«Всего лишь несколько месяцев прошло с начала войны, а город ___ уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам… Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленном классе, голодные. У всех – закопченные лица: электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой – то горючей жидкостью, в которую вставлялся маленьких фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптит немилосердно, отсюда и название».
Ответ: __________
В7. Прочтите отрывок из письма красноармейца и напишите название битвы, участником которой он стал.
«Дорогая мама! Мы сейчас находимся в трудном положении, но надеемся, что нас выручит Урал. Пули, как шмели, снаряды рвутся, все горит – земля и Волга. Даже на все это приходится обращать внимание, раненных много, убитых еще больше. Мы прячем в канализации трубы и руины, где за ними ухаживаем, ночью переправляем на тот берег, где наши войска. Приходится всяко: и по-пластунски, и на бревнах. Хотя бы как, но спасти. Мамаев курган несколько раз был у врага, отбивали, но вчера они его опять заняли. Соберем все силы. А если понадобится, е пожалеем жизни …»
Ответ: ________
В8. Установите соответствие между сражениями Великой Отечественной войны и годами, когда они произошли.
В9. Что из названного относилось к международной жизни СССР в 30-е гг. ХХ в.? Укажите два верных положения их четырех предложенных.
А) заключение Раппальских соглашений с Германией
Б) вступление России в Лигу Наций
В) попытка создать систему коллективной безопасности против Германии
Г) создание Коминтерна
В10. Установите соответствие между именами военачальников и войнами, в которых они участвовали.
Часть С.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.
«В воздухе взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы …
Наша авиация шла над полем боя волнами …
Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами… появилась группа бомбардировщиков … и чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага…
20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь… Начался исторический штурм…»
С1. К какому периоду истории страны относится описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь?
С2. Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух отличительных особенностей этого сражения.
С3. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение? Какие события последовали за ним? (назовите не менее двух событий)
Задания С4-С6 предусматривают разные виды деятельности: предоставление обобщенной характеристики исторических событий и явлений
С4. Назовите основные итоги (не менее трех) коренного перелома в Великой Отечественной войне.
С5. Ниже приведены две точки зрения на достижение коренного перелома во всей Второй мировой войны:
1. Сталинградская битва и сражения на Курской дуге явились поворотными пунктами не только в Великой Отечественной войне, но и во Второй мировой войне.
2. Коренной перелом в истории Второй мировой войны наступил благодаря действиям англо-американских войск в1942-1943 гг.
Какая из названных точек зрения вам предоставляется наиболее убедительной? Приведите не менее трех аргументов для подтверждения выбранной вами точки зрения.
Ответы на задания тренировочного теста № 2.
1. 3 | 11. 4 | 21. 2 | 31. |
2. 2 | 12. 3 | 22. 3 | 32. |
3. | 13. 1 | 23. 3 | 33. 1 |
4. | 14. 4 | 24. 2 | 34. 3 |
5. | 15. 2 | 25. 4 | 35. 4 |
6. | 16. 4 | 26. 3 | 36. 2 |
7. | 17. 3 | 27. 1 | 37. 4 |
8. | 18. 2 | 28. 3 | 38. 1 |
9. | 19. 4 | 29. 4 | 39. 1 |
10. | 20. 1 | 30. | 40. 1 |
События относятся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В отрывке речь идет о битве за Берлин
В Берлинской операции был использован опыт всех крупных сражений, накопленный в течение войны
В сражении был использован новый тактический прием – свет мощных прожекторов для ослепления противника
Оно стало завершающим сражением Великой Отечественной и Второй мировой войн в Европе
Был взят Берлин
Представители германского командования подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны занимает промежуток времени от начала контрнаступления Красной Армии под Сталинградом в ноябре 1942 г. до окончания Курской битвы и битвы за Днепр в декабре 1943 г.
В результате коренного перелома стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Красной Армии
Были освобождены значительные территории, ранее оккупированные фашистскими войсками
Разгромлено большое количество немецко-фашистских дивизий, находящихся на Восточном фронте
Коренной перелом привел к активизации действий союзников по Антигитлеровской коалиции. На Тегеранской конференции достигнуто соглашение об открытии второго фронта во Франции
Первая точка зрения:
После поражения немецких войск под Сталинградом советские войска прочно овладели инициативой и не выпускали до победного завершения войны
После Сталинграда гитлеровское командование не провело ни одной успешной стратегической наступательной операции
Был подорван моральный дух вермахта и населения гитлеровской Германии
Вторая точка зрения:
Победа англичан под Эль-Аламейном существенно изменило обстановку в Северной Африке
Были сорваны стратегические планы Гитлера захватить Египет, а затем, богатейшие нефтеносные районы Среднего Востока, двинуться на Кавказ
Итальянская колониальная империя в северо-восточной Африке прекратила свое существование
Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и политического деятеля.
«Положение становилось грозным. Правительство, министры земледелия и продовольствия - Шингарёв и Пешехонов - беспомощно взывали "к разуму и совести" земледельцев. Петроградский и Московский советы рабочих и солдатских депутатов, видя, что продовольственные органы бессильны справиться с надвигающимся бедствием, каждый порознь, решили послать своих эмиссаров во все хлебородные губернии, поручив им выяснить наличные запасы на местах и самыми решительными мерами организовать подвоз к станциям и пристаням. В свою очередь, армейские войсковые комитеты организовали свои комиссии для той же цели. Все эти обособленные, не раз самочинные действия вносили ещё большую путаницу в план заготовок и подвоза.
В конечном результате, воззванием, обнародованным 29 августа, правительство констатировало чрезвычайно тяжёлое положение страны: правительственные запасы беспрерывно уменьшаются; "города, целые губернии и даже фронт терпят острую нужду в хлебе, хотя его в стране достаточно"; многие не сдали даже прошлогоднего урожая, многие агитируют, запрещают другим выполнять свой долг... Правительство, с целью "предотвратить грозящую родине смертельную опасность", вновь увеличило твёрдые цены, угрожало применением крайних мер воздействия против ослушников, и вновь обещало принять меры к нормировке цен и распределению предметов, нужных деревне».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в цифры, под которыми они указаны.
1) События, описанные в отрывке, происходили в 1917 г.
2) Правительство, о котором идёт речь в воспоминаниях, было свергнуто в том же году, когда происходили описанные события.
3) События, описанные в отрывке, происходили в условиях Гражданской войны между белыми и красными в России.
5) Правительство пыталось организовать сдачу земледельцами хлеба исключительно на добровольных началах.
6) В названных в отрывке Советах рабочих и солдатских депутатов в период описанных событий преобладали большевики.
Пояснение.
1) События, описанные в отрывке, происходили в 1917 г. - ДА, верно.
2) Правительство, о котором идёт речь в воспоминаниях, было свергнуто в том же году, когда происходили описанные события - ДА, верно.
3) События, описанные в отрывке, происходили в условиях Гражданской войны между белыми и красными в России - НЕТ, неверно.
5) Правительство пыталось организовать сдачу земледельцами хлеба исключительно на добровольных началах - НЕТ, неверно.
6) В названных в отрывке Советах рабочих и солдатских депутатов в период описанных событий преобладали большевики - НЕТ, неверно.
18. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«…Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение . Молодёжь была охвачена энтузиазмом…»
Индустриализация (1930-е гг.)
Билет 19. Вопрос 1. Проведение индустриализации в СССР: причины, особенности проведения, итоги.
Во второй половине 1920-х гг. экономика СССР стала испытывать трудности. Не хватало товаров, мало производилось металла, станков, техники. Мирные годы коммунисты рассматривали как временную передышку, - значит, надо было готовиться к новой войне, которая неминуемо будет «войной моторов». Требовались серьезная модернизация имеющейся производственной базы, создание новых предприятий. Индустриализация - это процесс создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности (производство средств производства), в целях перехода от аграрного к индустриальному обществу, обеспечения экономической независимости страны, укрепления ее обороноспособности. Индустриализация считается завершенной, если доля промышленного производства в общем объеме производства превышает 50% , а государство может обеспечить себя промышленной продукцией без ее ввоза из-за рубежа.
Индустриализация в России начала проводиться в 1890-е гг., но из-за революций и войн завершена не была. В 1930-е гг. ее фактически пришлось начинать заново.
В 1927 г. советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана, главной целью которого была индустриализация страны. Разрабатывая этот план, они исходили из необходимости максимальной концентрации всех ресурсов, жесткого планирования и установления точных заданий, единого планового руководства. Познакомившись с планом, Сталин собственноручно скорректировал его, подняв все показатели на головокружительную высоту. Но и этого показалось мало. В декабре 1929 г. съезд ударников производства выдвинул лозунг: «Пятилетку в четыре года!» В 3-4 раза должно было увеличиться производство электроэнергии, металла, нефти, угля. Должны были появиться новые отрасли промышленности и значительно вырасти объемы производства уже существующих.
Первые пятилетки:
1928-1932 гг. - первая пятилетка. Из пропагандистских соображений было объявлено, что она выполнена за четыре года, но это не соответствовало действительности. Однако реальные итоги все равно значительные: производство продукции тяжелой промышленности возросло в 2,8 раза, машиностроения - в 4,5 раза. СССР превратился из страны, ввозящей промышленное оборудование, в страну, его производящую;
1933-1937 гг. - вторая пятилетка. Производство тяжелой промышленности увеличилось еще в 2,2 раза. СССР превратился из аграрной страны в индустриальную.
Итоги и последствия индустриализации. За восемь лет страна «пробежала» путь, который у других стран занимал от 50 до 100 лет. Была создана мощная тяжелая промышленность, возникли новые отрасли: электротехническая, химическая, авиационная промышленность, автомобилестроение и т. д., - была обеспечена экономическая независимость страны, резко усилена ее обороноспособность (производство оборонной продукции увеличилось в 5 раз). Созданный военно-промышленный комплекс СССР был самым мощным в мире, его продукция в ряде случаев превосходила лучшие зарубежные образцы. В стране утвердилась командно-мобилизационная модель экономики, экономическая основа тоталитарного режима.
Но все это было достигнуто за счет жесточайшей эксплуатации населения и огромных человеческих жертв.
Билет 19. Вопрос 2. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в чем заключались основные различия.
ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 - 50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавиеикрепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители:И. С. Тургенев,П. Я. Чаадаеви др. После крестьянской реформы 1861 западники сблизились сославянофиламина почвелиберализма. Взгляды западников (особенно их конституционные проекты) получили дальнейшее развитие в программах российских либеральных организаций и групп кон. 19 - нач. 20 вв.
СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в.; выступали с идеей особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, видели ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: братья Аксаковы. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма.