Война древней греции с персией. Нашествие персов на элладу Сражении 479 года до н э

Конфуций

(551 г. – 479 г. до н. э.)

Древнекитайский философ, политик. Основные сочинения: «Книга песен»; «Книга перемен»; «Беседы и суждения» («Лунь юй»).

У каждого народа есть свой «золотой век», период истории, которым гордятся все последующие поколения. В Египте это царствование первых Рамзесов, у шумеров – время героя Гильгамеша, в Вавилонии – царство Навуходоносора, в Древней Греции – века расцвета афинского государства.

В Китае золотой век относят к эпохе царства Чжоу (XII в. до н. э.). По представлению древних китайцев, это было время всеобщего благоденствия, порядка, справедливости, развития наук и культуры. Так, во всяком случае, виделось потомкам – мудрецам VI, V вв. до н. э., того самого времени, когда жил и творил Конфуций, основатель классического китайского учения – конфуцианства.

Конфуций принадлежал к старинному аристократическому роду, начало которому было положено династией Шань-Инь, правившей в Китае до XI в. до н. э. Дальним предком Конфуция якобы был правитель по имени Кун, который претерпел немало жизненных испытаний и погиб в результате дворцовых интриг. Спасшиеся члены его клана бежали в царство Лу, где и родился Конфуций, получивший при рождении имя Кун-фу-цзы, что означало «учитель Кун». На Западе это имя приобрело латинизированное звучание Конфуций и стало общеупотребительным.

Отец Конфуция Шу-лян-хэ был храбрым солдатом, ставшим позже комендантом крепости Цзоу. Легенда изображает его человеком огромного роста и необычайной силы, славным в боях и неутомимым в службе. От своей жены он имел девять дочерей. Только на восьмом десятке лет, после того как старый комендант женился на юной девушке из рода Янь, у него родился мальчик, прославившийся в веках как родоначальник китайской философии.

О детстве Куна почти не сохранилось документальных свидетельств. По-видимому, он рос мальчиком сообразительным и способным, о чем можно судить по словам, сказанным самим Конфуцием в зрелом возрасте: «В 15 лет я ощутил потребность в учебе». Из-за бедственного положения семьи Кун эту потребность удовлетворял, главным образом, путем самообразования. Самостоятельно овладел письмом, стал изучать литературу и философию. 19-летним юношей он женился на девушке из семьи Ци. А через год у молодых супругов родился сын, получивший имя Ли.

И все же отнюдь не семейная жизнь была средоточием интересов и забот Конфуция. Большую часть своего времени он посвящал книгам и ученикам, предпочитая чаще находиться в одиночестве или со своими последователями. Но не уклонялся и от общественных обязанностей: Конфуций служил хранителем амбаров, заведовал полями и фермами, осуществлял надзор над продовольственными поставками. Чиновником он был честным, добросовестным, но при этом не считал службу главным делом. Изучив до тонкостей свод китайских церемониальных обрядов, правил и предписаний, 30-летний Конфуций уже мог позволить себе иметь более широкий круг учеников. Плату с них брал умеренную, хотя впоследствии жил на средства, предоставляемые состоятельными последователями.

Молва о молодом ученом и знатоке древних китайских традиций распространялась все шире. Существует предание, что в период составления «Книги песен», в которую вошли стихи, песни и фольклор X–V вв. до н. э., Конфуций встречался с Лао-цзы, своим старшим современником. Во время этой знаменательной встречи престарелый философ якобы выразил сомнение относительно ученых занятий Конфуция, посчитав их пустыми мечтаниями. Конфуция тем не менее такая оценка не смутила, как до этого не очень беспокоила критика аскетов-проповедников, считавших его популярность слишком преувеличенной. В эти годы Конфуций немало ездил по стране, стремясь не столько распространять знания, сколько найти мудрого правителя, которому мог бы принести пользу. Наконец в 497 г. до н. э. после долгих странствий он прибыл в родное царство Лу, которым правил тогда достойный, по его мнению, государь. Конфуций был назначен губернатором города Чжун-Ду, что позволяло ему на практике осуществлять идеи разумного управления. Однако при исполнении обязанностей новоиспеченный губернатор неожиданно столкнулся с политической оппозицией, не желавшей никаких перемен.

Убедившись в том, что князья не нуждаются в его наставлениях, Конфуций отказался от должности, чтобы служить своему народу иным способом. Наступили годы скитаний. Кочуя по городам и селениям вместе с учениками, Конфуций учил их старинным китайским обрядам, беседовал о литературе и древнекитайской мудрости. Именно из этих бесед был составлен главный трактат Конфуция – «Лунь юй» («Беседы и суждения»), который, несомненно, опирался на древние памятники, рассказывавшие и о мифических царях Поднебесной Яо, Шуне, Юе и об основателях царства Чжоу – Вэнь-ване, У-ване, Чжоу-гуне. В трактате Конфуций предпринял попытку восславить золотой век своей страны и призвать к восстановлению древних традиций. Создавая картину наилучшего общественного строя и стремясь придать ей убедительность, философ постоянно ссылался на то, что такой строй уже когда-то был. Эпоха Чжоу, словно маяк, должна была освещать жизнь всего народа.

Говоря об истоках сочинения «Лунь юй», следует иметь в виду, что оно опиралось прежде всего на знаменитую древнекитайскую «Ицзин» («Книгу перемен»), о которой Конфуций говорил: «Если бы мне прибавилось годов жизни, я еще лет пятьдесят изучал бы «Ицзин» и, возможно, избежал бы многих ошибок». Конфуций не случайно так высоко оценивал древнейший поэтический и философский памятник. «Книга перемен» давала ключ к основным началам бытия, причем самым оригинальным, с современной точки зрения, способом – с помощью гадательных триграмм (чертежей) – гуа.

Своеобразие системы заключалось в том, что она строилась на противоположных символах – положительного Ян и отрицательного Инь. Оба слова составляют образ горы – освещенная часть горы – Ян, теневая сторона – Инь. В этом образе заключался целый ряд противопоставлений – небо и земля, день и ночь, жар и голод, мужчина и женщина.

В итоге триграммы стали символами перемен, сопровождающими не только человеческое, но и вселенское бытие. К каждой триграмме прилагались словесные формулы, напоминающие загадочные афоризмы, которые не так-то просто расшифровать.

Как пример можно привести изречение, украшающее одну из триграмм: «Выйдешь, войдешь – не будет вреда. Друзья придут – хулы не будет. Вернешься обратно на свой путь. Через семь дней возврат. Благоприятно иметь куда выступать» и т. д.

Ученые позднего времени отмечали необычность и точность афоризмов Ицзин. Афоризмы прямо, непосредственно и сразу действовали и на разум, и на чувство, мгновенно создавая определенный образ.

Был здесь и особый свод «Правил» (ли), которым Конфуций давал такую оценку:

«С песен начинают, на Правилах утверждаются, музыкой завершают.

На то, что не Правила, не смотри!

Того, что не Правила, не слушай!

Того, что не Правила, не говори!»

Правила представляют собой предписания, определяющие поведение людей, их общественные обязанности и законы управления государством. Их можно назвать и нормами обычного права и государственного закона, выработанными жизненным опытом.

Правила различали два качества в человеке – чжи и вэнь . Под чжи понималась человеческая натура, природные качества личности. А вот вэнь – нечто приобретенное, усвоенное человеком и, несомненно, его улучшающее.

Конфуций так определял сферу вэнь: «Когда молодой человек почтителен к родителям, привязан к братьям; когда он скромен, правдив; когда он с любовью относится к людям – он этим всем приближается к человеческому началу в себе. И если у него еще останутся силы, он изучает вэнь».

Следовательно, вэнь – не обычное свойство человеческой натуры, а приобретаемые моральные качества. Вэнь – то, что изучают, то, чем человек обогащает себя, свой внутренний мир.

В целом главная тема «Бесед и суждений» – проповедь идеального общества, прославление совершенного человека и его гуманистической сущности. Пример у Конфуция всегда перед глазами: «золотой век» с его героизированными правителями.

В те времена, по свидетельству философа, людьми правил только достойный, каким бы ни было его происхождение. Поэтому престол древнего царства передавался не по наследству, а по достоинству. Такой порядок установил еще первый правитель «золотого века», легендарный император Яо. Наставляя своего преемника, он говорил: «О Шунь! Судьба пала на тебя. Твердо придерживайся во всем середины. Когда страна страдает, блага неба кончаются навсегда».

Перечень обязанностей правителя был прост и понятен древнему китайцу так же, как он понятен и современному жителю земли: пища для людей; оплакивание для умерших; служение для живущих. Моральный кодекс правителя и любого благородного человека так же краток, как и вся китайская философия:

«Когда широки душою – приобретаются сердца людей.

Когда искренни и правдивы – приобретается доверие людей.

Когда усердны и сообразительны – дело делается.

Когда беспристрастны и справедливы – все кругом довольны».

Список добродетелей Конфуций продолжил в диалоге с учеником, определив пять прекрасных вещей, которые следует чтить:

«Быть добрым, но не излишествовать.

Заставлять работать, но так, чтобы не было ропота.

Желать, но не жадничать.

Иметь силу, но не быть жестоким.

Обладать широтой духа, но не знать гордыни».

Назвал Конфуций и качества, которые следует искоренять:

«Не наставлять, а убивать – жестокость.

Не предостерегать, а судить только по тому, что получилось, – беззаконие.

Не давать указаний, а только гнать к сроку – разбой.

Давать людям и при том скупиться – худшее из качеств представителей власти».

Первопричину зла Конфуций видел в несовершенстве человека. Улучшить его можно с помощью чжи (человеческое начало), того, что составляет саму суть нашей природы. А средство для совершенствования заключается в том же качестве вэнь – стремлении к знанию, образованности, просвещению, интеллектуальной культуре и высокой морали. Такую задачу Конфуций определил как Дао (путь).

Время странствий не всегда было счастливым для Конфуция. Он считал, что, несмотря на преданность учеников, его «суждения» все еще мало распространены в стране. «Дни мои на исходе, – говорил он, – а я все еще неизвестен». И добавлял: «Но я не ропщу. Небо знает меня».

О неизбежности кончины философу напомнила и потеря близких людей. Сначала умерла жена, затем скончался сын, а за ним любимый ученик Янь-юань. Это повергло Конфуция в тягостные размышления о мимолетности жизни и неотвратимости конца. «Все преходяще, – замечал мыслитель, – подобно течению, жизнь не останавливается ни днем, ни ночью». Не раз Конфуцию грозила смертельная опасность. В смутные времена вражды и междоусобиц любой путник мог легко стать жертвой грабителей. Однажды дом, где пребывал философ с учениками, окружила злобная толпа фанатиков, и только чудом ему удалось избежать расправы.

Умер Конфуций в 479 г. до н. э. в возрасте 72 лет, сказав перед смертью с горечью: «Кто после меня возьмет на себя труд продолжить мое учение?»

Философ сомневался напрасно: таких людей очень скоро в Китае оказалось немало. Вторым после Конфуция столпом его учения был философ Мэн-цзы (370–289 гг. до н. э.), полностью принявший положение о «человеческом начале» и понявший его точно так же, как и учитель, то есть как «любовь к людям». Эти прекрасные качества, свойственные человеческой природе, исходят от «неба» – высшей направляющей силы мира.

Сюнь-цзы (298–238 гг. до н. э.), представитель следующего поколения конфуцианства, существенно скорректировал идеи своих предшественников и учителей. Он объявил, что в основе человеческой природы лежит зло. И только неустанным самосовершенствованием можно преодолеть это негативное природное начало. А в качестве средств преодоления первичного зла он назвал так любезные сердцу Конфуция Правила и музыку – лучшие духовные гармонизаторы человеческой личности.

В XI–XII вв. в лице Чжу-си неоконфуцианство обрело новые импульсы. Философ эпохи Сун определил два начала вещей: ли (разумная творческая сила) и ци (пассивная материя). Первая сила образует в человеке стремление к добру, а вторая подчиняет его чувственным соблазнам. Ли – идеальная субстанция, не имеющая формы и качества, она недоступна чувственному восприятию, но определяет идеальную форму существования личности.

И все же, несмотря на попытки ясно и последовательно изложить суть конфуцианских идей, система выдающегося китайского мыслителя и его последователей так и осталась непроясненной для европейского ума. Древняя самобытная мудрость Китая оставила наследство великое и скрытное, каким был и сам народ, стоявший у истоков мировой цивилизации.

Из книги От Кира Великого до Мао Цзэдуна. Юг и Восток в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Конфуций Вопрос 7.16В каком веке жил великий китайский мыслитель Конфуций?Вопрос 7.17Что делал Конфуций, когда гремел гром или налетал вихрь?Вопрос 7.18Однажды Конфуций в течение трех месяцев не чувствовал вкуса мяса. То есть три месяца ел и не чувствовал.Что случилось с

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

КОНФУЦИЙ (551–479 до н. э.) Родился он на востоке Китая в княжестве Лу в знатной, но обедневшей семье. Отец был храбрым офицером. Ко времени рождения этого последнего сына ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

2. Конфуций и его учение Конфуций, Кун-цзы (551-479 гг. до н.э.), выходец из луских ши, первым дал свой вариант ответа на вызов быстро и резко трансформировавшегося чжоуского общества. Опираясь на чжоуско-лускую модель идеологических ценностей и приоритет этической нормы в

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Конфуций Конфуций (Кун-цзы, 551–479 до н. э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя-вана давно ослабла, хотя номинально он продолжал считаться

Из книги Тайный смысл и разгадка кодов Лао-цзы автора

Из книги Тайный код Конфуция автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Мост через бездну. Книга 1. Комментарий к античности автора Волкова Паола Дмитриевна

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

КОНФУЦИЙ ИЛИ СОПЕРНИЧЕСТВО Предприимчивость сковывалась конфуцианским недоверием к «новым вещам», которые могли бы изменить правильные, хорошие пути предков, и организацией сильных гильдий купцов и ремесленников с целью подавления конкуренции и контролирования

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Конфуций Имя крупнейшего древнекитайского мыслителя - Конфуций - представляет собой латинизированную форму от Кун Фу-цзы (чаще, Кун-цзы), т. е. «учитель Кун»; настоящее же имя его - Кун Цю. Древнекитайский философ, основоположник нравственно-политического учения

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Конфуций (Род. в 551 г. до н. э. – ум. в 479 гг. до н. э.) Древнекитайский философ, политик. Основные сочинения: «Книга песен»; «Книга перемен»; «Беседы и суждения» («Лунь юй»). У каждого народа есть свой «золотой век» – период истории, которым гордятся все последующие

Из книги Знаменитые мудрецы автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Конфуций (551 г. – 479 г. до н. э.) Древнекитайский философ, политик. Основные сочинения: «Книга песен»; «Книга перемен»; «Беседы и суждения» («Лунь юй»). У каждого народа есть свой «золотой век», период истории, которым гордятся все последующие поколения. В Египте

Из книги Идолы власти от Хеопса до Путина автора Матвеев Андрей Александрович

Конфуций и Шан Ян …Но из грехов своей родины вечной не сотворить бы кумира себе. Булат Окуджава Сегодня китайцы, наверное, самый нерелигиозный и практично мыслящий народ в мире. Но в древности было не так. Больше трех тысяч лет назад Китаем правила легендарная династия

Из книги Китайская империя [От Сына Неба до Мао Цзэдуна] автора Дельнов Алексей Александрович

Конфуций и конфуцианство Кун-цзы, или, на европейский лад, Конфуций (551–479 гг. до н. э.), первым удостоившийся почетного звания Учителя с большой буквы, родился в царстве Лу (том самом, которое было когда-то уделом Чжоу-гуна) в семье чиновника – ши. Он был из разряда тех людей,

Из книги История мировых религий: конспект лекций автора Панкин С Ф

1. Конфуций Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно само помогало образовывать и консервировать, создавая деспотическое централизованное государство.Как

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Битва при Платеях - одно из крупнейших сухопутных сражений греко-персидских войн, состоявшееся в 479 году до н. э. на склонах горы Китерон рядом с небольшим городком Платеи в Беотии.

Расстановка сил
Греки - 110 000 человек
Гоплиты - 40500
Лакедемон (Спарта и Аллия) - 10 000, Тегея - 1500, Потидея - 300, Сикион - 3000, Трезен - 1000, Тиринф и Микены - 400, Теспии - 1800, Эретрия - 600, Амбракия - 500, Пале - 200, Мегара - 3000, Афины - 8000, Коринф - 5000, Орхомен - 600, Эпидавр - 800, Лепрен - 200, Флиунт - 1000, Гермиона - 300, Халкида - 400, Левкат - 800, Эгина - 500, Платеи - 600;
Легкие войска - 70000
Спарта 35 000, Другие 35 000

Персы - 120 000 человек
Пешие войска - 83000
«Бессмертные» - 10 000, Фивы - 6000, Персия - 2000, Фессалия - 3000, Мидия - 2000, Локрида - 500, Бактрия - 2000, Малей - 500, Саки - 2000, Македония - 2000, Индия - 2000, Фокида - 1000, другие - 50000
Кавалерия - 10000
Гвардия - 1000, Персия -1000, - Мидия - 1000, Бактрия - 1000, Фивы, Фессалия, Македония - 5000, Саки 1000

Ход битвы

1 Греческие войска под предводительством Павсания вторгаются в Беотию. Мардоний выбирает место сражения к югу от Фив, где сможет развернуться его кавалерия. Но греки благоразумно не продвигаются дальше подножия холма. Кавалерия Мардония пытается отвлечь греков на себя, но теряет своего командира. Кавалерия отступает, нанеся большой урон мегарцам и афинянам.

2 Павсаний обходит Платеи и занимает новую позицию на Асопском водоразделе, где он может пополнить запасы воды. Обе стороны ждут. Мардоний нуждается в запасах провианта, действия греческих партизан усугубляют эту проблему. Ночью его кавалерия захватывает 500 повозок с провизией (А), блокировав тем самым греческую линию снабжения. В течение следующих трех дней персы ведут перестрелку с греками и отравляют их запасы воды (В). Теперь Павсанию нужно действовать. Он хочет подойти вплотную к холмам и изобразить отступление, а ночью подослать к персам свой самый свежий отряд (С). Отряд сбивается с пути и до рассвета стоит у стен Платей. С первым лучом солнца правое и левое крылья греческого войска отходят назад (D), прикрываемые тыловыми воинами.

3 Мардоний идет в решительное наступление. Его кавалерия заставляет афинян повернуть назад. Союзные греческие войска бросаются на помощь афинянам, но их останавливают беотийцы (А). Мардоний и его кавалерия оттесняют спартанцев к изгибу холмов (В); коринфяне и другие пелопон-несцы идут на подмогу (С). Персы выпускают тучи стрел в гоплитов, укрывшихся за щитами. Наконец, тегейцы идут в атаку, за ними следуют спартанцы. Вскоре мужественный отпор персов сломлен тяжелой пехотой греков, Мардоний убит. Персидский центр под командованием Артаваза держит Асоп-ский водораздел (D), наблюдая поражение персов, он отходит, преследуемый спартанцами. Беотийцы тоже отступили. В результате только 3000 из армии Мардония остались в живых, 1000 ионийских греков убиты. Греки потеряли от 1500 до 3000 воинов.

Начиная с VI века до н. э. усилился натиск персидских царей на греческие города. В 521 году на персидский престол вступил Дарий, который завершил консолидацию своей державы и перешел в прямое наступление на запад, стремясь к покорению всего известного тогда мира; даже в титуле своем он именовался «царь всего мира». К концу VI века персы покорили Геллеспонт и Фракию, а также острова у Малой Азии. В ходе греко-персидских войн в 479 году персы вторглись в Аттику и заняли Афины. Греки решили перейти в контрнаступление и сосредоточили свою армию у города Платеи в Южной Беотии. Здесь летом 479 года и произошло решающее сражение.

Всенародное спартанское ополчение, двигаясь из Пелопоннеса, соединилось с ополчениями других пелопонесских государств, а после прибытия в Аттику - и с афинянами и платейцами. В результате греческая армия под командованием спартанского регента Павсания насчитывала около 80 тысяч человек, персидская - во главе с Мар-донием - 120 тысяч персов и 50 тысяч греческих наемников (беотийцев, локрийцев, фессалийцев, фокидцев) и македонян. (Харботл Т. Битвы мировой истории. М., 1993. С. 358.)

Главным преимуществом персов была их прекрасная конница, у греков же конницы не было вовсе. Поэтому греческая армия расположилась на склонах Киферона, на берегу небольшой речки Азоп. На противоположном берегу в укрепленном лагере находилось персидское войско. Греки занимали выгодные позиции, и персы не решились их атаковать. В принципе обеим сторонам было невыгодно наступать, и тогда и те и другие решили прибегнуть к помощи предсказателей.

Перед каждым сражением греки совершали различные религиозные обряды: общественные моления и обеты, жертвоприношения и гадания на внутренностях животных или по полету птиц. Как правило, в обозе находились специальные клетки, в которых перевозились куры, используемые для гаданий перед боем. Иногда приносились даже человеческие жертвы. Например, перед битвой при Саламине главнокомандующий афинян Фемистокл принес в жертву богу Дионисию - пожирателю сырого мяса - трех племянников персидского царя, задушив их своими руками.

Перед битвой при Платеях у эллинов жертвы приносил жрец-прорицатель Тисамен. Мардоний также приносил жертвы по эллинскому обычаю с помощью Гегесистрата - знаменитого жреца из Элиды, который пришел к персам из-за своей ненависти к Спарте и за щедрое вознаграждение.

Тисамен предсказал победу грекам, если те будут придерживаться оборонительной тактики и не перейдут реки Азоп. Прорицатель Мардония также предостерегал персов от переправы через реку. (Дельбрюк Г. История военного искусства. Т.1. СПб., 1993. С. 95.)

Чтобы вынудить Мардония к наступлению, Павсаний выдвинулся на высоту к самой речке Азоп. На правом фланге стояли спартанцы, на левом - афиняне, в центре - отряды остальных греческих полисов. Войска Мардония расположились следующим образом: на правом фланге против афинян находились отряды греков, в центре - мидяне и бактряне, на левом фланге против спартанцев - персы, которые превосходили спартанцев по численности, причем были отобраны самые рослые и сильные воины. Тем не менее, ни одна из сторон не решалась наступать.

По приказу Мардония персы отрезали пути подвоза продовольствия для греков и засыпали ручей Гаргафию, из которого греческое войско получало воду. Павсаний решил отступить к Платеям, чтобы занять более выгодную позицию. Но отступать на виду у противника было опасно. Тогда решили отступать ночью, разделив войско на три колонны. Спартанцы должны были оставаться на месте до последнего момента.

В ночь на 29 сентября 479 года греческая армия начала отступление, сначала отошли греческие отряды центра, а на рассвете - и афиняне.

Увидев это, персы атаковали неприятеля. Мардоний бросил вперед конницу, но за нею потянулась и пехота, которой показалось, что греки бегут. Первый удар врага приняли спартанцы, а затем персы напали и на афинян.

Персы построили стену из щитов и из-за нее осыпали спартанцев стрелами, нанося им значительный урон. Однако спартанцы блестяще продемонстрировали преимущества своей дисциплины: погибая во множестве, они не отвечали на выстрелы и не покидали строя до тех пор, пока не получили тактического преимущества. Когда персы оказались на дистанции короткого удара, Павсаний бросил фалангу в контратаку и опрокинул противника, несмотря на его отчаянное сопротивление.

Решающую роль в победе греков сыграло тяжелое вооружение, которого не было у персов. «В отваге и силе персы не уступали эллинам, но они были безоружны, неопытны (в таком бою) и по ловкости не могли равняться с противниками. Наиболее гибельно для них было отсутствие тяжелого вооружения - им, легковооруженным, приходилось воевать с тяжеловооруженными», - отмечал Геродот. (Геродот. История. М., 1993. С. 436.). Греческие же гоплиты имели копье, меч, длинный щит, шлем, латы и поножи.

В битве при Платеях греческая фаланга снова показала свое превосходство. Фаланга была известна еще во времена Троянской войны, но окончательно сформировалась в VI веке до н. э. Она состояла из воинов - полноправных граждан, которых называли гоплиты, по названию огромного круглого щита «гоплона», деревянная основа которого обтягивалась кожей или плотным полотном, имела чеканный бронзовый кант и символическое изображение в центре. Фаланга имела 8-16 рядов (реже до 25), по фронту занимала до 500 метров (при ряде в 1 тысячу человек). Основное действие фаланги - фронтальная атака пехотинцев (гоплитов), вооруженных сарисами (длинными копьями).

Атака гоплитов была стремительной и страшной, сопровождалась воем труб, свистом флейт и громким пением боевого гимна. Никто не мог выдержать удара фаланги на близком расстоянии. Завершали сражение гоплиты с помощью мечей, прямых обоюдоострых, или изогнутых однолезвийных. Фалангитам помогали отряды легковооруженных пращников, лучников, метателей дротиков, которые формировалась из молодых, неполноправных членов городской общины и жителей деревень. Мардоний, находившийся на белом коне во главе лучших воинов, сражался храбро. Но после того как он был убит вместе со всем отборным отрядом своих телохранителей, персы повернули назад и бежали с поля боя. Спартанцы и вернувшиеся из-под Платей греческие отряды центра преследовали их. Одновременно афиняне нанесли удар греческим союзникам персов.

Персы отступили и заперлись в укрепленном лагере. Спартанцы, первыми подошедшие к нему, оказались совершенно беспомощными, так как они не умели брать крепостей. С приходом афинян началась жестокая и продолжительная борьба за деревянные укрепления. Афинянам удалось взойти на стену и сделать пролом в ней. Первыми проникли в крепость тагейцы, которые разграбили шатер Мардония. После этого остатки персидского войска бежали к Геллеспонту.

Греки не щадили врагов, поэтому уцелело всего 3 тысячи персов, не считая 40 тысяч воинов, покинувших поле битвы в самом начале сражения. (Харботл Т. Битвы мировой истории. М., 1993. С. 358.). Павсаний приказал собрать трофеи, выделил значительную часть храмам, а остальное - золото, серебро, персидских наложниц, вьючных животных - разделил между воинами. Жители Платей, храбро сражавшиеся в этой битве, получили приз; их территория была поставлена под особую защиту всех эллинов.

Победа при Платеях ликвидировала угрозу вторжения персов в Грецию, стратегическая инициатива перешла к грекам, хотя отдельные столкновения продолжались до 449 года, когда был заключен Каллиев мир. Персидская деспотия вынуждена была отказаться от господства в Эгейском море, Геллеспонте и Босфоре и признать независимость греческих полисов в Малой Азии. Несмотря на ожесточенную борьбу между отдельными греческими городами пред лицом персидской опасности в ведущих государствах Греции верх взяли патриотизм и стремление к свободе. Это и обеспечило грекам решительную и бесповоротную победу.

1. Военный энциклопедический лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов. - Изд. 2-е. - В 14-и т. - Спб. 1856. - Т. 10. - С. 334–335.

2. Геродот. История: В 9-и кн. - М., 1993.

3. Герцберг Г. Ф. История Греции и Рима. - СПб., 1881. - Т.1 - С. 210–215.

4. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. - Т.1. Античный мир. - СПб., 1994. С. 92–99.

5. Зедделер Л. И. Обозрение истории военного искусства: В 2-х ч. Ч. 1. История военного искусства древних народов. - СПб., 1836.

6. Куторга М. С. Персидские войны. Критические исследования этой эпохи древнейшей греческой истории. - СПб., 1858.

7. Лурье С. Я. История Греции. Курс лекций. - СПб., 1993. С. 266–270.

8. Мартынов Е. И. Исторический очерк развития древнегреческой тактики (по древним авторам). -СПб., 1900.

9. Меринг Ф. Очерки по истории войн и военного искусства. - 6-е изд. испр. и доп. - М., 1956.

10. Морской атлас / Отв. ред. Г. И. Левченко. - М., 1958. - Т.З, ч. 1. - Л.1.

11. Разин Е. А. История военного искусства. - СПб., 1994. -Т.1. - С. 156–158.

12. Советская военная энциклопедия: В 8-и т./ Гл. ред. комис. Н. В. Огарков (пред.) и др. - М., 1978. - Т.6. - С. 352.

13. Фукидид. История [В 2-х т.]. - СПб., 1994.

14. Штенцель А. История войны на море в ее важнейших проявлениях с точки зрения морской тактики. - Пг., 1916. -4.1. - С. 205–206.

15. Энциклопедий военных и морских наук: В 8-и т. / Под общ. ред. ГА. Леера. - СПб., 1893. - Т.6. -С. 17–18.

Войны между Персидской державой и отстаивающими свою независимость древнегреческими полисами в первой половине V в. до н.э.

В середине - второй половине VI в. до н.э. в результате завоеваний персидских царей, начиная с Кира II , основателя державы Ахеменидов, греческие города побережья Малой Азии и ряд островов оказались под прямым или опосредованным (через проперсидских тиранов) контролем персов. Ионийские полисы были недовольны как навязанными тиранами и необходимостью платить подать в персидскую казну, так и нарушением традиционных торговых связей и тем, что персы поддерживали давних конкурентов греков в этом регионе - финикийцев. Некоторые тираны (как тиран Милета Аристагор, инициатор восстания) были не в восторге от того, что их персидские кураторы могли в любой момент сместить или покарать своих ставленников. Греки материковой Греции и островов Эгеиды не могли не испытывать беспокойства по причине установления персидского контроля над Геллеспонтом (во время скифского похода персидского царя Дария I в 514 г. до н.э.) и ущерба, который терпела торговля из-за захвата персами Малой Азии, а также таких важных островов, как Хиос и Самос. С провозглашения в Милете исономии и изгнания из ионийских полисов проперсидских тиранов в 500 г. до н.э. началось Ионийское восстание.

Попытка восставших заручиться поддержкой других греков увенчалась более чем скромными успехами: 20 кораблей послали Афины и 5 эвбейская Эретрия. Наиболее громкая победа - захват восставшими и сожжение столицы лидийской сатрапии Сард (498 г. до н.э.). В 494 г. до н.э. ионийский флот потерпел поражение в морском сражении у о-ва Лада (чему в немалой степени способствовало случившееся в начале бегство с поля боя самосских кораблей), после чего судьба Милета была предрешена: главный город Ионии был захвачен, разрушен, мужское население было в основном перебито, остальные проданы в рабство. К лету 493 г. до н.э. были покорены все греческие города на азиатском побережье к югу от Геллеспонта.

Помощь, пусть и весьма скромная, которую оказали Афины ионийцам, стала поводом для вмешательства Дария в дела Балканской Греции. Первая проба сил - поход зятя Дария, Мардония, в 492 г. до н.э. оказался неудачным: у афонского мыса флот попал в бурю, и значительная часть кораблей погибла. В следующем году Дарий отправляет в греческие полисы послов с требованием «земли и воды»: многие (часть островов, полисы Фессалии, Беотии и т.д.) выразили покорность, однако в Афинах и Спарте царские посланники были убиты.

В 490 г. была снаряжена новая экспедиция под командованием Датиса и Артаферна. По пути к берегам Эллады персы захватили и сожгли Наксос (за доблестное сопротивление, оказанное за 10 лет до этого), та же участь постигла Эретрию на Эвбее . Персы высаживаются на побережье Аттики, в Марафонском заливе. Экклесия принимает решение отправить афинское ополчение к Марафону, одновременно гонец был отправлен в Спарту с просьбой о помощи: как оказалось, спартанцы справляли религиозный праздник и отправиться в поход могли только через несколько дней - после полнолуния. Тысячу гоплитов прислала Платея - небольшой беотийский город на границе Аттики и Беотии. Часть стратегов предлагали подождать спартанцев, другие во главе с Мильтиадом (бывший тиран Херсонеса фракийского, хорошо знакомый с тактикой персов) были за немедленное сражение. Эта точка зрения победила, и сначала Аристид, потом ряд других стратегов уступили дни своего командования Мильтиаду, который фактически стал главнокомандующим афинского войска. Битва при Марафоне (12 сентября 490 г. до н.э.) окончилась убедительной победой греков, потерявших 192 человека против 6400 персов (Hdt. VI, 17). Загадкой, вызывающей дискуссию в историографии, является пассивность или отсутствие в день битвы персидской конницы. Уцелевшая часть персидского войска села на корабли и направилась к Афинам; Мильтиад, догадавшись о персидском замысле, форсированным маршем привел ополчение в город, упредив Артаферна. Значение Марафонской победы - прежде всего, морально-политическое: Афины показали, что персов можно побеждать, несмотря на их численное превосходство.

Персы готовились к реваншу, но из-за внутриполитических обстоятельств (смерть Дария, восстания в сатрапиях) новый большой поход откладывался, однако с 483 г. до н.э. новый персидский царь Ксеркс начинает планомерную его подготовку. Персы приступают к рытью канала через перешеек Афонского полуострова. В свою очередь, афиняне принимают предложение Фемистокла : доходы (100 талантов), полученные афинской казной от добычи серебра в Лаврионе , были направлены на строительство флота - 200 (или сначала 100) военных кораблей. Критиковавший морскую программу Фемистокла Аристид был подвергнут остракизму и отправлен в изгнание (482 г. до н.э.).

В 481 г. посланцы нескольких десятков полисов, решивших противостоять персам, собираются в Коринфе и заключают между собой антиперсидский союз, предусматривающий прекращение межполисных войн; командование на суше и на море передается спартанцам. Ксеркс сосредотачивает в Малой Азии огромные силы: Геродот называет 46 наций, участвующих в этом походе, а общую численность войска определяет в 2641610 человек, с обозом - 5283220 (Hdt. VII, 61-99; 185-186). Эти фантастические цифры отвергнуты современными исследователями (прокормить такую армию было невозможно - ресурсов не хватило бы), которые оперируют гораздо более скромными цифрами - в основном от 200 тыс. до 700 тыс. Сложнее - с флотом: Геродот дает цифру 1207 триер, не считая транспортных судов (Hdt. VII, 184); эту же цифру называет в «Персах» Эсхил , участник Саламинского сражения (ст. 338-345) - ряд ученых считают эти данные достоверными, другие - нет. Весной 480 г. до н.э. огромное воинство Ксеркса переправляется через понтонный мост с азиатского берега Геллеспонта на европейский - начинается самый известный этап греко-персидских войн, поход Ксеркса.

Беспрепятственно пройдя Фессалию, персы подходят к Фермопилам, однако проход в Среднюю Грецию был занят объединенным эллинским отрядом под командованием спартанского царя Леонида (примерная численность - около 7 тыс.). Два дня греки держали оборону, противостоя атакам в десятки (а, может, и сотни) раз превосходящего противника - Ксеркс вынужден был кинуть в бой даже «бессмертных», но на третий день персы, которых по горной тропе провел местный житель по имени Эфиальт, зашли в тыл отряду Леонида. Спартанский царь, узнав об этом обходе от разведчиков, распустил союзников, с ним осталось по разным подсчетам от 500 (цифра Диодора - XI, 9,2) до 2000 человек, включая 300 спартиатов. Спартиаты и их союзники феспийцы все погибли (за исключением отосланного в качестве гонца Аристодема), а фиванцы (Геродот утверждает, что Леонид удерживал их как заложников) сдались (Hdt. VII, 222-232). Одновременно с Фермопильским сражением происходила морская битва при мысе Артемисий: греки во главе с Фемистоклом успешно атаковали персидские корабли, но получив известие о падении Фермопил, отплыли к Саламину.

Армия Ксеркса направлялась к Аттике. Фемистокл смог убедить граждан, что оракул, данный афинянам дельфийской пифией, смысл которого в том, что «деревянные стены» станут спасением, имеет в виду афинские корабли, на которые должны сесть все способные носить оружие мужчины, отправив женщин, стариков и детей в безопасное место (Hdt. VII, 140-143). Лидер Афинского государства полагал, что греки должны сразиться с персами у Саламина, однако спартанцы и их пелопоннесские союзники настроены были плыть к Истму и укреплять этот рубеж (Hdt. VIII, 49). Благодаря хитрости Фемистокла (подробно - см. Hdt. VIII, 75-76) греки вынуждены были принять бой у Саламина, закончившийся их блестящей победой.

Ксеркс покидает Грецию с частью войска, и кампанию в следующем, 479 г. до н.э., ведет его военачальник Мардония. Решающая битва на суше произошла при Платеях (на территории Беотии); объединенным эллинским войском командовал спартанец Павсаний. Персидская пехота явно уступала греческим гоплитам, к тому же погиб Мардоний, после чего персидское войско пустилось в бегство. День победы при Платеях совпал с морским сражением при Микале, в котором греки также одержали победу (Hdt. IX, 100), после чего греческие города Ионии стали отпадать от Персидской державы. В 478 г. до н.э. была создана Делосская симмахия, и руководство военными действиями, которые шли теперь в основном на море и прибрежной территории, перешло к афинянам. В 469 г. до н.э. убедительную победу в битве при реке Эвримедонте (Памфилия) одержал афинский военачальник Кимон; в 450 г. он возглавил экспедицию Делосского союза против Кипра, во время которой умер, а возвращавшийся с Кипра афинский флот одержал две победы - на море и на суше (Thuc., I, 112).

Греко-персидские войны закончились; был заключен Каллиев мир, названный так по имени афинского посланника Каллия. Относительно этого мира в историографии нет единого мнения и по поводу его датировки (чаще всего - 449 г. до н.э., другое мнение - сразу после битвы при Эвримедонте), и по поводу самого факта его заключения, и по поводу количества и формы мирных соглашений. Существует точка зрения (впрочем, едва ли справедливая), что эта афинская фальсификация. По Диодору (XII, 4) условия мирного договора были следующими: греческие города Малой Азии получили независимость от персов (право «жить по своим законам»); фактически были установлены зоны влияния - персы не могли плавать западнее Фазелиса (южный берег Малой Азии) и Кианейских скал (у Византия, две скалы у входа в Понт Эвксинский), по суше - подходить к Эгеиде на расстоянии одного дня пути всадника или трех дней пешего, а афиняне соответственно не могли посылать свои войска в те земли, которые управляются персидским царем.

Победа греков в греко-персидских войнах, а по сути, античной цивилизации - над крупнейшей восточной державой - имела далеко идущие всемирно-исторические последствия: греки отстояли право самостоятельного развития, античный полис как форма государственной жизни в каком-то смысле стал парадигмальным путем развития для народов Средиземноморья. Для Геродота и других античных авторов это была победа греческой свободы над восточным деспотизмом. Та активная роль, которую сыграли Афины в ходе войны, обусловила рост политического влияния этого полиса, превратившегося в крупнейшую морскую силу и претендовавшего наряду со Спартой на роль гегемона в Элладе.

Исторические источники:

Геродот. История. V-IX;

Фукидид. История. I;

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: Фемистокл. Аристид. Кимон;

Диодор Сицилийский. Кн. XI-XII.

На вопрос кто победил в главных сражениях греко-персидский войн в 490 г. до н. э в 480 г. до н. э 479 г. до н. э заданный автором Маша васюк лучший ответ это Битва при Марафоне (12 сентября 490 г. до н. э) . Афинский полководец Мильтиад построил воинов в фалангу таким образом, что греки сумели сломить сопротивление персов. Эллины преследовали их до самого моря. Здесь они напали на корабли, которые стали быстро отходить от берега, бросая своих воинов. Греки одержали блестящую победу
Победа при Марафоне изменила настроение всех греков. Она разрушила легенду о непобедимости Персии. Сами афиняне гордились победой в битве при Марафоне больше, чем какой-либо другой в своей истории
Только через 10 лет персы смогли начать новый поход на Грецию. Возглавил его сменивший Дария царь Ксеркс. Армия Ксеркса двигалась на Элладу с севера по суше, а огромный флот сопровождал ее вдоль берега моря. Против грозного врага объединились многие полисы, вручив верховное командование Спарте.
Битва у Фермопил (480 год до н. э.) . Сражение решили дать в ущелье между Северной и Центральной Грецией у Фермопил. Горы в этом месте близко подходят к морю, и проход очень узкий. Его защищали несколько тысяч греков, в том числе отряд из 300 спартанцев. Командовал всем войском спартанский царь Леонид. Персов было во много раз больше. Ксеркс прислал к Фермопилам гонца с двумя словами: "Сложи оружие". Леонид ответил тоже двумя словами: "Приди возьми".
Кровавый бой длился два дня. Персы не могли прорваться. Но нашелся предатель, который провел их по горным тропам. Враги оказались в тылу греков. Когда Леонид узнал об этом, он приказал всем отходить, а сам со спартанцами и добровольцами остался. Эллины бились с безумной отвагой. Все они погибли в жестоком бою. Но и врагов полегло немало.
Саламинское сражение (480 год до н. э.) . Персидская армия двинулась к Афинам. Жители оставили город. Женщин, детей и стариков отправили на соседние острова, все мужчины находились на кораблях. Теперь вся надежда была на флот. Он насчитывал примерно 400 кораблей, половина из них - афинские. Сражение произошло в Саламинском проливе между островом Саламин и берегом Аттики. На рассвете персидские суда вошли в пролив. Афинские корабли стремительно ударили по передовым кораблям противника. Легкие триеры без труда обходили тяжелые вражеские суда. Персы сражались за добычу и награду от царя, греки - за свободу и жизнь. Афиняне видели столбы черного дыма, поднимавшегося над подожженными персами домами и храмами их города. Рядом на островах находились их родители, жены, сестры, дети. Грекам предстояло или погибнуть, или превратиться в рабов. Это увеличивало их силы, никто не думал об опасности.
Большинство вражеских кораблей погибло, остальные отошли. Несмотря на численный перевес врага, греки одержали победу. Ксеркс с уцелевшими кораблями отступил в Малую Азию, но часть армии оставил в Греции.
Битвы при Платеях и Микале (479 год до н. э.) . Теперь можно было думать об изгнании всех персов из Греции. В 479 году до н. э. произошло сражение у городка Платеи в Беотии. Бой был долгий и кровопролитный. Но греческие гоплиты были лучше обучены, имели более совершенное оружие, сражались за свободу. И они одержали победу. По преданию, в тот же самый день греки одержали и вторую победу - у мыса Микале около Милета. Они напали на противника одновременно с моря и суши, уничтожили сильную персидскую армию и сожгли большую часть вражеских кораблей.
Битвами при Платеях и Микале закончился первый период греко-персидских войн. Персы больше в Европе не появлялись. Военные действия были перенесены в Малую Азию
Война длилась еще долго. Руководство союзными силами греков перешло теперь в руки Афин. Наконец, в 449 году до н. э. был заключен мир. Персидский царь признал независимость всех греческих городов Малой Азии. Персидский флот не имел права появляться в Эгейском море. Афины вышли из войны сильнейшим морским государством Греции.