Сложение отрицательных чисел. Правило как сложить два отрицательных числа


В этой статье мы поговорим про сложение отрицательных чисел . Сначала дадим правило сложения отрицательных чисел и докажем его. После этого разберем характерные примеры сложения отрицательных чисел.

Навигация по странице.

Правило сложения отрицательных чисел

Прежде чем дать формулировку правила сложения отрицательных чисел, обратимся к материалу статьи положительные и отрицательные числа . Там мы упоминали, что отрицательные числа можно воспринимать как долг, а в этом случае определяет величину этого долга. Следовательно, сложение двух отрицательных чисел – это есть сложение двух долгов.

Этот вывод позволяет осознать правило сложения отрицательных чисел . Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно:

  • сложить их модули;
  • поставить перед полученной суммой знак минус.

Запишем правило сложения отрицательных чисел −a и −b в буквенном виде: (−a)+(−b)=−(a+b) .

Понятно, что озвученное правило сводит сложение отрицательных чисел к сложению положительных чисел (модуль отрицательного числа является числом положительным). Также понятно, что результатом сложения двух отрицательных чисел является отрицательное число, о чем свидетельствует знак минус, который ставится перед суммой модулей.

Правило сложения отрицательных чисел можно доказать, основываясь на свойствах действий с действительными числами (или таких же свойствах действий с рациональными или целыми числами). Для этого достаточно показать, что разность левой и правой частей равенства (−a)+(−b)=−(a+b) равна нулю.

Так как вычитание числа – это все равно, что прибавление противоположного числа (смотрите правило вычитания целых чисел), то (−a)+(−b)−(−(a+b))=(−a)+(−b)+(a+b) . В силу переместительного и сочетательного свойств сложения имеем (−a)+(−b)+(a+b)=(−a+a)+(−b+b) . Так как сумма противоположных чисел равна нулю, то (−a+a)+(−b+b)=0+0 , а 0+0=0 в силу свойства сложения числа с нулем. Этим доказано равенство (−a)+(−b)=−(a+b) , а значит, и правило сложения отрицательных чисел.

Осталось лишь научиться применять правило сложения отрицательных чисел на практике, что мы и сделаем в следующем пункте.

Примеры сложения отрицательных чисел

Разберем примеры сложения отрицательных чисел . Начнем с самого простого случая – сложения отрицательных целых чисел, сложение будем проводить по правилу, рассмотренному в предыдущем пункте.

Пример.

Выполните сложение отрицательных чисел −304 и −18 007 .

Решение.

Выполним все шаги правила сложения отрицательных чисел.

Сначала находим модули складываемых чисел: и . Теперь нужно сложить полученные числа, здесь удобно выполнить сложение столбиком :

Теперь ставим знак минус перед полученным числом, в результате имеем −18 311 .

Запишем все решение в краткой форме: (−304)+(−18 007)= −(304+18 007)=−18 311 .

Ответ:

−18 311 .

Сложение отрицательных рациональных чисел в зависимости от самих чисел можно свести либо к сложению натуральных чисел , либо к сложению обыкновенных дробей , либо к сложению десятичных дробей .

Пример.

Сложите отрицательное число и отрицательное число −4,(12) .

Решение.

По правилу сложения отрицательных чисел сначала нужно вычислить сумму модулей. Модули складываемых отрицательных чисел равны соответственно 2/5 и 4,(12) . Сложение полученных чисел можно свести к сложению обыкновенных дробей. Для этого переведем периодическую десятичную дробь в обыкновенную дробь : . Таким образом, 2/5+4,(12)=2/5+136/33 . Теперь выполним




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знаний учащихся по данной теме.
  • Развивать предметные и общеучебные навыки и умения, умение использовать полученные знания для достижения поставленной цели; устанавливать закономерности многообразия связей для достижения уровня системности знаний.
  • Воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; вырабатывать желания и потребности обобщать полученные факты; развивать самостоятельность, интерес к предмету.

План урока:

I. Вступительное слово учителя.

II. Проверка домашнего задания.

III. Повторение правил сложения и вычитания чисел с разными знаками. Актуализация знаний.

IV. Решение заданий по карточкам

V. Самостоятельная работа по вариантам.

VI. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент

Ученики под руководством учителя проверяют наличие дневника, рабочей тетради, инструментов, отмечаются отсутствующие, проверяется готовность класса к уроку, учитель психологически настраивает детей на работу на уроке.

Народная мудрость гласит нам “повторенье – мать ученья”.

Сегодня мы с вами проведём заключительный урок по теме сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Цель нашего урока - повторить материал по этой теме и подготовиться к контрольной работе.

И девизом нашего урока, я думаю, должно стать высказывание: “Складывать и вычитать мы научимся на “5”!”

II. Проверка домашнего задания

№1114. Заполните пустые места таблицы:

№1116. В альбоме 1105 марок, число иностранных марок составило 30% от числа российских марок. Сколько иностранных и сколько российских марок было в альбоме?

III. Повторение правил сложения и вычитания чисел с разными знаками. Актуализация знаний.

Учащиеся повторяют: правило сложения отрицательных чисел, правило сложения чисел с разными знаками, правило вычитания чисел с разными знаками. Затем решают примеры на применение каждого из этих правил. (Слайды 4-10)

Актуализация знаний учащихся по нахождению длины отрезка на координатной прямой по известным координатам его концов:

4) Задание “Отгадай слово”

На земном шаре живут птицы – безошибочные “составители” прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в карточке.

Выполнив все задания, ученик получает ключевое слово, а ответы проверяются с помощью проектора.

Ключ ФЛАМИНГО строят гнезда в виде конуса: высокие – к дождливому лету; низкие – к сухому. (Показывается ученикам модель Слайды 14-16)

IV. Решение заданий по карточкам.

V. Самостоятельная работа по вариантам.

У каждого учащегося индивидуальная карточка.

Вариант 1.

Обязательная часть.

1. Сравните числа:

а) –24 и 15;

б) –2 и –6.

2. Запишите число, противоположное числу:

3. Выполните действия:

4. Найдите значение выражения:

VI. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

Вопросы спроектированы на экран.

  1. Число, которому соответствует точка на координатной прямой...
  2. Из двух чисел на координатной прямой больше то число, которое расположено...
  3. Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным...
  4. Расстояние от числа до начала отсчета на числовой прямой...
  5. Натуральные числа, им противоположные и нуль...

Постановка домашнего задания:

  • подготовиться к контрольной работе:
  • повторить правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
  • решить № 1096 (к,л,м) №1117

Итоги урока.

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А Что ты делал целый день?”. А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся,его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма”

Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок.

Кто работал так, как первый человек, поднимает синие квадратики.

Кто работал добросовестно, поднимает зеленые квадратики.

Кто принимал участие в строительстве храма “Знаний”, поднимает красные квадратики.

Рефлексия - Соответствуют ли ваши знания и умения девизу урока?

Какие знания вам сегодня были необходимы?

Методическая разработка урока по теме

«Сложение отрицательных чисел»

Математика, 6 класс

Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного метода обучения, по теме «Сложение отрицательных чисел».

ГУСЕВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА, учитель математики МКОУ «Илирская СОШ №2», Иркутская область, Братский район, п. Прибрежный.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием компьютерных технологий.

Цель урока:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел и сформировать навык действий с отрицательными числами;
  • познакомить учащихся с историей математики.

Образовательные: способствовать формированию у учащихся умения складывать отрицательные числа, пользуясь правилом; овладение математической терминологией;

Развивающие: развитие творческой, речевой, мыслительной активности, используя различные формы работы;

Воспитательные: воспитание внимательности, активности и настойчивости в достижении цели, привитие навыков самостоятельной работы.

Оборудование: Мультимедийная установка

Целесообразность использования медиапроектора на уроке:

  1. Интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала.

Формируемые УУД:

Предметные – создание ситуации для формирования умения складывать отрицательные числа, используя при этом алгоритм сложения отрицательных чисел;

Регулятивные - создание ситуации для оценки и самооценки умений по теме урока.

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из прослушанного материала

Коммуникативные - умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками и умений обосновывать ответ, используя созданный алгоритм.

Личностные - умение провести самооценку, организовать взаимооценку при работе в парах.

Ход урока

I.Организационный момент. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны сделать очень важное открытие. Чтобы наш урок прошел хорошо:

Друг к другу повернитесь,

Друг другу улыбнитесь,

Пожелайте удачи,

А теперь садитесь.

У вас на столах лежат смайлики. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок, и прикрепите его на оценочную карту.
II.Актуализация знаний.

  1. 1,5 + 1
  1. – 6 + (– 2)

На прошлых уроках мы познакомились с новыми числами. Какими? (отрицательными). Какие числа вы теперь знаете? (натуральные, целые, дробные (десятичные и обыкновенные), отрицательные). А какие действия вы умеете выполнять с числами? (сложение, вычитание, умножение, деление). Со всеми числами вы умеете выполнять эти действия? С какими числами мы еще не умеем работать? (отрицательными). Мы научились работать с этими числами с помощью координатной прямой. Это удобный способ? (Нет). Значит, чему нам следует научиться? (Действиям с отрицательными числами). А какое действие с числами изучается в первую очередь? Обсудите это с соседом! Готовы? Проверим! Решите несколько примеров

Вы смогли выполнить задание? (Нет, частично) Что не получается? В чем сомневаетесь? (Последний пример) Чем этот пример не похож на предыдущие? (Сначала складывали положительные числа, а здесь надо сложить отрицательные.) Какой возникает вопрос? (Как выполнять сложение отрицательных чисел?) Какая тема будет у нас сегодня на уроке? (Сложение отрицательных чисел)

Запишите тему урока в тетрадь: « Сложение отрицательных чисел».

III Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Работа в парах, повторение теоретического материала

Обсудите с соседом понятия, связанные с отрицательными числами. Ребята опрашивают друг друга и оценивают.
- Какие числа называется отрицательными?
- Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?
- Какие числа называются противоположными?
- Какие числа называются неотрицательными?
- Какие числа называются неположительными?
- Какие числа называются целыми?
- Что такое модуль числа?
- Свойства модуля.
- Где используется модуль числа?
- Как сравнить отрицательные числа?
- Как складывают числа с помощью координатной прямой?

Придумайте слова, которые встречаются в жизни и ассоциируются с отрицательными числами. (убыток, проигрыш, долг, расход, глубина, мороз)

Историческая справка .(доклад ученика)

Еще во 2 веке до нашей эры китайский император Ши Хуан Ди, разгневавшись на ученых, повелел все научные книги сжечь, а их авторов и читателей казнить. Содержание этих книг дошло до нас лишь в отрывках. откуда известно, что китайцы не знали правила сложения отрицательных чисел.

История говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть к отрицательным числам. Они казались непонятными, ими не пользовались, просто не видели особого смысла. Положительные числа долго трактовались как «прибыль», а отрицательные – как «долг», «убыток». В Италии, например, ростовщики, давая деньги в долг, ставили перед именем должника сумму долга и черточку, что-то вроде нашего минуса, а когда должник возвращал долг, зачеркивали ее, получалось что-то вроде нашего плюса.

Подобным образом знаки « + » и « - » широко использовались в торговле. Но как математические их ввел немецкий математик Ян Видман в 15 веке в своем сочинении «Быстрый и красивый счет для всего купечества».

IV Усвоение новых знаний.

Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия?
(Они помогут нам при изучении новой темы.)
Решим задачи:

  1. По итогам предыдущих матчей команда «Спартак» имела 6 штрафных очков. В ходе очередной игры команда получила еще 2 штрафных очка. Сколько штрафных очков имеет команда «Спартак» на своем счету? (8 штрафных очков)
  2. Температура воздуха в полдень была 14° мороза, а к вечеру она понизилась еще на 4°. Какой стала температура воздуха вечером? (18° мороза)

Как можно записать решение этих задач, используя математические понятия и символы?

(Штрафные очки можно записать, используя отрицательные числа.

Тогда – 6 + (– 2) = – 8)

(Температура в полдень была – 14°, а к вечеру изменилась на – 4°.

Тогда – 14 + (– 4) = – 18)

Кто попробует сформулировать правило сложения отрицательных чисел?

(Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:

сложить их модули; поставить перед полученным числом знак минус;)

Возьмите конверты, лежащие у вас на парте и, работая вместе с соседом, составьте буквенное равенство правила сложения отрицательных чисел.

А + (- b) =

- (│-a│ + │- b│)

V. Первичное закрепление.

Выполнив задание, вы узнаете, как звали индийского математика, который первый изложил правила действий с отрицательными числами. Решите примеры и примените ключ.

11+(-24)= А -34+(-49)= М -80+(-11)= Т

12+(-13)= Б -13+(-44)= П -75+(-24)= Г

28+(-27)= У -59+(-27)= Р -62+(-36)= Х

Брахмагупта - индийский математик и астроном, первый сформулировал правила действий с отрицательными числами. Он излагал правило сложения отрицательных чисел: «Сумма двух долгов есть долг».

Работа с учебником.

№ 1045 (а – з) устно с комментариями.

№ 1045 (л, м) ученик у доски работает вместе с классом.

VI. Суперфизминутка (видео)

VII. Этап применения знаний и умений.

Найти ошибку: (на доске записаны примеры)

1) -17 + (-56) = 73

2) -38 + (-15) = -53

3) -27 + (-14) = -42

4) -3,7 + (-2,1) = 5,8

5) -7,3 + (-9) = -8,2

Из учебника:

№ 1047 (б):

Как называется данное выражение? (буквенное)

Сколько здесь слагаемых? (3)

Сколько действий будем делать? (одно)

х + у + (-16) = (-9,1) + (-7,4) + (-16) = -(9,1 + 7,4 + 16) = -32,5.

Кто быстро решает, может сделать под буквой в): ответ -21 5/6.

Графический диктант (если согласны с утверждением, то рисуем ^, иначе _)

  1. Сумма -18 и 0 равна 18
  2. Сумма минус шести и минус трех равна минус девяти
  3. Сумма минус десяти и десяти равна нулю
  4. Модуль суммы минус трех и минус четырех равен минус семи?
  5. Сумма двух отрицательных чисел есть число отрицательное.

Ответ: -^^-^ Поменялись тетрадками и оценили работу соседа

Обучающая самостоятельная работа: работа по печатному материалу.

Ответы для проверки на слайде. Учащиеся выполняют тренировочные упражнения, работая индивидуально, проверку осуществляют в парах.

Кто быстро справился с заданием получает дополнительную карточку.

Когда все закончат решать – взаимопроверка (поменяться тетрадями).

VIII.Рефлексивно – оценочный этап.

Пришло время подвести итог нашей работы.

  • Чему мы научились на уроке?

/ Складывать отрицательные числа./

  • Как сложить отрицательные числа?

/Учащиеся озвучивают правило сложения отрицательных чисел/

Индийский математик Брахмагупта (VII – в) излагал правило сложения отрицательных чисел: «Сумма двух долгов есть долг». Что он имел в виду?

/При сложении отрицательных чисел результат – отрицательное число./

  • Что важно запомнить с урока?

/Правило сложения отрицательных чисел/

  • Над чем еще надо поработать?

/Дети анализируют ошибки, допущенные ими в ходе выполнения упражнений./

  • Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы уходите с урока, и прикрепите его в конце оценочной карты. Запишите домашнее задание:

П.32, №1056.

Человек обладает положительными и отрицательными качествами. распределите эти качества на координатной прямой. А на следующем уроке мы посмотрим, у кого что получилось.


Правило сложения отрицательных чисел

Если вспомнить урок математики и тему «Сложение и вычитание чисел с разными знаками», то для сложения двух отрицательных чисел необходимо:

  • выполнить сложение их модулей;
  • дописать к полученной сумме знак «–».

Согласно правилу сложения можно записать:

$(−a)+(−b)=−(a+b)$.

Правило сложения отрицательных чисел применяется к отрицательным целым, рациональным и действительным числам.

Пример 1

Сложить отрицательные числа $−185$ и $−23 \ 789.$

Решение .

Воспользуемся правилом сложения отрицательных чисел.

Найдем модули данных чисел:

$|-23 \ 789|=23 \ 789$.

Выполним сложение полученных чисел:

$185+23 \ 789=23 \ 974$.

Поставим знак $«–»$ перед найденным числом и получим $−23 \ 974$.

Краткая запись решения: $(−185)+(−23 \ 789)=−(185+23 \ 789)=−23 \ 974$.

Ответ : $−23 \ 974$.

При сложении отрицательных рациональных чисел их необходимо преобразовать к виду натуральных чисел, обыкновенных или десятичных дробей.

Пример 2

Сложить отрицательные числа $-\frac{1}{4}$ и $−7,15$.

Решение.

Согласно правилу сложения отрицательных чисел, сначала необходимо найти сумму модулей:

$|-\frac{1}{4}|=\frac{1}{4}$;

Полученные значения удобно свести к десятичным дробям и выполнить их сложение:

$\frac{1}{4}=0,25$;

$0,25+7,15=7,40$.

Поставим перед полученным значением знак $«–»$ и получим $–7,4$.

Краткая запись решения:

$(-\frac{1}{4})+(−7,15)=−(\frac{1}{4}+7,15)=–(0,25+7,15)=−7,4$.

Для сложения положительного и отрицательного числа необходимо:

  1. вычислить модули чисел;
  2. выполнить сравнение полученных чисел:

    • если они равны, то исходные числа являются противоположными и их сумма равна нулю;
    • если они не равны, то нужно запомнить знак числа, у которого модуль больше;
  3. из большего модуля вычесть меньший;

  4. перед полученным значением поставить знак того числа, у которого модуль больше.

Сложение чисел с противоположными знаками сводится к вычитанию из большего положительного числа меньшего отрицательного числа.

Правило сложения чисел с противоположными знаками выполняется для целых, рациональных и действительных чисел.

Пример 3

Сложить числа $4$ и $−8$.

Решение.

Требуется выполнить сложение чисел с противоположными знаками. Воспользуемся соответствующим правилом сложения.

Найдем модули данных чисел:

Модуль числа $−8$ больше модуля числа $4$, т.е. запомним знак $«–»$.

Поставим знак $«–»$, который запоминали, перед полученным числом, и получим $−4.$

Краткая запись решения:

$4+(–8) = –(8–4) = –4$.

Ответ : $4+(−8)=−4$.

Для сложения рациональных чисел с противоположными знаками их удобно представить в виде обыкновенных или десятичных дробей.

Вычитание чисел с разными и отрицательными знаками

Правило вычитания отрицательных чисел:

Для вычитания из числа $a$ отрицательного числа $b$ необходимо к уменьшаемому $a$ добавить число $−b$, которое является противоположным вычитаемому $b$.

Согласно правилу вычитания можно записать:

$a−b=a+(−b)$.

Данное правило справедливо для целых, рациональных и действительных чисел. Правило можно использовать при вычитании отрицательного числа из положительного числа, из отрицательного числа и из нуля.

Пример 4

Вычесть из отрицательного числа $−28$ отрицательное число $−5$.

Решение.

Противоположное число для числа $–5$ – это число $5$.

Согласно правилу вычитания отрицательных чисел получим:

$(−28)−(−5)=(−28)+5$.

Выполним сложение чисел с противоположными знаками:

$(−28)+5=−(28−5)=−23$.

Ответ : $(−28)−(−5)=−23$.

При вычитании отрицательных дробных чисел необходимо выполнить преобразование чисел к виду обыкновенных дробей, смешанных чисел или десятичных дробей.

Сложение и вычитание чисел с разными знаками

Правило вычитания чисел с противоположными знаками совпадает с правилом вычитания отрицательных чисел.

Пример 5

Вычесть положительное число $7$ из отрицательного числа $−11$.

Решение.

Противоположное число для числа $7$ – это число $–7$.

Согласно правилу вычитания чисел с противоположными знаками получим:

$(−11)−7=(–11)+(−7)$.

Выполним сложение отрицательных чисел:

$(−11)+(–7)=−(11+7)=−18$.

Краткая запись решения: $(−28)−(−5)=(−28)+5=−(28−5)=−23$.

Ответ : $(−11)−7=−18$.

При вычитании дробных чисел с разными знаками необходимо выполнить преобразование чисел к виду обыкновенных или десятичных дробей.

Цель: научить учащихся складывать отрицательные числа, используя наблюдения предыдущего урока вывести с учащимися правило сложения отрицательных чисел, формировать наблюдательность и логическое мышление.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Постановка целей урока

– Сегодня на уроке мы научимся складывать отрицательные числа без координатной прямой. Как вы думаете, как называется тема урока. Запишем число и тему урока.

3. Повторение

– Сейчас повторим пройденный материал с помощью кроссворда.

1) Как называется расстояние от начала координат до точки? (Модуль)
2) Как называется числа натуральные, противоположные натуральные и нуль? (Целые)
3) Как называется два числа, отличающиеся друг от друга знаками? (Противоположные). Назовите пары противоположных чисел.
4) Чему равно расстояние между точками 7 и – 7? (14)
5) Каким числом является число – 19? (Отрицательным)
6) Чему равен модуль числа 0? (0)
7) Чему равен модуль числа – 7? (7) , 9? (9) , – 1,5? (1,5)

4. Объяснение темы

На координатой прямой отмечены точки А(– 2), В(2), С(4), D (– 3)
– Найдите координаты точек.
– Какие точки имеют противоположные координаты.
– Найдите расстояние от начала координат до точек А, В, С, Д.

Заполним таблицу, найдем сумму чисел с помощью координатной прямой

а

Давайте сделаем вывод: как найти сумму отрицательных чисел:

  1. Найдем модули чисел;
  2. Сложим модули этих чисел;
  3. В результате поставим знак минус.

Прочитаем правило в учебнике

5. Отработка полученных знаний

– Придумайте пример, где сумма 2 отрицательных чисел равна отрицательному числу.
– Придумайте пример, чтобы в результате получился 0.
– Придумайте пример, чтобы в сумме получилось число положительное.
– Верно ли найдены значения, найдите ошибку:

– 3 + (– 5) = – 8
– 3 + (– 3) = 0
– 2 + (– 10) = 12
– 8,8 + (– 4,2) = – 13

6. Используя алгоритм сложения отрицательных чисел выполним сложение

– 35 + (– 9)
– 1,6 + (– 4,7)

7. Работа по номерам учебника

№ 1045 (б, е, к), 1046 из учебника «Математика 6» Н.Я.Виленкин.

8. Физкультминутка

Я сегодня потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Числа видно не нашел.
Чтобы числа нам достать
Нужно на носочки встать.

9. Первичный контроль

Несколько ребят получают задания на карточках. Остальные выполняют задание:

1) Выясните закономерность и продолжите ряд чисел: – 0,6; – 0,9; – 1,2; – 1,5; – 1,8; – 2,1; – 2,4; – 2,7.
2) Вычислите сумму пар чисел 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8.
3) Вычислите сумму первых четырех чисел.
4) Вычислите сумму последних четырех чисел.
5) Вычислите сумму всех чисел.

10. Итог урока

– Как сложить отрицательные числа
– Может ли при сложении отриц. чисел получиться положительное число

11. Домашнее задание

Даны числа: – 1, – 2, – 3, – 4, – 5, – 6, – 7, – 8, – 10. Используя каждое число по одному разу, составьте три верных равенства.