Железников чучело краткое содержание для читательского. Сочинение по повести В

И литературы,

Агинская средняя школа №2, *****@***ru

Почему я выбрал эту тему: Я заинтересовалась тем, почему два разных произведения одного и того же автора носят похожие названия, поэтому решила прочитать повести В. Железникова «Чучело» и «Чучело-2» и сопоставить их.

Цели и задачи : Целью нашей работы является выявление общих черт и различий произведений «Чучело» и «Чучело – 2» путем их сопоставления. Для достижения данной цели мы определили следующие задачи:

1) выявить особенности образов Лены и Зои путем их сопоставления

2) определить роль образа Кости в повести «Чучело – 2»

3) сопоставить проблематику произведений

Главная идея и проблема работы: Названия произведений предполагают, что одна повесть является продолжением, однако я заметила, что произведения имеют и различия. Общность же данных произведений доказывает, что проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время. Автор раскрывает одну и ту же проблему на примере разных исторических отрезков.

2. исследовать особенности биографии В. Железникова

3. сопоставить проблематику и образную систему, выявить сходства и различия произведений

4. сделать выводы

Введение

Проблема сохранения души в современных условиях сегодня занимает особое место в творчестве писателей, особенно если она касается подростка, система ценностей которого еще только формируется. Школьники с нестабильной моральной базой, с неустоявшимися нравственными ценностями легко попадают под влияние окружающих их людей, и не всегда это влияние оказывается положительным. Сложно определить, к каким выводам придет подросток, пройдя нравственное испытание. Эта особенность определила актуальность нашего исследования.

Владимир Железников, произведения которого посвящены детям, а также их победам и огорчениям, обращается в своих рассказах и повестях к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы. Одной из таких повестей Железникова является «Чучело», в которой он раскрывает особенности конфликта между Леной Бессольцевой, прозванной Чучелом, и классом.

В 90-е ХХ века тем же писателем было создано другое произведение - «Чучело – 2, или игра мотыльков», посвященное проблемам современных подростков. Название этой повести предполагает, что является продолжением произведения «Чучело».

Произведения «Чучело» и «Чучело – 2» являются мало исследованными. Кроме того, вопрос их сопоставления не поднимался в литературоведении. Данной особенностью определяется новизна нашего исследования.

Исследуя произведения и творчество Железникова, мы опирались на Интернет - ресурсы, посвященные его творческой биографии и фильмографии, и интервью писателя, опубликованные на сайтах http://*****/; http://*****/; http://hghltd. / ; http://dic. *****/.

Ход работы :

При анализе произведений одного автора необходимо обратиться к его творческой и жизненной биографии, поскольку она может раскрыть некоторые особенности этих произведений и дать ответы на поставленные вопросы. Этим объясняется наше обращение к описанию жизни и творчества.

родился в 1925, в семье пограничника. Из-за этого он все детство часто переезжал с места на место и собирался стать военным. Он посетил города России, Белоруссии, Прибалтики. Значительная часть опыта, накопленного в поездках, отразилась в его книгах.

Детский писатель был широко образованным и многогранным человеком. Встав перед выбором профессии, Владимир Железников предпочел профессию артиллериста, что определялось особенностями времени, и учился в артиллерийском училище. В 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, Железников вернулся в Москву и остался там навсегда. получил юридическое образование , а в 1957 году окончил Литературный институт имени М. Горького и стал писателем.

Первая его книга, «Разноцветная история», вышла в 1960 году. Как кинодраматург писатель дебютировал также в 1960 году, когда был создан сценарий фильма "Серебряные трубы".

За весь период творчества Железников написал множество книг для детей: "Каждый мечтает о собаке" (1966), "Чудак из `5-Б`" (1981)
"Чучело" (1978) и другие, а также рассказы и пьесы из жизни школьников.

Особую реакцию читателей вызвала повесть «Чучело», которая была написана на основе жизненных событий. Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но ее способность к самопожертвованию и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных. Продолжить тему одиночества Железников решил в другой повести «Чучело – 2, или игра мотыльков», где главный герой Костя напоминает по своим внутренним качествам Лену Бессольцеву. Однако герои этой повести – уже не дети, а подростки, которым 16-17 лет. Ошибки, совершаемые ими, гораздо серьезнее и влекут за собой тяжелые последствия (угон машины, сбитые люди, попытка самоубийства Глазастой и т. д.). Поэтому Косте, Зойке и остальным они обходятся дорого. Но писатель и в этой повести утверждает победу человеческих достоинств.

С 1988 года Железников является художественным руководителем киностудии «Глобус», где участвует в съемке фильмов для детей. В качестве автора и соавтора сценариев принимал участие в создании фильмов "Нежданный гость" (1972), "Чудак из `5-Б`" (1972), "Старомодная комедия" (1978),
"Маленькая принцесса" (1978), "Чучело" (1983), "Безумная Лори" (1991)
"Русский бунт" (1999). За сценарии к картинам "Чудак из `5-Б`" и "Чучело" Железников был дважды (в 1974 и 1986 годах) удостоен Государственной премии СССР.

Книги Владимира Карповича Железникова переведены на многие языки мира. Они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Большинство произведений В. Железникова стало классикой отечественной детской литературы и вошло в школьную программу. Фильмы, снятые по его сценариям, также очень популярны у зрителей, особенно среди подростков.

Таким образом, следует отметить, что Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и показывает их важность прежде всего для детей и подростков, которые проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими.

Для сопоставительного анализа произведений большое значение имеет сопоставление образов. В произведениях «Чучело» и «Чучело – 2» присутствуют похожие герои. Прежде всего, сопоставимыми оказываются образы Лены и Зои.

У Лены Бессольцевой так же непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей.

Поэтому я и уши тогда прятала под волосами».

Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите», и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Миронова понимает, что вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: « Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы.

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все испытания, она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Название второй повести – «Чучело – 2, или игра мотыльков» - предполагает связь с «Чучелом». В этом произведении так же присутствуют герои, внешне похожие на персонажей первой повести: Зойка на Ленку, Костя на Димку, Глазастая на Миронову, а Ромашка на Шмакову. Так, Ленка Бессольцева, на первый взгляд, оказывается прообразом Зойки. В повести акцент ставится на ее непосредственности, непохожести: « Глазастая говорила: Ты не вовремя родилась, тебе бы в девятнадцатый, там умирали от любви, стрелялись на дуэлях, - и все это уважали». Эта фраза подчеркивает, что в современную эпоху любовь, верность и прочие ценности не в моде. Действительно, Зойка способна любить, хранить верность, относиться с доверием к людям: « Лизок меня наставляет, хочет изменить мою недоделанную натуру. Ей не нравится, что я каждому встречному – поперечному бросаюсь помогать, и меня поэтому часто обманывают».

По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевой меняется на протяжении повести, он развивается. Если в ее начале Ленка бездумно поддерживает класс, действуя заодно с ними, то уже в финале она способна на протест против общества, предавшего ее. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Зойки не так устойчиво: она соглашается вместе с остальными угнать машину, при этом не задумываясь, что идет на преступление. Кроме того, она не испытывает особых мучений из-за сбитых ими людей.

По всей видимости, причина этого различия между Ленкой и Зойкой кроется в том, что рядом с Бессольцевой находится дедушка, человек, помогающий ей сохранить нравственную основу, не озлобиться, взрастить в ней чувство прекрасного, в то время как у Зойки в окружении нет такого человека: Степаныч, ее отец, простой человек, заботящийся о насущных нуждах; матери рядом нет. Эта ситуация объясняет, почему Зойка так стремится к друзьям и почему она так пассивна: она не знает, как себя вести, ей не хватает моральной базы. Ленкино прозвище, Чучело, относится к Зойке лишь потому, что она так же нескладна и неуклюжа: «Балдею, хочу сесть, но падаю мимо стула», поэтому название «Чучело – 2» кажется нам неоправданным. Исходя из этого, следует отметить, что Зойка лишь отчасти схожа с Леной и не является главной героиней повести.

В центре произведения находится другой образ – образ Кости. Этот герой, на первый взгляд, похож на Димку Сомова: внешне красив, выделяется на фоне окружающих, способен быть лидером и является таковым, поскольку постоянно привлекает к себе внимание. Как и Димка, он способен на протест: « Еще маленьким, в пятом классе, поднял бунт: «Все вы притворщики! Родители и учителя!» Директору крикнул – из-за этого пришлось переходить в другую школу». В нем есть положительное начало: он старается быть честным. Однако со временем он изменяется и становится эгоистом. Костя думает лишь о себе. К чувствам и мыслям других людей он относится с презрением. Он не принимает ничьего мнения, кроме собственного. Костя демонстрирует свое неприятие окружающих, не принимая их чувств и мыслей. В своем поступке - угоне машины он не видит ничего особенного: «Ну и что? Подумаешь… Угнал машину. – Костя продолжает себя взбадривать. – Не я первый, не я последний… - Он махнул рукой. – Да вам все равно нас не понять… Все вы рабы. Этого нельзя, того нельзя… Подыхай и надейся – вот что вы предлагаете». Он противопоставляет себя старшему поколению, потому что не хочет жить, как они, в соответствии с законом и моралью. Он пытается нарушить все нормы, доказать, что без них можно жить.

Одна из причин такого поведения кроется в воспитании. Мать Кости относится ко всему легко, стараясь взять многое от жизни. Она думает о мужчинах, а деньги тратит, не задумываясь. Именно к ней относится понятие «мотылек», вынесенное в название книги, тем самым определяя степень ее вины. К сыну она относилась с любовью, но слишком баловала, исполняя все желания. Именно поэтому Костя стал уверенным в том, что он – лучший.

Другая причина заключается в окружении Кости, философии людей. Большинство людей стараются жить в свое удовольствие, ни в чем не отказывая себе и думая лишь о себе. Например, Куприянов заявляет в разговоре с Каланчой: «У тебя одна жизнь, другой не будет, так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы. А по – нашему, спасай свою шкуру до последнего вздоха. Вот какая наука». Именно поэтому Глебов, раздумывая о причине поведения Кости, приходит к выводу, что виновато во многом общество.

Следует отметить, что в данном произведении автор продолжает поднимать проблему противостояния толпы и личности. Но если Лена Бессольцева явно сохраняла свое человеческое достоинство до конца, то Костя почти сдается. Он следует морали общества. Долгое время он пытается сам себе доказать, что ничего особенного в его поступке нет. Затем, когда он понимает, что понесет наказание, в нем появляется злоба: «Когда он окончательно пришел в себя, то почувствовал, что злоба на весь мир захватывала его целиком. Он сейчас ненавидел всех, потому что был один, среди темноты, холода и враждебного мира». Его озлобленность доходит до предела, пока в суде разбирается его дело. Он не хочет отвечать за свой проступок. Нравственная перестройка происходит в Косте в тюрьме. Именно там он осознает, что самое главное для человека – любовь родных людей, и прощает их.

Что касается образов Глазастой и Ромашки, то следует отметить, что они полностью сопоставимы с образами Мироновой и Шмаковой. Глазастая, как и Миронова, стремится к высоким идеалам, пытается казаться особенной личностью, но при этом мало чем отличается от своего окружения. Она хочет благородно пожертвовать крупную сумму детям из детского дома, но при этом достаются эти деньги далеко не достойным путем – воровством; это она провоцирует Костю на угон автомобиля и не вспоминает о пострадавших стариках. Ромашка полностью соответствует своему времени и живет в духе его философии: все для себя.

В заключение следует отметить, что образ Кости, как и образ Лены Бессольцевой, сложен, он отражает образ запутавшегося подростка, сумевшего пройти испытание и сохранившего человеческие качества. Поэтому следует говорить о том, что Костя, а не Зойка – главный герой, являющийся прообразом Лены Бессольцевой, также выдержавшей нравственное испытание. Эти герои смогли понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя, а для других.

Таким образом, несмотря на внешнюю схожесть Зои и Лены, Димы и Кости, следует проводить параллель между Костей и Леной, так как через этих героев автор раскрывает проблему сохранения души в условиях противостояния толпе.

Заключение

При решении поставленных в работе задач был проведен сопоставительный анализ двух повестей Владимира Железникова, «Чучело» и «Чучело – 2, или игра мотыльков». Как показал сопоставительный анализ, данные произведения имеют схожие черты.

Прежде всего, сходство отмечено на образном уровне. Внешне можно провести параллели между образами Лены и Зои, Димы и Кости, Глазастой и Мироновой, Ромашки и Шмаковой. По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевой меняется на протяжении повести, он развивается. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Зойки не так устойчиво, и автор не показывает эволюции Зойки, поэтому нельзя сказать, что она – главная героиня повести.

При более детальном рассмотрении образов выяснилось, что имеют внутреннюю связь образы Кости и Лены, поскольку эти герои смогли понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя, а для других. Поэтому главным героем следует считать Костю.

Нами отмечены сходства и в области проблематики и конфликта. В обеих повестях присутствует внешний (между героем и обществом) и внутренний (столкновение героя с самим собой) конфликт. Основной проблемой обоих произведений является проблема сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.

Таким образом, повести «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков» имеют ряд сходств на образном уровне, а также в области конфликта и проблематики. Этими общими особенностями объясняется схожесть названий произведений.

На наш взгляд, общность данных произведений доказывает, что проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время. Автор раскрывает одну и ту же проблему на примере разных исторических отрезков (80–х годов ХХ века и современного периода). Но сама суть вопроса остается: как сохранить духовное начало в условиях влияния материальной сферы? Большинство людей попадают под ее влияние – это серьезная проблема. Но гораздо важнее то, что эти люди не смогут воспитать духовную личность. Значит, с каждым поколением проблема сохранения души будет ставиться все острее.

Список литературы

2. Владимир Карпович Железников. http://*****/

3. «Игры мотыльков» - «Чучело» новой России. http://hghltd. /

4. . http://dic. *****/

5. «Чучело». М., 1989г.

6. «Чучело – 2, или игры мотыльков». М.,2005г.

Результаты данной работы можно использовать на уроках литературы при сопоставлении с другими произведениями.

Рефлексия: на мой взгляд, работа прошла успешно. Особое внимание я уделила анализу образной системы, потому что она помогла и дальнейшему разбору произведения. Работу с этими повестями можно продолжить дальше: более детально рассмотреть проблематику произведения, роль остальных персонажей. Возможна работа с произведениями в психологическом направлении: конфликт личности и толпы, взаимодействие разных поколений также заслуживают рассмотрения. Я бы хотела в дальнейшем изучить эти вопросы.

Самооценка: я считаю, что достигла поставленной цели частично. Мне кажется, для более четких выводов нужно рассмотреть детально конфликт произведений, полностью проанализировать проблемы произведения и роль других персонажей. Тогда выводы будут более обоснованными.

Владимир Карпович Железников. http://*****/

Http://dic. *****/

Владимир Карпович Железников. http://*****/

Владимир Карпович Железников. http://*****/

Http://dic. *****/

Владимир Карпович Железников. http://*****/

«Чучело». М., 1989г. С. 35

Там же. С.171

Там же. С.42

«Чучело-2, или игра мотыльков». М., 2005г. С.3-4

Там же. С.4

«Чучело-2, или игра мотыльков». М., 2005г С.308

Там же. С.110

Там же. С.185

«Чучело-2, или игра мотыльков». М., 2005г. С.133


Краткое содержание Дед Николай Николаевич Бессольцев мечтал вернуться в свой родной дом, который был для него жизнью и колыбелью. И спустя 30 лет он всё-таки смог осуществить свою мечту. Главной ценностью семьи Бессольцевых была их коллекция картин. Н.Н. сам собирал некоторые картины, одну купил у соседки за 300 р., чем вызвал общественное недоумение. Прозвище старика было «Заплаточник», потому что у него вся одежда была в заплатках. Но Н.Н. говорил, что для него события, связанные с тем же рваным пальто, куда важнее, чем внешний вид вещи. И вот к деду привезли его внучку Лену Бессольцеву. Она была нескладным, долговязым подростком. Подвижное лицо украшал большой рот, которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. Она с любопытством смотрела во все четыре стороны света. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её, смеются над её чудаковатостью. Класс даёт ей кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться.


Учительница Маргарита Ивановна – у неё все мысли о свадьбе и о женихе. Она почти не замечает того, что творится в классе Миронова «Железная Кнопка» - девочка, фактически лидер класса, никогда не отступает, всегда стойко идёт к своей цели. У неё всё по закону и ко всем один счет: живешь не по правде - расплата, никто не уйдет от ответа. «Лохматый» - силач класса, считающий, что самое главное в человеке сила. Шмакова - первая красавица в классе, интриганка, никогда не делает того, что для неё невыгодно. Попов - подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот Валька - мальчик из бедной семьи, поэтому уверен в том, что счастье это много денег. За рубль он носит бездомных собак на живодёрню. Однажды, когда его заметили Лена и Дима и выпустили щенка, Валька призвал на помощь своего брата Петьку, от которого Диме крепко досталось. Рыжий – мальчик, не имеющий своего мнения. «Все бьют и он бьёт, все смеются и от смеются». Но на самом деле мечтает вырваться в Москву к отцу. Васильев - самый тихий мальчик в классе, которому постоянно достаётся от ребят. Он единственный, кто не издевается над Леной. Дима Сомов - мальчик из богатой семьи, в которого влюблены почти все девочки класса, пользующийся огромным авторитетом в классе. Только Дима Сомов оказывает новенькой поддержку. Дима не раз спасал Лену от своих одноклассников. Поэтому теперь стало так: куда Дима, туда и Лена, что делает Димка, то делает и Ленка. Вскоре дружба перерастает во влюблённость. И всё было бы прекрасно, если бы не трусость Димы.


На осенние каникулы дети должны были поехать в Москву. Предложение Димы самим заработать на поездку денег все одобрили, и вскоре сумма была собрана. Но в последний день учёбы вместо последнего урока дети решили пойти в кино. Дима был сначала против, но поняв, что его авторитет может упасть, сам возглавил побег. Когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что Дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку. Лена вызывается её принести, но спотыкается и падает. Димка, обозвав её недотепой, бросается в школу. Лена идёт вслед за ним, но у дверей класса слышит, как их классная руководительница Маргарита Ивановна выпытывает у Димы, куда они все сбежали. В какой-то момент она называет его трусом, и Дима, не выдержав, выдаёт тайну. Лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов, но потом они предпочтут не вмешиваться в разборки ребят, а посмотреть, что будет дальше. В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, хочет помочь ему и берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае, гоняют её, как зайца, по всей округе. В один из вечеров, когда Ленка была одна, Димку заставили напугать её медвежьей головой. Но Лена простила его. Потом, когда у неё украли платье, Дима пообещал вернуть его и во всём признаться, но когда ребята кидали платье по кругу и дошла очередь до Димы, он, улыбаясь в лицо Лене, стоящей с вытянутой рукой, перекинул платье следующему…


Окончательно надежда, вера и любовь Лены к Диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, дабы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего Лену. Именно этот костёр был последней каплей. Лена бреется наголо, чтобы доказать, что она больше никого и ничего не боится, и идёт на день рождения к Диме. Дети поражены её появлением, они считали, что они её победили. Там же раскрывается, что Валька живодер и что отца Лохматого избила банда вальконого брата. Дети озлобились друг на друга. И Попов, видя, что дело зашло слишком далеко, выдаёт Диму. Отношение к Диме и Лене резко поменялось: Диму ненавидят за то, что он дважды предатель, а Ленку любят и уважают. Но она больше не хочет учиться в этой школе, не хочет видеть этих людей. На предложение Железной кнопки устроить бойкот Диме, Лена отвечает отказом. Она знает, каково быть изгоем, и не пожелает такого никому. В этом Лену поддержал сначала только Рыжий, а потом и весь класс. Дедушка Лены оставил свою коллекцию картин в дар городу, а школе дарил свою любимую картину «Машку», на которой изображена девочка, очень похожа на Лену. Бессольцевы уехали на теплоходе. Когда начали разбирать весь этот конфликт, дети рассказали обо всём учительнице. Маргарита Ивановна вдруг поняла, что произошла чудовищная история, что Лена рассчитывала на ее помощь. А она все-все забыла. Собственное ничтожество - вот что теперь занимало ее воображение... Какой же она оказалась глупой, мелкой эгоисткой. Все-все забыла из-за собственного счастья. В заключении, увидев портрет, дети пишут на школьной доске: «Чучело, прости нас!».


Проблематика повести Предательство: почему человек способен предать друга? Дима Сомов, боясь ответить за свой проступок перед классом и потерять авторитет, предал своего единственного верного друга - Лену Бессольцеву. Трусость Взаимоотношения детей: почему дети жестоки друг к другу? Лена Бессольцева выделялась на фоне остальных детей. Она не была такой же озлобленной и подлой, как остальные, не строила козни. Поэтому дети хотели самоутвердиться за счёт унижения Лены Взаимоотношения поколений: почему молодое поколение неуважительно относится к старшему? Дети обзывали Н. Н. « Заплаточником », хамили ему, воровали у него яблоки


Через какие страдания проходят люди … Лена вытерпела много унижений и страданий, но благодаря этому она окрепла духом и поняла, вместо того, чтобы убегать, всегда нужно сражаться. Безответственность учителя: почему учитель из - за собственного счастья не замечает ничего вокруг? Из - за того, что все мысли Маргариты Ивановны были заняты одним женихом, она не смогла уследить за тем, что творилось в её класс. Мысли Маргариты Ивановны были заняты одним лишь женихом. Поэтому надежда Лены на её помощь полетела прахом. Любовь к родному краюРодовой дом Н. Н, был для старика не просто домом, а его жизнью и колыбелью. Сохранение памятиН. Н. на протяжении многих лет собирал картины, созданные его предками. Для Бессольцева они были самой главной ценностью.

Рецензия на повесть Владимира Карповича Железнякова — «Чучело», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Анастасия Халявина. Первая работа Анастасии: .

Повесть «Чучело» — это жемчужина творчества Владимира Карповича Железнякова и мое любимое произведение отечественной литературы. Все, наверняка, знают историю Лены Бессольцевой – хрупкой, но очень сильной духом девочки, терпевшей из-за своего милосердия, искренности, открытости, доброты и преданности издевательства со стороны своих одноклассников. Я же ее знаю досконально. Перечитав ее несколько раз и сделав примерно такое же количество просмотров фильма по повести, я не перестаю восхищаться и удивляться Лене, которая каждый раз открывает передо мной новые истины. И порой, вновь пройдя с девочкой ее нелегкий путь, удивляюсь, почему я раньше не замечала этих мудростей и проблем? Сейчас я не могу дать ответ на этот вопрос. Но быть может смогу в конце моей рецензии?

Над этой книгой можно размышлять бесконечно, можно вывести бесконечное множество выводов, по ней можно научиться «жить». Я удивилась тому, как автор точно передал огромную мировую проблему – жестокость среди подростков, описал оную во всех ее проявлениях. «Самые жестокие существа на свете - дети. Их готовность убить и надругаться не знает себе равных» © Сальвадор Дали . Кажется, что Владимир Карпович, писал свою книгу, как расшифровку слов этого мыслителя. «Надругаться – подвергнуть кого-что-нибудь оскорбительному издевательству» — гласит толковый словарь Ушакова. А надо заметить, что издевательств Лена вынесла не мало. Под словом «убить» Железняков подразумевает убийство не физическое, а моральное. Ребята из класса пытались убить в Елене веру в саму себя, веру в надежду. Но она не сдалась, и однажды из ее уст мир услышал фразу, которая стала афоризматичной: «Верить надо до конца!» .

Вы когда-нибудь задумывались, как радикально может измениться человек под влиянием окружающих? Что стереотипы могут сделать с людьми? Я думаю, что настолько же не глубоко, насколько и я, до прочтения этой замечательной книги. Меня поразили кардинальные перемены, произошедшие в Димке Сомове, и их весьма небольшие временные рамки. Вначале Димка представлен сильным, храбрым, смелым. После — в середине – он начинает быть трусливым, слабым духом, неспособным сказать правду, пойти против общества человеком. В конце произведения Ленин «друг» становится безнравственным жестоким предателем, способным вместе с «приятелями» обидеть свою защитницу. Да. Он стал предателем. Но не потому, что раскрыл тайну побега учительнице, а потому, что предал Лену Бессольцеву!

Книга полезна всем. И взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит людей быть толерантными, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное е ценить не физическое благо, а нравственное, моральное! «Зато у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое. Это посильнее, чем платье по фигуре».

«И порой, вновь пройдя с девочкой ее нелегкий путь, удивляюсь, почему я раньше не замечала этих мудростей и проблем?» — писала я вначале моего текста, и не могла ответить на мною же поставленный вопрос. Кажется, теперь у меня готов ответ. Просто это произведение, как слоеный пирог – если его «есть» сверху вниз, то при каждом прочтении открываются доселе неизвестные тебе слои, которые ты «поглощаешь» с тем же интересом, что и верхние слои. Поэтому, этот шедевр можно перечитывать тысячи раз, ведь одного слоя не хватит, чтобы понять все, что хотел передать читателям В. К. Железняков!

Эта книга произвела на меня невероятное впечатление, пронзила меня до самого сердца, осталась в самой глубине моей души.

В этой статье представлено краткое содержание по главам повести «Чучело » Владимира Железнякова .

Ленка, главная героиня повести, бежала по улицам городка в сильно взволнованных чувствах, мысленно обращаясь к дедушке с одной единственной просьбой — срочно покинуть этот город.

Ленкиного деда звали — Николай Николаевич Бессольцев. Он хорошо знал историю своего старого городка, стоящего на берегу Оки. Род Бессольцевых был в городе уважаем. Один из Бессольцевых был художником, а другой доктором. Врач был расстрелян фашистами за то, что лечил советских солдат немецкими лекарствами. Николай Николаевич с детства любил дом Бессольцевых и решил приехать в родной город после смерти жены. По приезду Николай Николаевич нашел дом с заколоченными окнами, крышу прохудившейся, а крыльцо сгнившим. Он тут же принялся за работу. Он был нелюдим и не разговорчив. Горожане относились к прибывшему Бессольцеву с уважением, но его образ жизни им был не понятен. Он любил гулять по городу в полном одиночестве. А по ночам в его доме часто горел свет. Поговаривали, что Николай Николаевич большой поклонник живописи и что на последние деньги скупает картины. На самом деле Николай Николаевич рассматривал картины своего прадеда-художника, которые в свое время бережно спрятала сестра Николая Николаевича, обшив мешковиной. Николай Николаевич мечтал о том, что в этот дом когда-нибудь приедет жить его сын со своей семьей. Однажды горожане увидели Николая Николаевича в сопровождении девочки 12 лет. Он каждому встречному говорил, что это его внучка Лена. Осенью Ленка пошла в 6 класс.

Сентябрь Лена жила в воодушевленном состоянии. Она любовалась и удивлялась осеннему городу. Но в начале ноября что-то случилось. Ленка в возбужденном состоянии вбежала в дом. Дедушка, Николай Николаевич, в это время снимал пылинки с картин и тут же любовался ими. Он не заметил в каком состоянии была Ленка. Она вытряхнула все из портфеля и стала собирать в него свои вещи. Тут же она попросила у деда денег на дорогу домой, к родителям. Николай Николаевич спросил что случилось. Лена сказала, что у Димки Сомова день рождения и вновь попросила денег на билет. Дед отказал. Лена заявила, что тогда она украдет у него картину и продаст. Она стала снимать со стены ближайшую картину. За это дед дал Лене пощечину. Тогда Лена побежала к двери. Николай Николаевич ухватил Лену за руку. Но она укусила деда и убежала. Николай Николаевич наскоро оделся и выбежал следом.

В это время одноклассники Лены собирались на день рождения Димы Сомова. Шестиклассник Валька, которому дадут позже кличку «Живодер», Лохматый и Рыжий, разодетая Шмакова и Попов. Тут они заметили очкарика Васильева с одной стороны и одетую в школьную форму Миронову по кличке Железная Кнопка. Судя по одежде Васильева и пакету в руках, он на день рождения не собирался. На прямой вопрос ребят идет ли Васильев к Сомову, Васильев честно ответил, что нет. Миронова поинтересовалась об истинных причинах такого решения. Васильев заявил, что ему Сомов просто надоел. Тогда Железная Кнопка спросила у Васильева: «А за измену идеалам знаешь что полагается?» Ребята не стали долго выяснять что к чему. Они окружили его. Миронова «выразительно посмотрела на Лохматого » и Лохматый сильно ударил Васильева. Он упал, встал на коленки и попытался найти очки. Валька наступил на очки Васильева. Но Васильев одел сломанные очки, назвал ребят дикарями и убежал. Позже ребята встретили классного руководителя Маргариту Ивановну, которой на тот момент было не до ребят. А чуть позже ребята столкнулись нос к носу с Леной Бессольцевой. Ребята испытали настоящий восторг. Они догадались, что Ленка собралась уехать. Они стали орать, что Чучело покидает их город и что они победили. Они окружили Лену и стали выкрикивать слово «Чучело!» Они кружили вокруг нее и продолжали дразнить. Эту сцену увидел появившейся Николай Николаевич. Он остановил это безумие словами, что не хорошо вшестером на одного. Все хотели разбежаться. Но Миронова не позволила никому убежать от Заплаточника (таково было прозвище у Николая Николаевича). Она с презрением сказала деду Лены, что им стыдиться нечего, а вот ему должно быть стыдно за свою внучку. Николай Николаевич спросил за что. Железная Кнопка посоветовала ему спросить у самой Лены. После этого компания подростков отправилась к Диме Сомову, а дед с Леной решили, что она покинет город завтра. Дома они слышали через форточку звуки веселья из дома Сомова. Николай Николаевич не мог заглушить эти звуки ни закрытой форточкой, ни игрой на фортепиано. Тогда Лена и решилась рассказать деду все, что с ней приключилось.

Лена начала свой рассказ с самого начала, т.е. с сентября. Маргарита Ивановна, классный руководитель, попросила Рыжего представить Лену Бессольцеву ребятам класса. Лена очень хотела подружиться с Рыжим и поэтому все время улыбалась. Рыжий, видя улыбку Лены, с трудом сдерживал смех. Войдя в класс, Рыжий уже не мог сдерживать гогот. Он представил Лену «такой новенькой «, что весь класс тоже стал смеяться. У Лены улыбка была, хоть завязочки пришей! Ребята смеялись над Леной и ее дедом, Заплаточником. Но Лена решила, что они просто веселые ребята и тоже смеялась вместе со всеми. Лену тут же окрестили Чучелом. Только Димка Сомов заступился за Бессольцеву и прекратил всеобщее издевательство над Леной. В этот момент вошла Маргарита Ивановна. Она выходила замуж. По случаю своего счастья она угостила ребят коробкой конфет. А еще она предложила ребятам поехать в Москву на каникулах. Класс обрадовался. Маргарита Ивановна сказала, что ребятам нужно попросить у родителей денег на поездку. Но Дима Сомов сказал, что было бы правильнее самим заработать на поездку. Все поддержали. Пора было начинать урок. Но у Лены не было своего места в классе. Из всех ребят самым доброжелательным к ней был Дима Сомов. Поэтому Лена спросила у него свободно ли место рядом с ним. Дима сказал, что оно занято. Но он попробует решить эту проблему. Он вовсеуслышание сообщил Шмаковой, что на нее место есть претенденты. Шмакова возмутилась, но уступила место Лене и пересела к Попову, затаив обиду и на новенькую и на Диму. Далее класс стал посещать детские сады, совхозы и фабрики, чтобы заработать на поездку. В один из таких дней ребята работали в саду, собирая яблоки. День был дождливым. Лена пришла в одних туфлях, которые тут же промокли. Тогда Дима снял с себя свои резиновые сапоги и отдал Лене. Однажды они работали на фабрике игрушек. Дима Сомов получил очередную зарплату на весь класс. Деньги положили в общую копилку. Саму же копилку Дима вручил Лене на сохранение. Она на тот момент была с маской Зайца на голове. Когда Дима вышел из помещения, то ребята одели маски зверей и стали кружить вокруг Лены, крича, что они перехитрят Зайца и сундучок с сокровищами заберут. В начале Лена приняла игру. Но когда ее стали щипать и толкать, она испугалась, упала и позвала на помощь Диму. Он пришел. Игра прекратилась. Лена сказала, что вокруг полно зверей. Однажды Лена и Дима вместе шли по улице. Тут Дима заметил Вальку, тащившего на веревке собаку. Дима отнял собаку и тут же выпустил. Валя стал громко звать на помощь Петю, своего старшего брата. Тот прибежал. Петя ударил Диму. А позже выяснилось, что собака была братьями поймана вновь. Дима рассказал Лене, что Валя отлавливал собак для того, чтобы сдавать на живодерню за деньги.Тогда Лена назвала Диму героем и предложила дружбу. Поцеловала его. Эту сцену увидел Валя и Петя.

Наступил последний день учебы перед каникулами. Деньги на поездку в Москву были собраны. Последним уроком должна была быть физика. Но «физика заболела «. Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Однако войдя в класс, ребята обнаружили на доске записку от Маргариты Ивановны, извещающей, что вместо физики будет урок литературы. Мало того, Дима Сомов всех добил заявлением, что после уроков все должны пойти поработать бесплатно в детский сад. Они обещали помочь, а слово нужно держать. Но его никто не поддержал. С ним стали спорить и искать оправдания: одни кричали, что им родители запрещали работать, другие, что работать бесплатно — это не справедливо и т.д. Тут в дверях показался Петя, брат Вальки, и вообще стер записку Маргариты Ивановны. Заодно и напомнил Димке, что обижать его брата чревато. Поэтому желание Димы рассказать про Вальку, что он живодер, сразу же пропало. Класс решил, что на самом деле кто-то неизвестный мог стереть запись на доске. Это послужило причиной быстро собраться в кино. Ребята ушли. Но не все. В классе остались Шмакова и Попов. Дима забыл свою копилку. Шмакова и Попов стали мечтать кто что мог бы купить на деньги из копилки. Услышав шаги, они спрятались под партой. Вошла Маргарита Ивановна. А чуть позже вбежал Димка за копилкой. Он не знал, что Лена бежала за ним следом и оказалась невольным свидетелем разговора между Димой и классным руководителем. Не знал Дима и про спрятавшихся под партой. Маргарита Ивановна потребовала от Димы рассказать почему стерли ее записку с доски и где все. Димка пытался выкрутиться, но Маргарита назвала Димку трусом. Тогда Димка все рассказал. Ленка думала, что Дима расскажет обо всем ребятам. Но Дима молчал. Он не рассказал правду и ей. Между тем Шмакова что-то задумала.

На следующий день все пришли в класс с чемоданами. Маргарита Ивановна была в очень красивом платье и с розой. Но лицо ее было огорченным и строгим. Она всем объявила, что директор школы влепил ей выговор из-за того, что ученики ее класса сознательно сорвали урок. В связи с этим поездка в Москву отменяется. Кто-то со злости заявил, что они специально сорвали урок, чтобы насолить Маргарите Ивановне. Учительница поразилась. Димка Сомов пытался всех успокоить и даже предложил сходить к директору и извиниться. А Маргарите Ивановне кричал, что ребята так шутят. Но когда все поняли, что поездка окончательно отменяется, то спросили что делать с заработанными деньгами. Маргарита Ивановна подошла к копилке и разбила ее. Она сказала, что теперь ребята могут ходить в кино хоть каждый день и вышла из класса. Деньги решили разделить. Шмакова стала считать и раскладывать на 36 кучек. Димка предложил не отказываться от идеи поехать в Москву, накопить еще и отправиться в путешествие на зимних каникулах. Но его никто не поддержал кроме Бессольцевой. А Железная Кнопка неожиданно предложила найти предателя, ведь кто-то сдал класс Маргарите. Димка сильно испугался. А Лена надеялась, что он признается. Но напрасно. Миронова дала предателю 3 минуты, чтобы он сознался сам прежде чем она назовет его имя. Все молчали. 3 минуты прошли. Тогда Железная Кнопка стала замерять пульс каждого. Повышенным оказался пульс у Попова. Она назвала его предателем. Сомов заступился за Попова. Но Железная Кнопка его перебила и потребовала от Попова все рассказать. Попов согласился все рассказать. И снова Димка испугался. Видя как изменился в лице Дима, Ленка пожалела его и заявила, что это она предатель. Ее дважды сильно ударил Лохматый по спине. Но Ленка все равно смеялась. Железная Кнопка предложила объявить Чучело бойкот! Все согласились. Про бойкот услышала Маргарита Ивановна, подошедшая к двери и колотившая в дверь. Когда Миронова открыла дверь, Маргарите Ивановне кто-то сообщил, что ее вызывает к телефону Москва. Классная тут же забыла что хотела от класса и побежала к телефону. Все кричали «Бойкот Чучело!» И Ленка кричала тоже «Бойкот!», словно ее это и не касалось. И смеялась вместе со всеми. Валька пристал к Димке и требовал чтобы и он кричал «Бойкот Чучело!» Тогда Ленке еще раз стало жаль Диму. И она громко крикнула «Бойкот!» в самое ухо Валентину. Валька тут же отстал. Когда автобусы двинулись в Москву, ребята увидели внизу Маргариту Ивановну. Она им махала рукой. Валя предложил ей плюнуть на голову. Другие возмутились подобному. Лохматый вообще назвал Валю подонком. Наконец все решили, что Маргарита Ивановна просто всех зовет вниз. Класс тут же бросился бежать к автобусам. В кабинете остались только Димка и Лена. Димка что-то хотел Лене сказать, но она неожиданно для себя засмеялась. Тогда Дима выбежал из класса. Лена выбежала за Димой. Это был последний день, когда ей было весело.

Дима и Лена присоединились к классу. Во всеобщей радости школы только 6 класс стоял понурый. Как оказалось, ребята неверно расценили жест Маргариты Ивановны. Вся школа уехала в Москву кроме начальных классов и их 6-ого. Почти все одноклассники стали расходиться. Осталась только группа лидеров. Они зловеще окружили Лену и Диму, сцепили руки и стали дразнить, пытаясь больно ударить между оскорблениями. Неожиданно Васильев расцепил круг и дал возможность бойкотируемым убежать. Началась погоня. Дима и Лена забежали в парикмахерскую. В ней работала тетя Клава, мама Рыжего. Дима успел ее попросить не выдавать месторасположения его и Лены. Тетя Клава выполнила просьбу. Но пока Дима и Лена прятались, они оказались невольными свидетелями разговора между Рыжим и его мамой. Оказывается Рыжий не видел своего отца более 3-х лет. В Москве Рыжий хотел с ним увидеться. Мама сообщила Рыжему, что отец его ждет. Рыжий очень сильно разозлился и помчался с еще большим желанием отомстить Чучело за сорванную поездку. Когда Лена и Дима вышли из укрытия, Сомов спросил у Ленки когда она успела рассказать обо всем Маргарите. Лена призналась, что ничего не рассказывала классной, просто хотела защитить Диму. Дима попросил Лену пока не рассказывать ничего ребятам, потому что эта история выглядит не очень правдоподобной. Он без нее расскажет ребятам правду. Лена согласилась. В этот момент рассказа дедушка с Леной поссорились, т.к. дед не выдержал и назвал Димку трусом, подлецом и предателем. А злых одноклассников даже попытался защитить. Так показалось Лене. Тогда она замолчала и оборвала свой рассказ. Зато она продолжила его на следующий день. Она подумала о Рыжем. И почему-то вдруг ей стало его жаль. Она решила, что возможно Рыжий смеялся до слез над собой со всеми вместе не потому, что ему весело, а от глубокой обиды? Так у Лены происходило переосмысление произошедшего.

Лена и Дима не стали уходить от парикмахерской потому, что Ленка неожиданно для себя решила сделать себе прическу. Какое-то время Димка ждал ее, а потом решил пойти домой. По дороге он встретил Вальку. На вопрос где Бессольцева Дима ответил что не знает. Понимая, что Ленке угрожает опасность, он сомневался стоит ли идти домой, но урчание в желудке помогло определиться Сомову в пользу дома. Пока Димка шел, он придумал как и что скажет ребятам, чтобы они отстали от Ленки. Поэтому домой он шел с совсем легкой душой. Пока Дима обедал, ребята собрались возле парикмахерской, раздумывая где могут быть беглецы. Валька сообщил, что видел Сомова, но мол тот не знает где Чучело. Появился Попов и всем сообщил, что отец Димки Сомова купил новенький авто. Ребята позавидовали. Пришел Васильев и его попытались избить за то, что он выпустил предателей из кольца. Тут открылась дверь парикмахерской и все увидели Лену с прической. Шмакова от зависти разозлилась еще больше. Лену окружили. Валька достал трубочку и горох. Он стал больно обстреливать Ленку. Она не плакала. Но за больные места хваталась по инерции. Ребята наслаждались своим издевательством. Неожиданно вышла тетя Клава. Горох попал в нее. Она гневно потребовала прекратить издевательства над Бессольцевой. Но Рыжий не только не послушался матери, а даже попытался ударить Лену. Тетя Клава схватила его руку. В этот момент Валька и Лохматый схватили Ленку и попытались уволочь. Ленка упала и закричала истошно «Димка». Тетя Клава потребовала не трогать девочку. Но ее никто не слушал. Тогда Васильев вдруг раскидал ребят и дал Лене возможность убежать. Все тут же бросились за ней. А Васильев увидел Димку и остановился. Между Димой и Васильевым произошел разговор. Васильев признался, что ему нравится Бессольцева и что он не верит в ее предательство. А Дима попросил Васильева поговорить с Леной и предложить ей уехать из города. В этот момент они услышали издали слова одноклассников «Чучело» и «Предатель». Тогда они бросились в сторону криков.

Лена выбежала на свою улицу. Вслед ей кричали «Чучело!». Прохожие оборачивались и с любопытством смотрели на бегущее Чучело. Это было унизительным. И вспоминая об этом, Лена сожалела, что тогда бросилась бежать. Теперь она считала, что нужно было просто отбиваться до конца не смотря ни на что. А если побежала, значит чувствовала себя виновной. Она смогла добраться до своего дома. И тут она увидела Димку. Ребята бросились к нему. Он им что-то стал рассказывать, удаляясь от ее дома. Лена решила, что Димка открывал ребятам правду и обрадовалась. Она ждала его, думала он придет и все расскажет. Но он не приходил. Тогда она позвонила ему. Трубку сняла Димкина сестра. Она сообщила, что Димы нет дома. Стемнело. Кто-то постучал в окно. Ленка распахнула его створки. В окне со страшным ревом показалась медвежья голова. Ленка сильно испугалась, захлопнула окно и погасила свет. Пришел дед. Он был в тот вечер очень счастлив, т.к. получил в подарок картину своего прадеда «Маша». Это была последняя работа художника. Дед рассказывал Ленке про картину, про ту, что была изображена на этой картине, но Лена слушала его вяло и без особого интереса. Вновь в окно постучали. Дед отворил окно. С ревом показалась медвежья голова. Дед изловчился и оторвал голову. Под маской оказался Димка. Ленка сразу решила, что Димку заставили так поступить, и вот ей уже Димка представился со связанными руками. Она стала кричать в окно «Димка», но никто не отзывался. Дед пытался ее успокоить. Но Ленка была в сильнейшем возбуждении. Она выбежала из дома, думая, что Димка не отзывается потому, что ему всунули в рот кляп. Однако она увидела, что на самом деле все ее мучители сидели у Сомова дома и пили чай. Никто Димку не держал за руки, не бил, и не связывал. Тогда она поняла, что Димка ее обманул. Она схватила камень и разбила окно в доме Димы. Вернулась домой бледная и без сил. В окно они с дедом услышали «Чучело!» и «Заплаточник!»

На следующий день Лена стирала свое испачканное платье. Через окно она заметила Диму, который собирался к ней. Она тут же вышла в сад якобы для того, чтобы повесить платье для сушки. Димка прошел в сад. Он признался Ленке, что он подлец. Попросил прощения и дал обещание все рассказать ребятам. Ленка поверила ему еще раз. Тогда Дима поцеловал ее. Поцелуй увидел Валька, проходивший мимо. Он подскочил, сорвал платье с веревки и сказал, что вернет его в обмен на медвежью маску. Димка потребовал вернуть платье и бросился за Валькой. Лена остановила Сомова, сходила в дом за медвежьей мордой и отдала ее Диме. Сомов спросил знает ли Ленин дед о происходящем? Лена ответила, что нет. Дима обрадовался. Он побежал к ребятам признаваться. А Ленка испугалась за Димку и решила быть рядом в случае беды. Ребята собрались в сарае. Лена притаилась у прогнившей дыры сарая. Ребята хохотали над Рыжим, который напялил на себя Ленино платье и изображал Чучело. Вошедший Димка потребовал отдать платье. Валька тут же стал рассказывать про поцелуй и что Сомик работает на два фронта. Димку тут же скрутили. Валька стал избивать Сомова, пока тот не мог защищаться. Но Димка «озверел » и вырвался. Началась драка. Димка схватил шест и стал им размахивать. Ребята не решались нападать на вооруженного Сомова. Но когда Сомов встретился взглядом с Железной Кнопкой, она приказала ему отдать шест. Он сказал, что 4-ро парней спрятались за плечами девчонки и бросил шест. Между Мироновой и Сомовым произошел разговор, в котором Дима попытался признаться в доносе. Все согласились, что Димка вполне мог рассказать обо всем Маргарите и тут же стали угрожающе кружить вокруг Сомова. Димка вновь испугался и заявил, что он пошутил. Но Железная Кнопка потребовала признаться, смотря ей в глаза. Все стали наступать на Димку. Лена не выдержала и вбежала в сарай. Она стала отталкивать их от Сомова. Она дралась. Когда ее заметили, то очень удивились, что она не испугалась прийти. Миронова напрямик спросила кто из них с Сомовым предатель. Лена сказала, что она. Димка не опроверг ее слов. Лена потребовала вернуть ей платье. Но ребята стали швырять его друг другу над головой Лены. А она металась между ними, пытаясь поймать. Когда платье попало в руки Димы, она протянула руку и улыбнулась ему. Но он не отдал ей платье, а бросил еще кому-то. Его тут же одобрили. Лена ударила Диму по щеке. Ребята сбили ее с ног, связали, и выволокли из сарая. Тут же нашлось огородное чучело. На него нацепили Ленино платье, воткнули в землю и вручили Диме спички. Он медлил. Лена просила его не поджигать. Но Дима поджег. И тогда Ленка очень громко и истошно закричала. Ребята испугались и выпустили Лену. Она бросилась на огонь, вырвала чучело из земли и стала им размахивать. Ребята от страха стали разбегаться. А Лена кружила с чучелом в руках до тех пор, пока не упала. Она услышала как Миронова сказала о ней Димке, что нельзя жалеть предателей. Потом Лена услышала удаляющиеся шаги. Через какое-то время Дима вернулся к Лене (Он прятался в кустарнике) и снова дал ей обещание рассказать всю правду. Мол сейчас просто никто ему не поверил. Лена стала снимать платье с чучела. Обожглась. Димка прикоснулся к ее щеке. Но Лена отшатнулась от него, словно ужаленная. Она ушла к реке. Нашла там старую лодку и спряталась под ней.

На следующее утро нужно было идти в школу. Но Маргарита Ивановна еще не приехала. Лена прогуляла этот день. Лена пришла в школу, когда Маргарита уже приехала. Лена специально опоздала и зашла в класс после звонка. Маргарита предложила Лене сесть. Но Лена ждала справедливого разбора произошедшего. Учительница не поняла чего ожидает Лена. Мало того, Маргарита Ивановна предложила забыть все, что было, т.к. она уже не сердиться на свой 6-ой класс. Тогда Лена сказала, что она уже никогда не сядет за парту, она уезжает и зашла проститься. Лена выбежала из класса. В этот момент Ленка вдруг призналась деду, что она предала его, т.к. стыдилась его заплаток и не защищала его честь. Мол если бы он был нищим, то она так же пряталась от него и стыдилась. Теперь она понимает, что так нельзя. На этом рассказ Лены закончился. Она стала собирать вещи, намереваясь покинуть городок. А музыка из соседнего дома по-прежнему доносилась. Вдруг на пороге появился Васильев в разбитых очках. Он спросил у Лены на самом ли деле она уезжает и на самом ли деле она предатель? А как же честь? Тогда Николай Николаевич сказал, что Лена никого не предавала. Васильев парировал, мол почему же тогда она уезжает? Струсила? Тут Ленка вскочила, надела на себя обожженное платье, что было некогда на чучело и выбежала. Васильев последовал за ней.

Ленка вбежала в парикмахерскую. Тетя Клава встретила ее крайне недружелюбно. Но Ленка ей почти все рассказала, не выдав имя Димки. Тетя Клава посочувствовала Лене и хотела сделать самую лучшую прическу. Но Ленка потребовала побрить ее наголо. Тетя Клава возмутилась. Тогда Ленка выхватила ножницы и искромсала свои волосы. Тетя Клава смирилась и побрила Ленку. Бессольцева натянула на себя шапочку и отправилась к Димке. Когда она вошла, все были удивлены и танцы с весельем прекратились. Ленка покривлялась под музыку перед всеми. Когда музыка прекратилась, она стащила с себя шапочку и все увидели ее остриженную голову. Ленка стала кричать, что надо же, какие они все красивые, а она ЧУЧЕЛО! Она разговаривала с каждым отдельно. Спросила у Димки, как же так получилось, что он такой положительный, а стал дружить с Чучелом? Предателем? Наверное поэтому он не смотрит ей в глаза и так похудел. Переживает, видимо, что подружился с ябедой! А Железная Кнопка? Как же так вышло, что она, борец за справедливость, а дружит с живодером Валькой, что продает собак по рублю? Ну а Лохматый? Ну-ка стукни Чучело по голове! Ведь главное в жизни — сила! В конечном итоге Ленка сказала, что ей жаль их, бедных. И ушла. Лохматый рванулся к Вальке из-за собак. Валька в ходе потасовки случайно выдал тайну своей семьи. Оказывается отца Лохматого сделали инвалидом братья Вальки из-за лося, которого лесничий, отец Лохматого, пытался когда-то защитить. Железная Кнопка приказала Лохматому не трогать Вальку, и презрительно фыркнула в сторону живодера. По ее мнению таким не место в ее компании. Валька убежал. Миронова похвалила Чучело, сказав, что Ленка молодец, всем врезала! И если бы она не была предателем, то она бы с ней подружилась, ибо все остальные хлюпики! После этих слов Миронова ушла. Вслед за ней ушли Лохматый и Рыжий. В комнате остались Дима, Шмакова и Попов. Тогда-то Шмакова и открыла правду Димке, заявив, что в момент его разговора с Маргаритой она с Поповым сидели под партой и все слышали. Димка затравленно испугался. А Шмакова, довольная, что теперь Сомов в ее власти и раба Попова можно будет сменить на Сомова, заявила, что это тайна и они никому в классе ее не расскажут! Но Попов вдруг заявил, что больше не может так и выбежал.

Наутро Лена проснулась от стука и содрогания дома. Она испуганно выбежала на улицу. Николай Николаевич забивал окна дома. Увидев Лену, он потребовал принести гвозди. Когда дом был заколочен, Дед и Лена отправились на пристань. Они несли с собой картину, что прозвали Машкой и чемоданы. Вдруг до них донеслись уже привычные голоса: «Держи» Мимо Лены и деда пробежали ребята из Лениного класса. Они гнали Димку Сомова по улицам города, как когда-то гнали Лену. Лена отдала деду картину и побежала за разгневанными ребятами. Димка был загнан в класс. Его теснили со всех сторон. Тогда Сомов вскочил на подоконник, распахнул окно и заявил, что спрыгнет вниз. В этот момент Лена вошла в класс. Никто ее не видел, все были прикованы взглядами к Диме. Лена тихо и спокойно сказала «Слезь с окна!» Тогда Димка спрыгнул. Ребята окружили Лену. Миронова предложила объявить Сомову бойкот. Ребята стали голосовать «За!» и только Бессольцева была ПРОТИВ! Железная Кнопка удивилась. Спросила почему Чучело против? И Лена ответила, что ее травили и жгли на костре. Поэтому она никогда и никого не будет травить. Валька закричал, что тогда бойкот и Чучело. Но его никто не поддержал. С ним вообще мало кто теперь считался, его презирали за живодерство. Тут вошла Маргарита Ивановна и сообщила, что дедушка Лены, Николай Николаевич Бессольцев, подарил городу свой легендарный дом и бесценную коллекцию картин. Поэтому теперь в городе откроется музей. Лена была удивлена не меньше своих одноклассников. Ребятам сложно было понять поступок деда Лены, ведь дом стоил очень дорого, а картины по легендам стоили вообще миллион. Все ахнули. Тут в дверь постучали. Это был тот самый Заплаточник. Он посмотрел на ребят. А потом неожиданно подарил школе самую любимую картину — «Машку». Он забрал Лену и они ушли, чтобы уехать. Маргарите Ивановне тоже нужно было уйти, чтобы проводить мужа. Но Васильев громко и с сожалением сказал: «На каких людей руку подняли!» Класс во всем стал винить Сомова. И снова понеслось слово «Бойкот!» Тогда Маргарита Ивановна решила разобраться во всем и не пошла провожать мужа. Миронова рассказала обо всем классной. Маргарите Ивановне стало стыдно, что она в нужное время не оказала помощь Лене. Она с ужасом спросила почему Сомов не сказал ничего ребятам? Ответ Сомова еще больше потряс всех. Мол почему же только он один? Ведь правду знали еще Шмакова и Попов. Класс вновь зашумел. Смирнова вновь предложила объявить бойкот. Но ее уже никто не поддержал. А Рыжий вдруг заявил, что он больше не будет принимать решения, как большинство, а будет жить своей головой! Железная Кнопка тогда заявила, что она одна объявит Сомову бойкот, ибо так справедливо! И неожиданно расплакалась. Оказалось, что Мироновой не нравилось поведение матери и что все в их жизни было шито-крыто. Валька заметил, что в жизни каждый ищет себе выгоду. Но тут Рыжий возразил, мол как же тогда Бессольцевы? На что Валька заявил, что Бессольцевы чудики, а вот все они обыкновенные. Но Рыжий выдал иной вердикт — «Мы детки из клетки. Вот кто мы! Нас надо в зверинце показывать…За деньги. » Прогудел гудок катера. Все бросились к окну кроме Сомова. Рыжий первым отошел от окна и развернул картину, что подарил перед отъездом Николай Николаевич. Изображенная Машка, которой было уже 100 лет, походила на Чучело, как две капли воды. Рыжий закричал «Она!» И все увидели изображенную Ленку. «Чучело!» — закричал Лохматый. А Васильев возразил, сказав, что это Бессольцева! Тогда Рыжий не выдержал и написал на доске мелом: «Чучело, прости нас! «

Таково краткое содержание по главам повести «Чучело » Владимира Железнякова .

Меню статьи:

Трудно сказать, что почитатели этого сюжета знают больше: повесть Владимира Железникова или фильм Ролана Быкова, снятый по мотивам этого произведения. О главной идее произведения «Чучело», краткое содержание которого будет представлено ниже, читатель также прочтет в этой статье. История создана на основе реальных событий: однажды племянница писателя признала себя виновной в проступке, которого не совершала, и тогда одноклассники объединились против девочки. Повесть и фильм удивили читателей и кинозрителей, ведь советские дети там сыграли роль скорее антигероев.

Идея повести

Действующие лица повести Владимира Железникова – школьники, шестиклассники, демонстрирующие, что дети – часто жестоки, безжалостны и немилосердны. Читатель наблюдает, как разворачиваются события, и ученики показывают, что живут по законам животного мира, сбиваясь в стайки и давя слабого.

Для того, чтобы представить краткое содержание повести «Чучело», необходимо дать характеристику основных персонажей.

Главные герои «Чучела»

Отрицательных персонажей воплощает класс, который подчиняется инстинктам и относится к главной героине с подчеркнутым презрением с начала повествования. Представим небольшой городок, расположенный на берегу реки Ока. Сюда, к дедушке, приезжает шестиклассница Лена Бессольцева.

Николай Николаевич Бессольцев

Дедушка главной героини Лены. Николай уже много лет живет в одиночестве, расположившись в древнем фамильном поместье. Пожилой мужчина любил картины, коллекционированием которых занимался. Дом его напоминал скорее музей. Дедушка Лены настолько увлекся картинами, что забыл о своей одежде: ходил старичок в пальто с заплатками (отсюда и прозвище его – «заплаточник»). Николая Бессольцева, как и его внучку, недолюбливают и унижают: людям не нравится их закрытый, изолированный, необщительный образ жизни.

На коллекционирование картин уходили все средства Бессольцева. Николай продолжил семейную традицию: жил он одиноко, а в эти края переехал, овдовев. В одиночестве дедушка Лены часто предавался ностальгии: художником был прадед Бессольцева – крепостной. Поэтому Николай пытался отыскать все картины своего дальнего родственника и выкупить.

Николай Николаевич любил внучку, но живя в своем маленьком мире, пожилой мужчина не замечает происходящего с Леной кошмара. Бессольцев обладает слишком мягким характером и не в состоянии оказать помощь внучке. После травли, которую устроили внучке одноклассники, старик решает: единственно верное решение – уехать из Тарусы. Перед отъездом Николай Николаевич делает школе подарок: картина с изображением прабабушки Бессольцева, на которую девочка очень похожа.

В фильме сакраментальной оказывается финальная сцена: девочка уезжает с дедушкой, а под картиной – надпись с просьбой о прощении.

Лена Бессольцева

Внучка Николая Бессольцева, которая однажды приезжает к деду в Тарусу. Выглядела девочка нескладно: ноги – слишком длинные, сама – худая, костлявая.

На лице девочки – постоянная улыбка. Характер у школьницы – сильный, однако при этом Лена описана искренней, улыбчивой и прямой девочкой, хотя и принципиальной. Эти черты не подчинялись общей парадигме ее окружения.

Класс не принял Лену. В один день та пришла домой, заплаканная и захотела уехать.

Дедушка, Николай Николаевич, старался уговорить девочку остаться, но Лена оставалась непреклонной. Тогда дедушка покупает билет, но у парохода Лену замечает группа школьников. Лена рассказывает дедушке о произошедшем – после того, как на глазах Николая Николаевича внучку обзывают «Чучелом» и издеваются над бедной девочкой. Но об истории, приключившейся с Леной, мы расскажем позже, когда приступим к описанию краткого содержания «Чучела».

Лене свойственна доброта, искренность, правдивость. Девочка не любит лгать и считает высшей ценностью справедливость.

Маргарита Ивановна

Маргарита Ивановна руководит классом. Если бы травля классом Лены случилась в другой период жизни учительницы, то та, пожалуй, обратила бы внимание на эти проблемы. Но все происходит как раз перед свадьбой Маргариты.

6 «А» не уважает классную руководительницу, ни во что не ставит юную учительницу. Класс планирует поехать в Москву и копит на эту затею деньги. Но однажды школьники решают сбежать с последнего урока, чтобы пойти в кино. Этот проступок приводит к тому, что шестиклассникам запрещают ехать в Москву.

В конце повести, перед тем как Лена уехала из города, Маргарита Ивановна пришла в класс и лишь тогда увидела, что происходит. Учительница раскаялась, но было поздно. Ошибка классной руководительницы заключалась в том, что та вовсе не руководила классом, а занималась личной жизнью и свадьбой.

Ученики 6-го «А» класса

Среди группки одноклассников Лены выделяются разные личности: кто-то руководит своими коллегами, кто-то, напротив, терпит унижения, как и Лена.

Например, Рыжий подвергается насмешкам за цвет волос. Но против класса мальчик идти боится, а потому присоединяется к издевательствам над другими детьми.


  • Миронова (по прозвищу Железная Кнопка) – неформально лидирует в классе. Девочка не признает другого мнения, кроме собственного. Проблемы начинаются в семье: мама Мироновой не пытается разрешить конфликт, а маскирует сложности. Такая позиция матери не идет на пользу девочке. В конце повести Миронова проникается симпатией к Лене, радуясь, что правда выплыла наружу. Железная Кнопка – помешана на справедливости, однако не понимает, что справедливость порой выглядит не так, как ожидается.
  • Мальчик по имени Валя – тоже коллега Лены – считает материальные ценности, деньги главным в жизни. Мальчик груб и плохо воспитан. Неотесанный Валька отлавливает дворовых собак, чтобы сдавать тех на живодерню. У Вали есть старший брат, угроз которого побоялся Дима, а потому не рассказал ничего классу. Брат Вали недавно вернулся из армии и тоже промышлял отловом собак для убиения.
  • Что касается Димы Сомова , с одной стороны, мальчик старается отстоять интересы Лены. С другой стороны, шестиклассник всего боится, и отказывается от решения защищать Лену, потому что осознает: класс сделает и его «козлом отпущения». Семья Димы – хорошо обеспечена и благополучна, но мальчик мягок и не способен твердо стоять на своих позициях. Дима считался самым умным и смелым. Мальчик очень нравился Лене, впрочем, и он испытывал к однокласснице симпатию. Ленка находила нечто общее между Сомовым и скульптурой, которая называлась «Спящий мальчик». Юноша неоднократно заступается за Лену (например, на фабрике игрушек, где одноклассники пугали девочку масками животных). Но в решающий момент, когда девочка взяла на себя вину Сомова, школьник струсил, и не признался в проступке.
  • Лохматый – из семьи лесничего – считает, что главный аргумент – это сила.
  • Васильев – добрый мальчик. Школьник не хочет издеваться над Леной: Васильев – единственный, кто не бил девочку. Но он тоже поддается настроениям группы, боясь противоречить лидерам и идти против компании.
  • Другая одноклассница Лены – Шмакова – представлена как самая красивая шестиклассница. Одетая в хорошие наряды, Шмакова, хоть и красива, но глупа и пуста. Девочка собирает для себя «свиту», очаровывая ребят-одноклассников. Шмакова хочет заполучить для «свиты» и Диму. Но Дима не попадает в ряды поклонников и «слуг» красавицы.

Решающее событие

В классе была копилка, в которой дети копили деньги на желанную поездку в Москву. Приближалось время путешествия – осенние каникулы. Школьники пришли на последнее в четверти занятие. Должны были проводить урок физики. Однако на доске шестиклассники увидели объявление от Маргариты Ивановны: вместо физики будет русская литература.

Дима звал ребят для «шефства» в детском садике после уроков, но одноклассники мальчишки не хотели этим заниматься. Сомов собирался объявить о том, что Валя сдает собак на убиение. Но когда в класс пришел брат Вальки, Дима снова побоялся его и промолчал про промысел братьев. Позже брат Вали стирает запись с доски, и Дима снова умалчивает об этом. Для класса это была возможность сказать, что объявление учительницы никто не видел. Поэтому дети пошли в кино.

На половине пути Дима вспомнил, что копилка с деньгами все еще в классе: мальчик возвращается, чтобы забрать копилку. Ленка тоже вернулась: она упала и повредила колено, поэтому девочка пошла к медсестре.


В классе Диму ждала учительница. Когда Маргарита Ивановна обвинила мальчика в трусости, тот не удержался и рассказал все, как было: выдал класс. Признание мальчика слышала Лена, а также Шмакова с ее «слугой», прятавшиеся под партой. Все дети молчали о происшедшем.

На следующий день классная руководительница объявила, что за срыв урока поездка в Москву отменяется. Деньги из копилки были поделены детьми между собой. Школьники старались выяснить, кто «предал» группку. И Лена взяла «вину» Димы на себя. Началась травля девочки. Одноклассники не только издевались над школьницей, оскорбляли Лену, но также несколько раз избили Лену и сожгли платье девочки. В конце концов, дети даже соорудили чучело, надели на него Ленино платье и собирались его сжечь. Лена не выдержала: однажды Николай Николаевич показал внучке картину, где была изображена младшая сестра художника-крепостного Бессольцева, Маша. Лена заметила свою схожесть с коротко остриженной родственницей. Тогда она надела обгоревшее платье, остриглась – как девушка на картине – и пошла к одноклассникам. Девочка все рассказала, а после они с дедушкой уехали из города навсегда.

“Чучело”: краткое содержание произведения Владимира Железникова

5 (100%) 2 votes