Что делать обозрение. Альянс консалтинг - журнал "что делать обозрение" Что делать обозрение журнал

По данным ФНС России, в 2016 году сумма доначислений по итогам налоговых проверок составила 352 млрд рублей, в 2015 году - 268 млрд рублей, то есть рост составил 31%. В 2016 году в ходе 25 796 из 26 043 проверок были выявлены нарушения, а это означает, что результативность составила 99%. При этом 46% доначислений приходится на долю НДС, 27% - по налогу на прибыль, третье место (18%) занимают доначисления по НДФЛ.

Эта статистика отражает существо претензий налоговых органов, наиболее частыми из которых являются:

  • доначисления в связи с непроявленной должной осмотрительностью и, как следствие, в связи с недобросовестностью контрагентов, которые влекут доначисления по налогу на прибыль и НДС;
  • завышение расходов или неправомерное включение их при исчислении налога на прибыль организаций;
  • неуплата налога на доходы физических лиц.

Есть нормативные документы, которые содержат золотые правила по проверке контрагента и правила проявления должной осмотрительности (Приказ ФНС России от 20.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», Письмо ФНС России от 23.03.2017 N° ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», Письмо ФНС России от 12.05.2017 N° АС-4-2/8872). Судебная практика также содержит обобщённые рекомендации - знаменитое Постановление Пленума от 12.10.2006 N° 53 «О6 оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», но они в некоторых положениях противоречат друг другу и не дают однозначного понимания, как проявлять в достаточной степени эту осмотрительность.

На практике налоговые органы при доказывании используют целый набор аргументов, позволяющих признать контрагента неблагонадёжным и его выбор необоснованным.

В частности, проверяются:

  • массовость директора и его причастность к деятельности компании в принципе;
  • наличие материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ, а именно: имеются ли необходимые основные средства, сколько сотрудников в штате, какая у них квалификация;
  • отслеживается движение денежных средств, полученных контрагентом: если они в течение 2-3 дней в полном объёме перечисляются ИП и затем просто снимаются с карточек, то инспектор обязательно в акте акцентирует на этом внимание.

При этом отсутствие какой-либо негативной информации о контрагенте на сайте ФНС России никак не защитит налогоплательщика от предъявления претензий, если будут выявлены вышеперечисленные факты, о которых на портале информации не найти (материальные и иные ресурсы, необходимые для выполнения договора, транзитный характер взаиморасчётов).

В этой связи можно говорить о том, что проверка контрагента по общедоступным источникам, равно как и запрос устава, проверка полномочий директора или иного подписывающего договоры и счета-фактуры лица не защитит налогоплательщика от предъявления претензий налогового органа, так как более принципиальной является иная информация, подтверждающая реальность сделки.

Но делать её всё равно нужно, так как такая проверка будет в случае судебного спора свидетельствовать о проявлении должной осмотрительности, которая в совокупности с иными фактами может быть положена на чашу весов при вынесении решения виновности или невиновности налогоплательщика.

Вместе с тем, чтобы эффективно отбиться от претензий налогового органа, следует запросить у контрагента информацию о наличии основных средств, кадровых ресурсах, не лишним будет проверить наличие сайта компании, запросить резюме контрагента - юридического лица, историю его создания, проектного опыта и проч., а также рекомендательных писем.

Также необходимо обратить внимание, что до 70% полезной для инспектора информации он извлекает в результате допросов. Человеческий фактор иногда заставляет отказываться от допроса. Данные сведения в акте будут изложены в негативном свете.

Также представление налогоплательщиком протокола допроса, заверенного у нотариуса, если допрашиваемый отказался давать показания инспектору, может быть также негативно оценено как инспектором, таки впоследствии в суде.

Неуникальным в последнее время является подход налогового органа, обязывающий налогоплательщика проверять не только поставщиков товаров, работ, услуг, но и клиентов, которым отгружается продукция.

В частности, инспекция настаивала, что большой объём дебиторской задолженности возник у налогоплательщика е результате следующей схемы: продукция отгружалась дилеру, а тот перепродавал за большую сумму реальному покупателю.

В итоге налогоплательщику вменялось правонарушение в виде занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, который с пенями и штрафами был доначислен, исходя из цен реализации конечному потребителю.

Так как репутация у дилера была весьма сомнительной (массовость директора, отсутствие в штате сотрудников), то налогоплательщику не удалось доказать инспектору отсутствие правонарушения. Факт же уплаты дилером налогов даже не рассматривался в рамках налоговой проверки. На основании изложенного можно сделать вывод, что формирующуюся практика заставляет проверять даже покупателей, особенно если речь идёт о посреднических торговых отношениях.

Данный фактор (работа через агента, поручение комиссионера) Приказом ФНС России от 20.05.2007 N° ММ-3-06/333@ отмечен как указывающий на рисковый характер сделок, которые могут попасть под внимание инспектора, в результате чего будет назначена проверка.

Также хотелось бы отметить, что, так как качество подготавливаемых актов проверок оставляло желать лучшего, а принимаемые решения оспаривались в большинстве случаев, в последнее время особое внимание в работе налоговых органов уделялось проработанности и обоснованности принимаемых решений. В результате инспекторы стараются на этапе формирования акта налоговой проверки собрать необходимые доказательства, и качеству таких документов сейчас придаётся особое значение.

В частности, в Письме ФНС России от 13.07.2017 N° ЕД-4-2/13650 «0 направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих о6 умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» указано, что недопустимо обоснование виновности лица на предположениях, на соображениях тех или иных фактов. В этой связи были даны рекомендации по сбору доказательств вины и умысла: показания свидетелей, результаты прослушивания, файлы «чёрной» бухгалтерии.

На подверженность схеме будут также указывать согласно данному письму:

  • отсутствие подтверждения доставки товара;
  • отсутствие участия контрагентов в доставке товаров;
  • отсутствие реальной возможности доставки товара;
  • транзитный характер расчётов;
  • обналичивание денежных средств.

Важным также является круг лиц, на которых может быть возложена ответственность. В него согласно рекомендациям попали: руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчётной документации, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

Важной также является инструкция инспекторам, приводимая в данных рекомендациях, согласно которой анализу подлежат переписка, заявки, складские книги, журналы выдачи пропусков. Этот перечень документов нередко инспекции запрашивают на этапе предпроверочных мероприятий.

Налоговый кодекс предоставляет инспекторам право требовать от плательщиков или налогового агента не любые документы, а только те, которые установлены законом и служат основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов

Согласно п 1 ст. 93 НК РФ указано, что требовать можно не обходимые для проверки документы. При этом их перечень не указан. П. 1 ст. 31 НК РФ определено, что требовать можно документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Из указанного следует вывод, что запросить документы, проверяющие могут только за тот период, за который проводится проверка, и по тому налогу, который проверяется. В отношении предпроверочных мероприятий кодекс вообще не содержит указаний на допущения и (или) ограничения по запрашиваемым документам.

Можно в условиях отсутствия прямых норм отказать инспекторам в представлении документов, которые являются основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. Однако такой отказ может спровоцировать более тщательную проверку в рамках назначенной налоговой проверки. В этой связи на такого рода требования целесообразно отвечать максимально развёрнуто.

Ещё одной актуальной тенденцией при проведении выездной налоговой проверки становится вопрос квалификации дробления бизнеса с целью необоснованного получения налоговой выгоды, прежде всего, за счёт применения специальных налоговых режимов.

Действия, которые могут быть квалифицированы как дробление с целью создания схем по уклонению от уплаты налогов:

  • реализация товара предпринимателем осуществляется в разных торговых залах, площадь которых не превышает 150 квадратных метров;
  • получение денежных средств от покупателей товаров общества и предпринимателя осуществлялось через единые кассовые терминалы;
  • трудовую деятельность фактически осуществляют одни и те же сотрудники (после дробления);
  • все юридические лица зарегистрированы по одному адресу.

Осуществление же разными юрлицами отдельно розничной и отдельно оптовой торговли признаваться схемой не будет.

В целом можно утверждать, что наблюдается тенденция, при которой ФНС России в многочисленных разъяснениях уходит от конкретики и закрытого перечня по теме добросовестное дробление» или «должная осмотрительность».

Сейчас гораздо большее внимание уделяется тщательности аналитики и качеству подготавливаемых доказательств при привлечении к налоговой ответственности. И действия, которые проводятся в рамках контрольных мероприятий во время налоговых проверок, близки по сути оперативно-розыскным.

Это означает, что использование каких-то неправомерных схем налоговой оптимизации становится просто невыгодным. Вероятность квалификации оптимизационных действий как схем ухода от налогов становится практически неотвратимой.

Основатель ЦСИ «Винзавод», год назад вступила в должность декана Школы дизайна РАНХиГС. Визитная карточка Школы дизайна – сильная команда преподавателей и талантливые выпускники. В интервью деловому изданию «Что Делать Обозрение» Софья рассказала о деятельности Школы, особенностях дизайнерского образования в России и важности управленческого опыта в образовательной сфере.

У вас обширный управленческий опыт. Вы руководите Центром современного искусства ВИНЗАВОД, участвует в работе Министерства культуры, теперь вы декан Школы дизайна РАНХиГС. Какие новые вызовы принесла эта должность? Пришлось ли вам менять свою стратегию менеджмента при входе в университетскую среду?

Новая сфера деятельности – всегда вызов самому себе. Приходится работать с внутренней мотивацией, ощущениями и приоритетами. Сфера образования, на мой взгляд, одна из самых важных, ею действительно стоит заниматься. Она требует заинтересованности, стопроцентной вовлеченности, заставляет применять личные способности максимально эффективно.

Что касается смены техники управления, стоит сказать, что менеджмент предполагает некий универсальный подход. Конечно, есть моменты, которые зависят от специфики отрасли, но и они не были для меня чем-то совсем новым. В 2011 г. я занимала должность декана продюсерского факультета в Школе-студии МХАТ, это было моим первым серьезным опытом в данной области. Потом я перешла на госслужбу, которая также была связана с ведением образовательных проектов.

Какие особенности существуют у дизайнерского образования в России, над чем вы работаете в первую очередь?

Я могу сказать об общем впечатлении о дизайнерском образовании. До того, как я стала деканом Школы дизайна в РАНХиГС, у нас на ВИНЗАВОДе есть проект по поддержке молодых талантливых профессионалов – «Территория дизайна», благодаря которому у нас была возможность знакомиться с результатами обучения в большом количестве профильных ВУЗов по всей стране. Могу сказать, что впечатления остались достаточно грустные. Нельзя не признать, что образование в сфере дизайна в большинстве случаев до сих пор основано на академической практике и мало где развивается в соответствии с требованиями времени.

Дизайнеру важно уметь работать головой, понимать, чего от тебя хочет рынок, и следить за развитием технологий. Наша задача – научить студента ориентироваться в современном мире, не теряя творческих способностей и креативности.

Карьера художника другая. Ему не обязательно знать потребности покупателей, художник все равно продолжит рисовать, даже если на каком-то этапе это будут работы «в стол». Конечно, здесь тоже важно найти подходящего куратора, участвовать в выставках, но это не является определяющим параметром реализации в профессии.

С какого курса студент должен приступать к коммерческой деятельности?

Работа, которая помогает применить на практике навыки, полученные в процессе обучения, чрезвычайно важна. У нас есть программа стажировок, которая позволяет студентам пробовать себя в крупных компаниях уже с первого курса. Впоследствии в эти компании можно устроиться на работу.

Не мешает ли занятость в университете продолжать курировать проекты ВИНЗАВОДа?

Как президент Фонда поддержки современного искусства ВИНЗАВОД я занимаюсь определением направлений его деятельности. Формированием и реализацией выставочной программы, то есть оперативным управлением, занимается команда Фонда, во главе с исполнительным директором. Кроме того, для разных проектов у нас сформированы экспертные советы. У нас нет системы, когда утверждением проекта занимается один человек. Все решения принимаются коллегиально, проходя через внутреннюю экспертизу.

Так или иначе, во всех своих проектах вы руководили командой творческих людей. Скажите, в чем главная особенность работы с таким коллективом?

Главное – придерживаться индивидуального подхода к сотрудникам. На ВИНЗАВОДе нам удалось изменить стандартную схему организации процессов в сфере культуры, при которой существует директор, занимающийся управлением музея или галереи, и все остальные: кураторы и сотрудники, не участвующие в формировании выставочной программы. Мы ушли от такого подхода, как и от стереотипа, что в культуре в принципе управлять ничем невозможно.

Несмотря на то, что я менеджер проектов в сфере культуры по профессии, то есть по своему первому образованию, многое в руководстве творческим коллективом мне приходилось узнавать на практике. В итоге могу сказать, что главное – найти тонкую грань между возможностью организовать процесс и контролировать его и способностью не давить, не влиять на «полет фантазии» творческого человека.

Сфера культурных проектов предполагает такие характерные аспекты бизнеса, как постановка четких KPI, сроков, планов?

В системе управления эти показатели, безусловно, сохраняются. Однако я хочу подчеркнуть, что в нашем коллективе практически нет людей, которых относят к творческим профессиям. Я работаю с менеджерами, которые занимаются организацией работы проекта, а не с производителями контента. Творческие люди взаимодействуют с кураторами, с теми, кто доводит идею до реализации.

Как вы оцениваете рынок современного искусства у нас в стране? Насколько работы российских художников востребованы на Западе?

Если говорить именно про рынок, то он у нас, по сравнению с любым западным, не сильно развит. Из-за отсутствия активной работы по продвижению российского искусства за рубежом известность наших художников на Западе остается невысокой.

Что касается западных художников, с моей точки зрения, для них не имеет большого значения, где продавать свои картины. У нас есть коллекционеры, поэтому на выставках многие интересуются тем, что происходит в России.

Чтобы система изменилась, ею нужно заниматься. Российское современное искусство не будет развиваться, пока все элемента арт-рынка остаются без изменений. Нам необходимы аукционные дома, высокий уровень образования, галереи, фонды, специализированные СМИ и компетентные кураторы.

Есть ли предпосылки для создания всего этого?

Предпосылки есть всегда.

    У этого термина существуют и другие значения, см. Что делать?. Участники и сторонники платформы «Что делать?» на открытии проекта «Кронштадт forever», 2005 год: стоят П. Ж … Википедия

    Что делать Обозрение Специализация: Информационно аналитический Периодичность: Ежемесячно. Язык: русский Адрес редакции: Москва, ул.Мишина д.56 Главный редактор … Википедия

    - — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… …

    - — Император Всероссийский, старший сын Великого Князя — впоследствии Императора — Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны; родился в Москве 17 го апреля 1818 г.; объявлен Наследником престола 12 го декабря 1825 … Большая биографическая энциклопедия

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    I (Николай Гаврилович) знаменитый писатель. Род. 12 июля 1828 г. в Саратове. Отец его, протоиерей Гавриил Иванович (1795 1861), был человек весьма замечательный. Большой ум, в связи с серьезной образованностью и знанием не только древних, но и… …

    - — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

    История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

    - (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Что нам делать с Роланом Бартом? , Зенкин Сергей Николаевич , Арсеньев Павел , Роже Филипп , Геертс Вальтер , Книга содержит материалы международной конференции, организованной на факультете свободных искусств и наук СПбГУ в декабре 2015 года в ознаменование 100-летнего юбилея выдающегося… Серия: Научная библиотека Издатель: Новое литературное обозрение ,
  • Тавматургия. Одноактные пьесы, сценарий , Владимир Мирзоев , В наше смутное время, когда квантовая физика "уперлась в Бога", а церковь не знает, что ей делать с рациональным умом, который, хоть и кудряв, но не желает пастись под окрики пастуха и лай… Издатель: