Что такое арт кластер. Винзавод: модный подарок

Красный Октябрь (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

За последние 10 лет в Москве появилось пять крупных арт-зон или арт-кластеров - «Флакон », «Винзавод », «Арма», Artplay и «Красный Октябрь». Территории бывших старинных заводов стали привлекательной площадкой для креативных студий, дизайнерских магазинов, художественных галерей, модных клубов и баров. Воздушные помещения с высокими потолками и белыми кирпичными стенами словно пронизаны духом свободного творчества и собирают под своими крышами богемную московскую публику.

Здание кондитерской фабрики «Красный Октябрь» построено в 1905-1907 гг. архитектором Александром Михайловичем Калмыковым - одним из авторов здания Третьяковской галереи.

Самым первым подобным арт-кластером стала территория бывшей фабрики «Красный Октябрь», расположенной на Болотном острове. Со стороны острова открывается прекрасный вид на храм Христа Спасителя и Кремль. Все пешеходные туристические маршруты в центре Москвы непременно приведут вас в это место.

Один из вариантов пешеходного маршрута - от храма Христа Спасителя до «Красного Октября», затем в Парк Искусств на Якиманской набережной или к Третьяковской галерее через Горбатый мост на Болотную площадь, потом, минуя Балчуг, к Кремлю.

«Красный Октябрь» знаменит совсем не галереями, но про них не может не знать приличный турист. Наиболее известные две - галерея Red October и Центр фотографии им. Братьев Люмьер. В последнем, помимо трех выставочных залов, есть библиотека с лекторием, задача которой - собрать всю лучшую литературу по фотографии за последние 80 лет.

Художественная галерия Red October была открыта в 2012 г. по инициативе Владимира Овчаренко и группы компаний GUTA. До открытия галереи помещение бывшего шоколадного цеха использовалось для проведения различных художественных мероприятий и ярмарок. Концепция галереи состоит в продвижении новаторского современного искусства, и первой здесь экспонировалась персональная выставка художника Владимира Архипова «Самодельная Россия», представленная предметами вроде лопаты из медицинского костыля, санок-стула и дачного душа из старых автобусных дверей из личной коллекции автора.

«Красный Октябрь» стал местом для творческой и деловой молодежи, когда на его территории открылся Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» в 2010 году. Это не просто образовательная площадка, это место, где начинающие архитекторы, дизайнеры, социологи, экономисты и другие профессионалы разрабатывают собственные проекты, способные развивать потенциал города и делать его комфортным для жизни. Летом во дворе центра проходят открытые лекции, конференции, кинопоказы и театральные постановки. Обучение бесплатное и длится девять месяцев. Кандидатов на обучение отбирают по уровню знания английского, специальности и желанию изменить мир.

Надо сказать, что «Красный Октябрь» славится не только образовательной и культурной деятельностью. По выходным и не только здесь кипит ночная жизнь с ее барами, ночными клубами и ресторанами. Одна вечеринка сменяется другой с завидной регулярностью - постоянно открываются новые места, где можно весело провести время с друзьями. Но, пожалуй, неизменными и крайне популярными с самого открытия можно назвать три заведения - бар «Стрелка», Rolling Stone bar и Gipsy.

Практическая информация

Адрес: Москва, Берсеневский пер., 2/1, Красный Октябрь.

Самый удобный способ добраться пешком: от метро «Кропоткинская» идете к храму Христа Спасителя. Как только обойдете здание и попадете на пешеходный мост через Москва-реку, перед вами появится «Красный Октябрь».

Редакция Buro 24/7 составила подборку творческих кластеров во всем мире. Что означает новое слово "ревитализация" и что же такое "арт-кластер"? Разбираемся вместе

Арт-кластер и ревитализация - понятия однокоренные. Из зоны промышленного производства ревитализатор делает "третье место", арт-кластер, где можно комфортно проводить время: посмотреть выставку, купить одежду, встретиться с друзьями, отдохнуть или поработать над проектом. Кому это нужно? Всем. Зрителям, инвесторам и арендаторам.

Лофт-проект ЭТАЖИ, Санкт-Петербург

Самое посещаемое культурное пространство Санкт-Петербурга. С 2007 года располагается в центре города на пяти этажах промышленного здания бывшего Смольнинского хлебозавода. М ногофункциональное арт-пространство объединило галереи современного искусства, несколько выставочных залов, хостел, кофейню, магазины, видовую крышу и бар. По версии журнала TimeOut, л офт-проект ЭТАЖИ стал одним из главных символов города. П ионер лофт-дизайна в Петербурге занимает почетное место между футбольным клубом "Зенит" и Екатериной Великой.

DUMBO, Нью-Йорк

Сейчас это ультрамодный квартал с богатой историей. В 70-х годах в район стали приезжать молодые художники, которые арендовали огромные по размеру и доступные по цене чердаки и складские помещения для своих студий. Позднее галерист Джой Глидден основывает галерею DUМBO, а также становится инициатором художественного фестиваля DUMBO Art Under the Bridge Festival. Захватывающий вид на Бруклинский мост, впечатляющая панорама Манхэттена, старинные складские здания и винтажные лофты 18 декабря 2007 года получили статус исторического района.

Центр современного искусства ВИНЗАВОД , Москва

Арт-кластер ВИНЗАВОД - это комплекс из семи промышленных построек конца XIX века. Расположился на территории бывшего пивоваренного завода, впоследствии винного комбината "Московская Бавария". Сейчас около 10 тысяч квадратных метров занимают различные пространства, десятки галерей, творческие мастерские, магазины, шоу-румы, кафе и танцевальные студии. Также на территории кластера существует новая площадка современного искусства " Платформа", она соединяет в себе четыре направления: театр, танец, музыку и медиа.

Färgfabriken, Стокгольм

Завод по производству сельскохозяйственной техники был построен в 1889 году. С 1995 года - это выставочный зал. Основные направления: архитектура, градостроительство, различные области искусства. Färgfabriken - ежегодное м есто проведения городских семинаров и конференций. В пространство входит большой главный зал с монументальными колоннами и сохранившимся интерьером завода, два небольших зала для различных проектов, зал для выставочной программы, светлое пространство для переговоров, а также кафе на нижнем уровне здания.

Дизайн-завод FLACON, Москва

Лозунг д изайн-завода " Творите что хотите!" позволяет творческим людям воплощать любые идеи. Сейчас на территории бывшего завода имени Калинина на 25 тысячах квадратных метров сидит более 180 арендаторов и работает больше тысячи человек. З десь находятся три площадки для массовых мероприятий: Loft, The Cube, Action Park и коворкинговая зона. На дизайн-заводе регулярно проходят культурно-образовательные и развлекательные мероприятия - от закрытых вечеринок и кинопоказов до общегородских праздников.

Преобразование фабричных и индустриальных территорий в арт-кластеры в Москве приобретает характер модного тренда. В столице промзоны составляют около четверти городской территории и часто занимают очень выгодное расположение практически в центре. Например, рядом с метро «Курская» находятся сразу три кластера, созданные на месте индустриальных объектов: ARTPLAY, «Винзавод», «Арма», «Кристалл. Точка сборки».

В столице развитие арт-площадок идет планомерно и не представляет собой стихийные захваты богемой тех или иных кварталов, как это часто бывает в европейских городах. Хотя попытки пойти по западному пути Москва переживала совсем небольшой период времени в 90-е годы, когда отдельные арт-коммуны стихийно захватывали здания и формировали вокруг них целые кварталы со своей самобытной жизнью. Но на сегодняшний день такой практики в столице нет. Все больше входит в моду индустриальная недвижимость.

Станки и мольберты

Как же производственные цеха превращаются в творческие пространства?

Первый этап — это освобождение или частичное освобождение от производства. Фабрика либо полностью закрывается, и недвижимость освобождается для непроизводственных целей, либо арт-кластер существует параллельно с рабочими цехами. После того как производство покидает площадку, недвижимость сдается представителям арт-сообщества. Помещения полностью оборудуются и приводятся в порядок силами арендаторов, владельцы зданий предпочитают не вкладываться в ремонт.

Сегодня индустриальная недвижимость все чаще преобразовывается в необычные офисные и выставочные центры, где собраны компании, связанные искусством, медиа, архитектурой и дизайном, наукой. В обиходе даже появился новый термин «креативная недвижимость». Самые известные на сегодня московские креативные пространства: «Винзавод», «Красный Октябрь», «Арма», ARTPLAY, FLACON. Здесь проходят лучшие лекции и семинары, работают самые модные рестораны и клубы. Если компания снимает офис в арт-кластере, значит, она находится в тренде.

Московские креативные кластеры разнообразны. Некоторые состоят из выставочных пространств, другие — из офисов, третьи пытаются сделать сложный центр с элементами торговли. Создав имидж арт-объекта и инвестировав средства в ремонт, девелопер не несет убытки, а, наоборот, получает доход, пусть и меньший, чем при создании традиционного бизнес-парка или офисного центра. Часто, как это, например, было в «Красном Октябре», девелоперы предоставляют льготные условия для арендаторов: льготные ставки и арендные каникулы на четыре-пять месяцев, чтобы компенсировать их затраты на отделку заводских помещений. Место быстро становится популярным и за счет сарафанного радио привлекает к себе арендаторов из мира культуры и искусства. Именно они больше других ценят необычную архитектуру и высокие потолки фабрик.

Серийные арт-девелоперы

В качестве примера успешной синергии торговли и искусства можно привести компанию ARTPLAY, которая с 2003 года создает в Москве креативные кластеры. За девять лет команда ARTPLAY обустроила два одноименных арт-центра. Бизнес компании с первых дней ее существования включал в себя три направления: мебельный шоу-рум, архитектурное бюро и выставочную деятельность. Первые два приносили доход. Выставки формировали имидж и были магнитом для привлечения новых клиентов. Получался синергетический эффект, который позволял создавать модное место и одновременно бойко торговать дорогими предметами интерьера.

По этой же схеме и был организован первый центр ARTPLAY. Галерея площадью всего 600 кв. м находилась в 2003 году в районе улицы Александра Невского. Однако уже в 2004-м компания сформировала полноценный креативный кластер: арендовала 10 000 квадратов площадей в здании фабрики «Красная Роза». Порядка 10% из них ARTPLAY использовала для собственных нужд — организации выставок и продажи мебели, а 90% сдавалось в субаренду. Под крышей ARTPLAY удалось собрать около 20 ведущих архитектурных бюро Москвы. Архитекторы были своеобразными якорями, офисы им сдавались с существенным дисконтом. Основной доход компания получала от сдачи площадей под бутики, которые торговали мебелью, керамической плиткой и сантехникой.

В 2008 году ARTPLAY пришлось вновь поменять дислокацию. Владелец фабрики (компания KR Properties) не стал продлевать договор аренды. Это, к сожалению, типичная ситуация на рынке. Художники приходят, открывают вторую жизнь для того или иного обычного промышленного места, и цены на здешнюю недвижимость начинают расти. В результате художникам место становится не по карману, они уходят осваивать новые пространства. А в их обжитые офисы переезжают банкиры и бизнесмены. Сегодня в построенном на месте фабрики «Красная Роза» бизнес-центре снимают площади респектабельные арендаторы: банк «Открытие», «Яндекс», агентство недвижимости Knight Frank, французская компания Lafarge и другие.

ARTPLAY освоила новую индустриальную площадку — территорию завода «Манометр», который принадлежит компании «Аллтек». Поменяв место жительства, менеджеры ARTPLAY решили, что зарабатывать деньги по схеме «аренда — капитальный ремонт — сдача площадей в субаренду» — слишком рискованный и затратный бизнес. На «Манометре» компания выступила оператором проекта. Все здания завода, общая площадь которых составляет порядка 75 000 кв. м, были переданы в управление ARTPLAY, которая решила реконструировать всю территорию завода в рамках общей концепции «Центр дизайна ARTPLAY». За прошедшие три года освоена лишь половина бывших заводских пространств. Все реконструированные площади уже сданы в аренду: на 35 000 кв. м разместились почти 500 компаний. Окончание реконструкции всей территории планируется к 2015 году.

ARTPLAY отличается от большинства многофункциональных комплексов «фейсконтролем» арендаторов. Потенциальные обитатели центра должны соответствовать концепции места, в которой основополагающее слово — «дизайн». Различные дизайнерские школы и курсы могут рассчитывать на льготную арендную плату. Сегодня один из якорных арендаторов ARTPLAY — Британская школа дизайна, занимающая офис площадью 5000 кв. м. Молодые дизайнеры, с одной стороны, генерируют поток клиентов для шоу-румов, с другой — сами являются потенциальными арендаторами центра. В будущем для привлечения начинающих специалистов планируется открыть пространство для совместной работы — коворкинг-центр. У такой инициативы может быть светлое будущее. Главные факторы успеха: хорошее местоположение и удачная концепция. Особенно ценно, что в районе метро «Курская» обосновались также арт-центры «Винзавод» и «Арма». Получился крупный кластер, в результате синергии выиграют все.

Креативный тренд

Арт-кластеры крайне важны для современного города, именно в них бурлит творческая жизнь. Москва включилась в мировой тренд ревитализации индустриальных пространств менее десяти лет назад, и потому полдюжины креативных пространств нового типа — это не так уж и плохо.

В ближайшее время к процессу хочет подключиться и столичное правительство: творческий кластер будет создан на территории ЗИЛа. Творческие территории существуют не только в Москве, но и, например, в Санкт Петербурге, где подобным примером может служить «Фабрика ткачей». Тенденция превращения промышленных зон в креативную недвижимость в ближайшее время станет еще более популярной.

Марина Кирилина , куратор выставочной программы и работы с художниками проекта


Место было создано в 2009 году на территории бывшего стекольного завода Фредерика Дютфуа конца ХIХ века. Сейчас это один из самых популярных арт-кластеров столицы, где можно и посмотреть выставку, и послушать лекцию, и увидеть фильм в рамках киноклуба, а также поработать и перекусить.

Сайт - flacon.ru.

    ст.м. «Дмитровская», ул. Б. Новодмитровская, 36, стр. 2.


    ст.м. «Автозаводская», ул. Восточная, д. 4, корп. 1.


В советское время Сыромятники были большой промзоной и привокзальным трущобным районом. Сейчас здесь находится один из самых известных музеев Москвы, где проходят выставки современных художников и фотографов. Кроме того, можно посетить интересные лекции.

Сайт - winzavod.ru


Это место не просто бизнес-центр класса «Б», его архитектура стоит отдельного внимания - благородная кирпичная кладка в духе классического нью-йоркского лофта, стильные мансарды и печка-буржуйка в приёмной. Во дворе лофта проходят маркеты еды и другие мероприятия.

Сайт - dm1867.ru

    ст.м. «Тульская», Варшавское шоссе, д. 9


Не так давно «Гараж» получил официальный статус музея современного искусства, но центром современной культуры он быть не перестал. Кроме просмотра интересных экспозиций, здесь есть книжный магазин, кафе и летний павильон. Кстати, находится он прямо у входа в Парк Горького, что помогает спланировать досуг - после культурного просвещения можно погулять на свежем воздухе.

Сайт - garageccc.com

    ст.м. «Парк культуры», Парк Горького, после входа - слева.


Странно вспомнить, но лет десять назад здесь была шоколадная фабрика, куда водили на экскурсию московских школьников. Теперь здесь настоящий центр богемной Москвы: выставочные залы, уютные хостелы, магазины, шоу-румы, офисы, кинотеатр на крыше - всё это о «Красном октябре» - одном из крупнейших арт-кластеров в городе.

Сайт - redok.ru

    ст.м «Кропоткинская», Берсеневская наб., 6.


Это некоммерческий негосударственный проект, куда можно подать документы, если у вас уже есть высшее образование, около трех лет работы в сфере архитектуры, медиа, дизайна или городского развития. В его стенах своя атмосфера, располагающая учиться и познавать, а удобное расположение неподалеку от самого сердца Москвы вносит дополнительную ценность этому месту.

Сайт - strelka.com

    ст.м «Кропоткинская», Берсеневская наб., 14, с. 5А.


Это место можно назвать настоящим эпицентром самого модного и интересного. Сюда приезжал создатель кубика Рубика (Эрно Рубик), здесь проходил невероятный «Бал роботов», и это еще не всё: во дворе Artplay часто устраивают праздники и дизайнерские ярмарки. Кроме этого, в центре много уникальных магазинов и коворкингов.
Также это место знаменито своей крышей: зимой здесь катаются на коньках, а летом приходят, чтобы послушать live-выступления знаменитых музыкантов.

Сайт - artplay.ru

    ст.м. «Чкаловская», Нижняя Сыромятническая ул., д.10


    ст.м. «Новослободская», Краснопролетарская, 31/1, стр. 5.

Фото: kommersant.ru, arguendi.livejournal.com, timeout.ru, msk.ros-spravka.ru,a-a-ah.ru/strelka, admagazine.ru,afisha.ru, gorod.afisha.ru, boomstarter.ru, www.redok.ru, societeperrier.com,grintern.ru,

Что такое арт-кластер и чем он отличается от любого другого объекта коммерческой недвижимости? Знаковые проекты в России, их основные характеристики. Как приставка "арт" отражается на концепции, внешнем виде, интерьерах и пр.?

Кластер вообще – это объединение в рамках одной территориально-географической зоны производственных бизнес-проектов в одной технологической области, а также их фундаментальных разработок и новых систем создания продуктов и подготовки их производства.

Цель объединения в рамках единой системы управления циклов обмена знаниями и технологиями – выстраивание опорных институциональных структур, опоры будущего кластера, который в дальнейшем будет являться базой для развития принципиально новых, несуществующих сегодня отраслей.

Что еще важно понять в отношении понятие «кластер» в России? По замыслу, это привнесение новых технологических решений, которые в перспективе должны потеснить уже существующие технологии на массивах старых российских промышленных производств. Однако по факту кластеры возникают как новые производства, «садящиеся» в индустриальных парках по принципу «производитель-якорь и производства его поставщиков», собирающиеся по нескольку в рамках одной зоны.

В случае с арт-кластером подобная отсылка, как ни странно, приобретает особый смысл: ведь сегодня в России арт-кластеры, уже существующие на рынке, возникли на базе старых, пришедших в упадок промышленных зон, или вокруг них, на территориях складских зон. В данном случае промышленные технологии на базе существующей инфраструктуры (цехов, сетей, складов и т.д.) замещаются не-производственными и «не совсем» технологиями: офисами дизайнерских и архитектурных бюро, шоурумами, выставочными залами и галереями, магазинами для художников, ресторанами и кафе, театрами и т.д.

Знаковыми проектами в данном смысле можно считать Зону «Арт-Квартал» между Курским вокзалом, ТТК и Яузой, возникшую на 510 га и объединившую Art Play и Винзавод, а также Гоголь-центр, завод «Флакон», «Арт-Стрелка на месте бывшей шоколадной фабрики «Красный Октябрь» с презентационным центром Digital October, ночными клубами, галереями и шоурумами.

Хотелось бы отметить, что любой арт-кластер начинается как попытка творческой интеллигенции зарабатывать на успешности собственного творческого потенциала, а превращается (при условии успеха) в арт-бизнес, создающий особый вид продукта – арт-продукт, имеющий своего потребителя (как правило, средний класс общества); что арт-бизнес – это единственный вид бизнеса, который не претерпел заметного ущерба от кризиса 2008-2009 гг., а напротив, выиграл от него; и что при грамотном менеджменте это явление может стать весьма успешным с коммерческой точки зрения.

Это направление бизнеса, имеющее выраженную имиджевую составляющую, может стать мощным побочным стимулом и поддержкой туризма и именно поэтому поддерживается и приветствуется администрациями европейских городов, таких как Амстердам, Берлин, Париж, Вена, Стокгольм, Лондон (по сути, трудно назвать крупный европейский город без таких кластеров или хотя бы зон, занятых таким видом бизнеса).

Из каких главных составляющих обычно состоит арт-кластер? Чем он наполнен (офисы, торговля, общественные зоны еще что-то)? Как эти зоны делятся в процентном соотношении в проекте?

Главными составляющими арт-кластера являются ядро кластера (идея, ремесло) и арт-пространство, которое формируется вокруг ядра. Ядром может быть архитектурно-дизайнерская составляющая, фотография или визуальные искусства. Это ядро может быть представлено студией/студиями фото- и просто художников, офисами архитекторов и дизайнеров. Если тема, что называется, «пойдет», вокруг ядра возникают обслуживающие его магазины: шоурумы, магазины товаров для данного кластера (впоследствие ассоциируемые с ним), выставочные пространства и галереи, библиотеки, лектории, залы для занятий (например, рисованием и т.д.). Туда же подтягиваются бары, хостелы, салоны красоты, потому что засидевшимся допоздна посетителям нужно где-то отдохнуть и с утра освежить свой внешний вид. Одновременно возникают и более крупные проекты: модные ночные клубы, кинотеатры.

И если на старте, как правило, единой идеи нет и она формируется стихийно, составляя до 100% условного кластера, то по мере развития кластера и возможностей по его расширению, в дальнейшем эта тема все более коммерциализируется, рискну предположить, что она становится успешным брендом, коммерческим проектом. Применяется соотношение составляющих: ядро начинает составлять 10% и даже менее, а надстройки над ним - 80% и более (от магазинов и шоурумов до кинотеатров). И это универсальный принцип для всех примеров арт-кластеров, независимо от места их возникновения и происхождения.

Как шло развитие арт-кластеров в России и в мире? Примеры. Каковы отличия в интерпретации этой темы? Почему в качестве площадки в России выбирается бывшая промзона? Это чисто российское изобретение?

Арт-кластеры в мире возникали еще в XIX веке, например Монмартр в Париже, населенный представителями богемы и заполненный галереями, магазинами и кафе «творческой интеллигенции». В XX веке возникает новое явление – размещение арт-кластеров в промзонах, и это вовсе не российское, а общеевропейское явление.

Примеры: Институт современного искусства Kunst-Werke в Берлине, расположенный в здании бывшего маргаринового завода, арт-кластер в Лондоне на месте в прошлом промышленного района Shoreditch, Färgfabriken в Стокгольме на месте прядильной фабрики, где сейчас находится театр и различные выставочные пространства. В России это Арт-Стрелка на Красном Октябре, Artplay, Винзавод, Креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге.

Основная причина выбора производственных площадок под размещение арт-кластеров – невозможность использования пришедшей в упадок собственности без их глубокой реконструкции и перепрофилирования иначе, как под размещение таких видов бизнеса.

Но отличия все же есть. Они заключаются в менталитете и восприятии творчестких видов бизнеса со стороны собственников, и в менталитете самой творческой интеллигенции. В дальнейшем эти трудно уловимые факторы влияют на вполне материальные – на условия аренды и использования помещений, предоставляемых резидентам арт-кластера, собственниками и поддержке со стороны администраций городов.

В европейской практике собственники упадочной промзоны приветствуют возникновение таких видов деятельности, понимая значение того, насколько они улучшат имидж территории, и готовы к предоставлению очень приемлемых условий аренды, при условии, что сообщества художников обеспечат вывоз мусора, оплату коммунальных платежей и будут гарантировать неразрушение собственности, предоставляемой в аренду, поддержание ее в надлежащем состоянии. По мере коммерциализации и успеха кластера идет постепенный пересмотр условий аренды.

В российской практике предоставление льготных договоров аренды резидентам арт-кластеров трудно вообразить. Напротив, собственник лучше разместит склады, чем художников и выставочные галереи, хорошо понимая, с какой стихией ему предлагаю иметь дело. Поэтому и арендные ставки для таких пользователей будут не ниже, чем для прочих возможных пользователей помещений. Поддержку и льготы со стороны государственных инстанций обосновать и получить будет сложно: инстанции заняты более важными государственными миссиями.

Если сравнить инвестиции в арт-кластер, сформированный в промзоне, и вложения в обычный проект коммерческой недвижимости, реализованный с нуля, какая будет разница?

Инвестиции в арт-кластер, сформированный в промзоне, на начальной стадии будут минимальны и заключаются лишь в легкой отделке самих помещений студий с целью приспособления их под нужды пользователей. Чаще всего эта отделка ими же и будет выполнена… а инвестиции инициаторы проекта даже думать не будут.

По мере развития арт-кластера и расширения его территории встанет вопрос о привлечении средств на отделку помещений под магазины, выставочные залы (включая хранилища произведений искусства, которые имеют технические требования), фуд-корты, бары, рестораны. В этот момент у арт-кластера должен появиться менеджер, которые и возьмет на себя эти вопросы управления и редевелопмента. Чаще всего, если собственник промзоны увидит успешность предприятия, он и станет таким менеджером. Уровень инвестиций все еще будет невысоким, а сами привлеченные средства будут тратиться лишь на отделку и капитальный ремонт (замену систем здания), при этом конструкции затрагиваться не будут.

Если в дальнейшем потребуется реконструкция, включающая снос существующих, пришедших в полную негодность зданий, то инвестиции в эти части развития будут сопоставимы с новым строительством, или превысят его по стоимости, потому что редевелопмент, заключающийся в реконструкции, в любом случае дороже нового строительства.

Строительство объекта с нуля предусматривает значительные инвестиции, которых у инициаторов проекта обычно нет, как нет их и на редевелопмент в рамках существующей промзоны. Здесь всегда появляется девелопер (в 50% случаев – он же собственник), который берет на себя управление этим инвестиционным проектом, и в дальнейшем управляет им как обычным коммерческим активом.

Характеристики площадей в арт-кластерах. Основные плюсы и минусы.

Если арт-кластер образован в промзоне, созданной начиная с 60х годов прошлого велка, то основным минусом будет пришедшая в негодность, устаревшая инфраструктура (инженерные системы, сети, благоустройство) и отделка зданий и помещений в них. В зависимости от территории кластера вопросы замены инженерных систем возможно решить в течение 5-10 лет развития кластера, отделку помещений выполнить в течение 1-5 лет с момента старт-апа, благоустройство – примерно в то же время. При этом фасады зданий останутся без изменений или претерпят незначительные чисто косметические улучшения.

Если арт-кластер создан в промзоне, история которой началась с XIX века и охватывает период до сталинской эпохи, тут возможны весьма интересные сюрпризы. К тем техническим проблемам, которые уже описаны выше, прибавятся плохое, а иногда и катастрофичное, состояние конструкций, необходимость ремонта фасадов, и приблизительно в 30% - ограничения по вносимым изменениям, связанные с охраной памятников и объектов культурного наследия. И вот это уже очень существенно. Потому что даже капитальный ремонт – это внесение изменений в первоначальные технические параметры зданий, а реконструкция – это глубокое изменение этих параметров, включая элементы, являющиеся охраняемыми. И это существенный минут. Хотя с имиджевой точки зрения арт-кластер в охраняемой части города гораздо более успешен: он будет лежать на путях туристических потоков.

Арендаторы арт-клстеров – кто они? Можно на примере конкретных объектов.

На примере Artplay: это дизайнерские бюро, архитектурные бюро, шоурумы магазинов, рестораны и бары. А собственно все те, кто уже упомянут выше.

Арт-кластеры в регионах – есть ли примеры? Перспективы развития формата в городах России. Где еще могут появиться арт-кластеры? В чем трудности продвижения этой идеи?

Арт-кластеры могут появиться в любом российском городе, являющемся туристическим центром, и такой вид бизнеса обязательно будет успешен при условии развитого туристического бизнеса. Прежде всего это СПб (хотя вряд ли это региональный центр – скорее 2я столица), города Золотого кольца, города Поволжья.

Но они там уже и так есть: это магазины сувениров и рынки народных промыслов там, куда прибывают туристы, и на этих рынках в развалах товара иногда можно выцепить настоящий арт-продукт. Объем туристического потока и есть основной ограничитель продвижения таких бизнес-идей в региональных центрах.

Второй ограничитель для развития арт-кластера в региональном центре заключается в том, что его нужно развивать не в промзоне, которая отстоит далеко от исторического центра города, а в самом историческом центре, где есть свои ограничения (гигиенические, пожарные) по размещению зон арт-кластеров.

В связи с этим вспоминается Ростов Великий с пустым кремлем, вокруг которого развалины зданий XIX века, и среди них – дома художников, которых очень легко узнать: дизайнерский забор, дизайнерская калитка, вывеска. Но это лишь точечная частная инициатива, а не массовое расселение представителей творческой интеллигенции. Арт-пространство вокруг них еще не возникло, а перспективы его возникновения предсказывать не решимся.