Занятия по психологии в школах. План–конспект нетрадиционного занятия по психологии на тему "Общение"

Цель психологической, развивающей работы в начальной школе – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, позволяющие:

сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию (“Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это дает”)
сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии (“Какой я?”)
дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий (“Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учебе?”)
предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями) (“Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам”)

Такие условия создаются за счет достаточно длительной целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, развивающих занятий.

Урок психологии во 2 классе

Тема. Я учусь запоминать

Цель. Показать разные способы запоминания.

Мотивировать детей на тренировку своей памяти

Оборудование.

таблицы Шульте
конверты с буквами
наглядные пособия (цифры, плакаты для развития зрительной памяти, для проведения физминутки)

Ход урока

Беседа с детьми. Настрой на работу.

Кому нравится погода сегодня?

Кто с желанием шел сегодня в школу?

Откройте тетради, запишите число, нарисуйте свое настроение.

Я объявляю тему “Я учусь запоминать!”

А нужно ли это? Зачем?

Память свою можно и нужно развивать. И этим мы будем сегодня заниматься на уроке.

Подготовим наш мозг к работе.

Чтобы лучше запоминать, нужно быть очень внимательным.

Выполняем упражнения на развитие внимания.

работа с таблицами Шульте

игра “Пишущая машинка”

(на доске слова дом, еда, сок, вес, гол, ком, гам, снег, лоск, вода, долина, внимание)

“Вы буквы печатной машинки, нажимая на которые можно печатать слова. Я буду показывать слово, а вы будете “печатать” по буквам с помощью хлопков. Например, слово “он”. Сначала хлопает тот, у кого буква “о”, затем тот, у кого буква “н”. Помните, печатать хлопком надо только свои буквы и в правильной очередности. (у детей буквы “д”, “о”, “е”, “а”, “с”,”к”, “в”, “г”,”л”,”м”, “и”, “н”)

Развиваем мышление. Прежде чем запоминать, нужно подумать. Учимся группировать. (У детей конверты с буквами) (Рисунок 1). Сгруппируйте буквы.

по названию
все прописные
все печатные
все письменные
все заглавные

Учимся запоминать

На доске слова сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, костюм, варенье, тетрадь, карандаш. Наша задача запомнить эти слова. Прочитайте и подумайте, как удобнее эти слова запомнить. (Их можно сгруппировать по темам: одежда, продукты, школьные вещи). Поработаем со словами по группам. Закрываем слова, пишем по памяти. Можно еще раз открыть на пять секунд. Запоминается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что появляется и исчезает. Когда я буду открывать на несколько секунд, постарайтесь увидеть те слова, которые не можете вспомнить. (Этот прием используется в течение всего урока).

меньше 5 слов – память нужно развивать
6, 7, 8 слов – хорошо
9,10 слов – отлично

Как результат?

Рассуждая аналогично, запоминаем цифры. Включаем смысловую память.

3, 5, 7, 9, 11 – как можно запомнить? (Все нечетные)
3, 5, 9, 7, 13, 5 – все нечетные, две пятерки, переставлены 7 и 11
Запомните самостоятельно.4, 8, 3, 6, 5, 10, 12.

Как запоминали?

Физминутка. Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти. (Рисунок 2)

Еще один способ запоминания. На доске слова ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь. Можно запоминать эти слова, составляя предложения. А из предложений – рассказ. Можно составлять веселые предложения, даже про то, чего на свете не бывает.

После работы со словами, закрываем, пишем по памяти. Проверяем. Оцениваем себя. Как результаты? Мы включали эмоциональную память.

Развиваем зрительную память. Работаем с таблицей, на которой нарисованы вазы. (Рисунок 3) Посмотрите на эту вазу (Рисунок 4), запомните. А теперь найдите эту вазу среди других и назовите номер, под которым она находится. Узнали? Молодцы!

Попробуем запомнить предметы, а потом нарисовать их. Посмотрите на таблицу, на которой нарисованы разные предметы (Рисунок 5). Представьте себе, как вы играете с мячом, смотрите телевизор, нюхаете розу, пробуете ароматную клубнику и т. д. Включайте тактильную, слуховую, обонятельную, осязательную память. Закрываем картинки, рисуем у себя в тетради. Проверяем.

Подводим итог. Какой способ вам показался удобнее?

Урок психологии в 4 классе

Тема Pазвитие орфографической зоркости

Цель: Показать разные способы развития орфографической зоркости

Ход урока

Организационное начало урока.

Игра “Слушай и выполняй. Выполнять после того, как прослушаете все задание:

повернитесь друг к другу
улыбнитесь
скажите добрые слова

Определяем план работы на урок. На доске запись:

тренируем внимание
развиваем память
играем в учителя
фантазируем, придумываем

Развиваем внимание. Прежде чем мы будем выполнять упражнения по развитию внимания, подумаем: как в работе над русским языком нам может помочь внимание?

Итак, быть внимательным нужно, чтобы видеть орфограммы и грамотно писать.

Работа с таблицами Шульте.

Корректурная проба. В тексте находить буквы А, О, К.

А – зачеркиваем, О – подчеркиваем, К – обводим в кружок. Посчитайте, сколько знаков зачеркнули.

Развиваем ум.

Объедини одним правилом

этаж, дочь, чиж, ночь, ключ, глушь

гроза, зима, река, гора

звездный, радостный, устный, солнце

городки, шапка, шубка,

объявление, съедобные (грибы)

льет, пьет, бьет, вьет, обезьяна

Игра “Четвертый лишний”. На доске анаграммы. Расшифруйте слова, запишите, лишнее слово подчеркните.

Игра “Я знаю”

Я знаю пять слов с безударной гласной

Пять слов с удвоенной согласной

Игра “Увидь и скажи”. Назови в классе предметы, в написании которых встречаются орфограммы (доска, окно, столы и т. д.)

Придумай слова, где вторая буква О предпоследняя буква Б

Играем в учителя. Найдите в тексте ошибки, исправьте их, посчитайте их. (У каждого на парте листочки с текстами, в которых есть ошибки)

Развиваем воображение. Закончи рисунок. (У каждого на парте листки, где нарисованы разные незаконченные фигуры)

Разделы: Школьная психологическая служба

Одним из направлений психологической практики в школе является преподавание психологии как учебного предмета. Психолог как учитель вносит реальный вклад в содержание школьного образования, поскольку уроки психологии включены в учебную концепцию школы. Преподавание курса по психологии представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Социально-психологическая и личностная зрелость человека характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение К. А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной "стратегии жизни" старшеклассников является главной ценностью курса по познанию себя и окружающих. "Чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого себя. Искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы соотносить свои жизненные цели, планы и желания со своими особенностями, чтобы раскрывать в ходе жизни в себе новые качества, развить новые способности" .

Основная цель элективного курса "Ступени самопознания" заключается в формировании психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.

Общая цель конкретизируется в задачах курса:

  • овладение определенными социально-психологическими знаниями;
  • развитие способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей;
  • изучение и овладение приемами конструктивного взаимодействия для повышения его эффективности.

Курс по психологии ориентирован на обучающихся в 10-11 классах. Свободная атмосфера творческого поиска ответов на вечные вопросы о смысле человеческого бытия, понимания себя и своего места в мире отвечает возрастным особенностям и актуальным потребностям раннего юношеского возраста [Компьютерная презентация учителя в приложении].

При разработке элективного курса "Ступени самопознания" использовалась программа Н. Е. Водопьяновой, Н. В. Лик, Г. В. Адреевой "Самопознание школьников". Кроме этого применялся материал социально-психологического тренинга "Познавая себя и окружающих" М. Ю. Савченко и тренинга уверенности в себе А. М. Прихожан.

Предлагаемый курс по психологии рассчитан на 17 часов: 4 часа - изучение теоретического материала и 13 часов - проведение практической работы.

В основу логики построения данного курса положена модель В. Сатир "Магический узор Вашего Я". Программа состоит из шести взаимосвязанных частей:

Введение (Начальная диагностика - 3 часа).

Мое здоровье и мой имидж - 3 часа.

Мир эмоций и чувств - 3 часа.

Мысли и действия - 3 часа.

Отношения - 3 часа.

Заключение (Заключительная диагностика - 2 часа).

В содержание программы включены проективные методики, приемы ролевой игры, блок теоретической информации по психологии, рефлексивный и мотивационный диалоги, ролевые этюды и упражнения - все это предполагает готовность преподавателя курса по самопознанию к групповой работе, знание основ психодиагностики и психокоррекции, требуют творческого подхода к взаимоотношениям со старшеклассниками. Важным условием реализации целей и задач курса является его диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от ведущего навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными мнениями и высказываниями. Эффект программы в значительной степени зависит от доброжелательной творческой атмосферы, от чуткости и внимательности психолога к тем групповым процессам и личностным изменениям, которые неизбежно возникнут в процессе занятий.

Курс "Ступени самопознания" формирует следующиезнания, умения и навыки:

Знания - основ психологии личности и межличностных взаимоотношений;

Умения - рефлексировать, отслеживать свое состояние, анализировать ситуации и взаимоотношения;

Навыки - самоконтроля, взаимодействия в группе, принятия решений.

В результате усвоения учебного материала курса обучающиеся получат возможность приблизиться к пониманию уникальности внутреннего мира человека и неразрывной связи с внешним миром, другими людьми и человечеством в целом, смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность.

В начале преподавания курса следует сообщить ученикам о том, что на заключительном занятии им предстоит представить проект по психологии. При проведении курса желательно воздерживаться от применения обычной системы оценок. При ответах на проблемные вопросы, высказывания во время дискуссий, выполнении тестов и упражнений преподаватель может отметить активность старшеклассников, оригинальность ответов.

Итоговым контролем является защита проектов по определению своих жизненных планов и построению временной перспективы своего будущего.

Тематическое планирование курса "Ступени самопознания"

Тема I. Введение (3 часа).

Занятие 1. Вселенная "нашего Я".

Занятие 2. Понятие о личности.

Занятие 3. Я реальный и Я идеальный.

Тема II. Мое здоровье и мой имидж (3 часа).

Занятие 4/1. Наш физический образ. Самопрезентация.

Занятие 5/2. Темперамент и характер человека.

Занятие 6/3. Ценностные ориентации.

Тема III. Мир эмоций и чувств (3 часа).

Занятие 7/1. Спектр наших эмоций и чувств.

Занятие 8/2. Жесты и наблюдательность.

Занятие 9/3. Навыки распознавания эмоций и чувств.

Тема IY. Мысли и действия (3 часа).

Занятие 10/1. Потребности человека.

Занятие 11/2. Зачем и как человек мыслит. Радость творчества.

Занятие 12/3. Саморегуляция деятельности. Стиль поведения.

Тема Y. Отношения (3 часа).

Занятие 13/1. Общение в жизни человека.

Занятие 14/2. Ролевая игра "Необитаемый остров".

Занятие 15/3. Конструктивное взаимодействие

Тема YI. Заключение (2 часа).

Занятие 16/1. Расскажи мне обо мне.

Занятие 17/2. Защита проектов.

Введение.

Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни.

Китайская пословица.

Цель: развивать навыки самопознания старшеклассников

Задачи: - формирование положительной установки на занятия;

Развитие рефлексии;

Формирование понятийного аппарата.

Вселенная "нашего Я". Происхождение слова "психология" (древнегреческий миф о Психее). Что такое психология .

Понятие о личности. Ознакомление с понятием личности. Основные положения психоаналитической (З. Фрейд), индивидуальной (А. Адлер) и гуманистической теории личности.

Я реальный и Я идеальный. Компоненты самосознания. Формирование образа "Я": сфера осознания ("Я" физическое, "Я" социальное, "Я" духовное), временная сфера ("Я" в прошлом, настоящем и будущем), качественная сфера ("Я" реальное и "Я" идеальное).

Направленная беседа, лекция, мотивационный и рефлексивный диалоги, диагностическое тестирование. Оценка уровня сформированности представлений о себе, тест "Характеристика на себя", психологическое упражнение "Какой Я", рисунок "Вселенная нашего Я", шкала Дембо - Рубинштейна на самооценку для построения образа "Я - идеального и Я - реального". Для сплочения группы совместно вырабатываются правила работы на занятиях по психологии, проводятся игры "Путанка", "Твое имя", "Комплименты", "Дополни фразу".

Мое здоровье и мой имидж.

":психология пытается объяснить
причины того или иного поведения,
но цель ее не в этом, а в том,
чтобы помочь человеку совершенствовать себя,
делая себя лучше и счастливее".
Э. Шостром

Цель: формировать навыки самовыражения школьников.

Задачи:

  • развитие понятийного аппарата;
  • уточнение представлений учеников о собственном физическом облике
  • расширение способов восприятия людей по внешнему виду;

Наш физический образ. Самопрезентация.

Темперамент и характер человека. Четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Доминирующий тип темперамента. Воспитание личности через "воспитание" темперамента. Что такое черта характера. Наиболее важные свойства характера. Формирование характера.

Ценностные ориентации. Проблема морального выбора и ценностных ориентаций.

Лекция, диагностическое тестирование, мотивационный и рефлексивный диалоги, дискуссия "Первое впечатление", направленная беседа. Психологические задачи и упражнения по теме: "Мой темперамент", "Я и мой характер", "Базовые характеристики личности". Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций по теме.

Мир эмоций и чувств.

Советы подобны касторовому маслу:
их довольно легко давать, но очень неприятно принимать.
Д. Биллингс

Цель: способствовать осознанию учениками спектра своих эмоций и чувств

Задачи:

  • уточнение представлений о понятиях "чувства" и "эмоции",
  • развитие навыков преодоления негативных эмоциональных состояний;
  • формирование навыков понимания окружающих.

Спектр наших эмоций и чувств. Эмоционально-чувственная сфера личности. Аффект, эмоции, напряжение, стресс. Знакомство с понятиями. Источники эмоций.

Жесты и наблюдательность. Причины возникновения положительных и отрицательных эмоций. Влияние эмоций на познавательные процессы. Отличие эмоций от чувств.

Распознавание эмоций и чувств. Счастье, самоуважение, любовь, чувство юмора, смятение. Воля как источник положительных и отрицательных эмоций.

Мини-лекция, мотивационный и рефлексивный диалоги. Графический тест "Эмоции и лица". Психологический тренинг "Учитесь властвовать собой", упражнения, игры-релаксации. "Как справиться с обидой, раздражением, плохим настроением" - комплекс психологических игр, упражнений, этюдов: "Копилка обид", "Чувствую себя хорошо", "Вверх по радуге", "Улыбайтесь, господа!". Психогимнастика: эмоциональные состояния.

Мысли и действия.

Уверенность в себе - основа для того,
чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать.
Ф. Шиллер

Цель: развивать мышление старшеклассников

Задачи:

  • осознание мышления как способа познавательной деятельности;
  • осмысление своих потребностей и представлений о побудительной роли потребностей к деятельности;
  • развитие рефлексии;
  • отработка способов сотрудничества.

Потребности человека. Определение и классификация потребностей. "Я" и мои потребности. Мотивационное выражение потребностей. Контроль своих потребностей. Пирамида потребностей по А. Маслоу. Реальные потребности в юношеском возрасте.

Зачем и как человек мыслит. Радость творчества. Откуда берутся наши мысли. Как идет процесс мышления. Знакомство с понятием. Результат мышления - мысль. Уровни мышления.

Саморегуляция деятельности. Стиль поведения. Сущность воли (потребность в преодолении препятствий). Структура волевого акта: побуждение - стремление - целенаправленное желание - размышление - борьба мотивов - действие. Способность человека сознательно регулировать и активизировать свое поведение. О самоконтроле и саморегуляции. Способы выхода из трудных состояний (стресс, фрустрация, страх, одиночество, вина, стыд).

Лекция, мотивационный и рефлексивный диалоги. Диагностическое тестирование. Психологические и творческие задания, упражнения, игры. Приемы развития мыслительной деятельности: "Ключ к неизвестному", "Сходство и различие", "Поиск аналогов", "Выражение мысли другими словами". Приемы самоанализа "Хвалить или ругать", "Критика и самокритика", "Как повысить уверенность в себе", "Умей сказать нет", "Мой портрет в лучах солнца".

Отношения.

Уверенность в себе - это способность полагаться
на себя, это отвага мыслей, чувств и поступков.
П. Вайнцвайг

Цель: развивать навыки конструктивного взаимодействия

Задачи:

  • выявление круга и характера взаимодействия старшеклассников с социальной средой (родители, сверстники, учителя);
  • расширение представления о значении общения в жизни человека;
  • закрепление положительной групповой динамики.

Общение как социально-психологическое понятие. Общение в жизни человека. Стили общения. Барьеры общения. Проблема умения слушать и слышать. Техника эффективного общения. Роль общения в жизни человека. Взаимодействие людей в общении.

Умение понимать других. Психологическая совместимость людей. Лидеры и авторитеты. Группировки. Типы поведения в конфликтной ситуации: мягкий, жесткий, принципиальный. Выход из конфликта.

Конструктивное взаимодействие. Развитие эмпатии и психологической интуиции.

Направленная беседа, рефлексивный и мотивационный диалоги, ролевые этюды и упражнения по технике эффективного общения "Искушение", "Запретные друзья", "Правильный выбор". Ролевая игра "Необитаемый остров". Тест К. Н. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций по теме. Психологические упражнения и игры "Эмпатическое слушание", "Зеркало", "Поступай с другими так:", "Я тебя понимаю".

Заключение.

Первый и последний учитель жизни -
это сама жизнь, и надо отдавать себя этой жизни безбоязненно и безраздельно.
Т. Уайлдер

Цель: формировать понимание о необходимости жить в согласии с собой и другими

Задачи:

  • осознание значимость собственного "Я";
  • создание мотивации старшеклассников на познание самих себя;
  • оказание содействия самопознанию и рефлексии учеников

Самовоспитание как расширение сознания. Расскажи мне обо мне. Искусство самонаблюдения. Проблема адекватного восприятия самого себя и окружающих людей. Как люди воспринимают друг друга (три типа модальности).

Защита проектов

Психологические игры, упражнения, диагностические методики и приемы, направленные на повышение самооценки: "Я" в своих глазах и глазах других людей (методика независимых характеристик), "Я рад общаться с тобой", письмо самому себе, "Расскажи мне обо мне".

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., Мысль. 1991
  2. Аверченко Л. К. "Загляни в свою душу", областная ассоциация "Интеллектика", серия "Психологическая служба школы", Омск, 1992
  3. Бурлачук Л.Ф.. Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, Наукова Думка. 1989
  4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., Просвещение. 1987
  5. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., Просвещение. 1989
  6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как вырабытывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. - М., 1990
  7. Леви В. Искусство быть собой. - М., Знание. 1991
  8. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М., Издательский центр "Академия". 2001
  9. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. - М., "Когито-Центр". 2001
  10. Немов Р. С. Психология. - М., Просвещение, 1994
  11. Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М., Творческий центр "Сфера". 2000.
  12. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. - М., Новая школа. 1993
  13. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. - М., Прогресс. 1993
  14. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М, Дидакт. 1992
  15. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., Прогресс. 1993
  16. Савченко М. Ю. Личностное развитие. - М., "Вако". 2005
  17. Самоукина Н. В. Психология оптимизма.- М., Изд-во Института психотерапии. 2001
  18. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., Педагогика, Пресс. 1992
  19. Смирнова Е. Е. Психология общения. - С-Пб., Каро. 2005
  20. Штангль Антон. Язык тела. - Баку, Сада. 1992
  21. Хрящева Н. Ю., Макшанов С. И., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. - С-Пб., "Ювента", 1999
  22. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации // Кудряшов. А.Ф. - Петрозаводск, Петрком. 1992
  23. Мир детства: Юношеский возраст //А.Г. Хрипкова. - М., Педагогика. 1982
  24. Психология. Словарь/Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского - М., Политиздат. 1990
  1. Жариков Е. С. , Крушеницкий Е. Л. Для тебя и о тебе - М., Просвещение. 1991
  2. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. - Баку, Сада. 1992.
  3. Прощицкая Е. Н. Выбираем профессию. - М., Просвещение. 1995
  4. Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000

План-конспект

лекционного занятия

на тему: «Психология личности»

Подготовил и провел:

Студент группы ПП

Факультета педагогики и психологии

Руководитель-методист:

Тирасполь 2013

План занятия

Тема: Психология личности

Цели занятия:

Образовательная цель : усвоение понятий личность, самооценка, притязания личности, психологические особенности волевой регуляции поведения, систематизировать знание по теме;

Воспитательная цель : способность развитию творческой активности.

Развивающая цель : способствовать формированию понятий о психологических особенностях личности.

Тип урока: комбинированный, лекция с элементами беседы

Методы обучения: словесный (рассказ - объяснение); практический (упражнения)

Структура:

1. Организационная часть (2-3мин.)

2.Актуализация опорных знаний и способов действия (10-15 мин.)

3.Сообщение новой темы, постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности . Изучение нового материала (40-48 мин.)

4. Закрепление нового материала мин.)

5.Задание на дом(3-5 мин.)

6. Подведение итогов (3-5 мин.)

Список литературы :

1. Немов: В 3 кн. – М., 1997.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

I. Организационный этап

1.1 Приветствие

1.2 Отметка отсутствующих

1.3 Назначение дежурных

II. Изложение нового материала

Актуализация знаний

На прошлых занятиях мы говорили с вами о понятиях психологической науки. Тема сегодняшнего занятия связана с понятием «личность» и является актуальной для психологии.

Запишите тему и план занятия.

Тема: «Психология личности».

1. Понятие «личность»

2. Самооценка

3. Притязания личности

4. Волевая регуляция поведения

1.Понятие «личность»

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием "личность" мы используем и такие термины, как "человек", "индивид" и "индивидуальность". Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие - понятие "человек" - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально -родовую сущность, каждый человек - единичное природное существо, индивид.

Индивид - конкретный человек как представитель рода "homo sapiens", носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. Индивидуальность - неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии "личность" на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психической организации личности - ее потребностно-мотивационная сфера - направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Но для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей; знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т. д. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

Развитие личности - формирование системы ее социально положительных качеств - требует определенных общественных предпосылок, социального запроса. В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленное™ себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (осознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я"-концепции личностной рефлексии - своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

2. Самооценка

Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я» .

«Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

1) познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;

2) эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе;

3) поведенческий - особенности регуляции поведения.

Как уже говорилось, образ «Я» - не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т. е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если

перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного.

Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, т. е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка - непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: «Коля - хороший мальчик, он всегда спит в тихий час»; или: «Игорь - плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его поведения. По подобным ориентирам мы

постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее

психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации.

Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы - ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым

уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

Самооценка = ____Успех______

Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе - соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, - это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями - так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т. п. Следовало бы задать себе вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого низкие?

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих людей.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение - один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе. С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

3. Притязания личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда имеется возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то могут возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальных успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а во втором - уменьшается.

Уровень притязания обычно устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на приемлемом уровне собственную самооценку.

Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний.

Может возникнуть вопрос о том, с помощью чего личность может повысить свой уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того, как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении» или «Ваша мысль правильна» и т. п. В этом случае повышается самооценка личности, а вследствие чего личность может достигнуть успеха. В конечном счете у индивида повышается уровень притязания. На этом примере было наглядно показано о том, как между собой связаны самооценка и уровень притязания личности.

4. Волевая регуляция поведения и деятельности

Люди познают предметы и явления окружающего мира и переживают чувства по отношению к ним в деятельности, на­правленной на его преобразование в ходе удовлетворения сво­их личных потребностей и потребностей общества, которому они принадлежат.

Деятельность человека-это система связанных воедино и вытекающих одно из другого дейст­вий, в которых решаются частные задачи. Дей­ствия направлены на получение результата, ко­торый мыслится или представляется как желательный, как цель того, что делает человек. Так, при посадке молодой яб­лони, роя яму известной глубины, закладывая удобрения, вби­вая в центр ямы кол, расправляя корни спущенного туда ра­стения, привязывая его и т. д., работающий человек, осущест­вляя свою цель, действует по плану. В ходе работы этот план развертывается в виде ряда мыслей и представлений и осуще­ствляется, реализуется посредством движений, определенных по силе, скорости, размаху, согласованности, точности. При вы­полнении движений, составляющих отдельные действия, и мыслительных операций в связи с отображением того, что, как и п каком порядке следует делать, проявляется сосредоточен­ное, напряженное внимание и к предмету, и к орудиям, и к самому процессу труда. Вместе с тем по ходу действий пере­живаются те или иные чувства: неудовольствия и беспокойства от препятствий и затруднений и удовольствия от успешного удовлетворения испытываемых нужд, чувства трудового подъе­ма и утомления, а также радости от самого труда.

В отличие от непроизвольного действия, непосредственно определяемого находящимся в “поле” раздражителем, предна­меренное действие реализуется с помощью необходимых для этого средств (знаков, нормативных ценностей и т. д.), т. е. опосредствованно. Ученик читает чертеж, справляется с инст­рукциями, вспоминает наставления мастера производственного обучения и т. д., таким образом еще до осуществления дея тельности обеспечивает ее построение в своем сознании, и только после этого действует.

Преднамеренное действие осуществляется с помощью само­регуляции. Ее структура включает цель, которой стремится достигнуть человек; программу тех действий и операций, ко­торую он должен осуществить, чтобы достигнуть ее; выяснение критериев успешности действий и сопоставление с ними реаль­но полученных результатов действия; наконец, принятие реше­ния о том, надо ли считать действие законченным или его следует продолжать, внося в его исполнение необходимые коррективы. Таким образом, саморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением. В процессе онтогенеза функция регулирования и контроля первоначально осуществляется взрос­лым в процессе совместной деятельности и общения с ребен­ком, а в дальнейшем, ввиду того, что происходит интериоризация образцов и схем выполнения действий, ребенок сам научается в соответствии с этими схемами и образцами конт­ролировать действие.

Преднамеренность действия предполагает принятие челове­ком решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности (т. е. тому, ради чего он действует), и действие тогда приобретает личностный смысл и выступает для субъекта как цель деятельности.

В структуре деятельности преднамеренные действия обра­зуют ее высший уровень, им присущи сознательно поставлен­ная цель и выбор средств, необходимых для достижения этой цели. “Чем более... - писал Ф. Энгельс - люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направлен­ных на достижение определенных, заранее намеченных целей”. Они могут совершаться и не обнаруживаясь внешним образом:

при продумывании учеником плана сочинения, при повторении материала про себя и т. д.

Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные приз­наки преднамеренного действия, включает в качестве необхо­димого условия преодоление трудностей. То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадле­жать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с пре­одолением трудностей или нет.

Волевые действия могут различаться по сложности. Так, школьник, впервые делая попытку на уроке физкультуры со­вершить опорный прыжок, преодолевает некоторые опасения, связанные с возможным падением и ушибом. Подобные воле­вые действия называются простыми. Сложное волевое действие включает в себя ряд простых. Молодой человек, приняв реше­ние освоить сложную производственную деятельность, преодолевает ряд внутренних и внешних препятствий и трудностей и осуществляет свой замысел. В свою очередь, сложные действия входят в систему организованной волевой деятельности челове­ка, направленной на достижение сознательно поставленных близких и далеких целен. В ней обнаруживаются те или иные волевые качества человека, проявляется воля.

Воля-это сознательная организация и саморе­гуляция человеком своей деятельности и пове­дения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля- это особая форма активности личности, особый вид организа­ции ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью.

Воля возникла в трудовой деятельности человека, овладева­ющего законами природы и таким образом получающего воз­можность изменять ее в соответствии со своими потребностями. К. Маркс писал: “Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...”".

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функ­ций-побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью чело­века. В отличие от реактивности, когда действие обусловлива­ется предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачи­вается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая сос­тояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).

В отличие от полевого поведения, отличающегося не­преднамеренностью, активность характеризуется произволь­ностью, т. е. обусловленностью действия сознательно постав­ленной целью. Активность может и не быть вызвана требова­ниями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного, она характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требо­ваний ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т. д.).

Заключительный этап

1. Контроль усвоения новой темы и закрепление новых знаний:

v Что мы имеем в виду под понятием «личность»?

v Что такое самооценка, от чего она зависит?

v Какие компоненты можно выделить в образе «Я»?

v Что понимается под притязаниями личности?

v С помощью чего осуществляется регуляция поведения?

2. Практическое.

v Тест «Самооценки личности»

3. Оценка знаний

4. Домашнее задание: изучить конспект по теме, выписать в словарь определения понятий.

Список литературы :

1. Немов: В 3 кн. – М., 1997.

2. Общая психология / - СПб.: Питер, 2001.

3. Психология. Учебник. / Под реакцией. –М.: ПБОЮЛ, 2001.

4. Рогов человека. – М., 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВЕРБАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Шкалы: уровень самооценки

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Если у вас выявился высокий уровень самооценки, вы довольно свободно можете выбрать профессию бизнесмена.

При среднем уровне самооценки расстраиваться тоже нет особых оснований: большинство людей оценивают себя именно так.

Ну, а что делать, если у вас низкая самооценка ? Прежде всего необходимо уяснить для себя, что в отличие от других качеств личности самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Кроме того, есть еще одна особенность человеческой психики: каким человек хочет видеть себя, таким он и становится со временем. Замечено, что изменять самого себя он начинает именно тогда, когда очень хочет добиться успеха в выбранной профессии.

Инструкция к тесту

По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

ТЕСТ

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тестовому заданию

Подсчет баллов производится по схеме:

«очень часто» – 4 балла,
«часто» – 3,
«редко» – 2,
«никогда» – 0.

Интерпретация результатов теста

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
26-45 баллов – показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.
46-128 баллов – уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

ИСТОЧНИКИ

Вербальная диагностика самооценки личности / , Мануйлов -психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.48-49

Уроки психологии в школе , если они направлены на поднятие психологической культуры человека , познание своей личности, в том числе посредством тестирования и других проективных методик; половое воспитание , обучение самовоспитанию и готовности выйти в социум — это польза для детей и их будущего.

Если же уроки психологии в школе превращаются в фарс или шоу, в нахождение плохих черт у школьников и публичную критику их, или с целью манипуляции детьми — то это вред для ребенка.

К чему приводят уроки психологии в школе

Светлана задает вопрос психологам по теме: «Урок психологии в школе»
Добрый день. На уроке психологии в школе , всем детям в классе, где учится мой сын, педагог раздала листки с изображением мальчика с непонятным предметом в руках и предложила придумать по этому рисунку историю. Во время обсуждения мой сын предложил версию, что на мальчика напали хулиганы и отобрали у него скрипку (предмет в руках)… он убежал, а на другой день его мама нашла хулиганов и забрала скрипку.

Все ребята одобрили эту версию, а мальчика решили отождествить со своим одноклассником Никитой (мальчика этого бьют дома до синяков за двойки). Педагог за всем этим наблюдала, а потом сказала, что мой сын отвратительно поступил и что это ущемление личности или что-то в этом роде. Всё это со слов ребенка.

Я согласна, что это плохо. Я провела беседу… Еще она кричала на весь класс, что он тянет всех вниз и его надо убрать из школы.

Скажите пожалуйста, я очень переживаю за то, что сын так поступил. ….о чем это говорит? Собралась к этой учительнице, НО классный руководитель говорит, что достаточно будет беседы с ней. Я думаю, что у моего ребенка проблемы. ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРНА.

Урок психологии в школе выявил проблемы ребенка?

Здравствуйте, Светлана!
Рисуночное тестирование , в том числе, ассоциации по рисункам, изображениям — это проективные методики исследования личности . Какая задача преследовалась Вашим педагогом на уроке психологии в школе — знает только она.
Сама по себе проекция — это неосознанное перенесение своих скрытых личностных черт на рисунок, другого человека, другой объект или явление.

Чтобы понять личностные проблемы, или их отсутствие, у Вашего ребенка — необходима прямая беседа с ним, а сначала — с Вами.
Здесь можно только предположить, что Ваш сын хочет показать себя, как доминирующую личность, за счет принижения Я-позиции другого ребенка, который и был выбран как объект отождествления. Возможно, этот мальчик (Никита), не только забитый дома, но и в классе (в групповых отношениях детей) является изгоем. (неправильное воспитание)

Опять же, непонятно, что значит «Я провела беседу…»…как провели, было ли это психологическое давление на ребенка…, какие у Вас детско-родительские отношения в семье …просто так ничего не бывает, дети плохими или хорошими не рождаются…

Урок по психологии

на тему

ВНИМАНИЕ

(Младший школьный возраст)

Педагог-психолог

Болдырева А. В.

Тема урока : ВНИМАНИЕ .

Цель . Знакомство с важной стороной психики – вниманием.

Задачи :

    формировать у детей представления о свойствах внимания (концентрации, распределении, переключении, направленности, произвольности, устойчивости);

    учить использовать эти знания в учебной деятельности;

    развивать интерес к психологии, желание познать себя;

    повышать мотивацию обучения;

    воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность, уважение и взаимодействие в играх.

Материалы:

прожектор, указка, картинка со светофором, круг, разделенный на четыре части, слайды и проектор, магнитофон с музыкальным сопровождением, «ладошки» для физкультминутки, бланки для домашнего задания

План урока

Подготовительный этап. …………………………………………………….4

Игра «Давайте познакомимся».

I часть. ………………………………………………………………………………………4

Вступительная беседа: «Что такое внимание и зачем оно нужно?»

II . Основная часть…………………………………………………………….4

    Определение понятия «внимание»…………………………………….4

    Знакомство со свойствами внимания. (Работа с демонстративным материалом – диагностические игры)…………………………………5

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА……………………………………………………………….

    Практическая часть. (Работа с раздаточным материалом – развивающая игра)…………………………………………………………7

Ш. Заключительная часть……………………………………………………7

Итог урока. Оценка. Домашнее задание

Используемая литература…………………………………………………….9

КОНСПЕКТ УРОКА

Подготовительный этап.

Перед началом урока проводится игра «Давайте поздороваемся» с целью снятия мышечного напряжения, переключения внимания на учебную деятельность.

Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречаются на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений и настроенности на предстоящий урок желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Дети рассаживаются за столы, на которых находятся пособия для занятия, цветные карандаши. Каждый ребенок занимает удобную для него позу.

1 часть. Вступительная беседа: Что такое внимание и зачем оно нужно?

Дорогие ребята!

Вы, конечно, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».

    Не отвлекайся, будь повнимательнее, - просит мама или учительница.

    Внимание! Передаем важное сообщение, - говорит диктор радио или

телевидения, когда хочет, чтобы все отложили свои дела и услышали это сообщение.

    Спасибо за внимание, вежливо благодарит лектор своих слушателей.

И наверное, ты понимаешь, как важно быть внимательным и как плохо и часто опасно, быть невнимательным. Если ученик невнимательно слушает учителя, значит он не поймет задания и получит двойку. Невнимательный пешеход может попасть под машину. А что произойдет, если в цирке будет выступать невнимательный канатоходец, в больнице оперировать невнимательный хирург, а по пустыне, где полным-полно ядовитых змей, ходит невнимательный змеелов?

Но что же такое внимание? Ответить на этот вопрос непросто.

II Основная часть.

1. Определение понятия «внимание».

Что же имел в виду мудрец, когда произнес один раз слово «внимание», а потом повторил его дважды? Кто как считает? (Ответы детей).

Вы правы, дорогие ребята! Поверхностный человек смотрит на все, что его окружает, с одинаковым интересом, слушает все, что ему скажут, читает все, что ему попадает в руки, думает обо всем, что ему приходит в голову. А мудрый человек поступает по-другому – он направляет свое внимание только на самое важное.

Наверное, вы хорошо помните строчки из стихотворения С.Я.Маршака: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки» и т.д. О ком оно? Конечно о человеке рассеянном с улицы Бассейной. Рассеянным называют того человека, который перескакивает с одно на другое и не может сосредоточиться.

Что бы лучше понять, что такое внимание, представьте себе такую ситуацию. Вы – участники соревнований по бегу. (Вспомнить подобные ситуации на уроках физкультуры, в различных соревнованиях, во время отдыха).

Тебя и твоих соперников приглашают на беговую дорожку. «На старт!» - дает первую команду судья. И вы все занимаете правильную стартовую позицию. Следующая команда судьи «Внимание!» Что происходит в этот момент? Для тебя важно только одно – услышать выстрел стартового пистолета и тут же побежать. Но ты обязательно проиграешь, если в этот момент станешь рассматривать пролетающего мимо воробья, или подслушивать чей-нибудь разговор, или принюхиваться к запаху пирожков, которые проносит мимо трибун продавщица.

И точно так же любой человек не сможет ничего сделать, если не будет выбирать самое важное из всего, что он видит, слышит, чувствует, о чем думает. Внимание и помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент.

Кто знает как устроен светофор, и зачем он нужен? (Ответ детей). Правильно, горит красный цвет – значит стой. Горит зеленый – значит можно идти. А зачем загорается желтый цвет? (Рассуждения детей. Поощрение правильных ответов фразами: «Совершенно верно. Ты прав. Ты был внимательным. Ты верно думаешь и т.д.»).

2. Знакомство со свойствами внимания. (Работа с демонстративным материалом- диагностические игры)

Давайте мы сейчас займемся исследованием внимания. Представим внимание в виде луча прожектора. (На доске висят разные картинки и написан пример. Включить фонарик и направить его лучи на доску с примером). Тогда то, на что направлен луч этого прожектора, и входит в ваше внимание. Но можно быть очень внимательным, а можно быть внимательным слегка, чуть-чуть. А теперь, ребята, вы наверняка сможете ответить, зачем учителю нужна указка? (Ответы детей).

А сейчас я предлагаю вам выполнить задания, по которым можно определить, насколько хорошо у каждого из вас развита способность концентрировать свое внимание, насколько вы можете быть сосредоточенными.

У меня в руках круг, разделенный на четыре части. В каждой части нарисовано разное количество кружков. В этом задании надо в уме (без помощи пальцев или указки) сосчитать число кружков в каждой цветовой группе. Кто может сделать это быстрее и точнее, тот обладает большей концентрацией внимания. Готовы? Внимание? Как видите, я призываю вас сосредоточить, сконцентрировать свое внимание и приготовиться как можно быстрее и точнее сосчитать.

А теперь мы заставим быть внимательными и наши руки. Поиграем в игру, которая называется «Хлопай в ладоши». Мы потренируем свое внимание. Я буду называть разные предметы, а вы внимательно будете слушать и делать хлопок в ладоши только тогда, когда я назову какой-нибудь овощ. Даю три попытки. Кто ошибется три раза тот по-честному выходит из игры. Задание понятно? Приготовили ладошки. Внимание! Дом, лук…

Ребята! А теперь мне ответьте, когда труднее быть внимательным, если смотришь интересный, захватывающий фильм или когда учишь трудный и скучный урок? Почему?

Как вы видите, легче сосредоточить внимание на том, что для человека интересно. Как вы думаете, почему так происходит?

Представьте себе, что вы сейчас находитесь на уроке математики и решаете трудную задачу. Чтобы решить ее правильно, вам нужно сосредоточить свое внимание на условии задачи, вспомнить способы решения подобных задач, которые вы уже решали в классе, понять, какой из них подходит для решения именно этой задачи, заставить себя вдуматься в условие. И вдруг за окном гремит гром. Как вы думаете, решение задачи и дальше будет привлекать ваше внимание или вы отвлечетесь на звук грома? Как видите, легко переключить внимание на что-то необычное, а вот вернуться снова к решению задачи, опять сосредоточиться бывает намного сложнее.

А как вы думаете, ребята, может ли внимание направляться одновременно в разные стороны? Давайте немножко порассуждаем – может ли человек, внимательно делать какое-то одно дело и в то же самое время следить за окружающими или думать о чем-то постороннем?

Правильно, это не только возможно, но и необходимо в жизни на каждом шагу. Но я открою вам секрет. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, надо, по крайней мере, хотя бы одну работу уметь делать автоматически. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку. Например, мама может и телевизор смотреть, и на спицах вязать; ученик может слушать учителя и писать под диктовку слова, если, конечно, он хорошо знает правила их написания.

Умение распределять внимание у разных людей чрезвычайно различно. Одни люди могут легко делать два дела сразу, а другим это очень трудно. Погрузившись в одно дело, они решительно не в состоянии замечать ничего другого. Некоторые люди могут легко переходить от одного занятия к другому. Для других переход от одного дела к другому требует определенных усилий. Им необходимо настроиться, собраться с мыслями, что бы была тишина в помещении.

«Найди различия». (С использованием слайд).

Рассмотрите картинки. На первый взгляд эти две картинки совершенно одинаковые. Но если вы приглядитесь, то найдете много различий. Найдите эти различия. Заметим, сколько различий вы найдете за 3 минуты. (Можно это задание провести с соревновательным интересом – какой ряд больше назовет различий).

Можно вызвать к картинкам двух человек с каждого ряда (желательно с последних парт),

Команды могут помогать своим представителям.

Ну, что ж, ребята, вы очень быстро сумели сосредоточить внимание на той задаче, которая перед вами стояла. Это значит, что вы уже умеете концентрировать свое внимание на учебной задаче, которую вам ставит учитель. Думаю, что и следующие задания вы выполните не только быстро, но и правильно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Проводится игра «Кричалки – шепталки – молчалки».

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие наблюдательности,волевой регуляции, умения действовать по правилу.

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони красного, желтого и синего цвета. Это – сигналы. Когда психолог поднимает красную ладонь - «кричалку» - можно бегать, кричать, шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Обратить внимание детей на то, что двигаться надо, не задевая друг друга, уступая дорогу, чтобы не произошло несчастного случая.

3. Практическая часть (работа с раздаточным материалом – развивающая игра)

У каждого из вас на столах лежат игры с заданиями на определение концентрации внимания или сосредоточенности. В кругу нарисованы очень похожие предметы, которые отличаются какой-нибудь деталью. Возле каждого предмета нарисован маленький цветной кружок. Такие же предметы расположены по кругу. Возле каждого из них находится место для цветного кружка. Вам нужно внимательно посмотреть на предмет в кругу, заметить маленький цветной кружок возле него, найти такой же предмет по кругу и положить на него такой же цвета деревянный кружок. Если вы сделали задание правильно, то на круге-контроле совпадут все цвета.

Это очень сложная игра. Не расстраивайтесь, если у вас не получится. Мы еще поиграем в нее после урока или в другой раз.

Время, в течение которого сохраняется концентрация внимания, указывает на устойчивость внимания.

Во время игры психолог осуществляет индивидуальный подход к каждому ребенку, требующему помощи в осознании правил игры, способа действий, побуждая к самостоятельному контролю и оценки результатов своей работы. Приобщать к взаимоконтролю соседа по парте, оценивать свою работу и работу соседа, меняться заданиями после выполнения.

III . Заключительная часть.

Итог урока, оценка.

И так, мы познакомились с важной стороной психики – вниманием. Но внимание само по себе не бывает. Оно всегда связано с памятью (когда нам нужно что-нибудь запомнить), с мышлением (когда мы решаем какую-нибудь задачу), с воображением (когда мы отчетливо стараемся что-то представить себе), с восприятием (когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный образ или запах).

Без внимания жизнь была бы невозможна, потому что нельзя одновременно все видеть, все слышать, обо всем думать. Внимание дает человеку возможность выбирать. Оно делает его поведение разумным, направленным на что-то.

Теперь вы знаете многие свойства внимания, которые можно у себя развить. Не отчаивайтесь, если вам вдруг покажется, что вам трудно переключать внимание с одного дела на другое или сосредоточить внимание на выполнении какого-то трудного задания.

И, если вдруг у вас возникнут трудности при выполнении какой-нибудь задачи, то, скажите, что вы будете делать? (Ответы детей). Правильно, сразу попытайтесь вспомнить о том, что у вас есть внимание, попытайтесь сосредоточиться, подключить свою память, мышление, восприятие, воображение – вспомните, какими способами вы решали подобные задачи в классе, выделите, какой способ подходит вам и приступайте к решению. Я уверенна – у вас все получится! Не получается только у того, кто не хочет или не умеет себя заставить.

Помните! Внимание можно развивать путем тренировки. И заниматься такой тренировкой вам нужно уже сейчас, тогда в будущем вам будет легко выполнять сложные задания.

Домашнее задание.

Вот дома вы и потренируетесь. У каждого из вас на столах лежат задания на тренировку

внимания. Это различные лабиринты, путаницы, картинки с пропущенными линиями (зашумленные /сенсибилизированные предметные картинки) и др. Вы можете подобные игры находить в различных журналах, газетах, книгах и тренировать свое внимание постоянно.

Мне очень интересно было сегодня с вами исследовать ваше внимание. Я заметила, как вы старались внимательно меня слушать, никто не нарушал правил, как вы пытались как можно лучше выполнить задание. Поэтому, мы с вами так много сделали заданий да еще и поиграть успели! Вот, что значит, если вы все были внимательные.

Помните о том, что вы многое сможете, если захотите! Успехов вам в учебе!

Я благодарю вас за проявленный интерес к психологии. Мне было очень приятно с вами пообщаться. До новых встреч! Спасибо за внимание!

Используемая литература.

Архипова И.А. «Психодиагностическая работа в начальной школе». С-Пб,1994

Матвеева Л.А.

Битянова М.Р. «Работа психолога в начальной школе». М., 2001

Азарова Т.В.

Афанасьева Е.И.

Васильева Н.Л.

Венгер А.Л. «На что жалуетесь?». М., 2000

Вергелис Г.И. «Младший школьник: помоги ему учиться». С-Пб., 2000

Матвеева Л.А.

Волков Б.С. «Психология младшего школьника». М., 2002

Жутикова Н.В. «Психологическая помощь школе». М., 2001

Коноваленко С.В. «Как научиться думать быстрее и запомнить лучше». М., 2002

Лютова Е.К. «Шпаргалка для взрослых». М., 2000

Монина Г.Б.

Мазепина Т.Б. « Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах,

тестах». Ростов-на-Дону, 2002

Матюхина М.В. «Мотивация учения у младших школьников». М., 1984

Матюгин И.Ю. «Как развивать внимание и память вашего ребенка». М., 1993

Аскоченская Т.Ю.

Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе». М., 2001

Охитина Л.Т. «Психологические основы урока». М., 1997

Полуянов Ю.А. «Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности

Матис Т.Я. М., 2001

Салмина Н.Г. «Психологическая диагностика уровня развития детей младшего

Филимонова О.Г. школьного возраста». М., 2002

Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Дубна,2000

Семаго Н.Я. «Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной

Семаго М.М. работы психолога». М., 2003

Соколова Е.Т. «Проективные методики исследования личности». М., 1987