Почему кто-то пытается закрыть один из лучших частных университетов в России? Что делать студенту, если вуз лишили аккредитации Что делать студенту если вуз закрывается.

Москва. — Обычно престижные частные университеты, где учатся сотни студентов, не закрывают из-за мелких проблем технического характера, которые появились шесть месяцев назад, но уже нашли свое решение.

Но именно в такой сложной ситуации оказался открытый 20 лет назад Европейский университет в Санкт-Петербурге, ставший бастионом гуманитарных наук. После яростных нападок консерваторов на этот вуз районный суд принял решение о его закрытии.

То, что видят все, является отличительной чертой путинской эпохи: это юридическая война нового типа, в которой государственные суды под предлогом соблюдения закона добиваются политического послушания. В отличие от откровенных репрессий на советский манер, сейчас решения принимаются по итогам сложных, зачастую многолетних судебных баталий, которые, тем не менее, неизбежно приводят к политически желательному вердикту. Одним из наиболее показательных примеров стало недавнее решение местного суда, который оставил в силе приговор лидеру оппозиции Алексею Навальному, осужденному за хищение денежных средств. Побочным эффектом стало то, что Навальный может лишиться возможности баллотироваться в президенты на выборах, которые состоятся через год.

Сторонники Кремля осуждают такую характеристику, видя в ней пример западного высокомерия и попытку опорочить российские суды и власть закона. Разрешить все проблемы в ходе таких дебатов очень непросто.

«Фальшивые исследования»?

Но давайте рассмотрим случай с Европейским университетом, который является частным учебным заведением, где в настоящее время обучается около 260 студентов, среди которых немало иностранцев. Университет занимает величественное здание Малого Мраморного дворца в историческом центре Санкт-Петербурга.

Он был основан в иную политическую эпоху, в 1994 году при поддержке тогдашнего мэра и реформатора Анатолия Собчака и при значительной финансовой помощи со стороны различных международных организаций, включая фонды Сороса, Макартуров и Спенсера. Это один из немногих частных университетов в России, имеющий лицензию Министерства образования на присвоение ученых степеней. Его регулярно называют одним из лучших вузов России.

Контекст

Перед выборами Кремлю не нужны мученики

Česká televize 24 29.03.2017

Что означают протесты в России для Путина

The New Yorker 28.03.2017

Министерство традиций

Yle 21.03.2017

Донос под прикрытием опроса

Lidovky 31.10.2016
В учебной программе университета много часов политологии, социологии, истории и экономики. Многие занятия проводятся на английском языке, а к преподаванию порой привлекают иностранных профессоров. Даже среди российских вузов, многие из которых развивают связи с другими странами и зарубежными образовательными учреждениями, Европейский университет считается весьма либеральным учебным заведением. В его попечительский совет входят несколько иностранцев, а также ведущие российские либералы, такие как бывший министр финансов России Алексей Кудрин и откровенный и прямой директор музея Эрмитаж Михаил Пиотровский.

Проблемы у университета начались в июне прошлого года, когда ультраконсервативный законодатель из Санкт-Петербурга Виталий Милонов подал на него официальную жалобу. В соответствии с российским законом, в ответ на нее пришлось начать официальное расследование.

Милонов — это главный автор закона «против пропаганды гомосексуализма». Сейчас он является депутатом Государственной Думы. Отвечая в пятницу на вопросы корреспондента, Милонов заявил, что просто подал запрос на основании жалоб граждан, среди которых было письмо, которое он якобы получил от пяти студентов Европейского университета. Студенты «подняли ряд вопросов о качестве университета и о его услугах», сказал депутат.

«Всех проблем я не помню, но одна была связана с преподаванием гендерных исследований в вузе. Мне лично это кажется отвратительным, это фальшивые исследования, и возможно, они незаконны, — заявил Милонов. — Но я не могу судить об этом, и поэтому я передал эти вопросы на рассмотрение властей».


Под микроскопом

Уже через несколько недель в университет с внезапными проверками нагрянули 11 ведомств, которые нашли 120 нарушений различных норм, правил и предписаний. Ни одно из них не касалось учебного процесса, и в основном это были мелкие недостатки в оформлении кадровой документации, незначительные нарушения строительных норм и правил, отсутствие стенда с анти-алкогольной информацией и спортзала для сотрудников. В то же время, местные кадастровые органы подали в суд, потребовав отменить разрешение на аренду университетского здания из-за того, что вуз якобы не выполняет какие-то договорные обязательства.

Консервативные СМИ Санкт-Петербурга начали более откровенные нападки на университет.

«Этот университет, позиционирующий себя в качестве ведущего негосударственного образовательного учреждения, готовящего высокопрофессиональных специалистов для российского государства, занимается весьма сомнительной „научной" деятельностью, — говорится в анонимной статье, размещенной на одном из ведущих новостных сайтов правого толка. — Профессорско-преподавательский состав и студенты „Европейского университета" серьезно изучают ценности движения ЛГБТ и стратегии неолиберального развития России…. Возникает впечатление, что истинная цель этого „университета" — не научные достижения и открытия, а подготовка элитных борцов за „демократизацию" нашей страны».

В декабре университет поступил очень странно с точки зрения любой западной страны, но вполне разумно для российских условий: он попросил вмешаться Путина. В течение недели лицензия была восстановлена.

Но 20 марта арбитражный суд Санкт-Петербурга снова аннулировал лицензию университета, сославшись на нарушения, рассмотренные в суде в сентябре прошлого года.

«Мы застряли на букве закона, — говорит ректор университета Олег Хархордин. — Мы не можем отрицать, что в сентябре прошлого года были обнаружены некоторые недочеты. Но мы приняли энергичные меры по их устранению, а суд все равно судит по этим недостаткам. Судья отказался учитывать любые новые факты и распорядился отозвать нашу лицензию ».

Университет намерен обжаловать решение в апелляционной инстанции, говорит Хархордин. Но если, как и ожидается, вуз будет закрыт, у него останется только один выход: обратиться за новой лицензией.

«Мы уже подготовили 20 килограммов документов, которые необходимы для подачи заявки на получение новой лицензии. Это наш единственный запасной план», — говорит ректор.

Какова подоплека этих событий?

Трудно сказать, что происходит на самом деле, однако буквально все высказавшиеся по этому поводу эксперты говорят, что дело здесь либо в недвижимости, либо в политике.

Кто-то считает, что это главным образом попытка переселить уязвимое в нынешних политических условиях учебное заведение из ценного здания Малого Мраморного дворца, которое оно получило в либеральные 1990-е годы. Согласно этой гипотезе, лицензию восстановят, как только университет переедет.

Другие полагают, что это политическое наступление на руководителя совета Европейского университета Кудрина, который является давним другом Путина. Сегодня постоянной темой для сплетен стало его возвращение в правительство для реализации программы либеральных реформ.

Политолог из московской Высшей школы экономики Николай Петров говорит, что верно может быть и то, и другое. Но его беспокоит то обстоятельство, что закрытие Европейского университета может положить начало мощному наступлению на западную методику преподавания политологии в российских вузах.

По его словам, это русский парадокс, берущий свое начало в эпоху Петра I, а может быть и раньше. Кремлевские лидеры хотят получать от Запада то, что он может им дать в плане технологий, науки и управленческих знаний, но совершенно не хотят его политических идей.

«Настроение сегодня такое, что высшее образование хорошо тогда, когда оно связано с технологиями и с конкретной наукой. Экономика — это тоже ничего. Но все плохо, когда в вузах начинают преподавать западные политические ценности, — говорит Петров. — На кафедры политических наук по всей стране оказывается давление с целью их „объединения" с другими кафедрами, скажем, государственного управления, что неизбежно приведет к изменениям в стиле преподавания».

Пока невозможно проверить, действительно ли такая тенденция существует. Но если это так, научно-образовательное сообщество России ждут значительные перемены. В престижном Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) действительно идет слияние кафедры политологии и международного менеджмента, однако доцент кафедры политической теории Кирилл Коктыш утверждает, что это делается в целях экономии и координации действий.

«У нас было два конкурирующих коллектива, и наши доноры решили объединить их в целях оптимизации финансирования, — говорит он. — Это не значит, что политологию задвигают в тень».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ситуация со слиянием столичных вузов начинает прояснятся.

Министерство образования и науки подготовило документ, который определяет условия перевода студентов из одного учебного заведения в другое. В том случае, если вуз лишился аккредитации, был реорганизован или закрыт. Это первый документ, который вносит ясность в процесс слияния вузов, а также объясняет студентам и сотрудником учебных заведений процедуру перевода.

Согласно документу, перевести студента в другой вуз можно только с его письменного согласия, но в пятидневный срок с того момента, когда был издан акт о реорганизации или закрытии учебного заведения. В документе говорится о том, что студент переводится «на ту же специальность с сохранением формы обучения, курса, основы (платное или бесплатное), а также стоимости обучения». По желанию студент может перевестись на другую специальность.

Выбирает учебное заведение для перевода сам вуз, который закрывают. Он запрашивает выбранный из реестр университет, о том, можно ли перевести туда студентов. «Вуз-реципиент» должен в течение десяти дней сообщить, согласен ли он их принять или нет.

Если студент не хочет переводиться в предлагаемый деканатом вуз, то должен сообщить о своем решении в письменной форме. При этом учебное заведение не несет ответственности за его перевод в дальнейшем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Руководитель российского студенческого союза Артем Хромов

В связи с реорганизацией и ликвидацией учебных заведений должна существовать процедура перевода обучающихся в новообразованный вуз и министерство предлагает два варианта. Один из них, чтобы учащиеся в случае реорганизации был переведен в филиал или головное учебное заведение или в другое образовательное учреждение. Мне кажется, что несколько неправильно обозначены сроки, в которые учащийся должен быть уведомлен после принятия решения. На это отводится пять дней. Нынешняя проблема в том, что чиновники не нашли возможности донести информацию до обучающихся. Они узнавали, что закончат другой вуз из средств массовой информации или в столовой своего alma mater. Необходимо, чтобы процедура была обеспечена более эффективно.

Хочу отметить, что в конце прошлого года было реорганизовано 8 учебных заведений, в ближайшее время может произойти слияние и поглощение еще 21 вуза. В текущем году ожидается реорганизация или ликвидация еще 55,5% филиалов вузов. И этот процесс происходит очень быстро, поэтому мы предлагаем, чтобы не было конфликтов, связанных с неуведомлением студентов, чтобы их уведомляли заранее. Чтобы была подготовлена программа развития новообразованного учебного заведения, которую могли бы обсудить все представители сообщества. Там необходимо прописать вырастит ли стоимость обучения, будет ли сокращен профессорско-преподавательский состав. И сделать так, если вырастет плата, чтобы государство взяло на себя финансовое бремя. Также важно, чтобы были организованы курсы по предметам, которые студентам нужно сдать при переводе в новый вуз, иначе студент не успеет подготовиться и будет отчислен.

Первого сентября 2014 года первый курс журналистов узнал о закрытии института и переводе в содружественный вуз. Новость оказалось удивительной и пугающей, так как никто не представлял, что будет дальше, как будет происходить перевод и что при этом мы приобретем, а что – потеряем.

По закону, институт обязан предоставить список университетов и обеспечить перевод. Сразу возникает вопрос о разнице в предметах, так как специальность одна, но программу обучения во все вузах проходят по-разному. Как правило, отличается количество часов и порядок прохождения. Вышло так, что три предмета мы не прошли за прошлый год по программе «нового» университета и ещё несколько мы прошли наперед, их нам посещать не пришлось.

Академическая разница – вещь субъективная, в большинстве случаев её сдавать проще, чем обычный зачет или экзамен. Многие преподаватели идут навстречу, и процедура сдачи проходит спокойно. Но бывают и случаи, когда учителя не волнует, в какой ситуации образовалась задолженность, и сдавать приходится по полной программе. Ты должен освоить предмет, который не проходил, найти нужную информацию, самостоятельно изучить дисциплину.

И снова здравствуйте !

Спустя полтора года обучения вуз не смог пройти аккредитацию, и нам вновь пришлось перебираться в другое место. Документы, нервы, переживания... и снова академическая разница. Только теперь она составляла 15 предметов. Звучит страшно, а сдавать ещё страшнее. Практика показала, что второй перевод отличался лишь разницей в программе, а документы и все процедуры не поменялись.

Хотите верьте, хотите нет, но новый университет снова закрыли

Последняя сессия перед дипломом, обучение идет полным ходом, как вдруг нам сообщают о лишении института акредитации. А это снова разборки, подготовка документов, и нервы, которых уже и так нет… И между делом надо писать диплом и готовиться к государственному экзамену, билеты которого постоянно меняются вместе с переводами. Очень много денег, переживаний и сил ушло на то, чтобы пережить все эти путешествия по образовательной системе Санкт-Петербурга. Самое обидное, что в этой суматохе падает качество знаний, полученных во всех университетах.

Для того чтобы избежать подобные ситуации, стоит тщательно выбирать университет, в который поступаете, узнавать о нем всю информацию и следить за репутацией, успешностью его деятельности и преподавателями.

Если университет закрыли, у ниверситет должен:

· Сообщить в течение пяти дней о лишении аккредитации,

· Предоставить список вузов, в который вам обеспечат переход,

· Огласить условия, на которых вас переводят (в каждой ситуации они разные). Например, сохранят ли вам бюджетное место или придётся платить, как изменится стоимость обучения, какое количество предметов окажется в академической разнице,

· Оформить и передать документы в выбранный университет (списочный состав обучающихся, копии учебных планов, соответствующие письменные заявления и согласия обучающихся, их личные дела),

· Издать приказ о зачислении обучающихся в принимающую организацию в порядке перевода в течение пяти рабочих дней после получения представленных документов

Если вы узнали, что ваш университет закрывают, вам нужно:

· Ознакомиться с законодательной частью. Разобраться в обязанностях сторон. (Случай лишения образовательной организации государственной аккредитации регулирует федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»),

· Написать заявление о переводе,

· Закрыть все долги,

· Определиться с выбором университета, принимая во внимание учебный план (дисциплины, курсовые работы, практика), оплату обучения, смену коллектива,

· Обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) при несоблюдении образовательной организацией условий осуществления перевода.

Депутаты и эксперты предлагают запретить закрывать вузы в течение учебного года

Трём государственным вузам Рособрнадзор запретил приём студентов - это Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, а также Орловский государственный аграрный университет имени Н.А. Парахина. Каковы причины и что делать в этой ситуации абитуриентам, студентам и преподавателям?

Все «несчастливые» вузы несчастливы по-своему

Частные вузы тоже не обошли мартовские проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — у Кисловодского института экономики и права прекращено действие лицензии, а у Санкт-Петербургского института гуманитарного образования оно приостановлено. Частично лишён государственной аккредитации Московский филиал Российской международной академии туризма.

Причины закрытия вузов и приостановления их деятельности самые разные, говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина . «Как известно, все счастливы одинаково, а несчастливы по-своему. Каким-то вузам не хватает материально-технической базы, где-то имеет место невыстроенность учебного процесса или не очень высокие результаты - у каждого причина своя», - объясняет она. Проверки Рособрнадзора - обычное дело, они проходят каждый месяц. И ведомство действует в строгом соответствии с существующей нормативной базой, заверила Духанина.

Как сообщили в СПбГИКиТ, запрет на приём студентов для них чисто техническая, временная мера. «У нас только что была проверка Рособрнадзора. Выявлены замечания, обычно это автоматически означает приостановку приёма до того, как мы их исправим»,- сообщил в СМИ проректор этого вуза Дмитрий Барсуков . Замечания Рособрнадзора институт, по его словам, планирует устранить в начале апреля, а летний приём абитуриентов СПбГИКиТ отменять не намерен.

В официальном обращении ректората, размещённом на официальном сайте вуза, говорится, что «Рособрнадзором был сделан ряд замечаний, касающихся оформления научных работников института на работу, оформления договоров, заключённых со студентами, и содержания сайта института». «Эти замечания не являются существенными, носят технический характер и не касаются образовательной и иной деятельности института, учёбы студентов и педагогической деятельности преподавателей», - добавили в СПбГИКиТ.

Иная ситуация в Кисловодском институте экономики и права, который решением суда лишён лицензии, - его образовательная деятельность, по существу, прекратилась ещё в прошлом году, говорит ректор института Азнаур Дудов.

«Я уже давно перевёл студентов в другие вузы, институт прекратил свою образовательную деятельность. Но мы не торопимся его закрывать, ещё пару лет надо вуз держать, пока люди обращаются к нам за справками, с запросами по поводу того, что они у нас обучались», - рассказывает ректор.

Лицензия отобрана по решению суда, бороться за её восстановление бесполезно, говорит он. «Наверное, пришло время нашего вуза… К этому времени в нашем регионе уже закрыли практически все частные вузы», - добавил он. В последний раз, по его словам, в институт приехала комиссия, сделала замечания, и уже через три дня в газетах появились материалы о том, что в вузе приостановлена аккредитация по причине выявленных замечаний.

«Таким образом, сразу морально убивается вуз, понимаете? В предыдущую проверку нам давался месяц, и мы исправили все замечания. В любом вузе можно найти ошибки и недоработки, - говорит Дудов. - В последние годы есть тенденция к сокращению частных вузов. Может, с самого начала надо было планку требований к ним поднять?»

Попробуйте 2000 студентов куда-то перевести…

Перед вузами, деятельность которых прекращается, встаёт серьёзная проблема - как устроить студентов в другое учебное заведение. «Я писал письмо в Рособрнадзор - дайте возможность учебный год закрыть. Когда закрывается вуз в середине учебного года, очень тяжело перевести студентов. Мы же не одного студента переводим, попробуйте 2000 перевести по вузам. Это огромная проблема», - сетует Дудов.

Кто мешает Рособрнадзору сообщить вузу, что его скоро закрывают и дать возможность студентам доучиться 4-5 месяцев до конца учебного года? Тем более что процесс закрытия вуза очень долгий, он идёт пошагово - сначала приостановление аккредитации, потом приостановление набора, затем приостановление лицензии через суд, поясняет ректор.

«Законодателям надо подумать над тем, чтобы закрытие вузов происходило по окончании учебного года, чтобы у студентов была возможность завершить учебный год и профессорско-преподавательскому составу за летний период найти себе новое место работы», - также соглашается замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Профильный думский комитет, по её словам, на прошлой неделе уже обсуждал этот вопрос.

Под «топор» попадают и нормальные вузы

Установку Правительства на резкое сокращение количества вузов надо менять, уверен первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин .

По Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы количество вузов за эти годы должно сократиться на 40 процентов, а филиалов - на 80, напоминает депутат. «По данным Рособрнадзора с лета 2014-го до весны 2016-го закрыто 1100 вузов и филиалов - было 2500, стало 1400. При этом количество вузов в США, например, в расчёте на душу населения примерно вдвое больше, чем в России», - сказал парламентарий. Проблема здесь не в Рособрнадзоре, а общей установке Правительства на сокращение количества вузов и филиалов, считает он.

«Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие», - констатирует Смолин. И значительная часть студентов лишается возможности продолжить учёбу, уверен он. Некоторые из них не могут перевестись в другой вуз, если, к примеру, в не очень большом городе закрываются все филиалы.

Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие.

Вторая ситуация - студенты из частных вузов не могут перевестись в государственные, поскольку Минобразования установило планку, ниже которой нельзя брать плату за обучение в госвузах. В частных вузах, как это ни парадоксально, стоимость часто бывает ниже…

«Думаю, ФЦП развития образования нужно менять, и положение о резком сокращении количества вузов из неё исключать. Борьба за качество образования не должна превращаться в борьбу против права на образование», - считает политик. В противном случае мы можем получить большое количество молодёжи без работы и без возможности учиться. Этот вопрос может оказаться вопросом политической стабильности. «Не думаю, что в период кризиса мы должны искусственно сворачивать систему образования. Все страны с рыночной экономикой, начиная с США времён Рузвельта, поступали прямо наоборот», - заключил он.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Рособрнадзором и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования, вуз обязан прекратить образовательную деятельность.

В случае приостановления или лишения действия государственной аккредитации, вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать документы собственного образца. При этом вуз не может выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.

При приостановке или аннулировании лицензии, а также приостановлении или лишении образовательной организации государственной аккредитации учредитель вуза обязан обеспечить перевод обучающихся, с их письменного согласия, в другие высшие учебные заведения на имеющие госаккредитацию программы по аналогичным направлениям подготовки с сохранением всех условий обучения (форма и курс, а также стоимость обучения).

Приём в образовательную организацию запрещается в случае неисполнения предписаний Рособрнадзора.

Запрет на приём обучающихся не налагает иных ограничений на образовательную деятельность вуза.

Типовые нарушения, выявляемые во время лицензионного контроля:

  • отсутствие документов, подтверждающих право пользования зданиями и территориями;
  • невыполнение требований ФГОС в отношении материально-технического обеспечения, образовательных программ и помещений;
  • нет компьютеров, подключенных к сети Интернет;
  • не оборудованы мастерские и лаборатории;
  • нет тренажёров, тира;
  • нет демонстрационного оборудования для проведения лекций;
  • не разработаны основные и дополнительные образовательные программы;
  • уровень профессиональной подготовки не соответствует должности сотрудника;
  • не все учащиеся обеспечены доступом к электронным обучающим материалам;
  • отсутствуют преподаватели, отвечающие за формирование у обучающихся профкачеств по выбранной профессии, самостоятельности, творческих способностей и инициативы;
  • в расписание занятий не включён длительный перерыв для приёма пищи.