Человеческая гордость. Гордыня: главный грех или всепоглощающее чувство эгоизма

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Падение Люцифера

О гордыне, как о смертном грехе, говорили многие христианские богословы. Однако наиболее полное определение ей дал преподобный Иоанн Лествичник:

Гордыня есть отречение от Бога, демонское изобретение, уничижение человеков, матерь отчуждения, исчадие похвал, признак бесплодия, предшественница умоисступления, причина падучей болезни, источник раздражительности, дверь лицемерия, опора демонов, противление Богу, корень хулы, неведение сострадания, жестокий истязатель, охранительница грехов, бесчеловечный судья. Где совершилось падение, там уже была гордость: Гордыня - это яблоко, сгнившее внутри, а снаружи блистающее красотою: есть крайняя нищета души.

Наука о гордыне

С точки зрения психологии, гордыня - это непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм и зазнайство. В самом высшем своем проявлении гордыня считается духовным отклонением, которое сопровождается следующими симптомами:

- обидчивость, непереносимость критики, нежелание исправлять свои недостатки;

- постоянные обвинения других в своих жизненных проблемах;

- бесконтрольная раздражительность и неуважение к другим людям;

- человека регулярно посещают мысли о собственном величии и уникальности, он превозносит себя над другими и требует, чтобы они им восхищались;

- неумение просить прощения;

- желание постоянно спорить, доказывать свою правоту.

Каждый из нас хоть раз в жизни испытывал одно из перечисленных чувств. Это объясняется тем, что гордыня есть у всех людей, однако у многих она проявляется в разумных пределах.

Например, гордиться победой в спортивном чемпионате или получением высшего балла на олимпиаде, по мнению психологов, нормально (в этом-то и разница между гордыней и гордостью). Порой гордость и чувство собственного достоинства являются важнейшими составляющими счастливой и успешной жизни.

Доктор Медина уверен, что проявление гордыни в той или иной степени «зависит от нашей способности к обучению и принятию всего нового». За появление этого чувства отвечает ген CaMKII. Именно он возбуждает наши амбиции, высокомерие и надменность.

Фрагмент “Гордыня” из произведения Иеронима Босха “Семь смертных грехов и четыре последние вещи”

Методы борьбы с гордыней

В христианских учениях гордыня рассматривается как противоположность одной из добродетели - смирению. А значит необходимо смириться, «осознать величие и бесконечный потенциал всякой человеческой души», «принять свою ничтожность перед Богом», благодарить его за все хорошее и плохое, что происходит в жизни.

Психологи же советуют:

- начать интересоваться другими людьми, обращать внимание на их достижения;

- учиться уважать окружающих и прислушиваться к их мнению;

- не присваивать себе все заслуги и достижения;

- стараться помогать людям бескорыстно, относиться к ним с добром и любовью;

- научиться адекватно принимать конструктивную критику;

- делиться своим позитивным опытом, иначе это только увеличит рост гордыни;

- и самое главное: необходимо уметь признавать свои ошибки, находить в себе мужество прощать обиды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Гордыня - это очень многомерное понятие и одно из многочисленных проявлений страха. В виде гордыни проявляется вечное стремление человека к совершенству. Человек ощущает, что внутри он наделен божественным совершенством, но он неправильно это совершенство использует, стремясь всегда быть правым в ущерб другим людям.

Существует две формы гордыни: ментальная и духовная.

Ментальная гордыня - это характеристика тех, кто считает, что они знают всё. Как только мы подвергаем сомнению их знания, проявляется гордыня и человек начинает упрямиться, чтобы доказать свою точку зрения.

Создается впечатление, что единственным победителем может быть только он, а другие неминуемо и всегда будут проигравшими. Сила и власть, которыми, как кажется, наделяет гордыня, являются всего лишь иллюзией, поскольку в действительности проигравшим всегда оказывается гордец.

Если вы осознаете, что в той или иной ситуации вы упрямитесь, узнайте, не гордыня ли движет вами. Для этого спросите себя, что именно вас к этому побуждает. В целом, если человек имеет мнение, отличное от мнения других людей, и если он не находится в плену у страхов, он легко принимает наличие другого мнения и не упрямится. Когда упрямство берет верх, то, как правило, вами движет один или несколько страхов. Задайте себе вопрос: «Что плохого со мной произойдет, если я позволю другому человеку иметь отличное мнение?» Так вы не позволите гордыне захлестнуть вас, и вы осознаете неблагоприятное для себя ограничивающее мнение.

Отличный способ, который поможет вам прекратить упрямиться - это сказать: «Можем ли мы оба принять, что мы не согласны друг с другом в этом вопросе?».

Ментальная работа должна использоваться для того, чтобы возвышаться, а не для того, чтобы унижаться самому и принижать значимость других людей. Простота и искренность дают куда большее счастье, чем стремление всегда быть правым, то есть гордыня!

Будьте осторожны с духовной гордыней! Ментальная гордыня исходит из позиции «я знаю и думаю лучше тебя», а духовную гордыню питает мысль, что «я лучше тебя». Чем больше человек занимается личностным ростом, а личность, для тех, кто не знает, – это ум и эго, тем более осознанным он становится, и тем большей становится опасность попасть в сети духовной гордыни. Как правило, под действием духовной гордыни человек чувствует свое превосходство над другими людьми. Такие люди думают: «Раз ты не настолько развит, как я, значит, я лучше тебя…».

Когда вы становитесь более осознанными, будьте внимательны. Даже если вы находитесь на более высокой ступеньке, чем другой человек, это не означает, что его сущность ниже вашей, разница только в ее проявлении.

Если вы смотрите на других так, будто они ниже вас, это выглядит так же, как сравнивать себя со слоном и принимать остальных за мышей. Разве слон более важное животное, чем мышь?

Говорят, что гордыня - это самый большой бич человечества. Гордыня является источником самых больших раздоров социальной жизни, соперничества между народами, войн, интриг, ненависти и злобы против других людей.

Некоторые люди не считают себя гордецами, и обвиняют в этом других людей. Если вы тоже так считаете, это означает, что ваша гордыня намного сильнее гордыни других людей, даже если ваше упрямство не является открытым. Когда вы думаете, что вы правы, а кто-то ошибается, это тоже гордыня, независимо от того, было ли это высказано вами вслух.

Гордецы очень редко признают то, что их переполняет гордыня. Они настолько самонадеянны, что всякая попытка даже намека на гордыню остается безуспешной и обычно их бесит. Они ничего не хотят знать. Они не терпят сопротивления и препятствий.

Когда гордыня берет верх, вы перестаете быть самим собой, и вы больше не проявляете своего внутреннего состояния. Вы поддаетесь влиянию гордыни. И вы многого лишаетесь: любви, отношений, здоровья, счастья! Стоит ли этого гордыня?

Гордыня - это возвеличивание вашего ума эго, в отличие от вашей сущности и индивидуальности. По мере того, как ваша индивидуальность будет развиваться, ваша гордыня будет утрачивать свою власть над вами.

Гордыня сопротивляется всем внутренним изменениям. Она все время пытается помешать нам видеть БОГА в каждом, прощать, выражать свои чувства или эмоции, быть настоящим, узнавать о себе, иметь любое мнение.

Если вы сейчас переживаете злобу и не представляете себе, как можно, прежде всего, попросить у другого человека прощения за то, что обижались на него и, затем, за то, что не увидели любовь в его поступках или словах, это говорит о том, что этому мешает ваша гордыня. Просить прощение и проявлять любовь не означает «проигрывать» или «выигрывать».

Все всегда возвращается к одному - к любви. Каждое проявление любви решает все проблемы и меняет в жизни все. Любовь обладает волшебным даром исцеления на физическом, эмоциональном и ментальном уровне.

Как я говорил выше, за гордыней всегда скрывается тот или иной страх. Страх, что нас не любят, страх быть отвергнутым, страх осуждения, критики, страх быть не на высоте, страх потерять человека или предмет.

Чтобы справиться с гордыней, вам следует, прежде всего, признать ее, и признаться себе в том, что в вас живет страх отвержения. С этим пониманием вы сможете прочувствовать, насколько сильно вы страдаете от мысли, что другие перестанут вас любить.

В одно мгновение избавиться от гордыни, которая присутствует в вас несколько поколений и жизней, невозможно. Справиться с гордыней можно только постепенно, ежедневными маленькими победами, при помощи поступков, которыми движет любовь.

Лучшее средство, которое научит вас справляться с гордыней, когда вы встречаетесь с человеком, который хочет обязательно оказаться правым - это не упрямиться самому. Примите, что в данный момент этот человек знает правду, которая для него очень важна. Скажите ему: «Я принимаю твою точку зрения, даже если она отличается от моей».

Когда вы поймете, что во время беседы вы позволили гордыне взять верх, я советую вам поговорить с этим человеком. Если нужно попросить прощения, сделайте это. Скажите ему, что вы поняли, что хотели любой ценой быть правым, и что вами двигала гордыня. Признайтесь ему, что вы решили взять себя в руки, и попросите его быть терпеливым с вами, потому что в одно мгновение с гордыней расстаться невозможно.

Если вы встретились с человеком, из которого гордыня льется через край, постарайтесь увидеть в его поведении страдание и страх, а скорее всего и ваше зеркало. Возможно, этот человек будет стремиться вас изменить, запугать своим поведением или властными острыми высказываниями. Но не обращайте на это внимание, потому что на самом деле он напуган больше вас. Не стремитесь отвечать ему в тон. Такие проверки Пространства происходят постоянно.

Возможно, читая эти строки, вы будете потрясены, узнав, как сильно вами руководит гордыня, но я не стремлюсь ошеломить вас или вселить в вас чувство вины. Мне скорее хочется, чтобы вы стали более осознанными, позволили увидеть в себе гордыню и приняли соответствующие решения. Если вы осознаете, что и в вас присутствует гордыня, вам нужно будет справиться с ней, потому что именно она мешает вам любить и, возможно, быть по-настоящему любимым. Посмотрите, стоит ли гордыня вашего здоровья, внутреннего покоя, отношений, счастья, любви? А Вы готовы и дальше платить столь высокую цену?

НЕДОСТАТКИ ГОРДЫНИ

  • Гордыня ведет к одиночеству. Горделивый человек не умеет прощать и просить прощения, лишая себя друзей.
  • Гордыня приводит к нравственному падению, делая человека духовно слабым.
  • Гордыня лишает человека возможности трезво смотреть на вещи, мешая ему добиваться поставленных целей.
  • Гордыня сужает кругозор. Горделивые люди жаждут власти, но редко чего-либо добиваются.
  • Гордыня делает человека черствым. Такие люди в большинстве ради своей цели пойдут по головам.
  • Гордыня создает стену между человеком и истиной.

ПРОЯВЛЕНИЯ ГОРДЫНИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Семейные отношения

Ложное понимание гордости зачастую не позволяет самым близким людям открыто заявить о своих чувствах и желаниях, что в некоторых случаях приводит к распаду даже самых благополучных семей.

История

Непоколебимая уверенность в непобедимости своей армии и непомерная гордость привели ослепленного своим величием Гитлера к неминуемому поражению в войне с Советским Союзом. В равной степени это относится и к Наполеону.

Литература

В произведении Достоевского «Преступление и наказание» главный герой - Родион Раскольников - считает, что имеет право пролить "кровь по совести", думая, что ему все позволено. Ослепленный гордыней, он идет на убийство.

Искусство

Марина Цветаева повторила трагическую судьбу многих великих людей, ставших жертвой своей гордости. «Гордость не позволила Марине Ивановне ужиться в эмигрантской среде. Цветаева, к несчастью, не нашла понимания и по возвращении на Родину - повесилась в Елабуге в момент отчаяния и одиночества»

ПРИЗНАКИ ГОРДЫНИ

  • Недопущение того, что вы можете быть неправы.
  • Настойчивость в том, что вы всегда правы.
  • Покровительское обращение с другими людьми или взгляд свысока.
  • Наличие чувства собственной важности.
  • Унижение себя и других.
  • Мысль о том, что вы лучше других.
  • Хвастовство.
  • Приписывание себе заслуг, трудов или усилий других людей.
  • Стремление поставить соперника в невыгодное положение.
  • Управление людьми для достижения желаемого.
  • Контроль над ситуацией без разделения ответственности.
  • Постоянная необходимость быть в центре внимания.
  • Надменное отношение и поведение.
  • Задираете нос или смотрите на людей свысока.
  • Суетность, часто смотрите в зеркало.
  • Выставление на показ своих талантов, одежды, достатка, внешнего вида.
  • Не позволение другим помогать вам или работать вместе с вами.
  • Привлечение к себе внимания.
  • Болтливость или постоянное сведение разговора на себя.
  • Обидчивость.
  • Излишняя чувствительность или бесчувствие.
  • Чрезмерная занятость своей персоной.
  • Мысли о том, что другие думают и говорят (только) о вас.
  • Использование слов, которых другой человек не понимает и вам это известно.
  • Ощущение своей никчемности.
  • Не прощение себя и остальных.
  • Нежелание меняться и даже думать, что необходимо меняться.
  • Размещение людей по степени важности на иерархической лестнице и в зависимости от этого отношение к ним.
  • Мысль о том, что вы важнее других в связи с вашей работой.
  • Одержимость работой, желание получать похвалы, занятие одновременно многими вещами и ваше желание показать, что только вы это можете.
  • Недоверие к другим людям, Богу.
  • Состояние озабоченности производимым впечатлением и мнением о вас людей.
  • Мысль о том, что вы выше Закона или являетесь особым сыном или дочерью Бога.
  • Сотворение кумира из себя и других.
  • Работа сверх всякой меры за приделами возможностей вашего тела.
  • Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем вы говорите.
  • Неблагодарность.
  • Игнорирование "малых людей".
  • Невнимание.
  • Неосознавание своей гордыни или каких-либо проблем (духовная слепота).
  • Наличие раздраженного тона.
  • Повышение голоса в злобе или досаде.
  • Мысль о том, что бы проучить кого-либо. Разговор с человеком или о нем в унизительном тоне.
  • Конфликт и не подчинение воле Бога.
  • Не подчинение воле Бога.
  • Недостаток самоуважения.
  • Безрассудство или безумство.
  • Наличие отношений "Что ты мог бы для меня сделать?".
  • Нечестность по отношению к себе и другим.
  • Неспособность работать с другими, невозможность пойти на компромисс.
  • Желание всегда сказать "последнее слово".
  • Нежелание поделится своими знаниями, чтобы иметь возможность контроля.
  • Невнимание к своему внутреннему миру, к своему физическому телу, либо чрезмерная забота о нем.
  • Мысль о том, что вы должны все делать, потому что никто другой якобы не сможет сделать это лучше вас.
  • Упоминание об ошибках другого человека в тоне осуждения.
  • Необходимость спасать других людей от их проблем.
  • Предубеждение к людям основанное на их внешнем виде, одежде, цвете кожи и т.д.
  • Гордость занимаемым положением.
  • Чрезмерное уважение к себе.
  • Сарказм и троллинг.

ДУХОВНАЯ ГОРДЫНЯ

Если вы интересуетесь развитием, духовностью, занимаетесь духовными практиками, вероятность того, что вами в той или иной степени владеет духовная гордыня чрезвычайно велика. Эти признаки очень тонкие, не исчерпывающие, но вполне заставляют задуматься.

  • Одним из коварных признаков духовной гордыни является – иллюзорное неосознание в себе гордыни. Порою Человек, достигший в духовном росте первых результатов, начинает говорить окружающим, что либо у Него нет проблем с эго, либо начинает демонстрировать, какое усилие над собой Он совершает для того, чтобы ослабить хватку эго. Это является проявлением тщеславия, порожденным самим эго. Все Человеки проходят испытание на чувство собственной важности, которое является вибрационно противоположным чувству Божественного Достоинства.
  • Отсутствие Благодарности к тем, кто помог Вам в уместный период Жизни в Пути советом, делом, Энергией и т.д. «Забывание» того, что было важно на тот момент. Иллюзия, что этого Вы добились сами собственным трудом.
  • Теоретизирование своего Мировоззрения. Отсутствие Практики, прожитого Опыта говорит о том, что эго у Вас вне контроля.
  • Духовная гордыня - это отсутствие ответственности. Ответственность означает следующее: все Ваши слова должны быть прожиты Вами в буквальном смысле. Ответственность за свои мысли, слова и поступки перед другими Людьми означает, что Вы прожили, опробовали то, что на данный момент является пригодным, действенным средством именно для Вас. Вы можете это порекомендовать Ближним, но с оговоркой, что данное средство не является панацеей.
  • Желание противостоять, отстаивать свою точку зрения. Громкие споры, старание переубедить собеседника сродни борьбе за выживание. Это признак присутствия ментальных блокировок – омертвевших убеждений и догм.
  • Непринятие нового. Страх Перемен страху перед умиранием старого и рождением нового, неизвестного. Привыкание, что всего достаточно и перемен не нужно, страх потеряться под натиском Ветра Трансформации – часто встречающийся признак духовной гордыни. Само Слияние с Сознанием эго воспринимает как собственную смерть.
  • Осуждение других точек зрения, методик, образа жизни и мировоззрения других людей. Осуждение является защитной реакцией эго от расширения мировоззрения. Эго отчаянно пытается убедить Сознание Человека, что другие люди живут неправильно, неверно и ничему «полезному» научить не могут.
  • Концентрация на количестве, а не на качестве. Это уловка эго – растрата Вашей Энергии из-за отсутствия четко поставленной цели либо Ваша Цель является обусловленной, склонной к изменчивости. Рассеивание Ваших усилий на множество проектов, невозможность, но желание охватить необозримое является духовной жадностью, одним из качеств духовной гордыни. И к Служению это не имеет никакого отношения. Ухаживайте за каждым своим проектом как за собственным ребенком, украшайте его, любите, уделяйте внимание.
  • Убеждение: информация дается для избранных, а не для всех. Появление новых терминов, усложнение простого и доступного, желание выглядеть эффектно – все это является низковибрационными проявлениями эго вне контроля.
  • Концентрация не на Служении, а на том, чтобы Ваши усилия были оплачены. Первоочередной задачей, первой ступенью к Духовности является бескорыстие. Если Вы научитесь быть бескорыстными, то Ваши усилия будут оплачены. И парадокса в том нет. Платится тем, кто дарит от Сердца. В противном случае, у Человека может возникнуть раздражение от того, что Его просят бесплатно помочь.
  • Отдача от недостатка, а не от избытка. Иногда Человек рассуждает о том, как другим заработать деньги, сам не обретя материальную основу под своими ногами. Или занимается благотворительностью, сам же из-за лени или неверия не стараясь жить в достатке. Это все является духовным лицемерием – одним из проявлений духовной гордыни. Если Вы сами не знаете, не можете, не умеете – не предлагайте, а постарайтесь научиться, смочь, суметь, достигнуть. И тогда уже от достатка отдать Ближним, будь то деньги, информация или Энергия Любви.
  • Ощущение себя учителем, знающим людей. В четвертом измерении Осознанности есть Дар абсолютно для всех Пробудившихся людей – знать, предсказывать поступки эго. Знание психологии эгоической природы, умение её анализировать ещё не означает, что Вы достигли вершин Мудрости. Это ощущение «знания всего о людях» приносит «учителю» удовлетворение, потому что возникает иллюзия информированности во всем. На самом деле эта иллюзия идет от страха перед неизвестностью, завуалированный под психологическую маску «знания природы человеческой». Для такого Человека страшное слово, которое может вырваться из Его уст – «не знаю». В действительности знать и предсказывать людей не могут ни Высшее Я, ни Наставники, лишенные дуальности. Почему? Существует Пространство Вариантов, Свобода Воли и Выбора. Друзья-Наставники и Высшие Я не обладают эмоцией страха неизвестности: для Них каждое решение Человека – всегда Чудо! Они знают, что ошибок нет, есть уникальный Опыт! Скажите: как Вы можете знать Человека? Вы знали Его вчера? Но сегодня утром Он проснулся с новыми мыслями, чувствами; Он обогатился Знаниями, Опытом; с Ним произошли определенные ситуации, встречи и т.д. Так на основе чего Вы сделали вывод, что «знаете» Человека? На основе прошлого опыта? Исходя из того, что Вы несколько раз сумели просчитать Его жизненные ходы? Дорогие, это одна из величайших иллюзий духовной гордыни.
  • Ощущение того, что полученных Знаний достаточно. В таком случае может возникнуть желание расширять полученное Знание и распространять его, не изучая Новое. Возникают религиозные и идеологические течения, имеющие узкую специализацию.
  • Эмоциональная реакция на то, что является Уроком. Гнев, обида, раздражение и т.д., возникающие вследствие нажатия на болевую точку является лишь катализированием Начала Урока. Те, кем овладела духовная гордыня, стараются не принимать Урок, не работать самим над собой.
  • Эмоционально-ментальная зависимость от ощущения «нужности». Для Человека, чьим Сознанием владеет духовная гордыня, чуждо чувство Любви к себе. Именно поэтому Ему жизненно важно признание и ощущение нужности – чтобы через отражение других принимать себя.
  • Ощущение собственной избранности, исключительности. Уникальными являются все, но здесь имеется ввиду, что данный Человек заявляет о том, что Он необычен, а все остальные – типичны и однообразны. Иногда Человек говорит о своей особенной инопланетности либо о том, что Его Род достаточно древний и мистический. Дорогие, Вы все – инопланетны, а Ваш Род – вся Семья Света!
  • Духовная «усталость». Человек думает, что познал и увидел достаточно; Его ничего не удивляет и не вдохновляет. Это блокировка Творческой, Ментальной, а также Сердечной Энергий.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ГОРДЫНЮ

Скромность

В отношении к себе подражайте Иисусу и Сократу. Задумайтесь, почему Иисус сказал: "Я больше не называю вас своими детьми, я называю вас братьями."

Уверенность в себе

Именно чувство неуверенности и незащищенности заставляет вас умственными усилиями приподнимать себя над толпой и вновь и вновь доказывать свое превосходство. Поверьте в себя и вы перестанете выглядеть смешным в глазах других.

Осознание

Найдите в себе силы осознать свою чрезмерную гордость о признать свои слабости. Слабостей не надо скрывать: именно они делают вас человеком, а в некоторых случаях помогут стать победителем.

Взаимодействие

Как известно, гордыня – это попытка доказать свою правоту, стремление быть всегда и во всем правым. Научитесь слушать, а главное слышать мнение оппонента. Смотрите на ситуацию под разным углом, не мыслите прямолинейно, трезво оценивайте все «за» и «против». Не бойтесь менять свою точку зрения со временем или оказаться в чем-либо неправым. Всегда правы только глупцы, умным людям свойственно ошибаться.

Сочувствие и сопереживание

Для того чтобы преодолеть гордыню, первым делом нужно избавиться от привычки осуждать других. Вы не всегда знаете как поступить лучше. Не стоит тратить время на нравоучения и навешивать на людей ярлыки. Каждый человек по-своему уникален и имеет право выбрать свой жизненный путь.

Помощь

Гордецы отличаются неприятной способностью снизойти до "маленького" человека и бросить ему подачку, с пафосом называя это благотворительностью. Отдавайте и помогайте искренне: совершайте спонтанные добрые поступки, ничего не требуя взамен и не ожидая благодарностей. Можно делать это анонимно.

НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА:

  • Смирение, терпеливость и человеколюбие.
  • Доброта, любовь, стремление к духовности.
  • Сочувствие, сострадание, прощение.
  • Скромность, простота и кротость.
  • Доверие к людям, бескорыстие и отзывчивость.
  • Честность, справедливость и милосердие.
  • Честь, гармоничность и радость.
  • Дух сотрудничества, взаимопомощи и благодарности.
  • Прославление нашего Творца всего через общение с собой и другими.

ОТЛИЧИЯ ГОРДЫНИ ОТ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

Но очень часто вы впадаем в заблуждение, путая его с высокомерием. Так чем же чувство собственного достоинства отличается от гордыни?

Гордыня возникает из чувства недостойности или комплекса неполноценности. В глубине души гордый человек не верит в свое достоинство, поэтому ему приходится его уравновешивать гордостью. Чувство собственного достоинства исходит из осознания своей безусловной ценности. Гордыня сравнивает себя с другими. По каким-то признакам, критериям, будь то ум, количество благодеяний, размер имущества и т.д.

Человек с чувством собственного достоинства «соревнуется в совершенстве» только с собой, побуждая себя преодолевать свое невежество и недостатки нрава.

Гордыня делит людей на лучших и худших или высших и низших. То есть для высокомерного человека «матрица людей» выглядит вертикально – и в ней он непременно превосходит кого-то.

Для человека с чувством собственного достоинства люди «делятся по горизонтали» – на близких и дальних. Души подобны воинам, те из них, которые узнают друг-друга - объединяются, а те, которые друг-друга не узнают, расходятся.

Гордыня зависима от внешних факторов – мнений, событий, отношений. Это делает человека рабом материального и охотником за мирскими благами и людским почетом.

Чувство собственного достоинство свободно от привязанности к внешним преимуществам. Его богатство – богатство мысли и духа. Как сказал один из мудрецов: «Если Вы торопитесь преуспеть в приобретении мирских благ, если Ваше сердце привязано к имуществу и положению в обществе, то однажды вы повстречаете человека, для которого все это не имеет значения, и тогда вы поймете, как вы бедны».

Гордыня проявляется в вызывающем поведении, которое, по мнению гордеца, имитирует уверенность в себе. Чувство собственного достоинства проявляется спокойствием, доброжелательностью, интересом к другим, к собеседнику.

Гордыня не брезгует дурными поступками ради подкрепления мнения о себе. Человек с чувством собственного достоинства может пожертвовать личными интересами ради большего блага, ради истины.

Гордец тревожен и поспешен. Человек с чувством собственного достоинства уверен и спокоен.

Вопрос о том, что такое гордость и гордыня, в чем разница между ними, может поставить в тупик и философа. Поиск в словарях и обыденный опыт социальной личности могут привести к выводу, что гордость - это весьма позитивное чувство. Гордыню противопоставляют ей и считают негативным проявлением высокомерия и тщеславия.

Слова, схожие только по звучанию?

Сходные по написанию и звучанию слова - это паронимы. Они настолько похожи, что могут казаться однокоренными, но в отличие от действительно родственных слов значение их сильно различается. Исходя из указанных в словарях значений, обычно и делается вывод о позитивной гордости и негативной гордыне, как о похожих друг на друга словах. При этом подразумевается, что смысл их сильно различается/

Но чем отличается гордость от гордыни? Принято считать, что гордость является закономерной и положительной эмоцией при достижении успеха. Человек может быть горд хорошо выполненной работой, победой в спортивном состязании, приобретением знаний или вещей. Говоря о гордости, как о позитивном чувстве, приводят примеры радости за собственного ребенка, поступившего в ВУЗ, или уважения к другому человеку, добившемуся каких-то успехов.

Гордыню же обозначают, как склонность считать себя лучше других, превознося собственную личность , но принижая достоинства других людей. При этом ее часто путают и с высокомерием (склонностью судить о достоинствах человека по положению в обществе), и с тщеславием (желанием получить признание или похвалу за обладание чем-то), и с самоутверждением (стремлением поднять самооценку за счет суждения о другом). Безусловно, перечисленные качества трудно назвать положительными чертами личности.

Но разве редко бывает так, что родители, гордясь достижениями своего ребенка, считают причиной этого себя самих? Они настолько высокого мнения о своих педагогических талантах, что не замечают достижений сверстников сына или дочери, особенно если их самих мало интересует та сфера, в которой достигают успеха другие дети. Превознося достоинства своего дитяти, одержавшего маленькую победу, они формируют в нем и тщеславие, и стремление к самоутверждению, и высокомерие.

Гордость своей страной может приводить к шовинизму. В этом случае тоже редко идет речь о том, чтобы уважать соседнее государство или другие народы. Победа футбольной сборной приравнивается к преувеличенной ценности каждого гражданина страны, болеющего за команду, хотя настоящий успех принадлежит только спортсменам.

Примеров можно привести множество. Все они сводятся к следующему: там, где обнаруживается гордыня, гордость всегда присутствует. Позитивная эмоция в какой-то неуловимый момент становится своей противоположностью. Насколько же велика разница между гордостью и гордыней и существует ли она вообще?

Понятие гордости в религиозных учениях

Практически все религиозно-философские системы сходятся на том, что сходные по звучанию гордыня и гордость не так уж сильно различаются и в духовном смысле. Наличие Творца, существование которого признают все мировые религии, делает любое человеческое достижение исключительно волей верховного существа. С этой точки зрения между гордостью и гордыней разница совершенно незаметна.

Первичный акт проявления гордости, как высокой самооценки и сравнения себя с Высшими силами, принадлежит антагонисту верховного божества. Являясь творением, он возомнил себя равным Создателю (как Люцифер, например). Отсутствие смирения и признания себя только продуктом чьей-то деятельности привело его к падению, то есть лишению покровительства Творца. Подобные моменты присутствуют в каждой религии.

Главной добродетелью человека религии называют смирение. Его трактуют как способность не унижаться перед высокомерными гордецами, старающимися унизить всех вокруг и наслаждающимися своей благостью, успешностью или силой, а признавать только волю Творца. С позиции духовности, осознающий его существование человек не в состоянии унизить и другого. Но проявлением гордыни (гордости) религии считают и суждение о другом, как о гордеце: ведь таким образом человек себя начинает считать лучше него. Смысл смирения состоит именно в том, чтобы не выносить ни хороших, ни плохих суждений о других, оставляя это на суд верховного божества, а гордость и гордыня сливаются воедино.

Стоит ли гордиться собой?

Светскому человеку такая позиция может быть непонятна. Нас воспитывают в духе постоянного стремления стать в чем-то лучше других: аккуратнее завязать шнурки, получить отличную оценку в школе, поступить в престижный ВУЗ и получить хорошую работу. Наличие самых лучших, современных, дорогих вещей делает человека в глазах общества успешным. Поэтому и возникают вопросы о том, какое чувство испытывает высокомерный и тщеславный человек: гордость или гордыня владеет его сознанием?

Часто высказываются мнения, что гордость, которая двигает нами для получения признания, - не такое уж плохое чувство. Благодаря гордости разрабатываются новые технологии, приобретается квалификация в профессиональной деятельности. Ради момента переживания положительной эмоции люди способны работать не покладая рук.

Чтобы получить звание Олимпийского чемпиона, спортсмены тренируются на пределе человеческих возможностей. Когда кто-то из них добивается блестящего результата, СМИ и поклонники твердят только о том, что это целиком достижение чемпиона. Известны и примеры того, как ничтожная случайность приводит к травме, а иногда и к смерти спортсмена. Но ведь это тоже последствия его гордости своей силой или ловкостью, стремлением достичь еще больших высот и получить очередную порцию славы и испытать новый приступ довольства собой.

Так ли уж неправы религии, которые считают и гордыню, и гордость одним и тем же смертным грехом? Добиваясь успеха в каком-то деле, нужно всегда держать в голове тот необъяснимый факт, что не все зависит исключительно от усилий человека. И даже в законной гордости всегда может присутствовать немного негативного стремления выглядеть в глазах окружающих самым лучшим, превосходящим каждого, кто сейчас не на пьедестале почета.

Скажут о ком-то, мол, гордый. Хорошо это или плохо? Речь идёт о гордости или гордыне? Ведь на почти подсознательном уровне русскоговорящие чувствуют, что первое – хорошо, а второе – плохо. Это не «бегемот» и «гиппопотам», которые обозначают одно животное, тут точно есть разница, но достаточно тонкая. Тем, кто хочет лучше понимать людей и выражать собственные мысли, нужно разбираться в нюансах русского языка, а также в тонкости понятий.

В Древности

В Древней Греции, например, люди ничего не имели против гордости, а вот гордыню, как слишком самоуверенное поведение человека, считали вызовом богам. Называли это понятие «гюбрис». Считалось, что за такое поведение обязательно будет возмездие – удача отвернётся от гордеца.

Как и многое, греки олицетворяли гордыню. Она представлялась в их мифах богиней Хибрис – «матерью пресыщения».

В разных языках

Интересно, что и иностранцы отмечают смешение этих слов в русском. В европейских языках для этих двух понятий обычно используются разные слова.

В польском первое –«duma», а второе – «pycha». Забавно, что в немецком гордость обозначена так, как и герой романа «Обломов», Stolz, а во французском «гордыня» — superb (нечто превосходящее). В сербском, словенском и других славянских языках, ничего не поделать, гордыня – «ponos», от сочетания, видимо, «нести себя». «Gurur» — гордость в турецком, а гордыня – «kubir». Важно, что последнее – важное для ислама слово, ведь считается, что именно из-за высокомерия Адам совершил первый грех, дал начало всем бедам людским. В католичестве только гордыня считается грехом, а православие считает, что гордость также нехороша, как и гордыня. Издревле в России культивировали смирение, доходящее до самоуничтожения.

Один корень

С начальной школы русский человек научен находить в словах приставки, суффиксы… У исследуемых слов корень явно один. То же самое со смыслом – одно понятие, в общем. Состояние, когда человек ощущает некую отстраненность. По кинестетическому ощущению это – расправленные плечи, хорошая осанка, взгляд чуть сверху. Близко к этому состояние уверенности в чем-то или ком-то, но всегда – в себе.

Разница в деталях

Тонкое различие, безусловно, есть. Основная трудность, что прилагательное «гордый» восходит к обоим словам, и тут уж приходится понимать тонкий смысл из контекста. К примеру: «Она не позвонит первой – гордая». Её останавливает гордость? Он обидел её, поэтому она считает недостойным себя делать первый шаг, «бегать» за ним, раз он её не ценит. Или проблема в гордыне? Девушка сама не права, но всё-таки хочет, чтобы другой унизился, «побегал» за ней, взял на себя её вину…

Гордость вызывает уважение окружающих, а вот гордыню осуждают .

Она обозначает негативное превосходство . Человек не готов принять даже самую искреннюю помощь, не хочет показаться слабым, повторяет: «Я сам – без вас разберусь». Других обижает. При этом сам может страдать от неспособности «унизиться», принять что-то от других. Злится на себя самого, на других за то, что они такие щедрые и добрые.

Есть ещё один смысловой оттенок – тоже негативный. Гордыня часто бывает ни на чём не основана. Гордиться-то нечем, а человек «строит» из себя. Здесь речь идёт о высокомерии, а истинного уважения нет ни к себе, ни к окружающим. Человек забывает, что всего он добился, по здравому размышлению, не только сам. Ему помогла люди, обстоятельства, опыт, погода… весь мир.

Можно сказать, что гордыня – это ложная гордость, негативная, гипертрофированная и безосновательная. Это проявление эгоизма. Гордыню нельзя испытывать «за других», её источник только в собственном возвышении, хотя иногда за счёт других.

Разная степень

Как «щедрость» и «мотовство», «бережливость» и «жадность» исследуемые понятия различаются, в основном, степенью проявления признака. Гордость – это нормально и даже хорошо, она подразумевает позитивные эмоции, а вот гордыня – это уже осуждаемый перебор, часто без оснований. То есть, даже если гордость позитивная и законная, например, за своего родственника переходит границы, то она тоже превращается в негативную гордыню.

Сложность заключается в совпадении формы прилагательного, что заставляет каждый раз разбираться, к какому понятию оно восходит в данном контексте. Однако гордость и гордыня разнятся, пусть не как черное и белое, но как белое и серое.