Тайны цивилизации Майя. Муиска накануне испанского завоевания

Руины - свидетели катастрофы

В поздний классический период начала исчезать с лица планеты великая культура, которую создало племя майя.

Сотни городов одной из величайших цивилизаций мира похоронил под собой толстый ковёр дождевых лесов. Лишь медленно разрушающиеся безжизненные камни, хранящие разгадку тысячелетних тайн, остались от огромных поселений, в которых некогда кипела жизнь. В этих руинах - свидетелях неизвестной миру катастрофы, заставившей древние племена майя покинуть свои города - археологи не прекращают поиски причин гибели высокоразвитой цивилизации.

Миролюбие и гуманность или воинственность и жестокость?

Долгое время считалось, что племя майя представляло собой вполне гуманное общество. Историков, придерживающихся такой концепции, не смущали многочисленные свидетельства, указывающие на приношения в жертву богам живых людей.

Они усматривали в жестоком ритуале присущее многим древним народам желание умилостивить богов и не хотели признавать в жутких сценах насилия доказательства неблагополучия в обществе. До тех пор, пока историкам не удавалось расшифровать письменные источники, которые оставило после себя древнее племя майя, принято было считать этот уникальный народ не склонным к военным столкновениям. Исследователи утверждали, что изредка на смену миролюбию соплеменников, раздражённых недостойным поведением соседей, приходило желание ввязаться в незначительный по масштабам локальный конфликт. Однако археологические находки, сделанные в ряде затерянных в джунглях городов, заставляют дать иную оценку миролюбию майя позднего классического периода. Рост числа вооружённых столкновений племён в VII - IX веках доказывают остатки массивных укреплений, построенных для защиты ритуальных центров, дворцов и поселений от вторжения вражеских воинов. На относящихся к указанному периоду каменных памятниках, фресках и керамической посуде в немалом количестве присутствуют яркие сцены войны.

Подтверждение теории «длительной мировой войны»

Племя майя, история которого вызывает огромное число дискуссий в научном мире, записывало все важные события на каменных стеллах и камнях, украшавших ритуальные здания.

Дешифровка письменности майя показала, что большинство записей, увековеченных в камне, содержат сведения о завоеваниях царей, различных формах противостояний, захвате пленников и способах жестокой расправы над ними. Каменные ступени с причудливым узором, повествующем о борьбе правителей городов за власть, археологи обнаружили в глубине лесов Гватемалы - городе Дос Пилос, едва ли не первом покинутом жителями. Эта находка подтвердила теорию о «длительной мировой войне», согласно которой сверхдержавы Калакмул и Тикап являлись участниками длительного и сложного конфликта, в который втягивались и соседние города-государства. Надписи на ступенях рассказывают о непосредственном участии короля Дос Пилоса в этом вооружённом противостоянии. Учёные пришли к выводу, что разобщённое племя майя к началу X столетия имело шанс перейти на более высокий уровень политической организации и объединиться в мощной империи, но в силу разных причин этого не случилось. Мир майя раскололся на несколько небольших государств, которые не прекращали воевать друг с другом за контроль над территориями. Насилие в конечном итоге и погубило древнюю цивилизацию.

«И грядет воздвижение деревянных знамен! – восклицал майяский пророк Чилам Балам. – Наш Повелитель грядет, Ицы! Наши старшие братья грядут, о люди Тантуна! Повелитель! Встречай своих гостей, бородатых людей, людей с востока, тех, что несут знак Бога!» Это предсказание осуществилось в 1517 г., когда Эрнандес де Кордова открыл полуостров Юкатан. Сам он впоследствии скончался от ран, нанесенных ему воинами майя в Чампотоне. В 1518 г. была организована исследовательская экспедиция Грихальвы, а в 1519 г. испанский авантюрист Эрнан Кортес беспрепятственно вошел в Теночтитлан.

До некоторого времени Юкатан оставался в стороне от событий этой бурной эпохи, поскольку алчность испанцев влекла их не сюда, а в богатую золотом Мексику. Завоевание испанцами северных областей майя началось только в 1528 г., под руководством Франсиско де Монтехо, которого король Испании пожаловал титулом губернатора всех захваченных им земель. Но захватить эти земли было весьма непросто, поскольку, в отличие от могущественных ацтеков, у майя не было такого верховного правителя, смерть которого повлекла бы за собой падение всей империи. К тому же майя не желали сражаться «по правилам». Они нападали на испанцев по ночам, устраивали засады и ловушки, то есть вели партизанскую войну, полностью соответствующую традициям современных войн подобного рода. Это привело к тому, что очень долго ненавистные чужеземцы не имели своей столицы. Только в 1542 г. испанцам удалось основать город Мериду. Но даже после этого в стране один за другим вспыхивали мятежи, заставляя испанцев на протяжении всего XVI в. чувствовать себя на этой территории крайне неуверенно.

Захват южной области майя был по большей части заслугой изобретательного, но очень жестокого Педро де Альварадо, который прибыл в Гватемалу в 1523 г. из Мексики, где одержал ряд побед. Он имел в своем распоряжении кавалерию, пехоту и сторонников из местных жителей. Ко времени его смерти в 1541 г., королевства киче и какчикелей уже попали под власть испанцев, и всякому сопротивлению пришел конец.

Но при всей своей внешней покорности майя являлись самым стойкими из народов, населявших Мезоамерику. Они никогда не прекращали вести борьбу против европейской цивилизации. В 1847 г., а затем еще раз, в 1860-м, юкатеки, являющиеся одной из народностей майя, восставали против своих белых угнетателей. Им почти удалось захватить весь полуостров Юкатан. В 1910 г. в штате Кинтана-Роо вспыхнул мятеж, направленный против режима диктатора Порфирио Диаса. Только в последние десятилетия жители отдаленных поселений майя начали наконец признавать власть правительства Мексики. Несколько раз восстание поднимали и представители народности цельталь, живущие в горных районах Чьяпаса. Самые значительные по масштабам восстания произошли там в 1712-м и 1868 гг. Регион, расположенный к западу от озера Исабаль в Гватемале, населен людьми, говорящими на языке чоль. Эту местность и миссионеры и солдаты некогда называли «Землей войны». На усмирение живущих на ней племен майя потребовались столетия. К этому можно добавить, что ицы до сих пор продолжают жить на своем острове Тайясаль и до сих пор продолжают существовать дикие и независимые племена индейцев лакандонов.

Майя не были полностью покорены, но их дух был сломлен, и их цивилизация пришла в упадок. Все это нашло свое выражение в одном из стихотворений из книги «Чилам Балам»:

Ешь, ешь, ты имеешь хлеб;

Пей, пей, ты имеешь воду;

В тот день пыль покрывает всю землю,

В тот день гибель всему, что существует на лике земли,

В тот день поднимается туча,

В тот день воздвигается гора,

В тот день сильный захватывает землю,

В тот день все обращается в прах,

В тот день увядает нежный лист,

В тот день закрываются умирающие глаза,

В тот день на дереве появляются три знака,

В тот день три поколения повешены там,

В тот день поднимается знамя битвы,

И все они рассеяны по лесам.

История цивилизации майя полна загадок. Одна из них - причина внезапного исчезновения этого древнего народа, достигшего удивительно высокого уровня развития культуры.

Происхождение и территория обитания

Майя, одна из цивилизаций Мезоамерики, начала формироваться примерно в 2000 г. до н. э. Она сложилась на территории мексиканских штатов Юкатан и Табаско, стран Гватемалы и Белиз, Гондураса и Сальвадора. Местность, на которой жили эти древние племена, делится на три климатические зоны: каменистую и засушливую горную территорию, тропическую сельву и районы с богатой фауной.

По поводу происхождения народа, как и о том, куда пропали майя, существует несколько теорий. Есть версия о том, что они пришли из Азии, и даже фантастическое предположение, что это потомки жителей мифической Атлантиды. Еще одна теория утверждает, что они выходцы из Палестины. В доказательство приводят тот факт, что многие элементы схожи с христианскими (идея прихода Мессии, символ креста). Кроме того, народа очень походит на египетскую, и это наводит на мысль, что он каким-то образом связан и с Древним Египтом.

Индейцы майя: история великой цивилизации

Исследователям повезло - сохранилось немало источников, по которым можно составить картину жизни этого древнего народа. Его историю делят на несколько больших периодов.

В доклассическую эпоху индейцы представляли собой небольшие племена, добывающие пропитание охотой и собирательством. Около 1000 г. до н. э. появляется множество мелких поселений земледельцев. Эль-Мирадор - один из первых городов майя, известный сейчас своим огромным пирамидальным комплексом высотой в 72 метра. Это была крупнейшая метрополия доклассического периода.

Следующая эпоха (400 г. до н. э. - 250 г. н. э.) характеризуется большими изменениями в жизни индейцев. Происходит бурный рост городов, возводятся монументальные архитектурные комплексы.

250-600 гг. н. э. - время классической эпохи развития народа Мезоамерики. В этот период сложились соперничающие друг с другом города-государства. Их архитектура была представлена пышными архитектурными сооружениями. Обычно здания располагались вокруг прямоугольной центральной площади и украшались масками богов и мифологических персонажей, вырезанными в камне. История племени майя говорит, что особенностью их поселений было наличие в центре городов пирамид высотой до 15 метров.

К концу классического периода население низменных областей Гватемалы достигло внушительной численности в 3 миллиона человек.

Поздний классический период - время наивысшего расцвета культуры древнего народа Мезоамерики. Тогда были основаны великие города - Ушмаль, Чичен-Ица и Коба. Численность населения каждого из них составляла от 10 до 25 тысяч человек. История племени майя не может не удивлять - в это же время в средневековой Европе не было таких крупных поселений.

Занятия и ремесла майя

Основными занятиями индейцев были земледелие (подсечно-огневое и ирригационное), пчеловодство и ремесло. Выращивали маис (основная культура), фасоль, томаты, тыкву, различные виды перца, табак, хлопок, батат и разнообразные приправы. Важной культурой было какао.

Занимались майя и выращиванием фруктов. Сейчас сложно сказать, какие из плодовых деревьев были культурными. Жители использовали в пищу папайю, авокадо, рамон, чикосапоте, нансе, мараньон.

Несмотря на высокий уровень развития, майя никогда не прекращали заниматься собирательством. Листья пальм использовались как материал для кровли крыш и сырье для плетения корзин, собранную смолу применяли как благовоние, а из коросо готовили муку.

Охота и рыболовство тоже входили в число основных занятий индейцев.

Из археологических исследований ясно, что на Юкатане и в Гватемале жили искусные ремесленники: оружейники, ткачи, ювелиры, скульпторы и зодчие.

Архитектура

Майя известны своими величественными постройками: пирамидальными комплексами и дворцами правителей. Кроме того, они создавали прекрасные скульптуры и барельефы, основными мотивами которых были антропоморфные божества.

Жертвоприношения

Среди сохранившихся до наших дней построек основную часть занимают здания религиозного характера. Этот факт и другие источники позволяют сделать вывод, что религия занимала в жизни майя центральное место. Они известны своими обрядами кровопускания и человеческими жертвами, приносимыми богам. Самыми жестокими из обрядов было закапывание жертвы заживо, а также вспарывание живота и вырывание сердца из тела еще живого человека. В жертву приносились не только пленники, но и соплеменники.

Тайна исчезновения народа

Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. Известно, что к IX веку южные территории проживания индейцев стали пустеть. По какой-то причине жители стали покидать города. Вскоре этот процесс распространился и на центральный Юкатан. Куда пропали майя и по какой причине они оставили насиженные места? На этот вопрос пока нет ответа. Есть гипотезы, которые пытаются объяснить внезапное исчезновение одного из народов Мезоамерики. Исследователи называют следующие причины: вражеские нашествия, кровопролитные восстания, эпидемии и экологическая катастрофа. Возможно, майя нарушили баланс между природой и человеком. Быстрорастущее население окончательно истощило природные ресурсы и стало испытывать серьезные проблемы с нехваткой плодородных почв и питьевой водой.

Последняя гипотеза об упадке цивилизации майя предполагает, что это произошло из-за сильной засухи, которая и привела к опустошению городов.

Ни одна из этих теорий не получила серьезного подтверждения, и вопрос о том, куда пропали майя, до сих пор остается открытым.

Современные майя

Древний народ Мезоамерики не исчез бесследно. Он сохранился в своих потомках - современных индейцах майя. Они продолжают жить на родине своих знаменитых предков - в Гватемале и Мексике, сохранив язык, обычаи и образ жизни.

Разин Е.А.

:::

Статьи и материалы

:::

ацтеки и науа

Глава двенадцатая.
Военное искусство в войнах индейских народов Америки с европейскими колонизаторами в XVI - XVII вв.

1. Индейские народы Америки и их военная организация

В 1453 г. турки захватили Константинополь и закрыли торговый путь из Европы в страны Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Начались поиски путей в Индию, Катэй (Китай) и Сипанго (Японию). Ведущая роль в этом принадлежала мореплавателям Португалии и Испании.

3 августа 1492 г. Христофор Колумб отплыл из испанского порта Палое с экипажем в 90 человек на трех кораблях, снаряженных на испанские средства. 12 октября этого же года Колумб достиг одного из островов, затем Кубы и Испаньолы (Гаити). Так была открыта Центральная и Южная Америка. В 1497 г. англичанин Кабот достиг берегов Северной Америки.

К о времени открытия Колумбом Америки коренное население - индейцев обоих материков - различные исследователи исчисляют от 14 до 40 миллионов человек. По хозяйственному укладу это население было весьма различным - начиная от кочевников Огненной Земли до полуземледельческих племен северной части Атлантического побережья и оседлых индейских племен Мексики, Центральной Америки и Перу. Племена находились на различных ступенях общественного развития - от высшей стадии дикости (инки) до низшей (ирокезы) и средней (ацтеки и инки) стадий варварства. По своей общественной организации это был родовой строй на различных ступенях его развития - род, фратрия, племя, конфедерация племен.

У индейцев земля являлась собственностью всего племени. «Однако система, при которой землей распоряжалась вся община, не гарантировала от возникновения войн между соседними - племенами, территории которых вклинивались одна в другую. Они воевали из-за охотничьих угодий, водоемов, речных долин, берегов озер, месторождений кремня, залежей соли, из-за воды для нужд орошения и по другим поводам».

П о уровню развития производительных сил индейцы XVI в. отставали от европейцев. Им не было известно железо, они не знали пороха, колесного транспорта, плуга, пользовались каменными и бронзовыми орудиями и таким же оружием. За исключением ацтеков в Мексике и племени майя в Юкатане, индейцы не знали письменности. Следует отметить, что многие сельскохозяйственные культуры Америки (маис, картофель, какао, томаты и др.) не были известны европейцам.

П римитивные орудия труда, следовательно, и примитивное оружие, отсутствие тягловых животных очень ограничивали тактические и стратегические возможности индейцев. Но даже в этих условиях индейцы с XVI в. в течение нескольких столетий активно и очень долго боролись за свою независимость. Эта феноменальная борьба заслуживает специального изучения.
[...]

2. Вооруженная организация ацтеков и их борьба с испанскими колонизаторами

Военное искусство индейцев разных племен различалось в зависимости от достигнутой племенами степени культуры. Военное искусство ацтеков совершенно не похоже на военное искусство индейцев Северной и Южной Америки, стоявших на более низкой ступени общественного развития.

А цтеки пришли в Центральную Америку с Севера. Причинами отдельных переселений индейских племен являлись истощение земли, истребление животных охотой и эпидемии. Поход ацтеков продолжался в течение длительного времени. Сначала (чуть ли не за год) высылался авангард, который находил участки земли и засевал их. Главные силы ацтеков приходили и собирали урожай.

В 1426 г. возник наступательно-оборонительный союз, включавший ацтеков, тескокцев и тлакопанцев. Этот союз сломил гегемонию племени тепанеков и утвердил свое господство на значительной территории Центральной Америки (в Мексике). В ходе постоянных войн с соседними племенами ацтеки утвердили за собой руководящую роль в союзе племен. В середине XV в. на острове площадью в 12 кв. км, расположенном на озере Тескоко, два небольших селения слились в большое пуэбло (племенной поселок) - Теночтитлан. Это был главный город ацтеков. Американский ученый Вайян утверждает, что в этом пуэбло насчитывалось 200 тыс. жителей. Фостер, ссылаясь на сообщения источников, определяет население Теночтитлана от 300 до 600 тыс. человек. Испанец Суасо, посетивший пуэбло в 1521 г., сообщает, что в нем находилось 60 тыс. жителей. Эту цифру наиболее вероятной считает и Морган.

А цтеки занимались земледелием и жили в городах. Последние их олени были истреблены задолго до прихода испанцев. У ацтеков сохранилось общинное пользование землей (за исключением огородов в единоличном пользовании) вместе с общественными зернохранилищами маиса (кукурузы). В урожайные годы оказывались некоторые избытки зерна, что давало возможность кормить пленных, превращенных в рабов, и использовать их труд. Однако рабство было весьма несущественной частью способа производства ацтеков. Земли, выделенные кастам вождей и жрецов, обрабатывались коллективно. Эти касты постепенно упрочивали свою власть.

Ж или ацтеки небогато. Количество зерна строго нормировалось даже по возрасту детей, получавших определенного размера части лепешки, называвшиеся тортильей. Каждый солдат брал с собой в поход камень для размалывания зерен на муку, горшок для варки пищи и циновку или гамак. Расчеты для ведения войны на 300–500 км были очень сложными. Хотя для военных действий использовались местные отряды, только подкрепленные ацтеками, все же при отсутствии тягловых животных организовать снабжение воинов было трудно. Необходимые запасы зерна для закладки продовольственных магазинов переносились людьми. Здесь можно усмотреть своеобразные зачатки пятипереходной системы у ацтеков на два века раньше Лувуа, который считается ее основоположником во Франции. Следует отметить, что такая организация снабжения ограничивала стратегические возможности ацтеков.

А цтеки имели отличные дороги, существующие и поныне, а также хорошо организованную связь бегунами, дымовой и барабанный «телеграф». Города и укрепления являются показателем их высокой строительной техники. Город Теночтитлан, расположенный на месте нынешнего Мехико, отделялся от берега дамбами. Снимая с них мосты, ацтеки создавали этим препятствие наступавшему врагу. Храмы и дворцы служили цитаделями. Размер этих сооружений можно определить из одного сообщения, согласно которому в одном из дворцов свободно разместился отряд испанца Кортеса, состоявший вместе с союзными ему тлакопанцами из 2 тыс. человек. В цитаделях были арсеналы, из которых раздавалось оружие воинам по родам. Это свидетельствовало о начале классового расслоения у ацтеков, породившего правило отбирать у воинов оружие по окончании войны, что наблюдалось и у моголов.

В оборонительных сооружениях индейцы применяли систему «гиппу», т. е. несколько наклонную стену для уничтожения мертвого пространства и обороны подошвы стены без навесных бойниц. В 1767 г. испанцы позаимствовали этот способ у индейцев для своих «президио», а англичане и американцы - для своих фортов против индейцев.

Г ромадная стена с глубоким рвом впереди нее протяжением в 10 км, служившая для заграждения дороги в Тлашкалу, была циклопическим сооружением. В противоположность североамериканским индейцам, не умевшим брать укрепления, ацтекам и даже более раннему племени майя было известно искусство овладения городами.

П остоянные войны союза трех племен вели к уменьшению количества мужчин и способствовали узурпации народной власти жрецами и вождями. Демократичность устройства и выборность военачальников из определенных родов еще оставались. Военная демократия развилась уже настолько, что военные функции вождей становились постоянными. Главным военачальником являлся Монтесума, но он был связан советом еще трех старших военачальников союзных племен.

М альчики подобно спартанцам обучались военному делу, сражаясь дубинками и обороняясь щитами. Воины регулярно проходили обучение в строю. Дж. Вайян так описывает организацию армии ацтеков: «Основной единицей в армии была группа в двадцать человек; несколько таких групп объединялись в более крупные единицы - от двухсот до четырехсот человек. Специальные отряды в четыре - шесть человек выделялись для разведки и набегов. Глава рода предводительствовал более крупными соединениями. Воины родов объединялись в четыре отряда, возглавляемых вождями четырех фратрий, а высшее командование находилось в руках военных вождей племени. Если армия была многочисленна, войска одной фратрии иногда подразделялись на меньшие отряды, составленные из сил двух или трех родов». Военные товарищества или братства (группы по двадцати воинов) сохранялись, но получали еще более крупную организацию - «Орла», «Оцелота» и «Стрелы», объединявшие по нескольку групп или военных товариществ.

О днако построение по родам ослабевало. Морган отмечает вопрос племенного вождя к вождям родов - «Готовы ли выступить в поход все мексиканцы по правилам и обычаям каждого округа, каждый со своими вождями?» Монтесума восстановил турниры «войны цветов», побежденные на которых приносились в жертву. Слепая вера в божество была очень сильна. Так, один победитель турнира сам пожелал чести быть принесенным в жертву богам. Любовь индейцев ко всяким отличиям достигала у ацтеков наивысшего предела. Воины различались по одежде. Отряды имели свои штандарты с гербами Монтесумы в виде орла, хватающего ягуара или фантастическое животное (полуорел, полуягуар). У войск Тлашкалы на штандартах была золотая цапля с распущенными крыльями. Вожди имели особую форму и командовали при помощи сигналов, подаваемых на барабане. Роль вождей постоянно возрастала, а в построении воинов, похожем на фалангу, инициатива отдельного воина была сильно снижена. Гибель вождя ацтеков вызывала смятение, чего не было у североамериканских индейцев.

В вооружении ацтеков преобладали длинные трехметровые копья. Дротики обычно метались с помощью дощечки (атль-атля). Луки и стрелы имели меньшее значение. Праща, которой широко пользовались для истребления птиц на кукурузных полях, также считалась второстепенным оружием. У ацтеков главную роль играл рукопашный бой. Деревянные мечи имели вделанные полоски из обсидиана, так остро отточенные, что они резали лучше испанских мечей. Главным оружием нападения являлись палицы, усеянные острыми кусками обсидиана. Плетенные из прутьев щиты, покрытые кожей, и хлопчатобумажные панцири и штаны, пропитанные рассолом, были столь прочными, что испанцы заменили ими свои тяжелые латы. Применялись и ватные доспехи, встречавшиеся в Китае, Японии, Корее, России и в Африке у племени борку.

Б ой носил скоротечный характер. Маневр применялся с целью приобрести плацдарм для высадки десанта, чтобы не идти длинным путем по берегу озера. Собирание дани было одной из функций войск, а добыча пленных являлась одной из целей войны. После боя военнопленные приносились в жертву богам. Массовые жертвоприношения ацтеков устрашали другие племена Мексики.

М орган отметил три стадии отношения к военнопленным, соответствующие трем ступеням варварства: «...В первый период варварства их сжигали на костре, во второй - приносили в жертву богам; в третий - превращали в рабов».

В 1521 г. ацтекам пришлось вступить в неравную борьбу с немногочисленным, но технически сильным врагом - испанскими колонизаторами, широко пользовавшимися методом коварной политики.

Б орьба ацтеков с испанскими колонизаторами. В 1518 г. испанские колонизаторы предприняли завоевание Мексики. Губернатор острова Кубы поручил испанскому дворянину Эрнандо Кортесу разведать и завоевать на материке индейские территории, по слухам, богатые золотом.

К ортес был образованным по своему времени офицером. Он получил в свое распоряжение 11 кораблей с экспедиционным отрядом в 508 испанских солдат, из них 16 кавалеристов, 109 матросов, 200 кубинских индейцев. Кортес имел 10 тяжелых и 5 легких полевых орудий и 13 мушкетов. Официальной целью экспедиции было объявлено спасение душ язычников-индейцев. На самом же деле это был поход за золотом, имевший также целью захват чужих земель и порабощение индейских племен.

П риказ о выступлении отряда губернатор отменил, но Кортес самовольно отправился в путь и 21 апреля 1519 г. высадился на том месте, где позднее был построен г. Веракрус Кортес приказал сжечь корабли, исключив тем самым возможность отступления.

П ервый этап борьбы индейцев с отрядом Кортеса (1519–1520 гг.) - политика испанских колонизаторов, направленная на раскол индейских племен; захват Кортесом вождя ацтеков Монтесумы, восстание ацтеков и изгнание из Мехико иноземных захватчиков.

И спанским колонизаторам благоприятствовала политическая обстановка в Мексике. Ацтеки подчинили себе значительное количество племен и получали с них дань. Однако многие племена враждовали между собой и восставали против ацтеков. Различные экономические и географические условия жизни племен, некоторые физиологические и языковые различия способствовали обострению межплеменных противоречий. Религиозная цель войн ацтеков (захват пленных для массовых жертвоприношений) способствовала углублению враждебного отношения к ним многих индейских племен. Всеми этими политическими, племенными и религиозными противоречиями умело пользовались колонизаторы.

В редными для индейцев оказались широко распространенные предрассудки - вера в различные неблагоприятные предзнаменования, что вызывало моральную неустойчивость индейских воинов, усилившуюся техническим превосходством завоевателей. Моральный и военно-технический факторы оказывались неблагоприятными для ацтеков.

О тряд Кортеса вторгся в Мексику в конце лета, когда племена индейцев были заняты уборкой урожая и поэтому избегали вооруженной борьбы, отвлекающей рабочую силу. Этот момент, безусловно, оказывал влияние на политику вождя ацтеков Монтесумы, для которого были характерны колебания, нерешительность и стремление договориться с завоевателями.

О рганизация высшего военного командования ацтеков исключала возможность полного и централизованного использования экономического, политического и военного потенциала индейских племен для борьбы с захватчиками. Монтесума являлся первым вождем в своем племени, однако он находился в зависимости от коллективного решения родов, составляющих его племя, и от совета трех вождей союзных племен.

К ортес тщательно собирал сведения об индейских племенах материка, крейсируя вдоль морского побережья, а затем и после высадки. Располагая необходимыми данными, он направил свою политику на раскол среди племен, на обострение существовавших противоречий. Эта политика подкреплялась решительными действиями отряда колонизаторов.

В октябре 1519 г. отряд Кортеса двинулся к Теночтитлану. Сразу же к нему присоединилось племя тотонаков, неоднократно восстававшее против господства ацтеков. Первое, но незначительное сопротивление колонизаторам оказало племя тлашкальцев, которое затем восстало против ацтеков. Тлашкальцы предоставили в распоряжение Кортеса воинов своего племени. Индейские союзники испанцев насчитывали до 150 тыс. воинов. Силы ацтеков оказывались значительно меньшими.

М онтесума не организовал вооруженного отпора колонизаторам. Он предложил Кортесу дружбу, послал ему богатые золотые подарки и одновременно заявил о возможных опасностях для испанцев, если они продолжат поход на Теночтитлан. Однако против колонизаторов были посланы незначительные силы, к тому же морально неустойчивые. Наряду со всеми неблагоприятными для индейских воинов обстоятельствами в них вселял суеверный страх небольшой отряд испанских кавалеристов, так как индейцы никогда не видели лошадей. Моральное воздействие оказывало на индейских воинов и огнестрельное оружие испанцев.

У чтя всю благоприятную для себя обстановку, Кортес быстро двигался к Теночтитлану, поражая индейцев дерзкой смелостью. Вследствие технического (мушкеты, пушки, лошади, латы) и организационного (система командования и военная дисциплина) превосходства захватчиков, а также слабости противостоявших им сил индейцев и нерешительности их командования отряды, высланные Монтесумой против наступавшего врага, потерпели поражение.

В ноябре 1519 г. отряд Кортеса вступил в Теночтитлан. Индейцы не оказали сопротивления. Монтесума приветствовал испанцев, предоставил им помещение для расквартирования, продовольствие и развлечения. Захватчики оказались во враждебном окружении многократно превосходящих сил ацтеков, которые не выходили из своих домов. Рынок закрылся. Понимая опасность своего положения, Кортес решил обезглавить индейцев.

О н захватил Монтесуму в тот момент, когда вождь индейцев неосторожно приблизился к испанцам без достаточно сильной охраны. Монтесума оказался заложником, что внесло замешательство в ряды ацтеков, так как их вождь являлся высшим военачальником и божеством. Кортес заставил своего заложника обратиться с увещеванием к народу в пользу захватчиков. Это вызвало всеобщее возмущение ацтеков, свергших Монтесуму и избравших своим вождем Куаутемока.

В нешняя обстановка складывалась не в пользу Кортеса. Для наказания его за самовольное отплытие губернатор Кубы выслал отряд в 800 человек с 72 пушками на 18 кораблях. Кортес оставил в Теночтитлане 200 человек под командованием упрямого солдата Альварадо, не обладавшего дипломатическими способностями. Сам с 250 солдатами выступил против карательного отряда, нанес ему поражение и присоединил к себе большую часть пленных, увеличив тем самым свои силы.

В это время в Теночтитлане захватчики потерпели поражение, что произошло при следующих обстоятельствах. В один из религиозных праздников собралось значительное количество ацтеков. Это показалось подозрительным Альварадо, по приказанию которого испанские солдаты напали на ацтеков и перебили их. Возмущенные индейцы восстали и загнали захватчиков во дворец Ашаякатля. Для защиты от копий, стрел, камней, которые ацтеки метали с крыш домов, испанцы при своем отступлении применили подвижное укрытие, сооруженное из досок и легких плетеных щитов.

К ак только Кортес получил донесение о событиях в Теночтитлане, он быстро двинулся на выручку Альварадо. Командование ацтеков допустило крупную тактическую ошибку, позволив отряду Кортеса соединиться с осажденными испанцами. Возможность уничтожения противника по частям ацтеки упустили.

О сада ацтеками испанцев во дворце Ашаякатля. Все племя ацтеков поднялось против захватчиков и окружило их многократно превосходящими силами. Испанцы и их союзники тлашкальцы были осаждены во дворце Ашаякатля. Многочисленные атаки индейцев они отражали огнем пушек и мушкетов, сохраняя всадников в резерве для контратак.

А цтеки часто занимали удобные позиции для фланговых атак врага. Испанцы предпринимали контратаки и выбивали индейцев из исходных позиций. На головы контратаковавшего врага ацтеки с крыш своих домов обрушивали град камней, стрел и палиц. Для защиты от таковых Кортес приказал построить подвижные деревянные оборонительные сооружения. Действия испанских всадников затрудняли каналы, ограничивавшие тактическое маневрирование. Техническим преимуществам колонизаторов ацтеки противопоставили численность своих воинов, их храбрость, настойчивость и ненависть к врагу.

И спанцы и их союзники несли большие потери. Погиб и бывший вождь ацтеков Монтесума. Запасы продовольствия были израсходованы в течение одной недели. В этой обстановке Кортес решил отступить к побережью.

П еред рассветом отряд Кортеса, соблюдая тишину, двинулся по пустым улицам к дамбе, которая вела в Такубу. Женщина, пришедшая к каналу за водой, увидела отступавшего врага и подняла тревогу. Ацтеки взошли на крыши домов, многие вышли на улицы, а другие бросились к пирогам. Отступавшие враги подверглись нападению со всех сторон. Обстановка для испанцев ухудшилась еще более, когда индейцы начали разрушать мосты. При попытках спастись вплавь многие испанцы, нагруженные золотом, тонули. Выплывавших ацтеки добивали дубинами. Уцелевшие колонизаторы в панике бежали до Такубы, где они оказались в безопасности, так как ацтеки не закрепили своего успеха энергичным преследованием деморализованных остатков врага. Отряд Кортеса потерял 75% своего состава.

К ортес решил отступить на территорию своих союзников - тлашкальцев. Племя тескокцев, главных союзников ацтеков, пыталось преградить путь отступавшим испанцам. 2 июля 1520 г. произошел бой в Отумбе. Индейцы сражались храбро, но тактика колонизаторов оказалась более совершенной, так как она основывалась на военной дисциплине. Небольшой отряд всадников получил задачу пробиться к вождям индейцев. Как только вожди оказались жертвами испанских мечей, индейцы обратились в бегство. Отряд Кортеса мог теперь добраться до Тлашкалы, где приступил к восстановлению своих сил.

П ервая попытка захватчиков поработить индейские племена была отражена восставшим народом, который сверг своего вождя за политику соглашения с врагом и разгромил отряд колонизаторов. Отсутствие у индейцев охранения и разведки до некоторой степени компенсировалось бдительностью народа, но отсутствие централизованного военного командования ничем не заменяется. Поэтому недобитый индейцами враг получил возможность подготовиться ко второму походу на Теночтитлан.

В торой этап борьбы ацтеков с испанскими колонизаторами (1521 г.) - подготовка Кортесом второго похода на Теночтитлан, поход испанцев, осада ими столицы ацтеков и овладение ею.

А цтеки могли добиться успеха в борьбе с колонизаторами, если бы они привлекли индейские племена в качестве союзников и умело использовали свое численное превосходство. Военно-технические преимущества испанцев (огнестрельное оружие и панцири) уже потеряли эффект морального воздействия, так как индейцы на практике убедились в смертности испанских солдат и их лошадей. Вместо наступления с целью уничтожить остатки отряда Кортеса ацтеки предпринимали набеги на восставшие против них племена, чтобы подчинить их и принести пленных в жертву богам. Такая политика и вооруженная борьба лишь углубляли межплеменные противоречия, чем умело пользовался Кортес. Племя тескокцев, сражавшееся в Отумбе с испанцами, теперь перешло на их сторону. Колонизаторы получили сильного союзника, рассчитывавшего занять господствующее положение в долине Мехико.

И ндейцев-союзников Кортес использовал в качестве носильщиков и вооруженной силы для подчинения себе индейских племен, а также для маскировки передвижения своего отряда и для выполнения различных работ. Завоевания осуществлялись силами и средствами индейских племен.

Н осильщики-индейцы доставляли Кортесу военное снаряжение и вооружение с побережья. Возросла и численность отряда колонизаторов, который теперь насчитывал свыше 1 тыс. человек, 86 кавалерийских лошадей, 12 орудий и значительное количество мушкетов.

С целью упрочения своего положения в стране Кортес провел два похода против индейских племен: один поход на восток к морю, другой - в южном и западном направлениях. Подчинив себе индейские племена восточной части Мексики, испанцы начали подготовку второго похода на Теночтитлан.

К ортес учел опыт военных действий на озере Тескоко, в ходе которых ацтеки широко пользовались своей озерной флотилией, состоявшей из большого количества пирог. Теперь он решил построить флотилию из маленьких галер, вооружив их пушками. Индейцы-носильщики доставили с побережья корабельное снаряжение, оставшееся от сожженных кораблей. Для постройки галер были использованы местные материалы, а в качестве рабочей силы - индейцы.

В торой поход отряда Кортеса и оборона Теночтитлана ацтеками в мае - августе 1521 г. В апреле 1521 г. отряд испанских колонизаторов и крупные силы их союзников-индейцев выступили в поход на Теночтитлан. Маленькие галеры, разобранные на части, снаряжение и вооружение для них индейцы перенесли на руках через горы. Галеры были собраны на берегу озера Тескоко и спущены на воду. Вскоре галерной флотилии испанцев удалось очистить озеро от пирог ацтеков и завершить окружение города. Под прикрытием судов флотилии колонизаторы и их союзники тремя колоннами по трем дамбам двинулись к Теночтитлану.

А цтеки, сражавшиеся за свою жизнь, оказывали врагу упорное сопротивление. Каждую ночь они производили вылазки и разрушали мосты через каналы, наведенные испанцами днем. Ацтеки всегда стремились захватить пленных для жертвоприношения богу войны. Головы людей и лошадей, принесенных в жертву, выставлялись перед храмами на специальных подмостках.

О сада Теночтитлана принимала затяжной характер. Тысячи союзников-индейцев загромождали дамбы и тем самым мешали наступательным действиям испанцев. Кортес решил изменить тактику. Он приказал индейцам-союзникам разрушать все постройки и заполнять их обломками каналы города. Во время атак ацтеков союзники отходили и тем самым освобождали место конным и пешим испанцам для осуществления контратак. Испанская пехота и конница взаимодействовали со всей озерной флотилией. Ацтеки предпочитали фланговые атаки и нападение на врага с тыла. Однако отряд Кортеса с помощью союзников ежедневно расширял захваченный на острове плацдарм и тем увеличивал возможности маневрирования своими силами.

О борона Теночтитлана могла иметь успех в обстановке всеобщего восстания индейских племен против захватчиков. Надежда на восстание появилась у ацтеков тогда, когда племя шочимильки и их соседи с островов южной части озера Тескоко ночью пробрались мимо испанских галер в город и сообщили осажденным о своем намерении выступить против общего врага. Вождь ацтеков Куаутемок и его военачальники обрадовались и богато одарили делегатов шочимильки. Однако в следующую ночь эти новые союзники ацтеков предприняли попытку захватить их жен и детей и увести в рабство. В бою ацтеки убили многих шочимильков, а захваченных в плен принесли в жертву богам. Этот эпизод показывает глубину межплеменных противоречий, исключавших возможность всеобщего восстания против колонизаторов.

С оюзниками испанцев оказались голод и эпидемии, вспыхнувшие в Теночтитлане. Тысячи ацтеков голодали и умирали от оспы, кори и многих других болезней. Силы оборонявшихся убывали, и воля к сопротивлению ослабевала. Последний удар в спину сражавшемуся народу нанесли его вожди. В августе 1521 г. Куаутемок со своей семьей и другие вожди ацтеков ночью на пирогах пытались бежать через озеро, но были захвачены испанской галерой. Это решило исход борьбы. Без вождей, физически обессиленные и морально подавленные, ацтекские воины капитулировали.

К ортес принял Куаутемока с воинскими почестями, но затем приказал подвергнуть его пыткам, добиваясь сведений о том, где спрятаны сокровища. После этого последний вождь ацтеков был заключен в тюрьму, а через несколько лет, во время похода Кортеса в Гондурас, умерщвлен. В настоящее время Куаутемока почитают в Мексике как национального героя.

Т ак испанские колонизаторы утвердили свое господство в Мексике, поработили индейские племена, захватили их земли и богатства.

К ак показывает ход борьбы, результат ее решило не военно-техническое превосходство захватчиков, а сложившаяся в Мексике неблагоприятная для индейцев обстановка политической раздробленности, следствием которой были межплеменные противоречия и обостренная борьба индейских племен между собой.

И сторик Прескотт писал: «Можно сказать, что империя индейцев была покорена самими индейцами... Монархию ацтеков низвергли ее же подданные под руководством практичных и владевших достижениями науки европейцев. Если бы в ней существовало единство, она могла бы устоять против захватчиков».

О сновная причина поражения индейцев лежит в коренных недочетах их политической организации - децентрализации, позволившей испанцам натравливать индейские племена одно против другого. Без этого колонизаторы могли быть полностью уничтожены. Из военных причин следует отметить неудовлетворительную организацию высшего военного командования у ацтеков, утрату инициативы рядовыми бойцами, способными вести партизанские действия и действовать в рассыпном строю метательным оружием. Упорные бои показали, что превосходство испанцев в вооружении не определяло еще исхода борьбы с индейцами, располагавшими лишь примитивным оружием. Кортес добился успеха путем методического наступления, включавшего тщательную подготовку и обеспечение атак, а также закрепление достигнутых результатов.
[...]

К онфедерации индейских племен - ацтеков и инков, достигшие высокого культурного уровня, были быстро покорены испанцами. Южноамериканские индейцы с помощью самых примитивных средств борьбы отстояли свою самостоятельность. Одним из этих средств оказались захваченные у европейцев лошади, которых с этого времени стали разводить индейцы. Применялись примитивные седла, уздечки и шпоры. Всадники, вооруженные копьями, ножами, боласами, или лассо, и атаковавшие с короткой дистанции, оказывались вполне боеспособными. Индейцы Бразилии с луками и стрелами, а также с духовыми трубками наносили поражения отрядам колонизаторов.

О сновной причиной поражения индейских племен являлась прежде всего разрозненность их сопротивления, которая была результатом межплеменных противоречий и борьбы. Большую роль сыграла политика натравливания колонизаторами индейских племен друг на друга, а также подкуп племенных вождей. Отрицательно сказывалась наивная доверчивость племен к европейцам, чем пользовались коварные и вероломные авантюристы. Имела значение и военно-техническая отсталость индейцев. Огнестрельное оружие и отряды всадников, неизвестные индейцам, в руках колонизаторов оказались средством порабощения народов Америки. Однако борьба индейских племен за свою независимость и свободу приняла затяжной характер.

Н есомненно, что стойкость и твердая воля мужчин и женщин родового общества были той величайшей силой, которая позволила индейцам на протяжении веков сопротивляться хорошо вооруженным захватчикам.
[...]

Цивилизация майя - уникальна. Их письменность, система календарей, познания в астрономии поражают даже современных специалистов по космологии. Индейцы Майя - одни из самых древних и загадочных цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле.

Рождение цивилизации майя

Ученые определили, где жили индейцы. По теории, после окончания последнего ледникового периода, племена, жившие на севере, пошли на юг для освоения новых земель. Сегодня это территория Латинской Америки.

Затем, последующие 6 тысяч лет индейцы создавали свою культуру – строили города, занимались земледелием.

К 1500 году до нашей эры майянцы проживали на полуострове Юкатан, территории современной Гватемалы, южных штатов Мексики и западных частей Сальвадора и Гондураса.

Индейцы майя: история развития цивилизации

Первыми крупными центрами стали города Эль-Мирадор, Накбе и Тикаль. Процветало строительство храмов, широко использовались календари, развилась иероглифическая письменность.

На фото ниже - древний культурный центр майя в древнем городе Тикаль.

Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками – пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей.

Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом – нагрудным зеркалом. «Зеркало народа» - так называли майя своего верховного правителя.

Правящий класс майя

Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек.

Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек.

Экономическое развитие племен майя

Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием – вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново.

Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота – на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды.

Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары.

Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева. В них одновременно могли находиться до 50 человек. Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами. Соль была в роли денег.

Производство соли

Для изготовления оружия использовали обсидиан, привозимый из Мексики и Гватемалы.

Нефрит был ритуальным камнем, он всегда был в цене.

Нефритовые изделия

Жившие на равнине торговали съестными припасами, хлопком, шкурами ягуаров и перьями кетцалей.

Искусство и архитектура

Во время «классических» раннего и позднего периодов (250 – 600 годы нашей эры и 600 – 900 годы нашей эры) было построено огромное количество храмов, появляются росписи стен с изображением правителей. Происходит расцвет искусства.

Ниже фото барельева с изображением правителя.

Новыми культурными центрами становятся Копан и Паленке.

Миграция

Начиная с 900 года нашей эры южные равнины постепенно пустеют, поселения остаются в северной части Юкатана. До 1000 года нашей эры растет влияние мексиканской культуры, процветают города Лабна, Ушмаль, Кабах и ЧиЧен-Ица.

Ниже фото пирамиды в городе ЧиЧен-Ицы

После таинственного краха Чичен-Ицы главным городом майя становится Майяпан.

Почему исчезла цивилизация майя

Никто достоверно не знает причину исчезновения индейского народа. На этот счет есть только гипотезы. Согласно основной, в 1441 году произошло восстание вождей, обитавших в соседних с Майяпаном городах. Это стало причиной вырождения цивилизации и превращения ее в разрозненные племена. Также повлияли засуха и голод. Затем появились конкистадоры.

Ниже на фото - последний центр цивидизации.

В 1517 году испанские корабли пристали к неизвестному берегу. В битве с индейцами конкистадоры увидели золото. С этого началось истребление народа майя, так как испанцы считали, что золото должно принадлежать их правителям. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.

Болезни, которые принесли с собой испанцы, вызвали вспышки эпидемий. У индейцев не было иммунитета к гриппу, кори и оспе, и они умирали миллионами.

Культура и религия индейцев истреблялась всеми возможными способами: рушились храмы, уничтожались святыни, идолопоклонничество каралось пытками.

За 100 лет с момента пришествия в Латинскую Америку европейцами была полностью искоренена цивилизация майя.

Смотрите ниже документальный фильм канала BBC о загадочной цивилизации майя