Что отличает людей. В чем отличия человека от животного: основные признаки

Что же отличает человека от животного? Отличий много, но прежде всего, это его мозг. Это - главное отличие человека от животного. Наш мозг приблизительно в 3 раза больше по объёму мозга шимпанзе, ближайшего к нам «родственника» из животного мира. Кроме того, есть и другие отличия человека от животного. Это, например, умение перемещаться на двух ногах. Благодаря этой смог освободить две другие конечности, используемые им для самой разнообразной деятельности, вследствие чего произошло увеличение гибкости кисти и мелкой моторики, которые, в свою очередь, как считают многие учёные, позволили развиваться и мозгу человека. Кстати, обезьяна не может совершить такое действие, как, например, вставить нитку в иголку, как ни пытались её научить этому несложному, на наш взгляд, действию. Есть ещё некоторые отличия человека от животного. Например, у людей достаточно хорошо развита речь, которая способна передавать довольно точно мысль.

Люди за долгие годы своего существования так и не смогли установить никаких контактов с «братьями по разуму» на Земле. Мы даже не можем предположить, о чем может «думать» домашняя собака или муравьи, которые ведут сложноорганизованную коллективную жизнь. Человек считает, что он - единственный мыслящий вид на планете. Может быть, оно так и есть. По крайней мере, нам известно, что люди наделены способностями к размышлению о вещах, весьма далёких от их непосредственных направленных на выживание. Такие способности связывают с Используя эту способность, люди создали цивилизацию, развили культуру, изучили далёкие планеты, написали замечательные картины, стихи, музыку, построили красивые города, смогли одержать победу над многими болезнями, холодом и голодом.

Биосфера как имеет свойства, связанные с саморегуляцией. Однако человек иногда идёт наперекор природным законам. Дикая природа может прокормить количество людей примерно в тысячу раз меньше, чем проживает сейчас на планете Земля.

На практике мы хорошо знаем, в чем состоят отличия человека от животного. Однако какие задействовать механизмы, для того чтобы определить, кто находится перед нами - человек или представитель животного мира, не так-то просто сформулировать. В царстве животных наблюдается огромное разнообразие видов и родов, а «Homo sapiens» является только одним из видов. Таким образом, получается, что понятие «животные» более широкое, так как включает в себя понятие «человек»!

Тем не менее, выделяются такие отличия человека от животного:

  1. Человек сам создаёт для себя окружающую среду, преобразуя и изменяя Животное же может только приспосабливаться к условиям природы.
  2. Человек меняет мир, не только сообразуясь со своими потребностями, но и по законам познания его, а также нравственности и красоты. Животное меняет мир, ориентируясь только на удовлетворение своих физиологических потребностей.
  3. Человеческие потребности всё время растут и меняются. Потребности же животного почти не меняются.
  4. Человек эволюционирует по биологической и социально-культурной программам. Поведение животных подчиняется лишь инстинктам.
  5. Человек относится к своей жизнедеятельности сознательно. Животное не обладает сознанием и следует только инстинктам.
  6. Человек создает продукты материальной и духовной культуры, творит, созидает. Животное ничего нового не создаёт и не производит.
  7. Человек в результате своей деятельности преобразует самого себя, свои способности, изменяет потребности, жизненные условия. Животные фактически ничего не меняют ни в себе самих, ни во внешних жизненных условиях.

Таковы основные отличия человека от животного.

Издавна человек считал себя царем природы, высшей ветвью эволюции. Мы достигли развития технологий и культуры. В отличие от животных и природы, человек постоянно развивается.

Некоторые предположения отличий между человеком и животными сегодня уже опровергнуты. Например, наличие . Некоторые животные, такие как киты и обезьяны, общаются с помощью знаков и сигналов. Использование орудий труда доступно обезьянам. Они активно пользуются камнями, палками и даже копьями. Некоторым приматам присуще и образное мышление. Они способны группировать предметы по различным признакам. Также обезьяны идентифицируют себя в зеркале и на фотографиях.

Качества, отличающие человека от животного

С точки зрения психологии, человека от животного отличает способность испытывать дополнительные желания, которые превышают его нужды и потребности. В то время как животные хотят лишь то, что соответствует их .

Существуют также физические признаки, отличающие человека от животного. К ним относится прямохождение и человеческие руки, имеющие множество небольших мышц, которые позволяют нам выполнять очень мелкую и тонкую работу. Человеческому мозгу присущи нейроны, которые дают возможность осуществлять сложные движения. Полушария человеческого мозга асимметричны.

Что отличает человека от животного?

Еще одним важным отличием человека от животного является система ощущений, сигналов, представлений, которые относятся к окружающему миру. Согласно второй сигнальной системе, человек может формировать любой образ. Это становится возможным только благодаря глубокой мыслительной деятельности. Например, мы можем представить, как выглядит то, или иное блюдо, и появится слюноотделение. Животному необходимо видеть еду или слышать ее запах, чтобы проявилась реакция организма.

На эту тему уже много сказано. Существует большое количесвто философских высказываний про «моральные ценности», «жажду творчества», «созидание» и прочее. Но всё это всего лишь винегрет из высосанных из пальца теорий.

По сути у человека есть самое главное отличие от животного. Одна черта, или скорее даже особенность. И чем ярче выражена эта особенность, тем больше «человека» в человеке.

Эта особенность — руководствоваться при принятии решений и совершении поступков умом, а не эмоциями или инстинктами.

Эмоции и инстинкты — это то, что досталось нам в наследство от животных. Страх, похоть, агрессия — всё это признаки животного, а не человека. При этом в каждом человеке они есть в той или иной мере.

Человек с большой буквы «Ч» должен в своих действиях использовать в первую очередь интеллект. Дабы быть более понятным, я попробую привести несколько примеров:

По дороге идёт красивая девушка. Животные начинают свистеть или отпускать скабрезные шутки ей в след. На это их толкает инстинкт или эмоция. Эти существа действительно эволюционно ближе к обезьянам, чем к человеку. Человек же понимает умом, что подобное поведение выглядит очень глупо со стороны, и либо промолчит, либо найдёт умный способ сделать девушке комплимент. Дело не в его высокой морали, совсем нет, просто он умом понимает, что так делать не надо — результата не будет, и только опозоришься в глазах людей (а не животных).

Или другой пример. Представьте, что кому-то угрожает опасность. И единственный путь к спасению пролегает через опасный участок. Например, тонкий карниз на последнем этаже горящего небоскрёба. Именно небоскрёба, а не 10-20-этажного здания, чтобы подчеркнуть очевидность невозможности выжить в случае падения. Животное или вообще не выйдет на карниз, дав волю эмоциям или инстинктам, или замешкается и сделает это слишком поздно. Человек же с явным преобладанием ума над страхом, пользуясь логикой поймёт, что тонкий и опасный карниз — единственный путь к спасению, и не мешкая попытается спастись. Да, многие отметят, что толкает его на это инстинкт самосохранения. Но тот же самый инстинкт мешает животному выйти на карниз, и в итоге победит тот, кто способен поставить разум во главе угла.

Я надеюсь читающий понимает, что я сейчас говорю об основном отличии человека от животного, не затрагивая философское понятие «человечность» — некую смесь доброты, милосердия и самоотверженности. «Человечность» — это, безусловно, тоже отличие человека от животного, но второе по степени важности. Очень важное, но всё таки второе. В первую очередь человек — это мыслящее существо, способное поставить ум над эмоциями.

Плохая вещь, что сердце людей полно зла и обесценивается святое. Человек по сути своей создан с телом как животное, как и обезьяна, кошка, медведь. Из земли взят и в землю возвратится.

Что отличает Человека от животного? На тело влияет Божественная душа, которая человека выпрямила, он чуть по-другому выглядит, чем обезьяна. Божественная душа через мозг влияет на структуру тела. Но тот материал, на который одета Божественная душа – это чистая обезьяна.

Поэтому Царь Соломон говорит, что сердце (имеется в виду подсознание) уже наполнено злом. Это инстинкты.

Если мы возьмем нормального человека, то это нормально, что он хочет размножаться, хочет кушать. Если есть тарелка еды и хочется кушать, то почему бы ее не съесть? Какая ему разница: она кошерная или не кошерная, она кому-то принадлежит или нет, если убрать интеллектуальную и Божественную систему ценности.

Я есть хочу? Хочу. Это для меня вкусно? Вкусно. Жизненно? Жизненно. Если смотреть на чистую физиологию, так я эту тарелку съем и меня ничто не остановит.

Это сердце, которое "зло от рождения". Так Бог сотворил эти инстинкты, а потом сам же одел на людей систему Божественных заповедей, которая сказала, что это зло: нельзя воровать, нельзя забирать, нельзя есть не кошерное, нельзя иметь внебрачные половые связи и так далее.

Царь Соломон говорит: что запутывает, что самое плохое? Что все умирают, и ты не можешь понять, почему кто-то раньше, а кто-то позже. Человек смотрит: праведник умер, а злодей живет 100 лет. Значит, что-то тут не так.

Второе зло в мире – это преодолевать свою животную натуру.

Сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердцах их пока они живы; а затем (отправляются) – к мертвецам.

Раши это объясняет так: «Сердце человека полно зла и люди говорят, что нет суда, расплаты для злодеев, а все происходит случайным образом». Иногда идет расплата на праведников, иногда на злодеев, просто идет случайным образом. Это все приводит к тому, что люди перестают думать о Боге. Они идут по жизни на поводу у своих или чужих желаний. Они идут к мертвым.

Что значит «к мертвым»? По Торе «мертвый и живой» определяются по-другому, чем мы привыкли. Мы воспринимаем в материальном мире, что живой – это в ком есть жизненная сила, а мертвый – в котором нет. А по Торе не так.

Живой – это тот, у кого есть духовная жизнь, который прикреплен к источнику вечной жизни, к Богу, а мертвый – кто не прикреплен. Поэтому праведники даже после смерти называются живыми, потому что они еще при жизни прикрепились к Богу, а злодеи даже при жизни называются мертвыми, потому что они отсечены от духовного корня.

И тогда понятно, что Царь Соломон говорит. Есть те, кто запутались в этой системе и считают, что «один и тот же конец для злодея и праведника – все умирают». Они думают «какой смысл преодолевать свою злую натуру? Лучше отдамся своим страстям».

Их конец очевиден - они идут к мертвым. То есть они уже относятся к «мертвым» даже при жизни. У них нет духовной связи с Богом, источником жизни. А Бог сказал – выбери жизнь!

У нас есть свобода выбора: хочешь – выбираешь жизнь, а хочешь – выбираешь смерть. Это выбор каждого из нас.

Рассказывает истории людей, на которых хочется равняться. Они были героями своего времени: преодолев трудности на пути, эти люди укрепили в себе честность, смелость, благородство, а также закалили свой характер. Дэвид изучил много историй знаменитостей, и вот его рассуждения, в чем же отличия этих людей от остальных и чего не хватает нашему поколению.

Два Адама

О двух наборах достоинств меня заставила задуматься книга «Одинокий верующий человек», которую написал рабби Йосеф Соловейчик в 1965 году. Соловейчик отмечает, что в книге Бытия о сотворении человека говорится дважды, и утверждает: эти два описания характеризуют противоположные стороны нашей природы, которые он назвал первым Адамом и вторым Адамом.

Если несколько осовременить определения Соловейчика, можно сказать, что первый Адам - это ориентированная на карьеру, честолюбивая часть нашей натуры. Первый Адам - это внешний Адам, Адам «для резюме». Он стремится строить, создавать, производить, открывать новое.

Он хочет достичь высокого положения и завоевать победу.

Второй Адам - это внутренний Адам. Он стремится воплощать определенные моральные качества. Второй Адам ищет внутренней безмятежности, спокойного, но уверенного ощущения, что хорошо, а что плохо; он хочет не только делать добро, но и быть добрым. Второй Адам жаждет всецело отдаваться любви, жертвовать собой ради блага других, руководствоваться в жизни некой высшей истиной, обладать духовной целостностью, достойной и Творца, и собственных талантов человека.

Если первый Адам жаждет покорить мир, то второй хочет служить миру, следуя своему призванию. Первый Адам применяет свое творческое начало и наслаждается собственными достижениями, второй - порой отказывается от земного успеха и положения ради священной цели. Первый Адам задается вопросом, как устроен мир; второй - почему сотворен мир и каково наше в нем предназначение. Первый Адам стремится двигаться вперед, второй - вернуться к корням и насладиться покоем семейного обеда. Если девиз первого Адама - «Успех», то второй Адам воспринимает жизнь как нравственную драму и его жизнь проходит под девизом «Милосердие, любовь и искупление».

Герои прошлого поколения

И тогда происходит нечто прекрасное. Усмирив свое «я», наши герои получают возможность ясно увидеть мир, понять других и принять то, что те предлагают.

Усмирив себя, они впускают в свою жизнь благодать. Оказывается, что им помогают те, от кого они не ждали помощи; что другие их понимают и заботятся о них так, как они раньше и не предполагали; что их любят так, как они того не заслуживали. Они не мечутся в отчаянии, потому что их поддерживают спасительные руки. И в скором времени те, кто спустился в долину смирения, возносятся на вершину радости и преданности делу. Они отдаются работе, находят новых друзей, обретают новую любовь. Они с изумлением осознают, насколько изменились. Они оборачиваются и видят, какой огромный путь проделали. Этот жизненный опыт не просто исцеляет раны, а трансформирует их. Они находят свое призвание и все свои силы отдают великой цели, трудному делу, которое придает жизни смысл.

Каждый шаг на этом пути оставляет след в душе. Этот опыт меняет внутреннюю сущность, делает ее более целостной, твердой, весомой. Самоуважение не то же самое, что уверенность в себе или высокая самооценка. Человек начинает уважать себя не за коэффициент интеллекта, умственные или физические способности, которые помогают поступить в престижный университет. Самоуважение не измеряется количественно. Оно появляется не от того, что вы в чем-то превосходите других, а потому, что превосходите самого себя, преодолеваете испытания, не поддаетесь соблазнам. Самоуважение питается внутренними, а не внешними победами. Его может заслужить только тот, кто поборол внутренний соблазн, встретил лицом к лицу свои слабости и осознал: «Что ж, если случится худшее, я выдержу. Я смогу это преодолеть».

У каждого в жизни есть решающие моменты, поворотные события, когда на карту поставлено все. Но тот же процесс может происходить и постепенно, едва заметно. Возможность распознать мелкие недостатки, предложить поддержку ближнему, попытаться исправить ошибки есть каждый день.

Передача Command Performance отражала не просто эстетику или стиль поведения. Чем глубже я изучал тот период, тем больше понимал, что заглядываю в совершенно другой с точки зрения нравственности мир. Я стал замечать иной подход к человеческой натуре, иные жизненные ценности, иные представления об осмысленной, духовно богатой жизни. Не знаю, много ли людей в то время строго следовали подобному моральному кодексу, - я безмерно восхищаюсь теми, кто следовал.


В современном мире часто внешний успех приравнивают к внутреннему благополучию.

Мы нечаянно оставили эту нравственную традицию в прошлом. За последние десятилетия мы утратили ее лексикон, ее образ жизни. Мы не стали хуже, но лишились ясности нравственных понятий. Мы не стали эгоистичнее или корыстнее наших предшественников, но потеряли их понимание, как вырабатывать характер. Нравственная традиция «кривой тесины», основанная на осознании греха и противостоянии ему, была тем наследием, которое передавалось из поколения в поколение. Она помогала понять, как воспитывать в себе достоинства «для некролога», как развивать ту сторону натуры, которая связана со вторым Адамом. Лишившись этой традиции, современная культура стала в определенной мере поверхностной, особенно в нравственной сфере.

Главное заблуждение современной жизни - уверенность, что достижения первого Адама способны принести глубокое удовлетворение.

Это не так. Желания первого Адама безграничны и всегда опережают любое достижение. Лишь второму Адаму доступно глубокое удовлетворение. Первый Адам стремится к счастью, но второй Адам знает, что счастья недостаточно. Величайшие радости - это радости нравственные. На следующих страницах я предлагаю несколько примеров подобной жизни. Мы не можем и не должны стремиться к возвращению в прошлое. Но нам доступна возможность заново открыть эту нравственную традицию, усвоить лексикон характера и внедрить его в свою жизнь.

Не существует формулы или универсальной программы из семи пунктов, следуя которой можно развить в себе второго Адама. Но можно изучить биографии выдающихся людей и попытаться постичь мудрость их образа жизни. Надеюсь, что следующие главы преподнесут вам важные уроки - пусть даже не те, что представляются важными мне. Надеюсь, закончив читать эту книгу, вы почувствуете, что стали немного другим человеком - чуть лучше, чем прежде.