Селигман в поисках счастья fb2. Выводы своих научных исследований Мартин Селигман изложил в своих книгах

Мартин Селигман — один из крупнейших психологов современности, родоначальник нового направления традиционной психологии. Позитивная психология фокусируется на изучении условий, черт характера и особенностей поведения, способствующих позитивным чувствам, духовному удовлетворению, здоровью. Проще говоря, она изучает ментальные модели, ведущие к счастью, и методы работы с ними. Уже доказано: здоровье, работоспособность и долголетие — следствие радостного восприятия жизни и большого количества положительных эмоций.

Книга не имеет ничего общего с пропагандой показного оптимизма. Она основана на многолетних исследованиях и предельно конструктивна: от классификации свойств характера, которые помогают человеку быть счастливым, до конкретных рекомендаций по работе с составляющими счастья. Книга принесет несомненную пользу каждому читателю, даже скептически настроенному.

Предисловие

Последние полвека наука психология, по существу, занималась одной- единственной проблемой — психическими расстройствами человека. И надо сказать, достигла на этом пути немалых успехов. Нынешним психологам и психиатрам немало известно о депрессиях, шизофрении, алкоголизме. Мы сумели выяснить, почему эти болезни возникают и как развиваются, какие биохимические процессы происходят при этом в организме и какую роль в них играет наследственность. Найдены и способы лечения. По моим подсчетам, как минимум четырнадцать психических расстройств поддаются медикаментозному лечению и психотерапии, причем два из них излечиваются полностью.

Увы, этот замечательный прогресс достигнут дорогой ценой. Занимаясь исцелением больных, врачи-психотерапевты совсем забыли, что их помощь нужна и здоровым. Ведь люди хотят не только избавиться от недугов, им необходимо найти цель и смысл своей жизни. Если, подобно мне, по ночам вы размышляете о том, как, образно говоря, подняться с уровня плюс два до уровня плюс семь — вместо того, чтобы изыскивать способ от минус пяти доползти до минус трех и почувствовать себя хоть немного менее несчастным, — боюсь, традиционная психология вас разочарует. Пришло время создавать новую науку, изучающую позитивные чувства, чтобы помочь людям развить положительные свойства характера и достичь того, что Аристотель называл «благой жизнью».

На полках любого книжного магазина вы найдете сотни книг о способах самосовершенствования. Тем не менее, как свидетельствуют научные данные, современный человек не в силах сделать себя счастливее. Дело выглядит так, будто каждому из нас установлен некий предел, все заранее взвешено и рассчитано. Подобно тому, как сидящие на диете впоследствии вновь набирают вес, несчастливые люди лишь на короткий срок могут стать счастливыми, а счастливые недолго бывают несчастны.

К счастью, новые научные исследования свидетельствуют, что длительность счастливых периодов можно значительно увеличить. И здесь мы подходим к тому, чем занимается позитивная психология. Первая часть настоящей книги посвящена анализу положительных эмоций и способам их закрепления.

Распространенное убеждение, будто бы счастье мимолетно и неудержимо, — первое препятствие на пути к научным разработкам (и конечно, практическим результатам) в этой области. Вторым и более серьезным препятствием является убежденность в том, что счастье и любые другие жизнеутверждающие настроения на самом деле обманчивы. Это распространенное заблуждение — насквозь прогнившая догма, в чем мой читатель, я надеюсь, вскоре убедится сам.

К разряду подобных прогнивших догм относится, к примеру, постулат о первородном грехе, который все еще находит сторонников в нашем демократическом секуляризованном государстве. Элементы этой теории Фрейд привнес в психологию XX века, ухитрившись представить все высшие ценности цивилизации — включая мораль, науку, религию и технический прогресс — как результат искусственной защиты от проявлений детской сексуальности и агрессии. Мы пытаемся подавить эти проявления, якобы превращая их в энергию, которая и становится двигателем прогресса. Согласно Фрейду, я сижу за компьютером и пишу эти строки исключительно для того, чтобы подавить свое стремление насиловать и убивать, а также избавиться от других первобытных инстинктов. Однако фрейдистская философия, сколь бы странной она ни выглядела в подобном упрощенном изложении, очень популярна среди психологов и психиатров, которые по сей день заставляют пациентов копаться в прошлом, выискивая негативные события, способные повлиять на склад личности. Успехи Билла Гейтса последователи Фрейда объясняют ревностью к отцу, а гражданскую позицию принцессы Дианы — неприязнью к принцу Чарльзу и другим членам королевской семьи.

«Прогнившая догма» получила весьма широкое распространение в искусстве и общественных науках. Приведу один пример из тысячи. Не так давно появилась документальная книга No Ordinary Time («Необыкновенное время») — захватывающая история Бенджамина Франклина и Элеоноры Рузвельт, написанная известным политологом Дорис Кернз Гудвин. Оказывается, жена Рузвельта помогала чернокожим, бедным и инвалидам просто потому, что таким образом она «компенсировала самовлюбленность матери и алкоголизм отца». Похоже, автору не приходило в голову, что Элеонора Рузвельт могла руководствоваться обычными добрыми побуждениями. Такие мотивировки наших поступков, как доброта или чувство долга, многие психологи, а за ними и писатели вообще не принимают во внимание: по их мнению, в подоплеке обязательно должна быть спрятана какая-нибудь неблаговидная эгоистичная цель.

Про поиски счастья написано огромное количество книг. Большинство из них отличается столь низким качеством, что любое упоминание этой темы вызывает изначальное отторжение у образованного читателя. "В поисках счастья" резко выделяется из общей массы. Мартин Селигман не проповедник, а ученый-психолог в классическом смысле слова. Самое знаменитое его открытие - это синдром выученной беспомощности, но всего у него более 200 публикаций, несколько книг, он занимает 13 место по цитируемости среди психологов XX века и в 1998 году был избран председателем Американской психологической ассоциации , насчитывающей более 150 тысяч членов. Короче говоря, серьезный дядька. Последние десять лет он занимается положительной (позитивной) психологией, являясь ее отцом-основателем. Начало ей положило простая мысль - психология подробно изучает всевозможные расстройства психики, очень много знает о шизофрении, депрессии, навязчивых состояниях и прочих душевных болезнях, их причинах и внутренних закономерностях, сопутствующих им чертах характера - всем том, что делает человека несчастным. И при этом почти полностью игнорирует счастье, его причины и закономерности. Это не соответствует научному подходу и не имеет логического объяснения. Начав с оптимизма Селигман постепенно перешел к гораздо более широкому спектру исследований и увлек ими множество психологов. Манифестом и кратким обзором достижений нового направления психологии (вплоть до формулы счастья) и является описываемая книга.

Само обращение науки к теме счастья вызывает крайне странные ощущения. До самого последнего времени она считалась непознаваемой и была отдана на откуп искусству и религии. Все помнят "Понедельник начинается в субботу": "Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни." И если определение счастья сейчас есть даже в википедии, то отношение большинства людей к его научному анализу не изменилось. Поэтому проработанная теория счастья на основании множества исследований и научных работ (в списке использованной литературы более 150 пунктов) расширяет мировоззрение сама по себе.

Один из первых вопросов исследователей - зачем нужно счастье? Ответ обескураживающе прост. По результатам множества исследований жизнерадостные люди дольше живут (на 19%), гораздо реже болеют и становятся инвалидами (вероятность уменьшается почти на половину), у них быстрее растет заработок, они успешнее в общественной и личной жизни. Зная уровень счастья психологи смогли достаточно точно прогнозировать будущие своих респондентов (естественно в вероятностных понятиях). Счастье дает ощутимые преимущества в борьбе за выживание и является закономерным следствием эволюции.

Что же делает человека счастливым? Формула счастья (точнее одна из формул которыми в Америке традиционно не перегружают научно-популярные книги) такова:

С = У + О + З

С - уровень устойчивого, продолжительного счастья,
У - унаследованный уровень счастья, определяемый генетикой,
О - внешние условия
З - зависящие от человека причины

Уровень счастья во многом определяется наследственностью, но это не фиксированная величина, а достаточно широкий диапазон значений с немалым расстоянием между верхней и нижней границей.

По результатам многочисленных исследований в самых разных частях земного шара внешние условия вроде богатства, возраста, здоровья и климата практически не влияют на счастье. По уровню счастья при прочих равных старики мало отличаются от молодежи, бомжи и проститутки от богачей, жители Индии от жителей США, а многие инвалиды счастливее совершенно здоровых людей. Исключением является предельный уровень нищеты, причиняющий физические страдания (умирающий от голода человек естественно не будет счастливым).

На уровень счастья практически не влияют детские переживания и психические травмы. Я с интересом узнал, что современная психология официально признала несостоятельность фрейдизма и его методы в наше время не рекомендуются для применения в психотерапевтической практике. Исследования показали, что влияние детских впечатлений на психику взрослого человека исчезающе мало - вроде отличия среднего коэффициента интеллекта на один балл. Кроме того многие исследования фрейдистов нарушали условия научного метода - например игнорировалось влияние наследственности.

Чуть сильнее на счастье влияет уровень жизни в стране проживания, наличие семьи, общение с другими людьми, вера в бога и умение избегать отрицательных эмоций - но даже в совокупности все эти факторы не способны изменить уровень счастья более чем на 15%.

Что же остается? Наверное почти все подумали о чувственных удовольствиях - от вкусной еды и выпивки, до секса, с предельным случаем в виде наркотиков. Ученые исследовали их и выяснили, что они действительно оказывают сильное влияние на уровень счастья. Но с двумя крайне важными оговорками:

1) Эффект от любого непосредственного удовольствия крайне недолговечен. Секс, еда, выпивка и тому подробнее оказывают лишь кратковременное воздействие на устойчивый уровень счастья и очень скоро он возвращается к постоянному значению

2) Их эффект резко слабеет при повторном использовании. В принципе это общеизвестно - ощущения от первой любви или первого мороженого несравнимы с последующими, а после длительного воздержания и еда и секс приносят гораздо больше удовольствия.

Непосредственные удовольствия не способны поддерживать высокий уровень счастья даже в течение относительно долгого времени. И они всегда несут в себе опасность привыкания - в виде сочетания резкого падения уровня счастья и необходимости все больших доз удовольствия для получения того же эффекта. Повышать уровень счастья постоянно способны иные положительные чувства - психологи назвали их духовными удовольствиями, и разделили на три группы в зависимости от отношения ко времени: прошлому, настоящему или будущему. Собственно вышеперечисленные непосредственные удовольствия представляют собой подгруппу положительных чувств, вызываемых настоящим и вполне эффективны при краткосрочном использовании. В книге даются советы по усилению и закреплению их эффекта, но устойчивое счастье обуславливается иными причинами.

С будущем в основном связан оптимизм, благо сам Селигман очень долго занимался его изучением и написал отдельную книгу на эту тему. С прошлым связана удовлетворенность своей жизнью, благодарность, умение жить настоящим и способность прощать. Не потому что это хорошо, согласно научным исследованиям все вышеперечисленное повышает уровень устойчивого счастья. С настоящим связан очень интересный эффект "потока" или "полного погружения" - когда человек настолько увлекается какой-либо деятельностью, что забывает о себе, окружающем мире и времени. Этот эффект нередко упоминается в современных книгах по управлению временем и персоналом, но именно позитивная психология изучает его во всех подробностях. Полное погружение возможно в любом виде деятельности "от корейской медитации до байкерских мотозаездов, от шахмат до ваяния, от работы на сборочной линии до балета", его особенности не зависят от места проживания и национальности, это:

- "вызов ситуации", поставленная перед собой задача должны быть достаточно трудна и требовать усилий и мастерства
- сосредоточенность
- совершенная ясность цели
- немедленное ощущение отдачи
- полное погружение в работу, не требующее специальных усилий
- чувство контроля над ситуацией
- исчезновение восприятия себя
- остановка времени

Исследования показали, что чем чаще человек входит в состояние "потока", тем выше у него уровень счастья. В книге детально разобраны причины появления "потока" и методы учащения погружений - использование наравне со своими способностями и талантами особых качеств человеческой психики - "достоинств". Каждое из них разбирается как по отдельности, так и в контексте трех основных областей человеческой жизни: работы, любви и воспитания детей.

Еще одним крайне интересным понятием позитивной психологии является беспроигрышная игра, в которой оба участника получают выгоду. Таких занятий много - простейшим примером является все тот же секс, но это и совместное творчество вкупе с любым видом командной работы, семейная жизнь, взаимоотношения ученика и учителя и многое другое. Высокоразвитые общества отличает гораздо большая доля беспроигрышных игр в человеческой деятельности.

До последнего времени критика науки основывалась на ее бесчувственности, неспособность сделать человека счастливым и дать его жизни цель и смысл, при ее неоспоримом могуществе в качестве средства достижения цели - и подобные аргументы не встречали осмысленных и соответствующих научному методу возражений. Положительная психология закрывает эту брешь. А заодно доказывает, что наравне с положительными эмоциями и человеческими достоинствами счастье является очень важным преимуществом и закономерным итогом эволюции. С другой стороны положительная психология значительно сближает научное и религиозное мировозрения, снимая массу глубинных противоречий.

Как жителя России, меня все сильнее поражает наше тотальное отставание в области гуманитарных наук, начавшееся более полувека назад. В психологии оно заметно особенно хорошо. У подавляющего большинства соотечественников представления о психологии ограничиваются теориями и понятиями вековой давности вроде работ Фрейда . Даже открытия 50-х - 60-х вроде пирамиды Маслоу или транзакционного анализа известны узкому кругу посвященных и энтузиастов. Пытающиеся анализировать историю, культуру и структуру общества люди по-прежнему считают психологию ненаучной сферой познания, опирающейся на мифы и домыслы. Используемые в книге понятия вроде бихевиоризма и когнитивной психологии для широкой аудитории звучат непонятными заклинаниями. Для многих психология по-прежнему сводится исключительно к фрейдизму, хотя базирующиеся на нем теории и признаны несостоятельными. Пример из книги - психодинамика и ее практическое правило, по которому считается крайне важным свободно проявлять любые чувства, включая отрицательные, без чего они начнут пробиваться наружу в виде разнообразных болезней. Хотя оп результатам современных исследований у открыто выражающих гнев и недовольство людей риск инфаркта выше почти в два раза. Возможно именно в этом скрывается причина очень большого количества психических заболеваний и крайне низкого уровня счастья у россиян - мы не смогли сохранить традиционную культуру подобно Индии и Китаю и не смогли угнаться за полностью заменяющей ее в Европе и США наукой.

Ирония судьбы - в описанных Селигманом исследованиях воплощается мечта русских мыслителей коммунистического толка. Неотъемлемой чертой светлого будущего Ефремова, Стругацких и всех их последователей было научное изучение человеческого счастья, которое представлялась невероятно сложной задачей, уступающей по сложности только теории воспитания. Свою лепту в подобные представления внесло и модное в начале века, но безосновательное стремление переделать всех людей по единому стандарту. Но даже на личном уровне Ефремов предсказывал кардинальные и малопонятные изменения в людском мышлении. В итоге Ефремовские академии горя и радости создаются в сердце глубоко чуждой его мечтам западной цивилизации.

Книга крайне хороша. Научная достоверность соседствует с живым изложением и отличным чувством юмора. Практические советы лишь дополняют теоретические выкладки, причем все описанное автор постоянно использует сам и не скупится на примеры. Здесь нет революционных откровений (которые вообще не характерны для академической науки), но из совокупности неизвестных ранее деталей, научно обоснованных подтверждений, четко описанных закономерностей и свежего взгляда на привычные вещи возникает новое качество.

Я и не ожидала, что так погружусь в процесс, что несколько забуду о своих других блогах. Виновата, буду исправляться.

Книгу, о которой буду писать, дала мне почитать +Ольга Кащеева . И как-то этой книге не повезло. Сначала она долго лежала в ожидании, когда я буду её читать, затем у меня получилось очень долгое чтение (на сайте написано, что примерное время прочтения — 3,5 часа, не верю!), а потом я ещё и отзыв не могла собраться написать.

Вы, наверное, уже думаете, что книга скучная и мне не понравилась? Как бы не так! Но вот бывают такие книги — по ощущениям сходно с тем, как читала книгу Тома Вандервильта "Трафик" (мой отзыв на неё): интересно, увлекательно, но требует прямо-таки вдумчивого неспешного чтения и осмысления прочитанного. Это уже не массовая литература в стиле: делай, как я и через 10 минут будет тебе счастье . Это уже — результаты научных изысканий, написанные доступным для обычного человека языком.


Когда я начала читать, то уже представляла себе и содержание книги, и немного знала об авторе: не раз встречала упоминания о той роли, которую Марк Селигман внёс в создание позитивной психологии, в других книгах издательства +Манн, Иванов и Фербер . Н е правда ли: в сознании многих существует стереотип о том, что психолог — это психотерапевт, который помогает "лечить" наши душевные переживания, выходить из стрессовых ситуаций и т. п. То есть, психология как наука призвана помогать справляться с негативными переживаниями. Однако, автор категорически опровергает этот стереотип! Уже первая часть книги — "Позитивные чувства" — посвящена анализу положительных эмоций человека и способам их закрепления. С первых страниц ты начинаешь понимать, что:

  • в книге будет очень много примеров из практики автора (порой описание каких-то фактов его жизни даже слишком затянуто, изобилует излишними подробностями);
  • книга — не просто учебник позитивной психологии, содержащий базовые понятия и концепции. В ней собрано огромное количество тестов по тематике книги. Автор каждый раз подчёркивает, что проходить их можно на его сайте (тесты открыты для выполнения, однако, требуется регистрация) — и тогда у вас появится возможность сравнить свой результат с результатами других. Я выполняла все тесты на протяжении книги, правда, без фанатизма — просто по ходу чтения, часто даже лист бумаги и ручку не брала;
  • автор книги — очень счастливый человек. Книга просто пронизана его позитивным отношением к миру. А с какой любовью он пишет о своей жене и детях!

В первой главе автор показывает, что наше счастье складывается из удовлетворённостью прошлым, счастьем в настоящим и оптимистическим отношением к будущему. В идеале необходимо, чтобы все три позиции присутствовали. А теперь вспомним, как часто мы оглядываемся назад:

  • заново переживая негативные эмоции (сама такая, есть события в прошлом, негатив от которых не отпускает много лет) — автор пошагово учит прощению и забвению: объективный взгляд на ситуацию/сочувствие/прощение как альтруистический жест/публичное подтверждение прощения/не изменить своему решению;
  • оправдывая своё настоящее (или ещё хуже — безрадостно глядя в своё будущее) событиями из прошлого.

Вторая часть книги — "Добродетели и достоинства" начинается с удивления. Исследовав около двухсот произведений, принадлежащих к разным культурам и эпохам, позитивные психологи обнаружили шесть общих для всех народов добродетелей:

  • мудрость и знание;
  • мужество;
  • любовь и гуманизм;
  • справедливость;
  • умеренность;
  • духовность или трансцендентность.

На основе этих шести добродетелей, автор сформулировал 24 достоинства. С помощью теста, читателю предлагается оценить, насколько каждое из них свойственно лично ему. На первый взгляд, тест кажется довольно банальным и очевидным, однако, если серьёзно отнестись к нему, можно сделать про себя несколько открытый. В том числе, не очень-то и приятных.

Третья часть книги называется "В чертогах жизни". Читая о роли работы в жизни человека (а вы как относитесь к своей работе? Вы работаете ради денег, ради карьеры или по призванию?), с удивлением обнаружила, что много несчастных людей среди... юристов. В главе про любовь автор пишет о роли оптимизма в семейных отношениях. Он ссылается на исследования учёных об условиях для супружеских отношений, которые с годами становятся только крепче, а также предлагает оценить достоинства своего партнёра, чтобы лучше закрепить в сознании его идеальный образ. Глава о воспитании детей изобилует примерами из семейной жизни автора (который вместе с женой воспитывают четверых детей). Он обобщает свой опыт, предлагая читателям восемь способов вызвать у детей положительные эмоции, а также предлагает тест на оценку добродетелей и достоинств для детей (по правде сказать, мне кажется, что мало какой ребёнок выдержит этот тест — для него он слишком длинный).

Дописывая отзыв, вдруг подумала, что знаю причину, по которой у меня так затянулось с этой книгой. В последнее время мне больше нравятся книги, которые побуждают к конкретным действиям, позволяют генерировать новые идеи. Эта же книга — немного другого рода. Скорее, она больше подойдёт тем, кто любит рефлексировать, разбираться в своих чувствах и отношениях к жизни, к другим людям.


Мартин Селигман

Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни

Эту книгу я посвящаю своей жене, Манди Маккарти Селигман, чья любовь подарила мне счастье, о каком я не мог и мечтать.

Предисловие

Трансцендентность

Без нас эта Вселенная проста,
Подчинена тюремному порядку.
Вращаются галактики по заданному кругу,
И гаснут звезды в определенный час,
Вороны поворачивают к югу,
А стаи обезьян вступают в брачный гон.

Но мы, кто миллионы лет назад
Был создан по тому же образцу, -
Мы знаем, в чем ошибка.
И мы сумеем изменить себя
И, руки протянув через решетки,
Друг друга вызволить из плена.

И пусть киты, питаясь мелкой рыбой,
Заточены во глубине морей,
Мы взбираемся на гребни волн
И глядим вниз с облаков.

Марвин Левин, из сборника

Последние полвека наука психология, по существу, занималась одной-единственной проблемой - психическими расстройствами человека. И надо сказать, достигла на этом пути немалых успехов. Нынешним психологам и психиатрам немало известно о депрессиях, шизофрении, алкоголизме. Мы сумели выяснить, почему эти болезни возникают и как развиваются, какие биохимические процессы происходят при этом в организме и какую роль в них играет наследственность. Найдены и способы лечения. По моим подсчетам, как минимум четырнадцать психических расстройств поддаются медикаментозному лечению и психотерапии, причем два из них излечиваются полностью.

Увы, этот замечательный прогресс достигнут дорогой ценой. Занимаясь исцелением больных, врачи-психотерапевты совсем забыли, что их помощь нужна и здоровым. Ведь люди хотят не только избавиться от недугов, им необходимо найти цель и смысл своей жизни. Если, подобно мне, по ночам вы размышляете о том, как, образно говоря, подняться с уровня плюс два до плюс семь, - вместо того, чтобы изыскивать способ от минус пяти доползти до минус трех и почувствовать себя хоть немного менее несчастным, - боюсь, традиционная психология вас разочарует. Пришло время создавать новую науку, изучающую позитивные чувства, чтобы помочь людям развить положительные свойства характера и достичь того, что Аристотель называл «благой жизнью».

В Декларации Независимости сказано, что каждый американец имеет право на счастье. На полках любого книжного магазина вы найдете сотни книг о способах самосовершенствования. Тем не менее, как свидетельствуют научные данные, современный человек не в силах сделать себя счастливее. Дело выглядит так, будто каждому из нас установлен некий предел, все заранее взвешено и рассчитано. Подобно тому, как сидящие на диете впоследствии вновь набирают вес, несчастливые люди лишь на короткий срок могут стать счастливыми, а счастливые недолго бывают несчастны.

К счастью, новые научные исследования свидетельствуют, что длительность «счастливых» периодов можно значительно увеличить. И здесь мы подходим к тому, чем занимается позитивная психология. Первая часть настоящей книги посвящена анализу положительных эмоций и способам их закрепления.

Распространенное убеждение, будто бы счастье мимолетно и неудержимо, - первое препятствие на пути к научным разработкам (и, конечно, практическим результатам) в этой области. Вторым и более серьезным препятствием является убежденность в том, что счастье и любые другие жизнеутверждающие настроения на самом деле обманчивы. Это распространенное заблуждение - насквозь прогнившая догма, в чем мой читатель, я надеюсь, вскоре убедится сам.

К разряду подобных прогнивших догм относится, к примеру, постулат о первородном грехе, который все еще находит сторон ников в нашем демократическом секуляризованном государстве. Элементы этой теории Фрейд привнес в психологию XX века, ухитрившись представить все высшие ценности цивилизации - включая мораль, науку, религию и технический прогресс - как результат искусственной защиты от проявлений детской сексуальности и агрессии. Мы пытаемся подавить эти проявления, якобы превращая их в энергию, которая и становится двигателем прогресса. Согласно Фрейду, я сижу за компьютером и пишу эти строки исключительно для того, чтобы подавить свое стремление насиловать и убивать, а также избавиться от других первобытных инстинктов. Однако фрейдистская философия, сколь бы странной она ни выглядела в подобном упрощенном изложении, очень популярна среди психологов и психиатров, которые по сей день заставляют пациентов копаться в прошлом, выискивая негативные события, способные повлиять на склад личности. Успехи Билла Гейтса последователи Фрейда объясняют ревностью к отцу, а гражданскую позицию принцессы Дианы - неприязнью к принцу Чарльзу и другим членам королевской семьи.

«Прогнившая догма» получила весьма широкое распространение в искусстве и общественных науках. Приведу один пример из тысячи. Не так давно появилась документальная книга No Ordinary Time («Необыкновенное время») - захватывающая история Бенджамина Франклина и Элеоноры Рузвельт, написанная известным политологом Дорис Кернз Гудвин. Оказывается, жена Рузвельта помогала чернокожим, бедным и инвалидам просто потому, что таким образом она «компенсировала самовлюбленность матери и алкоголизм отца». Похоже, автору не приходило в голову, что Элеонора Рузвельт могла руководствоваться обычными добрыми побуждениями. Такие мотивировки наших поступков, как доброта или чувство долга, многие психологи, а за ними и писатели вообще не принимают во внимание: по их мнению, в подоплеке обязательно должна быть спрятана какая-нибудь неблаговидная эгоистичная цель.

Думаю, можно заявить без преувеличений, что, при всей популярности этой догмы, не существует пока ни единого убедительного доказательства тому, что в основе хорошего поступка обязательно лежит что-нибудь скверное. Уверен, что процесс эволюции в равной мере благоприятствовал появлению и достоинств, и недостатков, поэтому людей высоконравственных, добрых и способных помочь ближнему должно быть приблизительно столько же, сколько и тех, кто способен убить, украсть или живет только для себя. Этой двойственности человеческой натуры посвящена вторая часть книги. Подлинное счастье мы обретаем, открывая в себе положительные качества, развивая их и активно используя в своей работе, любви и повседневной жизни.

Позитивная психология покоится на трех столпах: первый - изучение позитивных чувств, второй - выявление положительных черт характера и таких полезных особенностей, как интеллект и физическое развитие, третий - исследование позитивных явлений и учреждений в обществе (таких, как демократия и семья), которые способствуют развитию лучших человеческих свойств. Надежда, любовь и доверие особенно необходимы в тяжелые времена. В такие моменты поддержка позитивных институтов - демократии, семьи, свободной прессы - просто неоценима. В годину испытаний человек демонстрирует свои наивысшие добродетели: отвагу, цельность натуры, справедливость, преданность и т. п.

Книга Мартина Селигмана “В поисках счастья”, по моему мнению, одна из самых лучших из научно-популярных книг о счастье. Я уже многократно ссылалась на нее в своих постах, поэтому решила, что пришло время пополнить раздел “ ” и рассказать о книге “В поисках счастья ” и ее авторе – Мартине Селигмане .

Мартин Селигман – американский психолог, основоположник нового направления психологии — позитивной психологии . В отличие от традиционной психологии, которая занимается в основном коррекцией психических отклонений, позитивная психология изучает те черты характера и особенности человеческого поведения, которые характерны для удовлетворённых, счастливых людей, не обременённых психическими нарушениями.

Самое известное исследование Селигмана – его открытие “синдрома выученной беспомощности ” и “наученного оптимизма ”. Собаки, которые получали легкий разряд тока, не пытались убежать, если убеждались, что все равно получат его. Они становились беспомощными и не пытались ничего изменить. То же самое происходило с людьми (на них он воздействовал шумом). Даже если потом ситуация изменялась и у человека появлялась возможность действовать, они все равно ничего не предпринимали. Они научились беспомощности. Были среди участников эксперимента и такие, которые не прекращали борьбу, они пытались снова и снова, и когда условия изменялись, они достигали желаемого. Селигман назвал их “сознательными оптимистами”. Более подробно об этом эксперименте я писала в посте “ ”

Выводы своих научных исследований Мартин Селигман изложил в своих книгах:

  • «Беспомощность» (1975)
  • «Психология отклонений» (1982)
  • «Оптимизм, которому можно научиться» (1991)
  • «Что вы можете изменить и чего вы не можете» (1994)
  • «Оптимистичный ребёнок» (1995)
  • «В поисках счастья» (2010).

Книга “В поисках счастья” выходила на русском языке в 2002 году под названием “Подлинное счастье” и в 2006 году «Новая позитивная психология» (М. : София).

Помимо книги “В поисках счастья” я читала еще одну книгу Мартина Селигмана — “Оптимизм, которому можно научиться” и могу сказать, что по стилю рассуждения и написания книг он мне глубоко симпатичен. Во-первых, в его книгах нет ни одного слова, на которое бы нельзя было положиться. Все его выводы основаны на его собственных исследованиях или исследований других психологов. Если имеется исследование на эту же тему, результатом которого стали выводы, не соответствующие его теории, то можно не беспокоиться – Мартин Селигман не спрячет голову в песок. Он обязательно расскажет об этом исследовании и попытается объяснить, почему выводы его теории не совпадают с выводами другого исследователя. Во-вторых, он пишет достаточно просто, что его книги можно читать и простому обывателю, не искушенному в психологических терминах.

Итак, к каким выводам пришел Мартин Селигман в книге “В поисках счастья”:

  1. Истинное счастье приносят положительные чувства, возникающие в результате проявления лучших черт нашего характера , а не при помощи искусственных уловок. Эксперимент, проведенные Селигманом вместе с его студентами, показали, что любые обычные радости жизни (общение с друзьями, поход в кино и др.) бледнеют на фоне тех чувств, которые люди испытывают, совершив добрый поступок.
  2. Добрые поступки совершаются на основе шести универсальных добродетелей : мудрости (знаний), мужества, любви (человечности), справедливости, умеренности и духовности. Каждой из добродетелей соответствуют несколько положительных качеств (Селигман называет их индивидуальными достоинствами), реализуя которые, мы развиваем добродетель.
  3. Счастливо и осмысленно живет тот, что реализует свои индивидуальные достоинства и получает от этого истинное удовлетворение , независимо от того, чем он занят – карьерой, семьей или творчеством. При этом главное, по мнению Селигмана, ориентироваться на нечто более высокое, чем собственное существование.
  4. Человек должен стремиться к счастью и хорошему настроению . Это полезно для физического и психического здоровья. Позитивные чувства не только поднимают тонус, они помогают нам ладить с людьми, обретать друзей и любимых, укреплять здоровье и добиваться успеха (см. подробнее пост “ ”).
  5. Продолжительное счастье, по мнению Селигмана, возможно , и оно в большей степени зависит не от внешних условий (денег, социального статуса, образования, страны проживания), а от внутренних факторов.
  6. Одним из таких факторов является удовлетворенность прошлым . Для удовлетворенности прошлым у человека не должно быть негативных эмоций, проистекающих из прошлого. Среди техник по примирению с прошлым Селигман называет благодарность и прощение.
  7. Помимо удовлетворенности прошлым, чтобы быть счастливым, у человека должно быть оптимистическое отношение к будущему .
  8. Счастливый человек умеет наслаждаться настоящим и растворяться в нем .Такое наслаждение может быть как телесным, так и духовным.
  9. Духовное удовольствие мы получаем, занимаясь любимым делом . Оно вовсе не обязательно сопровождается яркими эмоциями. То, что приносит нам духовное удовлетворение, поглощает нас целиком, и мы полностью растворяемся в нем, забывая о себе.
  10. Добродетельные люди являются более счастливыми, чем талантливые . Добродетельным человеком можно стать, а талантливым рождаются. Счастливым человек не рождается, он им становится через реализацию индивидуальных добродетелей и достоинств.

О развитии добродетелей и достоинств, о которых говорит Мартин Селигман в своей книге “В поисках счастья”, я обязательно напишу в следующих постах. Будут, конечно, и эксперименты на эту тему.