Модернизация системы дошкольного образования. Эссе «Модернизация в дошкольном образовании Период модернизации дошкольного образования

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться впервоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

    обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

    достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

    формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

    повышение социальногостатуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

    развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
    Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.
    Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.
    В Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”.
    Основной целью образовательной политики Саратовской области в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
    При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования.Для повышения качества образовательной услуги необходимо участие граждан в развитии дошкольного образования (оценка качества образования, формирование содержания образования, инвестирование в дошкольное образование);расширение организационных форм дошкольного образования;разработка и внедрение новой системы оплаты труда воспитателей;введение нормативного подушевого финансирования в систему дошкольного образования (разработка норматива).
    Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов.
    Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.
    Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. “Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог”.
    Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога. Кроме того, проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.
    Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных:
    1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
    2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
    3) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
    4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
    Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже с 2010 года созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска.
    Для массового охвата дошкольным образованием государство поддерживает многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии. Данный тип образовательных услуг направлен, прежде всего, на максимально полное использование образовательного потенциала семей.
    В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования.
    Предшкольное образование (4-6 лет) существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится, порой, как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад
    Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.
    При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей. Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования.


ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ:

    Необходимо вести поиск педагогических идей, по обновлению содержания, образовательных технологий в практике воспитания и образования детей дошкольного возраста;

    Модернизации технологий дошкольного образования (внедрения инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс).

    Постоянно повышать профессиональное мастерство и престиж труда педагогических работников дошкольного образования;

    Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространения передового опыта, внедрения новых технологий обучения и воспитания;

    Привлечь внимание органов исполнительной власти, научной общественности, средств массовой информации к проблемам развития системы дошкольного образования детей;

    Обратить внимание работников образования на предшкольное образование детей, не охваченных дошкольным образованием.

    Расширить разнообразие форм предоставления услуги.

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Г. РОССОШЬ

ДОКЛАД

ТЕМА «Необходимость модернизации образования.

ФГОСы и их значение».

Выполнил: воспитатели I-КК МКДОУ д/с №7

комбинированного вида

Цыкалова Елена Алексеевна

г. Россошь

2016 учебный год

    Введение………………………………………………….. 3

    Модернизация системы образования в России ……..…..5

    ФГОСы и их значение ………………………………….. 10

    Заключение ………………………………………………. 13

    Список используемой литературы ………………..…….. 15

Введение

Образо­вание - это область деятельности, обреченная на перманент­ное состояние кризиса, такое состояние обусловлено самой природой вещей. Стремительная смена парадигм ос­тавляет мало времени на приспособле­ние учебных планов и программ, а жизнь настоятельно требует все более хорошо подготовленных людей. Однако каждая эпоха по-своему понимает слова "хорошо подготовленные люди".

Сегодня много говорится о необходи­мости модернизации отечественного об­разования. При всякой модернизации образо­вания возникает несколько проблем. Пер­вая - сохранить то положительное, что имеется в существующей системе. Вторая - если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это. Третья - основная: привести систему об­разования в соответствие с запросами общества. За последнее десятилетие в жизни страны произошли большие изме­нения: укореняется новый социальный строй, в основе экономики лежат своеоб­разные рыночные отношения, в результа­те чего появились новые профессии, да и к старым предъявляются новые требо­вания. Например, во многих областях деятельности требуется свободное владе­ние по крайней мере одним иностранным языком, умение пользоваться компь­ютером и т.д. и т.п. Поэтому ясно, что новое поколение надо готовить к жизни иначе, чем прежде. Тем самым обусловле­на необходимость модернизации системы образования.

Модернизация - это обновление и совер­шенствование действующей системы об­разования.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования - это общее нравственное предписание образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы и др.

Цель : рассмотрение особенностей процесса обучения и воспитания подрастающего поколения в период модернизации образования.

Задачи:

Проанализировать литературу по теме: «Основные направления модернизации образования»;

Обобщить условия реализации программы модернизации российского образования;

Рассмотреть основные причины перехода к ФГОС.

В результате анализа материала сложилась следующая структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.

Объект: образование в РФ.

Предмет: модернизация образования в связи с введением ФГОС.

§ 1. Модернизация системы образования в России

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны.

Два центральных направления модернизации образования - кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи - повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию - стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.

В новейшей истории российского образования все перечисленные выше проблемы были поставлены в ходе образовательной реформы 1990-1992 гг. (в значительной мере опережавшей изменения в других сферах общественной жизни) и отражены в Законе Российской Федерации "Об образовании" 1992 г. Сегодняшняя модернизация образования берет свое начало именно из образовательной реформы 1990-1992гг., во многом довершая решение обозначенных в те времена задач. Вместе с тем она делает существеннейший шаг вперед как в своей экономической и технологической оснастке, так и в постановке новых образовательных задач, отвечающих требованиям времени.

В этом плане модернизация образования предстает как ответ на два вызова: 1) вызов незавершенного исторического действия, предпринятого в ходе образовательной реформы 1990-1992 гг.;

2) вызов современности - актуальных и перспективных потребностей развития страны. Эти потребности новой России в новом тысячелетии - доминанта модернизации отечественного образования.

Про­блема модернизации отечественного об­разования была обозначена в августе 1999 г. на заседании Государственного Совета РФ. Начиная с 2000г., на основе Закона РФ "Об образовании" от 1992 г. был принят ряд важнейших докумен­тов, по сути определяющих стратегию развития российского образования в пер­вой четверти XXI в.

Основополагающий документ, устанав­ливающий стратегию и основные направ­ления развития образования, - Нацио­нальная доктрина образования в Российской Федерации. Она "определяет цели воспитания и обучения, пути их до­стижения посредством государственной политики в области образования, ожида­емые результаты развития системы обра­зования на период до 2025 года".

Необходимость модернизации стоит и сейчас. Действия нынешних властей рассматриваются в литературе как смесь зарубежных заимствований с российской неумеренностью, с редким умением довести всё до крайности и абсурда, то есть потерять чувство меры. Эти действия включают в себя всеобщую ЕГЭизацию и бакалавризацию, создание мегауниверситетов, резкое усиление роли государственных структур, бюрократических методов и процедур, насаждение формализма, пренебрежение творческой, содержательной стороной образования.

Происходящее чревато деградацией системы российского образования. Однако не хотелось бы исключать и возможности улучшения дел, при условии, если появятся независимые экспертизы имеющихся трудностей, новая образовательная политика, системный анализ, эффективная методология, опора на новые теории и методики образовательной деятельности, научно обоснованные стратегии модернизации, независимые центры настоящих педагогических измерений.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются эмоционально - волевые качества и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания.

В современных условиях развитие системы дошкольного образования направлено на развитие детей дошкольного возраста, адекватное возрастным особенностям. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения. Анализируя современное состояние дошкольного образования, целесообразно рассмотреть существовавшие ранее концепции его развития.

В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена Концепция дошкольного воспитания, авторы которой указывали на ряд недостатков системы общественного дошкольного воспитания: учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослых и детей, ориентация образовательного процесса на формирование у детей дошкольного возраста «заказанного» школой спектра знаний, умений и навыков, чрезмерная регламентированность режима дня ребенка-дошкольника, использование игры как дополнения к дидактическому процессу приобретения знаний.

Данные проблемы не были решены из-за недостаточно четко разработанного механизма реализации изложенных концептуальных подходов к развитию системы дошкольного образования. Поэтому в Концепции дошкольного воспитания 2003 года вновь в качестве актуальных проблем общественного дошкольного воспитания названы: недооценивание роли игровой деятельности в развитии ребенка, использование «школьных» технологий обучения и раннее изучение программы первого класса, снижение качества образования и перегрузка детей. Кроме того, серьезной критике подверглись уровень подготовки педагогических кадров, неумение воспитателей детских садов реализовывать образовательную программу с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Сегодня авторы современных концепций (Слободчиков В.И., Рубцов В.В., Кудрявцев В.Т. и др.) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров.

Направления модернизации муниципальной системы дошкольного образования:

Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;

Обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

Внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

Создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

Переход на новый уровень, новый статус ДОУ.

Общедоступность.

Дошкольное образование в обеспечении равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем - общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

§ 2. ФГОСы и их значение

ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования.

Давайте перечислим основные причины перехода ФГОС:

Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания;

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения;

Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;

Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение;

Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

Таким образом, очевидно, что образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

ФГОС для каждой ступени образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углублённая и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример, в младшем звене (дошкольное образование) необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями.

Как мы видим, введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне меняет подход в учебном и воспитательном процессе. Современный учебно-воспитательный процесс, в отличие от былых подходов, направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Стандарт, разрабатываемый в русле системно-деятельностного подхода, предусматривает соотношение теоретической и практической долей в пользу именно практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания.

Мы ждём от наших детей хороших и самостоятельных людей. К этому стремилась школа всегда. Но в данном случае, хочется надеяться, что особенности нового ФГОС дадут ещё большие и ещё лучшие результаты.

Заключение

Проблема пересмотра содержания обра­зования сейчас актуальна, как никогда. Период развития мировой экономики, когда ее успех определяла немногочис­ленная элита, закончился. Поэтому уро­вень развития страны напрямую зависит как от уровня и разносторонности общего образования основной массы населения, так и от качества подготовки специалис­тов в средней и высшей профессиональ­ной школе. Изменять, обновлять содержание образования с пользой для дела можно только с опорой на его фундаментализацию и с обязательным использова­нием межпредметных связей. Это значит, что необходимо понимать современный уровень развития соответствующей науки в целом и специфику ее отдельных отрас­лей.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Поэтому встаёт необходимость интеграции изучаемого. В связи с введением ФГОС встал вопрос и об использовании интегрированного подхода в образовании.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Таким образом, главной целью общего образования должно стать формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-культурных условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Список использованной литературы:

1. Лиферов А.П., Воронова О.Е. Новая российская ментальность как инновационный ресурс модернизации образования // Педагогика. 2007, №2. с.12. 2. Полонский В.М. Инновации в образовании // Инновации в образовании. 2007, 33 март. с. 4. 3. Толкачев Г.П. К проблемам модернизации профессионального образования // Инновации в образовании. 2006, №2 март-апрель. с.78. 4. Филиппов В.М. Некоторые основные мероприятия по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. 2003, №3 май-июнь. с.5. 5. Волов В.Е. Инновационные принципы системы образования // Педагогика. 2007, №7. с. 108. 6. Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Рыжова О.Н. О модернизации образования в России // Педагогика. 2005, №3. с. 107. 7. Губанова Е.В., Веревко С.А.Новый стандарт: результаты, инновации, риски.//Народное образование.-2011.-№5.-С.25-31. 8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М., 2008. 9. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России //Дошкольное воспитание. 2008. - № 8.– С. 7. 10. Федина Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 2. – С.40-47.

I. Ликвидация очерёдности в детские сады.
Цель : обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для всех нуждающихся в нём детей от трёх до семи лет к 2016 году (п. 1 «в» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599).
Решение : строительство новых современных зданий детских садов и развитие вариативных форм дошкольного образования.
II. Формирование новых требований к квалификации педагогических работников дошкольных учреждений.
Цель : повышение уровня квалификации педагогов дошкольного образования.
Решение : разработка профессионального стандарта педагогов системы дошкольного образования, повышение зарплат педагогов.
III. Внедрение нового стандарта дошкольного образования.
Цель : обеспечить качество дошкольного образования, предоставляемого детям дошкольного возраста в различных вариативных формах.
Решение : разработка нового федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) (далее - ФГОС ДО).

Утвержден план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк 31 декабря 2013 года.
Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
  • создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

Каждому дошкольному образовательной организации рекомендовано разработать свой план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который будет направлен на:

  1. Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО
  2. Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО
  3. Разработка и утверждение плана - график введения ФГОС ДО в образовательной организации
  4. Создание условий для участия педагогических работников в учебно¬-методических объединениях системы образования
  5. Определение наставников для молодых специалистов
  6. Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации
  7. Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение педагогических советов и др. мероприятий в ДОО по реализации ФГОС ДО

    Организация работы пунктов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное

    Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования

  8. Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий.

В последние годы в системе образования наметился позитивный поворот к дошкольному

детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка.

В этом возрасте дети получают базовый комплекс знаний, которые им будут необходимы во взрослой жизни. И во многом от того, как проживут они свои семь лет до школы, зависит в будущем их способность быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях

Модернизация дошкольного образования - это комплекс мер, направленных на обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

модернизации образования состоит именно в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества,государства.

Для ее достижения уже на уровне дошкольного образования необходимо решение

следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования;
  • достижение нового современного качества дошкольного образования;
  • формирование в системе дошкольного образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
  • повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательных отношений— воспитанников, педагогов, родителей, образовательных организаций.

Механизмы решения этих и других актуальных на современном этапе развития дошкольного образования задач представлены в ряде нормативно-правовых документов

различного уровня:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам— образовательным программам дошкольного
  • образования (Приказ Минобрнауки России от30.08.2013 No 1014);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (
  • Приказ Минобрнауки России От 17.10.2013 No1155);
  • Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
  • дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
  • (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 No544н и др.)

Среди них Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основным документом, в котором задаются

новые координаты для развития дошкольного образования и обозначаются критерии

его качества. На основании этого документа регулируются теперь отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ (взамен отмененных с 01.01.2014 федеральных государственных требований.

На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» - разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты.

Направления модернизации системы дошкольного образования:

· удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;

· обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

· внедрение информационно - коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

· создание информационно - коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

· Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем - общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

По своей сути ФГОС ДО представляет совокупность обязательных требований к

дошкольному образованию:

к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и результатам освоения. Как бы, заданы новые ориентиры на результат дошкольного образования, поставлены новые цели и задачи, изменена структура ООП ДО, требования к условиям ее реализации.

В ФГОС предлагаются следующие принципы дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  • Обогащение аплификациии детского развития;
  • Индивидуализация дошкольного образования;
  • Сотрудничество организаций с семьей;
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Направленность ООП ОД. В ФГОС особый акцент сделан на создание условий социализации и индивидуализации детей как «программы-минимум» и их развития как «программы-максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.

Требования к условиям реализации ООП ДО . По сравнению с требованиями ФГТ в ФГОС ДО выделяется меньшее количество групп требований, и их содержание не тождественно. Кпримеру, в ФГОС ДО отсутствуют требования к учебно-материальному, медико-социальному и информационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Отдельные стали частью материально-технических условий, некоторые вынесены в специальную группу— требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Выделение последней группы обусловлено направленностью

программ дошкольного образования на создание условий для развития дошкольников.

Основная задача персонала дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО

— осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия

уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно сделать. Кроме того следует определить, какие условия необходимо создать дополнительно, исходя из особенностей функционирования данной организации.

Так, например, современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

  • в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников
  • и их физическое развитие;
  • в организации различных видов деятельности воспитанников;
  • в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
  • в методическом обеспечении образовательного процесса;
  • в реализации информационно-коммуникационных технологий;
  • в обеспечении инклюзивных подходов вработе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
  • и пр.

Руководителю дошкольной организации необходимо проанализировать кадровые условия, ответив на вопросы:

  • какой опыт и какая квалификация требуются от педагогов для введения ФГОС ДО;
  • хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение,
  • повышение квалификации (в чем, где, в каких объемах);
  • каким образом организовать подбор, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров для реализации ФГОС ДО?

В зависимости от особенностей дошкольной организации (например, наличия групп

различной направленности, структурных подразделений) возникает необходимость в создании дополнительных кадровых условий.

Так, если в детском саду работает группа компенсирующей направленности, то с учетом ее вида в штате организации должны быть представлены соответствующие специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, педагоги-психологи идр.), а также дополнительный учебно-вспомогательный персонал (например, ассистенты для детей с нарушениями зрения) и пр.

При наличии в детском саду консультационного пункта для семей дошкольников,

не посещающих данную организацию, руководителю стоит предусмотреть возможность

привлечения для работы в нем, к примеру, социального педагога, либо направить воспитателей на соответствующие курсы повышения квалификации.

Нередко в ходе анализа кадровых условий выявляется необходимость привлечения работников сторонних организаций например, научных сотрудников вузов, НИИ и т.д.

Требования к результатам освоения ООП ДО. Вместо интегративных качеств дошкольника, определенных в ФГТ в качестве планируемого итогового результата освоения ООП ДО, в ФГОС ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования.

Они обозначены как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Безусловно, ориентиры отличаются от интегративных качеств, так как в них отражаются современные представления о целях дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность),

а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Именно поэтому целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Следовательно, освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Результаты развития детей, которые мониторят педагоги три раза в год (в начале, середине и в конце года) при этом никто не отменял, но они предназначены только для того, чтобы педагог мог простроить для каждого воспитанника индивидуальный образовательный маршрут.

Возникает вопрос: если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной

организации? Перед детским садом стоят сейчас задачи, связанные с развитием детей

и созданием необходимых условий для их решения. Именно эти условия (выполнение

требований к условиям реализации ООП ДО) являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.

Кроме того, целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного

и начального общего образования и при соблюдении упомянутых выше условий априори предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной

деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Что касается подготовленности ребенка к школе, что он должен уметь.

В ФГОС ДО прописано, что нужно развивать мотивационную готовность к обучению (после дошкольной жизни должно появиться желание учиться), а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д.

Таким образом, на стадии введении ФГОС ДО необходимо:

проанализировать и уяснить суть целевых основ (установок и ориентиров) современного дошкольного образования;

сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;

определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы дошкольной организации;

проанализировать условия, созданные вкаждой организации, каждой дошкольной образовательной группе;

выявить и постараться нивелировать существующие проблемы, находящиеся в ведении дошкольной организации.

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от недавно принятых нормативных

документов не стоит. Но не стоит и испытывать перед ними страх, который, все же присутствует.

Итак, подытожим выше сказанное:

ООП ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования - объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

В ФГОС ДО не упоминаются в качестве обязательных давно принятые и освоенные педагогами детских садов принципы интеграции образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса. Этот факт нельзя принимать как их отмену или запрет на реализацию. Безусловно, они должны использоваться в дошкольных организациях в той мере, в которой необходимы для эффективного построения образовательного процесса.

Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
  • создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

Каждому дошкольному образовательной организации рекомендовано разработать свой план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который будет направлен на:

  1. Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО
  2. Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО
  3. Разработка и утверждение плана - график введения ФГОС ДО в образовательной организации
  4. Создание условий для участия педагогических работников в учебно-методических объединениях системы образования
  5. Определение наставников для молодых специалистов
  6. Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации
  7. Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение педагогических советов и др. мероприятий в ДОО по реализации ФГОС ДО
  8. Организация работы пунктов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование
  9. Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования
  10. Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий.

И немного для педагогов. Сегодня в нашей стране использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Вследствие этого, к педагогу и его профессиональной компетентности предъявляются новые требования. Учитель, воспитатель должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей деятельности.

Документы для скачивания:

Любовь Минина
Эссе «Модернизация в дошкольном образовании»

Дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е .

В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования , которые ведут к серьезным изменениям в системе образования в целом .

Современный мир насыщен переменами, изменениями, связанными с обновлением всех сфер жизни. Это тем более важно, что оно призвано сформировать у человека социальную ориентированность, адекватную реакцию на происходящие изменения, способность к быстрой саморегуляции, самоопределению и самоутверждению в новых условиях.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования , технологий и системы качества оценивания является закономерным.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования , обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

Проблема доступности дошкольного образования является актуальной в течение последних 5 лет. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования . Сегодня наряду с дошкольными образовательными учреждениями приобретают популярность частные детские сады, домашние детские сады, группы кратковременного пребывания, группы кратковременного пребывания детей при школе. Я считаю, что это улучшит ситуацию с огромной очерёдностью в дошкольные образовательные учреждения .

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. Она становится одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования .

В современных условиях реформирования образования , ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом , осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

ФГТ в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка : физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. В них фиксируется обязательность реализации таких принципов, как интеграция образовательных областей , комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса , единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.

В федеральных требованиях предлагается осуществлять обучение в процессе разных видов детской деятельности, но опущены формы этой организации. Основным организующим моментом является игра. Все это правильно по отношению к развитию ребенка. Но как же быть с занятиями? Отказ от них требует обращения воспитателя к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря , обучать дошкольников так , чтобы они об этом даже не догадывались. На интегративной основе занятия не должны быть сами по себе. Педагогу дошкольного образования предстоит проделать огромную работу, чтобы научиться через непосредственно образовательную деятельность решать несколько задач из различных образовательных областей , а дети смогли освоить содержание различных разделов программы параллельно.

Я согласна, что в том, чтобы сделать дошкольное образование качественным и доступным есть много того, что нужно уточнять, может быть, по-другому формулировать и естественно вводить что-то новое. Принцип искусства воспитания гласит : дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, поэтому воспринимаю эту ситуацию позитивно : «Проще построить летучий корабль, способный плыть в будущее, чем бороться с ветряными мельницами».