Родина люблю отчизну я но странною любовью. Сочинение: "Люблю Отчизну я, но странною любовью"

Сегодня в институте Времени достославный Вилли Шекспир прочтёт лекцию на тему "Писал ли я шекспировские пьесы?!"
Именно эти строки из незабываемого "Заповедника гоблинов" приходят в голову, когда читаешь нижеизложенное исследование на тему "Прощай, немытая Россия" и историю проникновения оного шедевра во все учебники. Итак, приступим помолясь.

"Рукопись первого стихотворения до нас дошла. Рука Лермонтова. Второе появилось в списках в начале 70-х годов XIX , потом в журнале "Русская старина" под его именем через 46 (!) лет после роковой дуэли. Причём, каноническому "пашей" в той публикации в списках предшествует "вождей", есть вариант "царей". Не известны ни черновик, ни лермонтовский автограф.
1. Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

2. Прощай, немытая Россия

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Первооткрывателем гласно назвался историк П. Бартенёв, известный археограф и библиограф. В частном письме он ссылается на некий "подлинник руки Лермонтова", так никому и не показанный. Никто не видел его. Таинственным образом исчез. Позже, в своём журнале "Русский архив", Бартенёв печатает приписку: "Записано со слов поэта современником". Подлинной записи того безымянного "современника" также до сих пор не нашли. Странные пропажи, согласитесь.

Теперь посмотрим на оба произведения глазами неискушённого в поэтическом искусстве читателя. Если то и другое сочинение принадлежит одному автору, то какие-то совершенно разные России он описывает. Первую любит. Чувство своё называет "странным", так как вроде бы, при взгляде со стороны, не могут вызывать "отрады" "печальные деревни" с "избами, покрытыми соломой", не яркая, бедная формами и красками равнинная природа и гибельные "разливы рек". Но Россия для Лермонтова и для тех, кому он адресует лирическое признание, - Родина. А это придаёт "странности" индивидуальный смысл радостного изумления. Будь наш поэт, например, вояжирующим по империи французом (вроде изначально настроенного на неприязнь маркиза де Кюстина), он непременно бы отметил на деревенском празднике глумливых, бранящихся крестьян. Но влюблённому в свою бедную, несовершенную родину московскому дворянину слышится не сквернословие, а "говор"; и не мужиков, а покладистых "мужичков".

Во втором стихотворении автор (Лермонтов? Другой?) не "скачет в телеге просёлочным путём", оглядывая окрестности влюблённым взором. Он, что есть мочи, бежит из России, спешит покинуть ту же самую Родину, которую в одноименном стихотворении "любил странною любовью". Хочет оказаться "за стеной Кавказа" в окружении чужих ландшафтов, среди племён, для которых он враг, ибо завоеватель. Мечтает "сокрыться" то ли от каких-то "вождей", то ли от "пашей", хотя империя, которой он служит, Российская, не Османская (и поэт средней руки, навеселе, такой несуразицы не напишет). Он не замечает природы, которая его умиляла с детства, не слышит "говора пьяных мужичков". Теперь они у него только "послушный голубым мундирам народ", рабы из "страны рабов и господ". Автор отказывается назвать её Родиной, она… "Немытая Россия".

Можно подумать, что стихотворцу, на бегу, было не до подбора определения; вплёл в строчку, что на раздражённый ум пришло, лишь бы в ритм.

Но Лермонтов не таков. В его подлинниках каждое слово со смыслом. Нет, не мог он изменить гению, коим наградил его Творец. Не посмел бы грязно исковеркать начальную строчку "Прощания с морем", что написал его кумир, невольник чести: "Прощай, свободная стихия!". Публицист П.Краснов отметил в "Немытой России" "кривоватый слог, убогие сравнения и полное отсутствие глубины, столь характерной для Лермонтова… Анализ показывает полное несоответствие стилю Лермонтова. Так, "голубые мундиры", "паши" не встречаются у автора "Родины" нигде более". "Грубость, топорность строк" увидел в этом стихотворении Г.Клечёнов.

О РУССКОЙ БАНЬКЕ И ЕВРОПЕЙСКИХ ТАЗИКАХ

Главное, что сразу бросается в глаза, вызывает недоумение и внутренний протест, так это оскорбление Отечества - с первой строки. Лермонтов, дворянин и патриот, с любовью в своих сочинениях отзывавшийся о простом народе, нигде, ни одним словом не отмечает телесной нечистоплотности низших сословий. "К слову сказать, - пишет П.Краснов, - словосочетание "немытая Россия" если чем и примечательно, так это своей подлостью и переворачиванием ситуацию с ног на голову. Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревни, сотни лет мывшимся в парной бане, как минимум, раз в неделю, не сравниться не то, что европейским крестьянам, мывшимся два раза в жизни, но и самым изысканным французским дворянам, мывшимся, в лучшем случае, раз в год, и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела, и дворянкам, носившим блохоловки".

Ваш покорный слуга, уважаемый читатель, сподобился после ВОВ, в юном возрасте, побывать в европах, куда занесли нашу семью военные дороги отца. Напоминаю, это была середина ХХ века. В сибирском городке, откуда мы, Сокуровы, родом, едва ли не в каждом дворе была банька (или одна на 2-3 двора). То же - в деревнях. В мадьярской Ньиредьхазе, в галицийском Самборе на первых порах негде было помыться. В отдельных квартирах среднего класса были ванные комнаты, но не сразу стал действовать водопровод. В простонародных кварталах горожане пользовались общими колонками на улицах, плескались на кухне в тазиках. Для селян - речка и колодец, без проблем. Зимой дрова, торф и уголь расходовали только на приготовление пищи и обогрев жилья. Так что вправе было воскликнуть: "Привет, немытая Европа!"

НЕМНОГО СОМНЕНИЙ, ДЛЯ ПРИЛИЧИЯ

И всё-таки, сделаю теоретическое допущение: а вдруг оба стихотворения написал действительно Лермонтов под воздействием паршивого настроения! Точнее, "один из двух" Лермонтовых, разделённых в его физическом теле каким-то событием, что меняет в человеке сознание, приоритеты, взгляды на себя и окружающее. Мы знаем хулиганствующего безбожника и придумавшего себе республиканские взгляды Пушкина первых семи лет после Лицея. И знаем совсем другого Пушкина, остепенившегося, признавшего Бога, сторонника просвещённого самодержавия, кем он оставался до последних дней. Таковым его сделало судьбоносное сельцо Михайловское - "приют спокойствия, трудов и вдохновенья". Процесс перерождения, в интенсивной фазе, длился с 1824 по 26 год. Он почти надвое разделил поэтическую жизнь гения в печатный её период: 9 лет до северной ссылки и 10 - после.

Лермонтов написал "Родину" в 1841 году, незадолго до смерти. "Немытая Россия" могла бы теоретически появиться под его пером, когда он, после отпуска, в том же году возвращался в свой полк на Кавказ. Появись такой дерзкий вызов власти в 1837 году, когда автор стихотворения "Смерть поэта" уже собирался по Высочайшему повелению отправиться на войну с горцами, то такой "залп грязью" в сторону трона стал бы сразу услышан всеми. Выходит, между двумя стихотворениями, резко противоположными по тональности, считанные месяцы, если не недели, а то и дни. Этого временного отрезка недостаточно для мировоззренческого перерождения человека, тем более байронического склада ума. Этот вывод был бы весом в рассуждениях, если бы мы гадали, писал - не писал "немытую Россию" человек, которому критика и вдумчивые читатели пророчили занять место рано ушедшего Пушкина. Однако гадать нечего. Автор известен. Только уточним: автор фальшивки.

СОУЧАСТНИК

Когда заходит разговор о появлении на Свет Божий скандального стихотворения "Прощай, немытая Россия", сначала в списках, потом в печати, неизменно фигурирует библиограф Бартенёв. Других свидетелей нет. Сей человек посвятил всю жизнь отысканию и публикации неизвестных материалов и литературно-биографических документов о русских писателях. Благодарны мы ему и за возрождение интереса к Пушкину, после яростного его развенчивания Писаревым. Но у известного археографа было, как говорится, "рыльце в пушку". Бывало, ради пущего воздействия на заинтересованную публику, ради увеличения числа подписчиков своего журнала, ради "сенсационных открытий" он шёл на весёлые розыгрыши, которые как-то незаметно и мило переходили в серьёзные подлоги. Притом, он осторожно сотрудничал с Герценом, которого в своё время "разбудили декабристы" и который "звал Русь к топору" на безопасном расстоянии, из Лондона. Для бесцензурной печати требовались "разоблачительные" сочинения признанных поэтов и прозаиков. Если таковых произведений не хватало, их сочиняли "под известные имена" скорые на руку виршеплёты-либералы. Сам Бартенёв писательскими талантами не блистал. Как-то он осилил несколько строк с помощью заимствований у Пушкина, но честно признался в своей поэтической бездарности. К его удаче объявился единомышленник, мастер стихосложения, ставший другом, тот самый, с одутловатым лицом, что представлялся Митрий-Митричем.

МИСТИФИКАТОР

Д. Д.Минаев в пореформенной России заслуженно пользовался известностью едкого сатирика, талантливого пародиста и бесовски весёлого мистификатора. Был выпить не дурак, душа компании. Удачно (ну, почти оригиналы!) пародировал классиков поэзии, от Данте до Пушкина (последнего, на потеху зубоскалам, высмеял пародийным романом "Евгений Онегин наших дней"). Доставалось от него и прозаикам, даже Льву Толстому.

Однажды (дело было в 1873 году), когда издатель "Русского архива" особенно нуждался в свеженьком разоблачительном документе самодержавия, Минаев принёс другу чудесным образом обнаруженное стихотворение, которое начиналось разящими, с запашком немытого народного тела, словами "Прощай, немытая Россия".

"Пушкин, что ли?", - спросил Бартенёв, вспомнив первую строку известного послания "К морю", написанного, когда опальный поэт прощался со "свободной стихией", отправляясь в Михайловское. "Нет, Лермонтов", - ответствовал хмельной, по своему обычаю, Минаев. Прочтя всё восьмистишие, Бартенёв, поразмыслив, согласился. Тот же Минаев, ухмыляясь в бороду, недавно ознакомил его с сатирической поэмой "Демон", в которой были такие строки:

"Бес мчится. Никаких помех
Не видит он в ночном эфире.
На голубом его мундире
Сверкают звезды рангов всех".

Хотя подписи не было, Бартнёв без объяснений понял, кто автор этого другого "Демона". "Голубой мундир" выдавал сочинителя "Немытой России" с головой, тем более, что, ведал библиограф, Лермонтов никогда и нигде не применял это словосочетание. Однако разоблачать мистификатора не было информатору Герцена никакого резона.

Увы, на сей раз ошибся Бартенёв. Как писал наш современник В.Хатюшин, пародийная мерзость ряженого под демократа Минаева, звучащая кощунственно и отвратительно, пережила и царизм, и социализм (в том числе развитой") и уютно чувствует себя в постсоветскую эпоху. И, что невыносимо, она стала частью литературного наследия Лермонтова.

СОЮЗ МЕРЗАВЦЕВ И НЕВЕЖД

Актом грамотной идеологической войны назвал П.Краснов введение этой фальшивки в учебники, начиная с советских; её неограниченного тиражирования. По сути, "кричащая русофобия", выраженная в стихах, стала как бы визитной карточкой великого поэта. И все усилия опровергнуть авторство Лермонтова таких авторитетных исследователей, как академик Скатов, например, сводятся на нет невеждами и сознательными мерзавцами. Недавно в одном из "телешоу" публичный писатель Быков вновь смаковал "немытую Россию", цитируя якобы Лермонтова. Ну, с невеждами понятно. А какую цель ставят "сознательные мерзавцы"? Ведь, благодаря авторитету гнусно "подставленного" здесь Лермонтова, каждое новое поколение со школьных лет привыкают видеть Родину "немытой", то есть в облике мирового бомжа, неопрятной, дурно пахнущей, убогой на фоне чистенького, ухоженного, густо благоухающего французскими духами, но экономящего воду Запада. Кто заинтересован в русофобском штампе, безумно заложенном в подсознание людей, читающих на русском языке? Разумеется, те силы, что ставят целью манипулирование сознанием насельников огромный страны, которая для атлантического мира как кость в горле, как досадное бревно, которая лежит веками на пути их вселенской экспансии.

Соотечественники, будьте бдительны и разборчивы! Читайте подлинного Лермонтова - "Родину", "Бородино", да практически всё, что им написано. К столетнему юбилею поэта "Вестник литературы" откликнулся такими словами: "Лермонтов составляет гордость и славу русской поэзии, которому наравне с другими "богатырями пера" обязаны мы крепостью наших национальных чувств… Ведь Лермонтов, бесспорно, был одним из тех поэтов, которые научили нас любить нашу родину и заставили возгордиться ею...". В.О.Ключевский писал: "... вспомните РОДИНУ Лермонтова... Поэзия, согретая личным чувством поэта, становится явлением народной жизни, историческим фактом. Ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов".

«Люблю Отчизну я, но странною любовью»

Пожалуй, тема родины является главной в творчестве всех великих русских писателей. Своеобразное преломление находит она в лирике М. Ю. Лермонтова. В чем-то его задушевные мысли о России совпадают с пушкинскими. Лермонтова так же не устраивает настоящее родины, он так же желает ей свободы. Но в его лирике нет пылкой оптимистической уверенности Пушкина в то, что «взойдет она, звезда пленительного счастья». Его проницательный и беспощадный взор художника обнажает те негативные стороны русской жизни, которые заставляют поэта испытывать чувство ненависти к ним и без всякого сожаления расстаться с отечеством.

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

В чеканных лаконичных лермонтовских строчках до предела сконцентрировано то зло, которое вызывает его гнев и возмущение. И зло это - рабство народа, деспотизм самодержавной власти, преследование инакомыслия, стеснение гражданских свобод.

Чувство скорби об угнетенной родине пронизывает стихотворение «Жалобы турка». Острое политическое содержание заставляет поэта прибегнуть к иносказанию. Название стихотворения указывает на деспотический государственный режим Турции, в которой велась национально-освободительная борьба греков, находящихся под ее владычеством. Эти антитурецкие настроения находили сочувствие в русском обществе. Вместе с тем прогрессивно настроенным читателям был вполне понятен истинный смысл стихотворения, направленный против ненавистного самодержавно-крепостнического режима России.

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! этот край… моя отчизна!

Да, Лермонтова не устраивала николаевская Россия 30-х годов XIX века, на которые пришлась его творческая зрелость. Что же питало лермонтовскую любовь к отчизне? Может быть, ее славное героическое прошлое? Лермонтова, как и Пушкина, восхищали мужество, стойкость, патриотизм русского народа, отстоявшего свободу родной страны в грозные годы Отечественной войны 1812 года. Самому яркому героическому событию этой войны, которая была для Лермонтова уже историей, он посвятил замечательное стихотворение «Бородино». Восхищаясь подвигом русских богатырей прошлого, поэт невольно вспоминает о своем поколении, которое пассивно терпит гнет, не предпринимая попытки изменить жизнь своего отечества к лучшему.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

В стихотворении «Родина» Лермонтов все-таки говорит о том, что эта «слава, купленная кровью», не может дать ему «отрадного мечтанья». Но почему же это стихотворение наполнено каким-то светлым, пушкинским настроением? Здесь нет характерного для Лермонтова мятежного гневного духа. Все тихо, просто, мирно. Даже стихотворный ритм здесь придает произведению плавность, замедленность и величавость. В начале стихотворения Лермонтов говорит о своей «странной» любви к отчизне. Эта странность заключается в том, что он ненавидит самодержавно-крепостническую Россию, страну «голубых мундиров», и всей душой любит народ России, ее неброскую, но прелестную природу. В «Родине» поэт рисует Россию народную. Перед мысленным взором поэта предстают дорогие сердцу каждого русского человека картины.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Художник рисует здесь три последовательно сменяющихся образа-пейзажа: степь, лес и реку, которые типичны для русского фольклора. Ведь в народных песнях степь всегда широкая, привольная. Своей необъятностью, беспредельностью привлекает она поэта. Образ богатырского, могучего леса усиливает впечатление мощи и размаха русской природы. Третий образ - река. В отличие от быстрых, стремительных горных речек Кавказа они величественны, спокойны, полноводны. Их силу Лермонтов подчеркивает сравнением с морями. Значит, величие, размах и ширь родной природы вызывает в поэте «отрадные мечтанья» о великом будущем России и ее народа. Эти размышления Лермонтова перекликаются с мыслями других великих писателей России - Гоголя и Чехова, которые видели в родной природе отражение национального духа своего народа. Горячей любовью к сельской, деревенской России проникнуто все лермонтовское стихотворение.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно…

Тяжесть подневольного положения народа заставляет поэта с особой отрадой увидеть немногие «следы довольства и труда», которые все-таки есть в крестьянской жизни. Он как бы ведет читателя за собой через лес и степи, по проселочной дороге к деревне, к простой избе и останавливается, чтобы полюбоваться удалой русской пляской «с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Его бесконечно радует искреннее народное веселье на празднике. Чувствуется горячее желание поэта увидеть русский народ счастливым и свободным. Только ее, народную Россию считает поэт своей настоящей родиной.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

В позднем периоде творчества Лермонтова появляются глубокие философские темы. Присущее ему в юности бунтарство и открытый протест сменяются более зрелым взглядом на жизнь. Если раньше при описании России Лермонтов руководствовался высокими гражданскими идеями, связанными с мученической смертью на благо Отчизны, то теперь его любовь к Родине выражается в более умеренных тонах и напоминает патриотические стихотворения Пушкина. Примером такого отношения стало произведение «Родина» (1841 г.).

Лермонтов уже в первых строках признается, что его любовь к России – «странная». В то время ее было принято выражать в высокопарных словах и громких заявлениях. Это в полной мере проявилось во взглядах славянофилов. Россия объявлялась самой великой и самой счастливой страной, имеющей совершенно особый путь развития. Все недостатки и беды игнорировались. Самодержавная власть и православная вера объявлялись залогом вечного благополучия русского народа.

Поэт же заявляет, что его любовь не имеет каких-либо разумных оснований, она является его врожденным чувством. Великое прошлое и героические деяния предков не вызывают в его душе никакого отклика. Автору самому непонятно, за что ему так невероятно близка и понятна Россия. Лермонтов прекрасно понимал отсталость своей страны от Запада, бедность народа и его рабское положение. Но не любить собственную мать невозможно, поэтому он восхищен картинами необъятного русского пейзажа. Используя яркие эпитеты («безбрежных», «белеющих»), Лермонтов изображает величественную панораму родной природы.

Автор не говорит прямо о своем презрении к жизни высшего общества. Оно угадывается в любовном описании простого деревенского пейзажа. Лермонтову намного ближе поездка на обычной крестьянской телеге, чем прогулка в блестящем экипаже. Это позволяет почувствовать на себе жизнь простого народа, ощутить свою неразрывную связь с ним.

В то время господствовало мнение, что дворяне отличаются от крестьян не только образованием, но физическим и нравственным устройством организма. Лермонтов же заявляет об общих корнях всего народа. Иначе чем еще можно объяснить неосознанное восхищение деревенской жизнью. Поэт с радостью готов променять фальшивые столичные балы и маскарады на «пляску с топаньем и свистом».

Стихотворение «Родина» относится к числу лучших патриотических произведений. Его главное достоинство заключается в отсутствии пафоса и огромной искренности автора.

Родина и народ… Какие короткие слова. Но какой огромный в них заложен смысл. Для каж­дого человека понятие родины связано с различ­ными аспектами и сторонами жизни. Для М. Ю. Лермонтова оно - сама жизнь, оно - часть его пламенной, страстной, искренней души. Лермонтов не мыслил себя без родины, без России. А Россию не мыслил без русского народа. Поэтому вся его лирика проникнута трепетной любовью к отчизне и великим чувством нацио­нальной героики. Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, - признается поэт в стихотворении «Родина». Эта любовь шла от самого сердца, которому были бес­конечно дороги и «степей холодное молчанье», и «лесов безбрежных колыханье», и «разливы рек ее, подобные морям», и «дрожащие огни печаль­ных деревень». Лермонтов тонко чувствовал кра­соту русской природы, ему была близка и дорога поэтичность народной жизни: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Его сердце наполнялось нежностью и тепло­той, когда он видел покрытые соломой крестьян­ские избы, окна «с резными ставнями», когда наблюдал за веселыми народными гуляньями. В окружении родной природы, исконно русского крестьянского пейзажа сердце поэта наполнялось спокойствием и гармонией. Только на родине он мог, хотя бы ненадолго, почувствовать себя по- настоящему счастливым. Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, - Тогда смиряется души моей тревога… …И счастье я могу постигнуть на земле… В этих строках Лермонтов говорит самим сер­дцем, здесь выступают только истинные, сильные чувства, главное из которых - чувство любви к родной земле. Но взгляд поэта на любимую родину вовсе не был идеализированным. Его душу, стремящую­ся к гармонии и счастью, не волновали ни «сла­ва, купленная кровью», «ни полный гордого до­верия покой», «ни темной старины заветные пре­данья». Он прекрасно видел все тяготы жизни своего народа, его страдания, возмущался крепо­стными порядками, жандармской империей с ее разделением на господ и рабов, на жандармов и «послушный им народ». Лермонтов видел все язвы на теле родной земли, видел и не понимал рабской покорности народа, восставал против его смирения, безгласности и неподвижности. И сер­дце поэта разрывалось на части. Потому что он все равно любил и не мог разлюбить все то, что называл «моим домом». В этом доме он «осуж­ден страдать», но лишь в нем он может быть спо­коен. Именно потому свою любовь к родине Лер­монтов называл «странною» - в ней соединились счастье и боль, стремление сделать все возмож­ное для родной земли и сознание собственного бессилия. Любовь к России неразрывно связана в серд­це поэта с любовью к великой столице - к Моск­ве. Именно она является центральным образом стихотворения «Бородино», в котором автор от­крыто присягнул на верность родине. Именно Москва научила поэта ценить свободу и незави­симость народа, именно она показала настоящий героический характер русских людей. Именно здесь сформировался М. Ю. Лермонтов как поэт и как гражданин, здесь проявился его могучий ум, заявила о себе мысль, родились великие фи­лософские идеи. Поэт дорожил гражданскими подвигами пред­ков, умевших постоять за правду, за человечес­кое достоинство, за честь отчизны. Потому он постоянно прославляет в своих стихотворениях Россию народную, которую любит всей душой, всем сердцем, «истинно свято и разумно». И, вспоминая героическое прошлое русского на­рода, Лермонтов с грустью и сомнением смотрит на будущие поколения, которых жизнь «томит, как ровный путь без цели».


~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,


Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Год написания: 1841


Анализ стихотворения "Родина" Лермонтова


Творческое наследие русского поэта и писателя Михаила Лермонтова насчитывает немало произведений, которые выражают гражданскую позицию автора. Однако стихотворение «Родина», написанное Лермонтовым в 1941 году, незадолго до смерти, можно отнести к разряду наиболее ярких образцов патриотической лирики 19 века.

Литераторов, являющихся современниками Лермонтова, можно условно разделить на две категории. Одни из них воспевали красоту русской природы, сознательно закрывая глаза на проблемы села и крепостное право. Другие, наоборот, пытались в своих произведениях вскрыть пороки общества и слыли бунтарями. Михаил Лермонтов, в свою очередь, пытался найти в творчестве золотую середину, и венцом его стремлений выразить свои чувства к России максимально полно и объективно по праву считается стихотворение «Родина».

Одно состоит из двух частей, различных не только по размеру, но и по концепции. Торжественное вступление, в котором автор признается в любви к Отечеству, сменяется строфами, в которых описывается красота русской природы. Автор признается, что любит Россию не за ее ратные подвиги, а за красоту природы, самобытность и яркий национальный колорит. Он четко разделяет такие понятия, как родина и государство, отмечая, что его любовь носит странный и несколько болезненный характер. С одной стороны, он восхищается Россией, ее степями, лугами, реками и лесами. Но при этом отдает себе отчет, что русский народ по-прежнему угнетен, а расслоение общества на богатых и бедных с каждым поколением становится все более ярко выраженным. И красота родного края не в состоянии завуалировать «дрожащие огни печальных деревень».

Исследователи творчества этого поэта убеждены, что по своей натуре Михаил Лермонтов не был человеком сентиментальным. В своем окружении поэт слыл задирой и скандалистом, любил насмехаться над однополчанами и решал споры при помощи дуэли. Поэтому тем более странно, что из-под его пера родились не бравурные патриотические и не обличительные строки, а тонкая лирика с налетом легкой грусти. Впрочем, этому есть логическое объяснение, которого придерживаются некоторые литературные критики. Считается, что люди творческого склада обладают удивительной интуицией или, как это принято называть в литературных кругах, даром предвидения. Михаил Лермонтов не являлся исключением и, по словам князя Петра Вяземского, предчувствовал свою гибель на дуэли. Именно поэтому он поспешил попрощаться со всем тем, что ему было дорого, сняв на мгновение маску шута и лицедея, без которой не считал нужным появляться в высшем обществе.

Впрочем, существует и альтернативная трактовка этого произведения, которое, бесспорно, является ключевым в творчестве поэта. По мнению литературного критика Виссариона Белинского, Михаил Лермонтов не только выступал за необходимость государственных реформ, но и предчувствовал, что очень скоро русское общество с его патриархальным укладом изменится полностью, окончательно и бесповоротно. Поэтому в стихотворении «Родина» проскальзывают грустные и даже ностальгические нотки, а основным лейтмотивом произведения, если читать его между строк, является обращение к потомкам любить Россию такой, какая она есть. Не возносить ее достижения и заслуги, не акцентировать внимание на общественных пороках и несовершенстве политического строя. Ведь родина и государство – это два совершенно различных понятия, которые не стоит пытаться привести к единому знаменателю даже из благих побуждений. Иначе любовь к Родине будет приправлена горечью разочарования, чего так боялся поэт, испытавший это чувство.




Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова (2)


Стихотворение Лермонтова "Родина” изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ "Родина” по плану.

История создания – стихотворение написано, как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм, окантованный картинами родной природы.

Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине с перечислением картин родной природы.

Жанр – дума. Вторая строфа очень близка к элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.

Метафоры – "слава, купленная кровью”, "степей холодное молчанье”, "лесов безбрежных колыханье”, "чета берёз".

Эпитеты – "тёмная старина”, "заветные придания”, "отрадное мечтание”, "холодное молчание”, "печальные деревни”, "безбрежные леса”, "росистый вечер”.

Сравнение – "разливы рек её, подобные морям”.

История создания

В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.

Оно написано 13 марта и первоначально было названо "Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на "Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема

Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как ""странную”", потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему опостылели ""законы”" высшего общества, интриги, чинопреклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.

Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство, как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно, торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.

Жанр

Лирическое стихотворение близко к жанру думы, который был свойственен творчеству декабристов. Вторая строфа – самая большая по объёму – отвечает всем требованиям жанра элегии. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным, и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам ""факт любви”". Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.

Средства выразительности

Метафоры : ""слава, купленная кровью”, "степей холодное молчанье”, "лесов безбрежных колыханье”, "чета берёз"".

Сравнение : ""разливы рек её, подобные морям”".

Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным:" "Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”." Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: "Ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье…”."

Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: "Люблю отчизну я, но странною любовью!"