Психологические притчи и их толкование. Мудрые притчи для работы с детьми

Психология в притчах

Многие полагают, что сказания, мифы, притчи предназначены только для детей. Это не так. Им свойственно нечто вневременное. Вероятно, это объясняется тем, что сказки и притчи больше обращены к чувствам, к интуиции и фантазии.

С незапамятных времен люди использовали истории как средство воспитательного воздействия. Благодаря своей занимательности они особенно хорошо подходили для этой цели и были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль, которую не всегда можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой всего лишь намек. Любая притча несет в себе огромный смысл и заставляет людей задуматься о многих сторонах своей жизни и своих поступках.

Слепые и слон

За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся в битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же такое — слон.

И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал:

— Слон — это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.

Тот, кто ощупал хобот, сказал:

— У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную.

— Слон могуч и крепок, как колонна, — возразил третий, ощупавший ногу и ступню.

Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В этой дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.

Хаким Санаи (1141 г.)

Как часто люди воображают нечто о себе, о других людях, о своих детях и как часто оказываются далеки от истины. Исходя из самых лучших побуждений и своего жизненного опыта, родители думают, что познали своих детей и могут сделать их счастливыми. Наблюдая за поведением своих детей («трогая ухо слона»), родители делают выводы, исходя из неполных данных и строят общение со своим ребенком, опираясь на часто ложные умозаключения. Тренеры, учителя думают, что именно они обладают незамутненным родительской любовью взглядом и уж их мнение объективно, но, задумаемся, не «трогают ли они слона за хобот»? При этом внутренний мир ребенка, его врожденные особенности продолжают быть «тайной за семью печатями», а сам он остается один на один со своими трудностями. К счастью, никогда не поздно прозреть и увидеть себя и свое дитя в подлинном свете.

Для того, чтобы мы или наши дети стали чуточку счастливее, стоит всего лишь усомниться в собственной правоте. Это не значит, что надо невротически сомневаться в каждом принятом решении, но размышлять перед принятием решения и понимать, что многие вещи, события, люди могут не соответствовать нашим представлениям о них. Слон вовсе не разрушительная труба и не ковер, он нечто большее.

Поразмыслите о том, что многое в жизни преходяще и те социальные ценности, которые существуют сейчас изменятся с течением времени, так же как изменились ценности прошлого. Взять хотя бы банальный пример с обменом валюты, еще не так много времени прошло с тех пор, когда за это наказывали. Неизменны только духовные ценности, а не социальные установки. В недавнем прошлом советская педагогика следовала «партийным курсом», и дисциплина на уроке выражалась полной тишиной и неподвижно сложенными руками на парте. Но ребенок с долговременной тактильной памятью не может воспринять и усвоить материал, будучи неподвижным. Проявление эмоций считалось неприличным, и урок превращался в нудную лекцию. А ученик с долговременной эмоциональной памятью не только не мог усвоить материал, но и получал психологическую травму на основном канале памяти (такие травмы человек проносит через всю жизнь, если не работать над снятием их со специалистом), ибо отсутствие эмоций для детей с этим типом памяти является психологической травмой. А сколько случаев, когда родители, выслушав «авторитетное мнение» педагогов, «потрогавших только ногу слона», о том, что их ребенок ленив, несобран и просто невыносим, не усомнились в правоте учителей или тренеров и наказывали ребенка за то, что он вел себя так, как мог.

Школу заканчивают, но стереотипы поведения остаются, и человек уже не может полноценно пользоваться своим долговременным каналом памяти, а значит полноценно жить. Печально. Недавние дети становятся родителями, история повторяется, а «город слепцов» растет. Родители выросли на одних ценностях и пытаются привить их своим детям, которые не будут успешны в жизни, пользуясь устаревшими принципами. Каждый человек должен сам сформировать свою систему ценностей, соответствующую его врожденным особенностям.

Вот один из многих примеров. Некий мужчина сорока лет пришел к нам, на консультацию, из-за постоянных неудач на работе и в личной жизни. Его все время использовали, недоплачивали зарплату, а уж о карьерном росте не было и речи. Дома жена постоянно упрекала его в несамостоятельности и неспособности зарабатывать деньги. Все это довело несчастного до микроинфаркта, и после лечения, он решился, наконец, обратиться к психологу. На первой консультации мы, естественно, затронули его отношения с родителями, и после осознания своих чувств он сказал: «Я не знал другого способа показать свою любовь матери, кроме как стать ее жертвой». Мать воспитывала его одна и очень боялась, что с ним что-нибудь случиться: в итоге ему запрещалось все, любая инициатива наказывалась. Взрослый мужчина видел себя таким, каким видела его мать — беспомощным, слабым, глупым. Пройдя диагностику, он познакомился сам с собой и на консультации он получил индивидуальные рекомендации, о том, как строить свою карьеру и использовать свои врожденные данные. Хорошо, что это произошло в 40 лет, а не позже.

Вряд ли кто-то пожелает своему ребенку такую судьбу, однако многие родители делают это неосознано. Задумайтесь прежде, чем наказать или запретить что-то делать своим детям. Вполне возможно, что ваш ребенок, ученик проявляет свои врожденные особенности, а не специально доводит вас до «белого каления». Постарайтесь охватить умом целое. Человек и наше представление о нем далеко не одно и тоже, он всегда представляет собой нечто большее, чем мы можем себе представить.

Хромой и слепой

Хромой человек однажды вошел в сераль (постоялый двор) и устроился там среди других посетителей.

— Из-за моей хромоты я лишен возможности быстро передвигаться и не успею на султанский пир, — сказал он своему соседу.

Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал:

— Я тоже приглашен на пир, но мне еще труднее попасть туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги.

Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал:

— Вдвоем вы располагаете средством достичь вашей цели, если только согласитесь воспользоваться этим средством. Слепой может отправиться в путь, неся на спине хромого. Вы должны использовать ноги слепого, чтобы идти, и зрение хромого, чтобы его направлять.

Вот так эти двое достигли конца пути, где их ожидал невиданный доселе пир. По дороге они останавливались на отдых в другом серале. Здесь они повстречали еще двух несчастных, которые так же хотели попасть на пир и не могли. Слепой и хромой стали им объяснять свой метод, но один из этих людей был глухим, а другой немым. Немой слышал их объяснения, но не мог передать их своему приятелю. Глухой мог говорить, но ему было нечего сказать.

Эти двое не попали на пир потому, что в это время поблизости не оказалось того третьего человека, который, прежде всего, объяснил бы им особенность их трудности, а уж потом подсказал бы, как эту трудность преодолеть.

Ахмад Фаруки (1624 г.)

Как часто в парных видах спорта мы наблюдаем такую ситуацию — одна пара слажено работает и быстро двигается к цели, к призовым местам, к славе, ну прямо как «хромой и слепой» из притчи, достигшие своей цели. А другая — никак не может добиться желаемых результатов. И начинаются поиски новых партнеров, новых тренеров. Но это не всегда приносит перемены к лучшему. Хорошо, если кто-то из родителей попробует стать тем «третьим человеком», который постарается понять особенности каждого ребенка, и не только своего. Еще лучше, если у тренера большой опыт, и он порекомендует родителям обратиться к профессиональному психологу*, чтобы определить совместимость пары, выявить проблемные зоны, подсказать пути решения. Помните, что не бывает универсальных рецептов, годных на все случаи жизни. Тогда многие люди смогут избежать излишних разочарований, дети избавятся от комплекса неполноценности, родители перестанут напрасно переживать за своих детей («почему у других дети успешны, а мои чем хуже?»)

Очень часто именно профессиональный психолог становится тем «третьим человеком», который помогает людям преодолеть трудности, разъясняя им их индивидуальные способности. И как часто «доброхоты», «придя на пир», пытаются помочь своим друзьям, детям, забывая о том, что другие люди имеют отличные от их особенности и другие трудности, несмотря на то, что тоже хотят «попасть на пир». Безусловно, любой из вас может постараться стать тем «третьим человеком», который может помочь своим детям, например. Просто прежде чем рассказать кому-то каким способом вы достигли чего бы то ни было постарайтесь понять, не разговариваете ли вы с «глухим»? И не пытаетесь ли вы прежде подсунуть готовое решение вместо объяснения особенностей того человека?

Такие ситуации нередки — клиент с долговременной зрительной памятью получил прекрасный результат, работая с рисунками (арт-терапия, мандала-терапия**), и рекомендует своим друзьям эту методику, как единственно успешную, восторженно заставляя своего ребенка рисовать. А у того комбинированный тип памяти (как вы помните из предыдущих публикаций комбинированный — это когда один тип активизирует другой, несущий основную информацию). У него, например, слуховая память активизирует эмоциональную память, и она (эмоциональная) является несущей. Для ребенка с такими особенностями арт-терапия не будет столь эффективна. Можно привести еще много примеров, но я думаю и так все понятно.

Любители почитать книги из серии «Сам себе психолог» задумайтесь, уместно ли применять к себе или своим детям рекомендации, которые сработали в случае с «хромым и слепым», ведь вы можете оказаться «глухим» или «немым». К сожалению, у многих сложилось мнение, что психология безопасна, и можно поиграть в психолога. Все не так, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что применение разных методик без разбора («авось поможет, а если нет, так попробую другую») не проходит бесследно. Некоторые методы приносят огромный вред психике, например, пытаться помочь человеку с долговременной тактильной памятью с помощью бесед практически невозможно. А если это ребенок, который активно двигается на уроке, а педагог отправляет его к школьному психологу на коррекцию поведения, то результаты могут быть весьма печальны. В итоге психолог, с помощью разных методик разъясняя ребенку, как тот неправ, травмирует его психику, что приводит к падению использования памяти, и, следовательно, к еще большим проблемам с обучением, возникновению комплекса неполноценности и пошло поехало.

Возникает вопрос: «Что делать?» Хочется помочь своим детям, друзьям, родственникам. Стоит, прежде всего, познакомиться со своими особенностями и вытекающими из них трудностями. Познайте себя. В этом вам поможет диагностическое исследование, тогда найдутся ответы на многие вопросы и «дорога на пир» станет легче и короче. Узнайте себя, узнайте своеих детей такими, какие они есть, и счастливого вам пути!

Февраль 2004 г.

Материал подготовлен для журнала «Танцевальный вестник»,
официального издания федерации танцевального спорта СПб.

* профессиональный психолог — психолог, владеющий разным инструментарием, т.е. разными методиками и применяющий их по необходимости, учитывая индивидуальные особенности клиента. Естественно, человек прошедший 2-х месячные курсы, не может считаться профессионалом.

** мандала-терапия — рисунок в круге. Феномен мандалы (с санскрита — магический круг) давно известен в религиозных практиках Востока как инструмент медитации, духовного развития и инициации. В психологию понятие индивидуальной мандалы было введено К.Г. Юнгом. Этот символ целостности он понимал как проекцию сознательных и бессознательных проявлений психической жизни.

Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.


В городе N открылся Магазин мужей, где женщины могли выбрать и купить себе мужа. На входе висели правила посещения магазина:


«Одна девушка встречалась с молодым человеком. Девушка очень любила этого парня, но он не разделял с ней ее любовь. Но они были вместе, он не покидал ее… из-за жалости.


Среди звездных просторов Вселенной путешествовали три планеты Женственность, Надменность и Грубость.

Метеориты кружили вокруг них, таинственными вспышками пытались притянуть к себе внимание. Осмелившись, шутливо преградили им путь и, приветливо улыбаясь, спросили:

,

В прекрасном Эдемском саду даже воздух замер от восторга, наблюдая за работой ангелов, которые на волне торжественного вдохновения из самой качественной и податливой глины творили женщину.


Она не любила Новый Год. Просто не любила. Впрочем,
как и остальные праздники. Но всё-таки, Новый Год
был особенным праздником: в эту ночь можно было
загадать желания, которые обязательно сбудутся.


Муж с женой прожили долгую счастливую жизнь в браке. Они делились друг с другом всеми своими секретами и переживаниями, но только одну вещь жена просила никогда не делать: не заглядывать в старую коробку из-под обуви, которую она держала на верхней полке своего шкафа.


Приходит Ученик к Учителю и начинает жаловаться на свою тяжелую жизнь. Попросил совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!

Психологические рассказы, которые мы все так любим слушать, возникли задолго до рождения такой науки как психология. Психологические рассказы - это религиозные притчи. Получается, что психология и притчи - самые ближайшие родственники.

Много тысяч лет религия и священники выполняли в обществе роль некоего профессионального "сообщества психотерапевтов". Собственно, религия для этого и возникла - для моральной поддержки человека, которому - страшно. И для интеллектуальной поддержки человека, которому всё-таки интересно: как жить правильно и что есть "правильно" вообще...

А аналогом современного коуча или психоаналитика был личный духовник (у тех, кто побогаче) или священник, читающий воскресную (пятничную, субботнюю, да какую угодно...) проповедь-лекцию своей многочисленной пастве, собравшейся в церкви (аналог групповой терапии).

Уже из самого названия - "психологические", понятно, что психологические притчи и психологические рассказы полезны для души, ведь душа по-гречески это "психэ".

А то, что полезно для души - полезно и для тела. Потому что как сказал Оскар Уайльд: "Тот, кто думает, что душа и тело это какие-то очень разные вещи, тот не имеет ни тела, ни души".

"Всё связано со всем и отражается во всём", как будет сказано другим философом, чуть позже.

"Что наверху, то и внизу", как было сказано первоначально...

Однако, со временем, религия (как и впоследствии - психология) стала выполнять ещё много другой работы, кроме утешения, вселения надежды, просвещения... И вот зачастую та новая, другая работа религии (и психологии) шла в разрез, конфликтовала с первоначальной благой задачей. И религия и психология нашли общий язык с государством и превратились в карательный орган.

Но как и в религии, так и в психологии возникли движения, которые сознательно не шли на контакт с государством, а продолжали гнуть свою прежнюю (теперь уже забытую) линию - спасать душу человека, потерявшего опору и жаждущего найти "правду", "счастливу быти".

Когда идёт речь о религии, то это называется "мистические движения" внутри той или иной религии.

Когда речь идёт о психологии, то это называется "экзистенциально-гуманистическая психология".

Обе они используют психологические притчи, психологические рассказы и просто психологические метафоры - как практически главный инструмент своей работы.

Да кто только не использует психологические притчи! И с какой только целью!

Но психологическая притча хороша тем, что она надёжно защищена от дурных людей, сколько бы они её ни вертели в руках.

Они могут передавать психологическую притчу из одних рук в другие (такие же нечистые), из поколения в поколение (так и не поняв - ЧТО передавали!), а она дойдёт до своего Настоящего Адресата - свежая и неиспорченная.

Как говорил гоголевский Городничий в публику: "Над чем смеётесь? Над собой смеётесь"...

Украина и Белоруссия. В корчме, вокруг цадика (хасидского учителя) собираются ученики и в веселии познают Б-га. Те, кто вокруг, не понимают - отчего им так весело, когда вокруг всё так грустно и сочиняют про них небылицы - мол, пили водку и рабски служили своему цадику. Да, рабски. Почти как в дзенских монастырях...

Там, за столом шинка, при свете свеч рассказывалась история - "агада" (те, истории, что сегодня стали "психологическими притчами"). Они пришли к нам сюда - в восточную Европу, с Востока - арабского, мусульманского, иудейского, вавилонского, древнего - мультикультурного, мультиязычного.

Слушая эти истории, понимаешь, что истина - одна. Истина - это бродячий сюжет одной и той же сказки, рассказанной по-разному для разных людей, но без изменения сути.

Мир сказок Тысячи и одной ночи...

Там, по пыльным улицам Багдада ходят дервиши - бродяги, члены тайного братства суфиев. Их тоже обвиняют в том, что они пьют слишком много вина, иначе зачем бы им кружиться в экстатическом танце?

Те сказки, которые мы знаем в изложении Идриса Шаха, сказки о легендарном мулле - Ходже Наср-эд-дине, они очень похожи на хасидские притчи.

Психологические притчи суфиев и хасидов - из одного источника.

В Индии, где мусульманство соприкасается с древней традицией Вед, на границе с Пакистаном живёт странное племя йогов и святых-отшельников - их называют - факиры. (У нас термин "факир" навсегда и нелепо связан с циркачом, достающим кролика из шляпы-цилиндра, но это - не так!).

Факиры - это полумусульмане, полуиндуисты. Странная культурная смесь пограничных миров. Не оттуда ли, не из Вед ли черпалась вся эта мудрость?

Ведь психологические притчи - буддийские джатаки - тоже выросли из древнейшей традиции Вед. А Веды связывают все народности и религии Индии.

Одна из самых великих частей Вед "Упанишады" переводится как "сидя у ног Учителя". А что делаю при этом? Внимаю его рассказам... Психологическим притчам.

От Вед получили свою традицию рассказывать истории и Япония с Китаем (получили вместе с буддизмом).

Они же освоили и основной костяк сюжетов, разбавив, дополнив их и своими историями.

Одни из лучших психологических притч - дзенские истории (Япония) и даосские притчи (Китай).

И всё это богатое наследие Востока пришло к нам на Запад. Когда пришло? В середине 20 века - когда Европа устала сама от себя и решила поучиться мудрости у тех, кого всегда третировала как недоумков.

И в это самое время рождается психотерапия как искусство, наблюдается просто её всплеск.

Так что психологические (религиозные) притчи и психотерапия появились в сознании европейца почти что одновременно.

Поэтому, как же наш сайт моет обойтись без психологических притч?

Психологические притчи - основа всего. Психологические притчи, чью родословную можно проследить до Вед, питают корни не одного движения - вскормили психотерапию, вскормят и ещё что-нибудь, что когда-нибудь прийдёт ей на смену.

На нашем сайте мы постарались собрать самые лучшие (на наш взгляд) психологические притчи. Вот некоторые из них.

Я бы сравнила эту статью с картой Таро "Башня".

Впрочем, эта статья пригодится абсолютно всем.

Кризис как таковой уже прошёл, но мысли, которые там собраны, актуальны и по сей день.

Притча - это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл. Её герои- это простые люди, иногда не очень образованные. Их истории и рассказы содержат необходимые жизненные уроки.

Притчи всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме учит детей думать, развивает интуицию и воображение, научит также находить решение проблем. Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками.

Эти небольшие рассказы помогут понять, что всегда у одной проблемы может быть несколько путей решения и жизнь не может делиться на плохое и хорошее, чёрное и белое.

Притчи как семена, однажды попав в сердце ребёнка обязательно вырастут и дадут свои плоды.

Советуем читать детям притчи, это те же сказки, только с глубоким смыслом. С 5-6 лет детям уже доступны для понимания некоторые притчи, особенно если вы параллельно будете объяснять им кое-что и приводить примеры.

Когда любая гавань хороша?

Однажды один богатый купец захотел показать сыну мир, познакомить со своим компаньоном из другой страны и поэтому взял его в путешествие. Во время путешествия отец с сыном останавливались в очень дорогих гостиницах, отец всегда учил, чтоб сын требовал отношения к себе как к господину, тогда ему будут давать лучшую комнату в гостинице, лошади - отличное стойло в конюшне, а кораблю - хорошее место в гавани.

Они путешествовали в собственной кибитке, которая была запряжена двумя лошадьми. В один ненастный день их повозка застряла в грязи, место было безлюдным. Вскоре стемнело и полил дождь. Отец с сыном распрягли лошадей и верхом вынуждены были добираться до ближайшей деревни. Гостиницы там не было и они стали стучаться в дома. Люди, услышав незнакомый язык, не открывали двери, но что-то кричали в ответ. Так уставшие странники прошли всю деревню и только дверь самой последнего дома открылась. Старая старушка вся в лохмотьях пригласила их войти. Сын купца, увидев почерневшие стены и потолок, попятился к двери.

Отец, давай не будем ночевать в такой грязной лачуге,- сказал юноша.

В бурю любая гавань хороша, - ответил ему отец и дал старушке медную монету. Хозяйка прижала монету к сердцу и засмеялась.

Она так искренне радуется медной монете, будто она золотая, - усмехнулся молодой человек.

Как в бурю любая гавань хороша, так и в бедности любая монета золотая.- отметил отец.

Отчего мышонок не женился?

Дорогая мышка, вы выйдите за меня замуж?- спросил храбрый серый мышонок у мышки.

Хорошо, - опустила глазки мышка,- но принесите мне что-нибудь сладкое в подарок.

Завтра я пойду на кухню и обязательно принесу вам кусочек сахара. Он же такой сладкий.- сказал жених, подкрутив усы.

На следующий день храбрый жених пролез на кухню сквозь дырку в полу и, оказавшись под шкафом, вылезть из-под него не посмел.

Тем же вечером мышонок пришёл к мышке и сказал:

Милая мышка, я подумал и решил принести вам кусочек конфеты, а не сахар. Сахар просто сладкий, а конфетка душистая и сладкая.

Никогда ещё я не пробовала конфет,- вздохнула мышка.

На следующее утро мышонок опять отправился на кухню и снова побоялся вылезать из-под шкафа.

Он опять явился в гости к мышке без подарка, но при этом заявил:

Я передумал угощать вас сахаром или конфетой. Завтра же я принесу вам халвы. Это самое вкусное угощение в мире: сытное, сладкое и маслянистое.

Знаете, мышонок, я не выйду за вас замуж,- сухо сказала мышка.

Почему?- очень удивился мышонок.

Сколько не повторяй слово «халва» - во рту слаще не станет.

Притча о гвоздях

Жыл-был вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот в один прекрасный день отец дал ему мешочек с гвоздями и приказал, чтобы каждый раз, когда он не сможет сдержать свой гнев вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом постепенно он научился сдерживать свой гнев, и каждый день число гвоздей, которые он забивал, становилось меньше. Молодой человек понял, что намного легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.

И вот пришёл тот день, когда он ни разу не потерял контроль над собой. Он рассказал об этом отцу. Тот посмотрел на него и сказал, что теперь, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать по одному гвоздю из столба.

Время шло, и наступил такой день, когда юноша пришёл к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл сына за руку к столбу и сказал:

Ты хорошо справился, но ты посмотри, сколько в столбе дыр? Он уже никогда в жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остаётся шрам, как эти дыры в столбе. И не важно сколько раз после этого ты извинишься, шрам всё-равно останется у человека.

В магазине у Бога

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

Господи! Это действительноты?- воскликнула женщина с радостью.

Да, это я,- ответил Бог.

А что у тебя можно купить?- решила спросить женщина.

У меня ты можешь купить абсолютно всё,- ответил Бог.

Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

Разве это всё?!- удивилась разочарованная женщина.

Да это всё, - ответил Бог.- А разве ты не знала что в моём магазине продаются только семена?

Притча о правде и лжи

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт.

Нет, - говорит, - в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.

Притча «Хрупкие подарки»

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.

Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!

Послушался еж совета и пошел в город.

Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.

Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.

Зачем? – не понял еж.

А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! – объяснила сова. – Ведь до этого ей колючки твои мешали!

И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!

Притча «Спор ветра с солнцем»

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.

Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.

Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

Притча о стакане с водой

Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:

— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

В аудитории оживлённо зашептались.

— Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.

— Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

— Ничего!

— Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор. – А что будет, если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?

— Ваша рука начнёт болеть.

— Нет! – растерянно ответили студенты. – радостно ответил профессор. – Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует.

Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её «вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.

Притча о кофе и обстоятельствах

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.
Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

А кофе? – спросила дочь.

О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.


Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…