Современный транзактный анализ. Современный трансактный анализ

1) Составь план текста.
1) Внутренняя культура
2) Как стать культурным человеком?
3) Кто такой культурный человек?
4) Каким должен быть культурный человек?
5) Что если удастся прикоснуться к культуре?
2) Подчеркни в тексте две характеристики культурного человека.
Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле.
3) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Подчеркни (выдели маркером) любые три предложения.
Внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.
Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком.
Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.
Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил...
4) В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Почему? Подчеркни в тексте фразу, помогающую ответить на этот вопрос.
Да это возможно. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. В развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому удается добиться серьезных результатов.
5) В тексте говорится: «Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтверди это суждение.
Ломоносов не только занимался науками, но и писал годы и увлекался изобразительным искусством. Бородин был не только великим композитором, но и химиком. Пушкин знал французский, изучал произведения Байрона в оригинале.
6) Каково, по твоему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведи два-три объяснения.
Именно культура играет важную роль в жизни человека и общества. Она формирует тот или иной тип личности: общее историческое прошлое, историческую память, групповую совесть, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям.
Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется её социализацией – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.
Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.


Культура - это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа - это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру - теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопо-этическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, - рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, - я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, - что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой...».

(По материалам энциклопедии для школьников)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) взаимодействие культуры и природы;

2) подходы к окружающему миру;

3) как представляет природу культурный человек.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Пояснение.

В ответе могут быть указаны:

1. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы.

2. Если назвать культуру мозгом, то природа - это тело культуры.

3. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми.

Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура - это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) построенные человеком здания;

2) вырытые каналы;

3) построенные железные дороги;

4) написанные книги.

Могут быть приведены и другие примеры материальной и духовной культуры человека.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие объяснения:

1. Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением.

2. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать.

3. Тот кто не умеет оценить правильно окружающий мир является малокультурным человеком.

Могут быть приведены и иные объяснения подтверждающие эту связь.

Настоящая книга впервые на русском языке дает полное представление о теории и практике современного транзактного анализа.
Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ …5
ЧАСТЬ I ВВЕДЕНИЕ В ТА
Глава 1. Что такое ТА? …7
Ключевые идеи ТА …8
Философия ТА …11
ЧАСТЬ II ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ. МОДЕЛЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ
Глава 2. Модель эго-состояний …14
Определение эго-состояний …18
Действительно ли существуют различия между эго-состояниями? …20
Эго-состояния и суперэго, эго, ид …20
Эго-состояния — названия, а не вещи …22
Сверхупрощенная модель …22
Глава 3. Функциональный анализ эго-состояний …24
Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок …24
Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель …28
Взрослый …29
Эгограммы …30
Глава 4. Структурная модель второго порядка …34
Структура второго порядка: Родитель …36
Структура второго порядка: Взрослый …37
Структура второго порядка: Ребенок …38
Отличие структуры от функции..41
Глава 5. Распознавание эго-состояний …43
Поведенческий диагноз …43
Социальный диагноз …48
Исторический диагноз …49
Феноменологический диагноз..50
Диагноз эго-состояний на практике …51
Исполнительное и реальное Я …52
Глава 6. Структурная патология …56
Контаминация …57
Исключение …60
ЧАСТЬ III ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ): ТРАНСАКЦИИ, ПОГЛАЖИВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Глава 7. Трансакции …63
Параллельные (дополняющие) трансакции …63
Пересекающиеся трансакции …66
Скрытые трансакции …69
Трансакции и невербальные факторы …72
Выбор …73
Глава 8. Поглаживания …76
Жажда стимула …76
Виды поглаживаний …77
Поглаживание и подкрепление поведения …79
Раздача и прием поглаживаний …80
Экономия поглаживаний …83
Профиль поглаживаний..86
Самопоглаживание …89
Бывают ли «хорошие» или «плохие» поглаживания? …91
Глава 9. Структурирование времени …94
Уход …95
Ритуалы …95
Времяпровождение …97
Деятельность …98
Игры …99
Интимность …101
ЧАСТЬ IV НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Глава 10. Природа и происхождение сценария жизни …105

Природа и определение жизненного сценария …106
Происхождение сценария …108
Глава 11. Как проживается сценарий …114
Сценарий победителя, побежденного и не-победителя …114
Сценарий во взрослой жизни …118
Почему необходимо понимание сценария …121
Глава 12. Жизненные позиции …125
Жизненные позиции у взрослых: ОК Коррал …127
Изменение личности и ОК Коррал …131
Глава 13. Сценарные послания и сценарная матрица …134
Сценарные послания и восприятие ребенка (младенца) …134
Виды сценарных посланий …134
Сценарная матрица …138
Глава 14. Приказания и решения …143
Двенадцать приказаний …143
Эпискрипт …151
Связь между решениями и приказаниями …152
Антисценарий …156
Глава 15. Сценарный процесс …159
Шесть сценарных процессов …159
Комбинация сценарных тем …164
Происхождение сценарного процесса …164
Ломка паттернов сценарного процесса …165
Глава 16. Драйверы и минискрипт …166
Способы обнаружения драйверного поведения …167
Главный драйвер …170
Драйверы и типы сценарного процесса …171
Драйверы и жизненная позиция …175
Пять разрешений …175
Происхождение драйверов …176
Минискрипт …176
Четыре мифа …180
ЧАСТЬ V РЕАЛЬНОСТЬ И НАШ СЦЕНАРИЙ: ПАССИВНОСТЬ
Глава 17. Игнорирование …182
Природа и определение игнорирования …182
Преувеличение …183
Четыре типа пассивного поведения …184
Игнорирование и эго-состояния …187
Обнаружение игнорирований …189
Глава 18. Матрица игнорирования …191
Области игнорирования …191
Типы игнорирования …192
Уровни (способы) игнорирования …192
Диаграмма матрицы игнорирования …193
Использование матрицы игнорирования …196
Глава 19. Мировосприятие и искажение …199
Мировосприятие (система отсчета) …199
Мировосприятие и эго-состояния..200
Мировосприятие и сценарий …201
Природа и функция искажения …202
Трансакции при искажении …202
Глава 20. Симбиоз …205
Здоровый и нездоровый симбиоз …210
Симбиоз и сценарий …211
Приглашение к симбиозу …213
Симбиоз второго порядка …214
ЧАСТЬ VI ОПРАВДЫВАЯ НАШИ СЦЕНАРНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ: РЭКЕТ И ИГРЫ
Глава 21. Рэкет и марки …217

Определение рэкета и чувства рэкета …219
Рэкет и сценарии …220
Чувства рэкета и аутентичные чувства …223
Чувства рэкета, аутентичные чувства и решение проблем …225
Рэкет как процесс …228
Марки …230
Глава 22. Система Рэкета …232
Сценарные убеждения и чувства..233
Рэкетные проявления …237
Подкрепляющие воспоминания …239
Выход из Системы Рэкета …242
Глава 23. Игры и анализ игр …245
Примеры игр …245
Футболки …248
Различные степени интенсивности игр …249
Формула И …250
Драматический треугольник …251
Трансакционный анализ игр …253
План игры …255
Определение игры …256
Глава 24. Почему люди играют в игры …258
Игры, марки и сценарная расплата …258
Подкрепление сценарных убеждений …259
Игры, симбиоз и мировосприятие …260
Игры и поглаживания …262
Шесть преимуществ игр Э. Берна …263
Позитивная расплата в играх …264
Глава 25. Как относиться к играм …265
Нужно ли давать название играм? …265
Некоторые известные игры …266
Возможность выбора …269
Как избежать негативной расплаты …271
Замена игровых поглаживаний …273
ЧАСТЬ VII ИЗМЕНЕНИЕ: ПРАКТИКА ТА
Глава 26. Контракты на изменение …275

Четыре условия Стайнера …276
Зачем нужны контракты? …276
Как составить эффективный контракт …279
Глава 27. Цели изменения в ТА …282
Автономность …282
Свобода от сценария …283
Решение проблем …284
Различные подходы к проблеме излечения …284
Глава 28. Терапия ТА …287
Самотерапия …287
Зачем нужна терапия? …288
Характерные черты терапии ТА …289
Три школы ТА …290
Глава 29. ТА в образовании и организациях …295
Различия между применением ТА в области образования, в организациях и клинике …295
Применение в организациях …297
ТА в образовании …299
Глава 30. История возникновения ТА …301
Эрик Берн и истоки ТА …302
Ранние годы …304
Годы распространения …305
Международная консолидация …306
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ …309