Строение вещества молекулы движение молекул. Развитие понятия «молекулярное строение вещества»

§ 1 Строение вещества

В этом уроке мы узнаем, из чего состоят вещества, чем одно вещество отличается от другого.

Известно, что физические тела состоят из вещества. Например, стакан изготовлен из стекла, чайник - из металла, мяч - из резины. На рисунке представлены лед, вода и водяной пар, вырывающийся из носика чайника.

Это одно и то же вещество: лед - твердое тело, вода - жидкость, пар - газообразное состояние воды, но внешне они разные. Вода течет, лед сохраняет свою форму, пар постепенно распространяется по всему помещению. Одно и то же тело может быть твердым, жидким и газообразным и иметь разные свойства. Почему? Как устроено вещество? Этот вопрос интересовал людей очень давно. Еще 2500 лет назад древнегреческий ученый Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. В научную теорию эта гипотеза превратилась в XVIII веке.

Чтобы раскрыть суть теории о строении вещества, поставим опыты.

Первый опыт. Сожмем воздушный шарик. Мы видим, что объем шарика уменьшается.

Второй опыт. Есть физический прибор, состоящий из подвешенного к тонкой проволоке металлического шарика и кольца, причем шарик свободно проходит сквозь кольцо. Но если шарик нагреть, он перестанет проходить через кольцо. Через некоторое время, остыв, он снова пройдет сквозь него.

Третий опыт. Подержим термометр в руках. Мы заметим, как столбик ртути в термометре начинает подниматься и вот уже вместо 36 градусов показывает 37-38 градусов.

Из этих опытов мы можем сделать вывод: объем тела можно изменить. При нагревании объем тела увеличивается, при охлаждении - уменьшается.

Как объяснить результаты опытов?

Все вещества состоят из частиц, между которыми есть расстояния. Эти частицы могут сдвигаться друг относительно друга, при этом объем всего тела или увеличивается, или уменьшается.

Но если все тела состоят из отдельных частиц, почему они нам кажутся сплошными?

Дело в том, что эти частицы очень малы, увидеть их невооруженным глазом невозможно. Чтобы убедиться в этом, поставим еще один опыт. В стакан с чистой водой опустим несколько крупинок марганцовки (рис. 5). Мы видим, как вода окрашивается. Перельем немного раствора в мензурку с чистой водой. Раствор в мензурке будет окрашен слабее. Из мензурки перельем немного раствора во вторую мензурку, из нее - в третью, из третьей - в четвертую. С каждым разом вода будет окрашена слабее.

Из того, что первоначально в воду положили небольшую крупинку марганцовки и только часть ее попала в четвертый сосуд, мы можем сделать вывод, что крупинка состояла из большого количества мельчайших частиц.

Этот опыт и многие другие подтверждают гипотезу о том, что вещества состоят из очень маленьких частиц, между которыми есть расстояния.

§ 2 Молекулы

Мельчайшую частицу вещества называют молекулой.

Наименьшая частица воды - молекула воды. Наименьшая частица кислорода - молекула кислорода. Размеры молекул очень малы. Если в воду капнуть капельку масла, то она растекается по поверхности воды, толщина слоя масла составит одну тысячную часть миллиметра. Насколько малы размеры снежинки, но она состоит из огромного числа молекул.

Для изучения свойств молекул были поставлены разные опыты, из которых доказано, что:

1) молекулы одного и того же вещества одинаковы; это значит, лед, вода и водяной пар состоят из одинаковых молекул;

2) молекулы разных веществ различны;

3) между молекулами есть расстояния, промежутки;

4) при нагревании расстояния между молекулами увеличиваются, при охлаждении - уменьшаются. Из-за этого изменяется объем тела, например, металлического шарика или столбика ртути в термометре

Молекулы - мельчайшие частицы вещества, но и они состоят из более мелких частиц - атомов. Например, молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Молекулы принято изображать схематически. Схема молекулы воды представлена на рисунке:

Зная строение вещества, можно объяснить различные физические явления. Например: почему летом после грозы лужи быстро высыхают? Молекулы воды при нагревании испаряются, то есть переходят в воздух, и постепенно число молекул воды в луже и, следовательно, сама лужа уменьшается. Почему подошва обуви постепенно изнашивается? Подошва состоит из огромного количества молекул. При ходьбе молекулы подошвы остаются на асфальте, на полу, на ступеньках крыльца, их число в подошве уменьшается, и подошва становится тоньше.

§ 3 Важно запомнить

Итак, для объяснения различных физических явлений, применения на практике свойств различных тел, для создания новых материалов с нужными свойствами важно знать строение вещества.

Все вещества состоят из очень маленьких частиц, между которыми есть расстояния.

Молекула - мельчайшая частица вещества.

Молекулы одного и того же вещества одинаковы. Молекулы разных веществ различны.

Между молекулами есть расстояния, промежутки. При нагревании расстояния между молекулами увеличиваются, при охлаждении - уменьшаются.

Список использованной литературы:

  1. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 7 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2009. – 368 с.
  2. Волков В.А. Тесты по физике: 7-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 224 с. – (Мастерская учителя физики).
  3. Кирик Л.А. Физика -7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М.: Илекса, 2008. – 192 с.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7 класс / Сост. Зорин Н.И. – М.: ВАКО, 2012. – 80 с.
  5. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2010. – 128 с.
  6. Перышкин А.В. Физика. 7 класс - М.: Дрофа, 2011.
  7. Тихомирова С.А. Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах. Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 2002. – 144 с.

Использованные изображения:

Насколько малыми являются наимень­шие частички вещества? Существует ли отличие между молеку­лами одного и того же вещества? Можно ли сосчитать молекулы в булавочной головке? Эти и другие вопросы мы обсудим подробнее и вместе найдем ответы.

1. Различаем атом и молекулу

Из предыдущего курса «Природоведение» вы уже знаете, что все ве­щества состоят из мелких частичек - молекул и атомов. Вы также знаете, что первичные составные части вещества - атомы - имеют специальные названия и символы для обозначения каждого из видов атомов. Например: водород (H), ртуть (Hg), кислород (О), углерод (С). Атомы разных видов от­личаются друг от друга по своим химическим свойствам и массе. С физической величиной под названием «масса» вы уже познакомились в § 9. Что такое «химические свойства», вы узнаете из курса химии.

По положению на 2005 год науке известны только 116 различных видов ато­мов. «He может быть,- возразите вы.- Как это, только 116? Каждый из нас с легкостью перечислит 200-300, а может быть, и больше различных веществ». Да, действительно, в мире существуют миллионы разных веществ. Как же со­единить существование только 116 различных видов атомов с миллионами раз­ных веществ? Дело в том, что вещества по большей части состоят из молекул.

Рис. 2.11. Модели молекул некоторых веществ: а - метана (CH 4); б - серной кислоты (H 2 SO 4); в - воды (H 2 O). (Синие шарики - атомы водорода, красные - кислорода, зеленые - серы, желтые - углерода.)

Молекулой называется наименьшая частичка вещества, имеющая его основ­ные химические свойства и состоящая из атомов.

Ситуация с разными веществами очень похожа на составление тысяч разных слов из «только» 32 различных букв алфавита. В этом сравнении каждая буква - это, так сказать, отдельный атом, а каждое слово соответс­твует молекуле, т.е. определенному веществу .

На рис. 2.11, а вы видите схематическое изображение молекулы метана, состоящей из пяти атомов: четырех атомов водорода и одного атома углерода. Пользуясь нашей аналогией,- это слово из пяти букв. На рис. 2.11, б приведена схема более сложной молекулы серной кислоты, состоящей из семи атомов. Аналог этой молекулы - слово из семи букв. Из приведенных примеров понятно, что каждая новая молекула (новая комбинация атомов) соответствует новому веществу.

2. Знакомимся с простыми и сложными веществами

Продолжим нашу аналогию сравнения веществ со словами. Вы, на­верное, знаете, что рядом с обычными словами, состоящими из нескольких разных букв, мы иногда произносим и слова с использованием только одной буквы (например, «я», «а-а...», «у-у-у...»)... Так же и с веществами. Некоторые из них состоят только из одного вида атомов (одного химического элемента) и потому называются простыми (см. рис. 2.12). Примерами таких веществ является углерод, железо и др.

Совершенно очевидно, что слов, состоящих из нескольких букв, намно­го больше, чем слов из одной буквы. Так же и с веществами. Чаще всего в повседневной жизни мы сталкиваемся с веществами, молекулы которых состоят из атомов нескольких различных видов. Эти вещества так и назы­ваются - сложные (см. рис. 2.11).

  • Контрольные вопросы

1. Сколько разных видов атомов известно науке? Чем они отличаются друг от друга?

2. Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

3. Приведите примеры некоторых сложных веществ. Из каких атомов они состоят?

4. Как можно доказать, что между час­тичками вещества существуют промежутки?

5. Как показать, что атомы и молекулы очень малы?

6. В переводе с греческого языка «атом» означает «неделимый». Так ли это?

  • Упражнения

1. Можем ли мы утверждать, что объем вещества в сосуде равняется сумме объемов молекул, из которых это вещество состоит?
2. Можем ли мы изменить объем тела, не изменяя количества моле­кул в нем? Как это сделать?
3. Известно, что при одинаковых условиях разные газы в одинаковом объеме содержат одно и то же количество молекул, а плотности газов различны. Чем можно объяснить расхождение в плотности газов?
4. Вычислите, сколько приблизительно молекул можно разместить вдоль отрезка длиной 0,5 мм. Диаметр молекулы считать равным 0,0000000001 м.
5. Известно, что наша Галактика Млечный Путь насчитывает около 9 млрд звезд. Во сколько раз количество молекул в 1 см 3 воздуха, равное (при нормальных условиях) 3 10 10 , больше указанного количества звезд?
6*.Площадь пленки, которую образует на поверхности воды капля масла объемом 0,005 мм 3 , не может превышать 50 см 2 . Какой вывод относительно размера молекул масла следует из этого факта?

  • Экспериментальные задания

1. Растворите крупинку краски в воде, налитой в прозрачный сосуд. Отлейте немного окрашенной воды в другой сосуд и долейте чистой воды. Сравните окраску раствора в первом и втором сосудах. Ана­логично разбавьте раствор еще несколько раз. Сравните окраску последнего раствора с чистой водой. Объясните результат.

2. Сделайте из цветного пластилина модели двух молекул воды. Со­ставьте из этих моделей модели молекул водорода и кислорода.

  • Физика и техника в Украине

Георгий Вячеславович Курдюмов (1902-1996) - выдающийся металлофизик, профессор, академик российской и украинской акаде­мий наук. На протяжении длительного времени он работал в Днепропетровске и Киеве, где создал современные научные школы по исследованию физики металлов и сплавов.

Наиболее важными результатами его научной деятельности с практической точки зрения было создание научных основ терми­ческой обработки металлов - средств существенного упрочнения сталей - и создание новых материалов с уникальными свойствами.

Академик Курдюмов также известен своими фундаментальными исследованиями кристаллической структуры сталей и открытием так называемого «эффек­та Курдюмова».

Президиум HAH Украины ввел премию им. Г. В. Курдюмова.

Физика. 7 класс: Учебник / Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. - X.: Издательство «Ранок», 2007. - 192 с.: ил.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

I. Новый материал

Эта лекция будет посвящена следующим понятиям: "атом", "молекула", "вещества молекулярного и немолекулярного строения", "атомно-молекулярное учение".

Возникновение представлений об атомах и молекулах

Посмотрите презентацию:

Атомы и молекулы

Атомы и молекулы


Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад высказал мысль о том, что все тела в природе состоят из мельчайших невидимых, непроницаемых, неделимых, вечно движущихся частиц – атомов. Слово “атом” в переводе означает “неделимый”. Позднее, в средние века, учение об атомах преследовалось религией, которая тормозила развитие науки в целом, и химии в частности.

Учение о молекулах и атомах было разработано в середине 18 века великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 – 1765 гг.) Он утверждал, что тела в природе состоят из корпускл (молекул), в состав которых входят элементы (атомы). Многообразие веществ ученый прозорливо объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них. Удивительно верной и смелой для того времени была мысль М. В. Ломоносова о том, что некоторые корпускулы (молекулы) могут состоять из одинаковых элементов (атомов). Учение об атомах получило дальнейшее развитие в трудах известного английского ученого Джона Дальтона (1766 – 1844 гг.).

МОЛЕКУЛЫ И АТОМЫ

Можно ли опытным путем доказать, что молекулы состоят из атомов?

То, что атомы действительно существуют, подтверждают многие химические реакции. Так, например, при пропускании постоянного тока через воду в одной из трубок прибора собирается газ, в котором тлеющая лучинка ярко вспыхивает. Это кислород. В другой трубке собирается вдвое больше газа, который от зажженной лучинки загорается. Это водород.


Схема аппарата для разложения воды (аппарат Гофмана)

Объяснить это явление можно так. Мельчайшая частица воды – молекула состоит из 2 атомов водорода и одного атома кислорода. При пропускании постоянного тока через воду ее молекулы распадаются и образуются химически неделимые частицы – атомы кислорода и водорода. Затем атомы соединяются по два, и из двух молекул воды образуется одна – двухатомная молекула кислорода и две водорода.



Некоторые представления об атомах и молекулах, высказанные М. В. Ломоносовым за полвека до Д. Дальтона, оказались более достоверными и научными. Например, английский ученый категорически отрицал возможность существования молекул, состоящих из одинаковых атомов. Его взгляды отрицательно сказались на развитие химии.Учение о молекулах и атомах окончательно было принято только в 1860 г. на Всемирном съезде химиков в Карлеруэ.

Итак, что такое молекулы и атомы?

Молекулы – мельчайшие частицы вещества, состав которых и химические свойства такие же, как у данного вещества. Молекулы – предельный результат механического дробления вещества.

Атомы – это мельчайшие химически неделимые частицы, из которых состоят молекулы. Молекулы, в отличие от атомов, являются химически делимыми частицами.

Молекулярные вещества

Молекулярные вещества молекулы

Молекулы - наименьшая частица молекулярного вещества, способная существовать самостоятельно и сохраняющая его химические свойства.

Молекулярные вещества имеют низкие температуры плавления и кипения и находятся в стандартных условиях в твердом, жидком или газообразном состоянии.

Например: Вода - жидкость, t пл =0°С; t кип =100°С

Вода – самое известное и весьма распространенное вещество на нашей планете: поверхность Земли на 3 / 4 покрыта водой, человек на 65 % состоит из воды, без воды невозможна жизнь, так как в водном растворе протекают все клеточные процессы организма. Вода – молекулярное вещество. Это одно из немногих веществ, которое в природных условиях встречается в твердом, жидком и газообразном состояниях, и единственное вещество, для которого в каждом из этих состояний есть свое название.
Особенностями строения воды вызваны ее необычные свойства. Например, при замерзании вода увеличивается в объеме, поэтому лед плавает в своем расплаве – жидкой воде, а наибольшая плотность воды наблюдается при 4 o С, поэтому зимой большие водоемы до дна не промерзают. На свойствах воды основана и сама шкала температур Цельсия (0 o – температура замерзания, 100 o – температура кипения). С причинами этих явлений и с химическими свойствами воды вы познакомитесь позже.

Немолекулярные вещества

Немолекулярные вещества - это вещества, мельчайшими структурными частицами которых являются атомы или ионы .

Ион - это атом или группа атомов, обладающих положительным или отрицательным зарядом.

Например: Na + , Cl - .

Немолекулярные вещества находятся в стандартных условиях в твердом агрегатном состоянии и имеют высокие температуры плавления и кипения.

Например: Поваренная соль - твердое вещество, t пл =801°С; t кип =1465°С; Железо

Железо – серебристо-белый, блестящий, ковкий металл. Это немолекулярное вещество. Среди металлов железо занимает второе место после алюминия по распространенности в природе и первое место по значению для человечества. вместе с другим металлом – никелем – оно образует ядро нашей планеты. Чистое железо не имеет широкого практического применения. Знаменитая Кутубская колонна, расположенная в окрестностях Дели, высотой около семи метров и весом 6,5 т, имеющая возраст почти 2800 лет (она поставлена в IX в. до н. э.) – один из немногих примеров использования чистого железа (99,72 %); возможно, что именно чистотой материала и объясняется долговечность и коррозионная устойчивость этого сооружения.


В виде чугуна, стали и других сплавов железо используется буквально во всех отраслях техники. Его ценные магнитные свойства используются в генераторах электрического тока и электромоторах. Железо является жизненно необходимым элементом для человека и животных, так как оно входит в состав гемоглобина крови. При его недостатке клетки тканей получают недостаточно кислорода, что ведет к очень тяжелым последствиям.

Атомно-молекулярное учение

Атомно-молекулярное учение развил и впервые применил в химии великий русский ученый Ломоносов. Сущность учения Ломоносова можно свести к следующим положениям.

1. Все вещества состоят из «корпускул» (так Ломоносов называл молекулы).

2. Молекулы состоят из «элементов» (так Ломоносов называл атомы).

3. Частицы - молекулы и атомы - находятся в непрерывном движении. Тепловое состояние тел есть результат движения их частиц.

4. Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных веществ - из различных атомов.

Атомистическое учение в химии применил английский ученый Джон Дальтон. В своей основе учение Дальтона повторяет учение Ломоносова. Вместе с тем оно развивает его дальше, поскольку Дальтон впервые пытался установить атомные массы известных тогда элементов. Однако Дальтон отрицал существование молекул у простых веществ, что по сравнению с учением Ломоносова является шагом назад. По Дальтону, простые вещества состоят только из атомов, и лишь сложные вещества - из «сложных атомов» (в современном понимании - молекул). Отрицание Дальтоном существования молекул простых веществ мешало дальнейшему развитию химии. Атомно-молекулярное учение в химии окончательно утвердилось лишь в- середине XIX в.Молекула - это наименьшая частица данного вещества, обладающая его химическими свойствами. Химические свойства молекулы определяются ее составом и химическим строением. Атом - наименьшая частица химического элемента, входящая в состав молекул простых и сложных веществ. Химические свойства элемента определяются строением его атома. Отсюда следует определение атома, соответствующее современным представлениям: атом - это электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного атомного ядра и отрицательно заряженных электронов. Согласно современным представлениям из молекул состоят вещества в газообразном и парообразном состоянии. В твердом состоянии из молекул состоят лишь вещества, кристаллическая решетка которых имеет молекулярную структуру.

Основные положения атомно-молекулярного учения можно сформулировать так:

  • Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением.
  • Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшие расстояния имеются между молекулами газов. Этим объясняется их легкая сжимаемость. Труднее сжимаются жидкости, где промежутки между молекулами значительно меньше. В твердых веществах промежутки между молекулами еще меньше, поэтому они почти не сжимаются.
  • Молекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры. С повышением температуры скорость движения молекул возрастает.
  • Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. В наибольшей степени эти силы выражены в твердых веществах, в наименьшей - в газах.
  • Молекулы состоят из атомов, которые, как и молекулы, находятся в непрерывном движении.
  • Атомы одного вида отличаются от атомов другого вида массой и свойствами.
  • При физических явлениях молекулы сохраняются, при химических, как правило, разрушаются.
  • У веществ с молекулярным строением в твердом состоянии в узлах кристаллических решето находятся молекулы. Связи между молекулами, расположенными в узлах кристаллической решетки, слабые и при нагревании разрываются. Поэтому вещества с молекулярным строением, как правило, имеют низкие температуры плавления.
  • У веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы. Между этими частицами существуют сильные химические связи, для разрушения которых требуется много энергии. Поэтому вещества с немолекулярным строением имеют высокие температуры плавления.

Объяснение физических и химических явлений с точки зрения атомно-молекулярного учения. Физические и химические явления получают объяснение с позиций атомно-молекулярного учения. Так, например, процесс диффузии объясняется способность молекул (атомов, частиц) одного вещества проникать между молекулами (атомами, частицами) другого вещества. Это происходит потому, что молекулы (атомы, частицы) находятся в непрерывном движении и между ними имеются промежутки. Сущность химических реакций заключается в разрушении химических связей между атомами одних веществ и в перегруппировке атомов с образованием других веществ.

II. Закрепление

Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Назовите имя древнегреческого философа, который высказал мысль о том, что все тела в природе состоят из мельчайших невидимых, непроницаемых, неделимых, вечно движущихся частиц – атомов.
  2. Назовите имя великого русского учёного, основоположника учения о молекулах и атомах.
  3. Дайте определение молекуле.
  4. Дайте определение атому.
  5. Какие вещества относят к веществам молекулярного строения? Приведите примеры веществ.
  6. Какие вещества относят к веществам немолекулярного строения? Приведите примеры веществ.
  7. Какими свойствами характеризуются веществамолекулярного строения?
  8. Какими свойствами характеризуются веществанемолекулярного строения?
  9. Как объяснить физические и химические явления с точки зрения атомно-молекулярного учения?

Строение вещества. 7-й класс

Малиновская Наталья Васильевна , преподаватель физики

Статья отнесена к разделу: Преподавание физики

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

    Образовательные: изучить смысл понятий – вещество, простые вещества, сложные вещества, молекула (атом); изучить состав молекул (водород, кислород, вода).

    Развивающие: развивать наблюдательность, грамотную речь, формировать умение делать выводы из наблюдений.

    Воспитывающие: воспитывать интерес к изучению физики, трудолюбие на примере из жизни ученых

Оборудование : Приборы и материалы для демонстрационного и фронтального экспериментов: стакан с водой, 3 пустых стакана, стальной шарик, кольцо, спиртовка, акварельные краски, масло, стакан воды, воздушный шарик, колба с водой, пробкой и стеклянной трубкой, штатив,несколько моделей кристаллических решеток; для каждого ученика – салфетка, пузырек со спиртом (одеколоном), стакан с водой, крупинка марганцовки,5 маленьких сосудов, стакан с чистой водой, модели молекул воды,пространственные кристаллические решетки.

Ход урока.

I. Организационный момент –

приветствие, подготовка класса к уроку; мотивация учебной деятельности.

II. Проверка знаний по пройденным ранее темам

1 . - фронтальный опрос

Что называется «физическим телом»? (каждое из окружающих нас тел )

Что называют «веществом» в физике? (то, из чего состоят физические тела )

Что такое «явление»? (изменения, происходящие с физическими телами )

Приведите примеры тел, назовите вещество, из которого состоит тело (стакан –стекло)

- Назовите физические явления (плавление льда, листопад, гроза)

- Что характеризует температура? Каким прибором она измеряется? (степень нагретости тела, измеряется термометром).

III. Изучение нового материала (метод – беседа с постановкой проблемных вопросов).

Вступительное слово учителя.

В древности большинство людей принимало мифические представления о мире как реальность, не вызывающую сомнений. Но уже в YI веке до н.э. некоторые люди перестали верить в мифы и стали самостоятельно размышлять над вопросами об окружающем мире и искать на них ответы.

Человек с давних времен пытался объяснить все загадочное, с чем встречался.Наблюдая за природой, он стремился раскрыть ее тайны. Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся.Попробуйте предсказать результат:

    если бросить мяч вверх, то он через некоторое время…

    если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …

    если нагреть лед, то …

Окружающие нас тела имеют определенные свойства: кирпич твердый, а пластилин мягкий. При нагревании лед тает, превращается в воду. Почему это происходит? Как обычно отвечают люди на вопросы о природе вещей? Это что? Это гвоздь. А он из чего сделан? Из железа. А железо из чего сделано? Железо – из жедеза, и все. Предположим, что вам необходимо сконструировать космический корабль, который совершит полет в космос.Что нужно знать для этого? (Свойства материалов, из которых он должен состоять). А какие знания необходимо иметь для создания материалов с заданными свойствами? (надо знать строение вещества) .

Составление схемы строения вещества:

ТЕЛО - ВЕЩЕСТВО - ???

Постановка проблемного вопроса - КАКОВО СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА?

Сообщение темы и цели урока.

Проведем несколько опытов.

1 опыт. Сожмем руками воздушный шар. Что с ним произошло? (он уменьшился в объеме). Объясните, почему? (воздух состоит из частиц, между ними есть промежутки).

2 опыт (фронтальный) – учащимся предлагается капнуть на лист салфетки каплю пахучей жидкости (спирт, одеколон) и понаблюдать за пятном на бумаге, а затем объяснить, куда исчезло пятно. (спирт состоит из частиц, которые покинули поверхность салфетки)

3 опыт - Возьмем металлический шарик и кольцо.Легко ли проходит металлический шарик сквозь кольцо? (да ). Подержим его в пламени спиртовки. Проходит ли теперь шарик сквозь кольцо? (нет ).

Почему? (при нагревании увеличился объем тела )

4 опыт. Колбу с водой закроем пробкой, в которую вставлена узкая стеклянная трубка. При нагревании воды в колбе уровень воды в трубке повышается, при охлаждении - понижается. На этом основан принцип действия обычного термометра для измерения температуры. В трубке термометра находится ртуть или спирт. Вывод: При нагревании жидкости расширяются.

5 опыт (результат будем заносить в рабочую тетрадь по физике, 7 кл стр. 11.- деление вещества на мельчайшие частицы). Растворим маленькую крупинку марганцовки в воде, налитой в стакан. Отольём немного окрашенной воды в другой стакан и дольём в него чистую воду. Что наблюдаем? (раствор окрашен слабее ). Повторим предыдущее действие несколько раз. Что теперь наблюдаем? (Раствор окрашен ещё слабее). Каков был размер крупинки марганца? (онамаленькая). Какое основное свойство сохранились в растворе (окраска ).Что вы можетесказать о размерах частиц марганца, которые находятся в воде? (Они малы).

Сделайте вывод о строении вещества… Вещество состоит из отдельных частиц.

Каковы размеры этих частиц? Частицы, из которых состоят вещества.очень маленькие. Каково количество частиц даже в внебольшом количестве вещества? Частиц в веществе очень много.

Название мельчайшей частицы вещества - молекула.

Какую частицу называют молекулой? Молекула – мельчайшая частица вещества .

Молекула - от лат “moles” - масса с уменьшительным суффиксом “cula” - массочка. Сам термин появился в 1647 г. (фр. ученый Пьер Гассенди).

Самая малая частица воды – молекула воды. Самая малая частица соли – молекула соли. Молекулы сохраняют основные свойства вещества. Молекула соли – солёная. Молекула зеленой краски – зеленая.

А как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет? (нет)

Что вы можете сказать о молекулах одного и того же вещества?Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет? (да).

Почему? (Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде).

Вывод: Молекулы разных веществ различны. Молекулы одного вещества одинаковы.

Каковы же размеры молекул? Известно, что из пшеницы получают муку. Капля масла, растекаясь по поверхности воды, может образовать плёнку, толщина которой в десятки тысяч раз меньше диаметра человеческого волоса. Но в крупинке воды и в толще масляной плёнки содержится не одна, а много молекул. Значит, размеры молекул этих веществ ещё меньше, чем размеры крупинки муки и толщина плёнки. Давайте попробуем представить их размеры. Молекула во столько раз меньше яблока среднего размера, во сколько раз яблоко меньше земного шара.

Можно ли увидеть молекулыс помощью наших органов зрения? (нет)

Почему? (их размеры очень малы).

Тем не менее, оказывается, есть частицы, из которых, в свою очередь, состоят и молекулы – они называются атомами.

Вывод: Молекулы состоят из атомов .

Завершение схемы строения вещества (записываем в тетрадь ):

ТЕЛО – ВЕЩЕСТВО – МОЛЕКУЛЫ – АТОМЫ - ??? (продолжение следует…)

В рабочих тетрадях по физике 7 кл, стр. 12 учащиеся выполняют задание № 2 «Допишите предложения» - самостоятельно, с последующей проверкой.

Сведения из истории : (возможно выступление учащегося с заранее подготовленным материалом). Древнегреческий ученый Демокрит впервые высказал гениальное предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых и неизменных частичек - атомов, которые находятся в движении и, взаимодействуя между собой, образуют все тела природы. Наблюдая различные природные явления, Демокрит пришел к убеждению, что тела только кажутся нам сплошными, на самом же деле они состоят из мельчайших частиц, но они настолько малы, что увидеть их невозможно. Демокрит предполагал, что у различных тел эти частицы различны по форме. Он назвал эти мельчайшие частички “атомами”, что по-гречески означает “неделимые”. Таким образом, древние ученые высказали многое из современных представлений о строении вещества. В ту пору их высказывания являлись, конечно, лишь гениальными догадками, основанными на наблюдениях, но не подтвержденными никакими экспериментальными фактами.

Ответьте на вопрос: Мы не видим молекулы или атомы. Тела нам представляются сплошными. Каким же образом было доказано их существование? (на основании опытов и наблюдений высказывались гипотезы) . Только наука XX в. предоставила многочисленные прямые доказательства существования атомов и молекул. Атомы можно увидеть в самые современные электронные и ионные микроскопы!

Атомы каждого вида принято обозначать специальными символами. Например: (записываем на доске и в тетрадях): “О – атом кислорода, H – атом водорода».

Молекулы также обозначаются специальными символами. Объяснение строения молекул воды с применением модели: рассмотрение моделей молекул воды.

- Атомов в природе чуть больше 100, но их комбинации создают различные вещества, которое окружают нас. В природе 88 атомов, остальные получены в лабораториях. Существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни тысяч атомов. Это молекулы полимеров. При помощи шариков можно конструировать модели молекул.

- М.В. Ломоносов (1711-1765) - великий просветитель и основатель науки в России,который своим титаническим трудом сделал очень много открытий во многих областях науки, писал, что молекула может быть однородной и разнородной.

Если какое-либо вещество состоит из одинаковых молекул, то его называют простым. Если вещество состоит из молекул, построенных из различных атомов, его называют сложным . Есть тела, молекулы которых состоят из одного атома (алмаз, графит), существуют молекулы, состоящие из двух атомов. Например: О 2 – молекула кислорода. Она состоит из 2-х атомов кислорода. Н 2 – молекула водорода. Она состоит из 2-х атомов водорода. Н 2 О – молекула воды. Она состоит из 2-х атомов водорода и одного атома кислорода. . Вместе с тем существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни тысяч атомов. Это молекулы полимеров. При помощи шариков можно конструировать модели молекул. (Демонстрация пространственных кристаллических решеток).

В современном мире с использованием новейшего оборудования изучены свойства таких молекул-гигантов, из которых состоит вещество «фуллерен».Дополнительный материал: фуллерены - это совершенно новый тип молекулярной формы углерода. Учащийся может заранее подготовить небольшое сообщение с информацией об истории открытия фуллеренов, их структурных, физических и химических свойствах, а также области их применения.

Как вы считаете – атомы – это самые мельчайшие частицы вещества? (мнения могут разделиться, тогда учитель сам сообщает о строении атома). Существуют ещё более мелкие частицы (протоны, нейтроны, электроны), о которых вы узнаете в 8 классе.

Итог этапа изучения нового материала - с какими новыми понятиями вы сегодня встретились на уроке?

IV. Закрепление изученного(фронтальный опрос).

    Из чего состоит вещество? (вещество состоит из частиц)

    Почему частицы, из которых состоит вещество, нельзя наблюдать невооруженным глазом?, (они очень маленькие)

    Что вы знаете о количестве частиц, составляющих вещество? (их очень много).

    Что происходит с телами при их нагревании? При охлаждении? (при нагревании тела расширяются, при охлаждении – сжимаются)

    Объясните эти утверждения с точки зрения внутреннего строения вещества.

    Приведите примеры из своего жизненного опыта, доказывающие эти утверждение (учащиеся приводят примеры из своего опыта).

Выполнение заданий из сборника задач по физике, В.И. Лукашик №№ 40, 43, 44, 45, 49, 50 – устно- решение качественных задач.

V. Проверка усвоения изученного материала.

Кратковременная самостоятельная работа (с последующей самопроверкой и выставлением оценки за работу

    5 верных ответов – оценка «5»

    4 верных ответа – оценка «4»

    3 верных ответа – оценка «3»

    если 2 или 1 верный ответ –необходимо повторить изученный материал

Поставить на листочках с выданными заданиями «+», если ответ «да», «-», если ответ «нет».

I вариант

    Вещество состоит из маленьких частиц, которые можно увидеть - (нет).

    Молекулы холодной и горячей воды различны - (нет).

    При нагревании вещества промежутки между его частицами увеличиваются + (да).

    Атомы состоят из молекул - (нет).

    Молекула водорода состоит из двух атомов водорода + (да)

II вариант

    Объем тела при нагревании уменьшается - (нет).

    При сжатии газа уменьшаются размеры молекул - (нет).

    Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды - (нет).

    Молекулы состоят из атомов + (да).

    Молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода + (да)

V. Домашнее задание (с комментарием, дифференцированное)

Для всех - Изучить параграфы 7, 8, ответить на вопросы.

Для желающих - Изготовить модель молекулы воды

Провести опыт с каплей масла (лучше машинного) по определению размеров молекулы масла,

Написать мини-сочинение «В мире молекул».

VI. Итог урока.

Рефлексия (что было непонятно, что понравилось на уроке, что не понравилось?)

Выставление оценок за урок.

Литература:

    Кабардин О.Ф. История развития физики и развитие представлений о мире: элективный курс: 10-11 класс: учеб.пособие / О.Ф.Кабардин. – М., Астрель: Транзиткнига, 2005. – 318, с,:ил.

    Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика 7 класс»/ Р. Д. Минькова, В. В. Иванова.-2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 142, с.

    Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А. В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/ А. В. Пёрышкин; Сост. Н. В. Филонович.-5-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 190,

    Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – 24-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 240 с.: ил.

    Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2010. – 304 с. – (В помощь школьному учителю).

    Физика. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/А. В. Пёрышкин. – 14-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2010. – 192 с.:ил.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Класс: 7 класс.

Тема урока: Строение вещества. Молекула.

Цель урока: Рассмотреть вопросы строения вещества, строения молекул.

Формировать у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).

Задачи урока:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с первоначальными сведениями о строением вещества.
  • Определить материальность объектов и предметов.
  • Ввести новые понятия: “молекула”, “атом”.
  • Познакомить учащихся со свойствами молекул.
  • Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся познавательный интерес,
  • Расширять их кругозор, память, воображение.
  • Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала.
  • Развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • Формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения,
  • Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения.
  • Воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Тип урока: урок изучения нового материала, с использованием мультимедийных технологий, презентации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Строение вещества. Молекула”, учебник “Физика -7” А.В.Пёрышкин.

Лабораторное оборудование для демонстрации опытов: яблоко, нож, резиновый мяч (воздушный надутый шарик), модель упругих пружин, две книги с вложенными друг в друга страницами, мензурка с водой, стакан с водой, стакан с окрашенной водой, мензурка со спиртом, закрытая колба с дымом,

Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: металлическая проволока, тетрадные листы, колба с водой, стакан, красящее вещество, пластилин, резина, капрон.

Межпредметные связи : биология, история, математика, техника.

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемый результат

Личностные УУД:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
  • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
  • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
  • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Универсальные учебные действия

Организационный

Организует деятельность по подготовке к уроку

Готовят рабочее место

Готовность к уроку

Личностные УУД: Коммуникативные УУД: умение слушать

Повторение ранее изученного материала

Организует деятельность по проверке изученного материала в форме теста

Работают с тестовым материалом по ранее изученной теме.

Самопроверка тестовых вопросов.

Познавательные УУД:

Личностные УУД: нравственно-этического оценивания

Целеполагание и мотивация

Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу

Систематизируют информацию

Делают предположения

Формулируют: что требуется узнать

Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока

Познавательные УУД: Анализируют, работают самостоятельно

Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний)

Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов

Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция

Проведенный опыт, записанные выводы; вывод о состоянии вещества делают сами учащиеся

Личностные УУД: Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях

Регулятивные УУД : Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов

Познавательные УУД: Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативный УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Первичная проверка понимания

Организует фронтальную проверку понимания нового материала

Отвечают на вопросы: о сохранении объема, формы, о переходе в другое состояние (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах)

Понимание основных понятий и материала урока

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Первичное закрепление новых знаний

Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке

Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах)

Через организацию самостоятельной практической работы учащиеся, самостоятельно делают выводы и объясняют полученные результаты

Регулятивные УУД : Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений

Познавательные УУД: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний)

Организует обсуждение результатов занятия

Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах). Формулируют выводы о достижении цели урока

Формулировка учащимися: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока

Личностные УУД: Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения

Познавательные УУД: Умение обобщать, формулировать вывод

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объявляет Д/З: §§ 11-12; вопросы; работа с таблицей

Восприятие, осознание Д/З, запись

Запись учащимися Д/З в дневниках

Личностные УУД: Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно

Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности

Рефлексия учебных действий

Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Меня удивило…

Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой

Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях

Личностные УУД: Умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях.

Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку

Ход урока

I. Организационная часть

(Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.)

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим…

II. Повторение ранее изученного материала

Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Я предлагаю вам тест по теме: “Физические явления” (вопросы распечатаны на столах учащихся, учащиеся отвечают письменно, с самопроверкой)

1. Что из перечисленного является физическим телом?

  1. ложка
  2. камень
  3. солнце
  4. дождь
  5. бумага
  6. ураган.

2. Что из перечисленного является веществом?

  1. бумага
  2. дерево
  3. железо
  4. карандаш
  5. верёвка
  6. воздух
  7. ручка
  8. стекло.

3. Какие слова обозначают физические величины?

  1. скорость
  2. линейка.

4. Какие явления относятся к механическим?

  1. полёт птицы
  2. солнечное излучение
  3. падение капель дождя

5. Какие явления относятся к физическим?

  1. радуга
  2. пожелтевшие листья
  3. падение капель дождя.

III. Целеполагание и мотивация

Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое.

Все мы знаем, что вода может быть и жидкой (это её естественное состояние), и твердой – лёд (при температуре ниже 0°С), и газообразной – водяной пар (слайд № 1). Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара? Может кто-то и затрудняется ответить. Поэтому, рассмотрим ещё один пример: алмаз и графит, два тела состоящие их углерода (слайд № 2). Отличаются ли их свойства? Конечно, графит легко расслаивается – грифель карандаша тому подтверждение, алмаз – один из самых твердых пород. Чем можно объяснить такую разницу?

Молодцы! Чтобы ответить на этот вопрос, и на многие другие, необходимо знать внутреннее “устройство” тел.

Как вы думаете, какая тема урока “ожидает” нас сегодня?

Тема урока : Строение вещества. Молекулы и атомы.

Цель , которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о внутреннем строении вещества, ответить на вопросы

  • Как доказать, что все вещества состоят из частиц?
  • Какими размерами и массами определяются частицы вещества?
  • Почему не видны частицы, из которых состоит вещество?
  • Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока “Строение вещества. Молекулы и атомы” (слайд № 3)

IV. Первичное усвоение новых знаний

Вы не поверите, но вопросами внутреннего “устройства” тел задавалось человечество ещё в древние времена. Легенда гласит, что в Древней Греции в IV–V веках до н.э. ученый Демокрит (слайд № 4), держа в руке яблоко, задумался: сколько раз можно яблоко разрезать на части?

Правильно, деление яблока можно выполнять до какой-то малой части. Эту малую и неделимую часть Демокрит назвал атом, что в переводе с древнегреческого языка так и переводится “неделимый”. Продолжили изучать строение вещества уже ученые XVIII века. Но с древних времен и до наших дней утверждение о строении вещества является одним из самых верных и значимых для изучения тепловых, электрических и квантовых явлений. Как же мы с вами можем сформулировать это утверждение.

Правильно. Все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.

Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 “Строение вещества”

Ваша цель: в ходе урока заполнить данную таблицу. Записываем первое утверждение. Теперь подумаем, как это утверждение можно доказать. Есть два способа: прямое (слайд № 5) и экспериментальное (слайд № 6). Микроскопов не было в Древней Греции, нет и у нас с вами, да и не в каждой физической лаборатории есть такое оборудование, поэтому воспользуемся вторым способом доказательства существования молекул.

Я могу продемонстрировать следующий опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в мензурку 2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане.

А теперь посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства первого утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу.

Молодцы! Мир молекул уникален и удивителен. Вот еще один опыт (слайд № 7). В одну мензурку нальём 100 мл воды, а в другую – 100 мл подкрашенного спирта. Перельём жидкости из этих мензурок в третью (см. рисунок). Удивительно, но объём смеси получится не 200 мл, а меньше: 190 мл. Однако при этом масса смеси в точности равна сумме масс воды и спирта. (В опыте спирт можно заменить сахаром-рафинадом.)

Почему же так происходит?

Или воздушный шарик можно сжать без особого труда. Почему?

Между молекулами есть промежутки. Запишите в таблицу второе утверждение. Посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства второго утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу

Вывод: все вещества состоят из молекул и между молекулами есть промежутки! Но, все тела мы видим сплошными. (слайд № 8) Дело в том, что молекулы настолько малы, что оптической силы глаза не достаточно для видения молекул. Поможет в определении размера молекул эксперимент. (слайд № 9) Размер молекулы масла

d = 1,6 · 10 –9 м = 1,6 нм (нано метр).

Не смотря на свои столь малые размеры, молекулы состоят ещё из более мелких частиц – атомов. Например, наименьшая частица воды – молекула воды. (слайд № 10) Она состоит их трех атомов: двух атомов Н – водорода и одного атома О – кислорода. Знания об атомах сегодня в науке позволяют создавать не только автомобили или электромобили, но и наномобили. (слайд № 11)

Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а молекулы одного вещества - одинаковы. Молекулы воды одинаковы, молекулы углерода в графите и алмазе одинаковы. На вопрос: почему отличаются свойства этих тел, мы ответим с вами на следующих наших уроках…

V. Первичная проверка понимания

У нас осталась последняя колонка таблицы не заполненная. Подумайте, что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами?

Подумали, обсудили в парах, записали в таблицу.

Ребята, встаньте, пожалуйста, кто полностью справились с этим заданием.

VI. Физкультминутка

Упражнения на снятие мышечного напряжения. Игра «Молекулы». В процессе игры дети делятся на группы по 1, 2, 3 и т.д. человек.

VII. Первичное закрепление новых знаний

Видео вопрос “Тепловое расширение твердого тела”(слайд № 12)

Просмотр видео с отключением звука. Ребятам предлагается ответить на вопросы: Что будет дальше? (видео останавливается на моменте нагревания шара); Прокомментируйте видеоролик.

Подумали, обсудили в парах.

VIII. Подведение итогов урока

“Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей”. Эти слова принадлежат русскому ученому М.В.Ломоносову.

Подведем итоги урока. Для этого выполним следующие задания:

Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано технологиям.(слайд № 15) На следующих уроках мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: почему вода, водяной пар и лед (алмаз и графит) состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют различные, почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости. И сможем заполнить таблицу № 1 полностью.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание на дом:

  1. параграфы 7-8; вопросы;
  2. сообщение по теме “Интересные факты о молекулах”.

X. Рефлексия

В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: “Что тебе понравилось на уроке?”

Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи!