Подавление артикуляции при чтении. Ритм и скорочтение

Простукивание ритма при обучении навыку скорочтения позволяет подавить внутреннее проговаривание слов

Человеческий мозг при простейшем чтении (проговаривании про себя) пропускает через себя речевую информацию. Для избавления от нее недавно вычитал упражнение. Во время чтения следует взять ручку и начать выбивать определенный такт. Такт подобран таким образом, что он не может быть совместим с русской речью.

Важно чтобы сам читающий выбивал его. Первые минуты очень сложно читать с одновременным выстукиванием ритма, но постепенно чтение убыстряется, а внутренний голос затухает. Через 1-3 часа можно столкнуться с таким фактом, что читатель не может вспомнить все прочитанное. Это походит через несколько часов непрерывного чтения подобным образом. Всего же для полного пропадание артикуляции требуется около 20-ти часов чтения подобным образом. Теперь такт(извиняюсь за безграмотность в музыкальном деле, но по другому не могу) 1 2-3 4-5 6 7 8 т.е. раз, раз-раз, раз-раз, раз раз раз. (при этом разница между 1 и 2 примерно 0,5 с, а между 2 и 3 0,05 с. Таким же образом и дальнейшее простукивание) Вот и все высказанное по ентому поводу. До скорого

Ритм Вы можете выдумать сами. Стучать нужно так, чтобы вы не могли ничего читать при этом. Не произносить текст - нельзя! можно его свернуть, т.е. произносить только ключевые слова.

Акртикуляция текстов при чтении. Как увеличить скорость чтения

Артикуляция в скорочтение не самое главное! и попробуйте найти в текстах главную мысль. Зачем быстро читать, если ты правильно не понимаешь текст.

Еще одно из самых грамотных упражнений для подавления артикуляции это либо считать про себя, или в слух от 0 до бесконечности, или рассказывать стих.

Если вы знаете наизусть небольшой кусок "Евгения Онегина", то можно и его. Я

Подумайте о чтении на другом языке, ведь можно освоить язык не зная произношения слов.

Чтобы понять механизм чтения попробуйте почитать на

    украинском

    английском

    немецком (если вы его НЕ знаете)

Следите за собой. Как вы произносите или не произносите слова.

Расширение угла зрения

По поводу скорочтения процесс охватывания всей строчки называется зрением зеленой точки, был он предложен очень давно и заключается в том, что каждый день по 10 минут предлагалось смотреть на лист А4 с зеленой точкой в центре. При этом смотрящий должен быть расслаблен и сосредоточиться только на созерцание листа бумаги.

Ответ2

Чтение можно разделить на два типа

1) это когда нужно узнать что-то новое

22) когда нужно что-то освоить. В первом случаем ещё можно использовать скорочтение, а вот во втором это переходит в пустую трату времени. Если вы читаете книгу чтобы узнать что-то новое то вы в принципе уже знакомы с темой, и большинство терминов используемых в данной литературе уже Вами поняты. Например профессор по физике, вполне может скорочитать какой-нибудь учебник, так-так он действительно знаком с данной темой. Но вот во втором случае когда нужно что-то выучить, вряд ли логично скорочитать, ведь в этом случае большинство встречаемых терминов, не отработаны, плохо понимаются, поэтому в таком случае нужен другой тип чтения, направленный на усвоение материала.

ИИ я думаю что не стоит смешивать мнемо и чтение, ибо мнемо сделано больше для не логичного текста.

Это упражнение на многозадачность. Оно не только увеличивает число Миллера, но и помогает повысить уровень внимательности и скорость мышления. Одной рукой вы придерживаете книгу, читая вслух, а второй рукой – какой вам удобнее – отстукиваете ритм. Если у вас есть музыкальное образование – хотя бы основы – вы быстро освоитесь. Но даже если и нет, при некотором упорстве вы достигните результата уже через несколько попыток. Один мой студент, предприниматель, зовут его Иван, рассердился на себя из-за того, что у него с первого раза ничего не вышло. Попросил неделю перерыва между встречами, чтобы идеально отрепетировать движения руки, отбивающей ритм. Через несколько дней он позвонил мне и сказал, что будет заниматься самостоятельно целый месяц и только потом приступит к следующему этапу обучения. Всем бы такое упорство! Кстати говоря, Иван очень успешный бизнесмен. Видимо, сказывается характер.

Ритм

Вначале читайте вслух под простой ритм наподобие ритма метронома. Оптимален ритм с частотой два удара в секунду. Вы его без труда освоите. Главное – не помогать себе головой при этом, как Мама Лошадь. Одна часть вашего мозга следит за движением руки и правильностью ритма, а другая – за чтением. Представляете, как легко вам будет читать, когда отпадет потребность выстукивать ритм? В каком-то смысле это упражнение напоминает тренировки лыжника, преодолевающего подъем коньковым шагом с мешочками песка – утяжелителями на ногах. Без утяжелителей бежать становится намного легче, как будто гора с плеч падает. Ту же роль выполняют гантели. Не поленитесь и прокачайте свой мозг по полной. Читайте под ритм!

Не нужно проговаривать про себя ритм. Рука должна работать как автономно. Идеально, если интервалы между ударами были одинаковы. При этом динамика вашего чтения не может быть все время постоянной, ведь вы не робот. Будут появляться паузы, в некоторых местах, напротив, скорость чтения возрастёт; иногда мы «подвисаем», задумавшись. Всё это будет

происходить при чтении вслух. А вот руке вашей не позволяйте филонить. Она должна работать над ритмом подобно автомату. Как бы ни менялась скорость проговаривания слов, рука знай, делает свое дело. Я иногда даже советую вообразить красный пульсирующий центр в голове, который управляет рукой по радиосвязи.

Получилось? Уверена, что да. Это относительно просто. Второй этап – усложнение ритма:

Раз, пауза, раз-два!

Раз, пауза, раз-два!

Этот ритм похож на стуки колес поезда. После освоения этого ритма берем более сложный.

Раз, пауза, раз-два-три!

Раз, пауза, раз-два-три!

Возможно, так вам будет понятнее:

Тук, пауза, тук-тук-тук!

Если после просмотра видео вам все равно не понятно, что такое чтение под ритм, объясню иначе. Помните анекдот:

- “Бабка, а ты правда живешь на стадионе?

Да-да-да!

Да-да-да-да!

Не так давно на нашем ресурсе был опубликован очень , посвящённый скорочтению и различным его аспектам. Однако, несмотря на то, что тренинг вполне самодостаточен и продолжает пользоваться успехом у наших читателей, мы всё же решили в качестве дополнения к нему опубликовать отдельную статью, посвящённую именно теме подавления артикуляции во время чтения, ведь этот вопрос волнует огромное количество людей, любящих книги и увлекающихся чтением. Итак, приступим.

Немного о чтении и артикуляции

Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приёма и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочёл, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек.

Изучение процесса чтения показали, что всего возможны три варианта чтения:

  • Артикуляция – чтение с проговариванием читаемого текста вслух (характеризуется малой скоростью)
  • Чтение про себя – чтение с проговариванием читаемого текста про себя, т.е. со скрытой артикуляцией (возможна высокая скорость)
  • Чтение без артикуляции – чтение молча, с максимальным подавлением скрытой артикуляции, выражающейся в восприятии ключевых слов и основных смысловых рядов (самый совершенный и быстрый способ чтения)

Очевидно, что любая артикуляция существенно замедляет процесс чтения, и если есть желание научиться читать быстрее, то от неё нужно избавляться. Однако здесь возникает вопрос: не будет ли подавление артикуляции отрицательно сказываться на восприятии и осмыслении поступающей информации? Ведь далеко не секрет, что, например, когда требуется запомнить что-либо, человек несколько раз проговаривает это про себя, иначе говоря, просто заучивает. Здесь же можно привести в пример результаты научных изысканий в области внутренней речи при чтении одного из выдающихся отечественных психологов и специалистов в сфере психологии мышления и речи Александра Николаевича Соколова. Согласно им, как уже говорилось, внутренняя речь представляет собой мысленную речь, возникающую в момент сосредоточения на чём-либо, решения какой-то задачи, а также при чтении и написании. Эта внутренняя речь отличается от внешней тем, что произношение в ней носит беззвучный и свёрнутый характер. Внутренняя речь — это так называемые кванты мысли человека, реализующиеся другим кодом. Но слова в ней могут быть эффективно заменены зрительными образами и пространственными схемами, в которых группы из нескольких слов могут быть выражены одним словом, которое обобщает смысл всей фразы.

Также было отмечено, что люди, владеющие навыками быстрого чтения, могут изначально без проговаривания текста улавливать авторский замысел, а затем уже усваивать его на уровне внутренней артикуляции. Получается, что одновременно с высокой скоростью чтения текста, происходит и его глубокое понимание и усвоение – главная идея осознана изначально, а последующий текст служит её уточнением. Короче говоря, человек способен читать быстро и практически без артикуляции, и при этом понимать читаемый материал на 100%. Чтобы такому чтению научиться, нужно реализовать два этапа: сократить артикуляцию, если она имеет место быть и оказывает заметное влияние на процесс чтения, и овладеть особыми приёмами чтения, в которых текст воспринимается как отдельные блоки информации. Но т.к. статья посвящена именно артикуляции, мы не будем касаться методик быстрого чтения, а разберём несколько основных способов подавления внутренней речи.

Подавление артикуляции

Мозг человека обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой посредством зрения. Из этого следует, что именно на зрение ложится очень серьёзная и ответственная функция, однако нередко она связана и другими функциями, например, с двигательной и речевой, что отчётливо прослеживается при чтении. Множество людей подвержены во время чтения непроизвольной артикуляции, которая снижает его скорость и влияет на качество восприятия прочитанного материала. А полноценно воспринять прочитанное довольно сложно, когда вместе со зрительной функцией работает речевая. Следовательно, артикуляция — это помеха чтению. И подавить её можно посредством занятия речевой функции и своего внимания другими процессами.

Первый способ подавления артикуляции

Во время чтения можно вести отсчёт от единицы. Т.е., читая текст, проговаривать не слова, а считать: один, два, три, четыре и так до бесконечности. Это кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Причём, эта техника считается наиболее простой и результативной из всех, и применяется многими быстрочитающими людьми.

Второй способ подавления артикуляции

Этот способ основывается на произношении прочитанных слов с небольшой задержкой – каждое слово воспроизводится уже в то время, когда читается следующее. На практике это осуществляется сложнее, чем первая техника, и сделать это без тренировки под силу не каждому. В некоторых случаях овладеть этой техникой можно только при помощи специалиста.

Третий способ подавления артикуляции

Ещё один популярный и часто применяемый на практике способ. Он заключается в том, что во время чтения человек проговаривает какие-то стихи и куплеты из песен. Используя этот метод, человек программирует свою дикцию на произношение отвлечённого, но хорошо знакомого материала, что выполняется организмом гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного.

Четвёртый способ подавления артикуляции

Этот способ ещё называют «методом речевых помех». Смысл его заключается в том, что во время чтения нужно выстукивать рукой особый ритм:

  • Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек

Данный ритм нужно выстукивать как можно чётче, т.к. концентрация внимания происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее без артикуляции.

Пятый способ подавления артикуляции

Во время чтения можно сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи специально настроенного метронома, который будет задавать темп.

Шестой способ подавления артикуляции

Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает большая часть мозгового двигательного центра, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочерёдно по одному пальцу правой руки.

Седьмой способ подавления артикуляции

Согласно этому способу, чтение должно происходить под специально подобранный темп, который не может быть совместим с проговариванием или же усложняет его. Нужно выбрать для себя такой темп чтения, когда слова будут успевать восприниматься только визуально и речевая функция просто не успеет быть задействована. Поиск подходящего темпа производится экспериментальным путём.

Восьмой способ подавления артикуляции

Данный способ одновременно и приятен и полезен – это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и не навязчивая. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии.

И ещё один способ , направленный на борьбу с артикуляцией – создание помехи. Читая текст, нужно держать у губ палец, словно вы хотите показать кому-то жест «тише». При прочтении нужно контролировать губы и легко скользить взглядом по тексту. Для начала можно выполнять это упражнение на малой скорости, постепенно повышая её. Но повышать скорость следует лишь тогда, когда вы уверены в том, что смысл текста полностью понимается на предшествующей скорости.

Таковы основные способы избавления от артикуляции при чтении. Выполняйте их — и результат не заставит себя долго ждать. Но помните, что ни один из способов не должен стать привычным и применяться на автомате. Главная задача – поставить себя в максимально неудобное для проговаривания текста положение. Поэтому, применяйте разные методы, усложняйте их и пробуйте всячески модифицировать. Со временем вы сможете добиться того, что любая артикуляция при чтении будет сведена к минимуму и для этого вам уже не будут нужны никакие техники.

Если вы не знакомы с нашим основным тренингом по скорочтению, то можете перейти по ссылке, а также можете изучить интересные и , посвящённые данной теме.

Патент России № 2109347

А. Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.

Примечание. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него наблюдается большая зависимость речи от функций обоих полушарий.

Б. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти. Локоть и кисть не должны лежать на столе.

В. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное – обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

Итак, вы разучили ритм. Попробуйте простучать его непрерывно в течение 2–3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично. Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сбились, читать вслух и одновременно выстукивать ритм – невозможно, это противоречит законам физиологии человека, которые мы разбирали. Теперь снова начните выстукивать и одновременно читайте начало этой страницы, но уже про себя. В этом случае удастся читать, но очень медленно, и трудно понять прочитанное. Это закономерно. Такова особенность этого упражнения.

С какими проблемами вы столкнетесь в процессе выполнения этого упражнения, как преодолеть их, какие фазы, стадии вы пройдете в процессе освоения упражнения «стук‑ритм» – об этом будет подробно рассказано в следующем уроке. А пока обращаем ваше внимание, что освоение упражнения с выстукиванием ритма глубоко индивидуально. Но во всех случаях оно дает положительный результат только при условии правильного его выполнения.

Напоминаем обязательные компоненты правильного выполнения упражнения.

А. Текст читать про себя с одновременным выстукиванием ритма. В целях повышения эффективности упражнения рекомендуем всем учащимся выстукивать ритм при чтении про себя одновременно двумя руками после того, как вы начитаете с одновременным выстукиванием ритма одной рукой 10 часов.

Б. Обязателен постоянный слуховой контроль за правильностью и непрерывностью выстукивания ритма. Представьте себе, вы едете на велосипеде, мотоцикле, автомобиле. Вы уверенно держитесь и управляете своим транспортом. Но все же иногда вы обязательно осматриваете дорогу сзади, в зеркало заднего вида, все ли там в порядке.

Нечто подобное необходимо выполнять и здесь. В перерывах между абзацами текста прислушайтесь к ритму, все ли у вас правильно, а затем, как бы забыв о нем, вновь продолжайте чтение, концентрируя свое внимание на содержании читаемого текста.

Возможны два способа контроля ритма. На первом этапе, когда мы читаем до 10 часов, ставим задачу: ритм‑стук слушать. А затем, на заключительном этапе, мы ставим задачу: ритм‑стук слышать. Что значит слушать? Это значит вслушиваться, в каждый ритмический удар, контролировать каждый ритм. Это оправданно на начальном этапе. Уже после 10 часов, когда у вас вырабатывается автоматизм, вы как бы краем сознания, краем уха контролируете: правильно ли выстукиваете ритм, сосредотачивая внимание на выявлении смысла читаемого текста. Это и есть режим контроля, когда вы ритм слышите.

ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ


Различают внешнюю и внутреннюю артикуляцию. Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления как одного, так и другого ее вида. Внешнюю артикуляцию подавить сравнительно легко, если создавать механические преграды для работы речедвигательных органов.

Для подавления внутренней артикуляции во время чтения существует несколько подходов. Один из них - создание самим читателем для своего чтения речевых помех (вслух или про себя во время чтения произносятся какие-либо звукословосочетания типа «ла-ла-ла», «но-но-но» и т. п. или же отдельные слова). Есть и такой подход: во время чтения обучающийся произносит короткий текст или его фрагменты, поговорку, скороговорку или легко запоминающуюся стихотворную фразу; ведет счет, например от 1 до 20, подсчитывает количество слов в тексте или же определенных букв. С этой же целью можно, читая, слушать спокойную музыку и следить за развитием мелодии. Она отвлекает внимание читающего от звуковой формы слов, а следовательно, от их произношения.

Упражнение в подобном чтении во всех случаях не предполагает досконального понимания текста и его усвоения. Здесь преследуется только одна цель - читать в таком режиме, чтобы постоянно создавалось препятствие для артикулирования.

Одним из самых эффективных методов борьбы с инерционной артикуляцией признается метод аритмического постукивания рукой в ходе чтения. В его основе - торможение речедвигательных анализаторов через центральные отделы коры головного мозга. Это можно объяснить тем, что центр управления рукой и центр речи в коре головного мозга находятся рядом. И если чтение сопровождается выстукиванием рукой, то в зоне коры больших полушарий возникает эффект индуктивного торможения работы речедвигательных органов и проговаривание слов во время чтения становится невозможным.

Показательным является следующее обстоятельство. Если попробовать читать текст вслух и одновременно выстукивать ритм, даже самый элементарный, можно убедиться, что совместить два таких действия не удастся. Как только произносится вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается, и наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое слово невозможно. Небезынтересным в этой связи оказывается также тот факт, что артикуляция почти угасает при списывании текста - в коре головного мозга, когда пишет рука, также вызывается индуктивное торможение в зоне артикуляции.

Метод выстукивания ритма в процессе чтения с целью

подавления артикуляции разработан советским психологом Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. К этому приему и прибегают при обучении БИИЧ. Суть его заключается в следующем. Читая про себя, обучаемый выстукивает кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Ритм включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта (рис. 1, 2).


Рис. 1. Нотная запись ритма.


Рис. 2. Пособие для проверки правильности выстукивания ритма. Стучать следует в среднем темпе.

Этот постоянно слышимый при чтении аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений русской речи и тем самым становится надежным тормозом как для внешнего, так и внутреннего проговаривания. Помехи в данном случае возникают в силу того, что слова русского языка в речевом потоке имеют разноместное, перемежное ударение. И аритмическое равномерное постукивание в ходе чтения оказывается весьма серьезным препятствием для проговаривания слов в нужном ритме, темпе и интонации.

Тот факт, что аритмическое постукивание эффективно способствует артикуляции, находит еще и следующее объяснение. Ученые установили, что движение пальцев рук в ходе развития человечества оказалось тесно связанным с речью. В результате между движением руки и произнесением слов существует прямая и естественная связь. Здесь имеет место постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Тренировочные упражнения в чтении с одновременным выстукиванием по рекомендации Н. И. Жинкина дают гораздо больший эффект, если тренирующийся придерживается следующих правил:

1. Ритм выстукивается тупой стороной карандаша или ручки, зажатых собранными вместе пальцами правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку.

Читатель, у которого более активно работает всегда левая рука, должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга.

2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти.

3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное- обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

4. Читать следует ежедневно с одновременным выстукиванием ритма 1-1,5 часа. Если устали - делайте перерыв. Задача полного понимания прочитанного не ставится. Главное - сочетать процесс чтения с правильным выстукиванием ритма.

6. После усвоения этого упражнения первые 2-3 месяца при режиме быстрого чтения целесообразно выстукивать ритм один раз в неделю также по полчаса, чтобы упрочить и закрепить навык чтения в коде наглядных образов, без инерционной артикуляции.

Следует помнить, что в ходе подобной тренировки по освоению чтения с одновременным выстукиванием каждый обучающийся проходит качественно разные этапы по результативности данного упражнения.

Вначале большинство тренирующихся уже с первых минут чтения с одновременным выстукиванием ритма убеждается в возможностях реализации этих двух действий.

На втором этапе обучающийся приходит к выводу, что чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, но понять прочитанное невозможно.

На третьем этапе чтение с одновременным выстукиванием ритма у обучающегося получается, он понимает прочитанное, но запомнить его не удается. Это объясняется тем, что разрушается прежний стереотип чтения и сигналы из блока оперативной памяти направляются в долговременную память по иным, непривычным путям, сформированным многолетним опытом читателя.

Дальнейшая тренировка формирует новый нагляднообразный код и новые пути обработки текста на всем ее протяжении - от поступления информации в мозг и до закрепления в блоке долговременной памяти. Наконец наступает момент, когда чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритм вообще не замечается, как будто он вообще не существует. Текст понимается без труда, легко вспоминается прочитанное. Более того, прочитав текст и продолжая выстукивать ритм с закрытыми глазами, свободно можно изложить содержание прочитанного.

Данный этап свидетельствует уже о том, что у читающего сформировывается и закрепляется новый способ восприятия и обработки информации текста, развивается наглядно-образное представление без внутреннего прого-варивания. Обучающемуся необходимо и далее работать в данном направлении, чтобы код наглядных образов в механизме мышления стал преобладающим, сформировалась доминанта, обеспечивающая устои нового стереотипа чтения - без артикуляции. Это очень важное условие на пути освоения БИИЧ.

Тренируясь в подавлении артикуляции, читатель должен сам контролировать уровень своих достижений. При этом следует помнить, что постепенное повышение скорости будет доказывать понижение уровня артикуляции.

Показательно, что само по себе увеличение скорости чтения также способствует подавлению артикуляции. Поэтому эффективным упражнением для торможения артикуляции может быть такое чтение, когда читающий быстро ведет указательный палец вдоль газетной колонки текста и старается в таком же ритме прочитывать текст. Задача глубокого его понимания в этом случае также не преследуется, главное - осуществлять процесс чтения со скоростью, которую задает палец.

При тренировочном чтении с выстукиванием ритма рекомендуется работать с несложными текстами газетнопублицистического, общенаучного и научно-популярного стилей речи.

Как избавиться от артикуляции при чтении? Немного о чтении и артикуляции Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приёма и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочёл, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек.

Изучение процесса чтения показали, что всего возможны три варианта чтения: o Артикуляция – чтение с проговариванием читаемого текста вслух (характеризуется малой скоростью) o Чтение про себя – чтение с проговариванием читаемого текста про себя, т.е. со скрытой артикуляцией (возможна высокая скорость) o Чтение без артикуляции – чтение молча, с максимальным подавлением скрытой артикуляции, выражающейся в восприятии ключевых слов и основных смысловых рядов (самый совершенный и быстрый способ чтения) Очевидно, что любая артикуляция существенно замедляет процесс чтения, и если есть желание научиться читать быстрее, то от неё нужно избавляться. Однако здесь возникает вопрос: не будет ли подавление артикуляции отрицательно сказываться на восприятии и осмыслении поступающей информации? Ведь далеко не секрет, что, например, когда требуется запомнить что-либо, человек несколько раз проговаривает это про себя, иначе говоря, просто заучивает. Здесь же можно привести в пример результаты научных изысканий в области внутренней речи при чтении одного из выдающихся отечественных психологов и специалистов в сфере психологии мышления и речи Александра Николаевича Соколова. Согласно им, как уже говорилось, внутренняя речь представляет собой мысленную речь, возникающую в момент сосредоточения на чём-либо, решения какой-то задачи, а также при чтении и написании. Эта внутренняя речь отличается от внешней тем, что произношение в ней носит беззвучный и свёрнутый характер. Внутренняя речь - это так называемые кванты мысли человека, реализующиеся другим кодом. Но слова в ней могут быть эффективно заменены зрительными образами и пространственными схемами, в которых группы из нескольких слов могут быть выражены одним словом, которое обобщает смысл всей фразы. Также было отмечено, что люди, владеющие навыками быстрого чтения, могут изначально без проговаривания текста улавливать авторский замысел, а затем уже усваивать его на уровне внутренней артикуляции. Получается, что одновременно с высокой скоростью чтения текста, происходит и его глубокое понимание и усвоение – главная идея осознана изначально, а последующий текст служит её уточнением. Короче говоря, человек способен читать быстро и практически без артикуляции, и при этом понимать читаемый материал на 100%. Чтобы такому чтению научиться, нужно реализовать два этапа: сократить артикуляцию, если она имеет место быть и оказывает заметное влияние на процесс чтения, и овладеть особыми приёмами чтения, в которых текст воспринимается как отдельные блоки информации. Данная статья посвящена именно артикуляции и здесь мы разберём несколько основных способов подавления внутренней речи. А если есть желание обучиться скорочтению с помощью других методик, то приглашаю вас на курс по скорочтению:

Подавление артикуляции Мозг человека обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой посредством зрения. Из этого следует, что именно на зрение ложится очень серьёзная и ответственная функция, однако нередко она связана и другими функциями, например, с двигательной и речевой, что отчётливо прослеживается при чтении. Множество людей подвержены во время чтения непроизвольной артикуляции, которая снижает его скорость и влияет на качество восприятия прочитанного материала. А полноценно воспринять прочитанное довольно сложно, когда вместе со зрительной функцией работает речевая. Следовательно, артикуляция - это помеха чтению. И подавить её можно посредством занятия речевой функции и своего внимания другими процессами. Первый способ подавления артикуляции Во время чтения можно вести отсчёт от единицы. Т.е., читая текст, проговаривать не слова, а считать: один, два, три, четыре и так до бесконечности. Это кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Причём, эта техника считается наиболее простой и результативной из всех, и применяется многими быстрочитающими людьми. Второй способ подавления артикуляции Этот способ основывается на произношении прочитанных слов с небольшой задержкой – каждое слово воспроизводится уже в то время, когда читается следующее. На практике это осуществляется сложнее, чем первая техника, и сделать это без тренировки под силу не каждому. В некоторых случаях овладеть этой техникой можно только при помощи специалиста. Третий способ подавления артикуляции Ещё один популярный и часто применяемый на практике способ. Он заключается в том, что во время чтения человек проговаривает какие-то стихи и куплеты из песен. Используя этот метод, человек программирует свою дикцию на произношение отвлечённого, но хорошо знакомого материала, что выполняется организмом гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного. Четвёртый способ подавления артикуляции Этот способ ещё называют «методом речевых помех». Смысл его заключается в том, что во время чтения нужно выстукивать рукой особый ритм: o Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек Данный ритм нужно выстукивать как можно чётче, т.к. концентрация внимания происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее без артикуляции. Пятый способ подавления артикуляции Во время чтения можно сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи специально настроенного метронома, который будет задавать темп. Шестой способ подавления артикуляции Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает большая часть мозгового двигательного центра, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочерёдно по одному пальцу правой руки. Седьмой способ подавления артикуляции Согласно этому способу, чтение должно происходить под специально подобранный темп, который не может быть совместим с проговариванием или же усложняет его. Нужно выбрать для себя такой темп чтения, когда слова будут успевать восприниматься только визуально и речевая функция просто не успеет быть задействована. Поиск подходящего темпа производится экспериментальным путём. Восьмой способ подавления артикуляции Данный способ одновременно и приятен и полезен – это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и не навязчивая. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии. И ещё один способ, направленный на борьбу с артикуляцией – создание помехи. Читая текст, нужно держать у губ палец, словно вы хотите показать кому-то жест «тише». При прочтении нужно контролировать губы и легко скользить взглядом по тексту. Для начала можно выполнять это упражнение на малой скорости, постепенно повышая её. Но повышать скорость следует лишь тогда, когда вы уверены в том, что смысл текста полностью понимается на предшествующей скорости. Таковы основные способы избавления от артикуляции при чтении. Выполняйте их - и результат не заставит себя долго ждать. Но помните, что ни один из способов не должен стать привычным и применяться на автомате. Главная задача – поставить себя в максимально неудобное для проговаривания текста положение. Поэтому, применяйте разные методы, усложняйте их и пробуйте всячески модифицировать. Со временем вы сможете добиться того, что любая артикуляция при чтении будет сведена к минимуму и для этого вам уже не будут нужны никакие техники. Кирилл Ногалес Успехов вам! Пусть в вашей жизни будет больше добра и позитива! Поделитесь с друзьями полезным контентом и присоединяйтесь к нашему сообществу, получайте новые интересные и нужные знания и применяйте их сразу в своей жизни, повышая её качество