Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И. С. Полбина. Свою историю училище ведет от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато 10 августа 1921 года. 9 августа 1922 года её перевели в город Серпухов, а 20 июня 1927 года перебазировали в Оренбург. По маршруту Серпухов - Пенза - Оренбург лётчики-инструкторы перегнали самолеты. Осенью 1928 года из Ленинграда в Оренбург перебазирована Высшая военная школа лётчиков-наблюдателей, которая вошла в состав Третьей военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей. В июне 1938 года 3-я ВАШЛ была преобразована в ВАУЛ им. К. Е. Ворошилова. В феврале 1939 года училище было разделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов, что дало возможность улучшить условия подготовки лётчиков и штурманов. В конце 1940-х годов обучение в училище осуществлялось на самолётах Ил-10, в первой половине 1950-х годов в Оренбургское авиационное училище поступили реактивные самолёты Ил-28 и МиГ-15. В 1960 году получило статус высшего учебного заведения; в училище влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов ВВС и Кировобадского училища лётчиков (переведённого ранее в город Орск). 23 декабря 1963 года по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов. С мая 1967 года носило имя дважды Героя Советского Союза генерала Полбина. В приказах Министра обороны СССР и Главнокомандующего ВВС училище отмечено в числе лучших военно-учебных заведений страны в 1931, 1934, 1935, 1937, 1944, 1947, 1948, 1949, 1956, 1957, 1967, 1978, 1979, 1981, 1983 годах. 12 февраля 1993 года училище было расформировано. На базе училища создан Оренбургский кадетский корпус - многопрофильное учебное заведение, дающее первоначальную подготовку по лётному, вертолётному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному, пожарному делу. Тогда же на территории бывшего лётного училища разместился Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк, выведенный из Прибалтики (его самолёты базируются на аэродроме Оренбург-2). В 2013 году прокуратурой г. Оренбурга инициировано возбуждение уголовного дела за несохранение памятника истории и культуры - здания Оренбургского высшего военного летного училища - по ст. 243.1 УК РФ (нарушение требований сохранения объекта культурного наследия, повлёкшее по неосторожности его повреждение в крупном размере). С 2003 года нежилые помещения бывшего училища были переданы местными властями в федеральную собственность и находились в ведении Министерства обороны РФ. Сейчас в здании находятся Музей космоса, являющийся филиалом Музея истории Оренбурга, ГБОУ «Оренбургская кадетская школа-интернат имени И. И. Неплюева» и Оренбургская духовная семинария (часть здания возвращена РПЦ, поскольку во времена Российской империи в нём размещалось епархиальное училище).
Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И. С. Полбина (ОВВАКУЛ ) |
|
---|---|
Год основания | 10 августа 1921 года |
Год закрытия | 12 февраля 1993 года |
Тип | Военный институт |
Расположение | Оренбург |
Юридический адрес | 460014, Оренбург, ул. Челюскинцев, 17 |
Награды | |
История
Свою историю училище ведёт от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато 10 августа 1921 года . 9 августа 1922 года её перевели в город Серпухов , а 20 июня 1927 года перебазировали в Оренбург. По маршруту Серпухов - Пенза - Оренбург лётчики-инструкторы перегнали самолёты.
Осенью 1928 года из Ленинграда в Оренбург перебазирована Высшая военная школа лётчиков-наблюдателей, которая вошла в состав Третьей военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей. В июне 1938 года 3-я ВАШЛ была преобразована в ВАУЛ им. К. Е. Ворошилова. В феврале 1939 года училище было разделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов, что дало возможность улучшить условия подготовки лётчиков и штурманов.
В конце 1940-х годов обучение в училище осуществлялось на самолётах Ил-10 , в первой половине 1950-х годов в Оренбургское авиационное училище поступили реактивные самолёты Ил-28 и МиГ-15 (перед зданием кадетского корпуса находится единственный в мире сохранившийся самолёт, на котором летал сам Ю.А. Гагарин).
В 2013 году прокуратурой г. Оренбурга инициировано возбуждение уголовного дела за несохранение памятника истории и культуры - здания Оренбургского высшего военного лётного училища - по ст. 243.1 УК РФ (нарушение требований сохранения объекта культурного наследия, повлёкшее по неосторожности его повреждение в крупном размере). С 2003 года нежилые помещения бывшего училища были переданы местными властями в федеральную собственность и находились в ведении Министерства обороны РФ. Сейчас в здании находятся Музей космонавтики , являющийся структурным подразделением Музея истории Оренбурга , ГБОУ «Оренбургская кадетская школа-интернат имени И. И. Неплюева » и Оренбургская духовная семинария (часть здания возвращена РПЦ, поскольку во времена Российской империи в нём размещалось епархиальное училище).
Учебные площадки
В составе училища было 3 учебных авиационных полка:
- 814-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Оренбург-2) и полевой аэродром Оренбург-3, впоследствии Теренсай. На вооружении полка самолёты Л-29 .
- 904-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Чебеньки) и полевой аэродром Соль–Илецк. На вооружении до 1980 года самолёты
Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С. Полбина празднует свой 95-летний юбилей. Поздравить летку, преподавателей и сокурсников соберутся более 800 выпускников со всей России.
Выпускники оренбургской «летки» прославили Родину героическими подвигами, вписали много ярких страниц в развитие авиации и космонавтики. Среди них 150 генералов, 341 Герой Советского Союза и Социалистического Труда, Героя Российской федерации. Альма-матер летного искусства прославили четыре космонавта: Юрий Гагарин, Валентин Лебедев, Александр Викторенко, Юрий Лончаков.
За 72 года своей работы «летка» подготовила свыше 28 тысяч летчиков и штурманов. Летный состав принимал участие в боях Халхин-Гола, в Испании, Великой Отечественной войны. Летчики первыми осваивали небо Арктики и Антарктики.
RIA56 вспомнили основные исторические вехи прославленной летки:
— Свою историю училище ведет от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато 10 августа 1921 года. 9 августа 1922 года её перевели в Серпухов, а 20 июня 1927 года перебазировали в Оренбург.
— В феврале 1939 года учебное заведение разделили на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К.Е. Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов, что дало возможность улучшить условия подготовки лётчиков и штурманов.
— В 1960 году летка получила статус высшего учебного заведения. В училище влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов ВВС и Кировобадского училища лётчиков.
— 23 декабря 1963 года по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов.
— С мая 1967 года училище носит имя дважды Героя Советского Союза генерала Ивана Полбина. Именно с оренбургской летной школой связаны первый самостоятельный полет и становление Полбина как летчика. У входа в здание на мраморном постаменте установлен бюст советского летчика-героя, талантливого военачальника, который погиб в 1945 году.
— В 1993 году летку расформировали, но традиции и память о трудовом и воинском подвиге, который совершили преподаватели, командиры, технический состав и курсанты прославленного коллектива, продолжают жить.
— С 2003 года нежилые помещения бывшего училища переданы местными властями в федеральную собственность и находятся в ведении Министерства обороны РФ.
— Сейчас в здании расположено кадетское летное училище с первоначальной летной подготовкой.
До 1993 г. в Оренбурге на живописном берегу реки Урал располагалось одно из старейших в Военно-Воздушных Силах учебных заведений - Оренбургское высшее военное-авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина.
Свою историю училище ведет от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато по постановлению Реввоенсовета Республики № 1951 от 10 августа 1921 года. 9 августа 1922 года ее перевели в подмосковный город Серпухов. Наиболее известным выпускником школы был
В.П.Чкалов
. Его имя Оренбург носил с 1938 по 1957 г.
В период с 20 июня по 16 октября 1927 года Серпуховская высшая школа воздушного боя перебазировалась в г.Оренбург. Дальним маршрутом Серпухов-Пенза-Оренбург летчики-инструкторы перегнали самолеты. Впервые в истории авиации перелет большой группы самолетов произведен без летных происшествий и восторженно встречен оренбуржцами. Торжественное открытие школы состоялось 7 ноября 1927 года. 1 октября 1928 г. Приказом Реввоенсовета № 280 в Оренбург перебазируется «Ленинградская высшая школа летчиков-наблюдателей», которая вошла в состав Третьей военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей.
За прошедшие годы школа прошла большой и славный боевой путь, приобрела богатый опыт подготовки летных кадров со средним, а с 1960 года - с высшим образованием. В июне 1938 3-я ВАШЛ была преобразована в ВАУЛ им. К.Е.Ворошилова. А в феврале 1939 училище было подразделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е.Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов. Такое разделение дало возможность улучшить условия подготовки летчиков и штурманов.
Училище подготовило десятки тысяч воздушных бойцов. В нем воспитывались многие из тех, кто героическими подвигами прославил Советскую Родину, обогатил авиационную науку и технику новыми открытиями и достижениями.
Около 350 генералов, выпускников училища, командовали в различные годы авиационными соединениями. Тысячи летчиков, штурманов и других авиаспециалистов несли и несут ратную службу почти во всех. авиационных гарнизонах страны.
В училище обрели крылья такие видные летчики, как С.И.Грицевец,
А.К.Серов
, П.Ф.Жигарев,
А.Б.Юмашев
, Ф.П.Полынин. В нем учились заслуженные военные летчики СССР Л.И.Беда, С.Д.Прутков, М.С.Кобяков. Стал заслуженным военным штурманом СССР Герой Советского Союза А.М.Антонов. Высокое звание заслуженных летчиков-испытателей СССР присвоено
А.П.Якимову
,
Н.И.Русаковой
,
К.К.Рыкову
,
Е.Ф.Милютичеву
,
В.П.Хомякову
и др. Окончил училище первый в мире испытатель реактивного самолета Герой Советского Союза
Г.Я.Бахчиванджи
.
Питомцы Оренбургского летного приумножили героические традиции авиации. Выдающиеся страницы вписали они в ее историю. Это и героические перелеты В.П.Чкалова и
М.М.Громова
со своими экипажами через Северный полюс в Америку, это и мужество и отвага летчиков-оренбуржцев в воздушных боях в районе озера Хасан, на реке Халхин-Гол, на Карельском перешейке. Имена выпускников училища хорошо известны не только в нашей стране. Их помнят и в Испании и в Монголии.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на большие трудности, училище успешно справилось с подготовкой авиационных кадров для действующей армии. Массовый героизм продемонстрировали оренбуржцы на всех фронтах Великой Отечественной войны. В боях за честь и независимость Родины 33 из них совершили воздушные тараны, 52 летчика повторили подвиг Николая Гастелло. Навечно зачислены в списки личного состава авиационных полков Н.В.Гоманенко, И.Ф.Павлов, И.С.Полбин, Е.И.Пичугин. Среди воспитанников училища 341 Герой Советского Союза. А летчики С.И.Грицевец, Л.И.Беда, Т.Я.Бегельдинов, С.Д.Луганский, В.Н.Осипов, И.С.Полбин, И.Ф.Павлов, А.С.Смирнов и Е.П. Федоров этого звания удостоены дважды.
Имена выпускников училища присвоены многим городам, селам и учебным заведениям, десяткам площадей и улиц, сотням школ.
После окончания Великой Отечественной войны училище в соответствии с новыми условиями перестроило работу по подготовке авиационных кадров. Его коллектив успешно справился с обучением летчиков для военно-воздушных сил.
Шестидесятые годы в истории училища занимают особое место. В соответствии с новыми требованиями весной 1960 г. училище одним из первых в ВВС было преобразовано в Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ОВВАУЛ). Для укомплектования училища в него влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов и Кировобадского училища летчиков (переведенного ранее в г.Орск).
Училище стало одним из крупных учебных заведений Военно-Воздушных Сил. Его выпускник Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 г. совершил первый в мире полет в космос и положил начало профессии летчиков-космонавтов. В 1960 г. в Оренбургском летном учился летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза В.В.Лебедев. В 1969 г училище с отличием закончил летчик-космонавт Герой Советского Союза
А.С.Викторенко
.
23 декабря 1963 г. по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов.
С мая 1967 ОВВАУЛ стало носить имя питомца училища дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина. С 1970 здесь готовили летчиков морской и дальней авиации.
В 1993 г. летное училище было расформировано. На его базе создан Оренбургский кадетский корпус, который не только продолжает традиции легендарной «летки», но и ведет собственную историю.За плечами первый юбилей - пятилетие, 649 парашютных прыжков, 75 самостоятельных полетов на боевом самолете. Из школы ВВС кадетский корпус постепенно превратился в многопрофильное учебное заведение, дающее первоначальную подготовку по летному, вертолетному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному, пожарному делу.
С 1993 г. на территории бывшего летного училища разместился Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный
Если говорить о героях, то всех, окончивших Оренбургское ВВАУЛ, кого можно причислить к героям, я не знаю, но одного - моего друга Виктора Кубракова я знаю! Мы дружили с ним в ещё в училище, после училища, будучи в части (авиагарнизон Гвардейское, Крым) мы дружили семьями: моя жена и его жена обе Татяны - дружили, наши дети ходили в одну группу дет.сада. Он 11 мая 1979 года взлетел на самолёте ТУ-22М2, вскоре на одном из двигателей произошёл очень опасный отказ, в результате которого на высоте 3900 метров практически над селом Янтарное (Крым) двигатель взорвался и самолёт стал падать и разрушаться... Перегрузки достигали 11 крат (это означает, что тело становилось более тяжёлым в 11 раз, чем обычно)... У него в распоряжении было всего 25 секунд и он использовал их именно, как герой, - он сумел включить тумблер принудительного покидания экипажа (сам экипаж на поминках признался, что никто не мог привести в действие катапульту из-за сильных и знакопеременных (то прижимает к креслу, то отрывает от него) перегрузок), т.е. именно он спас весь экипаж... Сам командир в эту систему не включён (конструкторы считали, что командир сможет что-то ещё сделать в последние секунды и потом катапультироваться самостоятельно)... Виктор и "сделал ещё" - он сумел отвести самолёт от школы, на которую падал, и включив форсаж одному работающему двигателю, увёл самолёт от школы... Сам воспользоваться катапультой не успел и погиб... Сейчас школа посёлка Янтарное носит его имя, рядом стоит памятник Виктору Кубракову... Посмертно он был награждён Орденом Красного Знамени!
Привожу фотографию из газеты "Красная звезда" со статьёй о нём:
А ровно через 10 лет меня почему-то "пробило" сочинить стих о нём... Ниже привожу этот стих:
Памяти моего друга Виктора Кубракова
Идёт на взлёт крылатая машина,
«Бетонка» проплывает под крылом
И в унисон работают турбины..,
Дождётся ли тебя аэродром..?
«Игла» стальная тянет нить по небу
В сверхзвуковом движении своём
И как бы «враг» силён, коварен не был,
Он убедится в мужестве твоём...
Сошла с пилона мощная ракета,
Сноп пламени с собою унесла.
Жизнь скоротечна, как атака эта,
Но подвигу в ней место есть всегда..!
И вот назад летит ракетоносец,
У Виктора спокойно на душе,
Вход в зону он сейчас запросит
И эшелон получит у РП...
Но вдруг приборы словно «ошалели»,
А стрелки заметались, как в бреду
И двигатель как-будто еле, еле
«Ворочает» турбину на беду...
Доклад на землю ёмок, скоротечен:
«Упали обороты одного..,
Прошу посадку срочно обеспечить
И дать свободный эшелон»..!
Но времени, как видно, не осталось,
Судьба уж прочертила Рубикон,
Машина в воздухе... взорвалась,
Вращаясь, стала падать кувырком...
И в эти страшные мгновенья,
Когда, казалось, - экипаж погиб..,
Единственное принял ты решенье, -
Спасти товарищей своих!
А перегрузки давят многократно
И тело словно налито свинцом..,
Мгновения уходят безвозвратно,
Их нет в распоряжении твоём...
С большим трудом ты тумблер нажимаешь..,
Ценней подарка нету на земле..!
Своих друзей тем самым ты спасаешь,
Великодушно «забывая» о себе..!
И «вспыхнули» три купола на небе,
Рождённых под счастливою звездой,
А ты в горящей взрывчатой «торпеде»
Летишь на встречу с грешною землёй..!
Стоят все трое в скорбном карауле
У изголовья командира своего,
Их память в «те мгновения» вернула,
Спасти пытаясь в мыслях и его...
Но всё свершилось так уж, как свершилось,
Другого, как известно, не дано...
И я хочу, чтоб Имя не забылось
И светлый образ друга моего..!