Сапоги скороходы сказка. В какой сказке есть сапоги-скороходы? Краткий анализ

Волшебные рубашки – встречаются в русской и европейской мифологии.

Область магического действия и применения довольно широкая (в отличии от узконаправленных сапог скороходов, например)

Это и способность к оборотничеству в такой рубашке (Из лебедя в человека и обратно, и других животных). Помнится, процесс изготовления таких рубашек был очень долгим и кропотливым и даже временами болезненным, так как крапиву для создания оборотнических рубашек надо было рвать и мять голыми руками и ногами, да еще к тому же требуют выполнения сложных временных табу, типа того, что нельзя ни с кем разговаривать год, но ведь это ни что, если вы действительно желаете сделать волшебную рубашку.

Так же существовали рубашки принадлежат к классу лётной одежды, которые давали возможность ее владельцу запросто, не превращаясь в птицу летать по воздуху. Вот тут видимо надо изучить повнимательнее процесс создания одежды и подумать, что лучше, сделать лётную или оборотническую рубашку, чтобы превращаться в птицу, правда, оборотнические рубашки могут превратить вас не только в птицу, но и других животных, а лётная рубашка только одного действия.

Как утверждает легенда, делаются лётные рубашки из легчайшего материала – тополиного или одуванчикового пуха, который надо собирать в определенные дни с попутным применением всяких особых элементов, кучей запретов и прочих особых правил, но, конечно, сделав такую рубашку, перед героем открывались большие возможности безнаказанно шастать по вражеским городам, красть чужих невест или древние и другие магические реликвии.

Ну а о рубашках с заговором от меча и ножа и говорить нечего, так как эти делали, а точнее заговаривали обычную рубашку, все кому не лень, начиная от матерых колдунов и волхвов, и кончая хорошей и умной женой или сестрой. И я думаю можно заговорить рубашку не только от меча и ножа, но и от пьянства так сказать (чтобы муж в пивнушку не ходил. Наденет такую рубашку, только захочет повернуть к пивнушке, а рубашка его стянет, мала станет, грудную клетку сдавит и мужу сразу домой захочется, скорее раздеться и спать).

По видимому вышивка и украшательства на рубашках остались с прошлых времен именно, как часть обрядового действия по созданию волшебной рубашки. Волшебные руны и знаки раньше имели ведь определенный смысл, это теперь они просто для украшения, а раньше они были с направленным умыслом. Так же как и тот факт, что мы стремимся одевать натуральную одежу из натуральных материалов, так как заложить магию в синтетику невозможно, и для создания волшебных рубашек она не очень подходит.

Сапоги скороходы

Сапоги скороходы: чаще всего присутствуют в русских или славянских былинах и сказках, но встречаются и у других народов.

Как правило, сначала принадлежат либо злому великану-людоеду, либо колдуну, либо ведьме, и герою приходится силой отбирать их.

Сапоги не имеют размера и сделаны, видимо, из какого-то особого, волшебного материала, который при надевании владельцем принимает его форму. То есть любому, кто наденет эти чудо сапожки, они придутся в пору, приняв форму и размер ноги владельца (хорошая практика для будущих модельеров). Меня это наводит на мысль, что сапоги были сделаны из какого-то био-материала…

А после того, как герой или героиня надели эти волшебные сапожки, начинается самое главное, по желанию они могут перенести владельца на большие расстояния без физической нагрузки для ее владельца.

Правда, существует опасность не попадания в нужное место, если у вас отсутствует хороших глазомер, так как сапогам нужен точный приказ, на какое расстояние переносить, мысленный или голосом, без разницы.

Так бывает не всегда, конечно, существуют сапоги, которые просто увеличивают скорость ходьбы, только вот не говорится, уставали ли ноги у владельца именно от такой модели сапог. Об этом остается только догадываться, но факт остается фактом, сапоги скороходы помогают в один миг перебегать или перескакивать большие расстояния, и вместо долгих утомительных недель походов герой за одну минуту оказывается в другой стране.

Кстати сказать, наш родной Дед Мороз пользуется такими сапогами-скороходами перед Новым годом, когда он носится по свету и улаживает свои зимние предпраздничные дела, типа того, что расписывает стекла морозными узорами или одевает деревья в зимние наряды. Надо думать, что без них он точно не справился бы и быстро все не смог сделать никогда.

Для многих сказок, и русских, и европейских, характерно использование волшебных предметов, предназначение которых - помогать героям в осуществлении задуманных свершений и великих подвигов. К примеру, делать их невидимыми, неуязвимыми для зла, придавать силу и бесконечные возможности организма. К таким артефактам можно с уверенностью отнести и сапоги-скороходы. В какой сказке встречается данное приспособление, элемент одежды, придающий персонажу, его надевающему, огромную быстроту перемещения в пространстве? Или, может, таких произведений несколько? На эти и другие, не менее интересные вопросы отвечает наша статья.

Из Древней Греции

Суть и предназначение атрибута более чем ясны. Понятное дело, что подобной обуви в те времена не существовало, да и не существует, наверное, и по сей день (исключение - специализированные разработки разве что для Джеймса Бонда или выдумки сумасшедших изобретателей). Но упоминание о ней можно с довольной регулярностью встретить в различных сказках некоторых народов мира и авторских, которые написали конкретные сказочники. Откуда же пошло такое чудо и в какой сказке есть сапоги-скороходы, откуда, так сказать, ноги растут? Первое из нам известных упоминаний подобной обувки - в древнегреческих мифах. Конечно же, не сапоги, а специальные сандалии с крыльцами, которые имел Гермес, по совместительству - божественный почтальон. Они помогали ему, когда надо было разнести вести и преодолеть при этом огромные расстояния в считаные минуты. Конечно, это будет не совсем верный ответ на вопрос о том, в какой сказке есть сапоги-скороходы. Поскольку миф - это не совсем сказка (а некоторые ученые даже считают, что совсем не сказка). Но все же первопричина появления самого магического предмета становится ясна, как и его суть: многократно ускорить перемещение в пространстве.

В какой сказке есть сапоги-скороходы

А теперь займемся непосредственно сказками. Русские и европейские, авторские и народные, они также содержат в себе упоминания о такой полезной вещи, как сапоги-скороходы. Из какой сказки название прижилось в народе - трудновато сказать. Уделим внимание сразу нескольким наиболее популярным.

«Вещий сон»

В ней главный герой - Иван, сын купца. Сказка - русская, представленная в обработке известного собирателя устного творчества народа Афанасьева. Повествует о русском парне, ослушавшемся воли отца. За это он был привязан нагишом к столбу и брошен посреди дороги. Ему помогает царевич, но вскоре Иван разгневал и его, за что был брошен в каменный мешок. Затем царевич все же освобождает его с целью использовать вместо себя в одном важном деле. А Иван отправляется в путешествие, снарядив небольшую дружину, одетую в похожие кафтаны, числом в 12 человек. В лесу юноша встречает старцев, получивших в наследство от своего отца: шапку-невидимку, ковер-самолет, сапоги-скороходы. И обманом завладевает могущественными артефактами. Впоследствии с помощью них он совершает добрые дела. Таким образом, на вопрос о том, в какой сказке есть сапоги-скороходы, один из ответов - «Вещий сон».

Сказка «Заколдованная королевна»

В ней солдат отставной - главный герой - осуществляет женитьбу на королевне, что временно приняла образ медведицы. Здесь он тоже путем обмана завладел теми же тремя волшебными приспособлениями, но почему-то не использует сапоги-скороходы - этот предмет. В какой сказке упоминается артефакт? На данный вопрос можно ответить: «Заколдованная королевна».

Шарль Перро

В одной из авторских сказок этого знаменитого сказочника (безусловно, базирующихся на народных материалах) - «Мальчик-с-пальчик» - встречается прямое упоминание о семимильных сапогах. В некоторых вариантах переводов они озвучены даже как сапоги-скороходы. Главный герой похищает их у Людоеда. К тому же Мальчик-с-пальчик устраивается на службу к королю гонцом и при помощи этого волшебного атрибута зарабатывает много денег, помогая в нужде семье.

Другие произведения

Еще в какой сказке есть скатерть, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и другие Можно отметить из русских народных: «Марья Моревна», «Шапка-невидимка, волшебный кнут и семимильные сапоги». В последней атрибуты предлагает черт, что говорит о несколько негативном отношении народа к подобному волшебству. Еще можно отметить такие, как «Дивка», где волшебным сапогам пришлось сгореть, «Ночные пляски», «Торбочка-самобранка», где обувь достается солдату. А, к примеру, в авторской сказке Носова про Незнайку также есть упоминание о чудесах.

Из зарубежных: в сказке Гауфа про Маленького Мука героя волшебные туфли перемещают на большие расстояния, что он использует с успехом для своих собственных целей. У Андерсена есть сказка «Калоши счастья», где героя волшебная обувь также перемещает - только во времени. А у Баума в «Волшебнике страны Оз» магия туфелек переносит главную героиню из странствий на чужбине домой!

Подводим итоги

Вот такие они - многоликие и разномастные сапоги-скороходы. В какой сказке встречается волшебный атрибут (да и не одной!) мы с вами проанализировали. Но как бы ни выглядела волшебная обувь, основное ее предназначение остается неизменным во всех произведениях: быстрое перемещение. Кстати, и у знаменитого Санта-Клауса также, несомненно, по некоторым данным, есть сапоги-скороходы: как-то же он успевает за ночь облететь всех-всех детишек и одарить их заказанными в письмах подарками!

Вспомните, какой силой в старинных сказках наделяли обувь. Сапоги-скороходы могли вмиг домчать куда угодно. Серебряные туфли злой Гингемы из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» могли «телепортировать» героев в любую точку мира. А каким важным и деловитым становился сразу Кот в сапогах! А ведь каждую пару этой обуви мастерил обычный сапожник («башмачник» по-старому). В прежние времена людей этой профессии очень уважали и даже приравнивали к волшебникам. «Одесская жизнь» решила напомнить о сказках, в которых обувь играет очень важную роль.

Хрустальные туфельки и позолоченные сандалии

История Золушки — один из самых популярных сюжетов, который имеет свыше тысячи воплощений в сказках разных народов мира. О хрустальной туфельке в разных вариациях знают многие. Но мало кому известно, что «прабабушкой» туфельки была позолоченная сандалия. Эта версия сказки найдена на древних египетских папирусах.

Главную героиню этой сказки зовут Родопис. Она родилась в Греции. Однажды красивую девушку похитили пираты, привезли в Египет и продали в рабство. Хозяину так понравилась хрупкая девушка, что он купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Когда Родопис купалась в реке, сокол украл ее сандалию и унес фараону. Сандалия была такой маленькой, что фараон захотел увидеть ее владелицу, снарядил корабль и бросился на поиски. Когда он нашел Родопис, то женился на ней.

Такие разные «Красные башмачки»

Есть как минимум две сказки с подобным названием. Но если в случае с хрустальными туфельками истории хоть как-то похожи, то в двух историях о красных башмачках нет ничего общего.

Одна из них — мистическая сказка Ханса Кристиана Андерсена «Красные башмаки», написанная писателем в 1845 году. В этой истории башмаки играют с главной героиней по имени Карен злую шутку. Первую пару ей сшила старая башмачница из обрезков красного сукна — она просто пожалела бедную девочку, которая ходила босиком в стужу. Девочка пошла в них на похороны матери. Вторая пара дорогих атласных башмаков у Карен появилась, когда она стала старше. Она жила у бездетной богатой барышни, которая ее баловала. Из-за того, что девушка надевала эти самые башмаки не к месту и ни о чем другом не могла думать, один старец решил проучить ее — как только ноги Карен пустились в пляс, они уже никогда не могли остановиться, и даже снять башмаки было почти невозможно. По мотивам этой сказки в 1948 году в Великобритании был снят кинофильм о том, как страсть к танцу может стать причиной смерти балерины. В нем башмаки превратились в атласные пуанты.

А 30 лет назад студия «Укртелефильм» сняла детскую музыкальную картину «Красные башмачки» по мотивам украинских народных сказок. Эти башмачки наделены совсем иной силой — они способны очистить лес от гнили и поганых грибов, и вырастить волшебную нечуй-траву. А волшебная трава исцелит от страшных недугов маму Марийки и других жителей деревни. Но надеть их может лишь самый честный, находчивый и смелый человек, прошедший множество испытаний. Башмачки хранятся у лесного царя, который должен их отдать только тому, кто заслужит его доверие.

Лапти, кеды, валенки…

В некоторых сказках обувь на животных далеко не волшебная, а самая что ни на есть обычная. Просто, одев сапоги, Пес или Кот становятся похожими на дворян и с их мнением уже считаются даже люди (мультфильмы «Кот в сапогах» 1968 года и «Пес в сапогах» 1981 года.).

В музыкальном фильме «Туфли с золотыми пряжками», снятом на Одесской киностудии в 1976 году, обувь становится частью детективной истории. Дело в том, что у царя-батюшки «пропали» туфли с золотыми пряжками, которые ему подарил дружественный король. А после того как пропажу находят, царь предлагает их Ивану-дураку в качестве откупа — чтобы Иван отказался от царской дочери, царевны Марьюшки. Влюбленный Иван, конечно же, не соглашается на царский подарок, ведь в лаптях ему удобнее.

В повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» Оксана посылает своего возлюбленного Вакулу за черевичками, которые носит сама царица.

А в мультфильме «Зима в Простоквашино» по мотивам сказок Эдуарда Успенского, кот Матроскин и пес Шарик из-за разных взглядов на зимнюю обувь поссорились и перестали разговаривать:

— Говорил я этому охотнику: купи себе валенки! А он что: пошел и кеды купил — они, говорит, красивее, — рассказывает практичный Матроскин

— Это он не подумавши сделал. У нас зимой в кедах даже студенты не ходят, — поддакивает почтальон Печкин.

Сапоги-скороходы в детских сказках

Во многих сказках встречаются сапоги-скороходы (или семимильные сапоги). В сказке Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик», главный герой похищает семимильные сапоги у Людоеда. Малыш устроился на королевскую службу в качестве гонца и при помощи волшебной обуви заработал много денег и помог семье выбраться из нужды.

В сказке «Вещий сон» главный герой Иван — купеческий сын. Так случилось, что не совсем честным путем он завладел важными сказочными атрибутами — шапкой-невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами для совершения добрых дел.

Главному герою сказки «Заколдованная королевна», отставному солдату, пришлось жениться на королевне, находящейся в образе медведицы. Чтобы ее расколдовать, он похищает ковер-самолет, шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Правда, во время совершения всех сказочных дел сапогами воспользоваться не пришлось.

Телефильмы : «Золушка» (1947), «Умные вещи» (1973)

Мультфильмы : «Ночь перед Рождеством» (1951), «Кот в сапогах» (1968), «Волшебник Изумрудного города» (1973), «Мук-скороход» (1975), «Пес в сапогах» (1981), «Красные башмачки» (1986), «Старый Сапожник» (1987).

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Корейский конкурент «скороходов»

Сергей Атанов помогает экипироваться

Первые шаги

Модель №1

Поначалу лежавшие у ног блестящие железки показались очень усовершенствованными протезами летчика Мересьева из «Повести о настоящем человеке».

В кабинете завкафедрой двигателей внутреннего сгорания Уфимского государственного авиационно-технологического университета (УГАТУ) профессора Бориса Рудого мысль о протезах была навеяна испытанием «конкурирующего» с его разработкой южнокорейского устройства Poweriser («Усилитель мощи»). Пока я ждал, когда из лаборатории привезут то, что Рудой и его ученики называют «сапогами-скороходами», решил попробовать азиатскую «игрушку».

Закрепил четырьмя ремнями — на ступнях и голенях — что-то похожее по форме на ноги сатира, с трудом поднялся. Мощные и жесткие, оканчивающиеся пластиковыми «копытами», пружины-рессоры создавали ощущение, что стоишь на ходулях, у которых подставки для ступней еще и «плавают» под ногами. А уж когда, попытавшись попрыгать несколько минут, снял устройства, мышцы икр и бедер гудели так же, как у героя повести Полевого.

Пламенный мотор

Вопреки ожиданиям почти часовой тест-драйв уфимских «скороходов» принес совсем другое «послевкусие». Я почувствовал себя не по силам мощным, быстрым и прыгучим. Не знаю, могли бы киборги, вроде шварценеггеровского Терминатора, чувствовать что-то подобное, но я ощущал себя почти киборгом.

Термин «cybernetic organizm» (сокращенно «cyborg» — «киборг») придуман в 1960 году специалистом по космической медицине Манфредом Клайнсом. Он означает существо, в теле которого совмещены биологические и механические элементы. По идее это — искусственная мутация человека. К примеру, как в известной песне, «вместо сердца пламенный мотор». Или вдобавок к нервам — микрочип, как у одного английского профессора, который пытается исследовать, может ли мозг одного человека управлять мускулатурой другого. Для этого он вживил себе и своей жене устройства, считывающие и передающие через беспроводную компьютерную сеть электрические сигналы нервной системы.

Мне не встраивали в организм никаких механизмов. Просто ученик Бориса Рудого, старший научный сотрудник кафедры и один из основных испытателей «сапог» Сергей Атанов помог приладить пару «пламенных моторов» к моим ногам. После чего я встал и — несмотря на скептические прогнозы Рудого, которые он подтвердил видеосъемкой неуклюжих падений других новичков, — пошел пружинящей походкой. Потом, выйдя в длинный университетский холл, смог и побежать.

Про «пламенный мотор» упоминаю не для красного словца. Ведь приводят сапоги в действие не пружины. За двадцать лет работы над устройством создан новый вид двигателя внутреннего сгорания — с вязкоупругим поршнем (официальное название изобретения — устройство моторизованного бега, УМБ).

Пока «сапожный» двигатель еще не работал, упругость шагам придавал воздух, сжимаемый поршнями в цилиндре двигателя (в надетом состоянии расположен с внешней стороны ноги) и в трубке-направляющей (с внутренней). Последняя, на первый взгляд, служит просто пружинящей опорой, но это не так, и о ее назначении — чуть позже. А пока нужно сказать, что цилиндр двигателя и трубка образуют раму: к штокам движущихся в них поршней крепится расположенная поперечно стопе узкая резиновая «ступня». Собственно сапога как такового в устройстве нет. Внутри рамок с плотно охватывающими икры манжетками к специальным платформам намертво прикреплены винтами беговые кроссовки.

Двухпринципный двигатель

Двигатель «сапога» бензиновый и при начале бега работает по классической схеме (воздушно-топливная смесь поджигается искрой свечи). Однако когда цилиндр прогреется, свеча отключается и смесь самовоспламеняется под воздействием давления и температуры, как в дизеле.

Чтобы «завести» «сапоги» надо попереминаться, подпрыгивая и приземляясь на прямые ноги. Тогда прикрепленный к голени цилиндр, надеваясь на поршень, создаст в подпоршневом пространстве разрежение, а в верхней части появится повышенное давление, и топливовоздушная смесь воспламеняется от свечи.

Этот двухтактный двигатель эффективней обычного потому, что разработчики создали систему продувки и зарядки цилиндра. Она использует воздух из расположенной с внутренней стороны ноги направляющей трубки. Вытесненный находящимся внутри нее поршнем воздух поступает в цилиндр через клапанно-распределительную коробку.

Кроме того, двигатель снабжен системой наддува. К началу такта сжатия специальный золотник перекрывает выхлопное окно и в подпоршневом пространстве создается дополнительное давление. При этом, если у обычного двигателя отношение хода поршня к диаметру цилиндра близко к единице, здесь оно составляет 4/1.

…Первый толчок, когда мой левый «сапог» впервые сработал, был мягким, но довольно мощным. Стопу подбросило, колено согнулось, и сила толчка погасилась. Профессор Рудой предупреждал меня, что «главная проблема создания человекомашинной системы — вязкоупругие свойства человека, которые вызывают необходимость проектирования нового типа двигателя». Теперь я убедился сам и постарался снизить свою «вязкоупругость», приземлившись в следующем шаге на почти прямую ногу.

Новый беззвучный толчок почти без моих усилий бросил тело вверх и вперед. Оставалось только переставлять ноги циркулем, стараясь не сгибать, но занося каждую немного в сторону, чтобы внутренняя часть рамы не задевала другой «сапог». Приходилось немного покачиваться, двигаясь, как лошадь-иноходец. Я чувствовал, что обычное при беге соотношение времени опоры и полета изменилось. Если при обычном беге время опоры примерно в два раза меньше времени полета, то теперь все было не так: полет стал дольше, шаги — летящими. После каждого закрепленный на ноге «пламенный мотор» негромко пыхал. Позади оставалась струйка выхлопа («сапоги» работают на топливе легких фракций марки «А»).

Тем временем в вестибюле собралась небольшая толпа студентов и преподавателей. И это несмотря на то, что некоторые из них знают о «сапогах» около двадцати лет, а в последнее время видели их в работе множество раз и даже пробовали на себе. Могу себе представить интерес, который вызовет аттракцион «Укрощение сапог-скороходов» на местной ВДНХ, для него уже изготовлено тридцать пар. И только те, для кого, собственно, изначально создавалось устройство, давно о нем забыли.

«Сапожное» прошлое

В 1973 году, набегавшись на военных сборах по приволжским степям, студенты кафедры пришли к профессору Рудому с «бредовой» идеей облегчить солдатскую участь. И вскоре был готов первый макет «сапог», в которые крепились обычные кирзачи.

Поначалу думали сделать что-то вроде «лягушки» — прыгающие платформы. Однако опыт ткнул носом в ту же проблему вязкости-упругости: с грузом «лягушка» скакала, а на человеческих ногах отказывалась. Тогда «скороходы» и стали обретать сегодняшний вид в работе студента Сергея Володина, защитившего потом кандидатскую диссертацию о соотношении хода поршня и диаметра цилиндра в двигателе нового типа.

А уже в 1974 году о первых разработках написала газета «Правда». Пятикилограммовые «скороходы» показывали занимающемуся проблемами жизнеобеспечения летчиков и космонавтов НПП «Звезда» в подмосковном Томилине, Научно-исследовательскому центру ВДВ. В 1985 году специальное поручение давал министр обороны Дмитрий Устинов. Нужно было сделать так, чтобы из «гири на ноге» УМБ превратилось в легкое работающее устройство, весящее около 1 кг. Когда же ученые стали приближаться к цели (сегодняшняя, одиннадцатая по счету, модель весит 2,3 кг), грянула перестройка, и за другими армейскими заботами в Минобороны о чудо-сапогах забыли.

Зато недавно один из местных военных, увидев «скороходы» в работе, посетовал, сколько бы жизней спасли они ребятам, воюющим в Чечне: университетские испытатели показывали не только бег, опережающий тренированных спортсменов, но и, к примеру, передвижения в 23-килограммовой амуниции внутренних войск. После этого несложно представить себе взвод разведки, способный без окончательной вымотанности выполнять задачу после молниеносного многокилометрового марш-броска с полной выкладкой.

Как говорит профессор Рудой, использование этой разработки в армии сомнений не вызывает. Более того, глядя на современно вооруженного американского солдата, несущего на себе не только компьютеризованное оружие, но и достаточно тяжелые средства защиты, завкафедрой полагает, что одна из проблем сегодняшних армий — это энерговооруженность «человека с ружьем».

Более того, с ним, по‑видимому, согласны некоторые зарубежные военные специалисты. Чертежи «сапог» пытались выкрасть или купить у технологов. По сведениям ученого, одна из многочисленных делегаций, приезжавших недавно в университет, состояла сплошь из разведчиков.

Сапожник с сапогами

Как некоторые книги для взрослых становятся со временем любимыми детскими сказками, так боевые технологии превращаются иногда в основу развлекательной индустрии.

Не получив на развитие УМБ ни копейки от Минобороны, уфимские изобретатели подумали, что их «сапоги» могут стать популярной забавой, вроде роликов или скейтборда. И деньги на производство они нашли, с помощью мэрии бывшего закрытого города Трехгорного открыли предприятие «Экомотор», наладившее промышленный выпуск устройств.

Спрос на них растет в геометрической прогрессии, обостряясь после приезда каждой очередной зарубежной телевизионной группы. По словам Рудого, их английский партнер готов продавать необычное средство передвижения по 1,5 тыс. фунтов стерлингов за пару. А ученые, заработав на новые исследования, продолжают совершенствовать свое детище.

Профессор Рудой дал подержать в руках то, что не видел пока никто, двенадцатую модель «сапог», каждый из которых весит 1,25 кг. Однако объяснить новые принципы пока отказался. Сказал только, что в попытках облегчить устройство им приходится идти против традиций мирового двигателестроения, стремившегося, к примеру, усилить цилиндры ребрами жесткости. Новая модель, выполненная из титана и алюминиевых сплавов, «дышит» при движении поршня. Детали, говорит Рудой, приходится делать «ажурными и эластичными».

Одновременно на «Экомоторе» осваивают другие необычные изделия, созданные по принципу работы «скороходов»: отбойные молотки, ледорубы для очистки улиц, железнодорожные костылезабивщики, виброплиты для трамбовки плиточных тротуаров. И названия для своих разработок придумывают тоже сказочные — «Сивка» и «Буян».

У каждого народа есть сказки, в которых действуют волшебные предметы. В русских народных сказках присутствуют предметы быта и одежды. которые делают своего владельца неуязвимым и дают ему бесконечные возможности, чтобы совершать велики дела.

Сапоги-скороходы, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, волшебная палочка – все эти предметы являются основным атрибутом волшебных сказок. С помощью волшебных предметов герои сказок справляются с трудностями, непреодолимыми обычным путем.

Откуда появилась идея быстрого передвижения

Обувь, с помощью которой можно преодолевать значительные расстояния, упоминается неоднократно во многих европейских и русских сказках. Понятно, что аналогов подобного рода обуви в природе не существовало и не существует до сих пор.

Впервые об обуви, при помощи которой можно было передвигаться, упоминается в древнегреческих мифах. Бог торговли Гермес, который еще и обязан был разносить вести, имел специальные сандалии с крылышками, которые позволяли ему преодолевать огромные расстояния за мгновения.

Сапоги-скороходы в сказках

В русских народных сказках сапоги-скороходы упоминаются неоднократно.

«Вещий сон». Главное действующее лицо – Иван купеческий сын. Не совсем честным путем завладел он тремя главными сказочными атрибутами – шапкой невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами, с помощью которых и совершил добрые дела.

«Заколдованная королевна». Главный герой – отставной солдат, волею судеб женится на королевне, временно находящейся в образе медведицы. Для преодоления препятствий обманным путем завладевает ковром-самолетом, шапкой-невидимкой и сапогами-скороходами. При совершении сказочных дел сапогами не пользовался.

«Мальчик-с-пальчик» - авторская сказка Шарля Перро. Мальчик-с-пальчик похищает семимильные сапоги (в некоторых переводах – сапоги-скороходы) у Людоеда. Малыш устроился на королевскую службу в качестве гонца и при помощи сказочного атрибута заработал много денег и помог семье выбраться из нужды.

На какой еще сказочной обуви можно перемещаться в пространстве

В сказке «Маленький Мук» Гауфа волшебные туфли перемещают владельца на любое расстояние – свойство, которое Мук использовал для достижения своих целей.

Андерсен использует образ в сказке «Калоши счастья», где волшебная обувь перемещает владельца во времени. Как застарелый пессимист, Андерсен не видит проку в волшебной обуви, и советник, наевший волшебные калоши, попадает в неприятную ситуацию, из которой выходит с большими потерями.

У Ф. Баума в сказке «Волшебник из страны Оз» волшебные туфельки переносят Дороти домой из чужбины.