Россия и вызовы XXI века. Новые вызовы и тенденции развития в XXI веке


1. Необходимость в новом качестве образования Правительство РФ «делает ставку» на инновационный вектор развития страны. Эта ставка «может быть оправданной» при условии роста эффективности сферы развития человеческого и социального потенциала, основу которой составляет сфера образования. В этой связи, образование начинает рассматриваться не как затратная отрасль, а как сфера для стратегических инвестиций. Для того чтобы такой подход к образованию стал реальностью, необходимо создать адекватную для инвестиционного подхода систему оценки качеством образования.


2. Понятие качества образования Смысл понятия «качество образования» определяется в контексте используемых представлений об устройстве сферы образования. Образование имеет тройственную природу. Один аспект представлений об образовании связан с институциональными формами организации практики образования; другой – со средствами образовательной деятельности и, наконец, третий аспект представлений об образовании связан с личными достижениями учащегося (рис.1).


Качество образования – это особое знание, включающее в себя: описание условий, позволяющее отобразить уровень конкурентоспособности используемых институциональных форм организации практики образования; описание образовательных программ, позволяющее отобразить уровень эффективности используемых средств образовательной деятельности; описание образовательных результатов, позволяющее отобразить уровень востребованности личных достижений ученика.


Качество образования существует в пространстве рефлексии процессов измерения и оценки состояния практики образования. Качество образования в пространстве рефлексии как особое знание «возникает в момент производства» содержательных суждений про уровень: конкурентоспособности используемых институциональных форм организации практики образования; эффективности используемых средств образовательной деятельности; востребованности личных достижений ученика. Посредством таких описаний качество образования не просто оценивается внутри образовательной отрасли, а приобретает статус социально значимого понятия, влияющего на становление человеческого и социального потенциала территории.




Концептуальной основой системы оценивания качества образования на школьном уровне является то, что обеспечение качества образования достигается при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению со стороны школьных управленцев различного уровня в зоне их конкретной юрисдикции и ответственности. Это приводит к необходимости составления карты процессов ОУ.



4. Положение о качестве образования (обобщенный вариант) Раздел 1. Политика образовательного учреждения в области качества образования Целью политики образовательного учреждения в области качества образования является создание и реализация оптимальной в имеющихся условиях образовательной программы, приводящей к достижению результатов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и образовательными запросами общественности. В основе системы оценивания образовательных результатов лежит принцип понимающего продуктивного действия (принцип ППД). Принцип ППД как принцип оценивания обозначается следующим образом: «Оценивание ориентировано на фиксацию успеха каждого отдельного учащегося. Успехом является любое относительное достижение (продвижение) учащегося в учебных действиях и вне учебных занятий, которые он осознанно понимает, внутренне принимает и целенаправленно делает».


Раздел 2. Оценка качества образования Оценка качества образования включает в себя: оценку качества организационной культуры; оценку качества образовательных результатов. Оценка качества организационной культуры Состояние организационной культуры ОУ проявляется в том, какие процессы используются в управлении и как за их счет удается обеспечить оптимальное соответствие между содержанием образовательной программы ОУ и имеющимися условиями. Оценивание состояния организационной культуры в ОУ осуществляется через оценивание следующих процессов:


1) обеспечение функциональных результатов обучения и воспитания в образовательном учреждении; 2) воспроизводство профессионализма педагогических работников в образовательном учреждении; 3) оптимизация состава педагогических позиций в образовательном учреждении; 4) компетентное руководство; 5) позиционирование образовательного учреждения; 6) организация рациональной кооперации во внутришкольном разделении труда; 7) организация инновационных изменений в образовательном учреждении. В процедурах оценки качества организационной культуры используется 21 критерий – по три для каждого из обозначенных процессов.


Обеспечение функциональных результатов обучения и воспитания в образовательном учреждении определяется по показателю «уровень функциональной грамотности учащихся». Критерии: использование предметных понятий как средства в осуществлении проектных и исследовательских видов деятельности; использование ключевых компетентностей как средства для адаптации к различным средствам обучения и переходу из одной ступени школы в другую; использование опыта осуществления социально значимой деятельности для встраивания в общественную жизнь.


Воспроизводство профессионализма педагогических работников в образовательном учреждении определяется по показателю «уровень представленности и распространения современных норм педагогического труда в образовательном учреждении». Критерии: использование цифровых ресурсов в оформлении и обмене опытом; использование рефлексивных форм анализа собственной деятельности; использование синергетических форм в методической деятельности.


Оптимизация состава педагогических позиций в образовательном учреждении определяется по показателю «уровень соответствия положений о должностных обязанностях педагогических работников содержанию образовательной программы». Критерии: использование содержания образовательной программы для разработки и оформления требований к количественному составу штатного расписания образовательного учреждения; использование содержания образовательной программы для разработки и оформления требований к результатам деятельности штатных сотрудников образовательного учреждения; использование содержания образовательной программы для разработки и оформления требований к правам и обязанностям штатных сотрудников образовательного учреждения.


Компетентное руководство определяется по показателю «уровень формализуемости отношений руководителя и подчиненного». Критерии: использование процедур задания для регулирования иерархических отношений в образовательном учреждении»; использование процедур заказа для регулирования конкурсных отношений в образовательном учреждении»; использование процедур конфликтного права для разрешения противоречий в отношениях руководителя и подчиненного.


Позиционирование образовательного учреждения определяется по показателю «уровень привлечения в образовательное учреждение дополнительных ресурсов». Критерии: использование целевых программ, грантовых конкурсов, инновационных проектов для привлечения финансовых средств; использование публичных докладов директора для формирования в социальном окружении позитивного имиджа; использование сетевых форм взаимодействия в рамках общего и профессионального образования с корпоративными структурами для совместной инвестиционной деятельности.


Организация рациональной кооперации во внутришкольном разделении труда определяется по показателю «уровень обмена результатами деятельности во внутришкольном разделении труда». Критерии: использование информационно-коммуникативных технологий для взаимодействия в образовательном учреждении; использование открытых форматов представления результатов деятельности педагогических работников образовательного учреждения; использование совместных форм среднесрочного и долгосрочного планирования.


Организация инновационных изменений в образовательном учреждении определяется по показателю «уровень использования современных организационно- управленческих механизмов, обеспечивающих становление современной практики образования». Критерии: использование программно-проектных форм для осуществления необходимых изменений в деятельности образовательного учреждения; использование нормативно-правовой базы для легитимизации осуществляемых изменений в деятельности образовательного учреждения; использование современных финансово-экономических инструментов для обеспечения необходимых изменений в деятельности образовательного учреждения.


Для каждого из приведенных показателей выделяются шесть уровней оценки (Табл.3). Каждому из уровней устанавливается балльный эквивалент (6 уровень – 6 баллов, 1 уровень – 1 балл). Общий диапазон баллов по каждому критерию: 3 – 18 баллов. Табл. 3. Уровни оценки показателей Уровень 6ОтличноЭталон организационной культуры Уровень 5Очень хорошоЯвные сильные стороны в представлении норм организационной культуры Уровень 4ХорошоСильные стороны в важных областях организационной культуры при наличии аспектов, требующих улучшения Уровень 3Удовлетворите льно Сильные стороны организационной культуры немного перевешивают слабые стороны Уровень 2СлабоСлабые стороны в важных областях организационной культуры Уровень 1Неудовлетвори тельно Явные слабые стороны организационной культуры


Вводятся следующие характеристики уровней оценки организационной культуры: оценка отлично характеризует норму, которая является эталоном организационной культуры, оценка отлично представляет собой выдающийся стандарт нормы; оценка очень хорошо характеризует норму, которая обладает ключевыми преимуществами; существует лишь несколько направлений улучшения, и ни одно из них не снижает существенно уровень нормы; оценка хорошо применяется к норме, которая характеризуется важными преимуществами (уровень оценки несколько снижен по аспектам, которые требуют улучшения);


Оценка удовлетворительно применяется к норме, если она характеризуется преимуществами, которые едва перевешивают недостатки; оценка слабо применяется к норме, если она характеризуется несколькими преимуществами при наличии существенных недостатков; оценка слабо может быть получена, если имеются некоторые преимущества, однако существенные недостатки либо по отдельности, либо совместно достаточно серьезны; оценка неудовлетворительно применяется, когда в норме имеются существенные недостатки, требующие немедленного принятия корректирующих мер.


Оценка качества образовательных результатов Система оценивания образовательных результатов основана на установлении соответствия фактических значений уровня подготовки учащихся требованиям гражданского заказа. Гражданский заказ обеспечивает оптимальное соответствие между содержанием образовательной программы, образовательными потребностями родительской общественности и требованиями государственного образовательного стандарта. Гражданский заказ содержит следующие типы образовательных результатов: академические знания; компетентности; здоровье и безопасность; духовно-нравственные ценности.


Академические знания понимаются как совокупность понятий, представлений и способов, позволяющих ученику ориентироваться в культуре. Компетентности понимаются как порождённые («выращенные», становящиеся) способности и умения, дающие возможность человеку самоопределяться в социальных стратах, эффективно мыслить и действовать. Ключевые компетентности: теоретическое мышление как способность к особым типам обобщения и рефлексии, умение действовать в неопределённой ситуации, ставить цели и задачи; инновационность как умение предлагать и реализовывать свои идеи и собственные образовательные траектории, строить и удерживать индивидуальную позицию; коммуникативность как способность к понимающему взаимодействию и умение работать с информацией, умение работать в команде.


Здоровье и безопасность понимаются как развитие физических возможностей учащихся осваивать мир и включаться в современную социальную действительность, использовать личностные ресурсы. Духовно-нравственные ценности понимаются как основа «человека быть человеком», они определяют поведение и поступки учащихся, обеспечивают становление у него позитивной социальной идентичности. Обозначенные типы образовательных результатов, а также виды деятельности по их достижению регламентированы Основной образовательной программой ОУ. Эта программа состоит их четырех образовательных программ.


Первая образовательная программа Основной образовательной программы является учебной программой и состоит из программ учебных предметов. Она занимает 70% учебного времени и 30% внеучебного времени на самостоятельную работу и выполнение домашнего задания. Эта программа является формой и регламентом учебной деятельности, которая в основном протекает в форме уроков и занятий. Основные образовательные результаты: системные совокупности предметных понятий – академические знания; система основных учебных действий; умение работать самостоятельно в группе, в том числе самостоятельно выполнять домашнее задание; умение работать с текстами и другими знаковыми системами; умение решать неопределенные задачи.


Вторая образовательная программа Основной образовательной программы называется «Социальное творчество и мастерство». Содержанием этой программы является образовательное конструирование, а формой реализации – мастерские или студии. Эта программа занимает 20% учебного времени и 30% внеучебного времени учащегося. Общая направленность этой образовательной программы состоит в создании учащимся такого продукта, в котором бы отражались перечисленные в программе мастерской или студии компетентности. Основные образовательные результаты: созданный продукт, в котором отражены компетентности, заявленные в программе мастерской или студии; способы событийной организации и проведения общего конкурса по оцениванию продуктов деятельности мастерских или студий; способы предъявления авторами своего продукта на конкурсе для внешней оценки.


Третья образовательная программа Основной образовательной программы называется «Социальная зрелость и гражданственность». Содержанием этой программы является опыт социально значимой деятельности, а формой реализации – социальные проекты. Общая направленность этой образовательной программы состоит в обеспечении включенности социальных проектов учащихся в конкурсные программы за пределами школы. Основные образовательные результаты: служение, понимаемое как добровольное участие в социально- значимых проектах; социальный опыт, оформляемый в совместных рефлексивных процедурах.


Четвёртая образовательная программа Основной образовательной программы называется «Духовно - нравственное и физическое воспитание». Содержанием этой программы является освоение учащимися культурных норм и ценностей, отражающих нравственность и духовность, безопасность и физическое совершенство, а формой реализации – события. Эта программа занимает 10% учебного и 20% внеучебного времени. Образовательные результаты учителей и учащихся в этой программе неразличимы.


Процедуры оценки качества образовательных результатов включают в себя следующие этапы: 1. В начале учебного года администрация образовательного учреждения совместно с педагогическим коллективом и Управляющим Советом проводят открытую проектную сессию. В рамках этой сессии ставятся конкретные цели по обеспечению качества образовательных результатов и разрабатываются: индикаторы оценивания; процедуры и шкала оценивания; способы достижения возможного уровня индивидуальных достижений; «шаги по реализации» достижений. Для различных групп учащихся (в идеале для каждого учащегося) совместно учителями и представителями Управляющего Совета по каждому из индикаторов обозначается конкретная цель, на которую он должен ориентироваться в течение «шага по реализации».


2. В конце «шага по реализации» проводится открытая рефлексивная сессия, на которой осуществляется «сверка» заявленных целей и достигнутых результатов. Соотносится разница между ними по шкале оценивания. 3. Эффективность обучения (Э) оценивается на основании фактических количественных оценок индикаторов в процентах по следующей формуле: где: n - количество индикаторов; x i - планируемое значение i-го индикатора; x фактi - фактическая количественная оценка i-го индикатора.


Раздел 3. Информирование о состоянии качества образования Полученные данные об обеспечении качества образования предъявляются общественности публично и на сайте образовательного учреждения. По итогам организуются публичные обсуждения, вырабатываются совместные предложения. Организуется особая форма предъявления полученных результатов общественности – «Открытая переговорная площадка».

М.Ф. Гацко — заместитель начальника 4-го ЦНИИ Минобороны России,
кандидат философских наук, профессор Академии военных наук

Несмотря на то, что в настоящее время непосредственная опасность широкомасштабной войны отодвинута, Российская Федерация по-прежнему сталкивается с множеством негативных процессов, которые представляют собой внешние угрозы её военной безопасности. Рассмотрим их развитие по основным геостратегическим направлениям

Несмотря на определенные позитивные изменения, такие, как окончание «холодной войны», улучшение отношений между Россией и США, достигнутые подвижки в процессе разоружения, мир не стал более стабильным и безопасным. На смену прежнему идеологическому противоборству пришло геополитическое соперничество новых центров силы, противостояние этносов, религий и цивилизаций. Усиливается тенденция разрешения противоречий с применением военной силы, что приводит к дестабилизации обстановки в мире.

Несмотря на то, что в настоящее время непосредственная опасность широкомасштабной войны отодвинута, Российская Федерация по-прежнему сталкивается с множеством негативных процессов, которые представляют собой внешние угрозы её военной безопасности. Рассмотрим их развитие по основным геостратегическим направлениям.

На Западе (Европа и США) основная потенциальная военная угроза для России продолжает исходить от США и блока НАТО.
Современная военно-политическая обстановка на Западе характеризуется усилением претензий США на роль мирового лидера, а также тенденций политической, экономической, а также военной интеграции западноевропейских стран, конечная цель которой – проведение единой внешней политики, включая сферы безопасности и обороны, которая по ряду направлений не совпадает с интересами военной безопасности России.

Несмотря на улучшение отношений между США и Россией, американское военно-политическое руководство в качестве основного потенциального противника по-прежнему рассматривает Россию. США, как ведущая страна НАТО, основные усилия направляет на то, чтобы не допустить восстановления Россией статуса сильной державы и формирования под её руководством новой коалиции государств. Приоритетным во внешней политике США по-прежнему остается силовой подход к решению всего комплекса международных проблем. В этих целях открыто используется потенциал самой мощной в мире военной структуры – вооружённых сил США. По экспертным оценкам сегодня вооружённые силы США насчитывают около 1 млн. 400 тыс. профессиональных военнослужащих (контрактников). Кроме того, в военную организацию США входит организованный резерв, состоящий из национальной гвардии и резерва 1-й очереди – всего 1 млн. 230 тыс. человек. Американские вооруженные силы оснащены самой современной техникой, их личный состав имеет высокую профессиональную подготовку и значительный опыт участия в боевых действиях.

Военный бюджет США в 2007 году превысил половину триллиона (506,3 млрд.) долларов, что в 25 раз превышает расходы на национальную оборону Российской Федерации. Суммарный бюджет Министерства обороны США, практически составляет такую же сумму, которую тратят все остальные страны мира, вместе взятые, на содержание своих армий.

Особую опасность для России в настоящее время представляет расширение НАТО путём включения в него государств Восточной Европы и Балтийских стран, а также планы по вовлечению в состав альянса Украины, Грузии и других государств СНГ.

С присоединением в 1999 году к НАТО Польши, Венгрии и Чехии военная группировка альянса получила возможность продвинуться на Восток на 650–750 км. и на 500 км. на Юг. Характерно, что за рекрутированием в альянс Чехии, Польши и Венгрии, почти сразу же последовала военная операция НАТО против Югославии. Вместо мира и спокойствия новые члены НАТО, в первую очередь – венгры, получили войну у своих границ.

26 марта 2003 года в Брюсселе был подписан протокол о вступлении в Североатлантический альянс «семёрки»: Эстонии, Латвии, Литвы, Болгарии, Румынии, Словакии и Словении. В 2004 году эти страны стали полноправными членами блока НАТО. За счёт присоединения к альянсу Эстонии, Литвы и Латвии военная группировка НАТО продвинулась на восток ещё на 300–500 км. Теперь рубежи соприкосновения Вооружённых Сил Российской Федерации с вероятным противником на Западе проходят уже по границе Ленинградской и Псковской областей, а расположенная в Калининградской области российская 11-я Гвардейская армия оказалась полностью блокированной. Вступление указанной «семерки» прибавило НАТО почти 200 тысяч военнослужащих.

В результате расширения, объединённые вооружённые силы государств блока НАТО насчитывают в Европе 25 армейских корпусов, 105 отдельных бригад, 43 дивизии, 17 тысяч танков, 6300 боевых самолётов, 700 боевых кораблей. Фактически в настоящее время российский военный потенциал в Европе уступает НАТО по количеству наземных вооружений в четыре раза и в два раза по авиации.

С принятием стран Балтии в состав НАТО указанный блок получил в своё распоряжение около 290 аэродромов, на которых можно сосредоточить до 3500 боевых самолётов. Подлетное время военных самолетов с аэродромов Прибалтики (Шауляй, Рига, Таллин и др.) до государственной границы Российской Федерации составляет практически несколько минут. Использование этих аэродромов позволит всей тактической авиации НАТО наносить ракетно-бомбовые удары вплоть до Волги. Оставшаяся от Советской Армии прибалтийская военная инфраструктура (аэродромы, порты, склады, казармы и т. д.) позволяет НАТО при необходимости в недельный срок развернуть на прибалтийском плацдарме 280-тысячную мобильную военную группировку. При этом зона возможностей авиационных ударов ВВС альянса расширится до Урала. В настоящее время в Латвии, Литве и Эстонии действуют достаточно мощные радиолокационные станции, позволяющие «просматривать» территорию России на глубину до 600 километров. В сё это объективно представляет опасность для интересов военной безопасности Российской Федерации.

В последние годы руководство НАТО активно прорабатывает вопрос о включении в состав альянса Украины. Отношения НАТО с Украиной начали развиваться ещё в 1991 году, когда она обрела суверенитет и стала членом Совета североатлантического сотрудничества. В 1994 году Украина присоединилась к программе «Партнёрство ради мира», а в 1997 году была подписана «Хартия об особом партнёрстве между НАТО и Украиной». Украина все активнее готовится к переходу на стандарты НАТО во многих сферах военного строительства и обеспечения, занимается переподготовкой своих военнослужащих. В Украине действует совместная рабочая группа НАТО-Украина по военной реформе, украинские военнослужащие принимают участие в учениях, проводимых НАТО. 17 марта 2004 года Верховная Рада (парламент) Украины приняла решение о возможности предоставления войскам НАТО права быстрого доступа на территорию Украины и транзита, если это необходимо для реализации общей политики альянса. В марте 2006 года президент Украины В. Ющенко подписал указ «О создании межведомственной комиссии по подготовке к вступлению страны в НАТО». Официально заявлено, что Украина намерена вступить в НАТО в 2008 году.

Для Российской Федерации вовлечение Украины в блок НАТО было бы сильнейшим ударом. Ведь Украина входила в состав России с XVII века, русские и малороссы совместно обеспечивали военную безопасность державы. В Украине проживают миллионы русских, а также тех, кто считает русский язык родным (почти половина Украины). Современное российское общественное мнение не может представить Украину членом блока НАТО, репутация которого для большинства россиян носит негативный характер. Представляется, что в сложившихся условиях Российская Федерация должна использовать все имеющиеся возможности по предотвращению вовлечения братского народа Украины в русло явно антироссийской политики блока НАТО. В противном случае интересам нашей военной безопасности будет причинён существенный ущерб.

Сегодня численность воинских формирований только европейских государств – членов НАТО, без учёта американских военнослужащих, составляет 1,4 миллиона военнослужащих и 1 миллион резервистов.

В результате расширения НАТО, совокупный военный потенциал альянса по обычным, в том числе тяжёлым, вооружениям значительно вырос. Увеличение произошло не столько за счёт вооружений вступивших в альянс прибалтийских государств, сколько за счёт того, что на территории государств Балтии для НАТО появилась возможность развертывать дополнительные вооружения, развивать инфраструктуру обычных вооружений. Следовательно, расширение НАТО явно нарушает баланс, который сложился в ходе и во время действия Договора об обычных вооружённых силах в Европе.

Рисунок 1. Мировое пространство НАТО

В настоящее время в состав НАТО входит уже двадцать шесть государств. В перспективе руководство НАТО планирует включение в блок сорока шести европейских государств (без России).

На состоявшемся в ноябре 2006 года Рижском саммите НАТО была одобрена концепция «глобального партнерства» предусматривающая вовлечение в будущие операции блока НАТО Швеции и Финляндии, а также Японии, Австралии и Южной Кореи. Руководство НАТО предложило Сербии, Боснии и Черногории начать процедуру вступления в альянс по программе «Партнерство ради мира», а Албании, Хорватии и Македонии было обещано приглашение на вступление в альянс в 2008 году.
Расширение блока НАТО и его приближение к границам России не может не угрожать её безопасности. По экспертным оценкам, теперь Североатлантический военный блок способен воздействовать на стратегически значимую для России глубину, тактическая авиация США, действуя с передовых аэродромов альянса, может доставать до Москвы, Тулы, Курска, других городов Центрально-Европейской части России. Таким образом, следует признать, что стратегического барьера между Россией и НАТО больше нет.

Сложной международно-правовой проблемой, обострившейся в связи со вступлением в НАТО прибалтийских государств, сегодня является проблема ограничения обычных вооружённых сил в Европе и связанный с этим вопрос ратификации Договора об обычных вооружённых силах в Европе.

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 года главами европейских государств, а также США и Канады. Указанный договор был призван сделать практически невозможным проведение широкомасштабных наступательных операций в зоне действия договора, т. е. в европейском регионе от Атлантики до Урала. Также ДОВСЕ предусматривал жёсткие ограничения на тяжёлые вооружения по следующим пяти категориям:

  • боевые танки,
  • бронемашины,
  • артиллерийские системы калибром свыше 100 миллиметров,
  • боевые самолёты,
  • ударные вертолёты.

Однако ликвидация Организации Варшавского договора (ОВД) и прекращение существования Советского Союза привели к тому, что вопрос ограничения потенциалов двух группировок перестал действовать. В этой связи тридцатью главами государств и правительств НАТО и Российской Федерации 19 ноября 1999 года в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ к современным условиям.

Суть адаптации договора состоит в том, что меняется сам принцип ограничения вооружения. Вместо зональных нарезок для обычных вооружений предполагается введение сетки национально-территориальных уровней для вооружений. В соответствии с замыслом по адаптации договора, каждое государство должно ограничивать свои вооружения национальным уровнем, который включает национальное вооружение и вооружения, которые могут развертываться на этой территории иностранными государствами.

Однако до настоящего времени адаптированный Договор так и не вступил в силу, поскольку государства – члены НАТО искусственно затягивают ратификацию ДОВСЕ под предлогом невыполнения Российской Федерацией своих обязательств, которые касаются сроков и условий пребывания её военных баз на территории Грузии, а также вывода российских войск с территории Республики Молдова.

По адаптированному ДОВСЕ Эстония, Латвия и Литва могут получить квоты по 500-600 танков, 800 бронетранспортеров и по 100-200 самолетов. Учитывая их собственные возможности, трудно предположить, что государства Балтии используют эти квоты. Однако они вполне легально могут передать их другим странам НАТО, скажем, США. Так же, как передали сейчас свое воздушное пространство для патрулирования боевым самолетам ВВС Бельгии, Дании и Великобритании.

После террористических атак 11 сентября 2001 года США вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО) от 1972 года, который запрещал системы оружия, способные уничтожать стратегические ракеты с ядерными боеголовками, основываясь на том, что если все одинаково беззащитны перед ядерным оружием, то никто не осмелится его применить.

Теперь США создают Программу национальной противоракетной обороны (НПРО), которая предусматривает разработку и производство систем и вооружений, которые позволят гарантированно уничтожать атакующие США межконтинентальные баллистические ракеты и боеголовки противника на любом участке траектории их полёта. Тем самым США намерены прикрыть свою территорию от возможного ракетного удара.

При этом военные объекты НПРО Пентагон планирует разместить и Европе. На территории Великобритании уже имеется радиолокационная станция раннего предупреждения в Филингдейсе, входящая в систему НПРО США. На её модернизацию Пентагон выделил 450 миллионов фунтов стерлингов. Кроме того, по сообщению британской газеты «Индепендент» от 17 октября 2004 г., британский премьер-министр дал согласие президенту США на размещение американских ракет-перехватчиков ПРО в Северном Йоркшире. В связи с этим российский МИД сделал официальное заявление. «Американская сторона заверяет нас в том, что создаваемая ПРО США вместе с её зарубежными базами не направлена против России. Однако мы до сих пор не получили ответ на наш вопрос, каким образом будет обеспечена и гарантирована такая «ненаправленность». Пока такого ответа нет, российская сторона не может не принимать во внимание возможную угрозу безопасности России», – говорится в указанном документе.

Элементы своей НПРО США пытаются разместить не только в Великобритании, но также в странах Восточной Европы. В Польше и Румынии США намерены разместить свои ракеты-перехватчики шахтного базирования, а в Чехии США планируют развернуть радиолокационную станцию раннего предупреждения. В таком случае американцы смогут перехватывать российские баллистические ракеты, запущенные с европейской территории России. Очевидно, что развёртывание американской системы НПРО представляет серьёзную угрозу интересам военной безопасности Российской Федерации.

Из числа государств СНГ в противовес России создаётся буферная организация — ГУАМ (это аббревиатура — Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). Это объединение было образовании ещё в 97-м, однако до недавнего времени не имело чётко выраженных целей. В мае 2006 году на киевской встрече руководители стран ГУАМ подписали декларацию о реорганизации объединения в международную структуру под названием «Организация за демократию и развитие – ГУАМ». Также были подписаны также устав организации и коммюнике саммита. Из них следует, что основными задачами ГУАМ являются создание противовеса СНГ и обеспечение энергетического коридора от каспийских месторождений в Европу, минуя территорию России.

Руководство государств-членов ГУАМ не скрывает и своих военных амбиций. Так, 25 сентября 2006 года в Нью-Йорке состоялось заседание Совета глав МИД государств-членов ГУАМ, на котором обсуждалась возможность ввода в Абхазию и Южную Осетию гражданских и полицейских сил ГУАМ взамен российских миротворцев. Главы внешнеполитических ведомств Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии поручили национальным координаторам организации активизировать деятельность ГУАМ с целью подготовки подразделений миротворцев и гражданско-полицейских сил. Таким образом, фактически начато формирование воинского миротворческого контингента ГУАМ, призванного вытеснить российских миротворцев из «горячих точек» на пространстве СНГ. Указанные действия могут рассматриваться как заявка на создание буферного военно-политического блока антироссийской направленности.

Рисунок 2. ГУАМ – буферная организация на границах с Россией.

Таким образом, сегодня основная угроза с Запада заключается в создании на российских границах кордона из буферных государств, расширении блока НАТО и наращивании его боевой мощи в зоне жизненно важных национальных интересов России, а также в развёртывании США национальной противоракетной обороны (НПРО) на территории европейских государств.

На Востоке (Азиатско-Тихоокеанский регион) военно-политическая обстановка характеризуется усилением соперничества за лидерство в этом регионе между США, Японией и Китаем. Это связано, прежде всего, с возрастанием роли Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировом хозяйстве и сосредоточением здесь громадных людских ресурсов (более половины всего населения Земли). Геополитическая ситуация в АТР складывается в настоящее время не в пользу России, которая значительно ослабила здесь свои позиции. Это обусловлено беспрецедентным ростом экономической мощи Китая и его экономическим сближением с Японией, а также развитием военно-политического союза Японии и США, в то время как Россия не имеет достаточно сил и средств не только для упрочения своего влияния в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, но даже на освоение и развитие собственного Дальнего Востока и Приморья.

Япония, оставаясь союзником США, стремится повысить свой региональный и международный статус до уровня соответствия развитию её национальной экономики, науки и техники. Сегодня Япония активно претендует на роль лидера не только в Восточной и Юго-Восточной Азии, но и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония активно наращивает свой военный потенциал. В 1990-е годы на программу строительства своих вооружённых сил она затратила около 200 миллиардов долларов, ежегодный прирост военного бюджета страны составляет 6–7%, по объёму военных ассигнований она занимает третье место в мире. В настоящее время японские силы самообороны насчитывают более 250 тысяч человек, 13 общевойсковых дивизий, около 1200 танков, свыше 400 боевых самолётов и около 150 боевых кораблей, при этом они располагают возможностью быстрого развертывания и способны решать оперативно-стратегические задачи за пределами своей территории как самостоятельно, так и в коалиции с союзниками. Япония в состоянии производить ядерное оружие, её учёные и инженеры уже овладели ядерными технологиями, имеются в стране и запасы плутония, достаточного для создания 20 атомных бомб.

Угрозы военной безопасности Российской Федерации также создаёт отсутствие российско-японского мирного договора, обусловленное наличием у Японии территориальных претензий к Российской Федерации (острова Малой Курильской гряды, Итуруп, Кунашир). Вместе с тем в ближайшей перспективе военно-политическое руководство Японии не намерено для разрешения имеющихся противоречий использовать военную силу против России.

Соединённые Штаты Америки, поддерживая своё военно-стратегическое превосходство в регионе, стремятся не допустить усиления российского влияния в АТР. Ввиду значительной удалённости территории США от азиатских стран АТР, Соединённые Штаты избрали в качестве оптимальной стратегию своего военного присутствия в регионе посредством создания множества военных баз и «хаотичного распределения» на них своей ядерной мощи и сил передового базирования. Только в Японии и Южной Корее США имеют 89 тысяч военнослужащих, свыше 270 боевых самолётов, 27 боевых кораблей из состава 7-го флота ВМС США. В Тихоокеанском бассейне главным дестабилизирующим фактором является явное превосходство (в два-три раза) военно-морских сил США и Японии над силами Тихоокеанского флота ВМС России.

Китайская Народная Республика (КНР) сегодня находится в стадии динамичного развития и фактически уже является ядерной державой с достаточно мощным военно-экономическим потенциалом и неограниченными людскими ресурсами. Военно-силовой потенциал КНР хоть и уступает российскому в стратегических вооружениях, но всё же достаточно внушителен. КНР обладает крупнейшими в мире вооружёнными силами, самыми многочисленными на планете сухопутными войсками, относительно современными ВМС и ВВС. С 1964 года Китай обладает и ядерным оружием. В китайском ядерном арсенале насчитывается 282 стратегических и 120 тактических ядерных боезарядов.

Сегодня для Китая складывается исключительно благоприятная геополитическая конъюнктура: центр мировой политики и экономики из Средиземноморья (Европы) и Атлантики (США) постепенно смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, который в этом столетии может стать доминирующим, а китайцы получат возможность реализовать свои давние геополитические идеалы о мировом лидерстве «Серединной империи». Сегодня на китайской территории проживает уже более 1,2 млрд. человек, что составляет почти четверть населения планеты. Наличие малозаселенного края (Дальний Восток), российское население которого составляет всего 6 млн. человек, является благоприятным условием для решения Китаем своих исторически сложившихся демографических, территориальных и экономических проблем. Процесс заселения китайцами этих территорий уже в настоящее время является малоконтролируемым и приобретает массовый характер. Согласно экспертным оценкам, в Сибири и на Дальнем Востоке России сегодня проживает уже несколько миллионов китайцев. Принимая во внимание указанные обстоятельства, нельзя допустить возникновения конфликтных ситуаций в этом регионе.

Необходимо признать, что в настоящее время гарантом минимизации возможных военных угроз в Азиатско-Тихоокеанском регионе должно быть активное сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики в рамках Шанхайского соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы, подписанного в 1996 году Российской Федерацией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.

На базе «шанхайской пятёрки» 15 июня 2001 года было создано и региональное межгосударственное объединение – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), членами которой стали все указанные государства, а также Узбекистан. Как отмечается в Декларации о создании ШОС, эта региональная организация создана с целью укрепления между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства, упрочения разностороннего взаимодействия в деле поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, совместного противодействия новым вызовам и угрозам.

Наряду с сотрудничеством в военной сфере и достижением взаимного согласия по вопросам границ одним из приоритетных направлений взаимодействия государств ШОС было выбрано совместное противодействие вызовам и угрозам безопасности государств-участников. В заявлении министров иностранных дел ШОС от 11 сентября 2002 г. государства – члены ШОС подчеркнули, что считают необходимым создать глобальную систему противодействия новым угрозам и вызовам, которая включала бы соответствующие многосторонние механизмы взаимодействия, в том числе по раннему предупреждению и предотвращению возникающих угроз, решительному и адекватному реагированию на их проявления. Правовым фундаментом совместной деятельности в борьбе с угрозами национальной безопасности стало подписание государствами – членами ШОС Шанхайской Конвенции борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Таким образом, анализ сложившегося положения России на востоке свидетельствует, что в неблагоприятных внутренних и внешних условиях наша страна может трансформироваться из активного субъекта мировой политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе в пассивный объект угроз внешнеэкономической и демографической экспансии, территориальных притязаний и военно-политического давления со стороны Японии и США, а также возможно и Китая. В этой связи дальнейшее развитие сотрудничества государств – членов ШОС должно стать сдерживающим фактором для установления американо-японской гегемонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На Юге военно-политическая обстановка остается сложной. Сегодня у южных рубежей России сохраняется военно-политическая напряжённость, именно здесь происходят наиболее опасные этноконфессиональные вооружённые конфликты, прямо затрагивающие интересы Российской Федерации. Именно с юга исходит угроза распространения терроризма и исламского фундаментализма на территорию Российской Федерации.

Возможные угрозы с Юга формируются в двух регионах: на Кавказе и в Центральной Азии. В настоящее время Кавказ является одним из трёх самых напряжённых в этнополитическом плане регионов Евразии (два других – Балканы и Центральная Азия).
Сегодня Кавказ разделён государственной границей России на российский Северный Кавказ и зарубежное Закавказье. На Северном Кавказе явную угрозу военной безопасности России представляют действия остатков незаконных вооружённых формирований и отрядов террористов в Чеченской Республике, Ингушетии, Дагестане и Северной Осетии.

В Закавказье интересы военной безопасности России затрагивают стремления нынешнего военно-политического руководства Грузии установить контроль над Абхазией и Южной Осетией, осуществляющих независимую от Тбилиси политику и явно тяготеющих к Российской Федерации. Силовому захвату указанных регионов мешают российские миротворцы, находящиеся здесь по мандату СНГ.

Рисунок 3. Зоны нестабильности на Юге

Проводя откровенно антироссийскую политику, грузинское руководство в жёстких формах добивается выдавливания российских военнослужащих из Грузии. В этих целях используются явно провокационные методы, в том числе аресты и избиения российских военнослужащих. Следует признать, что вывод российских войск из Грузии фактически предрешён. С российской военной базы в Ахалкалаки уже вывезена вся боевая техника, а из Батуми – большая её часть.

Руководство Грузии форсирует вступление страны в блок НАТО. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер уже официально предложил грузинскому руководству перейти к программе «интенсивного диалога», что фактически означает режим ускоренного приёма Грузии в Североатлантический альянс. В этой связи президент Грузии М. Саакашвили заявил, что его страна имеет реальный шанс в 2008 году стать полноправным членом НАТО.

Сегодня происходит активная милитаризация Грузии. Страны НАТО из числа недавно принятых в этот блок, активно довооружают Грузию. Так, Литва официально передала Грузии «избыточное» вооружение (стрелковое оружие и боеприпасы), которые ранее получила из Польши. Кроме того, отдельные государства Восточной Европы неофициальным порядком передают Грузии технику и вооружения, которые им поставлял СССР с сертификатом конечного пользователя, что является явным нарушением общепринятых правил торговли оружием.

Грузинское руководство не жалеет сил и средств на строительство национальных вооружённых сил, численность которых составляет порядка 25 тыс. военнослужащих. Всего же силовые структуры Грузии насчитывают 30 тыс. военнослужащих. Только в 2006 году военный бюджет Грузии увеличился в пять раз.

В Грузии активно ведётся строительство новых военных баз, отвечающих требованиям стандартов НАТО. Одна из таких баз на 3 тыс. военнослужащих строится в Западной Грузии, в городе Сенаки, что в 55 километрах от Гальского района Абхазии. Другая новая военная база строится в городе Гори, что в 30 километрах от границы с Южной Осетией. Таким образом, направления и цели военных приготовлений Грузии являются очевидными.

Если Грузия решится на разрешение грузино-абхазских и грузино-осетинских противоречий с применением военной силы, то перед Россией возникнет необходимость защиты своих граждан, проживающихся в Абхазии и Южной Осетии, а они составляют большинство населения этих республик. В случае вступления Грузии в НАТО, существует опасность вовлечения в закавказские конфликты и сил Североатлантического альянса.

Таким образом, в настоящее время существует явная угроза развязывания Грузией военных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, что может повлечь глубокую вовлечённость в конфликтную ситуацию Российской Федерации, а также государств НАТО.

Сегодня также нельзя не учитывать и имеющиеся этноконфессиональные противоречия между Арменией и Азербайджаном, которые в прошлом разрешались посредством военного насилия. Снижение роли России в указанном регионе связано с потерей нами стратегического пространства на прикаспийском направлении. Принимая во внимание возможность вовлечения Азербайджана в процесс расширения НАТО на восток, Россия может встать перед фактом формирования стратегического коридора для прямого выхода стран Запада в район Каспийского моря и далее в Центральную Азию.

В этой связи требуется проведение Россией рациональной внешней политики в Закавказье, основанной на всестороннем расширении сотрудничества со всеми странами региона. Также представляется необходимым приоритетное развитие группировки российских войск на Юго-Западном стратегическом направлении.

Этнополитическая напряжённость на Кавказе привлекает внимание Турции, которая претендует на роль региональной державы на всём геополитическом пространстве в треугольнике между Средиземным, Чёрным и Каспийским морями. Исключительно выгодное геополитическое расположение Турции (на стыке основных существующих и проектируемых транспортных артерий) даёт ей определённые возможности давления на экспортёров и импортёров энергоресурсов, в том числе и на Россию. Турция открыто поддерживает мусульманские движения в Закавказье и на Северном Кавказе, наращивает своё военное присутствие у границ Кавказского региона, стремится к превращению Чёрного моря в сферу своего влияния.

В Центральноазиатском регионе возможные военные угрозы России исходят от попыток ряда исламских государств (Ирана, Пакистана и др.) распространить исламский фундаментализм на территорию центральноазиатских стран Содружества независимых государств, отстранив их от интеграции с Россией, утвердить здесь свое влияние.

Из Центральноазиатского региона также сегодня исходит реальная угроза распространения наркотиков. Они в значительных объёмах производятся в Афганистане, а затем через Центральную Азию расползаются по всему миру, в том числе и на территорию России. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, Афганистан является крупнейшим мировым производителем и экспортером опиума. Начиная с 1992 года, российские пограничники изъяли уже свыше 29 тонн наркотических средств и предотвратили более полутора тысяч попыток вооружённых прорывов через границу. В этой связи одной из основных задач 4-й военной базы российских войск в Таджикистане (201-я мотострелковая дивизия) является прикрытие пограничных застав на таджикско-афганской границе.

Российскую Федерацию сегодня также не может не беспокоить проблема наращивания военного присутствия США и НАТО в государствах Центральной Азии. Под предлогом проведения антитеррористической операции в Афганистане были развёрнуты военно-воздушные базы государств НАТО в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане.

США и НАТО вовсе не собираются покидать этот стратегически важный регион и продолжают наращивать своё военное присутствие в Центральной Азии.

Военная группировка Международных сил содействия безопасности в Афганистане под руководством НАТО (ИСАФ) постоянно расширяется. Первоначально её численность составляла 6500 человек, затем была увеличена до 9000 военнослужащих. В соответствии с новым оперативным планом, вступившим в силу 4 мая 2006 года, численность военнослужащих ИСАФ увеличена до 18 500 человек. Кроме северных и западных территорий страны, присутствие ИСАФ теперь распространяется на шесть южных провинций. В операции ИСАФ принимают участие уже 37 стран.

В Киргизии на территории международного аэропорта «Манас» близ Бишкека развёрнута американская военная база «Ганси» на которой размещены военно-транспортные самолёты и самолёты-дозаправщики, а также другая военная техника. Американский воинский контингент в Киргизии насчитывает свыше тысячи американских военнослужащих. В перспективе на авиабазе «Ганси» планируется развернуть и истребительную авиацию (многоцелевые истребители F-15 и F-18). Возникает закономерный вопрос: поскольку скрывающиеся в горах остатки вооружённых отрядов афганской оппозиции не имеют авиации, то с какой целью и против какого противника предполагается здесь использовать истребительную авиацию?

В Узбекистане также развёрнута американская военная авиабаза «Ханабад» (Кашкадарьинская область на юго-западе республики), которая арендована США на срок не менее 20 лет. Здесь дислоцированы авиационная техника и более 1500 американских солдат. Кроме того, американскими ВВС используется вспомогательный аэродром в узбекском населённом пункте Кокайты. Также в узбекском городе Термез (приграничном с Афганистаном) развёрнута ещё одна военно-воздушная база, на которой находится немецкий воинский контингент.

На территории Таджикистана (в Душанбе) также находится военно-воздушная база НАТО. Здесь располагается французский воинский контингент численностью свыше 120 военнослужащих и дислоцируются военно-транспортные самолеты ВВС Франции.

Дальнейшее продвижение интересов США и НАТО в страны Центральной Азии связано не только с их стремлением контролировать нестабильный Афганистан и обеспечивать западному бизнесу доступ к топливно-энергетическим и иным ресурсам Центральной Азии. Совершенно очевидно, что военное присутствие США и НАТО вблизи южных границ России способствует снижению российского влияния в Центральной Азии, а также ослабляет и состояние военной безопасности Российской Федерации.

Рассмотрев ситуацию на юге, можно сделать вывод, что эскалация затяжных вооружённых конфликтов по периметру южных российских границ, глубокая вовлечённость России в большинство из них и распространение этноконфессиональных конфликтов на южные регионы нашего государства свидетельствуют о реальности этих угрозы.

На Севере военно-политическая ситуация является более стабильной, опасность военной конфронтации в этом регионе в настоящее время минимальна. Вместе с тем и в этом регионе не исключена возможность возникновения угроз безопасности России. Это связано с расширением военного присутствия НАТО в Норвегии, а также с увеличивающимся вовлечением Швеции и Финляндии в реализацию программы Североатлантического альянса «Партнерство во имя мира».

Заметим, что все три северных соседа России (Норвегия, Финляндия и Щвеция) имеют сугубо оборонительные военные доктрины и сами по себе практически не представляют угрозы для российской безопасности. Однако Россию не могут не беспокоить попытки блока НАТО использовать эти государства в своих геостратегических планах, которые ущемляют национальные интересы России на Севере. Если Швеции и Финляндии, которые придерживаются политики нейтралитета, но всё же имеют достаточно мощные и современные армию и флот, в стратегии НАТО отводится роль буфера, прикрывающего государства блока на Северо-европейском театре военных действий, то Норвегия, являющаяся членом Североатлантического альянса, рассматривается в качестве передового плацдарма, который обеспечивает объединённым вооружённым силам НАТО благоприятные условия для заблаговременной подготовки и проведения широкомасштабных операций в северной Атлантике и Заполярье.

Так, Норвегия отказалась от односторонних ограничений по проведению военных учений с участием иностранных войск восточнее 24-го меридиана в области Финмарк. В результате под прикрытием мероприятий в рамках программы «Партнерство ради мира» в последние годы регулярно проводятся манёвры НАТО непосредственно у границы Российской Федерации.

Норвегия является форпостом НАТО на Севере, именно здесь дислоцируется Объединённый центр подготовки НАТО в Норвегии, созданный на базе бывшего субрегионального командования ОВС НАТО «Север», отвечавшего за боевые действия альянса в Северной Европе. Обоснованную обеспокоенность у России вызывает и развертывание на Шпицбергене станций слежения за космической обстановкой и перехвата информации с искусственных спутников Земли, а также оперативное использование перемещённой из США в норвежский поселок Варде многофункциональной РЛС, которая также может быть использована для обнаружения и разведки пусков российских баллистических ракет наземного и морского базирования.

Уникальность геостратегического положения Норвегии характеризуется наличием шхерного фарватера побережья, обеспечивающего скрытное и безопасное развертывание подводных лодок и боевых кораблей в непосредственной близости от границ России, что значительно обесценивает геостратегическую выгодность базирования на Кольском полуострове сил Северного флота России, включающего атомные подводные лодки.

Несмотря на заверения лидеров государств НАТО в своих дружественных отношениях с Россией, сегодня в водах Баренцева моря происходит усиление присутствия кораблей и подводных лодок ряда стран блока НАТО (США, Норвегии, Великобритании и Франции), участились факты нарушения ими территориальных вод России, в полтора раза возросла интенсивность иностранной разведывательной деятельности в этом регионе.

Официальное руководство Финляндии традиционно заявляет о намерении сохранить курс нейтралитета, однако в действиях финского руководства прослеживается четкая линия на развития сотрудничества с НАТО. Так, с 1992 года Финляндия является наблюдателем Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС), в 1994 году она присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», а также стала членом Совета Евро-Атлантического партнерства (СЕАП). Полностью отказавшись от закупок вооружений советского и российского производства, Финляндия осуществила полный переход на вооружения стандарта НАТО. По экспертным оценкам, в настоящее время финские вооружённые силы по основным стандартам стали вполне совместимыми с вооружёнными силами государств НАТО. По заявлениям финского военного командования к 2008 году завершится подготовка финских военных подразделений, которые могут быть задействованы в совместных операциях НАТО.

Сегодня Россию не может не беспокоить неурегулированность территориальных проблем с Финляндией (вопрос о бывшей её части – Карелии) и с Норвегией (спор о границах между экономическими зонами в Баренцевом море). Ущемлением интересов России так же является стремление таких морских государств, как США, Норвегия, Япония и Канада, добиться превращения Северного морского пути из российской магистрали в международную, что негативно скажется на уровне российской безопасности в северном регионе Евразии.

В настоящее время, в связи с ограничением доступа России к Черному морю и Балтике, возрастает геостратегическая роль Севера – единственного в европейской части России открытого выхода в Атлантику. Таким образом, Север Европы представляет для Российской Федерации стратегически важную зону с точки зрения обеспечения национальной безопасности страны.

Очевидно, что угроза прямой военной экспансии с севера в российские пределы сегодня является маловероятной, но в случае эскалации военно-политического противостояния России и государств Североатлантического альянса нельзя полностью исключать вероятность морской блокады России на севере и оказания на неё силового давления.

Завершая анализ возможных внешних угроз военной безопасности Российской Федерации, обратимся к выводам и оценкам, сделанным должностными лицами из числа военно-политического руководства Российской Федерации.

Ведущей тенденцией развития мирового хозяйства в начале 21 в. можно назвать глобализацию, т.е. процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. Глобализация сопровождается интернационализацией, т.е. процессом усиления участия страны в мировом хозяйстве. Следует отметить, что глобализация имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Главным последствием глобализации является то, что она ведёт к усилению зависимости мирового хозяйства от этого хозяйства. Процесс глобализации оказывает дестабилизирующее воздействие на социальные, политические, культурные и институциональные аспекты жизни национальных обществ. Также следует отметить, что эта тенденция начала развиваться не в 21 веке, а гораздо раньше, и на данный момент она приобрела всемирные масштабы, достигла пика.

Безусловно, есть и положительные стороны глобализации, но их не столь много. Например, это возможность потребителей отдельной страны пользоваться товарами и услугами, которые не производятся в их стране.

Из глобализации вытекает интеграция и регионализация. Эти процессы тесно взаимосвязаны между собой и также являются тенденциями развития мирового хозяйства в современном мире. По нашему мнению, регионализация и интеграция оказывают положительное воздействие на экономику стран. Доказательством этого является то, что государства помогают друг другу в различных ситуациях, и, как следствие этому, мировая экономика может развиваться стабильными темпами роста. Главным двигателем глобализации в мире и интеграции в отдельных регионах являются транснациональные корпорации, т.е. хозяйственные структуры, которые включают родительские компании и их зарубежные филиалы. Таким образом, ещё одной тенденцией развития современной мировой экономики является транснационализация.

Нельзя не сказать и о либерализации мирового хозяйства. Это отрицательная тенденция, так как она дестабилизирует экономику. Ярким примером этому является Россия и проводимые в ней реформы в 90-х гг. 20 века. Мы видим, что экономика нашей страны и по сей день находится в кризисном положении. И это не единственный пример. Если проводить либеральную политику, то это следует делать очень грамотно и осторожно. Положительная черта либерализации в том, что в ходе неё развивается постиндустриализация, которая является одной из самых важных черт мирового хозяйства 21 века.

Постиндустриальное общество обладает такими чертами, как преобладание услуг в производстве и потреблении, высокий уровень образования, новое отношение к труду, повышенное внимание к окружающей среде, гуманизация экономики, информатизация общества. Постиндустриализация ведёт к глубоким изменениям в мировом хозяйстве. Обилие и доступность экономической информации в сочетании с удешевлением средств связи и транспорта стало мощным стимулом для международного движения капитала. Безусловно, это положительная тенденция, тем более что она присуща развитым странам и наиболее развитым из группы развивающихся государств.

Таким образом, мировая экономика имеет очень сложное строение и очень много различных тенденций. В большинстве случаев развитость всемирного хозяйства характеризуют тем, насколько развиты ведущие мировые державы. Следовательно, и наиболее важными тенденциями развития мировой экономики называют те, которые присущи развитым капиталистическим странам.

Можно сделать вывод, что развитость мирового хозяйства зависит от степени развития, темпов экономического роста развитых государств. К сожалению, мировое хозяйство и в частности отдельные страны не успевают приспосабливаться к новым тенденциям, а следствием этого является кризис, который может стать не только затяжным для стран, но и полностью разрушительным для мировой экономики.

«Новые вызовы и тенденции развития мира в XXI веке»

Человечество вступило в третье тысячелетие. Рубежное время дает повод для осмысления минувших событий, прогнозирования будущего, анализа и выявления тенденций и перспектив. Предмет рассмотрения данной книги – грядущие опасности и основы безопасного существования человеческого общества в недалеком будущем. Что несет человечеству начавшийся XXI век – процветание, благополучие, более комфортную и спокойную жизнь или это будет время новых вызовов и угроз, новых кризисов и катастроф, страданий и утрат?Попытаемся в общих чертах определить основные тенденции мирового развития в начале нового тысячелетия.

1) В сфере “ментальной” глобализации следует ожидать ряд интеграционных процессов. Единая религия, о необходимости которой всегда говорили самые светлые умы человечества, в первоначальном виде появится не ранее чем во второй половине 21 века. До этого момента устранятся противоречия между католической, православной и протестантской ветвями христианства. Необходимость объединения экономических усилий “христианских” стран и народов в условиях роста численности и активности “нехристианского” населения станет фактическим катализатором интеграции церковных институтов. Следует ожидать аналогичное сближение позиций и внутри ислама. Межконфессиональная интеграция будет проходить несколько медленнее, и в данном вопросе многое будет зависеть от позиции элиты, реализующей стратегию глобализации. Факторами такой интеграции могут стать экономические интересы церковных организаций и нажим со стороны политического руководства ведущих стран мира. Кроме того, у лидеров “традиционных” религиозных организаций существуют опасения по вопросу беспрецедентного увеличения числа людей, интересующихся “новыми” религиями. Пока традиционалисты выясняют, какая из религий “главная”, многочисленные группы и секты просто переманивают у них паству.

В сфере культурной глобализации интеграционные процессы носят менее инертный характер и поэтому можно ожидать появление глобальной сверхкультуры уже в ближайшие 10 – 15 лет.Контуры такой сверхкультуры можно видеть уже сегодня – это синтез традиционных культурных традиций (классическая европейской; массовой североамериканской; латиноамериканской; дальневосточной; мусульманской и индийской) в сочетании с новыми формами (сетевая культура; киберкультура). Естественно, что в рамках единойсверхкультуры у каждого региона будут те или иные предпочтения.

2) Территориальная глобализация будет развиваться по этапам: а) укрепление государств традиционного типа в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, странах бывшего СССР; б) строительство союзов и объединений государств в Европе, Северной Америке, арабском мире; в) появление континентальных территориальных структур – Североамериканской, Южноамериканской, Европейской, Дальневосточной (Тихоокеанской) и Исламской; г) укрупнение континентальных территориальных структур до 3 (Американская, Европейско-Исламская и Дальневосточная) или даже 2 (Атлантическая и Тихоокеанская). Образование единой цивилизации, при которой отсутствовало бы деление на национальные государства или иные территориальные образование, является делом более отдаленного будущего. Представляется, что такая ситуация станет возможной только на этапе, когда этнические и культурные различия будут стерты в достаточной мере, а для этого процесса потребуется не менее 200 – 250 лет.

На этом фоне будет развиваться процесс вытеснения традиционных государств сверхкорпорациями. Следует ожидать появление в ближайшие 10 – 15 лет частных компаний, обладающих признаками суверенных государств: экстерриториальность; наличие собственных легитимных вооруженных сил; участие в международных организациях, предусматривающих членство только для суверенных субъектов. Параллельно с этим будут развиваться и государственные образования традиционного типа. Таким образом, процессы территориальной глобализации, глобализации экономических форм и урбанизации уже сегодня сливаются в единый процесс глобализации управления.

Одновременное развитие как государств традиционного типа, так и экстерриториальных сверхкорпораций будет протекать какое-то время без силовых конфликтов между ними. Традиционная государственность получит свое дальнейшее развитие в тех регионах, где частный бизнес недостаточно развит, чтобы сформировать внутри себя экстерриториальный субъект негосударственного типа (сверхкорпорацию) – в Латинской Америке, Юго-Восточной и Центральной Азии, Африке. В постиндустриальных регионах (Северная Америка и Европа), процессы взаимодействия государства и сверхкорпораций будут происходить на базе имеющихся правовых механизмов. Примером может служить неудавшаяся попытка образования первой в истории глобальной сверхкорпорации на базе компании Microsoft. На нынешнем этапе американское государство сумело приостановить процесс суверенизации частной корпорации, но это не гарантирует от повторения подобных ситуаций в будущем.

3) Экономическая глобализация к настоящему времени имеет наиболее прорисованные черты, которые в основном сохраняться и в будущем: а) ведущая роль больших компаний (в будущем – сверхкорпораций); б) функционирование глобальных “виртуальных” рынков – финансового, валютного, фондового – в целях финансирования потребления “золотого миллиарда” (с 2020 – 2025 г.г. – “золотых” 2 – 3 миллиардов); в) изменение структуры транспортных потоков в результате функционирования глобальных информационных сетей; г) создание и деятельность глобальных торгово-экономических объединений и союзов; д) перевод всех национальных и международных финансовых и валютных транзакций в глобальную сеть; е) перевод розничных банковских, страховых и торговых операций в глобальную сеть;

4) Информационно-коммуникационная глобализация уже стала фактическим катализатором многих объединительных процессов современной истории. Следует ожидать сохранение этой роли в будущем планетарном устройстве. Основными направлениями информационно-коммуникационной глобализации необходимо считать: создание глобальных по охвату коммуникационных систем на базе космических комплексов; преимущественное развитие космических систем двойного назначения; развитие персональных систем связи и глобального позиционирования; создание глобальных систем управления бизнесом, производственными процессами и домашним хозяйством на базе информационно-коммуникационных комплексов; компьютеризация и роботизация все большего числа процессов жизнедеятельности человечества.

5) Этническая глобализация будет характеризоваться следующими основными чертами:

а) Продолжение роста общей численности населения планеты. При этом процессы глобализации управления уже к 2020 – 2025 г.г. создадут ситуацию, когда производство основных видов товаров и услуг сможет удовлетворять не “золотой миллиард” Римского клуба, а гораздо большее число людей (от 2 до 3 миллиардов);

б) Поэтапная этническая ассимиляция, когда сначала будут “смешиваться” этносы в пределах одной территориальной или конфессиональной группы, а затем начнется и межгрупповой процесс. Представляется, что первыми кандидатами на этническую ассимиляцию станут: народы, исповедующие ислам; европейцы; латиноамериканцы. Логичным завершением всех ассимиляционных процессов в этнической сфере должно стать появление в течение 200 – 250 лет единого “планетарного” этноса;

в) Попытки изменения человека как биологического вида на базе генетических и других биотехнологий. Давнее желание определенных кругов вырастить в пробирке человека нового типа получают уже сегодня материальные возможности. Остается только гадать, к чему это приведет.

По моему мнению, вызовы XXI века вызваныглобальными проблемами, поэтому я буду рассматривать именно их.

43. Роль европейского проникновения в восточные общества (XVIII-XIX вв.) для их развития во второй половине XX в.

44. Послевоенная трансформация Китая и Индии

45. Ближневосточная проблема


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

  • Размер: 1.7 Mегабайта
  • Количество слайдов: 11

Описание презентации Обществознание, 10 класс. Угрозы и вызовы XXI века по слайдам

1. Ядерная угроза. 2. Международная безопасность и суверенитет. 3. Колонизация для контроля н ад природными ресурсами. 4. Техногенные и экономические угрозы. 5. Угроза экологии. 6. Новые болезни и эпидемии. 7. Повторение (схемы). 8. Домашнее задание. План урока

1. Ядерная угроза. Наращивание ядерного потенциала некоторыми странами. Несмотря на распад СССР и военное ослабление России в 90 -е гг. , США все эти годы наращивали ядерный потенциал. Общемировые военные затраты составляют около 1 трлн. $ в год, из них более половины – 600 млрд. $ – приходится на США (для сравнения, военный бюджет России в 2009 г. – 50 млрд. $). Вызывает тревогу рост расходов на вооружение беднейших стран мира: Конго, Руанда, Судан, Ботсвана, Уганда удвоили свой военный бюджет с 1985 по 2000 гг. Появление новых глобальных противоречий между ядерными странами (противостояние между США и исламским миром; конкуренция между США и Китаем за глобальное лидерство; ухудшение отношений между Россией и НАТО, продвижение НАТО на восток, при-знание Россией Абхазии и Южной Осетии).

Угроза локального ядерного конфликта, который может иметь глобальные последствия. Сегодня число стран, обладающих ядерным оружием, постоянно увеличива-ется. Постоянные конфликты между Индией и Пакистаном создают угрозу применения ядерного оружия этими государствами. Израиль, обладающий ядерным оружием, вполне способен его применить в одном из очередных кон-фликтов со своими арабскими соседями. Есть данные, что атомные военные программы ведутся в Иране и КНДР. Отсутствие системы нераспрос-транения ядерного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия, подписанный в 1967 г. первыми ядерными державами – США, СССР и Великобританией, – оказался неэффективен. США создавая систему ПРО (противоракетной обороны), факти-чески снимают с себя ответственность за распространение ядерного оружия.

Разрушается вся система между-народного права: некоторые страны пытаются заменить собой между-народные институты, присвоив себе право самостоятельно опре-делять, где необходимо внешнее вмешательство для поддержания международной безопасности. ООН находится в глубоком кризисе, неспособна помогать в решении серьезных конфликтов. В этих условиях США и ряд стран Западной Европы начали самосто-ятельно решать, где может исполь-зоваться их право на нарушение национального суверенитета (Юго-славия, Сербия, Афганистан, Ирак). В этой же плоскости лежит и следующая угроза 2. Международная безопасность и суверенитет.

Человечество будет жить под постоянной угрозой нехватки энергоресурсов (нефть, газ) и пресной воды. Это стратегические ресурсы современного общества. Вот почему на Западе поднимается тема несправедливого (на их взгляд) распределения этих ресурсов (дескать, демократическим странам досталось мало ресурсов, а основные залежи углеводородов оказались в руках якобы недемократических режимов). Для обеспечения «справедливого» распределения ресурсов нужно нарушить суверенитет ряда стран над их полезными ископаемыми. России повезло с природными ресурса-ми: её доля в мировых запасах нефти составляет 10 -12%, газа – 32%, железа – 30%, леса – 22%, пресной воды – 20%. 3. Колонизация для контроля над ресурсами.

Аварии на атомных и гидро- электростанциях, взрывы на химических предприятиях. Зависимость человека от машин и технологий (аварии в электросетях способны парализовать жизнь десятков млн. чел. ; современный человек уже не может представить себе жизнь без компьютера, телевизора, мобильного телефона, Интернета, международных платежных систем, сбои в работе которых могут привести к глобальной электронной катастрофе); Проблемы в экономике крупных стран могут вызвать всемирный экономический кризис (обвал доллара США моментально приведет к финансо-вому краху многих стран, где доллар играет роль резервной валюты; сбой в системе газоснабжения из России обрушит экономику Европы и т. д.). 4. Техногенные и экономические угрозы.

Об экологическом кризисе мы говорили в рамках темы «Глобаль-ные проблемы» . Остановимся еще на двух аспектах этой проблемы. Правительства некоторых стран в интересах быстрого экономичес-кого роста жертвую экологией. Например, Китай, превратившись в «Мировой завод» , вот уже несколько лет впечатляет весь мир высокими темпами экономического роста; но платой за это является резкое ухудшение экологии. Попытки бороться коллективно с экологическими проблемами пока не дают успеха. Киотский протокол (ограничивающий выбросы в атмосферу вредных веществ), к которому присоединились многие страны, в т. ч. и Россия, не действует в полной мере из-за отказа США входить в эту систему. 5. Угроза экологии. смок над Шанхаем

Ухудшение экологии, ослабле-ние иммунитета людей, экспери-менты в генетике создают угрозу новых вирусов и болезней. Человечество уже столкнулось с заболеваниями, распространившимися по всему миру в последние годы: ВИЧ, атипичная пневмония (SARS) , «птичий грипп» (H 5 N 1) , «свиной грипп» (H 1 N 1) и др. Эти вирусы унесли жизни очень многих людей, но пока еще не вызвали пандемии, т. е. такого распространения болезни, когда в очаге поражения сразу окажутся миллионы людей. Но это может произойти в любой момент. Причем, в отличии от эпидемий чумы, оспы или холеры, распространение болезни нельзя будет локализовать в нескольких странах. За несколько часов вирус будет перевезен за океан на самолете. С вирусами бороться очень сложно, т. к. они постоянно мутируют. 5. Новые болезни и эпидемии.

П о в т о р и м: Угрозы и вызовы XXI века Ядерная угроза Разрушение сис-темы международ-ного права Колонизация для контроля над природными ресурсами. Наращивание ядер — ного потенциала некоторыми странами Угроза локального ядерного конфликта который может иметь глобальные последствия. Появление новых глобальных проти — воречий между ядерными странами Аварии на атомных и гидро- электростанциях, взрывы на химических предприятиях Зависимость человека от машин и технологий Проблемы в экономике крупных стран могут вызвать всемирный экономический кризис Отсутствие сис — темы нераспрос-транения ядерного оружия Техногенные и экономические угрозы Угроза экологии Новые болезни и эпидемии и другие

9.1. Новые вызовы для глобальной цивилизации в XXI веке

Наступивший век породил новые, неожиданные угрозы и вы зовыдля глобальной цивилизации. Это депопуляция; энергети ческий кризис и экологическая катастрофа; углубление техно логического и экологического разрыва между цивилизациями и странами в результате внедрения неолиберальной модели глобализации; моральная и культурная деградация людей; устранение цивилизационного разнообразия либо крупномас штабное столкновение цивилизаций, которое может закончить ся гибелью человечества, действительным концом истории. Ответы на эти глобальные вызовы должны будут найти поколе ния XXI века. Рассмотрим суть этих проблем и их возможные решения.

1. Депопуляция. Угрозой человечеству во второй половине XX века был демографический взрыв: всего за полвека числен ность населения планеты выросла в 2,4 раза, что стало причиной перенаселения и резкого увеличения нагрузки на окружающую среду во многих странах, особенно развивающихся. В первой по ловине XXI века перенаселение уже не будет представлять такой опасности для землян: население планеты вырастет по среднему варианту прогноза ООН к 2050 году в 1,5 раза (до 9,1 млрд чело век). Угроза перенаселения сохранится лишь для африканской, индийской, мусульманской и латиноамериканской цивилизаций, хотя и там темпы прироста населения замедлятся. Но на гори зонте возникла новая, более страшная угроза, которую не пред видели ни Мальтус, ни его многочисленные последователи:вы зов депопуляции. К середине столетия, по среднему варианту прогноза ООН, ею будет охвачено 62 страны, в том числе госу дарства западноевропейской, японской, восточноевропейской, евразийской, а затем и китайской цивилизаций. Если эта тенден ция сохранится, то к концу XXI века рост населения планеты прекратится, а к середине XXII века его численность вернется к нынешнему уровню в 6 млрд человек. В более отдаленной пер спективе это может закончиться вырождением и вымиранием че ловечества -демографической катастрофой, не менее страшной, чем глобальная экологическая катастрофа.

Но дело не только в количестве, но и в качестве населения планеты. При сокращении рождаемости и увеличении средней продолжительности жизни неизбежно произойдет старение насе ления. Возрастет число престарелых людей, требующих под держки общества, сократится количество трудоспособных и ин новационно активных граждан. Изменится цивилизационный

и расовый состав населения: значительно увеличится доля циви лизаций Азии, Африки, Латинской Америки, сократится доля Европы и Северной Америки, особенно белой расы. Усилятся миграционные потоки с востока и юга на север и запад, большин ство локальных цивилизаций приобретет смешанный характер, что усилит межцивилизационные и внутрицивилизационные противоречия.

Глобальная цивилизация может ответить на этот популяци онный вызов (с которым она и прежде сталкивалась в фазах за ката цивилизаций) тем, что сумеет выработать и последователь но реализовать активную дифференцированную демографиче скую политику, основами которой станут сдерживание рождае мости в перенаселенных цивилизациях и ее поощрение в странах

и цивилизациях, пораженных депопуляцией. Немалую роль

в преодолении депопуляции способны сыграть религии и обще ственная мораль, движение глобального гражданского общества

в поддержку инстинкта продолжения рода, ответственности за бу дущие поколения. В этом случае возможно переломить опасную тенденцию депопуляции, сохранить к концу XXI столетия и на дальнейшую перспективу умеренные темпы роста численности и инновационную активность землян.

2. Энергетический кризис и ухудшение климата Земли. Этот вызов все более отчетливо просматривается в начале XXI столе тия. Объемы потребления энергии неуклонно возрастают, но большая ее часть по прежнему производится из ископаемого топлива. Его запасы быстро истощаются, оно стремительно доро жает и усиленно загрязняет окружающую среду, вызывая небла гоприятные изменения климата. Растет число природно эколо гических катастроф. Человечество уже достигло нового энерге тического и экологического порога, и ни одна цивилизация, ни одна страна не останется в стороне от этих перемен. Энергоэко логический императив становится жизненно важной проблемой выживания глобальной цивилизации.

Стратегия устойчивого развития, принятая в Рио де Жа нейро в 1992 году и подтвержденная в Йоханнесбурге в 2002 году,

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Будущее цивилизаций

уже недостаточна для того, чтобы дать достойный ответ на этот вызов. Потребуется выработка долгосрочной - по крайней мере до середины века - глобальной энергоэкологической страте гии, ориентированной на замену большей части ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии (в том числе водородом и топливными элементами); на резкое сокращение теплового загрязнения планеты; на создание глобальной системы экомониторинга, прогнозирования природных и экологических катастроф. Это позволит к концу века кардинально изменить структуру мирового энергобаланса. Один из сценариев такого изменения был предложен главам ведущих стран мира Междуна родным энергетическим агентством на саммите в Йоханнесбурге

в 2002 году. Принятые в США, Европейском союзе, Японии на циональные водородные программы, идущие в этом направлении работы в России, Китае и в других странах показывают реаль ность такого пути. На саммите «Большой восьмерки» в июле 2006 года в Санкт Петербурге будут очерчены конкретные пути международного сотрудничества в этой области, контуры гло бальной энергетической безопасности.

3. Поляризация технологического и экономического уровня развития стран и цивилизаций, расширение пропасти между богатым меньшинством и бедным большинством населения планеты. Промышленная революция, колониальная система, увеличение разрыва в уровне технологического развития и дохо дов стран и цивилизаций в XIX–XX веках, развертывающийся

в начале XXI столетия технологический переворот, связанный с освоением и распространением шестого технологического ук лада, ориентированная на свое корыстное использование ТНК глобализация - все это усиливает такую поляризацию, раскалы вает глобальную цивилизацию на две неравные части: несколько богатых и множество бедных стран. С одной стороны, процессы глобализации стягивают мировую экономику и технологию в це лостную систему; с другой - достигший опасного уровня разрыв между отдельными ее частями, живущими как бы в разных эпо хах, грозит взорвать эту систему, усиливает угрозу глобального социального конфликта.

Примеры Китая, Индии, Бразилии, новых индустриальных государств Азии показывают, что отсталость и бедность могут быть преодолены в течение жизни одного поколения путем ин новационного прорыва. Но далеко не во всех странах такой про рыв возможен.

Глава 9. Глобальная цивилизация: новые вызовы

Актуальная задача XXI столетия - выработка глобаль ной инновационно технологической и экономической страте гии, которая позволила бы объединить ресурсы более богатых, технологически развитых государств для поддержки ныне от стающих. Развитые страны в собственных же интересах должны помочь развивающимся: подтянуть их экономический и техноло гический уровень до общемирового; организовать трансфер к ним передовых технологий и обучение кадров; способствовать сокра щению чрезмерного разрыва между богатыми и бедными слоями населения; создать миллионы рабочих мест, чем уменьшить стремление местного населения эмигрировать в богатые государ ства.

4. Угроза столкновения цивилизаций и терроризма. В пер вой половине XXI столетия на передний план выходят угрозы терроризма и столкновения цивилизаций. Локальные конфлик ты и террористические акты все чаще становятся локальными

и точечными формами столкновения цивилизаций. Попытки ликвидировать их методами насилия, путем создания антитерро ристических коалиций, установления диктата одной сверхдержа вы не дают существенных результатов. Страны замирают в стра хе, люди теряют ощущение безопасности. Нужно бороться не с последствиями, а с причинами: с бедностью, пренебрежением национальными и цивилизационными интересами. Будущее за многополярным миром, основанным на диалоге, сотрудничестве

и партнерстве равноправных, хотя и неравных в технологичес ком, экономическом и военном отношении цивилизаций.

9 ноября 2001 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальную повестку дня для диалога между цивилизациями. Новой инициативой в этой сфере стало недавнее предложение Испании и Турции, поддержанное Россией и другими странами, создать альянс цивилизаций. Кроме того, на IV Международной Кондратьевской конференции в Москве была утверждена Кон цепция обеспечения глобального устойчивого развития и реше ния глобальных проблем на основе диалога и партнерства циви лизаций. Переход от противостояния цивилизаций к их диалогу

и партнерству - важнейшее условие сохранения и развития гло бальной цивилизации; при крупномасштабном столкновении ее дни могут быть сочтены.

5. Деградация социокультурного строя и угроза цивилиза ционному разнообразию. Основа выживания и прогресса любой системы - как природной, так и социальной - разнообразие