Арабы и персы расовые различия. Разница между персами и арабами

Персы, индоевроп. народ, обитавший юго вост. Элама. Основателем Персидского царства (зависимого от мидян) в Аншане считается Чишпиш, сын Ахемена, поэтому за др. перс. цар. династией закрепилось имя Ахемениды. см. Кир II Великий (559 530 гг. до Р … Библейская энциклопедия Брокгауза

Современная энциклопедия

ПЕРСЫ, персов, ед. перс, перса, муж. Народ, составляющий основное население Ирана (по прежнему названию Персии). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПЕРСЫ, ов, ед. перс, а, муж. и (устар.) персиянин, а, муж. Прежнее название иранцев; сейчас название нации фарсов, составляющей около половины населения Ирана. | жен. персиянка, и. | прил. персидский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

Население Персии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 1 персияне (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Персы - (самоназвания фарсы, ирани) народ общей численностью 28750 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории Ирана (28000 тыс. чел.). Другие страны расселения: Ирак 150 тыс. чел., США 130 тыс. чел., Саудовская Аравия 100 тыс. чел., Кувейт 85 тыс … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Фарсы (самоназв. ирани, мн. число ираниан), нация, составляющая ок. половины населения Ирана (по данным 1 й всеобщей переписи населения страны в кон. 1956, П. ок. 9 млн. ч., по оценке на 1963 10,5 млн. ч.). Говорят на персидском (фарси) языке,… … Советская историческая энциклопедия

Ов; мн. Нация, основное население Ирана (Персии); представители этой нации. ◁ Перс, а; м. Персиянка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Персидский (см.). * * * персы (фарси, самоназвание ирани), народ в Иране (около 21,3 млн. человек). Общая… … Энциклопедический словарь

персы - ПЕРСЫ, ов, мн (ед перс, а и Устар. персиянин, а, м). Народ, основное население центральной и восточной части Ирана (до 1935 г. Персии), государства в Юго Зап. Азии; люди, принадлежащие к этому народу, фарсы; персидский яз. фарси, иранской группы… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Персы. Книга первая исторического романа «Скифы» , Николай Соколов. В первой книге рассказывается о государственном перевороте 522 года до нашей эры в Персии. После убийства законного царя Бардии в стране начались мятежи и восстания, причем в военных… электронная книга
  • Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов , Уильям Куликан. В книге исследуется история могущественного клана персов и мидян, подданных империи, центром которой был дворец Персеполя. Автор представляет впечатляющую панораму зрелой цивилизации…

Персидская империя была уничтожена, а ее столица – Персеполь – разграблена и сожжена. Последний из царей Ахеменидской династии Дарий III со своей свитой отправился в Бактрию, надеясь собрать там новое войско. Но Александру удалось нагнать беглеца. Чтобы не оказаться в плену, Дарий приказал своим сатрапам убить его, а самим - бежать дальше.

После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Для простых персов это было подобно смерти.

Ведь произошла не просто смена владыки, их захватили ненавистные греки, которые быстро и жестко стали заменять исконно персидские обычаи своими, а значит, совершенно чуждыми.

Даже приход племени парфян, который произошел во II веке до н.э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя сумело изгнать с территории древней Персии греков, однако и само попало под влияние их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык.

Но хуже всего было то, что храмы возводились по греческому образу и подобию. И большинство персов считало это кощунством и святотатством.

Ведь Заратуштра завещал их предкам, что поклоняться идолам нельзя. В качестве символа Бога нужно считать только неугасимое пламя, ему же следовало приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах.

Поэтому от бессильной злобы они все постройки эллинского периода называли «строениями Дракона».

Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н.э. Но, в конце концов, чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, и ему удалось свергнуть династию парфян. Этот момент принято считать рождением второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов.

В отличие от парфян, они всячески старались возродить ту самую, древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир. Но сделать это оказалось непросто, поскольку греческое засилье практически полностью стерло в памяти наследие Ахеменидов. Поэтому в качестве «путеводной звезды» для воспрянувшего государства было выбрано общество, о котором рассказывали зароастрийские жрецы. И так получилось, что Сасаниды попытались возродить такую культуру, которой в реальности и никогда не существовало. А во главе угла встала религия.

Но народ Персии с воодушевлением воспринял идеи новых правителей. Поэтому при Сасанидах вся эллинская культура начала быстро растворяться: храмы разрушили, а греческий язык перестал быть официальным. Вместо статуй Зевса персы стали возводить жертвенники огня.

При Сасанидах (3-й век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром – Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, где был изображен его триумф над римским императором Валерианом.

Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами. Вот только персы его существенно «причесали» под стать своей новообретенной культуре.

Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию систему орошения земель. При Сасанидах территория древней Персии, а также Месопотамия становится буквально пронизанной подземными водопроводами из глиняных труб (каризы). Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых с интервалом в десять километров. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие. В тоже время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.

Прошло не так много времени после нашего возвращения из Ирана, а мы уже скучаем по прекрасной Персии: по глинобитным улочкам старинного Йезда, по романтичным мостам Исфахана, по вкуснейшим финикам из Кашана, по цветущим садам Шираза, по аромату розового масла, горячему шафрановому чаю и мягким персидским коврам…
Хотите такие же воспоминания? Как это сделать проще всего, рассказано внизу этой статьи.

В Иране столько интересного, что из путешествия Вы вернетесь восточным сказочником. Друзья еще долго будут слушать Ваши восторженные истории о местном гостеприимстве, шахских сокровищах, древних городах и караван-сараях.

Сегодня Иран входит в десятку самых привлекательных стран для международного туризма. У этой страны есть масса интересных особенностей, которые способны удивить даже бывалого путешественника.


1. В Иране высокий уровень безопасности , а последние военные действия были в стране 30 лет назад. Туристы иногда путают Иран с Ираком, но, несмотря на соседство с Ираком или Афганистаном, Иран остается самой безопасной страной в регионе. Иранцы, будучи отзывчивыми и радушными, безумно любят гостей и всегда готовы помочь, что бы ни случилось. В стране каждый год увеличивается поток туристов из Европы и Азии. Туристов из дружеской России здесь особенно любят и ждут. Женщины, также, могут спокойно путешествовать по Ирану одни, не боясь неприятных встреч.


2. Иран занимает 3-е место в мире по количеству исторических памятников по данным Юнеско , после Египта и Италии. Эта страна является наследником великой, древней Персии, одной из колыбелей мировой цивилизации, с историей более 5000 тысяч лет. В старину говорили, что кто видел Исфахан, тот видел половину мира – именно так переводится с персидского название города. А еще Вас ждет величественный Персеполис, уникальные зеркальные мечети, роскошные шахские дворцы и множество других чудес..


3. Персы – это не арабы . Между персами и арабами огромная разница в языке, в культуре и даже в религии. Кстати, в переводе с персидского, Иран означает «Земля Ариев». После завоевания арабами, персы приняли в качестве государственной религии шиизм – одно из направлений ислама, противопоставив себя арабам и туркам – преимущественно суннитам. До прихода в страну ислама, древнейшей религией Персии и мира был зороастризм. В старинном иранском городе Йезде до сих пор живут огнепоклонники -последователи пророка Заратустры. Вы сможете увидеть действующие зороастрийские храмы и священный огонь, который не гаснет более 700 лет.


4. У иранцев высокий уровень образования , особенно среди женщин. Около 60% студентов иранских вузов – девушки. Женщины водят машины, работают в офисах, могут быть членами Парламента и министрами, заниматься бизнесом, свободно голосуют на выборах. Иранские женщины большие модницы и любят ярко одеваться. В стране принято носить платки на головах, но иранки не носят никабы, паранджу и не закрывают лицо.


5. В Иране находится крупнейшее в мире месторождение бирюзы . Интересно, что русское название этого камня происходит от персидского слова «фируза» и в переводе означает «победитель». У народов Востока бирюза всегда пользовалась особым почитанием. Ее считают талисманом любви, счастья и процветания. Бирюза для иранцев не просто красивый драгоценный камень, а один из символов национальной гордости. У каждой иранской девушки имеется хотя бы одно украшение с таким самоцветом. Про этот камень бытует также известная иранская пословица: «чтобы избежать зла и обрести добрую судьбу, человек должен увидеть отражение новой луны на лице друга, на Коране или на бирюзе». Именно бирюза слыл у персов главным предметом торговли. Восточные купцы считали: рука, на одном из пальцев которой кольцо из этого минерала, никогда не оскудеет.


6. У персов уникальный календарь . По персидскому календарю сейчас 1395 год. В современном Иране используются сразу три календаря: персидский, исламское летоисчисление по лунной хиджре и григорианский. Это отражается почти во всех настенных/настольных календарях, ежедневниках, новостных передачах и т.п. Но именно персидский календарь основа повседневной жизни иранцев, в то время, как исламское летоисчисление используется только для религиозных целей. Иранский календарь называется Солнечная хиджра, а летоисчисление в Иране ведется от 622 года – года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в 1. Медину (хиджра). Кстати, месяцы персидского календаря сохранили свои древние зороастрийские названия.


7. Иран – родина лучших в мире персидских ковров . Ковры – неотъемлемая часть персидской культуры и истории. Иранские дети с младенчества ползают по коврам и играют на них, а взрослые не способны даже представить себе свой дом без ковров. Ковроткачество считается видом национального искусства, в которое иранцы вкладывают всю свою душу. Сегодня более 2-х миллионов иранцев зарабатывают в области производства или продажи ковров, а Иран является крупнейшим экспортером персидских ковров.
Старинные персидские ковры хранятся в лучших музеях мира. Самый древний из известных нам ковров мира (Пазырыкский ковер) был соткан около 2 500 тысяч лет назад. Интересно, что этот ковер нашла в 1949 году команда советских археологов, в Алтайских горах в Сибири, и сейчас он выставлен в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


8. Персия – родина величайших поэтов и ученых . Успехи древнеиранской медицины, астрономии и математики по праву считаются одними из самых выдающихся в мире. Например, великому учёному Ибн Сине, известному на Западе как Авиценна, принадлежит заслуга в открытии заразных заболеваний, анестезии и многих других областей медицины. Его книга «Канон врачебной науки» использовалась в качестве учебника в лучших медицинских институтах Европы до 19 века.
Персидская литература подарила миру великолепные образцы классической поэзии. В доме каждого иранца на почетном месте всегда 2 книги – Коран и стихи поэта Хафеза. В России больше известен классик персидской поэзии, ученый, математик, астроном и философ Омар Хайам. Например, он открыл бином, который несколько столетий после него вновь вывел Ньютон. Но больше всего прославили Хайяма четверостишия - рубаи, которые проникнуты любовью к жизни, женщинам и вину.
Гениальный персидский поэт Саади задолго до европейцев употребил термин «гуманизм», а строки из его стихов сегодня являются гимном Организации Объединенных Наций.


9. В Иране хранится самое крупное и поразительное собрание ювелирных изделий в мире . Оно называется «Национальная сокровищница драгоценностей Ирана» и находится в специальном хранилище Центрального банка в Тегеране. Туристы могут посетить эту сокровищницу в строго определенные дни и часы, но уникальные впечатления того стоят. Такого количества огромных бриллиантов, изумрудов, рубинов и других драгоценностей, Вы точно еще не видели и нигде больше не увидите! В их числе самый большой в мире розовый бриллиант Дарья- йе-Нур (Море света), уникальный золотой глобус с материками из драгоценных камней (вес 34 кг.), знаменитый, усыпанный бриллиантами, «Павлиний трон», сияющие короны персидских шахов и еще множество других сокровищ, которые потрясают воображение.


10. Уникальные изделия ручной работы – одна из визитных карточек Ирана . Нередко туристы бывают потрясены не столько красивыми мечетями и дворцами, сколько удивительными национальными изделиями народных мастеров. Каждый из таких видов народного искусства – продукт многовековой истории и культуры Ирана. Например, иранская чеканка по металлу «галямзани» появилась более 4000 лет назад, а скатерти в технике «галямкари» известны со времен монгольского нашествия.

Древнейшим считается и уникальное искусство нанесения разноцветной эмали на металл или керамику – «минакари». Самый большой выбор этих и других красивейших изделий Вы найдете на знаменитом базаре Исфахана.


11. Иран – крупнейшая в мире страна-производитель фисташек . По разнообразию сортов, вкусу и качеству, с иранскими фисташками не сравнятся фисташки других производителей. Фисташка является одно из самых почитаемых растений Востока, где ее называют «деревом жизни». В Персии фисташка всегда считалась символом богатства и процветания. В настоящее время площадь фисташковых плантаций в Иране составляет 300 тыс. га, что соответствует 20% площади всех садов Ирана. Иранские фисташки сегодня поставляются в 76 стран мира. В производстве, переработке и упаковке фисташек занято более 1 млн. человек.
Фисташки являются важнейшей экспортной культурой и занимают второе место, уступая только коврам ручной работы.


12. Самовар – один из главных символов иранской культуры . Это удивительно, но факт. Хотите попить чай в исконно русском стиле? Тогда езжайте в Иран, где Вы найдете эту традицию живой в повседневной жизни любого иранца. Первые самовары попали в Персию из России более 200-ти лет назад и до сих пор пользуются среди иранцев огромной любовью. В отличие от арабов, персы предпочитают пить чай, а самовар стал символом достатка в доме. Сегодня многие иранцы даже не верят, будто самовар – не иранское изобретение, ведь их активно делают сами иранцы, нередко украшая роскошной чеканкой.
Вы встретите самовары в Иране на каждом шагу - в домах, в ресторанах и чайханах, в качестве популярного украшения интерьеров.

Вы, наверное, думаете, что на такую поездку нужно много денег?

Пора развеять старые стереотипы и открыть для себя такую дружелюбную страну, как Иран!

Хотим Вас сразу успокоить.При грамотном планировании, самостоятельная поездка в Иран станет одним из самых бюджетных путешествий в страны Востока.

  • Большое разнообразие отелей , в том числе, недорогих, позволит выбрать отдых на свой вкус и кошелек.
  • Большое количество недорогих кафе , дешевые фрукты и другие продукты, также, одна из возможностей экономии.
  • Хорошее транспортное сообщение в стране - Вы легко и недорого можете добраться куда угодно. Между городами летают бюджетные авиакомпании, ездят комфортабельные автобусы.

Но нужно учесть множество нюансов . Например, из-за долгой экономической блокады, в Иране не работают пластиковые карточки всех международных банковских систем, невозможно забронировать отели и билеты в интернете на привычных системах бронирования, типа “Booking”, в стране заблокированы многие интернет сайты, мало людей говорит по-английски и туристов повсюду окружают надписи на языке фарси.

На нашем мастер классе, мы научим Вас, как обойти все эти трудности и сделать свое путешествие по Ирану легким, комфортным и приятным.

Отдохните в Иране под руководством опытных путешественников!

Если Вы хотите рассказать друзьям - поделитесь, нажав на кнопку любимой соцсети.

Персы, арабы и турки

Древние арабы, как и их родичи евреи, носили Бороды и так же оставляли их нетронутыми, хотя вера этого народа менялась не раз. Со времен Магомета мы можем рассматривать арабов в наших целях вместе с турками и персами, поскольку все они оказывали равное уважение к Бороде, считая, что она усовершенствует и придает завершенность лицу мужчины, а также является признаком свободы, бритье же почитали знаком унижения и рабства 5 . Магомет, установивший крашенье Бороды, предпочитал, чтобы она была соломенного цвета – цвет, традиционно ассоциирующийся с Авраамом. Одной из особенностей персидской ереси было предпочтение черному цвету Бороды и особой ее форме; еще к вопросу об этих мелких различиях: когда персы вели войну против узбекских татар, они взяли за обычай складывать отрезанные Бороды врагов к ногам своего шаха.

В качестве примера уважения, оказываемого Бороде, можно процитировать обычную магометанскую клятву: «Клянусь Бородой Пророка!» – а также форму просьбы: «Твоей Бородой, или жизнью твоей Бороды!» Турки указывают на свою и говорят: «Неужто ты думаешь, что эта достопочтенная Брада может лгать?» Достоверность мужского слова до такой степени принято было оценивать по Бороде, что при поисках свидетеля длина ее считалась обязательным подтверждением квалификации. Прикосновение к чужой Бороде, если только не для почтительного поцелуя, считалось у этих людей большим оскорблением. При встрече двух друзей поцеловать Бороду – иногда взаимно – соответствовало нашему рукопожатию, вопросу «как дела?», а «да сохранит Господь твою Бороду» призывало благословение на друга. В семье Борода также была предметом благоговейной привязанности: жена и дети целовали ее с нежной и уважительной любовью. Чтобы показать высокую ценность чего-либо, говорили: «Это стоит больше одной Бороды» 6 .

«Позор на твою Бороду!» – выражение упрека, а «Я плюю на твою Бороду!» – глубочайшего презрения. Когда персидский шах в 1826 г. разговаривал с нашим послом (сэром Джоном Малькольмом) о русских, то, чтобы показать, как низко он их ставит, он сказал: «Я плюю на их бороды» 7 .

Отрезание Бороды означало глубокое бесчестье и унижение. Известный глава ваххабитов Сауд брил Бороды в качестве наказания за тягчайшие преступления. Он долго мечтал купить жеребца у шейха племени Шахмэни, но все его предложения отклонялись. Шейх кахтанцев, когда его приговорили лишиться всех волосяных знаков отличия, при приближении брадобрея воскликнул: «О, Сауд, возьми жеребца Шахмэни как выкуп за мою Бороду!» Предложение было принято, и владелец продал жеребца за 2500 долларов, уверяя, что он не отдал бы его ни за какие деньги, если бы не нужно было спасать Бороду знатного кахтанца.

Даже когда болезнь или несчастный случай требуют удаления всей или части Бороды, араб пойдет на это только при самой крайности; после этого он живет в затворничестве, а если ему приходится выходить, надевает плотную черную вуаль, пока его подбородок не появляется «со всей первоначальною красой, густо рдеющей на нем».

Почти каждый магометанин носит с собой расческу с единственной целью – приводить в порядок Бороду, чем занимается часто, особенно после молитв; богомолец обычно остается тщательно орудовать расческой, сидя на пятках. Выпадающие волосы аккуратно собирают и либо хоронят вместе с хозяином, либо прежде него кладут в могилу, предварительно разрезав каждый, чтобы отпустить на волю ангелов-хранителей.

Душить и окуривать Бороду благовониями – обычная восточная привычка.

Во время траура персы бреются, и Геродот рассказывает один случай, когда они также обрезали гривы и хвосты коням в память о полководце Мардонии.

Рассказывают, что один умник-султан брил свою Бороду, говоря: «Негоже советникам водить султана за Бороду, как они поступали с нашими праотцами!» – и забывая, что для них все еще оставалась удобнейшая ручка, его нос, за который, как вы, дамы и господа, знаете, людей водят с незапамятных времен. Так что, будем надеяться, никто не станет приводить это как исторический прецедент в пользу бритья.

К счастью, его преемник был мудрее, и султан доныне отличается прекрасной Бородой 8 , как и персидский шах, все арабы и их властители.

Из книги Статьи автора Фейхтвангер Лион

«Персы» Эсхила У истоков европейской драматической литературы стоит исполинская, неповторимая, как египетские пирамиды, драма Эсхила, единственная дошедшая до нас историческая драма древних: «Персы». Влияние, которое эта драма оказала и, вероятно, будет оказывать и

Из книги Русские плюс... автора Аннинский Лев Александрович

…ТУРКИ РАЗГОВОР БЫВШИХ ГИГАНТОВ Эти заметки - плод двух моих коротких поездок в Турцию. Я не решился бы ни на какие геополитические или страноведческие рассуждения на этот счет, но, оказавшись на том берегу (который нам, согласно известной старой песенке, «не нужен»),

Из книги О железной стене автора Жаботинский Владимир

О ЖЕЛЕЗНОЙ СТЕНЕ (Мы и арабы 1923) Вопреки доброму правилу – начинать статью с существа – приходится начать эту с предисловия, притом еще личного. Автора этих строк считают недругом арабов, сторонником вытеснения и т. д. Это неправда. Эмоциональное мое отношение к арабам –

Из книги Газета Завтра 899 (6 2011) автора Завтра Газета

Исраэль Шамир «Мы - не рабы! Мы - арабы!» Революция в Египте - противоречивый, незавершенный процесс. Ошеломивший своей внезапностью, породивший восторг идеалистов, разочарование скептиков, дающий бесконечные поводы аналитикам, -этот процесс еще продолжается. Многие

Из книги Газета Завтра 334 (17 2000) автора Завтра Газета

Михаил Вербитский БУШ, НАРКОТИКИ И АРАБЫ (Занимательная конспирология) Англичане знамениты своими секретными службами, аристократией и имперской культурой. Подходящей карьерой для английского аристократа виделся Оксфорд или Кэмбридж, затем долгая служба в

Из книги Русский апокалипсис автора Ерофеев Виктор Владимирович

Братья-турки Аллах велик, но вещи сильнее Аллаха. Стамбул оккупирован чужими вещами, предметами. Над Босфором стоит дикий крик. Это не чайки, а турки кричат. Трудно привыкнуть к турецкой речи. Она разрывает внутренности, как асимметричные пули. Мальчишки бегут за трамваем.

Из книги Ничего, кроме правды автора Либерман Авигдор

Из книги Истории больше нет: Величайшие исторические подлоги автора Степаненко Андрей Георгиевич

Спекулятивные персы Хочу напомнить, что судьба Вавилона плотно переплетена с историческими судьбами Палестины и Персии, а даже само слово «перс» – жертва огромного количества натяжек и спекуляций.Во-первых, «перс», «фарси» слишком уж близко стоят с «фарисей»; эти слова

Из книги Кокон. История одной болезни (сборник) автора Бояшов Илья Владимирович

Главка третья: Душа и древние персы К счастью для исследователей древнеперсидской религии, душа по зороастрийскому учению представляла из себя единое целое. Вообще, что касается ее посмертной судьбы: прибытия на Божий суд, неизбежных мучений (в том случае, если она

Из книги Место под солнцем автора Нетаниягу Беньямин

Британия и арабы переходят к совместным действиям Уотерс-Тейлор встретился с Хадж-Амином эль-Хусейни. Майнерцаген докладывал об этой встрече: "Они встретились в среду перед Пасхой, и Уотерс-Тейлор сказал лидеру арабских радикалов, что в Пасху представляется прекрасный

Из книги Миллениум-мифы [сборник] автора Векшин Николай Л.

Арабы переписывают историю Чтобы склонить на свою сторону симпатии западной публики, арабам пришлось внести существенные коррективы в собственную концепцию ближневосточного конфликта. Никого на Западе нельзя было привлечь разговорами о том, что Израиль – это "раковая

Из книги Нефть, PR, война автора Коллон Мишель

Алия и арабы Проводя правильную политику поощрения репатриации и рождаемости, Израиль может удвоить свое еврейское население в течение ближайших двух десятилетий. Многим евреям эта цель кажется сегодня недостижимой, но не так оценивают ситуацию наши враги. Несмотря на

Из книги автора

Первое: Арабы должны признать право Израиля на существование Израиль может добиться установления мира со всеми своими арабскими соседями. Но чтобы этот мир оказался прочным и долговечным, он должен строиться на основе безопасности, справедливости и, прежде всего,

Из книги автора

Бывают турки На лодке вместе трое плыли: Медведев, Путин, Саркози. Обаму вслух они хвалили. Бывают турки на

Из книги автора

Жертвы чисток: не только сербы, но и цыгане, турки, хорваты, евреи, мусульмане... С самого начала этнических чисток из уст уполномоченных НАТО и со страниц некоторых послушных СМИ звучали маловразумительные объяснения... Из этих объяснений явствовало, что волна