Что изучается в пунктуации. Функции знаков препинания

Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

  • Введение: Что такое пунктуация?

    §1. Значение термина пунктуация
    §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
    §3. Какую роль играют знаки препинания?

  • Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки
    Многоточие в конце предложения

  • Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

    §1. Запятая
    §2. Точка с запятой

  • Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

    Зачем нужно двоеточие?
    Двоеточие в простом предложении
    Двоеточие в сложном предложениии

  • Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

    §1. Тире
    §2. Двойное тире

  • Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

    §1. Кавычки
    §2. Скобки

  • Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится
    Тире не ставится

  • Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

    §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
    §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

  • Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

    §1. Обособление согласованных определений
    §2. Обособление несогласованных определений
    §3. Обособление приложений

  • Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

    Обстоятельства обособляются
    Обстоятельства не обособляются

  • Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

    §1. Уточнение
    §2. Пояснение

  • Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

    §1. Предложения с вводными словами
    §2. Предложения с вводными предложениями
    §3. Предложения со вставными конструкциями

  • Глава 12. Пунктуация при обращении

    Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

  • Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

    §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
    §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

  • Глава 14. Пунктуация при прямой речи

    §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
    §2. Пункуационное оформление диалога

В своей устной речи, чтобы донести желаемый смысл, человек активно пользуется соответствующей интонацией и паузами. Они являются различительными сигналами между частями высказывания. Письменная речь любого языка также имеет подобные сигналы. Их называют знаками препинания, они представляют собой графические символы. В русской лингвистике есть целый раздел, который посвящен правилам постановки знаков на письме. Это то, что изучает пунктуация.

Зачем нужны запятые?

Термин «знак препинания» образован от глагола «препинать», что буквально означает «остановить и задержать». И, похоже, он неплохо справляется со своей задачей. Для многих людей становятся камнем преткновения в письменной речи. Неправильная их расстановка или полное игнорирование, а такое тоже бывает, способно превратить даже грамотно написанный текст в бесполезный набор слов или фраз. С другой стороны, верно расставленные знаки наполняют смыслом написанный текст, облегчают его восприятие, разделяя на отдельные фрагменты и обогащая эмоциями.

Зачем нужно изучать пунктуацию? при умелом использовании помогают автору выделить мысль и придать тексту правильное звучание. Их также сравнивают с нотными знаками, которые рождают прекрасную музыку при соответствующем раскладе. Таким образом, точки и запятые помогают восполнить потребности письменного общения. А это приводит к пониманию того, что изучать пунктуацию нужно, чтобы написанное было безошибочно истолковано адресатом.

Немного истории

По некоторым источникам, рождение пунктуации произошло в Древней Греции. В них упоминается, что греки использовали некоторые знаки для выразительного чтения - декламации. О дальнейшей судьбе этих знаков более ничего не известно. А в XVI веке в европейских странах впервые появляется пунктуация, чье возникновение связывают с итальянскими издателями Мануциями. Они придумали знаки препинания, которые по сей день используются в неизменном виде во многих языках.

Русская пунктуация, что изучается в наше время, приобрела свои основные черты как система знаков к XVIII веку. Это напрямую связано с изобретением и развитием книгопечатания. Типографские работники должны были так преподнести текст, чтобы читатели могли верно воспринять прочитанное. Именно им нужно отдать должное в «изобретении» или, лучше сказать, внедрении пунктуации в России.

Понимание важности знаков препинания, а точнее попытки их осмысления, пришло с именами Л. Зизания и М. Грека. Древнерусские тексты читать было крайне тяжело, более того, пробелы в те времена тоже не ставили. Позднее М.В. Ломоносов, занимаясь разработкой вопросов пунктуации, определил, что расстановка знаков на письме определяется структурой и смысловым аспектом речи. В своей теории он определяет количество знаков и их назначение, что дало появление целой системы.

Пунктуация - раздел грамматики

Современная пунктуация (латинское слово punctum - точка) представляет собой развитую и довольно сложную систему. Это один из разделов грамматики, изучающий установленные правила размещения знаков препинания на письме. Также в этом разделе рассматриваются и сами знаки, как особая часть графической системы языка, для разделения письменной речи. Основные правила пунктуации изучают, что есть некоторые закономерности употребления одного и того же знака в разных случаях. Правила носят нормативный характер, они будут равнозначны для всех видов письма.

Единицу пунктуации представляет пунктограмма - знак, который воспроизводится на письме, согласно принятым правилам и нормам. Весь пунктуационный алфавит состоит из десяти пунктограмм. Это точка, запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, кавычки, многоточие, скобки, восклицательный знак и вопросительный знак. Можно заметить, что в отличие от традиционного буквенного алфавита, этот имеет свободный порядок перечисления. При этом некоторые склонны выделять точку и запятую как основные знаки пунктуации.

Как было замечено на практике, сами знаки не вызывают больших затруднений, но правила их расстановки в тексте заставляют споткнуться многих. Возникающие сложности говорят о том, что в русском языке изучать пунктуацию необходимо.

Оформление текста знаками

Не так давно на основу русской пунктуации влияли односторонние взгляды, выделялся какой-либо отдельный принцип расстановки знаков на письме в противовес другим. Но сейчас выделенные принципы образуют целую систему применения знаков препинания и любое грамматическое явление могут показать с разных сторон.

Основные принципы пунктуации:

  • Интонационный. Здесь пунктуационные знаки отражают интонацию голоса человека, передавая его оттенки.
  • Синтаксический принцип. Знаки препинания расставляются согласно строению предложения, его структуре.
  • Структурно-синтаксический. Знаки препинания конструируют текст или предложение.
  • Смысловой принцип. Оформление текста знаками связано с его смысловым членением.

Современные пунктуационные правила учитывают и смысл, и структуру, и интонационное членение речи.

Задачи пунктуации

Все пунктограммы русского языка подразделяются на две группы и выполняют закрепленные за ними задачи. Знаки будут либо отделять друг от друга смысловые части текста, либо выделять определенные отрезки внутри этих частей.

Обязанности отделительных знаков препинания выполняют: точка, запятая, точка с запятой, тире, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки. А с ролью функции выделения справляются парные пунктограммы: запятые, тире, кавычки, скобки. Они обосабливают нужные слова, словосочетания, фразы или даже отдельные предложения.

Помимо принятых что изучаются в русском языке, существует множество вариантов авторской расстановки знаков, которые не связаны с правилами. Авторы используют этот подход не только для передачи точности своей мысли, но и для придания написанному особой выразительности и интонационной яркости. Поэтому функциональную важность знаков препинания трудно переоценить, тем более, когда дело касается сложных и объемных текстов.

Любому из нас в школе приходилось писать диктанты по родному языку. И, наверное, самым обидным было снижение итоговой оценки из-за пропущенной или лишней запятой. Давайте узнаем, почему этот символ и подобные ему так важны в языке, и какая наука специализируется на этом вопросе.

Что изучает пунктуация?

В конце предыдущего предложения стоит известный всем нам который сигнализирует каждому читателю, что это вопрос, а не утверждение. Именно на изучении подобных сигнальных элементов и концентрируется такая наука, как пунктуация.

Причем она специализируется не только на формировании и регулировании норм и правил постановки пунктуационных знаков, но также изучает их историю.

Для чего она нужна?

Узнав, что изучает пунктуация, стоит обратить внимание на ее практическую ценность. Ведь, к примеру, практическое значение орфографии понятно большинству из нас - если не приучать людей правильно писать, окружающим станет непонятно, что они хотят сказать: полет или помет и т. п. При этом многие "жертвы" школьных пунктуационных репрессий до сих пор недоумевают: какая разница, где ставить запятую, зачем она вообще нужна, и почему для изучения ее была сформирована целая наука.

Давайте разберемся. Итак, пунктуация важна для облегчения восприятия текста. С ее помощью предложения или их части отделяются друг от друга. Это позволяет пишущему сконцентрировать внимание на нужной ему мысли.

Чтобы более наглядно понять значение пунктуационных знаков, стоит вспомнить "бородатый" пример из мультфильма "В стране невыученых уроков" - "Казнить нельзя помиловать".

От того, в каком месте будет поставлена запятая, зависела жизнь главного героя - Вити Перестукина. Если бы он ее поставил таким образом: "Казнить, нельзя помиловать" - Вите грозила бы смерть. К счастью, мальчик правильно перенес знак: "Казнить нельзя, помиловать", и таким образом спасся.

Помимо акцентирования внимания на определенных частях предложения, именно пунктуация часто помогает понять его смысл.

Например, если в конце предложения "Наша мама пришла" поставить просто точку, это будет констатация факта прихода матери.

Если заменить ее на вопросительный знак - это будет уже не утверждение свершившегося факта, а вопрос: "Наша мама пришла?".

Этимология термина

Рассмотрев, что изучает пунктуация и для чего она нужна, можно обратить внимание на происхождение этого понятия.

Изучаемый термин был образован от латинского слова punctum, которое переводится как точка. Исходя из этого, можно предполагать, что первым знаком препинания в истории является именно точка (во всяком случае в русской пунктуации это так).

Считается, что древние греки стали первыми использовать ее, как знак окончания предложения или даже целого абзаца.

Знаки препинания

Зная, что изучает пунктуация, стоит более подробно остановиться на этом. Иначе говоря, давайте уделим внимание препинательным знакам. Также они именуются пунктуационными и являются элементами письменности, необходимыми для достижения таких целей.

Основные из них такие:

  • Разделение/выделение слов, словосочетаний, смысловых отрезков в предложении или целом тексте.
  • Указывают на грамматические, а иногда и логические связи между словами.
  • Указывают на эмоциональный окрас предложения и его коммуникативный тип.
  • Сигнализируют о законченности/незаконченности высказывания/мысли.

В отличие от слов, пунктуационные символы не являются членами предложения, хотя и выполняют в нем весьма важные функции.

Необходимость подобных знаков подчеркивается тем, что в большинстве текстовых редакторов при проверке правописания ошибки в пунктуации выделяются отдельным цветом - зеленым, в то время как орфографические - красным.

Виды знаков препинания, которые есть в русском языке

Чтобы вспомнить, какие именно разделительные символы применяются в русском, стоит вспомнить любой урок о пунктуации. На нем обязательно упоминалось о большинстве подобных элементов. Все они делятся на две категории: парные и непарные.

Первых значительно меньшее количество: кавычки "", скобки (), 2 запятые и 2 тире.

Они служат для выделения какого-то слова, словосочетания или части предложения и всегда применяются вместе, функционируя как единое целое.

При этом кавычки также используются для выделения названий на кириллице и как обозначение прямой речи.

Кстати, самые распространенные ошибки в пунктуации парных знаков - это забыть поставить второй из них.

Непарных пунктуационных символов значительно больше. Они делятся на группы, согласно своим прямым функциям. Причем некоторые из них способны выполнять не одну, а сразу две роли.


Анализируя вышесказанное, можно заметить, что ничего не было сказано об апострофе. Однако данный символ относится к орфографическим, а не пунктуационным. Поэтом речь о нем в данном контексте быть не может.

История русской пунктуации

В Российской империи пунктуации как таковой не существовало до второй половины XV в. И лишь в 80-х годах начала использовать точка.

Примерно через 40 лет в грамматике стали ставиться запятые.

Соединение этих символов в один (точку с запятой) произошло позже. Причем проверка пунктуации древних текстов показала, что изначально он выполнял функции вопросительного знака. Так что если при чтении документа, датируемого ранее XVIII в., будет стоять вопросительный знак, можно сделать вывод, что, вероятно, бумага является подделкой.

Однако с XVIII в. для обозначения вопроса стал применяться особый символ. Кстати, в тот же период в империи стал использоваться и восклицательный знак, который изначально сигнализировал об удивлении, а не о восклицании. Именно поэтому он носил название "удивительная".

Первым парным знаком в грамматике российского языка стали круглые скобки, впервые отмеченные при проверке пунктуации в документе 1619 г.

Тире, кавычки и многоточие появились тоже только в XVIII в. Причем одним из первых и главных их популяризаторов стал Николай Карамзин.

Необычные знаки препинания, которые не применяются в современном русском языке

Помимо хорошо известных нам символов, существует еще ряд знаков, которые не признаны русской и многими другими грамматиками. Если их попробовать поставить в текстовом редакторе, обязательно последует сообщение о необходимости исправления пунктуации в предложении.

  • Интерробанг - гибрид вопросительного и восклицательного знаков.
  • Риторический вопросительный знак, выглядящий как зеркальное отражение обычного символа такого рода. Он применялся в английском лишь несколько десятилетий в конце XVII в.
  • Иронический знак. Внешне похож на вышеупомянутый, но немного меньше и ставился в начале предложения. Возник во Франции XIX в.
  • Любовный символ, который советуют применять в поздравительных открытках. Он выглядит как вопросительный знак и его отражение, вместе образующие сердечко.
  • Согласительный символ выглядит как два восклицательных написанных от одной точки. Символизирует выражение доброй воли.
  • Знак уверенности. Выглядит как перечеркнутый в виде креста восклицательный символ.
  • Авторитетный. Похож на предыдущий, однако его перечеркивает не прямая, а лига. Применяется в приказах или советах.
  • Астеризм. Похож на три звездочки, размещенные в виде перевернутой пирамиды. Ранее служил для разделения смысловых глав, а также частей книг или обозначал незначительные перерывы в длинном тексте.
  • Восклицательная и вопросительные запятые. Предназначены для интонационного выделение слов или фраз внутри предложения.
Пунктуация – один из разделов грамматики, систематизирующий правила расстановки знаков препинания в письменной речи, а также сами знаки. Ученые не могут прийти к однозначному решению по поводу того, кто именно , однако известно, что в несистематизированном виде знаки препинания (а точнее один знак - точка) встречались еще в древнегреческих . Точка использовалась для отделения одного от другого, подчиняясь правилам ораторского искусства.

В современном виде появилась в Средние века с развитием книгопечатного дела. В XV веке братья Мануции, владевшие книгопечатным цехом, разработали правила употребления тех или иных знаков препинания, попутно дополнив их количество. Однако разные европейские языки по-разному адаптировали для себя эти правила, в результате чего практически в каждом языке пунктуация имеет ряд существенных нюансов.

Наиболее сложной для изучения, но и самой точной считается система пунктуации немецкого языка.

Теории о русской пунктуации

Что касается русской пунктуации, есть три теории, которые пытаются сформулировать ее принципы и функциональное назначение. Сторонники логической теории утверждают, что существует лишь два типа знаков препинания: одна группа решает задачу отделения одного предложения от другого (или частей внутри предложения друг от друга), а вторая выражает эмоциональное отношение к тексту.

Синтаксическая теория исходит из того, что расстановка знаков препинания целиком и полностью зависит от правил русского языка. Впрочем, адепты этой теории признают, что эти правила основаны на том, чтобы максимально точно передать смысл высказывания.

Наконец, представители интонационной теории пунктуации стоят на том, что деление письменной речи знаками препинания осуществляется, чтобы передать ритмическое и декламационное расчленение текста. Имеется ввиду, что правила пунктуации составлены таким образом, чтобы облегчить чтение текста вслух.

Помимо обязательных правил употребления знаков препинания, существуют так называемые авторские знаки, используя которые, писатели стараются передать дополнительные эмоции.

Все исследователи сходятся на том, что пунктуация – одна из важнейших наук, позволяющая значительно упростить процесс письменного общения. Правильное использование знаков препинания дает возможность читателю получить не только фактическую информацию в удобной форме, но и воспринять эмоциональную составляющую текста, что особенно важно для публицистики и художественной литературы. Расстановка знаков препинания способна превратить непонятный текст в интересное чтение, передавая все оттенки смысла, поэтому пренебрегать правилами пунктуации не стоит.

Пунктуация - это:

  1. Система знаков препинания
  2. Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме
В общеобразовательной программе изучается 10 знаков препинания: точка (. ), вопросительный знак (? ), восклицательный знак (! ), многоточие (... ), запятая (, ), точка с запятой (; ), двоеточие (: ), тире (- ), скобки (круглые) () , кавычки (" " ). Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Пунктуационное правило

Пунктуационное правило - это инструкция, в которой указывают условия выбора знака препинания (т.е. его употребления или неупотребление). Условия выбора знака препинания - это грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей.

Примечание.

Место в предложении, где необходима постановка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:

  1. морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;
  2. синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, ввоных слов, обособленных членов предложения, однородных членов, чужой речи;
  3. звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;
  4. смысловые: выражение причины и др.

Функции знаков препинания

Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные (в тексте), разделительные и выделительные (в предложении).

Отделительные знаки препинания

К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются:

  1. для отделения каждого слова предложения от последующего в тексте;
  2. для оформления отдельного предложения как законченного.
Выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Знаки препинания в конце предложения

Правила:

  • В конце повествовательного и побудительного предложений ставится точка, если в них дополнительно не выражены эмоции (чувства).
  • В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.
  • В конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство.
  • Многоточие ставится в конце предложения, если пишущий делает большую паузу.

Разделительные знаки препинания

К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном - для разделения простых предложений, входящий в его состав.

Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Выделительные знаки препинания

Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.
Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.

Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Случаи, когда пунктуационный знак не ставится

  • Между подлежащим и сказуемым, которое присоединено союзом как .
  • Между однородными членами, соединенными одиночными союзами и, или.
  • Перед приложением, если союз как употреблен в значении «в качестве ».
  • После причастного оборота, если он стоит перед определяемым существительным и не имеет причинного значения.
  • Перед наречиями, образованными из деепричастий.
  • Между простыми предложениями в сложносочиненном предложении с союзом и при наличии общего члена.
  • Между однородными придаточными, соединенными союзом и .
  • Между согласованными определениями, если они характеризуют предмет с разных сторон.