Ярославская школа колокольного искусства. Ярославская школа колокольного искусства Средняя общеобразовательная православная школа звонница

П о благословлению его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского 28 сентября 2005 года в Ярославле открылась "Ярославская школа колокольного искусства" - объединение ярославских звонарей, литейщиков и кампанологов (исследователей колокольного искусства). Учредители "Школы": Ярославско-Ростовская епархия, колокольный завод Николая Шувалова и Всероссийская выставка-ярмарка колоколов. Главная цель, с которой создано новое объединение - восстановление высокого профессионального уровня, своеобразия стиля и былой славы искусства колокольного звона, которым ярославская земля славилась не только на всю Россию, но и на весь мир.

Главной частью "Ярославской школы колокольного искусства" является впервые открывающаяся в Ярославле Школа звонаря . Это редкое для России профессиональное учебное заведение, которое призвано обучить церковных звонарей для качественной и ответственной работы в православном храме. Давно позади период "стихийного" приобщения к профессии звонаря (90-е годы), когда на колокольню попадали подчас случайные люди, не владеющие профессией, не способные обеспечить ни уставное исполнение церковного звона, ни надзор за техническим состоянием колокольного инструмента. Сейчас многие храмы имеют хорошо оснащенные колокольни, подчас с многотонными басовыми колоколами. Эта часть материальных затрат является одной из самых высоких для прихода, поскольку и сами колокола очень дороги (металл, дорогая работа по индивидуальному заказу), и устройство колокольни требует как больших средств, так и участия в работах профессионалов высокого уровня. Именно поэтому требования сегодняшнего времени к церковному звонарю высоки и разнообразны, а именно:

  • Знание традиций русского православного колокольного звона;
  • Знание церковного устава, чинопоследования всех служб, которые сопровождаются колокольным звоном;
  • Технические знания и навыки в вопросах подъема, размещения колоколов на ярусе звона, устройства колокольного инструмента, техники безопасности в работе со сверх тяжелыми объектами на высоте;
  • Знания истории колоколов в России, владения основными исторически сложившимися традициями звона.
  • Каждой из выше перечисленных тем в Школе звонаря будет посвящен отдельный предмет, разделенный на теоретическую и практическую часть. Опыт проведения мастер-классов церковных звонарей на Выставке-Ярмарке колоколов (ежегодно, с 2001 года) помог организаторам Школы выработать сбалансированную программу курса обучения. В числе обязательных предметов:

  • Практика колокольного звона, преподаватели: Владимир Дегтярев (Ярославль), Александр Михайлов (Рыбинск), Сергей Мальцев (Ростов Великий), Валерий Гаранин (Суздаль);
  • Оборудование колоколен, преподаватели: В. Дегтярев, А. Михайлов;
  • Кампанология (история колоколов и технология производства), преподаватель: Наталья Каровская (Ярославль);
  • Церковный Устав колокольного звона; права и обязанности звонаря, преподаватель: Николай Завьялов (Москва);
  • Нотная расшифровка звона, преподаватель: Н. Каровская;
  • Литургика, преподаватель: протоиерей Михаил Халюта (Рыбинск);
  • Церковное пение, преподаватель: Людмила Зуммер (Ярославль);
  • Тренинг (основные приемы игры на колоколах), преподаватели: Николай Самарин, Виктор Каровский (Ярославль).
  • Ведущий преподаватель и руководитель Школы звонаря - старший звонарь Ярославско-Ростовской епархии Владимир Дегтярев . Практические занятия по технике, жанрам и традициям колокольного звона будут проводиться на колоколах Всероссийской выставки-ярмарки колоколов и на действующих колокольнях ярославских храмов. Теоретические занятия будут проводиться в здании Духовно-просветительского центра Ярославской епархии, одно из помещений которого предоставлено "Ярославской школе колокольного искусства" Ярославско-Ростовской епархией.

    Полный курс обучения в Школе звонаря составит 1 месяц (занятия ежедневные). В программу включены поездки в пределах Ярославской области с целью ознакомления будущих профессиональных звонарей с выдающимися памятниками ярославского колокольного искусства и технологией литья колоколов на заводе Николая Шувалова. Для того, чтобы каждому учащемуся было предоставлено достаточное время для индивидуальных занятий с мастером, набор в школу ограничен - не более 7-ми человек на курс обучения. По окончании курса проводятся экзамены по основным дисциплинам и выдается документ, подтверждающий профессиональную квалификацию.

    При Даниловском колокольном центре работают курсы звонарского мастерства.

    К обучению принимаются

    Лица православного вероисповедания в возрасте от 14 лет, желательна рекомендация от священника.

    Организационная информация о наборе на очередной цикл занятий публикуется в разделе "объявления" и рассылается по электропочте подписчикам новостей.

    Базовый цикл обучения

    Составляет 3 месяца и включает в себя:

    1. Практические персональные занятия с преподавателем на звоннице-тренажере с настоящими колоколами.

    2. Самостоятельные занятия на звоннице-тренажере.

    3. Теоретическую часть, лекции по темам:

    Устав богослужения и звонов;
    - основы музыкальной грамоты;
    - история колоколов в Христианской Церкви;
    - благоустройство колокольного инструмента для русского звона.

    4. Организацию 4 экскурсий на выдающиеся исторические колокольни Москвы и Золотого кольца.

    Полный цикл обучения

    Срок обучения – 5 месяцев.

    Полная программа обучения предлагается для выпускников Даниловской и других звонарских школ, а также для опытных звонарей без образования. При поступлении проводится тест по практике и теории звона для выяснения уровня поступающего.

    1. Полный курс предполагает изучение русской исторической практики звона в различных ее направлениях: псковские звоны, ростовские, столичная традиция, звоны Троице-Сергиевой Лавры.

    2. Курс теории расширен дополнительными семинарами по историческим звонам и особенностям колокольного инструмента данных направлений.

    3. Совершается 6 экскурсий на выдающиеся историчесике колокольни Москвы и Золотого кольца, а также в музеи и на колокольный завод.


    Наши преподаватели

    24 марта 2012 2012-03-24

    О колокольне рассказывает звонарь Александр Гороховский:

    Знаете ли Вы, что до октябрьского переворота 1917 года, приведшего к поруганию и разрушению православных храмов, на нашей колокольне было 13 колоколов? Это была полная звонница, чудесно сделанная и налаженная. Ее постигла общая судьба почти всех звонниц на Руси: большевики сбросили колокола, правда, не успев (или это у них не получилось) добраться до большого колокола весом порядка 25-30 пудов, отлитого на заводе Димитрия Самгина в 1848 году. Только по краю его юбки был отколот кусок; к счастью, трещина не пошла дальше, и он до сих пор звучит прекрасно.

    Когда в начале 90-х я пришел в храм, мне как музыканту было интересно участвовать вместе с батюшкой в восстановлении звонницы. Лишь теперь, по прошествии этих лет, я понимаю, с каким трудом, скудно, по крохам, мы собирали рубли бабушек, приношения от прихожан. Денег не хватало катастрофически, потому что всё восстановление храма приходилось начинать с начала. И всё же отец Георгий сам прекрасный музыкант понимал, что колокола это наша первейшая забота.

    Тогда всё было внове где отливать, как заказывать? Помню, мы отправились на завод легких металлов в Кунцево и договорились о заказе. Когда мы приобрели и доставили в храм первый пудовый колокол, я предложил батюшке повесить его к тому, сохранившемуся. Но он сказал: «Нет, мы дождемся, когда нам всё отольют, чтобы у нас сразу была звонница». И мы заказали еще 4 колокола. В 1994 году, на праздник Святой Троицы, они были освящены и подняты на колокольню.

    На сегодняшний день у нас 10 колоколов. Расскажу историю последнего, Благовеста. В 2006 году, во время общей пасхальной трапезы, я поведал прихожанам историю нашей колокольни, сообщив, что основного колокола «тонника» у нас всё еще нет.

    И люди живо откликнулись, начав сбор средств. Казалось бы, основное собрать нужную сумму. Ничего подобного, благодаря усилиям жертвователей и благотворителей этот вопрос был решен. А вот трудности были связаны с тем, чтобы приобрести именно такой колокол, какой нам нужен по звучанию. В итоге нам отливали колокол на 1280 килограммов на заводе Анисимова в Воронеже. Кстати, именно на этом заводе были отлиты копии знаменитых «гарвардских» колоколов (на самом деле, это колокола с дореволюционной звонницы Свято-Даниловского монастыря в Москве), а сами эти колокола американцы вернули в обитель благоверного князя Даниила в Москве.

    … С Божией помощью и неусыпными трудами , спустя 13 лет после первых приобретенных нами колоколов, на праздник Троицы в 2007 году на нашей колокольне раздался первый звон Благовеста. С волнением и надеждой я слежу за тем, как в сегодняшней России возрождается и развивается искусство звонарей. Я регулярно езжу в Ярославль на фестиваль колокольного звона и приму участие в его программе. Понятно, что совершенствованию предела нет, вот и постигаем премудрости русского колокольного звона.

    Пасхальный колокольный звон

    Колокольный концерт в Неделю жен-мироносиц

    Первый юбилей колокола-благовеста

    Сейчас в нашем храме действует Школа звонарей имени святителя Павлина. Как известно, именно этот святой, живший на рубеже IV — V веков ввел в Церкви колокольный звон. Радуют успехи учеников (среди них – и мальчики, и девочки), которые регулярно и в мороз минус тридцать при сильных порывах ветра, и в летний зной звонят на колокольне нашего храма, а также заводят старинные часы. Наши ребята звонили и в других храмах, а также на различных фестивалях колокольного звона, например, в храме святого апостола Андрея Первозванного в селе Федюково Подольского района.

    Ученики Школы звонарей имени святителя Павлина на колокольне

    Божией милостью, колокольный звон радует жителей окрестных сел и деревень и зовет их на молитву в .

    Рубрики: ,

    … Это было давно. Как-то, на детской площадке в поселке Кузнечики, я услышала от мамочек о хорошей подготовке к школе в группе раннего развития детей. Мне очень захотелось определить сына в эту группу, и мы с мужем встретились с Илоной Станиславовной и стали просить её взять нас. Она предупредила, что будет продолжать работу уже в Воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы в Щапово. «Куда Вы, туда и мы» — был наш ответ.

    Надо сказать, что тогда семья наша была далека от веры. Освятить яйца и куличи на Пасху — вот и все походы в Церковь. Но начались новые времена. На занятиях в Воскресной школе всё было внове. Мы записывали слова молитвы в блокнот и учили с сынишкой вместе. А как непросто было выстоять в храме «целых» 40 минут до причастия! Ведь мы приходили даже не к началу службы.

    Вспоминается здание старой Воскресной школы. Как мы помещались там, как умудрялись проводить праздники в маленькой комнатке- классе! Но всё было с такой любовью, такой искренностью, что хотелось приходить туда снова и снова.

    Со всеми мамами мы до сих пор в отличных отношениях, поддерживаем друг друга, советуемся по многим вопросам. А наш педагог — Илона Станиславовна — это солнышко Воскресной школы. Она учила и учит наших детей добру, пониманию, взаимовыручке, любви. И на все наши, взрослые, вопросы она отвечает, находит подход ко всем.

    Репетиции наших праздников — это отдельный творческий процесс. Ведь подготовить сценарий праздника, обдумать все тонкости — это лишь часть огромного айсберга, вся сложность скрыта от глаз зрителей: собрать всех участников, промотивировать взрослых участвовать в спектакле, сделать костюмы, придумать весёлые игры, потешки и так далее. И при этом — чтобы детки не устали, чтобы было здорово…

    Так, постепенно, вместе со старшим сыном, мы приходили в храм. Когда ему исполнилось семь лет — готовились вместе к исповеди. Сейчас трое моих деток учатся в Воскресной школе, старший уже участвовал в службе — читал и пел с хором. Теперь больше учителей работают с нашими детками. Воскресная школа стала частью нашей жизни.

    Хочется от всей души поблагодарить отца Георгия за доступность этого обучения всем желающим. И огромный благодарственный поклон Илоне Станиславовне за её поистине титанический труд. Дай им Бог крепкого здоровья и многая благая лета!

    Вот уже десятый год, как я хожу в наш Успенский храм… В первый раз я появилась в нем, что называется, за компанию с моей двоюродной сестрой. Тогда, на протяжении всей службы (казалось, она была бесконечной), я, вся измаявшись, думала только о том, когда же она закончится. А выйдя из храма, ничего в себе не почувствовала. Решила, что еще не время, что приду снова, когда по-настоящему потребует моя душа.

    Прошли года, я стала мамой. Своего первенца мы крестили только в три года. И осмысления того, для чего это нужно, не было – все крестят, вот и мы тоже. Старшему сыну шел четвертый год, когда у нас родилась дочь. По Божьему провидению, а по другому я не могу это объяснить, я узнала от новой знакомой о Воскресной школе при нашем храме Успения Пресвятой Богородицы. Подумала, что это очень кстати. Ребенок подготовится к школе, ведь у меня совершенно не стало на него времени — дочка была очень капризная, приходилось все время быть с ней. А сын тем временем гулял во дворе со старшими друзьями и, как следствие, начал ругаться матом…

    Помню, пришла поинтересоваться, как можно записаться в школу. На территории храма никого не было. И вот выходит матушка Мария (ныне покойная — Царствие ей Небесное!), такая спокойная, добродушная и говорит: «Ты приходи в конце лета, Илона Станиславовна возьмет ребенка, обязательно возьмет, она всех берет».

    С сентября 2006 года у меня началась новая жизнь. Так незаметно, как-то естественно я со своими детьми начала посещать храм. Сначала причащала только детей. Так было заведено, в двунадесятые праздники дети из Воскресной школы шли на причастие. А потом стала причащаться и сама. Это совершенно другое состояние души. Прекрасно, когда ты чувствуешь потребность и когда у тебя есть возможность прийти в храм!

    Со временем Воскресная школа стала нашим вторым домом, а все мы друг для друга стали одной большой семьей. Очень важно понимать, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации есть на кого положиться. А еще я открыла в себе актерские способности. Ведь в школе мы готовим спектакли для детей. Когда ты устала от бесконечных житейских забот, приходишь на репетицию, видишь там своих, уже таких близких, людей, то отвлекаешься, приходишь в норму и ощущаешь, что всё в порядке. А на празднике после спектакля — радостные лица детей и добрейшее, счастливое лицо нашего батюшки Георгия.

    Сейчас у меня четверо детей, я живу в другом месте, хожу в другой храм, но при всякой возможности еду с детьми в Щапово, в храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший для меня началом новой, духовной, светлой жизни, моим спасением и душевной радостью.

    От всей души желаю нашему приходу и отцу Георгию, нашему доброму и терпеливому наставнику, многая и благая лета.

    … Ровно десять лет назад в Кленовском Доме культуры был объявлен набор детей для подготовки их к школе. Одним из инициаторов была педагог из Щапово — Илона Станиславовна Симакова. Группа, к сожалению, не набралась, но я твердо решила, что буду возить своего пятилетнего сына Мишу на занятия в Щаповский ДК.

    На первом родительском собрании Илона Станиславовна сообщила, что занятия с детьми будут проходить на базе Воскресной школы при Успенском храме, где, наряду с основными предметами, она будет знакомить наших малышей с Законом Божьим и основами православной веры. Насколько я помню, родителей это не смутило, а меня так даже и обрадовало. Сама я в то время была не то что невоцерковленным человеком, а, мягко говоря, «полная темнота». Вот и подумала, что хоть кто-то расскажет и познакомит моего ребенка с «этой наукой».

    Скажу сразу: мой сын просто влюбился в Илону Станиславовну. Он говорил, что она, как мама, – добрая и внимательная. Всегда с нетерпением ждал дня занятий и с радостью собирался в дорогу. В те времена у нас был малюсенький класс в одноэтажном здании при храме. Но что удивительно: в нем умудрялись проводить и занятия, и репетиции, и спектакли! Сейчас, спустя столько лет, я, просматривая старые фотографии, не перестаю удивляться: как это было возможно?..

    В Воскресной школе мы жили одной большой и дружной семьей, все родители были вовлечены в эту жизнь: кто-то готовил еду, кто-то шил костюмы, кто-то убирался и мыл посуду, кто-то ксерокопировал учебные материалы, кто-то договаривался о паломнических поездках. А самое главное — мы все были, что называется, «в духе Божьем» — всё делалось с молитвой и словом Господа. Мы все понимали, что наше спасение среди всепоглощающего мира – только здесь, при храме.

    Потихоньку воцерковлялась и я. Как маленький ребенок, «училась ходить». Я почувствовала, в буквальном смысле слова, информационный голод, который нужно было срочно утолять. Стала читать православную литературу. Господь посылал мне верующих людей, которые могли ответить на мои вопросы, я слушала лекции, посещала святые места. Если раньше слово «батюшка» ассоциировалось у меня со сказкой «Аленький цветочек», то теперь я старалась брать благословение у батюшки на начинание любого важного дела. Я приобретала не только знания. Полностью менялась моя жизнь. Воистину, Господь из камней себе детей делает…

    Мальчик мой подрастал, делился тем, что узнавал в школе, пересказывал интересные истории Ветхого и Нового заветов. Я училась вместе с ним. Незаметно пролетели два года, встал вопрос – куда пойти учиться. Написали заявление в Подольский лицей № 26, ждали приглашения на тестирование. Одновременно я поинтересовалась у Илоны Станиславовны, не знает ли она хорошую, «сильную» школу. Она ответила, что такая школа есть в Плёсково, плюс ко всему она православная. Однако поступить туда очень сложно — серьезный конкурсный отбор среди детей, беседа с родителями.

    Для нашей двуязычной семьи, где папа – мусульманин, это будет очень непросто. Батюшка благословил нас, ведь для Бога ничего невозможного нет, и мы решили попробовать поступить и туда. Не хочу быть многословной, скажу только, что уже после первого тура педагоги мне сказали, что у мальчика хорошая подготовка. В итоге – он поступили и в Плёсково, и хорошо сдал тестирование в Подольский лицей. Выбирать мы, конечно же, не стали и с великой радостью приняли подарок от Господа.

    Хочу сказать еще об одном. До прихода в Воскресную школу (считаю, что я тоже, как и мой сын, именно пришла туда) я была убежденной сторонницей одного ребенка в семье, которому надо дать достойное образование и воспитание. В общем, голова была забита стандартными эгоистичными мыслями человека, воспитанного пионерией и комсомолом, — и это несмотря на то, что сама я росла в многодетной семье.

    Только здесь, в Воскресной школе, я увидела воочию радость многодетных семей, поняла истинную ценность семьи и предназначение матери. В 2008 году в возрасте 33-х лет у меня родился второй сын. Ровно через год у Илоны Станиславовны родилась третья дочка. Наши дети родились в один день – 20 мая.

    Миша, старший, посещал теперь Воскресную школу не два раза в день, как дошкольник, а по субботам, всё в том же маленьком классе старого здания. И только в 2009 году, с помощью Божьей, было восстановлено новое двухэтажное здание: от простора и красоты захватывало дух! Наша большая семья увеличивалась с каждым годом, теперь деткам было не тесно. Младшего сына, Матвея, я стала привозить в школу с трех лет. Он шел той же дорогой, что и старший. Те родители, чьи первенцы учились в Воскресной школе, теперь тоже привозили и вторых, и третьих детей. И вот пришло время выпускного дошкольного отделения, впереди – поступление в общеобразовательную школу. Пытаемся, с благословения батюшки, снова в Плёсково. Не так легко, как в случае с Мишей, но – поступили! Дивны дела, Твои, Господи, и большая и искренняя благодарность моему мужу. Христианином он, к сожалению, не стал, но все 22 года совместной жизни он мой единомышленник, замечательный муж и отец.

    Минуло уже десять лет, а мы с другими родителями до сих пор вспоминаем, как всё у нас тогда начиналось, какими были мы, наши дети… Когда мы собираемся вместе, то и дело звучат фразы: «а помнишь, как мы смотрели спектакль, стоя в дверях?..», «а помнишь, какая у нас была маленькая и уютная трапезная?..», «а помнишь, как мой на уроке сказал, что побежденный бес превращается в грязную вонючую лужу?..», «а помнишь, как приезжала съемочная группа с телевидения и снимала фильм о мерной иконе с участием наших детей?..». Таких бесконечных «а помнишь» нам хватит на всю жизнь, потому что как раз они стали тем мощным фундаментом, на котором происходило наше воцерковление.

    Моя жизнь разделилась на две половины: до прихода в Щапово и после. Сейчас я, волею Божьей, учу детишек основам православной веры в Кленовской Воскресной школе и посещаю занятия народного хора при храме, иногда батюшка благословляет нас петь на литургии и вечерней службе. Вне храма, без молитвы я своей жизни не представляю и бесконечно хвалю и славлю Господа за то, что он десять лет назад открыл мне и моей семье дорогу к спасению, отправной точкой в которой стали Щаповская Воскресная школа и замечательный, отзывчивый и искренний человек – Илона Станиславовна.

    Марина Холмуродова, Кленово

    Колокола – молитва в звуке

    Московский колокольный центр при храме Свт. Николая в Заяицком действует по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия и готовит высококвалифицированных звонарей православных храмов. Шариков Виктор Григорьевич – руководитель центра.

    – Виктор Григорьевич, когда появились первые колокола?

    – Первые нецерковные колокола появились задолго до начала нашей эры. В Библии сказано, что одним из признаков священства в Израиле были колокольчики на одеянии священнослужителя. Но почему колокола стали одним из главных атрибутов христианства? На этот счет существуют разные мнения. Есть легенда, согласно которой примерно в 402–405 гг. епископ города Нолы святой Павлин Милостивый возвращался из обхода своей паствы, устал и решил отдохнуть в поле. Ему приснился ангел с полевыми колокольчиками в руках. От колокольчиков шел чудесный звон. Епископ был так поражен увиденным во сне, что, когда пришел в город Нолу, заказал литейщикам колокола, по форме напоминающие полевые колокольчики. Сон был вещим. Как свидетельствует легенда, после окончания работ оказалось, что все колокола удались – они прекрасно звучали. До этого колокольчики уже существовали – клепаные, кованые, разной формы – квадратные, круглые, конусообразные, но они не звонили. Свершилось чудо. Совпало, что город Нола, один из крупных городов провинции Компана (или Компании) Неаполитанского государства, являлся центром медеплавильной промышленности. Так, благодаря божьему промыслу литейщики Нолы начали лить колокола, которые затем распространились по всему миру под названием «компаны».

    – Какой состав использовали для литья колокола?

    – Колокола лили из бронзы. Состав был найден быстро, что подтверждают раскопки, и в основном сохранялся: примерно 80% меди и 20% олова. А вот форма, материал и способ изготовления были различными. Колокола могут по-разному использоваться в звонах и устанавливаться в различных местах: у входа или внутри храма, у трапезной, в куполе храма и т.д. Главное – не материал или форма, главное – символ, духовная суть и намоленность.

    – Существуют ли правила, какие узоры должны быть на колоколе, какие фразы?

    – Вначале писали слова из Евангелия, позже стали ставить дату изготовления, описывать, в честь какого события, с чьего благословения, при каком царе отлили колокол. С точки зрения звона, надписи, узоры, иконы только ухудшают его качество.

    – Когда появились первые колокола на Руси?

    – В VI–VII веках колокола звучали во всех уголках Европы. Римский папа Сабониан издал специальный указ о благословении использования колоколов. Прошло несколько веков, прежде чем колокола появились на Руси. С принятием христианства на Руси стучали, звонили только в било. В то время христианская церковь разделилась на восточную во главе с Царьградом и западную во главе с Римом. Приняв греческую веру, мы приняли и звон. А в восточной христианской церкви звонили только в било, существовавшее еще с конца III века. Сначала появились деревянные била, затем – металлические. Колокола восточная церковь считала принадлежностью латинян. Отец Антоний, один из основателей Киево-Печерской Лавры, оставил по возвращении из святой земли Афона воспоминания, в которых упомянул, что в било звонят по Ангелову внушению, а в колокола звонят латиняне.

    Таким образом, колокола не использовали прежде всего по духовной причине. Но была и другая причина: их дороговизна. Бронза считалась полудрагоценным металлом, слишком дорогим для повсеместного использования. Однако вскоре колокола можно было увидеть на великокняжеских соборах, на митрополичьих и владычьих соборах – колокола становились признаком власти. В Троицко-Сергиевской Лавре (тогда Свято-Троицкий монастырь) колокола появились в 1420 году, через тридцать лет после кончины Сергия Радонежского, когда вскрыли мощи преподобного и встал вопрос о его канонизации. Преемник Сергия Радонежского Никон купил в честь этого события два колокола, один из которых сохранился до наших дней и сейчас, почти 600 лет спустя, является действующим. Хотя сам преподобный считал, что монашеская жизнь должна быть тихой и скромной, а колокола слишком громкие и помпезные.

    С XV века, времени объединения земель вокруг Московского княжества, повсеместно возникают каменные храмы, монастыри обносятся каменными стенами, особое внимание уделяется торжественности богослужения, чину богослужения, создается знаменное пение. И начинает развиваться колокольное дело. Сначала приглашали иностранцев, позже, с XVII века, появились отечественные умельцы.

    – Используется ли било сегодня?

    – Столетиями традиции звона развивались на фоне использования бил и ритмического клепания (ударения) в них. Поэтому основа православного звона заключается не в мелодии, а в ритме и взаимодействии тембров колоколов и бил. Било может использоваться не только в церковном звоне, но и для созыва людей в чрезвычайных ситуациях.

    – Что такое «русский профиль» колокола?

    – «Русский профиль» – это особое соотношение диаметра, толщины и высоты колокола, что обеспечивает его благозвучие (богатый тембр) и певучесть.

    – Как извлекается звук из колокола?

    – В старину существовал «очепный» способ, при котором раскачивался сам колокол. Этот способ сохранился в некоторых обителях и в наше время. Но чаще используется «язычный» способ, когда звон происходит благодаря качанию языка и ударению его о неподвижный колокол. Основой звона являются не ноты, а благозвучие каждого колокола. Не допускается замена звонаря фонограммой.

    – О чем звонят колокола?

    – Самое древнее послушание колокола – звать каждого в храм Божий, возвещая окрест слова святого Евангелия: «Придите ко Мне, все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф., гл.11,28). Различают четыре вида канонических звонов: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

    Благовест несет благую весть о начале богослужения и осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, благовест начинается тремя редкими ударами, а затем идут более быстрые мерные удары.

    Перебор является погребальным звоном, он осуществляется медленными ударами в каждый колокол и било от самого малого до самого большого.

    Перезвон – печально-торжественный звон, совершаемый два раза в год (на Великую Пятницу и Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения) ударами поочередно в каждый колокол или било от самого большого до самого маленького.

    Трезвон – звон во все колокола или била – выражает радость и торжество. Трезвон, осуществляется, например, после венчания при выходе новобрачных из храма, а также после крещения при выходе новокрещенных.

    – Колоколов на колокольне может быть несколько. Как распределяются роли в колокольном семействе?

    – Согласно строгой иерархии колокола объединены в три группы. Самые большие с низким голосом – благовестники. Самый большой и самый низкоголосый задает ритм остальным. Самые маленькие (2–4 колокола) – зазвонные. Веревки от их языков связаны для удобства звонаря одним узлом. Их голоса переливаются трелями. Подзвонные (средние) колокола посолиднее. Веревки от их языков располагаются на специальном столбике обычно под левой рукой звонаря.

    – Где можно выучиться на звонаря?

    – Сейчас звонарей не хватает так же, как и колоколов. Самое большое количество колоколов погибло в 30-е годы прошлого века. Но и в наше время погибает не меньше по разным причинам: воровство, спекуляция, неумение работать с колоколами, особенно старинными. Бронза становится хрупкой со временем и легко разрушается от сильного удара. За последние 15–20 лет мы разбили половину того, что нам досталось. Это первая проблема. Постепенно она решается с помощью новых колоколоплавильных заводов и благодетелей, или спонсоров, как мы их сейчас называем. Вторая проблема – звонари. Их ее хватает. В России старший звонарь брал себе учеников и обучал их по методу «Делай, как я», без методик и учебников. И сейчас есть такие звонари, которые сами готовят себе смену.

    Когда в 1995 году мы задумали организовать Колокольный центр, основной задачей, вставшей перед нами, была подготовка звонарей, причем интенсивная подготовка. В течение трех месяцев учащиеся должны освоить и теорию и практику. В 2005 году у нас юбилей – колокольному центру исполняется 10 лет. За это время мы подготовили 600 звонарей. Ежегодно выпускаем два курса: осенний – к Рождеству и весенний – к Пасхе. Иногда собирается и летний курс. Занятия строятся таким образом: еженедельно 2 часа теории, 3 часа практики с преподавателем и 2 часа самостоятельной работы. Организовать интенсивное обучение удается благодаря тому, что у нас две свои звонницы, не связанные с храмом.

    – Сколько девушек обучаются в вашей школе?

    – Обычно пятая, четвертая часть всех учащихся.

    – Существуют ли какие-либо особые требования к поступающим?

    – Особых требований нет, но, конечно, желающие стать звонарями должны быть верующими, воцерковленными. В церкви к звону без благословения вас никто не допустит. В Уставе церковного звона говорится: «Звон осуществляется звонарем, над которым прочитана особая молитва или имеющим благословение настоятеля храма или монастыря и несущим данное послушание с надлежащей ответственностью». А второе условие – желание учиться. Иногда спрашивают, нужно ли музыкальное образование? Нет, не требуется ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Необходимо только чувство ритма. Если вы немного танцуете или поете, этого вполне достаточно. К тому же чувство ритма развивается, было бы только желание. У нас разработана собственная методика обучения, есть библиотека, видеофильмы, аудиокассеты, CD. Наши преподаватели имеют высшее музыкальное образование и большой опыт работы в храмах. Звонарей мы готовим для Москвы, Московской области и других регионов.

    В России во многих местах сохранились традиции звонов. Существуют ростовские, псково-печерские и другие традиции звонов. Сейчас есть школы звонарей: в храме Христа Спасителя, Ново-Петровском монастыре. В основном, это школы при храмах. В Новосибирске, Саратове, Краснодаре организуют факультативы. Их ученики занимаются колокольным звонов «для самообразования», часто не верят в Бога. Заканчивают курс, а дальше что?

    – Может ли звонарь стать известным человеком, сохранились ли имена звонарей?

    – Звонарь – это не профессия, тем более – престижная. Звонарь – это и послушание, и призвание. Поэтому сведений сохранилось очень мало. Звонарь является связующим звеном между храмом и небом. Его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением по окончании богослужения.

    – Любой человек может подняться на колокольню?

    – Нет, только по благословению настоятеля. На Пасху, Рождество пускают детей. Но это очень опасно. Хотя, конечно, воспоминания остаются на всю жизнь. Мы пошли по другому пути: организовали музей-лекторий, в котором посетители знакомятся с историей и традицией православного колокольного звона, искусством литья колоколов. Колокола как люди, у каждого своя история, их также можно услышать на лекциях. На музейной звоннице всем желающим предоставляется возможность позвонить в колокола, а также услышать все виды канонических звонов.

    В 2015 году по благословению настоятеля протоиерея Валерия Волощука на нашем приходе святого Георгия Победоносца открылась школа церковных звонарей. Руководит школой главный звонарь прихода — Ольга Павловна Шевчук. Ольга Павловна закончила московскую школу звонарей, богословские курсы при Донской духовной семинарии, курсы звонарского мастерства при Даниловом монастыре (г.Москва).

    Звонарь является как бы связующим звеном между храмом и небом. Колокольный звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением после окончания богослужения. Колокольный звон - зов Христов - помогает человеку открыть свое сердце, вспомнить о Боге, даже если он не в храме.

    Записаться в школу церковных звонарей могут все желающие. Срок обучения: 2 месяца. После окончания школы выдается диплом либо свидетельство.

    В программу обучения входят:
    - Теоретические занятия по истории колоколов, подбору и размещению колоколов на колокольнях и звонницах, уставу колокольного звона и др.
    - Практические занятия на колокольне храма Иоанна Воина (7 колокоов) и наземной звоннице (9 колоколов).

    Запись в школу: +7-951-849-88-58 Шевчук Ольга Павловна