Признаки уверенного поведения. Неуверенное поведение

Развитие навыков коммуникативности. Тренинг уверенного поведения в форме игры.

Цель занятия:

приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведение через развитие социально-психологической компетенции личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.

Задачи:

последующий анализ сильных и слабых сторон личности каждого участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе через развитие социальной активности, преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Аудитория: 8 человек (малая группа).

Продолжительность занятия: 50-60 минут.

Ход занятия:

1. Приветствие участников, гостей и обозначение темы занятия.
2. Упражнение «На что похоже настроение».
Участники по очереди говорят на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше психологу: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Затем психолог обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.
Цель упражнения: выявить психоэмоциональное состояние участников тренинга, настроить на рабочий лад.
3. Упражнение «Ассоциации».
Психолог предлагает участникам группы охарактеризовать понятие «общение», это может быть образ, личностные качества или что-то другое (все высказывания фиксируются на листе бумаги самим психологом). Затем подводится итог и дается общее определение этому понятию. Это определение может выглядеть следующим образом:
Общение – многоплановый сложный процесс установления и развития контактов между людьми, содержащий различную информацию, который порождается потребностями в совместной деятельности.
Цель упражнения: теоретическое обоснование темы занятия, проявлять умение участников выражать свои мысли и доводы в попытке избавиться от социальных страхов, в первую очередь стеснения и неуверенности.
Затем психолог вместе с группой в процессе разговора выясняют, какие виды общения существуют:
Вербальное общение – общение с помощью речи.
Невербальное общение – общение с помощью мимики, жестов, поз и телодвижений. Невербальное общение помогает нам эмоционально окрашивать речь, а глухонемым людям общаться друг с другом.

4. Упражнение «Всё скажу без слов».

Материалы: карточки с выражениями:

Учитель у доски рассказывает ученику новую тему.

Ученик списывает контрольную на глазах у учителя.

Врач принимает пациента.

Друзья отдыхают на море.

Участники делятся на пары, психолог раздает каждой паре карточки с выражениями. Участники не прибегая к речи, а с помощью мимики, жестов и телодвижений должны будут объяснить присутствующим ту ситуацию, которая написана в карточке.

Цель: демонстрация навыков невербального общения, умение самовыражаться, преодоление социальных страхов, в первую очередь застенчивости и неуверенности.

Время подготовки: 3-5 мин.

Также участники в процессе дискуссионного обсуждения пытаются дать определение термину «уверенное поведение», а также выявить, какого человека можно назвать уверенным в себе. Затем подводятся итоги этого обсуждения и психолог приводит пример одного из обобщенных определений уверенности в себе:

Под уверенностью в себе понимают способность человека предъявлять свои требования и запросы в процессе общения с окружающими и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования, осмеливаться их проявлять и обладание навыками их осуществления.

Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят собеседника глазами», всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Например, когда ученик вступает в дискуссию с учителем, сначала внимательно его слушает, а затем уже дает свое объяснение тому или иному проблемному вопросу. Или когда на собрании человек может четко высказать свое личное мнение по тому или иному вопросу.

На словах уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение я, не боятся выражения личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.

5. Упражнение «Комплименты».

Все участники сидят в кругу, первый участник говорит комплимент сидящему рядом с собой и берет его за руку. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу и берет его за руку. Так продолжается до тех пор, пока круг не замкнется.

Цель упражнения: установление контакта участника тренинга с группой, умение самовыражения и преодоление социальных страхов.

6. Упражнение «Клубочек».

Материалы: клубок ниток.

Участники сидят в кругу, психолог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: « Что ты любишь? Чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа образовавшаяся фигура. Участники могут узнать много нового друг о друге.

Если психолог вынужден помогать затрудняющемуся человеку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает участнику. В результате можно увидеть людей, испытывающих затруднения в общении, у психолога с ними будут двойные, тройные связи.

Цель упражнения: выявление лиц, имеющих проблемы в общении, высказывании своих мыслей, формирование навыков уверенного поведения.

7. Упражнение «Конфликтная ситуация».

Материал: текст со словами притчи «Виноград».

В обсуждении упражнения могут участвовать не только группа, но и гости.

Как-то шли по дороге четыре человека: турок, перс, араб и грек, их свела вместе сама судьба на неопределенный промежуток времени. Где-то на середине пути они нашли динар. Этот динар и стал причиной их ссоры. Один из них захотел купить на динар ангур, но другой сказал, что динар они нашли вместе и он имеет право купить на него эйнаб. Тут в спор включился третий из странников: «Мы могли бы купить узум». Однако и у четвертого спутника были планы на этот динар: «Мы приобретем стафил». Так спор перерос в драку, каждый считал, что он знает лучше, на что потратить динар, однако доводы были неубедительны. Каждый старался настоять на своем, и в ход пошли кулаки.

Возможно, все так и продолжалось бы, если б на их пути не появился старец. Он выслушал каждого из них и стал объяснять, что все говорят об одном и том же, но на своем языке.

А как вы считаете, каким образом можно было бы разрешить их спор?

После того, как будут выслушаны предложенные варианты, психолог рассказывает окончание притчи: «Старец сказал, что проще всего было бы пойти на рынок и показать то, что хотел купить каждый из странников. Однако путники все еще продолжали выражать недовольство в адрес друг друга. Тогда старец дал каждому по веточке и попросил их нарисовать то, что они хотели бы приобрести на рынке на найденный динар. Каково же было их изумление, когда они увидели на пыльной дороге изображение четырех гроздей винограда. Странники хотели поблагодарить старца, но он уже исчез».

Цель упражнения: выяснение стратегий поведения участников в конфликтной ситуации, самовыражение и борьба с социальными страхами, умение анализировать материал, обобщать и выделять конкретное.

Вопрос для обсуждения:

Какой же вывод можно сделать по всей притче?

8. Упражнение «Веселое интервью».

Материалы: карточки с вопросами и ответами:

Вопросы:

  1. ЧАСТО ЛИ ВЫ РИСКУЕТЕ СВОЕЙ РЕПУТАЦИЕЙ?
  2. СТРАШНЫ ЛИ ВЫ В ГНЕВЕ?
  3. ВЫ ХОТЕЛИ БЫ УЛЕТЕТЬ НА ДРУГУЮ ПЛАНЕТУ?
  4. ВЫ ПРИНОСИТЕ ПОЛЬЗУ ОБЩЕСТВУ?
  5. ВЫ МОЖЕТЕ ВЫПРЫГНУТЬ ИЗ САМОЛЕТА БЕЗ ПАРАШЮТА?
  6. ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ БЫТЬ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ?
  7. КОГДА ВЫ РАЗДРАЖЕНЫ, ВЕДЁТЕ СЕБЯ ПРИЛИЧНО?
  8. С РАДОСТЬЮ ЛИ ВЫ ИДЁТЕ НА УЧЕБУ?
  9. ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ КОКЕТНИЧАТЬ?
  10. ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ПОХОЖИМ НА ШВАРЦЕНЕГГЕРА?
  11. ОТКРОВЕННЫ ЛИ ВЫ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ?
  12. НРАВИТЬСЯ ЛИ ВАМ НОСИТЬ ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ?
  13. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СМОТРЕТЬ СКВОЗЬ СТЕНУ, ЧИТАТЬ МЫСЛИ НА РАССТОЯНИИ?
  14. ВЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ НА ГРАНИ БЕЗУМИЯ?
  15. ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ?
  16. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ЛЕТАТЬ ВО СНЕ?

Ответы:

  1. НУ, КОНЕЧНО, ХОТЯ ЭТО НЕ ТАК-ТО И ПРОСТО.
  2. ОБ ЭТОМ ВСЛУХ НЕ ГОВОРЯТ.
  3. ДЛЯ МЕНЯ ЭТО МЕЛКИЕ МАСШТАБЫ.
  4. ПРИДЁТ ВРЕМЯ, И Я ЧЕСТНО В ЭТОМ ПРИЗНАЮСЬ, А ПОКА – НИКОМУ.
  5. ТОЛЬКО ЕСЛИ НИКТО НЕ ВИДИТ.
  6. НЕТ, Я СЛИШКОМ ХОРОШО ВОСПИТАН.
  7. Я СВОЮ ЖИЗНЬ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ БЕЗ ЭТОГО.
  8. МЫ ВЕДЬ НЕ АНГЕЛЫ, ВСЯКОЕ БЫВАЕТ.
  9. КОГДА ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ.
  10. ПОСМОТРИТЕ НА МЕНЯ ВНИМАТЕЛЬНО И САМИ ВСЁ ПОЙМЁТЕ.
  11. ДА, ЭТО МНЕ ДОКТОР ПРОПИСАЛ.
  12. Я НЕ СПОСОБЕН НА ТАКУЮ ГЛУПОСТЬ.
  13. НЕТ, ОДНАЖДЫ Я ПРОБОВАЛ, НО НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ.
  14. ДА, И В ДОКАЗАТЕЛЬСТВО МОГУ ПРЕДОСТАВИТЬ СПРАВКУ.
  15. КАК-ТО НЕ ПРЕДСТАВИЛОСЬ СЛУЧАЯ. А ТО БЫ Я…
  16. ДА, НО ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ МОЙ НЕДОСТАТОК.
  17. ДА, ЭТО МОЁ НОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ.
  18. ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ, ТАК КАК НЕ ХОЧУ ПОРТИТЬ РЕПУТАЦИЮ

Каждый участник вытягивает карточку с шуточным вопросом и задает его соседу, а он в свою очередь тянет карточку с ответом, отвечает на него. Далее вытягивает новую карточку с вопросом и задает его своему соседу. Так продолжается по кругу.

Цель упражнения: взаимодействие, положительный эмоциональный настрой через юмористическую игру.

9. Подведение итогов занятия.

Психолог с группой делают выводы по занятию, отвечают на следующие вопросы:

Для чего же нам нужно общение?

Затруднялись ли Вы выражать свое мнение? Чем это было вызвано?

Как Вы сейчас себя чувствуете, есть ли усталость?


Развитие уверенности в себе начинается с устранения демона, который называется страх; этот демон сидит у человека на плече и нашептывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»

И. Хилл. Закон успеха

Уверенное поведение – это собирательное понятие, включающее в себя различные составляющие. Это поведение:

♦ Целенаправленное. Цели – это образы предвосхищаемых результатов, т. е. того, что человек рассчитывает получить в результате своих действий. При уверенном поведении он достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. Однако не любые цели служат предпосылкой уверенного поведения. Во‑первых, они должны быть реалистичными, т. е. принципиально достижимыми данным человеком с учетом имеющихся у него возможностей и ограничений. Во‑вторых, должны быть конкретными, такими, чтобы точно представлять, на основе чего, по каким именно критериям можно было бы судить, достигнуты они или нет. В‑третьих, более целесообразно определять для себя цели в позитивных терминах: как образ того, что планируется достигнуть, а не того, что хотелось бы избежать.

♦ Ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания по их поводу. Даже если цели ставятся достижимые и действия совершаются именно те, которые позволяют к ним приблизиться, возникновение тех или иных затруднений в большинстве случаев все равно неизбежно. К ним следует относиться как к жизненной данности. Но реагируют разные люди на эти затруднения по‑разному. Для неуверенного человека они превращаются в такие препятствия, которые вызывают массу негативных переживаний, но конструктивную активность, направленную на их преодоление, не вызывают. Человек тратит массу сил именно на эти переживания, при этом не продвигаясь к целям. Или, другая крайность, тратит все силы на преодоление возникших препятствий, которые в реальности вообще не преодолимы, вызвавшие их обстоятельства не зависят от человека. И сталкиваясь при этом с очередными неудачами, переживает все сильнее. Уверенный же человек способен к рациональному анализу возникающих затруднений и, если те представляются преодолимыми (при разумных, оправданных затратах времени и сил), тратит усилия именно на то, чтобы их преодолеть. Если же препятствия оказываются слишком серьезными или вообще непреодолимыми, такой человек не «ломится лбом в закрытую дверь», а пересматривает цели или ищет другие способы их достижения.

♦ Гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку. Такой человек быстро ориентируется в ситуациях новизны и неопределенности, способен оперативно пересматривать те модели поведения, которые не приводят к положительным результатам. Особенно ярко гибкость проявляется в общении. Уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит. Он, в зависимости от ситуации общения, может принимать на себя различные социальные роли и вести себя в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют. Неуверенный же человек постоянно прячется за какую‑то социальную роль, ведет себя согласно ей без учета той ситуации, в которой находится (например, как военный, всегда и со всеми общающийся с командных позиций, настолько «сросшийся» с этой ролью, что для него становится практически невозможно общаться как‑то иначе).


♦ Социально ориентированное – направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям», а не «от людей» или «против людей». Такой человек стремится к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Эта стратегия поведения сохраняется и тогда, когда человек встречается с затруднениями. Для их преодоления уверенный человек при необходимости использует социальные ресурсы, обращается к окружающим за поддержкой. Другие стратегии подразумевают либо уход в себя, замыкание в своем внутреннем мире, одиночество (движение «от людей»), либо противопоставление себя окружающим, вражду с ними, агрессию (движение «против людей»). Если человек склонен к какой‑либо из этих стратегий, то при возникновении жизненных затруднений такая склонность тоже усиливается: замкнутый отторгается от людей еще больше, становится нелюдимым, а настроенный враждебно – переходит к открытой агрессии. В подавляющем большинстве случаев это приводит к тому, что возникает своего рода заколдованный круг, проблемы в результате такого поведения усиливаются еще больше.

♦ Сочетающее спонтанность с возможностью произвольной регуляции. Когда обстановка требует немедленных действий, человек их совершает, но при необходимости может и управлять своими спонтанными реакциями. Это касается не только поведения, но и эмоционального реагирования. Такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости (например, когда обстановка не позволяет проявлять их внешне или они слишком сильные, препятствующие адекватному восприятию действительности) он готов взять их под контроль.

♦ Настойчивое, но не переходящее в агрессивное. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это, по возможности, не в ущерб интересам других людей. Конечно, уверенное поведение не означает жертвенную позицию и отказ от своих интересов. Напротив, такой человек готов отстаивать их весьма жестко, идти ради них на конфликт. Но, во‑первых, в таких конфликтах он концентрируется именно на отстаивании своих интересов, а не на том, чтобы оскорбить, унизить или обидеть собеседника как личность. Во‑вторых, уверенный человек не конфликтует без объективных поводов к тому. Если то, из‑за чего возникла напряженность, для партнера важнее, чем для этого человека, или если ему важнее сохранить гармоничные взаимоотношения, он готов уступить, пожертвовать своими интересами. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешить конфликт гибко, с учетом всех нюансов ситуации.

♦ Направленное на достижение успеха, а не на избегание неудачи.

Человек ориентирован на то, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, но не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Размышляя над своими целями, такой человек представляет себе их успешное достижение, а не то, как он терпит неудачу. Например, начиная готовиться к экзамену, уверенный человек представляет его успешную сдачу, и стремится именно к этой цели. Неуверенный же представляет, как он «проваливает» экзамен, и устремлен к тому, чтобы эта ситуация не воплотилась в реальность. Первый из этих видов мотивации эффективнее и с большей вероятностью приводит к успехам. Во‑первых, когда человек видит благоприятный исход предстоящего дела, его эмоциональное состояние куда лучше, чем когда он думает о неудаче. Как следствие, и его деятельность будет более эффективной, что повысит шансы на достижение успеха. Во‑вторых, когда мы детально представляем что‑либо, то волей‑неволей начинаем воплощать это в реальность. Особенно ярко это заметно на примере так называемых идеомоторных движений – достаточно представить себе какое‑либо двигательное действие, как соответствующие мышцы начинают совершать небольшие, обычно незаметные для нас, но вполне реальные движения, нужные для него (этот эффект даже используется в спортивных тренировках). В сфере душевного реагирования происходит принципиально то же самое – что мы себе представили, то наша психика исподволь и начинает воплощать в действительности.

♦ Созидательное. Человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было (будь то окружающие люди или собственные особенности психики), а вместо этого создает то, что считает нужным. Это как в бизнесе, где побеждает не тот, кто тратит ресурсы на борьбу с конкурентами, а тот, кто делает свое дело более эффективно, чем они. Победить дурную привычку – заменить ее хорошей. Отказаться от неэффективного способа мышления или поведения – выработать другой, более эффективный. Преодолеть собственную неуверенность – значит, овладеть способами уверенного поведения. Как гласит народная мудрость, «лучше бороться за что‑то, чем против чего‑то».

«Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. п. в отношении своего окружения»

(Старшенбаум, 2006, с. 92).

Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно – в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного и неуверенного поведения тоже ярче всего заметны в ситуациях общения.

Человек, уверенный в себе, выглядит спокойным, держится с достоинством. У него открытый взгляд, ровная осанка, спокойный и уверенный голос. Он не суетится, не заискивает, не выказывает раздражения. Уверенный в себе человек умеет отстаивать свою позицию, не прибегая ни к агрессии, ни к пассивно‑зависимому поведению. Он откровенно высказывается о своих потребностях, а также о желаемых действиях со стороны партнеров, делая это без враждебности и самозащиты, способен отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим людям .

Поведение неуверенного человека бывает двух типов: пассивнозависимым и агрессивным.

Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить

0 своих желаниях и потребностях в косвенной форме, «обиняками», пассивен, но при этом не готов принять и то, что может предложить партнер.

Неуверенность проявляется и через прямо противоположное, агрессивное поведение, когда кричат, оскорбляют, размахивают руками, смотрят с презрением и т. п. Агрессивность в поведении, как это ни покажется странным, тоже признак неуверенности. Такое поведение характеризуется требовательностью или враждебностью, человек «переходит на личности» и зачастую обращает внимание не столько на то, чтобы удовлетворить свои потребности, сколько на то, чтобы наказать другого.

В табл. 8 (Алберти, Эммонс, 1998, с изменениями) приведена сравнительная характеристика этих видов поведения.

Таблица 8

Иногда уверенное поведение рассматривается как промежуточное между застенчивым и агрессивным, агрессия трактуется как следствие избыточности уверенности. Между тем, результаты психологических исследований агрессивности убедительно показывают, что она в большинстве случаев сопровождается не чрезмерно высокой, а как раз недостаточной уверенностью в себе. Корректнее говорить о том, что она, как и застенчивость, представляет собой один из вариантов проявления неуверенного поведения.

В чем же тогда различие между теми, у кого неуверенность приводит к застенчивости, и теми, у кого она проявляется в форме агрессии? Есть основания полагать, что основное различие между этими типами реагирования связано с тем, чему человек склонен приписывать ответственность за собственную неспособность достигнуть цели. Застенчивые люди приписывают ее самим себе (рассуждения выстраиваются по типу «У меня не получается, потому что я сам плохой»). Агрессивные же перекладывают ответственность на других людей или на окружающую действительность в целом («У меня не получается, потому что ты мне мешаешь»). Схематично это можно отразить следующим образом (см. рис. 7):

В российской ментальности уверенность в себе нередко воспринимается как отрицательное качество, отождествляясь с наглостью и самодовольством. Между тем, объективных оснований приравнивать эти понятия нет. Как уже подчеркивалось, уверенный человек отстаивает свои цели таким образом, что это не сопровождается действиями, направленными против окружающих, призванными нанести им какой‑либо вред.

Рис. 7

Уверенность в себе отнюдь не означает безусловно‑высокую самооценку человека. Она подразумевает, что он, наряду с тем, что принимает себя в целом как личность, свои частные способности и умения оценивает реалистично – т. е. далеко не всегда высоко. Самооценка уверенного человека является не столько повышенной, сколько дифференцированной: каждая частность оценивается отдельно, но это не переносится на личность в целом. Неуверенный же человек обладает неустойчивой и малодифференцированной самооценкой, зачастую он рассуждает по схеме «Раз у меня это не получилось – значит, я сам плохой и ни на что не годный, ничего у меня не выйдет». Или, наоборот, «Раз это удалось, то должно получаться и все остальное». И такие прямо противоположные суждения могут меняться по нескольку раз на дню под влиянием малозначимых, случайных факторов. Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в ситуациях, связанных с общением. Так, В. Г. Ромек (2002) отмечает такие проявления неуверенности в себе в межличностных отношениях:

♦ Страх быть отвергнутым или высмеянным. Он становится барьером, в результате действия которого люди даже не пытаются наладить отношения, поскольку заранее убеждены, что ничего хорошего из этого не выйдет.

♦ Заниженная самооценка. Например, люди рассуждают таким образом: «Я посредственный, заурядный, никому не могу быть интересен», «Я не смогу и двух слов вымолвить, общаясь с этим человеком». В результате такой человек, будучи заранее уверен в своей несостоятельности, даже не пытается качественно выполнить дело или выстроить отношения с интересующим его собеседником.

♦ Нерациональные убеждения, препятствующие межличностным контактам. Самые частые варианты этих убеждений: необоснованные обобщения («Доверчивость никому и никогда не приносит ничего хорошего»), глобальные выводы из единичных фактов («Раз эта девушка мной не заинтересовалась – значит, я вообще неинтересный человек»), нереалистичные суждения о долженствовании («Я должен всем и всегда нравиться и не должен показывать свои истинные чувства»).

♦ Излишнее стремление «соблюдать приличие», избежание всяческих личных проявлений из опасения, что они могут кого‑то задеть, обидеть, произвести неблагоприятное впечатление («Что обо мне люди подумают?!») и т. п.

♦ Отсутствие навыков выражения чувств. Такие люди попросту не умеют говорить о своих личных переживаниях, все общение у них получается отвлеченным, касающимся каких‑то внешних предметов, но никак не их самих, своих желаний, потребностей и чувств.

Приведем примеры нескольких связанных с межличностным взаимодействием бытовых ситуаций, в которых у подростков достаточно ярко проявляются навыки уверенного поведения или, напротив, отсутствие таковых:

♦ Беседа с продавцом в магазине: необходимость подробно расспросить его о каком‑либо товаре, попросить продемонстрировать его, перевесить продукты, проверить правильность расчетов и т. п.

♦ Завязать диалог с прохожим: спросить время, выяснить дорогу в то или иное место, помочь найти автобусную остановку или магазин, торгующий определенными товарами.

♦ Общение с учителем, преподавателем в вузе: уточнить критерии выставления оценки за какую‑либо работу, выяснить условия сдачи экзамена, получить индивидуальную консультацию по непонятному вопросу

♦ В общественном транспорте: выяснить у кондуктора или пассажиров маршрут движения, узнать, когда пойдет следующий автобус, во сколько с утра начинается движение на данном маршруте и т. п.

♦ На дискотеке, в клубе и т. п. – завязать разговор с понравившейся девушкой (для девушки – с парнем), пригласить или быть приглашенной на танец, обменяться телефонами или адресами электронной почты.

Несмотря на то что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно, в первую очередь, в общении не со старшими, а со сверстниками. Это дает широкие возможности для развития навыков уверенного поведения посредством специально организованной работы в подростковых группах, участники которых интенсивно взаимодействуют между собой. Для того чтобы подростки научились такому поведению, совершенно недостаточно рассказов о нем, на необходимо смоделировать условия, в которых у участников будет возможность соприкоснуться с ним непосредственно, в собственном жизненном опыте. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг.

Тренинг, направленный на развитие уверенного поведения, включает несколько последовательно реализуемых задач (Старшенбаум, 2006, с. 96):

♦ Обучение внешнему выражению чувств, связанных с общением.

♦ Обучение согласованности внешне выражаемых и внутренне переживаемых чувств.

♦ Закрепление новых стереотипов поведения с помощью обратной связи.

♦ Обучение использованию местоимения «Я».

♦ Тренинг спонтанности и гибкости.

♦ Обучение самоодобрению и самопохвале.

В то же время такой тренинг не сводится исключительно к играм и дискуссиям, направленным непосредственно на тренировку различных навыков уверенного поведения. Как отмечает И. В. Бачков (2007, с. 134), он «помимо упражнений, развивающих умения уверенного поведения в сложных ситуациях, обязательно должен включать и упражнения на сплочение участников и развитие представлений о своей группе». От себя добавим, что этот тренинг также должен содержать блоки, направленные на развитие, как минимум, еще двух групп навыков; речь идет об эффективной коммуникации и использовании различных средств общения, а также тренировке навыков саморегуляции эмоциональных состояний и их поведенческих проявлений, особенно в ситуациях неопределенности.

Предлагаемая программа направлена на развитие перечисленных навыков. Она рассчитана на старших подростков (14–16 лет) и может использоваться в группах, включающих 6‑16 участников. Допустимо и большее число, однако тогда тренинг потребует некоторых модификаций и будет предъявлять повышенные требования к организаторским способностям ведущего. Упражнения сгруппированы в 12 занятий, длительность каждого составляет ориентировочно 3 академических часа (т. е. в целом программа рассчитана на 36 часов). Однако следует учитывать, что реальная длительность проведения того или иного блока работы зависит от очень многих факторов и заранее определяется лишь очень условно. Представленное количество упражнений, скорее всего, фактически окажется для указанного времени избыточным, что оставит ведущему возможности для их выбора.

Следует обратить внимание, что далеко не все упражнения, входящие в состав каждого из занятий, узко направлены именно на ту тему, которая вынесена в его название. Название занятия – это лишь обозначение ключевой идеи, которой посвящен соответствующий фрагмент работы. Наряду с упражнениями, нацеленными непосредственно на ее раскрытие, в каждом занятии представлены и разминки, и игровые упражнения, касающиеся основной темы лишь вскользь. Кроме того, программа выстроена спирально, и ключевые темы «всплывают» в разных контекстах на протяжении тренинга неоднократно (так, например, навыкам саморегуляции посвящено отдельное занятие, но вместе с тем они актуализируются и в теме «Преодоление стрессов», и «Противостояние влиянию»).

Тренинг тесно перекликается и с двумя другими программами, представленными в этой книге (так, об эффективной коммуникации и конструктивном поведении в конфликтах речь идет также в тренинге общения, а об уверенном поведении в ситуациях неопределенное‑ти – в тренинге креативности). Мы намеренно не стали стремиться к такой группировке материала, которая исключала бы параллели в затрагиваемых темах. Даже если тренинги проводятся последовательно с одними и теми же участниками, к некоторым ключевым моментам целесообразно вернуться несколько раз, рассматривая их в разных контекстах (тем более, что конкретное содержательное наполнение этих тем во всех случаях различается).

Отметим, что для проведения с подростками тренинга уверенного поведения ведущему не обязательно иметь базовое психологическое образование. С этим вполне успешно справляются и другие специалисты (педагоги, социальные работники, врачи‑психотерапевты, спортивные тренеры), изучившие по литературным источникам методику проведения тренингов и, что немаловажно, имеющие собственный опыт участия в них. Более того, по нашим наблюдениям, для успешного проведения подобных тренингов зачастую важнее оказываются не фундаментальные психологические знания, а наличие опыта педагогической работы с молодежью. Разумеется, сказанное ни в коей мере не отрицает необходимости качественного знания ведущим тех прикладных психологических аспектов, которые имеют непосредственное отношение к тематике тренинга (психология малой группы, компетентность в общении, влияние и противостояние влиянию, механизмы саморегуляции, основы конфликтологии и т. д.), а также психологических особенностей подростков.

ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Цели и задачи: Обобщение знаний подростков о способах уверенного поведения. Выработка уверенного поведения, социально приемлемого для общества и желательного для самих участников.

Комментарий: формирование уверенного поведения иногда представляет определœенные трудности для некоторых участников занятий. Выполнение и обсуждение предлагаемых упражнений занимает достаточно много времени и работу по данной теме можно разделить на несколько занятий.

Упражнение-разминка. Любое подвижное упражнение.

Психологические игры – тренинᴦ.

1. Мозговой штурм: Какое поведение можно считать уверенным, неуверенным, агрессивным?

2. Упражнение ʼʼ Неуверенные, уверенные и агрессивные ответыʼʼ. Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает для каждой пары определœенную ситуацию общения, в которой участники могут по очереди продемонстрировать неуверенный, уверенный или агрессивный типы ответов.

Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

Ваш сосœед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду учащегося.

Друг просит вас одолжить ему вашу дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсœем ответственным.

Обсуждение: Какое поведение вы бы назвали уверенным, неуверенным, агрессивным? Чем оно отличаются?

3. Упражнение ʼʼСкажи ʼʼНетʼʼ. Участники разбиваются на пары. В парах один участник обращается к другому с каким-то предложением или просьбой. Задача второго – твердо отказать, а также дать первому информацию о том, каким образом он может сам удовлетворить свою потребность.

Рекомендации ведущему : передвигаясь от пары к паре, наблюдать за выполнением упражнения. Следить за тем, чтобы участники уверенно произносили слово ʼʼнет, но при этом предложение других конструктивных вариантов звучало также уверенно.

Обсуждение: Какие ощущения и впечатления возникли во время выполнения упражнения? Что было легче: просить, отказывать или давать советы?

4. Игра ʼʼРепетиция поведенияʼʼ. Группа делится на подгруппы по пять-шесть человек. В каждой подгруппе участники по своему выбору кратко описывают какую-то сложную, конфликтную ситуацию. Ведущий предлагает участникам представить эту же ситуацию, в которой они бы действовали уверенно. Далее каждая из групп несколько раз проигрывает выбранную ими ситуацию, причем, каждому из участников предоставляется право по очереди исполнить в ней различные роли.

Рекомендации ведущему: дать участникам несколько минут на ʼʼмозговую атакуʼʼ в группе для выдвижения идей. Желательно, чтобы ситуация, выбранная группой, была значимой для каждого участника. В случае если с первой попытки у участников не получается продемонстрировать уверенное поведение, крайне важно предоставить им возможность нескольких попыток. Важно привести игру к такому уровню, когда участники получают удовольствие от демонстрации уверенного поведения.

Обсуждение: Какие впечатления и чувства возникли в ходе игры? Что вам понравилось в своем поведении? Какие изменения или дополнения, вы хотели бы еще сделать? Что не понравилось в своем поведении и поведении других?

4. Упражнение ʼʼХарактеристики уверенного поведенияʼʼ. Работа проводится в малых группах.Участникам предлагается обсудить и выработать характеристики уверенного поведения, а затем вынести их на общее групповое обсуждение.

К примеру (из высказываний участников занятий):

Итоговое обсуждение (рефлексия): что в выполнении упражнений давалось легко, а что особенно трудно? Какие навыки использовали участники? Какие ощущения и впечатления возникли в ходе занятия? Что нового открыли для себя участники во время занятия? Как можно применять полученные знания и навыки?

ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ." 2017, 2018.


Традиционно в психологии личности выделяют 3 типа поведения: неуверенное, агрессивное и уверенное (ассертивное).

Неуверенное поведение – отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, постоянное игнорирование своих потребностей.

Агрессивное поведение – это попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям, удовлетворение своих потребностей происходит за счет других.

Ассертивное (уверенное) поведение – выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей (или большинства из них), душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. При этом достижение своих целей идет без ущерба для других.

При работе с данной проблемой очень важно найти те особенности поведения человека, которые отличают его неуверенное поведение, ставшего уже привычным, от ассертивного. И сосредоточиться на развитии навыков подлинной уверенности в себе.

В чем же суть такого поведения? Термин «ассертивность» происходит от английского assert , что в переводе означает «отвоевывать свои права», придерживаясь при этом вежливого тона в общении. Быть ассертивным – это значит оставаться уверенным и спокойным в трудной и конфликтной ситуации, значит быть настойчивым и умеющим настоять на своем. Данный навык является важнейшим элементом при проведении любых переговоров, решении конфликтов, при отстаивании своих собственный границ личности. Это способность человека отстаивать свою точку зрения и добиваться того, что ему нужно, добиваться удовлетворения своих потребностей, сохраняя при этом уважение и к себе и к партнеру, не нарушая границы личности другого. И делает он это уверенно, открыто и целеустремленно.

Что и говорить, такой собеседник может вызвать у многих бурю негодования, разжечь искру зависти, и, в то же время, – стать объектом для подражания среди окружающих. И далеко не всегда его волевые качества находят поощрение среди друзей и знакомых, но, тем не менее, он все же продолжает настойчиво вести собственную линию поведения. Такой человек часто использует такие фразы, как: «вот что я думаю», «я считаю» или: «я уверен в своих словах, но если вы не согласны, я выслушаю ваше мнение, и, возможно, мы придем к компромиссу».

Ассертивное поведение кардинально отличается от агрессивного или пассивного поведения. И если, к примеру, на работе возникают конфликтные ситуации, уверенный в себе сотрудник вряд ли позволит себе проявить всплеск негативных эмоции или оскорбить своего оппонента, будь то начальник или уборщица. Он будет отстаивать свое мнение, опираясь на аргументы, факты и логику. И не отступит до тех пор, пока его точка зрения будет не только учтена, но и, хотя бы отчасти, разделена в процессе спора. Ведь ясность и прямота собственных высказываний являются его главным оружием в ходе любой дискуссии. Такое поведение нельзя назвать хладнокровным или расчетливыми, а скорее – уверенным и волевым. В отличие от конфликтных или, наоборот, мягкосердечных и пассивных людей, ассертивные люди открыто говорят о своем недовольстве и не носят в себе груз отрицательных эмоций, при этом умея не переходить на личности. И что очень важно – не испытывают за свое поведение ни капли вины, тревоги или застенчивости. Ассертивное поведение не возникает само по себе, оно формируется в процессе воспитания. Его также можно приобрести или усилить в течение жизни, формируя навыки уверенности в себе, в своих силах.

Сейчас проводится огромное количество тренингов по развитию уверенного поведения, но необходимо помнить, что на тренинге отрабатываются всего лишь поведенческие навыки без их глубинной проработки. А так как в основе любого неуверенного поведения лежит какой – либо страх, повышенная тревожность, а может быть даже базовое недоверие к миру, поэтому очевидно, что для действенного решения данной проблемы наиболее эффективно будет сочетание отработки необходимых поведенческих навыков с более глубинной индивидуальной психологической проработкой личности. В этом случае индивидуальная психологическая работа ведётся в техниках гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, НЛП, символдрамы, экзистенциальной терапии .

Развитие навыков уверенного поведения в своей основе предполагает:

– глубинная психологическая проработка страхов;
– развитие и удержание навыка внутреннего состояния уверенности;
– тренировку модели уверенного поведения;
– спокойное и адекватное принятие критики в виде получения обратной связи от другого человека;
– осознание и принятие жизненных правил уверенного в себе человека.

В ходе индивидуальной психологической работы клиент получит новый опыт по всем вышеперечисленным позициям.

Личные жизненные правила уверенного человека:

1. Живите по своим правилам.
2. Стремитесь к осуществлению своих желаний.
3. Не оправдывайтесь.
4. Не бойтесь просить.
5. Не бойтесь говорить «нет», когда это вам необходимо.
6. Помните: вы, как и все люди, имеете право на ошибку.
7. Не бойтесь, когда необходимо, говорить громко и твёрдо, при этом не впадать в гнев, оставаясь внутренне спокойным.
8. Приучайте других общаться с вами так, как вы того хотите.
9. Чаще улыбайтесь. Улыбка – признак уверенного в себе человека.
10. Помните: только тогда вы сможете помочь другим, когда сами станете сильным.
11. Умейте выдерживать неопределённость.
12. Не забывайте: свобода других заканчивается там, где начинается ваша свобода, и ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ:
КРУТАЯ ЛИЧНОСТЬ = УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ + МНОГО АГРЕССИИ
СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ = УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ + МНОГО ПОДДЕРЖКИ ДРУГИМ

Каждый человек является тем, кем он себя мысленно представляет. Неуверенному в себе человеку сложно принять ту трудную жизненную ситуацию, в которой он оказался, или поведение людей, с которыми у него сложились напряженные отношения. Ему не понятны собственные чувства и цели, порой он не умеет любить ни себя, ни другого человека.
И наоборот, если Вы оцениваете себя положительно, то и будете чувствовать себя хорошо.
Более того, если Вы думаете, что обладаете определенными качествами и талантами, то Вы будете их развивать.
Научиться распознавать свои чувства, исследовать и проработать собственные страхи и сопротивления, которые тормозят личностное развитие и мешают достичь желаемых целей.
Уверенность в себе означает веру в то, что твоих сил и способностей достаточно для того, чтобы справиться с любой задачей и любыми проблемами, которые перед Вами возникают. Это понимание того, что Вы достойно выглядите в глазах окружающих тебя людей.
Уверенный в себе человек знает, что его желания стоят того, чтобы их реализовывать, знает, что его способностей и энергии достаточно, чтобы добиться того, чего он хочет.
Без уверенности в себе трудно достичь желаемых целей. Трудно решиться на поступок, если в голове возникают мысли: «А смогу ли я сделать это? Достоин ли я этого? Не является ли поставленная задача больше, чем я сам?»
Как показывает практика то, чего человек добивается, чаще зависит не от его способностей и таланта, но от силы его уверенности в себе.
Поэтому стоит потратить время на то, чтобы обрести уверенность в себе или усилить это качество.
7 советов как обрести уверенность в себе
1. Компетентность. Старайтесь хорошо разбираться в вопросах, которыми занимаетесь. Чем глубже вы знаете предмет, тем большую уверенность в себе вы будете чувствовать. По крайней мере, это будет уверенность в отдельно взятых вопросах.
2. Манера держаться. При контактах с людьми вы, скорее всего, легко можете определить, уверенно держит себя тот или иной человек или он не уверен в себе. Основными сигналами для вас будут его жесты, взгляды, осанка, речь. Как верно то, что внутренняя уверенность человека отражается на его поведении, так же верно и обратное: определенное поведение формирует внутренние ощущения, соответствующие этому поведению.
Определите, какое поведение для вас является отражением уверенности человека. Вы можете развить уверенность в себе, придерживаясь этих качеств в своем поведении.
Можно обозначить несколько универсальных свойств уверенного поведения. Жесты: положение тела открытое, жесты соответствуют речи по темпу и характеру. Речь: ровная, без спешки, без заминок, обращенная к собеседнику, достаточной громкости. Взгляд: открытый, направленный к собеседнику. Кроме того важны прямая осанка и твердая походка.
3. Внешний вид. Ваш внешний вид не должен вызывать у вас мыслей о том, что в вас что-то не так. Ваши мысли отражаются на вашем поведении и ваша неуверенность в своем внешнем виде наверняка скажется на вашем общем уровне уверенности в себе. Это совершенно субъективный вопрос. Если вас не устраивает ваша физическая форма, занимайтесь тем, чтобы привести ее в порядок. Если вы считаете, что ваша одежда не подходит вам, займитесь своим гардеробом с тем, чтобы взгляд в зеркало на свое отражение мог положительно отразиться на вашей уверенности в себе.
4. Образец для подражания. Лучше всего человек учится на живых примерах. Найдите себе образец для подражания – человека, который, по вашему мнению, безусловно обладает высоким уровнем уверенности в себе. Это может быть человек из вашего окружения или человек, не знакомый с вами лично, но так, чтобы у вас было достаточно материала для изучения, в том числе видеоматериала.
Посмотрите, что вы можете перенять для себя. Особенности речи, жестов, взглядов, подходов к одежде.
5. Активность. Мало что сравниться в подкреплении уверенности в себе с положительным результатом своих поступков. Когда вы захотели чего-то, проявили активность в этом направлении и добились результата, который вас устраивает.
Это большая тема и я не буду здесь ее развивать. Скажу только что важно понимать свои желания и предпринимать действия для их достижения. Важно правильно оценивать риски и свои возможности. Отрицательных результатов всегда будет больше, чем положительных, но это не должно останавливать. Отрицательный результат должен быть уроком. Важно анализировать свои неудачи, делать выводы, меняться самому и предпринимать новые попытки.
6. Найдите причину. Определите причины, по которым вам необходима уверенность в себе. Что изменится, если ваша уверенность возрастет. Изменится ваше положение на работе или ваши взаимоотношения с окружающими? Причины должны являться достаточными стимулами для того, чтобы поддерживать в вас желание к изменениям.
7. Отношение к другим. Будьте внимательны к другим. Если вы видите, что ваш собеседник держится неуверенно, постарайтесь его подбодрить. Такое отношение позволит и вам, в свою очередь, выработать больше уверенности в себе [ Андрей Ложников
Уверенность в себе путают с самоуважением. Уверенность в себе относится к определенной ситуации или сфере деятельности. Самоуважение - это способность человека нравиться самому себе и чувствовать себя достойным получать от жизни хорошее. Вполне может быть так, что человек себя уважает и хорошо к себе относится, но неуверенно себя чувствует в конкретной ситуации или при определенных обстоятельствах. Может быть и наоборот .

Каждый человек имеет право на уверенность в себе.

Права на уверенность в себе по Manuel J. Smith
Право на уверенность в себе № 1: Каждый человек имеет право быть собственным высшим судьей. Каждый имеет право быть оценивать собственное поведение, мысли, чувства и отвечать за их возникновение и следствия.
Право на уверенность в себе № 2: Каждый человек имеет право не оправдываться или извиняться за свое поведение.
Право на уверенность в себе № 3: Каждый человек имеет право самому решать, хочет ли он брать на себя ответственность за решение проблем других людей.
Право на уверенность в себе № 4: Каждый человек имеет право, менять своё мнение.
Право на уверенность в себе № 5: Каждый человек имеет право, делать ошибки и отвечать за них.
Право на уверенность в себе № 6: Каждый человек имеет право сказать «Я этого не знаю»
Право на уверенность в себе № 7: Каждый человек имеет право, быть независимым от снисхождения других, даже тех, от которых он что-нибудь хочет.
Право на уверенность в себе № 8: Каждый человек имеет право принимать нелогичные решения.
Право на уверенность в себе № 9: Каждый человек имеет право сказать «Я этого не понимаю, я не умею читать мысли».
Право на уверенность в себе № 10: Каждый человек имеет право сказать «Это для меня роли не играет».
В наследство от предков мы получили способность приспосабливаться к окружающей среде. Современные цивилизованные люди время от времени пытаются разрешить конфликты с помощью отстаивающих свои права методов (ассертивное поведение).
Ассертивность (от анг. assert) - отстаивать свои права) - это самоутверждение и высокая готовность к решению жизненных проблем в контексте межличностных взаимоотношений.
Гулина М.А. в книге «Словарь справочник по социальной работе» пишет:

«Ассертивность, или настойчивое поведение, – поведение и представления, имеющие в своей основе стремление отстоять собственные интересы или интересы других людей.
Многим людям знакомы социальные ситуации, причиной которых служит недостаток ассертивности. Ситуации, когда человека перегружают работой или, наоборот, почти не дают заданий или поручают незнакомое дело, вредят как самому работнику, так и организации в целом. Ассертивность предполагает отстаивание своих прав и включает ряд стратегий, вербальных и невербальных. К основным правам относятся констатация своих потребностей и установление приоритетов, причем эти потребности и приоритеты должны быть не менее важными, чем у других людей:
право на уважительное отношение к себе как личности;
право выражать свои чувства и мнение; право на ошибки и возможность изменить мнение;
право на ограниченность своих знаний и поиск необходимой информации;
право обращаться с просьбами;
право не нести ответственности за других людей.
Необходимо отличать ассертивность от агрессии. Первую очередь нужно освоить то, что агрессия предполагает пренебрежение правами других людей и при ассертивности следует отказаться от этого. Разработано множество упражнений для развития ассертивности, например умение говорить «нет», ролевое проигрывание тревожных ситуаций или поиск новых подходов к прошлым ситуациям. Цель подобных упражнений – уверенное поведение и доброжелательное отношение к себе и окружающим. Ассертивный человек поддерживает с собеседником устойчивый зрительный контакт, удобно располагается, говорит ясно и уверенно, живо реагирует на происходящее».
Ассертивность имеет параметры внешнего поведения:
Контакт глаз – смотреть на собеседника периодически отводя глаза, взгляд открытый, спокойный, уверенный, доброжелательный, легко встречается со взглядом собеседника.
Выражение лица – соответствует содержанию разговора, спокойное, чаще всего доброжелательное, открытая улыбка.
Жесты – умеренные соответствуют содержанию беседы, четкие, твердые, движения рук законченные, открытые.
Поза тела – прямая, на соответствующей дистанции, плечи расправлены, движения головой четкие (утвердительно кивает или отрицая, поворачивает голову из стороны в сторону).

Литература:
1. Бишоп Сью. Тренинг агрессивности.
1. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб: ООО "Речь".
2. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. СПб.: Речь, 2008.

Ассертивность, ассертивное поведение
Материал Ассертивность (англ. Assrt – «настаивать на своем») - поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.
Например, вам по телефону (или на улице) предлагают товары или услуги, в которых вы не нуждаетесь. "У нас дешевая распродажа. Вы знаете о новых утюгах фирмы N?" Или просят о чем-то, что нужно им, не предлагая ничего интересного взамен.

Ситуация Неэффективно Ассертивно
Нужно отказать «Отстаньте! У меня нет времени об этом говорить» «Извините, я не смогу вам помочь. я сейчас занята"
"Спасибо, не надо".
"Спасибо за ваше предложение, мне это не нужно (жестче - "не интересно").
Просят снова «Что вы пристаете? Вы не слышали, что я сказала?» Выслушайте человека и снова спокойно и вежливо скажите «нет»
Человек не уступает «Оставьте меня в покое!» «Пожалуйста, не давите на меня»
Продолжает настаивать «Вы доводите меня до истерики!» Извинитесь и уйдите
Ассертивность - важная составляющая самодостаточности личности.
Ассертивные права
Полезно помнить свои ассертивные права, защищающие ваши интересы в коммуникации и отношениях - а также быть знакомым с неэкологичными для вас внушениями, лишающими вас законных прав. Эти неэкологичные внушения можно в данном контексте назвать манипулирующими суевериями.

Агрессия и агрессивность
Материал Агрессия (от лат. aggressio - нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.
По Л. Берковицу, это поведение, нацеленное на нанесение оскорбления или повреждения другому человеку или предмету;.
Проявления агрессии разнообразны;. Агрессия (агрессивность) бывает прямая и косвенная, направленная вовне и на себя, физическая и вербальная, защитная и провоцирующая, здоровая и деструктивная.
Агрессия - это вид действий или состояние, а агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.
Часто говорят, что агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Верно;, но агрессия вовсе не обязательно является формой реагирования, нередко это проактивная политика и осознанный выбор человека.
Когда человек защищает свою жизнь и свои ценности, он бывает агрессивен. Когда за этим стоит боль и желание отомстить - агрессивен неадекватно.
Почему люди бывают агрессивными и для чего люди используют агрессии - это разные вопросы. "Почему" - это про естественные причины возникновения агрессии и агрессивности, об этом смотри Модели агрессивности. При этом агрессия и агрессивность нередко бывает осознанным решением и обдуманной политикой. Люди используют агрессию, чтобы влиять на окружающих и достигать нужные цели, чтобы получить азарт новых переживаний, острых ощущений, развлечь себя яркой эмоцией... Когда-то - для того, чтобы отстоять и поднять свой статус, см. Лидеры-приматы
Нужна ли агрессивность?
Агрессивность может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессивность скорее вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемая радость и любая другая неуправляемая эмоция. Агрессивность не уместна в отношениях между близкими людьми и друзьями, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность - это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают происходящее как игру и получают от этого удовольствие.
Управляемая агрессивность может быть полезна, например, в решении конфликтных ситуаций, в которых задели ваши интересы, а на попытку решать "по-хорошему" не отреагировали. Агрессивность иногда нужна там, где вас "пробуют на прочность", и вы обязаны продемонстрировать разумную твердость, а иногда и адекватно ответить.
Подробнее на эту тему рассуждал Конрад Лоренц в своей книге "Агрессивность". См: Агрессивность по Конраду Лоренцу.
Что делать с агрессивностью в обществе
Смотри статью Контроль агрессии, контролирование агрессивности. Лучшее исследование на эту тему - Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
Что делать с собственной агрессивностью
Агрессия не всегда вредна, но часто опасна. Собственную нежелательную агрессию желательно погасить, если это затруднительно, то притушить, сдержать, по крайней мере не разжигать. Это все - задачи контролирования агрессии. Управление агрессией - шире, чем ее сдерживание, это и вызов агрессии, и направление ее в нужном направлении, и управление ее характером и динамикой.
Что делать с агрессивностью окружающих
С агрессивными людьми лучше не связываться, но если контакт неизбежен, то...

Неуверенность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/neuverennost
Неуверенность - внутренний страх, ощущение отсутствия сил, неспособность принять решение.
Как правило, неуверенность возникает в ситуации недружественного окружения (или ситуации, которая так воспринимается). Те люди, которые чаще предполагают недружественное отношение от окружающих, чаще переживают и демонстрируют неуверенное поведение - или поведение агрессивное.
Неуверенность в детской истории и у взрослых людей
Неуверенность, как состояние, изначально детям не присуще. Все младенцы ведут себя уверенно, а неуверенное поведение выучивают в возрасте обычно от 2 до 5 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Неуверенность у ребенка - очень удобное состояние, помогающее ему избежать многих трудностей и гарантирующее ему внимание родителей. Смотри Теория социального психоанализа эмоций
Те дети, которые с возрастом не отказались от неуверенности, обычно превращаются в людей с проблемами. Неуверенность - типовая проблема для невротика и человека-ребенка. Для взрослых и душевно здоровых людей обычно нет проблемы неуверенности, но стоит задача наработки развития большей уверенности, поскольку это является важным жизненным ресурсом. Смотри Уверенность в себе
У взрослых и душевно здоровых людей состояние неуверенности может проявляться при освоении нового дела: если например даже очень уверенного человека поставить осваивать новый станок - он будет какое-то время чувствовать себя неуверенно. Отсюда вывод - разваивайте навыки. Становитесь профессионалом широкого круга, умелым, развитым, и чувство неуверенности исчезнет само по себе, без долгих психологических изысканий.
Неуверенность для женщин и мужчин
Когда о своей неуверенности говорят женщины, они обычно имеют в виду чувство неуверенности, ощущение неуверенности. Когда о своей уверенности говорят мужчины, они чаще имеют в виду свое поведение. Смотри Женский и мужской подход в работе над собой
Что делать с неуверенностью?
Работа с неуверенностью может быть ситуативной, снижающей неуверенность в конкретной ситуации, и стратегической, дающей долговременный эффект в широком круге ситуаций. И в том, и в другом случае работа может быть самостоятельной и в группе. В группе на тренингах результата достичь бывает проще и быстрее, при условии, что центр, куда вы обратились, имеет большой опыт проведения подобных тренингов. В России крупнейшим тренинговым центром является центр «Синтон». «Тренинг уверенности. Праздник, который всегда с тобой» направлен на создание уверенности в себе. Он позволяет поверить в свои силы и сделать уверенность фоном жизни. Рекомендуем.
Далее Работа с неуверенностью и Уверенность начинается с вас.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений