Задания егэ по теме древняя русь. Материалы для подготовки к егэ по истории "древняя русь"

Доброе время суток, друзья, ребята и коллеги! С Вами Иван Некрасов. В тестах ЕГЭ по отечественной истории очень часто встречаются различные типы заданий, направленные на проверку умения апперировать материалом курса «Древняя Русь». Как правило, это первые 4 задания части с выбором ответа, кстати в этом году РИАНовости подтвердил изменения в КИМах 2016 года (читать здесь) и знаете, в Интернете бытует мнение, что этого не произойдет, это все полная несуразица и бред, но не зря ведь нас второй год подряд подводят к данному изменению, сначала введи сквозную нумерацию, дабы задания без выбора ответа не будут иметь классификацию, это будут либо просто вопросы с кратким ответом, либо устная часть, о которой на КПК было замолвлено словечко + 1-2 задания типа с кратким/развернутым ответом.

Цена ошибки как Вы понимаете очень высока и терять лишние 5-6 первичных баллов Вам вероятно не хочется... Для начала, Вам нужно ознакомиться с материалом статей:

Выполнили? Отлично) А теперь давайте проведем самодиагностику своих знаний по пройденным темам. В ближайшие дни я проводил в нашей группе ВКонтакте специальный тест для определения уровня абитуриентов. Он до сих пор находится в открытом доступе, можете посмотреть задания и ответы ребят .

Средний балл учащихся находился на уровне 75 баллов. Результат неплохой, но сами понимаете, что это только начало, позже из таких значений, а именно их среднего арифметического, сложится общая картина знания курса...а древняя Русь в IX-XI вв. считается одним из самых простых периодов для изучения. В чем оступились ребята?

1. Зачастую провальной ошибкой было неумение выделять наиболее выигрышные направления деятельности, либо абитуриенты абсолютно не знают, что это такое, хотя по диалогу с ними, учителя объясняли им принципы работы с 40 заданием. Если учесть факт, что в следующем году возможно введут эссе, вместо характеристики какой-то одной исторической личности и балл возрастает до 11 первичных, цена ошибки слишком высока!

2. Многие из учащихся путают события меж исторических деятелей, так у некоторых договоры 907, 911 года вдруг становятся заслугой Игоря Старого. Итог: неумение систематизировать информацию и представлять себе временные промежутки на шкале времени.

3. Аналогичная история, как и с личностями повторяется и в датах, многие не слышав о дате создания Системы Оповещения пытаются угадать, этого делать нельзя! Необходимо сузить круг подозреваемых дат, так сказать, идти от века к дате логической цепочкой: период, век, правитель, четверть или треть века, десятилетие и т.д.

Виной этому неверная работа с историческим материалом. Все это будет освещаться подробно и понятно в нашей школе подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата...

А сейчас уберите все пособия, тетради, закройте лишние вкладки браузера и читайте дальше... Ваша задача сейчас сделать три простых действия:

1. Решить тематический тест по Древней Руси в форме с выбором ответа и записать в блокнотик свой % выполненной темы

2. Скачать архив в материалами заданий с кратким ответом. Ключей к ним я не прилагаю, Ваша задача выполнить тесты на отдельном листке бумаги и отложить пока его в сторону

3. Поставить лайк и скачать архив №2. Там Вы найдете задания с развернутым ответом. Вы можете их решить и отправить на проверку мне в личные сообщения ВКонтакте, либо в службу поддержки.

4. Зайти в Интернет и проверить самостоятельно ответы заданий пункта №2. Разделите 100% на кол-во заданий, выполненных Вами и умножьте на верное количество ответов. Вы получите %, который также нужно выписать себе в блокнотик.

5. Дожидаетесь проверки части С и получаете в ответ % выполненного теста. Из этих трех значений получаете реальный уровень знаний темы, опираясь на который сможете работать над самосовершенствованием у себя уровня подготовки.

№1:

Критерии оценивания:

90-100% — поздравляю Вас! Вы все делаете правильно, ошибок при подготовке практически нет. Продолжая в таком же духе Вы с легкостью переступите порог ТОП-10 ВУЗов России!

80-90% — подготовка идет успешно, материал периода усвоен качественно, имеют место быть ошибки:

а) по невнимательности

б) технические, связанные с работой над частью 2

70-80% — приемлимый результат для тех, кто стремится поступить на контракт в местное, не престижное ВУЗ. Если же у Вас цели немного иные, стоит задуматься...

50-70% - ужасный результат, либо Вы еще совсем только начали готовиться, не читали статьи и ничего не учили, а если и нет, то вы думаете не в ту сторону. Вам однозначно нужна поддержка наставника, потому что в противном случае все ваши усилия ни к чему вас не приведут. Либо же при самодисциплине Вы наберете средний балл — 47 б., либо же вообще передумаете сдавать историю

0-50% — ребят, срочно лечиться и покупать себе мозг, и браться за голову 🙂 Пора грызть гранит науки, как вариант жестко взяться за себя и не жалея времени начать подготовку пока еще не поздно. Можете написать мне , помогу чем смогу:/

Кстати уже более 20 человек готовы начать обучение, еще порядком 9 человек пока не точно заявили о своем намерении обучаться в школе и ждут остальных:

Предварительный список учеников школы подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата

Мест остается все меньше. Ученикам уже не терпится начать проходить уроки и выполнять домашние задания. А мы уже в ближайшие дни продолжим работу на этом сайте, подписывайтесь на обновления , скоро будет много интересного материала...и еще, ребят, будьте осторожны. Недавно ВКонтакте продавали какую-то чудо книгу за 1200 рублей, я попросил у «автора» скрин странички, чтобы посмотреть, что это за таблетка-100 баллов, а это оказался справочник Баранова 🙂 Ну вот на такой веселой ноте я и заканчиваю эту статью, всем пока =)

С уважением, Иван Некрасов

Кстати, а что Вы думаете по поводу этого видео:/ Как мне жить теперь с этим... 😀

Доброе время суток, друзья, ребята и коллеги! С Вами Иван Некрасов. В тестах ЕГЭ по отечественной истории очень часто встречаются различные типы заданий, направленные на проверку умения апперировать материалом курса «Древняя Русь». Как правило, это первые 4 задания части с выбором ответа, кстати в этом году РИАНовости подтвердил изменения в КИМах 2016 года (читать здесь) и знаете, в Интернете бытует мнение, что этого не произойдет, это все полная несуразица и бред, но не зря ведь нас второй год подряд подводят к данному изменению, сначала введи сквозную нумерацию, дабы задания без выбора ответа не будут иметь классификацию, это будут либо просто вопросы с кратким ответом, либо устная часть, о которой на КПК было замолвлено словечко + 1-2 задания типа с кратким/развернутым ответом.

Цена ошибки как Вы понимаете очень высока и терять лишние 5-6 первичных баллов Вам вероятно не хочется... Для начала, Вам нужно ознакомиться с материалом статей:

Выполнили? Отлично) А теперь давайте проведем самодиагностику своих знаний по пройденным темам. В ближайшие дни я проводил в нашей группе ВКонтакте специальный тест для определения уровня абитуриентов. Он до сих пор находится в открытом доступе, можете посмотреть задания и ответы ребят .

Средний балл учащихся находился на уровне 75 баллов. Результат неплохой, но сами понимаете, что это только начало, позже из таких значений, а именно их среднего арифметического, сложится общая картина знания курса...а древняя Русь в IX-XI вв. считается одним из самых простых периодов для изучения. В чем оступились ребята?

1. Зачастую провальной ошибкой было неумение выделять наиболее выигрышные направления деятельности, либо абитуриенты абсолютно не знают, что это такое, хотя по диалогу с ними, учителя объясняли им принципы работы с 40 заданием. Если учесть факт, что в следующем году возможно введут эссе, вместо характеристики какой-то одной исторической личности и балл возрастает до 11 первичных, цена ошибки слишком высока!

2. Многие из учащихся путают события меж исторических деятелей, так у некоторых договоры 907, 911 года вдруг становятся заслугой Игоря Старого. Итог: неумение систематизировать информацию и представлять себе временные промежутки на шкале времени.

3. Аналогичная история, как и с личностями повторяется и в датах, многие не слышав о дате создания Системы Оповещения пытаются угадать, этого делать нельзя! Необходимо сузить круг подозреваемых дат, так сказать, идти от века к дате логической цепочкой: период, век, правитель, четверть или треть века, десятилетие и т.д.

Виной этому неверная работа с историческим материалом. Все это будет освещаться подробно и понятно в нашей школе подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата...

А сейчас уберите все пособия, тетради, закройте лишние вкладки браузера и читайте дальше... Ваша задача сейчас сделать три простых действия:

1. Решить тематический тест по Древней Руси в форме с выбором ответа и записать в блокнотик свой % выполненной темы

2. Скачать архив в материалами заданий с кратким ответом. Ключей к ним я не прилагаю, Ваша задача выполнить тесты на отдельном листке бумаги и отложить пока его в сторону

3. Поставить лайк и скачать архив №2. Там Вы найдете задания с развернутым ответом. Вы можете их решить и отправить на проверку мне в личные сообщения ВКонтакте, либо в службу поддержки.

4. Зайти в Интернет и проверить самостоятельно ответы заданий пункта №2. Разделите 100% на кол-во заданий, выполненных Вами и умножьте на верное количество ответов. Вы получите %, который также нужно выписать себе в блокнотик.

5. Дожидаетесь проверки части С и получаете в ответ % выполненного теста. Из этих трех значений получаете реальный уровень знаний темы, опираясь на который сможете работать над самосовершенствованием у себя уровня подготовки.

№1:

Критерии оценивания:

90-100% — поздравляю Вас! Вы все делаете правильно, ошибок при подготовке практически нет. Продолжая в таком же духе Вы с легкостью переступите порог ТОП-10 ВУЗов России!

80-90% — подготовка идет успешно, материал периода усвоен качественно, имеют место быть ошибки:

а) по невнимательности

б) технические, связанные с работой над частью 2

70-80% — приемлимый результат для тех, кто стремится поступить на контракт в местное, не престижное ВУЗ. Если же у Вас цели немного иные, стоит задуматься...

50-70% - ужасный результат, либо Вы еще совсем только начали готовиться, не читали статьи и ничего не учили, а если и нет, то вы думаете не в ту сторону. Вам однозначно нужна поддержка наставника, потому что в противном случае все ваши усилия ни к чему вас не приведут. Либо же при самодисциплине Вы наберете средний балл — 47 б., либо же вообще передумаете сдавать историю

0-50% — ребят, срочно лечиться и покупать себе мозг, и браться за голову 🙂 Пора грызть гранит науки, как вариант жестко взяться за себя и не жалея времени начать подготовку пока еще не поздно. Можете написать мне , помогу чем смогу:/

Кстати уже более 20 человек готовы начать обучение, еще порядком 9 человек пока не точно заявили о своем намерении обучаться в школе и ждут остальных:

Предварительный список учеников школы подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата

Мест остается все меньше. Ученикам уже не терпится начать проходить уроки и выполнять домашние задания. А мы уже в ближайшие дни продолжим работу на этом сайте, подписывайтесь на обновления , скоро будет много интересного материала...и еще, ребят, будьте осторожны. Недавно ВКонтакте продавали какую-то чудо книгу за 1200 рублей, я попросил у «автора» скрин странички, чтобы посмотреть, что это за таблетка-100 баллов, а это оказался справочник Баранова 🙂 Ну вот на такой веселой ноте я и заканчиваю эту статью, всем пока =)

С уважением, Иван Некрасов

Кстати, а что Вы думаете по поводу этого видео:/ Как мне жить теперь с этим... 😀

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАПОУ «САБИНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Разработчик: Гарифуллин Э. Ш. преподаватель общеобразовательных дисциплин

Тест

Древняя Русь.

1. В каком году произошло Крещение Руси?

А) 922 В) 988
Б) 965 Г) 882

2 . Как назывался налог в пользу церкви?

А) десятина
Б) оброк
В) тризна
Г) вервь

3. Начало возведения храма Св. Софии в Киеве

А) 998 В) 1054
Б) 1037 Г) 1015

4. Кто был сыном Рюрика?

А) Олег
Б) Ярослав
В) Святослав
Г) Игорь

5. Какой год считается датой основания государства Русь?

А) 879 В) 859
Б) 862 Г) 882

6. Как назывался сбор дружиной дани на Руси?

А) погост
Б) оброк
В) полюдье
Г) закуп

7. На какое государство в 907 и 911 годах нападал Олег?

А) Византия
Б) Волжская Болгария
В) Хазарский Каганат
Г) Золотая Орда

8. Кем приходилась княгиня Ольга Владимиру I?

А) мать
Б) сестра
В) жена
Г) бабушка

9. В каком году состоялся Любический съезд?

А) 1037 В) 1097
Б) 1054 Г) 1084

10. Как называлось племя, которое жестоко наказало князя Игоря за его жадность?

А) кривичи
Б) поляне
В) древляне
Г) вятичи

11. Кто убил Бориса и Глеба?

А) Ярослав
Б) Святополк
В) Олег
Г) Святослав

12. Какая из этих заслуг принадлежит княгине Ольге?

А) победа над Хазарским Каганатом
Б) упорядочение размеров дани
В) Русь при ней приняла христианство
Г) присоединение Киева

13. Кого в 882 году обманом убил Олег, захватив при этом власть в Киеве? А) Синеус и Трувор
Б) Аскольд и Дир
В) Борис и Глеб
Г) Кирилл и Мефодий

14. Поход за сбором дани в древней Руси назывался

а) уроком

б) полюдьем

в) налогообложением

г) погостом

15. Приостановить распад Древнерусского государства удалось:

а) князю Игорю

б) Владимиру Святославичу

в) Ярославу Мудрому

г) Владимиру Мономаху

16. Каким годом летописи датируется приход варягов на Русь?

а) 1111г. в) 862г.

б) 988г. г) 1054г.

17. В каком году произошла битва, после которой князя Александра Ярославича стали называть «Невским»?

А) 1223 г. В) 1240 г.

Б) 1238 г. Г) 1242 г.

18. В каком году произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?

А) 1223 г. В) 1240 г.

Б) 1238 г. Г) 1242 г.

19. Славяне называли варягами?

а) скандинавов

б) кельтов

в) германцев

г) франков

20. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Имя князя

Характеристика

1. Олег

2. Игорь

3 Владимир

Мономах

А . Нанес половцам сокрушительное поражение, принял новый свод законов «Устав», который облегчил положение зависимого населения на Руси

Б. Объединил Киев и Новгород под своей властью, совершил ряд ус-пешных

походов против Византии

B. Совершил неудачный поход против Византии, убит древлянами

Ответ:___________

21. Родовой знак Рюриковичей

А Б В

22. Встреча князя ……….. с волхвом. Художник: А. М. Васнецов

А. Игорь В. Олег

Б. Владимир Г. Святослав

23. Выберите правильный вариант ответа

А. Три богатыря

Б. Прибытие Рюрика в Ладогу

В. Возвращение с ярмарки

Г. Князь Игорь

В монастырской келье узкой

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах

Он писал зимой и летом

Он писал из года в год

Про великий наш народ

А. Ярослав Мудрый. В. Нестор

Б. Иосиф Флавии Г. Владимир Монамах

25. Дочь Ярослава Мудрого ставшая королевой Франции

А. Ольга В. Анна

Б. София Г. Елизавета

26. Что изображено условным ………. знаком на этой карте

Ответ:__________________

27. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Ответ: _________________

28. Установите правильное соответствие:

1. Ярило

А) повелитель ветра

2. Перун

Б) бог света с неба

3. Огрибог

В) бог солнца

4. Волос

Г) бог грома

5. Мокошь

Д) покровитель скотоводства

6. Сварог

Е) божество плодородия

Ответ: _____________________

29. Прочтите характеристику и назовите имя князя, к которому она относятся.

Единовластный правитель Древней Руси.

Способствовал возвышению международного авторитета Руси.

Осуществлял военные походы.

Основатель письменного русского законодательства.

Покровитель просвещения и строительства.

Способствовал расцвету древнерусского государства.

Ответ: ___________

Ответы:

1.В

2.А

3.Б

4.Г

5.Г

6.В

7.А

8.Г

9.В

10.В

11.Б

12.Б

13.Б

14.Б

15.Г

16.В

17.В

18.А

19.А

20.БВА

21. А

22. В

23. Б

24. В

25. В

26. Путь «из варяг в греки»

27. БАВ

28. ВГАДЕБ

29. Ярослав Мудрый

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Материалы для подготовки к ЕГЭ по истории

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА.

Формирование и расцвет единого Древнерусского государства охватывают период с 9по 11век (рамочные даты 862-призвание варягов и 1132-смерть Мстислава Великого).

В 5-8 вв. происходит расселение восточнославянских племен вдоль пути «Из варяг в греки» от Балтийского моря до устья Дуная. Эти племена находятся на стадии разложения родоплеменного строя, которую принято называть «военная демократия». Расслоение общества незначительно, социальная структура проста. Основную массу населения составляют смерды -рядовые общинники. Выделяются бояре -племенная знать, главы родов, князья -военные вожди, и дружинники , составляющие постоянный военный отряд при князе.

Крупнейшими племенными союзами ВС являются:

приильменские словене живут у озера Ильмень и по реке Волхов, город Новгород

поляне Среднее Поднепровье, город Киев

древляне город Искоростень

северяне города Чернигов и Переяславль

кривичи Смоленск

вятичи Ростов

полочане Полоцк

дреговичи

радимичи

бужане

волыняне

уличи

тиверцы

дулебы

белые хорваты.

Северные союзы платят дань варягам, южные хазарам. На северо-востоке славяне соприкасаются с финно-угорскими племенами меря, мурома, весь, чудь, мордва, корела, ижора.

Основными занятиями населения являются подсечно-огневое земледелие, скотоводство, бортничество, охота и рыболовство. Религия-язычество. Главные боги-Сварог, Перун, Велес, Даждьбог, Макошь, Симаргл, Стрибог, Род.

Решающее влияние на процесс формирования государства оказал торговый путь «Из варяг в греки». Племенная верхушка включилась в международную торговлю, приобретая предметы роскоши. Князья стали облагать сородичей данью, взимая ее шкурами пушных зверей, и продавали эти шкуры проезжим купцам, заодно взимая с тех пошлину за проезд по своей территории. Это способствовало концентрации богатств в руках князей и укреплению их власти.

Историю Древнерусского государства принято отсчитывать с «призвания варягов». Согласно летописи Нестора, в 862г. приильменские словене, желая прекратить междуусобную борьбу, пригласили на княжение варяжского конунга Рюрика. Он пришел с братьями Сневорсом и Трувором и дружиной и 17 лет княжил в Новгороде. В 879г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря. Князем стал его воевода или родственник Олег.

В 882г. Олег совершил поход на Киев, захватил город и сделал его столицей своего княжества. Олег вел войны с хазарами и совершил два похода на Константинополь.

С 912 по 945г. в Киеве княжит Игорь Рюрикович, продолжает политику Олега, воюет с хазарами и тоже совершает два похода на Византию. В 945г. Игорь убит древлянами при попытке вторично взять дань.

Его вдова Ольга отомстила за его смерть и упорядочила сбор дани, установила систему повоза, определив урок-размер дани и погосты-места сбора дани. Ольга была регентшей при своем малолетнем сыне Святославе, совершила поездку в Константинополь и крестилась.

С 962 по 972г.Святослав правит самостоятельно, но практически все время он проводит в завоевательных походах за пределами Руси. Он разгромил Волжскую Булгарию, уничтожил Хазарский каганат, основал на Дунае город Переяславец и планировал перенести туда свою столицу. Но в войне с Византией потерпел поражение, не удержал завоеванные земли и был вынужден вернуться на Русь. На пути в Киев он погиб, и после его смерти произошла первая княжеская междуусобица. Старший сын Святослава Ярополк убил среднего Олега, а младший Владимир убил Ярополка и в 9870г. стал киевским князем.

Владимир княжил с 980 по 1015г. он завершил объединение восточнославянских племен, создал систему оборонительных укреплений на Юге, заключил союз с Византией и сделал христианство государственной религией Руси. После смерти Владимира произошла вторая княжеская междуусобица. Пасынок Владимира Святополк убил четверых сыновей Владимира, в том числе Бориса и Глеба, первых русских святых.

В итоге в 1019г. киевским князем стал Ярослав Мудрый. Период его правления считается временем наивысшего расцвета Древней Руси. Ярослав разгромил печенегов, построил каменный Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, создал первый свод законов Русскую правду и укрепил международный авторитет Руси.

После смерти Ярослава усиливаются центробежные процессы и начинается распад единого государства. Установленный Ярославом очередной порядок княжения привел к бесконечным «переездам» князей и спровоцировал частые междуусобицы. Внук Ярослава Владимир Мономах попытался прекратить междуусобицы и восстановить единство Руси, в 1097г. на Любечском съезде князей решено было прекратить переезды и совместно оборонять Русь. Был совершен крестовый поход против половцев в 1111г. В период киевского княжения Мономаха было временно восстановлено единство Руси, завершено формирование Русской правды и написана Повесть временных лет. Последним князем единой Руси был сын Мономаха Мстислав Великий. После его смети, по выражению летописца, «раздрася вся русская земля». Начался так называемый удельный период.

В период существования единого Древнерусского государства восточнославянское общество сильно изменилось. Усилилось социальное расслоение, усложнилась социальная структура, сформировалось феодальное землевладение, сложились устойчивые формы организации власти, бурно развивалась культура и экономика.

ХРОНОЛОГИЯ

482-основание Киева

862-призвание варягов

879-смерть Рюрика

882-поход Олега на Киев, создание единого древнерусского государства.

907, 911-походы Олега на Константинополь

912-смерть Олега

941, 944-походы Игоря на Константинополь

945-восстание древлян, реформа Ольги

962-972-походы Святослава

972-980-усобица сыновей Святослава

988-крещение Руси

1015-смерть Владимира Святославича

1015-1019-усобица сыновей Владимира

1036-разгром печенегов

1037-строительство Софийского собора

1054-смерть Ярослава Мудрого

1066-появление половцев

1097-любечский съезд князей

1111-крестовый поход в степь

1113-народное восстание в Киеве

1118-создание Повести временных лет

1132-распад единого государства.

ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКИЕ

862-879-Рюрик, основатель династии, княжил только в Новгороде.

882-912-Олег, первый Великий князь Киевский, но не Рюрикович.

912-945-Игорь Рюрикович, первый Рюрикович на киевском престоле.

945-972-Святослав Игоревич (до 962 регентство Ольги).

972-980-Ярополк Святославич

980-1015-Владимир Святославич

1015-1019-Святополк Окаянный

1019-1054-Ярослав Мудрый

1054-1093-Ярославичи.

1093-1113-Святополк Изяславич

1113-1125-Владимир Мономах

1125-1132-Мстислав Великий

ПЕРСОНАЛИИ

ГЛОССАРИЙ

Определение

Князь

Военный вождь племени

Дружина

Постоянный вооруженный отряд при князе

Бояре

Племенные старейшины

Дань

Налог с населения в пользу князя

Полюдье

Объезд князем подвластных земель с целью сбора дани

Смерд

Рядовой общинник

Вервь

Сельская община

Вира

Штраф за преступление, выплачивался в пользу князя

Тиун

Ключник князя

Волхв

Языческий жрец

Инок

Монах

Игумен

Настоятель монастыря

Митрополит

Глава русской церкви

Епископ

Глава церковного округа

Вече

Народное собрание

Закуп

Несостоятельный должник

Рядович

Наемный работник, заключивший договор на определенный срок

Наймит

Наемный работник без договора

Холоп

Купленный раб

Прощенник

Преступник, обращенный в рабство

Княжий муж

Старший дружинник

Отрок

Младший дружинник

Гридни

Телохранители князя

Вотчина

Наследуемое земельное владение

Поместье

Земельное владение, предоставляемое для службы

Гривна

Денежная единица, 200г серебра

Куна, реза, ногата

Мелкие денежные единицы

Урок

Размер дани

Погост

Место сбора дани

Удел

Доля члена княжеского рода в общем владении

Оброк

Платеж зависимого крестьянина в пользу землевладельца

Барщина

Бесплатная работа крестьянина в хозяйстве землевладельца

Кремль

Крепость в центре города

Детинец

Главная башня кремля

Посад

Поселение у стен кремля

Подол

Нижняя часть Киева

Тысяцкий

Глава ополчения

Плинфа

Плоский кирпич

Фреска

Роспись по сырой штукатурке

Мозаика

Узор из кусочков камня или стекла

Смальта

Мозаика их цветного стекла

Зернь, скань

Ювелирные технологии

Вено

Выкуп за невесту

Кириллица

Азбука, изобретенная святыми Кириллом и Мефодием для славян в 9 в, на Русь пришла вместе с христианством

Десятина

Часть дани, выделенная князем на содержание церкви

Норманнская теория

Концепция создания Русского государства в результате варяжского завоевания, создана в 18 в немецкими учеными, работавшими в России (Байер, Миллер, Шлёцер).

Очередной порядок княжения «княжеская лествица»

Порядок наследования киевского престола по родовому, а не семейному принципу, то есть не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему. Пока не вымрет старшее поколение, младшее к наследованию не допускается.

Бортничество

Сбор меда диких пчел

Кормление

Содержание дружины путем предоставления права сбора дани с определенной территории

Тест по теме «Древняя Русь»

1. Славянский язык относится к языковой группе

а) германской

б) тюркской

в) индоевропейской

г) иранской

2. Каким годом летописи датируется приход варягов на Русь?

а) 1111г.

б) 988г.

в) 862г.

г) 1054г.

3. Славяне называли варягами

а) скандинавов

б) кельтов

в) германцев

г) франков

4. Поход за сбором дани в древней Руси назывался

а) уроком

б) полюдьем

в) налогообложением

г) погостом

5. Общерусский летописный свод, появившийся в Киеве в начале XII века

а) «Поучение» Владимира Мономаха

б) «Сказание о Мамаевом побоище»

в) «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

г) « Повесть временных лет»

6. Количество набегов, совершенных половцами со второй половины XI — до начала XIII века:

а) 46

б) 17

в) 55

г) 70

7. Приостановить распад Древнерусского государства удалось:

а) князю Игорю

б) Владимиру Святославичу

в) Ярославу Мудрому

г) Владимиру Мономаху

8. Установите соответствие между категорией зависимого населения и его характеристикой

9. Установите соответствие между именем правящего князя и особенностями его правления.

Князь

Особенности правления

А) Рюрик

Б) Игорь

В) Святослав

Г) Владимир Красное Солнышко

Д) Ольга

Е) Юрий Долгорукий

Ж) Андрей Боголюбский

З) Владимир Мономах

И) Всеволод Большое Гнездо

К) Ярослав Мудрый

1) с именем князя связан расцвет Древнерусского государства

2) в правление положено начало создания упорядоченной и организованной системы налогообложения

3) разгромил Волжскую Булгарию

4) в годы его правления появился титул великого князя владимирского

6) призван на княжение славянами

7) появление первых судебных и земельных уставов

8) основатель Москвы

9) был убит древлянами

10) разгромил Хазарский каганат

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Установите соответствие между датой и событием

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Установите соответствие между именем князя и его высказыванием

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Расположите в хронологической последовательности время правления князей

А) Владимир Мономах

Б) Владимир Святославич

В) Ярослав Мудрый

Г) Рюрик

Д) Ольга

Е) Олег

13. Назовите наиболее характерные черты Древнерусского государства как раннефеодальной монархии

1) княжеская власть стала центральным элементом в структуре государственной власти

2) зависимость от других территорий

3) единство князей перед лицом внешней опасности

4) в ведении князя находились внешняя и внутренняя политика, вопросы войны и мира

5) существование феодальных вотчин наряду со свободными общинами.

6) обострение классовой борьбы

Ответ: _________________

14. Назовите черты, характеризующие значение принятия христианства на Руси

1) способствовало развитию письменности и образования

2) разобщало древнерусское общество

3) укрепило государство и власть князя

5) повышало роль языческих богов

6) способствовало приобщению Руси к византийской культуре

Ответ: _________________

15. Прочтите характеристику и назовите имя князя, к которому она относятся.

Единовластный правитель Древней Руси.

Способствовал возвышению международного авторитета Руси.

Осуществлял военные походы.

Основатель письменного русского законодательства.

Покровитель просвещения и строительства.

Способствовал расцвету древнерусского государства.

Ответ: _________________

ОТВЕТЫ:

1. в

2. в

3. а

4. б

5. г

6 а

7. г