Ученые наса нашли "древнюю органику" на дне пересохшего озера на марсе. NASA обнаружило на Марсе возможные признаки жизни Марсианские подземные вулканы

Марс - это четвертая по удаленности от Солнца планета нашей Солнечной системы (после Меркурия, Венеры и Земли). Масса Марса составляет всего 10,7% от земной. В данный момент активное исследование Красной планеты ведет Марсоход Кьюриосити, приземлившийся на него в рамках программы NASA летом 2012 года. Учены предполагают, что некогда на Марсе была достаточно плотная атмосфера и, возможно, жизнь. косвенно подтверждают эту теорию, но на этом исследование Марса не заканчивается.

Главные материалы

19.02.2020, Дарья Елецкая 21

Как известно, амбициозная программа НАСА по отправке первых астронавтов на начнется уже в середине 2030-х годов. Началом этого грандиозного межпланетарного события может послужить строительство огромной тарелки в Калифорнии, при помощи которой астронавты смогут общаться с Землей. Устройство, названное Deep Space Network, призвано создать удобные коммуникационные возможности для общения астронавтов с земными специалистами, сообщает портал

На прошлой неделе астробиологи, которые ищут жизнь в космосе, обрадовались: на Марсе газа метана. Его обнаружил марсоход « » - робот, исследующий поверхность Красной планеты. На Земле этот газ производится в основном живыми существами, а после попадания в атмосферу очень быстро распадается. Получается, если на Марсе есть метан, он попал туда недавно. Значит ли это, что живые существа есть и на Марсе тоже? Как вообще ищут жизнь на другой планете?

Как ищут жизнь на Марсе?

На Земле жизнь повсюду. Вы видите бабочек и людей, следы животных и птичий помет, даже растения - это тоже жизнь. Потому что наша планета поддерживает жизнь миллиарды лет и у нее было время распространиться в земле, воде и воздухе. Но как найти жизнь на планете, на которой нет ее следов? На Марсе нет воды, нет деревьев, нет воздуха, да и лететь до Марса . Люди на Марсе также еще не бывали.

Именно поэтому ученые пытаются зацепиться за следы жизни или ее останки: ищут какие-нибудь окаменелости, следы костей, газов (вы ведь производите газ, не так ли) или возможные водоемы, которые еще не высохли или замерзли - на Марсе очень холодно. Но жизнь могла бы существовать и в холоде. Для поиска ее следов используются специальные роботы. Например, «Кьюриосити»:

Как выглядит марсоход «Кьюриосити»

В 2012 году ученые официально заявили, что метана нет. Надежды найти жизнь на Красной планете здорово поуменьшились. И вот, буквально на прошлой неделе, марсоход «Кьюриосити» «почуял» метан в воздухе - очень мало, намного меньше, чем можно найти в воздухе на нашей планете - 21 молекулу на миллиард. И очень быстро эта «высокая концентрация» снизилась до 1 молекулы на миллиард.

«Шлейф пришел и шлейф ушел», прокомментировал Пол Махаффи, ученый NASA.

Зато теперь стало понятно, что на Марсе случаются сезонные «всплески» метана. Связаны они с жизнью? Неизвестно. К сожалению, у марсохода «Кьюриосити» нет инструментов, которые точно скажут, какое происхождение у этого метана. Важно понять, кто его производит: что-то живое или нет. Новые миссии на Красную планету позволят это выяснить, но их нужно спроектировать и высадить точно в цель, где будет жизнь с максимальной вероятностью.

Марс во все времена вызывал любопытство у учёных и обывателей, поэтому с ним связано множество исследований и открытий. Сообщение же учёных о том, что на Марсе была вода, стало настоящей сенсацией. В настоящее время два марсохода и три орбитальных аппарата исследуют Марс, а вскоре к ним присоединятся еще два. В нашем обзоре самые интересные идеи, которые возникают в ходе этих научных изысканий.

10. Пролет кометы нарушил магнитосферу Марса

В сентябре 2014 г. космический аппарат Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN (MAVEN) вышел на орбиту Марса. Всего несколько недель спустя зонд стал свидетелем редкого случая, когда комета пролетела на очень близком расстоянии возле Красной планеты. Комета C/2013 A1, также известная как "Сайдинг Спринг", была открыта в 2013 году.

Первоначально ученые думали, что комета врежется в Марс, но эти два объекта прошли на расстоянии 140 000 км друг от друга. Поскольку у Марса довольно слабая магнитосфера, планета буквально была залита слоем ионов от мощного магнитного поля кометы. NASA сравнило этот эффект с мощным, но недолгим солнечным штормом. В итоге на некоторое время магнитное поле Марса погрузилось в полный хаос.

В 2013 году был запущен космический аппарат MAVEN с целью изучения атмосферы Марса. На основании наблюдений, сделанных зондом, и компьютерного моделирования оказалось, что у планеты есть довольно модный "ирокез". Необычная "прическа" Марса фактически состоит из электрически заряженных частиц, вырванных солнечным ветром из верхних слоев атмосферы планеты. Электрическое поле, создаваемое солнечным ветром, а также другие существенные события на Солнце, такие как выбросы корональной массы и солнечные вспышки, вырывают ионы из полярных зон планеты, создавая облако заряженных частиц, имеющее внешнее сходство с "ирокезом".

8. На Марсе есть импактное стекло, которое могло бы сохранить жизнь

Импактит представляет собой тип породы, созданной в результате метеоритного удара, т. е. ударно-взрывного (импактного) воздействия. Это фактически смесь различных пород, минералов, стекла и кристаллов, образованных за счет колоссального давления и температуры. Известные источники импактита на Земле - кратер болида Аламо в штате Невада и кратер Дарвин в Тасмании. В прошлом году НАСА нашло новые источники этого вещества на Марсе.

Mars Reconnaissance Orbiter обнаружил залежи импактного стекла, которые сохранились в нескольких кратерах на Красной планете. В 2014 году ученый Питер Шульц доказал, что подобное стекло, найденное в Аргентине, сохранило в себе растительное вещество и органические молекулы, поэтому вполне возможно, что импактное стекло на Марсе также может содержать следы древней жизни.

Если люди когда-нибудь заселят Марс, то им придется разработать методы кормления колонистов на Красной планете. По словам ученых из Вагенингенского университета, сейчас уже есть четыре овощные и зерновые культуры, которые можно выращивать в марсианской почве и которые пригодны к употреблению после этого.

Эти четыре культуры: томаты, редис, рожь и горох. Голландские ученые выращивали их в почве, состав которой был максимально приближен к марсианской на основе данных НАСА. Хотя эта почва содержит большое количество тяжелых металлов, таких как кадмий и медь, пища, выращенная в ней, не поглощала эти металлы в количестве достаточном, чтобы представлять собой опасность для людей.

Марсоходы и зонды уже довольно давно изучают марсианские дюны, но недавние снимки, сделанные Mars Reconnaissance Orbiter, несколько озадачили ученых. В феврале 2016 года космический аппарат передал снимки дюн сложной формы, которые очень напоминали точки и тире, используемые в азбуке Морзе. Ученые считают, что скорее всего старый кратер от метеорита ограничил количество песка, из которого формировались дюны, что и привело к их подобной необычной форме.

Дюны "тире" якобы были сформированы ветрами, которые дули под прямым углом с двух направлений, что и создало их линейную форму. Но как образовались дюны-"точки", ученые пока не могут объяснить.

5. Марсианская минеральная загадка

Область Марса, исследованная ровером Curiosity в 2015 году, подняла много вопросов для ученых NASA. Эта область, известная как "Марайас", является геологически необычной зоной, где слой песчаника сидит на "подушке" из аргиллитов. В Марайасе наблюдается исключительно высокая концентрация диоксида кремния - до 90 процентов в некоторых породах. Диоксид кремния представляет собой химическое соединение, содержащееся в горных породах и минералах на Земле, в первую очередь - в кварце.

По словам ученого проекта Curiosity Альберта Йена, стандартные процессы для повышения концентрации диоксида кремния включают либо растворение других ингредиентов, либо поступление кремнезема из другого источника. В любом случае, при этом нужна вода. Ученые были еще более удивлены, когда они взяли образцы горной породы. Они впервые на Марсе наткнулись на минерал под названием тридимит. Хотя тридимит невероятно редкий на Земле, в Марайас оказались огромные его количества и никто не имеет ни малейшего представления, откуда он там взялся.

4. Белая планета

Был момент, когда знаменитая Красная планета была на самом деле больше белой, чем красной. По словам астрономов из Южного исследовательского института в Боулдере, это происходит потому, что Марс относительно недавно пережил ледниковый период, гораздо более экстремальный, чем те, которые случались на Земле. Команда пришла к этому выводу, наблюдая за слоями льда на северном полюсе Марса. С помощью георадара астрономы увидели на глубине 2 км под ледяной коркой Марса поперечное сечение в структуре льда, что якобы является свидетельством того, что планета пережила интенсивный ледниковый период 370 000 лет назад, а 150 000 лет ожидается еще один.

3. Марсианские подземные вулканы

Недавно обнаруженные залежи тридимита свидетельствуют о бурной вулканической активности Марса в прошлом. Новые данные с Mars Reconnaissance Orbiter также предполагают, что на Марсе когда-то были вулканы, которые извергались под льдом. Зонд изучал область Красной планеты, известную как "Sisyphi Montes".

В ней есть большой количество плосковершинных гор, которые похожи по форме на вулканы Земли, извергавшиеся под льдом. Когда происходит подобное извержение, то оно, как правило, достаточно мощное, чтобы пробить слой льда и "выстрелить" большое количество пепла в воздух. После подобного также остается отчетливый след из минералов и других соединений, подобный тому, который нашли в Sisyphi Montes.

2. Древнемарсианские мега-цунами

Ученые до сих пор спорят о том, был ли когда-то на Красной планете северный океан. Тем не менее, новое исследование указывает на то, что океан действительно существовал и на нем бушевали огромные цунами, по сравнению с которыми земные аналоги просто меркнут. До сих пор доказательствами, указывающими на существование древнего океана, считались остатки береговой линии, но цунами высотой до 120 метров, которые раз в три миллиона лет обрушивались на берег, попросту стирали береговую линию.

Особенно ученые заинтересованы в изучении кратеров вблизи береговой линии. Ведь в них в течение миллионов лет должна была скапливаться вода, что делает подобные кратеры идеальными местами для поиска признаков древней жизни.

1. На Марсе было больше воды, чем в Северном Ледовитом океане

Хотя расположение океана Марса обсуждается до сих пор, ученые согласны с тем, что на Красной планете раньше было много воды. НАСА предполагает, что на Марсе когда-то было достаточно воды, чтобы полностью покрыть поверхность планеты одним гигантским океаном глубиной 140 метров.

При этом, вода, вероятно, была сосредоточена в океане по размеру большим, чем Северный Ледовитый океан на Земли, который занимал примерно 19 процентов поверхности Марса. Также предполагается, что Марс потерял 87 процентов своей воды, которая испарилась в космос.

Официального объявления от NASA пока что не было. Обращает на себя внимание тот факт, что обычно о подобных открытиях сообщает NASA или ученые в публикации журнале. В этот же раз утечка произошла в СМИ.

Открытие было сделано во время измерений уровней метана на поверхности Марса.

Curiosity «унюхал» 21 частицу метана на миллиард, в три раза больше, чем в 2013 году.

Это не первый случай, когда исследователи обнаружили следы метана на Марсе, но на данный момент он был обнаружен в самой высокой концентрации.

Метан в более высоких концентрациях в воздухе присутствует на Земле — он образуется благодаря живым существам, поэтому исследователи собираются выяснить, не связан ли метан на Марсе с жизнью на нем. Гипотетически, он мог появиться благодаря микробам, обитающим под поверхностью планеты. Новый анализ Curiosity проведет уже в понедельник.

Более того, подобная находка может свидетельствовать о том, что жизнь на Марсе, благодаря которой образовался метан, может присутствовать на планете прямо сейчас — если бы метан образовался давно, то уже распался бы на составные элементы. Руководители миссии на Земле запросили дополнительные данные, чтобы свериться и выяснить, действительно ли зафиксированы такие высокие концентрации.

Однако метан может вырабатываться и без живых организмов.

Не исключено, что он попал в атмосферу из подземных залежей через небольшие трещины в земле.

В апреле 2019 года аппарат Trace Gas Orbiter проводил аналогичные замеры, но концентрация метана в кратере Гейл оказалась настолько мала, что предыдущие данные, показывавшие более высокие значения, ученые списали на ошибку в расчетах.

Однако отсутствие метана в атмосфере ставило вопрос о том, куда же тогда девается поглощаемый Марсом из межпланетной среды углерод. Это сотни тонн в год, и как минимум часть падающего на планету углерода должна была превращаться в метан. Кроме того, если метан обнаружен на поверхности, но не при дистанционном зондировании, это может свидетельствовать в пользу гипотезы о поступлении газа с небольшими локальными выбросами из грунта.

Его задачей было выяснить, существовали ли на Марсе подходящие для жизни условия, собрать подробные данные о климате и геологии Марса и подготовиться к высадке на Марс человека.

С момента высадки Curiosity преодолел уже более 16 км и взобрался на 165 м по склону горы Эолида. Он обнаружил следы древнего ручья, определил минеральный состав марсианского грунта, впервые в истории пробурил поверхность Марса и добыл образцы твердого грунта.

Трехметровый марсоход весит 899 кг и передвигается со скоростью до 144 м/ч. Он оснащен камерами, набором инструментов дистанционного исследования, спектрометром, ковшом для забора грунта, комплектом метеорологического оборудования. Всего он обладает 10 научными приборами для исследования внешних условий на поверхности Марса и 17 цветными и черно-белыми камерами для навигации и съемок.

Также на борту был установлен российский нейтронный детектор ДАН («Динамическое альбедо нейтронов»). ДАН представляет собой нейтронный «щуп» — генератор прибора облучает поверхность планеты нейтронами высоких энергий и по свойству потока вторичных нейтронов определяет содержание водорода, а значит, воды, а также гидратированных минералов. Зоны с большим количеством этих веществ представляют наибольший интерес для поиска следов жизни.

Уже в первые месяцы работы Curiosity обнаружил в кратере Гейла следы древнего озера, которое, по предположениям ученых, было пресноводным и содержало углерод, водород, кислород, азот и серу — ключевые химические элементы, необходимые для зарождения жизни.

Тем не менее следов самой жизни марсоход пока не нашел. В 2012-2013 годах Curiosity прилежно анализировал образцы грунта в поисках метана, который также мог указывать на существование жизни на Марсе, но безуспешно. Наконец в 2014 году он обнаружил присутствие метана в атмосфере планеты, а также органические молекулы в образцах скальных пород. Кроме того, были найдены окаменелости, схожие с теми, что формируют земные микробы на мелководьях озер и рек. Однако эти находки все же не говорят о существовании жизни на Марсе напрямую.

Трансляция

С начала С конца

Не обновлять Обновлять

На этой жизнеутверждающей ноте мы прощаемся, спасибо, что были с нами, приятных марсианских снов!

На открытие уже успели отреагировать ученые во всем мире. По мнению Кирстен Сибах из Университета Райса (Хьюстон), открытие нарушит аргументацию многих скептиков теории обитаемого Марса. «Крупный вывод всего этого - то, что мы можем находить свидетельства. Мы можем находить органический материал, сохраняющийся в глине более 3 млрд лет. И мы видим высвобождение газов, которые могут быть связаны с подповерхностной жизнью или как минимум связаны с теплыми влажными условиями, в которых на Земле жизнь успешно процветает», — считает она.

Главная мысль, которую донесли в NASA — это еще не жизнь, но мы подобрались к ней совсем близко. «С этими новыми открытиями Марс говорит нам продолжать искать признаки жизни. Я уверен, что наши продолжающиеся и будущие миссии готовят еще более захватывающие открытия на Красной планете», — считает глава отдела научных программ NASA Томас Зурбучен.

Пресс-конференция NASA завершилась, ученые успели ответить на ряд вопросов журналистов. Один из них касался возможности использовать метан в атмосфере в качестве топлива в будущих экспедициях на Марс. Ответ, конечно утвердительный!

Само по себе обнаружение метана на Марсе - не новость. В небольших концентрациях он фиксировался там и раньше. Нынешнее открытие в том, что впервые обнаружена сезонная цикличность в его концентрации. «Впервые мы видим что-то повторяющееся в ситуации с метаном, что дает нам возможность к пониманию. Это стало возможным благодаря долгой работе марсохода. Долгая работа позволила нам увидеть картину сезонного «дыхания», — пояснил Крис Вебстер.

Ученые предполагают, что метан может содержаться в подповерхностном слое Марса, в содержащих воду кристаллах, называемых клатратами. Предполагается, что изменения температуры во время смены сезонов заставляет газ выходить наружу и менять концентрацию.

Концентрация метана в северном полушарии достигает пика в конце марсианского лета и в 2,7 раза превосходит минимальные значения.

NASA/JPL-Caltech

Что касается метана в атмосфере, Кристофер Вебстер не исключает, что возможным источником газа являются живущие в настоящее время микробы. «С этой новой информацией мы не можем исключать активность микробов, как возможный источник», — сказал он.

«Обнаружение органики добавляет нам истории обитаемости планеты. Это говорит нам о том, что эти древние условия могли поддерживать жизнь. Там было все необходимое для поддержания жизни. Но это не говорит нам, что жизнь там была».

Это молекулы могут быть строительным материалом для жизни, но могут иметь и иное происхождение. Ученые пока не могут сказать, связано ли их происхождение с процессами в живой природе. «Могут быть три возможных источника. Первый - жизнь, о которой мы не знаем. Второй - метеориты. И третий - геологические процессы, означающие, что камни формируются сами», — считает Эйгенброд.

Второе открытие - обнаружение в поверхностном слое трех определенных типов органических молекул.

В NASA подчеркивают, что обнаружение молекул метана вовсе не означает обнаружение жизни на планете. Несмотря на то, что на Земле метан действительно часто имеет биогенное происхождение.

Спектрометр марсохода, анализирующий состав атмосферы за последние три года зафиксировал сезонные колебания метана — концентрация в ходе этих колебаний меняется в три раза!

Пол Махаффи:

Речь идет об открытии «интригующих» органических молекул в атмосфере Марсе - метане!

конференция началась!

Кратер Гейла был выбран для посадки неслучайно — в далеком прошлом он был марсианским морем, и на его дне накопились минералы, образовавшиеся за время жизни этого водоема. Предполагалось, что изучение его грунта позволит ответить на вопрос о существовании жизни на Марсе.

А пока вспомним историю этого марсохода. Он был доставлен на Марс 6 августа 2012 года. Марсоход был отправлен на Красную планету, чтобы выяснить, существовали ли на Марсе подходящие для жизни условия, собрать подробные данные о климате и геологии Марса и подготовиться к высадке на Марс человека.

В пресс-конференции примут участие Пол Махаффи, директор отдела исследований солнечной системы в Центре космических полетов им. Годдарда NASA; Дженнифер Эйгенброд, специалист Центра космических полетов имени Годдарда; Крис Вебстер, Крис Вебстер, старший научный сотрудник Лаборатории реактивного движения, Пасадена; Ашвин Васавада, научный сотрудник Лаборатории реактивного движения.

В NASA нередко ради оглашения новых результатов космических миссий заранее созывают журналистов, так было и в этот раз. Журналистов пригласили в штаб-квартиру NASA в Вашингтоне. Тема — новое открытие, сделанное знаменитым марсоходом Curiosity. Встреча приурочена к выходу научных статей об этом открытии в журнале Science. Суть открытия заранее не оглашалась, она известна лишь ученым и научным журналистам, имеющим подписку на журнал Science. Однако статьи там выходят под строгим эмбарго, поэтому об этом нельзя говорить до 21.00 мск. Скажем лишь, что это очень интересно и касается извечного марсианского вопроса.

Добрый вечер, уважаемые читатели «Газеты.Ru», в этот вечер мы вместе с вами проследим за необычным объявлением, анонсированным NASA еще несколько дней назад, которое касается важного научного открытия, сделанного на поверхности Марса.