Психология болезней: Лихорадка. Как решать проблему

Культура часто накладывается одна на другую и не все понимают, что было раньше, а что позже. Те, кто увлечены творчеством Фридриха Ницше не особо знают о пророке, чье имя он использовал для написания своей повести о Заратустре.

Реальная личность

Заратустра, не смотря на скудное количество свидетельств своего существования, считается реальной личностью. Заратустра - это основоположник зороастризма. Именно этому человеку приписывают авторство 17 гимнов «Песнопений» («Гаты»).

Значение самого имени пророка до сих пор является предметом многих споров. Так, существует версия, по которой имя переводится как «тот, кто погоняет верблюдов». Однако А.Дюперрон предлагает собственную версию перевода. Для него Заратустра - это «золотой Сириус».

Так же, как и с переводом имени, у ученых много расхождений относительно места и времени жизни пророка. Одни считают его сыном купца, другие связывают его происхождение с небогатым восточноиранским родом. Существует даже смелое предположение, что он родился на территории современной Российской Федерации. Хотя доказательств этой гипотезы нет.

Легенда о Заратустре

По одной из известных легенд пророк родился третьим ребенком в семье с пятью детьми. С 15 лет он стал священнослужителем, а спустя пять лет покинул свой дом, чтобы отыскать истину.

В 30 лет он встретился с главным божеством из триады иранских богов. Ахура-Мазде задал Заратустре несколько вопросов, после чего взял к себе на небо. Там пророк прошел три испытания, после которых ему открылась истина.

Спустившись назад, он не получил поддержки среди близких людей, кроме брата. Ему пришлось покинуть родные места, однако благодаря местному царю, зороастризм распространился по всему Ирану.

Заратустра - это пророк. К 42 годам он стал советником этого царя. Все его изречения были записаны на воловьих шкурах. Его творения, включая стихи, были повреждены при сожжении библиотеке во времена Александра Македонского.

Прожил мудрец 77 лет и 40 дней. Зная, что умрет насильственной смертью, он провел последние 40 дней в молитвах. Будучи женатым за жизнь дважды, он оставил после себя шестерых детей.

О Фридрихе Ницше

«Так говорил Заратустра» является наиболее значимым произведением философа, который вложил в него все свои суждения о жизни и человеке.

Говорить о творчестве Фридриха Ницше достаточно сложно. Это связано с тем, что не у всех хватает сил и времени читать его путаные тексты полностью. Поэтому многие опираются на суждения других о смысле его произведений.

Именно из-за этого появился миф о том, что философские взгляды Ф.Ницше связаны с фашизмом и нацизмом. Этому также способствовала его сестра, яркая приверженка А.Гитлера.

По этому поводу прекрасно высказались браться Стругацкие: «Ницше. Это был большой поэт. Однако ему весьма не повезло с поклонниками».

Родился немецкий философ и поэт в 1844 году в семье лютеранского священника в третьем поколении. Он был назван Фридрихом Вильгельмом в честь прусского короля, который правил в то время.

В университетах он углубился в античную классику. В 1869 году он занял кафедру классической философии в университете Швейцарии. Однако во время франко-прусской войны записался рядовым санитаром в прусскую армию (1870). Подорвав здоровье, Фридрих вернулся в швейцарский университет.

Среди друзей философа было множество известных личностей, среди которых был и Р.Вагнер. Он оказал большое влияние на его творчество. Философ посвятил ему четвертую часть «Незавершенных размышлений».

Умер поэт в 1900 году в семье спустя год после сильного психического припадка. Так ушел Фридрих Ницше. Заратустра в качестве его героя и образа продолжает жить.

«Так говорил Заратустра»

Одно из наиболее известных произведений Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» написано в 1883-1885 годах. повествование невозможно изложить или пересказать кратко. Парадоксально звучит даже подзаголовок - «Книга для всех и ни для кого».

Книга не относится к трактатам. Это скорее философская поэма, хотя и написанная в прозе. Для того чтобы понять это, необходимо прочесть произведение на немецком языке. В оригинале ему присуща определенная ритмика, которая подтверждает, что Ницше больше поэт, чем философ, а тем более ученый.

Завязка произведения состоит в том, что тридцатилетний Заратустра (Ницше) покидает родину и уходит в горы. Он наслаждается одиночеством. Через десять лет он пресытился своей мудростью и решает спуститься к людям. По пути он встречает старца, который уговаривает мудреца остаться в лесу. Но слышит в ответ слова о том, что Заратустра любит людей. Однако более значимой фразой молодого человека является то, «что Бог умер».

В произведении «Так говорил Заратустра» герой общается с разными людьми. Притчи, которые он рассказывает, по содержанию относятся к разным направлениям:

  • моральные;
  • психологические;
  • философские.

Ницше знал, что его теорию о сверхчеловеке многие не поймут, поэтому вслед за этим произведением, он выпустил еще два: «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали». Их целью было защитить идею от непонимания, пояснить ее смысл.

О «трех превращениях духа»

Наиболее значимым в произведении является рассказ о превращениях духа.

По словам мудреца, дух человека должен пройти три превращения. Сперва дух становиться верблюдом, поскольку он хочет испытать тяжесть собственной ноши. Затем он стремиться стать львом, чтобы обрести свободу и стать господином. Но поняв, что не сможет наслаждаться свободой, дух стремиться к полному обновлению. Это возможно при превращении в дитя.

О женщинах

Встретившись со старушкой, Заратустра говорит с ней о женщинах. Он относит им важную роль, а именно - принести в мир сверхчеловека. Единственным их счастьем должно быть понимание, чего хочет мужчина. Только тогда мир будет совершенен.

Для того чтобы оставаться желанной, женщина должна быть опасной игрой для мужчины. Поскольку они хотят в жизни только две вещи - опасность и игру. Для героя женщины остаются загадкой, однако «на все это есть одна разгадка: беременностью зовется она».

Идея сверхчеловека (Ubermensch)

Сквозь все произведение проходит мысль о том, что человек является лишь промежуточным звеном от обезьяны к сверхчеловеку. «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком».

Сверхчеловек отличается от простых людей несокрушимой волей. Однако смысл его жизни не в управлении другими людьми, он - гений и бунтарь, способный разрушить старые правила и ценности при этом создать новые. Так говорил Заратустра.

Ницше прописал этот романтический образ на интуитивном уровне. Концепция о сверхчеловеке не закончена. Автор прописал ее апофатически. Он указал, кем его герой быть не должен, а именно человеком толпы, средним обывателем. Он должен быть выше измельчавшего человечества. Заратустра - это тот, кто над толпой и живет вопреки ней.

Сегодня произведение, которое написал Фридрих Ницше, «Так говорил Заратустра» относиться к мировой классике. Произведение изучается как в философии, так и в литературе.

Зороастр учил, что высшим божеством является Ахура-Мазда (позже он назывался Ормузд или Хормузд). Все другие божества занимают по отношению к нему подчинённое положение. По мнению учёных, образ Ахура-Мазды восходит к верховному богу иранских племён (ариев), именовавшемуся ахура (владыка). К ахура относились Митра, Варуна и др. Высший ахура имел эпитет Мазда (Мудрый). Помимо божеств ахура, воплощавших в себе высшие моральные свойства, древние арии почитали дэвов - божества низшего ранга. Им поклонялась часть арийских племён, в то время как большинство иранских племён причисляли дэвов к силам зла и тьмы и отвергали их культ. Что касается Ахура-Мазды, то слово это означало «Владыка Мудрости» или «Мудрый Господь».

Ахура-Мазда олицетворял собой высшего и всезнающего Бога, творца всего сущего, Бога небесного свода; он был связан с основными религиозными понятиями - божественной справедливостью и порядком (аша), добрым словом и добрыми деяниями. Значительно позже получило некоторое…

Согласно легенде, изложенной в «Шахнамэ», монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 гг. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился «пастырь человеков» Хаома, возвеститель нового закона. Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы — легендарный царь Джемшид — упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида «не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир». Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал свое жестокое царствование. Затем последовали времена дикого восстания, из которого победителем вышел герой Ферндун, и его род…

Зороастризм

Кто такой Заратуштра?

Персидский маг в остроконечном колпаке и длиннополом одеянии, усыпанном звездами? - именно так представляли его себе древние греки. Более просвещенный вспомнит героя книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратуштра» - гордого, сильного проповедника сверхчеловечества.

Между тем современная культура едва ли может обойтись без серьезного знакомства с Заратуштрой и его учением. Как бы ни было человечество разделено социальными, национальными и религиозными барьерами,- если обратиться к древнему учению Заратуштры (Заратустры, или, как называли его в Греции, Зороастра) - выяснится, что нынешние, столь разные жители Евразии имеют не так уж мало общего. Пусть у каждой культуры существует особый путь, но тем важнее выявить то, что эти культуры сближает.

В течение более десяти столетий зороастризм был государственной религией огромной страны - прежде всего в персидской империи…

История зороастризма Зороастр Авеста Основные идеи (догматы) религиии зороастризма Религиозная реформа Мировоззрение. Зороастризм как религия Обрядность Современный Зороастризм (парсизм) Заключение.

История зороастризма

Чтобы понять любую религию, необходимо рассмотреть условия ее возникновения и формирования. Зороастризм интересен тем, что является мало того, что древней религией, но и религией, оказавшей влияние на наиболее распространенные религии мира.

Возникший в Юго-западном Иране и на западном побережье Индии, основанный на поклонении силам природы, зороастризм появился намного раньше, чем он известен по историческим источникам, а потому по древности этой религии можно судить только анализируя его обряды, способы богослужений и т.п. Но именно это и делает его загадочным, оставляет много неразрешенных вопросов в этой религии, и, несмотря на то, что она до сих пор существует, сегодняшний зороастризм отличается от религии…

Зороастр (также известный как Заратуштра) был важной религиозной фигурой в древней Персии (сегодняшний Иран и прилегающие территории). Его учение стало основой религиозного движения зороастризм. Эта религия доминировала в Персии до 7 века н.э, когда ислам завоевал господство в регионе после падения Сасанидской империи, последней доисламской персидской династии.

Зороастр - под таким именем пророк известен на Западе. Это один из вариантов оригинального, найденного в персидских манускриптах имени Заратуштра.

Время жизни Зороастра

Источники, из которых мы можем узнать о времени, в котором жил Зороастр, очень противоречивы. Авеста, священное писание Зороастризма, не содержит отсылок на какие-либо известные исторические события, которые могли бы быть сопоставимы с мировой хронологией. Тем не менее, в Авесте указаны некоторые моменты, которые могли бы иметь временное обозначение, например генеалогическая последовательность, однако их точность…

Заратустра (VIII–VII вв. до н.э.) Согласно легенде, изложенной в «Шахнамэ», монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 гг. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился «пастырь человеков» Хаома, возвеститель нового закона. Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы — легендарный царь Джемшид — упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида «не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир». Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал свое жестокое царствование….

Зороастризм

Религиозный дуализм древних иранцев чаще всего связывают с зороастризмом, то есть учением великого Зороастра, или Заратустры. Многие исследователи признают Заратустру реально существовавшим деятелем, другие же ставят под сомнение факт его существования.

Специалисты полагают, что зороастризм распространил свое влияние сравнительно медленно: вначале его идеи разрабатывались лишь немногими общинами единоверов, и только постепенно, со временем, приверженцами учения становились приверженцы маздеизма из касты магов, религии более древней, чем зороастризм.

Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации, и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии. Генетически древнеиранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов, принадлежавших к абсолютно иной языковой семье и культурной традиции. Как и жители…

Зороастр (Заратустра)

Жизнь Зороастра и его религиозная реформа

Зороастр – греческое искажение древнеиранского имени «Заратустра», которое носил в Иране в VII в. до Р. Х. основатель великой мировой религии, называемой по своему пророку зороастризмом.

Другие названия зороастризма: маздеизм (так как главное божество этой религии – Ахурамазда, Ормузд) или парсизм. Учение Зороастра является дуализмом: всеблагое, светлое божество Ахурамазда ведёт в нём вечную борьбу со злым духом Ангра-Майнью (Ахриманом).

Последователей веры Зороастра называют ещё магами (по сословному имени жрецов), гебрами («неверными» – для мусульман), огнепоклонниками (потому что главным символом этой религии является огонь).

До проповеди Заратустры древние иранцы (распадавшиеся тогда на племена мидян, бактрийцев, персов, систанцев, согдов и др.) чтили множество богов и духов природы. Эта их вера была близка к ведической религии древних индусов, вместе с…

Заратустра

Во времена Заратустры народы, населявшие Землю, нередко прибегали к силе заклинаний с сопутствующими обрядовыми действами (жертвоприношениями и возлияниями и др.). Они привлекали могучие духовные силы для совершения возмездия врагам через обряды вредоносной магии. По отношению…

Зороастр (Заратушта) — облик, овеянный легендами и тайнами, уходящими в седые времена начала Атлантиды! Сама религия Заратушты описывает древнейшие времена от духовных рас людей до IV Расы, когда на новой «Земле», или новом Континенте зарождалась IV Раса, после того, как люди Третьей начали вымирать.

Зороастр был не просто пророком Семи «Бессмертных Святых» Амэша-Спэнта, то есть ядра Белого Братства, но был одним из них, а точнее, как мы знаем из писем Е.И.Рерих, воплощением высшего среди них.

«Тот материк, который в Вендидад’е, например, упоминается, как Аирьяна Вэджо, на котором был рожден первоначальный З., называется в Пуранической литературе Швета Двипа, Гора Меру, Обитель Вишну и т.д.; в Тайной Доктрине он назван просто «Страною Богов», управляемой их Главами, «Духами этой Планеты»… Под «первоначальным» мы подразумеваем Амешаспенда, называемого З., Владыку и Правителя Вара, утвержденного Иимою в этой стране». (Т.Д.II.6.)Заратушра, согласно «Вендидаду» и…

Религиозный сектор современного книжного рынка России отличается исключительным разнообразием. Здесь представлены не только книги, полезные для интеллектуальной и духовной жизни, но и литература, познавательная ценность которой сомнительна. К сожалению, многие современные авторы, пишущие на религиозные темы, очень поверхностно знают предмет своих рассуждений, что зачастую побуждает их обращаться к источникам, компетентность которых никак нельзя признать удовлетворительной. В частности, к написанию данной статьи нас подтолкнула книга, посвященная жизни основателя зороастризма, Заратустры, авторы которой в качестве компетентного источника информации о зороастризме используют утверждения астролога Павла Глобы, что приводит к смешению лжи о зороастризме с научно подтвержденными данными. Наша статья не станет критикой этой книги, мы поговорим о самом зороастризме, однако при этом мы будем опираться не на труды Павла Глобы, а на данные научных источников.

В основе…

Период VIII-VI веков до нашей эры историки и религиеведы считают временем зарождения древнейшей монотеистической (по мнению некоторых религиеведов — дуалистической) религии мира — зороастризма. Возникло это верование в древней Персии (Иране) и его постулаты и догмы были отражены в священной книге адептов зороастризма — Авесте. Религия зороастризм очень быстро распространилась в регионах Средней Азии и Ближнего Востока и в период с начала нашей эры и до раннего средневековья данное верование было одним из наиболее распространенных в Средней Азии. В современном мире три мировых религии вытеснили зороастризм в большинстве регионов Азии, однако и сейчас некоторые индийские и иранские этносы исповедуют это верование.

Зарождение зороастризма

Основоположником данного верования считается пророк Заратустра, который походил из знатного рода и был сыном состоятельного персидского чиновника. Согласно преданию, Заратустра был избран богом еще тогда, когда он находился во чреве матери -…

Как Заратустра получил откровение

Заратустра, или более точно Зороастр, — личность полулегендарная. Википедия говорит, что достоверных свидетельств о его жизни нет, и все сведения о нем почерпнуты из религиозной традиции зороастрийцев. Обычно считается, что знаменитый пророк родился в Иране или северном Азербайджане. Однако некоторые исследователи говорят, что место его рождения находится на территории современного Туркменистана и даже России.

Время его деятельности также не определено, но большинство исследователей считают, что это был пятый-шестой век до н. э., что делает зороастризм одной из древнейших религий откровения.

Пророк родился в семье Спитама — древнего жреческого рода. При рождении Зороастр не расплакался, а засмеялся, что стало предзнаменованием его будущей деятельности. Его имя не имеет глубокого смысла и означает лишь «владелец старых верблюдов».

Известны имена его родителей, трех жен и шестерых детей. Гаты Авесты не упоминают о…

действует через свое воинство – дэвов. Это он расколол единый мир на два начала – доброе и злое. Не случайно образ этого бога вошел в средневековые представления европейцев в виде злого колдуна Аримана (имя пришло в Европу из древнегреческих источников). Ортодоксального (соответствующего правилу канону) изображения демонов зла в древнеперсидской религии не было. Согласно более поздним учениям, они считались бесплотными. Жили, как считали персы, злые силы где-то на севере (откуда приходит холод и мрак) или в «бездне», в преисподней. Ангра-Майнью насылал на людей 9999 болезней, а их лечение рассматривалось как изгнание злых сил. Ангра-Майнью (Ариман) насылал на людей также и смерть. Вообще смерть, согласно зороастризму, – это победа злых сил, и чем праведнее был умерший, тем большая победа! Это очень важная черта религиозных взглядов персов, которая отразилась в их погребальном обряде

Дьяволы (цэвы) часто…

Зоратуштра оставил три заповеди, руководство которыми дает человеку возможность прийти к своей цели. Эти три морально-этических принципа выражаются трема авестийскими словами: ХУМАТ, ХУКСТ, ХУВАРСТ, что в переводе означает Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело. Священная молитва Виспа Хумата провозглашает: «Все добрые мысли, добрые слова и добрые дела совершаются через знание и ведут к лучшему существованию, а все злые мысли, злые слова, злые дела происходят без знания и ведут к худшему существованию». Эта короткая молитва из священной Авесты представляет суть Зороастрийской религии: мысли, слова и дела формируют поведение и характер человека. Небеса и ад обусловлены всей суммой мыслей, слов и дел человека.

Есть шесть ступеней достижения Бога в следовании Амеша Спентам, милостивым бессмертным Святым:

Вохуман - Добрая Мысль Аша-Вахишта - Лучшая Праведность Кшатра-Варью - Божественная Власть/Моральное Мужество Спента-Армаити - Божественная Мудрость Хаурват -…

Вознесенный Владыка Заратустра является наивысшим посвященным священного огня на планете и главным специалистом в управлении энергиями фохата. Он руководит жрецами священного огня и священством Мелхиседека.

Все члены Великого Белого Братства служат в Ордене Мелхиседека, также как все служат священному огню, но лишь те, кто достиг определенного уровня посвящений может называться Жрецом Ордена Мелхиседека. Другие члены служат в ордене, но не имеют титула жреца. Заратустра имеет множество учеников, служащих под его началом, и когда лучший из них достигнет определенного уровня, то будет готов занять должность Заратустры, а учитель пойдет дальше в космическом служении.

Зороастризм — это одна из древнейших мировых религий. Заратустра, ее основатель, был пророком, общавшимся с Богом лицом к лицу. Заратустра жил в обществе, не имеющем письменности, в котором люди не делали записей происходящего. Его учения передавались в устной традиции, и многое из того, что позднее было…

[[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Заратустра Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Заратустра Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Заратустра Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Заратустра
Заратуштра Спитама
Zaraθuštra

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Порушаспа Спитама (традиционно)

Мать:

Дугдова (традиционно)

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Хвови (традиционно)

Дети:

Френи, Поручиста, Трити;
Исад-вастра, Урватат-нара, Хвара-читра (традиционно)

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Некоторые средневековые мусульманские историки (Аль-Бируни , Аль-Балазури , Аль-Казвини , Аль-Хамави и др.), цитируя поздние зороастрийские источники, указывали, что Зороастр родился в Атропатене , на территории нынешнего Иранского Азербайджана . Другие, как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак , утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России (В качестве примера Бойс упоминает городище Синташта на территории Челябинской области) . В Гатах же сказано, что Заратустра родился на территории туранских племён , откуда бежал, не будучи принятым соотечественниками, на территорию нынешнего Ирана к вождю (кави) Виштаспе , который стал его верным последователем .

Семья

Заратустра родился в семье Спитама - это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах . Имя отца Заратустры - Порушаспа , имя его матери - Дугдова. Согласно зороастрийской традиции он является сыном Оромазда, верховного бога зороастрийцев . Имена братьев его: старших - Ратуштар и Рангуштар, младших - Нотарига и Ниветиш. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся , а смех его убил более 2 000 демонов. По полагавшемуся обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у тёмных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно - Заратустра был защищён Божественной силой.

Отрывок, характеризующий Заратустра

– О!.. Я почувствовал что-то знакомое и решил вернуться к тебе. Но не думал, что ты будешь смотреть такое… Не нужно тебе читать эту печальную историю, Изидора. Она принесёт тебе всего лишь ещё больше боли.
– Ты её знаешь?.. Тогда скажи мне, кто эти люди, Север? И почему так болит за них моё сердце? – Удивлённая его советом, спросила я.
– Это – Катары, Изидора… Твои любимые Катары… в ночь перед сожжением, – грустно произнёс Север. – А место, которое ты видишь – их последняя и самая дорогая для них крепость, которая держалась дольше всех остальных. Это – Монтсегюр, Изидора… Храм Солнца. Дом Магдалины и её потомков… один из которых как раз должен вот-вот родиться на свет.
– ?!..
– Не удивляйся. Отец того ребёнка – потомок Белояра, ну и, конечно же, Радомира. Его звали Светозаром. Или – Светом Зари, если тебе так больше нравится. Это (как было у них всегда) очень горестная и жестокая история… Не советую тебе её смотреть, мой друг.
Север был сосредоточенным и глубоко печальным. И я понимала, что видение, которое я в тот момент смотрела, не доставляло ему удовольствия. Но, несмотря ни на что, он, как всегда, был терпеливым, тёплым и спокойным.
– Когда же это происходило, Север? Не хочешь ли ты сказать, что мы видим настоящий конец Катар?
Север долго смотрел на меня, словно жалея.... Словно не желая ранить ещё сильнее… Но я упорно продолжала ждать ответа, не давая ему возможности смолчать.
– К сожалению, это так, Изидора. Хотя мне очень хотелось бы ответить тебе что-нибудь более радостное… То, что ты сейчас наблюдаешь, произошло в 1244 году, в месяце марте. В ночь, когда пало последнее пристанище Катар… Монтсегюр. Они держались очень долго, десять долгих месяцев, замерзая и голодая, приводя в бешенство армию святейшего Папы и его величества, короля Франции. Их было всего-навсего сто настоящих рыцарей-воинов и четыреста остальных человек, среди которых находились женщины и дети, и более двухсот Совершенных. А нападавших было несколько тысяч профессиональных рыцарей-воинов, настоящих убийц, получивших добро на уничтожение непослушных «еретиков»... на безжалостное убийство всех невинных и безоружных… во имя Христа. И во имя «святой», «всепрощающей» церкви.
И всё же – катары держались. Крепость была почти недоступной, и чтобы её захватить, необходимо было знать секретные подземные ходы, или же проходимые тропинки, известные только жителям крепости или им помогавшим жителям округи.

Но, как это обычно случалось с героями – «на сцену» явилось предательство... Вышедшая из терпения, сходившая с ума от пустого бездействия армия рыцарей-убийц попросила помощи у церкви. Ну и естественно, церковь тут же откликнулась, использовав для этого свой самый проверенный способ – дав одному из местных пастухов большую плату за показ тропинки, ведущей на «платформу» (так называли ближайшую площадку, на которой можно было устроить катапульту). Пастух продался, погубив свою бессмертную душу... и священную крепость последних оставшихся Катар.

У меня от возмущения бешено стучало сердце. Стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, я продолжала спрашивать Севера, будто всё ещё не сдавалась, будто всё ещё оставались силы смотреть эту боль и дикость произошедшего когда-то зверства...
– Кто была Эсклармонд? Знаешь ли ты что-то о ней, Север?
– Она была третьей, и самой младшей, дочерью последних сеньоров Монтсегюра, Раймонда и Корбы де Перейлей, – печально ответил Север. – Ты видела их у изголовья Эсклармонд в твоём видении. Сама же Эсклармонд была весёлой, ласковой и всеми любимой девочкой. Она была взрывной и подвижной, как фонтан. И очень доброй. Её имя в переводе означало – Свет Мира. Но знакомые ласково называли её «вспышкой», думаю, за её бурлящий и сверкающий характер. Только не путай её с другой Эсклармондой – была ещё у Катар Великая Эсклармонд, Дама де Фуа.
Великой её прозвали сами люди, за стойкость и непоколебимую веру, за любовь и помощь другим, за защиту и Веру Катар. Но это уже другая, хотя очень красивая, но (опять же!) очень печальная история. Эсклармонд же, которую ты «смотрела», в очень юном возрасте стала женой Светозара. И теперь рожала его дитя, которое отец, по договору с ней и со всеми Совершенными, должен был в ту же ночь как-нибудь унести из крепости, чтобы сберечь. Что означало – она увидит своего ребёнка всего на несколько коротких минут, пока его отец будет готовиться к побегу... Но, как ты уже успела увидеть – ребёнок всё не рождался. Эсклармонд теряла силы, и от этого всё больше и больше паниковала. Целых две недели, которых, по общим подсчётам, должно было наверняка хватить для рождения сына, подошли к концу, а ребёнок почему-то никак не желал появляться на свет... Находясь в совершенном исступлении, измождённая попытками, Эсклармонд уже почти не верила, что ей всё же удастся сохранить своё бедное дитя от страшной гибели в пламени костра. За что же ему, нерождённому малютке, было испытывать такое?!. Светозар, как мог, пытался её успокоить, но она уже ничего не слушала, полностью погрузившись в отчаяние и безнадёжность.
Настроившись, я снова увидела ту же комнату. Вокруг кровати Эсклармонд собралось около десяти человек. Они стояли по кругу, все одинаково одеты в тёмное, а от их протянутых рук прямо в роженицу мягко втекало золотое сияние. Поток становился всё гуще, будто окружавшие её люди вливали в неё всю свою оставшуюся Жизненную мощь...
– Это Катары, правда ведь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора, это Совершенные. Они помогали ей выстоять, помогали её малышу родиться на свет.
Вдруг Эсклармонд дико закричала... и в тот же миг, в унисон, послышался истошный крик младенца! На окружавших её измождённых лицах появилась светлая радость. Люди смеялись и плакали, словно им вдруг явилось долгожданное чудо! Хотя, наверное, так оно и было?.. Ведь на свет родился потомок Магдалины, их любимой и почитаемой путеводной Звезды!.. Светлый потомок Радомира! Казалось, наполнявшие залу люди начисто забыли, что на восходе солнца все они пойдут на костёр. Их радость была искренней и гордой, как поток свежего воздуха на просторах выжжённой кострами Окситании! По очереди приветствуя новорождённого, они, счастливо улыбаясь, уходили из залы, пока вокруг не остались только родители Эсклармонд и её муж, самый любимый ею на свете человек.
Счастливыми, сверкающими глазами юная мать смотрела на мальчика, не в состоянии произнести ни слова. Она прекрасно понимала, что эти мгновения будут очень короткими, так как, желая уберечь новорождённого сына, его отец должен будет тут же его забрать, чтобы попытаться ещё до утра убежать из крепости. До того, как его несчастная мать взойдёт на костёр вместе с остальными....
– Благодарю тебя!.. Благодарю тебя за сына! – не скрывая катившихся по уставшему лицу слёз, шептал Светозар. – Радость моя ясноглазая... пойдём со мной! Мы все поможем тебе! Я не могу тебя терять! Он ведь не знает ещё тебя!.. Твой сын не знает, как добра и прекрасна его мать! Пойдём со мной, Эсклармонд!..
Он умолял её, заранее зная, каков будет ответ. Он просто не мог оставить её на гибель. Ведь всё было рассчитано так великолепно!.. Монсегюр сдался, но попросил две недели, якобы для подготовки к смерти. По-настоящему же они ждали появления потомка Магдалины и Радомира. И рассчитали, что после его появления у Эсклармонд останется достаточно времени, чтобы окрепнуть. Но, видимо, правильно говорят: «мы предполагаем, а судьба располагает»... Вот она и распорядилась жестоко... разрешив новорождённому лишь в последнюю ночь появиться на свет. У Эсклармонд не оставалось сил, чтобы пойти вместе с ними. И теперь она собиралась закончить свою короткую, совсем ещё не житую жизнь на страшном костре «еретиков»...
Перейлы, обнявшись, рыдали. Им так хотелось спасти их любимую, светлую девочку!.. Так хотелось, чтобы она жила!
У меня перехватило горло – как же эта история была знакома!.. Они должны были увидеть, как в пламени костра будет умирать их дочь. Так же, как мне, видимо, придётся наблюдать смерть моей любимой Анны...
В каменной зале вновь появились Совершенные – пришло время прощаться. Эсклармонд вскрикнула и попыталась встать с кровати. Ноги подкашивались, не желая её держать... Муж подхватил её, не давая упасть, крепко сжав в последнем объятии.
– Видишь, любимый, как же я могу идти с тобой?.. – тихо прошептала Эсклармонд. – Ты иди! Обещай, что спасёшь его. Обещай мне, пожалуйста! Я тебя буду любить и там... И сына.
Эсклармонд разрыдалась... Она так хотела выглядеть мужественной и сильной!.. Но хрупкое и ласковое женское сердце её подвело... Она не хотела, чтобы они уходили!.. Она даже не успела узнать своего маленького Видомира! Это было намного больнее, чем она наивно предполагала. Это была боль, от которой не находилось спасения. Ей было так нечеловечески больно!!!
Наконец, в последний раз поцеловав своего маленького сынишку, она отпустила их в неизвестность... Они уходили, чтобы выжить. А она оставалась, чтобы умереть... Мир был холодным и несправедливым. И не оставалось в нём места даже для Любви...
Закутавшись в тёплые одеяла, четверо суровых мужчин вышли в ночь. Это были её друзья – Совершенные: Хюго (Hugo), Амьель (Amiel), Пуатеван (Poitevin) и Светозар (о котором не упоминается ни в одной оригинальной рукописи, везде просто говорится, что имя четвёртого Совершенного осталось неизвестным). Эсклармонд порывалась выйти за ними... Мать не отпустила её. В этом не было больше смысла – ночь была тёмной, и дочь только помешала бы уходящим.

Пророк зороастризма - Заратустра. Исследователи спорят, был ли этот пророк реальным историческим лицом. Заратустра (Заратуштра - в авестийском варианте, Зороастр - по-древнегречески, Зардушт - на средневековом иранском наречии) жил, очевидно, в восточном Иране в VI в. до н.э. скорее всего около 700 г. до н.э (это время приблизительно соответствует времени появления буддизма в Индии, важнейших религиозно-философских учений в Древнем Китае).

Как уже было сказано, Заратустре приписывается авторство Авесты, но скорее всего он написал только ее поздние части, где подробно изложено учение зороастризма. По некоторым противоречивым свидетельствам, Заратустра жил во времена царя Виштаспа, который воспринял учение пророка и первым начал распространять его среди персов. Это имя созвучно имени реального человека - Гиштаспа, отца великого персидского царя Дария I (522-485 гг. до н.э.). Это совпадение, возможно, не случайно, так как Дарий сделал маздаизм идейно-религиозной основой своей империи. Об этом и свидетельствует знаменитая надпись царя Дария, высеченная на Бехистунской скале на персидском, вавилонском и новоэламском языках, где помещено изображение крылатого Ахура-Мазды (по этой надписи, с помощью сопоставления трех текстов, удалось расшифровать вавилонскую клинопись).

Еще по одной версии Заратустра родился у Пурушаспы (имя, созвучное арийскому ведическому богу Пуруше, которого расчленили боги, создавая мир и людей) после того, как он выжал и выпил сок хаомы (сомы). В Ведах также рассказывалось об этом чудодейственном напитке и одноименном божестве (Соме). Его связывают и с коноплей, и с эфедрой, и даже с мухомором, однако, что это за растение, твердо сказать нельзя. Пурушаспа был четвертым из людей, испившим сока, после чего у него родился сын - великий пророк. О жизни пророка известно немного. Он проповедовал свое учение, но был изгнан со своей родины местным правителем-магом и чародеем. Очевидно, его проповеди не принимали, он был несчастен и гоним, пока не получил поддержку от царя Виштаспа. Появилась община последователей Заратустры, построенная, очевидно, на каких-то новых принципах.

Заратустра учил, что человек имеет свободу воли и может выбирать между добром и злом. Он должен активно сражаться на стороне добра, которое победит в решающей битве. Дьявол в лице Ангра-Майнью пытался искусить Заратустру обещанием богатства и власти, но тот выстоял. В борьбе со злом ему приходилось применять не только мирные аргументы, проповеди, но и камни, «большие как дом». В конце концов Заратустру убил один из его врагов, преследовавший пророка в течение всей жизни.

В других рассказах образ Заратустры совсем лишен человеческого начала: «в начале бытия Ахура-Мазда создал его духовную сущность, которую до решительной схватки добра со злом поместил в ствол дерева. Затем Заратустра воплотился в человеческое естество и был озарен огнем (светом) истины, исходившим из ствола этого дерева». Заратустра описывается здесь как посредник между богом и людьми.

В этих рассказах много совпадений и с учением христианства, и с мифологией других древних народов (иногда усматривается совпадение с мифом о Прометее, принесшем огонь людям). Мифы о Заратустре проникли к древним грекам, затем через них в Европу. Они обросли множеством новых черт и подробностей. В средние века Заратустру считали магом, астрологом и мудрецом. В XIX в. в Германии творил известный философ Ф. Ницше, стержнем философии которого было учение о свободе духа, об «идеальном человеке» (сверхчеловеке). Самое знаменитое его произведение называется «Так говорит Заратустра» (с подзаголовком «Книга для всех и ни для кого»). Ницше, слабый и болезненный физически, почти слепой и парализованный, был во власти чар древнего мудреца, отождествляя себя с ним, прославляя на его примере величие сознания, вышедшего за пределы человеческих возможностей. Так образ древнего мудреца вторично вошел в историю мировой философии.

Заратуштра, Зороастр, Зардушт - так на авестийском, греческом и среднеперсидском языках произносится имя основателя одной из древнейших религий мира - зороастризма. Уже в IV в. до н.э. древнегреческие авторы считали его легендарной личностью, мудрецом-астрологом, жившим в глубокой древности.

Действительно, эта религия настолько древняя, что ни античные историки, ни сами последователи практически не знали, когда и где она возникла. И уже более 200 лет продолжаются споры о месте рождения и времени жизни Заратуштры, о локализации области, где впервые распространилось его учение. Никаких данных об этом нет и в "Авесте", которая является основным источником для изучения зороастризма.

Аль-Беруни, основываясь на средневековой хронологической традиции, указал дату жизни Зороастра - за 258 лет до Александра Македонского. Исходя из этих данных, ряд ученых считает, что Заратуштра жил в VII-VI вв. до н.э. Другие исследователи, ориентируясь на лингвистический анализ "Гат" - самой священной части "Авесты", предполагают более раннюю дату жизни - от Х до ХII веков до н.э.

По преданию, когда Заратуштре исполнилось 30 лет, он был осенен истинной верой. Его откровения и составили «Авесту» (скачать книгу можно - zip-42 kb ) .

Полагают, что Заратуштра, вышедший из рода Спитама, выступал с проповедями в Иране или в Средней Азии, но не был признан своей общиной; согласно пехлевийским источникам, он подвергся преследованиям со стороны местного чародея Дурашрава и вынужден был бежать.

Пророк жил в смутное время. Набеги и войны приносили людям бесчисленные страдания. Заратуштра видел селения, разоренные враждующими племенами. Вожди и воины, отправляясь в походы, грабили и порабощали более слабых и беззащитных людей. Насилие царило, уничтожая и унижая человека.

Его покровителем стал бактрийский царь Виштаспа, способствовавший распространению зороастризма. В условиях междоусобиц и непрерывных войн ("Нищету и разорение несут они дому и селению, и области, и стране") Заратуштра призывал к единению, к созданию сильного централизованного государства с сильным и справедливым правителем. "Добрый правитель воздвигнет мир для радостных селений. Кто же будет этим правителем? Кто прославит свое имя? Это Кави Виштаспа".

По сочинению "Датистан-и-Диник" пророк во время чтения молитвы был предательски заколот в спину кинжалом Тур-и-Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь.

Согласно учению Заратуштры, Ахурамазда (Господь мудрости) был верховным божеством, единственным несотворенным творцом всего доброго и благого, премудрым и всезнающим, праведным, перед которым все равны. Ахурамазда совершил акт творения в два шага. Сначала все созданное им было свободно от бренной оболочки, а затем Ахурамазда придал всему сущему материальный вид. Этот этап называется "Сотворением основы". Но материальный мир оказался уязвимым для сил зла. Этим воспользовался Ахриман, который ворвался в мир и стал губить творения Ахурамазды, неся смерть и разрушения. Помощникам и союзникам Ахурамазды - Бессмертным Святым - удалось приостановить злодеяния Ахримана и обратить их на пользу миру. Вторжение Ахримана знаменует второй этап - "Смешение". В это время абсолютное добро, которое мир являл в начале, смешалось со злом. Чтобы противостоять злу, люди должны чтить Ахурамазду и его помощников, сообща искоренить зло и восстановить мир в прежнем виде. После того, как это случится, начнется третья эра - "Разделение", добро вновь очистится от зла. В мире воцарятся спокойствие и согласие. Победа Ахурамазды трактовалась как победа света над тьмой. Источник света - солнце и огонь - его часть. Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как "очищающая сила".

Главным в проповедях Заратуштры было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе со стороны добра. Проповедуя мораль, основой которой была триада - благие мысли, благие слова и благие дела - Заратуштра идеализировал и "праведную" хозяйственную деятельность, которую он противопоставлял неправедному кочевническому образу жизни. Пророк считался посредником между Богом и людьми.

Последователям Ахурамазды Заратуштра обещал посмертное блаженство, а пособникам зла угрожал муками и осуждением на страшном суде, который будет вершить Ахурамазда в конце мира.

Согласно преданиям зороастрийцев, наступит время, когда бог огня Атар расплавит в горах железо и направит пылающую лаву на землю. И каждый человек должен будет перейти через эту огненную реку. Для праведников лава покажется парным молоком, а грешники сгорят в огне. Огненный поток провалится сквозь землю, уничтожит ад, Ахримана и все злые силы. На земле наступит рай, восторжествует добро и справедливость, человек не будет знать болезней, он станет бессмертным.

Заратуштра одним из первых разработал учение о справедливом суде после смерти человека, душа которого при переходе по мосту Чинват, начинавшемуся на вершине высочайшей горы мира Хара и устремленному в небо, попадала в рай или в ад.

Но он считал, что каждый добропорядочный гражданин во время жизни на земле должен думать не о продолжении существования в далеком и неведомом рае. Рай должен воцариться в нашем мире, где всем следует стать праведниками и неукоснительно соблюдать правовые и нравственные нормы.

Богом договора и защитником порядка "Авеста" называет Митру, который карает людей за ложь и преступления. Сурового наказания заслуживали люди, нанесшие кому-либо побои или увечья, а за убийство человека преступник должен был караться смертной казнью. Жестко преследовались такие преступления, как кража имущества и скота, невозвращение долгов, что приравнивалось к воровству. За деяния, направленные против личности и преступления экономического характера предписывалось избиение плетьми. Особо регулировались общественные и семейные отношения. Нарушение договора между членами семьи считалось клятвопреступлением. Как свидетельствует "Авеста", "пятидесятикратен договор между мужем и женой; восьмидесятикратен между зятем и тестем; девяностократен между двумя братьями; стократен договор между отцом и сыном". Непослушание старшим заслуживало порицания, а иногда и наказания. Например, если сын поднимал руку на отца, это считалось достаточно серьезным преступлением, которое влекло за собой телесные наказания.

Особо уважительно относились последователи "Авесты" к труду: человек обязан работать, заниматься ремеслом, строительством, земледелием и скотоводством: "Кто, засевая, возделывает землю, тот возделывает праведность…"

Зороастрийцы чувствовали ответственность за поведение членов общины в повседневной жизни. Общие проблемы и цели объединяли их в трудные времена и давали надежду на лучшее будущее. Людям следует всегда приходить на помощь друг другу, а состоятельные обязательно должны помогать - бедным.

Ранний зороастризм не знал ни храмов, ни изображений богов. Люди молились под открытым небом, на берегу реки, у подножья гор. Здесь же они зажигали священные костры из чистого сухого дерева.

Одним из самых почитаемых праздников был Навруз. В день рождения нового года и добрых сил природы улицы и дома вычищались и украшались. На четырех углах крыш зажигался огонь, в керамические сосуды с чистой прозрачной водой бросали первые зеленые листья. Люди пели гимны из "Авесты", читали молитвы. Они призывали бога добра и света уничтожить все зло и дать новую жизнь огню, воде, полям и садам. А в это время отступал холод, таяли снега и расцветали подснежники.

СОКРОВИЩНИЦЫ ИСТОРИИ

В пантеоне зороастрийцев было несколько богов и две богини. Хумо в образе красивой птицы приносила счастье, удачу и богатство. Тело, крылья и голова ее, по сказаниям, были из золота, серебра и драгоценных камней. Люди верили, что птицу эту нельзя было увидеть, но если на кого-то упадет ее тень, человек будет счастлив и богат.

А Анахита дарила благоденствие, воплощала животворные силы природы. Одной из ее функций была забота о продолжении человеческого рода. Она всегда изображалась облаченной в длинное платье, с покрывалом, драпирующим фигуру. В руках держала символы плодородия: цветы, плоды и злаки.

Множество терракотовых статуэток богини Анахиты было найдено в Хорезме (Кой-Крылган-кала), в Бухаре, Самарканде. Интересно, что в Самарканде богиня всегда изображалась молодой, а в Бухаре - в более зрелом возрасте. Терракотовые фигурки Анахиты были найдены в 1941 году Самаркандской археологической экспедицией Юбилейного комитете Навои - в шурфе у мавзолея Биби-ханым под полом склепа в слоях первых веков новой эры. Наиболее ранние из них отмечены влиянием эллинистического искусства, а более поздние выполнены с учетом местных особенностей. А вот женские фигурки с Афрасиаба имеют особенные, характерные лишь для этого района, детали костюма, головных уборов, атрибутики, черт лица. В руках у богини - тюльпан или плод граната, иногда у ног ее - младенец.

Каждое божество обычно сопровождалось животными. Птицей, посвященной Анахите, был голубь. В первых веках новой эры в Хорезме изготовляли оссуарии (сосуды, куда помещались очищенные кости покойного), на крышках которых изображалась эта парящая птица.

Исследователи "Авесты" объясняют имя Заратуштры как обладающего золотистыми верблюдами. В росписях дворца в Варахше (Бухарская область) крылатый верблюд, поддерживающий царственный трон, служил украшением престола. Изображения образа верблюда имеются и на многих монетах Бухары IV-VIII веков.

По сведениям историка Наршахи (Х в.), на базаре Мах в Бухаре находился храм идолопоклонников, где впоследствии продавались фигурки священных двугорбых верблюдов.

В Самаркандском музее и Эрмитаже хранятся терракотовые плитки с Афрасиаба, которые изображают юношу в венце под аркой, держащего в левой руке птицу. Фрагмент похожей плитки был найден и на городище Челек под Самаркандом. Ученые считают, что здесь находился храм, посвященный божеству яркой звезды Тиштрии (Сириусу). В согдийском календаре ему был посвящен тринадцатый день месяца. Борьба Тиштрии с демоном Апоша олицетворяет две силы в природе: благо дождя и зло засухи.

На одном из фрагментов оссуария, хранящегося в Музее истории Узбекистана, изображен Рашну с весами, которые "не уклоняются ни на волос в угоду какому-нибудь человеку". К Рашну направляется другая фигура с курильницей в руках, ведущая за собой уже отмолившуюся душу.

В V-VIII веках зороастризм оставался основной религией в Согде, Хорезме, Фергане. Сохранившаяся настенная живопись, выявленная археологическими раскопками, передает различные мифологические сюжеты. Всемирную известность получили росписи, открытые в процессе археологического изучения городища Варахша под руководством чл.-корр. АН Узбекистана В.А.Шишкина. Росписи украшали стены парадных залов монументального дворца местных правителей. Здесь были найдены живописные композиции батальных и охотничьих сцен, животных. Многие из них имеют ритуальное, религиозное значение. Такова сцена борьбы всадников, восседающих на слонах, с фантастическими животными. Предполагается, что она тоже навеяна господствовавшими представлениями о борьбе доброго и злого начал.

В каждом селе и городе обязательно имелись специально отведенные места, где сохранялся священный огонь. Ему были посвящены и огромные храмы. Уникальные "Дома огня" были обнаружены археологами Узбекистана на городище Джаркутан, при раскопках памятников Джанбаскала в Хорезме, Сарытепа в районе Чимкурганского водохранилища, городища Канка в Аккурганском районе Ташкентской области, городища Ер-Курган на юге республики… Одним из самых выдающихся пямятников архитектуры зороастризма является монументальный храм Кой-Крылган-кала (неподалеку от села Турткуль, Каракалпакия) - с восемью помещениями нижнего этажа, предназначенными для культовых целей, с башнями и двойным кольцом крепостных стен. Ученые установили, что здесь не только совершались ритуальные действа, но и велись наблюдения за солнцем и другими светилами.

«АВЕСТА» - ПРИЗЫВ К ДОБРУ И МИРУ

В Ургенче (Хорезмская область Узбекистана) возведен большой комплекс, посвященный "Авесте" - этому древнейшему письменному источнику по истории цивилизации Центральной Азии, священной книге зороастрийцев-огнепоклонников.