Занимательная химия. Увлекательная химия с Еленой Качур и Чевостиком

И почему большинство людей на просьбу назвать самый нелюбимый предмет в школе однозначно восклицают: "Химия!"? Для меня это было самым любимым занятием. Но, кажется, я знаю, почему не так у остальных: им сразу доставалась нудная и непонятная для 13-14 летнего подростка часть этого предмета, а начинать, на мой взгляд, стоит с самого интересного: показать красоты химии, её магию цветов, устроить интересные превращения, забабахать небольшой взрыв (под контролем опытного химика и с соответствующим оборудованием, разумеется), запустить ракету, создать кристаллы, получить королёк металла...

Это всё я видел и представлял себе с 1 класса. Часть мне показала старшая сестра, часть я прочёл в учебниках, которые вначале тайком, а потом с её разрешения брал из сестринского портфеля. Затем уже сдалась и школьная учительница, дав доступ в школьный кабинет и святую святых - лаборантскую, затем кафедра и т.п, но это уже не важно. Важно то, что увидев изначально химию, как науку красоты, я смирился с её остальными сторонами, более скучными, может быть. И я не совсем понимаю, почему бы не ввести школьный предмет "Занимательная химия", который бы начинался на год раньше основных занятий?

Но расписание составляю не я. Зато я могу помочь тем родителям, кто готов сам показать интересные стороны химии своему чаду. В студенчестве я вёл клуб для детей "Юный химик", и дети с огромным интересом посещали занятия, как мальчики, так и девочки. Сейчас младшая дочь пошла в школу, а сын скоро начнёт изучать химию, пора задумываться о привитии интереса. Заодно расскажу всем, что помню, что знаю.

В этом разделе есть и будут простые и сложные опыты, в основном, увлекательные, но и не лишённые менторского тона. Я постараюсь использовать только доступные реагенты и посуду, а также не приводить особо опасные эксперименты, но всё-таки призываю к особой осторожности! Будьте внимательны при работе с реактивами, горючими жидкостями и огнём!

Грамотный химик всегда помнит о технике безопасности!

Как привлечь детей к химии? - Показать интересный, зрелищный, сногсшибательный эксперимент! "Но для такого эксперимента нужно оборудование, материалы, знания", - скажете Вы. И... ошибетесь! Для минимальной, но такой же зрелищной фараоновой змеи нужно всего лишь зайти в аптеку, а затем в магазин "Охотник/Рыболов" или хозяйственный. И соблюдать некоторые меры предосторожности, такие же, как, например, при запуске фейерверков.

Именно такой эксперимент - классическая "Фараонова змея", которая возникает будто бы из ниоткуда, покачивается, иногда шипит, иногда сверкает и всегда производит впечатление. К фараоновым змеям относится большое количество химических красочных демонстраций с различными реагентами и оборудованием. Я постараюсь рассказать Вам о самых простых в плане доступности химикатов и безопасности для человека, но не всегда самых простых в плане подготовки, так что не будьте сильно ленивыми. Хотя первая "змея" будет и для ленивых тоже:)

Нет, я не буду оправдывать в этом материале пищевые добавки или "химические улучшители пищи", упаси Боже! Идея как раз, наоборот, - показать безопасные для здоровья небольшие опыты, которые, во-первых, подстегнут интерес Вашего ребёнка (да и Вас самих) к химии, как науке, во-вторых, дадут в качестве результата интересный вкус, интересный запах или цвет.

Пример? Легко - безопасная быстрополучаемая газировка, кислотно-щелочной пищевой индикатор, пищевые красители из овощей и фруктов, интересные ароматы, съедобные чернила и так далее. И всё постараемся приготовить своими руками, из доступных компонентов.

    Зато с каким удовольствием чадо будет наблюдать за ростом кристалла (если сделаете быстрорастущие, например, из сульфата железа, то при мало-мальской неплохой фото- или видеокамере, умеющей снимать один раз в полчаса или час или если сами, установив камеру на штатив, будете периодически нажимать на спуск, получите фильм "Рост кристаллов"), хвастаться друзьям, пытаться думать, что бы сделать красивого с ним и... плакать, если вдруг разобьёт или испортит:)

Из чего состоит всё вокруг? Что такое атом и молекула? Чем химическое превращение отличается от физического? Что получится, если сварить песок? Почему салют разноцветный? Что общего между стержнем карандаша и бриллиантом?

Всё это очень хочется узнать Чевостику, и дядя Кузя, как всегда, рад ему в этом помочь! Вместе они отправятся в увлекательное путешествие сквозь пространство и время, чтобы встретить древних стекловаров, алхимиков и известных учёных-химиков прошлых столетий. А затем под присмотром дяди Кузи Чевостик проведёт несколько опытов на кухне, которые помогут понять, как же работает эта важная наука – химия.

«Детские энциклопедии с Чевостиком» – известный познавательный аудиопроект, впервые изданный в книжном формате. В книжную серию вошли тексты наиболее интересных аудиоспектаклей.

Книга предназначена для детей младшего школьного возраста.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Увлекательная химия" Качур Елена бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Мы с Владом большие любители книг. Об этом я уже писала в статье "Как маме научить ребенка читать .

Однажды я сказала твердое «Нет» тем книгам, которые мне не интересно читать. И было принято решение изучать только то, что увлекает и маму тоже.

Книги стали появляться в нашем доме еще в бо льших количествах. Какие-то из них очень радовали, другие наоборот расстраивали. Бывает купишься на красивую обложку, а внутри пустота... Поэтому я решила сделать отдельный раздел на блоге, в котором буду публиковать обзоры, прочитанных нами, книг.

Это будут как замечательные книги из нашей библиотеки, так и купленные. В начале я хотела рассказывать только об удачных экземплярах, но потом решила, что нужно показывать и менее удавшиеся издания. То что для меня минус, может вполне оказаться плюсом для Вас, а еще кого-то это может уберечь от покупки не интересной ему книги.

Сегодня я расскажу о новинке на нашей книжной полке. Это книга "" автора Елены Качур, издательство «Манн, Иванов и Фербер».

Начнем с тактильных ощущений Я люблю книги не только читать, но и держать в руках. Этот экземпляр имеет замечательные плотные белые странички и приятную на ощупь обложку. Книга очень светлая!

Перейдем к содержанию, ведь это же самое главное. Вопреки моим ожиданиям, книга не является энциклопедией в обычном ее понимании, то есть нет структурированного набора фактов. Это скорее живая книга, на страницах которой живет главный герой Чевостик, путешествующий во времени вместе с дядей Кузей (для этого у них есть времяскок — изобретение дяди).

Мне очень понравилось, что Чевостик путешествует, задает вопросы и получает на них ответы. Даются основные понятия такие как вещество, химическая реакция, элемент и другие, но понятным ребенку языком. Читается очень легко, как сказка!

В книге выделено 12 разделов. Для меня это очень удобно, потому что сынок готов слушать бесконечно, а тут глава закончилась и есть повод отложить до следующего дня. Главы по содержанию, как отдельные маленькие путешествия, а вся книга, как большое приключение. Например есть путешествие в стеклодувную мастерскую, потом в лабораторию к алхимику, а затем и к разным ученым, которые сделали важные химические открытия. Ребенок, как в шапке невидимке, видит все химические превращения своими глазами.

Я бы рекомендовала книгу "Увлекательная химия " для начального знакомства с химией. А потом уже можно приступать к освоению других книг, насыщенных различными опытами и экспериментами. В этой книге тоже есть простейшие опыты после каждой главы, но нет перенасыщения, и они очень органично вписываются в волшебное путешествие Чевостика.

Отдельно хочу отметить иллюстрации. Они очень светлые и нет ощущения компьютерности. Посмотреть в Лабиринте .

Вдохновляющего чтения!

В школе мне химия не нравилась. Скорее всего потому, что не нравилась она и нашему учителю. Поэтому, когда мне предложили протестировать книжку «Увлекательная химия » особого энтузиазма у меня не было.

Но, как только я начала листать эту книгу, я уже не могла оторваться. За час я прочла ее всю, а на следующий день, вместе с дочками, мы начали наблюдать за химическими превращениями.

Увлекательная химия с Еленой Качур и Чевостиком

«Увлекательная химия» от Елены Качур

Начинается книга с того, что Чевостик посадил йодовое пятно себе на любимую футболку. Отстирать это пятно водой не получилось. Но на помощь Чевостику пришел дядя Кузя … с картофелиной. Оказывается, если потереть йод картофелиной, то пятно потом легко смоется.

Научное объяснение этого факта:

Йод — это химическое вещество, плохо растворяющееся в воде. Когда же молекулы йода взаимодействуют с крахмалом, то образуется новое вещество, легко смываемое водой.

Мы проверили достоверность этого опыта. Правда, Олесе жалко было пачкать йодом любимую футболочку, поэтому мы обильно полили йодом старую маечку.

Потом Олесюнька еще больше увеличила пятно, потерев его сырым картофелем.

Стирала дочка тоже сама — йодовое пятно, натертое сырым картофелем, легко отмылось.

Так произошло первое знакомство Чевостика и нашей Олеси с наукой — химией.

Химия — это удивительная и увлекательная наука, изучающая превращения одних веществ в другие.

Примеры химических превращений:

  • положили ветку в костер, она сгорела и получилась зола
  • нагрели картошку на сковороде и сырые твердые ломтики стали мягкими с вкусной корочкой
  • положили железную вещь в воду — она покрылась ржавчиной и т.д.

Химические опыты на кухне

Мы провели с Олесей простейшие химические опыты по рекомендациям дяди Кузи.

Химия для детей: опыт с чаем

В два одинаковых светлых стакана мы налили черный чай. В один стакан мы выжали кусочек лимона — вода сразу стала светлее. Произошло химическое превращение — вещества, содержащиеся в чае, поменяли свой цвет в результате взаимодействия с кислым лимонным соком.

Это был простейший опыт из книги «Увлекательная химия». А потом Чевостик и дядя Кузя с помощью волшебного прибора — времяскока отправились в древний Египет и понаблюдали, как из обычного песка делают стекло.

Химия для детей: варка стекла

Оказывается, к сухому песку добавляют известь и воду и отправляют вариться эту сухую смесь в очень горячую печь. В результате получается жидкое стекло.

Дома повторить опыт стекловаров не удастся — современные домашние печи невозможно нагреть до нужной температуры.

Но дядя Кузя придумал альтернативу — леденцовые стеклышки.

Для их изготовления мы взяли разноцветные леденцы и положили их на противень покрытый пекарской бумагой. Затем поставили противень в горячую духовку. Когда леденцы нагрелись, они начали растекаться.

Мы достали разноцветную лужицу, дали ей немного остыть и вставили в нее трубочку для коктейля.

Дядя Кузя утверждает, что первое египетское стекло было таким же, как наше леденцовое стекло: мутным и пузырчатым.

Опыты Олесе делать очень нравится и книжку с пояснениями она слушает с огромным удовольствием.

Теперь дочка знает, что:

  • все вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов (мы строили съедобные молекулы воды и перекиси водорода)
  • больше половины атомов на земле — это атомы кислорода, который встречается в разных видах: в газе, а также в твердых и жидких веществах. Кислород любит вступать во всякие химические реакции и происходит окисление или горение.
  • углекислый газ помогает делать пышное тесто
  • жгучие кислоты и едкие щелочи можно усмирить, если смешать
  • с помощью краснокочанной капусты можно определить, где кислота, а где щелочь и т.д.

На кухне мы провели кучу опытов. О некоторых я сейчас расскажу.

Химия для детей: опыты с окислением

Дядя Кузя предложил Чевостику и нам с Олесей провести эксперимент по окислению.

Нужно было взять яблоко и разрезать его пополам. Одну половину надкусить и положить в сторону.

Из второго яблока выжать несколько капелек сока и капнуть на бумагу. Затем прогладить горячим утюгом бумагу с соком, рисунок должен стать светло-коричневым. Это связано с тем, что при высокой температуре происходит быстрое окисление железа, которое содержится в яблочном соке.

У нас рисунок сразу стал светло-коричневым, после проглаживания утюгом он не изменился.

Зато мы провели еще один эксперимент по окислению. Мы взяли 2 яблока, разрезали и надкусили их. Через несколько часов яблоки потемнели. Причем, сильнее потемнело более сочное яблоко. С яблоками произошел процесс окисления.

В книге «Увлекательная химия» есть еще много интересных опытов, показывающих, что знание химии нужно даже в быту. Мы теперь знаем и как йод с рубашки отстирать и как сварить борщ насыщенного красного цвета 🙂

Я благодарю издательство «Манн, Иванов и Фербер» за то, что они доказали нам с дочками: химия — очень увлекательная наука!

Такая сложная, но интересная наука, как химия, всегда вызывает у школьников неоднозначную реакцию. Ребятам интересны опыты, в результате которых получаются вещества ярких цветов, выделяются газы или выпадают осадки. А вот сложные уравнения химических процессов писать любят лишь единицы из них.

Значимость занимательных опытов

По современным федеральным стандартам в общеобразовательных школах введена Такой предмет программы, как химия, также не остался без внимания.

В рамках изучения сложных превращений веществ и решения практических задач юный химик на практике оттачивает свои умения и навыки. Именно в ходе необычных опытов учитель формирует у своих воспитанников интерес к предмету. Но на обычных уроках педагогу трудно найти достаточное количество свободного времени для нестандартных экспериментов, а проводить для детей просто некогда.

Чтобы исправить это, были придуманы дополнительные элективные и факультативные курсы. Кстати, многие ребята, которые в 8-9 классах увлекаются химией, в будущем становятся врачами, фармацевтами, учеными, ведь на таких занятиях юный химик получает возможность самостоятельно проводить эксперименты и делать по ним выводы.

Какие курсы связаны с занимательными химическими опытами?

В былые времена химия для детей была доступна только с 8-го класса. Никаких специальных курсов или внеурочных занятий химической направленности детям не предлагалось. По сути, работа с одаренными детьми по химии просто отсутствовала, что негативно отражалось и на отношении школьников к данной дисциплине. Ребята боялись и не понимали сложных химических реакций, допускали ошибки в написании ионных уравнений.

В связи с реформированием современной системы образования ситуация изменилась. Теперь в образовательных учреждениях предлагаются и в младших классах. Ребята с удовольствием проделывают те задания, которые им предлагает учитель, учатся делать выводы.

Факультативные курсы, связанные с химией, помогают ученикам старших классов получить навыки работы с лабораторным оборудованием, а придуманные для младших школьников содержат яркие, показательные химические опыты. Например, дети изучают свойства молока, знакомятся с теми веществами, которые получаются при его скисании.

Опыты, связанные с водой

Занимательная химия для детей интересна, когда в ходе опыта они видят необычный результат: выделение газа, яркий цвет, необычный осадок. Такое вещество, как вода, считается идеальным для проведения разнообразных занимательных химических опытов для школьников.

Например, химия для детей 7 лет может начинаться со знакомства с ее свойствами. Учитель рассказывает детям о том, что большая часть нашей планеты покрыта водой. Педагог сообщает воспитанникам и о том, что в арбузе ее более 90 процентов, а в человеке - около 65-70 %. Рассказав школьникам о том, как важна вода для человека, можно предложить им некоторые интересные эксперименты. При этом стоит подчеркнуть «волшебность» воды, чтобы заинтриговать школьников.

Кстати, в этом случае стандартный набор химии для детей не предполагает какого-то дорогостоящего оборудования - вполне можно ограничиться доступными приборами и материалами.

Опыт «Ледяная игла»

Приведем пример такого несложного и тоже время интересного эксперимента с водой. Это сооружение ледяной скульптуры - "иглы". Для эксперимента потребуется:

  • вода;
  • поваренная соль;
  • кубики льда.

Продолжительность эксперимента - 2 часа, поэтому на обычном уроке подобный эксперимент не провести. Для начала нужно в форму для льда залить воду, поставить в морозильную камеру. Через 1-2 часа, после того как вода превратится в лед, занимательная химия может продолжаться. Для опыта потребуется 40-50 готовых кубиков льда.

Вначале дети должны разложить на столе 18 кубиков в виде квадрата, оставив в центре свободное место. Далее их, предварительно посыпая поваренной солью, аккуратно прикладывают друг к другу, склеивая таким образом между собой.

Постепенно соединяются все кубики, и в итоге получается толстая и длинная «игла» изо льда. Чтобы сделать ее, достаточно 2 чайных ложек поваренной соли и 50 небольших кусочков льда.

Можно, подкрасив воду, сделать ледяные скульптуры разноцветными. А в результате такого несложного опыта химия для детей 9 лет становится понятной и увлекательной наукой. Можно поэкспериментировать, склеив кубики льда в виде пирамидки или ромба.

Эксперимент «Торнадо»

Данный опыт не потребует специальных материалов, реактивов и инструментов. Сделать его ребята смогут за 10-15 минут. Для эксперимента запасемся:

  • пластиковой прозрачной бутылкой с крышкой;
  • водой;
  • средством для мытья посуды;
  • блестками.

Бутылку нужно наполнить на 2/3 обычной водой. Затем добавляем в нее 1-2 капли средства для мытья посуды. Спустя 5-10 секунд в бутылку насыпаем пару щепоток блесток. Плотно закручиваем крышку, переворачиваем бутылку дном вверх, держа за горлышко, и крутим по часовой стрелке. Затем останавливаем и смотрим на получившийся вихрь. До того момента, как "торнадо" заработает, придется прокрутить бутылку 3-4 раза.

Почему возникает "торнадо" в обычной бутылке?

При совершении ребенком круговых движений возникает вихрь, сходный с торнадо. Вращение воды вокруг центра происходит благодаря действию центробежной силы. Учитель рассказывает детям о том, насколько страшны торнадо в природе.

Подобный опыт абсолютно безопасен, но после него химия для детей становится по-настоящему сказочной наукой. Для того чтобы эксперимент был более ярким, можно использовать красящее вещество, например, перманганат калия (марганцовку).

Эксперимент «Мыльные пузыри»

Хотите рассказать детям, что такое занимательная химия? Программы для детей не позволяют учителю уделять на уроках должное внимание опытам, на это просто нет времени. Значит, займемся этим факультативно.

Ученикам младших классов данный эксперимент принесет массу положительных эмоций, а сделать его можно за несколько минут. Нам потребуется:

  • жидкое мыло;
  • баночка;
  • вода;
  • тонкая проволока.

В баночке смешиваем одну часть жидкого мыла с шестью частями воды. Загибаем конец небольшого отрезка проволоки в виде кольца, Опускаем его в мыльную смесь, аккуратно вытаскиваем и выдуваем из формы красивый мыльный пузырь собственного изготовления.

Для данного эксперимента подходит только проволока, не имеющая нейлонового слоя. Иначе выдуть мыльные пузыри дети не смогут.

Для того чтобы ребятам было интереснее, можно добавить в мыльный раствор пищевой краситель. Можно устроить мыльные соревнования между школьниками, тогда химия для детей станет настоящим праздником. Учитель таким образом знакомит ребят с понятием растворов, растворимости и поясняет причины появления пузырей.

Занимательный опыт «Вода из растений»

Для начала педагог поясняет, насколько важна вода для клеток в живых организмах. Именно с помощью нее происходит транспортировка питательных веществ. Учитель отмечает, что в случае недостаточного количества воды в организме все живое погибает.

Для эксперимента потребуется:

  • спиртовка;
  • пробирки;
  • зеленые листочки;
  • держатель для пробирки;
  • сульфат меди (2);
  • химический стакан.

Данный эксперимент потребует 1,5-2 часа, но в результате химия для детей будет проявлением чуда, символом волшебства.

Зеленые листочки помещают в пробирку, закрепляют ее в держателе. В пламени спиртовки 2-3 раза нужно обогреть всю пробирку, а затем это делают только с той частью, где находятся зеленые листья.

Стакан следует разместить так, чтобы газообразные вещества, выделяющиеся в пробирке, попадали в него. Как только нагревание будет завершено, к капле полученной внутри стакана жидкости, добавляем крупинки белого безводного сульфата меди. Постепенно белый цвет исчезает, и сульфат меди становится голубого либо синего цвета.

Данный опыт приводит детей в полный восторг, ведь на их глазах меняется окраска веществ. В заключение опыта преподаватель рассказывает детям о таком свойстве, как гигроскопичность. Именно благодаря своей способности впитывать водяной пар (влагу), белый сульфат меди меняет свой цвет на синюю окраску.

Эксперимент «Волшебная палочка»

Данный эксперимент подходит для вводного занятия элективного курса по химии. Предварительно из нужно сделать заготовку в форме звезды и пропитать ее в растворе фенолфталеина (индикатора).

В ходе самого эксперимента прикрепленная к "волшебной палочке" звезда сначала погружается в раствор щелочи (к примеру, в раствор гидроксида натрия). Дети видят, как за считанные секунды у нее меняется окраска и появляется яркий малиновый цвет. Далее окрашенную форму помещают в раствор кислоты (для эксперимента оптимальным будет применение раствора соляной кислоты), и малиновая окраска пропадает - звездочка снова становится бесцветной.

Если опыт проводят для малышей, в ходе эксперимента учитель рассказывает «химическую сказку». Например, героем сказки может стать любознательный мышонок, который хотел узнать, почему в волшебной стране так много ярких цветов. Для учеников 8-9 классов педагог вводит понятие «индикатор» и отмечает, какими индикаторами можно определить кислотную среду, а какие вещества нужны для определения щелочной среды растворов.

Опыт «Джин из бутылки»

Данный эксперимент демонстрирует сам педагог, пользуясь специальным вытяжным шкафом. Опыт базируется на специфических свойствах концентрированной азотной кислоты. В отличие от многих кислот, концентрированная азотная способна вступать в химическое взаимодействие с металлами, расположенными в после водорода (за исключением платины, золота).

В пробирку нужно налить ее и добавить туда же кусочек медной проволоки. Под вытяжкой пробирка обогревается, и дети наблюдают появление паров «рыжего джина».

Для учеников 8-9 классов педагог пишет уравнение химической реакции, выделяет признаки ее протекания (изменение окраски, появление газа). Данный опыт не подходит для демонстрации вне стен школьного химического кабинета. По правилам техники безопасности, он предполагает применение так как пары оксида азота («бурого газа») представляют для детей опасность.

Домашние опыты

Для того чтобы подогреть интерес у школьников к химии, можно предложить домашний эксперимент. Например, провести опыт по выращиванию кристаллов поваренной соли.

Ребенок должен приготовить насыщенный раствор поваренной соли. Затем в него поместить тонкую веточку, и, по мере испарения из раствора воды, на веточке будут «расти» кристаллы поваренной соли.

Банку с раствором нельзя встряхивать или поворачивать. А когда через 2 недели кристаллы вырастут, палочку нужно очень осторожно вынуть из раствора и обсушить. А затем при желании можно покрыть изделие бесцветным лаком.

Заключение

В школьной программе нет более интересного предмета, чем химия. Но для того чтобы дети не боялись этой сложной науки, учитель должен уделять в своей работе достаточное времени занимательным опытам и необычным экспериментам.

Именно практически навыки, которые формируются в ходе такой работы, и помогут стимулировать интерес к предмету. А в младших классах занимательные опыты рассматриваются по ФГОСам как самостоятельная проектная и исследовательская деятельность.