Въездные ворота в усадьбу кузьминки. Почему усадьба называется «Кузьминки»? Михаил Голицын уделял большое внимание ландшафтному дизайну

Усадьба Кусково в Москве является великолепным образцом зодчества и ландшафтного дизайна 18 века. Архитектурно-парковый ансамбль состоит из нескольких частей, представляющих разные европейские стили (английский, французский, итальянский, голландский). Центром композиции выступает дворец графов Шереметьевых. В нем сбереглась старинная обстановка – мебель, предметы декора, художественные произведения. На территории имения функционируют 2 музея, привлекающие многочисленных посетителей.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 августа:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Род Шереметьевых издревле владел территорией, на которой располагается Кусково. В летописных документах название резиденции упоминается еще в 16 веке. По записям, датируемым 20 гг.17 в. в Кусково находилось боярское поместье, окруженное жилищами крепостных крестьян. Среди строений имелась также деревянная церковь. Название поселения произошло от слова «кусок», поскольку участок принадлежавший Шереметьевым со всех сторон окружали земли Черкасских. Дочь А.М.Черкасского вышла замуж за Петра Борисовича Шереметьева. В качестве приданного ей достались земли вокруг Кусково. Таким образом, усадьба стала центром обширного поместья.

В середине 18 столетия (1750-70гг.) П.Шереметьев задумал перестроить свою резиденцию и придать ей черты стиля, получившего название «елизаветинское барокко». С этой целью планировалось видоизменить внешний облик дворца, разбить парк, создать искусственные водоемы, украсить территорию различными архитектурными формами и произведениями искусства. Для создания проекта реконструкции Кусково были привлечены крепостные мастера-зодчие Алексей Миронов и Федор Аргунов. Под их руководством был обустроено здание дворца (1774 г.). Особенностью его планировки стало одноосевое расположение помещений. Все помещения тянулись одно за другим, вдоль единой линии.

По замыслу владельца, Кусково должно было исполнять роль загородного комплекса, предназначенного для приема и увеселения гостей. С этой целью создавались места отдыха (беседки, павильоны, гроты) и всевозможные аттракции:

  • Зверинец
  • Оранжерея
  • Кунсткамера
  • Прудовая флотилия

Одновременно резиденция могла принять св.30 тыс.человек.

Последним собственником Кусково стал С.Д. Шереметьев. Сразу после революции 1917 г. поместье было национализировано советским правительством и с 1919 г. обрело статус музея. В конце 30-х гг. на его территории разместилась коллекция керамики. С тех пор оба музея сосуществуют вместе. В начале 60-х гг. район поселка Вешняки, к которому территориально относится усадьба Кусково, оказался в черте Москвы.

Архитектурный ансамбль

Композиционно пространство имения делилось на 3 части:

  1. Дворец в окружение французского парка
  2. Зверинец с искусственными прудами
  3. Английский парк

Здание дворца, иначе именуемого Большим Домом, было сооружено по проекту архитектора К.Бланка, признанного мастера барочного стиля. В первозданном виде дом строился из дерева, которое сверху покрывалось слоем штукатурки бледно-розового оттенка. Фасад был оформлен колоннами. Поверх них красовалась родовая эмблема графов Шереметьевых. Портики по бокам украшала резьба, в виде всевозможных воинских принадлежностей. Армейский декор должен был напоминать про фельдмаршальский чин Бориса Петровича Шереметьева.

Дом имел 2 этажа, выполняющих собственные функции:

  • В цоколе находились подсобные помещения, винные погреба, кладовые;
  • На верхнем этаже располагались комнаты для гостей, залы для приемов и балов.

От остальной части поместья дворец отделяет Большой пруд. На Запрудной территории воздвигались разного рода небольшие сооружения. Они предназначались для увеселения приезжих. В число построек входили:

  • Оранжереи – Большая каменная и Американская
  • Птичий вольер
  • Зверинец
  • Воздушный театр

Для обслуживания нужд хозяев и гостей предназначалась кухня во флигеле, сарай для карет, сушилка. Кроме того, отдельное здание занимал управляющий. В усадьбе имелась собственная церковь, оборудованная колокольней. Особую группу образуют строения, расположенные в парковой зоне. Каждое из них представляло определенное направление в архитектуре. Помещения использовались для приема гостей.

Большой дом

Летний дворец был построен согласно основным требованиям классического стиля. Для него характерен торжественный декор помещений, использование в качестве украшений многочисленных произведений искусства (картины, скульптуры). Комфортабельность условий (дощатые полы, камины, осветительные приборы) сочетаются с элементами декораций (лепнина, резьба, роспись).

Над созданием Большого дома трудились мастера разных специальностей — скульпторы, художники, резчики. Ими руководил талантливый архитектор Карл Иванович Бланк, представитель московской зодческой школы. Благодаря стараниям музейных работников, интерьеры Шереметьевского дворца в Кусково удалось сохранить в первозданном виде. В конце 70-начале 80-х годов была осуществлена их масштабная реставрация. Посетители имеют уникальную возможность прикоснуться к творениям мастеров 18 века.

Итальянский домик

Прекрасным образцом южноевропейской архитектуры является павильон под названием Итальянский домик. Он был воздвигнут в 50-е годы 18 века. Непосредственным куратором строительства выступал прославленный дипломат и знаток западного искусства Юрий Иванович Кологривов. Он долгие годы провел разъезжая по странам Европы в поисках раритетных вещей. Прошел обучение навыкам архитектора в Риме.

Разработанный Кологривовым проект Итальянского домика предусматривал обустройство 2 этажей:

  • 1 этаж предназначался для размещения коллекционных экспонатов (античная скульптура, модели храмов в Вифлееме и Иерусалиме, мраморная мозаика, картины из бисера и т.п.)
  • 2 этаж был оборудован для проведения массовых приемов

Голландский домик

В отличие от пышности Итальянского павильона, Голландский домик демонстрирует простоту и скромность. Его убранство повторяет традиционный облик жилищ голландцев 17 века. Основным декоративным элементом служит керамическая плитка, которой облицовывали помещения. Для оформления здания было использовано свыше 10 тыс. изразцов, изготовленных в Делфте и Роттердаме.

Украшение интерьера состоит из богатой коллекции фарфоровых изделий: статуэток, посуды, ваз, тюльпанниц. Кроме того, в павильоне находится единственное в России собрание фигурок-обманок. Перед домом был воссоздан уголок Голландии с огородом, садом, беседками. Здание было построено в 1749 г и сохранилось до наших дней без изменений.

Павильон «Грот»

Обустройство Грота на территории поместья было поручено немецкому мастеру Иоганну Фохту. Процесс занял более 10 лет (1761 – 1775). Искусственное сооружение должно было максимально точно воспроизводить внутреннюю обстановку настоящего грота. С этой целью были задействованы природные материалы: туф разных оттенков (розовый, желтый, белый), раковины.

Атмосфера подводного царства имитируется с помощью искусно выполненных изображений рыб, моллюсков, морских обитателей. Внутри грот делится на 3 части:

  • Северный кабинет
  • Южный кабинет
  • Центральный зал

Настоящая «изюминка» павильона – куклы из глины и дерева, украшенные раковинами. Они были приобретены графом Шереметьевым в Европе в конце 18 века и представляют подлинные раритеты. Чтобы подчеркнуть связь Грота с водной стихией возле него был обустроен пруд с рыбками.

Павильон Эрмитаж

Для уединения и раздумий был создан павильон Эрмитаж. В нем гости могли проводить встречи тет-а-тет. Однако граф сделал свой Эрмитаж доступным лишь для ограниченного круга близких людей. Небольшое здание имело 2 этажа. Внизу размещалась прислуга, готовились кушанья. Было оборудовано специальное устройство для подъема еды.

Оформление усадебных парков

Парковая зона Кусково разбита на несколько частей. Они отражают основные черты, присущие ландшафтному дизайну Франции и Англии. Единственный в России сохранившийся без изменений Французский парк существует уже более 200 лет. Его украшают многочисленные скульптурные композиции. Повсюду разбиты цветники. Редкие декоративные растения были собраны в оранжереях.

В пейзаж органично вписываются разбросанные по территории павильончики – Голландский и Итальянский дом, Эрмитаж, Грот. Английский Гай во многом похож на естественный пейзаж, который дополняют живописные мостики и павильоны. Здесь расположен Дом Уединения, где проживала графская семья. Также был обустроен зверинец с дикими животными и птичий вольер.

Усадьба в наши дни

Уже почти 100 лет усадьба Кускова имеет статус музея. Это прекрасный памятник истории и культуры русского народа. Посетители могут осмотреть внутренние интерьеры помещений, прогуляться по тропинкам парковой зоны, а также посетить Музей керамики. Для размещения экспозиций использована оранжерея. В ней представлены портреты выдающихся личностей из рода Шереметьевых. Большой интерес у публики вызывает ценное собрание фарфора и керамики.

Усадьба Кусково не один раз становилась съемочной площадкой для популярных фильмов и сериалов. На территории поместья проходили съемки:

  • «Здравствуйте, я ваша тётя!»
  • «Виват, гардемарины!»
  • «Ширли-Мырли»
  • «Тайны дворцовых переворотов»

Время работы и стоимость билетов

Осмотреть усадьбу можно со среды по воскресенье. В понедельник и вторник музей закрыт. Кроме того, ежемесячно в последнюю среду проводится санитарный день. Музей керамики открыт для посещений с мая по сентябрь. Павильон Грот в настоящее время находится на реставрации.

Историческая справка:
Кусково, Московского уезда (сейчас в черте Москвы), с XVI в. и до 1917 г. принадлежало Шереметевым.
Одним из наиболее известных представителей этого рода был боярин (с 1682 г.), генерал-фельдмаршал (с 1701 г.) Б. П. Шереметев. Его заслуги на военном и государственном поприще были по достоинству оценены Петром I: в 1706 г. он стал первым русским графом (Ф. А. Головин и А. Д. Меншиков были графами Римской империи) и получил во владение 2400 крестьянских дворов.
Родоначальник графской ветви Шереметевых отличался простотой в обращении, великодушием и щедростью по отношению к бедным. После смерти фельдмаршала все его вотчины, включая Кусково, получил гр. Петр Борисович Шереметев (1713- 1788). Женитьба в 1743 г. на Варваре Алексеевне Черкасской (1714-1767), единственной наследнице канцлера кн. А. М. Черкасского, сделала П. Б. Шереметева самым богатым человеком в России: число крепостных крестьян достигало у него 160 тыс. человек.
К подмосковным владениям Шереметевых присоединились Перово, Останкино, Вешняки и другие селения. Однако Кусково стало главным подмосковным имением П. Б. и В. А. Шереметевых, на устройство которого они расходовали огромные средства.
Расположение построек архитектурного комплекса сложилось в основном к середине 1750-х гг.
Ансамбль включал деревянный дворец, парк с 17 прудами, многочисленными фонтанами, водопадами, гротами, подъемными мостами, парковые сооружения: «Итальянский» и «Голландский» домики, «Грот», «Оранжерея» и др.
Гордость Кускова составлял огромный театр, который по богатству превосходил московский и был первым среди остальных крепостных театров. Кусково славилось пышными праздниками, собиравшими до 50 тыс. гуляющих посетителей, не считая званых гостей по билетам, число которых превышало 2 тыс. человек. Особой пышностью отличались торжества, какие устраивали хозяева в честь приезда знатных гостей. Здесь не однажды бывала императрица Екатерина II; в 1775 г. она приехала с австрийским императором Иосифом, а в 1787 г., во время празднования 25-летия своего царствования, со всем двором и свитой.
Блестящая эпоха Кускова не закончилась со смерью его устроителя. При гр. Николае Петровиче Шереметеве (1751-1809), большом ценителе музыки и искусства, театр в Кускове процветал еще больше, чем при его отце.
В последующие годы имение принадлежало его сыну Дмитрию Николаевичу (1803-1871), затем внуку гр. Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844-1918).
После Октябрьской революции 1917 года усадьба Кусково графов Шереметевых была национализирована. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 23 октября 1918 года был создан Государственный музей-усадьба «Кусково», который с 1 мая 1919 года был открыт для посещения. Это решение советского правительства позволило сохранить в неприкосновенности уникальный усадебный комплекс с памятниками архитектуры и садово-паркового искусства, а также обширными художественными, библиотечными и архивными фондами.

Топонимика:
Кусково - архитектурно-художественный ансамбль XVIII в. на востоке Москвы.
Краткое описание интересных объектов, размещенных на территории:
Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. «Большой дом», как называли Дворец в XVIII веке, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
Голландский домик – самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В годы расцвета усадьбы он являлся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда
Из многочисленных «затей» блистательного Кускова ХVIII века с наибольшей полнотой сохранился лишь архитектурный ансамбль Итальянского пруда.Был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова. Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов»В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж. Он был построен в 1765 – 67 годах, под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.
С течением времени и в событиях истории практически полностью было утрачено его декоративное убранство, детали резьбы, стенные панели, зеркала. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа.
Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II пол.XVIII века.В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка.
Воздушный театр - Редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства. Подобные театры, распространившиеся в России в богатых русских усадьбах XVIII века, наряду с террасами, гротами. Он состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки. Сцена, расположенная на насыпном холме высотой в 1,5 м, окруженная березовыми боскетами, внутри которых выращивались земляника и клубника, по краям украшалась высокой стеной стриженного барбариса. Шестью парами кулис служила еловая шпалера, уход за которой был сложен, но оправдывался прекрасной акустикой. Сверху сцена убиралась травяным ковром, а во время театральных постановок - деревянным настилом. Дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в центре, был рассчитан на 80-100 зрителей.
Интересные факты, связанные с историей и современностью территории:
В настоящее время Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» один из крупнейших московских музеев, обладающий исторически сложившимися коллекциями высокого художественного уровня. Общий художественный, библиотечный и архивный фонд музея составляет в настоящее время более 50 тыс. предметов.
Гармоничный симбиоз архитектурно-паркового ансамбля и разнообразных художественных коллекций обеспечивают как традиционно музейную деятельность – хранение, экспонирование, изучение и популяризацию исторических памятников, так и возрождение театрально-зрелищных, концертных, фестивальных форм в рамках усадебной культуры музея.
С наступлением летнего сезона усадьба Кусково открывает свои парадные залы не только для экскурсантов, но и для любителей классической музыки. В музее проходят ставшие уже традиционными концерты и фестивали, на которых считают за честь выступить лучшие российские и зарубежные исполнители.
Есть особая прелесть в таких концертах – зрителей окружает не только живая классическая музыка, но и музыка, застывшая в красоте архитектурных памятников и регулярного французского парка. В 1932 году на территории музея был размещен московский музей фарфора с богатейшими национализированными коллекциями русского, западного, восточного фарфора, керамики и стекла известных меценатов А.В.Морозова, Л.К.Зубалова, Д.И.Щукина и др. В 1937 году произошло их официальное объединение под названием «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В последующие годы собрания музея комплектовались путем приобретений антиквариата, произведений современных художников-керамистов и стекольщиков, а также экспонатами, переданными в дар владельцами.
Площадь и протяженность территории:
Лесопарк площадью 310,6 га.

Усадьба Кузьминки – одна из старейших усадеб Москвы. Находится она на одноимённой станции метро, поэтому доехать до Кузьминок очень просто. Также сюда можно попасть и с других станций: Волжской, Рязанского проспекта, при желании можно пройти и с Люблино и Текстильщиков. Кому как удобно, в общем.

От ст.м. Кузьминки до парка идти минут десять. Вход в парк ознаменует арочная вывеска с надписью «Усадьба Влахернское-Кузьминки ». Английский пейзажный парк, спроектированный архитектором Д. Жилярди в 1811-1820гг., раскинулся на большой площади. Насколько я знаю, это самая большая усадебная территория в Москве.

Хозяевами Кузьминок в своё время были две известные дворянские семьи: Строгановы и Голицыны. Григорию Дмитриевичу Строганову в 1702 г. эти земли пожаловал Пётр I за хорошую службу. Это был знак высокого расположения к нему со стороны царя.

Но Григорий Дмитриевич практически никак не использовал полученные территории. Строительство усадебного комплекса в Кузьминках началось только при его детях. По большей части этим занимался Александр Григорьевич Строганов, в дальнейшем ставший единственным полноправным владельцем усадьбы.

При А.Г. Строганове строится церковь Влахернской иконы Божьей матери. Эта икона былая святыней рода Строгановых, поэтому церковь была освящена в её честь. По имени церкви усадьба получила новое название – село Влахернское. Возле церкви строится господский дом и другие хозяйственные постройки. Все они первоначально были сделаны из дерева.

Дочь Александра Строганова – Анна, унаследовавшая Кузьминки после его смерти, в 1757 г. выходит замуж за князя Михаила Михайловича Голицына. Анна Александровна стала последней владелицей Кузьминок из рода Строгановых и первой из рода Голицыных. М.М. Голицын получил в приданое от жены помимо усадьбы ещё соляные варницы, чугунно-литейные заводы на Урале, древние документы и мн.др.

На литейных заводах Михаила Михайловича создавали настоящие шедевры чугунного литья для украшения Кузьминок. Усадьба превратилась в настоящий музей под открытым небом. Все деревянные постройки были перестроены и сделаны из камня. Большинство из них сохранились до нашего времени.

В своё время село Влахернское ставили в один ряд с Петергофом и парижским Версалем.


Конный двор

Сейчас же то, что мы увидели в Кузьминках, - это остатки былой роскоши. Из всех построек функционируют только церковь и Конный двор. Его недавно отреставрировали, также как и два грота на другом берегу пруда. Гроты были хорошим укрытием от летней жары и зноя. В Большом гроте, у которого только один вход, при князе устраивали театральные постановки. Своего театра, как в , здесь не было, поэтому для этих целей приспособили грот.

Конный двор открыт для посетителей, но туда мы решили не заходить. Спросив у кассирши, продающей билеты: «Что там есть?»,- мы получили невнятный ответ: «Ну, это конный двор!», - сказала кассирша, недовольно надув губы. После чего стало ясно, что ничего интересного там нет. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. Если кто там был, напишите. Будет интересно почитать.


Грот

В Кузьминках удивило то, что от входа в парк до самой усадьбы идти минут 20, что довольно долго, если сравнивать с другими усадьбами, в которых мы были. Не совсем понятны карты парка, стоящие в некоторых местах. Только оказавшись возле Конного двора, начинаешь понимать, где ты и где что находится.

В парке Кузьминки несколько прудов, но купаться в них, как и в большинстве водоёмов Москвы, нельзя. По пруду возле Конного двора курсирует корабль-кафе, на котором можно не торопясь осмотреть парк, сидя за столиком и попивая холодное пиво, лимонад (кому, что больше нравится).

На территории парка, в основном возле Мельничного флигеля, что на плотине, находятся несколько кафешек. Здесь продают мороженое, квас, пиво, различные сувениры и безделушки. Недалеко от входа в парк, со стороны ст. м. Кузьминки есть парк аттракционов и площадка для катания на картингах. Но самих картов мы не увидели. Поэтому, не ясно бывают ли там заезды или нет.

Как я уже говорил из всего комплекса построек усадьбы Кузьминки, отреставрированы только церковь Влахернской Божьей матери, Конный двор и Мельничный флигель. Плюс к этому функционирует музей мёда. Что было раньше в здании музея, я, к сожалению не знаю. Остальные здания требуют реставрации. В их числе Господский дом, Померанцевая оранжерея, здание кухни. Мы дошли до Скотного двора, который также нуждается в ремонте. По дороге к нему видели ещё одно здание без таблички с описанием, которое среди деревьев не сразу то и заметишь. Господский дом из-за окружающих его деревьев даже сфотографировать не получилось.

Поэтому, приняв решение поехать в Кузьминки, не надейтесь увидеть здесь роскошные здания дворцов, как в , или в . Здесь этого нет. В Кузьминки приезжают отдохнуть, позагорать на берегу прудов, покататься на велосипедах и роликах. Мы встретили очень много людей на велосипедах. Возможно, где-то на территории парка есть прокат. Кузьминки пользуются огромной популярностью у жителей города любой возрастной категории. Люди здесь устраивают пикники, жарят шашлык, играют в волейбол. Да и просто посидеть в кафе на берегу пруда, на мой взгляд – отличное времяпрепровождение. Возле Конного двора иногда устраивают концерты. Мы как раз попали на такой. Песни там пели не современные, поэтому нас это не особо заинтересовало. К тому же мы уже собирались уходить. Но все сидячие места возле сцены, которой служила небольшая терраса возле скульптур, были заняты.

Ещё один факт, касающийся усадьбы в Кузьминках, не упомянуть который просто нельзя. Буквально через неделю после посещения парка по телевизору показывали известную передачу «Битва экстрасенсов». Одно из заданий проходило в Господском доме усадьбы Кузьминки. Оказалось, что там обитают призраки, привидения, которых часто слышат охранники. А некоторых даже удалось запечатлеть на камеру. Выглядят они как круглые белые фантомы. Так что, не всё спокойно в королевстве Датском…

Прогулка по парку Кузьминки оставила у меня чувство неудовлетворённости. Да, мы погуляли по парку, загорали, отдыхали. Но то, что усадьба оказалась не рабочей, нас расстроило. Где-то в Интернете прочитал, что в 2010 г. должны отреставрировать ещё несколько зданий комплекса. Надеюсь, среди них будет и главный дворец – Господский дом. После его реставрации, нужно будет обязательно съездить в Кузьминки ещё раз.

Адрес: Россия, Москва, парк Кузьминки-Люблино (станция метро Кузьминки)
Основные достопримечательности: западный и восточный флигель, Конный двор, Оранжерея, храм Влахернской иконы Божьей Матери, Птичий двор
Координаты: 55°41"22.9"N 37°47"21.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

История усадьбы

Усадьба Кузьминки считается одним из красивейших имений Москвы и Подмосковья. Прежде она принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным. Участок земли, на котором было построено это шикарное имение, в 1702 году получил Григорий Дмитриевич Строганов за хорошую службу от самого Петра I. Такой щедрый подарок означал особое отношение царя к своему приближенному.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Имение было построено в XVIII веке и отличалось образцовым порядком. Двор с живописными парками, прудами, мостиками и даже островками всегда был привлекателен для гостей. Усадьба Кузьминки (точное название – Влахернское-Кузьминки) в разное время удостаивалась визитов русских императоров - Александра II, Николая I и Петра I.

Любила бывать здесь и жена Павла I – Мария Федоровна. В роскошной усадьбе каждый год устраивали гуляния и собирали иностранные делегации. С конца XIX столетия усадьба стала для своих владельцев излюбленным дачным участком, архитектура и парковая зона которого были настолько необычны, что со временем территорию стали называть «Русским Версалем ».

Конный двор

Экскурсия по усадьбе Кузьминки

Чтобы попасть в усадьбу, необходимо доехать на метро до станции «Волжская». Здесь перед посетителями радушно распахиваются ворота с привлекательной надписью «Влахернское-Кузьминки». В усадьбу ведет дорога, проложенная мимо каскада прудов в долине реки Чурилиха.

Одним из главных архитектурных памятников усадьбы считается Конный двор, возведенный в 1805 году, но впоследствии перестроенный согласно новому проекту лучшего зодчего того времени Доменико Жилярди. Желающие осмотреть его, должны выйти к мосту, переброшенному через плотину. Отсюда видны здания, выстроенные в традициях ампира – самого модного архитектурного течения начала XIX века.

Флигель

Комплекс Конного двора объединяет несколько построек. Это – сама конюшня, несколько сараев, предназначенных для карет, и флигели, которые использовали для жилья. Центром этой незамысловатой композиции является Музыкальный павильон. Здесь стоят лучшие работы скульптора Петра Карловича Клодта - копии статуй, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге . Создавал статуи для усадьбы сам Клодт, а отливались они на заводе, принадлежавшем Голицыну.

С противоположной стороны плотины стоит Мельничный флигель, который также называют Домом на плотине. Он появился после 1840 года на мельничном цоколе. Если верить преданию, древняя мельница Козьминки – владение мельника Козьмы дала здешним местам похожее название «Кузьминки». Мельница неоднократно претерпевала изменения, с каждым разом становясь все лучше и лучше, благодаря умелым действиям опытных зодчих Жилярди, Жеребцова, Воронихина и Еготова.

Птичник (Кузница)

Однако, позже нужда в мельнице отпала. В середине XIX века ее верхние этажи снесли, а цоколь использовали для строительства Дома на плотине. Сделали это под руководством архитектора М. Быковского. Так бывшая мельница стала деревянным зданием в два этажа, построенном в традициях ренессанса.

Хотя дом и окружен водой, он всегда оставался удобным для проживания. Хозяева усадьбы расселяли здесь своих гостей, а до 1976 года Мельничный флигель сдавали в аренду под дачи. Позднее в нем разместили Музей ветеринарии. А в наши дни старинное здание можно увидеть восстановленным.

Ванный домик

Один из неприметных уголков усадьбы - Птичник или Кузница, затерявшееся среди зелени на улице Заречье. В свое время оно было центром Птичьего двора, предназначенного для выведения домашней птицы. Помимо обычных гусей, уток и индеек, по нему разгуливали и экзотические виды пернатых.

Изначально Птичник был построен из дерева, но впоследствии был перестроен как каменный по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова. Небольшой домик, скорее всего, предназначался для смотрителя Птичника. Когда отступавшие в 1812 году из Москвы наполеоновские войска устроили пожар, здание серьезно пострадало, а обитавшие здесь птицы погибли.

Скотный двор

Позже, когда строения принялись восстанавливать, Птичник превратили в Кузницу, где ковали подковы для Конного двора. Здание сделали двухэтажным, а флигели с галереями разобрали. Его купол демонтировали и заменили на двухскатную крышу. В этом исполнении он простоял до середины прошлого века. Во времена советской власти здание использовали как жилое, сделав вокруг пристройки. Но в 2000-е годы комплекс Птичника реставрировали.

Здание Кухни, на которое можно не обратить внимания из-за его неброского вида, для знатоков русской архитектуры является настоящей ценностью. Кухня построена в стиле ампир. Но если присмотреться к ней более внимательно, можно заметить много элементов древнеегипетского зодчества. По этой причине Кухню еще называют Египетским павильоном.

Гроты

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери – главная достопримечательность усадьбы Кузьминки

Первое здание храма построили в 1716 году, еще при Строгановых. Деревянная церковь получила свое название в честь фамильной иконы владельцев усадьбы - Влахернской Богоматери. Однако храм простоял лишь до 1732 года и сгорел. Вскоре здесь возвели новую церковь из дерева. Через 26 лет опять случился пожар, и она исчезла в его пламени. Наконец, к 1762 году выстроили третий каменный храм, который сохранился до наших дней.

Его украшением долгое время служила икона Влахернской Богоматери. Ее написали в константинопольской Влахернской обители в VII веке. В нашу страну икону привезли в 1653 году для подарка государю Алексею Михайловичу. Он очень ценил древнюю икону и берег ее.

Домик садовника. Московский литературный музей - Центр К.Г.Паустовского

Исполнение Влахернской иконы весьма необычно. Ее написали в редчайшей технике – воскомастике. В восковом слое она содержит частички мощей христианских святых. Одно из древних преданий свидетельствует, что в 626 году, благодаря божественной силе, исходящей от иконописного образа, неприятели, пришедшие взять силой Константинополь, отступили. Намного позднее, в 1830 году, чудодейственная святыня вновь показала свою силу в России . Во время эпидемии холеры ни один житель Влахернского, не заразился.

Гроты – прекрасное дополнение ампирного усадебного парка

Гроты можно увидеть напротив Музыкального павильона. Их два и появились они сразу после того, как было закончено возведение Парадного двора. При выравнивании участка земли, на котором планировали устроить гроты, на берегу пруда появился откос. Впоследствии он был заполнен искусственно созданными «пещерами».

Пристань

В летний день гроты становились укрытием для прогуливающейся публики. У Голицыных не было собственного театра, и в одном из гротов устраивали спектакли. Участвовали в них и гости, и хозяева. Большой грот специально построили неподалеку от Музыкального павильона. Когда там звучала музыка, она резонировала в полости грота, и создавалась иллюзия объемного звучания.

Музей, рассказывающий о культуре русских усадеб

Узнать об истории усадьбы и ее традициях можно в так называемом Служительском флигеле, расположенном на Слободке. Благодаря подлинным экспонатам, каждый посетитель музея получает возможность прочувствовать атмосферу XVIII – XIX веков, передающую усадебный быт дворян. Служительский флигель принял музейные экспозиции в 1999 году. Здесь проводят интересные костюмированные экскурсии.

Photo by *vadim* / photosight.ru

Усадьба Голицыных Влахернское-Кузьминки, находящаяся ныне в черте Москвы, далеко не всегда была одним из популярнейших московских парков. Начало истории Кузьминок как зарождающегося архитектурно-паркового ансамбля принято датировать 1702 годом, года Пётр I пожаловал здешние земли Григорию Дмитриевичу Строганову, своему любимцу, за верную службу царю и отечеству. Строительство на этих землях началось при сыновьях Григория Дмитриевича - Александре, Николае и Сергее. В 1716 году здесь выросла небольшая деревянная церковь, которую в честь фамильной иконы Строгановых - Влахернской Божьей Матери - освятили как Влахернскую. По ней же получило название и близлежащее село.

Строгановы стали третьей в России семьёй, получившей баронский титул. После смерти Григория Дмитриевича строительством и благоустройством Кузьминок занимался Александр Григорьевич - будущий камергер при дворе Его Величества, получивший подмосковные угодья батюшки при разделе наследства. Именно его стараниями в Кузьминках был создан великолепный каскад прудов - после строительства плотины на реке Чурлиха. Впоследствии, когда в 1754 году Кузьминки унаследовала дочь Александра Григорьевича от первого брака - Анна Александровна Строганова, вышедшая замуж за представителя другой знатной семьи - Михаила Михайловича Голицына - имение перешло во владение Голицыных, потомки которых считают усадьбу своей собственностью и по сей день. Именно при Михаиле Голицыне Кузьминки обрели тот вид, который имеют теперь - живописного английского ампирного парка с множеством интересных зданий и павильонов, представляющих невероятную ценность как подлинные памятники архитектуры XVIII - XIX веков.

Добираться до усадьбы своим ходом довольно просто. Есть несколько вариантов маршрута: от станции метро «Волжская» или «Кузьминки».

Выйдя со станции «Волжская», Вы увидите перед собой ворота с яркой вывеской «Влахернское-Кузьминки». Пройдя по живописным дорожкам мимо маленького пруда, образующего каскад с находящимся рядом Люблинским прудом, Вы пройдёте по засаженной берёзами аллее мимо Центра военно-патриотического воспитания молодёжи ЮВАО и «Музея экипажей и автомобилей ».

Музей экипажей и автомобилей

К слову, если Вы являетесь поклонником старины вообще и ретро-автомобилей в частности, Вам стоит посетить этот музей. Там вы словно совершаете поездку на машине времени в советский союз: огромное помещение гаражного типа, где узкие полки вплотную уставлены старинными телефонными аппаратами, часовыми механизмами, советскими игрушками и другими интереснейшими вещами, заставляет забыть о ходе времени. В огороженном дворике музея и в самом здании выставлены на всеобщее обозрение несколько десятков автомобилей разных эпох, а в здании разместилась коллекция автомобилей журнала «Авто-Ревю». При входе в музей установлена телефонная будка, которая ну очень напоминает дом Чебурашки.

Продолжая прогулку по асфальтовой дорожке, через 10-15 минут Вы выйдете к самому комплексу усадебных построек. Первым на вашем пути вырастет величественное здание Конного двора , построенное в 1805 году и перестроенное по проекту знаменитого архитектора Доменико Жилярди в 1823, является, пожалуй, одним из самых известных строений в Кузьминках. Для того, чтобы оглядеть его полностью, лучше пройти чуть подальше, до моста над плотиной - там перед вами раскинется величественная панорама водной глади пруда, над которой возвышается изящный комплекс зданий в стиле ампир, популярном в первой половине XIX века. Конный двор состоит из здания конюшни, нескольких зданий сараев, где стояли кареты, и двух жилых флигелей. Все эти строения соединяются общей оградой с Музыкальным павильоном , который находится в центре всей этой композиции.

Конный двор

Музыкальный павильон

Музыкальный павильон украшают знаменитые скульптуры П.И.Клодта, повторяющие скульптурные изображения с Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Они были выполнены самим Клодтом и отлиты на заводах Голицыных, как и их более знаменитые «собратья».

Скульптуры П.И. Клодта

На сегодняшний день и Музыкальный павильон, и Конный двор функционируют: в выходные и праздничные дни на ступенях павильона проводятся концерты, на территории Конного двора работает конно-спортивная школа.

С другой стороны плотины расположилось изящное строение, которое так и называется - «Дом на плотине », или Мельничный флигель .

Дом на плотине, или Мельничный флигель

Это здание, разделявшее Верхний и Нижний Кузьминские пруды, было возведено в 1840-х годах, на цоколе мельницы Козьминки. По преданию, находившаяся здесь ранее мельница (которая, к слову, была одним из древнейших здешних строений) и подарила здешним местам название «Кузьминки», а мельницу в свою очередь нарекли в честь построившего её некогда мельника по имени Козьма. Мельница неоднократно перестраивалась, причём руку к ней приложили в разное время такие именитые зодчие, как А.Воронихин, Д.Жилярди, И.Еготов и И.Жеребцов. Лишь в середине XIX века верхние этажи мельницы, которая исправно снабжала местных жителей различными сортами пшеничной и ржаной муки, было решено снести, а на её цоколе аритектор М.Быковский выстроил Дом на плотине, сохранившийся до наших дней. Это двухэтажное деревянное здание в стиле ренессанс со всех сторон окружено водой, и, несмотря на это, хорошо послужило как владельцам усадьбы, так и советской власти: Голицыны селили здесь приезжавших гостей, до 1976 года дом сдавали в аренду дачникам, а после здесь разместился Музей ветеринарии. В настоящее время флигель полностью восстановлен.

Прежде, чем двинуться дальше через мост, к главному дому усадьбы, немного вернемся назад и заглянем ненадолго в неприметный на первый взгляд уголок - к так называемому Птичнику , или Кузнице . Это здание расположилось неподалеку от Конного двора, по другую сторону улицы Заречье, обнаружить его не так просто - оно притаилось среди деревьев.

Птичник, или Кузница

Птичий двор в усадьбе известен с 1765 года, его построили для содержания декоративных птиц. В нем, наряду с гусями, утками и индейками, разгуливали лебеди, цесарки, павлины, египетские голуби и другие экзотические пернатые. Первоначально птичник был деревянным, затем в 1805-1806 годах был перестроен в камне по проекту архитектора И.В. Еготова. Компактный центральный домик, в котором, вероятно, жил смотритель птичника, был соединен с двумя симметричными флигелями полукруглыми крыльями-галереями, затянутыми сеткой, в которых летом размещались вольеры для птиц, переносившиеся на холодный период года во флигели. В 1812 году, во время московского пожара, птичник серьезно пострадал от огня, все птицы погибли. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д.И. Жилярди перестроил останки Птичника в Кузницу, которая призвана была обеспечивать подковами и другим инвентарем соседний Конный двор. Ансамбль бывшего Птичника претерпел серьезные изменения: флигели и галереи были разобраны, центральное здание перестроено в двухэтажное (на первом этаже расположилась сама кузница, а верхний этаж был отдан под жилье кузнеца), при этом великолепный купол, украшавший его, был демонтирован, и здание увенчала куда более простая двухскатная крыша. В таком виде Кузница просуществовала до середины XX века. В советское время она использовалась под жилье и была обезображена многочисленными пристройками. В 1970-е годы обветшавшее здание было покинуто жильцами, и, оставшись бесхозным, около 30 лет пустовало, продолжая разрушаться и постепенно превращаясь в руины. Лишь к 2008 году, к 600-летию рода князей Голицыных, ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова и теперь радует наш глаз.

Ну а мы следуем далее, мимо Мельничного флигеля, вглубь усадьбы. Пройдя по мостику, который очень жалуют молодожёны (он сплошь увешан свадебными замочками), мы попадаем к нарядному, пышному Парадному двору . Справа от нас за ажурной решеткой чугунных ворот, охраняемый грифонами, высится Господский дом, Западный и Восточный флигели. От ворот к дому тянется изысканный въездной мост, который украшают фонари-канделябры. Чуть вдалеке располагается Египетский павильон, или Кухня.

Господский дом, панорама, XIX век

Всё это великолепие было спроектировано архитектором И.В.Еготовым в 1804-1808 годах. По плану зодчего, Парадный двор отделялся от остальной усадьбы кирпичной оградой и наполненным водой рвом. На кованой металлической ограде вольготно расположились чугунные «египетские львы» - грифоны, охраняющие въезд в усадьбу, которые выполнены по проекту скульптора Кампиниони.

Несмотря на то, что чугунные ворота выглядят на общем фоне довольно-таки органично, появились они здесь не так давно, в конце XIX - начале XX века, и были призваны оградить княжескую семью от облюбовавших здешние просторы дачников. Парадный двор выстроен по всем канонам того времени: в фонари, освещавшие въездной мост, вставлялись факелы, высокие деревья не насаждались - комплекс зданий должен был хорошо просматриваться, поэтому перед главным домом расцветали лишь низенькие цветочные клумбы и кустарники. Одно жаль: до нашего времени подлинное здание господского дома, к сожалению, не сохранилось. Оно было уничтожено пожаром в 1916 году, а на его месте в 1930-х годах было выстроено новое здание по проекту архитектора Торопова.

Здание Кухни , которое сейчас находится в не самом блестящем состоянии, на самом деле является одним из уникальных памятников стиля ампир в архитектуре. Дело в том, что строгие жанровые рамки ампира здесь разбавляются мотивами древнеегипетского искусства (отсюда второе название Кухни - Египетский павильон ).

Кухня, или Египетский павильон

Немного скошенные стены, сужающиеся окна, портик, украшенный пальмообразными колоннами и головой сфинкса, усиливают ощущение присутствия духа древней цивилизации. В прохладных подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагались сами кухонные помещения, а на втором этаже жили «кухмистры» - княжеские повара. В 1839 году для удобства Кухня была соединена крытой галереей с господским домом.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Храм Влахернской иконы Божьей Матери.

Нынешняя церковь - отнюдь не первая, что стояла на этом месте. Первый деревянный храм здесь был построен в 1716 году еще при Строгановых и освящён в честь их фамильной иконы - Влахернской Божьей Матери. Именно эта церковь и подарила находившемуся здесь селу имя «Влахернское». Этот первый храм простоял недолго - в 1732 году он сгорел, и на его месте был выстроен новый храм, тоже деревянный и с прежним названием. Но и второй храм недолго радовал владельцев усадьбы - и он погиб от пожара в 1758 году. Ныне существующая церковь - третья по счёту - была построена к 1762 году, а уже к 1785 реконструирована по инициативе М.М.Голицына в классицистических традициях архитектором Р. Казаковым.

Именно здесь в течение долгого времени находилась легендарная икона Влахернской Божьей Матери, с которой связано множество чудесных легенд и преданий. Икона эта датируется VII веком, а в Россию она попала как дар отцу Петра I Алексею Михайловичу в 1653 году. Согласно приложенной к иконе грамоте, она была создана при Влахернском монастыре в Константинополе. Икона эта была почитаема государем: он брал её в военные походы, так как верил, что она поможет одержать победу в бою и убережёт от бед. Влахернская икона выполнена в редкой рельефной технике - воскомастике, а в воск её замешаны мощи христианских святых, что дарило ей поистине чудотворные свойства. По преданию, икона обратила в бегство врагов, напавших на Константинополь в 626 году. Изображение Богоматери Одигитрия, хранящееся в церкви в Кузьминках, является списком с Влахернской иконы, хранящейся в Успенском соборе Московского Кремля. Однако по семейному преданию Строгановых, а после и Голицыных, царю Алексею Михайловичу привезли не одну, а две иконы, одна из которых с тех пор по праву принадлежит им. Будучи привезённой в Россию, святыня не утратила своей чудодейственности: когда в 1830 году по всей России свирепствовала эпидемия холеры, лишь в одном Влахернском не заболел ни один человек - против тысяч погибавших повсеместно в округе. И во время второй вспышки жуткого заболевания в 1871 году икона уберегла местных жителей от неминуемой смерти. Неудивительно, что Влахернская икона является одной из самых почитаемых на Руси и по сей день: её даже чествуют 2 июля в храме, названном в её честь и остающимся выдающимся памятником истории и культуры.

Прямо напротив церкви располагается Ванный домик , или Мыльная , приобретшая свой современный облик в начале XIX века.

Ванный домик, или Мыльная

Этот павильон принадлежал лично мужу хозяйки усадьбы - М.М.Голицыну. Помимо собственно банных помещений, господин приказал соорудить здесь личные покои: спальня, гардеробная, где хранились принадлежности для охоты, столовая и передняя. Также здесь была специальная комнатка, предварявшая выход в маленький сад. Однако вскоре после смерти князя в 1804 году Мыльная обветшала, и её снесли. На месте старого помещения гениальный Доменико Жилярди в 1816-17 годах выстроил новое здание в стиле ампир, в целом сохранив планировку и функциональные особенности первой постройки.

С течением времени Мыльная сильно пострадала: она неоднократно горела, её разбирали и перестраивали бесчисленное множество раз. Здесь были жилые помещения, совет села Ново-Кузьминское и даже зал игровых автоматов (веха советского прошлого). И только в 2008 году в результате масштабных реставрационных работ здание и фонтан перед ним были восстановлены.

Недалеко от Ванного домика 8 июля 2008 года был установлен необычный памятник - скамья Любви и Верности .

Скамья Любви и Верности

Именно в этот день отмечается праздник святых Петра и Февронии Муромских, он же День семьи, любви и верности. Для изготовления памятника использовали французскую пушку, участвовавшую в боях 1812 года, подаренную неизвестным коллекционером. Молодожёны и влюбленные облюбовали этот скромный памятник, который в течение рекордно короткого времени оброс ленточками и замочками с именами счастливых пар.

Вернемся к прудам и осмотрим гроты , которые являются неизменными спутниками каждого ампирного парка. Гроты в Кузьминках, расположенные напротив Музыкального павильона (противоположный берег пруда) - явное тому подтверждение.

Трехарочный и Большой гроты. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Изящные Трёхарочный и Большой (Одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда изящно вписались искусственные «подводные пещеры». Гроты в ампирных парках встречаются довольно часто: яркий тому пример - грот «Руины» в Александровском саду. Температура в гротах всегда на несколько градусов отличается от температуры на открытом пространстве: это помогало гуляющей публике укрыться в тенистой прохладе и отдохнуть от полуденного зноя. В Большом гроте также устраивались любительские театральные постановки. Крепостного театра в Кузьминках не было, поэтому участие в них принимали сами хозяева и их гости. Есть у гротов еще один небольшой секрет. Как уже было сказано выше, Большой грот располагается прямо напротив Музыкального павильона, поэтому звук, долетавший до него во время музыкальных представлений, отражался и резонировал, создавая эффект более объемного звучания.

До 2004 года гроты в Кузьминках находились в весьма плачевном состоянии, и только после масштабной реконструкции эти интересные ландшафтные сооружения получили новую жизнь.

Продолжая прогулку по берегу Верхнего Кузьминского пруда, Вы вскоре придёте к знаменитой Львиной пристани , упоминание о которой впервые встречается в документах в 1762 году. Фотографии этого замечательного сооружения встречаются чуть ли не в каждой работе, посвященной усадебной культуре.

Львиная пристань. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Известно, что пристань, как и другие усадебные строения, неоднократно реконструировалась и перестраивалась. Первоначальный вариант строения выглядел так: две закруглённые площадки соединялись с помощью изящно изогнутых лестниц, украшенных белокаменными скульптурами: вазами, изображениями лежащих львов и собак. В 1830 году в ходе одной из реконструкций Д.Жилярди была отстроена заново верхняя площадка пристани, вместо каменной балюстрады появилась кованая металлическая решётка, а вместо гипсовых скульптур - знаменитые египетские львы, отлитые из чугуна. Пережив еще несколько реставраций, в советские годы памятник постепенно пришёл в упадок: в 1945 году пристань лишилась своей главной гордости - львов, которые «переехали» в подмосковные Люберцы. Там они украсили здание горкома ВКП(б), а ветшающая пристань постепенно превратилась в груду тесаных булыжников, при этом сохраняя статус памятника архитектуры аж до 1997 года. И лишь в 2000-х уникальная Круглая пристань была полностью восстановлена по оставшимся свидетельствам и документам.

Спускаясь дальше по берегу пруда, мы неминуемо придём к Померанцевой оранжерее - сооружению, судьба которого пока остаётся неясной. Как и Египетский павильон, Оранжерея представляет собой уникальный памятник архитектуры, который, в отличие от большинства построек на территории усадьбы, пока остаётся в полуразрушенном состоянии.

Померанцевая оранжерея

Оранжерея в Кузьминках была известна на всю Москву: здесь произрастали абрикосы, персики, померанцы, вишня, лимоны и апельсины и множество других фруктов. Архитектурное решение здания снова отсылает нас к зданию Кухни: мотивы египетского и греческого искусства здесь также очень заметны. Оранжерея - единственное здание в усадьбе, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой - пожалуй, таких не найти не только на территории усадьбы, но и в Москве. До 2001 года здесь находился Институт экспериментальной ветеринарии, а с тех пор, как институт покинул здание, оно постепенно ветшает и рассыпается. Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который, к слову, очень любит усадьбу Кузьминки, в 2004 году издал постановление о реставрации Египетского павильона и Померанцевой оранжереи, но работы до сих пор не были начаты.

Недалеко от ветшающей оранжереи Храма Влахернской иконы Божьем Матери находится так называемая Слободка - комплекс, где проживали дворовые люди, обслуживавшие усадьбу. Впервые она упоминается в документах, датируемых второй половиной XVIII века. Здания, составлявшие Слободку, менялись, как и другие усадебные постройки - лишь функции их оставались неизменными. В состав Слободки входили такие здания и объекты, как Служительский флигель, Дом причта, Прачечный флигель и Больница. Изначально деревянные здания со временем перестраивались, меняя свой облик: неказистые дома служивых людей и подсобные помещения стало невозможно узнать после вмешательства Доменико Жилярди, по приказу барина кардинально изменившего план и фасады домов в Слободке. Все здания Слободки были соединены общей оградой, а дорога, проходящая с другой стороны комплекса, получила название Тополевой аллеи - по насаженным здесь деревьям.

В здании Служительского флигеля на Слободке находится интереснейший музей - «Музей русской усадебной культуры » , один из филиалов Музея истории Москвы.

Служительский флигель

Здесь Вам расскажут об усадебной жизни и быте, а также об истории дворянских родов Строгановых и Голицыных. Подлинные экспонаты, иллюстрирующие жизнь XVIII-XIX веков, помогут погрузиться в атмосферу дворянского усадебного быта, представить себе образ жизни и мировоззрение людей того времени. В этом интересном музее, функционирующем с 1999 года, Вы можете посетить одну из занимательных интерактивных, костюмированных, тематических экскурсий, возрождающих бытовые традиции повседневности XIX века.

Одно из самых знаменитых зданий этой части усадьбы - Скотный двор , или Молочная ферма .

Скотный двор, или Молочная ферма

Место, где будет располагаться скотный двор, было определено ещё при Строгановых. Но постройки, сохранившиеся до наших дней, датируются 1840-ми годами. Нынешнее здание фермы было построено по проекту архитектора Александра Жилярди - племянника уже неоднократно упоминавшегося Доменико Жилярди.

Молочная ферма представляет собой одноэтажное здание из красного кирпича, в плане образующее букву «П», с двухэтажными флигелями. Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части здания располагались собственно стойла. В середине Скотного двора располагался изящный павильон, отделанный с роскошью; считается, что он предназначался для проживания одного из членов графской семьи. Кажется странным выбор места для постройки персонального павильона; но тем не менее он действительно был слишком богатым и пышным, чтобы находиться во владении служивых людей: паркетные полы, изящные балконы и украшающие двор скульптуры быков, выполненные бароном П.И.Клодтом, явно радовали глаз одной из знатных особ.

Скотный двор с противоположным берегом пруда, где находились Пропилеи и пристань, соединял интересный Плашкоутный мост - мост на понтонах, который мы можем увидеть на картине австрийского художника И.Н.Рауха. Мост устанавливали только на летний период, а на зиму разбирали.

Случилось так, что ферма не так долго выполняла своё прямое предназначение: в 1889 году после реорганизации внутренних помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, которая просуществовала аж до 1978 года. С тех пор, как больница освободила здание Скотного двора, он постепенно ветшает, как и многие другие здания в усадьбе.

После посещения Слободки и Скотного двора, пройдя в сторону церкви по одному из лучей знаменитого французского парка, выполненного по подобию парка в Павловске под Санкт-Петербургом, Вы попадёте к еще двум интересным музеям. Первый из них - Литературный музей К.Г.Паустовского - был открыт в 1975 году, но в Кузьминки переехал лишь в 1987, и с тех пор занимает Дом садовника (его еще называют «Серой дачей »).

Дом садовника, или Серая дача

Коллекция музея насчитывает около 17 000 предметов, иллюстрирующая не только жизнь и литературное творчество Константина Георгиевича, но и о его окружении, времени, в которое он жил: личные вещи писателя, документы и рукописи, живописные работы художников-иллюстраторов, жены и сына писателя, а также разнообразные кино- и фотосвидетельства. Множество интереснейших экспонатов, а также невероятный энтузиазм и преданность сотрудников музея своему делу сделают посещение Литературного музея интересным; возможно, Вы даже всерьёз заинтересуетесь русской литературой.

Как Вы, наверное, уже заметили, усадьба Кузьминки славится не только своим архитектурно-парковым ансамблем, но и разнообразными музеями. По соседству с Литературным музеем Г.К.Паустовского разместился Музей мёда , он же Музейно-образовательный центр пчеловодства .

Музей меда

Пасека в Кузьминках появилась еще при Голицыных - на столе князей всегда был свежий мёд. Музей представляет собой демонстрационную пасеку с 50 демонстрационными ульями, где Вы, облачившись в специальный защитный костюм, сможете изучить весь процесс рождения мёда и почувствовать себя настоящим пчеловодом. В музее детям и их родителям предложат на выбор несколько интересных экскурсионных программ, покажут видеофильм и порадуют детишек весёлыми тематическими играми. Единственное условие - попасть в музей можно только в будние дни и по предварительной записи. Помимо музея пчеловодства, в образовательном центре также функционирует Школа практического пчеловодства и Клуб любителей мёда.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков очень любит пчёл. И, как уже было сказано выше, Кузьминки он тоже очень любит. Поэтому неудивительно, что обиталищем «мэрских» пчёл стал именно Музейно-образовательный центр пчеловодства в Кузьминках. И именно поэтому здесь в 2005 году появился памятник пчеле - одному из самых полезных домашних животных. Памятник составляют три низких колонны, стилизованных под соты, и на центральной из них восседает пчела, которую местные жители ласково окрестили Кузей - в честь усадьбы.

Памятник пчеле Кузе

Если Вы еще не совсем устали, то можно пройти еще немного и попасть в царство зимней сказки - официальную московскую резиденцию Деда Мороза .

Московская резиденция Деда Мороза

Она появилась в Кузьминках в 2004 году, а к 2006 году здесь вырос целый комплекс нарядных зданий: терем Деда Мороза, почта Деда Мороза, сооружены волшебная мельница-чудесница, сказочный колодец, терем Творчества, терем Снегурочки, ледовый каток, Тропа сказок и игровой спортивный городок. Здесь в течение всего года проходят разнообразные мероприятия: игры, праздничные гуляния и экскурсии по теремам здесь не прекращаются после того, как отгремел новогодний салют. Здесь очень приятно находиться как зимой, так и жарким летом: под густой тенью деревьев хорошо прятаться как от снегопада, так и от жаркого солнца. Разумеется, здесь очень понравится детям, которым здесь будет чем заняться. Да что там: поучаствовать в интересных мастер-классах и на минутку перенестись в детство, забыв о возрасте, захочется даже взрослым.

Кузьминки - это уникальная московская усадьба, архитектурно-парковый ансамбль, музейно-образовательный и просветительский центр, в котором каждый найдёт для себя занятие по душе. Тенистые аллеи, свежий лесной воздух и очарование ушедшей галантной эпохи никого не оставят равнодушным.