Записка на физкультуру. Записка на физкультуру в школу от родителей образец

Принцип сознательности и активности . Назначение принципа в физи­ческом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занима­ющихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания.

Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обуче­нии и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и дви­гательная.

Принцип доступности и индивидуализации в физическом вос­питании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям зани­мающихся.

При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной трениро­вочной нагрузки и определена мера доступности задания.

Специфические принципы физического воспитания: непрерывности системного чередования нагрузок и отдыха, постепенности, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, цикличности, возрастной адекватности.

«Принцип» - это наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания.

1. Принцип непрерывности . Первое положениепринципа непрерывности - процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.

Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям. При построении учебного процесса определение последовательности обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должно основываться на знаниях и учете положительного и отрицательного «переноса» навыков и физических качеств. В возрастном и многолетнем плане последовательность в построении процесса физического воспитания заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой (специализированной) подготовке. Последовательность решения задач физического воспитания в масштабе занятий (урок) определяется «следовыми» явлениями, остающимися после выполнения видов физических упражнений 2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (накопления) этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным, так как двигательно-координационные связи очень нестойки и быстро угасают при их не подкреплении.



2. Принцип постепенности (постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий) – подразумевает, систематическое повышение требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок. Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат приспособительные (адаптационные) функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспособился. Важно выб­рать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма. Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.



3. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динами­ки суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспита­ния.

1. Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического
воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызы­вало негативных отклонений в здоровье.

2. По мере адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода
приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагруз­ки.

3. Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или времен­ное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.

Вышесказанное дает основание для использования в физичес­ком воспитании двух форм динамики суммарной нагрузки: сту­пенчато восходящую и волнообразно восходящую.

4 . Принцип цикличности (циклического построения занятий). Процесс физического воспитания - это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов:микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха;мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.

5. Принцип возрастной адекватности - этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст). В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств периоды, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств.

Общеметодическими принципами обучения, называются руководящие поло­жения, которые относятся ко всему процессу обучения в целом. Эти руководящие положения не что иное как отражение в практике физического воспитания физи­ологических и психических закономерностей формирования человека.

Важнейшими принципами обучения являются принцип сознательности и ак­тивности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности, принцип динамичности (постепенного повышения требо­ваний)

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспита­нии состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной дея­тельности, а также побуждать их к оптимальной активности. Учение предполагает единство сознательности и активности обучаемого, поскольку сознательность без активности есть созерцательность, а активность без сознательности - хаос, суета. 1

Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:

1.Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий. Основной предпосылкой сознательного отношения к деятельности является мотивация. Мотивы, побуждающие за­ниматься физическими упражнениями, разнообразны. У взрослых мотивацию определяют забота об укреплении здоровья, повышении работос­пособности, стремление к доминированию, совершенствованию, потреб­ность в организации досуга. Вместе с осмыслением сущности физкультур- 1 ной деятельности развивается и устойчивый интерес к ней. Раскрыть суть I задания - значит, показать его необходимость как одного из очередных шагов на пути к достижению поставленной цели и добиться осмысления ус­ловий, определяющих его выполнение.

2.Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное исполь­зование сил при выполнении физических упражнений. Ведущая роль в оценке и корректировании действий занимающихся принадлежит препо­давателю, а успех дела зависит от самооценки, от способности своевре­менно и точно оценивать пространственные, временные и динамические параметры движений по ходу выполнения упражнения.

3.Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к процессу физического совершенствования. Активность обусловлена за­интересованностью. Чтобы активизировать обучаемых, следует так пост­роить обучение, чтобы усвоение последующего материала было затрудне­но, если не усвоен предыдущий.



Большую роль в активности занимающихся играют систематическая оценка и поощрение достигнутых ими результатов.

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

Основная задача наглядности в обучении физическим упражнениям - создать яркий образ движения, еще не знакомого занимающимся. При обучении физи­ческим упражнениям различают две формы наглядности: а) непосредственная; б) опосредованная.

Эти формы тесно взаимосвязаны и по своему воздействию переходят одна в другую. Но первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности имеет

непосредственная наглядность. Она обеспечивается в процессе физического вос­питания натуральной демонстрацией физических упражнений.

Опосредованная наглядность предполагает использование рисунков, схем, кинограмм и др., а также специальных технических средств; использование об­разного слова. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.



ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании озна­чает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физическо­го воспитания возможностям занимающихся.

Особое значение этого принципа в области физического воспитания обуслов­лено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности и индивидуали­зации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вме­сте с тем, это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и достижения намеченных целей.

Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются:

1)Объективные показатели: показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы и др.); показатели тренированности (динамика спортивных результатов, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ - жизненная емкость легких и др.).

2)Субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание трениро­ваться и др.).

ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ

Суть этого принципа заключается в регулярности занятий и системе чередо­вания нагрузок с отдыхом, а также в последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.

Соблюдать принцип систематичности в обучении - значит располагать учеб­ный материал в такой последовательности, которая помогла бы усвоению новых знаний, умений и навыков на основе предыдущего опыта.

Оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен. Непрерывность обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха.

Систематичность в обучении означает регулярность проведения учебных за­нятий, в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые при­водят к утрате положительного эффекта занятий. Эффект каждого последующего занятия должен "наслаиваться" определенным образом на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их.

ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ (ДИНАМИЧНОСТИ)

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к за­нимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в поста­новке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нараста­нии объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Необходимо регулярное обновление заданий с общей тенденцией к росту на­грузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, из­меняясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом - повы­шение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.

Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для вы­полнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенство­вать приобретенные ранее умения и навыки.

Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физи­ческого воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воз­действием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивно­сти нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия (в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление), то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестрой­ки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и "сверхвосстановления" .

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологичес­кие сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит "экономизация фун­кций": функциональные возможности организма, возросшие в результате при­способления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Но как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать "избы­точную компенсацию", она уже не может служить основным фактором положи­тельных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагруз­ки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.

УСЛОВИЯ УСЛОЖНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАГРУЗОК

Основные условия повышения требований в процессе физического воспита­ния уже рассматривались в связи с анализом принципов доступности, индивиду­ализации и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможно­стей организма. Непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть также значение прочности приобретаемых навыков и адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств. Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптацион­ные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий, уровень тре­нированности. При этом для различных функциональных и структурных измене­ний требуются неодинаковые сроки. Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. При этом возможны различные формы постепенного повыше­ния нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая и волнообразная. Исполь­зование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различ­ных этапах физического воспитания.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте отдельных принципов.

Принцип сознательности и активности формулирует общую предпосылку реализации всех других принципов физического воспитания, ибо сознательное и активное отношение занимающихся к делу обусловливает доступность учебного материала, прочность приобретаемых знаний, умений и навыков, связь предыду­щего с последующим, установку на дальнейший прогресс и т. д. С другой сторо­ны, активная деятельность занимающихся лишь тогда может считаться по-насто­ящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной цели, когда она согласу­ется с требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности. Столь же тесная связь объединяет и другие принципы. Так, вне учета принципа доступности и индивидуализации немысли­мы ни выбор рациональной последовательности, ни прогрессирование нагрузок. В свою очередь, границы доступного раздвигаются на основе реализации принципов систематичности и прогрессирования. Отсюда следует, что ни один из ука­занных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действен­ность каждого из них.

Вполне очевидно, что действенность любого педагогического средства зави­сит во многом от метода его применения. Специфические методы физического I воспитания неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и вос­питание не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагоги­ческих средств - слова и сенсорно-образных воздействий ("наглядности"), при­чем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенно­сти. Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые в процесс физического воспитания.

Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания, которые мы подробно рассмотрим в этой статье.

Принцип непрерывности процесса физического воспитания.

Принцип непрерывности в физическом воспитании основывается на следу­ющих основных положениях:

1. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.

Реализация этого положения в процессе физического воспитания оп­ределяется дидактическими правилами: «от лёгкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Их грамотное выполнение обеспечивает успех в решении об­разовательных задач физического воспитания.

Воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости (координа­ционных способностей), гибкости требует строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие каждого физичес­кого качества происходит в результате адаптационных функциональ­ных и морфологических изменений в организме. Это предусматривает строгую последовательность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются более высокие, чем те, к кото­рым организм привык.

2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специ­алистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий, обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения раз­рушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. Перерыв между занятиями должен быть минимальным, так как должен наслаиваться эффект от предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (накопление) этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов отдыха, разделяющего занятия.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными ва­риантами отдыха между занятиями, ординарный (полный) отдых обес­печивает восстановление работоспособности занимающихся к началу следующего занятия. Суперкомпенсаторный отдых обеспечивает по­вышенную работоспособность (суперкомпенсацию), наступающую при определённых условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более зна­чительную, чем на предыдущем, нагрузку. Необходимо учитывать гетерохронность (разновременность) восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно так построить систему заня­тий недельного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрица­тельных последствий и достигался положительный эффект.

Для сохранения повышенного уровня функционирования различ­ных систем организма нужны повторные нагрузки через строго опре­делённые интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха меж­ду нагрузками произойдёт реадаптация — возможность организма вер­нуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Системати­ческое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ре­сурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем приведет к перетренированности и более глубоким патологичес­ким явлениям. Наилучшим интервалом отдыха будет такой промежу­ток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании фи­зических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться толь­ко оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоя­тельств в определённые моменты бывают полезными и ординарные, и укороченные «жёсткие» интервалы.

Таким образом, специфическим для реализации принципа систем­ного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспитании явля­ется построение чёткой системы и последовательности воздействий с учётом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа, как:

— рациональная повторность заданий;

— рациональное чередование нагрузок и отдыха;

— повторность и вариативность заданий и нагрузок.

Принцип постепенного наращивания развивающетренирующих воздействий

Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счёт повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат при­способительные (адаптационные) функциональные перестройки в орга­низме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величи­не (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспо­собился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособи­тельные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превы­шению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятель­ности организма человека. Например, у начинающих спортсменов при­рост силы происходит в одинаковой степени и при умеренно больших и околопредельных отягощениях.

В этом случае не имеет смысла применять околопредельные и пре­дельные нагрузки во избежание перенапряжения систем организма, которые к ним не подготовлены (сердечно-сосудистая система, опор­но-связочный аппарат и др.). Следует заметить, что повышенная на­грузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы ор­ганов. Одни из них справляются с новыми, повышенными требования­ми сравнительно легко и быстро, другие — наоборот. При этом функци­ональные перестройки протекают быстрее, морфологические — медлен­нее. Динамика повышения нагрузки должна согласовываться со степе­нью и с характером указанной гетерохронности приспособительных пе­рестроек отдельных систем организма.

Для совершенствования двигательных действий в процессе обуче­ния характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приёма, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быс­троты, гибкости и т.д.).

В основе совершенствования двигательных навыков лежит процесс образования различных функциональных систем, соответствующих каждый раз требованиям меняющихся условий осуществления навы­ков. Следовательно, должно быть систематическое изменение и услож­нение требований и заданий по повышению изученных двигательных действий. Успешное и длительное совершенствование двигательных на­выков указанным путём невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов.

Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе- тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объёма и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

Из этого принципа вытекает два основных положения, в соответс­твии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания:

1. Осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний, умений, навыков в практической жизни.

2. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого, актив­ного отношения к процессу физического совершенствования.

Принцип наглядности

Наглядность означает привлечение органов чувств человека в про­цессе познания. Наглядность включает 3 формы: зрительную, звуко­вую и двигательную.

Зрительная наглядность (показ движений в целом и по час­тям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофиль­мов и др.) содействует уточнению пространственных и пространствен­но-временных характеристик движений. Роль зрительной нагляднос­ти исключительно важна на начальных этапах овладения новыми дви­гательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совер­шенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей диф- ференцировки движений.

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет важное значение для уточнения временных и ритмических ха­рактеристик двигательных актов. Человек запоминает 15% информа­ции, получаемой им в речевой форме, и 25% - в зрительной. Если обе формы используются одновременно, он может воспринять 65% от со­держания этой информации.

Двигательная наглядность. Ее значение исключительно вели­ко, особенно при обучении новым сложным двигательным действиям. Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она на­ряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.

Принцип доступности и индивидуализации

При реализации принципа доступности спортивному педагогу необ­ходимо учитывать физическую подготовленность занимающихся, как они переносят нагрузку, и какой объём могут выполнить. Необходимо также учитывать интеллектуальное развитие занимающихся, их субъ­ективные установки, целеустремлённость, желание и волевое проявле­ние в освоении двигательных действий.

К числу принципов, отражающих идейные основы системы вос­питания и образования, необходимо отнести о Они предусматрива­ют использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гар­монического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.

Краеугольные положениясоциальных принципов воспитательной стратегии общества от­ражены в общих принципах системы физического воспитания (принцип всестороннего развития личности, принцип оздорови­тельной направленности, принцип прикладности).

Общепедаго­гические принципы, отражающие основные закономерности обу­чения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспита­ния.

Принцип сознательности и активности . Назначение принципа в физи­ческом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занима­ющихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания.

Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обуче­нии и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и дви­гательная.

Принцип доступности и индивидуализации в физическом вос­питании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям зани­мающихся.

При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной трениро­вочной нагрузки и определена мера доступности задания.

Специфические принципы физического воспитания очерчивают ряд спе­цифических закономерностей физического воспитания, и выте­кающие из них правил»

Принцип непрерывности процесса физического воспитания. Сущность принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях.

1. Первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспитания является целостной систе­мой, в которой предусматривается последовательность в проведе­нии занятий физическими упражнениями.


2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построе­нии системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражне­ниями.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха . Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физи­ческого воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями, а также величиной и направ­ленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью.

Для сохранения повышенного уровня функционирования раз­личных систем организма нужны повторные нагрузки через стро­го определенные интервалы отдыха. Этим определяются такие методические пути реализации принципа, как: рациональная повторность заданий; рациональное чередование нагрузок и отдыха; повторность и вариативность заданий и нагрузок.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий . Данный принцип обусловливает необходимость систематичес­кого повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет по­вышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функци­ональной деятельности организма человека.

Для совершенствования двигательных действий в процессе обучения характерно не только систематическое совершенствова­ние деталей технического приема, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быстроты, гибкости и т.д.).

Таким образом, принцип постепенного наращивания развива-юще-тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, уве­личения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функ­циональных возможностей организма.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок . Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динами­ки суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспита­ния.

1. Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического
воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызы­вало негативных отклонений в здоровье.

2. По мере адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода
приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагруз­ки.

3. Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или времен­ное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.

Вышесказанное дает основание для использования в физичес­ком воспитании двух форм динамики суммарной нагрузки: сту­пенчато восходящую и волнообразно восходящую.

Принцип циклического построения занятий. Процесс физического воспитания - это замкнутый кругово­рот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соот­ветствии с этим различают три вида циклов: микроциклы (недель­ные), мезоциклы (месячные), макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.

Физическая культура - это предмет (урок), который присутствует в расписании каждого школьника. Также физкультура есть в высших и средних учебных заведениях. Посещать данный урок должен каждый ученик или студент. Однако у некоторых людей может быть освобождение от физкультуры. В данной статье речь пойдет именно об этом. Вы узнаете, как получить освобождение от физкультуры в школе или другом учебном заведении. Также ознакомитесь со сроками таких ограничений и образцом справки.

Освобождение от урока физкультуры

Физкультура является предметом, во время занятий которым человек проявляет свою физическую активность. В некоторых случаях ученику могут быть противопоказаны подобные нагрузки. Именно тогда и дается освобождение от физкультуры. Образец данной справки в каждом свой. Учебное заведение не устанавливает свои ограничения и условия составления таких документов.

Как составляется освобождение от физкультуры?

Для начала стоит сказать, что срок ограничения физических нагрузок может быть разным. Все зависит от того, насколько тяжелая травма или заболевание было перенесено учеником. Освобождение от физкультуры в школе или высшем (среднем) учебном заведении должно выглядеть следующим образом.

В верхнем правом углу указываются данные медицинского учреждения, которое выдает подобную справку. Обязательно пишется полное наименование. Чаще всего такие бланки уже напечатаны заранее. Врачу необходимо будет лишь вписать данные ученика и его диагноз.

Ниже указывается тип справки. В нашем случае это освобождение. Данное слово написано посередине справки.

После этого идет произвольная форма изложения диагноза. Обязательно указывается полные фамилия, имя и отчество пациента, а также год рождения. Все эти данные записываются в дательном падеже.

После индивидуальных данных записывается диагноз или перенесенное заболевание. Также здесь должно быть обозначено, на какое время дано освобождение от физкультуры.

В нижней части справки ставится дата выдачи документа, подпись врача и печать медицинского учреждения. Только при наличии индивидуального штампа документ считается действительным.

Кому дается освобождение от физических нагрузок?

Освобождение от физкультуры в вузе или школе дается тем ученикам, которые перенесли простудное или вирусное заболевание. Также при хронических недугах может быть получена такая справка. Иногда освобождение от физкультуры вовсе не требует наличия документа. Рассмотрим индивидуальные случаи и сроки получения освобождения.

Минимальный срок освобождения

Освобождение от физкультуры в вузе или старших классах школы может быть получено каждой девочкой во время критических дней. В этот период нельзя подвергать организм сильным физическим нагрузкам. Иногда такое освобождение может быть частичным и распространяться лишь на определенные виды упражнений.

Также освобождение на короткий срок от занятий физической культурой может быть выдано непосредственно преподавателем. Если ученик чувствует себя плохо: у него повысилось давление или ощущается слабость, учитель разрешает не нагружать свой организм. Чаще всего данное освобождение дается лишь на одно занятие. Уже к следующему уроку ученик должен почувствовать себя гораздо лучше либо принести справку из медицинского учреждения.

Освобождение на одну или две недели

Данное ограничение в может быть показано после перенесенных вирусных или бактериальных заболеваний. Так, после ОРВИ, ОРЗ, бронхита или воспаления дыхательных путей выдается освобождение от занятий физической культурой на срок до двух недель. Стоит отметить, что справка может быть дана и на одну неделю. Все зависит от тяжести перенесенной инфекции и проводимого лечения.

Подобная справка выдается лечащим педиатром или терапевтом. Она не является особенно серьезным документом и считается действительной при наличии личной печати доктора.

Освобождение сроком на один месяц

Данный срок ограничения физических нагрузок может быть действителен при перенесенных заболеваниях вирусного характера. Так, краснуха, ветрянка, корь и другие довольно серьезные недуги обязывают к освобождению от занятий физкультурой. Также справка выдается сроком на один месяц в том случае, когда ученик перенес незначительное хирургическое вмешательство: удаление аппендикса, и некоторые другие операции.

В данном случае освобождение должно быть подтверждено не только педиатром или терапевтом, но и главным врачом медицинского учреждения. Такие справки всегда имеют печать стационара, в котором проводилось лечение.

Освобождение на три месяца

При получении некоторых травм или после операций может быть рекомендовано ограничение от физической нагрузки сроком до трех месяцев. Так, легкое сотрясение, травма рук или ног, вывихи и другие недуги обязывают отказаться от урока физкультуры на указанный срок.

В этом случае справка должна быть заверена специальной комиссией врачей, которые после осмотра и изучения истории болезни принимают решение, на какое время стоит освободить ученика от нагрузок.

Ровно на один год

Такая справка также должна быть выдана специальной независимой комиссией. Подобное освобождение выдается при серьезных травмах или врожденных дефектах грудной клетки, рук, ног. Также при заболеваниях пищеварительной системы может быть выдано освобождение на данный срок. При этом ограничение бывает частичным. Все зависит от тяжести заболевания.

По истечении указанного срока может быть повторно получена такая справка. В этом случае освобождение дается на срок, который устанавливает врачебная комиссия.

Пожизненное освобождение от занятий

Такое освобождение от физических нагрузок дается только инвалидам или детям с врожденными дефектами. Так, при эпилепсии, заболеваниях нервной системы, психических отклонениях, повышенной гиперактивности может быть получена такая справка.

Выдается она независимой комиссией после предварительного широким кругом специалистов. Часто такие документы предоставляются уже во время поступления в учебное заведение. В этом случае вам не придется дополнительно посещать врачей и получать документ, освобождающий вас от физических нагрузок.

Подведение итогов и небольшое заключение

Итак, теперь вы знаете, как написать освобождение от физкультуры. В некоторых случаях может быть достаточно банального заявления родителей, в котором они указывают причину ограничения нагрузки. Такое освобождение бывает коротким. Для более длительного ограничения необходимо пройти обследование и получить врачебную рекомендацию.

Получайте освобождение от физкультуры при наличии определенных показаний. Не подвергайте свой организм нагрузкам, если этого делать нельзя. В противном случае могут появиться неприятные последствия и осложнения. Занимайтесь физкультурой правильно и будьте здоровы!