Возникновение средневековых городов европы. Возникновение и расцвет средневековых городов

В эпоху раннего средневековья античные города пришли в упадок. Они не играли уже роли прежних торгово-промышленных центров, сохранились лишь как административные пункты или просто укреплённые места – бурги. Однако уже в 11 веке происходит оживление старых городских центров и возникших новых. Это было вызвано прежде всего экономическими причинами.

1.Развитие сельского хозяйства, приведшего к появлению избытка сельскохозяйственной продукции, которые могли быть обменяны на ремесленные изделия – создавались предпосылки отделения ремесла от сельского хозяйства.

2.Совершенствование навыков сельских ремесленников, расширение их специализации, в результате чего у них снижалась потребность заниматься сельским хозяйством, работая на заказ для соседей

3.Возникновение ярмарок у резиденций королей, монастырей, переправ у мостов и т.д. Сельские ремесленники начинали переселяться в места скопления людей. Оттоку население из деревни способствовала и феодальная эксплуатация крестьян.

4.Сельские и духовные феодалы были заинтересованы в возникновении городских населений на их землях, т.к. процветающие ремесленные центры давали сеньорам большую прибыль. Они поощряли бегство зависимых крестьян в города, гарантируя им свободу и в это время сложился принцип: городской воздух делает свободным.

Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики европы, возникая на земле феодала, он зависел от него и был обязан платить деньги, натуральные поставки, различные отработки, точно так же, как и в крестьянской общине. Городские ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные горожане чистили конюшни, несли постойную повинность и т.д. Поэтому города стремились освободиться от этой зависимости, добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В 11-13 веках в Европе развернулось «коммунальное движение» - борьба горожан против сеньоров. Союзницей городов зачастую оказывалась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных феодалов. Короли давали городам хартии, фиксировавшие их вольности – налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т.д.

Результатом коммунального движения стало почти повсеместное освобождение городов от сеньоров, они там оставались на правах жителей. Высшей степенью свободы обладали города-государства в Италии, Венеции, и др., не подчинявшиеся никакому суверену, самостоятельно определявшие свою внешнюю политику, имевшие собственные органы управления, финансы, право и суд. Многие города получали статус коммун: сохраняя коллективное подданство верховному суверену земли – королю или императору, - они имели своего мэра, судебную систему, военное ополчение, казну, но главным завоевание коммунального движения стала личная свобода граждан.

В большинстве городов Западной Европы ремесленники и торговцы были объединены в профессиональные корпорации – цехи и гильдии, которые играли большую роль в жизни города: организовывали отряды городской милиции, строили здания своих объединений, церкви, посвященные покровителям цеха, устраивали по их праздникам процессии и театрализованные представления. Они способствовали сплочению горожан в борьбе за коммунальные вольности. Таким образом, города в средневековье вырвались из-под власти сеньоров, в них начала формироваться собственная политическая культура – традиции выборности и состязательности. Позиции европейских городов сыграли важную роль в процессе государственной централизации и укреплению королевской власти. Рост городов привел к складыванию совершенно нового сословия феодального общества – бюргерства, - что отразилось на соотношении политических сил в обществе в период формирования новой формы государственной власти – монархии с сословным представительством.

По своему происхождению западноевропейские средневековые города делятся на два типа: одни из них ведут свою историю с глубокой древности, от античных городов и поселений (например, Кельн, Вена, Аугсбург, Париж, Лондон, Йорк), другие возникли сравнительно поздно - уже в эпоху средневековья. Бывшие античные города в раннем средневековье переживают полосу упадка, но все же остаются, как правило, административными центрами небольшой округи, резиденциями епископов и светских правителей; через них продолжают поддерживаться торговые связи, прежде всего в районе Средиземноморья. В 8-10 вв. в связи с оживлением торговли на Севере Европы появляются протогородские поселения на Балтике (Хедебю в Шлезвиге, Бирка в Швеции, славянский Волин и др.).

Однако период массового возникновения и роста средневековых городов приходится на 10-11 вв. Раньше всего сформировались города, имевшие античную основу, в Северной и Средней Италии, в Южной Франции, а также по Рейну. Но очень быстро сетью городов и городков покрылась вся Европа севернее Альп.

Новые города возникали у замков и крепостей, на пересечениях торговых путей, у переправ через реки. Их появление стало возможным благодаря подъему сельского хозяйства: крестьяне оказались в состоянии прокормить значительные группы населения, не занятые непосредственно в аграрном секторе. К тому же хозяйственная специализация вела ко все более интенсивному отделению ремесла от сельского хозяйства. Население городов росло за счет притока деревенских жителей, которых привлекала возможность получить в городе личную свободу и воспользоваться привилегиями, имевшимися у горожан. Большинство пришедших в город включались в ремесленное производство, но многие не бросали окончательно и сельскохозяйственных занятий. У горожан были участки пахотной земли, виноградники и даже пастбища. Состав населения был весьма пестрым: ремесленники, купцы, ростовщики, представители духовенства, светские сеньоры, наемные солдаты, школяры, чиновники, артисты, художники и музыканты, бродяги, нищие. Такое многообразие связано с тем, что сам город играл множество важнейших ролей в социальной жизни феодальной Европы. Он был центром ремесла и торговли, культуры и религиозной жизни. Здесь концентрировались органы государственной власти и строились резиденции сильных мира сего.

На первых порах горожанам приходилось платить многие поборы сеньору города, подчиняться его суду, находиться от него в личной зависимости, иногда даже работать на барщине. Сеньоры часто покровительствовали городам, так как получали от них немалые выгоды, но плата за это покровительство со временем стала казаться окрепшим и разбогатевшим горожанам слишком обременительной. По всей Европе прокатилась волна столкновений, подчас вооруженных, горожан с сеньорами. В результате так называемого коммунального движения многие западноевропейские города получили право самоуправления и личную свободу для своих граждан. В Северной и Средней Италии крупнейшие города - Венеция, Генуя, Милан, Флоренция, Пиза, Сиена, Болонья - добились полной независимости и подчинили себе большие территории за пределами городских стен. Там крестьянам приходилось работать на городские республики точно так же, как раньше на сеньоров. Большой самостоятельностью пользовались и крупные города Германии, хотя они, как правило, признавали на словах власть императора или герцога, графа или епископа. Немецкие города нередко объединялись в союзы с политическими или торговыми целями. Самым знаменитым из них был союз северогерманских купеческих городов - Ганза. Расцвет Ганзы приходится на 14 в., когда она держала в своих руках всю торговлю на Балтике и в Северном море.

В свободном городе власть чаще всего принадлежала выборному совету - магистрату, все места в котором делились между патрициями - членами богатейших семейств землевладельцев и купцов. Горожане объединялись в товарищества: купцы - в гильдии, ремесленники - в цехи. Цехи следили за качеством продукции, защищали своих членов от конкуренции. Не только работа, но и вся жизнь ремесленника была связана с цехом. Цехи устраивали для своих членов праздники и пирушки, они помогали «своим» беднякам, сиротам и старикам, а в случае необходимости выставляли военные отряды.

В центре типичного западноевропейского города обычно располагалась рыночная площадь, а на ней или же неподалеку от нее стояли здания городского магистрата (ратуша) и главной городской церкви (в епископских городах - собора). Город окружали стены, причем считалось, что внутри их кольца (а иногда еще и снаружи на расстоянии 1 мили от стены) действует особое городское право - здесь судятся по своим законам, отличным от принятых в округе. Мощные стены, величественные соборы, богатые монастыри, пышные ратуши не просто отражали богатство обитателей города, но и свидетельствовали о всевозрастающем мастерстве средневековых художников и строителей.

Жизнь членов городской общины (в Германии их называли бюргерами, во Франции - буржуа, в Италии - пополанами) резко отличалась от жизни крестьян и феодалов. Бюргеры, как правило, были мелкими свободными собственниками, они славились своей расчетливостью, деловой смекалкой. Рационализм, укреплявшийся в городах, способствовал критическому взгляду на мир, свободомыслию, порой сомнению в церковных догмах. Поэтому городская среда с самого начала стала благоприятной для распространения еретических идей. Городские школы, а затем и университеты лишили церковь исключительного права на подготовку образованных людей. Купцы отправлялись в далекие странствования, открывали пути в неизвестные страны, к чужим народам, с которыми налаживали торговые обмены. Чем дальше, тем больше города превращались в мощную силу, которая способствовала росту в обществе интенсивных товарных связей, рационалистического осмысления мира и места в нем человека.

Освобождение от власти сеньоров (его удалось добиться далеко не всем городам) не устранило почву для внутригородских конфликтов. В 14-15 вв. в городах Европы произошли так называемые цеховые революции, когда ремесленные цехи вступили в борьбу с патрициатом. В 14-16 вв. городские низы - подмастерья, наемные работники, бедняки - восставали против власти цеховой верхушки. Плебейские движения стали одной из важнейших составляющих Реформации и раннебуржуазных революций 16-17 вв. (см. Нидерландская буржуазная революция 16 е., Английская буржуазная революция 17 в.).

Первые ростки раннекапиталистических отношений в городах появились еще в 14-15 вв. в Италии; в 15-16 вв. - в Германии, Нидерландах, Англии и некоторых других районах заальпийской Европы. Там появились мануфактуры, возникла постоянная прослойка наемных рабочих, стали складываться крупные банкирские дома (см. Капитализм). Теперь мелочная цеховая регламентация все чаще начинает препятствовать капиталистическому предпринимательству. Организаторы мануфактур в Англии, Нидерландах, Южной Германии были вынуждены переносить свою деятельность в деревню или в маленькие городки, где цеховые правила не были так сильны. К концу средневековья, в эпоху кризиса европейского феодализма, в городах начинают происходить трения между нарождающейся буржуазией и традиционным бюргерством, в результате чего последнее все больше оттесняется от источников богатства и власти.

Существенна роль городов и в развитии государства. Еще в период коммунального движения в ряде стран (прежде всего, во Франции) начинает оформляться союз между городами и королевской властью, сыгравший важную роль в укреплении королевской власти. Позднее, когда в Европе возникают сословно-представительные монархии, города не только оказываются широко йредставленными в средневековых парламентах, но своими денежными средствами в значительной степени способствуют укреплению центральной власти. Постепенно усиливающаяся монархия в Англии и Франции подчиняет себе города и упраздняет многие их привилегии и права. В Германии наступление на вольности городов активно вели князья. Итальянские города-государства эволюционировали к тираническим формам правления.

Средневековые города сделали решающий вклад в формирование новой европейской культуры эпохи Возрождения и Реформации, новых экономических отношений. В городах окрепли первые ростки демократических институтов власти (выборность, представительство), здесь сформировался новый тип человеческой личности, исполненной чувства собственного достоинства и уверенной в своих творческих силах.

Возникновение средневековых городов как центров ремесла и торговли Таким образом, примерно к X-XI вв. в Европе появились все необходимые условия для отделения ремесла от сельского хозяйства. При этом отделившееся от сельского хозяйства ремесло - мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде, прошло в своём развитии ряд стадий. Первой из них явилось производство изделий по заказу потребителя, когда материал мог принадлежать и потребителю-заказчику, и самому ремесленнику, а оплата труда производилась либо натурой, либо деньгами. Такое ремесло могло существовать не только в городе, оно имело значительное распространение и в деревне, являясь дополнением к крестьянскому хозяйству. Однако при работе ремесленника на заказ товарное производство ещё не возникало, ибо продукт труда на рынке не появлялся. Следующая стадия в развитии ремесла была связана уже с выходом ремесленника на рынок. Это было новым и важным явлением в развитии феодального общества. Ремесленник, специально занимавшийся изготовлением ремесленных изделий, не мог бы существовать, если бы он не обращался к рынку и не получал там в обмен на свои изделия необходимые ему продукты сельскохозяйственного производства. Но, производя изделия для продажи на рынке, ремесленник становился товаропроизводителем. Так, появление ремесла, обособленного от сельского хозяйства, означало зарождение товарного производства и товарных отношений, появление обмена между городом и деревней и возникновение противоположности между ними. Ремесленники, выделявшиеся постепенно из массы закрепощённого и феодально зависимого сельского населения, стремились уйти из деревни, бежать из-под власти своих господ и поселиться там, где они могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Бегство крестьян из деревни привело непосредственно к образованию средневековых городов как центров ремесла и торговли. Уходившие и бежавшие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного населения - феодалов с их слугами и многочисленной свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации и т. д.- создавало благоприятные условия для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших феодальных владений, усадеб, замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе. Города играли в развитии внутреннего рынка при феодализме важнейшую роль. Расширяя, хотя и медленно, ремесленное производство и торговлю, они втягивали в товарный оборот как господское, так и крестьянское хозяйство и тем самым содействовали развитию производительных сил в сельском хозяйстве, зарождению и развитию в нём товарного производства, росту внутреннего рынка в стране.

Население и внешний вид городов.

В Западной Европе средневековые города раньше всего появились в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Неаполь, Амальфи и др.), а также на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн и Монпелье), так как здесь начиная уже с IX в. развитие феодальных отношений привело к значительному росту производительных сил и отделению ремесла от сельского хозяйства. Одним из благоприятных факторов, содействовавших развитию итальянских и южнофранцузских городов, были торговые связи Италии и Южной Франции с Византией и Востоком, где существовали многочисленные и цветущие ремесленно-торговые центры, сохранившиеся от древности. Богатыми городами с развитым ремесленным производством и оживлённой торговой деятельностью были такие города, как Константинополь, Фессалоника (Солунь), Александрия, Дамаск и Бахдад. Ещё более богатыми и многолюдными, с чрезвычайно высоким для того времени уровнем материальной и духовной культуры, являлись города Китая - Чанъань (Сиань), Лоян, Чэнду, Янчжоу, Гуанчжоу (Кантон) и города Индии - Каньякубджа (Канаудж), Варанаси (Бенарес), Уджайн, Сураштра (Сурат), Танджор, Тамралипти (Тамлук) и др. Что же касается средневековых городов в Северной Франции, Нидерландах, Англии, Юго-Западной Германии, по Рейну и по Дунаю, то их возникновение и развитие относятся лишь к X и XI вв. В Восточной Европе древнейшими городами, рано начавшими играть роль центров ремесла и торговли, были Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк и Новгород. Уже в X-XI вв. Киев был очень значительным ремесленным и торговым центром и поражал современников своим великолепием. Его называли соперником Константинополя. По свидетельству современников, к началу XI в. в Киеве было 8 рынков. Большим и богатым юродом являлся в это время и Новгород. Как показали раскопки советских археологов, улицы Новгорода были замощены деревянными мостовыми уже в XI в. В Новгороде в XI-XII вв. существовал и водопровод: вода шла по выдолбленным деревянным трубам. Это был один из самых ранних городских водопроводов в средневековой Европе. Города древней Руси в X-XI вв. имели уже обширные торговые связи с многими областями и странами Востока и Запада - с Поволжьем, Кавказом, Византией, Средней Азией, Ираном, арабскими странами, Средиземноморьем, славянским Поморьем, Скандинавией, Прибалтикой, а также со странами Центральной и Западной Европы - Чехией, Моравией, Польшей, Венгрией и Германией. Особенно большую роль в международной торговле с начала X в. играл Новгород. Значительны были успехи русских городов в развитии ремесла (особенно в обработке металлов и изготовлении оружия, в ювелирном деле и др.). Рано развились города и в славянском Поморье по южному берегу Балтийского моря - Волин, Камень, Аркона (на острове Руян, современный Рюген), Старград, Щецин, Гданьск, Колобжег, города южных славян на Далматинском побережье Адриатического моря - Дубровник, Задар, Шибеник, Сплит, Котор и др. Значительным центром ремесла и торговли в Европе была Прага. Известный арабский путешественник географ Ибрахим ибн Якуб, побывавший в Чехии в середине X в., писал о Праге, что она «является богатейшим из городов в торговле». Основное население городов, возникших в X-XI вв. в Европе, составляли ремесленники. Крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка, становясь горожанами, постепенно освобождались отличной зависимости феодалу «Из крепостных средневековья, - писали Маркс Энгельс, - вышло свободное население первых городов» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, изд. 2, стр. 425,). Но и с появлением средневековых городов процесс отделения ремесла от сельского хозяйства не закончился. С одной стороны, ремесленники, став горожанами, ещё очень долго сохраняли следы своего сельского происхождения. С дрчгой стороны, в деревне как господское, так и крестьянское хозяйство продолжало ешё в течение длительного времени удовлетворять большую часть своих потребностей в ремесленных изделиях собственными средствами. Отделение ремесла от сельского хозяйства, начавшее осуществляться в Европе в IX-XI вв., далеко ещё ве являлось полным и завершённым. К тому же ремесленник первое время был одновременно и торговцем. Лишь в дальнейшем в городах появились купцы - новый общественный слой, сферой деятельности которого являлось уже не производство, а только обмен товаров. В отличие от странствующих купцов, существовавших в феодальном обществе в предшествующий период и занимавшихся почти исключительно внешней торговлей, купцы, появившиеся в европейских городах в XI-XII вв., занимались уже преимущественно внутренней торговлей, связанной с развитием местных рынков, т. е. с обменом товаров между городом и деревней. Отделение купеческой деятельности от ремесленной было новым шагом в общественном разделении труда. Средневековые города весьма отличались по своему внешнему виду от современных городов. Они были обычно окружены высокими стенами - деревянными, чаще каменными, с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля. Жители города - ремесленники и купцы несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Стены, окружавшие средневековый город, со временем становились тесными и не вмещали всех городских построек. Вокруг стен постепенно возникали городские предместья - посады, населенные главным образом ремесленниками, причем ремесленники одной специальности жили обычно на одной улице. Так возникали улицы - кузнечные, оружейные, плотничьи, ткацкие и т. п. Предместья в свою очередь обносились новым кольцом стен и укреплений. Размеры европейских городов были весьма невелики. Как правило, города были малы и тесны и насчитывали лишь от одной до трёх-пяти тысяч жителей. Только очень крупные города имели население в несколько десятков тысяч человек. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, известную роль в жизни городского населения продолжало играть занятие сельским хозяйством. Многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи находили себе там обильную пищу, так как мусор, остатки пищи и нечастоты обычно выбрасывались прямо на улицу. В городах вследствие антисанитарного состояния часто вспыхивали эпидемии, смертность от которых была очень велика. Часто случались и пожары, так как значительноая часть городских здании была деревянной и дома примыкали друг к другу. Стены мешали городу расти вширь, поэтому улицы делались крайне узкими, а верхние этажи домов нередко выдавались в виде выступов над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом. Узкие и кривые городские улицы были часто полутёмными, на некоторые из них никогда не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало. Центральным местом в городе была обычно рыночная площадь, неподалёку от которой располагался городской собор.

Странами, в которых средневековые города начали образовываться раньше всего, были Италия и Франция, причиной этому послужило то, что именно здесь впервые начали зарождаться феодальные отношения. Именно это послужило отделению сельского хозяйства от ремесла, что поспособствовало повышению производительности, а значит и росту торговли.

Предпосылки к возникновению средневековых городов

Торговые связи были тем преимуществом, которое способствовало не только возникновению, но и процветанию средневековых городов. Поэтому города имеющие выход к морю - Венеция, Неаполь, Марсель, Монпалье очень в скором времени стали ведущими центрами торговли средневековой Европы.

Крупнейшим центром ремесла была Прага. Именно здесь были сосредоточены мастерские самых искусных ювелиров и кузнецов. Поэтому закономерным является то, что население городов было представлено преимущественно ремесленниками и крестьянами, которым удавалось откупиться от феодальной повинности.

В городах, в которых не было возможности заниматься мореплаванием, ремесленники сами выступали в роли торговцев. Со временем появился новое сословие общества купцы, которые были не прямыми производителями товара, а лишь посредниками в торговле. Это послужило причиной возникновения первых рынков в городах.

Внешний вид городов

Средневековые города кардинальным образом отличались от городов Нового и тем более Новейшего времени. В строительстве городов еще сохранились традиции античности. Они были окружены каменными или деревянными стенами и глубокими рвами, которые должны были защищать населения от возможного вторжения врагов.

Жители города объединялись в народное ополчения и по очереди несли сторожевую службу. Средневековые города не были больших размеров, как правило, они вмещали себя от пяти до двадцати тысяч жителей. Так как население городов было представлено в большинстве своем выходцами из сельской местности, жители не особенно волновались за чистоту в городе и выбрасывали мусор прямо на улицы.

Вследствие этого в городах царила ужасающая антисанитария, она порождала массы инфекционных заболеваний. Дома жителей были деревянными, они располагались на узких и кривых улицах и часто соприкасались друг с другом. Центр города был представлен рыночной площадью. Неподалеку от нее строили соборы.

Расцвет средневековых городов

Расцвет средневековых городов в первую очередь связан с началом введения в производство различных новшеств, которые увеличивали производительность труда. Ремесленники начали объединяться в цехи. В легкой промышленности впервые появляются частные формы собственности. Рыночные отношения выходят за границы города и государства.

Увеличения потока денежных средств способствует преображению города: создаются соборы, поражающие своей архитектурой, значительно улучшается внешний вид улиц и жилых кварталов. Значительные изменения коснулись и культурной жизни в Средневековье : открываются первые театры, выставки, устраиваются различные фестивали и соревнования.

В X-XI вв. наблюдается оживление старых и появление новых городских центров. Это было предопределено важными экономическими процессами, прежде всего развитием сельского хозяйства. В этот период распространилось двуполье, увеличилось производство зерновых и технических культур, развивалось садовод-ство, виноградарство, огородничество, животноводство. Излишки сельскохозяй-ственной продукции крестьяне начали обменивать на изделия ремесленников. Так возникли предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства.

Венеция. Гравюра. XV в.

В то же время своё умение совершенствовали и сельские ремесленники — гон-чары, кузнецы, плотники, ткачи, бондари, сапожники. Искусные мастера, они всё меньше времени занимались сельским хозяйством, выполняли работу на заказ, обменивали собственную продукцию, пытались найти пути её реализации. По-тому ремесленники искали такие места, где можно было и продать свои изделия, и приобрести необходимое для работы сырьё. Именно из сельских ремесленников состояло изначальное население средневековых городов, где ремесло приобрело самостоятельное развитие. В городах оседали и купцы, и беглые крестьяне.

Новые города возникали на руинах античных поселений или на их околицах, возле замков и крепостей, монастырей и епископских резиденций, на перекрёстках путей, возле перевалов, речных переправ и мостов, на берегах, удобных для швар-товки судов. Города разрастались быстро, однако очень неравномерно. Сначала они появились в Италии (Венеция, Генуя, Неаполь, Флоренция) и Франции (Арль, Марсель, Тулуза). Постепенно начали возникать города на территории Англии (Кембридж, Оксфорд), Германии (Вальдорф, Мюльгаузен, Тюбинген), Нидер-ландов (Аррас, Брюгге, Гент). А позже всего, в XII-XIII вв., появились города в скандинавских странах, Ирландии, Венгрии, на территории дунайских княжеств.

Больше всего городов было в Италии и Фландрии. Немало городских поселений возникло вдоль берегов Рейна и Дуная.

Следовательно, в конце XV в. во всех западноевропейских странах было много городов, в которых осуществлялся активный товарный обмен.

IX в. Из «Фландрской хроннки» о происхождении города Брюгге Материал с сайта

Граф Фландрии Бодуэн Железная Рука построил укреплённый намок с подъёмным мостом. Впоследствии для удовлетворения потребностей его жителей к мосту перед воротами замка начали сходиться торговцы или продавцы ценных вещей, лавочни-ки, владельцы постоялых дворов, чтобы накормить и дать пристанище тем, кто вёл торговые дела в присутствии хозяина, который также часто там бывал; начали воз-водить дома и обустраивать гостиницы, где расселяли тех, кто не мог жить внутри замка. Появился обычай говорить: «Идём к мосту». Это поселение так разрослось, что вскоре превратилось в большой город, который и до сих пор в народе называют «мост», ведь на местном диалекте Брюгге означает «мост».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском