Причины падения западной римской империи кратко. Смотреть что такое "падение рима" в других словарях

Римская империя была разделена на две равных части. Восточной империи было суждено продержаться на страницах истории еще тысячу лет, в то время как Западная империя не устоит под напором варваров за какие-то сто лет.

Образование Западной Римской империи

К 4 веку Римская империя, достигшая гигантских по меркам античного мира масштабов, уже не могла эффективно функционировать в политико-административном плане. Несмотря на развитую инфраструктуру, вести с приграничных регионов доходили до Рима с огромным опозданием.

В 4 веке начинается Великое переселение народов. Северные границы империи все чаще подвергались нападениям со стороны варваров. Из-за растянутых коммуникаций единая империя не могла оперативно отвечать на угрозу извне, что также говорило о логичности раздела империй для упрощения контроля над имеющимися землями.

Для эффективного управления империей императоры Рима несколько раз делили ее на две или четыре части, где был свой наместник, отвечавший за многие вопросы, которые были раньше в юрисдикции императора.

Но всякий раз в результате борьбы за власть империю кто-то объединял под своей властью, пока в 395 году Феодосий I не разделил окончательно Римскую империю, передав восточную часть старшему сыну Аркадию, а младшему отдал Западную.

Рис. 1. Карта Западной Римской империи.

Предпосылки падения Западной Римской империи

Гонорий принял империю еще ребенком. Регентом при нем стал военачальник Стилихон, являвшийся вандалом на службе Рима.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Большим событием для империи стал перенос Гонорием столицы нового государственного образования из Рима в Равенну. Это было сделано из-за опасений варварских атак на богатую древнюю столицу.

В начале 5 века политика Западной империи в отношении варваров сильно изменилась.

На территориях Галлии и других приграничных областях они стали селиться целыми племенами, принося императору клятву защищать границы государства от внешней угрозы и таких же варваров, как они.

Служба в армии больше не была почетной среди коренного населения империи. У всех были земельные наделы и богатство, а, значит, смысла добывать себе состояние не было. Теперь основу армии составляли варвары-наемники, которые постепенно заполняли ниши и в командном, и в политическом составе римлян.

Военную слабость империи и ее доступность для варваров показало разграбления Рима вестготами во главе с Аларихом в 410 году. Грабежи продолжались в течении 3 дней.

Рис. 2. Аларих.

Указанные изменения привели к тому, что в 451 году усилившееся племя гуннов во главе с Аттилой перешло Рейн и вторглось в римские земли. В битве на Каталаунских полях встретились две огромные армии. В ходе сражения гуннам пришлось отступить и победа осталась за римскими войсками, однако это был пир во время чумы. Уже в 455 году Рим был разграблен второй раз за 50 лет. Вандалы по Тибру добрались к «вечному городу», который даже жители не отели защищать.

Рис. 3. Разграбление Рима вандалами.

В 440х годах для римлян навсегда потеряна Британия, завоеванная англами, саксами и ютами.

Причиной гибели Западной Римской империи были не только варвары. Сами римляне потеряли интерес к самовоспроизведению. Все меньше рождалось коренных римлян, что вело к вырождению нации. Всем давно было ясно, что крушение империи будет неминуемо, поэтому это не вызывало ужаса и воспринималось вполне нормально.

Во второй половине 5 века престол стал игрушкой в руках римских военачальников, менявших императоров по своей прихоти. К 460 году под контролем государственной власти оставалась фактически одна Италия.

В 475 году к власти в Риме пришел Ромул Август, который уже не играл особой политической роли в государстве.

476 год - дата падения Западной Римской империи. Варвар Одоакр, находящийся на службе в Римской армии, убил Ромула, объявив себя королем объединенной Италии. Он приказал Сенату отправить в восточную часть империи мантию и диадему Ромула, объявив, что Западу император не нужен.
Так прекратила свое короткое существование Западная Римская империя.

знаменитым произведением «О граде божьем» (412-425 гг.), в котором он

размышлял над причинами взлета и падения земных царств, в том числе и Римской

империи. Августин развивал свою теорию бо­жественного города, который должен

прийти на смену зем­ным царствам.

Осенью 410 года императорское правительство в Ра­венне оказалось в очень

тяжелом положении. Вестготы, которые разграбили Рим, и предводителем которых

после неожиданной смерти тридцатичетырехлетнего Алариха в 410 году стал его

племянник конунг Атаульф, фактически блокировали Италию. В Галлии правил

узурпатор Кон­стантин, а в Испании хозяйничали прорвавшиеся туда пле­менные

союзы аланов, вандалов и свевов. Начался по­степенный процесс развала

империи, остановить который было уже невозможно. В подобных условиях

правитель­ство в Равенне было вынуждено изменить свою политику по отношению к

варварам: римляне пошли на новые ус­тупки. Отныне отряды варваров не только

нанимались на службу империи, как это практиковалось с IV века, императоры

были вынуждены согласиться на создание по­лусамостоятельных варварских

государств на территории империи, которая сохраняла лишь видимость власти над

ними. Так, в 418 году, для того чтобы удалить вест­готов из Италии и

отстранить от власти узурпатора, вест­готы во главе с королем Теодорихом

получили для поселения Аквитанию - юго-западную часть Галлии.

Вестготы поселились здесь на постоянное жительство всем своим племенем, они

пришли с женами и детьми. Вои­ны их, а также знать, получали земельные наделы

за счет конфискаций у местного населения. Вестготы тут же при­ступили к

налаживанию собственного хозяйства, используя действующие в их среде правовые

нормы и обычаи. С ме­стными жителями, римскими гражданами и

землевладель­цами, у которых продолжали действовать нормы римского права, тут

были установлены определенные отношения. Вестготы рассматривались как

завоеватели, хозяева всей территории, хоть и считались союзниками

(федератами) императорского двора. Таким образом, в 418 году возникло первое

варварское королевство на территории Западной Римской, империи.

Но еще в 411 году императорское правительство при­знало в качестве федератов

империи племенные союзы све­вов, которые теперь прочно осели в северо-

западной части Испании. Был признан и племенной союз вандалов, ко­торые, не

смогли закрепиться в Испании и воспользова­лись приглашением африканского

наместника Бонифация, переправились в 429 году в Африку и образовали там свое

вандальское королевство во главе с королем Гензирихом. В отличие от

вестготов, которые поддерживали мирные отношения с местными жителями, вандалы

в своем коро­левстве установили жестокий режим по отношению к ме­стному

римскому населению, в том числе и к землевла­дельцам, и к христианским

иерархам. Они разрушали города, подвергали их грабежам и конфискациям,

превра­щали жителей в рабов. Местная римская администрация делала слабые

попытки принудить вандалов к покорно­сти, но это не приводило ни к каким

результатам. В 435 году империя была вынуждена" была признать официально

Вандальское королевство как союзника империи, формально это королевство брало

обязательство вносить ежегодную подать Равенне и защищать интересы

императора, но на самом деле „значительная часть африканских провинций для

императора была потеряна.

Из других варварских государственных формирований на территории империи можно

назвать королевство бургундов, которое возникло в Сабаудии (юго-

восточная.Галлия) в 443 году, и королевство англосаксов в юго-восточной части

Британии (451 год).

Новые полусамостоятельные королевства подчиня­лись распоряжениям

императорского двора лишь в том случае, если это соответствовало и их

интересам. На са­мом деле они проводили собственную внутреннюю и внеш­нюю

политику, императоры были бессильны привести их к повиновению. В подобной

сложной политической обстановке императорский двор всякими маневрами

под­держивал видимость существование Западной Римской империи в 420-450-х

годах. Варварские королевства и области лишь считались ее составными частями.

Послед­нее относительное объединение Западной Римской им­перии произошло в

годы страшной опасности, которая угрожала ей со стороны гуннских племен.

В 377 г. гунны захватили Паннонию и в конце IV - и.1 чале V веков не

представляли серьезной опасности для Рима. Как мы знаем, наоборот, римляне

охотно вербовали гунн­ские отряды для достижений своих военно-политических

целей. Так Флавий Азций - один из известнейших римских политиков,

пользовавшихся большим влиянием при дворе императора Валентиниана III (425-

455 гг.), часто использовал наемные гуннские отряды против других племен -

бургундов, вестготов, франков, багаудов и т. д. Однако в начале 440-х годов

произошло резкое усиление гуннов во главе с, их предводителем Аттилой (433 -

Гунны присоединили к своему союзу ряд племен и, пользуясь слабостью как

Западной Римской империи, так и Ви­зантии, которая в это время вела тяжелые

войны с вандалами в Африке и с персами на Евфрате, начали опустошительные

набеги на области Балканского полуострова. С помощью откупа, а также успешных

боевых действий византийцам удалось отразить нападение гуннов и тогда в

начале 450-х годов они вторглись на территорию Галлии, грабя и сжигая все на

своем пути. Полчища гуннов представляли смертель­ную опасность не только для

галло-римлян, римских граждан и землевладельцев, но, и для многочисленных

варварских племен, которые жили в Галлии на территории империи и уже успели

вкусить блага римской цивилизации. Против гуннов была создана сильная

коалиция, которая состояла из франков, аланов, армориканцев, бургундов,

вестготов, саксов, а также военных поселенцев. Антигуннскую коа­лицию

возглавил Флавий Азций, который ранее охотно ис­пользовал их наемные отряды в

интересах империи.

Решающая битва между коалицией и гуннскими племенами произошла на

Каталаунских полях в июне 451 года. Эта была одна из крупнейших и

кровопролитнейших битв в истории человечества. Готский историк Иордан

утверждает, что потери с обеих сторон составили огромную цифру в 165 тысяч

человек, существуют сведения, что количество убитых доходило до 300 тысяч

человек. В результате битвы на Ка­талаунских полях гунны потерпели поражение.

Их обширное и непрочное государственное образование стало распадаться, а

вскоре после смерти предводителя Аттилы (453 год) оно окончательно

развалилось.

На некоторое время гуннская опасность сплотила друг с другом разнородные силы

вокруг империи, но сразу же после Каталаунской победы и после отражения

гуннского вторжения процессы внутреннего разъединения империи усилились.

Варварские королевства одно за другим переста­вали считаться с императорами в

Равенне и начинали про­водить самостоятельную политику.

Вестготы предприняли завоевание большей части Испании. Они расширили свои

владения за счет имперских областей Южной Галлии. В это же время вандалы

захватили значи­тельную часть африканских провинций и построили собственный

флот, после этого они стали совершать опустоши­тельные набеги на Сицилию,

Сардинию и Корсику. Пользуясь бессилием равеннского двора, вандалы напали на

истори­ческую столицу империи - город Рим (455 год), который оставался

резиденцией главы Западной Римской церкви - папы. Вандалы взяли и подвергли

невиданному в истории 14-тидневному разгрому «вечный город». Они бессмысленно

уничтожили все, что не могли увезти с собой. У этого времени слово «

вандализм» стало нарицательным.

В Галлии все больше и больше укрепляло свое поло­жение королевство бургундов.

Сюда усилился приток фран­ков, которые прочно обосновались в ее северных

областях. Местная знать Испании и Галлии считала, что ей выгод­ней установить

отношения сотрудничества с варварскими королями, которые являлись реальными

хозяевами захва­ченных ими областей, чем поддерживать отношения с да­леким и

бессильным равеннским императором.

Итогом развала Западной Римской империи стала грызня за призрачную

императорскую власть, которая началась сре­ди различных группировок

придворных и командиров от­дельных армий. Группировки одна за другой стали

возводить на равеннский престол своих ставленников, с которыми уже никто не

считался и которых быстро сбрасывали с престола.

Исключение составлял лишь император Юлий Майориан (457 - 461 гг.). Он пытался

найти среди всего хаоса и разрухи средства для внутренней и внешней

консолидации империи. Майориан предложил несколько важных реформ, которые

должны были упорядочить само налогообложение, а также укрепить городские

курии и среднегородское зем­левладение. Все это должно было оживить городскую

жизнь и восстановить города, освободить от задолженностей жи­телей оставшихся

римских провинций. Кроме этого, Майориану удалось стабилизировать сложную

внутреннюю об­становку в Галлии и Испании, где он на какое-то время укрепил

римское господство.

Могло создаться впечатление, что могущество империи возрождается. Однако

восстановление сильной. Западной Римской империи было уже не выгодно ни

представителям провинциальной знати, ни, тем более варварским королям.

Император Майориан был убит, а в месте с ним похоронили последнюю попытку

восстановления империи. Отныне пре­стол Западной.Римской империи стал

игрушкой в руках вождей варварских дружин. Марионеточные равеннские

императоры быстро сменяли друг друга в зависимости от влияния той или иной

придворной группировки.

В 476 году командующий императорской гвардией, которая состояла из германских

наемников, 0доакр, сам по проис­хождению из германского племени скиров,

низложил 16-ти летнего императора, который по иронии судьбы носил имя

мифического основателя города Рима и римского государ­ства, Ромула. За свое

малолетство Ромул был прозван не августом, а августулом. Таким образом

Одоакр уничтожил сам институт западно-римской империи, а знаки

император­ского достоинства отослал в Константинополь. Он образовал в Италии

собственное королевство - государство Одоакра. Западная Римская империя

перестала существовать, на ее развалинах стали возникать новые государства,

новые по­литические образования, в рамках которых формировались феодальные

общественно-экономические отношения. И хотя падение власти западно-римского

императора, который уже давно потерял престиж и влияние, не воспринималось

как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал тем ру­бежом, когда

прекратил существование древний мир - ра­бовладельческая социально-

экономическая формация. В истории наступил новый период - средневековье.

Таким образом всемирно-исторнческре значение падения Западной Римской империи

заключается не с самом факте ее гибели, а в том, что крушение Западной

Римской им­перии ознаменовало собой гибель рабовладельческого строя и

рабовладельческого способа производства вообще. Вслед за разложением

рабовладельческих отношений на Восто­ке, которые рухнули ранее всего в Китае,

пала главная ци­тадель рабовладения на Западе. Получил развитие новый,

исторически более прогрессивный способ производства.

Говоря о гибели рабовладельческого общества Западной Римской империи,

следует, прежде всего, иметь в виду глубокие внутренние причины, которые

привели к этому. Рабовладельческий способ производства уже давно изжил себя,

он исчерпал возможности своего развития, что привело рабовладельческие

отношения и рабовладельческое общество в тупик. Рабство стало помехой для

дальнейшего развития производства.

В римском; обществе времен поздней империи наблю­дались сложные

противоречивые сочетания старых ра­бовладельческих отношений с элементами

новых отноше­ний - феодальных. Эти отношения и формы порой причудливо

переплетались со старыми: они сосущество­вали, ибо старые устои были еще

достаточно стойкими и живучими, а зарождающиеся новые формы были оку­таны

густой сетью тех же старых отношений и пережитков;

В те годы началось разложение рабовладельческой формы собственности. Как уже

не раз говорилось выше, мелкое и среднее землевладение, связанное с городами

и сохранив­шее в наибольшей степени черты рабовладельческого хо­зяйства

прежних времен, переживало в период поздней им­перии глубокий упадок. Вместе

с тем происходил рост крупных поместий (сальтусов), которые уже не были

связаны с городами. По мере своего развития эти поместья превра­щались в

замкнутое целое и в экономическом, и в полити­ческом отношении. Они

становились фактически незави­симыми от центральной власти. Такие поместья

уже существенно Отличались от классической рабовладельческой латифундии и

предвосхищали в своей структуре некоторые черты феодального поместья. Однако

в условиях поздне-римской империи эта новая форма, собственности не мог­ла

получить беспрепятственного и полного развития и по­местья римских магнатов

IV - V веков должны были стать лишь эмбрионом новой формы собственности.

Кроме этого, нельзя недооценивать удельный вес мелкого и среднего

землевладения в экономике поздней империи. Хозяйства мелких земельных

собственников и куриалов не были полностью поглощены крупными поместьями. Ряд

юри­дических (в первую очередь - кодекс Феодосия) и лите­ратурных (Сидоний

Аполлинарий, Сальвиан) источников недвусмысленно подтверждает существование

курий и свя­занных с ними форм земельной собственности вплоть до разрушения

Западной Римской империи. Это обстоятельство приобретает тем большее

значение, что упадок городов нельзя представлять себе как явление

одновременное и повсеме­стное, не говоря уже о важной роли городов восточной

части империи или Африки. Следует отметить, что города западных провинций в

отдельных случаях продолжали сохранять зна­чение местных экономических и

политических центров, осо­бенно в прирейнских и междунайских областях.

Серьезным препятствием для развития новой формы соб­ственности было то

обстоятельство, что в позднеримском сальтусе эта новая форма была опутана

густой сетью еще неизжитых рабовладельческих отношений. Использование труда

колонов и рабов, посаженных на землю, не приоб­рело, еще характера феодальной

эксплуатации - в этом за­ключается принципиальное отличие позднеримского

сальтуса от феодального поместья.

Несмотря на сохранение больших масс рабов и использование их труда как в

крупном, так и в среднем земле­владении, ведущей фигурой

сельскохозяйственного произ­водства поздней империи, бесспорно, стали колоны.

Это особенно верно для последних двух столетий существования Западной Римской

империи, когда происходила определенная нивелировка положений всех категорий

зависимого насе­ления. Своеобразный характер этой нивелировки заклю­чался в

том, что она как бы объединяла два идущих друг другу навстречу процесса:

наряду с общим ограничением свободы, закрепощением различных категорий

зависимо­го населения произошло распространение на все эти кате­гории, в том

числе и на колонов, правовогр статуса, который нес в своей основе

экономические отношения рабовладель­ческого общества.

Значительная близость колона ко всей системе рабовла­дельческих отношений,

промежуточный характер его по­ложения между классическим рабом и

средневековым кре­постным крестьянином определяется, в частности, тем, что

орудия производства. Из античных источников хорошо известно, что в период

ранней импе­рии собственник земли давал колонам в пользование все орудия

труда. В последние века существования империи права земельных собственников

на инвентарь, которым поль­зовались колоны, и вообще на все имущество

колонов, были закреплены законодательно. Так, например, в законодатель­стве

времен Аркадия и Гонория (конец IV века) указывается, что все имущество

колона принадлежит его господину, в кодексе Феодосия говорится, что колон не

имеет права от­чуждать землю и вообще что-либо из своего имущества без

согласия господина. В начале VI века кодекс Юстиниана законодательно

подтвердил, что все имущество колона при­надлежит его господину. Таким

образом, колон, хотя он и вел самостоятельное хозяйство, не пользовался

никакой имущественной правоспособностью и не имел собственности на орудия

производства. Это и было существенной чертой, которая отличала колона от

феодального крестьянина. Отношения к орудиям производства и те формы

распределения продуктов производства (оброки и повинности колонов), которые

господствовали в:позднерим6кой империи, в значительной степени сближали

колона и раба в смысле их малой заинтересованности в результатах собственного

труда. Одно из наиболее характерных противоречий рабовладель­ческого способа

производства, таким образом, сохранилось и при этой новой форме эксплуатации

и в труде новой ка­тегорий непосредственных производителей.

Отсутствие права собственности колона на орудия про­изводства было

одновременно той особенностью, которая отличала позднеримский сальтус от

феодального поместья. Наиболее характерной и определяющей чертой последнего

существует единоличная собственность крестьянина на орудия производства и на

свое частное хо­зяйство, основанное на личном труде. Имущественная

не­правоспособность колона, приближавшая его в этом смысле к рабу, исключала

подобную возможность. Так над всеми этими новыми формами более прогрессивного

общественного строя (новая форма земельной собственности, новые формы

зависимости) тяготели старые отношения рабовладельче­ского общества, которые

тормозили и ограничивали раз­витие элементов феодального способа

производства.

Господствующая аристократия позднеримской империи также находилась в

состоянии разложения. Выделялась вер­хушка земельных магнатов, которые были

связаны с крупным землевладением - владельцы сальтусов. Определенное

зна­чение сохранила довольно узкая прослойка денежной и тор­говой знати.

Положение куриалов-рабовладельцев в послед­ние века существования Римской

империи катастрофически ухудшилось, но все-таки курии, как это сказано,

сохраня­лись, а, следовательно, куриалы представляли собой еще определенную

социальную и политическую силу.

Господствующий класс римского общества и в период ранней империи, и даже в

период республики никогда не представлял собой единого целого, однако новое

заключалось в том, что позднеримские земельные магнаты владели своими

огромными поместьями на иных основах, чем крупные зем­левладельцы эпохи

республики или ранней империи - не на правах членов коллектива свободных

рабовладельцев и землевладельцев. В свое время принадлежность к подоб­ному

коллективу, как известно, было необходимым условием владения земельной

собственностью. Позднеримские земель ные магнаты, наоборот, выделились из

этих коллективов, отделились от городов, а в ряде случаев, и от центральной

власти, и поэтому нередко чувствовали себя в своих огромных поместьях

самостоятельными правителями и независимыми царями. Но перерождения этой

правящей верхушки в класс феодалов не произошло и не могло произойти, так как

в основе их экономического и политического могущества лежала еще не

феодальная форма собственности.

Следует также подчеркнуть консервативный характер надстройки позднеримского

общества и, в первую очередь, его политической надстройки. Превращение

римского го­сударства в гигантскую машину для выкачивания налогов и поборов

достаточно ярко свидетельствует о его тормозящей роли, о том, что оно было

серьезным препятствием для раз­вития более прогрессивных отношений. Так,

например, за­крепляя юридически отсутствие у колона права собственности на

орудия производства, государство пр мере своих сил пре­пятствовало

превращению их в производителей типа сред­невековых крестьян.

Императорская власть в Риме в IV - V веках пыталась лавировать между новыми

земельными магнатами и старыми рабовладельцами-куриалами. Если, как нетрудно

убедиться из вышеизложенного, правительство императора Константина открыто

поддерживало крупных земельных магнатов, то в более позднее время, а именно

при императоре Юлиане, наблюдается стремление возродить городские курии. В

этом лавировании также проявлялась известная консервативность римского

государства, оно теряло свою социальную опо­ру. Возможно, оно продолжало быть

необходимым куриалам, но они, постепенно все более и более ослабевая, сами не

могли служить ему достаточно прочной опорой. Для земель­ных же магнатов,

которые все более отходили от центральной власти, государство с определенного

момента, а именно с середины IV века, стало помехой. Правда, в тех случаях,

когда речь шла о подавлении восстаний, крупные земельные магнаты оказывались

заинтересованными в существовании государства и его помощи. Римское

государство даже в по­следние столетия своего существования в основе

оставалось рабовладельческим, ибо оно было продуктом развития именно

рабовладельческих отношений, охранялось и поддерживалось чисто

рабовладельческим правом (юридическое закрепление отсутствия права

собственности у колонов на орудия труда) и чисто рабовладельческой идеологии

Воспитание у сво­бодных граждан презрения к рабам.

Однако и в области идеологии произошли существенные изменения, крупнейшим из

них была победа христианства. Христианское учение, которое возникло в форме

социаль­ного протеста городских плебеев, превратилось затем в

го­сударственную религию рабовладельческой империи, но это произошло уже в

период разложения рабовладельческих отношений, в период кризиса полисной

идеологии - ан­тичной философии, морали, права. Именно потому, что

христианство было наиболее ярким выражением этого кри­зиса, впоследствии

оказалось возможным приспособить его к нуждам того общественного строя,

который пришел на смену рабовладельческому. В целом же элементы нового, те

феодальные институты, которые возникли в зародыше в римском обществе, не

имели перспектив свободного раз­вития и тормозились стойкими, еще неизжитыми

рабовла­дельческими отношениями. Подобное положение вполне закономерно и

понятно, так как все эти институты фор­мировались в Римской империи. В

обстановке гибнущей ци­вилизации, в обстановке рабовладельческого общества,

ко­торое находилось в состоянии глубокого кризиса.

Единственным средством, которое могло бы обеспечить свободное развитие новым

силам, была «коренная рево­люция», способная окончательно похоронить

рабовладель­ческое общество с его еще достаточно мощной политической

структурой. Однако этот переворот не мог быть произведен только внутренними

силами римского общества. Широкие народные движения III - V веков, какими

были восстания багаудов, движения агностиков, несомненно расшатали Рим­скую

империю, но оказались не в состоянии ее окончательно разрушить.

Для этого потребовалось сочетание борьбы внутри об­щества с таким внешним

фактором как вторжение варваров на территорию империи. В результате

объединённого воз­действия этих исторических факторов наступила гибель

За­падной Римской империи, гибель рабовладельческого строя.

3. Заключение.

Древний Рим стал заключительным эта­пом истории древнего мира в целом, и

потому в эволюции его общества и государ­ства. Нашли яркое проявление как

конкрет­ные особенности римской государствен­ности и культуры, так и общие

черты многих древних обществ.

Социально расчлененное общество и государственность стали формироваться на

италийской почве позже, чем в странах Востока и в греческом мире. Самые

ранние ростки цивилизации в Италии появились во второй половине VIII в. до н.

э. в этрусских городах и первых греческих колониях, в то время как в среде

италийских племен еще сохранялись родовые отношения. В V в. до н. э.

оформляется первичная государствен­ность в Риме, видимо, самом развитом

цен­тре италийских племен. Формирование собственно римской государственности

и социальной структуры с ранних времен про­ходило в обстановке мощного

влияния на Рим со стороны этрусских городов и коло­ний Великой Греции, что

определяло слож­ную полиэтничную и культурную основу рождающейся римской

цивилизации. К се­редине III в. до н. э. произошло известное сглаживание

разнородности разных обла­стей Апеннинского полуострова, преодоле­ние

полицентризма культурного процесса и некоторая социально-политическая

унифи­кация, которая усиливалась в ходе посте­пенного завоевания Римом Италии

и соз­дания Римско-италийского союза как ново­го типа политического

объединения. Начав­шийся процесс романизации Италии означал создание новой

экономической си­стемы, существенных изменений социаль­но-классовой

структуры, нового типа госу­дарственного устройства, основ новой куль­туры.

Наиболее важной особенностью про­цесса романизации стало, с одной стороны,

пшершение формирования и расцвет полисно-общинных институтов, с другой - был

намечен путь к их преодолению.

Романизация Италии, с одной стороны, вела к нивелированию полисно-общинных

структур под римский образец, с другой - сама римская цивитас обогащалась за

счет заимствования ряда институтов из грече­ских полисов, этрусских городов,

италий­ских племенных образований. Вместе с тем в рамках государственного

объединения Италии превращение союза полисов и об­щин в новое политическое и

социально-экономическое целое представляло собой совершенно новое, чем

традиционная ци­витас, социально-политическое образова­ние. Консолидация и

романизация Италии усиливались и в силу того, что с середины III в. до н. э.

Рим вступил на путь завоевания внеиталийских территорий. После Пуни­ческих

войн III в. до н. э. были образованы первые внеиталийские административные

единицы-провинции. В I в. до н. э. такие провинции охватывали все

Средиземно­морье. Создание провинциальной системы с особым статусом

управления как завое­ванными и оккупированными территория­ми резко выделяло

Италию по своему политическому и юридическому положе­нию как страну, где

живут римские гражда­не или их союзники, принадлежащие зачастую к одному

этносу. Ограбление про­винций и приток рабской силы и матери­альных ценностей

в Италию способст­вовали созданию и внедрению в ней клас­сического

рабовладения, нового типа товар­ной экономики. Установление экономичес­ких

связей между различными областями приводил к объединению вокруг Рима

обо­собленных полисно-общинных образова­ний, созданию новых надполисных

учреж­дений и отношений.

Вызревание новых надполисных струк­тур, отмирание или трансформация общинных

ПАДЕНИЕ РИМА ПАДЕНИЕ РИМА

ПАДЕ́НИЕ РИ́МА (476 год), гибель Западной Римской империи под ударами варварских племен вестготов, гуннов, вандалов и остготов, растянувшаяся более чем на полвека. Около 376 король вестготов Аларих (см. АЛАРИХ I) вторгся в римские владения, после того как он в течение 30 лет разорял балканские провинции и Грецию. В 408 он появляется в Италии, дважды осаждает Рим, однако уходит, удовлетворившись огромным выкупом, и провозглашает императором Аттала, который однако быстро выходит из-под контроля Алариха. Тогда Аларих снова осаждает Рим, 24 августа 410 захватывает его и в течение трех дней подвергает разграблению, оставив нетронутыми лишь христианские церкви. Уйдя затем на юг Италии, он вскоре скоропостижно умирает близ города Козенца в Калабрии. Падение Рима произвело огромное впечатление на современников. Под впечатлением этого события Августин (см. АВГУСТИН Блаженный) написал свое сочинение «О граде Божьем», в котором рассматривал гибель Рима как закономерное наказание за бесчисленные грехи.
В 430-440-х годах римляне с трудом отразили нападение вождя гуннских племен Аттилы (см. АТТИЛА) , опустошавшего с помощью своего 700-тысячного войска провинции Паннонии, Мезии и Галлии. Новое испытание выпало на долю Рима в 450-е годы в связи с вторжениями вандалов. Эти племена пришли с территории Меотиды (современное Азовское море), около 410 вторглись в Испанию, а затем в Северную Африку, где основали свое королевство со столицей в Карфагене. Построив внушительный флот, вандалы начали совершать опустошительные набеги на Сицилию, Сардинию и Италию. В конце мая 455 вождь вандалов Гейзерих высаживается с войском в устье Тибра под предлогом отказа римского императора Петрония Максима сочетать браком сына Гейзериха с дочерью императора Валентиниана III Евдокией. В Риме началась паника, Петроний Максим погиб. Гейзерих подверг Рим разграблению в течение 14 дней, а затем, захватив вдову и дочерей императора Валентиниана III и несколько тысяч римских ремесленников, покинул разрушенную столицу. Сицилия, Сардиния, Корсика и Балеарские о-ва перешли под власть вандалов. Западная Римская империя уменьшилась до размеров Италии.
Со времени вторжения Алариха власть императоров Западной Римской империи становится чисто номинальной. Реальная власть находится в руках военачальников, преимущественно варварского происхождения. В 475 командующий войсками римский патриций Орест, бывший некогда секретарем гуннского вождя Аттилы, а при императоре Непоте обладавший фактической властью, объявляет императором своего 16-летнего сына Ромула Моммилия Августула (см. РОМУЛ АВГУСТУЛ) , который стал последним официальным императором Западной Римской империи. Уже в следующем, 476 году, наемные войска подняли бунт. Во главе взбунтовавшихся наемников стоял Одоакр (см. ОДОАКР) , ругиец по происхождению, служивший в преторианской гвардии. Он умертвил Ореста и свергнул с престола Ромула Августула. Самому Ромулу он сохранил жизнь и свободу, дав ему в удел имение в Кампании. Объявленный наемниками королем, он отказался от императорского титула, отослав инсигнии императорской власти в Константинополь. Одоакр мотивировал это тем, что сами италийцы и римский сенат считают существование самостоятельной империи на Западе ненужным. Именно это событие уже в 6 в. стало считаться официальной датой гибели Западной Римской империи.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ПАДЕНИЕ РИМА" в других словарях:

    Ромул Август был свергнут как император Западной Римской империи в 476 еще молодым. Юлий Непот однако продолжал требовать звания Западного Императора после его смещения. Падение Западной Римской империи одна из проблем в историографии древней… … Википедия

    Об аналогичных событиях см. разграбления Рима. Коннетабль Шарль де Бурбон предводитель императорской армии, сложивший голову при взятии Рима. Разграбление Рима 6 мая 1527 года (итал. Sacco di Roma) ключевой эпизод Итальянских войн, в ходе… … Википедия

    - (29 мая 1453) взятие турками османами столицы Византийской империи, приведшее к окончательному ее падению. Наступление турок османов (название дано по образованному в 1299 в Малой Азии султанату династии Османов (см. ОСМАНЫ)) на Византию привело … Энциклопедический словарь

    Ромул Август был свергнут как император Западной Римской империи в 476 ещё молодым. Юлий Непот однако продолжал требовать звания западного императора после его смещения. Падение Западной Римской империи одна из проблем в историог … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Падение Константинополя (значения). Падение Константинополя Турецко византийские войны … Википедия

    Захват Рима готами (24 26 августа 410 года) разграбление Рима готами в августе 410 года. Во время вторжения в Италию осенью 408 года войско вестготов под предводительством короля Алариха в 1 й раз осадило Рим. Получив богатый выкуп, Аларих… … Википедия

    Захват Рима готами (24 26 августа 410 года) разграбление Рима готами в августе 410 года. Во время вторжения в Италию осенью 408 года войско вестготов под предводительством короля Алариха в 1 й раз осадило Рим. Получив богатый выкуп, Аларих снял… … Википедия

    Основание Рима … Википедия

Книги

  • Величие и падение Рима. Книга 1 (Том I - II) , Ферреро Гульельмо. Пятитомный труд выдающегося итальянского историка и публициста, впервые вышедший в свет в 1902-1907 гг., посвящен гражданским войнам в Риме, приведшим к падению Республики и утверждению…

Конец V века, когда Западная Римская империя перестала существовать, был завершением эпохи античности. Вместе с империей римлян в прошлое ушла целая эпоха со своими ценностями, идеалами и особым мировоззрением. Античные устои уступили своё место средневековым, христианским по своей сути, принципам.

Римское общество и государство накануне падения

Разложение римского общество началось задолго до 476 года. Крайне тяжело государство пережило Кризис III века, когда на престоле постоянно сменялись солдатские императоры, не способные укрепить империю. В III-IV веках на римском престоле были люди, мыслящие государственными масштабами и способные на серьёзные реформы. Благодаря императорам Диоклетиану и Константину, римское величие на время возродилось. Однако процесс разрушения уже невозможно было остановить. К основным причинам грядущей катастрофы исследователи относят:

  • Политическую и этническую неоднородность империи. Уже во II веке было заметным различие между восточной аристократией, представители которой восходили к знатным древнегреческим родам, и западной знатью. В будущем культурно-исторические и политические различия приведут к разделению единого государства на Западную и Восточную Римские империи. Не было единства и среди самих римских граждан и правящей верхушки, о чём свидетельствует целая череда гражданских войн, происходивших на протяжении III-V веков.
  • Разложение римской армии. К IV веку образ мужественного римского легионера окончательно остался в прошлом. Римляне потеряли всякий интерес к армейской службе и шли туда только ради денег. Ещё при Септимии Севере (193-211) из-за нехватки добровольцев в армию стали принимать варваров, что позже вылилось в падение воинской дисциплины. Кроме того, Север для того чтобы поднять престиж ремесла военного, разрешил легионерам покупать землю и вступать в брак до завершения службы. Реформы Севера, безусловно, сыграли свою роль в укреплении боеспособности государства, но позже стала проявляться обратная сторона его преобразований. Легионные лагеря стали превращаться в посёлки, где текла обычная мирная жизнь. Римские отряды теряли свою мобильность, а воины – сноровку. Начальники лагерей отныне должны были совмещать военное руководство с решением гражданских задач, из-за чего в штабах начался процесс бюрократизации, в которой позже погрязнет весь государственный аппарат.
  • Кризис языческого мировоззрения. Со временем римляне потеряли и свои прежние религиозно-мировоззренческие идеалы, лежавшие в основе римской государственности. Представления о прежних героях и богах образованным людям уже казались наивными, попытка властей ввести культ «гения» императоров также провалился. С I века н. э. римская аристократия склонялась к учению стоиков, а в среде низшего сословия и рабов всё больше распространялась идея о появлении спасителя, который восстановит справедливость. Образ спасителя соединился с образами языческих умирающих и воскресающих богов (Осириса, Аттиса, Митры), а также с представлением о том, что за чертой смерти начинается новая жизнь, где каждому воздастся по его деяниям. Постепенно на этой базе стало развиваться христианство, устои которого коренным образом отличались от идеалов древнеримской мифологии. Император Константин в 313 году провозгласил религиозную терпимость, что фактически означало победу христианской церкви и окончательный распад языческого мировоззрения.
  • Экономическую ситуацию. В IV веке в империи началось разложение рабовладельческого строя, повлекшее за собой захирение городов, возвращение к натуральному хозяйству, разрушение экономических связей между разными регионами, огрубление ремесла. Поскольку роль центров ремесла и торговли переходила от городов к крупным землевладельцам, последние стали составлять серьёзную конкуренцию императорской власти. Последние римские императоры уже не могли тягаться с аппетитами своих подданных. Для поддержания государства и его казны императоры повышали налоги, из-за чего массово разорялись крестьяне и ремесленники.
  • Набеги варваров. Многие историки считают именно этот фактор главной причиной разрушения Западной Римской империи. Впервые римляне столкнулись с варварами во II веке, но тогда им достаточно легко удалось отразить угрозу. Впрочем, небольшие стычки на границах империи с тех пор стали для римских легионеров постоянными. Во второй половине III века началось Великое переселение народов, когда целые орды азиатских кочевников двинулись с просторов Восточной Сибири, Монголии, Китая и т. д. на запад. В авангарде этого движения находились гунны – грозные и бесстрашные завоеватели. Из-за постоянной военной угрозы император Константин был вынужден перенести столицу своего государства в Константинополь, что послужило толчком для развития и роста богатств восточной части империи, но в то же время стало ещё причиной упадка западной её половины. Многие европейские племена, спасаясь от гуннов, просили римских императоров убежища. В 378 году состоялось сражение между римским императором Валентом и вестготами, поселившимися на окраинах империи. В этой битве варвары не только разбили римское войско, но и убили императора. Все дальнейшие отношения римских императоров с варварами можно охарактеризовать как лавирование. Рим то подкупал варварских вождей, то пытался стравить их друг с другом, то пытался дать им отпор. В 395 году империя была официально поделена на Западную и Восточную части. Силы Западной империи были слишком слабы, чтобы самостоятельно справиться с варварской угрозой. Племена свевов, вандалов и других стали захватывать обширные области и основывать тут собственные государства. С каждым годом римские императоры были вынуждены делать всё новые и новые уступки варварам.

Последние годы империи

К V веку государство окончательно перестало справляться с возложенными на него функциями. Императоры не могли ни остановить хаос внутри своего государства, ни положить конец постоянным набегам варваров. Между тем, варвары уже не ограничивались походами на окраины государства, угроза нависла над самим Вечным городом. В 410 году Рим был взят и разграблен королём вестготов – Аларихом, пока император Гонорий прятался от варваров в Равенне. Для современников это событие было настоящим крахом старого мира. Впрочем, империя пока ещё продолжала существовать. В 451 году в Каталаунских полях римлянам, временно объединившимся со своими врагами – вестготами, саксами и другими племенными союзами, даже удалось остановить грозного вождя гуннов – Атиллу.

Впрочем, эта победа не оказала особого значения на дальнейшую судьбу Рима. Четыре года спустя город был разграблен вандалами. После погрома, который был учинён в городе именем этого племени стали означать любые акты бессмысленного разрушения.

Последним по-настоящему значимым человеком в древнеримской истории был император Юлий Майориан (457-461). Он инициировал череду реформ, направленных на возрождение былого величия империи. Однако начинания Майорина расстраивали планы варварских королей и провинциальной знати, привыкшей к самостоятельности. Поэтому вскоре император был убит. После его смерти на римском престоле сменилось несколько совершенно незначительных фигур. В 476 году полководец Одоакр (германец по происхождению) сверг последнего римского императора, которого, по иронии судьбы звали Ромул – точно также как и легендарного основателя Рима, и основал собственное государство. Так закончилось существование Западной римской империи.

476 год историки согласно считают рубежной датой в истории Европы. Закончила свое существование Западная Римская империя и началась собственно история средневековой Европы. К началу V-го века Римская империя, особенно западная ее часть, находилась в состоянии глубокого кризиса. Кризис затронул разные сферы жизни – экономику, политику, государственное устройство и идеологию. С прекращением завоевательных войн Рима возникла серьезная проблема, связанная с обеспечением рабочей силой.

Распространение христианства и борьба христианства с язычеством означали многочисленные конфликты среди населения Римской империи. В целом, происходило становление догматики христианства, и среди самих христиан также не было согласия.

Еще более серьезной проблемой для Римской империи этого времени стало нашествие варваров. К началу V-го века варварские племена прорвали границу Римской империи и опустошали римские провинции. Многие из римских полководцев на самом деле были варварами по происхождению и успешно сражались даже против своих соплеменников. Многие отряды римской армии состояли из варваров-наемников, и целые варварские народы, получив статус федератов или союзников Рима, также вставали на защиту римского государства.

Серьезной проблемой для Римской империи стала ситуация вокруг собственно Рима. Великий вечный город, центр империи, город, с которого начиналась римская история, в 5-м веке уже испытывал серьезные проблемы и не раз подвергался опустошению. Первый раз падение Рима произошло в 410-м году, когда Рим подвергся нашествию варваров вестготов (западных готов) под руководством Алариха. Готы, захватив Рим, тем не менее пощадили христианские базилики, где укрылись многие жители города.

Прошло немного времени и над Римом нависла новая угроза: в 452 году к территории Средней Италии подступило войско гуннов – войско Аттилы. Однако, следует сказать, что римлянам в 452-м году повезло – то ли болезнь, которая распространилась среди гуннов, то ли падеж скота (а для кочевников это всегда немаловажно), то ли те богатства, та дань, которая была собрана населением Рима – все это помогло избежать кровопролития и избежать захвата Рима гуннами. Гунны не пошли опустошать территорию Средней Италии.

Но далее, в 455 году, Рим подвергся новому нашествию, на этот раз по-настоящему опустошительному. В 455 году, приплыв с побережья Северной Африки, куда эти варварский народ пришел с побережья Балтийского моря, войско вандалов опустошает Рим. И вандалы на этот раз действительно разграбили Рим, увезя не только всю добычу, в частности, металлы (они сняли крышу с храма Юпитера Капитолийского), но и захвати массу пленников, среди которых была и семья императора.

Года, прошедшие с 455 до 476 года – это года постоянных междуусобиц, постоянной борьбы за престол. За эти годы на римском престоле сменилось 8 императоров и далеко не все из них мирно закончили свои дни. В 476 году в результате очередного переворота императором становится совсем юный Ромул Август. Прошло несколько месяцев и летом 476 года и этот император был свергнут наемниками, и регалии императорской власти, ее символ, были отправлены в Константинополь императору Зенону. С этого момента Римская империя на Западе перестает существовать и, как мы считаем, начинается история средневековой Западной Европы.

Современники не особенно оценили произошедшее событие. Они считали, что в Римской империи в очередной раз имеется один император, чья власть распространяется и на западные, и на восточные земли. Рим не подвергся опустошению, а к переворотам и к мятежам наемников жители империи к тому времени уже привыкли. Они, конечно, не могли догадываться, что теперь империя вернется на западные земли еще не скоро, и что наступает время варварских королевств, время начала Средневековья.