Что такое методический прием? Виды и классификация методических приемов. Методические приемы на уроке

Методы и приёмы обучения

Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

Метод – понятие многомерное и многоаспектное. Каждый метод обучения обладает множеством свойств и признаков, вследствие чего существует достаточно много принципов их дифференциации. Поэтому в педагогической науке нет единого подхода к выделению методов обучения

Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др. Этот список далеко не полон.

В процессе обучения учитель использует различные методы: рассказ, работу с книгой, упражнение, демонстрацию, лабораторный метод и др. При этом важно помнить, что ни один метод не является универсальным, т. е. отдельно взятый метод не даст необходимых результатов в полном объёме. Хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании целого ряда методов, дополняющих друг друга.

Эффективность методов обучения в той или иной педагогической ситуации зависит от конкретных целей и задач обучения. Важнейшей составляющей педагогической компетентности является умение учителя правильно выбирать и применять методы обучения.

Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов, среди которых:

· цели образования, воспитания и развития учащихся;

· особенности содержания изучаемого материала;

· особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;

· время, отводимое на изучение того или иного материала;

· уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;

· уровень педагогического мастерства учителя;

· материально-технические условия обучения.

Рис. 4.4. Выбор методов обучения

Методы обучения в практике работы реализуются с помощью приёмов и средства обучения, т.е. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определённых приёмов и средств.

Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения. Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат и т.д.

Приём обучения можно рассматривать как отдельный шаг в практическом применении метода. Последовательность этих шагов в процессе реализации метода и приводит к цели обучения.

Рис. 4.5. Соотношение приёма и метода

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование.

Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).

Методы обучения вырабатываются в опыте многих педагогов и совершенствуются десятилетиями. Многие из современных методов появились много веков назад. Например, рассказ и упражнение были известны уже в школах Древнего мира, а в Древней Греции Сократ усовершенствовал метод беседы и стал применять его для развития мышления и активизации познавательного интереса учеников. В отличие от методов, приёмы могут создаваться в опыте отдельно взятого учителя, определяя уникальность его индивидуального педагогического стиля.

ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ

конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. П. о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познават. деятельностью и обусловливаются целью применения. В пед. лит-ре П. о. часто трактуется как часть метода, отд. акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных уч. задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков П. о.

Реальная обучения состоит из определённых приёмов. На уровне уч. предметов сочетания приёмов составляют методики и даже целостные метод. системы. Поскольку П. о. по каждому уч. предмету множество, то критерием определения их сущности, полноты и достаточности являются обще-дидактич. метод. конкретно воплощаемый данным П. о., и организуемая познават. деятельность. При этом одни П. о. способны служить осуществлению ряда методов, т.е. меняют свою пед. сущность, другие - обслуживают только один метод. Так, приём работы с учебником, картой, графиком может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследоват. методы; приём неоднократного переформулирования учителем данного им объяснения явления обслуживает только объяснительно-иллюстративный метод и т. д. Но сколько бы ни было П. о., все они определяются общедидактич. методами обучения и не выходят за рамки этих методов. В частнопредметном методе обучения, т.е. методе, специфическом для каждого уч. предмета, наборы П. о. вариативны, зависят от конкретного содержания уч. материала и предполагаемого уровня усвоения. В рамках одной и той же цели конкретная методика обучения включает множество сочетаний разл. П. о., что создаёт условия для выбора учителем приёмов, их сочетания и конструирования новых. Правильный выбор П. о. и их сочетаний обусловлен особенностью содержания (готовые , навыки и умения, эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения), способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приёма. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная уч. ситуация.

Актуальной проблемой является создание системы П. о. по каждому уч. предмету, соответствующих дидактич. системе методов обучения. Эти системы вариативны и являются сферой неограниченной творческой инициативы методистов и учителей, характеризуя их индивидуальный облик и метод. почерк.

Лит.: Ительсон Е. И., Приемы и методы обучения, СП, 1972, №2; Харьковский 3. С., Чу раков а Р. Г., Методы и приемы обучения, в. 1-3, 1973-77; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанского, М., 1981. И. Я. Лернер


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ" в других словарях:

    ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ - ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ. Конкретные действия и операции преподавателя, цель которых – сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач процесса обучения. В структуре каждого метода… …

    Приёмы обучения - конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. П.о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. В педагогической… … Педагогический терминологический словарь

    приём - а; м. см. тж. приёмный, приёмчик 1) к принять принимать 1), 9), 11), 16) Приём заявлений. Приём и сдача дел. Приём на подгот … Словарь многих выражений

    ПРИЁМ - ПРИЁМ. Базисная категория методики, наименьшая обучающая единица в деятельности преподавателя, «элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавателя на определенном этапе практического занятия» (Ляховицкий,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    приём - ПРИЁМ, а, м Способ действий при выполнении, осуществлении чего л. Приемы обучения … Толковый словарь русских существительных

    Приём Хартманна - Эрих Хартманн нем. Erich Alfred Hartmann 19 апреля 1922 20 сентября 1993 Прозвище Bubi Белокурый рыцарь Черный Дьявол … Википедия

    При искусственном освещении - 11.16 При искусственном освещении в учебных помещениях должны обеспечиваться нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Методы активного обучения - (МАО) совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала … Википедия

    Система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. М. о. характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) - Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Коммерческая география России. Теоретические основы курса и методика обучения , Е. Л. Плисецкий. В монографии впервые в современной географической и экономической литературе дается обоснование нового научного и образовательного направления - коммерческой географии, формирующегося на… Купить за 713 грн (только Украина)
  • Хрестоматия социо/игровых приёмов обучения на школьных уроках. Интерактивные технологии современного образования в начальных классах , В. М. Букатов, А. П. Ершова. Использование социо/игровых приёмов на занятиях пробуждает интерес детей друг к другу. Но оно помогает и учителям в их способности понимать своё и детское поведение. А следующим шагом - уметь…

Педагогические технологии.

В настоящее время человеческая культура (будь то наука, искусство, техника или коммуникация) «оглядывается» назад в попытке понять, что она собой представляет и куда движется.

Этой общей тенденции соответствуют процессы, происходящие в отечественной и зарубежной педагогической науке и практике. На сегодняшний день задача состоит в том, чтобы превратить школьное образовательное пространство из потенциально образовательного в подлинно саморазвивающуюся систему, основанную на самопроектировании и способствующую решению многообразных и сложных задач становления личности в культуре, т.е. такое образовательное пространство, в котором ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

Создание же условий, при которых ученик является субъектом деятельности, т.е. становится активным участником образовательного процесса, возможно различными способами. Среди этих способов, как правило, выделяют три. И построены они, во-первых, на основе интереса к знаниям, во-вторых, на основе увлекательного способа изучения предмета и, в-третьих, на мотивации учения.

400 лет назад в Польше, Западной Белоруссии существовали братские школы. Учителя в этих школах считали, что только с помощью образования можно победить врага. А главное для них было – следование заповеди: «Прежде люби детей, а потом учи». На сегодняшний день эта заповедь также актуальна, только следуя ей можно добиться успеха. Гораздо позже Н.К. Крупская утверждала, что любая истина из уст ненавистного учителя – ненавистна. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Саморазвитие же личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса, который, обеспечивается учителем использованием современных развивающих педагогических технологий.

Технология I

«Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Задача этой технологии – воспитание иного ученика, ученика, умеющего работать самостоятельно. Эту технологию можно широко применять при работе с текстом, когда обязательно предусмотрено чтение и письмо. Работу по этой технологии можно разбить на три этапа .

1-й этап – это «Вызов» (мотивация) . Учитель должен постараться вызвать интерес ученика. (Например начать с названия текста. О чем он? Заинтересовать ребенка.)

2-й этап – это «Осмысление», т.е. заинтересованный ребенок самостоятельно читает текст, пытаясь изобразить его схематично (тот же опорный сигнал по Шаталову или план, только развернутый на плоскости и минимизированный комментариями).

3-й этап – это «Рефлексия», т.е. переработка информации при обсуждении с одноклассниками; и здесь же может быть закрепление в виде пересказа устного или письменного.

Технология II

«Коллективно-взаимное обучение».

Применять эту технологию можно при изучении нового материала, расширении знаний по какой-либо теме, при повторении.

На таком уроке ребята могут работать, как в группах, так и индивидуально, самостоятельно. Если учитель предпочел первую форму работы, то каждая группа должна в конце урока выступить с выводами.

Каждый школьник в процессе коллективно-взаимного обучения участвует в обсуждении информации с партнерами. Кроме этого здесь действует принцип, установленный психологами: прочитанный материал усваивается на 20-30%, услышанный – 30-40%, а использованный на практике усваивается на 50-70%. Обмен информацией, идеями, собственным опытом, быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников, выявление и обсуждение разногласий и расхождений, выход чувств и переживаний: все это создает именно те условия при которых:

  • совершенствуются навыки по данному материалу;
  • включается в работу память;
  • каждый ученик чувствует себя более свободно;
  • несмотря на то, что обучение коллективное, способ деятельности для каждого индивидуальный;
  • формируется умение ребенка работать в коллективе. Это и есть преимущество этого способа обучения.

Технология III

«Модульное обучение».

Весь материал по какой-либо большой теме делится на отдельные блоки. Задания могут быть разного уровня, т.е. присутствует личностно-ориентированный подход в обучении. В каждом блоке обязательно должна содержаться проверочная работа.

Урок по модульной технологии можно построить, используя несколько форм работы. Например:

1-й этап урока – это диспут на заданную тему, который способствует развитию логического мышления; формирует умение задавать вопросы и отвечать на них. В основе диспута лежит научная полемика, а раз полемика - значит сотрудничество.

2-й этап урока – конспект-лекция. Т.е. учитель излагает новый материал в форме лекции, а учащиеся делают конспект, выписывают основные мысли, составляют схематическую модель излагаемого материала и т.д. и тому подобное. Эта работа помогает развивать самостоятельность и умение выбирать нужную информацию.

3-й этап урока – лекция с обратной связью, т.е. после 2 этапа учитель задает ряд вопросов по теме, а ответы учеников, которые они дают при помощи своих конспектов, позволяют понять, на сколько усвоен материал.

Технология IV

«Интегративный подход в обучении».

Известно, что профильный характер старшей ступени требует более глубокого, прагматичного характера обучения. Принцип междисциплинарной взаимосвязи, позволяющий обеспечить практическую направленность и индивидуализацию образования, является основным принципом интегративного обучения.

Практическое применение системы интегративного обучения показывает , что эта система:

  • формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, общеучебные умения, навыки самообразования, позволяющие в дальнейшем адаптироваться к динамичным условиям образовательного пространства;
  • обеспечивает развитие и формирование коммуникативной компетенции, а именно способности вести диалог в естественных ситуациях общения;
  • способствует воспитанию бережного отношения к культурным ценностям не только своей страны, но и уважению к традициям и обычаям других народов;
  • имеет профориентационный характер обучения, так как учащиеся могут сравнить, найти сходства, различия по изучаемым проблемам в разных областях, тем самым определяя область своих интересов.

При освоении интегративного курса необходимо обозначить предметно-содержательный аспект, а именно:

  • минимум информативности, которая включает в себя теоретический и фактологический блоки знаний;
  • языковой аспект: выражения теоретических знаний и лексико-грамматические средства выражения фактологических знаний;
  • коммуникативный аспект: при помощи лексико-грамматических средств тематического словаря совершенствуется коммуникация с целью информирования своего собеседника-слушателя;
  • познавательный характер интегративного курса, который предполагает широкое использование текстового материала, так как текст – источник приобретения знаний как теоретических, так и фактологических.

Таким образом интегративный курс предполагает перенос функций общения (познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной, этикетной), которыми ученик овладевает в рамках базового уровня одного предмета, на новое предметное содержание.

Технология V

«Технология работы с аудио- и видеоматериалами».

Основными задачами использования такой технологии на уроках являются:

  • «погружение» учеников в мир конкретного фрагмента урока или самого урока;
  • развитие у учеников таких когнитивных умений, как наблюдение, выбор, антиципация, выдвижение гипотез и т.д.;
  • обучение анализу урока или фрагмента;
  • обучение комментированию и критическому отношению к реализации задач урока или фрагмента.

Работа по данной технологии базируется на 3-х известных в методике этапах работы с аудио-, видеоматериалами:

1-й этап – работа до просмотра/прослушивания;

2-й этап – просмотр/прослушивание;

3-й этап – работа после просмотра/прослушивания.

Эта технология позволяет

  • формировать у учеников чувство уверенности – «я тоже так могу»;
  • «шлифовать» свои знания, навыки, умения;
  • развивать у учеников навыки самостоятельной деятельности.

Очень полезно приобщать к проведению урока по этой технологии учеников, которые в будущем, возможно, станут учителями, т.к. это помогает развивать и прививать творческий подход к организации проведения урока; позволяет научить серьезному отношению к выполняемой работе; и, самое главное, помогает создавать у учеников ощущение нужности для школы.

Технология VI

«Здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие технологии на уроках помогают сохранить и укрепить здоровье учащихся. Процесс обучения в школе требует от ребенка не только умения учиться. Он должен быть физически и психологически готов систематически выполнять школьные задания вне зависимости от собственного желания.

Понятие «Здоровьесберегающие технологии» - это ни что иное, как разнообразие приемов, форм и методов работы, потому что постоянная смена деятельности снимает, как физическую, так и психологическую нагрузку, а значит, защищает здоровье учащихся от нанесения потенциального вреда.

На уроках учитель должен максимально снизить негативное влияние нервно-физического напряжения, а для этого, «переключать» детей с одной деятельности на другую. Включать в уроки небольшой блок изученного материала, физминутку и музыкальную паузу. Все это дает дополнительную энергию, радостное настроение, появляется блеск в глазах детей. Знакомый материал – это определенные знания, умения и навыки, а они помогают достичь такой степени эмоционального благополучия, которая позволит детям полноценно «прожить» урок (на первом этапе урока). Второй этап урока, как правило, предполагает какую-то проверку, а это всегда стресс («вдруг, неправильно!»). Лучший способ быстро выйти из состояния стресса – физические упражнения, движение. В конце урока оставить время для музыкальной паузы - это превосходный способ снять напряжение, ведь хорошая музыка оказывает положительное влияние, как на физическое состояние, так и на психику.

Технология VII

«Метод проектов».

Всякий намеченный комплекс работ, необходимых для достижения некоторой цели, называют проектом.

Каждая отдельная работа, входящая в комплекс (проект), требует затраты определенного времени. Некоторые работы могут выполняться только в определенном порядке. Существуют работы, входящие в комплекс, которые могут выполняться независимо друг от друга, одновременно.

Метод проектов - обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Суть метода проекта – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентированные проекты (информационные), практико-ориентированные (прикладные).

Как пример, проект по теме: "What are you going to be?"

Проблема: правильный выбор профессии.

Тип проекта:

Учебная цель: предоставить учащимся практику в разработке коммерческого предложения своей рабочей силы на иностранном языке.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с профессиями, сферой их деятельности;
  2. Изучить профессии родителей;
  3. Определить специфические профессии региона;
  4. Сделать выбор в пользу одной из профессий;
  5. Уметь аргументировать свою точку зрения;
  6. Обосновать необходимость и полезность выбранного вида деятельности для других;
  7. Уметь предложить свою специальность в коммерческих целях на иностранном языке;
  8. Планируемый результат: ученики разрабатывают план своего города через несколько лет, создают его проект и представляют как коммерческий продукт.

Материалы:

  • фотографии,
  • иллюстрации.

Время работы: 6 уроков.

Работа над проектом:

Урок № 1.

1. Знакомство и активизация лексики по теме «Профессии»:

а) название профессии;
б) место работы;
в) характеристика деятельности.

2. Активизация грамматических структур:

а) глагол to be с названием профессий, употребление неопределенного артикля;
б) предлоги места при указании места работы;
в) I think, аргументация своего мнения.

Урок № 2.

  1. Знакомство и активизация лексики, обозначающей профессиональные действия.
  2. Работа над выпуском брошюры “What do you know about these professions?"

Урок № 3

Обсуждение профессий родителей и выпуск газеты.

Урок № 4

Знакомство с профессиями, определяющими специфику:

Выпуск брошюры (название профессии, иллюстрации, описание профессиональных действий). Работа в группах со словарем, обмен информацией между группами.

Урок № 5.

1. Активизация грамматических структур:

I" m going to ...
I want to ...
That"s why ..., аргументация своего выбора.

2. Обсуждение и защита минипроекта "My future job".

Урок № 6.

Защита проекта "Our town in future".

Учащиеся, предлагая свою рабочую силу как – коммерческий продукт, создают свой город. Обсуждение другими учащимися данных предложений и выбор одного из предложенных заведений.

Дается оценка данному проекту.

1-й прием

Этот прием можно использовать в начале урока и/или в конце урока как обобщение. Данный прием называется «синквейн» – от французского слова «пять». «Синквейн» включает в себя пять строк, первая строка состоит из одного слова, а каждая последующая увеличивается на одно.

Например возьмем для обобщения тему «Зима» и в виде разминки по заданной теме составим «синквейн». Итак,

1-я строка – Зима. (Тема)

2-я строка – Сезон года. (Что это?)

3-я строка – Зима – суровая пора. (Какой сезон? Что свойственно?)

4-я строка – Держитесь люди, скоро лето! (Свои эмоции)

5-я строка – Готовь сани летом, телегу – зимой. (Пословица или цитата)

или тема «Безразличие»

1-я строка – Безразличие (Тема)

2-я строка – Опасная черта (Что это?)

3-я строка – Равнодушие всегда опасно. (Чем это выражено?)

4-я строка – Безразличие должно быть наказуемым. (Свое отношение, эмоции)

5-я строка – Безразличный друг хуже злейшего врага. (Цитата)

2-й прием

Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления. Данный прием называется «кластер», в переводе с английского – гроздь.

Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..»».

Используя этот прием применяю следующие формы работы :

  • обсуждение в парах;
  • дополнение друг друга;
  • работа в группах.

Результат этой работы заключается в некой таблице:

Гроздей может быть сколько угодно, это зависит от темы.

Например тема «4 типа вопросов»:

3-й прием

Данный прием – это составление таблицы, которая называется ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Создавать эту таблицу можно по любой теме на любом предмете. Например на русском языке по теме «Числительные»:

В этой таблице возможна еще одна колонка – «Где узнать дополнительную информацию?»

4-й прием

Этот прием называется «пенсил», в переводе с английского карандаш. Данный прием ни что иное, как чтение с пометками. То есть изучение материала с карандашом в руках.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Итак, каждый учитель может придумать свою систему пометок, при чем ею можно варьировать. Например:

  1. + (то, что знаю);
  2. * (новая информация);
  3. ? (об этом хочу узнать больше);
  4. ! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

5-й прием

Чтение с остановками – это прием который также можно применять на любом предмете по любой теме.

Рассмотрим этот прием на примере урока литературы, при работе с эпизодам. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.

Задача учителя:

1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы) ;

2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ) ; и

3) подготовить задания по каждому из фрагментов. В конце урока предложить детям вспомнить пословицы и/или цитаты по теме.

В качестве домашнего задания, после проделанной работы, может быть предложено изложение по тексту.

Как вы сумели заметить, этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом. Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Понятие метода обучения является весьма сложным. До сих пор в педагогике не прекращаются дискуссии относительно более точной его трактовки.

Слово «метод» в переводе с греческого означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения»:

– способ взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленный на решение комплекса задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский);

– путь или способ достижения целей, решения задач образования (И.П. Подласый);

– апробированная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся (В. Оконь).

В педагогической энциклопедии 1965 года издания дается следующее определение методов обучения: «способы работы учителя и учащихся при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности»1.

Поэтому современное определение метода об. учения будет следующим.

Метод обучения – это способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, воплощенного в содержании образования 2.

Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания.

Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.

В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности.

С понятием «метод» связано понятие «прием». Считается, что прием – это составная часть метода, его деталь. Так, например, лекция – это метод обучения, а сообщение ее плана – это прием, активизирующий внимание учащихся и облегчающий восприятие учебного материала.

Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т. п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.

Приемы, соответствующие методу проблемно-го изложения:

  • контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
  • предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
  • раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
  • обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
  • членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
  • фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
  • интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
  • установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
  • риторические вопросы учителя в ходе изложения;
  • предъявление учащимся конфликтного примера.

Поскольку методы обучения имеют ряд характеристик, их можно классифицировать по множеству оснований. Это обстоятельство предполагает наличие различных подходов к классификации методов обучения. Проблема классификации методов обучения приобрела особую остроту в 60–70-е годы XX столетия. Не было ни одного крупного отечественного дидакта, который не высказывал бы свою точку зрения по этому вопросу. Е.И. Петровский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др. считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники , из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические . И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделили следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие): рассказ, лекция, объяснение работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
  • репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму. программирование;
  • проблемное изложение изучаемого материала;
  • частично-поисковый, или эвристический метод;
  • исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В дидактическом отношении наиболее практичной представляется классификация известного белорусского педагога И.Ф. Харламова. Он выделяет пять групп методов обучения:

  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение. школьная лекция, беседа; иллюстрация и демонстрация при устном изложении изучаемого материала;
  • методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторная работа;
  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные работы;
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование.

Дискуссия по проблеме классификации методов обучения значительно выдвинула педагогическую науку вперед, поскольку различные точки зрения отражали естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Вместе с тем, нельзя не признать, что несмотря на все предпринятые попытки, на сегодняшний день в дидактике общепринятая классификация методов обучения отсутствует.

Характеристика основных групп методов обучения.

Дидактические исследования показывают, что наименование и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Широкую известность о педагогической науке получила классификация, предложенная И.Е Петровским, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.. Они считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе ученые выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические.

К словесным методам обучения относятся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа.

Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы организации учебной работы.

Рассказ – метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего рассказ используется при предъявлении учебного материала, который носит описательный характер. Например краткая биография писателя на занятиях по литературе, материал о географическом положении и природных условиях той или иной страны по географии и истории, факты и примеры, относящиеся к истории научных открытий по физике, химии, математике.

Рассказ как метод применяется на всех этапах школьного обучения. Он активизирует восприятие, развивает интерес, любознательность, воображение и мышление.

В явном виде рассказ используется в основном на этапе ознакомления с новым материалом для создания целостного представления учащихся. На последующих этапах – сочетается с другими методами.

Эффективность метода обеспечивается продуманностью плана рассказа, последовательностью изложения материала, обоснованностью используемых примеров и фактов, применением приемов сравнения и сопоставления, ясностью, эмоциональностью, продолжительностью работы (от 10 до 15 мин.), наличием выводов.

Объяснение – это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения.

Применяется метод объяснения при раскрытии значения слов и понятий, принципов действия различных устройств, при изучении нового материала, построении системы научных рассуждений и доказательств, раскрытии причинно-следственных связей, изложении теоретических положений, раскрывающих сущность явлений природы или общественной жизни.

Эффективность метода объяснения зависит от глубокого знания научного компонента содержания учебных дисциплин, четкой постановки задач, определения сущности привлекаемой проблемы, последовательности раскрытия причинно-следственных связей, аргументации, построения доказательств, точности формулировок; глубины и доступности изложения, коррекции полученных учениками знаний; учета индивидуальных и психологических особенностей учащихся, мобилизации внимания детей.

Метод объяснения используется для работы со всеми возрастными группами. Более эффективным является в средних и старших классах. Это обусловлено большей развитостью у учащихся абстрактного мышления и возрастающим усложнением учебного материала.

Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно небольшого по объему учебного материала. Начиная же с 7–8-х классов учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 минут урока, а иногда и весь урок. Поэтому применяют лекционную форму.

Слово лекция латинского происхождения и в переводе на русский язык означает чтение. Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста (конспекта) восходит к средневековым университетам. Например, в Англии до настоящего времени считается обязательным, чтобы профессор университета приходил на занятия с текстом лекции и пользовался им при изложении материала студентам. В других же странах эта традиция утратила свое значение, и понятие лекция означает не столько чтение заранее подготовленного текста, сколько специфический метод объяснения изучаемого материала. Лекция применяется также в общеобразовательной школе. Школьная лекция предполагает, что учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Поскольку лекция принадлежит к форме и методу устного изложения знаний учителем, возникает вопрос об ее отличии от рассказа и объяснения. Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами. Она в сравнении с рассказом и объяснением характеризуется также большей научной строгостью изложения.

Выделяются следующие виды лекции:

– традиционная лекция – материал предъявляется в основном в готовом виде;

– проблемная лекция или лекция проблемного характера – формулируется научная или практическая проблема (направления развития, способы и варианты, проблемы, прогнозируемые последствия);

– лекция-беседа или разговорная лекция – применяется в случаях, когда слушатели владеют определенной информацией по проблеме или готовы включиться в ее обсуждение.

Лекционная подача материала обеспечивает законченность и целостность его восприятия. Учащиеся включаются в процесс активных мыслительных действий и динамического «вживания» в реальность излагаемого (факторов, явлений, событий, исторических эпох, позиций героев, мир мыслей героев и идей ученых). Развивается устойчивое произвольное внимание, целеустремленность, навыки конспектирования.

Беседа. Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. В отличие от них беседа является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. dialogos – разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

Главный смысл беседы – побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обобщениям, к самостоятельному «открытию» новых для них идей, законов выводов, и т.д. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания.

Вопросы должны иметь четкую последовательность и направленность, что позволит учащимся осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Беседа как метод обучения не может обеспечить достижения всех дидактических целей, в частности формирование практических умения и навыков. Поэтому целесообразно применять в сочетании с другими методами.

Беседа при сообщении новых знаний может идти индуктивным (т.е от частных известных наблюдаемых явлений к общим выводам) или дедуктивным путем (от общего положения к частным случаям).

По назначению в учебном процессе выделяют следующие виды беседы: вводные или вступительные (организующие); сообщения новых знаний; закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Вводная беседапроводится в начале урока или другого учебного занятия. С ее помощью обеспечивается подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала. Такого вида беседа способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представления о ее содержании, специфике и особенностях.

При сообщении новых знаний беседастроится в форме вопросов и ответов преимущественно при анализе прочитанных текстов, запоминании ответов (катехизическая). Она способствует подведению учащихся за счет умело поставленных вопросов, имеющихся у них знаний и жизненного опыта к усвоению новых знаний, определению понятий, поиску метода решения задачи. Грамотно организованная беседа создает субъективное впечатление, что ученик сам сделал «открытие», проделал сложный путь к научной истине.

Закрепляющие беседыприменяются для углубления, обобщения и систематизации знаний. Они как правило проводятся в конце урока изучения нового материала.

Контрольно-коррекционные беседымогут быть организованы как фронтальные или индивидуальные. Применяются с целью определения уровня усвоения знаний у учащихся, их коррекции, уточнения, дополнения, конкретизации.

Эффективность беседы зависит от тщательной подготовки учителя, продуманности вопросов, их логической последовательности. Вопросы должны развивать все виды мышления, соответствовать уровню развития учащихся. Со стороны учащихся ответы должны быть осознанными, и аргументированными и правильно сформулированными.

Дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию существующих подходов к аргументации чужой и своей позиции. Применение учебной дискуссии предполагает обстоятельную предварительную подготовку учащихся, как в содержательном, так и в формальном плане, а также наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Дискуссия опирается на знания и умения выразить мысль, убедить оппонентов. В процессе учебной дискуссии проявляются умения учащихся ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образцы аргументации, учить учащихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию.

Учебная дискуссия как метод обучения хорошо зарекомендовала себя в старших классах общеобразовательной школы, гимназиях и лицеях. Она развивает у учащихся дивергентное мышление, рефлексию и интуицию.

Работа с учебником. Учащимся в процессе обучения очень трудно запомнить всю получаемою информацию. Им следует запомнить фундаментальные положения, на которых основываются занятия по тому или иному учебному предмету. Более частные положения школьники должны уметь самостоятельно отыскать в учебнике или в другой учебной литературе, чему надо обучать на уроках. Это один из важнейших путей подготовки учащихся к самообразованию.

В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

  • конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого лица, что лучше развивает самостоятельность мышления.
  • составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
  • тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного.
  • цитирование – дословная выдержка из текста.
  • аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
  • рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
  • написание справки – представление сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и др.
  • составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного.
  • составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
  • заполнение матрицы идей – определение сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Работа с книгой всегда дополняется другими методами обучения. Отбор книг для организации учебного процесса осуществляется на основе рекомендаций методистов и учителей предметников.

К наглядным методам обучения относятся наблюдение, метод иллюстрации и метод демонстрации. Их главная особенность заключается в том, что основным источником информации при их использовании является не слово, а различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства. Эти методы довольно часто сочетаются со словесными методами обучения. Их цель – подкрепление информации, данной учителем, но они могут быть использованы с элементами проблемного обучения, иметь творческий характер.

Как метод обучения наблюдение представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя на уроке, экскурсиях, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.

При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: разработка памяток-схем наблюдения, обучение учащихся приемам фиксирования и обработки данных наблюдения и их использования и т.д. Он способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное, организующее и воспитательное значение.

Метод иллюстрации предполагает рациональное применение в педагогическом процессе наглядных материалов: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов. Структурное изображение информации на учебной доске, компьютерные презентации обеспечивают эффективное восприятие информации.

Метод демонстрации заключается в показе действий реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок. Постановка опытов и проведение экспериментов, показ процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (материалов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.) также относятся к методу демонстрации.

Метод демонстрации обеспечивает восприятие как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статистике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.

Эффективность метода достигается при активном участии в его осуществлении учащихся, получающих возможность непосредственно «замерять результаты», изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.

Метод демонстрации обеспечивает объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного; приобретению как теоретических, так и практических навыков и умений; развитию познавательной активности и мотивации к учебной и исследовательской деятельности. Народная мудрость гласит так: «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать».

По Занкову, известны четыре формы сочетания средств наглядности: показ и объяснение, словесное выступление и подтверждение сказанного наглядностью, показ и словесное сопровождение демонстрации, создание с помощью слова образа воображения.

При проведении демонстраций необходимо акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойства объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения. Возможно также дополнение демонстрации раздаточным материалом, сделав соответствующие комментарии.

Разделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к иллюстративным, так и к демонстрационным. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютера и др.) расширяет возможности наглядных методов обучения. В частности, применение компьютера позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше были абстрактными. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) отбор средств наглядности необходимо продумать, и показывать ее следует в умеренном темпе и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их цель – сформировать у школьников практические умения и навыки. Практические методы подразделяются на: упражнения, лабораторные и практические работы.

Метод упражнений . Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые . При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую деятельность.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются преимущественно для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Письменное упражнение способствует развитию логического мышления учащихся, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения необходимо сочетать с устными и графическими упражнениями.

К графическим упражнениям относятся действие учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовлению альбомов, плакатов, стендов, выполнению зарисовок при проведении лабораторно-практических работ и экскурсий.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными в контексте решения учебных задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений (сначала предъявляются упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем, – на воспроизведение и применение ранее усвоенного материала, после этого на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации и на творческое применение знаний). Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют и развивают у учащихся воображение способности к догадке, интуицию.

Метод лабораторных работ способствует более глубокому усвоению теоретических знаний, приобретению умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы «добывания» знаний, ранее полученных наукой. Лабораторный метод предусматривает проведение работ творческого характера с получением совершенно новых результатов в науке и практике, что доказано практикой лабораторных работ, проводимых в школе. Этот метод стимулирует активность действий как на стадии подготовки к проведению исследований, так и в процессе его осуществления. Он дает учащимся возможность почувствовать себя участниками, творцами проводимого опыта, эксперимента, исследования; сформировать диалектические представления об изучаемых явлениях, определить иные, возможно, нетрадиционные пути проведения исследований.

Метод лабораторных работ является одним из доминирующих естественнонаучных учебных дисциплин: математики, физики, химии, биологии и др. По отдельным темам лабораторные работы можно успешно проводить и по другим предметам: истории, языкам, изобразительному искусству и др

Метод практических работ. Способствует углублению, закреплению и конкретизации приобретенных знаний, вооружает школьников комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, а также для выполнения различных трудовых заданий в учебных мастерских, ученических бригадах, производственной деятельности.

В воспитательном плане практические работы способствуют развитию внимания и наблюдательности, приучают к аккуратности, рациональности действий.

Методический прием в переводе с греческого языка означает «вариант достижения поставленной цели». Это определенная система взаимосвязанных последовательных действий воспитанников и педагога, благодаря которым происходит полноценное усвоение нового учебного материала.

Теоретические основы

Методический прием является многоаспектным и многомерным понятием. Педагогическая наука не содержит какого-то одного определенного подхода к выявлению методов. Разные авторы предлагают следующие обучающие методы:

  • рассказ;
  • дискуссия;
  • работа с учебником;
  • лабораторный практикум;
  • объяснение;
  • контрольная работа;
  • упражнение;
  • иллюстрация;
  • демонстрация;
  • разнообразные виды индивидуальный, письменный);
  • упражнение.

При этом каждый методический прием обладает множеством разновидностей, помогающих успешно справляться с любыми дидактическими задачами.

Приемы обучения

Методические приемы на уроке используются педагогом с учетом индивидуальных особенностей класса, типа учебного занятия. Прием является составной частью метода. В педагогических колледжах и высших учебных заведениях будущие учителя овладевают всеми приемами обучения, разработанными ведущими представителями педагогической науки. Методические приемы в начальной школе предусматривают максимальное использование наглядных средств обучения, что необходимо в данном возрасте.

Работа с книгой

При чтении книги выделяют сразу несколько приемов:

  • чтение текста вслух;
  • составление плана по прочитанному тексту;
  • заполнение таблицы по прочитанному содержанию;
  • выделение логической схемы услышанного текста;
  • составление краткого конспекта;
  • выбор цитат.

В разных ситуациях методические приемы на уроке могут осуществляться путем использования разнообразных приемов.

К примеру, работая с книгой, на одном учебном занятии сочетают составление конспекта и чтение вслух, а на другом уроке к тексту подбирают цитаты и составляют логическую схему. Составляя ее, ребята пользуются объяснительно-иллюстративными методами. Педагог в процессе знакомства воспитанников с новым учебным материалом предлагаем им самостоятельную работу.

Что необходимо для использования приемов и методов

Педагогические методические приемы реализуются только при обеспечении учебного процесса необходимыми материальными средствами. Для лабораторного приема потребуется оборудование, для компьютерных технологий - персональный компьютер. Средствами обучения называют материальные объекты, которые необходимы для поддержки учебного процесса. Именно они становятся основным инструментом в работе современного учителя.

Материальные средства обучения

К ним относят иллюстрации, коллекции, муляжи; технические средства обучения, дидактический материал.

Материализованными средствами считают жесты и мимику, речь, коммуникативную, познавательную, трудовую деятельность.

Предназначение средств обучения определяется их дидактическими характеристиками. Например, при преподавании химии, учитель пользуется демонстрационным экспериментом на этапе изучения нового материала. Для закрепления полученных знаний и навыков, ребятам предлагаются практические и лабораторные работы.

Функции

Средства обучения, применяемые в современной школе, выполняют несколько функций.

  1. Компенсаторная способствует облегчению образовательного процесса, помощи в достижении поставленной цели с минимальными временными и физическими затратами.
  2. Адаптивная помогает педагогу соотнести содержание учебной дисциплины индивидуальным и возрастным особенностям школьников, получить благоприятные условия для гармонического развития детей, создания условий для организации самостоятельной работы школьников.
  3. Информативная подразумевает применение различных учебников, видеофильмов, проекционной аппаратуры, лабораторного оборудования.
  4. Интеграционная заключается в совокупности изучаемых явлений и предметов, выявлении сути и свойств процессов либо законов.

Прием «зигзаг»

Этот методический прием подходит для таких ситуаций, в которых необходимо за незначительный временной промежуток усвоить большой объем информации. В школьной программе во многих учебных дисциплинах на изучение конкретных тем отводится минимальное количество часов. Чтобы успеть за урок рассмотреть как можно больше параграфов, на помощь педагогу приходят именно такие методические приемы. В школе «зигзаг» позволяет за короткий промежуток времени запомнить детали большого объема информации. Материал усваивается в интерактивной форме, педагог не предлагает воспитанникам готовое решение, его поиском занимаются сами ученики. Этими методическими приемами являются навыки работы к группе. Происходит мобилизация всех учеников, Они учатся сообща искать в систематизировать информацию. К «зигзагу» подходят такие виды методических приемов, как «сводные таблицы», «эссе», «кластер».

Основная цель применения приема «зигзаг» - усвоение большого пласта нового материала. Изначально текст учителем делится на несколько отдельных частей. В классе выделяют несколько учебных групп, в каждой число ребят не превышает 5-6 человек. Они считаются «первичными» блоками. Новый материал делят на столько частей, сколько будет участников в каждом блоке.

При рассмотрении текста большого объема, можно увеличить число ребят в первичных группах до 6-7 человек. Предлагают ребятам один и тот же текст. Каждый член группы получает свой пронумерованный отрывок. Далее свою часть текста ученик прорабатывает индивидуально, составляет Основной его задачей является получение качественной «выжимки» из прочитанного отрывка. Методы и методические приемы для проведения подобной работы педагогом не ограничиваются. Можно составлять схему, делать таблицу, оформлять кластер.

На следующем этапе работы осуществляется групповая работа. Учащиеся переходят к «коллегам», формируются экспертные группы. В одном блоке будут собраны ребята, работающие с разными отрывками из одного текста. Осуществляется прием обсуждения. Ребята меняются своими мнениями, работами, выбирают оптимальный вариант для представления своего «куска» текста. В качестве дополнительного задания педагог предлагает составить по отрывку вопросы, чтобы остальным ребятам было понятно, усвоен ли материал. Далее школьники возвращаются в «исходные блоки», предполагается этап размышления. Он предполагает презентацию перед остальными школьниками той части текста, которая прорабатывалась ребятами индивидуально. В итоге каждый представитель мини-группы получает представление обо всем тексте. В качестве завершающего этапа методики «зигзаг» предполагается общая работа класса. Один из экспертов презентует свою часть текста, происходит повторное прослушивание текста. В случае необходимости «коллегу» дополняют другие «эксперты» из одной группы. На этапе рефлексии происходит выбор тех презентаций, которые оказались самыми доступными к запоминанию, понятными по изложению представляемого материала.

Подобные методические приемы в детском саду предлагаются в облегчённом варианте. Дошкольники также подразделяют на группы, но им предлагается не текст, а часть большого рисунка. Например, иллюстрация к «Сказке про репку» делится на несколько отдельных картинок. Один малыш получает изображение репки, второй деда, третий бабушки, четвертый внучки, пятый Жучки, шестой кошки. В итоге вместе они должны представить ребятам из другого блока готовый вариант известной всем сказочной истории.

Прием «коллекционер»

Такие методы и методические приемы обучения подходят для интерактивного образовательного процесса. «Коллекционер» хорош на этапе подготовки к усвоению нового учебного материала. Его считают универсальным методом, так как он одинаково хорош и для уроков технологии, и для химии. Основным переназначением такого метода является установление метапредметных и межпредметных связей, демонстрация возможности применения новых знаний для объяснения привычным явлений.

На первом этапе ученикам необходимо собрать коллекции. При подготовке к уроку они получают задание собрать максимальное количество разнообразных предметов, тесно связаны с тематикой урока. К примеру, при подготовке темы «Международные связи РФ» по географии, ребята собирают иностранные лейблы и этикетки. Их вклеивают в специальный альбом, а на контурной карте отмечают кружками все страны, из которых в Россию был завезен товар.

Для такого предмета, как литература, собирают коллекцию портретов поэтов и писателей либо героев, созданных ими. При подготовке к биологии ребята формируют коллекцию листьев различных деревьев, водорослей, перьев птиц и т. д.

На следующем этапе урока по определенному шаблону все найденные предметы формируются в один альбом. Каждый образец обязательно имеет описание. Если предметы связаны с химией, предполагается наименование продукта, его химическая формула, сферы применения, значимость для человека, отрицательные характеристики.

Третий этап заключается в работе с созданной ранее коллекцией в учебном процессе. Разработка методических приемов такого вида оптимальна для закрепления нового материала и обобщения знаний и навыков, полученных школьниками. Урок выстраивается в виде брейн-ринга, деловой игры, аукциона. Класс подразделяют на несколько групп, каждая делает презентацию части подготовленной коллекции. Учитель получает такой «бонус» при выборе данной методики как готовый справочник либо подробную коллекцию, ими он сможет воспользоваться при работе с другими школьниками.

Прием «интеллектуальный ринг»

Он широко применяется для репродукции знаний. С его помощью можно осуществлять опрос школьников, которые не просто воспроизводят усвоенный материал, но и обладают творческим ассоциативным мышлением, способны устанавливать логические цепочки между пройденным материалом и новыми знаниями. Проводить «интеллектуальный ринг» можно на любом уроке во время актуализации имеющихся навыков, подготовке к изучению нового материала, а также для обобщения темы. Его суть заключается в представлении ребенка в качестве «боксера». Он должен выдержать какое-то число «ударов», точнее, вопросов, задаваемых учителем и другими ребятами по рассматриваемой теме. Для обдумывания ответа у него всего 3-5 секунд. Предлагаемые «боксеру» вопросы подразумевают конкретный вариант ответа. Такая методика позволяет педагогу быстро провести опрос, проверить уровень подготовки ученика, поставить ему оценку. Вопросы могут иметь шутливую форму, тогда помимо механической памяти, педагог сможет выявить и степень понимания темы. Вопросы можно формировать в виде шарад, анаграмма, омонимов. На математике вопросы можно заменить шуточными задачками. На уроке химии детям предлагается исправить ошибки в формулах, определить авторов законов.

Прием «Бег ассоциаций»

Его считают активным С его помощью можно систематизировать приобретённые знания с помощью сравнения новой информации с уже приобретённым опытом. Прием основан на подключении в образовательный процесс подсознания, чувственной сферы. Результатом применения «бега ассоциаций» будет прочное усвоение информации, мотивации школьников к дальнейшему обучению. Для проблемных уроков с его помощью учитель ставить основную цель занятия. Учитель делит класс на пары. Затем задается основная тема урока. Ребенок называет 2-3 слова, ассоциирующиеся у него с тематикой занятия. Например, на математике «бег ассоциаций» подходит для изучения темы «круг». Учитель показывает ребятам круглые предметы. Основной задачей учащихся является дополнить логическую цепочку, начатую учителем. Если урок предполагает развитие речи воспитанников, метод «бег ассоциаций» также помогает учителю справиться с поставленными задачами. Коллектив класса делится на пары. Один ребенок называет два слова, несвязанных между собой. Задачей для второго школьника будет составление из них предложения, в котором слова будут логически связаны между собой.

Классификация методических приемов, применяемых в современном образовательном процессе, предлагалась разными педагогами. Основой для деления выбирают разные моменты, учитывая специфику предмета, тип учебного занятия. Методические приемы должны быть рационально и эффективно использованы в учебном процессе. Профессионалы считают, что на разных этапах урока степень усвоения материала резко меняется. Сначала ребята способны запомнить примерно 60 процентов, с 4 по 23 минуту занятия они усваивают 90 % информации, с 23 по 34 запоминают только половину знаний. Зная данную статистику, педагог может выстраивать свою методическую систему работы.

Заключение

Что необходимо учитывать при подборе методических приемов? Специалисты говорят о том, что уровень усвоения напрямую связан со временем суток. Например, сложную информацию ребята лучше всего усваивают с 11 до 13 часов. Некоторый подъем работоспособности у старшеклассников отмечается в субботу, ведь все с нетерпением ждут предстоящего выходного дня. Выбираемые методические приемы должны сопровождаться эффективными наглядными материалами, современными техническими средствами. Кроме того, должна быть полноценная обратная связь во время учебного занятия между ребятами и педагогом. Для максимальной результативности применяемых методических приемов, они должны сочетаться с педагогическими средствами. Подбирая методические приемы, педагог ищет те, которые помогут мотивировать школьников на усвоение нового материала. Например, для преподавателей химии и физики ближе будут проектные и исследовательские методы. Специфика данных предметов такова, что предполагает большой объем самостоятельной работы. Для учителей физической культуры подходят практически все методы обучения, на каждом этапе урока можно использовать фрагменты инновационных педагогических технологий.