Обучение в Европе. Аспирантура

  • Перевод

Сейчас образование за рубежом распространено как никогда. Многие специалисты, желающие построить успешную карьеру в своей области, получают степень бакалавра в отечественном университете, а поступать в магистратуру или аспирантуру едут за границу.

Предлагаем перевод статьи Алана Генри, в которой он пишет о 7 вещах, которые ему хотелось бы знать перед поступлением в магистратуру/аспирантуру.

Надеемся, советы Алана натолкнут Вас на полезные мысли и помогут сделать правильные выводы. Поехали!

Если вы, закончив колледж и получив степень бакалавра, решаете продолжить образование в магистратуре или аспирантуре, ваша жизнь во многом меняется. Абсолютно во всех областях, даже там, где это, казалось бы, не требуется, вам нужно вести себя таким образом, чтобы в чем-то отличаться от конкурентов. Звучит знакомо? Тогда предлагаем ознакомиться с некоторыми советами, к пониманию которых мы приходим уже после получения степени.

Высшая школа (далее под этим понятием мы будем понимать магистратуру/аспирантуру) часто имеет репутацию самого сложного периода в жизни студента. Многие решают продолжить образование после долгих попыток добиться карьерных успехов – часто крупные компании требуют от сотрудников диплома магистра или наличия опыта работа. В аспирантуру же, как правило, поступают те, кто хочет продолжить карьеру в академической сфере – полученная научная степень позволяет достойно реализовать себя научной сфере.

Предлагаем несколько советов, которые мы осознаем в процессе и после обучения в высшей школе и которые, надеемся, помогут вам!

Будьте готовы к огромной конкуренции, с которой вы не сталкивались раньше

Что меня удивило в высшей школе больше всего, так это то, насколько жесткой была конкуренция среди моих одногруппников и однокурсников. Все это гораздо отличалось от ситуации в колледже, где большинство не особо стремилось к индивидуальной работе. В высшей школе, напротив, мои одногруппники стремились сделать все, чтобы превзойти остальных – причем, как в учебной, так и в общественной деятельности.

Несложно понять, почему это так. Репутация очень важна для будущей карьеры выпускника, а сделать так, чтобы вы оказались в центре внимания, занимает довольно длительное время. Можно сказать, что учеба на бакалавра включает в себя получение диплома и степени. Если же вы принимаете решение продолжить образование, то вам нужно доказать будущему работодателю, что вы можете и хотите добиться успеха. Студент высшей школы должен получить действительно важные и полезные знания и овладеть навыками общения с людьми, которые могут быть полезны для вас в будущем. Будьте активны и постарайтесь выделиться в положительном свете, чтобы каждый, с кем вы захотите сотрудничать в будущем, хотел того же.

Безусловно, здоровая дружеская конкуренция – это прекрасно, но когда придет время сотрудничать или работать вместе в команде, конкуренция будет совершенно неуместной. Мои одногруппники соперничали не только с другими группами, стараясь превзойти их, были серьезные разногласия между членами одной команды, когда дело доходило до выбора лидера группы. Каждый хотел быть тем человеком, который будет представлять работу, выполненную всей командой. Когда же дело доходило до рутинной работы, к примеру, обобщения данных, полученных в результате исследования, интерес, как правило, пропадал.
Чтобы стать лидером, поступайте аккуратно и взвешенно, отточите свои навыки общения с людьми.

Интеллект не настолько важен, как вам кажется

Пока вы учитесь в колледже, интеллект ценится очень высоко. В высшей школе и, по правде говоря, после ее окончания интеллект, конечно, играет определенную роль, но не ключевую. Это не значит, что вы не должны быть умными – просто помните, что знаний, которые вы приобрели для получения определенной степени, уже недостаточно. Вы можете не быть самым умным и эрудированным, а можете и быть – в любом случае, вам следует быть трудолюбивым, уверенным в себе и владеть навыками общения. Вы обязательно встретите людей, которые уступают вам в уме, но владеют вышеперечисленными навыками на более высоком уровне. И знаете что? Они смогут добиться большего, чем вы, и это обидно.

Пока вы молоды, вы тратите много времени, чтобы поумнеть. На самом деле, умный человек, который умеет общаться с другими людьми сможет закончить колледж и высшую школу, не прилагая при этом особого труда (хотя над физикой придется покорпеть).
Поздравляем, вы везунчик. Хотя, в то же время вам совсем не повезло. Потому что в то время как вы смогли окончить школу, не прилагая к этому никаких усилий, другие тратили силы, старались, получая полезные навыки, которые наверняка им пригодятся в будущем: усердие, упорство, налаживание контактов.

В нашем обществе интеллект принято переоценивать. Когда я говорю людям, что я работал в неврологии, часто первое, что я слышу: «Вау, ты, наверное, очень умен». Конечно, я не полный дурак, но я знаю многих людей, которые гораздо глупее меня, но добились больших успехов в неврологии.

Конечно, высокий интеллект откроет для вас многие двери. Но вы не сможете получить работу только с его помощью. Трудолюбие, пунктуальность, умение налаживать ценные связи – вот те качества, которые необходимы не только инженеру, занимающемуся ПО, но и представителям всех без исключения профессий, расположенных за пределами мыльного пузыря под названием «высшая школа».

Вывод, безусловно, состоит в том, чтобы развивать в себе эти качества как можно раньше – в идеале, конечно, еще до поступления в высшую школу, однако начать никогда не поздно. Зачастую уверенность в себе, настойчивость, трудолюбие и упорство помогут вам добиться больших успехов, чем любой другой набор качеств. По крайней мере, они дадут вам возможность пообщаться с людьми, которых может действительно впечатлить ваш интеллект – в этом и состоит секрет.

Делайте все, чтобы наладить полезные связи: это то, для чего вы здесь

Наверняка вы слышали этот совет и раньше: посещайте как можно больше дополнительных мероприятий: ходите на семинары и лекции приглашенных специалистов, посещайте необязательные занятия, участвуйте в поездках с группой, вступайте в студенческие сообщества, предлагайте помощью профессорам, которые нуждаются в ассистентах. Если вы будете делать все это, то достигните главного: знакомств с новыми людьми, с которыми впоследствии можно будет наладить ценные связи.

Наконец, и это, пожалуй, самое главное, - вы заведете друзей. Более близких, чем те, с кем вы сошлись в колледже. Сейчас вы не только гораздо более зрелая личность, но и более целеустремленный, заинтересованный в будущей успешной карьере человек с более долгосрочными целями. Вы уже достаточно разбираетесь в жизни, чтобы не тратить время на людей, который тянут вас вниз и опустошают эмоционально (или финансово). Учитесь на своих ошибках во время учебы в колледже и не допускайте их в будущем – сближайтесь с теми людьми, которые действительно важны для вас на каждом жизненном этапе.

Особенно в случае с гуманитарными науками, высшая школа – это больше возможность познакомиться с новыми людьми, чем повысить уровень знаний. Поэтому убедитесь, что у вас есть время на знакомство, общение с разными людьми, на то, чтобы наладить контакты как можно с большим количеством людей. Вы можете обращаться к ним во время реализации своих последипломных проектов, и они будут делать то же самое.

Делайте все, что в ваших силах: это относится и бакалаврам, но мне кажется, что дополнительные мероприятия в высшей школе играют гораздо более существенную роль, чем во время обучения в колледже.

Торин делает упор на гуманитарные науки, но я могу сказать то же самое и в случае с естественными науками и бизнес-образованием. Если вы планируете продолжать образование в высшей школе, идете на работу в лабораторию и боретесь за авторство, или собираетесь поступать в бизнес-школу для изучения технологии менеджмента, будьте готовы постоянно находиться в рабочем режиме. Постарайтесь найти подход к окружающим вас людям, сотрудничайте с ними, помогайте им и не стесняйтесь просить о помощи взамен. Используйте каждую возможность, чтобы познакомиться и пообщаться с как можно большим количеством людей.

Оставьте свою зону комфорта позади

Не поступайте так!

Такие возможности не появляются каждый день, и чем позже они появляются, тем больше сложностей вызывают. Постарайтесь объять как можно больше и научитесь грамотно распределять время. В вашей будущей карьере вы можете не добиться желаемого (или просто остаться за бортом), если вы не поработаете в лаборатории или не посетите ту или иную конференцию. Если вы хотите добиться максимума и поэтому решили продолжить образование, вам нужно разрушить свои внутренние рамки и начать развиваться.

Учитесь у приглашенных докладчиков и профессоров. Наладьте с ними контакты. Многие преподаватели с удовольствием общаются с будущими магистрами или аспирантами и остаются на связи даже после окончания обучения. Если у вас есть возможность путешествовать и наблюдать за настоящими экспертами в вашей области, не упускайте этот шанс просто потому, что «на этой неделе у меня нет настроения куда-то выезжать». Впоследствии вы пожалеете об этом.

Используйте стереотип о «бедном студенте» себе во благо, даже если вы таковым не являетесь

Наверняка вы знакомы со стереотипом о бедном студенте высшей школы. Часто это действительно так. Однако даже если вам есть на что прокормить себя, и вам не приходится есть лапшу быстрого приготовления и замороженные овощи, иногда лучше не опровергать этот стереотип. Мы не говорим о том, что вам нужно перестать наслаждаться достойным уровнем жизни и вкусной едой, если вы можете себе это позволить, однако имидж аккуратного и скромного студента, который довольствуется малым, сослужит вам хорошую службу потом, когда начнут приходить счета по займам и кредитам.

Даже если вы настолько удачливы, что сможете избежать выплат по кредиту, вы будете гораздо счастливее, если во время учебы в высшей школе будете грамотно распределять свои средства вместо того, чтобы набирать огромное количество долгов по студенческому кредиту и картам просто потому, что вы вели образ жизни, который не могли себе позволить. Я, к примеру, несколько лет работал в своей альма-матер полный рабочий день, одновременно получая степень, так что мне не пришлось платить за обучение (если у вас есть такая же возможность, воспользуйтесь ей). Однако за те годы, которые я не работал, я успел накопить определенное количество долгов по кредиту на обучение. Многие люди считают, что они получат высокооплачиваемую работу сразу после получения степени, и их долги или кредиты сразу же уйдут в прошлое. Так может случиться далеко не всегда (об этом позже), поэтому не стоит возлагать пустые надежды. Грамотное распределение денежных средств сделает ваш выпускной гораздо более счастливым.

Храните учебники и найдите свою сферу

Высшая школа – это возможность найти сферу или определенную область, в которой вы будете специализироваться. В отличие от бакалавриата, в котором вам дают максимально расширенное образование, в магистратуре и аспирантуре вы углубляетесь в какую-то определенную сферу и изучаете ее на гораздо более высоком уровне. Не стоит просто плыть по течению – найдите время и выберите то, что вас действительно интересует. В идеале, эта область должна быть связана с вашей будущей карьерой.

Когда вы найдете свою сферу, налаживайте контакты как можно с большим количеством человек, связанных с ней. Если вы будете специализироваться на конкретной теме, то наверняка узнаете о том, где проводятся лучшие исследования на эту тему, и с кем в университете вы можете пообщаться о вашей специализации. Поговорите со специалистами в вашей области – предложите поработать в их лабораториях или помогите в проведении исследовании. Спросите, возможно, вы сможете быть полезными в каких-то проектах – в общем, выразите свою заинтересованность. Если они преподают на вашем курсе, узнайте, можете ли вы стать их ассистентом или помогать обучать, к примеру, бакалавров (если это возможно).

Храните свои учебники. Я знаю, что многие из нас после окончания обучения хотят, в первую очередь, избавиться от книг. Я согласен с этим желанием только в том случае, если мы говорим о бакалавриате. Учебники, оставшиеся после обучения в магистратуре или аспирантуре, нужно хранить – они, как правило, узкоспециализированны и часто содержат важную информацию (а иногда и единственную) по определенной теме. Возможно, вам никогда не пригодится учебник по математическому анализу с первого курса, но вы определенно найдете применение книгам по бизнесу, лежащим на одной полке с исследованиями по вопросам межнациональных корпораций и международного права.

Не стройте пустых ожиданий

После того как вы наконец-то получили степень магистра или кандидата наук, не стоит ожидать, что в это же мгновение на вас с неба посыплются деньги, высокое положение в обществе и пр. Только то, что у вас новенький диплом выпускника MBA, совсем не означает, что сразу же после окончания учебы вас возьмут на высокооплачиваемую работу. В случае с естественными науками, то, что вы только что получили степень, просто означает, что вам придется конкурировать со всеми кандидатами, окончившими образование в этом же году, за место в лаборатории. Чтобы получить вакантную должность, придется еще немало потрудиться.

Если вам удалось наладить полезные контакты, о важности которых мы упоминали ранее, процесс серьезно упрощается. Ваши коллеги по бизнес-школе могут быть знакомы с лидерами каких-то компаний, или они могут решить начать свой собственный бизнес. Профессора, с которыми вы работали, могут устроить вас в своей лаборатории или написать рекомендации, которые помогут вам попасть на работу в крупное учреждение. Однако не следует ожидать, что вы получите все, не прилагая к этому усилий – вам нужно серьезно потрудиться, чтобы получить хорошую работу.

Торин советует:

Не ждите, что во время обучения в магистратуре или аспирантуре на вас просто свалится то, чего вы хотите достичь. Большинство гуманитарных программ нацелены на то, чтобы научить учиться и думать в правильном направлении. Если вы решаете продолжить образование, чтобы самостоятельно провести какой-то грандиозный проект или просто ради чувства самоудовлетворения, вы будете разочарованы. Вместо этого, вы закончите обучение с еще большим количеством вопросов об окружающем вас мире, НО вы, по крайней мере, будете в состоянии лучше понять и объяснить свой путь в нем. Мне кажется, что в случае с магистратурой и аспирантурой гораздо важнее выбрать школу, атмосферу и подходящую программу, чем в случае с бакалавриатом. Ваш общий взгляд на мир и то, как и что вы думаете о нем, будет зачастую зависеть от той программы, которую вы предпочтете, поэтому выбирайте ту, которая вам кажется важной и интересной.

Высшая школа включает в себя не только получение образования, но и работу, и налаживание профессиональных контактов. Если вы поступаете в магистратуру или аспирантуру в следующем году, надеюсь, вам пригодятся эти советы.

Обучение в высшей школе может быть изнурительным, напряженным и действительно сложным, а может быть даже легче, чем получение степени бакалавра – все зависит от того, какие цели вы перед собой ставите, к чему стремитесь и чего хотите добиться.

Успехов!

P.S. Если тема обучения за границей вам интересна, можем рекомендовать статьи о

Пост адресован интересующимся студентам и их родителям. Пост адресован тем, у кого нет денег, чтобы уехать, но очень хочется:D

Мне всегда казалось, что уехать за границу проще всего - в аспирантуру. Я сама так уехала. И поскольку люди спрашивают, и я бесконечно пишу одну и ту же историю всем по сто раз - решила написать одним постом, чтоб уже всех отсылать к этой записи и перестать повторяться. Большинству моих друзей кажется, что отъезд за границу - это что-то фантастическое, из разряда контакта с марсианами, и я устала уже рассказывать, что вся история имеет кучу мелких этапов, которые проходишь, как квест. Никаких великих свершений. И ничего сверхъестесственного. Я не переползала границу в наряде бурого медведя, я просто нашла работу.

Я училась в аспирантуре в Швейцарии, поэтому мой опыт несколько однобок. Было бы круто, если бы аспиранты из других стран дополнили мой пост.

Почему аспирантура? Почему не уехать раньше, получить высшее образование уже за границей? Почему не уехать на другую работу?
Во-первых, потому что аспирантура - работа. Там платят деньги. Для тех, кто, как я, не имел ни гроша за душой, у кого папа не присосался к нефтепроводу, а мама не наворовала денег, работая в налоговой - это часто единственный выход. Безусловно, лучше уезжать раньше, адаптация в юности легче. Я знаю ребят, кто уезжал на дипломную. Это сложнее финансово для родителей, чем содержать в Москве, но - возможно. Год ребенок учит язык, сидя в стране, потом - поступает и учится. Вступительных экзаменов, кроме языковых, во многих универах нет. Тебе дают шанс к первой сессии все выучить, адаптироваться и закрепиться. Но - родители должны иметь довольно приличное количество денег за душой, чтобы поддержать чадо. Знаю историю, когда девушка ехала в Универ за границу без финансовой поддержки, но тут придется работать вечерами, и во время каникул, а это все же очень трудно, учитывая то, что каждый же вечер надо заниматься, все-таки учишься на чужом языке, и просто так сессию не пропинаешь. Так что - я за аспирантуру.
Почему не другая работа? Ну, можно и так, если есть опыт работы в международной корпорации (с правильными стандартами, совпадающими с международными), и есть английский. Но аспирантура - шанс успеть адаптироваться к загранице, пока английский еще фиговый, пока не научился правильно себя подавать и не завел связи. Я - не человек науки. Для меня наука никогда не была целью жизни. Но аспирантура дала мне шанс закрепиться, вот и все.

Какая в аспирантуре зарплата?
Ну, не самая высокая))). В Швейцарии платят, наверное, лучше всех остальных стран. Мне хватало на съем квартиры, покупку одежды, еды, всяких мелочей, поездку раз в год к маме и раз в год куда-нить на море. Ну и всякие фишки, типа компа и телефона - ОК. Машину - уже хуже, налоги, парковки, ремонт - тяжело. Народ пытался и отказывался. Благо, общественный транспорт работает, как часы. Научаешься считать деньги. Китайские студенты экономят так рьяно, что скапливают капиталец. Мы, русские, все же менее аккуратны, да и пожить хочется, гы, поэтому никто из моих друзей большого капитала не скопил)))
Разные универы платят по-разному, также разные гранты дают разные цифры зарплаты, но минимум 3000 франков после налогов в месяц у вас будет. В других странах зарплаты ниже, но какие конкретно - не знаю. Народ, если можете - добавьте, как вам там платили. Я могу добавить в пост потом. Одна студентка из Германии рассказывала, что бывает, когда на одну позицию берут двоих, что в Швейцарии противозаконно, потому что зарплата получается слишком маленькая, ниже минимума.
(UPD из каментов про Германию: в Германии аспирантура может оплачиваться по-разному, хотя в результате вы получаете одну и ту же сумму. Выгоднее получать норм рабочий контракт чем стипендию - так как у вас будет идти опыт работы, плюс пенсия и т.д.)
(UPD про Голландию: голландская зарплата для пхд стандартна по всей стране от 2000 евро в первый год до 2600 к 4 году гросс.)
(UPD: Аспирантура в Испании: это возможно, есть интернациональные программы (la Caixa, Severo Ochoa, некоторые лабы через Мари Кюри нанимают), но зарплаты низкие, обычно 900-1100 евро, еле хватает концы с концами свести. Если повезет найти лабу с жирным грантом, можно получить 1300-1500 евро. Хотя в последнее время в этим все труднее. Кризис у нас.)

В какую страну ехать лучше? Какой язык нужен для науки?
Русский народ любит англоязычные страны, типа Англии, США, Канады, Новой Зеландии. Но нужно понимать, что английский язык - язык науки повсеместно, поэтому не стоит бояться также Германии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Норвегии, Швеции и прочих. Франция - особый случай. Французы крайне неохотно переходят на английский даже в лаборатории, поэтому даже науку умудряются делать на французском. В качестве минимального требования надо знать французский в дополнение к английскому, и это сложнее.

Уехать в аспирантуру можно, в принципе, в любую страну, где признают ваш диплом о высшем образовании. В прежние времена это было, как говорят, муторнее. В наше время, после признания тысяч российских студентов - это уже формальность. Правда, могут потребовать переведенные и заверенные учебные программы. Переводить учебные программы - дело скучное, но выполнимое в довольно короткий срок. Апостиль там необязателен был, просто переводишь, в деканате ставят печать - и вперед.

Ситуация с визами/видами на жительство в каждой стране своя, поэтому надо изучить тему капитально, если выбрали какую-то одну страну.

Из каких университетов берут в западную аспирантуру охотнее?
Для примера - я сама заканчивала Ивановскую Сельскохозяйственную Академию, ветеринарный факультет, но такие, как я - исключение из правил. Мой диплом - был проблемой, его не признали в половине мест. Лучше пойти более простым путем, друзья))) Здесь я встречаю постоянно людей из нескольких крупных городов. Москва (МГУ, МИФИ и прочие), Санкт-Петербургский Университет, Новосибирский Университет, Нижегородский Университет - эти после МГУ чаще других. Хорошо берут в местные лаборатории людей с биофаков, химфаков, физфаков крупных университетов, и даже врачей из медицинских университетов. Ценятся научные знания и дотошность, работоспособность русских студентов. Но диплом - далеко не достаточен, как вы понимаете.

Что нужно для приема в аспирантуру?
1) практика в хорошей лаборатории. Ваша дипломная работа должна быть сделана в научной среде. С этим в России не очень, хотя все еще есть места. Вы должны быть молодым ученым с минимальным опытом работы, а не просто обладателем вузовской картонки. Быть ветеринаром, как я, в биологической лаборатории за границей - ад. Я же видела вокруг меня гораздо более подготовленных русских - товарищей с биофаков с очень крепким пониманием науки, хорошо сколоченной базой, чего у меня не было. Пришлось все время догонять. Все-таки, быть медиком среди биологов - трудно. Я горжусь своими медицинскими знаниями, но для биологии мне было их очень недостаточно. Что дает высшее образование? Набор сухой теории. Что ценится в западных лабораториях? База, плюс практические навыки, плюс научное мышление. Поэтому я упоминала крупные университеты и знаменитые биологические факультеты этих университетов. При этих факультетах еще сохранились некоторые хорошие лаборатории. Особенно славен, конечно, МГУ (оттуда приезжают, из моих наблюдений, настоящие крепкие ученые). Но мои друзья из Нижегородского Универа тоже показали себя круто))), они например, чтобы получить этот самый научный опыт, ехали в Пущино, делали дипломную работу там, и потом уезжали за границу. Новосибирцы тоже впечатляют меня. Академгородок уже известен широко)
2) нужен мало-мальский английский язык. Почему я не придаю языку большого значения? Потому что, как бы плохо вы ни говорили - вы заговорите через три месяца, как все прочие))) Конечно, советую выучить язык как можно лучше, как можно больше времени уделить этому ДО отъезда, потому что так легче. Я приехала с ужасным английским, едва понимала устную речь, чувствовала себя тупицей, но - через три месяца заговорила. Сейчас, через много лет, английский ощущаю, как второй родной. Но вначале - я его ненавидела. Чтобы облегчить себе путь - учите язык.
3) диплом, признаваемый этим университетом за аналог Master of Science. Ну и все.

Схема отъезда: :)
- делаете хороший научный диплом в приличной лаборатории

Выбираете страну и "обчитываете" все про тонкости здравоохранения, получения паспорта, ввоза мужей/жен, цен на жизнь, зарплат, перспектив и тп.

Гуглите университеты (ну, этому учить не надо, думаю: забить "University of Gent" или "University of Zürich" в поиск способны все). Ну, понятное дело, что в каждом городе больше учебных заведений, чем просто "University of". И это вы узнаете постепенно, обкапывая тему в интернете.

На сайтах университетов находите сайты научных подразделений. Кликайте на Research, Wissenschaft, Forschung и прочее такое. Отрыть лаборатории не так трудно. Вначале муторно и сложно читать сайты на английском, но быстро привыкаешь. Вам нужны имена и имейлы профессоров. Бывает, имейла нет в открытом доступе. Но его довольно несложно угадать, если известно имя профессора. Я нашла когда-то в Цюрихе около 200 имейлов профессоров.

Посылаете профессорам лабораторий свое письмо: в имейле должно быть резюме на английском и мотивационное письмо. Как это писать - тоже можно нарыть в сети по словам How to write a resume, how to write an application letter. Кто хочет - пишите в личку, пришлю образец того, что писала и посылала я (подруга Жанна мне написала мой первый вариант письма, и собсна это я и посылала первые 600 раз))

Многие университеты перешли теперь на практику "Аспирантских программ", то есть профессора будут отсылать вас к этой программе и отвечать "я не принимаю applications напрямую, обращайтесь в PhD-program нашего факультета". Это не плохо, если вы выпускник крутого университета МГУ, работали в хорошей лаборатории и сделали там дипломную работу. Вы-таки можете попасть на собеседования и через программу. Но у меня, с моим дурацким образованием, такого шанса не было. Так что я подавалась напрямую, рассчитывая на шанс и личное обаяние. Стучитесь во все двери, потому что велик шанс, что в большинстве дверей вас проигнорируют. Из моего опыта: я написала по всем 200 адресам в Цюрихе два раза (400 писем, то есть) и получила 6 приглашений на собеседование. Можно было и получше писать, более детально описывая мотивацию, но я не могла варьировать, могла только посылать копипасты. Было бы круто не рассылать спам, как это делала я, а реально понимать научные дисциплины и подаваться ТОЛЬКО по интересу и пониманию, и писать хорошие письма. Но это все было для меня недоступно, я не могла разобраться в темах, мне не хватало базовых знаний, поэтому писала всем))) Дети, не будьте такими, как Влас)))
Когда пишешь письма, особенно круто было бы перезванивать с вопросом "получили ли вы мое письмо?" - но тогда я так тоже не могла, говорила очень плохо, и не понимала речи, обращенной ко мне. Так что делала, как получалось.
Почему вы пишете лично профессорам, а не подаетесь на открытые позиции? Потому что есть шанс, что позиция не опубликована, или искать только начинают, и тп. А на открытую позицию подастся сто местных и двести индусов, так что шанс меньше (но тоже есть).

Надо запланировать поездку в эту страну заранее. Самый шаткий момент ситуации в том, что уже в письме, которое вы отправляете профессорам, вы должны писать: "Я планирую быть в N с 16 по 24 июня. Не могли бы мы встретиться в это время?". Гарантии, что к означенному времени вы будете иметь несколько приглашений на собеседование - нет. Чистый риск. Билеты и визу делаешь из наивной веры в везение. Тут уж работаешь на износ. Посылаешь письма. Посылаешь их опять. Ответов мало. НО! Без того, чтобы вы были физически в стране для собеседования - не обойтись никак. Если повезет, вас может пригласить профессор, который хочет вас собеседовать, но для них для всех это такой геморрой, они не хотят этой работы и ответственности. Гораздо проще, если человек УЖЕ будет сам по себе в стране - ну, тогда все легко, можно и встретиться. Как организовать этот приезд - вопрос. Можно сделать туристическую поездку. Меня вызывали друзья, и приютили друзья, и я им за это благодарна - не высказать. Когда вот просто нет этих лишних 1000 франков на все про все - ты зависишь целиком от людей, которые решат помочь.
- мне пришлось приезжать два раза. В первый раз работу я нашла, из 6 собеседований у меня было 2 предложения работы, из них я выбрала одно, но тот профессор передумал и не взял меня. Это очень необычно для Швейцарии, так обмануть, но у него был резон - он не воспринял мой ветеринарный диплом, он был молекулярный биолог, и я не сообразила, что надо было послать мои Пущинские сертификаты. Второй раз я приезжала так же, и снова было несколько собеседований, и снова я получила предложение о работе.

Собеседование:
Для меня все было безумно трудно - я написала текст "о себе", в деталях описывающий мой проект в Пущино (где мне посчастливилось работать год), вместе с учителем английского языка почистила текст от ошибок - и выучила его наизусть. Теперь я понимаю, что текст был выспренный, тяжеловесный, с многословными предложениями. Сейчас я так никогда бы не написала. Но то было лучшее, что у меня было - и я его рассказывала в непринужденном тоне))) Многие не купились)))) На задаваемые вопросы ответить я не могла. Если задавали вопрос - я выучила еще пару фраз, как попросить "не могли бы вы повторить?" и "не могли бы вы написать свой вопрос, я плохо понимаю устную речь" - и вот так пропинывала эти собеседования. Большего страха в своей жизни я не испытывала никогда. Внутри все падало, я так боялась! Однако, для нескольких профессоров моей презентации оказалось достаточно. И потом, в Швейцарии они видят каждый год большое количество студентов-дипломников, швейцарцев, которые также едва-едва говорят по-английски, а потом за год разбалтываются. Так что тут это не проблема. Как мне объяснили: самая большая проблема - найти реально мотивированного и активного человека. Так что мое усилие было замечено. И потом, русские - не китайцы и не индусы. Мы, несмотря на все предрассудки против иностранцев - не вызываем у швейцарцев таких приступов расизма, как представители радикально отличающихся культур, типа индийской и китайской. Мы - похожи, подобны, и нас поэтому воспринимают легче. Не европейцы - но близко.

Сразу после собеседования контракт вы, конечно, не подпишете, но если вам пообещают - то 99%, что вызовут в страну и сделают контракт.

На этом, пожалуй, все. Аспирантура сама далась мне нелегко, потому что я, как уже сказала, ветеринар))) Если бы заранее знала - пошла бы на биофак и была бы лучше в науке, но как получилось - так получилось. Окружавшим меня русским ребятам аспирантура, по ощущениям, далась легче, но покряхтеть над проектом пришлось всем. Опубликоваться по своему проекту - трудно. Защититься в срок, через 3-5 лет - тоже трудно. Но это время научило меня такому количеству вещей, что я не променяла бы его ни на что другое. Большинство успешно добредает до научной степени, но тут многое зависит от научного руководителя. Если он вас бросит с проектом наедине - то может быть супер-тяжело. Но большинству вокруг меня повезло и они защитились без проблем. Оставаться или не оставаться в стране после защиты - это уже персональный выбор каждого плюс элемент везения. Если вы хотите двигать науку в России - я бы всегда советовала защититься за границей, потому что западная наука меняет сознание и восприятие, меняет взгляд на свою позицию в мире. Ты начинаешь ощущать себя частью огромного научного сообщества, расширяешь горизонты - вот это очень важно было бы привезти обратно в Россию (если бы было, где применять).
(Ну, щас набегут сказать мне, что в России наука бьет ключом, Сколково, нанопила и тп))))

Как поступить в один из университетов Лиги плюща, где лучше готовиться к языковому экзамену, что стоит написать в мотивационном письме и не стоит говорить на интервью, как правильно выбрать школу MBA. Редакция «Теорий и практик» подготовила несколько инструкций, рассказывающих о том, как подготовиться к поступлению в зарубежный вуз, получить грант и уехать учиться за границу.

Шаг 1: анализ ситуации

Когда уже понятно, что потребность в заграничном образовании есть, а денег на это нет, то стоит определиться с известными переменными. Пункты, наличие которых стоит проверить в первую очередь: наличие высшего образования, знание иностранных языков, достижения в выбранной сфере и опыт работы.

Наиболее охотно дают гранты на обучение в магистратуре и аспирантуре, менее охотно - на обучение на уровне бакалавриата. Помимо этого гранты можно получить и на краткосрочные исследовательские программы, летние языковые курсы, участие в выездных школах и семинарах. Стипендии для обучения в магистратуре иностранным студентам предлагают большинство заграничных вузов. Найти грант для получения диплома бакалавра тоже возможно, но в 90% случаев такой грант будет покрывать либо половину стоимости обучения в первый год, либо будет давать ежегодную скидку в течение всего периода обучения. Наибольшее количество предложений доступно для тех, кто имеет степень магистра, во время обучения занимался исследовательской деятельностью, достиг определенных результатов и заручился поддержкой научного руководителя в родном вузе и имеет связи с исследовательскими группами за рубежом.

Знание иностранных языков позволит поучаствовать в большем количестве программ. Свободное владение английским языком - обязательное требование практически для всех программ, даже тех, которые предлагают стипендии для обучения в российских вузах. Владение любым другим языком выделит кандидата среди конкурентов и позволит выбрать из большего списка университетов и стран. Обычно обучение на магистерских программах (и тем более на аспирантских) в Европе проходит на английском языке, но знание языка страны, в которую собирается ехать кандидат, хотя бы на начальном уровне - это дополнительные баллы.

В следующем раунде стоит проверить качество полученного диплома. Для программ, которые нацелены на лидеров, а это Chevening, программы Фулбрайта, Эдмунда Маски - особое внимание обращается на качество диплома и опыт кандидата. Организаторам программ все равно, красный ли диплом у кандидатов (тем более, что в других странах нет такого понятия, как «красный диплом»), но им предельно важно знать, получал ли кандидат всегда высший балл или был согласен на любую оценку. Во внутренних грантах университетов нет строгого требования наличия только высших баллов, однако, выбирая между двумя претендентами на стипендию, предпочтение скорее всего отдадут тому, у кого средний балл в дипломе выше.

Также при рассмотрении заявки обратят внимание и на опыт работы и участия в волонтерских программах. Важно, чтобы волонтерская деятельность была в сфере, отличной от профессиональной. Организаторы обычно отдают предпочтение разносторонним личностям, имеющим широкий спектр интересов и занятий. Еще одно из основных требований программы Chevening - это как минимум двухлетний опыт работы по выбранной специальности. Участвуя в стипендиальной программе Британского совета, подтверждать наличие опыта работы документально не надо. Однако жюри на каждой из презентаций своей программы не устает отмечать, что тех, кто лукавит по тому или иному пункту, видно сразу. Помимо работы важен опыт участия в волонтерских программах.

Оксана Сытник

студентка PhD Universidad de Cádiz, стипендиатка гранта Erasmus Mundus 2011–2014, Erasmus Mundus Master Grant 2009–2011:

«Мысль об учебе за границей появилась у меня совершенно спонтанно. Однажды получаю от своего преподавателя письмо с предложением: «Есть такая программа, Erasmus Mundus называется. Не хочешь попробовать?» Я попробовала. И закончила Erasmus Mundus Master in WCM Water and Coastal Management, первый семестр в Плимуте (Великобритания), второй и третий - Кадис (Испания) и Алгарве (Португалия).

Мой выбор этой специальности не случаен. Я родом из приморского города Новороссийска, закончила океанологический факультет РГГМУ в Санкт-Петербурге по специальности «Комплексное управление прибрежными зонами». Таким образом, будучи аспирантом Erasmus Mundus, я продолжила выбранное мной направление, связанное с морскими науками, охраной окружающей среды и менеджментом прибрежных территорий.

За время обучения на магистерской программе у меня были и многочисленные полевые работы с выходом в открытое море и поездки в горы, лабораторные исследования по биологическому разнообразию, компьютерное моделирование прибрежных и русловых процессов, участие в тематических семинарах и конференциях. Однако больше всего запомнился курс научного дайвинга, организованный во время обучения на втором семестре в университете Кадиса. Тем, у кого не было опыта подводных погружений, представилась необыкновенная возможность не только открыть себе лицензию для последующих ныряний, но и увидеть своими глазами вселенную моря, и много больше: понять как эта вселенная функционирует, какие чудеса она в себе скрывает».

Шаг 2: определение притязаний

Определившись с исходными данными, можно приступать к поиску программ и примерять кандидатуру к каждой из них, анализируя, подходит ли она по критериям, которые организаторы предъявляют к кандидатам, и по уровню притязаний и интересов самого кандидата. Сначала стоит определиться, на каком уровне продолжать образование. Логично с дипломом бакалавра или специалиста подавать документы на обучение в магистратуре, выбрав программу более узкой специализации или выбрав смежную дисциплину: в таком случае в пользу кандидата будет играть опыт работы по этой специальности и умение обосновать свое решение сменить сферу деятельности и определенные достижения. Достижения должны быть скорее формальными - такими, которые можно подтвердить документально: победы в конкурсах, публикации в научных журналах.

Магистры могут претендовать на продолжение обучения в аспирантуре (или по программе PhD) или по другой магистерской программе. Чтобы поступить на PhD, необходимо иметь опыт исследовательской деятельности и определенные достижения, которые будут говорить сами за себя, а для обучения в магистратуре - серьезное основание для смены специальности. Кандидаты наук или держатели степени PhD могут позволить себе подавать документы для участия в исследовательской программе - postgraduate.

Определившись с тем, на каком уровне продолжать обучение, стоит подумать о стране. Отталкиваться следует от знания иностранных языков, от опыта взаимодействия со страной и от тех программ, которые данные страны предлагают кандидатам–не гражданам ЕС. Российским гражданам доступно множество грантовых программ в США, Германии, Франции, Китае, Японии.

Также стоит обратить внимание на то, что у некоторых программ, которые организуют фонды, одно из требований - возвращение стипендиата в родную страну после окончания обучения. Выбирая программу, стоит понимать, что по некоторым из них иммигрировать в другую страну не удастся.

Наталья Равдина

руководитель образовательных проектов Британского Совета:

«Одно из важных требований стипендиальной программы Chevening - это условие возвращения в родную страну после окончания обучения. Это условие связано с заинтересованностью стран, предоставляющих стипендии, в развитии сотрудничества с сильными партнерами. Обучение за рубежом открывает невероятные возможности для создания связей в профессиональном сообществе, закладывает основы для совместного бизнеса и культурных обменов. Возвращение стипендиатов в родную страну, безусловно, облегчает развитие этих партнерств и способствует их процветанию.

Существуют разные гранты, подразумевающие разные обязательства для людей, их получивших. Стипендия «Чивнинг», которую администрирует Британский Совет, предполагает, что успешный кандидат, пройдя курс обучения в Великобритании, вернется в Россию, где он и будет применять полученные знания и умения. Поэтому, для желающих эмигрировать это, вероятно, не самый подходящий способ».

Шаг 3: поиск программ

Искать программы надо в четырех местах: на сайтах фондов или организаций, которые администрируют стипендиальные программы, на сайтах конкретных зарубежных университетов, на сайте программы «Глобальное образование» . Также стоит следить за той информацией, которая проходит через родной вуз.

Практически все университеты имеют раздел Scholarships, где представлены возможности для покрытия расходов, связанных с обучением. Так, раздел Student financial services есть в Гарвардской школе права, страница Scholarships на сайте Мельбурнского университета, ограниченное количество стипендий предоставляется Датским техническим университетом. Обычно у всех университетов разные требования: кто-то покрывает расходы на обучение лишь частично, кто-то полностью, а кто даже включает небольшую ежемесячную стипендию на личные расходы. Именно на сайтах университетов с большей вероятностью можно найти стипендии для обучения на уровне бакалавриата. Так же обычно именно на сайтах учебных заведений представлены позиции для обучения по программам PhD или набор исследовательской группы для работой для конкретной, чаще всего очень узкоспециализированной, проблемой.

Помимо зарубежных университетов стипендии предоставляют и российские вузы. Каждый год Московская высшая школа социальных и экономических наук проводит конкурс совместно с Фондом Владимира Потанина на обучение менеджменту в сфере культуры по программе двойного диплома: российского диплома о повышении квалификации и британского магистерского диплома в Манчестерском университете. Многие российские университеты являются партнерами зарубежных вузов и организуют совместные программы для своих студентов. Высшая школа экономики сотрудничает сразу с несколькими зарубежными университетами, а МГИМО партнерствует с Технологическим университетом Монтеррея, Свободным университетом Берлина, Университетом Гумбольдта, Потсдамским университетом и другими.

Наталья Гаранина

студентка Томского политехнического университета, стипендиатка программы Erasmus Mundus:

«Все началось с работы над дипломом. Дело в том, что я получала одновременно три образования: основное дневное - по специальности «Прикладная математика и информатика», вечернее - «Международный менеджмент» и на базе вечернего еще дополнительное - «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций». При выборе темы диплома я особых проблем не испытывала, так как хотела написать что-то, соединяющее математику и маркетинг. В итоге занялась темой «Математические методы для оценки эффективности рекламы».

Однако литературы по данной теме либо вовсе не было, либо она была на английском (слава богу, проблем особых это мне не доставляло). И именно тогда я поняла, что за рубежом эта тема более актуальна. Решила, что магистерскую диссертацию я должна писать за пределами родины. Далее нашла очень интересную специальность в университете в Париже - Quantiave Methodsin Economics. Стала искать пути туда попасть. Выяснила, что специальность поддерживает Erasmus Mundus, а также консорциум. Консорциум предложил ограниченное количество стипендий, которые будут распределены в каждый из университетов. Они доступны для всех студентов (из стран ЕС и из стран, не входящих в ЕС). Размер каждой стипендии составляет половину стоимости обучения. Решила заручиться поддержкой (главным образом, финансовой) с обеих сторон и начала готовить пакет документов.

Основное внимание необходимо было обратить на написание мотивационного письма: зачем вам нужна стипендия, программа, специальность? Писала все, как есть. Комиссия оценила мою анкету типом А, что означает принята со стипендией. Однако далее выяснилось, что QEM именно в этот год не финансируется Erasmus. А обучение, даже несмотря на жесткий конкурс, стоит 4 000 евро. И это не считая затрат на жилье и транспортные расходы. В конце концов, комиссия мне написала, что дает 2000 от консорциума, то есть оплачивает только половину стоимость обучения. Денег у родителей брать не хотелось, да и сама я на тот момент не работала, времени еле-еле хватало на образование. Сотрудники фонда длительное время, вплоть до начала занятий, писали мне письма со ссылками на другие стипендии, которые я могла бы попытать счастье выиграть».

Шаг 4: сбор и подготовка документов

Подача документов - самый ответственный шаг во всей процедуре получения гранта. Эксперты знакомятся с кандидатами, имея на руках только стандартный пакет документов, к которому в редких случаях можно прикрепить фотографию. Перед тем, как начать собирать документы, стоит изучить список того, что требуется для каждой конкретной программы. Обычно это копии документов о высшем образовании и их заверенный перевод, сертификаты, подтверждающие знания иностранных языков, СV и мотивационное письмо. Иногда организаторы просят приложить документы об общем среднем образовании, перевод диссертационной работы, список публикаций в научных журналах, сертификат GMAT и возможно что-то еще.

Стипендиаты , что для таких стипендий, как DAAD, не только важно соблюсти все требования к оформлению документов, но и разложить документы именно в том порядке, в каком они перечислены на сайте программы. Иногда собеседование для получения стипендии просто не предусмотрено, и организаторы выбирают стипендиатов, опираясь только на представленные кандидатами документы.

Ирина Добрынина

стипендиат программы научно-исследовательских стажировок для молодых ученых Германской службы академических обменов:

«Я получила стипендию от DAAD по программе «Научно-исследовательские стипендии для молодых ученых Германской службы академических обменов». Выбирала программу в соответствии со своими языковыми знаниями: я знаю только немецкий язык, а английский у меня на разговорном уровне. Область моих научных интересов: экология, климат, изменения климата, климат городов, экология города. В Германии я работала над оценкой микроклиматических условий Касселя и Воронежа. Стипендии хватало на все и даже больше - все-таки это 1000 евро в месяц.

Собеседования у меня не было. Все документы отправляла в бумажном виде в Московское представительство, там уже эксперты принимают решение. Конкурс проходит в два этапа: сначала в Москве, а потом в Бонне. У меня документы - это единственный и важный этап. Просто необходимо соблюсти все требования, озвученные на сайте. Если просят положить сначала CV, а потом копию аттестата, то значит так и надо делать. Заявки, оформленные не в соответствии с требованиями, просто отбрасываются.

У большинства претендентов на стипендию самый большой вопрос - как найти профессора в чужой стране, который сделает приглашение вместе поработать. У меня профессор был с самого начала - познакомилась я с ним благодаря участию в международных семинарах. Он приезжал в наш университет, так и познакомились. Он начал работать с моим научруком, я подключилась. Но как мне рассказывают, найти профессора несложно. Просто об этом надо подумать заранее - месяца за четыре.

На сайте DAAD есть специальная поисковая система, которая работает неплохо. Также можно посмотреть циркуляры различных международных конференций. Просто прочитав книгу, например, можно узнать, что такой-то профессор работает в таком-то направлении и писать именно ему.

Многие профессоры с радостью готовы работать с талантливой молодежью из стран третьего мира и России. В результате такого сотрудничества могут зарождаться консорциумы, а консорциумы получают финансирование. Европейский ученый живет грантами, а большинство грантов заточены под международное сотрудничество. После стажировки я, мой руководитель в России, руководитель в Германии, несколько коллег из Голландии планировали создать научную сеть».

Шаг 5: интервью

Заключительный этап в погоне за стипендией - собеседование. Собеседование или интервью чаще всего проводят крупные фонды, занимающиеся распределением грантов. На собеседовании важно продемонстрировать заинтересованность в обучении в общем и в стипендии в частности, а также убедительно рассказать о своем предыдущем опыте, не противореча собственной заявке. Львиную долю своего внимания отборочная комиссия посвящает тому, насколько кандидаты умеют себя подать и как рассказывают о себе. Также проверяются правдивость написанного в документах и общая адекватность соискателя.

На собеседование обычно приглашают 5% кандидатов, если речь идет о крупных грантовых программах. Обычно на стипендию Chevening в Британский совет поступает около 600–800 заявок. Количество кандидатов, приглашенных на интервью, зависит от количества стипендий.

Александр Паролов

студент Cass Business School, стипендиат программы British Chevening Award 2011/12:

«Cначала я поступил в британский университет, а затем уже узнал о стипендии Chevening и подал документы. Мои родители были готовы подарить мне возможность учиться дальше, потому что верили, что это изменит мою жизнь. Однако общий смысл от этого не меняется, ведь договоренностей с университетом можно достичь без оплаты каких бы то ни было взносов - это будет означать условное приглашение.

Подавляющее число стипендиатов Chevening 2011 года (если не все) еще не поступили в университеты на момент присуждения стипендии. Уже достигнутая договоренность с университетом не является требованием, она лишь может послужить небольшим преимуществом и доказательством активности, но не более того. Поэтому в качестве общей рекомендации могу сказать, что начинать переписку с университетами лучше заранее, чтобы к моменту подачи документов на выбранную стипендию вы уже обладали какой-то историей переписки с университетом (возможно даже приглашением), что не требует от оплаты обучения и одновременно точно выделит вас из общей массы. Cтатус стипендиатов может ускорить и упростить процесс получения окончательного одобрения от университетов - эта стипендия очень уважаема в Великобритании.

Стипендия Chevening привлекла меня потому, что она, по сути, оставалась единственным вариантом для русского студента, желающего обучаться в магистратуре в Великобритании - к тому моменту я уже определил для себя предпочтительный университет и получил условное приглашение. О стипендии я узнал от друга, а потом увидел информацию на сайте этой бизнес-школы. Проследовав на сайт Британского совета, я узнал, что стипендия не только покрывает очень большую часть расходов на обучение и жизнь в Великобритании для молодых и амбициозных лидеров своих стран, но и предъявляет серьезные требования к академическим успехам, мотивации и профессиональному опыту. Также стипендиат должен вернуться в родную страну после окончания учебы, чтобы применить полученные знания на практике и изменить какой-либо аспект жизни к лучшему. Результаты рисеча были однозначны: эта стипендия - одна из самых престижных и сложных в получении. Я увидел, что прохожу по основным критериям и, несмотря на сомнения, подал документы. Через два месяца я уже проходил интервью в Британском консульстве в Петербурге, а спустя три месяца ехал в оплаченном для меня поезде в Москву для подписания договора о присуждении стипендии.

Я могу без тени сомнения сказать, что подготовка документов -самый важный этап во всем процессе получения гранта или стипендии. Дело в том, что личное обаяние, грамотная и богатая речь, интеллигентное поведение и опрятный внешний вид жюри сможет увидеть, только если вы пройдете первую стадию отбора - конкурс документов. А здесь, как и в любой бумажной работе (хотя сейчас все, как правило, в электронном виде), самое главное - это аккуратность, грамотность, краткость и четкость мысли. Независимо от стипендии, которую вы выбрали, и от того, заполняете вы документы в бумажном виде или же в электронном, в анкете и/или мотивационном письме не должно быть противоречий (например: очное дневное обучение и работа на полную ставку в один и тот же год) и грамматических ошибок, зато должны быть ваши достижения во всей красе, логичное личностное развитие с правильной хронологией, сильное желание получить стипендию и понимание, зачем вам это нужно и зачем это нужно тем, кто эту стипендию присуждает.

Последнее особенно важно для мотивационного письма, значение которого в общем пакете документов трудно переоценить. К его написанию нужно подойти как к самому важному этапу всего отбора, потому что именно оно может стать билетом на корабль, если остальные параметры немного не дотягивают. Мотивационное письмо должно быть ясным, не очень длинным, приятным в чтении, честным и умным - этот момент, когда вы должны показать, что вы четко определили свои цели и понимаете, каким образом стипендия поможет их достичь. Судя по тому, что я слышал, большая часть кандидатов отсеивается именно потому, что они не могут письменно или устно сформулировать, зачем им все это надо и что они потом со всем этим будут делать. Просто и сложно одновременно.

Когда первый этап - конкурс документов - пройден, можно расслабиться и немного погордиться собой, но потом придется опять снова собраться, потому что интервью - это тоже очень важно. Могу лишь сказать, что в случае моей стипендии на интервью было приглашено 50 из 650 кандидатов, подавших документы, но только 13 из них получили стипендию.

Я могу попробовать перечислить то, чего, по моему мнению, не стоит делать до, во время и после интервью: не стоит поздно ложиться, плотно завтракать утром, приходить впритык, вести себя высокомерно с осознанием собственной уникальности, ссылаться на общих знакомых и связи, льстить и делать комплименты жюри, слишком много улыбаться или постоянно смеяться, класть ноги на стол и спрашивать о впечатлениях жюри сразу после окончания собеседования.

Во-первых, прочитайте еще раз свою анкету и письмо. Если вас зовут поговорить - значит, вы понравились, но какие места в анкете могут вызвать вопросы и уточнения? Определите их и подготовьте правильные ответы. Подумайте, какая цель у вашей программы, кому они дают стипендию или грант, на что? Так вы сможете подготовиться к беседе. Я лично выписал все возможные вопросы на листок и просматривал их утром перед выходом из дома. Второй совет - разбудите в себе хорошее настроение, ведь вы уже добились очень многого и скоро обретете опыт, о котором другие могут только мечтать. Поэтому улыбайтесь, получайте удовольствие от процесса и излучайте ненавязчивый позитив - это залог успеха, я твердо в этом уверен. Не переживайте насчет обстоятельств самого собеседования: обстановка всегда располагающая и очень дружелюбная, эти люди собрались, чтобы узнать о ваших мечтах и стремлениях, они работают там, потому что им нравится помогать людям. Гораздо важнее потренироваться отвечать на вопросы и пройтись до места собеседования пешком, если, конечно, позволяет погода. И последнее - вечером накануне не поленитесь представить себе в радужных красках ваш завтрашний триумф. Не будем недооценивать значение визуализации».

Иконки: 1) Chananan, 2) Isabel Martínez Isabel, 3) Marcos Folio, 4) Ferran Brown, 5) Rflor - from the Noun Project.

Многие задумываются об обучении за рубежом. Аспирантура в Европе из первых рук, рассказ от нашего друга, Жени. Трогательная история о том, как идти к своим целям, о сложностях и подводных камнях на пути и свет учения. Если вы настроены на продолжение обучения где-либо в странах Европы, то эта статья вам точно пригодится. Всю практическую часть вы сможете найти по . Вопросы о сложностях поступления в европейский ВУЗ и всё, что интересует - о погоде и проживании в одной из европейских столиц, вы можете спросить у Жени в комментариях.

Как поступить в ВУЗ в Европе

  1. Рекомендации и прогресс
  2. Агрегаторы и вакансии на сайтах университетов
  3. Список необходимых документов
  4. По поводу резюме
  5. Болонское приложение
  6. Поиски
  7. Интервью

А если вы дочитали до этого места, значит вам интересна и лирическая часть, она выделена курсивом .

Начало

В далеком, довольно далеком, году я познакомился с умной девушкой, что в какой-то мере определило мою дальнейшую судьбу. Помимо ума она обладала прекрасной душой, внешностью и хорошим характером, не без минусов, но покажите мне идеального человека… И не писал бы я сейчас эту статью, а, вероятно, писал бы пост на форуме об ипотеке или форуме для молодых родителей, если бы в чуть менее отдаленном, но все так же далеко не прошлом, году ей не представилась случайная возможность поехать в аспирантуру заграницу.

Сразу после триумфально-испанского чемпионата мира по футболу, который мы вместе смотрели, попивая абхазское вино, она поехала грызть скандинавские граниты науки. Я же остался в граде Петра следить за квартирой, кормить кота, работать ночами и этими же ночами искать способы перебраться к ней. Как любой самонадеянный юноша я считал, что это будет легко и в скором времени мы воссоединимся и будем скучными северными вечерами дискуссировать о мультимодовом распространении волн или о чем-нибудь менее техническом и более возвышенном. Ну, или не будем дискуссировать, ну, вы понимаете. Искать я решил позицию в университете, потому что у меня был перед глазами пример и потому что на работе я начал скучать из-за отсутствия потока сложной информации, к которому я привык за годы обучения.

С наскока покорить зарубежных профессоров не вышло. Что меня обескуражило, так это факт, что мне даже не отвечали на мои письма с резюме. Тишина. Начали закрадываться сомнения, что поиски могут не быть такими легкими, какими они были у моей девушки. После полугода абсолютной тишины я догадался, что мне надо что-то исправлять в резюме. Сообразительный парень. Конечно не в документе, а в моих знаниях-умениях и прочем.

Английский язык. Сертификат TOEFL или IELTS

Итак. Первое: английский. Очень будет полезно иметь сертификат. TOEFL или IELTS. Если его нет, то это несколько понижает шансы, но не является трагедией. Большинство профессоров оценивает английский кандидата на интервью. Обычно по скайпу или телефону. Сами понимаете, что за 5-30 минут беседы можно составить примерное представление об уровне. В неанглоговорящих странах относятся к ошибкам довольно понимающе. То есть никто не требует от кандидатов обладать словарем Шекспира и красноречивостью Черчилля. Иногда достаточно интермидиата в неплохой школе. Но строчка в резюме с сертификатом будет очень полезна при первом отсеве. И, к сожалению, во многих местах этот критерий очень популярен. Вывод: сертификат не обязателен, но его наличие значительно упростит некоторые моменты, смягчит трудности и откроет доступ к некоторым позициям. У меня его нет, к слову.

Я пошел на курсы, стал метаться между домом, котом, курсами и работой. Было не очень легко после бессонной ночи воспринимать чертов язык, который я всей душой не люблю, мягко говоря. Но цель была определена и очевидна. Я был влюблен, я находил сотни и сотни причин бросить все в России и уехать куда глаза глядят. Постепенно количество причин выросло до огромного кома, в самом центре которого, как огромная жемчужина, было мое чувство. Я придумал сюжет для маленького клипа, снял материал, но никак не мог справиться с монтажом. Я написал пару песен, но никому не показывал, как скромный человек (пусть и обладающий необычайным талантом=)). Уровень английского начал двигаться в нужном направлении.

Коллеги на работе, в основном умудренные опытом женщины, говорили, что так не бывает, что мы расстанемся, тем самым подбивая мое моральное состояние на некоторые мгновения. Но я знал твердо одно: они неправы. Мои чувства крепли с каждым днем, с каждой секундой. Я старался направить все это в нужное русло, в энергию для поисков. Но, к сожалению, иногда я просто уходил в процесс скучания и ежевечерних скайпов.

Перевод диплома российского ВУЗА (Diploma)

Но в какой-то момент процесса изучения языка я заметил, что на мои письма, написанные гораздо грамотнее, все еще отвечают крайне мало. Стоит сказать, что мой диплом довольно далек от красного. Там есть отличные пятна с прекрасными оценками, но стабильностью могут похвастать только последние пара курсов и первые пара курсов. В середине был дичайший провал, который просто уничтожил все мои надежды на действительно хороший, пусть даже и не красный, диплом. В общем, средний бал чуть выше 4.2-4.3 наверное. Где-то в этих пределах. Зная, что европейцы довольно придирчиво относятся к оценкам я начал как-то структурировать области знаний, где мои оценки лучше и фокусировать свои поиски на них. Второй документ после сертификата о знании языка – диплом, понятный вашему будущему руководителю. Отмечу, что всем страждущим будет полезно иметь в своем наборе документов Болонское приложение к диплому или, как минимум, заверенный перевод обычного российского. Но Болонский вариант выигрывает с большим отрывом, так как там есть объяснение шкалы наших оценок, системы обучения, перевод в понятную европейцам систему и есть пара незаменимых строк: «может продолжать обучение в аспирантуре», например. Ну, и предметы обычно переведены качественно, а не переводчиком, который в специализированных терминах может быть не силен.

Участие в научных проектах. Работа

Второй шаг, который я наметил, как путь к исправлению плохого диплома – работа. Участие в проектах, которые можно считать близкими к науке или к практической части той области, в которой хочется быть аспирантом. Опишу мои действия: я записался в группу, которая бесплатно создавала электронные курсы для корпоративной системы обучения. Сделал 3 курса. Один можно назвать учебником, я его полностью создал сам от идеи и до каждой запятой. Переводил тонны зарубежных источников, компоновал, пытался сделать доступнее. Остальные два – делал по предоставленным материалам. В резюме и общении я это подавал, как опыт не только сбора и анализа информации, но и некий опыт обучения других людей. Маленький, но плюс, полученный путем большой работы. Кстати, отношение ко мне на работе после таких подвигов тоже поменялось в лучшую сторону. Так же я пробежался по сайтам всех местных вузов, которые занимаются чем-то похожим и нашел лабораторию, написал ее начальнику и на общественных началах устроился туда работать. Тратил по несколько часов в неделю – этого хватало, чтоб добиваться кое-каких результатов. Эти строчки в резюме принесли мне первые ответы.


Профессорские поправки в работе.

В итоге одной переписки у меня состоялось дебютное интервью, которое я с треском провалил. В основном из-за английского, который я напрочь забыл от волнения. Проект был интересный, но даже непопадание на него мне дало понимание, что еще надо улучшать. В итоге после нескольких месяцев сотрудничества с питерским университетом я даже получил публикацию. Показывать ее я никому не стану – это худшее, что я делал когда-либо, но статья, если она – не статья УК в личном деле – существенный плюс. К сожалению, она на русском, но по просьбе одного из профессоров позднее я перевел ее абстракт, просто чтоб передать основной смысл. Постарайтесь опубликоваться на английском. Публикация подействовала хорошо, и ответы начали приходить уже на 10-20% посланных писем, что является невероятно высоким процентом, как я понимаю.

Все шло своим чередом. Я планомерно шел, медленно, но упорно. Встречались мы с Ней в Барсе, Париже или Амстердаме, неважно где, но виделись. И это были хорошие моменты, с легкими ссорами, но без этого никак. Тогда я влюбился в Барсу. А она, надеюсь, в меня. Но не об этом речь.

Подошел к концу первый год разлуки. Даже мои коллеги признали, что они заблуждались, что мы – последние люди какой-то давно погибшей эпохи. Когда люди могли любить друг друга годами, любить душу, а не тело. Как в девятнадцатом веке молодой принц из Петербурга и датская принцесса годами сохраняли свою любовь письмами, так и мы сохраняли, чуть более современными средствами, но на тех же расстояниях.

Мотивационное письмо (Cover letter)

Дальше предварительных ласк по электронной почте заходило недостаточно часто. Это я про университеты. Важным моментом при подаче документов является так же мотивационное письмо. Примеры можно найти в интернете, но я письмо адаптировал к каждому месту, предварительно изучив, чем занимается группа, где она публикует свои результаты и каковы эти результаты. Конечно, письма я переделывал не всегда, на позиции, в которых я не был особо заинтересован, я слал полустандартное письмо, объясняющее, почему я хочу быть аспирантом, но не почему я бы хотел быть аспирантом именно в этой группе. В один из моментов полуотчаяния-полукуража я изменил мотивационное письмо в весьма провокационной манере. Я отступил от канонов, вставил в эпиграф цитату нобелевского лауреата «Физика, как секс. Мы занимаемся ей не для результата, а для удовольствия». Сразу скажу, что перевод примерный. И тут пошли ответы. Так что, господа, нестандартность приветствуется. Если что-то не работает – меняйте! Если работает, но хочется поменять – тоже меняйте)

В момент, когда я задумывал электронный учебник, чтоб повысить свои шансы на отъезд, я получил пинок. Или удар, который раскрошил в пыль жемчужину в центре кома причин уехать. Главная и первая строка в списке пропала…

Для одних аспирантура за границей - это возможность полноценно заниматься наукой, для других - ступень в карьере, для третьих - путь к эмиграции. Каковы бы не были мотивы, существует ряд факторов, которые рекомендуется учитывать при выборе аспирантуры.

Специализация программы

Специализация программы не всегда очевидна. Например, кандидат получил основное высшее образование в области психологии, но планирует в области экспериментальной психологии.

В США существует сотни программ в области экспериментальной психологии и хотя даже их названия могут быть одинаковыми, у них часто бывает определенная, еще более узкая специализация.

Если эта информация нигде не указана, специализацию можно определить следующим образом:

  • изучить на сайте факультета исследовательские интересы научно-преподавательского состава;
  • выяснить, к каким лабораториям имеется доступ на кафедре;
  • изучить учебный план.
  • По крайне мере, вышеперечисленное даст представление о том, что можно ожидать от программы обучения.

Философия программы

Одни программы PhD делают акцент на теории и базовых методах исследования, другие - на прикладных аспектах и применении результатов исследований на практике.

Необходимо учитывать эту разницу при подаче документов. Если в аппликационных документах на теоретическую программу вы укажите, что вас больше всего интересуют прикладные исследования, скорее всего, вы получите отказ.

Структура программы

Программа PhD может быть структурированной и не структурированной. В первом случае, сначала студентов “натаскивают” на методы исследования и теорию, а ближе к завершению учебы они приступают к работе над диссертацией.

Структурированные программы PhD больше характерны для американских и канадских университетов. Классические неструктурированные программы докторантуры больше распространены в Европе.

Здесь докторант с самого начала закрепляется за определенным профессором и работает над его темой исследования один или в составе группы исследователей.

Требования к диссертации

Последипломные программы подразумевают написание квалификационной работы - диссертации. Имеет смысл уточнить требования к диссертациям на интересующей программе: должна ли диссертация быть основана на эмпирических данных или она должна быть более теоретической с многостраничным обзором литературы. Выбор будет зависеть от того, что ближе вашим академическим интересам.

Другие факторы