«В сие время Пётр назначил 35 боярских и дворянских детей, которых и отослал в чужие края для изучения инженерству, корабельному искусству, архитектуре и другим наукам. Он дал им рекомендательную и просительную грамоту к цезарю, королям, Генеральным голландским штатам, курфирстам, принцам, графам и другим начальным людям и подданным и морским вольным добычникам, о свободном их проезде, о покровительстве и вспоможении.
Пётр обещал с своей стороны всякое покровительство их подданным, приезжающим в его государство. Грамоты сии были писаны на русском и на латинском языке. Голиков имел у себя копию с грамоты, данной дворянину Колычеву. Б.П. Шереметев, угождая государю, в то же время просил его о дозволении объездить часть Европы и отправился в путь со многими молодыми дворянами и с письмами от государя к разным государям (к королю польскому, к императору австрийскому, к папе, к венецианскому дожу и к мальтийскому гроссмейстеру).
Отсылая молодых дворян за границу, Пётр, кроме пользы государственной, имел и другую цель. Он хотел удержать залоги в верности отцов во время своего собственного отсутствия. Ибо сам государь намерен был оставить надолго Россию, дабы в чужих краях учиться всему, чего недоставало ещё государству, погруженному в глубокое невежество.
Скоро намерение государя сделалось известно его подданным и произвело общий ужас и негодование. Духовенство видело в сообщении с еретиками грех, воспрещаемый священным писанием. Народ жадно слушал сии толкования и злобился на иноземцев, почитая их развратниками молодого царя. Отцы сыновей, отправляемых в чужие края, страшились и печалились. Науки и художества казались дворянам недостойным упражнением. Вскоре обнаружился заговор, коего Пётр едва не сделался жертвою.
Пётр послал в чужие края на казенный счёт не только дворян, но и купеческих детей, предписав каждому являться к нему для принятия нужного наставления. Мещанам указал он учиться в Голландии каменному мастерству, жжению кирпичей etc. Дворянам приказал в Амстердаме, Лондоне, Бресте, Тулоне etc. обучаться астрономии, военной архитектуре etc. Своим послам и резидентам подтвердил он о найме и высылке в Россию учёных иностранцев, обещая им различные выгоды и своё покровительство. Русским начальникам предписал принимать их и содержать. Возвращающихся из чужих краёв молодых людей сам он экзаменовал. Оказавшим успехи раздавал места, определял их в разные должности. Тех же, которые по тупости понятия или от лености ничему не выучились, отдавал он в распоряжение своему шуту Педриеллу (Pedrillo?), который определял их в конюхи, в истопники, несмотря на их породу. […]
Пётр указал, чтоб женщины и девицы имели в обращении с мужчинами полную свободу, ходили бы на свадьбы, пиршества и проч., не закрываясь. Он учредил при дворе и у бояр столы, балы, ассамблеи etc., повелел быть в Москве театральным представлениям, на коих и сам всегда присутствовал. […]
Штраленберг говорит о двух сторонах, существующих в России, за и против Пётра I. Оппозиция негодует.
1) на возведение на высокие степени людей из низкого звания, без различия с дворянами.
2) что государь окружил себя молодыми людьми, также без разбору,
3) что дозволяет им осмеивать бояр, наблюдающих старые обычаи,
4) что офицеров, выслужившихся из солдат, допускает к своему столу и с ними фамильярно обходится (в том числе Лефорт),
5) что сыновей боярских посылает в чужие края для обучения художествам, ремёслам и наукам, недостойным дворянского званья. […]
За посылание молодых людей в чужие края старики роптали, что государь, отдаляя их от православия, научал их басурманскому еретичеству. Жёны молодых людей, отправленных за море надели траур (синее платье) (Фамильное предание).
Народ почитал Пётра антихристом…»
Пушкин А.С. , История Пётра I. Подготовительные тексты / Исторически заметки, Л., «Лениздат», 1984 г., с. 253-254, 274, 225 и 226.
Калинина А.С.
Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули все сферы жизни общества. Государство нуждалось в светской культуре. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. Рассматриваемая нами эпоха - век перелома. Это хорошо видно и в истории дворянства, в их повседневной жизни.
Дворянство на протяжении нескольких веков являлось высшим правящим сословием Российского государства. В России дворянство возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия. При Петре I завершилось становление дворянства, которое пополнялось выходцами из других слоев в результате их продвижения по государственной службе.
XVIII век - это отдельный этап в жизни русского дворянства, непохожий ни на предыдущий XVII век, ни на последующие XIX и XX. Это время коренных изменений в дворянской среде в связи с реформами Петра I. Но и одновременно, это время, когда старый уклад жизни людей еще сохранялся в сильной форме. Все это вместе дает очень сложный и уникальный склад характера дворянина XVIII столетия.
Актуальность темы: В последнее время наблюдается повышенный интерес исследователей к изучению микромира человека, его повседневной жизни. Актуальным представляется вопрос исследования реалий повседневности. В первой четверти XVIII века усилиями Петра I рождалась великая Российская империя, осуществлялась европеизация культуры. И мне очень интересно проследить, как менялась жизнь русского дворянства с реформами Петра I.
Среди достаточно большого количества литературы, посвященной и данной теме тоже, нужно выделить наиболее значимые и важные для нас. В первую очередь из дореволюционных работ нужно отметить работы С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.М. Карамзина.
Преобразования быта во времена Петра I глубоко проанализированы С. М. Соловьевым. Он впервые отметил, что начало преобразованиям было положено во второй половине XVII века. Рассмотрев предпосылки преобразований в области культуры, С. М. Соловьев отметил, что они сформировались в первую очередь в сфере материальной культуры, в вещном мире человека, «русский народ, вступая на поприще европейской деятельности естественно, должен был одеться и в европейское платье, ибо вопрос не шел о знамении народности, вопрос состоял в том: к семье каких народов принадлежать европейских или азиатских, и соответственно носить в одежде знамение этой семьи». И в 3 главе 18 т. своей «История России с древнейших времен» он отстаивает правильность реформ Петра I. «…вывод посредством цивилизации народа, слабого, бедного, почти неизвестного, на историческую сцену…».
Известный историк В. О. Ключевский, продолжая мысль С. М. Соловьева, отмечает, что преобразования быта в той форме, в какой они были проведены, были вызваны не столько необходимостью, сколько выражением субъективных чувств и взглядов царя. «Он надеялся …через дворянство водворить в России европейскую науку, просвещение как необходимое условие…». В свою очередь Н. М. Карамзин отмечал: основное содержание реформы заключалось в том, что «пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, хотел сделать Россию Голландиею». «Но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия… Русская одежда, борода не мешали заведению школ».
И я согласна, реформы Петра I носят противоречивый характер. Преобразования проходили насильственным путем, влекли за собой огромные жертвы. Но с другой стороны, впервые после крещения Руси, Петр Iосуществил энергичную попытку приблизить страну к европейской цивилизации. Она «превратилась в великую державу с эффективной экономикой, современным морским флотом, высоко - развитой культурой. Продвижение было быстрым и решительным».
Следует подчеркнуть, что историография, описывающая повседневную жизнь общества в первой четверти XVIII века довольно обширна. В основном она посвящена быту и нравам петровской эпохи в работах историко-культурологической направленности. Первый опыт всестороннего описания русского быта был предпринят А.В.Терещенко в многотомной монографии «Быт русского народа» (Т. 1-7. СПб., 1848.).
В бытовых очерках Е. И. Карновича «Исторические рассказы и бытовые очерки» содержатся сведения о порядке проведения петровских ассамблей, маскарадов и балов.
Следует также отметить труды М. М. Богословского «Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII века».
Говоря о литературе по данной теме необходимо сказать о работах, посвященных дворянской культуре. Это, конечно, труд советского литературоведа и культуролога Лотмана Ю.М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства». Автор отмечает, что в XVIII веке принадлежность к дворянству означала «обязательность правил поведения, принципов чести, даже покроя одежды». И, затрагивая проблему появления дворянства как сословия, ученый говорит о том, что дворянство XVIII века было целиком и полностью порождением петровских реформ. Книга погружает читателя в мир повседневной жизни русского дворянства XVIII - начала XIX века. Мы видим людей далекой эпохи в детской и в бальном зале, за карточным столом, можем детально рассмотреть прическу, покрой платья, манеру держаться. Вместе с тем повседневная жизнь для автора категория историко-психологическая, знаковая система, то есть своего рода текст.
«История повседневности» является и в настоящее время в отечественной историографии одной из актуальных и активно разрабатываемых проблем.
После реформ Петра I коренные изменения произошли в стране, в жизни отдельного сословия - дворянства, которое кардинально отличается от дворянства XVII века. Поэтому целью данной работы будет показать, что собой представляло дворянство после реформ Петра, его образ жизни в XVIII веке.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: мы рассмотрим повседневную, нравственную и культурную жизнь дворянства, его воспитание и образование, духовную сферу его жизни.
Хронологические рамки исследования охватывают период реформ Петра I (1700-1725 года).
Территориальные рамки исследования очерчены Москвой и Петербургом. Такое ограничение исследования объясняется объективными причинами: Петербург в первой четверти XVIII века был центром культурных перемен. В большинстве случаев, все светские мероприятия и официальные праздники проводились в северной столице. Вместе с тем, Москва оставалась центром Российской империи и не теряла своего политического и культурного значения.
Мы остановимся на ключевых моментах повседневной жизни дворян – это просвещение, досуг, быт, одежда.
Просвещение. Этикет
Восемнадцатый век в России был ознаменован реформами Петра I. Россия стала подниматься по лестнице европейской культуры, по которой, во многом насильственно, тащила ее безудержная и яростная воля Петра. Царь стремился приобщить русскую нацию к просвещению.
Продолжилось, начатое раннее, формирование нового типа личности дворянина и дворянки, которое стало результатом заимствования европейских образовательных систем. Во времена Петра I создание светской школы и дворянское образование было делом исключительно государственным.
В XVIII веке в «нормативном» воспитании и образовании ориентиром служили Петра образование стало необходимой и обязательной частью становления и иностранные языки и хорошие европейские манеры. После реформ формирования нового русского дворянина.
Внешний лоск офицеров и чиновников заботил царя, но он прекрасно сознавал, что умением вести себя в обществе, не чавкать за столом, …ни соорудить крепость или корабль, ни успешно выполнять роль колесика в часовом механизме, под которым подразумевалась вся иерархия вновь созданных учреждений. Для этого необходимы были знания и умение претворять эти знания на практике». Для этого были открыты начальные школы, училища, стали выпускаться учебники, некоторые дворяне направлялись учиться за границу. Дворянам вообще запрещено было жениться без образования.
В 1701 году создана Навигацкая школа, на базе которой в 1715 году возникла Морская академия, была основана Артиллерийская. В 1712 году в Москве начала работать Инженерная школа, медицинский персонал проходил обучение в Медицинском училище, открытом в 1707 году. Для нужд дипломатической службы при Посольском приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам. В 1721 году была учреждена специальная школа, где учащиеся изучали арифметику, делопроизводство, умение составлять деловые бумаги и письма и т. д. Наконец, в 1725 году открылась Академия наук.
В области просвещения прослеживаются два новшества. Одно из них, основное, состоит в том, что сеть школ во много крат расширилась. Важно, однако, что именно в годы преобразований было положено начало профессиональным учебным заведениям.
Другая особенность просвещения состояла в том, что оно приобрело светский характер.
Но молодежь должна еще уметь правильно себя вести в обществе. Этому она должна научиться не только в учебных заведениях и в ассамблеях, но и штудируя специальные наставления. Одно из них под маловразумительным названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» пользовалось особенно широкой популярностью. При Петре оно печаталось трижды, что свидетельствует об огромном спросе на него. Неизвестный составитель этого сочинения воспользовался несколькими иностранными произведениями, из них он перевел те части, которые считал полезными русскому читателю.
«Юности честное зерцало» излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание. В семье надлежало «отца и матерь в великой чести содержать», «младые отроки должны всегда между собою говорить иностранные языки». Интересны рекомендации, как вести себя в общественных местах и за столом. «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать». Правила поведения за столом: «Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем».
Последние страницы «Юности честного зерцала» посвящены девицам. Девице их надлежало иметь значительно больше: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, верность, чистоплотность. У девицы ценилось умение краснеть, что являлось признаком нравственной чистоты. «В разговорах уметь слушать, быть вежливым...».
Сеть школ способствовала распространению грамотности. Но образование могли получить далеко не все. Оно охватывало своей сетью в первую очередь детей дворян и духовенства. Расширение сети школ и профессиональных учебных заведений вызвало поток учебной литературы. Появились учебники по разнообразным отраслям знаний.
Одежда в быту дворян
ХVIII век ознаменовался переворотом в одежде дворянства. Русское дворянство в своем европейском костюме проявляло старорусские традиции - пристрастие к драгоценностям, мехам, красным каблукам. Костюмы барокко создавали праздничную атмосферу повседневной жизни.
1700 год стал своего рода отправной точкой на пути европеизации одежды и быта русских. Известный историк XIX века Владимир Михневич очень точно передал колорит XVIII века: «Волшебник-режиссер одним мгновением до неузнаваемости меняет сцену, костюмы и как бы переносит нас на ковре-самолете из Азии в Европу, из сумрачных кремлевских палат в сверкающие модой и роскошью версальские. На исторические подмостки врывается шумная, пестрая толпа раззолоченных, последнего парижского фасона, кургузых кафтанов и камзолов, пышно вздутых фижм, завитых, напудренных париков и щегольских треуголок… Не сон ли это?».
«Петр I почел за нужное изменить застарелые понятия о платьях и бороде: он начал с себя. Его пример долженствовал бы произвести перемену между знатными и всеми гражданами, однако почти все упорствовали». Итак, в декабре 1700 года в Москве под барабанный бой был объявлен царский указ об упразднении старомодного русского платья «О ношении всякого чина людям Немецкого платья и обуви». Петр I задался целью искоренить традиционную одежду. Платья нового, европейского образца были выставлены для обозрения у Кремлевской стены. Предписано было мужчинам носить венгерское и немецкое платье с 1 декабря 1700 года, а женам и дочерям с 1 января 1701 года, чтобы «они были с ними (мужьями и отцами) в том платье равные, а не разные». Как видно, женской половине городского населения был дан несколько больший срок для обновления гардероба. Было очевидным, что новую моду принимают с большим трудом. В Москве даже были выбраныцеловальники, которые стояли у всех городских ворот и с противников указа «брали поначалу деньгами, а также платье (старомодное) резали и драли. За ношение длинного кафтана взыскивался штраф - 2 гривны. Если москвич не мог уплатить требуемую сумму, то его ставили на колени и обрезали кафтан вровень с землею». « В это же время повелено было в лавках русскаго платья не продавать и портным такого не шить, под опасением наказания». Изменение одежды шло в сочетании с изменением и всего внешнего вида. В январе 1705 года последовал Указ «О бритье бород и усов всякого чина людям».
Даже в дворянской среде новые моды первое время вызывали недовольство и сопротивление.
Переход к новой одежде оказался делом непростым. В среде небогатого дворянства переход к новому костюму был тяжелым из-за имущественного положения, сменить весь гардероб за короткое время не удавалось. Общий вид костюмов, преображенных модой нового времени, был таков: мужская одежда состояла из башмаков, рубашки, камзола, кафтана, коротких штанов (кюлотов), чулок. Для женщины необходимо было носить корсаж, пышные юбки, распашное платье. Для полноты впечатления представьте себе обильно пудренные прически у женщин и парики у мужчин. Постепенно одеваться богато, следуя новой моде, стало считаться признаком высокого достоинства.
Повседневная жизнь петровской эпохи разительно отличалась от предшествующей. Если раньше моднику достаточно было облачиться в богатые одежды да украшения, то теперь новый покрой платья требовал обучения иным манерам и иному поведению. Модникам надлежало не столько явить взорам современников дорогое платье, сколько показать личные достоинства, свое умение галантно, с достоинством поклониться, элегантно стоять, непринужденно поддерживать беседу.
В более сложном положении оказались дамы. Им предстояло для начала побороть стыдливость- платье оголяло шею и руки, и уже потом научиться грациозно двигаться, выучить языки.
Наука этикета постигалась с трудом, в 1716 году ганноверский резидент Христиан Фридрих Вебер писал: «Я видел много женщин поразительной красоты, но они не совсем еще отвыкли от своих старых манер, потому что в отсутствие двора (в Москве) за этим нет строгого наблюдения. Знатные одеваются по-немецки, но поверх надевают свои старые одежды, а в остальном держатся еще старых порядков, например, в приветствиях они по-прежнему низко кланяются головой до самой земли». «В 1715 году, петр Великий посмеялся над старыми нарядами русскими и в декабре назначил уличный маскарад. В котором, начиная от самого именитейшаго лица и до простого смертнаго, все были одеты в курьезныя старинныя платья. Так, в числе дамских персон была Батурлина в нагольной шубе и летнике; князь- игуменья Ржевская – в шубе и телогрейке…Так смеялся преобразователь России над старыми нарядами».
Переменить платье легче, чем отвыкнуть от старых привычек. И если костюм русского модника уже ничем не уступал по своему изяществу европейским образцам, то манеры оставляли желать лучшего. Вебер говорил, что женщины в общении с посторонними и иностранцами «до сих пор еще дики и своенравны, что одному известному немецкому кавалеру пришлось дознать собственным опытом. Когда... он пожелал было поцеловать у одной девицы руку и награжден был за это полновесною оплеухою».
С течением времени одежда нового фасона становится неотъемлемой принадлежностью большей части дворянства.
Досуг
Именно с дворянства начинается подлинная история досуга. Для дворянина практически все время, свободное от служебных дел, превращалось в досуг. Основные формы этого досуга были изначально в XVIII веке заимствованы. Петровская эпоха ознаменовалась новыми традициями зрелищ. Важнейшим новшеством были фейерверки. Маскарады проводились либо в форме костюмированных шествий, либо в виде демонстрации карнавальных костюмов в публичном месте, театральные представления прославляли царя.
День дворянина начинался очень рано. Если он служил, то направлялся на службу, а если нет, то на прогулку. «Местом прогулок в Петербурге был Невский проспект, а в Москве - Тверской бульвар. Здесь играла музыка и бродили толпы гуляющих. В Москве были и другие места для прогулок. Дворяне часто направлялись в Ботанический сад, заложенный по указу Петра I как Аптекарский огород, полюбоваться редкими цветами, травами, кустарниками и деревьями».
Во время прогулок дворяне демонстрировали свои модные наряды, общались и заводили светские знакомства. Прогулки продолжались до обеда.
Обед был важным этапом в распорядке дня. Обедали либо дома, но обязательно с гостями, либо сами направлялись на званый обед. Обедали долго, в соответствии с традициями дворянского этикета, которые строго соблюдались. После обеда непременно полагался отдых, а затем дворянина ждали новые развлечения.
Проникновение европейской культуры в Россию коренным образом изменило положение женщины-дворянки. «Вельможи стали жить открытым домом; их супруги и дочери вышли из непроницаемых теремов своих; балы, ужины соединили один пол с другим в шумных залах». Сначала принудительно, а затем по собственному желанию она приобщалась к светской жизни и овладевала соответствующими умениями дворянского этикета: читала книги, занималась туалетом, учила иностранные языки, осваивала музыку, танцы, искусство беседы. В то же время у нее была семья с хорошими добрыми традициями приоритета ценностей и христианской верой. Главной повседневной заботой дворянки петровского времени оставались дети.
Повседневный быт столичных дворянок был предопределен общепринятыми нормами. Столичные дворянки, если позволяли средства, старались поменьше задумываться о состоянии финансов и всей «домашней экономики». Куда больше они волновались по поводу обустройства своего дома, готовностью его к приему гостей, а также состоянием своих нарядов, которые должны были соответствовать новейшим веяниям моды. Даже иностранцев поражала в русских дворянках «та легкость, с которой (ими) тратились деньги на одежду и обустройство жилища».
Петербург требовал большего соблюдения этикетно-временных правил и распорядка дня; в Москве же, как отмечала В. Н. Головина «образ жизни (был) простой и нестеснительный, без малейшего этикета», собственно жизнь города начиналась «в 9 часов вечера», когда все «дома оказывались открыты», а «утро и день можно (было) проводить как угодно».
Тем не менее и утро и день у большинства дворянок в городах проходили «на людях». Утро горожанки начиналось с макияжа: «С утра мы румянились слегка, чтобы не слишком было красно лицо...» После утреннего туалета и довольно легкого завтрака (например, «из фрукт, простокваши») наступал черед раздумьям о наряде: даже в обычный день дворянка в городе не могла позволить себе небрежность в одежде, туфли «без каблуков, отсутствие прически, что иные «младые женщины», уложив волосы к какому-либо долгожданному празднику, «принуждены были до дня выезду сидя спать, чтобы не испортить убор». И хотя, по словам англичанки леди Рондо, русские мужчины того времени смотрели «на женщин лишь как на забавные и хорошенькие игрушки, способные развлечь», - сами женщины нередко тонко понимали возможности и пределы собственной власти над ними. Разговоры оставались для горожанок XVIII века главным средством обмена информацией и заполняли у многих большую часть дня.
В конце 1718 года Петр I принудительно ввел новые формы досуга – ассамблеи. Ассамблея, разъяснял царь в указе, слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи приглашалось избранное общество. Начинались они в четыре-пять часов дня и продолжались до 10 вечера. Хозяева, к которым съезжались гости на ассамблеи, должны были предоставить им помещение, а также легкое угощение: сладости, табак и трубки, напитки для утоления жажды. Специальные столики выставлялись для игры в шашки и шахматы. Кстати, Петр любил шахматы и играл в них превосходно.
Ассамблея - место непринужденных встреч, где верхи общества проходили школу светского воспитания. Но и непринужденность, и неподдельное веселье, и умение вести светский разговор или вставить уместную реплику, и, наконец, танцевать были достигнуты далеко не сразу. На первых балах петровского времени царила удручающая скука, танцевали, словно отбывали неприятнейшую повинность. Современник срисовал такую ассамблею с натуры: «Дамы всегда сидят отдельно от мужчин, так что с ними не только нельзя разговаривать, но не удается почти сказать и слова; когда не танцуют, все сидят, как немые, и только смотрят друг на друга».
Постепенно дворяне обучались манерам и модным танцам, и петровские ассамблеи стали уже в радость. На ассамблеях были два рода танцев: церемониальные и английские. «Сначала на ассамблеях можно было услышать только духовые и ударные инструменты: трубы,фаготы и литавры, а в 1721 году герцог Голштинский привез с собой в Россию струнный оркестр».
Чаще всего ассамблеи устраивались в зимние месяцы, реже - летом. Иногда хозяином ассамблеи являлся сам царь.Гости приглашались в Летний сад или загородную резиденцию - Петергоф.
Правилам этикета Петр обучал придворных с таким же усердием, как офицеров военному артикулу. Он составил инструкцию, которой должны были руководствоваться в Петергофе. Она примечательна как свидетельство того, какие элементарные правила поведения внушал царь своим придворным: «Кому дана будет карта с нумером постели, то тут спать имеет не перенося постели, ниже другому дать, или от другой постели что взять». Или еще более выразительный пункт: «Не разувся, с сапогами или башмаками, не ложиться на постели».
Ассамблеи- самое характерное новшество, своего рода символ эпохи в том смысле, что оно не имело предшественников.
Кодекс бытового поведения
«В петровское время были заложены важные основы в преобразовании дворянской семьи: запрещение насильственной выдачи замуж, допущение свободы брачного выбора, нарушение замкнутости православной семьи путем разрешения браков с иноземцами, образованность жениха и невесты, повышение возраста молодых. За шесть недель до свадьбы должно было совершиться обручение, после которого жених и невеста могли свободно видеться, и если не понравятся друг другу, то имели право отказаться от брака». Несмотря на сохранение традиционных обрядов, свадьба превращалась постепенно в торжество европейского образца с модными нарядами, танцами и заграничными путешествиями. Новшеством данного времени стали разводы дворянских семей. В основе же самой семьи, сохраняющей во многом патриархальный характер, лежали долг и семейное согласие. Документом, служащим юридической защитой супругов, стал брачный контракт. Важным явлением стало приобретение женщиной-дворянкой исключительного права на приданое. Дворянская семья стала строиться на новых принципах. В семье возросла роль женщины, которая стала женой- другом. Власть мужа стала носить более утонченный и просвещенный характер.
В домах дворянства впервые появились личные библиотеки и коллекции. Под влиянием европейской культуры в ХVIII веке постепенно формировались эстетические вкусы и новый этикет общения московского дворянства. Этот процесс сопровождался развитием самосознания первого сословия, которое в своей основе имело нравственные православные ориентиры. Этические нормы христианства во многом влияли на моральные принципы дворянского общества. Наиболее отчетливо это проявилось в благотворительной деятельности дворянства- создание приютов, больниц и иных богоугодных заведений.
Дом. Кулинарные традиции
ХVIII век прошел в напряженной борьбе между русскими палатами и европейским домом - дворцом. Петровская эпоха ознаменовалась проникновением стиля, стали постепенно строить дома-дворцы. Городская и сельская усадьбы дворян имели ряд общих черт: расположение жилого дома в глубине двора, усадебный характер застройки, приверженность к дереву, замкнутости владений и регулярному парку. Европейские интерьеры домов знати оформлялись в красно-брусничных тонах и с зелеными изразцовыми печами по старой русской традиции. Визитной карточкой дворянского особняка стал портик с колоннами и облицовка деревянных деталей под камень. Пейзажные парки стали одной из предпосылок развития научного интереса дворянства к естественным отраслям знаний.
В культуре застолья аристократии присутствовали французские, английские и немецкие тенденции проведения обеда. В целом же «русская экзотика» являлась определяющей тенденцией в гастрономических вкусах дворянства. В развитии застольной культуры победил русский обычай сервировки стола не только в Москве, но его признали к середине XIX века и в Европе. Дворяне в большинстве своем обеды превращали в театральные спектакли, роли которых были расписаны дворянским этикетом. Итак, XVIII век стал для России веком европейской кухни. Появилось большое количество новых блюд, которые существуют и сегодня. У западной Европы русские люди заимствовали более утонченный вкус, сервировку стола и умение красиво есть приготовленные блюда.
Заключение
Повседневная культура дворянства ХVIII века, во время правления Петра I характеризуется столкновением и смешением в повседневной жизни двух тенденций - традиционной и европейской. Это был переломный период, прежде всего, в области изменений внешних, материальных факторов повседневной жизни дворянства. Смена внешнего облика была своего рода символичным проявлением выбора того или иного пути развития страны, выражением приверженности к определённому типу культуры, но за внешними атрибутами обыкновенно стояло важное внутреннее содержание.
Таким образом, мы видим, что XVIII век - это время, когда дворянину с одной стороны присущи еще черты истинно русского, глубоко религиозного человека, а с другой - начался процесс европеизации, неизбежный, после бурной эпохи Петра I, но одновременно не совсем понятный русскому человеку.
Подводя итоги моей работы, можно сказать, что XVIII век – это время, когда происходит оформление совершенно нового дворянского сословия, в русском дворянстве мы видим тип русского человека, еще не до конца оформившийся, но уже абсолютно новый, который никогда уже не вернется в прошлое.
Список источников и литературы
1.Георгиева Т.С. История русской культуры.-М.:Юрайт.-1998.-576с.
2.Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России 18-начала 20в..-М.: АО Центрополиграф.-2003г.-329с.
3.История России в вопросах и ответах./Под ред. В.А.Динеса, А.А.Воротникова.- Саратов.- Издат.центр СГСЭУ.-2000.-384с.
4.Карамзин М.К. История государства Российского. Т.11-12.- Санкт-Петербург: Типография Эдуарда Праца.- 1853.-425с.
5.Карамзин Н.М. История государства Российского:12 томов в 4 к.,к.4.т.10-12.-М.:РИПОЛ КЛАССИК.-1997.-736с.
6.Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт 18- 19вв.//Культурология.-2007.-№4.-С.152
7. Ключевский В.О. Курс русской истории. ч.4. - М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова.-1910.- 481с.
8.Ключевский В.О. Соч. в 9 т.,т.4. Курс русской истории.- М.:Мысль.-1989.-398с.
9.Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа.-2006.-252с.
10. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства.- М.: Искусство.- 1999.-415с.
11. Павленко Н.И. Петр Первый и его время.-М.:Просвещение.-1989.-175с.
12. Политковская Е.В.Как одевались в Москве и ее окрестностях 16-18 веках.-М.:Наука.-2004.-176с.
13. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (10- начало19в.).-М.:Ладомир.-1997.-381с.
14. Пыляев М.И. Старое житье.- Санкт-Петербург: Типография А.С. Суворина.- 1892.-318с.
15. Суслина Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц.-М.:Мол.гвардия.-2003.-381с.
16. Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч.1. -М.: Русская книга.-1997.-288с.
Лекция LXV111, Суждения Соловьева//Ключевский В.О. Курс русской истории.. ч.4. М., 1910. С. 270
Ключевский В.О. Соч. в 9 т.,т.4. Курс русской истории. М., 1989. С. 203
Карамзин Н.М. История государства Российского:12 томов в 4 к.,к.4.т.10-12. М., 1997. С.502
История России в вопросах и ответах./Под ред..В.А.Динеса, А.А.Воротникова. Саратов, 2000. С. 45
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. М., 1999. С. 6
Павленко Н.И. Петр Первый и его время. М., 1989. С. 158
Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч.1. М.,1997.С. 206
Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII-XIXвв.//Культурология. 2007. №4. С. 152
Политковская Е.В.Как одевались в Москве и ее окрестностях 16-18 веках. М., 2004. С. 144
Политковская Е.В.Как одевались в Москве и ее окрестностях 16-18 веках. М., 2004. С. 144
Пыляев М.И. Старое житье.Санкт-Петербург, 1892. С. 62
Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России 18-начала 20в. М., 2003. С. 182
Суслина Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. М., 2003. С. 153
Пыляев М.И. Старое житье.Санкт-Петербург, 1892. С. 63
Суслина Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. М., 2003. С. 152
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 2006. С. 181
Карамзин М.К. История государства Российского. Т.11-12.СПб., 1853. С. 419
Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (10- начало19в.). М., 1997. С.226
Там же С. 227
Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (10- начало19в.). М., 1997. С.227
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 2006. С. 188
Павленко Н.И. Петр Первый и его время. М., 1989. С. 156
Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 1998. С. 155
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»
Дворянство при Петре I, как отмечает С.Пушкарев в своем «Обзоре русской истории», далеко не всегда было тем привилегированным сословием, в которое оно превратилось при его преемниках.
Высший чин московской дворовой знати - боярство - вовсе исчез. Боярская дума прекратила свое существование, а высших должностных лиц центрального и областного управления Петр назначал, совершенно не считаясь с их происхождением.
Служебная повинность всего дворянского сословия при Петре не только не облегчилась, но наоборот, стала гораздо более тяжелой, чем она была в Московском государстве.
Там дворяне, отбыв военный поход или сторожевую службу, разъезжались по домам, а при Петре они обязаны были с 15 лет поступать в регулярные солдатские полки и, только пройдя продолжительный искус солдатской муштры и страды или показав особые боевые отличия, могли быть произведены в офицеры. И затем они должны были служить в армии до старости или до потери трудоспособности.
С другой стороны, всякий солдат, дослужившийся до офицерского чина, получал потомственное дворянство.
В 1721 году Петр подписал указ, который гласил: «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворянства, оные и их дети, и их потомки, суть - дворяне, и надлежит им дать патенты на дворянство».
Таким образом доступ в дворянское сословие через военную службу был открыт всем классам населения.
Учрежденный при Сенате герольдмейстер, курирующий дворянство и его службу, должен был вести дворянам строгий учет и следить, чтобы никто из них по достижении пятнадцати лет не уклонялся от службы. Ему было предписано также следить чтобы в гражданской службе было не более трети мужчин каждой дворянской фамилии.
Прежние московские служебные чины, зависевшие в значительной степени от происхождения служилых людей, были отменены Петром. Изданная им в 1722 году «Табель о рангах» разделяла всю массу государственных служащих военных и гражданских на четырнадцать чинов и рангов, по которым должен был продвигаться офицер и гражданский чиновник.
На место прежней аристократической иерархии «породы» и «отечества» Петр поставил военно-бюрократическую иерархию заслуги и выслуги.
Кроме служебной повинности, Петр возложил на дворян совершенно новую учебную повинность. Он посылал сотню молодых дворян за границу учиться главным образом военному и морскому делу.
Всех дворянских детей мужского пола велено было (в 1714 году) учить грамоте, арифметике и геометрии.
В то же время Петр ограничил права дворян в распоряжении их имениями. Указом о единонаследии, изданном в 1714 году, Петр запретил землевладельцам делить имения между сыновьями и приказал завещать недвижимое имение лишь одному сыну «по выбору владельца», ибо «разделением имений недвижимых великий есть вред в государстве нашем как интересам государственным, так и самим фамилиям падение».
Отношение между крестьянами и помещиками прямо и непосредственно не регулировалось законодательствами Петра. Однако предпринятая им крупная финансовая реформа введения «подушной» подати способствовала ухудшению юридического положения крепостного крестьянства вследствии смешения его с холопами в один класс помещичьих подданных.
Когда Петр приказал произвести перепись населения для обложения его подушной податью, то переписчики вносили в списки только крестьян, ибо холопы по прежнему положению не подлежали обложению.
Однако Петр хотел всех привлечь к государственному «тяглу» и в 1720 году он указал Сенату: «Понеже я слышу что в нынешних переписях пишут только одних крестьян, а людей дворовых и прочих не пишут… того ради ныне подтвердите указом, чтоб всех писали помещики своих поданных, какого они звания ни есть».
Подушная подать была положена одинаково на крестьян и холопов. Ключевский писал: «Холопство, как особое юридическое состояние, свободное от государственных повинностей, исчезло, слившись с крепостным крестьянством в один класс крепостных людей, которых господам было предоставлено устроять и эксплуатировать экономически по своему усмотрению».
В то же время С.Пушкарев утверждает, что Петр сам не сочувствовал крайнему развитию крепостного права, дошедшего до продажи отдельных людей «как скотов», но не принял действенных мер для его ограничения.
В 1721 году он издал указ, который констатировал, что «крестьян и деловых и дворовых людей мелкое шляхетство продает врознь - кто похочет купить - как скотов, чего во всем свете не водится и отчего немалый вопль бывает», - «И его царское величество приказал оную продажу людям пресечь»; но затем уже следовала оговорка: «А ежели невозможно того будет пресечь, то хотя б по нужде и продавали целыми фамилиями или семьями - а не порознь».
Сознавая важное значение коммерции и промышленности в жизни государства, Петр всячески старался поднять активность и социальный уровень русского торгово-промышленного класса. Учредив выборные городские магистраты для управления городами, Петр хотел также, чтобы русские ремесленники по образцу западноевропейских организовались в цехи (необходимо отметить, что в Европе в это время уже шла борьба с цеховой системой).
Согласно регламенту главного магистрата «каждое художество и ремесло свои особливые цунфты (то есть цехи) и над оными альдерманов (старших) имеет».
Впрочем, цеховая организация не должна была носить принудительный характер. Согласно указу о цехах 1722 года, в цехи надлежало «писать ремеслеников, которые похотят, а неволею не принуждать».
Однако попытка Петра насадить в России самоуправление и цеховой строй не увенчалась успехом.
И одной из причин, замедлявших подъем и развитие городского класса, было именно государственное «тягло» - тяжесть податей, а также обязательное несение служб и повинностей, лежавших на городском населении.
Петр, как отмечает С.Пушкарев, понимал это, и указом 1722 года попытался освободить посадских людей от казенной службы: «…впредь к пошлинным, кабацким, соляным и другим сборам, и к счету и отдаче денежной казны из посадских людей не выбирать, и которые ныне у таких дел - по окончании года уволить. А быть у таких сборов у больших главными командирами из отставных офицеров, а у меньших унтер-офицеров и рядовым солдатам… а к ним команду выбирать из магистрата из раскольников и бородачей в целовальники».
Однако очень скоро обнаружилось, что набрать для таких служб нужное количество отставных офицеров и солдат, раскольников и «бородачей» оказалось невозможным, и посадские люди снова были привлечены к службам, от которых их освободило только Городовское положение 1785 года.
1.1 Дворянство при Петре I
Правление Петра - 1682-1725 гг. - можно обозначить как период превращения дворянства в полноценное сословие, происходящий одновременно с его закрепощением и увеличением зависимости от государства. Процесс складывания дворянства как единого сословия заключается в постепенном обретении сословных прав и привилегий.
Одним из первых мероприятий в этой области было принятие Указа о единонаследии. В марте 1714 г. Появился указ "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах", более известный как "Указ о единонаследии". Этот указ явился важной вехой в истории российского дворянства. Им было законодательно оформлено равенство вотчины и поместья как форм недвижимости, т.е. произошло слияние этих двух форм феодальной земельной собственности. С этого момента земельные владения не подлежали разделению между всеми наследниками умершего, а доставались одному из сыновей по выбору завещателя. Вполне очевидно, что остальные, по мысли законодателя, лишившись источника доходов, должны были устремиться на государеву службу. В связи с этим большинство исследователей считают, что привлечение дворян к службе или какой-то иной полезной государству деятельности и было основной целью этого указа. Другие полагают, что Петр I хотел обратить часть дворянства в третье сословие. Третьи - что император заботился о сохранении самого дворянства и даже стремился к превращению его в подобие западноевропейской аристократии. Четвертые, напротив, убеждены в антидворянской направленности этого указа. Этот указ, имевший многие прогрессивные черты, вызвал недовольство среди высшего сословия. К тому же, как и многие нормативные акты петровской эпохи, он был недостаточно хорошо разработан. Неопределённость формулировок порождала сложность в исполнении указа. Вот что отмечает Ключевский по этому поводу: "Он плохо обработан, не предвидит многих случаев, даёт неясные определения, допускающие разноречивые толкования: в 1-м пункте решительно запрещает отчуждение недвижимостей, а в 12-м предусматривает и нормирует их продажу по нужде; устанавливая резкую разницу в порядке наследования движимых и недвижимых имуществ, не указывает, что разуметь под теми и другими, а это порождало недоразумения и злоупотребления". Эти недостатки вызывали неоднократные разъяснения в последующих указах Петра. К 1725 году указ был подвергнут значительной доработке, допускавшей значительные отступления от первоначальной редакции. Но все равно, по мнению В.О. Ключевского: "Закон 1714 года, не достигнув предположенных целей, только внёс в землевладельческую среду путаницу отношений и хозяйственное расстройство".
Как считают некоторые историки, Указ о единонаследии создавался с целью привлечения дворян на службу. Но, несмотря на это, Петр постоянно сталкивался с нежеланием служить. Это объясняется тем, что служба при этом императоре была не только обязательной, но и бессрочной, пожизненной. То и дело Петр получал известия о десятках и сотнях дворян, скрывающихся от службы или учебы в своих поместьях. В борьбе с этим явлением Петр был беспощаден. Так, в указе Сенату говорилось: "Хто скрываетца от службы, объявит в народе, кто такого сыщет или возвестит, тому отдать все деревни того, кто ухоранивался". Боролся Петр не только наказаниями, но и законодательно создавая новую систему службы. Важнейшим признаком годности к службе Петр I считал профессиональную подготовку дворянина, его образование. В январе 1714 года последовало запрещение жениться дворянским отпрыскам, не имеющим хотя бы начального образования. Дворянин без образования лишался возможности занимать командные должности в армии и руководящие в гражданском управлении. Петр был убежден, что знатное происхождение не может быть основанием для успешной карьеры, поэтому в феврале 1712 года было указано не производить в офицеры дворян, не служивших солдатами, то есть не получивших необходимой выучки. Отношение Петра к проблеме взаимоотношений различных социальных групп между собой и государством в полной мере проявилось в ходе начавшейся в 1718 году Податной реформы. Практически с самого начала от обложения было освобождено дворянство, чем юридически закрепилась одна из его важнейших привилегий. Но и тут возникали проблемы, поскольку отличить дворянина от недворянина было не так то просто. В допетровскую эпоху не было практики пожалования дворянства с сопутствующим юридическим и документальным оформлением. Таким образом, на практике основным признаком принадлежности к дворянству в ходе податной реформы выступало реальное служебное положение, т.е. служба в армии в офицерском чине либо на гражданской службе на достаточно высокой должности, а также наличие поместья с крепостными крестьянами.
Еще одним важным мероприятием Петра I было принятие в 24 января 1722 года "Табели о рангах". Петр лично принимал участие в редактировании этого указа, в основу которого легли заимствования из "расписаний чинов" французского, прусского, шведского и датского королевств. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался собственный чин. Чин - служебное и общественное положение, установленное при гражданской и военной службе. Хотя некоторые историки рассматривали чин, как должность. Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются к потомственному дворянству, "хотя бы и низкой породы были", т.е. независимо от собственного происхождения. На военной службе этот титул давался при чине низшего XIV класса. Таким образом Петр I выражал свое предпочтение военной службе нежели статской. Причем дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из ранее рожденных его детей. При введении в действие табели о рангах древние русские чины - бояре, окольничьи и другие - не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала личная выслуга; "отеческая честь", порода, потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Было узаконено приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы - дворянства потомственного и личного.
Абсолютизм в России: условия возникновения и характерные черты
Внешняя политика России при Петре Первом
России необходимо было найти в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и Венецией...
Государственные учреждения Российской империи с 1725 по 1755 годы
12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности...
Дворянство Києва ХІХ століття
На початку ХІХ століття Київ став одним із найбільших міст Російської імперії. В 1797 року році виникла Київська губернія Київ, було назначено губернським містом. Розпочинається його новий розвиток...
Европа в XVIII веке
В России в XVIII в. наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны...
История отечественного флота и андреевского флага
Безуспешной оказалась и попытка построить флот в период Русско-шведской войны в 1656-1661 гг. На Западной Двине под руководством воеводы А.Л. Ордин-Нащекина было начато строительство гребных и парусных судов, предназначенных для военных действий...
История России от Средневековья до наших дней
Между Сталиным Иосифом Виссарионовичем и Петром I больше сходств, чем различий. Петр I - выдающийся политический и военный деятель России. Развил промышленность, создал армию нового типа, в т.ч. новый род войск, строил города, рыл каналы...
Петр І и его жизнь
После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: "как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров...
Постфеодальное общество переходной Англии XVI-XVII вв.
Джентльмены составляли высшее сословие, стоявшее сразу за королем. К их числу относилась титулованная знать (принцы, герцоги, маркизы, виконты и бароны; их называли лордами), рыцари и эсквайры. Рыцарем нельзя было родиться...
Русское дворянство
В конце XVIII в (1795 г.) насчитывалось 362 тыс. дворян (2,2 % населения России). В середине XIX в. (1858 г.) численность дворян составляла 464 тыс. (1,5 % всего населения). Из них потомственные дворяне составляли большинство (в 1816 - 56 %, в 1858 - 55 %)...
Сенат Российской империи
12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи...
Сословия
Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей боярских и пр.), получило при Петре I наименование шляхетства, переименовано при Екатерине II во дворянство (в актах Уложенной Комиссии 1767 г.)...
Сословное законодательство второй половины XVIII века
Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление...
Социально-экономические преобразования Петра I
Создание такого феномена -- Петербурга, как и другие деяния Петра, всей своей тяжестью ложилась на плечи народных масс. Народ платил всё возраставшие налоги, простой люд тысячами погибал на строительстве Петербурга, при рытье каналов...
Франція у другій половині XVIIст.
Французьке дворянство вишукувало, крім прямих сеньориальных поборів, і інші джерела експлуатації селян. Молодші сини знатних родів нерідко одержували духовний сан...
Петру 1 досталось не самое лучшее дворянство, поэтому чтобы исправить ситуацию он вводить пожизненное прикрепление к государственной службе. Служба разделялась на военную государственную и гражданскую государственную службы. Так как проводился ряд реформ во всех сферах, то Петр 1 ввел обязательное образование для дворянства. На военную службу дворяне поступали в возрасте 15 лет и обязательно в звании рядового для армии и матроса для флота. На гражданскую службу дворянство также поступало с 15 лет и также занимало рядовую должность. До 15 лет они были обязаны пройти обучение. Бывали случаи когда Петр 1 самолично проводил смотры дворянства и распределял их в коллегии и полки. Самый крупный такой смотр прошел в Москве, где Петр 1 лично распределил всех по полкам и школам. После обучения и поступления на службу дворяне попадали кто в гвардейские полки, а кто в обычные или городские гарнизоны. Известно что Преображенский и Семеновский полки состояли только из дворян. В 1714 Петр 1 издал указ в котором говорилось, что дворянин не может стать офицером, если не служил солдатом в гвардейском полку.Дворянство при Петр 1 обязывалось нести не только воинскую повинность, но и гражданскую службу, что являлось дикой новостью для дворян. Если ранее это не считалось за настоящую службу, то при Петре 1 гражданская служба для дворян стала такое же почетной как и военная служба. При канцеляриях стали заводить школы определенных приказов, чтобы не проходить военное обучение, но проходить гражданское – юриспруденция, экономика, гражданское право и др. Понимая, что дворянство захочет выбирать себе военную или гражданскую службу, Петр 1 принял указ, из которого следовало, что дворян будут распределять на смотрах исходя из их физических и умственных данных. Также в указе говорилось, чтобы доля дворян на гражданское службе не превышала 30 процентов от общего количества дворян.
Указ о единонаследии 1714 года
Дворянство времен Петр 1 все еще пользовалось правом землевладения. Но раздача государственных земель во владения за несение службы прекратилась, теперь земли выдавались за достижения и подвиги на службе. 23 марта 1714 года Петр Алексеевич принимает закон «О движимом и недвижимом имении и о единонаследии». Суть закона заключалось в том, что все свое недвижимое имущество землевладелец по закону мог завещать своему сыну, но только одному. Если он умирал не оставив завещания, то вся недвижимость передавалась старшему сыну. В случае если он не имел сыновей, то мог завещать все недвижимое имущество любому родственнику. Если же он был последним мужчиной в роду, то мог завещать все имущество своей дочери, но также только одной. Впрочем закон просуществовал всего 16 лет и в 1730 году императрица Анна Иоанновна отменила его, ввиду постоянной вражды в дворянских семьях.Табель о рангах Петра Первого
Источником дворянского благородства Петр 1 объявляет служебные заслуги, выраженные в чине. Приравнивание гражданской службы к военной вынудило Петра создание нового чиновного устройства для этого рода государственной службы. 24 января 1722 года Петр 1 создает «табель о рангах». В этом табеле все должности делились на 14 классов. Так например в сухопутных войсках высший ранг – генерал-фельдмаршал и низший – фендрик (прапорщик); во флоте высший ранг – генерал-адмирал и низший – корабельный комиссар; на гражданской службе высший ранг – канцлер, а низший ранг – коллежский регистратор.Табель о рангах создал переворот в основе дворянства – исключалось значение и происхождение рода дворян. Теперь любой достигнув определенных заслуг получал соответствующий чин и не пройдя с самого низа не мог сразу занять более высокий ранг. Теперь служба становилась источником дворянства, а не происхождение твоего рода. В табеле о ранге сказано, что все служащие, имеющие чины первых восьми уровней вместе с детьми становятся дворянами. Табель о рангах Петра 1 открывал путь в дворянство для любого человека, который смог попасть на государственную службу и делами своими продвигается вверх.
От введения «Табеля о рангах» 1722 года пострадали прежде всего дворяне с богатым прошлым, имевший длинный род и до этого занимавшие все высокие посты при царе. Теперь они были наравне с людьми более низких классов, которые стали занимать высокие чины при Петре 1. Самым первым становится Александр Меньшиков , который имел незнатное происхождение. Также можно перечислить незнатных иноземных людей, но занявших высокие посты: генерал-прокурор П. И. Ягужинский, вице-канцлер барон Шафиров, генерал-полицмейстер Девиер. Холопы которые смогли достичь высот на службе - управляющий Московской губернией Ершов, вице-губернатор архангелогородский Курбатов. Из родовой знати сохранили высокие посты князья Долгорукие, Ромодановский, Куракин, Голицыны, Бутурлины, Репнин, Головин, а также фельдмаршал граф Шереметев.