Самые известные пираты. История самых известных пиратов

Тестовые задания.

1. Фернан Магеллан был

а) испанцем на службе у короля Португалии

б) португальцем на службе у короля Испании

в) итальянцем на службе у короля Испании

г) французом на службе у короля Португалии

2. Пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим, Фернан Магеллан назвал

а) проливом Дрейка

б) Магеллановым проливом

в) проливом Всех Святых

г) Беринговым проливом

3. Экспедиция Фернана Магеллана обогнула земной шар, двигаясь всё время

а) с запада на восток

б) с востока на запад

в) справа налево

г) слева направо

4. Первое кругосветное плавание продолжалось

а) 3 года

5. Капитана, который первым провёл свой корабль вокруг света, звали

а) Фернан

г) Альварес

6. Перечислите географические объекты в порядке их достижения экспедицией Фернана Магеллана. Поставьте соответствующие им буквы в таблицу.

а) Индийский океан

б) Филиппинские острова

в) экватор

г) Тихий океан

Тематический практикум.

Перед вами пять отрывков из записей спутника Магеллана Антонио Пигафетты, которые он сделал в виде письма своему покрови-телю синьору Филиппу де Вилье Лиль Адану. Расставьте их в нуж-ном порядке и ответьте на вопросы.

а) В среду 28 ноября 1520 года мы выбрались из этого пролива и по-грузились в просторы Тихого моря. В продолжение трёх месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы пи-тались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, сме-шанная с червями. Мы часто питались древесными опилками.

б) Мы добрались до Мактана за три часа до рассвета. Как только на-ступило утро, сорок девять человек наших бросились в воду, ко-торая доходила им до бёдер. Пришлось проплыть расстояние свы-ше двух выстрелов из самострела, прежде чем добраться до бере-га. Из-за подводных скал лодки не могли подойти к берегу ближе. Когда мы добрались до берега, туземцы числом свыше 1500 чело-век выстроились в три отряда. Увидев нас, они кинулись на нас с невероятными криками, два отряда обрушились на наши фланги, а один — с фронта.

в) Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бам-буковыми копьями и начали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили истинного вождя. Он всё время оборачивался на-зад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться на лодки. По-лагая, что он умер, мы, раненные, отступили, как только было воз-можно, к лодкам, которые сразу же двинулись в путь.

г) Ваше сиятельство, слава о столь благородном капитане не изгла-дится из памяти в наши дни. В числе других добродетелей он отли-чался такой стойкостью в величайших превратностях, какой ни-кто никогда не обладал. Он переносил голод лучше, чем все другие, безошибочнее, чем кто бы то ни было в мире, умел он разбираться
в навигационных картах. И то, что это так и есть на самом деле, оче-видно для всех, ибо никто другой не владел таким даром и такой вдумчивостью при исследовании того, как должно совершать кру-госветное плавание, каковое он почти и совершил.

д) Услыхав, что в городе Севилье снаряжён отряд в составе пяти ко-раблей для добычи пряностей на Молуккских островах под началь-ством капитан-генерала Фернана ди Магальянша (Магеллана), я от-правился туда из города Барселоны, везя с собой много благожела-тельных писем. Целых три месяца я провёл в Севилье в ожидании, пока упомянутый флот готовился к плаванию, и, когда наконец наступил срок отправления, путешествие началось при чрезвычайно счастливых предзнаменованиях.

д а б в г

1. Сколько раз экспедиция Магеллана пересекла экватор?

Плавание было кругосветным, экватор пересекал 4 раза.

2. Что в приведённых отрывках даёт основание считать оценку, ко-торую дал Пигафетта Фернану Магеллану, справедливой?

Был известным военным и моряком. Португалец, сумел завоевать расположение испанского короля. Который разрешил собрать кругосветную экспедицию. Деньги на экспедицию дали испанские купцы, поверив Магеллану, что путешествие будет прибыльным. Подавил бунт испанских капитанов. Имел авторитет среди всех моряков экспедиции. Сумел рассчитать путь через океан. Нашел пролив соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Отважно сражался и погиб в битве с туземцами. Экспедиция принесла огромную прибыль, во много раз превышающую затраты.

Магелланов пролив- пролив, разделяющий архипелаг Огненная Земля и континентальную Южную Америку.

4. Сколько дней продолжалось плавание через Тихий океан?

Почти 4 месяца, около 111 дней. 28 ноября вышел с 3 кораблями в неизвестный океан (назвал его Тихим из-за погоды), а 15 марта экспедиция подошла к большому Филиппинскому архипелагу.

Картографический практикум.

Проследите по карте путь экспедиции Фернана Магеллана и назо-вите географические объекты, через которые он проходил.

2 - Атлантический океан.

4 - Пролив всех Святых.

5 - Тихий океан.

6 - Филиппинские острова.

9 - Индийский океан.

28.02.2017

Когда Россия вышла в море, обрела свой собственный флот и заморские колонии - Русскую Америку – ей оставалось только идти вперёд. Трудно было поверить, что ещё совсем недавно русского флота, созданного волей Петра I, не существовало вовсе. И вот возникает мысль о кругосветном путешествии, которое было бы совершено под русским военно-морским флагом.

Предшественники

Под фразой знаменитого дипломата и путешественника Н. П. Резанова «Да будет судьба России крылата парусами!» подписалось бы множество людей – и командоров, и простых моряков, и тех, кто, сам не выходя в море, делал всё возможное для того, чтоб осуществить такие экспедиции. О дальних морских путешествиях мечтал и сам великий Преобразователь, в планах Петра был поход в Вест-Индию, пересечение экватора и установление торговых отношений с «великими моголами».

Этим замыслам не суждено было осуществиться. Тем не менее в 1725–1726 годах состоялась Русская океанская экспедиция в Испанию под началом капитана И. Кошелева, который позднее предлагал и идею кругосветного похода из Санкт-Петербурга.

В 1776 году Екатерина II подписала указ об отправке из Балтийского моря судов в первую русскую кругосветную экспедицию. Руководить походом должен был молодой капитан Г. И. Муловский, опытный и умелый моряк. Экспедиция должна была решить сразу несколько задач: доставить крепостные орудия в Петропавловскую гавань, установить торговые отношения с Японией, отвезти скот и посевное зерно, а также прочие необходимые товары поселенцам в Русской Америке, а кроме того – открывать новые земли и упрочивать престиж России.

Подготовка к масштабной экспедиции разворачивалась полным ходом, на заводах уже были отлиты чугунные гербы и медали с изображениями Екатерины, которые надлежало устанавливать на новооткрытых территориях. Но началась Русско-турецкая война, и все припасы было велено распределить на корабли, отправляющиеся в Средиземное море. Сам Муловский погиб в морском сражении. В царствование Екатерины русское кругосветное плавание так и не осуществилось, но идея уже прочно завладела умами.

Первая русская кругосветная экспедиция

Иногда жизнь складывается так странно, что в любой книге подобный сюжет смотрелся бы натяжкой. На корабле «Мстислав» оказался совсем юный мичман, вчерашний гардемарин. Ивану Крузенштерну было всего 17 лет, когда он поступил под начало капитана Муловского. Трудно сказать, говорили ли они о несостоявшейся экспедиции, но именно Крузенштерну предстояло совершить то, в чём судьба отказала его отважному предшественнику.


И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский

Иван Фёдорович Крузенштерн и его собрат по Морскому корпусу Юрий Фёдорович Лисянский как молодые моряки, показывавшие значительные успехи, были отправлены на стажировку в английский флот. Крузенштерн чрезвычайно заинтересовался торговлей с Китаем, посещал китайские порты – и по возвращении в Россию подробно, с цифрами и выкладками, изложил своё мнение, что организация морского сообщения русских колоний с Китаем – дело чрезвычайно выгодное и полезное для России. Разумеется, мнением молодого лейтенанта пренебрегли – предложение было слишком смелым. Но внезапно Крузенштерна поддержали видные и авторитетные вельможи – государственный канцлер Румянцев и адмирал Мордвинов, а вскоре с похожим предложением выступила Российско-Американская компания (РАК), – и так решилась судьба первой русской кругосветной экспедиции.

Щедрая спонсорская помощь РАК позволила не ждать, пока будут построены суда, способные выдержать тяготы пути. Два подходящих судна были закуплены в Англии, усовершенствованы, названы «Надежда» и «Нева». РАК была достаточно влиятельной и богатой организацией, чтобы экспедиция была снабжена всем самым лучшим в рекордно быстрые сроки.

В далекое и опасное путешествие набирали только добровольцев – тем не менее их было столько, что впору было бы комплектовать три экспедиции. В команду были включены учёные, художники (чтобы зарисовывать ландшафты, неизвестные науке растения и животных), астроном. Целью было доставить нашим русским поселениям в Америке необходимые товары, забрать у них пушнину, осуществить продажу или промен товаров в китайских портах, доказать выгоду морского пути в Русскую Америку по сравнению с сухопутным – через Сибирь. А кроме того – доставить к берегам Японии посольство под руководством камергера Н. П. Резанова.

Несмотря на «торговый» характер экспедиции, суда выходили под военно-морским флагом. Камергер Резанов был далеко не последний человек в РАК, как-никак зять главы и основателя компании, Г. Шелихова, наследник капиталов «российского колумба». Предполагалось, что он отвечает за научно-хозяйственную часть, а Крузенштерн – за морскую. В августе 1803 года «Нева» и «Надежда» отплыли из Кронштадта. После Гавайских островов корабли, как и было условлено, разошлись. «Нева» под руководством Лисянского отправилась на север, к островам Кадьяк и Ситка в Аляскинском заливе, с грузом товаров для РАК, чтобы встретиться с «Надеждой» в Макао в сентябре 1805 года. «Надежда» отправилась к Камчатке – а далее – в Японию для выполнения дипломатической миссии Резанова. По дороге «Надежда» попала в жесточайший шторм – и, как потом выяснилось, в зону цунами.

Увы, миссия оказалась проваленной – после почти полугодового ожидания в Нагасаки, русские получили отказ. Японский император вернул подарки (огромные зеркала в рамах), отказался принять посольство и велел немедленно покинуть Японию, впрочем, снабдил корабль водой, едой и дровами. В Макао капитаны встретились, выгодно обменяли меха на чай, фарфор и прочие редкие и ликвидные в Европе товары и отправились в Россию. После шторма, потеряв друг друга из виду, «Надежда» и «Нева» благополучно вернулись в Россию, сперва «Нева», потом, через пару недель, – «Надежда».

Плавание протекало не так безмятежно, как бы хотелось. Проблемы начались практически сразу после отплытия. У камергера Резанова имелся рескрипт, подписанный Александром I, согласно которому он, Резанов, был назначен главой экспедиции, но с оговоркой, чтобы все решения принимать совместно с капитаном Крузенштерном.

Ради размещения на сравнительно небольшой «Надежде» свиты Резанова пришлось отказать ряду действительно нужных в плавании людей. Кроме того, в свиту Резанова входил, например, граф Фёдор Толстой, впоследствии прозванный Американец, – человек абсолютно неуправляемый, жестокий манипулятор и интриган. Он умудрился перессорить всю команду, не раз досаждал своими выходками лично Крузенштерну – и в конце концов был принудительно высажен на острове Ситка.

Н. П. Резанов

На военном корабле, согласно уставу, мог быть лишь один руководитель, распоряжения которого выполняются беспрекословно. Резанов, как человек невоенный, совершенно не принимал дисциплины, и постепенно отношения между ним и Крузенштерном накалились до предела. Вынужденные на протяжении пары лет делить одну крохотную каюту, Резанов и Крузенштерн общались посредством записок.

Резанов пытался заставить Крузенштерна изменить маршрут экспедиции с тем, чтобы сразу же отправиться на Камчатку – по факту, прервав кругосветное путешествие. Наконец, Резанов позволил себе грубость по отношению к капитану в присутствии команды – и это, с точки зрения устава, было совершенно непростительно. После громкого скандала, убедившись, что на его стороне нет никого, обиженный Резанов практически не выходил из каюты, пока «Надежда» не достигла Петропавловска.

К счастью, опытный и хладнокровный комендант П. Кошелев разобрал дело, невзирая на лица, стремясь, чтобы ссора двух частных лиц не смогла помешать выполнению государственного долга. С этим же был полностью согласен Крузенштерн, и Резанову пришлось пойти на попятный. По окончании японской миссии Резанов покинул «Надежду» – и больше они с Крузенштерном не встречались, ко взаимному удовольствию.

Дальнейшая история Н. П. Резанова, отправившегося в Калифорнию и встретившего там 14-летнюю красавицу Марию Концепсьон Аргуэльо, дочь коменданта Сан-Франциско, известна как одна из самых романтических страниц не только русской, но и, наверное, мировой истории. В знаменитой рок-опере «Юнона и Авось» повествуется именно об их трагической любви, но это уже другая, хотя и очень интересная, история.

Путешествия Коцебу

Среди добровольцев, отправившихся с Крузенштерном на «Надежде», был 15-летний юнга, немец Отто Коцебу. Мачехой мальчика была родная сестра капитана-лейтенанта – Кристина Крузенштерн. Когда «Надежда» вернулась в порт, Коцебу был произведён в мичманы, а ещё через год – в лейтенанты, и хотя он не был выпускником морского училища, Отто Евстафьевич получил самую лучшую из морских школ – школу кругосветного плавания, и с тех пор уже не мыслил жизни без моря и служения Отечеству.

Бриг «Рюрик» на марке Маршалловых островов

По окончании кругосветного плавания Крузенштерн неустанно работал над результатами экспедиции, подготавливал отчёты, выпускал и комментировал карты и «Атлас южных морей», и в частности вместе с графом Румянцевым разрабатывал новую кругосветную экспедицию. Перед ней была поставлена задача: отыскать Северо-Восточный морской проход из Тихого в Атлантический океан. Экспедиция должна была отправиться на бриге «Рюрик». Командование бригом, по рекомендации Крузенштерна, было предложено Коцебу.

Эта экспедиция вернулась через 3 года, потеряв всего одного человека и обогатив географию массой открытий. На карту были нанесены и подробно описаны малоизученные или вообще неизвестные острова, архипелаги и побережья Тихого океана. Метеорологические наблюдения, исследования морских течений, глубины океана, температуры, солёности и прозрачности воды, земного магнетизма и различных живых организмов были бесценным вкладом в науку – и имели немалую практическую пользу.

В плавании на «Рюрике», между прочим, в качестве естествоиспытателя принимал участие немецкий учёный и поэт-романтик А. фон Шамиссо – переводчик Пушкина на немецкий язык. Его роман «Путешествие вокруг света» в Германии стал классикой приключенческой литературы, издавался он и в России.

Третье кругосветное путешествие О. Е. Коцебу совершил в 1823–1826 гг. До того он год охранял от пиратов и контрабандистов берега Русской Америки со своим 24-пушечным шлюпом «Предприятие». Научные результаты экспедиции на «Предприятии» были едва ли не более весомы, чем результаты плавания на «Рюрике». Физик Э. Ленц, будущий академик, который отправился с Коцебу, сконструировал вместе с коллегой, профессором Парротом, прибор, названный батометром, для взятия водных проб с различной глубины, и прибор для измерения глубин. Ленц исследовал вертикальное распределение солёности, скрупулёзно отмечал температуру тихоокеанских вод и суточные изменения температуры воздуха на различных широтах.

К 20-м годам XIX века кругосветные путешествия перестал быть чем-то непредставимым и из ряда вон выходящим. Целый ряд славных русских капитанов обогнул Земной шар, выйдя из Кронштадта и направляясь в сторону горизонта.

Василий Головнин – неудержимый и неустрашимый

Василий Михайлович Головнин, капитан и превосходный писатель-маринист, даже среди своих коллег капитанов считался человеком, видавшим виды. Приключений на его долю выпало более, чем достаточно. В четырнадцать лет, гардемарином, он участвовал в морских сражениях – и был награждён медалью, а после вернулся доучиваться, так как был ещё слишком мал, чтобы стать офицером.

Первое своё самостоятельное кругосветное плавание он совершил, будучи всего лишь лейтенантом. Адмиралтейство изменило собственным правилам и передало шлюп «Диана» под начало лейтенанта, потому что все понимали, что это за человек – лейтенант Головнин. И действительно, их ожидания оправдались – отличный капитан, Головнин в полной мере обладал и спокойствием, и мужеством, и несгибаемым характером. Когда из-за начавшейся войны русские моряки были задержаны англичанами в Южной Африке, Головнин сумел ускользнуть из плена и все-таки выполнил возложенную на экспедицию миссию. Кругосветное путешествие на шлюпе «Диана» в 1808–1809 гг. завершилось успешно.

«Джентльменский» плен у англичан не был слишком тягостен для наших моряков, а вот заключение во время второго путешествия оказалось совсем не шуточным. На этот раз Головнин и ряд его товарищей угодили в самую настоящую тюрьму – к японцам. Тем не понравилось, что русский корабль проводил картографическую съемку Курильских островов – в 1811 году Головнину было поручено описать Курильские, Шантарские острова и берег Татарского пролива. Япония решила, что дерзкие картографы нарушают принцип изоляции их государства – и раз так, то место преступникам в тюрьме. Плен продолжался два года, из-за этого инцидента Россия и Япония балансировали на опасной грани – война между ними была вполне возможна.

Японский свиток, изображающий пленение Головнина

Для спасения Головнина и его людей были предприняты титанические усилия. Но лишь благодаря действиям друга Головнина офицера П. И. Рикорда и помощи влиятельного японского купца господина Такатая Кахея, с которым Рикорд сумел установить чисто человеческий контакт, удалось совершить почти невероятное – вернуть русских моряков из японской тюрьмы. На территории природного парка «Налычево» на Камчатке есть так называемые «вершины русско-японской дружбы» - скала Кахея, гора Рикорда и гора Головнина. Ныне «инцидент Головнина» входит в число хрестоматийных случаев из истории мировой дипломатии.

Записки Головнина о его приключениях были переведены на много языков, а в России стали бестселлером. Вернувшись домой, Василий Головнин продолжал неустанно трудиться на пользу российского мореплавания, его знания, опыт, энергия были неоценимы, а книгами Головнина о дальних странствиях зачитывались множество юношей, впоследствии выбравших для себя карьеру морского офицера.

Барон Врангель – начальник Аляски

В 1816 году гардемарин Фердинанд Врангель, проходивший службу в Ревеле, подал прошение об участии в экспедиции капитана Головнина на шлюпе «Камчатка». Юнцу отказали. Тогда он, сказавшись перед начальством больным, добрался до Петербурга и практически пал в ноги Головнину, прося взять его с собой. Тот строго заметил, что самовольное бегство с корабля есть дезертирство и достойно суда. Гардемарин согласился, но просил отдать его под суд после плавания, на котором готов был стать хоть простым матросом. Головнин махнул рукой и сдался.

Это было первое кругосветное путешествие Фердинанда Петровича Врангеля, в честь которого позднее назвали известный ныне заповедник – остров Врангеля. На борту «Камчатки» отчаянный юноша прошёл не только морскую школу, но и усердно восполнял пробелы в своём образовании, а также обрёл верных друзей – будущих исследователей и неутомимых путешественников Фёдора Литке и вчерашнего лицеиста, друга Пушкина Фёдора Матюшкина.

Путешествие на «Камчатке» оказалось бесценной кузницей кадров для русского флота. Вернулся из плавания Врангель отличным моряком – и учёным исследователем. Именно Врангелю с Матюшкиным было велено отправиться в экспедицию по исследованию северо-восточного побережья Сибири.

Карта, на которой показаны маршруты путешествий Врангеля

Мало кто отдал столько сил и энергии изучению Аляски и Камчатки, как Фердинанд Петрович Врангель. Он исследовал Северо-Восточную Сибирь с моря и с суши, ходил в кругосветное плавание, командуя военным транспортом «Кроткий», был награждён орденами, а в 1829 году назначен главным управляющим Русской Америки, и, между прочим, построил на Аляске магнитно-метеорологическую обсерваторию. Под его начальством Русская Америка процветала, создавались новые поселения. Его именем назван остров, его труды на благо России были высоко оценены государством и историей. Прошло менее пятидесяти лет с окончания первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и российский флот бурно расцвёл и развился – столько энтузиастов, по настоящему преданных своему делу, насчитывалось в его рядах.

Земля неведомая

«Я обошёл океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне» , – эти слова Джеймса Кука, звезды мореплавания XVIII века, закрыли Антарктические исследования почти на 50 лет. Просто не находилось желающих финансировать проекты, заведомо обречённые на неуспех, а в случае удачи – всё равно коммерчески провальные.

Именно русские пошли наперекор здравому смыслу и житейской логике. Крузенштерн, Коцебу и капитан-полярник Г. Сарычев разработали экспедицию и представили её императору Александру. Тот неожиданно согласился.

Основная задача экспедиции была определена как чисто научная: «открытия в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем Земном шаре» . Экспедиции вменялось в обязанности и предписывалось инструкцией отмечать и изучать всё, заслуживающее внимание, «не только относящегося к морскому искусству, но и вообще служащего к распространению познаний человеческих во всех частях» .


В. Волков. Открытие Антарктиды шлюпами «Восток» и «Мирный», 2008 г.

Летом того же года в сторону Южного полюса вышел шлюп «Мирный» и транспорт, переделанный в шлюп, – «Восток». Ими руководили два капитана, считавшихся одними из лучших в российском флоте, – командир экспедиции Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, участник кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и Михаил Петрович Лазарев – молодой, но очень многообещающий капитан. Впоследствии Лазарев совершит три кругосветки, но эти подвиги не затмят его славу полярного исследователя.

Плавание продолжалось 751 день, из них — 535 дней в Южном полушарии, при этом 100 дней – во льдах. Шесть раз моряки заходили за Южный полярный круг. Никто не приближался к загадочной Антарктиде так близко и так надолго. В феврале 1820 г. Беллинсгаузен писал: «Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно, и который продолжался по мере нашего зрения, возвышаясь к югу, подобно берегу. Плоские ледяные острова, близ сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломки сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность, подобную материку» . Впервые в истории человечества люди видели Антарктиду. И этими людьми были наши, русские моряки.

В истории первой половины XIX века известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям.

Россия в начале XIX столетия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов.

Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году начинается целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций.

Ю.Ф. Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания. Эти суда, "Надежда" и "Нева", Лисянский купил в Лондоне за 22 000 фунтов стерлингов, что составляло почти столько же в золотых рублях по курсу того времени.

Цена за покупку "Надежды" и "Невы" была собственно равна 17000 фунтов стерлингов, но за исправления их пришлось ещё доплатить 5 000 фунтов. Корабль "Надежда" насчитывал уже три года со дня своего спуска на воду, а "Нева" всего лишь пятнадцать месяцев. "Нева" имела водоизмещение в 350 тонн, а "Надежда" - в 450 тонн.

В Англии Лисянский купил ряд секстантов, лель-компасов, барометров, гигрометр, несколько термометров, один искусственный магнит, хронометры работы Арнольда и Петтивгтона и другое. Хронометры были проверены академиком Шубертом. Все остальные инструменты были работы Траутона.

Астрономические и физические инструменты были предназначены для наблюдения долгот и широт и ориентировки корабля. Лисянский позаботился приобрести целую аптеку лекарств и противоцинготных средств, так как в те времена цинга была одним из наиболее опасных заболеваний во время длительных плаваний. В Англии было закуплено также снаряжение для экспедиции, в том числе удобная, прочная и соответствующая различным климатическим условиям одежда для команды. Имелся запасный комплект белья и платья. Для каждого из матросов были заказаны тюфяки, подушки, простыни и одеяла. Корабельная провизия была самая лучшая. Приготовленные в Петербурге сухари не испортились в течение целых двух лет, точно так же, как и солонииа, посол которой отечественной солью был произведён купцом Обломковым. Команда "Надежды" состояла из 58 человек, а "Невы" из 47. Они были отобраны из матросов-добровольцев, которых оказалось так много, что всех желающих участвовать в кругосветном путешествии могло бы хватить на комплектование нескольких экспедиций. Следует отметить, что никто из членов команды не участвовал в дальних плаваниях, так как в те времена русские корабли не спускались южнее северного тропика. Задача, которая стояла перед офицерами и командой экспедиции, была нелёгкой. Они должны были пересечь два океана, обогнуть опасный мыс Горн, славившийся своими бурями, подняться до 60° с. ш., посетить ряд мало изученных берегов, где мореплавателей могли ожидать не нанесённые на карту и никем не описанные подводные камни и другие опасности. Но командование экспедиции было настолько уверено в силах её "офицерского и рядового состава", что отклонило предложение взять на борт нескольких иностранных матросов, знакомых с условиями дальних плаваний. Из иностранцев в составе экспедиции были естествоиспытатели Тилезиус фон-Тиленау, Лангсдорф и астроном Горнер. Горнер был швейцарец по происхождению. Он работал в известной в то время Зеебергской обсерватории, руководитель которой рекомендовал его графу Румянцеву. Экспедицию сопровождал также живописец из Академии художеств.

Художник и учёные находились вместе с русским посланником в Японии, Н. П. Резановым, и его свитой на борту большого корабля - "Надежды". "Надеждой" командовал Крузенштерн. Лисянскому было поручено командование "Невой". Хотя командиром "Надежды" и начальником экспедиции по Морскому министерству числился Крузенштерн, но в инструкции, переданной Александром I русскому послу в Японии, Н. П. Резанову, он назывался главным начальником экспедиции. Это двойственное положение было причиной возникновения конфликтных взаимоотношений между Резановым и Крузенштерном. Поэтому Крузенштерн неоднократно обращался с донесениями в Управление Российско-Американской компании, где писал, что он призван по высочайшему повелению командовать над экспедицией и что "оная вверена Резанову" без его ведения, на что он никогда бы не согласился, что должность его "не состоит только в том, чтобы смотреть за парусами", и т. д. Вскоре отношения между Резановым и Крузенштерном обострились настолько, что среди экипажа "Надежды" произошёл бунт.

Русский посланник в Японии, после ряда неприятностей и оскорблений, принуждён был удалиться в свою каюту, из которой он не выходил уже до приезда в Петропавловск-на-Камчатке. Здесь Резанов обратился к генерал-майору Кошелеву, представителю местной административной власти. Против Крузенштерна было назначено следствие, которое приняло неблагоприятный для него характер. Учитывая положение, Крузенштерн публично извинился перед Резановым и просил Кошелева не давать следствию дальнейшего хода. Только благодаря любезности Резанова, который решил прекратить дело, Крузенштерн избежал крупных неприятностей, которые могли бы иметь роковое последствие для его карьеры.

Приведенный эпизод показывает, что дисциплина на корабле "Надежда", которым командовал Крузенштерн, была не на высоте, если такое высокое и облечённое особыми полномочиями лицо, как русский посланник в Японии, мог подвергнуться со стороны экипажа и самого капитана "Надежды" ряду оскорблений. Не случайно, вероятно, и то обстоятельство, что "Надежда" в течение своего плавания несколько раз находилась в весьма рискованном положении, в то время как "Нева" только один раз села на коралловый риф и притом в таком месте, где его нельзя было ожидать по картам. Всё это наводит на предположение, что общепринятое представление о ведущей роли Крузенштерна в первом русском кругосветном путешествии не соответствует действительности.

Хотя первую часть пути в Англию, а затем через Атлантический океан в обход мыса Горн корабли должны были совершать вместе, но затем у Сандвичевых (Гавайских) островов они должны были разъединиться. "Надежде", согласно плану экспедиции, следовало идти на Камчатку, где она должна была оставить свой груз. Затем Крузенштерну следовало отправиться в Японию и доставить туда русского посла Н. П. Резанова со свитой. После этого "Надежда" должна была снова вернуться на Камчатку, взять груз пушнины и отвезти его в Кантон для продажи. Путь "Невы", начиная от Гавайских островов, был совершенно иной. Лисянский должен был идти "а северо-запад, к острову Кадьяку, где находилась в то время главная контора Российско-Американской компании. Здесь предполагалась зимовка "Невы", а затем она должна была взять груз пушнины и доставить его в Кантон, где была назначена встреча обоих кораблей - "Невы" и "Надежды". Из Кантона оба корабля должны были направиться в Россию мимо мыса Доброй Надежды. Этот план был осуществлён, хотя и с отступлениями, вызванными штормами, задолго разъединившими корабли, а также продолжительными остановками для необходимых починок и пополнения продовольствия.

Естествоиспытатели, присутствовавшие на кораблях, собрали ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции, производились наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды на глубинах до 400 м, приливами, отливами и колебаниями барометра, систематические астрономические наблюдения для определения долгот и широт и установил координаты целого ряда посещённых экспедиций пунктов, в том числе всех гаваней и островов, где имелись стоянки.

Если особые задания экспедиции в русских колониях были успешно выполнены, то этого нельзя сказать о той части планов экспедиции, которая была связана с организацией посольства в Японию. Посольство Н. П. Резанова не увенчалось успехом. Хотя он и был окружён вниманием и всевозможными знаками почёта и уважения по прибытии в Японию, но завязать торговые отношения с этой страной ему не удалось.

5 августа 1806 года "Нева" благополучно прибыла на Кронштадтский рейд. Грянули пушечные салюты "Невы" и ответные залпы Кронштадтской крепости. Таким образом, "Нева" пробыла в плавании три года и два месяца. 19 августа прибыла "Надежда", которая находилась в кругосветном плавании на четырнадцать дней дольше, чем "Нева".

Первое русское кругосветное плавание составило эпоху в истории русского флота и доставило мировой географической науке ряд новых сведений о малоисследованных странах. Целый ряд островов, которые были посещены Лисянским и Крузенштерном, были только незадолго перед тем открыты мореплавателями, и их природа, население, его обычаи, верования и хозяйство оставались почти совершенно неизвестными. Такими были Сандвичевы (Гавайские) острова, открытые в 1778 году Куком, менее чем за тридцать лет до их посещения русскими моряками. Русские путешественники могли наблюдать жизнь гавайцев в её естественном состоянии, еще не изменённую соприкосновением с европейцами. Мало были изучены и Маркизские и Вашингтоновы острова, а также остров Пасхи. Неудивительно, что описания русского кругосветного путешествия, сделанные Крузенштерном и Лисянским, возбудили живейший интерес у широкого круга читателей и были переведены на ряд западноевропейских языков. Материалы, собранные во время путешествия "Невы" и "Надежды", представляли большую ценность для изучения первобытных народов Океании и северной части Тихого океана. Наши первые русские путешественники наблюдали эти народы в стадии родовых отношений. Они впервые подробно описали своеобразную, древнюю гавайскую культуру с её непреложными законами "табу" и человеческими жертвоприношениями. Богатые этнографические коллекции, собранные на кораблях "Нева" и "Надежда", вместе с описаниями обычаев, верований и даже языка островитян Тихого океана, послужили ценными источниками для изучения населяющих тихоокеанские острова народов.

Таким образом, первое русское кругосветное путешествие сыграло большую роль в развитии этнографии. Этому немало способствовала большая наблюдательность и точность описаний наших первых кругосветных путешественников.

Следует отметить, что многочисленные наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды, которые производились на кораблях "Надежда" и "Нева", дали толчок к развитию новой науки - океанографии. До первого русского кругосветного путешествия подобные систематические наблюдения мореплавателями обычно не производились. Русские моряки оказались большими новаторами в этом отношении.

Первое русское кругосветное плавание открывает целую плеяду блестящих кругосветных путешествий, совершенных под русским флагом.

Во время этих путешествий создавались прекрасные кадры моряков, которые приобрели опыт дальнего плавания и высокую квалификацию в сложном для парусного флота искусстве навигации.

Интересно отметить, что один из участников первого русского кругосветного плавания Коцебу, плававший в качестве кадета на корабле "Надежда", впоследствии сам осуществил не менее интересное кругосветное плавание на корабле "Рюрик", снаряжённое на средства графа Румянцева.

Экспедицией на кораблях "Нева" и "Надежда" была проложена трасса нового пути в русские североамериканские колонии. Снабжение их необходимым продовольствием и товарами осуществлялось с тех пор морским путём, Эти непрерывные дальние плавания оживили колониальную торговлю и во многих отношениях способствовали развитию североамериканских колоний и освоению Камчатки.

Окрепли морские связи России с Тихим океаном, значительно развилась внешняя торговля. Рядом ценных наблюдений вдоль трасс дальних плаваний первое русское кругосветное путешествие заложило прочную научную основу трудному искусству дальнего мореплавания.

Пираты - морские (или речные) разбойники. Слово "пират" (лат. pirata) происходит, в свою очередь, от греч. πειρατής, однокоренного со словом πειράω ("пробовать, испытывать"). Таким образом, смысл слова будет "пытающий счастья". Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и морского разбойника

Генри Морган (1635-1688) стал самым известным в мире пиратом, пользующимся своеобразной славой. Этот человек прославился даже не столько своими корсарскими подвигами, сколько деятельностью в качестве полководца и политика. Главной заслугой Моргана стала помощь Англии в захвате контроля над всем Карибским морем. Еще с самого детства Генри был непоседой, что и сказалось в его взрослой жизни. За короткий срок он успел побывать рабом, собрать собственную банду головорезов и получить свое первый корабль. Попутно было ограблено множество людей. Находясь на службе королевы, Морган направил свою энергию на разорение испанских колоний, это у него отменно получалось. В итоге имя активного моряка узнали все. Но тут пират неожиданно решил остепениться - он женился, купил домик… Однако буйный нрав взял свое, к тому же на досуге Генри осознал, что значительно выгоднее захватывать прибрежные города, чем просто грабить морские суда. Однажды Морган применил хитрый ход. На подходе к одному из городов он взял большой корабль и начинил до верха его порохом, отправив к испанскому порту в сумерках. Огромный взрыв привел к такой суматохе, что оборонять город было просто некому. Так был взят город, а местный флот уничтожен, благодаря хитрости Моргана. Штурмуя Панаму, полководец решил атаковать город с суши, пустив армию в обход города. В результате маневр удался, крепость пала. Последние годы жизни Морган провел в статусе вице-губернатора Ямайки. Вся его жизнь прошла в бешенном пиратском темпе, со всеми подобающими занятию прелестями в виде алкоголя. Победил бравого моряка лишь ром - он умер от цирроза печени и был похоронен как дворянин. Правда, море забрало его прах - кладбище после землетрясения погрузилось в море.

Френсис Дрейк (1540-1596) родился в Англии, в семье священника. Морскую карьеру молодой человек начал юнгой на небольшом торговом судне. Там-то смышленый и наблюдательный Френсис и постиг искусство мореплавания. Уже в 18 лет он получил под командование свой собственный корабль, который достался ему от старого капитана. В те времена королева благословляла пиратские набеги, лишь бы они были направлены против врагов Англии. Во времена одного из таких плаваний Дрейк попал в западню, но, несмотря на гибель 5 других английских кораблей, сумел спасти свое судно. Пират быстро прославился своей жестокостью, да и фортуна его полюбила. Пытаясь отомстить испанцам, Дрейк начинает вести против них свою собственную войну - грабит их суда, города. В 1572 году он сумел захватить "Серебряный караван", перевозивший более 30 тонн серебра, что сразу же сделало пирата богатым. Интересной чертой Дрейка стал тот факт, что он не только стремился побольше награбить, но и побывать в неизведанных прежде местах. В итоге множество мореходов исполнилось благодарности Дрейку за его работу по уточнению и исправлению карты мира. С позволения королевы пират отправился в секретную экспедицию в Южную Америку, с официальной версией исследования Австралии. Экспедиция принесла большой успех. Дрейк так хитроумно маневрировал, избегая ловушек врагов, что сумел совершить кругосветное путешествие по дороге домой. По пути он атаковал испанские поселения в Южной Америке, обогнул Африку и привез на родину клубни картофеля. Общая прибыль от похода была невиданной - более полумиллиона фунтов стерлингов. Тогда это вдвое превышало бюджет всей страны. В итоге прямо на борту корабля Дрейк был посвящен в рыцари - беспрецедентный случай, которому нет аналогов в истории. Апогей величия пирата пришелся на конец 16 века, когда он поучаствовал в качестве адмирала в разгроме Непобедимой армады. В дальнейшем удача отвернулась от пирата, во время одного из последующих плаваний к американским берегам он заболел тропической лихорадкой и умер.

Эдвард Тич (1680-1718) более известен своим прозвищем Черная Борода. Именно из-за этого внешнего атрибута Тича считали жутким извергом. Первые упоминания о деятельности этого корсара относятся лишь к 1717 году, чем занимался англичанин до этого, осталось неизвестным. По косвенным признакам можно догадываться, что он был солдатом, но дезертировал и стал флибустьером. Тогда он уже пиратствовал, нагоняя ужас на людей своей бородой, закрывавшей практически все лицо. Тич был очень смел и отважен, чем вызвал уважение у других пиратов. В свою бороду он вплетал фитили, которые, дымясь, наводили ужас на противников. В 1716 году Эдвард получил в командование свой шлюп, чтобы проводить каперские операции против французов. Вскоре Тич захватил более крупный корабль и сделал его своим флагманом, переименовав в "Месть королевы Анны". Пират в это время действует в районе Ямайки, грабя всех подряд и набирая новых подручных. К началу 1718 года под началом Тича уже 300 человек. За год же он сумел захватить более 40 судов. Все пираты знали, что бородач на каком-то из необитаемых островов прячет клад, но так и никто и не узнал где именно. Бесчинства пирата против англичан и грабеж им колоний вынудили власти объявить охоту за Черной бородой. Была объявлена внушительная награда и был нанят лейтенант Мейнард, который выслеживал Тича. В ноябре 1718 года пират был настигнут властями и в ходе битвы был убит. Голова Тича была отрублена, а тело подвешено на рее.

Уильям Кидд (1645-1701). Родившись в Шотландии неподалеку от доков, будущий пират с детства решил связать свою судьбу с морем. В 1688 году Кидд, являясь простым матросом, выжил в кораблекрушении около Гаити и вынужден был стать пиратом. В 1689 году, предав своих соратников, Уильям завладел фрегатом, назвав его "Благословенный Уильям". С помощью каперского патента Кидд поучаствовал в войне против французов. Зимой же 1690 года его покинула часть команды, и Кидд решил остепениться. Он женился на богатой вдове, приняв во владение земли и имущество. Но сердце пирата требовало приключений и вот, спустя 5 лет он уже снова капитан. Мощный фрегат "Отважный" призван был грабить, однако только французов. Ведь экспедиция была спонсирована государством, которому не нужны были лишние политические скандалы. Однако матросы, видя скудность прибыли, периодически поднимали бунт. Не спас ситуацию и захват богатого судна с французскими товарами. Спасаясь от своих бывших подчиненных, Кидд сдался в руки английских властей. Пират был отвезен в Лондон, где быстро стал разменной монетой в борьбе политических партий. По обвинению в пиратстве и убийстве судового офицера (который был зачинщиком мятежа) Кидда приговорили к смертной казни. В 1701 году пират был повешен, а его тело провисело в железной клетке над Темзой 23 года, как предупреждение корсарам о неминуемой каре.

Мэри Рид (1685-1721). Уже с самого детства девочку переодевали в одежду мальчика. Так мать пыталась скрыть гибель рано умершего сына. В 15 лет Мэри пошла служить в армию. В боях во Фландрии она под именем Марк проявила чудеса храбрости, но продвижения так и не дождалась. Тогда женщина решила податься в кавалерию, где влюбилась в своего сослуживца. После окончания боевых действий пара поженилась. Однако счастье не было долгим, муж неожиданно умер, Мэри, переодевшись в мужскую одежду, стала матросом. Корабль попал в руки пиратов, женщина была вынуждена к ним присоединиться, сожительствуя с капитаном. В бою Мэри носила мужскую форму, участвуя в стычках наравне со всеми. Со временем женщина влюбилась в ремесленника, помогавшего пиратом. Они даже заключили брак и собирались покончить с прошлым. Но и тут счастье не продлилось долго. Беременная Рид была поймана властями. Когда ее вместе с другими пиратами поймали, она сказала, что совершала грабежи против своей воли. Однако другие пираты показали, что не было никого решительнее Мэри Рид в деле грабежа судов и абордажа. Суд не решился повесить беременную женщину, она терпеливо дожидалась своей участи в тюрьме Ямайки, не боясь позорной смерти. Но сильная лихорадка прикончила ее раньше.

Оливье (Франсуа) ле Вассер стал самым известным французским пиратом. Он носил прозвище "Ла блюз", или "канюк". Благородного происхождения нормандский дворянин смог превратить остров Тортугу (ныне Гаити) в неприступную крепость флибустьеров. Первоначально ле Вассер был направлен на остров для защиты французских поселенцев, однако он быстро выгнал оттуда англичан (по другим источникам - испанцев) и стал вести собственную политику. Будучи талантливым инженером, француз спроектировал отлично укрепленную крепость. Ле Вассер выдавал флибустьером очень сомнительные документы на право охотиться за испанцами, забирая львиную долю добычи себе. По сути он стал главарем пиратов, не принимая прямого участия в боевых действиях. Когда в 1643 испанцы не смогли взять остров, с удивлением обнаружив укрепления, авторитет ле Вассера заметно вырос. Он окончательно отказался подчиняться французам и платить отчисления короне. Однако испортившийся характер, тирания и самодурство француза привели к тому, что в 1652 году его убили собственные друзья. По легенде ле Вассер собрал и спрятал самый огромный клад за все времена, стоимостью в 235 миллионов фунтов стерлингов на нынешние деньги. Информация о месте сокровища хранились в виде криптограммы на шее губернатора, но золото так и осталось ненайденным.

Уильям Дампир (1651-1715) часто именуется не просто пиратом, но и к тому же ученым. Ведь он совершил целых три кругосветных плавания, открыв в Тихом океане множество островов. Рано осиротев, Уильям выбрал морскую стезю. Сперва он принимал участие в торговых плаваниях, а затем успел и повоевать. В 1674 году англичанин попал на Ямайку в качестве торгового агента, однако карьера в таком качестве не задалась, и Дампир вынужден был снова стать моряком торгового судна. Изучив Карибский бассейн, Уильям осел на берегу Мексиканского залива, на побережье Юкатана. Здесь он нашел друзей в виде беглых рабов и флибустьеров. Дальнейшая жизнь Дампира происходила в идее путешествий по Центральной Америке, грабеже испанских поселений на суше и на море. Он плавал в водах Чили, Панамы, Новой Испании. Дампир почти сразу же начал вести заметки о своих приключениях. В итоге в 1697 году вышла его книга "Новое путешествие вокруг света", сделавшая его знаменитым. Дампир стал вхож в самые престижные дома Лондона, поступил на королевскую службу и продолжил исследования, написав новую книгу. Однако в 1703 году на английском корабле Дампир продолжил ряд грабежей испанских судов и поселений в районе Панамы. В 1708-1710 году он принял участие в качестве штурмана корсарской кругосветной экспедиции. Труды пирата-ученого оказались настолько ценны для науки, что его принято считать одним из отцов современной океанографии.

Чжэн Ши (1785-1844) считается одной из наиболее удачливых пиратов. О масштабности ее действий скажут те факты, что она командовала флотом в 2000 судов, на которых служило более 70 тысяч матросов. 16-летняя проститутка "мадам Цзин" вышла замуж за знаменитого пирата Чжэн И. После его смерти в 1807 году вдова унаследовала пиратский флот в 400 судов. Корсары не только атаковали торговые суда у побережья Китая, но и заплывали глубоко в устья рек, разоряя прибрежные поселения. Император был настолько удивлен действиями пиратов, что направил против них свой флот, однако это не возымело значительных последствий. Ключом к успеху Чжэн Ши стала установленная ею на судах строжайшая дисциплина. Она положила конец традиционным пиратским свободам - грабеж союзников и изнасилования пленных карались смертной казнью. Однако в результате предательства одного из своих капитанов, женщина-пират в 1810 году вынуждена была заключить перемирие с властями. Дальнейшая ее карьера проходила в качестве содержательницы публичного дома и притона для азартных игр. История женщины-пирата нашла отражение в литературе и кино, о ней ходит множество легенд.

Эдвард Лау (1690-1724) также известен как Нед Лау. Большую часть жизни этот человек промышлял мелким воровством. В 1719 году его жена умерла при родах, и Эдвард понял, что отныне его ничто не привязывает к дому. Спустя 2 года он стал пиратом, орудующим около Азорских островов, Новой Англии и в Карибском море. Это время считается закатом века пиратства, однако Лау прославился тем, что за короткое время сумел захватить более ста кораблей, проявив при этом редкостную кровожадность.

Арудж Барбаросса (1473-1518) стал пиратом в 16 лет, после того как турки захватили его родной остров Лесбос. Уже в 20 лет Барбаросса стал беспощадным и отважным корсаром. Бежав из плена, он вскоре захватил себе корабль, став предводителем. Арудж заключил договор с властями Туниса, которые разрешили ему организовать на одном из островов базу в обмен на долю добычи. В итоге пиратский флот Аруджа затерроризировал все средиземноморские порты. Ввязавшись в политику, Арудж стал в итоге владыкой Алжира под именем Барбароссы. Однако борьба с испанцами не принесла удачи султану - он был убит. Его дело продолжил младший брат, известный под именем Барбаросс Второго.

КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ, экспедиции вокруг Земли, во время которых пересекаются все меридианы или параллели Земли. Кругосветные плавания проходили (в разной последовательности) через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, совершались первоначально в поисках новых земель и торговых путей, что привело к Великим географическим открытиям. Первое в истории кругосветное плавание совершено испанской экспедицией в 1519-22 во главе с Ф. Магелланом в поисках прямого западного пути из Европы в Вест-Индию (куда испанцы направлялись за пряностями) под командованием шести сменявшихся капитанов (последний - Х. С. Элькано). В результате этого важнейшего в истории географических открытий плавания была выявлена гигантская акватория, названная Тихим океаном, доказано единство Мирового океана, поставлена под сомнение гипотеза о преобладании суши над водами, подтверждена теория шарообразности Земли, появились неопровержимые данные для определения её истинных размеров, возникла мысль о необходимости введения линии перемены дат. Несмотря на гибель Магеллана в этом плавании, именно его следует считать первым кругосветным мореходом. Второе кругосветное плавание осуществил английский пират Ф. Дрейк (1577-80), а третье - английский пират Т. Кавендиш (1586-88); они проникли через Магелланов пролив в Тихий океан для грабежа испано-американских портовых городов и захвата испанских судов. Дрейк стал первым капитаном, полностью совершившим кругосветное плавание. Четвёртое кругосветное плавание (вновь через Магелланов пролив) осуществила нидерландская экспедиция О. ван Норта (1598-1601). Нидерландская экспедиция Я. Лемера - В. Схаутена (1615-17), снаряжённая конкурирующими купцами-соотечественниками для устранения монополии Нидерландской Ост-Индской компании, проложила новый путь вокруг открытого ею мыса Горн, но агенты компании захватили их корабль у Молуккских островов, а уцелевшие моряки (в том числе Схаутен) окончили кругосветное плавание уже как арестанты на её судах. Из трёх кругосветных плаваний английского мореплавателя У. Дампира наиболее значительное - первое, которое он выполнил на разных судах с большими перерывами в 1679-91, собрав материалы, позволившие считать его одним из основоположников океанографии.

Во 2-й половине 18 века, когда обострилась борьба за захват новых земель, Великобритания и Франция направили в Тихий океан ряд экспедиций, в числе которых первая французская кругосветная экспедиция под началом Л. А. де Бугенвиля (1766-69), открывшая в Океании ряд островов; среди участников этой экспедиции была Ж. Баре - первая женщина, совершившая кругосветное плавание. Эти плавания доказали, хотя и не полно, что в Тихом океане, между параллелями 50° северной широты и 60° южной широты, к востоку от азиатских архипелагов, Новой Гвинеи и Австралии нет больших массивов суши, кроме Новой Зеландии. Английский мореплаватель С. Уоллис в кругосветном плавании 1766-68 годов впервые с применением нового способа счисления долгот довольно точно определил положение острова Таити, нескольких островов и атоллов в западной и центральной частях Тихого океана. Крупнейших географических результатов добился английский мореплаватель Дж. Кук в трёх кругосветных плаваниях.

В 19 веке состоялись сотни кругосветных плаваний с торговыми, промысловыми и чисто научными целями, продолжены открытия в Южном полушарии. В 1-й половине 19 века выдающуюся роль сыграл российский парусный флот; во время первого кругосветного плавания, совершённого на шлюпах «Надежда» и «Нева» И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-06), выявлены межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, объяснены причины свечения моря. Последовавшие десятки других российских кругосветных плаваний связали сравнительно дешёвым морским путём Санкт-Петербург с Дальним Востоком и российскими владениями в Северной Америке, укрепили российские позиции в северной части Тихого океана. Российские экспедиции внесли крупный вклад в развитие океанографии и открыли много островов; О. Е. Коцебу во время своего второго кругосветного плавания (1815-18) впервые высказал верное предположение о происхождении коралловых островов. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819-21) на шлюпах «Восток» и «Мирный» 16 января, 5 и 6 февраля 1820 года почти вплотную подошла к побережью мифической до этого Южной Земли - Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты и Берег Принцессы Астрид), выявила дугообразный подводный хребет длиной 4800 км, нанесла на карту 29 островов.

Во 2-й половине 19 века, когда парусные суда были вытеснены пароходами и завершены основные открытия новых земель, состоялись три кругосветных плавания, внёсшие большой вклад в изучение рельефа дна Мирового океана. Британская экспедиция 1872-76 годов на корвете «Челленджер» (капитаны Дж. С. Нэрс и сменивший его в 1874 Ф. Т. Томсон) в Атлантическом океане обнаружила ряд котловин, жёлоб Пуэрто-Рико, подводные хребты вокруг Антарктиды; в Тихом океане выполнены первые определения глубин в ряде подводных котловин, выявлены подводные поднятия и возвышенности, Марианский жёлоб. Германская экспедиция 1874-76 на военном корвете «Газель» (командир Г. фон Шлейниц) продолжила открытия элементов рельефа дна и промеры глубин в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Российская экспедиция 1886-89 на корвете «Витязь» (командир С. О. Макаров) впервые выявила главные законы общей циркуляции поверхностных вод Северного полушария и обнаружила существование «холодного промежуточного слоя», сохраняющего в водах морей и океанов остатки зимнего охлаждения.

В 20 веке крупные открытия сделаны во время кругосветных плаваний в основном антарктическими экспедициями, установившими в общих чертах контуры Антарктиды, в том числе британской экспедицией на теплоходе «Дискавери-Н» под командованием Д. Джона и У. Кэри, которая в 1931-33 годах в южной части Тихого океана обнаружила поднятие Чатем, проследила на протяжении почти 2000 км Южно-Тихоокеанский хребет и провела океанографическую съёмку антарктических вод.

В конце 19 - начале 20 века стали проводиться кругосветные плавания с учебными и спортивно-туристическими целями, в том числе одиночные. Первое одиночное кругосветное плавание осуществил американский путешественник Дж. Слоукум (1895-98), второе - его соотечественник Г. Пиджен (1921-1925), третье - французский путешественник А. Жербо (1923-29). В 1960 году прошло первое кругосветное плавание на подводной лодке «Тритон» (США) под командованием капитана Э. Бича. В 1966 отряд советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение. В 1968-69 первое одиночное безостановочное кругосветное плавание осуществил на парусной яхте «Сухаили» английский капитан Р. Нокс-Джонстон. Первой из женщин одиночное кругосветное плавание совершила в 1976-78 польская путешественница К. Хойновская-Лискевич на яхте «Мазурек». Великобритания первой ввела кругосветные гонки одиночек и сделала их регулярными (с 1982). Российский мореплаватель и путешественник Ф. Ф. Конюхов (родился в 1951) совершил 4 одиночных кругосветных плавания: 1-е (1990-91) - на яхте «Караана», 2-е (1993-94) - на яхте «Формоза», 3-е (1998-99) - на яхте «Современный гуманитарный университет», участвуя в международной парусной гонке «Вокруг света - в одиночку», 4-е (2004-05) - на яхте «Алые Паруса». Первое кругосветное плавание российского учебного парусника «Крузенштерн» в 1995-1996 было приурочено к 300-летию российского флота.

Первое кругосветное путешествие с запада на восток осуществил П. Тейшейра (Португалия) в 1586-1601 годах, обогнув Землю на судах и пешком. Второе в 1785-1788 - совершил французский путешественник Ж. Б. Лессепс, единственный оставшийся в живых участник экспедиции Ж. Лаперуза. В последней трети 19 века, после опубликования романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» (1872), получили распространение кругосветные путешествия за рекордное время. В 1889-90 американская журналистка Н. Блай обогнула Землю за 72 дня, в конце 19 - начале 20 века этот рекорд неоднократно улучшался. Во 2-й половине 20 века кругосветные плавания и путешествия уже не представлялись чем-то экзотическим, к ним добавились широтные. В 1979-82 годах впервые в истории человечества Р. Файнс и Ч. Бертон (Великобритания) совершили кругосветное путешествие по Гринвичскому меридиану со сравнительно короткими отклонениями к востоку и западу через оба полюса планеты (на судах, автомашинах, мотонартах, моторных лодках и пешком). Путешественники внесли вклад в географическое изучение Антарктиды. В 1911-13 российский спортсмен А. Панкратов осуществил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде. Первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания принадлежит германскому дирижаблю «Граф Цеппелин» под командованием Г. Эккенера: в 1929 за 21 сутки он преодолел с тремя промежуточными посадками около 31,4 тысяч км. В 1949 американский бомбардировщик В-50 (командир - капитан Дж. Галлахер) совершил первый беспосадочный кругосветный перелёт (с дозаправкой в воздухе). Первый в истории человечества космический полёт вокруг Земли в 1961 выполнил советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток». В 1986 британский экипаж произвёл первый в истории авиации кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки (Д. Рутан и Дж. Йигер). Супруги Кейт и Дейвид Грант (Великобритания) с тремя детьми осуществили кругосветное путешествие в фургоне, запряжённом парой лошадей. Они выехали с Оркнейских островов (Великобритания) в 1990, пересекли океаны, страны Европы, Азии и Северной Америки и в 1997 вернулись на родину. Конное кругосветное путешествие в 1992-98 совершили российские путешественники П. Ф. Плонин и Н. К. Давидовский. В 1999-2002 годах В. А. Шанин (Россия) проехал вокруг света на попутных машинах, самолётах, грузовых судах. На воздушном шаре в одиночку впервые облетел Землю в 2002 С. Фоссетт (США), он же в 2005 совершил первый в истории авиации одиночный кругосветный беспосадочный перелёт на самолёте без дозаправки.

Лит.: Ивашинцов Н. А. Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 г. СПб., 1872; Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950; Русские мореплаватели. [Сб. ст.]. М., 1953; Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. М., 1954; Урбанчик А. В одиночку через океан: Сто лет одиночного мореплавания. М., 1974; Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. 3-е изд. М., 1983-1986. Т. 2-5; Файнес Р. Вокруг света по меридиану. М., 1992; Блон Ж. Великий час океанов. М., 1993. Т. 1-2; Слокам Дж. Один под парусами вокруг света. М., 2002; Пигафетта А. Путешествие Магеллана. М., 2009.