Я же грешную дыру. Анализ стихотворения «Ты и я» Пушкина

новая книга - "Размножение личности", роман, изд-во НЛО, 2010

предыдущие:

Ноль Ноль (стихи). Изд-во Р.Элинина, Москва, 1991

Parmi les alphabets (poemes). Ed. “Le Castor Astral” (France), перевод К.Зейтунян-Белоус, 1992

L’ame deroutee (poemes ecrits en francais). Ed. “Ecrits des Forges” (Canada, Quebec)/ ”Le de bleu” (France), 1995

Жизнь без (стихи). Изд-во «Золотой век», Москва, 1997

Диалоги с ангелом (стихи). Изд-во Р.Элинина, Москва, 1999

Книга о плюсе и минусе, хвостатом времени…в стихах и прозе. Изд. Митин Журнал, Москва-Прага, 2001

Прозрачный мир. ЛИА Р.Элинина, Москва, 2002

La vie sans (poemes), ed.Lettres russes, Paris, 2002

Лазурная скрижаль (эссе, стихи), изд-во ОГИ, Москва, 2003

Score of the game (poems), ed.Zephyr press, USA, перевод Jim Kates (2003)

Life without, ed.Bloodaxe Books, Great Britain, перевод Sacha Dugdale (2004)

L’antivirus (poemes), изд. “Ecrits des Forges” - Canada/ “L’idee bleue” -France, в переводе К.Зейтунян-Белоус (2005)

Запас прочности (роман), изд.ОГИ, Москва, 2006

Исповедь шпиона (эссе, роман), изд.Наука, серия Русский Гулливер, Москва, 2007

Франция. Магический шестиугольник. изд.АСТ-ЗебраЕ, Москва, 2007

Побег смысла (стихи). Изд-во Арго-риск / Книжное обозрение, Москва. 2008

Они утонули (стихи, эссе). Изд-во Юность, Москва, 2009

Размножение личности (роман). Изд.НЛО, Москва, 2010

Крокозябры (роман, повесть, рассказы). Изд-во Астрель, Москва, выходит в ноябре 2011

Новый Пантеон (стихи, эссе, трактат), 1983, Пространство (рисованая книжка), 1989, Маленький Вампир (поэмка), 1982- репринтное издание, изд-во Барбарис, 2012

В интернете заработал официальный сайт известного поэта, эссеиста, прозаика, переводчика Татьяны Щербины. Сайт доступен по адресу: tatiana-shcherbina.ru . Сейчас на сайте можно ознакомиться со стихами, эссе и выступлениями Татьяны Щербины разных лет. Также на сайте размещены биография и список книг Щербины. Кроме того, есть раздел с видео и фото и раздел "Новости". Сайт только запущен, поэтому он будет активно пополняться.

Татьяна Георгиевна Щербина родилась 15 сентября 1954 в Москве. Окончила филологический факультет МГУ. В 1989—1994 годы постоянный автор радио «Свобода». С 1991 года жила в Мюнхене, затем в Париже. Публиковала статьи и эссе в газетах «Suddeutsche Zeitung», «Le Figaro». С 1995 г. снова в Москве. Создатель и главный редактор журнала «Эстет» (1996), работала в газете «Коммерсантъ». До 1986 года публиковала в самиздате стихи и прозу (авторские книги, публикации в «Митином журнале»).

Первая книга стихов, «Ноль Ноль», издана в 1991 г. Писала стихи также на французском языке (книга L’ame deroutee, 1993, премия национального центра литературы Франции). Переводила современных французских поэтов, составила авторскую антологию «Современная французская поэзия» (1995). Стихи Татьяны Щербины переведены на многие языки, ее книги в переводе на английский выходили в США (The score of the game), Великобритании (Life without), Новой Зеландии (An offshoot of sense), на французский - Parmi les alphabets, La vie sans, L’Antivirus - во Франции и Канаде, на словенский - Drugi Prihod, в Словении.

Татьяна Щербина - постоянный автор журналов «Сноб», "Вестник Европы", интернет-портала «Гефтер.ру», литературного журнала «Этажи», где ведет свою Мастерскую, публикуя молодых авторов, инфлайт-издания «S7», прежде - журналов «Новое время», «Домовой», «GEO», была колумнистом «Независимой газеты» и газеты «Московские новости». Участвовала во многих международных фестивалях поэзии (Голландия, Канада, Франция, Македония, Сербия, Словения, Италия, Великобритания), выступает с поэтическими чтениями и лекциями в разных странах.

Основные книги: «Жизнь без», стихи (1997), «Диалоги с ангелом», стихи (1999), «Книга о плюсе и минусе, хвостатом времени… в стихах и прозе» (2001), «Лазурная скрижаль», эссе, стихи (2003), «Запас прочности», роман (2006), «Исповедь шпиона», роман, эссе (2007), «Франция. Магический шестиугольник» (2007), «Побег смысла», стихи (2008), «Они утонули», стихи, эссе (2009), «Размножение личности», роман (2010, вышел по-английски в 2014 г., Multiple Personalities), «Крокозябры», роман, рассказы (2011), «Новый Пантеон», «Маленький Вампир» - репринтно изданные самиздатские книжки 1983 г. (2012), книга стихов «Хроники» (2017).

Иногда для Пушкина эпиграммы были лишь шалостью - он не всегда понимал, как глубоко могут ранить его слова. Но чаще это была продуманная литературная месть и тут уж поэт отлично знал, что делает. Желчные, но ужасно смешные, они приклеивались мгновенно и на века - их запоминали, пересказывали друг другу и через пару дней уже весь город хохотал над очередной жертвой остроумия.

Даже корректные и изящные эпиграммы Пушкина были очень обидны, ибо били не в бровь, а в глаз. Но очень часто они были ещё вопиюще грубы и откровенно неприличны, что, впрочем, делало их только смешнее.

Вот несколько несчастных, попавших под острое перо гения.
1. Ланов

«Бранись, ворчи, болван болванов,
Ты не дождешься, друг мой Ланов,
Пощечин от руки моей.
Твоя торжественная рожа
На бабье гузно так похожа,
Что только просит киселей».

Иван Николаевич Ланов был сослуживцем Пушкина в Кишинёве. После многочисленных ссор, поэт раз и навсегда решил разобраться с ним при помощи оружия, которым он владел виртуозно. Результат превзошёл ожидания – эпиграмма намертво прилипла к «торжественной» физиономии Ланова навечно, как и следущая оплеуха в пятой главе «Онегина»: «И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут».
2. Дондуков-Корсаков

«В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что ж​**а есть».

Ходили упорные слухи, что своим назначением вице-президент академии наук князь Дондуков-Корсаков был обязан протекции министра просвещения Уварова, известного своими гомосексуальными наклонностями. Сила пушкинского слова такова, что до сих пор все уверены, что бедный князь был глупым как пробка, к тому же мужеложцем и хамом. Что странно – у Дондукова было десять детей, и человеком он был по крайней мере воспитанным и незлопамятным, а скорее всего и очень неглупым - по крайней мере не стал преследовать Пушкина, а напротив сделал много хорошего для его журнала.

Кстати, досталось Дондукову, потому что Пушкин считал, что князь чинит цензурные препятствия его стихам.
3. Воронцов

«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда...
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец».

Знаменитая эпиграмма на новороссийского генерал-губернатора гр. Михаила Семеновича Воронцова, который был сыном русского посла в Лондоне и имел материальный интерес в операциях Одесского порта.
4. Аракчеев

«Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он - друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
Б**и грошевой солдат».
«Без лести предан» - девиз аракчеевского герба. Под «б**ю» подразумевалась Настасья Минкина - знаменитая жестокостью любовница Аракчеева и получившая известность благодаря изложению её истории в книге А. И. Герцена «Былое и думы».

Характерно, что у более зрелого Пушкина Аракчеев вызывал симпатию. Отзываясь на его кончину, Пушкин писал жене: «Об этом во всей России жалею я один - не удалось мне с ним свидеться и наговориться».
5. Орлов и Истомина

Орлов с Истоминой в постеле
В убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лаиса микроскоп
И говорит: «Позволь увидеть,
Чем ты меня, мой милый, е* ».

Помимо того, что Истомина была выдающейся балериной, она считалась одной из самых красивых женщин Петербурга и была окружена толпами поклонников. По одной из версий мишенью поэта был генерал А. Ф. Орлов, к которому Пушкин ревновал красавицу-танцовщицу. Хотя и ей самой тут тоже досталось - он назвал её Лаисой, дав имя знаменитой греческой гетеры, прославившейся красотой и корыстолюбием.
6. Аглая Давыдова

«Иной имел мою Аглаю
За свой мундир и черный ус,
Другой за деньги - понимаю,
Другой за то, что был француз,
Клеон - умом её стращая,
Дамис - за то, что нежно пел.
Скажи теперь, мой друг Аглая,
За что твой муж тебя имел?»

Бойкая француженка, одна из многочисленных возлюбленных Пушкина, была объектом короткой, но мучительной страсти поэта. Похоже, она не приняла ухаживаний поэта и дала ему отставку - иначе с чего поэт он стал бы осыпать её такими колкими эпиграммами?
7. Сатира на Александра I, в которой больше достаётся Хвостову

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
Не имея в век забот,
Ты живешь в огромном доме;
Я ж средь горя и хлопот
Провожу дни на соломе.
Ешь ты сладко всякий день,
Тянешь вина на свободе,
И тебе нередко лень
Нужный долг отдать природе;
Я же с черствого куска,
От воды сырой и пресной
Сажен за сто с чердака
За нуждой бегу известной.
Окружен рабов толпой,
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;

Я же грешную дыру
Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой,
Хоть и морщуся, да тру.

Графа Дмитрия Ивановича Хвостова можно назвать ветераном бранного поля пушкинских эпиграмм – он неоднократно становился мишенью для остроумия поэта. Вот ещё одно хлёсткое четверостишье - эпиграмма на перевод Хвостова «Андромахи» Расина, изданный с портретом актрисы Колосовой в роли Гермионы:
8. Хвостов и Колосова

«Подобный жребий для поэта
И для красавицы готов:
Стихи отводят от портрета,
Портрет отводит от стихов».

Но порой от безжалостного остроумия поэта страдали невинные. Самые яркие примеры – Кюхельбекер и Карамзин.
8. Кюхельбекер

«За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно -
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно».

Наверное, все помнят, как доставалось от великого поэта Кюхле - лицейскому товарищу Пушкина, Вильгельму Кюхельбекеру.

Когда в «Лицейском мудреце» появилась пушкинская эпиграмма, намекавшая на то, что Вильгельм пишет очень скучные и занудные стихи, несчастный Кюхельбекер хотел утопиться в пруду, но был вовремя оттуда извлечен. После другой известнейшей эпиграммы Пушкина - про «кюхельбекерно и тошно» - взбешенный Вильгельм потребовал сатисфакции. Но секунданты дуэлянтов зарядили пистолеты клюквой и никто не пострадал.

Вообще у Пушкина редкий год обходился без вызова на дуэль, причем повод к поединку нередко давал сам поэт. Недавно мы публиковали список дуэлей, которые упоминаются в исторических документах или мемуарах - воистину он впечатляет!

9. Карамзин

«В его „Истории“ изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута».

Несчастный Карамзин даже расплакался, когда получил от своего 18-летнего любимца такую квалификацию «Истории государства российского», кстати, до сих пор остающейся одной из лучших книг по истории России.

Впрочем, Александр Сергеевич и к самому себе относился с юмором. Эту шуточную эпитафию самому себе он сочинил, когда ему было 16 лет.
10. Пушкин

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.

О противостоянии императора Александра I и писателя А.С. Пушкина известно немало. Суровый правитель считал действия молодого, дерзкого поэта-вольнодумца пусть и не опасными для общества, но все-таки крайне нахальными. Принимал ли он деятельность Пушкина всерьез, считал ли его политической угрозой? Скорее всего, нет. Императора совершенно не интересовало «солнце русской поэзии» - он был очень далек от литературы.

Пушкина же наоборот любое действие Александра I заставляло трястись от негодования. Об уважении и почитании царя и речи не шло: в своих письмах поэт пренебрежительно называл его «мой тезка ». Критика становилась все более язвительной, и высказывать ее только своим друзьям Пушкин уже не мог. Ему требовалось общественное признание, отклик и поддержка широкой публики.

Это послужило главной причиной для создания в 1820 году стихотворения «Ты и я», как раз посвященного ярому противостоянию (по мнению Пушкина) поэта и императора.Нетрудно догадаться, что главной стилистической фигурой, используемой здесь, становится антитеза. Она бросается читателю в глаза с самых первых строк:

«Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт».

Стихотворение пропитано «желчью », местами оно переполняется злобной сатирой. Оттого его жанр определяется как эпиграмма. Лирический герой, которого мы можем полностью отождествлять с Пушкиным, буквально в каждой строке упрекает своего противника, в коем нетрудно узнать образ великого русского царя.

А. Пушкин не случайно прибегает к хорею. Такой стихотворный размер позволяет остро и точно высказывать мысли, не растягивая их. Поэт не ставит целью описать своего противника в мелочах, уделить внимание его внешности и характеру.

Для него главное - указать читателю на детали, на раздражающие героя мелочи, вроде дома, еды, бытовых повседневных действий. А хорей со своей достаточно краткой, двудольной системой, подходит для этих целей как нельзя лучше.

Как еще можно передать различия между враждующими героями? Конечно, посредством их сравнения с какими-нибудь общеизвестными предметами. Классическое «бледен, как смерть » в данном стихотворении противопоставляется «маковому цвету ». Так читателю лучше виден контраст - основа всего произведения.

Стоит отметить, что А. Пушкин начинает свою эпиграмму более менее реалистичного описания своего положения и положения Александра I:

«Ты богат, я очень беден».

Лукавство, конечно - поэт в то время не был нищим бродягой, он уже имел некоторый творческий успех и поддержку состоятельных друзей. но ближе к концу стихотворения, ситуация скатывается в фарс, причем язвительный. Комичность и нереалистичность происходящего немного смягчает общее впечатление от прочтения, но все равно оставляет читателя в несколько шокированном состоянии.