческой интеллектуальной активности студентов, их настроении.

Развитие личности студента, разрешение внутренних противоречий происходит по ряду направлений. Типичны из них следующие:

Углубляется профессиональная направленность, разви­ваются необходимые способности;

Совершенствуются, «профессионализируются» психи­ческие процессы, состояния, опыт;

Повышаются чувство долга, ответственность, профес­сиональная самостоятельность, рельефнее выступает инди­видуальность студента, его жизненная позиция;

Растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;

На основе интенсивного усвоения социального опыта, овладения знаниями повышается духовная, политическая и нравственная устойчивость его личности;

Повышается удельный вес самовоспитания и самообра­зования студента в становлении его личности;

Постоянно возрастает степень профессиональной готов­ности студента к будущей практической работе.

В работе развитие личности показано как возраста­ющая по масштабу и уровню интеграция-образование под­структур и их все усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит и параллельный процесс все большей дифферен­циации психических функций (развитие, усложнение, «раз­ветвление» психических процессов, состояний, свойств) с выделением двух фаз развития: «фронтального прогресса» и специализации.

Высшей интеграцией психологических свойств лично­сти является творчество, а наиболее обобщенными эффек­тами (а вместе с тем потенциалами)-способности и талант. Основными формами развития психических свойств чело­века являются подготовка, старт, кульминация и финиш, в общем-история его жизни и деятельности в обществе . Главными внутренними факторами развития лично­сти являются ее мотивационная сфера и интеллектуальная активность.

Пребывание в вузе должно оказывать (и действительно оказывает в абсолютном большинстве случаев) в максималь­ной степени положительное влияние на студента, обеспечи­вающее приобретение им качеств и опыта, необходимых ему как будущему специалисту.

Студенты вузов - это в большинстве своем высокораз­витые люди, обладающие значительными интеллектуаль­ными и физическими возможностями. Духовный мир, позна­вательные потребности, нравственный облик и физические качества являются предпосылкой для их дальнейшего становления как будущих специалистов. Направленность на будущее, желание обрести социальную самостоятельность ускоряют освоение студентами профессии. Совокупность социальных, профессиональных и познавательных мотивов стимулирует сознательное отношение студентов к учебе, способствует развитию их личности.

В развитии личности студента большое место занимает его работа над собой. Расширяя свои знания, вырабатывая и приобретая все новые умения, он может внутренне суще­ственно изменяться, совершенствовать свои способности, характер.

Профессия психолога многогранна. В зависимости от выбранной специализации и уровня решаемых профессиональных задач меняет­ся как ее место в системе профессий, так и требования к специалисту. Например, в классификации профессий по целям профессиональной деятельности профессия психолога-исследователя относится к изыс­кательским, психодиагноста - к гностическим, а психолога-консуль­танта - к преобразующим. По условиям труда психолог-теоретик мо­жет быть отнесен к профессиям с работой в микроклимате, близком к бытовому, а психолог-прикладник - к профессиям, связанным с ра­ботой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. При всем многообразии психологических специальностей (особенно для психолога-практика) общим для них является то, что все они:

    требуют высококвалифицированного труда, длительной подго­товки;

    относятся к группе профессий «человек - человек»;

    основными средствами в них выступают функциональные сред­ства труда;

    предполагают развитый уровень таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, критичность и безоценочность, интерес к лю­дям и др.

Профессионал – это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус и динамически развивающуюся систему личностно-деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, которые имеют социально-позитивное значение.

Особое значение в профессии «психолог» имеет личность носителя профессии – его профессионализм, активность, мотивированность, умение понимать другого человека и влиять на него. Поэтому развитие личности, ее профессионально важных качеств (ПВК) является важнейшим условием успешности психолога в его профессиональной судьбе. ПВК – это психологические качества личности, определяющие продуктивность, качество, результативность и др. деятельности. (Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2006. С.54).

3. История становления профессии «психолог»

Запрос на психологическое знание остро стоял во второй половине 19 века, что, безусловно, было связано с развитием общества, капиталистических производственных отношений, в которые были включены значительные массы людей.

Начало развития психологии как самостоятельной науки датируется 1879 годом, когда в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт (Wundt), философ и одно­временно психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе.

В 1884 году на лондонской международной выставке английский ученый Гальтон (который по праву считается основателем психодиагностики) впервые демонстрировал опыты по изучению способностей, измерению индивидуальных особенностей людей (рост, вес, мышечная сила, зрительные, слуховые различения).

Следующим знаменательным этапом в развитии психологии традиционно считается разработка психоанализа З.Фрейдом, который не только стал автором психоанализа как научно-психологической школы, но и выдающимся психотерапевтом-практиком, который разработал и успешно применял метод психоанализа для лечения неврозов.

В 1886 году Фрейд получает научную стипендию для обучения во Франции у психиатра Шарко. В 1890 году он публикует книгу «Толкование сновидений». В 1893 – «О психологическом механизме явлений истерии»» «Очерки истерии». В 1910 вокруг Фрейда происходи объединение других молодых психотерапевтов – К.Юнга, А.Адлера, Ранка, Ференчи, Абрахама и др. С 1911 года оформляется международное психоаналитическое общество. Психоанализ оказал необычайно сильное влияние на развитие культуры, философии, в целом цивилизации западного общества 20 века, и обусловило развитие психотерапевтической психологической и деятельности.

Что касается начальных этапов развития психологии в России, то важно отметить, что русские ученые, врачи, психотерапевты поддерживали тесные контакты со своими коллегами из европейских стран. Многие события в России шли с очень небольшим отставанием от европейских. Так, первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в Санкт-Петербурге в 1885 году русским выдающимся физиологом Сеченовым Иваном Михайловичем. Развитие этой лаборатории в последующем привело к ее преобразованию в 1908 году в Психоневрологический институт.

В Москве первая психологическая лаборатория была открыта Челпановым Георгием Ивановичем в 1907 году при МГУ. В 1912 году был создан Институт психологии (ныне это Психологический институт РАО). Развитие экспериментальной психологии, ее распространение в России шло быстрыми темпами. В последующем экспериментальные лаборатории были открыты в дореволюционной России в таких городах, как Харьков, Казань, Киев, Саратов и др.

Развитие психологии приводило к необходимости объединения людей, занимающихся ею профессионально - психологов. В 1906 году в Санкт-Петербурге состоялся первый съезд по педагогической психологии, его организаторами были выдающиеся детские психологи А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев.

После революции становление психологии в Советском Союзе протекало по противоречивому и трагическому сценарию. Популярность в 30-е годы педологии – психологии, изучавшей развитие ребенка, резко оборвалась постановлением правительства «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году. С этого трагического года развитие практико-ориентированной психологии практически было остановлено.

Тем не менее нельзя остановить то, что необходимо, на что в обществе в его разных сферах существует необходимость, потребность. Продолжала развитие психология академическая. Необходимость психологических исследований была обусловлена развитием оборонной промышленности, авиации, космонавтики. Эти направления психологии разрабатывались в нашей стране как закрытые, секретные. Развивалась методология советской психологии. Теория деятельности (учение Рубинштейна, А.Н.Леонтьева), психологические теории обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) общепризнанны в мировой психологической науке.

В 80-годы необходимость введения всеобщего среднего образования и трудности реализации данного проекта обусловили необходимость создания школьной психологической службы. На протяжении около 10 лет в СССР под руководством академика Ю.Н.Бабанского проводился эксперимент по созданию школьной психологической службы. Эксперимент проходил не только в Москве, Ленинграде. Но и других регионах страны: Новосибирске, Красноярске, Тарту, Вильнюсе (Эстония) и т.д. Результаты эксперимента были одобрены и обобщены и стали основанием для принятия «Положения о школьной психологической службе», принятого в 1989.

Введение в штат школ должности педагог-психолог в начале 90-х стало поводом для открытия в Российских педагогических институтах и университетах специальности «психология». С этого времени началось интенсивное развитие системы психологического профессионального образования. За прошедшие полтора десятка лет практико-ориентированная психология бурно и интенсивно развивается: психологически знания и культура становятся востребованы во многих сферах современного общества.

1. Презентация профессии
Психолог – современная перспективная молодая профессия с глубокими историческими корнями. В переводе с греческого слово «психология» означает наука о душе. А проблемами души люди интересовались еще в древности. Как устроен внутренний мир человека, что движет его поступками? Как помочь человеку справиться с трудными жизненными обстоятельствами? Как раскрыть свой творческий потенциал?
Откуда берутся кошмарные сны, агрессия, фашизм и как с ними справиться? Что нужно сделать, чтобы найти общий язык с трудным подростком? Эти и другие важные вопросы волновали умы многих выдающихся людей во все времена. Вместе с тем, научная психология официально появилась всего 130 лет тому назад, с открытия в Германии первой научной психологической лаборатории. За эти годы в психологии разработано множество направлений, научных школ и подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, деятельностный подход и другие). В настоящее время накопленные в научной психологии знания и опыт находят применение во многих сферах: в семье, в общении, в образовании, в медицине, в искусстве, в политике, в экономике, в эргономике, на производстве.
Психолог – квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии, науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности.
В профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
Профессия психолога востребована на современном рынке труда.
Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности.
Ограничения профессии: необходимость постоянного саморазвития; эмоциональные нагрузки и высокая моральная ответственность.

2. Тип и класс профессии
Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.
Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме.
Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида.
Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы.
Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.

4. Условия труда
Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.
Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.
Высокий уровень моральной ответственности.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.
Квалифицированный психолог должен знать:

  • общую психологию и специальные направления психологии (инженерную, педагогическую, социальную, медицинскую и другие);
  • основы психодиагностики;
  • основы педагогики, общественных и естественных наук;
  • методы оценки и коррекции личности;
  • основы психологической работы с определенной категорией лиц, согласно своей специализации (с детьми, с пациентами, с работниками трудовых коллективов и т.п.).

Квалифицированный психолог должен уметь:

  • владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;
  • устанавливать доверительный контакт;
  • слушать и слышать другого человека;
  • применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;
  • собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать мотивы и поведение человека в разных ситуациях;
  • отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);
  • осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;
  • давать человеку конструктивную обратную связь, с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;
  • проводить лекции, семинары, тренинги;
  • хранить тайну, соблюдать этику консультирования.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • гуманитарный склад ума;
  • широкий кругозор;
  • аналитическое мышление и выраженный интерес к работе с информацией;
  • сильно выраженная склонность к сервисной работе;
  • сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с информацией;
  • отлично развитые лексические способности;
  • превосходные логические способности;
  • способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для психолога:

  • вирусоносительство;
  • хронические мигрени;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • нервно-психические заболевания;
  • проблемы с памятью и вниманием;
  • нарушения речи, зрения и слуха.

8. Пути получения профессии
В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением.
В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием. Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами.
В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование.
Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях.
Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:

  • в учебных заведениях (преподавание);
  • на предприятиях (в отделе кадров, в службе персонала);
  • в научно-исследовательских институтах;
  • в психодиагностических лабораториях;
  • в медицинских учреждениях (поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах);
  • в центрах психологической помощи и профориентации;
  • в консалтинговых и тренинговых компаниях;
  • в кадровых агентствах;
  • в службах знакомств;
  • в центрах занятости населения;
  • в сфере политических технологий;
  • в таможне и в правоохранительных органах;
  • в военных организациях;
  • в транспортных и авиационных компаниях;
  • в детских садах;
  • в детских домах;
  • в домах престарелых;
  • на телефонах доверия, в службе спасения и МЧС.

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития психолога.
Специализация и освоение смежных областей
Имея базовое образование психолога с определенной специализацией, со временем можно повышать свою квалификацию, стать уникальным специалистом и совершенствоваться в выбранном направлении, либо осваивать новые близкие специальности в рамках профессии: стать психологом-консультантом, психодиагностом, коучем, ведущим бизнес-тренингов, менеджером по персоналу, учителем, социальным работником, страховым агентом и т.д.
Научная карьера
Психолог с хорошей теоретической подготовкой и пытливым умом, работая по специальности и получая практический опыт, может стать научным работником, преподавать и заниматься методической и научной работой, в том числе проводить исследования по грантам. Он может продолжить обучение в аспирантуре, впоследствии защитить диссертацию.
Управленческое карьерное развитие
Административный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии психолога может начать руководить коллективом профессионалов, стать начальником отдела психологической службы предприятия или директором по персоналу компании. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий практический психолог может решить работать на себя. Например, он может создать Центр психологического консультирования. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

11. Родственные профессии
Профконсультант, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

Официальный партнёр раздела

Для друзей!

Справка

Психология (в греческом языке «душа и слово») - это академическая и прикладная наука о поведении и психологических процессах в психике людей и животных. Психолог - специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь исследовать ситуацию на эмоциональном уровне, лучше узнать свои актуальные потребности, осознать не эффективные «паттерны» своего поведения, выйти из замкнутого круга повторяющихся ошибок, а затем предпринимать шаги по изменению своей жизни.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Психолога являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Психологи .

Вся статистика

Полезные статьи

Описание деятельности

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Психолога нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Психолога , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Психолога обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Психологом (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Психологом .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Психолог исследует, каким образом психологические, экономические и организационные факторы производства оказывают воздействие на трудовую деятельность работников организации. Целью такой работы является планирование мероприятий по улучшению условий труда и повышению эффективности работы. Определяет психологические факторы и занимается составлением программ социального развития. Сопоставляет теоретические результаты психологических исследований с практической деятельностью, готовит рекомендации и предложения по проделанной работе. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку. Участвует в формировании трудовых коллективов, проектирует систему организации труда и рабочего времени. Проводит консультации с руководителями предприятий по вопросам социально-психологических проблем управления производством, социального развития коллектива.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Психолога - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Психолога важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Профессия психолога не является карьеристской. Тем не менее, специалист в начале своей карьеры может трудиться в психологических центрах, частных конторах по психологическому консультированию, в образовательных и медицинских учреждениях, менеджером по организации тренингов и семинаров. Далее можно построить карьеру в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием или открыть собственную фирму.

Психология – это прикладная и фундаментальная наука о психической жизни, поведении и деятельности человека. Она изучает различные механизмы, закономерности и проявления психики людей в различных условиях и на различных этапах жизненного пути. Профессия психолог включает в себя научное изучение психики человека, ее описание. Главная задача специалиста – помочь человеку осознать ситуацию на эмоциональном уровне, понять интеллектуальные способности, избавиться от круга повторяющихся ошибок и направить вперед с целью изменения жизни.

Зачем идут на психологический факультет

Психология – очень востребована среди молодёжи и многими воспринимается как интересная и довольно простая наука, поэтому большое количество абитуриентов идут учиться на психолога. Но поступив в ВУЗ и начав обучение, студенты сталкиваются с разочарованием, потому как только на житейском опыте выехать на экзаменах не получится. В их курс не входят привычные книги по психологии, подходящие для лёгкого чтива. Студенты первые несколько лет изучают такие серьёзные дисциплины и направления, как «физиология высшей нервной деятельности», «общая психология» и т. д.

Ещё одной распространённой причиной поступления на психологический факультет является желание познать себя и разобраться со своим подсознанием. Вполне возможно, что далее человек искренне заинтересуется наукой и продолжит построение карьеры, однако если это единственный мотив, стоит выбрать другую профессию.

Чтобы стать консультирующим психологом, а точнее психотерапевтом, необходимо довольно серьёзно отнестись к своему обучению, и учёба на одном лишь ВУЗе не заканчивается. Психолог имеет право оказывать психологическую помощь только после прохождения дополнительного обучения и получения необходимых сертификатов, учёба в университете дает лишь направление для дальнейшего развития. Поэтому учиться он не перестает практически никогда.

Психология как профессия требует большой отдачи от человека, но главное, для того чтобы быть хорошим специалистом, необходимо первоначально понять свою личность.

Где можно получить образование

Чтобы стать психологом, следует иметь высшее образование по одному из направлений:

  • психология,
  • клиническая психология,
  • конфликтология,
  • психологическое консультирование,
  • дошкольная психология и педагогика.

Диплом в области психологии можно получить во множестве ВУЗов страны. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом после основного обучения, необходимо прохождение дополнительных курсов и постоянное повышение квалификации.

Необходимые личные качества будущего специалиста

Вопреки киношным образам, профессия психолог не делает специалиста всемогущим или всесильным, поэтому без участия самого клиента решить все проблемы невозможно.

Суть деятельности психолога заключается в помощи с поиском внутренних ресурсов, чтобы направить их на изменение жизни в лучшую сторону. Его основная задача – помочь человеку понять, что в большинстве неудач в его жизни виноват он сам, его отношение к жизни, мировоззрение. Хороший психолог поможет взглянуть на проблему с другой стороны и найти пути решения за счёт внутренних изменений.

Чтобы проводить такую тонкую работу и оказывать психологическую помощь, специалист должен сам обладать такими личностными качествами, как:

  • умение слушать и понимать человека,
  • умение сопереживать (но при этом он не должен принимать всё близко к сердцу),
  • умение отгораживаться от чужих проблем,
  • тактичность,
  • высокие интеллектуальные способности,
  • способность анализировать и делать выводы,
  • наблюдательность,
  • ответственность,
  • стрессоустойчивость,
  • терпимость,
  • логическое мышление,
  • быть уверенным в своих силах.

Если человек выбрал верное направление в своей жизни и решил посвятить себя психологии, то учиться и совершенствоваться он должен изо дня в день.

Место работы

Большой плюс: это профессия – довольно востребованная и популярная на рынке. Специалист в области психологии может стать сотрудником как учебного учреждения, так и правоохранительных органов или, например, тюрьмы. Достаточно часто специалисты этого направления выбирают частную практику. Имея образование психолога, можно стать менеджером по подбору персонала или психологическим тренером. Наиболее востребована данная специальность среди женского пола.

Детский психолог в учебных заведениях помогает освоиться на новом месте и наладить отношения с коллективом. Также он проводит тестирование для выявления ярких личностных качеств и выбора будущей профессии.

В медицинских учреждениях психологи часто встречаются с людьми, подверженными сильному стрессу и нервным импульсам. Специалисты в местах заключения подготавливают арестантов к выходу на свободу и помогают им возвратиться к достойной жизни после выхода на волю.

Преимущества профессии

Несомненно, работа психолога имеет свои плюсы, в ней вы сможете помогать людям, столкнувшимся с трудностями. Преимущества профессии:

  • главным плюсом является – возможность участия в разрешении реальных проблем людей,
  • творческая работа,
  • необходимость постоянного развития и повышения уровня квалификации,
  • возможность в повседневной жизни использовать полученные знания,
  • развитие толерантности и терпимости.

Все перечисленные плюсы заставляют специалистов чувствовать себя счастливыми во время работы в данной сфере.

Недостатки в профессии

Обладая плюсами, работа психологом имеет и свои минусы. В ней вы можете встретиться со следующими проблемами:

  • вы можете столкнуться с главной проблемой и главным минусом данной профессии – эмоциональным выгоранием,
  • слишком близко воспринимать проблемы клиента,
  • перестать разграничивать жизнь и работу.

Если данные минусы не отпугивают от профессии, то выбранное направление деятельности – действительно ваше призвание.

Ни одна работа не имеет только плюсы, в каждой встречаются и минусы. Выбор, продолжать ли свою работу или нет в данном направлении, зависит только от того, чего вы встречаете больше – плюсов или минусов. При этом учиться и получать новые знания необходимо всегда.

Перспективы карьерного роста

Основная перспектива в работе – это возможность бесконечного самосовершенствования и, в итоге, достижение уровня высококвалифицированного специалиста с возможностью частной практики. Постоянные тренинги и семинары дают возможность узнавать новые методики, после чего применять их в работе. Специалист высокого уровня может открыть свой личный кабинет или компанию по оказанию психологической помощи людям, попавшим в различные трудные ситуации в жизни.

Самую высокую оценку деятельности психолог получает от людей, чью жизнь изменил в лучшую сторону, которым он помог побороть личные страхи и добиться высот в карьере или личной жизни.

Профессия психолога достаточно популярная и востребованная. Уровень заработной платы в ней напрямую зависит от места работы и от оказываемых услуг. Наиболее прибыльной считается частная практика, но уровень дохода также зависит от количества обратившихся людей. Несмотря на все трудности и минусы, хороший психолог усваивает из этого опыта только положительные моменты.