Анализ "Стихотворения в прозе" И. Тургенева "Деревня"

Начиная с 1877 года, Тургенев стал создавать «Стихотворения в прозе», которым суждено было остаться в русской литературе непревзойденным образцом этого трудного и своеобразного жанра. Самый выбор формы был подсказан Тургеневу желанием максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы воспоминания о прошедшем, мимолетные впечатления, размышления о будущем.

В этих эскизах на самые разнообразные темы-- философские, социальные, психологические -- говорилось о жизни вселенной, о природе, о любви, о смерти, о родине, о красоте, о подвиге, о дружбе.

Тургенев долгое время не помышлял вовсе о печатании их и не придавал им большого значения, рассматривая их лишь как предварительные наброски для будущих произведений.

Дав им общее заглавие «Senilia» («Старческое»), он говорил, что пишет их, собственно, не для печати, и только изредка читал то или иное стихотворение друзьям -- Я. П. Полонскому, П. Л. Лаврову, артистке М. Г. Савиной.

Однажды, уже незадолго до смерти, он познакомил с ними навестившего его в Буживале М. М. Стасюлевича, и тот уговорил Ивана Сергеевича отдать их ему для напечатания в журнале «Вестник Европы». Тургенев согласился, и пятьдесят одно стихотворение из этого цикла было опубликовано в декабрьской книжке журнала на 1882 год.

Вообще стихотворений в прозе Тургеневым было написано значительно больше, но в остальных слишком явственно звучали автобиографические мотивы, и поэтому он воздержался от публикации их. (Эта часть стихотворений -- числом тридцать одно -- была издана только в 1930 -- 1931 годах.)

Тургенев никак не ожидал, что появление его миниатюрных новелл будет встречено читателями с живейшим интересом и сочувствием. Вскоре они были переведены Полиной Виардо на французский язык, а затем были опубликованы переводы и на другие европейские языки.

Лучшие тургеневские стихотворения в прозе стали хрестоматийными, а многие выражения из них крылатыми.

Некоторые стихотворения проникнуты грустным, порою даже трагическим настроением, потому что писались в тот период, когда безнадежно больной и исстрадавшийся писатель, задумываясь о близости неотвратимой развязки, мысленно подводил итоги своего трудного и сложного жизненного пути.

Далеко не все «Стихотворения в прозе» окрашены в пессимистические тона. Личные мотивы в них часто подчинены широким общечеловеческим темам. Тут немало и жизнеутверждающих произведений, где писатель славит героизм, подвиг, моральное величие простых людей, их духовное превосходство над богачами.

В прославленном стихотворении «Русский язык» с исключительной силой прозвучала проникновенная любовь писателя к родине, к родному языку, к будущему русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,-- говорит Тургенев, -- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Особое место во всем цикле занимает стихотворение «Порог», опубликованное только после смерти Тургенева вместе с прокламацией народовольцев, посвященной памяти писателя.

Стихотворение это было навеяно политическими процессами семидесятых годов, в частности процессом Веры Засулич.

В нем дан величественный образ русской девушки революционерки, которая готова к любым испытаниям и мукам. Она знает, что ее ждет «холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть». Ее не страшит «отчуждение, полное одиночество». Идя на смерть, она знает, что ее подвиг останется безыменным, но и это не может остановить ее, потому что ей не нужно ни благодарности, ни сожаления.

Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Собака».

В данном произведении повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого - особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

В 1881 году Тургенев в последний раз приехал на родину. Через несколько месяцев он тяжело заболел в Париже, из-за чего задуманный им тогда переезд в Россию стал несбыточной мечтой*.

Живой и мёртвый камень

"Стихотворения в прозе" по праву признаются одной из вершин творчества И.С. Тургенева; каждое из "стихотворений" представляет собой завершенное по смыслу произведение, сочетающее в себе и лирическое, и эпическое начала. В большинстве составляющих данный цикл текстов приоритетным является начало лирическое, что обусловлено самой спецификой уникального жанра, само название которого являет собой оксюморон - "стихотворения в прозе". Как и любое завершенное произведение, каждое "стихотворение" обладает композицией, немаловажную роль в организации которой играют сильные позиции (заглавие, ключевые слова, начало и конец произведения), то есть позиции вынесения на первый план важнейших смыслов текста. Особенность композиции исследуемого стихотворения в прозе "Камень" заключается в постепенном - в несколько этапов - развертывании семантики заглавия на протяжении всего текста: стихотворение графически подразделяется на пять абзацев, каждый из которых выступает, соответственно, одним из этапов семантического развертывания заглавия. Приведем исследуемый текст полностью.

И.С. Тургенев

КАМЕНЬ

Видали ли вы старый серый камень на морском при- брежье, когда в него, в час прилива , в солнечный веселый день, со всех сторон бьют живые волны -- бьют и играют и ла с тятся к нему -- и обливают его мшистую голову рас- сыпчатым жемчугом блестящей пены? Камень остается тем же камнем -- но по хмурой его поверхности выступают яркие цвета. Они свидетельствуют о том далеком времени, когда только что начинал твердеть ра с плавленный гранит и весь горел огнистыми цветами. Так и на мое старое сердце недавно со всех сторон на- хлынули молодые женские души - и под их ласкающим прикосновением зарделось оно уже давно поблекшими краск а ми, следами бывалого огня! Волны отхлынули... но краски еще не потускнели - хоть и сушит их резкий в е тер. Перед прочтением текста (то есть до развертывания семантики заглавия) существительное камень понимается читателем в своем обычном, зафиксированном словарями значении, - природный материал, "твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также кусок, обломок такой породы" (Ожегов:259). Однако слово в художественном тексте - а тем более слово, выступающее в сильной позиции, - функционирует двояко: во-первых, в своем словарно зафиксированном значении, и, во-вторых, в значении, возникающем за счет приращения смысла художественного текста в целом. Развертывание семантики заглавия в данном тексте происходит постепенно. В первом абзаце значение слова камень соответствует отраженному в словарях значению, что выявляется из анализа сочетаемости слова: ст а рый, серый камень, а также из более широкого контекста - предложения: В и дали ли вы старый серый камень на морском при-брежье, когда в него , в час пр и лива , в солнечный веселый день , со всех сторон бьют живые волны ... Однако необходимо отметить, что уже в данном контексте, при сохранении семантики существительного камень, происходит своеобразная подготовка к дальнейшему развертывания смысла заглавия, к проведении аналогии "камень - человек". В последние десятилетия лингвистами активно исследуется проблема антропоцентричности языка; средства проявления антропоцентричности многообразны, и одним из таковых (что мы и наблюдаем в данном тексте) является наличие значительного количества "антропоморфных метафор"; "складывается ситуация, когда совокупность таких метафор повторяет имеющиеся у носителя данного языка общие представления о самом себе. Так, в русском языке передана структура верхней части тела человека": глава горы, ушко и г лы и т.д. [Берестнев 2001:64]. Таким образом, метафора голова камня в тексте использована не случайно и подготавливает к возникающему в дальнейшем антропоморфному образу. Здесь же, в первом абзаце текста, намечается контекстуальное противопоставление камня и волн по признаку "наличие/отсутствие движения, подвижность/неподвижность": живые волны... бьют , играют , ластятся , о б ливают его мшистую голову... Использованное при описании действий волн олицетворение (играют, ластятся ) также подготавливают параллель "камень - человек", восприятие камня как живого существа. Во втором абзаце, так же, как и в первом, значение слова камень соответствует словарному, но и здесь намечаются, предваряются дальнейшие семантические изменения. Происходит конкретизация значения: слово камень обозначает не камень вообще, а конкретный камень, обладающий индивидуальными признаками, что, собственно, и необходимо "герою" произведения. Если ранее в роли конкретизаторов выступала характеристика его внешнего вида (мшистая голова ), указание на неподвижность камня в противопоставление ж и вым волнам, - то есть статические признаки, то на данном этапе раскрытия семантики заглавия проявляются признаки динамические, а именно изменение во внешнем виде камня - камень остается тем же камнем, но по хмурой его поверхности выступают яркие цвета. Неодушевленный предмет - камень - частично сближается с персонажами-людьми, образы которых обычно претерпевают какое-то развитие на протяжении произведения, что опять же предваряет дальнейшее сопоставление "камень - человек". Нередко в произведениях в качестве одного из средств раскрытия образа используется полный или частичный показ его прошлого, его биографии, формирующих характер и поведение героя. Можно отметить, что в данном произведении в следующем, третьем абзаце намечается своеобразное "прошлое" камня : ... когда только что начинал твердеть расплавленный гранит и весь горел огнистыми цветами. Следует отметить новое приращение значения - в тексте назван вид камня (гранит ), а также проводится метафорическая параллель "прошлого" и "настоящего" камня : ср. выступают я р кие цвета / весь горел огнистыми цветами - можно говорить об определенного контекстуального противопоставления по интенсивности проявления признака: выступают / горел , яркие цв е та/ огнистыми цветами. Далее абзаце автор проводит подготавливаемую всем предшествующим текстом параллель "камень - сердце" (ср. Так и на мое старое сердце... старый камень ). Вообще, ассоциативная связь камня и сердца закреплена в языке средствами фразеологии: ср. фразеологизмы сердце не камень, каме н ное сердце, камень на сердце, где в образной форме противопоставляются безжизненность, неспособность к каким-либо чувствам предмета неживой природы и конкретного органа тела, за которым издавна закреплена в сознании человека роль средоточия чувств и эмоций. Описание, следующее в данном абзаце, формально скорее применимо к неживому предмету, камню, однако же сама структура предложения показывает, что здесь образно преподносятся ощущения сердца (...и под их ласкающим прикосновением зарделось оно уже давно поблекшими красками, следами бывалого огня! ). Следует отметить также, что через образ сердца метонимически представлен образ человека, лирического героя стихотворения. В данном абзаце получает воплощение еще одна ранее намеченная параллель: волны - молодые женские д у ши, "нахлынувшие" на сердце, подобно волнам. Особенность последнего этапа развертывания заглавия, своего рода смыслового итога произведения, сильной позиции текста, заключается в своеобразном, "двойственном" описании "камня - сердца": формально лексические средства соответствуют описанию камня, но, в соответствии с теми смыслами, которые были заложены в тексте ранее, отчетливо прослеживается аллегория: волны отхлынули... но краски еще не потускнели - хоть и с у шит их резкий ветер. Таким образом, в данном тексте семантическое раскрытие, развертывание заглавия выступает как сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, осуществляемый при помощи различных средств языка. Развертывание семантики заглавия происходит через сопоставление символического образа камня и сердца - олицетворения человека - как динамических образов, имеющих собственную историю ("прошлое", "настоящее"). На протяжении всего текста отчетливо выявляются разные типы связи заглавия с текстом: во-первых, прослеживается собственно лексическая связь (в тексте встречается слово камень и его форма камнем, замена существительного камень соответствующим местоимением он ); во-вторых, более активно используется семантическая связь, осуществляемая посредством лексем, связанным с существительным камень по семантике (мшистую голову, хмурой его поверхн о сти, расплавле н ный гранит, старый камень - старое сердце и др.) В данном произведении интересна связь заглавия со всеми четырьмя основными художественным смыслами текста (художественное время, художественное пространство, художественное событие, художественное состояние и особенности человека). Нетипично представлено художественное состояние и особенности человека (через образ камня-сердца); пожалуй, выявлению этого художественного смысл подчинен весь текст в целом. Наиболее ярко выражено художественное время; лексика, способствующая его выражению, многочисленна и разнообразна в семантическом и морфологическом отношении - представлены слова с очень разной семантикой разных частей речи (старый , в час (прилива), в солнечный весенний день , о том далеком времени , когда ...; старое сердце, недавно , уже давно побле к шими красками, следами бывалого о г ня, еще ). В меньшей степени выражено художественное пространство, соотносимое только с образом камня (на морском побережье в него, со всех сторон, по хмурой его поверхности ). И, пожалуй, минимально отображено художественное событие (действия, производимые волнами/женскими душами), что связано с отмеченной выше особенностью стихотворения в прозе - преобладании лирического начала над эпическим.

Использованная литература

Тургенев И.С. Камень // Полное собрание сочинений в двенадцати томах. - Т. 10. - М.: Наука, 1982. - с.162-163.

Использованные источники и их условные обозначения

Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: "Оникс 21 век", "Мир и Образование", 2005. - 896 с. (Ожегов).

Но у цикла есть и подзаголовок «Стихотворения в прозе». Тургенев дал в нем указание на жанр, использовав своеобразный оксюморон.

Перед нами лирическая проза, подлинными создателями которой являлись в XIX веке Уолт Уитмен («Листья травы») и Шарль Бодлер («Маленькие стихотворения в прозе»). И те и другие произведения Тургенев знал, а Уитмена даже переводил на русский язык. Именно высокая оценка такой прозы в чужом исполнении подтолкнула его к созданию собственной. Таким образом, на первом этапе работы мы рассматриваем цикл в контексте европейской литературы. Можно зачитать несколько текстов указанных произведений Бодлера и Уитмена, чтобы ощутить сходство.

Что делает тургеневскую прозу поэзией?

    Краткость. От 3 («Житейское правило»), 4 5 («Ты заплакал», «Простота», «Любовь») строк до 1,5 2 страниц («Повесить его», «Дрозд», «Деревья» и др.). Не более того…

    Лиризм, автобиографичность. Отсутствие фабульной (событийной) развернутости, иногда основным событием становятся чувства, переживания. Рассказ ведется от первого лица, при этом часто употребляется местоимение «Я», четко определяется, что перед нами случай из жизни автора, его видение, его сон.

    Обилие тропов, средств речевой выразительности (анафор, инверсий, повторов), что делает произведения поэтичными, мелодичными, ритмичными. Ученики приводят многочисленные примеры.

Итак, перед нами поэзия, хотя отсутствие рифм, графическое оформление сближает их с прозой.

Но это не просто стихи, а объединенные в цикл. Что их связывает между собой?

Жанровые формы разнообразны, но повторяемы, есть излюбленные.

а) сны, видения («Конец света», «Насекомое», «Природа», «Встреча» сны; «Черепа», «Порог», «Христос» и др. видения);

б) воспоминания («Соперник», «Маша», «Воробей», «Повесить его!», «Мы еще повоюем» и др.);

в) легенды, притчи, сказки «Дурак», «Восточная легенда» «Враг и друг»).

г) философские и психологические размышления «Старик», «Сфинкс», Камень», «Стой!» и др.).

Есть единство на уровне темы, проблематики, идейного содержания.

а) Общественно-политическая проблематика:

    об отношениях русского народа и интеллигенции («Порог», «Чернорабочий и белоручка»);

    о нравственном превосходстве простого русского мужика, его сердечной чуткости, отзывчивости («Маша», «Два богача», «Повесить его!»).

б) Нравственная проблематика:

Здесь много сатирических миниатюр «Довольный человек», «Дурак», «Эгоист» «Гад», «Житейское правило».

в) Философская проблематика:

Особенно много размышлений о смерти. Мотивы смерти, старости, одиночества учащиеся определяют как сквозные в стихотворениях: «Что я буду думать?», «Собака», «Последнее свидание», «Старик», «Завтра! Завтра!» и др.

Смерть предстает и в аллегорических образах Старухи, черепов, сходящихся на светский раут, и в образе страшного насекомого, мухи, конца света, темноты.

Размышления о величии и вечности природы (космоса) и бренности жизни тоже одна из сквозных тем. Она звучит в стихотворениях «Разговор», «Природа», «Мои деревья», «Морское плавание».

Размышление о мимолетности и вечной силе красоты: «Посещение», «Стой!».

Вера во всепобеждающую силу жизни, в величие любви звучит в стихотворениях «Воробей», «Мы еще повоюем», «Уа-Уа!», «Лазурное царство».

Настроение грустное, меланхоличное, заданное стихотворениями о старости, одиночестве, смерти сменяется жизнеутверждающим, оптимистичным. Случайно ли то, что Тургенев расположил после «Песочных часов» «Уа-Уа!», а после «Воробья» «Черепа»? Нет, не случайно. В этом утверждение цикличности наших чувств, переживаний. Цикличность основной закон развития, в этом цикле стихотворений он характеризует состояние души лирического героя.

Каков он, лирический герой цикла?

Умудренный жизнью, во многом разочаровавшийся, но и влюбленный в жизнь, находящийся в ожидании смерти, одинокий, но и умеющий любить, ценить красоту…

Все это Тургенев, его душа!

Не стоит забывать, что цикл был создан в конце 70-х годов, писатель в это время был уже немолод, жил во Франции, вдали от родины, не имел своей семьи.

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: целостный анализ цикла

Задание. Найдите и исправьте как можно более тщательно - лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки в учебном сочинении. Допишите свой вариант заключения к сочинению.

Текст сочинения

«Что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование», писал П.В. Анненков о одном из последних тургеневских произведений «Стихотворения в прозе» (« Senilia «).

В конце 70-х годов, когда создавался этот цикл, немолодой уже писатель был одинок. Живя за границей, он чувствовал тоску по родной природе, народу. Не создав своей семьи, жил бедами и радостями семьи Полины Виардо. Но главное ‒ в его душе было то щемящее чувство одиночества, которое он испытывал перед лицом приближающейся смерти.

Прочитать цикл «Стихотворения в прозе» значит проникнуть в душу старого человека. Ведь недаром Тургенев выбрал для него и второе название « Senilia » («Старческое»). Что в этой душе?

Рожденная годами жизни и раздумий мудрость, любование красотой жизни, страх перед смертью, воспоминания о прожитом. Негодование и сарказм сменяется радостью и умиротворением, но чаще элегической печалью, грустью. Уходящий из жизни думает о вечном, а мысли эти невеселы.

Мотив смерти становится основным в произведениях цикла. То она является в аллегорических образах: старухи («Старуха»), «маленькой и сгорбленной», с «желтым, морщинистым, востроносым, беззубым лицом», мухи («Насекомое»), укусившей самого беззаботного человека, черепов («Черепа»), сходящихся на светский раут. То появляется в образе конца света, темноты, которой не минует никто («Конец света»).

С мотивом смерти связана и тема величия и вечности природы, установившей смерть как закон развития. В стихотворениях «Природа», «Морское плавание» звучит мысль: «Все мы дети одной матери — Природы». Все! Неважно, человек ты или птица, блоха или животное. Все бренны перед лицом вечности. Символом вечности становятся горы («Разговор»), деревья («Мои деревья»). Две альпийские вершины Юнгфрау и Финстерааргорн живут в ином пространственно-временном измерении, нежели люди («черные козявки») у их подножий. Тысячелетия человеческой жизни для них ‒ одна минута. Разговаривая несколько минут, миновала целая человеческая цивилизация. В стихотворении «Мои деревья» «чахлый, скрюченный» хозяин богатейшего поместья, приветствовавший «на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев «своего гостья, получает приговор: не может «полумертвый червяк» называть своим то, что более вечнее его. Старый дуб становится символом вечности. Размышляя о вечном, лирический герой испытывает грусть, иногда доходящую до пессимизма. Но это настроение сменяется радостным, торжествующим в тех стихах, где ощутима вера в силу жизни, в величие любви ‒ «Воробей», «Мы еще повоюем!», «Уа-уа!»

Взъерошенный черногрудый воробей «с отчаянным и жалким писком защищал своего птенца от собаки, зубастой, с раскрытой пастью». Сила, подвигнувшая маленькую птицу на этот подвиг, названа любовью. В любви видит Тургенев преодоление смерти и страха смерти. «Только любовью держится и движется жизнь», ‒ утверждает он. Преодоление смерти ‒ и в утверждении прекрасного. Да, все прекрасное проходит мгновенно. Но встреча с прекрасным дает ощущение вечности данного мгновения.

Редакторская правка

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева

    ФИО Шморгун Юлия Владимировна

    Место работы МОУ Дергаевская СОШ № 23

    Должность учитель русского языка и литературы

    Предмет литература

    Класс 10

    Тема урока Анализ стихотворений в прозе

    Базовый учебник «Литература», под редакцией В. И. Коровина

Цель урока:
1. Показать особенности жанра стихотворения в прозе.
2. Выявить художественные особенности стихотворений в прозе, определить темы, их роль в нравственном воспитании.
3. Помочь учащимся понять философский смысл стихотворений.

Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока.
1. Объявление темы и целей урока

2.Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Давайте с вами вспомним, что нам известно о биографии этого поистине русского писателя.

Знаменитый писатель родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова была полновластной владыкою дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом. Род Лутовиновых представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.

До 9 лет Тургенев жил в селе Спасское – Лутовиново (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии).

Воспитание его шло под руководством часто сменявшихся гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение.

Члены семьи говорили между собою исключительно по-французски.

Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин.

Все самые лучшие воспоминания И.С. Тургенева будут связаны со Спасским -Лутовиново. Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с родиной. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком- либо другом языке, кроме своего родного.

И.С. Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до "Записок охотника" им были написаны стихотворения и даже поэмы. Замечательное стихотворение "Утро туманное" легло в основу создания известного русского романса.

Стихотворение в прозе – жанр, который вам, вероятно, ещё не известен.
Вспомните, что называется стихотворением?

(Стихотворение небольшое лирическое произведение, написанное стихами)

В чём особенность стихотворений в прозе, чем они отличаются от обычных стихов?

(Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая)

"Стихотворения в прозе" Тургенева – новаторский жанр, «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя.

"Стихотворения в прозе" - последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием «Стихотворения в прозе». Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека.
Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в удивительно изящную, задушевную форму. Раздумья художника над вечными вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи, сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. Каждое стихотворение построено в виде миниатюры, в конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею.

В цикле "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева нашли отражение все основные темы и мотивы творчества писателя.

Темы стихотворений в прозе:

    раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы;

    размышления писателя о русском народе;

    гуманность человеческих отношений;

    торжествующая любовь;

    противопоставление добра и зла;

    размышления о неотвратимости смерти;

    родины;

    счастье и красота;

    воспоминания о давней любви;

    о подвиге и трусости;

    о русском языке, его роли.

3. Анализ стихотворений. 1) Стихотворение «Старуха» Вопросы для анализа:
    Первые ассоциации по названию (старуха-судьба, фольклорный образ, суффикс –ух -негативная оценка) Есть ли в стихотворении сюжет? Определите основную мысль. Что помогает автору передать внутреннее состояние героя? Как меняется в тексте состояние героя?(Приходит смирение) Какую проблему поднимает автор?(Может ли человек повлиять на свою судьбу?)

2) Стихотворение «Собака» Вопросы для анализа:

    Почему стихотворение называется «Собака»?(Через образ собаки звучит проблема) Какую проблему поднимает автор?(Проблема единения человека и природы.) Как автор решает эту проблему?(Природа и человек едины, все смертны, все нужны друг другу) Найдите лексические средства выразительности.

3) Стихотворение «Нищий» Вопросы для анализа:

    Ассоциации по названию Найдите важные детали в тексте. Почему Нищий сказал «спасибо»? Почему повторяется слово «брат»? Что получил лирический герой? Какую проблему поднимает автор?(Проблема сострадания, милосердия) Найдите лексические и синтаксические средства выразительности.
IV. Вывод. "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева стали своеобразной прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека, оставленное свои потомкам.

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» - писал И.С. Тургенев. Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. И.С. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.А. Бунин, В.Г. Короленко, А.И. Солженицын. В произведениях этих русских писателей жанр стихотворения в прозе получил новое развитие. Примером тому служит стихотворение А.И. Солженицына из цикла «Крохотки» - «Лихое зелье».

4. Дифференцированное домашнее задание: 1) Художественный пересказ понравившегося стихотворения. 2) Попытайтесь написать своё стихотворение в прозе.

Солопова Любовь,

Ученица 10 б класса

МБОУ «Гимназия № 5»

Г. Дзержинский

Олимпиада школьников Союзного государства

«Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»

Тема сочинения

« Незабываемый мир русской вольной деревни ! (отзыв о стихотворении И.С. Тургенева «Деревня»)

Родина мила сердцу не местными

Красотами, а пленительными

воспоминаниями.

Н. М. Карамзин

Первое из стихотворений в прозе И.С. Тургенева, которым в беловой рукописи и в русских прижизненных изданиях открывается весь цикл, "Деревня" начинается картиной сельской природы, родной ему Орловщины.

После прочтения мы не можем не заметить сходства лирического героя с автором. Во многом это произведение автобиографично. Иван Сергеевич Тургенев рассказывает нам о своей родине. До девяти лет он прожил в наследственном имении, дорогом его сердцу Спасском-Лутовинове, в десяти километрах от Мценска Орловской губернии, которое и является прообразом патриархальной деревни, зримо представшей перед нами в его стихотворении. А потому такой ностальгией пронизано это произведение, «стихотворение-воспоминание»!

В первой строке четко обозначен хронотоп: «последний день июня месяца», «на тысячу верст кругом Россия – родной край!» Символично, что первое предложение текста – восклицательное! Восторгом наполнено сердце лирического героя. Что его радует? “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщеплённые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба - синеватая черта большой реки...” Поразительное, типичное для поэтики Тургенева художественное пространство, зримое, осязаемое, наполненное цветом, светом, движением, жизнью ! Читая эти строки, мысленно оказываешься на обрыве перед оврагом, чувствуешь лёгкий ветерок, ощущаешь речную свежесть, видишь, как причудливо соединились земля и небо. … И сама становишься героиней этого произведения.

Всё стихотворение Тургенева пронизано невероятной любовью лирического героя к России. Тургенев тщательно подбирает эпитеты, выбирает самые яркие краски, чтобы филигранно описать русскую деревню. “ Я, - писал Тургенев в 1848 году , - предпочту созерцать торопливые движения утки, которая влажною лапкой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено, - всему тому, что херувимы (эти прославленные парящие лики) могут увидеть в небесах...” Стихотворение в прозе «Деревня» как нельзя лучше подтверждает эти сокровенные мысли писателя. Лирический герой никогда ни за какие богатства не сможет променять благодатную тишину и неяркую красоту родных мест на райские пейзажи и заморские страны.

Язык Тургенева прост, изящен, в этом произведении каждое слово играет, как драгоценный камень. “ Огнистые капли ”- этот эпитет как таковой не передаёт никакого явления, но очень ёмко и образно создаёт ощущение тёплого летнего денька, солнца, слепящего глаза. “На конце-крае земли и неба” – удивительно как неповторимо ярко можно описать манящую линию горизонта. “Стенки горшка покрыты росинками, точно бисером…”, «большой ломоть ещё теплого хлеба», «крупные дутые бусы», «вырезной железный крутогривый конек», «кувшины с букетами» - такое описание обычных, повседневных в обиходе крестьян предметов делает их осязаемыми.

Кто-то скажет, что таких деревень в России тысячи, и, конечно будет прав. Но ведь никто и не настаивает на оригинальности, неповторимости этой деревни. Да, и скорее всего, описание её во многом носит собирательный характер, ведь каждый, прочитав это стихотворение в прозе, увидит в нём до боли знакомое место, дорогое именно ему, свою малую родину, отчий дом…

Что очень важно, Тургенев не разделяют малую и большую Родину. Для него эти понятия едины. Так и для лирического героя его деревня – весь мир. Это место, где он родился, сделал свои первые шаги, сказал первые слова, впервые влюбился.

Известно, что Иван Сергеевич Тургенев – мастер цветописи. “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба - синеватая черта большой реки.” «…стекла окон отливают цветами радуги ». Прилагательные и существительные со значением цвета помогают создать автору эффект присутствия, полноты бытия.

Поражает и звукопись стихотворения: « жаворонки звенят», «зобастые голуби воркуют», «лошади фыркают», молодка смеётся, «петух … закричал и хлопотливо захлопал крыльями». Цветом, звуками и запахами наполнен тургеневский текст. « Молоко парное», «и дымком-то пахнет, и травой и дегтем маленько – и маленько кожей», «кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена».

Важную роль в произведении играют чувства и эмоции лирического героя. Всё стихотворение пронизано его невероятной любовью к миру русской деревни, раздольной и «вольной », с круговертью каждодневных дел и забот.

В этом произведении, как в родниковых водах, отразилась вся наша Россия-матушка. Страна наша много веков была сельскохозяйственной. А значит, ключевую роль в ней играли крестьяне. И как удивительно описывает их Иван Сергеевич! Он говорит об этих простых людях с невероятной теплотой. “ Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, - зубоскалят. Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.” Какой ёмкий образ деревенской жизни подарил нам Тургенев! Его лирический герой любуется каждой деталью крестьянской жизни. «О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать !» - эти риторические восклицания невольно тоже эхом отзываются в нашем сердце.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: “И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?” Автор хочет подчеркнуть эфемерность, временность нашей жизни в городе в плену ложных ценностей, и показать дух соборной жизни в деревне. Тут всё идёт так, как было заведено столетия назад. В ней все живут как одна большая семья, и всё это кажется удивительным после одиночества города…

Родина у нас одна единственная, мы не должны забывать о ней. Да и вряд ли нам это удастся. Тургенев подтвердил эту истину всей своей жизнью и творчеством…