Стихотворный диалог пушкина и святителя филарета.

26 мая 1828 года (6 июня по новому стилю), в день своего двадцатидевятилетия Пушкин пишет стихотворение, наполненное такой горечью, что современники его назовут "воплем отчаяния".

Это стихотворение "Дар напрасный, дар случайный..." было вызовом. Вызовом, брошенным в небо. Митрополит Московский Филарет на этот вызов ответил. И сегодня, через столетия, то, о чем писали эти два человека, на мой взгляд, очень важно для нас.

"Жизнь, зачем ты мне дана?"

Давно замечено, что уныние любит посещать нас именно в дни рождения. Но чувство, описанное Пушкиным, трудно назвать обычным унынием. Скорее - отчаянием, и пусть никого не смущает сдержанная строгость самого стиха:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Что предшествовало написанию этих горьких строк?

В мае 1827 года Пушкин наконец-то получает разрешение жить в Петербурге. Но уже 24 января 1828 года признается: "Шум и суета Петербурга мне становятся совершенно чужды".

Пишет он в то время мало. Что пишет? Вот рядом, хронологически: стихотворное посвящение некоему поэту и беллетристу В.С. Филимонову, вот изящное обращение к английскому художнику Дж. Дау - нарисованный им портрет Пушкина, о котором говорится в стихе, увы, неизвестен. А вот Анна Оленина обмолвилась, сказав поэту неосторожно "ты", и на другое воскресенье он привозит ей летящее восьмистишие "Ты и вы".

Среди этих изящных безделушек датированное 19 мая 1828 г. стихотворение "Воспоминание" поражает. Поражает тем, что перед нами абсолютно другой, опечаленный и раздосадованный поиском смысла жизни Пушкин.

Когда "влачатся в тишине /Часы томительного бденья./ В бездействии ночном живей горят во мне/ Змеи сердечной угрызенья",

Мечты кипят, в уме,
Подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток,
Воспоминание безмолвно
Предо мной
Свой длинный
Развивает свиток.
И с отвращением читая
Жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь,
И горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Насколько тонкое и точное описание чувств! Однако эти строки - не все стихотворение. Понимая, что следующие признания настолько сокровенны, что напоминают его личную молитву, его глубоко личное покаяние, Пушкин не отдает в печать вторую строфу стиха. Но именно она проливает свет на то, как он воспринимал себя в те дни по отношению к судьбе, к своей жизни, дарованной Богом:

Я вижу в праздности,
В неистовых пирах,
В безумстве гибельной свободы,
В неволе, в бедности,
В гонении, в степях
Мои утраченные годы!
Я слышу вновь друзей
Предательский привет,
На играх Вакха и Киприды,
И сердцу вновь наносит
Хладный свет
Неотразимые обиды...

Не просто жалоба, по-человечески понятная и оттого близкая и нам, простым людям. Не просто счет обид, предъявленных к жизни, - "неволя, бедность, гонения" и даже изгнание. Здесь - жесткая, трезвая оценка не других, а именно себя. Обратите внимание на строчку "безумства гибельной свободы..." - насколько точное прозрение. И дальше:

И нет отрады мне -
И тихо предо мной
Встают два призрака младые,
Две тени милые -
Два данные судьбой
Мне Ангела во дни былые!
Но оба с крыльями
И с пламенным мечом,
И стерегут... и мстят мне оба,
И оба говорят мне
Мертвым языком
О тайнах вечности и гроба...

В тисках отчаяния

Тут нужно пояснение. Если вы обращали внимание, то, наверное, заметили: любая молитва покаяния несет в себе обращение к Богу. Любая.

Оттого и великая молитва покаяния, Пятидесятый псалом царя Давида, начинается словами призыва к Богу: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое..." В основе ее лежит осознание простой вещи: человек без помощи Бога не в силах справиться со своими грехами, со своим отчаянием сам. А Пушкин 28-го года воспринимает своих ангелов-хранителей как стражей, более того - как мстителей. И этим, на взгляд любого глубоко верующего, отрезает себя от Бога - потому что власть Бога воспринимается поэтом как враждебная. Но человек, оставшийся наедине со своим грехом и не сумевший (или не желающий) по каким-то причинам воззвать к Господу (помните, как у псалмопевца - "из глубины, взываю к Тебе, Господи..."), никогда не вырвется из замкнутого круга самоанализа. Он обречен на отчаяние.

И Пушкин, по словам Николая I, "умнейший человек России", к этому отчаянию приходит. Ровно через неделю после "Воспоминания" он так оценит свое предназначение: "дар напрасный..."

"Не напрасно, не случайно"

Отчаяние, сформулированное Пушкиным с такой пленительной красотой, самим фактом этой красоты и законченности формы претендовало на то, чтобы стать истиной.

Отчаяние поэта могло стать соблазном для людей, познавших лишь торопливую горечь в поисках смысла жизни. И оттого отточенное в своей красоте и совершенстве отчаяние переставало быть личным делом поэта. Все это поняла чутким и пылким сердцем Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Голенищева-Кутузова, дочка фельдмаршала, искренне любившая Пушкина.

Это была удивительная дама! На шестнадцать лет старше Пушкина, она влюбилась в него как девчонка и поначалу писала ему любовные письма, которые, как говорят, он бросал в огонь не читая. Потом Елизавета Михайловна все-таки смогла подружиться с поэтом, ввела в свет Гончарову, обладала огромными связями...

Элиза, так называли ее в свете, как можно скорее повезла стихотворение "Дар напрасный..." в Москву, к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). И владыка, отложив в сторону дела, отвечает Пушкину:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал;
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забытый мною!
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется тобою
Сердце чисто, светел ум.

Некоторые критики владыки ставят ему в вину простоту стиха - мол, как-то незатейливо ответил. Но вчитайтесь - какое чувство такта к тому, кто власть Творца называет враждебной. Не гневная отповедь, а мягкий укор.

Что же касается простоты, то да, она есть, но эта простота - вершина всего. Это простота молитвы. И сам стих, обратите внимание, заканчивается именно как молитва.

Смирение и муза

К этой простоте в сложнейших, на первый взгляд, вопросах бытия и смерти и Пушкин придет - незадолго до своей гибели он переложит на стихи молитву Ефрема Сирина. Он полюбит эту простоту, он ею проникнется.

19 января 1930 года Александр Сергеевич пишет "Стансы", посвящая их митрополиту Московскому Филарету (кстати, Филарет - пра прапрадед нашего современника телеведущего Николая Дроздова).

Стихи Пушкина к владыке до сих пор недооцененные, хотя все отмечают их удивительную гармонию. Перед нами - божественная красота смирения:

В часы забав
Иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Посмотрите, что делает Пушкин в последней строфе! Александр Сергеевич чуть-чуть усиливает описываемое чувство, он как будто не в силах сдержать свою музу от шалости - не дерзость, но шалость: смирение не делает нас рабами! - и к нам через века летит улыбка живого Пушкина.

Уважаемые читатели!

Нам важны ваши мысли и размышления об этой публикации. Мы ждем ваших писем. Если же вы хотите, чтобы ваше письмо было передано непосредственно Марии Городовой, мы сделаем это.

Адрес: ул. Правды, д. 24, Москва, 125993, Редакция "Российской газеты". Адрес электронной почты Марии Городовой: [email protected]

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Митрополит Филарет ответил на эти стихи:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

В ответ митрополиту Филарету Пушкин написал «Стансы»:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.



Copyright 2004

Парадоксальность человеческого существования… Трагическая его загадочность… Гений нашей поэзии однажды выразил её следующими строками:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Московский митрополит Филарет Дроздов ответил Пушкину следующим стихотворением:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забытый мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.

Неожиданный ответ митрополита глубоко растрогал Пушкина. Поэт написал ему в ответ стихотворное послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:

Я лил потоки слёз нежданных.
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

Рецензии

К концу жизни Гоголь стал примерным христианином (существует мнение, что он что-то такое видел, нам неизвестное, перепугавшее его до полусмерти, он очень боялся быть похороненным заживо) и стал соблюдать посты. К концу жизни он очень сильно заболел и его семья и друзья, испугавшись, что Гоголь умрёт от истощения во время Великого Поста, обратились к московскому митрополиту Филарету, дабы он отрешил писателя от поста. Митрополит имел такое право, и никуда бы Гоголь не делся. Но митрополит восхитился христианской выдержкой Гоголя и отрешения не дал.
Итог - Гоголь впал в каталепсию и был похоронен ЖИВЫМ.
Такая вот благочестивая история.

А я вот читал преподобного Иоанна Кассиана (4 век). Он пишет, что монах так должен вести дело пощения, чтобы стремиться прожить 100 лет.

Помню, читал сборник писем свт. Феофана Затворника. Он пишет кому-то (не беременной женщине и не кормящей матери), чтобы он не стеснялся пить в великий пост молоко, поскольку это необходимо ему для здоровья.

А я о чём и говорю? Церковные иерархи имеют право отрешить нас от поста, если требуют обстоятельства. Один раз даже всю русскую армию от поста освободили, по причине Семилетней Войны.
Но они же имеют право и НЕ отвращать.

Человек сам может, без всяких благословений, руководствуясь одним здравым смыслом, устанавливать себе должную меру поста. В зависимости от здоровья или условий, в которых он находится.

Кхм! Спаси вас Господь, если эти строки прочитает по настоящему истинный христианин. Он вам мигом покажет, что мы с вами САМИ имеем право делать, а что - нет.

Когда-то давным-давно, на заре своего воцерковления, я думал, что у православных существует книга, в которой всё точно написано, что в какой пост можно вкушать, а что нет. Что-то вроде Законов Ману. Потом я узнал, что Устав Церковный именуется Типикон, и, конечно, его себе приобрёл. И что же я углядел в этой толстенной книге? Почти всё написанное - 99 % - относилось к совершению богослужению. Чуть-чуть было и про пост. А именно: давался устав монахов палестинского монастыря Саввы Освященного (VI век). Как же питались эти древние великие постники? В первые три дня великого поста - полное голодание. В последующие дни великого поста: в пн., вт., ср, чт. и пт. - сухоядение один раз в день без растительного масла; в сб. и вс. - варёная пища два раза в день. Рыба разрешалась в великом посту два раза: на Вход Господень в Иерусалим и на Благовещение. И кто такой пост может выдержать в наши дни?.. Естественно, так не постятся ни в одном монастыре. А других записанных уставов, кроме вот этого устава монастыря Саввы Освященного, в Православной церкви нет. Не написали. А почему не написли? Да потому, что мера поста зависит от местности обитания (тундра или Африка), от степени физической нагрузки человека, от здоровья. Все православные духовные наставники это понимают. Ну, бывают, конечно, духовные наставники и неразумные, которые ратуют за букву устава: "В Великую Субботу (день перед Пасхой) вкушаем пищу один раз в день, вкушаем поллитры хлеба и финики(потому что финики везде растут)". Так в Типиконе и написано: финики везде растут!

Вы совершенно правильно подняли корень всего этого дела. Посты - это дело монахов. Им так по их уставу положено - ничего не есть в определённые времена года. просто они полагают, что ИХ законы распространяются и на НАС.
Надо отметить, что в Испании были времена, когда людей сжигали за то, что они нарушали пост... В Польше выбивали зубы.
Видите как в цивилизованных-то странах. Одни мы, русские, живём, словно медведи какие. Всё на личную инициативу сваливают.

Спасибо за ценную информацию! – не знал, что испанцам и полякам грозило за несоблюдение поста.

Только я не согласен с тем, что посты нужны только монахам. Пост – это средство для закаливания своей воли, чтобы быть сильнее своего собственного тела. Но пост должен быть по силам, а силы – у каждого свои.

В старой России хотя не творили таких ужасов, как в Испании или Польше, но так же, как и на Западе, считали пост не средством духовной жизни, а её целью. Вспомним “Конька-горбунка”:

Донесу я в думе царской,
Что конюший государской –
Басурманин, ворожей,
Чернокнижник и злодей;
Что он с бесом хлеб-соль водит,
В церковь Божию не ходит,
Католицкий держит крест
И постами мясо ест!

Да что там древность! Читал письма настоящего подвижника благочестия сталинского времени – игумена Никона Воробьёва, – который с горестью пишет, что современные ему священники о духовной жизни имеют самое поверхностное представление. И спрашивают своих прихожан, не пили ли они молока в пост, будто бы это грех какой страшный. Таких грамотных, как игумен Никон, было немного. Поэтому на него гневались церковные чтецы. За то, что он их заставлял читать в храме неспешно – стремиться к тому, чтобы каждый молящийся имел возможность понять смысл читаемого.

К счастью, в последние десятилетия православное духовенство со смыслом постов, вроде бы, разобралось.