Что такое гримуар. Запретный гримуар фарамеры

Среди Гримуаров, из тех, что приписываются Царю Соломону (и вполне возможно, что разные их части ему и принадлежат), помимо «Ключиков », наибольшей известностью пользуется «Великий Гримуар » («Grand Grimoire »), известный в нескольких вариантах, несущественно отличающихся друг от друга. Наиболее известный вариант датирован 1522 годом и имеет, по-видимому, итальянское происхождение.
Книга состоит из двух частей. В первой части описаны способы призывания духа, построения Магического Круга и modus operandi ритуала. Вторая часть содержит описания духов, ещё один modus operandi вызывания, а также описывает цирковые «магические секреты» типа «невидимости», «скорохождения» и прочие сомнительные вещи.

В той части, где описываются способы инвокации, в "Великом Гримуаре" нет ничего оригинального, но если уметь правильно акцентировать свое внимание среди этой, чисто практической информации встречаются важные идеологические моменты.

Первый из таких моментов касается схемы Иерархии Духов, с которыми взаимодействует данный Гримуар . В данной схеме, крайне похожей на представленную в «Истинном Гримуаре», иерархию возглавляют Люцифер (LUСIFЕR) , названный тут Императором, Белзебут (BELZEBUT) – Князь, или Принц, и Астарот (ASTAROT) , Великий Герцог. Им подчинено 4 следующих духа, именующиеся «Генералами», за исключением Люцифуга (LUCIFUGE) , названного Первым Министром, но поставленного в один ряд с Генералами, только с упором на его большее достоинство и ранг. И уже эта схема построения Иерархии с теоретической, да и с практической точки зрения совершеннее, чем картина, приведенная, к примеру в «Истинном Гримуаре», который приписывает трем основным духам двух слуг, то есть рассматривает их в дуальных проявлениях, что вполне правомерно теоретически, но неудобно на практике. «Великий » же Гримуар , ставя Кватернер под Триадой, имитирует Септенер Творения, а так же здесь Семь Древних Планет и т.д., внося таким образом в Операцию Инвокации очень важный Космогонический элемент, поскольку созданная Магом в ходе Ритуала «Личная Вселенная » куда лучше управляема, чем бинарные вихри «Истинного » Гримуара .

Интересно так же отметить - но для этого придется сделать небольшое отступление от темы - что Люцифер заклинается помимо всех прочих имен Божиих, именем Ариэля. Иудейская, впрочем как и Христианская Традиция считает Ариэля Ангелом, правящим Иерусалимом (Иерушалайм – Центр Мира с иврита), подчеркивая таким образом его особое посредническое положение между Высшим и Нижним мирами.

Но на самом деле, истоки этого имени глубже, чем может показаться на первый взгляд. С древних времён в Египте почитали божество - владыку материального мира. Гностики дали ему имя Ариэль и считали одним из Архонтов - Управителей Вселенной, Творцов материального Космоса, выразителей Септенера Творения. Некоторые гностические течения доходили даже до того, что отождествляли Ариэля с Ветхозаветным Богом, считая его Демиургом (Иалдабаофом). Само имя Ариэль означает «Лев Божий» или «Очаг Бога», что позволяет в обоих случаях соотнести его со Стихией Огня. Однако это не земной огонь, это – «Огненный океан» - Шамаим - стихия Первичной творческой активности Мироздания, что соответствует изначальному демиургическому пониманию Ариэля.

Очень распространено ошибочное отождествление Ариэля с Уриэлем (или в некоторых огласовках «Ауриэлем»), Ангелом Нецах-Венеры и стихии Земли, однако их имена отличаются в написании на иврите (то есть в оригинале), и имя «Уриэль» означает «Свет Божий». Это печальное непонимание породило множество гоэтических ошибок, укоренившихся в оккультной литературе. Перенесение Ариэля на Север, место Уриэля, чревато, как и неэффективностью ритуала, так и разными неприятными последствиями, в том числе и для психики человека. Оттого и неприемлемо упоминание Ариэля среди Ангелов, там, где должен упоминаться Уриэль. Недаром Гримуары, как, к примеру это делает «Grand Grimoire», называют имя Ариэля среди имен Бога в заклинаниях и принуждениях. Связь Ариэля с Небесами, воздухом и огнём делает его действительно очень активной творческой фигурой в мироустройстве. Можно предположить, что именно ему принадлежит оформление Нисходящего потока Божественного Света, выразившееся в формировании основы материального мира. В этой Фигуре соединяется Творческая активность с Творящими идеями, используемая затем для формирования материальной действительности. Ариэль – Лев Божий - стоит на страже принципа материальности, воплощенной актуальности, её соответствия идеям и потенциям, долженствующим проявиться.

Из этого можно сделать интереснейший вывод: Заклиная Именем Ариэля падшего и взбунтовавшего против принципов Божественного Мироустройства Люцифера, мы заклинаем его именем для него самым страшным, принципиальным для всего сущего, которого он не может ослушаться.

Но вернемся к "Великому Гримуару" . Текст «Великого Гримуара» , конечно содержит пропуски и противоречия, характерные для всех магических книг, призванные запутать неискушенного читателя, ничего не смыслящего в Магическом Искусстве, но вместе с тем, некоторые противоречия там не с проста.

К примеру, там присутствуют два варианта иерархий, первый из которых - семеричный - мы уже разобрали, но за ним следует второй - шестеричный, на первый взгляд противоречащий первому, однако на самом деле дополняющий его. В этом варианте к четырем «Генералам» прибавляются ещё два, и образуется Гексада, рождающая следующие деления. Идея такой вариативности проста: вихревые процессы и их векторы можно рассматривать как с космогонической – Септенер - так и с космологической - как два зеркальных тернера, то есть - гексаду - точек зрения. Маг, желающий управлять служебными духами, должен быть как Демиургом своей вселенной, так и её Правителем, то есть должен владеть как семеричной, так и шестеричной системами.

Ниже этой группы Демонов следует 18 более низших по рангу в Иерархии духов, составляющих три Гексады. Большая часть этих духов известна из других Гримуаров, включая «Лемегетон». При этом каждый из шести «Генералов» управляет своей тройкой более простых духов.

Схема иерархии, предлагаемая «Великим Гримуаром», проста: три первых Демона соответствуют Творящей Триаде, следующая за ними Четверка/Шестерка Генералов отвечают принципу реализаций, где каждый элемент, в свою очередь, может быть представлен Триадой, что и образует 18 нижних Духов.

Так же, к числу выгодных, отличий «Великого Гримуара » от других относится то особое внимание, которое он уделяет подготовке Оператора. Среди таких указаний:

«Вы должны будете провести четверть месяца, избегая любого общества женщин или же девиц, чтобы не впасть в нечистоту.», «не раздевайтесь и не спите более того, что будет вам крайне необходимо, в течение всей названной четверти месяца, -~ постоянно думая о [предпринятом] вами свершении, и основывая все ваши надежды на безграничной благости великого Адоная».

И, что вероятно наиболее важное, «Великий Гримуар» внятно описывает условия, на которых Демоны могут согласиться служить Магу:

«Если оставишь меня в покое, то отдам тебе ближайший клад при условии, что будешь посвящать мне по монете в первый понедельник каждого месяца и что не станешь вызывать меня чаще одного дня в неделю, а именно: с десяти часов вечера до двух часов пополуночи. Возьми твой договор, я подписал его; если же не сдержишь слова, то будешь в моей [власти] через двадцать лет.»

И, на самом деле, очень прав А. Уэйт, отметивший, что
«Простым оправданием служит утверждение, что сделка с дьяволом есть только увертка и в действительности договор ничего не дает демону, который, как это часто бывает в фольклоре, обманут и вместо плоти получает лишь тень».

«Великий Гримуар» в этой части предельно точен: маг, желающий получить от духа что-либо, кроме Силы и Власти, обязан платить.
Конечно, множество горе-операторов, игнорируя этот момент, надеялись обмануть древний изворотливый разум падших Духов, вселенские механизмы которых существуют и оттачивались миллионы лет. Делали такие глупости они вероятно, недооценивая их возможности и их сущность, либо считая чем то безобидным, вроде крючечков и комплексов в своей душе, либо будучи кем то обманутыми относительно того, с чем собираются иметь дело; подавляющее большинство таких горе-операторов, не в состоянии развоплотиться, и оседает в низшем астрале, служа пищей тем, с кем они так неосмотрительно вступили в связь.

Гримуары дошедшие до наших дней

Гримуар - древняя книга с описанием законов, ритуалов, вызовов, заклинаний, описания духов и работы с ними, описание необходимых ритуальных инструментов, одежды и прочего.
Гримуар - настольная книга колдуна, которой он пользуется и постоянно пополняет новыми сведениями.

История
Вокруг гримуаров ходило множество слухов и легенд, в частности, знаменитый "Некрономикон", согласно утверждениям, был написан в Дамаске в 730 г. Абдулом Альхазаредом (Безумным арабом), а многие скептики утверждают, что Некрономикон был написан гораздо позже и даже в 20 веке, в частности Г.Ф.Лавкрафт утверждал, что является автором Некрономикона. Великий гримуар также содержит мифы про его авторство, происхождение Великого гримуара иногда связывают с Лавеем (основателем "церкви Сатаны" в США), которую Лавей мог написать для популяризации "церкви Сатаны", другие же не сомниваются в подлинности Некрономикона и Великого гримуара.

Нужно отметить, что данный и многие другие гримуары, не могут быть полностью достоверны, в часности потому, что, написаны очень давно и с тех пор многократно переписывались, и многие "переписчики" могли вносить в его текст свои "исправления", и современные гримуары могут существенно отличаться от древних гримуаров.

Мифы
Вокруг гримуаров ходили самые невероятные мифы и легенды, например согласно поверьям, "читать гримуары может только их хозяин, так как бумага этих книг имеет багряный цвет, обжигающий глаза", "изменялись страницы лишь для владельца", но и то, даже хозяин подвергался страшной опасности, читая книгу, так как она способна поставлять самых разнообразных демонов, от мелких духов, до верховных существ адской иерархии, которые отнюдь не были услужливыми, а напротив имели непокорный и злой нрав, было достаточно лишь раскрыть гримуар на нужной странице, как дух тут же являлся, и если книга откроется случайно, то её неподготовленный к встрече с демоном владелец оказывался в большой опасности.
Не смотря на некоторую абсурдность, или даже глупость такой идеи (иногда оправданной) некоторые маги вполне могут закрыть книгу для непосвященных, книга может быть спрятана в другое измерение или просто заколдована и если непосвященный попытается открыть ее, то книга будет "защищаться", тут уже зависит от мага, иногда книга может просто оттолкнуть, иногда нечто посерьезнее, только такие гримуары скорее личные книги мага и вряд ли будут напечатаны или изданы.

Обзор
Ниже приводится обзор книг (многие из которых можно скачать в нашей Библиотеке сайта Мир черной магии) которые принято называть гримуарами, по сути, любая книга по магии - это гримуар.

Из письма Соломона своему сыну Ровоаму:"Пантакли(талисманы), о которых я уже упоминал и которые будут тебе полезны... Благодаря этому ты будешь иметь удовольствие видеть те действия, которые они обещают, к великому удивлению. Но, так как эта наука не допускает гласности, а, наоборот, она тайная и скрытая, то не должно ее здесь объяснять и достаточно верить; что надо делать так, как указано."

Lemegeton (Малый ключ Соломона)
Самый подробный и самый труднодоступный трактат церемониальной магии. Самые ранние рукописи "Лемегетона" относятся к XVII столетию. Однако, этот популярнейший сборник текстов по магии имеет более ранее происхождение. Корнелий Агриппа в своей работе "О неопределённости и суетности всех наук и искусств" (De incertitudine et vanitate omnium scientarum et atrium), изданной в 1531 году в Париже, упоминает три из пяти книг "Лемегетона": Ars Almadel, Ars Notoria, и Ars Paulina.

Большой ключ царя Соломона (Clavicula Salomonis)
Вероятно один из самых известных и самых важных магических гримуаров, дающий ценные сведения о подготовке и проведении магических операций.


Гримуар Гонория

Знаменитый гримуар христианской магии. Заклинания и молитвы содержали исключительно имена святых ангелов, Иисуса Христа и Святой Троицы. Магические символы и печати были добавлены лишь в издание 1760 года. Хотя авторство приписывается Папе Гонорию III, занимавшему свой пост в начале XIII века, такая версия крайне сомнительна. Впервые в печатном издании книга вышла во второй половине XVII века.

Истинный Гримуар (Grimorium Verum)
Итальянское издание «Истинного гримуара» вышло в свет в 1880 году, немного позднее вышло французское издание. Идрис Шах считает, что этот гримуар намного проще своих «собратьев», так как представляет собой, своего рода, учебник магического искусства, авторство его рукописи, окутывается тайной. Истинный Гримуар содержит множество заклинаний, молитв, рецептов и рекомендаций для мага. Истинный Гримуар написан в понятной и простой форме для обычного обывателя и содержит подробные указания относительно магических действий.

Магия Арбателя

Духовная мудрость древних - как мудрецов, поклоняющихся богу, так и магов-язычников, раскрывающая славу бога и его любовь к человечеству, книга о магии, колдовстве, магическом искустве. Это довольно загадочный гримуар. Ничего определённого относительно его происхождения сказать нельзя. Автор обещает читателю раскрыть тайны магии в девяти томах, однако существует только одна единственная книга, в которой даются своего рода «заповеди» для мага, причём они базируются на христианской морали. К магии в этом томе имеет отношение только описание планетарных духов и описание очень простого рецепта их вызова. Впервые книга увидела свет в печатном виде в Базеле (1575 год).

Гептамерон
Своё название гримуар получил за то, что в нём описаны заклинания на семь дней недели, которые позволяют вызывать ангелов соответствующего дня. Впервые книга была издана на латинском языке в Лионе на рубеже XVI-XVII веков, в этом гримуаре содержатся принципы Магического общения. И поскольку Круги обладают очень большой силой (они являются своего рода защитными крепостями для оператора, охраняя его от злых духов), в первую очередь мы изучим создание Круга. От издателя (Робер Тернер (Robert Turner). В предыдущей книге, которая является четвертой книгой Агриппы [Гептамерон был издан в одном томе с Агриппой - прим. перев.], уже достаточно было сказано о Магических Церемониях и Инициациях. Но он [Агриппа] не разбирал Церемонии подробно, а говорил о них лишь в общем, считая, что пишет для людей знающих и имеющих опыт в этом искусстве, так что появилась неплохая мысль - добавить сюда Магические Элементы Петра де Абано: чтобы те, кто до сих пор несведущи в этом вопросе и не познали вкуса к Магическим Суевериям, могли бы получить их, чтобы использовать для себя. И как мы видим, изучив эту книгу [имеется в виду четвертая книга Агриппы], то было всего лишь определенное введение Магического тщеславия; и если бы они познакомились с этой работой, то могли бы узнать различные обязанности духов, как их можно вызывать для разговоров и общения; что следует делать каждый день и каждый час, и как их следует читать, как если бы они были описаны слог за слогом

Меч Моисея
Древняя ивритско-арамейская книга по магии (около X века н.э.) авторство книги приписывается Моисею, принцу Египта и основателю Иудаизма.

Шестая книга Mоисея
Книга найдена в начале XIX века и изданы в 1849 году. Название, очевидно, намекает на то, что гримуар являются продолжением «Пятикнижия» Моисея. Хотя очевидно, что это не больше, чем легенда. Книги содержат семь печатей и двенадцать таблиц духов.Гримуар охватывает все Белое и Черное Искусство (Черную Магию) или Некромантию. Книга была скрыта от Давида (отца Соломона) первосвященником Садоком (SADOCK) из-за Великих Тайн, содержащихся в них. И только в 330 году н.э. Гримуар получил «второе рождение» при первом христианском императоре Константине Великом, который отправил их в Рим Папе Сильвестру для перевода. Затем эти книги попали к императору Карлу Великому и после того, как получили одобрение Римского Папы Юлия II, были опубликованы.

Седьмая книга Моисея

Гримуар содержит 12 Таблиц: Воздуха, Огня, Воды, Земли, Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Духов, Schemhamforasch. К тому же имеются объяснения, для каких целей лучше использовать эти таблицы и соответствующих Духов. Вторую часть книги составляют формулы магической каббалы или магического искусства Шестой и Cедьмой книг Моисея вместе с Извлечением из истинного Ключа Соломона. В самом начале следуют изображения табличек с надписями, которые Моисей, его брат Аарон и его сын Елиезер помещали на своей одежде (в качестве нагрудников или нарукавников) при выполнении магии.

Книга священной магии Абрамелина-Мага

Считается, что автором книги является некий немецкий еврей родом из Ворса, живший в XIV-XV веках. Из данных приведённых в книге и тому, что известно из истории, можно предположить, что за псевдонимом Абрамелина скрывается учёный раввин Авраам Иаков бен Моисей ха Леви Моэллин, однако это только гипотеза.

Малый Алхимический свод
Гримуар по алхимии. Важнейший труд Альберта Великого-одного из наиболее известных алхимиков.

Оккультная философия Aгриппы

Вероятно самый знаменитый из средневековых гримуаров одного из самых знаменитых средневековых магов

Книга Ангелов, Колец, Печатей и планетарных Символов

Гримуар по Планетарной магии был найден среди работ Осберна Бокенхема, августинского монаха, жившего в Англии в монастыре Stoke Clare, и, возможно, бывшего доктором богословия в Кембридже.

Красная книга Апина
Гримуар по черной магии и демонолатрии из коллекции Джозефа Аппина. Говорят, что "Красная Книга" продиктована самим Владом Тепешем некоему монаху-отступнику Кириллу. Так это или нет, но дьяволопоклонство великого румынского полководца- неоспоримый факт, который ни один серьезный черный адепт не станет отрицать.

Книга Дагона
Уникальный гримуар, написанный жрецами Древней Ассирии в XV тыс. до н.э., который Алое Братство сегодня безуспешно пытается выдать за подделку времен позднего средневековья, при помоши пропаганды, ведущейся подставными организациями, преследуя только одну цель -возбудить недоверие к действительно полезным сведениям из области черной магии.
Однако, то, что оригинал, хранящийся в библиотеке Галльской Конгрегации Великой Черной Ложи, написан на пергаменте, а не на глиняных табличках, не может служить достойным аргументом для тех. кто пытается оспорить древнее происхождение книги. Не секрет, что поздняя шумерская цивилизация деградировала - именно этим и объясняется появление клинописных табличек вместо других материалов для письма. Да и то последние применялись в основном для записи деловых расчетов и всякого рода мелочей. К тому же пергамент довольно часто использовался шумерскими жрецами для нанесения магических знаков, а значит, вполне может быть, что в последние века шумерской цивилизации, он приобрел сакральное значение и вследствие этого, возник запрет изображать на данном материале какую-либо другую информацию, кроме магической. Понятно, что эта гипотеза не опровергает возможность применения пергамента для написания труда, подобного «Книге Дагона».


Магическая книга доктора Фауста

Посредством этой книги и тайных обрядов, указанных в ней, великий маг Иоганн Фауст подчинил себе всех духов ада и элементов зла. Этот гримуар, является творением Соломона и состоит главным образом из шестой и седьмой книг Моисея и таблицы Рабелины (Tabbela Rabelina) - великих книг нигромантии (черной магии).

Черная курочка
Это издание "Черной Курочки" не стоит путать с ранними собраниями фантазий и заблуждений, к которым многие обращались, чтобы добиться сверхъестественных эффектов. Принципы, представленные здесь, основаны на доктринах, которыми располагали древние и современные искатели. И здесь цитируются только те, кто получил признание за свое проницательное служение Божеству.

Чёрный дракон
Гримуар - сборник магических талисманов. В нашей литературе по оккультизму очень бедной по количеству сочинений, мы до сих пор не встречали ни одного подобного труда, поэтому мы льстим себя надеждой, что сборник будет полезным для начинающих оккультистов, как дающий некоторое представление об этом вопросе.

Красный дракон

Гримуар смог собрать в одну, столь малую книгу основную суть того, что из-за бесчисленных повторов, пересказов и двусмысленностей делали чрезвычайно трудными для выполнения; гримуар компиляции вызывательных каббалистических техник. Не является самостоятельной книгой и может рассматриваться, как дополнительная, притом с большим недоверием.

Енохианские ключи
Создание гримуара Енохианских ключей связано с именами английских оккультистов XVI в. Джона Ди и Эдварда Келли. Джон Ди был довольно известным ученым тех времен, он занимался астрономией, математикой, алхимией и астрологией. Но главным делом жизни Ди были его оккультные эксперименты, из-за которых над ним постоянно висело обвинение в связях с Дьяволом.
Джон Ди задумал новую серию магических опытов, имеющих целью войти в непосредственный контакт с духами и получить от них новое знание.
Ди не считал свои магические способности достаточными для столь сложной операции. Поэтому он пригласил для совместной работы алхимика Эдварда Келли, который обладал даром ясновидения. Первые из сведений, полученных Ди и Келли, мало чем отличались от традиционной средневековой мистики. Они общались с духами, соответствующими каждой из 7 известных в то время планет (включая Солнце) - так называемыми "королями" планет, узнавали их имена, а также имена их "принцев" и "министров". Кроме того, Ди и Келли, также с помощью общения с духами, составляли магические квадраты и таблицы. Но, наконец, духи начали открывать терпеливым исследователям нечто принципиально новое. Это были 19 магических текстов на неизвестном ранее языке, которые впоследствии были названы Енохианскими ключами (Ди и Келли не использовали это название). Тексты диктовались духами по букве, задом наперед. Переводы давались позже, отдельно. Несколько раз полученные тексты пугали Эдварда Келли, и он порывался отказаться от опытов, но Джону Ди удалось настоять на своем.

Черная сова (Сокровище Старца Пирамид)
Впервые вышла во Франции в 1839 году (сразу вслед за «Черной курочкой»). Подлинная наука Талисманов, чтобы вызывать духов всех видов, управлять ими, получать всё желаемое и рассеивать их злые чары.

Церемониальная магия

За рамками обычных психологических исследований, являющихся основным занятием психиатрии, скрыт мир таинственных и сомнительных опытов, на которые психиатры отваживаются лишь изредка, оставляя их почти целиком неформальным исследователям. Этот мир - легендарная и чудесная Теургия, царство Магии и Колдовства

Запретные Ритуалы

Руководство по некромантии. Гримуар рассказывает о том, как вызвать демона в форме лошади с помощью заклинаний, кольца, с выгравированным на нем именем Tetragrammaton, и диаграммы, нарисованной кровью удода или летучей мыши.

Тайны Червя
Автором «Тайн Червя» считается римлянин Тэрций Сибеллиус (р. 280 г н.э.) В молодости он нес военную службу в Египте. Отличался живым и острым умом, а также страстью к собирательству разного рода артефактов. За небольшие суммы он приобретал, но чаще изымал силой у местного населения статуэтки, амулеты, свитки папируса с информацией религиозного и философского содержания. К христианству, как большинство здравомыслящих людей того времени, он относился резко отрицательно, но и в поклонении римским богам, вероятно, не видел никакой пользы.

"Деломеланикон" или "Девять врат в Царство Теней"
«Деломеланикон» или «Книга Древнего Света» была в каталоге сожженной Александрийской Библиотеки в 646 году. Книгой владел Роджер Бекон и цитировал ее. Считается, что один экземпляр книги принадлежал Царю Соломону. На книгу ссылается Джордано Бруно. В 1666 году книгу отпечатал Аристид Торкья (Венеция), за что сожжен на костре в 1667, вместе с частью книг. Другая часть гуляет по букинистам. Считается, что автором гравюр к книге и части магических загадок и заклинаний был сам Люцифер.

Пифагор Золотые стихи
Наиболее знаменитым из всех фрагментов Пифагора являются " Золотые стихи", приписываемые ему самому, содержащие ту часть его учения, которую его ученики, сочли возможной для непосвящённых.

Золотая ветвь
Книга известного религоведа Джеймса Фрэзера принадлежит к числу фундаментальных исследований, по своей сути, не является гримуаром, тем не менее, содержит информацию нужную магу.

Древние книги, открывающие тайные знания.

Людей издревле привлекала возможность использовать некие тайные знания, чтобы получить власть, богатство или стать посвящённым. Именно магическим практикам посвящены 10 древних книг нашего обзора, в которых изложены сложные и таинственные ритуалы, представляющие собой ключ к общению с потусторонними духами.

1. "Чёрная курочка"


В гримуаре "Чёрная курочка", который был написан во Франции в 18 веке, рассказывается о изучении магических талисманов - специальных объектов с выгравированными мистическими словами, которые защищают владельца, и дают ему мистическую силу. Как принято считать, эта книга была написана неизвестным солдатом армии Наполеона, который утверждал, что получил знания от таинственного мага во время экспедиции в Египет.

"Чёрная курочка" включает в себя подробные инструкции о том, построить талисманы из бронзы, стали, шелка и специальных чернил. Также есть подробные описания вызова джиннов, существ из дыма и огня, которые способны принести владельцу настоящую любовь. Если амбиции владельца немного более циничны, то гримуар расскажет, как сделать талисманы, которые вынудят любого молчуна рассказать все свои секреты. Вершина мистического учения книги - создание черной курицы, которая способна отыскивать клады.

2. Арс Алмадель


Книга "Арс Алмадель" является четвертою частью "Малого ключа Соломона", также известного как "Лемегетон". Эта книга, которая является гримуаром демонологии, составленным в 17 веке неизвестным автором, описывает как построить Алмадель-магический алтарь из воска, который позволит общаться с ангелами. Алмадель рассказывает о четырех небесах, или "хорах", на каждом из которых живут уникальные ангелы со своими способностями. В тексте приводятся имена ангелов каждого Хора (например, Геломирос и Афизира), как надлежащим образом направить свои запросы к ним, а также когда их лучше вызывать.

3. Пикатрикс


Пикатрикс - древний гримуар астрологической магии. Первоначально написанный на арабском языке под названием "Гайят Аль-Хаким" в 11-м веке, он состоит из 400 страниц астрологической теории. Также в нем есть заклинания и обряды как направить оккультные силы планет и звезд для достижения личной власти и просветления. "Пикатрикс", пожалуй, известнен больше всего благодаря своим непристойным магическим рецептам. Эти ужасные и потенциально смертоносные рецепты предназначены, чтобы вызвать состояние измененного сознания и "выйти из своего тела". Ингредиенты, используемые в рецептах, явно не для слабонервных: кровь, телесные выделения и мозговое вещество, смешанные с большим количеством гашиша, опиума, и психоактивных растений.

В греческих магических папирусах, которые датируются вторым веком до н.э., были перечислены разнообразные заклинания, ритуалы и гадания. К их числу относятся инструкции о том, как вызвать безголового демона, открыть двери в потусторонний мир и защитить себя от диких зверей. Пожалуй, наиболее желанным из всех заклинаний в книге было описание того, как получить сверхъестественного помощника из потустороннего мира, который будет выполнять все распоряжения заклинателя. Наиболее часто в папирусах встречаются заклинания, которые помогают предсказать будущее. Одним из самых известных обрядов, описанных в папирусах, является "Литургия Митры". Эта церемония описывает, как подняться по семи высших планах бытия и пообщаться с божеством Митра.

5. Гальдрбук


Исландский гримуар "Гальдрбук", который был написан в 16-м веке, является сборником из 47 заклинаний, составленным несколькими магами. Как и большинство исландской магии того периода, Гальдрбук в значительной степени основывается на рунах, которые имеют магические свойства, если их высечь на объектах, а также нарисовать на теле или бумаге. Среди рун, описанных в Гальдрбуке, есть те, которыми можно добиться благосклонности влиятельных людей, вселить страх во врагов и заставить кого-то уснуть.

Большинство заклинаний, найденных в Гальдрбуке, являются "светлыми заклинаниями", предназначенными для защиты колдующего и для лечения различных недугов. К примеру, описано какими рунами лечить усталость, проблемы при родах, головные боли и бессонницу. Другие заклинания носят довольно своеобразный характер. Заклинание 46, под названием "Руна Фарт", насылает на врага дикий приступ метеоризма. Заклинание под номером 27, предназначено для рисовании на чьей-либо пище, после чего жертва заболеет и будет не в состоянии кушать весь день. Руна 30 предназначена для уничтожения животных других людей. Есть также описания рунических жезлов для ограждения дома от нежелательных посетителей, поимки воров, и для того, чтобы выиграть судебный процесс.

6. Магический Арбатель


Составленный в конце 16-го века неизвестным автором, "Arbatel De Magia Veterum" является всеобъемлющим справочником духовных советов и афоризмов. Также Арбатель считается книгой для мистический самопомощи. В книге есть ряд ритуалов, чтобы вызвать семь небесных правителей и их легионы, которые правят над частями Вселенной.

К примеру, правитель Бетель принесет чудесные лекарства, а Фалек поможет воинам добиться славы. Тем не менее, способность выполнять эти ритуалы будет дарована только человеку, который " появился из чрева матери, чтобы творить магию", а для всех остальных он будет бесполезен. В Арбателе также упоминаются прочие полезные духи стихий, которые существуют по ту сторону завесы физического мира, в том числе пигмеи, нимфы, дриады, сильфиды и сагани.

7. Арс Нотория


"Арс нотория" - соломонов гримуар, составленный в 13 веке. Он не содержит каких-либо заклинаний или рецептов зелий. Книга предназначена для сосредоточения внимания на обучении, развитии памяти и осмыслении сложных книг.

8. Псевдомонархия демонов


"Pseudomonarchia Daedonum" была написана знаменитым врачом и демонологом 16-го века Иоганном Вейером, который был очень вдохновлен своим бывшим учителем - немецким оккультистом Генрихом Корнелиусом, более известным как Агриппа. Книга является каталогом 69 благородных демонов, которые занимают значимые места в иерархии Ада, а также методов их вызова. К примеру, маркиз Набериус приходит в виде ворона и "делает человека способным ко всем искусствам". Президент Форас поможет найти потерянные вещи или сокровища. Хаагенти может превратить воду в вино, Шакс уведет любую лошадь, а Абигор способен предсказать исход любой войны и судьбы солдат.

9. Книга Гонория


Также известная как "Liber Juratus Honorii", Заклятая книга Гонория является средневековым гримуаром, в основном посвященным ритуальной защитной магии. По слухам, работа была написана Гонорией Фиванским, таинственной, возможно мифологической личностью, существование которой подвергается сомнению. Книга начинается с резкой критики в адрес католической церкви. Церковь, убежденного врага темных искусств. Она якобы развращена дьяволом, целью которого является обречь человечество, избавив мир от преимуществ магии.

Заклятая книга имеет высокие требования к своим адептам. Всего может быть сделано только три экземпляра этой книги, владеть ей случайно невозможно - чтобы обрести книгу Гонория нужно найти достойного волшебника и унаследовать гримуар на его могиле. Также адепт должен избегать женского общества. Как и многие другие гримуары, ритуалы этой книги направлены, в основном, на призыв ангелов, демонов и других духов, чтобы получить знания и силы.

10. Книга Абрамелина


Написанная в 15-м веке, "Книга Абрамелина" является одним из самых известных мистических текстов всех времен. Это работа Авраама фон Вормса, еврейского путешественника, который якобы столкнулся с загадочным магом Абрамелином во время путешествия в Египет. В обмен на 10 флоринов и обещание быть благочестивым, Абрамелин подарил эту рукопись Аврааму, который затем передал ее своему сыну Ламеху.

В гримуаре описан всего один ритуал, но он очень трудный. Ритуал состоит из 18 месяцев молитв и очищения, и рекомендуется только для мужчин с крепким здоровьем в возрасте от 25 до 50 лет. По поводу женщин исключение может быть сделано только для девственниц. Если в точности выполнить все шаги полуторалетнего ритуала, то адепт войдет в контакт со своим святым Ангелом-Хранителем, который одарит его некромантией, гаданием, предвидением, управлением погодой, знанием секретов, видением будущего и способностью открывать запертые двери.

Этот текст оказал глубокое влияние на знаменитого оккультиста Алистера Кроули, который утверждал, что пережил несколько сверхъестественных явлений после того, как он прошел ритуал и вступил в Герметический Орден Золотой Зари, британский магический орден 19-го века. Кроули позднее использовал книгу в качестве основы для своей системы магии.

Не менее интересные и полезные знания можно получить из - документальных подтверждений событий, происходивших тысячи лет назад.


В Средневековье наряду с проповедованием христианства активно развивалась черная магия. Поэтому помимо Библии люди интересовались так называемыми гримуарами – пособиями по оккультным наукам. Считалось, что неискушенный человек, пролистав одну из таких «черных книг», лишался разума. Сумевший же ее понять получал магические силы и ключ к темным знаниям.

Некрономикон





Считается, что «Некрономикон» , или «Аль Азиф», (что в переводе с арабского означает «Книга мертвых») содержал в себе своды заклинаний, произнеся которые можно вызывать темных существ с потустороннего мира. Авторство приписывают некоему Абдуле Аль-Хазреду, жившему в 600-700 гг.

Первое упоминание о «Некрономиконе» в ХХ веке сделал писатель Говард Лавкрафт в одном из своих произведений. Он настолько правдоподобно описал содержание книги, ее переводы с арабского на другие языки, что многие полагали: Лавкрафт видел ее лично. Многие исследователи склонны считать, что «Некрономикон» - это не что иное, как плод фантазии писателя, а такая книга никогда не существовала на самом деле.

Тайны Червя



Есть мнение, что «Некрономиконом» вполне могла быть книга «Тайны Червя» (De vermis mysteriis). Около 1680 года некий монах нашел рукопись в одном из замков Британии и отвез ее в Ватикан. Там сделали несколько экземпляров, несмотря на то, что книга была запрещена к прочтению. При правлении Феодосия I Великого «Тайны Червя» были сожжены, но некоторые экземпляры попали в руки адептов черной магии.

Один из образцов книги имела у себя оккультная секта «Запредельного безумия» и «Бесформенного Хаоса». Любопытно, что она просуществовала с раннего Средневековья и вплоть до английской буржуазной революции. Многие полагают, что ее могущество объяснилось наличием книги.

Кодекс Гигас



В Шведской королевской библиотеке в Стокгольме хранится огромный фолиант «Кодекс Гигас» , датированный XIII веком. Его также называют «Библия Дьявола». По легенде ее написал бенедиктинский монах не без помощи лукавого.

Однажды монах, чтобы искупить свои прегрешения, дал обет за одну ночь написать такую книгу, в которой будут раскрыты все тайны мира. Когда послушник понял, что до рассвета не закончит работу, он обратился за помощью к дьяволу в обмен на душу. Конечно сатана не упустил возможности внести свои коррективы и запечатлел там свое изображение. Кроме его портрета, на страницах книги есть еще множество рисунков с чертиками.



Стоит отметить, что в самой книге находятся тексты Ветхого и Нового Заветов, 20 книг «Этимологий» Исидора Севильского, «Чешкая хроника» Козьмы Пражского и прочие трактаты. Книга написана на латыни, иврите, греческом и церковнославянском языках.

Библия Черта



Не только в Европе увлекались чтением оккультных книг, на Руси также находились желающие вызвать дьявола. Существует легенда о «Библии Черта». Считается, что рукопись прибыла из Византии. Некоторые исследователи полагают, что ею могла быть книга Петра Могилы «Черная магия».
По легенде эту книгу хотели растиражировать в Киеве. Узнав об этом, Иван Грозный приказал уничтожить все экземпляры, а тех, кто имел хоть какое-то отношение к «Черной магии» - казнить или навсегда отправить в монастыри.



Книги Средневековья удивляют не столько своим содержанием, сколько формой. Эти Они - настоящие произведения искусства.

(фр. grimoire) - книга магических процедур и заклинаний для вызова духов (демонов), или содержащая колдовские ритуалы.


Гримуары – это книги древних магов, содержащих записи о магических знаках, ритуалах, ангелах, демонах, богов и прочих сущностях и способах их призвать для совершение сделки. До наших времен дошло мало таких книг. Большая часть сохранившихся и сейчас спрятаны от общих глаз. А те, что известны содержат очень много ошибок, так как перепечатывались или писались в ручную. Многие попытавшиеся их использовать отделывались не только лёгким испугом.

Гримуары возродили магию в конце XIX века, став источником вдохновения для оккультистов, художников и писателей современности.

Сейчас мало кому известно, что такое «гримуар», однако связь с этим словом тесно связана с образом ветхой старинной книги, которая содержит тайные знания, могущественные заклинания именно таково истинное значение этого слова. Откуда же взялся такой образ?

Профессор из университета Хертфордшира Оуэн Дэвис, в своём раследовнии попытался реконструировать историю магических книг. Он считает, что история гримуаров корнями уходит в Древний Египет. Слово «гримуар» имеет происхождение от искажённого старофранцузского grammaire, которым называли книги на латыни, причем разной тематики и направления. В сознании простого люда вплоть до средневековья образ таких книг так сильно сросся с понятиями таинственного, загадочного, тёмного и опасного, что продолжительное время гримуарами считались почти все книги, чьё содержание было непонятно.

Позже, по Дэвису, случилась, подменна понятий. Интерес к древним традициям и утраченным знаниям начал расти, это привело к росту популярности каббалы, зороастризма и других древних знаний - так, настоящим хитом средневековья стал «Малый ключ Соломона» (или «Гоетия»). Сильно поспособствовали этому средневековая демонология и теософы. Появилась необходимость нарисовать отталкивающий, яркий и детальный мир ада, совершенствуя и дополняя образы христианских демонов. Разумеется, появились книги, которые описывали практику магии и управление этими тёмными силами.

Эзотерики и оккультизма очередную популярность обрели в начале ХХ века, совпав с массовым просвещением, развитием науки и новых технологий. Изначально на заре расцвета темных книг люди в них пытались найти волшебные способы излечить себя и своих родных, разбогатеть или приворожить. Зато в ХХ веке это утратило свою актуальность. Логика этого была проста, зачем лечебный отвар, если можно сходить к доктору? Для чего призывать демона, способного найти клад, если кладов не осталось? От этого образ книг не только не лишился своей притягательности, а напротив, повысился.

И это не случайно. Профессор уверен: гримуары - это часть истории, ставшая частью культуры. В итоге книга как предмет оккультный, закрытый, доступный посвящённым, останется атрибутом тайны, знания и силы.

Наверное один из самых известных магических гримуаров, гримуар содержит ценные сведения о подготовке и проведении . Манускрипт написан на французском, латыни, немецком и итальянском языках. Самая старинная рукопись с которой работал английский редактор была написана на латыни в шестнадцатом веке.

На папский престол в 1216 году взошел один из адептов Ордена Хранителей Смерти, по имени Гонорий III (Гонорий III (лат. Honorius PP. III, в миру - Ченчио Савелли, итал. Cencio Savelli; 1148, Рим - 18 марта 1227, там же) - патриарх с 18 июля 1216 года по 18 марта 1227 год. При его правлениии пошло быстрое развитие Инквизиции. Был даже учрежден орден св. Доминика, в составе которого входили дополнительные службы, основная работа которай заключалась в борьбе с ересью и обеспечение поддержки Инквизиции. Доминиканский орден стал оплотом и исполнительным органом Инквизиции, в него вошли многие представители Ордена Хранителей Смерти. Главным трудом, возводящимся к Гонорию, является «Гримуар Гонория». «Манускрипт Гонория» увидел свет между 1628 и 1671 годами в Риме. Практикующие Маги (в числе которых и , он обожал заклинания из «Гримуара Гонория») свидетельствуют о высокой эффективности ритуалов, и, кто бы ни был его автором, значение этого Гримуара в магической традиции сравнимо только с Лемегетоном.

Истинный Гримуар

Grimorium verum или Истинный гримуар является учебником и содержит множество заклинаний, рецептов, молитв, и рекомендаций для мага. Гримуар был переведён с еврейского Plaingiere, доминиканский иезуит, вместе с Собранием Любопытных Тайн. Первоначально его опубликовал в Мемфисе в 1517 году Алибек Египтян. Итальянский вариант "Истинного гримуара" увидел свет в 1880 году.

Артур Уэйт в конце 19 – го века написал: что касается происхождения "Магии Арбателя", авторства и даже объёма этой книги, остаётся загадкой. Рукописей "Арбателя" не существует. В первом печатном издании указан город Базель и датирован 1575 годом. Гримуар на латинском, многочисленные ссылки на события итальянской средневековой истории позволили Уэйту предположить, что автор книги итальянец. Артур Уэйт относит этот текст к "ритуалам трансцендентальной магии", другими словами, он считает, в нём нет "опасных конструкций", которые могли бы послужить Чёрной магии. Автор "Арбателя" описывает содержание девяти томов и обещает читателю подробнейший рассказ о различных магических искусствах всех народов. Однако в оригинале книга включает лишь вводный том он же и первый, который содержит своеобразный "этический кодекс" мага и некоторые сведения по планетарной ("олимпийской") магии. Были ли написаны восемь остальные томов, - неизвестно.

Гримуар Гептамерон свое название получил за то, что в нём описаны заклинания на каждый день недели. Заклинания позволяют вызывать ангелов соответствующего дня. Первый раз книга была издана в Лионе на латинском языке на рубеже XVI-XVII веков. Гримуар приписывается Петру де Абано французскому ученому 18-го века. Артура Уэйта же утверждает, что книга, написана спустя 300 лет после его смерти. В книге описанны принципы магического общения. И поскольку круги обладают очень большой силой (они являются своего рода защитными крепостями для оператора, охраняя его от злых духов), в первую очередь в работе изучается как раз создание магического круга.

Гримуар охватывает всю Белую и Чёрную Магию или . Книга была скрыта от Давида (отца ) первосвященником Садоком (Sadock) из-за Великих Тайн, содержащихся в ней. Лишь в 330 году н. э. гримуар получил "второе рождение" при Константине Великом первом христианском императоре. Император отправил гримуар папе Сильвестру в Рим для перевода. Следующим хозяином книги был император Карл Великой, а после одобрение римским папой Юлия II, была опубликована.

В гримуаре даны указания по работе с духами огня, воды, воздуха, земли, Юпитера, Венеры, Марса, Сатурна, Солнца, Меркурия и формулы магической каббалы вместе с извлечением из . Так же в работе представлены надписи с табличек, которые Моисей со своими единомышленниками использовал при выполнении магических ритуалов в качестве дополнения к основному одеянию.

В Париже в библиотеке Арсенала хранится рукопись XVIII века, автором которой принято считать Маг Абрамелин. На английский язык в первые его перевили в 1898 году с тех пор по книге учатся "волшебники" нового времени. По одной гипотезе есть предположение, что автором книги был некий немецкий еврей из Ворса, живший в XIV-XV веках. В приведенных данных книги и того, что известно из истории, можно сделать предположение, что за псевдонимом Абрамелина скрывался учёный раввин Авраам Иаков бен Моисей ха Леви Моэллин.