Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства


  • Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

    • ТЕМА III. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

      • УРОК 4 . УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ И БОРЬБА КЛАССОВ В ЕГИПТЕ

      • УРОК 5. МОГУЩЕСТВО И УПАДОК ЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

      • УРОК 7 . ЗАРОЖДЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ПИСЬМЕННОСТЬ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

    • ТЕМА IV. ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ

      • УРОК 2. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА МЕЖДУРЕЧЬЯ И ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

      • УРОК 3 . ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.

    • ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

      • УРОК 2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ИНДИЙЦЕВ

    • ТЕМА VI. ДРЕВНИЙ КИТАЙ

  • Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

    • ТЕМА VII. ГРЕЦИЯ В ДРЕВНЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

      • УРОКИ 2-4 . МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ»

      • УРОК 5 . ЗАНЯТИЯ ГРЕКОВ И ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССОВ В XI-IX ВЕКАХ ДО Н. Э.

    • ТЕМА VIII. УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э.

      • УРОКИ 1-2 . ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

      • УРОК 1 . АФИНЫ ПРИ ГОСПОДСТВЕ АРИСТОКРАТОВ В VIII-VII ВЕНАХ ДО Н. Э.

      • УРОК 3. СПАРТАНСКОЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э.

      • УРОК 4. ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ И НА БЕРЕГАХ СРЕДИЗЕМНОГО И ЧЕРНОГО МОРЕЙ

    • ТЕМА IX. РАЗВИТИЕ РАБСТВА В ГРЕЦИИ И ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН В V В. ДО Н. Э.

      • УРОКИ 3-4 . МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э. АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

      • УРОК 3 . МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э.

    • ТЕМА X. РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ГРЕЦИИ В V-IV ВЕКАХ ДО Н. Э.

      • УРОК 3 . АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ ЭЛЛАДЫ В V ВЕКЕ ДО Н. Э.

    • ТЕМА XI. ОБРАЗОВАНИЕ ГРЕКО-МАКЕДОНСКИХ ГОСУДАРСТВ В ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

      • ОБОБЩАЮЩЕ-ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

  • РАЗДЕЛ IV . ДРЕВНИЙ РИМ

    • ТЕМА XII. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЗАВОЕВАНИЕ ЕЮ ИТАЛИИ

      • УРОК 2. РИМСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СЕРЕДИНЕ III ВЕКА ДО Н. Э.

    • ТЕМА XIII. ПРЕВРАЩЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИЛЬНЕЙШУЮ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ ДЕРЖАВУ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

      • УРОК 1 . БОРЬБА МЕЖДУ РИМОМ И КАРФАГЕНОМ ЗА ГОСПОДСТВО В ЗАПАДНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

      • УРОК 4. РАЗОРЕНИЕ КРЕСТЬЯН В ИТАЛИИ И ИХ БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ

      • УРОК 5 . ВОССТАНИЕ РАБОВ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СПАРТАКА

    • ТЕМА XIV. ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ЕЕ МОГУЩЕСТВА

      • УРОК 2 . РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ОКТАВИАНЕ АВГУСТЕ И ЕГО ПРЕЕМНИКАХ

    • ТЕМА XV. КУЛЬТУРА И БЫТ РИМА В КОНЦЕ РЕСПУБЛИКИ - НАЧАЛЕ ИМПЕРИИ

    • ТЕМА XVI. УПАДОК И ГИБЕЛЬ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

      • УРОК 1 . НАЧАЛО УПАДКА РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОНЦЕ II - В III ВЕКЕ

      • УРОК 2 . ОСЛАБЛЕНИЕ ИМПЕРИИ В III ВЕКЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЕЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ДИОКЛЕТИАНЕ

  • ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

    • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В ДРЕВНОСТИ

    • ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОСТИ, НАУЧНЫХ ЗНАНИЯ, ИСКУССТВА
  • ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Учащиеся получают первичное представление об изучаемом в V классе историческом курсе и о видах исторических источников. Одна из главных задач урока - заинтересовать пятиклассников учебным предметом.

    План урока:

    1. Повторение курса «Эпизодические рассказы из истории СССР».

    2. Знакомство с учебником.

    3. Характеристика исторических источников: письменных, вещественных, этно-. графических.
    1. Задание: «В IV классе вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Вспомните, в каком году произошли эти события». Небольшая беседа обычно протекает.активно, наиболее подготовленные ученики дают развернутые ответы. Если класс молчит, допустимы вспомогательные вопросы: «Какое важное событие произошло в 1380 г.? В каком году началась и в каком закончилась Великая Отечественная война?» и т. п.

    Учитель подчеркивает: недостаточно знать историю только своей Родины. Важно познакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. «Мы приступаем к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории»,- говорит он. Понятие всемирная история новое для "пятиклассников, целесообразно раскрыть его в ходе работы с физической картой полушарий или самодельной картой по истории первобытного общества (см. пособие, рис. 1).

    Задание : Покажите на карте и назовите части света. Опыт свидетельствует, что лишь отдельные ученики способны выполнить задание.

    Учитель, сопровождая свои слова показом по карте, сообщает учащимся, что в нынешнем году они узнают о жизни древних народов Африки, Азии и Европы.

    2. Определение слова «история» учащиеся находят в учебнике: один из учеников читает вслух абзацы 1, 3, 4 на стр. 6. Затем учитель спрашивает: «Как называется первый отдел всемирной истории?»

    Задание : Найдите оглавление (стр. 3-5). Учебник делится на четыре части, или, иначе говоря, на четыре раздела. Названия частей выделены самыми большими на этих страницах буквами. Как называются разделы учебника? Уже на данном уроке учащиеся запоминают название первого раздела курса, которое учитель пишет на доске (На доске целесообразно записывать названия разделов (тем, уроков), новые слова, имена, даты, так называемые «памятки», домашние задания и т. п. Ниже в пособии указаны лишь относительно сложные случаи использования доски ). Он объясняет, что слово «первобытный» означает «древнейший» (с более точным определением учащиеся познакомятся при изучении § 2).

    Учитель обращает внимание на роль иллюстраций в учебнике: рисунки помогут создать представление о жизни людей в древности. Предлагается найти, например, цветн. рис. 1:

    - Вы еще не изучали жизнь первобытных людей, но, рассмотрев этот рисунок, уже сможете ответить на некоторые вопросы. Почему древнейшие люди могли жить только в жарких странах?

    - Они не имели одежды, - говорят ученики.

    - Поясните свою мысль: в каких странах можно было прожить без одежды?

    Выслушав учащихся, учитель спрашивает:

    - Есть ли другие доказательства того, что люди могли жить только в жарких странах? Рассмотрите рисунок и скажите, как люди добывали пищу.

    - Они охотились и собирали плоды. А в жарких странах больше фруктов и ягод, чем в северных.

    - Какие орудия труда вы видите на рисунке?

    - Камни и палки.

    Дополняя ответы, учитель поясняет, что не всякий камень и палка являются орудиями труда. Например, камень, найденный где-нибудь на берегу реки, не назовешь орудием труда. Но если первобытный человек придавал камню определенную форму, то такой камень превращался в орудие труда.

    В ходе рассмотрения рисунка желательно подчеркнуть, что древнейшие люди жили на Земле два с половиной миллиона лет назад, добывали пищу собирательством и охотой (подробнее об этом будет рассказано на следующем уроке).

    3. Учитель предлагает вспомнить, как ученые узнают о жизни древних людей. Этот вопрос рассматривался в IV классе, поэтому учащиеся способны указать на роль раскопок, назвать берестяные грамоты, надписи на камне и коже и т. д.

    Раскрывается понятие исторический источник .

    Слово «источник» имеет несколько значений. Что означает оно в предложении: «В лесу ребята увидели источник»? Что означает то же слово в выражении «источник знаний»? Что может быть названо источником, знаний? Приведите пример.

    Учащиеся дают разные ответы, но им понятно главное - слово «источник» может употребляться как в прямом, так и в переносном смысле. Учитель поясняет, что развалины древних зданий, обломки посуды, различные древние надписи являются источниками знаний по истории.

    Пятиклассники находят в учебнике определение понятия «письменный исторический источник» (стр. 7). Подчеркивается, что древнейшим письменным источникам около 5 тыс. лет. Представление о древнем письменном источнике может быть создано с помощью задания: «Вообразите, что в горах вы видите высеченную на скале надпись (учитель поворачивается к стене класса, будто стена и есть та скала, вглядывается, «разбирая» текст, и учащимся кажется, что они и в самом деле видят надпись): «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, 6 тыс. воинов убил, 20 городов сжег, 10 тыс. мужчин и женщин в плен взял, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги». О чем расскажет ученым этот письменный источник ?

    Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Почему - обычно учащимся понятно: надписи сделаны на незнакомом языке и сложными знаками. Учитель добавляет, что ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть их уже прочитана, некоторые еще предстоит разгадать (Не разгадано древнейшее индийское письмо (упомянуто в учебнике), письмо Крита, этрусков, острова Пасхи, народов Америки - майя, ольмеков и др ).

    Учитель отмечает, что, изучая одни только письменные источники, нельзя узнать, как жили люди в глубокой древности (древнейшие надписи были сделаны около 5 тыс. лет назад, а люди существуют на Земле два с половиной миллиона лет).

    Объясняются термины «археология», «вещественные источники». Целесообразно остановиться на том, какую роль играют раскопки: 1) древних мусорных ям; 2) древних могил; 3) древних городов.

    1. Для чего раскапывать древние мусорные ямы? Детям это кажется смешным. Но любая находка, даже самая незначительная, о многом расскажет археологу.

    Задание : В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей животных. Представьте себя на месте ученых: как бы вы стали изучать эти кости, чтобы побольше узнать о занятиях жителей поселка?

    «Задавайте мне вопросы, - предлагает учитель, - я отвечу на них. Что вы хотите узнать о костях?*» Выполняя задание, учащиеся знакомятся с методами исторической науки, учатся рассуждать.

    Ученики. Каким животным принадлежали кости?

    Учитель. Диким быкам, диким оленям, диким кабанам. А также домашним животным: собакам, козам, свиньям.

    Ученики. Нельзя ли узнать, когда были убиты животные?

    Учитель. Примерно десять тысяч лет назад.

    Ученики. Не видны ли следы обработки этих костей людьми? Нет ли надписей на костях?

    Учитель. Такие следы отсутствуют. Надписи также не обнаружены. Если других вопросов нет, отвечайте, что можно узнать о занятиях жителей поселка на основании находок.

    Ученики. Десять тысяч лет назад люди охотились здесь на оленей, быков, кабанов. Они разводили домашних животных: собак, коз, свиней.

    Учитель. Как узнать, какое занятие было развито больше: охота или скотоводство? Что для этого надо сделать?... Подсчитаем, каких костей было больше. Допустим, что костей диких животных.

    Ученики. Значит, охота была развита больше.

    Учитель. В мусорной яме не найдено ни одной коровьей кости. Объясните этот факт.

    Ученики. Коровы еще не были приручены людьми.

    Учитель. Возможно ли иное объяснение?

    Ученики. Может быть, жители поселка считали корову священным животным и не ели ее мяса.

    2. Вопросы: С какой целью археологи раскапывают могилы? Почему древние люди клали в могилу вещи, которыми умерший пользовался при жизни? (Ответить могут лишь немногие ученики, знакомые с этим материалом, помимо школы.) Полезно уже здесь упомянуть, что древние люди верили в посмертную жизнь человека. В «стране мертвых» умершему будто бы потребуется все, чем он пользовался на земле. Поэтому в древних могилах в отличие от мусорных ям находят неповрежденные предметы: в могиле воина - меч и шлем, в могиле богатой женщины - бусы, серьги и кольца, в могиле бедняка - горшок с пищей и орудия труда.

    3. Значение раскопок древнего города раскрывается на одном-двух примерах.

    а) В древности существовал город Ниневия (см. § 17), расположенный к югу от Кавказских гор. Однажды Ниневию осадили вражеские войска. Два года не могли они овладеть городом. Наконец враги ворвались внутрь его: по улицам неслась конница, сверкали мечи и блестели копья. Победители увели пленных, увезли все, что можно было увезти: драгоценную утварь, скот, металлическое оружие. Ограбленные дома были преданы огню. Город опустел. Никто не решался селиться

    на пепелище, только ветер гулял по некогда шумным улицам, Он приносил пыль и песок и засыпал город.

    Объясняя, почему древние города оказались под землей, учитель обратит внимание на знакомый учащимся предмет:

    - Парта, за которой вы сидите, чистая, но если в классе не убирать неделю, то можно будет пальцем написать на парте свое имя. Теперь представьте себе, каким слоем пыли и песка покрылись развалины Ниневии за две с половиной тысячи лет. Она вся оказалась под землей .

    Когда в Ниневию пришли археологи, они обнаружили полуразрушенные кирпичные стены, ворота, дома и царский дворец. Что могут рассказать о жизни людей раскопки города? Историков интересуют мельчайшие подробности: широкими или узкими были улицы, мостились ли они, из какого материала сложены стены домов, как выглядели царский дворец и дома жителей. Полеено отметить, что при раскопках Ниневии найдены не только вещественные, но и ценнейшие письменные источники - библиотека, состоящая из 20 тыс. «книг».

    б) Город Помпеи, расположенный в Италии, был засыпан пеплом во время извержения вулкана Везувия около 2 тыс. лет назад (см. стр. 221). Город погиб, не будучи разграблен и не пострадав от огня. Ученые восстановили не только внешний, но и внутренний вид домов, мастерских, бань, театра и других зданий. Хорошо сохранились мебель, орудия труда, произведения живописи и скульптуры, множество предметов быта. (Можно использовать либо несколько диапозитивов из серии «Древний город Помпеи», либо цветные фото XVI-XVIII учебника.)

    Далее учитель называет еще один источник знаний о древних людях. Это изучение жизни народностей, сильно отставших в своем развитии (рассматривается фотография «У шалаша австралийцев» на стр. 9). Учитель рассказывает, пользуясь настенной картой, об одной-двух из этих народностей (К числу наиболее отсталых современных народностей относятся мрабри в Таиланде, кубу на Суматре и хадзапи в Танзании. См.: Охотники, собиратели, рыболовы. Под ред. А. М. Решетова. Л., 1972, с. 8, 108, 144 ).

    В наши дни в Восточной Африке живет маленькое племя хадзапи. Оно не знает ни земледелия, ни скотоводства. Хадзапи добывают себе пищу охотой на антилоп, носорогов и других животных, а также собиранием плодов и съедобных кореньев, птичьих яиц, меда диких пчел. Хадзапи не умеют добывать и обрабатывать металлы, они делают орудия труда из камня и дерева, посуду из скорлупы яиц страуса, ложки из раковин. Одеждой им служат небольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников. Хадзапи кочуют в поисках пищи, от непогоды они прячутся в пещерах или в небольших шалашах.

    В конце урока возможна беседа по вопросу: «Как ученые узнают о жизни древних людей?»

    Домашнее задание . Учебник, стр. 6-10. Вопрос 3 на стр. 9.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    1.Появление мотыжного земледелия. 2.Приручение животных. 3.Появление ремесла. 4.Род и племя. 5.Мировоззрение.

    Заполните таблицу и сделайте вывод: Что явилось главной причиной появления новых отраслей хозяйства?

    Однажды люди замети-ли, что зерна просы-панные у входа в пе-щеру дали всходы. Женщины стали рых-лить землю при по-мощи мотыги и бро-сать в землю зерна. Так появилось земле-делие.

    Кроме мотыги в земле-делии применялись каменный топор и серп. При помощи топора вы рубали деревья и кус тарник, затем выкор-чевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей.Он выступал в качестве удобрения

    Урожай собирали при помощи серпа, изготав ливавшегося из кости. В серп вставляли ка-менные лезвия. Полученное зерно перети рали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу вы пекали у костра на уг-лях.

    В это же время появилось скотоводство. Мужчины возвращаясь с охоты иногда приводили раненых животных,или детенышей. Первым домашним живот-ным стала собака. Затем были приручены свиньи, козы,овцы и коровы. Появление земледелия и скотоводства стало воз-можным потому что у людей появились изли-шки продуктов. Почему? Хозяйство постепенно ста-ло превращаться из при-сваивающего в произво- дящее. Теперь благосостояние лю дей зависело только от их труда.

    С развитием хозяйства люди стали больше уделять вни- мание изготовлению ору-дий труда и домашней утва ри. Издавнв люди плели козины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размока-ла если в корзину попада-ла вода. Однажды,когда корзина по-пала в огонь глина обгоре-ла и стала твердой.

    В это же время появилось ткачество.Был изобре-тен простейший ткац-кий станок. Нити делали из льна, или пряли из шерсти живот-ных. У людей появилась льня-ная и шерстяная одеж-да и они стали более за-щищенными перед не-погодой.

    Древние люди освоили довольно сложные для того уровня тех-нологии. На слайде изображен первобытный свер-лильный станок. При его помощи люди сверлили отверстия в каменных топорах и затем вставляли в них древко.

    Родовая община Родовая община Племя Браки старейшина старейшина Совет старейшин

    Для людей все в природе было одушевленным.Мир,по их мнению,был населен духами. Самые могущественные духи назывались богами. Если все вокруг живое, то со всем можно договориться-нужно только обратить к бо-гам просьбу- молитву. Изображения богов называ-лись идолами. Для задобре-ния богов к идолам приноси-ли жертвы


    Читайте так же еще статьи по разделу:
    - Краткое описание о первобытном обществе
    - Первобытное человеческое стадо
    - Образование рода
    - Первобытные охотники

    Земледелие древних людей

    Примерно 13 тысяч лет назад на земле установился климат, близкий современному. Ледник отступил на север. Тундра в Европе и Азии сменилась дремучими лесами и степью. Многие озера превратились в торфяные болота. Вымерли огромные животные ледникового времени.

    С отступлением ледника и появлением более богатой и разнообразной растительности увеличивается значение растительной пищи в жизни людей. В поисках пиши первобытные люди бродили по лесам и степям, собирая плоды диких деревьев, ягоды, зерна диких злаков, вырывая из земли клубни и луковицы растений, охотились . Поиски, сбор и хранение запасов растительной пищи были преимущественно женской работой.
    Постепенно женщины научились не только находить полезные дикие растения, но и возделывать некоторые из них вблизи поселений. Они разрыхляли почву, бросали в нее зерна, удаляли сорняки. Для обработки почвы обычно пользовались заостренной палкой-копалкой и мотыгой. Мотыгу делали из дерева, камня, кости, оленьего рога. Раннее земледелие называют мотыжным земледелием. Мотыжное земледелие было преимущественно делом женщины. Оно обеспечило женщине почет и уважение в роде. Женщины воспитывали детей, наравне с мужчинами несли заботы о хозяйстве. Сыновья всегда оставались в роде матери, и родство передавалось от матери к сыну.
    Род, в котором женщине принадлежала ведущая роль в хозяйстве, называется материнским родом , а отношения, сложившиеся между людьми в период существования материнских родов.— матриархатом.
    Кроме мотыги, появились и другие земледельческие орудия. Для срезания колосьев служил серп. Он был деревянным с острыми кремневыми зубьями. Зерно выколачивали деревянными колотушками, растирали двумя плоскими камнями — зернотеркой.
    Для хранения зерна и приготовления из него пищи люди нуждались в посуде. Наткнувшись на глиняную почву, размокшую от дождя, первобытные люди заметили, что мокрая глина липнет и вязнет, а затем, высыхая на солнце, становится твердой и не пропускает влагу. Человек научился лепить из глины грубые сосуды, обжигать их на солнце, а впоследствии и на огне.

    Земледелие древнего человека возникло в долинах больших южных рек около семи тысяч лет назад. Здесь была рыхлая почва, ежегодно удобряемая илом, который оседал на ней во время разливов. Здесь появились первые земледельческие племена. В лесистых краях перед обработкой почвы требовалось расчистить место от деревьев и кустарника. Почва.лесистых районов, не получавшая естественного удобрения, быстро истощалась. Древним земледельцам лесистых мест приходилось часто менять участки для посевов, что требовало тяжелого и упорного труда.
    Наряду со злаками древнейшие земледельцы разводили овощи. Капуста, морковь, горох были выведены древним населением Европы, картофель — коренным населением Америки.
    Когда земледелие из случайного занятия сделалось постоянным, земледельческие племена повели оседлую жизнь. Каждый род селился отдельным поселком поближе к воде.

    Иногда хижины строились над водой: вбивали в дно озера или реки бревна — сваи, накладывали на них другие бревна — настил, а на настиле возводили хижины. Остатки таких свайных поселений обнаружены в различных странах Европы. Древнейшие обитатели свайных построек пользовались полированным топором, изготовляли глиняную посуду, занимались земледелием.

    Скотоводство древних людей

    Оседлая жизнь облегчила человеку переход к скотоводству. Охотники давно уже одомашнили некоторых животных. Первой была одомашнена собака. Она сопровождала человека на охоте, охраняла стоянку. Удалось приручить и других животных — свиней, коз, быков. Покидая стоянку, охотники убивали животных. С того времени, как племена перешли к оседлости, люди пере-стали убивать пойманных детенышей животных. Они научились использовать не только мясо животных, но и их молоко.

    Одомашнение животных дало человеку лучшую пищу и одеж-ду. Люди получили шерсть и пух. При помощи веретена они су-чили из шерсти и пуха нитки, затем ткали из них шерстяные ткани. Олени, быки, а позднее и лошади стали употребляться для перевозки тяжестей.

    В беспредельных степях Центральной Азии, Юго-Восточной Европы и Северной Африки появились кочевые пастушеские пле-мена. Они разводили скот и выменивали мясо, шерсть и шкуры на хлеб у земледельцев, ведших оседлую жизнь. Возникает обмен — торговля. Появляются особые места, куда в известное Время собирались люди специально для обмена.

    Отношения между кочевниками-скотоводами и оседлыми зем-ледельцами часто были враждебными. Кочевники нападали на оседлое население и грабили его. Земледельцы угоняли у кочев-ников скот. Скотоводство развивается из охоты и поэтому, как и охота, является главным занятием мужчины. Скот принадлежит мужчине, так же как и все, что удается получить в обмен на скот. Значение женского труда у племен, перешедших к скотоводству, отступает на задний план по сравнению с трудом мужчины. Гос-подство в роде и племени переходит к мужчине. Материнский род сменяется отцовским родом. Сыновья, раньше остававшиеся в роде матери, теперь входят в род отца, становятся его соро-дичами и могут наследовать его имущество.

    Основные черты первобытнообщинного строя.

    История чело-веческого общества, как это установили основоположники марк-сизма-ленинизма, проходит пять ступеней, характеризующихся особыми отношениями между людьми, возникающими в ходе производства. Эти пять ступеней следующие: первобытнообщин-ный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.

    Первобытно общинный строй охватывал самый длительный период в истории человечества. Он существовал сотни тысяч лет. Первобытное общество не знало частной собственности. В эту эпоху не было неравенства. Чтобы выдержать суровую борьбу за существование, люди должны были жить и трудиться сообща, справедливо разделять совместно захваченную добычу.

    Труд имел решающее значение в развитии первобытного общества и самого человека. Благодаря труду предки человека выделились из животного мира, и человек приобрел тот облик, который ему свойствен теперь. За сотни тысяч лет первобыт-ными людьми было сделано много ценных изобретений и откры-тий. Люди научились добывать огонь, изготовлять орудия и ору-жие из камня, кости, дерева, лепить и обжигать посуду из глины.

    Человек научился обрабатывать землю и вырастил полезные злаки и овощи, которыми мы пользуемся сейчас; он приручил, а впоследствии и одомашнил животных, что обеспечило ему пи-тание и одежду, облегчило передвижение.

    Первобытнообщинный строй был возможен тогда, когда люди обладали примитивными орудиями труда, не позволявшими им иметь излишки и вынуждавшими все делить поровну.

    Первобытнообщинный строй — это коллективный труд, сов-местная собственность на землю, угодья для охоты и рыбной ловли, на плоды труда, это равенство членов общества, отсут-ствие угнетения человека человеком.

    Урок 5. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства

    (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озе­ро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотника­ми, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья яч­меня и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие).

    Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, сущест­вовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

    Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (Присваивающим)

    Во главе родовой общины стоял старейшина.

    Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли старейшинами.

    Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он лучше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к нему группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на ка­бана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старей­шина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.

    Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как уда­рил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорва­лась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гар­пун... Ну, ясно; зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорва­лась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!».

    Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».

    Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблю­дательностью и цепкой памятью не только давал советы.

    Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда нахо­дился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спи­ны. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и до­веряли ему во всем.

    Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обесси­ленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, в выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки под­бегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.

    Собака стала первым домашним животным, она помогала челове­ку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло скотоводство .

    Запись в тетради: Охота скотоводство

    Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, состоявшими из кремневых пластинок, вставленных в кость или рог.

    Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр. 19. Назовите, изображенное орудие труда.

    Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зернотер­ках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельча­лось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен. Так возникло земледелие.

    Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, ба­наны и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

    Собирательство земледелие.

    Вопросы:

    -Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое при­митивное земледелие получило такое название?

    -Какие природные условия необходимы были для занятия мо­тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие враги, мягкая почва)

    -Прочитайте третий абзац п.1 §4 и объясните, почему первона­чально сложившуюся систему земледелия назвали подсечно-огневой?

    -Какие изменения произошли в жизни людей с появлением земле­ делия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала за­висеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись про­ изводством хлеба овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь лю­ дей улучшилась.)

    Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

    Запись в тетрадях:

    Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам производил все то, что было необходимо ему для жиз­ни, занимался земледелием и скотоводством.

    Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий; расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай, костяным серпом. Люда не могли спра­виться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

    Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.

    Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. 3, назовите какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавливать по­суду, ткать, сверлить и шлифовать.)


    1. Выучите понятие «производящее хозяйство».

    2. Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земле­дельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.

    13) Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия».

    а) Закрасьте древнейший район земледелия

    б) Напишите названия рек - Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг.

    14) Впишите недостающие слова.

      Ответ: Земледелие и скотоводство возникли в Западной Азии более 10 тысяч лет назад. Первое домашнее животное - это собака. Потом люди одомашнили и приручили других животных, например: свиней, овец, коз и коров.

    15) Впишите недостающие слова.

      Ответ: Новое ремесло - обработка металлов - появилось в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, называется медь. Украшения изготавливались из таких металлов, как золото и серебро.

    16) Разгадайте кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы». Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по диагонали, выделенных рамкой, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.

    17) Найдите ошибки.

      Ответ: «Своими грубыми лицами» - люди в то, время внешне изменились. «Черноволосый парень» - старейшина был седым, т.к. он самый пожилой. «Серп железный» - в то, время не было железа. «Не были приручены» - собаки были уже дом. животными. «Стадо мамонтов» - в то время мамонты вымерли.

      Проверьте себя.

    1) Сделайте вывод, как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства.

    2) Как вы понимаете слово «прогресс»? Какие изменения в жизни первобытных людей были, на ваш взгляд, прогрессивными?

    3) Почему, по вашему мнению, появилось неравенство между людьми?

    tetrab.ru

    Первобытные земледельцы и скотоводы - Годер 5 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)

    Задание №13. Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия»

    1. Закрасьте древнейший район земледелия

    2. Напишите названия рек - Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг

    Задание №14. Впишите недостающие слова

    Земледелие и скотоводство возникло в Западной Азии более 11 тыс. лет назад.

    Первое домашнее животное - это собака.

    Потом люди одомашнили и приручили других животных, например: корова, овца, коза, свинья

    Задание №15. Впишите недостающие слова

    Новое ремесло - обработка металлов - появилось в Западной Азии около 9 тыс. лет назад.

    Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, назывался медь.

    Украшения изготавливались из таких металлов, как золото, серебро.

    Задание №16. Решите кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы»

    Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по диагонали, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей

    По горизонтали: 1. Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения. 2. Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам. 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда. 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам. 5. Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей. 6. Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей. 7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений. 8. Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге. 9. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня). 10. Несколько родовых общин, живших в одной местности

    Задание №17. Найдите ошибки

    Один ученик был большим выдумщиком. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно:

    «Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.Три женщины устроили состязание - чей сноп будет больше. Победила самая юная - ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.- Нечестно! - заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. - У тебя серп железный, а у них серпы медные.Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было - в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного и они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь травму и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной»

    В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их

    а) когда возникло земледелие, люди уже имели облик современного человека, б) родовая община уступала место соседской, в) руководителем общины мог быть только старейшина, г) первые земледельцы пользовались серпами, сделанными из кремня, медь научились обрабатывать намного позже, д) железо не было известно в то время, е) собака была приручена человеком задолго до возникновения земледелия, ж) мамонты к тому времени вымерли

    ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

    1. Сделайте вывод, как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства

    2. Как вы понимаете слово "прогресс"? Какие изменения в жизни первобытных людей были, на ваш взгляд, прогрессивными?

    Прогресс - это улучшение в процессе развития.

    Появился счет времени

    3. Почему, по вашему мнению, появилось неравенство людей?

    Потому что каждый считал по-своему год

    poistorii.ru

    История Древнего мира. Тест "Первобытные земледельцы и скотоводы"

    Первобытные земледельцы и скотоводы

    ВАРИАНТ 1

    1. В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:

    а) 15 тысяч лет назад; б) 10 тысяч лет назад;

    в) 9 тысяч лет назад; г) 7 тысяч лет назад.

    2. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению земледелия:

    а) охота; в) рыболовство;

    б) собирательство; г) скотоводство.

    3. Древние скотоводы разводили:

    а) свиней и овец; б) лошадей и кошек;

    в) коз и коров; г) уток и гусей.

    4. 9-7 тысяч лет назад люди овладели такими видами ремесла, как:

    а) обработка металлов; б) кораблестроение;

    в) ювелирное дело; г) ткачество.

    5. 10-7 тысяч лет назад люди научились делать одежду из:

    а) льна; в) шерсти;

    б) шелка; г) хлопка.

    6. Первобытные люди для успешной пахоты в плуг запрягали:

    а) коров; в) коз;

    б) быков; г) лошадей.

    7. В результате развития земледелия и скотоводства условия жизни людей стали зависеть от:

    а) их собственного труда и умений; б) природы в еще большей степени;

    в) покровительства духов и богов; г) существовавших порядков в человеческом стаде.

    8. Впервые имущественное неравенство появляется в:

    а) человеческом стаде; б) родовой общине;

    в) соседской общине; г) государстве.

    9. В соседской общине каждая семья имела в личном пользовании:

    а) скот; б) пастбища; в) лес; г) участок земли;

    д) изделия ремесла; е) орудия труда; ж) пруд.

    10. Военными действиями племени руководил:

    а) старейшина; в) Совет старейшин;

    б) вождь; г) царь.

    ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ

    ВАРИАНТ 2

    1. Первобытные люди стали заниматься земледелием и скотоводством более:

    а) 20 тысяч лет назад; б) 15 тысяч лет назад;

    в) 10 тысяч лет назад; г) 7 тысяч лет назад.

    2. Занятие людей, приведшее к возникновению скотоводства:

    а) охота; в) рыболовство;

    б) собирательство; г) земледелие.

    3. Первым земледельцам орудиями труда служили:

    а) серп; в) гарпун;

    б) каменный топор; г) мотыга.

    4. Добыча меди и умение ее обработки способствовали возникновению:

    а) кузнечного дела; в) кожевенного дела;

    б) гончарного дела; г) прядения.

    5. Первые земледельцы срезали колосья серпом, изготовленным из:

    а) дерева; в) камня;

    б) кости; г) глины.

    6. Глиняную посуду для хранения воды:

    а) высушивали под лучами солнца; б) обжигали в огне очага;

    в) сушили на воздухе; г) обмазывали смолой.

    7. О том, что земледелие стало основным занятием первобытных людей, свидетельствуют:

    а) остатки посуды для хранения зерна; б) орудия труда;

    в) пещерные рисунки; г) остатки жилищ.

    8. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли:

    а) человеческое стадо; б) племя;

    в) город; г) государство.

    9. Жители соседской общины помогали друг другу:

    а) вырубать леса; б) выращивать урожай на участках; в) рыть пруды;

    г) осушать болота; д) охотиться; е) изготавливать орудия труда; ж) пасти скот.

    10. Знатными людьми в соседской общине становились:

    а) вождь и его дети; б) лучшие ремесленники;

    в) старейшины и их дети; г) лучшие земледельцы и скотоводы.

    infourok.ru

    Первобытные скотоводы и земледельцы

    1. Потепление на Земле. Около 13 тысяч лет назад в Европе вновь наступило потепление. Ледник таял и отступал на север. Земля освобождалась ото льда. Она покрывалась лесами и кустарниками. Животные, привыкшие к холоду, уходили на север. Мамонты вымерли совсем.

    По мере отступления ледника люди также продвигались на север и заселяли освободившиеся земли.

    2. Новые орудия труда из камня и дерева. Первобытные люди продолжали изготовлять орудия труда из камня, кости и дерева.

    Люди заметили, что согнутые гибкие прутья распрямляются с большой силой, и начали изготовлять из них луки. Стрелой, пущенной из лука, охотник поражал животное на расстоянии десятков и даже сотен шагов.

    Рис. Человек с топором. Древнее изображение.

    Рис. Лодка с гребцами. Древнее изображение на камне.

    Прикрепив заостренный камень к палке, люди сделали топор. Чтобы крепче насадить топор на палку, они просверливали в нём отверстие. Сверлили камень костью, подсыпая на него мокрый песок.

    Работать каменными топорами было очень тяжело. Однако ими можно было не только вырубить кустарник, но и срубить большие деревья.

    Из двух-трёх связанных брёвен делали плот. Это было первое судно человека. Затем стали выдалбливать лодки из толстых стволов деревьев.

    Изобретение лука со стрелами помогло людям перейти к скотоводству, а изобретение топора помогло им перейти к земледелию.

    3. Приручение животных. Поблизости от посёлков жили дикие собаки. Они питались остатками пищи людей. Своим лаем собаки предупреждали жителей посёлка о приближении к нему других животных. Собаки, привыкнув к людям, стали жить в посёлке и сопровождать людей на охоту. Они помогали выследить и загнать зверя.

    Собака была первым домашним животным - помощником охотника и верным сторожем.

    Охотники, вооружённые луками и стрелами и сопровождаемые собаками, добывали мяса больше, чем раньше с копьями и дубинами. Нередко уже случалось, что у рода было достаточно пищи. Тогда охотники не убивали пойманных поросят, козлят и других молодых животных, а приносили их в посёлок. Так люди приручили свиней, коз, овец и коров.

    4. Мотыжное земледелие. Женщины, собирая съедобные зёрна растений, сделали замечательное открытие: они заметили, что из зерна, упавшего в рыхлую землю, вырастает растение, которое даёт новые зёрна. Отсюда возникло земледелие.

    Мужчины топорами расчищали от кустарника участки для посева. Женщины разрыхляли почву мотыгами, перетирали комья земли руками и зарывали зёрна в землю. Такое земледелие называется мотыжным. Оно требовало огромного труда. Целый род мог обработать только небольшой участок земли.

    Посевы нужно было охранять днём и ночью, иначе стадо диких кабанов или других животных могло уничтожить весь урожай.

    Земледелие появилось не одновременно во всех странах. Там, где для него были особенно благоприятные условия - тепло, много воды, плодородные почвы, оно возникло около 7 тысяч лет назад. В других странах оно стало возникать значительно позже.

    Цветная иллюстрация IV. Родовой посёлок древних земледельцев и скотоводов. На картине, на переднем плане слева - женщины жнут колосья костяными серпами; в такие серпы вставлялись острые осколки камня. В глубине картины справа - жилища людей и хозяйственные постройки.

    5. Род и племя. Расчистить участок для посева и оберегать поле от диких животных было непосильно для одного человека. Справиться с этим могла только целая родовая община. Родичи сплотились ещё теснее, чем раньше. Собранный урожай, скот и другое имущество принадлежали всему роду. Охотой, рыбной ловлей и земледелием руководили старейшины - самые старшие и опытные из родичей.

    Несколько родов, живших в одной местности, составляли племя. Всё племя говорило на одном языке.

    Делами племени управлял совет старейшин: он распределял между родами места для охоты, рыбной ловли и земледелия, разбирал споры между ними.

    Рис. Женщина, растирающая на зернотёрке зёрна в муку.

    Старейшины действовали в интересах всего племени. Поэтому они пользовались общим доверием и всё племя беспрекословно выполняло их приказания.

    Для решения особо важных дел старейшины созывали собрание всего племени.

    gl-lib.ru

    Первобытные земледельцы и скотоводы - презентация, доклад, проект

    Обратная связь

    Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

    Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

    Мы в социальных сетях

    ВКонтакте >

    Что такое Myslide.ru?

    Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

    Для правообладателей >

    myslide.ru

    Древние земледельцы, скотоводы и охотники: развитие человека

    Первоначально древние люди добывали себе пищу путем собирательства и охоты. Сначала человек охотился на крупных животных, таких как мамонт и бизон. Но климат на планете становился все более теплым, что произвело к вымиранию большинства животных, которые существовали с времен Ледникового периода.

    Древние охотники и скотоводы

    После появления человека разумного древние люди сначала начали охоту на более маленьких животных: диких лошадей, кабанов, зайцев и птиц. Для этого им было не достаточно копья, ведь такие животные были более ловкими и быстрыми, чем мамонты.

    Поэтому, человеком были изобретены лук и стрелы, что значительно упростило процесс охоты. Убивая взрослых особей, часто древние люди забирали их потомство к себе домой.

    Маленькие животные росли рядом с жилищем человека, постепенно начали к нему привыкать и не убегали в лес. Когда они достигали взрослого возраста, древние люди их убивали.

    Осознав, что таким образом можно отказаться от охоты, а просто растить животных дома, древние люди начали приносить с лесов и полей все больше маленьких зверей.

    Позже, люди начали ждать пока животные дадут потомство и только потом их убивали. Таким образом, люди обеспечили себя регулярным наличием еды. Они уже не так сильно зависели от удачи на охоте. Таким образом, зародилось первое скотоводство.

    Древние земледельцы и собиратели

    Когда еще не было земледелия, люди добывали овощи и фрукты путем собирательства. Они выходили в леса и поля и собирали плоды с деревьев, или деревянными мотыгами добывали из-под земли различные съестные корнеплоды.

    Однажды древние люди заметили, что из зерен, которые попадают во влажную почву, через некоторое время прорастают новые растения, которые приносят плоды. Собрав некоторое количество зерен дикой пшеницы с полей, люди засеяли ее рядом со своим с жилищем.

    Когда пшеница созрела, они перетерли ее зерна двумя камнями, смешали с водой и на костре начали печь первые лепешки. С тех пор хлеб вошел в жизнь человечества на многие тысячелетия. А воодушевленные успехом в освоении злаковых культур, древние люди начали засевать семена других растений.

    Занятие земледелием требовало оседлости на одном месте, а древние скотоводы наоборот начали кочевать – ведь для их животных требовались постоянно новые пастбища.

    Значение земледелия и скотоводства в развитии человека

    Возникновение земледелия и скотоводства стало настоящим переворотом в эволюции человека. От присвоения благ природы они перешли к самостоятельному их производству.

    В середине неолита люди начали применять в ведении хозяйства все новые, более совершенные орудия труда, что повысило уровень производства. Первоначально продукты земледелия и скотоводства были общие: существовала соседская община, члены которой в равной степени делили между собой плоды, мясо животных, шкуры. (От Неолита к медному веку)

    Но с развитием земледелия и скотоводства некоторые семьи начали отделяться от общих владений, и работать на своем собственном земельном наделе или заводили своих животных. Некоторым, более удачливым и трудолюбивым из них, удавалось накопить богатство, некоторые – беднели. В мире появилось первое классовое неравенство.

    Как мы видим, появления земледелия и скотоводства сыграло огромную роль в жизни древнего человека. Эти занятия не только подарили ему стабильное наличие нужных для жизнедеятельности продуктов, но благодаря им позже зародилась первая торговля и занятие ремеслом.

    Нужна помощь в учебе?

    Предыдущая тема: Рождение религии и искусства Следующая тема:   От Неолита к медному веку

    Все неприличные комментарии будут удаляться.

    www.nado5.ru

    2. Первобытные земледельцы и скотоводы

    

    Задание № 13. Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия»

    Задание № 14. Впишите недостающие слова.

    Земледелие и скотоводство возникли в Западной Азии, более десяти тысяч лет назад.

    Первое домашнее животное – это собака.

    Потом люди одомашнили и приручили других животных, например: свиней, овец, коз и коров.

    Задание № 15. Впишите недостающие слова.

    Новое ремесло – обработка металлов – появилось в Западной Азии около девяти тысяч лет назад.

    Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, называется медь.

    Украшения изготавливались из таких металлов, как золото и серебро.

    Задание № 16. Разгадайте кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы».

    1. Золото;

    2. Жертва;

    4. Молитва;

    5. Ткачество;

    6. Скотоводство;

    7. Прядение;

    Слово – земледелие.

    Задание № 17. Найдите ошибки.

    1. земледельцы уже не напоминали обезьян, а выглядели как современные люди;

    2. руководителем родовой общины не мог быть парень, старейшинами становились самые опытные и мудрые старики;

    3. первые земледельцы серпы изготавливали из дерева или кости, но не из меди или железа;

    4. собаки уже были приручены;

    5. мамонты к появлению земледелия уже вымерли и не могли двигаться на поселок.

    ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

    1. Сделайте вывод, как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства.

    Жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства сильно изменилась. Главное, что жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.

    2. Как вы понимаете слово «прогресс»? Какие изменения в жизни первобытных людей были, на ваш взгляд прогрессивными?

    Прогресс – это движение вперед. Прогрессивным в жизни первобытных людей было: переход к земледелию и скотоводству, развитие ремесел (гончарство и ткачество), использование металлов и др.

    3. Почему, по вашему мнению, появилось неравенство между людьми?

    После перехода к земледелию и скотоводству отпала необходимость жить родовыми общинами и иметь все общее. Каждая семья могла сама себя обеспечить своими силами, возникла частная собственность. Кто-то был более удачливым и успешным, кто-то менее. Начала выделяться знать из вождей племени, которая получала больше власти и богатств.