Русины закарпатья кто они и чего хотят. Русины

Предки русинов - славянские племена, жившие на территории Карпат на территории современных Украины, Словакии и Венгрии. Отрезанные от соседних племен, постепенно объединявшихся в польскую, украинскую и словацкую нации рельефом, а потом и государственными границами, русины обособились, сохраняя, впрочем, особенную близость с украинцами.

Или же это и есть украинцы, имеющие некоторую самобытность обычаев и языка, опять-таки, в силу проживания в труднодоступных удаленных районах? Как всегда бывает в случае наций, лишенных собственной государственности, история русинов - предельно политизированный случай. Что именно из себя представляют русины в этническом, лингвистическом да и просто историческом плане - все определяют по-своему. Даже численность русинов разными источниками оценивается очень по-разному: от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах проживания, до 1,5 и даже 5 миллионов, по данным разных русинских организаций.

Помимо двух основных (о самостоятельности русинской нации и ее вхождении в состав украинской) существует и крайне экстравагантная венгерская версия происхождения русинов. Разберемся со всеми тремя.

Русины - это самостоятельный народ

Теория первая, собственно, русинская, гласит, что русины - отдельный и самостоятельный, полноправный четвертый восточнославянский народ. Некоторые особо рьяные патриоты русинского народа называют себя прямыми потомками древнерусской нации, сформировавшей Киевскую Русь, а уж русские, украинцы и белорусы вышли из русин, смешавшись с другими народами и исказив первоначальный русинский язык. Язык русинов, «руська мова», действительно довольно архаичен и богат старославянскими и церковнославянскими словами, но есть одна загвоздка - территория расселения русинов никогда не входила в состав собственно Киевского княжества. Здесь сформировалось самое западное и дольше всех сохранявшее независимость, так и не подчинившееся Золотой Орде Галицко-Волынское княжество. Будучи максимально из всех древнерусских князей вовлеченными в западноевропейскую жизнь, галицко-волынские князья приняли королевский титул и именовали себя «королями руськими». Основываясь на этом факте, некоторые русинские историки ведут свой род от тех самых княжеских времен. С одной стороны, не заметить связи между древнерусским понятием «русин», тождественным современному «россиянин», то есть, житель русской земли, Руси, и терминами вроде «король руський» и «руська мова» трудно, с другой стороны, русины веками жили в близости и под влиянием поляков, венгров и украинцев, заимствуя у них и язык, и обычаи (в частности, одно из наименований русин - руснак - это антоним слова «поляк»), что говорить о какой-то изначальности русинов довольно странно.

Русины - это венгры

Самая фантастическая версия происхождения этого народа. Согласно ей русины - это ассимилированные славянами венгры. Никаких оснований, кроме того факта, что часть Западной Украины веками входила в Венгерское королевство, не было. Зато слово «русин» в его нынешнем значении возникло именно в Венгрии - после Ужгородской унии 1646 года, когда 63 православных прихода присоединились к Мукачевской епархии Римско-католической церкви. С этого момента всех прихожан, сохранявших православные обычаи под римским руководством начали называть «русины». Это обособление с точки зрения государственной, административной, наверняка подстегнуло обособление русинов в языковом плане. Так или иначе, на территории бывшего венгерского королевства проживают довольно крупные русинские общины - например, та, что живет в сербской Воеводине, крае, куда активно переселялись и венгерские колонисты, и карпатские горцы.

Русины - это украинцы

На западе Украины проживает множество обособленных украинских общин. Гористый рельеф, густые леса и вековая оторванность этого региона от основной украинской территории - это, мол, причина различия в языке и обычаях карпатских и равнинных украинцев. Русины, лемки, бойки, гуцулы - вот неполный список карпатских украинских субэтносов - так гласит украинская версия.

Земли русинов поэтапно принадлежали Речи Посполитой, Венгерскому королевству, Австро-Венгрии, Российской империи, и везде их население подвергалось ассимиляции. В дореволюционной России, скажем, юридически вообще признавался единый русский народ, подразделявшийся на великороссов, малороссов и белорусов. Все славяноязычные и православные (или униатские) общины, проживавшие на смежных территориях, априори записывались в этот список. Аналогичная ассимиляция русинов украинцами происходила и в Австро-Венгрии. В результате, большой процент русинов стал считать себя украинцами, даже в случае сохранения собственного языка. К примеру, в Воеводине русиноговорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русиноговорящих граждан называет себя украинцами.

Загадочность народа усугубляется тем, что есть еще лемки, которые территориально совпадают с русинами, но считают себя также: либо субэтнической группой украинцев, либо отдельным народом, либо русинами.

Кстати, русины составляли большую часть украинской эмиграции за океан, в первую очередь в Канаду. Так что, во многом благодаря русинам Канада сейчас занимает едва ли не самую жесткую позицию по поводу конфликта в восточной Украине.

Западные области Украины Галиция и Волынь воспринимаются как застрельщики Майдана, политики украинизации и проводники бандеровщины. Но это не касается Закарпатья, которое лидер ЛДПР Жириновский в своем недавнем письме "отдал" Венгрии. Владимиру Вольфовичу следовало бы узнать, что население области — русины — поддерживает идеи русского мира.

Закарпатье в составе Украины — это Закарпатская область (русины — 800 тысяч человек, венгры — 140 тысяч и румыны — 40 тысяч), которая от остальной части Украины отделена Карпатами и за влияние в которой в силу исторических причин борются, помимо Венгрии и Румынии, Польша и Словакия.

Закарпатье — это часть исторической Галиции, которая согласно Версальским соглашениям по итогам Первой мировой войны была определена как "территория русинов к югу от Карпат". Эта формулировка в договоре закрепила за русинами статус народа с правом на самоопределение. У русинов есть опыт государственности. А в 1938 году было провозглашено даже государство — Республика Подкарпатская Русь, которую признали 52 страны.

Тем не менее, во всех проведенных с 1991 года (после получения Украиной независимости) в переписях населения запрещалось записывать русинов как отдельную национальность. Почему? Потому что русины всегда были неудобны центральной власти своим давними симпатиями по отношению к России, тем, что всячески противились влиянию бандеровцев и являются православными Московского патриархата. Если посмотреть на результаты любых украинских выборов, то в русинском Закарпатье всегда побеждали восточные, пророссийские политики, область высказалась против евроинтеграции.

Кроме того, ставка делается на союз с Россией и в будущем — с Таможенным cоюзом. В интернете можно найти регулярные, еженедельные соцопросы по этому поводу, проводимые Сетевым Русинским Движением, где четко просматривается позиция закарпатцев — от 70 до 80 процентов против евроассоциации Украины.

Многие общественные организации русинов требуют от новых властей Украины юридического оформления результатов референдума от 1 декабря 1991 года, а именно: признания русинов народом и предоставления автономии. Однако новые бандеровские власти, недавно обнаружившие в составе Украины только четыре коренных народа (украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки), далеки от выполнения законных требований. Наоборот, развязана истерия с угрозами в адрес координатора СРД Петро Гецко. В Cети появилась информация, что против него открыто уголовное дело.

Обстановка накаляется не только из-за возможного потенциального конфликта между русинами и галичанами, но и в связи с ростом противостояния между Венгрией и Румынией, которые борются за Трансильванию. Проживающие там венгры проводят манифестации за выход из состава Румынии и вхождение в состав Венгрии. В самом Закарпатье Будапешт ведет активную политику паспортизации этнических венгров. Закарпатье стало потенциально взрывоопасным районом в самом сердце Европы.

"После Майдана для нас выхода нет", — сказал Петро Гецко Рой ТВ .

"Галичан мы однозначно воспринимаем как врагов, кроме высокого забора нас ничего не может помирить, — сказал активист. — Наше желание называть себя русинами вошло на Украине в статус сепаратизма, за это полагается статья. В 2008 году мы сделали региональными языками русинский, русский, венгерский. Но с этой властью ничего хорошего не будет. Они считают нас москалями, потому что русинство разбивает миф об украинцах с Галичины". Петро Гецко рассказал, что после начала Майдана "мы перекрыли перевалы, но бандеровцы зашли к нам через местную власть. Облсовет был ими захвачен, и они признали решения Рады. У них бандеровская милиция, бандеровская СБУ и бандеровец Балога (губернатор Закарпатской области). Любые попытки им противостоять заканчивались плачевно".

Сергей Чигирь, РИА Новости Украина

Политика Киева в отношении национальных меньшинств уже привела к конфликту с Венгрией, которая заблокировала заседание комиссии Украина-НАТО в знак протеста против Закарпатья. Вместе с тем, в регионе проживает другая проблемная для Банковой этническая группа — русины, которую центральная власть также не желает слушать. Мы попытались на месте разобраться, насколько острой стоит проблема самоопределения русинов в Закарпатской области.

Русины или Закарпатцы?

Русинами называют группу восточнославянского населения, проживающую на западной Украине, восточной Словакии, Сербской Воеводине, юго-восточной Польше, Венгрии и северо-западной Румынии.

Сами же русины неоднозначны в трактовке своего происхождения. Одни русинские организации причисляют себя к субэтносу украинцев, другие определяют себя самостоятельным народом, компактно проживающим на территории Украины, Словакии, Польши, Румынии и Сербии. Крупная диаспора русинов проживает в Канаде и США.

В 1992 и 2002 годах Закарпатский областной совет обращался к центральным властям Украины с просьбой признать русинов отдельной национальностью, а в начале 2007 года абсолютным большинством голосов принял аналогичное обращение к центральным органам власти и собственным решением признал русинов коренной Закарпатья.

В отличие от венгров, в Закарпатье по-прежнему нет средних школ или вузов с русинским языком обучения (работает несколько десятков воскресных школ), однако на нем издается периодическая пресса и литература.

Согласно переписи населения 2001 года, русинами себя признало не многим более 10 тыс. человек. Сами русинские организации считают, что данные переписи фальсифицировали. Мол, переписчики намерено не указывали слово "русин", записывая опрошенных в украинцы.

"В ходе переписи 2001 года русинам себя записали 386 тыс. закарпатцев, однако по итогам переписи оказалось, что тут проживает 10 тыс. русинов в качестве субэтноса украинцев. Никто русинов как отдельный народ не записывал. Наши права регулярно притесняются местной и центральной властью. Так, например, местные власти под предлогом ремонта отобрали у них Русинский дом, где происходили основные мероприятия русинских организаций" , — заявил Ладислав Лецович, замглавы Народной Рады русинов Закарпатья.

Тем не менее, данные переписи 2001 года позволяет Киеву игнорировать требования русинских организаций, заявляя, что такого народа не существует, а как субэтнос русины пользуются всеми возможными культурными правами.

В целом, ассимиляционные процессы, которые происходят в крае, не могли не отобразится на идентификации . Местный язык сильно перемешался с западным наречием украинского и теперь составляет отдельный, так называемый закарпатский диалект, который сильно отличается от украинского и русского языка. Несколько раз я не смог понять, что мне говорят жители сел, особенно когда они говорили быстро. Вместе с тем, речь жителей Ужгорода, Мукачево и Чопа, особенно молодого возраста понять достаточно легко, хотя закарпатский акцент коренного населения отчетливо слышно.

Простому человеку достаточно сложно определить, является ли русинский отдельным языком, или диалектом украинского. Существует также литературный русинский язык на базе церковнословянского, но, как я понял, им редко кто пользуется.

Ассимиляционные процессы идут необратимо, и поэтому целиком понятно желание русинов сохранить свою самоидентификацию. Дело в том, что только Украина не признала русинов самостоятельным этносом. В настоящее время власти рассматривают русинов как этнографическую группу украинцев. Русины в Словакии, Польше, Венгрии, Чехии и Сербии давно официально признаны национальным меньшинством.

Попытки русинских организаций потребовать для народа национально-культурную автономию закончились провалом. Сейчас русинское национальное движение находится в подвешенном состоянии — как из-за давления Киева, который считает русинское политическое движение сепаратистским, так и из-за ассимиляционных процессов внутри русинов. Молодые русины предпочитают себя называть или украинскими закарпатцами, однако не русинами.

"Для меня вопрос русинства — это вопрос спекулирования и зарабатывания денег. На русинах можно заработать грант, получить работу, или преподавание в Русинском университете в словацком городе Пряшево. Словацкие украинцы называются русинами. Пряшево является неформальной столицей русинов, регион так и называется Пряшевская русь. На противоположной части границы точно такая же местность, такие же названия в магазинах и такой же язык. Русины могут на своем зарабатывать, антирусины также могут зарабатывать — написать статью, вот есть якобы угроза русинства, и тоже заработать на этом политические и финансовые дивиденды. У нас здесь есть две партии ученых — одни русинов защищают, вторые антирусинов, и те и другие зарабатывают на этом", — заявил РИА Новости Украина местный политолог Виктор Пащенко .

Как живут русины?

Русины, которые сохранили свою национально-культурную идентичности, в основном проживают высоко в горах, занимаясь традиционными ремеслами — отгонным овцеводством, заготовкой древесины, охотой, сельским хозяйством. Посетив местный этнографический музей под открытым небом в Ужгороде (аналог киевского "Пирогово) я посмотрел на традиционные хаты закарпатских русин (лемки, бойки, долиняне). Они выглядят значительно проще, чем хаты низинных жителей (в основном, венгров), однако обладают уникальным внешним видом, а горные деревянные церкви стали известны на весь мир.

Русины недовольны тем, как распоряжаются их землями местные и центральные власти. Массовая вырубка лесов и бесконтрольная лесозаготовка приводят к частым паводкам и оползням, исчезновению флоры и фауны региона. По мнению русинских организаций, незаконные лесозаготовки организовывают люди из Киева, туда же отправляются деньги от продажи леса. Поэтому русины требуют большей автономии и децентрализации, чтобы иметь возможность влиять на местную власть.

Русины Закарпатья не одно столетие отстаивают свое право на самоопределение. Всю свою историю они сторонились политики, но всегда оказывались её заложниками, сохраняя при этом свой язык, традиции и веру.

Четвертые славяне

Русины - один из древнейших восточнославянских народов. Сами себя они с горькой иронией называют курдами Европы - у них никогда не было своего независимого государства. Уже во втором веке нашей эры предки русинов обосновались в области Карпат. Существует несколько версий происхождения этого народа. Разные историки возводят их к черным, белым хорватам, уличам и тиверцам.
Вся история русинов - это борьба за сохранение своей национальной идентичности в сложнейших условиях. С VI века земли русинов были во власти аваров, с VII века - испытывали сильное влияние первого западнославянского государства Великой Моравии, с 903 года началось венгерское, а затем австровенгерское владычество, продолжавшееся больше 1000 лет - до окончания Первой мировой войны, в которую происходил настоящий геноцид этого народа.

С середины XIX века шла активная принудительная ассимиляция русинов, количество русинских деревень в период с 1810 по 1880 годы сократилось вдвое. В советское время слово "русины" было практически исключено из оборота. Как только ни называли этот народ - и закапатскими украинцами, и словаками. Тем не менее, несмотря на все враждебные для сохранения своей этнической идентичности условия, русинам удалось сохранить и свой язык, и свои традиции.

Численность

Парадокс, но украинские власти до сих пор не признают русинов как отдельный этнос. Это выглядит тем удивительнее, что весь остальной мир официально это сделал ещё в 1998 году, когда русины вошли в ОНН (Организация непредставленных народов).

По данным этой организации в мире всего насчитывается 1, 6 миллиона русинов, при этом почти половина из них (около 720 тысяч) живут в Закарпатской Украине. Цифры о количестве русинов на Украине разнятся очень существенно. По результатам проведенной в 2011 году переписи, на которой впервые русины могли назвать себя русинами, их оказалось в Закапатье немногим больше 10 тысяч, в то время как активисты русинского движения, ратующего за признание русинов и даже и автономность от Украины называют цифру в 70-80 раз большую.

Язык

Русинский язык был признан Украиной только в 2012 году (закон "Об основах государственной языковой политики"), долгое время до этого он считался диалектом украинского языка. Ситуация странная, поскольку русинский язык (четвертый из восточнославянских языков) отличается от украинского языка, в нём большое количество церковнославянизмов, что сближает его со староболгарским языком, который называют эсперанто всех славянских языков.

Несмотря на непризнание за русинским языком статуса отдельного языка, он продолжал жить. За столетие, с середины XIX века до 1945 года было издано 20 русинских грамматик.
В период венгерской оккупации, с 1939 года по 1944 годы на русинском языке была опубликована масса переводов классической литературы, от Сервантеса до Эдгара По.

Наконец, в 1997 году была издана ещё одна русинская грамматика - "Материнський язык. Писемниця дїла пудкарпатьскых Русинув".

Русины и украинский флаг

В 1846-1848 годах губернатором Галиции был Франц Стадион фон Вартгаузен. Он известен, в частности тем, что отменил в Галиции крепостное право. Однако его не устраивало, что русины считали себя частью русской культурной традиции, поэтому в 1848 году он инициировал создание органа национального самоуправления русинов – Головную Русскую Раду.

В качестве символа Рады он предложил льва, а её цветами - желтый и синий. Такой выбор не был случайным. Нанятые Стадионом историки нашли в летописях, что в знаменитой Грюнвальдской битве в 1410 году против тевтонов плечом к плечу с литовцами и поляками сражались рыцари, представляющие Львовскую землю. И сражались именно с "львиными" хоругвями желто-голубой расцветки.

Таким образом, нынешний "синьо-жовтий біколор" имеет своим предтечей знамя Головной Русской Рады.

Право на признание

В последнее время русины все чаще заявляют о своем праве на самоопредление и даже на право автономии. Показательно, что ещё в 1991 году, вместе с референдумом о независимости Украины в Закарпатье был проведен другой референдум - об автономии области. Идею автономии тогда поддержало 78 % населения. Однако украинские власти предпочитают об этом не вспоминать.

Семь лет назад начал свою работу ЕКПР (Европейский конгресс подкарпатских русинов). С этого времени повестку в русинском движении стали задавать уже не зарубежные диаспоры русинов-эмигрантов, а сами жители Закарпатья.

С 2008 года было даже создано неофициальное правительство республики Подкарпатская Русь, премьер-министром которой является Петр Гецко. Это непризнанная на сегодняшний день автономия считает себя правопреемницей Подкарпатской Руси, просуществовашей несколько дней в 1939 году. Русины уверены, что признание их автономности от Украины - дело времени. Русины умеют ждать.

На западе Украины расположена Закарпатская область, жители которой именуют себя русинами. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства и первыми отделились под напором венгерских завоеваний. Но память о былой Родине осталась.

Русины: взгляд назад

Жители Карпатской Руси иногда называют себя «Маленькой веточкой великого русского дуба». Этот край, который так рано потерял связь с древнерусским государством и долгое время находился под влиянием венгерской культуры, казалось бы, должен был совершенно утратить всю любовь к далеким соотечественникам. Но он, напротив, всегда оставался небольшим, но сильным форпостом «русскости» на окраине славянского мира.

Один известный русский эмигрант Иван Лукаш писал: «Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозной синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства… Малый народ живет до Карпатских гор на вершинах-полонинах, как в синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава… И все снится веками народу в синих Карпатах сон о златой Руси».

На самом деле, русины (рутены, руснаки) - уникальное явление. Из-за того, что русины Карпат рано оказались в изоляции, они не участвовали в формировании русского, белорусского и украинского этносов, сохранив многие архаические традиции и элементы культуры древнерусского государства. Например, язык. По словам исследователей, карпатскому русину до 50-х годов XX века было легче понять древнерусскую летопись, нежели текст тогдашней русской или украинской газеты.

Правда, многовековое проживание в составе различных государств, привело к возникновению у русинов своих малочисленных этносов. Сегодня среди карпатских русинов выделяют: бойков, лемков, подолян, гуцул, покутян, верховинцев, долинян и других. Но, как бы они себя не называли, всех их объединяет одно: мечты о единой русской Родине.

Переломный момент

Славяне обосновались в Подкарпатье и Карпатском погорье, примерно, во II веке нашей эры. Отсюда, по мнению некоторых исследователей, вышли в VII веке сербы и хорваты, а может быть даже и чехи. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства после распада Великой Моравии, а их жители одними из первых приняли православие, еще в IX веке, вероятно при деятельности Кирилла и Мефодия. Здесь, в XI веке утвердилась власть Ростиславичей (от внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича). Можно судить о том, насколько была процветающей эта часть Киевской Руси по тому, что один из представителей рода Василько Требовльский (1068-1124) планировал дальние походы на дунайских болгар и о победах над половцами, пусть даже и без помощи других князей: «И помыслих на землю Лядьскую наступлю на зиму и на лето и возму землю Лядьскую, и мьщю Русскую землю; и по сем хотел есмь переяти Болгары Дунайские и посадити я у собе; и по сем хотел проситися у Святополка и у Володимера ити на Половци-да любо налези себе славу, а любо голову свою сложю за Русскую землю».

Но живописный горный край Карпатской Руси сыграл злую шутку с населявшими его славянами. В результате своего географического положения, он был практически оторван от остальной Руси. Лишь несколько горных перевалов служили связывающим звеном с остальной территорией древнерусского государства, а значит в случае угрозы, помощи было ждать не от кого. А враги всегда найдутся. В 896 году кочевые племена венгров проникли на Среднедунайскую равнину и основали свое государство, которое и стало плацдармом для постоянных нападений на Карпатскую Русь.

XI век стал переломным. После распада Руси на удельные княжества из-за раздробленности и бесконечных междоусобиц, местные русины, не получая поддержки от соплеменников из-за Карпат, пали под натиском венгров. Исторические пути разошлись, и началась долгая борьба русинов за свою культуру, язык, веру, а также право оставаться русскими.

Княжество Федора Корятовича

Жители Карпатской Руси после завоевания неоднократно пытались вновь обрести независимость. В XIV веке, воспользовавшись ослаблением Венгрии из-за раздробленности, представитель православной ветви рода Гедеминовичей, Федор Кориатович основал здесь русское православное княжество, которое, впрочем, имело весьма короткую жизнь - всего лишь несколько десятков лет. Зато память о коротком периоде независимости сохранилась в народном фольклоре. Одно из самых популярных народных преданий Закарпатья «Про князя Кориатовича» повествует о том, как Кориатович победил чудовище - змея Веремея, и воздвиг церкви и монастыри, «чтобы русские службы служили…людям на радость, Руси на славу». Кстати, знаменитый замок Паланок и Свято-Никольский монастырь - детища все того же православного представителя из рода Гедеминовичей.

Русская Краина

Окончательно от власти Венгрии, а впоследствии Австро-Венгрии, русинам удалось освободиться лишь в начале XX века после завершения Первой мировой войны. К этому времени, изменилась культура и самосознание, в результате продолжительной католической экспансии и попыток ассимиляции русинов (в том числе и запрет на использование русинского языка). Но любовь к когда-то давно утерянной родине осталась. Так, украинский самостийник В. Гнатюк говорил о том, что отличительной чертой угорских русинов является «москвофильство». Возможно, его следствием было то, что этот регион одним из первых принял власть Советов вскоре после получения автономии. Четыре комитата: Ужгород, Берег, Угоча и Марамарош получили название Русская Краина (то есть, «русская окраина») с центром Мукачево, в составе провозглашенной Венгерской Советской Республики.

Для русинов это стало «глотком воздуха». Русинский язык впервые за долгое время стал официальным, его изучали, на нем говорили, издавали газеты. Провозглашалась свобода вероисповедания. Впрочем, период независимости длился не долго. Страны Антанты не желали мириться с Советским государством вблизи своих границ. Было усилено давление на Румынию и Чехословакию, чтобы ускорить их агрессию против Венгерской Социалистической Республики со стороны Закарпатья. 16 апреля 1919 года румынские и чехословакские войска развернули широкую наступательную операцию, которая завершилась через четыре месяца падением Русской Краины, ставшей частью Чехословакии под названием Подкарпатская Русь. Долгожданная независимость русинов не продлилась и года.

Карпато-русская ССР

Следующая возможность «возвращения» в лоно России, в данном случае СССР, представилась русинам по окончанию Второй мировой войны. Созданные в 30-40-х годах православные комитеты во главе с патриархом Алексием Кабалюком, выступали за вхождение в состав СССР в виде Карпато-Русской ССР. При этом они были категорически против включения своей области в состав УССР: «Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России».

10 января 1947 года Алексей Геровский, карпаторусский общественный деятель и публицист, посылает Сталину письмо, в котором просит: «Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удерживающееся в течение тысячи лет на юго-западе Карпат, было стерто с лица земли».

Таковы были настроения карпатских русинов накануне их вхождения в состав Украинской ССР. Но «великий вождь» проигнорировал это заявление. Закарпатье составило не союзную республику, а стала обычной областью, и была отдана Украине. Русинское движение было поставлено вне закона. И хоть история и не знает сослагательного наклонения, невольно задумываешься, как обстояла бы ситуация сегодня, если бы не то роковое решение.

В школе нас учили, что славянские народы делятся на три группы — западную, южную и восточную. В группу восточных славян входят три народности — украинцы, белорусы и русские. Но, как особенно стало ясно в последние недели, все не так просто. Забыли про русинов! Судя по количеству современных спекуляций, самый таинственный из восточнославянских народов.

Откуда они?

Предки русинов — славянские племена, жившие на территории Карпат на территории современных Украины, Словакии и Венгрии. Отрезанные от соседних племен, постепенно объединявшихся в польскую, украинскую и словацкую нации рельефом, а потом и государственными границами, русины обособились, сохраняя, впрочем, особенную близость с украинцами. Или же это и есть украинцы, имеющие некоторую самобытность обычаев и языка, опять-таки, в силу проживания в труднодоступных удаленных районах? Как всегда бывает в случае наций, лишенных собственной государственности, история русинов — предельно политизированный случай. Что именно из себя представляют русины в этническом, лингвистическом да и просто историческом плане — все определяют по-своему. Даже численность русинов разными источниками оценивается очень по-разному: от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах проживания, до 1,5 и даже 5 миллионов, по данным разных русинских организаций.

Помимо двух основных (о самостоятельности русинской нации и ее вхождении в состав украинской) существует и крайне экстравагантная венгерская версия происхождения русинов. Разберемся со всеми тремя.

Русины — это самостоятельный народ

Теория первая, собственно, русинская, гласит, что русины — отдельный и самостоятельный, полноправный четвертый восточнославянский народ. Некоторые особо рьяные патриоты русинского народа называют себя прямыми потомками древнерусской нации, сформировавшей Киевскую Русь, а уж русские, украинцы и белорусы вышли из русин, смешавшись с другими народами и исказив первоначальный русинский язык. Язык русинов, «руська мова», действительно довольно архаичен и богат старославянскими и церковнославянскими словами, но есть одна загвоздка — территория расселения русинов никогда не входила в состав собственно Киевского княжества. Здесь сформировалось самое западное и дольше всех сохранявшее независимость, так и не подчинившееся Золотой Орде Галицко-Волынское княжество. Будучи максимально из всех древнерусских князей вовлеченными в западноевропейскую жизнь, галицко-волынские князья приняли королевский титул и именовали себя «королями руськими». Основываясь на этом факте, некоторые русинские историки ведут свой род от тех самых княжеских времен. С одной стороны, не заметить связи между древнерусским понятием «русин», тождественным современному «россиянин», то есть, житель русской земли, Руси, и терминами вроде «король руський» и «руська мова» трудно, с другой стороны, русины веками жили в близости и под влиянием поляков, венгров и украинцев, заимствуя у них и язык, и обычаи (в частности, одно из наименований русин — руснак — это антоним слова «поляк»), что говорить о какой-то изначальности русинов довольно странно.

Русины — это венгры

Самая фантастическая версия происхождения этого народа. Согласно ей русины — это ассимилированные славянами венгры. Никаких оснований, кроме того факта, что часть Западной Украины веками входила в Венгерское королевство, не было. Зато слово «русин» в его нынешнем значении возникло именно в Венгрии — после Ужгородской унии 1646 года, когда 63 православных прихода присоединились к Мукачевской епархии Римско-католической церкви. С этого момента всех прихожан, сохранявших православные обычаи под римским руководством начали называть «русины». Это обособление с точки зрения государственной, административной, наверняка подстегнуло обособление русинов в языковом плане. Так или иначе, на территории бывшего венгерского королевства проживают довольно крупные русинские общины — например, та, что живет в сербской Воеводине, крае, куда активно переселялись и венгерские колонисты, и карпатские горцы.

Русины — это украинцы

На западе Украины проживает множество обособленных украинских общин. Гористый рельеф, густые леса и вековая оторванность этого региона от основной украинской территории — это, мол, причина различия в языке и обычаях карпатских и равнинных украинцев. Русины, лемки, бойки, гуцулы — вот неполный список карпатских украинских субэтносов — так гласит украинская версия.

Земли русинов поэтапно принадлежали Речи Посполитой, Венгерскому королевству, Австро-Венгрии, Российской империи, и везде их население подвергалось ассимиляции. В дореволюционной России, скажем, юридически вообще признавался единый русский народ, подразделявшийся на великороссов, малороссов и белорусов. Все славяноязычные и православные (или униатские) общины, проживавшие на смежных территориях, априори записывались в этот список. Аналогичная ассимиляция русинов украинцами происходила и в Австро-Венгрии. В результате, большой процент русинов стал считать себя украинцами, даже в случае сохранения собственного языка. К примеру, в Воеводине русиноговорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русиноговорящих граждан называет себя украинцами.

Загадочность народа усугубляется тем, что есть еще лемки, которые территориально совпадают с русинами, но считают себя также: либо субэтнической группой украинцев, либо отдельным народом, либо русинами.