Бактерии наши друзья названия. Почему гниёт пища

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Бактерии:

враги или друзья?

Выполнил:

Градусов Максим Александрович ,

учащийся 2«Е» класса

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Школы № 187 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода

Научный руководитель:

Сапунова Ольга Александровна ,

учитель начальных классов высшей категории

МАОУ «Школы № 187»

Научный консультант:

Левакова Эльвира Юрьевна,

к.х.н, учитель химии высшей категории

МАОУ «Школы № 187»

Нижний Новгород

Введение

………………………………………………………………..

Теоретическая часть………………………………………...

История исследования бактерий…………………………...

Строение бактерий………………………………………….

Виды бактерий………………………………………………

Размножение бактерий……………………………………...

Среда обитания бактерий…………………………………..

Польза от бактерий………………………………………….

Опасность для человека…………………………………….

Практическая часть…………………………………………

Анкетирование учащихся………………………………….

Анализ проведенной анкеты……………………………….

Эксперимент………………………………………………...

Заключение

………………………………………………………………..

Список используемых источников и литературы…………………………

Приложение………………………………………………………………….

Введение

С раннего детства все мы знаем, что после улицы надо мыть руки с мылом, а грязные предметы нельзя брать в рот. Вокруг нас обитает огромное количество микроскопических организмов, невидимых невооружённым глазом, и они могут вызвать серьёзные заболевания. Но с экрана телевизора и в интернете нам рассказывают о полезных для здоровья продуктах, которые содержат … бактерии! Получается, что не все микроорганизмы вредны для человека. В своей исследовательской работе мы решили найти ответ на вопрос: кто для человека бактерии - враги или друзья? На этот вопрос может дать ответ микробиология – наука, которая изучает микроорганизмы, их виды и строение, значение, которое они имеют в природе и жизни человека. Тема моего исследования волнует и взрослых учёных, в настоящее время активно развивается метагеномика - новый раздел генетики, изучающий генный состав целых сообществ организмов. Анализ бактериальных сообществ организмов людей позволит установить, каким образом микроорганизмы предотвращают или повышают риск развития заболеваний.

Актуальность и значимость работы заключается в том, чтобы все дети знали, почему необходимы бактерии людям, чем они опасны, и применяли эти знания на практике.

Предмет исследования: бактерии, их строение, формы и виды

Цель исследования: выяснить, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека

Задачи исследования:

Изучить научную литературу по этому вопросу;

Проанализировать влияние бактерий на организмы человека и животных;

Разработать анкету и провести анкетирование среди учеников класса на предмет исследования;

Провести эксперимент по выращиванию бактерий в домашних условиях.

Гипотеза заключается в том, что жизнь человека неразрывно связана с бактериями, они приносят не только вред, но и пользу.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть

1.1 История изучения бактерий

Удивительный, невидимый глазу мир бактерий «живой пленкой» укутывает нашу планету.

Бактерии считаются самыми древними существами на Земле. Они образовались более 3,5 млрд лет назад и в течение очень длительного времени (около миллиарда лет) были единственными организмами на нашей планете.

Бактерии – это живые организмы, которые окружают нас повсюду. Они обитают везде: в воздухе, в воде, на поверхности нашего тела, во рту, на всех предметах, растениях и животных.

Бактерии настолько малы, что увидеть их можно только при помощи микроскопа.

Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Рисунок 1. Антони ван Левенгук, его микроскоп и бактерии

Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году немецкий ученый Христиан Эренберг, которое в переводе с греческого означало «маленькая палочка».

Рисунок 2. Немецкий ученый Христиан Эренберг.

В 1850-х годах французский микробиолог Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Рисунок 3. Французский микробиолог Луи Пастер.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

Рисунок 4. Немецкий микробиолог Роберт Кох.

Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е годы.

Рисунок 5. Сканирующий электронный микроскоп.

1.2 Строение бактерий

Бактерия покрыта прочной оболочкой – клеточной стенкой. Основная ее функция – защита организма от внешних воздействий и придание ему определенной формы. Очень часто над клеточной стенкой бактерии образуется дополнительный защитный слой – капсула, которая предохраняет бактерию от высыхания.

Внутри клетка заполнена цитоплазмой. Ядра у бактерии нет, его место занимает - ДНК, которое несет генетическую информацию клетки.

На поверхности некоторых бактерий находятся жгутики или короткие ворсинки, которые помогают организму двигаться.

Плазматическая мембрана проницаема, через нее происходит обмен веществ.

Рисунок 6. Строение бактерии.

1.3 Виды бактерий

    По способу питания бактерии делятся на:

Рисунок 6. Виды бактерий по способу питания.

    Бактерии, в зависимости от формы клеток, делят на несколько групп:

    шаровидные - кокки,

    палочковидные - бациллы или палочки,

    спиралевидные - спирохеты

Рисунок 7. Виды бактерий по форме

    Сине-зеленые водоросли - это тоже бактерии. Они способны к фотосинтезу, как растения, и не нуждаются в органических веществах для питания.

Рисунок 8. Сине-зеленые водоросли.

    Есть подвижные и неподвижные бактерии. Среди подвижных одни свободно плавают при помощи специальных хвостиков – жгутиков, а другие просто скользят за счет волнообразных сокращений собственного тела.

Рисунок 9. Неподвижные и подвижные бактерии.

    Бактерии бывают полезные и вредные:

Рисунок 10. Полезные и вредные бактерии.

      Размножение бактерий

Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые полчаса, то за сутки она способна дать 281 474 976 710 656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

Рисунок 11. Размножение бактерий.

      Среда обитания бактерий

Бактерии обитают везде: в воздухе, в воде, на поверхности нашего тела, во рту, на всех предметах, растениях и животных.

Рисунок 12. Среда обитания бактерий.

      Польза от бактерий

    Круговорот веществ происходит с участием бактерий: если бы эти маленькие труженики однажды исчезли, планета очень быстро оказалась бы завалена остатками отмерших растений и погибших животных.

Рисунок 13. Роль бактерий в природе.

    Скисание молока в разнообразные кисломолочные продукты.

Рисунок 14. Кисломолочные продукты

    Бактерии сделали хлеб из дрожжевого теста пышным, лучше пропекаемым.

Рисунок 15. Хлеб из дрожжевого теста.

    Без бактерий не было бы маринованных овощей.

Рисунок 16. Маринованные овощи.

    Фармацевты изготавливают разнообразные антибиотики, вакцины, ферменты, витамины.

Рисунок 17. Изготовление лекарственных препаратов.

    Бактерии живут на человеке и в человеке. Больше всего бактерий проживает в кишечнике, где они трудятся на благо человека. Одни помогают переваривать пищу, другие вырабатывают витамины, третьи убивают вредные микробы.

Рисунок 18. Бактерии в кишечнике человека.

      Опасность для человека

    Бактерии вызывают различные инфекционные заболевания.

Рисунок 19. Опасные бактерии.

    Приводят к порче продуктов питания: молочнокислые бактерии сквашивают свежее молоко.

Рисунок 20. Прокисшее молоко.

Чтобы обезопасить себя от вредных бактерий и подружиться с полезными нужно:

Мыть руки перед едой и после возвращения домой, откуда бы то ни было;

    мыть овощи и фрукты;

    следить за сроками годности продуктов;

    в период эпидемий ограничивать контакт с возможными носителями инфекции.

Рисунок 21. Защита от вредных бактерий.

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1 Анкетирование

Мы всем классом посещаем кружок «Биолог будущего», который ведет кандидат биологических наук преподаватель биологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского Макеев Игорь Серафимович. На этих занятиях мы изучаем микроорганизмы, рассматриваем их в микроскоп.

Чтобы выяснить представление о бактериях у учеников, мы провели анкетирование 26 учащихся класса.

2.2 Анализ проведенной анкеты

По первому вопросу получены следующие данные:

Данные по второму вопросу:

Данные по третьему вопросу вот такие:

Данные по четвертому вопросу:

Данные по пятому вопросу следующие:

И наконец, таковы данные по шестому вопросу:

Проанализировав проведенную анкету, можно сделать вывод, что 80% учащихся владеет информацией, а 20% - затрудняются ответить. Для более полного ознакомления с новой информацией, ученикам будут выданы информационные буклеты.

На следующих занятиях кружка мы будем изучать другие микроорганизмы, такие как плесневые грибы. Попробуем самостоятельно вырастить хлебную плесень и рассмотреть её под микроскопом.

2.3 Эксперимент

А ещё я решил попробовать вырастить бактерии в домашних условиях.

Рисунок 22. Чашки Петри

Я вымыл три чашки Петри, простерилизовал их на газу.

Рисунок 23. Стерилизация чашек Петри

Затем приготовил питательную среду из вещества Агар-агар.

Рисунок 24. Приготовление питательной среды

Залил питательную среду в нижнюю половинку чашек Петри тонким слоем, только лишь покрывающим дно.

Агар-агар тверд, чашка Петри комнатной температуры – все готово к продолжению эксперимента! Далее высаживаем бактерии в питательную среду! Легонько касаюсь пальцами поверхности питательной среды (до и после мытья рук).

Рисунок 25. Высаживание бактерий с грязных рук в 1-ю чашку Петри

Рисунок 26. Высаживание бактерий после мытья рук во 2-ю чашку Петри

Поместив бактерии на питательную среду, я закрыл чашки Петри крышкой, запечатал их малярным скотчем, подписал и поместил чашки Петри в теплое и темное место (под батареей).

Рисунок 27. Три чашки Петри с питательной средой и бактериями в двух чашках.

Рисунок 28. Три чашки Петри, помещенные в теплое и темное место

На пятый день эксперимента стали появляться чуть заметные глазу колонии бактерий.

Рисунок 29. Бактерии, появившиеся от грязных рук

В этой чашке Петри, где я дотронулся чистыми руками до питательной среды, на пятый день бактерии практически незаметны.

Рисунок 30. Бактерии, появившиеся от чистых рук

В данной чашке Петри, куда я не высаживал бактерий, всё идеально чисто!

Рисунок 31. Чистая питательная среда

Вывод:

Рисунок 32. Мытьё рук с мылом

Заключение

Я собрал и проанализировал научную информацию о бактериях, провел социологический опрос, чтобы выяснить представление о бактериях у учеников класса, и подготовил памятки-буклеты о роли бактерий в природе и жизни человека. В ходе исследовательской работы я сделал для себя открытие, что бактерии – это неотъемлемая часть живого на нашей планете, и без них жизнь на Земле была бы невозможна. Существуют опасные бактерии, но и они выполняют определенную функцию. Я узнал, что бактерии являются нашими помощниками, в первую очередь это симбионты, без которых многие процессы нашего организма были бы невозможны. Полезные бактерии восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет человека. Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека, они широко используются в медицине и биотехнологии, являются объектом для научных исследований.

Отрицательная роль принадлежит болезнетворным, или патогенным, бактериям. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд болезней человека бактериального происхождения. В ходе работы я действительно узнал много нового о бактериях, способах их культивирования и изучения. Я убедился, что все материалы подтверждают гипотезу о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными. Подводя итог своей работе, я пришел к выводу, что бактерии - наши друзья, и врагами становятся лишь по вине самого человека.

В заключение приведу слова нашего современника, учёного-исследователя Вильгельма Боланда: «Этот результат ещё раз подтверждает предположение, что все высшие организмы, такие как растения, насекомые и животные (включая людей), сосуществуют с микробиологическими симбионтами. Без этих благотворных микроорганизмов, мы не могли бы жить и выживать. Их следует считать неотъемлемой частью нашего тела».

Список используемых источников и литературы

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Бактерии

    http://jbio.ru/istoriya-issledovaniya-bakterij

    Вайткене Л.Д. Биология, М.: Издательство АСТ, 2017. – 256с.: ил.

    Вахрушев А.А., Окружающий мир. (Обитатели Земли). 3кл.: учебник, М.: Баласс, 2013. – 144 с.: ил.

    Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5кл.: учебник, М.: Дрофа, 2016. – 158с.: ил.

    Сергеев Б.Ф., Я познаю мир: Биология, М.: Издательство АСТ, 2004. – 398 с.: ил.

Приложение 1.

    Знаешь ли ты о существовании бактерий на нашей планете?

□ затрудняюсь ответить

    Как ты думаешь, бактерии могут вызывать различные заболевания?

□ затрудняюсь ответить

    Как ты считаешь, все ли бактерии являются вредными для человека?

□ затрудняюсь ответить

    Как ты думаешь, в организме человека живут бактерии?

□ затрудняюсь ответить

    Какую пользу приносят бактерии, живущие в организме человека?

□ Помогают переваривать пищу

□ Восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет

□ Не приносят пользы

    Как человек использует бактерии в хозяйственной деятельности?

□ Отдельные виды бактерий используют в кулинарии

□ Бактерии используют при производстве лекарств и витаминов

□ Бактерии используют при производстве удобрений для растений

□ Бактерии используют для получения химических веществ

Везде вокруг нас, и большинство людей считают эти болезнетворными . Хотя верно, что некоторые виды бактерии ответственны за множество серьезных заболеваний человека, другие играют жизненно важную роль в функциях нашего организма, таких как пищеварение.

Они также возвращают определенные элементы, такие как углерод, азот и кислород, в атмосферу. Эти бактерии обеспечивают непрерывность цикла химического обмена между организмами и окружающей их средой. Жизнь, как мы ее знаем, не будет существовать без бактерий, которые разлагают отходы и мертвые организмы, тем самым играя ключевую роль в потоке энергии в .

Бактерии: друг или враг?

Симбиотические отношения

Это отношения, которые полезны для бактерий, но не помогают или не вредят человеку-хозяину. Большинство комменсальных бактерий находятся на эпителиальных поверхностях, которые контактируют с внешней средой. Они обычно встречаются на коже, а также в дыхательных путях и желудочно-кишечном тракте.

Комменсальные бактерии получают от хозяина питательные вещества, место для жизни и роста. В некоторых случаях комменсальные бактерии могут становиться и вызывать заболевание, или же принести пользу хозяину.

Тип отношений, при котором пользу получают, как бактерии, так и хозяин. Например, существует несколько видов бактерий, живущих на коже, ротовой полости, носу, горле и кишечнике людей или животных. Они получают место, где можно жить и питаться, а в замен предотвращают распространение вредных микробов.

Бактерии в пищеварительной системе помогают в метаболизме питательных веществ, производстве витаминов и переработке отходов. Они также играют роль в реакции иммунной системы хозяина на патогенные бактерии. Большинство бактерий, обитающих внутри человека, являются либо взаимными, либо комменсальными.

Бактерии: полезны или вредны?

Когда учитываются все факты, то бактерии более полезны, чем вредны. Люди используют их для самых разных целей, например, производство сыра или масла, разложение отходов на очистных сооружениях и разработка антибиотиков. Ученые даже изучают способы хранения данных на бактериях.

Бактерии чрезвычайно устойчивы, а некоторые способны жить в самых экстремальных условиях. Они продемонстрировали, что могут выжить без нас, но мы без них не сможем жить.


Работу выполнил:

ученик 3 класса

Скрипник Илья

Руководитель:

Ильина Анна Анатольевна,

учитель начальных классов

Секция «Начальные классы»

2016г.

I. Введение 3

II. Основная часть 3

1.Краткая характеристика бактерий. 3

2. Организм человека и бактерии. Враги или друзья? 5

3. Поведение бактерий в разных условиях. 5

3.1. Есть ли жизнь в кипятке? 5

3.2. Есть ли жизнь во льдах? 6

3.3. Есть ли бактерии в космосе? 6

4. Удивительные способности бактерий. 6

5. Социологический опрос «Бактерии». 7

6.Экспериментальные исследования. 8

III. Заключение 8

IV .Список используемой литературы 9

V .Приложения 10

I. Введение

Когда я был маленький, мне мама очень часто говорила что нужно мыть руки с мылом после улицы, обязательно помыть фрукты и овощи перед едой.(Приложение1) Она предупреждала, что ко мне в организм попадут какие-то бактерии и микробы, и я могу заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Чем они мне могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микробы приносят вред человеку? Мне всегда это было непонятно! Кто же эти микробы и где они есть, если я их совсем не вижу. Может, мама всё это придумывала?

Гипотеза : бактерии могут приносить не только вред, но и пользу.

Цель работы : изучить особенности жизни бактерий и выяснить могут ли они быть полезными.

Задачи исследования :

1. Ознакомиться с бактериями и сравнить их формы.

2. Выяснить, где живут бактерии.

3. Изучить литературные данные о вреде или пользе бактерий.

4. Провести эксперименты по выявлению бактерий.

5.Сделать выводы.

Предметом моего исследования являются бактерии..

Объектом моего исследования является значение бактерий для человека.

Методы исследования :

1. Сбор информации о бактериях

2. Опрос.

3. Экспериментальное исследование

4. Анализ полученной информации

II. Основная часть

    Краткая характеристика бактерий .

Я узнал, что наша волшебная планета Земля, полна тайн и загадок. В каждой точке Земли находится огромное количество загадок. И одна из загадок – это живущие на ней существа. Они разнообразны: это огромные деревья баобабы, это гигантские животные киты, громадные слоны. И мы - люди, существа, наделённые великим даром разума. Мы мыслим. С помощью разума человек делает открытия и пытается раскрыть тайны природы.

В течение тысяч лет человек болел, и не знал причины болезни. Первобытные люди имели этому своё объяснение - они считали, что болезнь вызывают злые духи. И только в начале 19 века человек придумал микроскоп. Это прибор, который помог человеку открыть ещё одну загадку природы – мир мельчайших организмов - бактерий. В 1865г. Луи Пастер доказал, что причиной болезней являются микробы. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные микроорганизмы, видимые только под микроскопом. До того, как человек смог увидеть бактерии ему пришлось столкнуться с результатами их деятельности. Например, когда молоко скисает, тесто поднимается, вино бродит, а мертвые растения и животные разлагаются. Таким образом, когда говорят о бактериях, многие сразу представляют вредные организмы, переносящие болезни. Но дело в том, что много различных видов бактерий полезных для живых организмов, включая человека.

Сегодня я знаю, что бактерии находятся повсюду - в воздухе, воде, пище, дне морского океана, горячих источниках, глубоко внутри земной коры, на нашей коже и даже внутри нас.

Изучением микроорганизмов занимается наука МИКРОБИОЛОГИЯ. Название науки происходит от греческого слова « MIKROS »- малый.

Наиболее общепризнанные теории о происхождении жизни на Земле говорят о том, что микроорганизмы были первыми живыми организмами, появившимися в процессе эволюции.(С.А.Павлович «Микробиология с микробиологическими исследованиями». Учебное пособие.)

Чтобы узнать точное определение термина «Бактерии», я пошел с школьную библиотеку. (Приложение 2)Там наш библиотекарь Людмила Борисовна мне помогла поработать с литературой в поисках термина. И вот наконец мы нашли определение термина..

Бактерии – одноклеточные организмы, относящиеся к прокариотам. Известно около 3000 видов бактерий. Размеры их микроскопические. Большинство бактерий – одна клетка, но физиологически – это целостный организм, совершенно устроенный в биохимическом отношении.(Большая Российская Энциклопедия)

Бактерии имеют три формы: шарообразную, палочкообразную и изогнутую или извитую. (Приложение 3) Большинство микробов дышат воздухом - это аэробы. Для других воздух вреден - это анаэробы. Микробы делят на патогенные (болезнетворные) и непатогенные. Возбудителями большинства инфекционных заболеваний являются – бактерии. В окружающей нас среде: воздухе, почве, воде - находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу, в рот, кишечник.(С.А.Павлович «Микробиология с микробиологическими исследованиями». Учебное пособие.)

Как и всякие живые существа, микроорганизмы питаются и размножаются. Поэтому для развития микробов хорошей питательной средой являются продукты, содержащие много воды - молоко, бульоны, мясо, рыба и т.д. Попадая в благоприятные условия, микробы начинают быстро размножаться путем деления.

2. Организм человека и бактерии. Враги или друзья?

Микроорганизмы играют важнейшую роль в круговороте веществ и поддержании равновесия в биосфере Земли. Бактерии вызывают гниение погибших растений и животных на земле и в воде. Без этих бактерий земля была бы покрыта различным мёртвым материалом. Перерабатывая сложные вещества, бактерии разлагают их на простые. Эти вещества возвращаются в почву, воздух и воду, где могут быть использованы растениями и животными.

Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека. Эти бактерии разлагают пищу на частички. В то же время они вырабатывают витамины, белки, углеводы, которые организм использует для своего построения.

Благодаря деятельности микробов квасится капуста, готовится тесто, кефир, сыр, масло. Бактерии необходимы в процессе брожения при производстве творога, уксуса, вина. Для жизнедеятельности микроорганизмов хорошей средой является налет на зубах, остатки пищи между ними. Обильное развитие микробов во рту ведет к быстрому размножению пищевых остатков, при этом накапливаются химические продукты этого распада, которые разрушают эмаль зубов и приводят к развитию кариеса. Поэтому так важно систематически чистить зубы, полоскать рот после каждого приема пищи.

Но самое большое количество микробов обитает в толстом кишечнике. Подсчитано, что человек выделяет с испражнениями свыше 17 триллионов микробов в сутки, а по весу они составляют третью часть сухих испражнений. Если взять только кишечные бактерии, и собрать их в одну кучу и взвесить, то получится около 3-х килограммов! (Л.В.Речиц «Санитарная биология». Учебное издание)

Итак, разновидностей микробов много, и живут они целыми колониями. Естественно, что живя в организме человека, они должны беречь своего хозяина, а не вредить ему.

3. Поведение бактерий в разных условиях

    1. Есть ли жизнь в кипятке?

До последнего времени считалось, что в кипящей воде погибают все, даже самые стойкие, бактерии, но природа, как всегда, опровергла это убеждение.На дне тихого океана обнаружены сверхгорячие источники с температурой воды от 250 до 400градусов С, и оказалось, что в этом кипятке прекрасно себя чувствуют живые организмы:бактерии, гигантские черви, различные моллюски и даже некоторые виды крабов. Это открытие казалось невероятным. Ведь большая часть растений и животных погибает при температуре организма свыше 40градусов;а большинство бактерий – при 70градусах. Лишь немногие бактерии способны выжить при 85град.С,а самыми стойкими считались бактерии, обитающие в серных источниках. Они могут существовать при t – 105C .Но это был уже предел.

    1. Есть ли жизнь во льдах?

Есть бактерии, которые живут во льдах. Замораживание может приостановить рост бактерий, но не убьет их полностью. Они будут неактивны некоторое время. Обнаружены бактерии в замерзших соляных залежах, которым сотни миллионов лет. Эти бактерии при их исследовании ожили.

3.3 Есть ли бактерии в космосе?

«О том, что на космических станциях творится что-то недоброе, ученые подозревали давно, слишком уж часто болели астронавты. 15 из 29 астронавтов стали жертвами бактериальных или вирусных инфекций во время их полета. Подозрения ученых еще больше усилились, когда выяснилось, что на космической станции “Мир” вроде бы безвредные бактерии с удовольствием начинали жевать всевозможные конструкционные материалы, что приводило к ускоренной коррозии.

Все это побудило биологов вплотную заняться изучением поведения микроорганизмов в космосе. В 2006г. в надежно изолированном контейнере в космическое путешествие отправилась группа бактерий. Они пробыли в космосе всего 24 часа, но и этого времени им хватило с лихвой. По возвращении на Землю выяснилось, что их заразность, по сравнению с контрольной группой, увеличилась в три раза. Кроме того, бактерии начали объединяться, образуя тонкий слой - биопленку, что делает любые микроорганизмы чрезвычайно опасными. Интересно, что ранее на Земле подобное поведение для бактерий характерно не было. Некоторые специалисты причиной мутации считают невесомость, другие - космическую радиацию».(А. Железняк энциклопедия «Космонавтика»)

В течение двадцати лет исследований ученые открыли 250 видов микроорганизмов, которые живут внутри пилотируемых космических кораблей. Все образцы микроорганизмов, выросших в космосе, хранятся в Институте медико-биологических проблем в запаянных ампулах - ученым неизвестно, как они поведут себя в земной среде. (Приложение 4)

4. Удивительные способности бактерий.

Специалисты из университета Массачусетса отличились настоящим прорывом в науке: микробом «геобактерия», который способен производить электричество из грязи и отработанной воды. Это прекрасный способ очистить нашу Планету от грязи и сточных вод.

В настоящее время ученые ищут альтернативное топливо, замену нефти, газа, угля на более безопасное – биологическое, более благоприятное для окружающей среды.

Однако, бактерии могут участвовать в техническом прогрессе. Ведь их способности в уничтожении практически любых материалов можно повернуть и во благо человека. Микроорганизмы вполне могут быть использованы при переработке отходов. Таким образом, злостные бактерии уже в недалеком будущем могут превратиться в самых полезных охранников окружающей среды.

Комнатные растения могут улучшить здоровье людей. В цветочной зоне, где много растений особые земляные микробы имеют особое свойство нейтрализовать летучие органические компоненты, которые ослабляют здоровье человека. В воздухе промышленных городов вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. В литре воздуха жилой, плохо проветриваемой комнате, содержится около 500 тысяч пылинок. За сутки человек вдыхает около 10 тысяч литров воздуха с опасными и не опасными микробами. ()

Чем чище воздух в общественных местах, вокруг человеческого жилья и в комнатах, тем меньше человек болеет. При соблюдении гигиены, чистке зубов, умывании и мойке рук с мылом, а также продуктов питания вероятность заболевания снижается во много раз.

Большое значение в борьбе за чистоту воздуха имеют леса и парки. Зеленые насаждения осаждают и поглощают пыль и выделяют вещества, которые убивают бактерии. (С.Н.Плерников, А.Б.Корзяк «Удивительное рядом». Познавательная энциклопедия.)

5. Социологический опрос «Бактерии»

Цель: проанализировать знания учащихся о бактериях

Для этого я провел анкетирование учащихся 1-4 классов нашей школы, в котором участвовали 42 человека. Выяснили, что знают о существовании бактерий- 32 человек, 10 человек никогда о них не слышали.

Большинство опрашиваемых 20 человек представляют бактерии маленькими, 12 человек грязными и жуткими, остальные 10 человек никак не представляют.

На вопрос «Где могут жить бактерии?» ответили «везде» -22 человека, «на теле и в организме» -11 человек, «на улице и в разных помещениях» - 6 человек, «нигде» - 3 человека.

По результату опроса «Могут ли бактерии быть полезными?»: «да» - 23 человека, «нет» - 19 человек.

В основном все опрашиваемые дети (42 человека) знают о правилах гигиены и о том, что нужно мыть овощи и фрукты перед едой.

Но при ответе на вопрос «Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?» дали положительный ответ 32 человека, 7 человек это делают часто, а остальные 3 человека изредка соблюдают правила гигиены.

Вывод: 91% опрошенных знают о существовании бактерий, но 44% опрошенных считают, что бактерии не приносят пользу.100% знают правила гигиены, но 73% детей всегда их соблюдают. (Приложение 5 )

6. Экспериментальные исследования

Я провел 1-й опыт , который помог мне увидеть внешний вид бактерий. Для этого я использовал бактериальный мазок полости рта. Провести опыт мне помогла лаборант Наталья Александровна. Я взял налет с зубов, поместил в каплю воды и растер на предметном стекле. Затем зафиксировал мазок. Для этого провел над пламенем горелки. Потом нанес каплю красителя, следом же смыл краситель водой и рассмотрел препарат под микроскопом. Я увидел, что бактерий очень много и они быстро двигаются.(Приложение 6)

Вывод: В полости рта человека очень много бактерий, которые образуются из-за остатков пищи. А значит надо чаще чистить зубы и полоскать рот.

Для проведения 2-го опыта получение кисломолочных продуктов я взял три банки. В 2 банки налил сырого молока, а в третью банку – кипяченое. Накрыл крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводил в течение 3-х дней. Результаты получились следующими. Сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло. В двух других банках появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным. (Приложение 7)

Анализируя результаты опыта, я пришел к выводу , что бактерии гниения испортили молоко, а бактерии молочно-кислого брожения превратили его в простоквашу, которую можно употреблять в пищу.

3-й опыт помог получить из молока кефир. Я взял молоко добавил закваску (кефирный грибок) и поставил в теплое место на ночь. Утром я уже пил на завтрак свежий кефир.(Приложение 8)

Вывод: Закваска или кефирный грибок помогли молоку скваситься,а значит стать вкусным кефиром.

С помощью 4-го опыта я смог быстро сделать из сливок сметану. Взял сливки поставил в теплое место. Через день получил сметану. Очень быстрый и простой способ.(Приложение 9)

Вывод: Сливки –это все жиры с молока, а значит они могут быстро скиснуть.

Таким образом, я убедился, что полезные бактерии помогают сделать многие вкусные продукты.

III. Заключение

IV Список литературы:

1.С.А.Павлович «Микробиология с микробиологическими исследованиями». Учебное пособие. Минск: Высш.шк., 2009.-502с.

2.Л.В.Речиц «Санитарная биология». Учебное издание. Гомель. Высш. шк., 2009.-320с.

3. Большая Российская Энциклопедии:, Кругосвет.

4. А. Железняк энциклопедия «Космонавтика». 2007г.

5.С.Н.Плерников, А.Б.Корзяк «Удивительное рядом». Познавательная энциклопедия. 2005г.

Приложение 1

Рисунок 1, 2 .Правила личной гигиены.

Приложение 2


Рисунок 1. Библиотекарь школы Елкова Людмила Борисовна.

Приложение 3

Рисунок 1, 2,3. Формы бактерий. (Шарообразная, палочкообразная, изогнутая или извитая)

Приложение 4

Рисунок 1, 2, 3.Бактерии: в кипятке, во льдах, в космосе.

Приложение 5

Анкета для учеников 1 – 4-х классов

    Знаешь ли ты о существовании бактерий?

    Как ты их себе представляешь?

    Где, по-твоему, могут жить бактерии?

    Могут ли бактерии быть полезными?

5. Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?

а) всегда б) часто в) изредка г) никогда

Диаграмма 1. Знаешь ли ты о существовании бактерий?

Диаграмма 2. Как ты их себе представляешь?

Диаграмма 3. Где живут бактерии?

Диаграмма 4. Могут ли бактерии быть полезными?

Диаграмма 5. Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?

Рисунок 1, 2, 3, 4, 5. Социологический опрос «Бактерии»

Приложение 6


Рисунок 1,2,3. Опыт № 1. Бактериальный мазок полости рта.

Приложение 7

Рисунок 1,2.Опыт № 2. Получение кисломолочных продуктов.

Приложение 8

Рисунок 1. Опыт № 3. Получение кефира из молока.

Приложение 9


Рисунок 1,2.Опыт № 4. Получение сметаны из сливок.

Какие микробы вредны?В организме человека содержится очень много полезных и вредных бактерий. Вредных бактерий всегда меньше. Если организм человека здоров, то вредные микробы, попавшие в него, сразу же уничтожаются полезными микробами. Всего вредных микробов в организме может быть 1-9% из 100% всех микробов. Если в кишечник попадает кишечная палочка, то человек может заболеть. Всего несколько процентов болезнетворных микробов, которые человек долгое время носит в себе, могут стать активными при благоприятных условиях, и человек заболеет. Это происходит, когда организм слабеет, например, в зимнее время от недостатка витаминов и разных питательных веществ, закаливания.

Какие бывают полезные микробы?Большинство бактерий человеческого организма очень полезны для него. В кишечнике любого человека содержится примерно три килограмма бактерий. Эти друзья человека помогают ему справиться со всеми трудностями. Самые полезные бактерии -бифидобактерии. Если их в организме 98%, то человек здоров. Бифидобактерии - это настоящие стражи человеческого организма. Как только в него захочет проникнуть какая-либо болезнетворная бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и убивают ее. Полезные бактерии нужно поддерживать в организме, так как они очень сильно помогают ему. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них содержится много бифидобактерий.