Железная дорога некрасов план. Некрасов железная дорога анализ стихотворения

Урок литературы в 6 классе. (Программа В.Я.Коровиной).

Тема

Концепция

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе. (Программа В.Я.Коровиной). Подготовила учитель МОУ СОШ №35 Фирсова Е.В.

Тема : «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». Н.А.Некрасов – поэт-гражданин. (По произведению Н.А.Некрасова «Железная дорога»). (2 часа).

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой.

(Стихотворение «Поэт и гражданин»

Н.А.Некрасова).

Концепция : показать, что Н.А.Некрасов является поэтом-гражданином, человеком неравнодушным к судьбе своего народа, сумевшем правдиво рассказать о его жизни; показать, в чём назначение человека, что такое созидание, творчество, какой ценой создаётся всё ценное, что такое труд.

Цели урока.

Обучающие:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.
  2. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста.
  3. Сформировать мнение о Н.А.Некрасове как о поэте и человеке.
  4. Научить сопоставлять текст с произведениями живописи.
  5. Научить оперировать понятиями: риторический вопрос, антитеза, ирония, патетика, сравнение, эпитет, олицетворение.

Развивающие;

  1. Развивать в детях наблюдательность, творческое воображение.
  2. Развивать умение чётко излагать и объяснять свои мысли, делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитать гражданственность, патриотизм.
  2. Воспитать активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.
  3. Воспитать уважение к людям труда.

Оборудование и наглядность:

  1. Презентация по биографии Н.А.Некрасова.
  2. Репродукция картины К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» и другие иллюстрации к стихотворению.
  3. Портреты Н.А.Некрасова, П.А.Клейнмихеля.
  4. Тест для проверки знаний, полученных на уроке (презентация и в печатном варианте).

Предварительное задание к уроку:

  1. Прочитать биографию Н.А.Некрасова на стр. 226-228 учебника.
  2. Чтение стихотворения «Железная дорога» Н.А.Некрасова и составление простого или сложного плана.
  3. Повторить термины: сравнение, эпитет, олицетворение, риторический вопрос, антитеза.
  4. Индивидуальные задания:
  • Подготовить рассказ об истории создания стихотворения, истории строительства железной дороги между Петербургом и Москвой.
  • Словарная работа со словами из текста.
  • Рассказ о страницах биографии поэта.

Ход 1 урока.

1.Вступительное слово учителя.

Н.А.Некрасов – достойный сын своего народа, достойный гражданин своего отечества. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу народа и остался верен этой теме навсегда. Он открыл для русской поэзии нового героя – простого человека, русского мужика, труженика. Этот герой стал центральной фигурой его поэзии.

2.Сообщение учащегося о страницах жизни и творчества поэта.

3.Эпиграф к главе учебника-хрестоматии:

Воля и труд человека

Дивные дивы творят. (Н.А.Некрасов).

  • О чём хотят сказать нам авторы учебника, выбирая в качестве эпиграфа эти слова Некрасова?

(Сильная воля и неутомимый труд сделали Некрасова, который даже не окончил и курса гимназии и приехал в Петербург, не имея средств на жизнь, состоятельным человеком, одним из самых образованных и авторитетных писателей и редактором крупнейших в стране журналов).

Мы будем знакомиться на уроке с новым произведением, главное в котором – созидание с помощью воли и труда. Это стихотворение «Железная дорога».

4.Сообщение о строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, об истории создания стихотворения. (Слово «историку»).

(Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, и они стали свободными. Что же изменилось в их жизни? И Некрасов с горечью вынужден был признать, что свобода не принесла народу облегчения. Но поэта не оставляла надежда на то, что новые поколения, избавившись от рабства, станут свободными и сумеют самостоятельно определить свой жизненный путь:

Хочешь – останешься век мужиком,

Сможешь – под небо взовьёшься орлом.

(«Свобода»)

Однако Некрасов понимал, что сделать это очень не просто. Ведь в ходе проведённой реформы крестьяне не получили достаточных наделов земли, которые могли бы их прокормить, и вынуждены были искать любую возможность заработать. Одни шли на заводы и фабрики, другие на строительство дорог и т.п.

Всего этого не мог не видеть Некрасов. В 1864 году он написал стихотворение «Железная дорога». В его основу поэт положил факты, связанные со строительством Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург, в 1842 – 1851 годах, то есть ещё во время существования крепостного права. Почему же Некрасов обратился к уже прошедшим временам? Вероятнее всего, он хотел подчеркнуть, что и после освобождения народа мало что изменилось: тот же нечеловеческий труд, те же невыносимые условия, в которых приходилось работать, тот же произвол всякого рода подрядчиков, десятников и проч. Но самое главное – поэт решил воспеть героический труд народа и показать, кто же является истинным созидателем материальных ценностей, в том числе и железных дорог.

Строительством Николаевской железной дороги руководил известный своей жестокостью граф Клейнмихель. Стремясь как можно скорее закончить строительство и тем самым угодить царю Николаю 1, он был беспощаден к рабочим. Вот что рассказывал близкий знакомы Некрасова инженер В.Панаев, который сам работал на этой стройке:

«Землекопы преимущественно нанимались в Витебской и Виленской губерниях из литовцев. Это был самый несчастный народ по всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать, вознаграждения».

Факты, приведённые в рассказе инженера Панаевым и отражённые в «Железной дороге», не были единичными. Вот, например, что писал в 1860 году Н.Добролюбов в статье «Опыт отучения людей от пищи» об условиях, в которых велось строительство Волго-Донской железной дороги:

«Рабочие живут в выкопанных в земле ямах: в этих ямах устроены по обеим сторонам нары, и на них нет соломы, ни рогожек: под боком доска, в голове – кулак. Шалаши сделаны с такой небрежностью, низки, тесны и без отверстий для воздуха. Шалашей сделано мало: по 20 человек лежат в каждом из них, а когда число заболевших возрастает и привозят новых людей, им приходится лежать на земле и ждать, пока не состроят новые помещения… Распорядители нашли нужным расставить военных казаков по всем пунктам пребывания рабочих, и даже около лазарета стоят два казака с саблями и нагайками…Больных возят на одной телеге четверых по пыльной, знойной степи, за 25 вёрст. Лазарет – просто собачьи конуры».

Таким образом становится понятно, что в основе произведения Некрасова лежат реальные факты.

5.Рассказ учителя о поэтических произведениях других поэтов, посвящённых строительству железных дорог в России, этому чуду цивилизации.

Стоит только сравнить стихотворение о железной дороге со стихами, написанными в эпоху Некрасова другими поэтами, мы сразу же в силу контраста, почувствуем, как должно было поразить современников стихотворение «Железная дорога» своей необычностью и смелой новизной.

Припомним наиболее заметные из тогдашних стихов, связанных железнодорожной тематикой.

Самое раннее появилось через месяц, после того как в феврале 1842 года был подписан указ о строительстве первой крупной магистрали Санкт-Петербург - Москва.

Думой сильного владыки,

Волей бога самого,

Совершайся труд великий,

Света знаний торжество!

Лягте, горы! Встаньте, бездны!

Покоряйся нам, земля!

И катися, путь железный,

От Невы и до Кремля!

Дорога была закончена в 1851 году. Понемногу о железной дороге стали говорить по-домашнему, интимно, лирично, без патетики. Именно такие стихи посвятил железной дороге Яков Полонский:

Мчится, мчится, железный конёк!

По железу железо гремит.

Пар клубится, несётся дымок;

Мчится, мчится железный конёк, -

Подхватил, посадил да и мчит…

……………………………………

Вон навстречу несётся лесок,

Через балки грохочут мосты,

И цепляется пар за кусты;

Мчится, мчится железный конёк,

И мелькают, мелькают шесты.

У другого замечательного лирика А.А.Фета тоже есть стихотворение «Железная дорога». Железная дорога доставляет ему одни радости. Ему милы и паровозные искры, и снежные дали, и озарённые луною деревья, но милее всего встреча в вагоне с милой, привлекательной женщиной:

Мороз и ночь над далью снежной,

А здесь уютно и тепло,

И предо мной твой облик нежный

И детски чистое чело.

Полны смущенья и отваги,

С тобою, кроткий серафим,

Мы через дебри и овраги

На змее огненном летим.

…………………………………….

И серебром облиты лунным,

Деревья мимо нас летят,

Под нами с грохотом чугунным

Мосты мгновенные гремят.

В стихотворении Некрасова тоже есть пейзаж. Но за всеми этими пейзажами Некрасов видит такое, чего не видели и не могли увидеть ни Шевырёв, ни Полонский, ни Фет.

  • Так в чём же необычность и смелая новизна некрасовского стихотворения о железной дороге?

Давайте внимательно вчитаемся в строки стихотворения «Железная дорога» Н.А.Некрасова.

6.Проверка домашнего задания - составление планов стихотворения.

Возможные варианты плана:

План (сложный).

1. «Славная осень!»

2. «Вы мне позвольте при лунном сиянии правду ему показать!»:

а) «голод согнал сюда массы народные»;

б) нечеловеческий труд строителей железной дороги;

в) «научись мужика уважать»;

г) вера поэта в будущее России.

4. Презрение генерала к простому народу.

5. Эпилог.

План (простой).

1. «Славная осень!». Осенний пейзаж.

2. «Божии ратники, // Мирные дети труда!». Сон Вани.

3. «Захохотал генерал!». Диалог-спор автора с генералом.

4. «Отрадная картина». Описание праздника.

  • Из скольких частей состоит стихотворение? (Из 4-х).

7.Словарная работа. Слово «лингвисту» (учащийся).

Ядрёный – свежий, здоровый.

Кочи – кочки.

Обаяние – незнание правды, неведение.

Колтун – волосы, сбившиеся в плотный ком.

Заступ – лопата.

Десятник – старший над группой рабочих.

Лабаз – помещение для хранения муки и зерна.

Лабазник – торговец, владелец лабаза.

Подрядчик – лицо, нанявшее рабочих.

Присадистый – приземистый, плотный.

Недоимка – долги, то, что рабочие по подсчётам остались должны.

Ватикан – дворец Папы Римского.

Колизей – цирк в Риме, построенный в античные времена.

Святой Стефан – собор в столице Австрии Вене.

Аполлон Бельведерский – скульптура, изображающая античного бога Аполлона.

Термы – бани в древнем Риме, являвшиеся также спортивными, общественно-культурными заведениями.

8. Работа с эпиграфом к стихотворению.

Что же предваряет текст стихотворения? (Эпиграф).

В чём особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога).

Кто участвует в диалоге? (Отец и сын).

На что настраивает нас эпиграф? О чём пойдёт речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (Какой замечательный человек этот Пётр Андреич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу).

Действительно ли об этом рассказано в стихотворении? (Нет. В стихотворении говорится, что строителем дороги является народ, а граф лишь руководил работой).

Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда, народного труда.

К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги является многострадальный народ).

9.Выразительное чтение 1 главы стихотворения (учащийся или использование фонохрестоматии).

10.Анализ 1 главы.

  • Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части? (Осенний пейзаж).
  • Каким настроением проникнута? (Бодрости, ясности, покоя).
  • Какое восклицание появляется дважды? («Славная осень!»).
  • Какая строка передаёт состояние умиротворения? («Всё хорошо под сиянием лунным»).
  • Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части? (Это образ родной природы, поэт любит свою Родину, восхищается всем увиденным, любит не за дивные красоты, а потому, что это его Родина. Как любят мать. Называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь).
  • Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? (Эпитеты: «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух», «лёд неокрепший», «речка студёная», «морозные ночи». Сравнения: «лёд словно тающийсахар», «листья лежат, как ковёр», «около леса, как в мягкой постели, выспаться можно». Радостное, бодрое настроение. Ощущение даже вкуса свежего морозного воздуха).
  • Какое слово выбивается из этого ряда? («Безобразие»).

«Нет безобразья в природе», значит где-то оно есть? Это слово-сигнал. Что-то должно произойти на фоне этого славного осеннего пейзажа. Выяснить это поможет 2 глава.

Ход 2 урока.

11. Работа над 2 главой стихотворения.

Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, по содержанию?

(В 1 части мы восхищаемся осенним пейзажем, во 2 – ужасаемся картинам подневольного труда. Они как бы противопоставляются друг другу – приём антитезы (контраста). 2-я часть начинается с обращения «Добрый папаша!», происходит резкий переход от изображения картин осени в приподнятом духе к разговорной интонации, к обращению к генералу)

По словам современников Некрасова, в основу стихотворения был положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца с сыном о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов решил вмешаться в разговор и устами лирического героя открыть правду («при лунном сиянии правду ему показать») мальчику-попутчику Ване, кто же на самом деле является создателем железной дороги. Эту правду о реальной жизни, по мнению автора, имеет право знать и Ваня, и дети вообще.

Какая строка начала 2 части отсылает нас к эпиграфу и опровергает слова папаши?

(«Труд этот, Ваня, был страшно громаден - // Не по плечу одному!»)

(Сон Вани, фантастический образ царя Голода, толпы мертвецов в лунную ночь, их пение, образ белоруса).

В чём проявляется власть этого царя?

Водит он армии, в море судами

Каменотёсцев, ткачей. (Олицетворение).

(Голод заставляет людей выполнять часто тяжёлую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей.

С одной стороны, голод убивает людей, с другой стороны, голод творит, так как заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое).

Какова цена строительства железной дороги?

…………………………………………….

Многие - в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

(Антитеза: жизнь противопоставлена гробу, т.е. смерти. Здесь выражена мысль о том, какой тяжёлый труд, какое напряжение всех сил требуется для созидания, чтобы вдохнуть жизнь в «эти дебри бесплодные», что такое труд, какой ценой создаётся всё ценное.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

С чем обращается толпа мертвецов к живущим? Сон Вани.

(Во сне Ваня видит фантастическую картину – толпу мертвецов, бегущих по сторонам дороги при свете луны, в которой обозначается вполне реалистичная картина угнетения народа.

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной.

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мёрзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…

Песня мертвецов звучит как исповедь, как наказ потомкам, а так же как упрёк тем, кто забыл истинных строителей дороги. Из песни мы узнаём о тяжёлых условиях, в которых работали строители железной дороги, о жестокостях начальства, о том, как много людей погибло на этом строительстве, чтобы другие могли ездить на поездах, т.е. «плоды пожинать».)

Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда?

(Согнал, надрывались, мёрзли и мокли, болели цингой, секли, грабили.)

Словесное рисование. Образ белоруса.

Какой образ выделяется в толпе мертвецов? (Образ белоруса венчает картину подневольного труда.)

Найдите его описание. Какие эпитеты здесь используются? Каким вы его представляете?

(Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, руки тощие, больной.)

Какие чувства, мысли вызывает эта картина?

(«Трудно свой хлеб добывал человек!» - с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус не позабыл свою «привычку к труду благородную» - работает «механически». И поэт советует перенять эту привычку, ведь такой героический труд возвышает и облагораживает человека, плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя веках. Здесь и восхищение героическим трудом народа, и возмущение несправедливостью начальства.)

Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.

За что же нужно, по мнению Некрасова, уважать мужика?

(За привычку к труду благородную, за народное терпение и выносливость, за героический труд.)

Что позволяет поэту верить в лучшее будущее народа, страны?

(Именно эти качества национального характера позволяют Некрасову верить в лучшее будущее народа. Он верит в скрытые силы народа. Но сожалеет, что «жить в эту пору прекрасную // Уж не придётся ни мне, ни тебе».)

Итог 2 главы.

Во 2 главе раскрывается образ народа, создателя всех земных благ, неутомимого труженика, творца всего прекрасного, что создано человечеством. Некрасов говорит нам:

да, труд не удовольствие, он тяжёл, он порой уродует человека, но такой труд достоин уважения, потому что он необходим.

Мало того, такой ценой достигается преобразование мира. Гибнут труженики, но торжествует жизнь в «бесплодных дебрях».

В масштабах всемирной истории так и происходит. Нельзя себе представить путь цивилизации как движение «от победы к победе», а труженика этаким плакатным богатырём, без напряжения идущим вперёд.

Образ дороги является сквозным в стихотворении. (Николаевская железная дорога, исторический путь народа). Образ дороги приобретает символический смысл, показывает движение поэтической мысли.

«дороженька» (= труд) – «дорога железная» (т.е. тяжкая, каторжная, убивающая работа, «вынес и эту дорогу железную») - «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе» (дорога в светлое будущее, в человеческую жизнь, путь народа к счастью).

Вера в то, что жизнь и труд народа не напрасны.

12. Сопоставление стихотворения с картиной К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».

Рассмотрите репродукцию.

(На фоне коричневатой глины, серого неба и испачканных холщовых одежд рабочих выделяется яркое пятно: толстый приказчик с рыжей бородой, в красной рубахе. Рабочие надрываются, катят тачки с глиной. Лишь приказчик один стоит неподвижно, надзирая за работами, готовый в любую минуту резко прикрикнуть на решившего передохнуть работника.)

Чем картина близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

(Картина художника К.А.Савицкого показывает тяжёлый физический труд мужиков. Но в стихотворении есть надежда, вера в лучшее будущее народа. Глядя на картину, мы такой надежды не ощущаем.)

Какое из произведений создаёт более тягостное, удручающее впечатление? Почему?

13. Анализ 3 части стихотворения.

А что мы видим в 3 части?

(Диалог-спор поэта и генерала, столкновение двух взглядов, двух мировоззрений о роли народа в истории.)

Видения исчезли от свистка паровоза. Что видел Ваня? Сон? Или что-то другое? Когда сосед по вагону, рассказчик, обращается к Ване со словами об истинных строителях дороги, - захохотал генерал.

Появляется новый персонаж – генерал. Какой он?

(Здесь раскрывается характер внешне образованного, культурного человека (он говорит о своей поездке в Рим, Вену, упоминает произведения искусства, виденные им: Ватикан, Колизей, Святой Стефан, Аполлон Бельведерский), а внутренне пустого и жестокого человека.

Псевдообразованность генерала:

Вот ваш народ – эти термы и бани,

Чудо искусства – он всё растаскал.

(Термы – бани в Риме.)

Что думает о народе генерал?

(«варвары», «дикое скопище пьяниц», «не создавать – разрушать мастера». Презрительное отношение к грубому, жалкому, нищему, бесправному народу. Презрение не только к русскому народу, но и любому другому.

Генерал сам разоблачает себя. Из уст генерала звучит злобная брань.

Он считает, что произведения искусства создаются не народом, а личностями.)

А вы согласны с этим мнением?

А каков взгляд генерала на воспитание детей? Согласны ли вы с ним?

(«Знаете, зрелищем смерти, печали // Детское сердце грешно возмущать», по мнению генерала. Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами нельзя ранить их душу.

Генерал предлагает показать светлую сторону.

14. Анализ 4 части.

Что мы видим в 4 части?

(Картина завершения строительства. Гулянье, веселье народное.)

Увидели ли мы светлую сторону жизни народа? Почему?

Мёртвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копейку прогульные дни!

Абсурдность ситуации. «Отрадная» картина – картина унижения народа. Рабочие не могли проверить правильность записей десятников, «махнули рукой», понимая, что их обманули, обсчитали, но они отчаялись найти правду.)

Словесное рисование. Образ купчины-подрядчика.

Найдите образ «почтенного лабазника» (купчины-подрядчика). Сопоставьте с образом больного белоруса.

(Внешность его нарисована сатирическими красками: «толстый, присадистый, красный, как медь».

Самодовольство его: «и говорит, подбоченясь картинно».

Безграмотность его речи: «нешто…молодца!..молодца!..», «проздравляю».

Его грубость по отношению к зависимым от него людям: «Шапки долой – коли я говорю!»

Какой пот вытирает с лица купчина?

(Это не трудовой пот. Купчина-подрядчик – это один из тех «сытых» (К.Чуковский), которые нажились на народном труде, бесстыдно обманывая, обирая неграмотных и тёмных крестьян. Образ лабазника близок образу генерала.)

Как поступает с рабочими купчина?

(«Бочку рабочим вина выставляю и недоимку дарю»)

Какой оттенок звучит в словах подрядчика? (Издевательский.)

Чем завершается праздник? Каково авторское отношение к изображаемому?

(Автор испытывает горечь, боль, грусть, оттого что рабочие кричат «Ура!» и впрягаются в повозку купчины. (Унижение вместо уважения.) Его мучает мысль, почему народ терпит унижение и покоряется угнетателям.)

Какой художественный приём использует автор в последней строфе стихотворения?

(Ирония.)

Ирония – выражение насмешки.

(Но к иронии Некрасова примешивается чувство горечи и грусти, Это горькая ирония.)

15. Обобщение.

«Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?» - таким риторическим вопросом и многоточием заканчивается повествование. Остаётся тягостное, удручающее впечатление. Этот вопрос – крик души поэта, который любит свой народ, который осознаёт свою ответственность за судьбу Родины, протестует против несправедливости. Это голос гражданина, для которого судьба страны – дело глубоко личное, человека который «как свои, на теле носит язвы Родины своей».

Можно ли его назвать подлинным гражданином? Почему?

Кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать?

Продолжите строчки:

Любит

Проявляет

Осознаёт

Интересуется

Гордится

Протестует

Вывод:

Гражданин – это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего отечества, своего народа. Таким человеком и был Н.А.Некрасов.

Почему стихотворение посвящается детям?

(Именно дети, когда вырастут, смогут исправить что-то неверное и несправедливое в мире.)

В стихотворении дана картина далёкого прошлого. Что она открывает нам, живущим сегодня?

(Оно помогает разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам действительность и постараться её исправить.

Стихотворение «Железная дорога» - произведение в целом оптимистическое, жизнеутверждающее , так как оно зовёт к преобразованию мира . Именно поэтому оно остаётся и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Н.А.Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью .)

16. Тест по проверке знаний, полученных на уроке.

17. Итоги урока. Выставление оценок.

8.Инструктаж по домашнему заданию:

Наизусть 3 строфы (на выбор) или мини-сочинение «Я гражданин своей страны»

Повторить определение терминов

Тест по стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1. Жанр этого произведения :

а) поэма

б) стихотворение

в) баллада

2. Тема стихотворения:

А) любовь к Родине

Б) быт и нравы крестьян при крепостном праве

В) тяжёлый труд крепостных

3. Стихотворение посвящается детям, потому что:

А) они не были свидетелями описанных событий и должны знать правду

Б) они должны знать, как жили при крепостном праве

В) в стихотворении упоминается мальчик по имени Ваня

4. В строках

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотёсцев, ткачей, - речь идёт о:

а) царе

Б) нужде

В) голоде

5. Значение, которое приобретают слова «к жизни воззвав эти дебри бесплодные»:

А) строители напрасно трудились в непроходимых лесах и болотах

Б) на бесплодной земле ничего нельзя сделать

В) строители железной дороги принесли цивилизацию в глухие, непроходимые леса

6. Укор, с которым обращаются к мальчику во сне строители дороги:

А) «нам не ездить по этой дороге»

Б) «вы наши плоды пожинаете»

В) «мы не знали счастья в жизни»

А) перенять благородную привычку к труду

Б) подвергнуть сомнению сказанное генералом

В) изучать историю своей Родины

8. Качество русского народа, которым восхищается

А) долготерпение

Б) немногословность

В) выносливость

9. Изображение осени в начале стихотворения представляет собой:

А) повествование

Б) описание

В) рассуждение

10. Описывая картины природы и сон мальчика, автор использует:

а) сравнение

б) антитезу

в) аллегорию

11. В словах генерала:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать – разрушать мастера, - наблюдается явление:

а) антонимии

б) синонимии

в) омонимии

12. Размер, которым написано стихотворение:

а) анапест

б) амфибрахий

в) дактиль

13. Дорога в стихотворении является символом:

а) прошлого

б) настоящего

в) будущего


Тезисный план представляет собой план из тезисов глагольного строя. Наиболее традиционная форма подготовки текста. При подготовке тезисного плана необходимо, помимо основных тезисов, записывать иллюстрации, статистические данные, необходимые для иллюстрирования тезисов. Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии) . Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Например, тезисный план стихотворения.

1. Тематика произведения

2. Композиция стихотворения

3. Жанр стихотворения

4. Настроение стихотворения.

5. Мое отношение и чувства, которые вызывает стихотворение.

Можно добавить столько своих тезизов, на сколько Вы готовы информировать окружающих о предмете рассказа.

Стихотворение Некрасова под названием Железная дорога — это жизненное произведение, открывающее нам всю правду появления первой железной дороги. Сама дорога и ее строительство сделали большой переворот в жизни нашей страны, открыв большие возможности для передвижения на большие расстояния и превратив Россию из отсталой в развитую державу. Вот только какой была цена таких преобразований? Как известно, Николаевская дорога, соединяющая Москву и Петербург, строилась по проекту самого царя десять лет. Проект же представлял собой прочерченную под линейку прямую, что пролегала через леса, болота, цена же этому проекту — человеческие жизни. Именно об этом и писал Некрасов, а нам предстоит сделать .

Некрасов: Железная дорога

Некрасов — замечательный писатель, который писал произведения гражданской направленности, без приукрашивания. Он описывал реалистичные события и его работа Железная дорога не стала исключением. Данное произведение, где освещена народная тематика, является жизненным стихом, которое знакомит нас с далекими временами при Николае Первом. С временами, когда строилось железнодорожное сообщение.

Само стихотворение было написано в 1864 году. Когда читаешь его, то сразу же ощущаешь ноты драматизма, видна несправедливость по отношению к рабочим людям и об этом не мог молчать писатель, поэтому автор раскрывает нам всю правду.

Работа состоит из четырех частей и напоминает небольшую пьесу, где в главных ролях генерал, его сын Ваня и лирический герой. Они едут в поезде и между пассажирами завязывается разговор, во время которого нам открываются все ужасы строительства под руководством Клейнмихеля.

Часть 1

Сразу в первой части автор описывает виды, что открываются из окна вагона. Это природа русского края и она прекрасна. Лирический герой любуется необыкновенными красотами. Даже болота прекрасны и пни под лунным сиянием. Как же это замечательно лететь по рельсам чугунным и думать думы свои. Но дальше герой стиха слышит разговор своих соседей по вагону и не может не вмешаться.

Часть 2

Делая краткий анализ второй части, мы узнаем всю правду о строительстве дороги, которую автор рисует не только мальчику Ване, но и читателям.
Здесь мы понимаем, что дорогу строит не Клейнмихель, как утверждает генерал. Ее строит народ, которому ничего не оставалось, как идти в рабство, жертвуя своими жизнями, ведь всюду царствовал голод. Нужно было как-то жить, поэтому народ и нанимается на строительство. И вот, сегодня это красивая дорога с узкими насыпями, рельсами, мостиками, вот только лежит она на костях русского народа.

Применяя прием сна, автор пишет о мертвецах, что поднялись из земли и теперь рассказывают о нечеловеческих условиях своей работы, о том, как они погибали, боролись с голодом, замерзали, болели и умирали. Страшные картины рисует воображение мальчика. Сам же автор в подробностях описывает кошмары, особенно подробно он остановился на изображении мертвого белоруса, что изможден лихорадкой с колтуном в волосах. Он продолжает долбить мерзлую землю. Описывая труд людей, лирический герой говорит, что и нам было бы не плохо перенять привычку к труду, не плохо было бы уважать работу народную, уважать мужика.

Часть 3

В третьей части мертвецы исчезают. Ваня рассказывает о странном сне. Генерал же продолжил разговор, выступая защитником эстетических ценностей. Его речь обвинительная, в людях, в славянах, он видит невежественную толпу, которую называет варварами и скопищем пьяниц. Далее генерал просит героя рассказать сыну и о другой стороне правды. А какая это правда?

Часть 4

И тут мы приступаем к анализу четвертой части, которая и покажет светлую сторону. А она такова, что во время завершения строительства люди получили лишь бочку вина и некое списание долгов, которые по непонятным причинам появились у рабочих во время возведения дороги. Другими словами, народ обманут, а их заслуги присвоены хозяевами жизни. Вот такая награда была присвоена простому народу, который полег костями, возводя железную дорогу. Вот такая она светлая сторона вопроса.

/ / / Цитатный план стихотворения Некрасова «Железная дорога»

Часть I
1) «Славная осень! Морозные ночи».
2) «Нет безобразья в природе!»

Часть II
1) «Ванечка, знаешь ли ты?»
2) «Видел, папаша, я сон удивительный, - Ваня сказал, - тысяч пять мужиков»
3) «Трудно свой хлеб добывал человек!».

Часть III
1) «Нашей дороги строители!»
2) «Варвары! дикое скопище пьяниц!»

Часть IV
1) «Труды роковые»
2) «Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?..»

Пояснительная записка

Часть I
1) Стихотворение начинается с описания славной осени, морозной погоды.
2) Автор показывает, что природа прекрасна в любом обличье, что нет в ней безобразия, в отличие от мира людей.

Часть II
1) Во второй части повествователь вмешивается в разговор отца и сына, чтобы рассказать мальчику правду о тяжелом труде строителей железной дороги.
2) Правда, которая открывается при лунном свете, оказывает на мальчика большое влияние и он видит сон наяву – толпу призраков рабочих, которые остались здесь вдоль дороги, не сумев вынести тяжелую работу. Ванечке кажется, что они поют дикую песнь.
3) Повествователь рассказывает о том, как трудно простые люди добывают себе пропитание.

Часть III
1) Повествователь рассказывает, что настоящие строители дороги – простые люди.
2) Генерал спорит с повествователем. Он считает, что простые мужики – это варвары, которые только умеют разрушать. Но повествователь при помощи разумных доводов и риторических вопросов доказывает, что генерал заблуждается в отношении народа.

Часть IV
1) Генерал просит показать мальчику и светлые картины. Повествователь говорит, что труды роковые кончены. Но вот можно ли забыть о потерях?
2) Простой народ рад даже бочке вина, потому что привык терпеть. Вот какая отрадная получилась картина.

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

Открытый урок по литературе на тему:

«Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»

Выполнила: учитель

русского языка и литературы

Хусеева Ц.Н.

Яшкуль, 2012

Конспект урока литературы в 7 классе.

«Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога».

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова, определить его тему и идею.

Задачи:

Образовательные : Научить анализировать прочитанное:

Определять тему и идею произведения;

Выделять композиционные части;

Видеть средства художественной выразительности в тексте.

Повторить пройденное.

Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные : Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методы : частично-поисковый и репродуктивный

Формы : коллективная и индивидуальная

Методические приемы : чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, составление плана, эвристическая беседа.

Средства обучения : портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с тестами.

Структура урока :

1 этап - организационный

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Организация внимания

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний.

Проверка домашнего задания

Актуализация ранее полученных знаний

Постановка учебной цели.

3 этап - обучающий

Организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения.

4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала

Тестирование

5 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Ход урока

1 этап.

Орг.

Момент .

2 этап.

3 этап.

Слово учителя.

Тема урока: Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».

Цель нашего урока: проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.

Главной темой своего творчества Николай Алексеевич Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.

История создания стихотворения.

Стихотворение было опубликовано в 1865 году. Некрасов говорил, что, то было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1961г. Александр 2 отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовекового рабства невозможно было избавиться сразу. Некрасов считал, либеральные реформы Александра 2 обманом и высказал свое негативное отношение к реформам в таком стихотворении, как «Железная дорога». В этом стихотворении Некрасов воспроизводит картины строительства железной дороги между Петербургом и Москвой 1842-1852 гг. Руководить строительством Николай 1 поручил графу П. А. Клейнмихелю, деспоту и казнокраду. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровья и жизни рабочих.

Откройте учебники. Работаем с текстом

- С чего начинается стихотворение «Железная дорога»?

- Что такое эпиграф?

Посмотрите на эпиграф Некрасова.

- Чем он необычен?

-Что обычно в качестве эпиграфа?

- А что у нас?

- Как вы считаете, каково его значение?

- Какова его роль?

Какое значение имеют ремарки?

Что такое ремарка? В пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения, действующих лиц, их внешнего вида.

Как построено стихотворение?

Стих «Железная дорога»

План:

1) Осенний пейзаж

2) «Правда» поэта

- царь – голод

- песнь мертвецов

- белорус

- мысли о будущем народа.

3. Мнение генерала «народ-варвар»

4. «Светлая сторона» жизни

-Внимательно прослушаем 1 часть.

(чтение 1части наизусть)

- Что представляет собой 1 часть?

Запишем в тетрадь:

1 часть. Осенний пейзаж.

1. Почему Некрасов начинает свою поэму с описания тихой благодатной картины природы?

2. Что же вам показалось особенным в этом пейзаже?

-Какова лексика 1-й части?

3) - С помощью, каких изобразительно- выразительных средств создается это радостное настроение необыкновенной осени?

- Какие средства вы знаете?

Давайте найдем их в тексте.

4)

Всюду родимую Русь узнаю…

Почему родимая, а не родная Русь, ведь это слова синонимы?

5. Определите размер.

6. Впервые образ железной дороги появляется в конце 1 главы:

Быст р о ле ч у я по р ельсам ч угунным,

Д ум аю д ум у свою…

В песенной напевности 4-стопного дактиля явно прослушивается ритм движения поезда, усиливаемый аллитерацией и ассонансом. (Звук «у» создает монотонность, тяжесть, душевную тяжесть.)

Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием.

Ассонанс (фр. Ассонанс - созвучие)- повтор в строке, в строфе, в фразе, порой даже в прозаическом фрагменте однородных гласных звуков.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде.

Перейдем ко 2-й главе.

-Что можно сказать о построении 2ч?

Вторая глава – центральная в произведении. Это своеобразный поэтический ответ Некрасова на утверждение генерала, что дорога была построена графом Клейнмихелем.

1. Какой ценой была построена дорога? Кто тот всемогущий «царь», согнавший людей на эту стройку? Почему поэт не желает «держать» Ваню в «обаянии» , обмане?

2. Возражая генералу, поэт просит разрешения «показать» Ване правду. Почему не рассказать?

3. Труд этот, Ваня, был страшно громаден –

Не по плечу одному!

Кто же, по мнению поэта, истинный строитель дороги?

4. Кто согнал на этот «громадный » труд тысячи людей? Почему поэт называет голод «царем»?

(Картина)

5. Многие – в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Как вы понимаете прозвучавшие строки?

6. Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их? Ванечка, знаешь ли ты?

Внезапно преображается лунный пейзаж, в нем все больше и больше проступают мрачные, трагические краски. Родная сторона прекрасна, но и печальна. Почему же теперь «рельсы чугунные» Некрасов называет «дороженькой»? Почему в одной строфе так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, столбики, косточки (не кости!), Ванечка?

7. Чтение «Песни мертвецов».

Начинается страшное. Как в балладах (Жуковского, Лермонтова) – мертвецы встают из могил

Это живописное видение поэта. Перед нами художник, рисующий жизнь в картинках, обращенных к нашему сердцу и разуму . Мчится по рельсам поезд. Но что это? Стук колес? Вой ветра за морозными стеклами? Чу! Прислушайтесь, - словно говорит поэт. Сперва нам видна тень странной толпы, упавшая на вагонные стекла. А потом и сами мертвецы побежали по сторонам дороги, обгоняя поезд. Светлая лунная ночь наполняется стонами, звоном ржавых лопат, скрежетом зубов, песней-плачем. Краски сменяются звуками, страшными. Почему для столь мрачной картины поэт избирает лунную ночь?

8. Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки Волги, с Оки,

С разных концов государства великого-

Это все братья твои – мужики!

Откуда пришли на строительство дороги эти «мирные дети труда»? Почему так внезапно поэт обрывает это «пение дикое»?

9. Поэт называет мужиков-крестьян братьями Вани. Это генеральского-то сына?

10. Почему поэт, чувствуя, что Ваня напуган страшным рассказом, так горячо убеждает мальчика:

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький, волосом рус…

11. Опишите портрет простого человека, белоруса?

12. Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Вновь противоречие? Что же тут перенимать? Эту бессмысленную работу?

13. Почему 2 глава завершается восторженными словами во славу народного труда?

14. Обратите внимание на предпоследнюю строфу главы. В 4-х строках повторяется четырежды одно и то же слово: «вынес», «вынесет», но одинаков ли смысл этих глаголов?

15. Вдумайтесь в сочетание «дорогу железную»: Поэт делает ударение на слове «железная», он подразумевает переносный смысл.

16. «Вынесет все, что Господь ни пошлет!» Почему поэт употребил будущее время глагола?

III глава. 1) Что мы слышим? Что это предвещает?

2) Открывается пробуждением Вани. Оказывается, толпа мертвецов лунной морозной ночью – это … «сон удивительный». В чем начинает уверять мальчик отца?

3) . Поверил ли генерал словам сына?

4). Да, генерал не поверил в Ванин сон и решает в споре с поэтом, внушившем мальчику правду об истинных строителях дороги, высказать свою точку зрения. Подумайте, в чем заключается эта убежденность генерала. Как он относится к народу? Ведь облачил же он Ваню в простонародный кучерский армячок. Каким он видит народ?

3. Можно ли согласиться с генералом?

4. Поэт пытается возражать генералу, говоря, что все он рассказывал не для него, а для Вани. Мы вместе с поэтом становимся словно соучастниками напряженной схватки за душу ребенка. Кто победит в этой борьбе: поэт или генерал?

4 часть. Окончание работ.

« Светлая сторона» жизни.

Как построена 4 часть стихотворения?

И вот «почтенный» лабазник (торговец)- купец едет смотреть свои работы. Вглядитесь, как он обрисован поэтом. С каким чувством изображает его Некрасов? Сравните его с портретом несчастного белоруса.

Каков заработок?

Как народ откликается на поздравления лабазника?

Вот вам и «светлая сторона» жизни – замученные люди искренне радуются.

Подведем итог: О чем стихотворение?

Определим главную тему произведения

(Самостоятельно)

Тема: родины и судьбы народа- труженика .

- -Какая основная идея стихотворения?

Идея: Истинный строитель дороги

Народ- труженик.

Сделайте вывод

-Почему стихотворение посвящено детям?

С. Маршак: «…не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все – и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»

Слова Чуковского: « Самые мрачные строфы «Железной дороги » вовсе не те, где изображаются бедствия людей, а те, где поэт говорит об их терпимости, их всегдашней готовности смиренно прощать своих мучителей».

Поэт показал Ване удручающую картину примирения народа со своими угнетателями, торжества толстого подрядчика и «грамотеев-десятников».

Тесты.

Взаимопроверка

Рефлексия. Подведем итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

Каких результатов достигли?

Выучить наизусть отрывок из ч. 2 последние 3 строфы.

С эпиграфа.

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Обычно в качестве эпиграфа пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне, разговор мальчика с отцом. Этот разговор построен как сцена из пьесы: обозначены действующие лица, их реплики предваряются авторскими ремарками.

Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения. Стихотворение является как бы ответом на разговор, спорит с утверждением эпиграфа, что дорогу построил граф Петр Андреевич Клейнмихель.

Кто строил дорогу?

Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения.

По ремаркам можно судить об участниках разговора: Ваня одет в кучерский армячок, это народная одежда, а он сын генерала (папаша в пальто на красной подкладке, то есть в генеральской шинели). Таким образом, кучерский армячок лишь маскарад, подделка под народность либерального «папаши».

4 части.

Это пейзаж осенней природы.

Ощущаем трепетное чувство поэта к природе, которая излечивает душу.

Поэт создаёт прекрасную осеннюю картину самыми «простыми» красками. У Некрасова воздух здоровый, ядреный (свежий), речка студеная, лед, как тающий сахар; увянувшая трава у леса напоминает мягкую постель, в которой можно выспаться. Эта славная осень вливает в душу поэта бодрость, силы. Поэту всё отрадно видеть: ковер из осенних листьев, морозные ночи. Он восхищается красотой природы, глубоко любит свою родину.

Поэт нашел для своего описания самые безыскусные, «народные» слова, которые придали этому пейзажу удивительную красоту и убедительность:

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Лексика создает радостное настроение.

Эпитеты – усталые силы

Студеная речка, морозные ночи

Ясные, тихие дни.

Метафора - употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства между предметами (осень славная, воздух здоровый, ядреный,

Безобразье в природе)

Олицетворение - воздух бодрит

Сравнение - лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель;

Листья, как ковер

Повтор - славная осень!

Инверсия – на речке студеной;

Лечу я; по рельсам чугунным.

Поэт называет родину родимой Русью по-народному. Та в народных песнях пелось о матери. Матушка родимая – та, что родила тебя и вырастила. Немного позже Некрасов скажет в своей поэме: «Матушка - Русь».

3-х ст. дактиль- трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на 3 слог.

Итак, Железная дорога, по которой едет поэт, становится поэтическим образом его родной земли, родины. Но, любуясь красотой этой земли, поэт не может не думать о страданиях ее народа.

Ваня умен, пытлив, любознателен, вероятно, поэту понравилось его умное лицо, добрые глаза, он так и говорит о нем, «умный Ваня», верит, что семена правды упадут на благодатную почву.

Показать правду – значит правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги.

Поэт употребляет эпитет «громадный», характеризуя огромные масштабы стройки. Такой труд был не под силу одному человеку, будь то Клейнмихель или даже сам царь. Народ – вот истинный творец железной дороги.

По приказу царя Николая 1 крестьяне были согнаны со всех уголков России на возведение дороги, и вместе с тем на железную дорогу устремились толпы мужиков, задавленных нуждой, разоренных помещиками. Их гнал голод, который подчинил себе людей помимо их воли. Он не щадит ни старых, ни малых. Поэт выстраивает этот образ как символическую неизбежность, преследующую обездоленного человека. Страшные, полные безысходности слова поэта о царе-голоде приводят к печальным размышлениям: армия, рабочие артели каменотесов и ткачей, тяжкий крестьянский труд – всем «водит» голод, в таком труде нет ничего возвышенного, лишь один страх - не умереть бы с голоду.

Люди возродили эти глухие места, вдохнули жизнь в дорогу, но для себя обрели «гроб» - смерть. Такой прием в литературе называется антитезой – противопоставлением. Труд на этой гибельной дороге поэт называет «страшной борьбой»- с болезнями, голодом, нуждой.

Под ковром желтых листьев, под кочками моховых болот чудятся поэту»косточки русские»- в этих словах поэта глубокое сочувствие к погибшим, отсюда и образ дороженьки. Некрасовский стих звучит как народная песня о людском горе и страданиях.

Не только потому, как отмечали дети, чтобы разглядеть эти тени. Некрасов хорошо знал народные преданья, поверья, в которых лунная ночь была непременным фоном потусторонних сил.

Поэт тревожится, что Ваня будет напуган этой песней и решает сам вступить в разговор о народной стройке. Со всех концов Руси потянулся народ на железную дорогу: с Волхова, с Оки и матушки Волги. Поэт дополняет слово «Волга» эпитетом «матушка», ведь великая река была поэтической родиной Некрасова.

Некрасов старается убедить «умного Ваню» в том, что крестьяне-творцы материальных благ, хочет, чтобы Ваня видел в этих русских людях братьев.

Генерал, отец Ваня, считает, что ребенок не должен знать правды, нужно беречь его впечатлительную душу. У поэта другое мнение: лучший учитель – тяжелая, неприкрытая правда, от которой не закроешься перчаткой, нужно знать самую горькую правду, чтобы стать гражданином «отчизны любезной», любить народ, научить его бороться за свое счастье.

Поэт, создавая образ белоруса, обращает наше внимание на то, что работа для него несчастного стала наказанием, забрала у него все силы: он, как бесчувственный робот, «тупо молчит», «механически ржавой лопатой/мерзлую землю долбит».

Нет, поэт убежден: любой труд благороден. Человек должен сделать свой труд привычной, основой жизни.

Поэт верил: труд-вершитель благополучия на земле.

«Вынес достаточно русский народ»- перенес, испытал много трагедий, войн, потрясений, страшных эпидемий, голод.

«Вынес и эту дорогу железную»- построил, завершил ценой собственных жизней.

В первоначальном варианте вместо слова «достаточно» было: «татарщину», то есть монголо-татарское иго (1243-1480). Можно догадываться о причинах такой замены: «татарщина» - дела далекого исторического прошлого, между тем как в строительстве железной дороги участвовали и татары, страдавшие вместе с русским, так зачем же их задевать этим словом, как бы способствуя тем самым национальной розни?

Железная- бездушная, немилосердная дорога, погубившая тысячи жизней.

Некрасов уверен, что и грядущие испытания, ниспосланные Богом, народ выдержит с достоинством.

Мы слышим паровозный свисток, который сыграл традиционную роль петушьего крика, предвещающего утреннюю зарю и разгоняющего призраков, которые теперь спешат скрыться из мира живых. Таковы славянские, и не только славянские, представления на этот счет. У Шекспира именно так исчезает призрак отца Гамлета.

Ваня говорит, что видел во сне, как пятитысячная толпа мужиков предстала перед Богом и Он указал: «Вот они – нашей дороги строители!»

Нет, захохотал, словно дивясь наивной выдумке ребенка.

По мнению генерала, народ ничего не может сотворить великого, разве что печные горшки. Генерал ругает народ, будь то «славянин, англосакс или германец, не умеет творить, он лишь способен разрушать».

Нет, великие зодчие, художники, простые безвестные мастера и таланты – это народ.

Поэт так долго и убедительно показывал картины народной жизни, да и Ваня проникся этой верой в народ, что перестал «закрываться перчаткою», а начинает смело возражать отцу, призывая на помощь Бога: это Он указал на истинных героев железной дороги.

4 часть продолжает словно оборванную на полуслове 3 часть: «Рад показать»- ответ лирического героя генералу. Эта часть построена с помощью приема иронии. «Светлая сторона»- описание окончания тяжелых работ.

Окончание работ:

Мертвые в землю зарыты, больные в землянках, живые у конторы…

В слове «почтенный» сквозит нескрываемая авторская ирония: у кого власть да деньги, у того почет. Толстый, плотный, маленький, «красный как медь». Лицо сытое, лоснящееся от жира. А белорус обрисован тусклыми темными красками. Лабазник-ярок! Синий кафтан дорогого сукна, красное лицо! В описании белоруса видно глубокое сочувствие поэта, сострадание, то купец нарисован с явным презрением, отвращением и насмешкой.

Ничего, еще должны остались выплатить недоимку (не уплаченную в срок часть налога) подрядчику.

Купец «прощает» им недоимку, милостиво «дарит» этот долг, угощает бочкой вина. Затем рабочие впряглись «на радостях» в телегу, посадили в нее лабазника и с криками «ура» помчали его по дороге.

Остается безрадостное, тягостное впечатление

О Родине, о природе, о труде, о мужиках тружениках, о строительстве железой дороги, о будущем, о судьбе

Кто истинный строитель дороги?

Будущее России Некрасов связывал с молодым поколением, отдающим себя борьбе и труду во имя счастья народа.

Ответы:

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»

Тесты

1. Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:

1). Пейзажной лирике

2). Философской лирике

3) Гражданской лирике

2. Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?

1). Повествовательные, описательные

2). Разговорные, описательные, повествовательные

3) Разговорные, описательные.

3. Ведущей в стихотворении является тема:

1) Родины и судьбы народа-труженика

2) Труда и природы

3) Будущего Родины и природы

4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?

1) Эпитет 2) Метафора

3) Гипербола 4) Сравнение

5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?

1) удивился

2) захохотал

3) возмутился