Дэниел Гоулман: новый взгляд на интеллект. Эмоциональный интеллект


Хотите управлять другими – научитесь управлять собой.

В это издание включены ведущие идеи Стивена Кови, Дэниела Гоулмана, Эдгара Шейна, Кеннета Бланшара – тех, кто стал признанным и безусловным лидером по вопросам личностного и профессионального роста....

  • 23 января 2018, 15:40

Жанр: ,

+

Опыт многих людей говорит о пользе...

  • 19 ноября 2016, 14:20

Жанр: ,

+

Вы когда-нибудь задумывались: почему каждый человек стремится к счастью, но достигают его единицы? Большинство из нас понимают счастье как успех или бесконечное удовольствие, однако успех всегда сменяется неудачей, а радость – печалью. Жизнь, как известно, полна несправедливости, болезней, горя и неминуемо заканчивается смертью – возможно ли вообще тут быть счастливым? По мнению буддистов – возможно, но только здесь и сейчас и только если соскочить с эмоциональных качелей успехов и неудач. Как буддистам удается осознавать тяжесть жизни, но быть счастливыми и сохранять знаменитое буддийское чувство юмора? Об этом рассказывает Далай-лама в книге, написанной в соавторстве с Дэниэлом Гоулманом. В простых историях и диалогах Далай-лама объясняет, что мы можем сделать, чтобы установить гармонию и в собственной жизни, и в окружающем мире, чтобы изменить его к лучшему для себя и будущих...

  • 27 июля 2016, 14:00

Жанр: ,

Harvard Business Review – главный деловой журнал в мире. Если вы не читали других книг из серии «HBR: 10 лучших статей», то прочтите эту, в определенном смысле саму важную. Для нее из сотен статей журнала редакторы HBR отобрали те, в которых влиятельные бизнес-эксперты рассказывают о том, как следует внедрять инновации в управление бизнесом, о роли руководителя во времена болезненных перемен; какие данные помогут распознать потребности клиента и улучшить свой продукт; какие вопросы должен себе задавать каждый хороший руководитель и что ему следует делать, чтобы подчиненные были эффективны и мотивированы на достижение лучших результатов. В книге вы найдете предельно конкретные и практические ответы на эти и другие важные для бизнесмена...

  • 7 марта 2016, 12:00

Жанр: ,

+

Harvard Business Review – ведущий мировой деловой журнал с многолетней историей. Вниманию читателей предлагается десять лучших за всю историю журнала статей о лидерстве от специалистов ведущих бизнес-школ и руководителей-практиков.

Как личность лидера и его характер влияют на стиль руководства? Какие существуют модели управления и в каких ситуациях они наиболее эффективны? Каковы основные задачи главы компании в условиях меняющейся экономики и в ситуации застоя? Эти и другие важные вопросы, ответы на которые должен знать каждый профессиональный руководитель, подробно рассматриваются авторами настоящего...

  • 26 октября 2015, 12:00

Жанр: ,

+

В книге “Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе” психолог и журналист Дэниел Гоулман предлагает новаторский взгляд на ценнейший в наше время ресурс, таящий в себе секрет успешной работы и самореализации, – внимание. Сочетая передовой теоретический поиск с примерами из практики, автор рассматривает феномен внимания в самых разных аспектах, предлагая серьезный и давно назревший разговор об этой малоизученной и недооцененной способности нашего сознания. Для того, чтобы выжить в сегодняшнем мире, полном самых разных отвлекающих факторов, способность заострять фокус крайне необходима, – убедительно показывает...

  • 21 марта 2014, 10:33

Жанр: ,

Эмоциональный интеллект в бизнесе» – это своего рода продолжение бестселлера «Эмоциональный интеллект»: развивая тему EQ – почему для того, чтобы преуспевать, так важно обладать набором компетенций, определяющих умение управлять своими чувствами, – Гоулман погружает читателя в рабочие будни. В книге множество потрясающих историй триумфов и поражений и убедительных доказательств того, как наличие или отсутствие эмоционального интеллекта определяет уровень успешности.

Что же делать, если EQ недостаточно для карьерного роста? Гоулман уверен: учиться! Он приводит практические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта, и эти главы не должен пропустить ни менеджер, ни руководитель компании.

«Эмоциональный интеллект в бизнесе» может стать самой важной из всех деловых книг, которые вы...

Но что же такое «эмоциональный интеллект»? Можно ли его измерить? Чем отличается «обычный» интеллект от «эмоционального» и почему обладатели первого зачастую уступают место под солнцем обладателям второго?

Хотите узнать ответы и научиться справляться с унынием, гневом, вспыльчивостью, депрессией и стать успешнее? Читайте эту книгу. Она будет полезна не только студентам и преподавателям, но и...


Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


© 1995 by Daniel Goleman. Introduction copyright © 2005. All rights reserved

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

* * *

Посвящается Таре, неистощимому источнику эмоциональной мудрости

Задача Аристотеля

Всякий может разгневаться – это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто заслужил, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом.

Аристотель. Никомахова этика


Невыносимо парило уже с утра. В Нью-Йорке выдался один из тех жарких и влажных августовских дней, когда ощущение дискомфорта всех приводит в уныние. Я возвращался в отель. Вошел в автобус, следовавший по Мэдисон-авеню. И тут же испытал потрясение, встретившись взглядом с чернокожим водителем средних лет, сиявшим радостной улыбкой. Он поприветствовал меня дружеским: «Здорово! Как дела?» Так он обращался ко всем входящим. Каждый вздрагивал от неожиданности, но из-за погоды и дурного расположения духа мало кто отвечал на добродушное приветствие.

Меж тем автобус, выруливая из уличных пробок, неспешно полз по центру послеполуденного города в потоке машин, густом, как всегда в этот час. И по пути в спальный район происходило медленное, прямо-таки волшебное превращение. Водитель между делом развлекал нас непрерывным монологом обо всем на свете: вон в том магазине во время распродажи творилось нечто невообразимое, а в этом музее открылась замечательная выставка. Вы еще ничего не слышали о новом фильме? Его недавно начали показывать в кинотеатре на углу… Восхищение богатыми возможностями, которые Нью-Йорк предоставляет жителям, заразило пассажиров. Приближаясь к своей остановке, каждый избавлялся от мрачной угрюмости, и когда водитель кричал вслед: «Пока! Всех благ!», с улыбкой отвечал ему тем же.

Память об автобусной поездке по Мэдисон-авеню жила во мне почти двадцать лет. На тот момент я только что защитил докторскую диссертацию по психологии; но в те времена психологи обращали слишком мало внимания на механизм подобных метаморфоз. Психологической науке почти ничего не было известно о возникновении эмоций. Однако уже тогда, представив себе, как вирус доброжелательности прокатывается по городу от бывших пассажиров того автобуса, я понял: водитель оказался кем-то вроде местного миротворца. Можно сказать, почти волшебником – ведь он преобразил бродившую в душах пассажиров мрачную раздражительность, чуть-чуть смягчил их сердца, сделал их самих добрее.

Приведу для сравнения несколько сообщений из еженедельной газеты.


В одной из школ девятилетний ученик разбушевался, залил краской парты, компьютеры и принтеры и покорежил машину на школьной автостоянке.

Причина в том, что соученики-третьеклассники назвали его «сосунком», и он вознамерился переубедить их.

Случайное столкновение в толпе тинейджеров, слонявшихся у манхэттенского клуба по интересам, привело к потасовке. Восемь подростков получили ранения. Драка закончилась тем, что один из обиженных открыл стрельбу из автоматического пистолета 38-го калибра. В отчете сообщается: в последние годы подобная пальба как реакция на мнимое неуважение становится все более и более обычным явлением по всей Америке.

По сообщениям печати о жертвах убийств моложе двенадцати лет, 57 процентов убийц составляют родители, отчимы или мачехи. Почти в половине случаев взрослые заявляют, что «просто пытались дисциплинировать ребенка». Избиение до смерти спровоцировано «нарушениями» следующего рода: ребенок мешает смотреть телевизор, плачет, пачкает пеленки и т. д.

Юношу-немца, члена неонацистской группы, судили за убийство пяти турецких женщин и девушек: пока они спали, он устроил пожар. На суде он рассказал, что не сумел сохранить работу, начал пить и в своей жестокой судьбе винил иностранцев. Едва слышным голосом он объяснял: «Я не перестаю глубоко сожалеть о содеянном, мне бесконечно стыдно».


Каждый день поток новостей в изобилии приносит подобные сообщения. Люди все хуже умеют ладить друг с другом, а ведь это угрожает всеобщей безопасности. Низменные побуждения идут на нас в атаку, вызывая безудержное желание уничтожать. Значит, в нашей собственной жизни, в жизни окружающих людей происходит широкомасштабный выход эмоций из-под контроля. Они вызывают волну разрушений, за которой, конечно, иногда следует раскаяние. Что с того? Ведь жизнь каждого под угрозой.

Последнее десятилетие прошло под барабанную дробь сообщений, свидетельствующих, как стремительно растет количество нелепых выходок, проявлений безрассудства и безответственности в семьях, сообществах и коллективах. Перед нами – рассказы о всплесках ярости и отчаяния одиноких детей, оставленных работающими родителями на попечение телевизора вместо приходящей няни. Детей, страдающих от того, что они оказались заброшенными, остались без внимания, подверглись жестокому обращению или стали жертвами распущенности родителей. Статистика показывает, что душевное нездоровье распространяется все шире, что случаев депрессии во всем мире становится все больше. Нарастает волна агрессивности: подростки с огнестрельным оружием в школах, перестрелки на автострадах, зверские убийства бывших коллег, совершенные работниками, недовольными увольнением. «Злоупотребление эмоциями», «стрельба из автомобилей на дорогах», «посттравматический стресс» – за прошедшее десятилетие все эти выражения вошли в повседневный лексикон. Теперь в конце разговора вместо ободряющего «Всего хорошего!» мы скептически произносим: «Ну, давай!».

Эта книга поможет вам найти смысл в бессмыслице. Как психолог и журналист газеты «Нью-Йорк таймс» – а ваш покорный слуга выступает в этом качестве последние десять лет, – я отчетливо замечаю прогресс в научном понимании сферы иррационального. Более всего меня поражает соседство двух явно противоположных тенденций. С одной стороны, растет неблагополучие в эмоциональной жизни общества, с другой – появляются некоторые эффективные средства оздоровления сложившейся обстановки.

Зачем понадобилось данное исследование

Итак, в последние десять лет неутешительная информация поступала со всех сторон. И тогда представители ученого мира всерьез принялись анализировать эмоции. Среди наиболее впечатляющих результатов следует отметить исследования человеческого мозга в процессе функционирования. Они стали возможны благодаря новейшим разработкам в области технологии оптических изображений отделов головного мозга. Впервые в истории человечества ученые сумели увидеть то, что веками оставалось тайной за семью печатями. Мы начинаем понимать, как, пока мы думаем и чувствуем, строим мысленные образы и мечтаем, работает эта невообразимо сложная система из огромной массы клеток. Обилие данных в области нейробиологии помогает лучше понять, каким образом мозговые центры, ответственные за эмоции, заставляют нас гневаться или плакать. Или как самые потаенные отделы мозга, подталкивающие развязывать войны или пробуждающие любовь, направляют энергию на добро или зло. Подобные изыскания беспрецедентны. Они раскрывают механизмы бурного проявления эмоций и их ослабевания, а еще показывают способы выхода из коллективного эмоционального кризиса.

Между прочим, с написанием данной книги мне пришлось повременить, дожидаясь, пока урожай научных исследований созреет. Причина столь длительной задержки коренилась, главным образом, вот в чем: раньше исследователи отводили на удивление мало места изучению роли чувств в ментальной жизни человека. В образовавшуюся таким образом пустоту хлынул поток разного рода книг на тему «Помоги себе сам», изобилующих полезными советами, разработанными в лучшем случае по результатам клинических исследований, но непременно при отсутствии серьезной научной базы. Теперь же наука наконец вправе со знанием дела вести разговор о решении неотложных и весьма запутанных проблем психики в ее наиболее иррациональных проявлениях. А значит, с большей или меньшей точностью составить карту человеческих чувств.

Такая карта опровергнет мнение тех, кто придерживается узкого представления об интеллекте. Они доказывают, будто степень умственного развития1
В книге также будет часто говориться о коэффициенте умственного развития (IQ, Intelligence Quotient, в буквальном переводе «коэффициент интеллекта»). В тесте на IQ выявляют способности к мышлению (не эрудицию). Прим. ред.

Задается нам генетически, а посему не может изменяться под влиянием жизненного опыта. Что наша судьба в значительной степени определяется умственными способностями, которыми мы наделены от природы. Аргумент сильный, но он не снимает острого вопроса: можем ли мы хоть что-нибудь изменить, чтобы наши дети жили лучше? Какие факторы срабатывают, например, когда люди с высоким коэффициентом умственного развития терпят неудачу? Или когда, напротив, те, у кого выявлены скромные способности, оказываются на удивление успешными?

Лично я настроен доказать, что причина чаще всего в том, что я называю «эмоциональным интеллектом». Самоконтроль, рвение и настойчивость, а также умение мотивировать свои действия, – всему этому, как мы увидим в дальнейшем, детей можно научить. И тем самым предоставить им возможность наилучшим образом использовать умственный потенциал, выпавший в генетической лотерее.

В таком контексте ясно виден наш моральный императив. Настали времена, когда структура общества расползается все быстрее. Эгоизм, насилие и духовное убожество, похоже, разрушают социальное благополучие. Вот почему важно говорить об эмоциональном интеллекте: благодаря ему чувства, характер и внутренние нравственные стимулы оказываются тесно связанными. Становится все более очевидным, что фундаментальные этические установки вытекают из лежащих в их основе эмоциональных способностей. Порыв, например, есть средство выражения эмоций; источником всех порывов является чувство, выражающееся в действии. Для тех, кто пребывает во власти порывов, то есть для людей с недостаточным самоконтролем, характерно отступление от строгих принципов морали (ведь способность контролировать порывы составляет основу воли и характера). К тому же альтруизм проистекает из эмпатии – способности улавливать и расшифровывать эмоции других людей. Если нет понимания нужды или отчаяния другого человека, то и беспокоиться не о чем. И если в наше время требуются какие-либо моральные позиции, так именно эти две: сдержанность и сострадание.

Наше путешествие

В настоящей книге я выступаю как гид в научной экспедиции, отправляющейся в страну эмоций. Путешествие поможет понять некоторые самые сложные моменты нашей жизни и окружающего мира. Цель путешествия в том, чтобы узнать, что значит «привнести разум в мир эмоций» и как это сделать. Такое понимание само по себе может до известной степени оказаться полезным. Ведь проникновение в область чувств приводит к тому же результату, что и в квантовой физике: наблюдатель изменяет картину, которую видит.

Наше путешествие начинается в с новых открытий, касающихся эмоциональной архитектуры мозга. Они объясняют самые обескураживающие моменты нашей жизни, когда чувство подавляет всяческую рациональность. Многое проясняет понимание того, как взаимодействуют структуры мозга, управляющие приступами ярости или страха, страстью и радостью. Мы узнаем, как именно устанавливаются эмоциональные привычки, подрывающие наши лучшие намерения, а также то, что мы можем сделать, чтобы подавить наиболее разрушительные, вредящие нам самим эмоциональные порывы. И важнее всего – что данные неврологии говорят о существовании «окон возможности» формирования эмоциональных привычек у наших детей.

Следующую длительную остановку в нашем путешествии мы сделаем в . Там мы поговорим о том, как особенности нервной системы каждого человека в течение жизни развиваются в основополагающую интуицию, называемую эмоциональным интеллектом. Он позволяет, например, сдерживать эмоциональный порыв, угадывать сокровенные чувства другого человека и налаживать взаимоотношения – в общем, как говорил Аристотель, приобретать редкостное умение «гневаться на того, кто заслужил, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом». (Читатели, у которых нет желания вдаваться в неврологические подробности, могут сразу переходить к этому разделу.)

Человеку даны способности, помогающие прожить жизнь. Среди них главное место занимают эмоции – если, конечно, расширить содержание понятия «быть разумным». В рассматриваются некоторые отличия, определяющиеся «разумностью». Как эта способность помогает сохранить наиболее значимые для нас взаимоотношения, а ее отсутствие приводит к их разрушению? Каким образом характер рынка, изменяющий формы нашей трудовой жизни, побуждает человека с развитым эмоциональным интеллектом достигать успеха на рабочем месте? Почему «ядовитые» эмоции подвергают опасности наше физическое здоровье ничуть не меньше, чем пачка сигарет в день? Почему эмоциональное равновесие служит защитой нашего здоровья и благополучия?..

Согласно законам генетики, мы получаем в наследство некий набор эмоциональных установок, определяющих наш темперамент. Однако связанные с эмоциями цепи сетчатой формации мозга чрезвычайно легко поддаются влиянию, а значит, темперамент вовсе не является чем-то предопределенным. В мы обсудим, как эмоциональный опыт, приобретенный нами в детские годы дома и в школе, формирует наши эмоциональные схемы, делая нас знающими – или неумелыми. Это означает, что детство и отрочество – своего рода «окна возможностей», необходимые для закрепления существенно важных эмоциональных особенностей, которые будут управлять нашей жизнью.

Уже далеко не секрет, что добиться успехов в работе и жизни возможно не только при специальном складе ума, трудолюбии и профессиональных навыках, но и имея набор конкретных черт характера, внутреннего превосходства и искусства управления другими людьми.

Изменить жизнь в лучшую сторону получится без владения тайными знаниями, достаточно проявить инициативу, веру в лучшее, адаптивность и лидерство. Эти качества помогут человеку проявить себя как личности и выжить в современном обществе. К такому умозаключению пришел американский психолог, журналист и писатель Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект в бизнесе».

Дэниел Гоулман родился в 1946 году, является автором более 10 книг об образовании, психологии и искусстве управления. Получил награды и мировое признание за проведенные исследования в области психологии и достижения в журналистской деятельности. «Эмоциональный интеллект в бизнесе» была выпущена в 1995 году и тут же обрела популярность во многих странах мира. Поводом для написания послужили две статьи, в которых описывалась связь интеллекта человека и эмоций.

Дэниел Гоулман к тому моменту имел опыт журналиста и докторскую степень по психологии, которую получил в Гарварде. Полученные знания помогли ему в написание труда жизни, на не терявшую до сих пор популярности тему о способах достижения успеха в работе. Книга нашла огромное количество читателей и поклонников, особую популярность она приобрела в деловом обществе.

После выхода книги Дэниел Гоулман стал получать отклики от людей на тему личных достижений. Все, кто добился успехов в работе, не имея должного уровня образования, делились с ним впечатлениями. Книга помогла понять причину их побед, в отличие от других не менее одаренных, но не столь удачливых людей.

Книга состоит из 5 частей в основе, которых лежит 25 элементов эмоционального интеллекта, с помощью которых получится добиться успеха в работе.

  • Умение общаться.

Товарищеские взаимоотношения с коллективом, поддержание близких приятельских отношений, проявленное лидерство в принятии решений. Способность находить подход к людям ради дальнейшего сотрудничества и достижения намеченных целей.

  • Эмпатия.

Дар притягательности и умение проявлять искусство управления и влияния на мнение людей. Уметь читать и уважать чувства окружающих, сопереживать им.

  • Мотив.

Саморазвитие для решения поставленных задач в работе, развитие в характере стремления и упорства. Способность отодвигать на второй план случившиеся неудачи и потери.

  • Самоконтроль.

Способность управления эмоциями, способность к самоконтролю, даже после пережитого эмоционального стресса. Добросовестность в работе, уважительное отношение к окружающим и коллегам по работе.

  • Самосознание.

Анализирование пережитых чувств и эмоций, способность использовать их в решении задач и достижении целей. Оценка своих знаний, потенциала, недостатков.

Эмоциональный интеллект помогает понять способность человека усваивать и использовать навыки, состоящие из перечисленных критериев. Он указывает на то, как люди преобразовывают способности на практике в работе и дома. Гоулман выделил также идею создания компаний с эмоционально – интеллектуальным основанием.

Когда-то работу можно было получить в соответствии с полученным образованием и профессиональными навыками. Сейчас этого мало, они считаются только первичными требованиями при устройстве на работу.

Работодатель учитывает личные качества кандидата, которые будут решающими при отборе. Внимание уделяется характеру, эмоциональной зрелости, стремлению к совершенствованию, коммуникабельности потенциального кандидата.

Эмоциональный интеллект необходим для оптимальной работы компании или организации, так считают работодатели, поэтому стараются увеличить его уровень всеми возможными способами. Гоулман считает, что популярность такого интеллекта в ограничении развития компании из-за большого количества конкурентов при создании новых товаров и услуг. Поэтому в мире конкурентных продуктов только эмоциональный интеллект способен поднять компанию.

В книге приведены результаты тестов, проведенных среди 120 организаций. Работники описывали свои профессиональные способности и черты характера, которые, по их мнению, помогли им добиться успеха в работе. Исследование показало, что 65% людей уверенны, что в основе их подъема в карьере лежит проявленное ими лидерство и искусство управления людьми. Уровень интеллекта и профессиональные знания стоят наравне с поведенческими навыками работника, которые учитываются работодателем при повышении работника.

Критерии, которые хотят видеть работодатели в подчиненных:

  • умение слушать и искусство вести диалог;
  • способность приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам;
  • умение не останавливаться на неудачах;
  • быть уверенным, мотивированным человеком;
  • уметь идти к поставленной цели, желание идти на повышение;
  • уметь работать в коллективе, находить язык с людьми;
  • проявлять лидерство, вносить свой вклад в развитие компании.

Гоулман уверен, что эмоциональный интеллект при правильном и уместном использовании поможет вывести человека или компанию на новый уровень, достигнуть небывалых высот. Люди разных должностей должны приносить окружающим пользу и блага, вносить вклад в развитие компании.

Ученые делают работу для людей, мечтают получить популярность за счет своих открытий. Большие корпорации содержат отдельный штат сотрудников для поддержания связи с потребителями или потенциальными клиентами, для помощи в решении вопросов. Эти сотрудники помимо профессиональных знаний умеют слушать людей, направляют, мотивируют и влияют на них для достижения поставленных целей. В этом состоит смысл их работы.

Эмоциональный интеллект - это не просто приятное общение и выражение чувств, а способность выражать их правильно и уместно, переживая за неудачи, поддерживая в успехах, сотрудничая, во всех смыслах этого слова с другими людьми.

Высокий уровень интеллекта и когнитивные навыки всегда будут цениться во многих сферах деятельности человека. Но, несмотря на это установлено, что получение необходимого результата зависит от них лишь на 25%, а остальные 75% уходят на другие факторы. Поэтому лидеры общественного мнения помимо знаний и ума, наделены еще и эмоциональной и социальной компетенцией, что отличает их от других.

Дэниел Гоулман отметил зависимость занимаемой должности от уровня эмоционального интеллекта. Высокие должности, по мнению Гоулмана, со временем теряют необходимость владеть техническими навыками. Большое значение для достижения цели имеют и следующие критерии:

  • Умение мыслить «масштабно».
  • Умение проявлять лидерство в коллективе, искусство влияния на мнение окружающих.
  • Развитая интуиция. Люди, занимающие главные должности в компаниях согласно проведенным исследованиям в вопросах, касающихся работы, руководствуются своей интуицией. Они способны оперировать фактами для доказательства своей правоты и на подсознательном уровне убеждают собеседника принять необходимые им условия.
  • Уверенность в себе и своих действиях. Она поможет убедить окружающих в правильности решения.

В своей книге Гоулман приводит истории руководителей компаний, которые были уволены или понижены в должности. Автор объяснил это недостаточной компетентностью людей, которые достигли максимума и не могут дальше продолжить развитие из-за набора недостатков даже, несмотря на высокий показатель IQ. Проведенные исследования в области подбора персонала показали, что в основе таких неудач лежит упрямство, не терпение изменений и перемен, не желание общаться на равных с коллективом, высокомерие.

Напротив, успешное руководство - это спокойные, адекватные люди, у которых лидерство проявляется во всем, способные выслушать и прислушаться к чужому мнению, спонтанные, доброжелательные, отзывчивые, умеют сохранить «лицо» в неприятной ситуации. Эмоциональный интеллект автор считает фактором приобретенным, а не врожденным. Сами люди отвечают за эмоциональное и социальное развитие, всегда можно улучшить и натренировать способности к проявлению чувств и эмоций.

Для кого написана книга

Читать книгу легко, она полезна для саморазвития, повышения личных знаний и обогащения профессионального общения. Пригодится для психологов, руководителей компаний, бизнесменов. А также понравится студентам, учителям и тем, кто интересуется психологией. Читать книгу полезно тем, кто желает научиться управлять эмоциями, научится самоконтролю, понимать чувства и эмоции других людей, научится находить общий язык с окружающими.

Несмотря на то что в книге содержится много терминов, читать ее не тяжело. Приведенные примеры из жизни автора и поучительные истории из корпоративной жизни читать интересно и занимательно. Для тех, кто не любит читать или нет времени для этого есть аудиокнига «Эмоциональный интеллект».

Аудиокнига имеет такое же содержание, как и бумажная. Ее можно слушать во время поездок, или занимаясь повседневными делами. Книга поможет изменить ваше представление о работе и о своих возможностях, научит корпоративной культуре и правильному поведению в коллективе.

Имя Дэниела Гоулмана обычно связывают с критикой традиционного взгляда на IQ (коэффициент интеллекта). Он обобщил исследования о работе мозга и использовал их для продвижения и популяризации понятия эмоционального интеллекта (ЭИ).

В работе «Эмоциональный интеллект на работе» (1998) Дэниел Гоулман определял эмоциональный интеллект как способность понимать свои чувства и чувства других людей, мотивировать себя и управлять эмоциями в отношениях с собой и другими людьми.

Дэниел Гоулман родился в 1946 году. Окончил Гарвард и там же получил докторскую степень по психологии. Его бестселлер «Эмоциональный интеллект» (ACT, 2008) вышел в 1995 году, а вслед за ним, в 1998-м, последовал труд «Эмоциональный интеллект на работе». Гоулман также долгое время писал статьи по психологии для New York Times.

В настоящее время является президентом компании Emotional Intelligence Services в Садбери, Массачусетс, которая в союзе с Hay Group предлагает курсы по развитию и оценке эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман - сопредседатель Общества по исследованию эмоционального интеллекта при университете Рутгерса. Интерес Гоулмана к ЭИ стал следствием понимания, что высокий IQ - не обязательное условие успеха в жизни.

Дэниел Гоулман указывает на взаимосвязь деловой хватки и ЭИ. Во второй работе он выделил 25 компетенций ЭИ, или черт внешнего поведения и проанализировал, как ЭИ влияет на успех и неудачу.

Основные идеи Дэниела Гоулмана

Эмоциональный интеллект и головной мозг. В «Эмоциональном интеллекте» Гоулман рассказывает о значении эволюции мозга для наших чувств и поведенческих реакций. Он описывает, как в ходе эволюции, длящейся миллионы лет, в человеческом мозге развились три основные зоны.

  • Мозговой ствол - расположен в основании головного мозга и является продолжением спинного мозга. Регулирует физиологические функции и инстинктивные реакции. Самая примитивная часть мозга.
  • Гиппокамп - развился позже мозгового ствола и находится немного выше. Содержит миндалевидное тело, которое в 1980-х годах описал Джозеф Леду. Оно отвечает за эмоциональные реакции на визуальную и прочую информацию. При некоторых обстоятельствах миндалевидное тело способно буквально «захватывать» мозг, беря верх над реакциями человека, прежде чем тот успеет что-то подумать, и заставляет немедленно реагировать. Млекопитающие или люди, которым удалили миндалевидное тело, не испытывают никаких чувств. Оно катализирует импульсивные действия, которые могут пересилить рациональное мышление и способность рассуждать здраво.
  • Новая кора (неокортекс) - большая, хорошо развитая верхняя область головного мозга, которая охватывает центры мышления, памяти и речи.

В ходе эволюции эмоции и мыслительные способности - две основные функции мозга, отвечающие за поведение, - оказались в разных зонах. Кроме того, эмоциональные центры получают информацию раньше, чем мыслительные, и спровоцируют очень быструю и в некоторых ситуациях сильную реакцию. Тогда результаты для человека могут быть катастрофическими.

Пока мы не отдаем себе отчета в ситуации и не контролируем свои чувства, можем допустить неподходящие эмоциональные реакции, которые блокируют рассмотрение других возможностей. Но эмоции имеют и собственную «мудрость», которой мы должны на­учиться пользоваться; особенно это касается интуиции.

Если люди сталкиваются с раздражителями, вызывающими, например, сильный страх, гнев или отчаяние, первый импульс исходит из миндалевидного тела. Пока не подключился интеллект, мозг переходит в режим выживания, стимулируя инстинктивные реакции, которые могут оказаться правильными или же совершенно ошибочными.

Сегодня у нас практически нет необходимости бороться за выживание или избегать опасностей, с какими сталкивался первобытный человек. Но некоторые инстинктивные реакции бывают полезными в определенных обстоятельствах; поэтому мы должны понимать, что примитивная реакция в эмоциональном центре предшествует рациональной оценке и реакции. Эмоциональный интеллект предполагает, что мы его понимаем и умеем использовать, а также контролируем свои реакции.

Структура ЭИ. Чтобы описать функционирование ЭИ, ученый предложил систему из пяти элементов: самоанализ, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Каждый из этих элементов имеет определенные особенности.

  • Самоанализ - понимание того, как ваши эмоции влияют на поведение; ориентация на собственные ценности при принятии решений; оценка собственных сил и слабостей и способность учиться на своем опыте (самооценка); уверенность в себе и в своих способностях, ценностях и целях.
  • Саморегуляция - управление настроением; контроль стресса, позитивность и целеустремленность; спокойствие и способность здраво рассуждать под давлением; владение эмоциями; надежность и самообладание.
  • Мотивация - способность получать удовольствие от решения проблем; стремление к достижениям; ответственность; инициативность; оптимизм; личные предпочтения при выборе целей.
  • Эмпатия - способность принимать иную точку зрения; открытость и честность; уход от стереотипов в отношении других людей; знание культуры.
  • Социальные навыки - навыки влияния, например, умение убеждать; умение общаться, в том числе с коллегами; умение слушать, сотрудничать, улаживать конфликты; способность вдохновлять и вести за собой; умение инициировать и управлять изменениями; способность понять чувства других людей.

Дэниел Гоулман утверждает, что люди, обладающие данными характеристиками, с большей вероятностью добиваются успеха на руководящих постах. В качестве примера он приводит данные из различных источников, которые подтверждают, что топ-менеджеры с более высоким уровнем ЭИ работают лучше. И описывает несколько забавных ситуаций, иллюстрирующих проявление ЭИ на рабочем месте.

Опросник по эмоциональным компетенциям. Дэниел Гоулман считает, что ЭИ можно развивать. Для его оценки и развития в сотрудничестве с Hay Group он разработал опросник по эмоциональным компетенциям. В нем пять исходных компонентов ЭИ сведены к четырем.

#1 Самоанализ:

  • понимание собственных чувств и их смысла;
  • реалистичный взгляд на свои преимущества и недостатки;
  • уверенность в себе и своих силах.

#2 Самообладание:

  • контроль эмоций;
  • честность и надежность;
  • гибкость и преданность.

#3 Социальные компетенции:

  • эмпатия, способность воспринимать мысли и точку зрения другого;
  • понимание и чувство групповой динамики и межличностных отношений;
  • ориентация на потребности других, особенно если речь идет о клиенте.

#4 Социальные навыки:

  • помощь другим в их саморазвитии;
  • способность влиять на людей;
  • отличные навыки межличностной коммуникации;
  • способность менять стиль управления;
  • навык решения споров и разногласий;
  • способность укреплять и строить взаимоотношения;
  • навыки групповой работы.

Стили лидерства. Совместно с Hay/McBer Дэниел Гоулман также занимался изучением стилей лидерства. Результаты своих изысканий он представил в 2000 году в Harvard Business Review. Опираясь на ответы 3781 руководителя, ученый пришел к выводу, что лидеры получают наилучшие результаты, используя комбинацию из шести стилей управления, каждый из которых имеет характерные черты и обращается к различным компонентам ЭИ.

  • Понуждающие лидеры требуют постоянного послушания. Они мотивированы, инициируют изменения и стремятся к успеху.
  • Авторитетные лидеры вдохновляют людей стремиться к цели. Они инициируют изменения и обладают навыками эмпатии.
  • Сотрудничающие лидеры строят отношения. Обладают отличными навыками эмпатии и коммуникации.
  • Демократичные лидеры активно поощряют группу к участию в принятии решений. Отличные коммуникаторы, слушатели и переговорщики.
  • Задающие темп лидеры устанавливают высокие стандарты. Инициативны, мотивированны, стремящиеся к успеху.
  • Обучающие лидеры расширяют и развивают способности персонала. Хорошие слушатели, эффективные коммуникаторы и мотиваторы.

Исследователи полагают, что шесть представленных стилей лидерства хороши в различных ситуациях и непосредственно влияют на рабочую атмосферу организации, которая, в свою очередь, определяет ее финансовый результат.

Предположение, что успех в значительной мере зависит от навыков коммуникации, не ново; поэтому ДэниелаГоулмана часто критиковали за то, что известные идеи он преподносит под новым соусом. Гоулман и сам не скрывает истоков своих идей и признает, когда обращается к работам своих коллег. В 2001 году Чарльз Вудруфф проанализировал концепцию ЭИ, предложенную Гоулманом, и подытожил:

  • Дэниел Гоулман противоречит себе, когда пишет, что ЭИ присущ всем и дарован природой, и одновременно утверждает, что эту способность можно развивать;
  • измерение ЭИ на основе опросника нельзя назвать достаточным, особенно с точки зрения надежности;
  • проявление ЭИ или компетенции, предложенные Гоулманом, например, уверенность в себе и лидерство, отнюдь не новы и являются давно изученными факторами высоких достижений.

Независимо от того, насколько обоснована критика, Дэниел Гоулман, несомненно, значительно обогатил теорию менеджмента в вопросах ЭИ. Он использовал несколько довольно сложных идей, связанных с человеческим поведением и биологической эволюцией и перевел их в более простой и понятный вид.

В результате многие люди взяли на вооружение его ключевой принцип: мы можем использовать интеллект, чтобы лучше управлять собственными эмоциями и применять эмоциональную интуицию. Согласитесь, весьма полезная теория для жизни и работы.

Каждую неделю H&F читает одну бизнес-книгу и выбирает из неё интересные отрывки. На этот раз мы прочитали книгу американского психолога Дэниела Гоулмана, посвящённую проблеме использования эмоционального интеллекта в бизнесе. В 500-страничном труде Гоулман доказывает, что высокого интеллекта и профессиональных навыков недостаточно, чтобы быть по-настоящему хорошим руководителем. Для этого нужен ещё эмоциональный интеллект, который помогает прислушиваться к своему внутреннему голосу. Мы выбрали несколько полезных советов о том, как его развить.

Эмоциональный интеллект определяет, насколько мы способны усвоить практические навыки, которые базируются на пяти составляющих: самоосознании, мотивации, саморегуляции, эмпатии и искусстве поддерживать отношения . Наша эмоциональная компетентность показывает, насколько полно мы преобразовали этот потенциал в способности, необходимые на работе. Например, умение хорошо обслуживать клиентов представляет собой эмоциональную компетенцию, основанную на эмпатии. Точно так же надёжность - это компетенция, в основе которой лежит саморегуляция или умение полностью справляться со своими побуждениями и эмоциями.

Особенно важную роль эмоциональная компетентность играет в лидерстве - качестве, суть которого заключается в умении заставить других людей выполнять свою работу более эффективно. Неспособность лидеров к поддержанию межличностных отношений снижает производительность труда всех участников группы. Она приводит к напрасной трате времени, создаёт конфликтную атмосферу, подрывает мотивацию и приверженность работе, провоцирует враждебность и безразличие.

Мерой силы или слабости эмоциональной компетентности лидера является степень умения максимально раскрывать таланты людей, которыми он руководит. Владение ситуацией, связанной с проявлением эмоций, требует умения улаживать конфликты: способности быстро внушать доверие, достигать взаимопонимания, внимательно слушать, аргументированно убеждать и склонять собеседника к принятию совета. Вам необходимы такие способности, как самоосознание, понимание точки зрения других людей, ощущение присутствия. И тогда за столом переговоров вы будете именно тем человеком, которому все готовы доверять.

Берите пример с лучших

Между успешными руководителями и неуспешными чётко прослеживаются определённые различия.

Самоконтроль : несостоятельные плохо справлялись с затруднительными ситуациями, легко поддавались переменам настроения и были склонны к вспышкам гнева. Удачливые, напротив, при любых стрессах прекрасно владели собой, оставаясь спокойными, уверенными в себе и к тому же надёжными в самые критические моменты.

Обязательность : группа несостоятельных реагировала на критику или неудачу переходом к обороне, начиная отпираться, выкручиваться или обвинять других. Успешные, взяв на себя ответственность, признавали собственные ошибки и неудачи, предпринимали какие-то действия, чтобы разрешить проблемы. Они всегда шли вперёд, не зацикливаясь на своих промахах.

Надёжность : неудачники, как правило, были чрезмерно амбициозны и не стеснялись вырываться вперёд за счёт других. Удачливые отличались исключительной честностью, проявляли неусыпную заботу о нуждах своих подчинённых и коллег, усердно принимались за исполнение насущной задачи. Причём отдавали всему этому явное предпочтение, вместо того чтобы любым способом произвести впечатление на своего босса.

Социальные навыки : неудачникам недоставало эмпатии и чуткости, поэтому они чаще бывали резкими или бесцеремонными, внушая страх подчинённым. И хотя при необходимости они умели расположить к себе собеседников, демонстрируя озабоченность делами других, было очевидно, что обаяние для них - лишь средство манипулировать окружающими. Удачливым было не занимать эмпатии и чуткости, они проявляли такт и внимание, погружаясь в дела других людей, будь то начальники или подчинённые.

Установление связей и использование непохожести людей как средства для достижения цели: бесчувственность и манипулятивная манера поведения группы неудачников оборачивались неспособностью создать надёжную систему отношений взаимовыгодного сотрудничества. Удачливые, лучше понимая ценность непохожести, способны ладить с самыми разными людьми.

Развивайте интуицию

Заведующие отделами кредитования должны предчувствовать возможное ухудшение дел, даже если с цифрами пока всё в полном порядке. Администраторам приходится заранее решать, стоит ли новая продукция затрат времени и средств, необходимых для её разработки.

Начальникам надо уметь взвешенно подходить к вопросу о том, кто из кандидатов на конкретную должность по своему складу характера лучше всего впишется в рабочую группу. Такого рода ситуации требуют умения включать в процесс принятия решения интуитивное чувство в поисках ответа на вопрос, что правильно, а что - нет.

Удачливые руководители отличались честностью, проявляли заботу о нуждах своих подчинённых и коллег

Интуиция и нутряное чувство свидетельствуют о способности воспринимать сигналы, исходящие из внутреннего хранилища эмоциональной памяти - собственного источника мудрости и рассудительности человека. Эта способность составляет истинную суть самосознания. Эмоциональное осознание начинается с настройки на поток чувств, постоянно присутствующий в каждом из нас. С этого момента мы признаём за такими эмоциями способность формировать то, что воспринимаем, о чём думаем и что делаем.

Это осознание помогает понять, что наши чувства оказывают влияние на тех, с кем мы имеем дело. Финансовым консультантам становится ясно, что их собственные эмоции в общении с клиентами могут перекидываться на них, приводя к лучшему или к худшему результату.

Отложите дела

Наши чувства всегда с нами, но мы почти не прислушиваемся к ним. Как правило, мы узнаём о своих эмоциях, только когда они нарастают и наконец выходят из-под контроля. Но если мы будем внимательны, то сможем ощущать их на более тонких уровнях задолго до момента, как они проявятся с такой силой.

У эмоций собственная программа и расписание. Но в нашей суматошной жизни им не находится ни места, ни эфирного времени - и потому они уходят в подполье. Вся эта напряжённая умственно-психическая деятельность заглушает более тихий внутренний голос, который предлагает руководствоваться ресурсами внутренней уверенности, способными удержать нас на плаву в океане жизни.

Но самоосознание можно культивировать. Эдвард Маккрекен, бывший генеральный директор компании Silicon Graphics, сказал: «В нашей отрасли очень часто случается так, что времени на раздумья не остаётся вообще. Вам приходится проделывать всю предварительную работу, а дальше вы должны полагаться на интуицию, не позволяя разуму вмешиваться в этот процесс». Как же Маккрекену удалось научиться пользоваться своей интуицией? Он предавался размышлениям об этом ежедневно на протяжении 10 лет.

Его подход можно назвать освящённым веками способом расслышать собственный внутренний голос - глубоко скрытый, едва уловимый: прервись, чтобы «ничего не делать». Полезное «ничегонеделание» - не банальная возможность увильнуть от работы. Это ценная способность перестать убивать время, растрачивая его попусту, скажем, сидя у телевизора или, что ещё хуже, занимаясь каким-то делом под аккомпанемент работающего телевизора. Просто необходимо отложить на время все другие виды целенаправленной деятельности и заняться тем, что раскроет наше сознание для более глубокого и спокойного восприятия.

Учитесь приспосабливаться

Многим управляющим непросто приспособиться к новой тенденции - распылению ответственности и процесса принятия решений по организации в целом. Поэтому если в наши дни и существует какая-то востребованная компетенция, так это, конечно, приспособляемость.

Чемпионы в этой сфере получают удовольствие от перемен и радуются новациям. Они восприимчивы к новой информации и могут отказаться от старых представлений, приспособившись подобным образом к тому, как им действовать дальше. Они вполне уживаются с ощущением беспокойства, которое часто вызывает всё новое или неизвестное, и готовы рискнуть, переходя на новые методы деятельности.

Приспособляемость требует гибкости, чтобы суметь принять во внимание разные точки зрения на данную ситуацию. А гибкость, в свою очередь, напрямую связана с эмоциональной силой, то есть способностью чувствовать себя комфортно в условиях неопределённости и сохранять спокойствие при встрече с неожиданностями. Другой компетенцией, которая лежит в основе приспособляемости, является уверенность в себе, и такая убеждённость помогает человеку быстро перенастроить свои ответные реакции, безоговорочно бросая всё в ситуации, когда меняется реальность.

Не бойтесь авантюр

Эмоциональный стимул новатора к действию заключается в стремлении найти удовольствие в новизне. Люди с такой профессиональной сноровкой умеют быстро выявлять ключевые задачи и упрощать проблемы, которые подчас кажутся чрезвычайно сложными. Они способны находить оригинальные связи и схемы, на которые другие обычно не обращают внимания.

Дефицит этой компетенции может означать нечто большее, чем простое отсутствие воображения. Люди, у которых риск вызывает дискомфорт, превращаются в критиков и отрицателей. Осторожные, занимающие оборонительную позицию, они могут постоянно высмеивать или подрывать передовые идеи.

в сфере частного предпринимательства слишком большая сдержанность предвещает неудачу

Творческий ум по своей природе слегка недисциплинирован. Между организованным самоконтролем и стремлением к новаторству существует естественная напряжённость. Не то чтобы творческие люди вовсе не владели эмоциями… Нет, более правильно будет сказать, что они охотно поддаются самым разным порывам и совершают больше поступков, чем натуры, менее склонные к авантюризму. В конце концов, именно это и порождает новые возможности. Самоконтроль в смысле соблюдения правил предвещает выдающиеся результаты крупным организациям, особенно тем, где приветствуется бюрократический подход к надлежащему исполнению обязанностей. Но в сфере частного предпринимательства или в творческих профессиях вроде рекламного дела слишком большая сдержанность предвещает неудачу.

Развивайте навык эмоционального присутствия

Эмоционально присутствуя на работе, люди преисполнены внимания и полностью поглощены своей работой - а потому работают, не щадя сил. Они в полной мере реализуют свои творческие идеи, энергию и интуитивные представления во имя общего блага. Окружающие воспринимают их как людей, доступных для диалога и увлечённых своим делом.

Противоположная позиция - психологическое отсутствие - слишком хорошо известна на примере тех людей, которые выполняют свою рутинную работу механически, с очевидной скукой или как-то обособленно. В каком-то смысле они, вполне возможно, и не нашли себя в своей профессии.

Присутствие требует от человека, чтобы «его не выводило из строя беспокойство, чтобы он был открыт, а не закрыт от других», - объяснил Уильям Кан, психолог факультета управления Бостонского университета. Подобное присутствие составляет главный атрибут потока вдохновения: полное внимание или погружение в непосредственно выполняемое задание.

Напротив, врагами присутствия (и потока вдохновения) являются два однотипных недуга - апатия и беспокойство. Полностью присутствуя в той или иной ситуации, мы бываем больше настроены на окружающих нас людей и на требование момента, а потому легко приспосабливаемся к этим требованиям, другими словами - попадаем в струю. Мы можем быть внимательными, забавными или самокритичными, свободно пользуясь любой способностью или умением, которые нужны нам в данный момент.